Царственные страстотерпцы. Святые Царственные Страстотерпцы (†1918)

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве , он сказал:

"На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе ".

Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви .

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля года и освященный 1 октября года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга , отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла "возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи ] к лику святых страстотерпцев " в году . Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля года данная позиция была одобрена.

Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов , известный публицист и апологет.

Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин) , который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству . Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов) :

«Но видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Если царь-батюшка включен в общий список, то я не могу голосовать против Кирилла Казанского, Агафангела (Преображенского) и других. Но, когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. ... он государственный изменник. ... он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено» .

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия . В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры ".

По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора - именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников , написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона , а по вертикали - с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска . Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции - Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.

В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

Стоит отметить, что с 1990-х годов получили некоторое распространение искажённые формы почитания святого венценосного семейства и в особенности царя Николая, получившие общее название "ереси царебожия ".

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю./ Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Каждый правитель может править, но только царь может умереть за свой народ. Василий Великий

СВЯТЫЕ ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ (17.07)

Святой царь-страстотерпец Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. Последний российский Император был старшим сыном Императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. Наследник рос милосердным и скромным человеком. Образование сына по воле августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе. Его учили быть великодушным, аккуратным, неукоснительно исполнять свои обязанности, не позволять себе ставить свои интересы выше интересов других людей. Он проводил много времени за книгами, удивляя своих учителей необычайной памятью и незаурядными способностями.

Александра, до принятия православия Алиса, родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери выполняли домашнюю работу: убирали постели, комнаты, топили камин. Мать старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов; сами делали гостинцы для больных и сирот.

20 октября 1894 г. умер Государь Александр III, и его старший сын занял его место. Через неделю после похорон состоялось его венчание с принцессой Гессенской Алисой, которая приняла Православие и новое имя Александра Феодоровна. Для нее это не было формальностью: Православие она действительно считала истинной верой и осталась преданной ему до конца. 14 мая 1896 г. в Москве состоялась коронация, омрачившаяся печальными событиями на Ходынском поле.

Господь благословил их брак рождением четырех дочерей — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и сына — Алексея. Неизлечимая наследственная болезнь — гемофилия, обнаруженная у царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. Царская чета покровительствовала Православной Церкви как в России, так и во всем мире: за время правления Николая II были построены сотни монастырей и тысячи храмов. Государь ревностно заботился о духовном просвещении народа: по всей стране были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ.

За время царствования Императора Николая II Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых, чем за весь XIX век.

Во время царствования Николая II Россия занимала ведущие позиции в мире по экономическим показателям, население ее возрослона 50 млн. человек . Государь заботился о народном просвещении; были проведены экономическая, социальная, земельная реформы. Редактор французской газеты «Экономика Европы» Эдмон Тэри в 1914 году писал, что «если скорость развития европейских стран с 1912 по 1950 гг. останется такой, какой она была в 1912 году, то к середине XX века Россия станет господствовать в Европе в политической, экономической и финансовой областях».

Но у Царя было много врагов как вне, так и внутри страны, которые стремились подточить устои православного государства. Большая часть интеллигенции, увлеченная западной идеологией, удалялась от Православия и занимала антимонархические позиции.

В 1905-1907 гг. разразилась первая русская революция. В 1914 году началась Первая мировая война, в которой, как говорил Уинстон Черчилль, Император Николай II в чрезвычайно неблагоприятных условиях привел Россию к порогу победы. С первых дней войны Государь, помимо неусыпных трудов государственных, объезжал фронт, близко принимал к сердцу нужды армии. Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко она лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России. Александра Федоровна и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.

В феврале Император стоял у кормила власти, и армия держалась стойко, оказывая постоянный нажим на немецкие передовые линии; фронт ни в чем не испытывал недостатка; победа не вызывала сомнений. Но революционно настроенные «патриоты» желали поражения русской армии, организовывали мятежи. В феврале 1917 года произошла революция, в результате которой власть перешла к Временному правительству. «Народные представители» требовали, чтобы Государь отрекся от престола. Это произошло 15 марта, а 20 марта Император и его семья: Императрица Александра Феодоровна, Цесаревич Алексий, Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия – были арестованы. Начался их крестный путь.

