История канонизации святых петра и февронии. Испытания для Петра и Февронии: история любви

Сведения о Петре и Февронии известны нам из «Повести о Петре и Февронии Муромских» - одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Ее составителем в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария (ок. 1482 - 1563 гг.) был инок Ермолай-Еразм (1500-е - середина XVI века). Согласно «Повести», за несколько лет до княжения Петр убил огненного змея, но от крови змея заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Князю во сне было явлено, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской земли. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, и князь дал обещание жениться на ней. Феврония исцелила Петра, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась; Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней. Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме после этого началась смута, многие стали незаконно претендовать на освободившийся престол, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давыд и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Почитание святых Петра и Февронии

Днем церковного почитания святых Петра и Февронии является 8 июля (25 июня ст. ст.). Указание летописей на то, что преставление князя Давыда и княгини Евфросинии и их погребение выпали на Светлую Седмицу 1228 года, вызывает спор несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Согласно церковной богослужебной традиции, существует два случая поминовения святых - в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В «Повести» речь однозначно идет о дате кончины:

…предаста вкупе святыя своя душа в руце божии месяца июня в 25 день.

Было высказано предположение, что с датой 25 июня, днем святой преподобномученицы Февронии Сирской, связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в недавно обновленный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где мощи находились до советского времени. Собор был снесен в конце 1930-х годов. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царем Иоанном Грозным в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где были выставлены для всеобщего обозрения. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

--------
Библиотека Русской веры

Тропарь и кондак святым Петру и Февронии

Тропарь, глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею своею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся; с ними же молитеся Господеви, сохранити без вреда Отечество ваше, да вас непрестанного почитаем.

Кондак, глас 8

Мира сего княжение и славу, яко временно помышляя, и сего ради благочестно в мире Петре пожил еси, купно и с супружницею своею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше; темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся, сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Святые Петр и Феврония. Иконы

На иконах святые Петр и Феврония изображаются в полный рост, в монашеском облачении. В руках Петра и Февронии изображают крест или свиток.

Храмы в честь святых Петра и Февронии

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Муроме (1555-1557 гг.). Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалыни; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев - благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главный собор Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной.

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Пресвятой Троицы Троицкого женского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI-XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1642-1643 годах старанием Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.

В честь святых Петра и Февронии строится старообрядческий храм (РПсЦ) в г. Муроме Владимирской области.

День семьи, любви и верности

В Русской Православной Церкви установлен специальный день почитания святых - день Петра и Февронии. В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали 15-20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвященным нравственным и духовным семейным ценностям. Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Синод РПЦ 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, которое состоялось в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.

Скульптуры святых Петра и Февронии

В XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии. Скульптурные композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» в российских городах стали устанавливать с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (РПЦ). Скульптуры святым Петру и Февронии установлены в таких городах, как Муром, Архангельск, Сочи, Ульяновск, Ярославль, Абакан, Нижний Тагил, Ейск, Благовещенск, Омск, Самара, Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ижевск, Тамбов, Тула, Клин, Волгоград, Киров, Великий Новгород, Красноярск, Подольск, Обнинск, Сергиев Посад, Волчанск, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Астрахань и многих других.

Народные традиции в день святых Петра и Февронии

Издавна к муромскому князю Петру и его жене Февронии обращались супруги с молитвами о семейном счастье. Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе.

Святые Петр и Феврония. Искусство

Петербургский художник А.Е. Простев создал серию работ, посвященных житию Петра и Февронии Муромских.

Летом 2017 года в прокат вышел «Сказ о Петре и Февронии». Фильм снят по мотивам Повести о благоверных Муромских святых Петре и Февронии.

8 июля — православный праздник семьи и брака, день благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые считаются покровителями супругов. В России в 2008 году был учрежден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус. Светлана Медведева предложила сделать ромашку его символом. О празднике любящих друг друга людей вспоминают все чаще. Станет ли он противовесом католического Дня Святого Валентина? Будут ли влюбленные дарить друг другу ромашки вместо валентинок?