Следственная комиссия изводила царскую семью обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, обличающего их в государственной измене. После октябрьской революции содержание Царственных узников ужесточилось.

Последним местом ссылки Царской семьи был Екатеринбург, дом Ипатьева, где ей пришлось перенести многочисленные жестокие издевательства. Но все тяготы и искушения эта поистине православная семья переносила с молитвой и неизменным упованием на Бога. Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили царские дети. Все, с кем Царской семье приходилось общаться, видели с ее стороны только незлобие, доброту и искренность, так что предубежденные против них люди резко изменяли свое отношение к ним.

В соответствии с секретным приказом в подвале дома Ипатьева, в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Император Николай II и его семья, а также преданный им доктор Боткин, верные слуги Трупп, Харитонов и камеристка Демидова были расстреляны. Останки их были сожжены.

Царь Николай II и его семья прославлены в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Они молятся сегодня за нашу страну и за каждого православного, обращающегося к ним за помощью.

Потоки клеветы были пролиты на царя и его семью. У него отняли победу в войне, которую он приготовил многолетним трудом, у него отняли царство, свободу и саму жизнь. Но никто не слышал от него слов ропота и осуждения. Он был неизменно ровен и прост даже со своими тюремщиками и мучителями. «Говорят о его слабости, а ведь он сильнейший из сильных: победил самого себя»,- говорил о нем человек, который знал его лучше всех, его супруга, царица Александра.

«Нет такой жертвы, которую я не принес бы ради России», — говорил Государь. И жертва была принесена. Он и вся его семья погибли среди ненависти горячо любимого ими народа, и тела их были преданы поруганию. И 70 лет о них не говорили в России, или говорили с осуждением и насмешкой. И вот случилось явное чудо. Гнев и ненависть в сердце русского человека заменились любовью и чувством вины. И на месте того зловещего Ипатьевского дома в Екатеринбурге построен прекраснейший величавый собор, а на месте захоронения их тел возник монастырь. И храмы в их память возводятся по всей стране, которую они так горячо любили и ради которой умерли… Поистине история – диалог человека и Бога. Наши ошибки и злодеяния Он обращает для нашей пользы и назидания. Сумеем ли мы выучить данный нам урок? Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Почти целый век, 98 лет отделяют нас от страшной даты — 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме Екатеринбурга была расстреляна семья последнего российского императора. Сам Николай ІІ, его жена Александра и пятеро их детей причислены к лику святых и известны нам как царственные страстотерпцы и мученики.

В православии принято отличать страстотерпцев от мучеников. Страстотерпцы — это в первую очередь те, кто смиренно и безропотно принимает скорби (страсти). Причиной их мученической кончины является не исповедание христианской веры, а деятельное исполнение Божьих заповедей.

Отличительная черта страстотерпцев — это их беззлобие. Как раз в дневниковых записях представителей царской семьи есть много подтверждений их беззлобия.

Поэтому во время богослужений Церковь поминает канонизированную семью последнего императора именно как царственных страстотерпцев, но в народе их все чаще называют мучениками. За что? Явно не только за то, что их расстреляла советская власть.

Мученики, страстотерпцы или предатели?

Отношение к личности последнего правителя из династии Романовых всегда характеризовалось впадением в крайности.

Одни укоряли его за мягкосердие и обвиняли в отречении от престола, другие же активно призывали всех к покаянию в грехе цареубийства. Не один священник столкнулся с исповедью, во время которой верующие каялись не в своих грехах, а в том, что на них и их детях лежит кровь убитого царя.

Одни вспоминали императору все его ошибки во внешней и внутренней политике и ставили в укор общение с Григорием Распутиным, другие же устраивали крестные ходы с призывом «Боже, Царя храни».

Но как между этими крайностями разглядеть истину? Очень просто и сложно одновременно. Чтобы составить объективные портреты всех членов императорской семьи, стоит обратиться к житию святых, задокументированным свидетельствам очевидцев и собственно к дневниковым записям самих царственных страстотерпцев. Но мы все же попробуем сделать главные акценты. И они будут относиться не к политической деятельности, а к личностным качествам и религиозному мировоззрению.

Благословенный брак?

Император Николай II родился 19 мая 1868 года в семье влиятельного правителя Александра III. На протяжении всей жизни последний правитель из династии Романовых часто вспоминал о дате своего рождения. В этот день Церковь чтит память Иова Многострадального — одной из самых известных фигур ветхозаветной истории.

Как и святому Иову, Николаю II пришлось пережить много скорбей и потерь. Но они духовно закалили его.

Его жена — императрица Александра (в Германии ее звали Алисой, второе имя получила после принятия православия) — была дочерью герцога Гессенского Людвига IV и внучкой английской королевы Виктории. Немка по происхождению и лютеранка по вероисповеданию, она осознанно приняла православие и искренне полюбила страну своего мужа.

Ноябрь 1894 года был для них знаковым: Николай II стал императором, а через 25 дней они вместе с Александрой повенчались.

На протяжении 1895-1901 годов у них родились четыре дочери: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия . Но сами родители и народ ждали наследника.

В 1904 году родился долгожданный сын Алексей . Это произошло ровно через год после того, как император Николай прославил в лике святых преподобного Серафима Саровского.

Вместе со своей семьей государь совершил паломничество в Саров, во время которого молились особо усердно. Нетрудно догадаться о чем так просили Бога и Серафима Саровского царственные мученики. Рожденный сын и был ответом на их молитвы.

Откуда появился Распутин?

Мальчику по материнской линии перешел тяжелейший недуг — гемофилия (несвертываемость крови). Даже малейший удар мог угрожать ему кровоизлиянием и смертью.

Но разве можно представить бойкого по натуре мальчика, сидящего сложа руки? Приходилось ли вам видеть ребенка, который ни разу не упал, не разодрал локти и не поцарапал коленки? Вряд ли. Вот и Алексей был таким же обычным мальчиком, не застрахованным от падений или царапин.

Болезнь Алексея с повторяющимися обострениями повлияла не только на отца и мать, но и на все семейство. Старшие сестры, видя страдания брата, знали, что такое боль и скорбь. Кроме того, по всей стране служили молебны о цесаревиче, но особо усердно молилась императрица.

Поскольку врачи оказались бессильны перед этим недугом, дверь в дом государя была открыта для всех, кто мог облегчить страдания цесаревича. Так в кругу близкого общения императора оказался Григорий Распутин , которого одни принимали за «человека Божьего», а вторые — за шарлатана и младостарца. Как свидетельствуют приближенные к семье, он действительно помогал цесаревичу Алексею переживать приступы гемофилии, вследствие чего этот крестьянин с неоднозначной репутацией имел особое влияние на Николая II и принятие политических решений.

Но эти вопросы уже относятся к политическому портрету последнего российского императора. Церковь же канонизировала царственных мучеников не за их государственную деятельность, а за их веру, любовь и милосердие, смирение и безропотное терпение скорбей.

Отрекся престола ради блага страны?

Можно годами анализировать все «ошибки» внешней и внутренней политики Николая ІІ, обвинять его за то, что слушал Распутина, а 2 марта 1917 года так легко отрекся от престола.

Можно часами говорить о том, что император был настолько слабохарактерным, что во всем слушал жену, жил прошлым веком и не хотел принимать того, что Россия выросла из абсолютного самодержавия. Но оставим эти вопросы для рассмотрения историков и политологов.

Как бы там ни было, последний император поступал так не ради себя. Если бы он спасал «свою шкуру» и семью, то на следующий же день оказался бы в Европе. С немецкими и британскими корнями императрицы, а также и его пестрой родословной было бы не так уж трудно найти себе приют в «теплой загранице».