Жизнь и смерть Петра и Февронии

Петр был вторым сыном князя Юрия Владимировича. Он заболел проказой, которую никто не мог вылечить. Однажды страдающему Петру приснился сон (по другим источникам, было видение), что ему может помочь только простая благочестивая девушка Феврония, которая жила в деревне Ласковой под Рязанью. Она умела лечить травами. Ее отец собирал мед диких пчел. Петр нашел Февронию, которая смогла ему помочь. Однако вскоре Петр заболел снова, так как не выполнил свое обещание жениться на Февронии. Князь возвратился к девушке и попросил простить его. После того, как Петр выздоровел, он взял Февронию в жены. Спустя некоторое время Петру, наследовавшему княжение Муромской землей , пришлось покинуть город, ведь Феврония была простолюдинкой и не пришлась ко двору боярам. Но в Муроме началась смута. Бояре обратились к князю с просьбой вернуться и править народом. Петр возвратился вместе с Февронией, после чего беспорядки прекратились, а Муромская земля получила мудрого князя. В преклонные годы супруги приняли монашеский постриг и взяли новые имена Евфросинии и Давида. Однако они оказались в разных монастырях и очень страдали друг без друга. Петр и Феврония постоянно молили Бога о том, чтобы он даровал им смерть в один день. 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года они умерли. Их положили в разные гробы, ведь эти люди были монахами. Но чудесным образом супруги оказались в одной гробнице. В 1547 году Петр и Феврония были канонизированы православной церковью.

История России богата примерами удивительной жизни многих христианских подвижников. Одними из самых почитаемых являются Петр и Феврония Муромские, история любви которых известна во всем православном мире. К их чудотворным мощам ежедневно стекаются тысячи людей с просьбами о помощи в устроении семейной жизни.

Мало кто не знает, кто такие Петр и Феврония. Это русские православные святые, которые правили городом Муромом в XIII веке. Удивительная история жизни князя и его жены стала образцом христианской семьи, брака и взаимопонимания.

В настоящее время мощи Петра и Февронии почивают в Троицком монастыре города. В советский период истории, когда христиане подвергались гонениям, эта святыня чудом избежала поругания. Желая прекратить постоянное паломничество к чудотворным мощам князя и его жены, власти перенесли их в краеведческий музей, где те находились до развала СССР.

Святые угодники Петр и Феврония прославились не какими-либо самоотверженными действиями, а умением стяжать Благодать Божию через добродетели – смирение, милосердие и самоотречение.

История вечной любви правителя города Мурома и его жены, которая не прекратилась даже после смерти, стала образцом для христиан. Супруги обрели святость не через подвиги или чадородие, а через верность друг другу на протяжении всей жизни.

История Петра и Февронии

Повесть начинается с рассказа о брате святого Петра – князе Павле. Он тогда правил Муромом, а к его жене повадился летать блудный змей-оборотень. Чудовище принимало лик супруга, и в этом образе проникало к женщине.

Ей удалось узнать, что змей погибнет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Младший брат обрел волшебное оружие и сразил змея. Но его кровь попала на кожу победителя, из-за чего Петр покрылся язвами и струпьями.

Его исцелила мудрая дева Феврония из деревни Ласково, взяв с князя обещание взять ее в жены. Но он не хотел брать в жены простолюдинку и решил откупиться от девушки дорогими подарками. В результате он снова заболел, вернулся к Февронии, раскаялся в своем поступке и обвенчался с ней.

Чета правила Муромом, но местная знать была недовольна происхождением жены князя. Они не желали ей подчиняться и изгнали из города. Муж отправился вместе с ней. Без них в городе начались беспорядки – дворяне грызлись за право управлять Муромом.

Поняв свою ошибку, местные жители попросили супругов Петра и Февронию вновь вернуться в город. Повествование заканчивается рассказом об их кончине. Они приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Они просили Господа дать им умереть в один день и час, а похоронить тела завещали в едином гробе, который приготовили еще при жизни.

Князь и его жена скончались единовременно, но жители не положили их вместе. На следующее утро их тела чудесным образом оказались в едином гробу, но горожане вновь их разлучили. Та же история повторилась и во второй раз. Тогда Петра и Февронию похоронили вместе, как они и завещали. С тех пор их почитают нераздельно, а их мощи до сих пор почивают в единой раке в Троицком монастыре города Мурома.

Полезное видео: история вечной любви Петра и Февронии

День памяти чудотворцев

8 июля (25 июня по старому стилю) – государственный праздник: День семьи, любви и верности. Этого числа в один день и час отошли ко Господу святые праведники – Петр и Феврония Муромские.

Этот день считался особенным и у языческих восточнославянских народов. После его наступления начиналась заготовка сена. Вообще многие значимые православные даты перекликаются с этим календарем.

Праздник стал государственным в 2008 году по инициативе жителей Мурома и при поддержке Светланы Медведевой – жены Президента РФ. Символом стала простая, но прекрасная полевая ромашка, картинки с изображением которой можно видеть повсюду в этот день.

Это интересно! Ежегодно в день Петра и Февронии в храмах города проходят торжественные богослужения, а к мощам благоверных князей в Троицкий монастырь стекаются тысячи паломников со всех уголков страны и ближнего Зарубежья. Вечером на набережной проходит концерт.

Исследователи, углубляясь в исторические подробности, находят некоторые несоответствия. В летописях сообщается, что князь с женой отошли ко Господу на Пасхальной неделе. Она никак не могла приходиться на 8 июля.

Вполне возможно, что это дата перенесения мощей Петра и Февронии в новый собор Рождества Богородицы. Точное время его постройки не известно, но в XVI в. он уже был возведен. В нем святыня и находилась до прихода советской власти.

Существует еще один день Петра и Февронии – 19 сентября. В этот день в 1992 году их мощи были перенесены в Свято-Троицкий монастырь. Брак лучше заключать в эту дату, поскольку 8 июля приходится на Петров пост.

В настоящее время повесть переведена на современный язык. Оригинал был написан на древнерусском. Подробную историю о святых князе и его жене можно читать в Интернете практически на любом православном портале.

Тем, кто предпочитает бумажный вариант, следует попробовать найти книгу в специализированном магазине или зайти в церковную лавку ближайшего храма или монастыря. В православных обителях обычно представлен широкий выбор литературы, где в подробностях или кратко можно узнать о житиях всех праведников.

Википедия о святых праведниках

Википедия сообщает, что достоверных источников, указывающих на историю реальных прототипов героев, не обнаружено. У исследователей сложилось несколько мнений по этому поводу:

  1. Петр – это князь Давыд, а Феврония – его супруга Ефросиния. Он управлял городом в начале XIII века (1205–1228 гг.). Потом он принял монашеский постриг и получил имя Петр. О его жене никаких достоверных данных найдено не было. Учитывая, что в повести Ермолая указываются аналогичные имена, можно предположить, что это версия больше всего похожа на правду.
  2. Другие ученые склоняются к мнению, что святые князья – всего лишь народные персонажи. Они не имели отношения ни к каким личностям в реальной истории, а были созданы в воображении людей на протяжении веков.

Вся информация о жизни праведников опирается на сведения, полученные из сказания Ермолая.

История жизни святых князей

Жизнь святых Петра и Февронии для каждого человека – это пример непростых отношений между мужчиной и женщиной, которые сумели преодолеть трудности земной жизни и сохранить любовь даже после смерти. Проблемы, с которыми они сталкивались в дремучей древности, не теряют актуальности и сегодня. Вокруг их жития разгорается множество споров.

Скорее всего, инок Еразм не имел точных сведений о событиях, предшествовавших женитьбе князей. Поэтому начало рассказа больше похоже на сказку – оно построено на фольклорных образах и аллегориях.

Дальнейшая жизнь супругов вполне соответствует реальности. В ней нет ничего сверхъестественного. Вслед за браком следует вполне логичное недовольство бояр. Петр не стал пытаться подавить бунт силой, а просто последовал христианским законам смирения и милосердия. Он уповает на волю Божию, и вскоре ситуация благополучно разрешается.

Познавательно! Сильная молитва на успешную торговлю

Последняя сцена из земной жизни князей производит наибольшее впечатление. Никогда не расставаясь, они и в мир иной отошли точно так же – одновременно.

Канонизация Петра и Февронии состоялась в 1547 году, но почитать их начали задолго до этого времени. В Муроме из уст в уста передавалась удивительная история жизни князя и его жены. Именно на основе этих рассказов в середине XVI века было написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Составителем произведения был церковный писатель инок Еразм (Ермолай Прегрешный).

Существует множество изображений, рассказывающих о жизни Петра и Февронии. Особое распространение получили житийные иконы. В центре полотна расположен образ святого, а по краям – основные моменты его жизни.

Одно из таких изображений, которое раньше висело над гробницей праведников, ныне находится в краеведческом музее города. Оно рассказывает об их жизни в хронологическом порядке в точном соответствии с повестью инока Еразма:

Около Спасо-Преображенского монастыря г. Мурома, в котором, как считается, окончил свой земной путь князь Петр, устроен барельеф в память об этих святых. За ним, на ограде, также изображены сцены из жизни святых.

Такими чудотворцев изобразил петербургский художник и иконописец Александр Простев:

Повесть о Петре и Февронии адаптирована для детей. Но только представлена она в виде сказки. Это интересная книга, в которой сплетены две сюжетные линии:

  1. О мудрой деве из простой семьи.
  2. О страшном чудовище, которое было побеждено отважным героем.

Такой вариант произведения включен в школьную программу начальных классов. Поэтому о том, кто такие Петр и Феврония, люди узнают с детства. История сопровождается яркими иллюстрациями, которые позволяют малышам лучше понять суть. Возможно, они извлекут уроки из этой сказки, которые повлияют на их дальнейшую жизнь.

Другой взгляд на жизнь праведников

Некоторые люди, далекие от православия, придерживаются иной точки зрения об истинных обстоятельствах жизни этих святых угодников Божиих.

Критике подвергаются все эпизоды этой красивой легенды:

  1. Змей, приходивший к жене Павла, либо был очень недалекого ума, либо сам подстроил сцену своего убийства. Меч нашелся в рядом стоящем храме, а главный герой рассказа был единственным, кто мог его сразить. Но, скорее всего, вся эта история – не более чем плод воспаленного воображения автора.
  2. Феврония – хитрая и эгоистичная девка, которая захотела стать знатной особой. Никто кроме нее не мог исцелить заболевшего князя. Она воспользовалась его беспомощностью и путем шантажа вынудила взять ее в жены.
  3. Князь – слабовольный лицемер. Взяв в жены нелюбимую женщину, он всю жизнь представлял ее как дорогую супругу.

Как же такие личности умудрились попасть в списки православных святых? В 1547 году, когда они были канонизированы, Иван Грозный вел активную работу по превращению Москвы в Третий Рим. Но в стране тогда было маловато исконно русских православных подвижников, поэтому самодержец отдал указ о «розыске» подходящих кандидатур. РПЦ, стараясь выслужиться перед государем, канонизировала даже сказочных персонажей.

Важно! Праведников молят о помощи в семейных делах, просят удачного замужества и любви.

Полезное видео: история праздника Дня Петра и Февронии

Вывод

Житие святых праведников не стоит воспринимать дословно. Правда это или только красивая легенда, каждый решает по-своему. Эта история пронизана символизмом. Она отражает истинное предназначение супругов – борьба с собственным эгоизмом и гармония в браке. Святые угодники показали пример любви не только к Богу, но и друг к другу. Поэтому рассказ об их жизни не теряет актуальности уже много веков.

День Петра и Февронии в 2019 году отмечается 8 июля. Это народно-христианский праздник. Он приурочен ко дню памяти в Русской православной церкви благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев.

История жизни святых Петра и Февронии

Князь Петр жил в Муроме в XII веке. Он болел проказой. Однажды ему приснилось, что крестьянская девушка Феврония исцелила его при помощи целебных трав. Петр отыскал ее в Рязанских землях. После исцеления он взял в жены свою спасительницу. Пара прожила в мире и согласии до старости.

В преклонных годах они приняли таинство монашеского пострига и попросили Бога умереть в один день. Петр и Феврония скончались 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Их тела разместили в разных обителях, но на следующее утро они оказались вместе.

Петра и Февронию канонизировали в лик святых в 1547 году. Они стали покровителями семьи и брака. Православная Церковь почитает их 8 июля. В России с 2008 года этот день считается Днем семьи, любви и верности.

Традиции и обряды праздника

В этот день в храмах совершается богослужение. Прихожане посещают службы. Супруги молятся святым Петру и Февронии о семейном благополучии, а вступающие в брак просят благословения. Христиане совершают паломничество в Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, где хранятся мощи святых.

В этот день многие влюбленные пары заключают браки или устраивают помолвки. Считается, что такие семьи будут жить в мире и согласии. Влюбленные и незамужние девушки верят, что 8 июля на земле властвуют магические силы. В этот день они гадают на суженых и делают любовные привороты.

Что можно и что нельзя кушать в День Петра и Февронии

Праздник приходится на Петров пост. Если он выпадает на вторник, четверг, субботу или воскресенье, то Православная Церковь в этот день разрешает употреблять в пищу рыбу, на понедельник - горячую пищу без масла, на среду или пятницу - невареную пищу растительного происхождения (сухоядение).

Что нельзя делать в День Петра и Февронии

Приметы и поверья в День Петра и Февронии

  • Погода в этот день предсказывает погоду на ближайшие 40 дней.
  • Если помолиться перед иконой святых Петра и Февронии, то семью будет ожидать благополучие и счастливая жизнь.
  • Если 8 июля посвататься, то будущая семья будет крепкой и дружной.
  • В День Петра и Февронии можно просить у святых здоровья и благополучия для своих детей.
  • Кто проведет этот день в заботах бок о бок с супругом, у того достаток и лад будет в семье.

Несмотря на то, что святые Петр и Феврония жили в начале далекого 13-го века, День семьи, любви и верности - праздник очень молодой. В 2008 году супруга премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана выдвинула инициативу этого торжества, и она была поддержана Государственной Думой. Кстати, именно Светлана Владимировна придумала и символ этого дня - ромашку.

Фото: www.globallookpress.com

Так были ли на самом деле такие исторические личности как Петр и Феврония, или это все дань легенде?

Сказка об огненном змее и мудрой деве

В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.

Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.

На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях - сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.

Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат - князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».

Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».

Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям - в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.

Петр убивает змея Фото: Commons.wikimedia.org

Долгое время Петр безрезультатно лечился, пока не сказали ему, что помочь ему может дочь бортника и Рязанской области Феврония. Девушка пообещала помочь князю, а за услугу просила, чтобы он на ней женился. Петр согласился, Феврония вылечила его, но специально не залечила одну язву. Вернувшись домой Петр и не думал выполнить свое обещание, так как Феврония была простолюдинкой и болезнь возобновилась.

Второй раз приехав к Февронии, князь исполнил обещанное и женился на девушке.

Не проста была жизнь супругов, после кончины старшего брата на муромский престол взошел Петр. Бояре были очень недовольны тем, что княгиня крестьянского рода и вынудили Петра отказаться от престола.

Притча о воде

Супруги уехали из Мурома, плывя по Оке на лодке Феврония заметила, что один из попутчиков смотрит на нее с нескрываемым интересом.

«Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

А потом и жители Мурома догнали князя и княгиню и рассказали им сколько бояр поубивали друг друга в борьбе за княжество и упросили супружескую пару вернуться на престол. Те и правили они еще долгое время в благочестии и верности.

Памятник Петру и Февронии Фото: wikimapia.org

На склоне лет они решили удалиться на покой в монастырь, Петр взял имя Давид, и Феврония стала в иночестве Ефросиньей.

Молили они Бога умереть в один день и час, так оно и случилось - 25 июня 1228 гожа супруги скончались. Несмотря на то, что завещали они похоронить их в одном гробу с тоненькой перегородкой, их похоронили отдельно, но уже на следующий день они вновь оказались вместе.

«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Вот такая легенда, причем интересно и то, что согласно преданию Петр взял в иночестве имя реально существовавшего князя Муромского Давида Юрьевича. Так переплетаются быль и небыль.

С 1547 года Петр и Феврония считаются покровителями православного брака, хотя свадьбы в этот день не играют, так приходится день их поминовения на Петров пост.