На самом деле Николая ІІ убедили в том, что без его правления народу будет лучше. Но даже отказавшись от престола, он не смог покинуть страну. Да и его супруга потом написала в дневнике:

Без веры невозможно было бы жить... Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем.

Что такое «русская Голгофа»?

С 22 марта 1917 года начинается арест царской семьи, который продлится до 17 июля 1918-го. За эти почти полтора года семья духовно проживет больше, чем за предыдущие десятилетия. Этот тяжелый путь многие называют русской Голгофой. Почему? Об этом дальше.

Почти пять месяцев семья провела в Царском Селе. Тогдашние стеснения были не особо ощутимы. Супруги могли видеться только за трапезой и общаться обязательно на русском. Но вместе с тем все члены семьи совместно молились, присутствовали на службах. Хватало времени для прогулок и чтения книг.

В этот период Временное правительство пыталось расследовать деятельность императора, но ничего безнравственного и порочного так и не нашло. Вполне логично было бы отпустить семью, но вместо этого их перевезли в Тобольск.

Уменьшилось количество писем и визитов в храм. Но, как свидетельствуют дневниковые записи, ни родители, ни дети не переставали молиться, время от времени исповедовались и причащались, а главное — смиренно переносили свое заточение.

Единственное, с чем не мог смириться Николай II, так это с последствиями его отречения. Дневники и свидетельства очевидцев частично передают глубину его переживаний.

На апрель-май 1918-го выпало начало последнего этапа их восхождения на русскую Голгофу. Семью перевезли в Екатеринбург, где поселили в Ипатьевском доме. По воспоминаниям очевидцев, все члены семьи понимали, чем закончится их заключение. Даже младший Алексей как-то сказал: Если будут убивать, хоть бы не мучили.

14 июля 1918 года состоялась последняя их Литургия, а в ночь с 16 на 17 июля — трагическое убийство. Вместе с членами императорской семьи расстреляли и людей, которые помогали им и разделяли горечь ссылки, — доктора, горничную, лакея, повара…

Начало народного почитания

Тогдашний патриарх Тихон благословил служить панихиды об упокоении царской семьи. Фактически с этого момента началось еще не официальное почитание царственных страстотерпцев.

Лишь в 1981 году Зарубежная Церковь причислила их к лику святых, а РПЦ еще позднее — только в 2000 году. Среди многих верующих не было сомнений в их святости: исцелялись больные, мироточили иконы. Некоторые же ставили в упрек политическую деятельность императора.

В комиссии по канонизации оставались вопросы по поводу мощей. Как известно, святых не просто расстреляли, а еще и подожгли. Только в 1991-м недалеко от Екатеринбурга нашли останки пятерых людей. В ходе следствия стало известно, что они действительно принадлежат расстрелянным в доме Ипатьева. Лишь через 16 лет, в 2007-м, были найдены останки еще двух членов императорской семьи — Алексея и Марии. Сегодня останки покоятся в Петропавловском соборе Петербурга.

К святым царственным мученикам все чаще обращаются верующие с разнообразными молитвами. Количество историй об удивительной помощи свидетельствует о том, что в лице царственной семьи верующие обрели себе надежных молитвенников.

Интересные факты об императорской семье

В жизни святых мучеников есть много подтверждений их глубокой религиозности и высокой нравственности. Вот лишь несколько историй, о которых знают далеко не все православные.

  1. За несколько лет правления императора Николая к лику угодников Божьих причислили больше святых, чем за XVIII и XIX века. Среди прославленных — Серафим Саровский, Ефросиния Полоцкая, Иоанн Тобольский и другие. За менее 25 лет императорства Николая Александровича было открыто свыше 250 монастырей и 10 тысяч приходских церквей.
  2. Во время войны императрица Александра и старшие дочери были сестрами милосердия, ухаживали за ранеными. Они не отличались от других сестер, поэтому больные часто даже не знали, кто о них так заботится.
  3. Советская власть пыталась всячески очернить царственных мучеников, но не находила в их поведении ничего безнравственного. Наоборот, даже не стала публиковать дневники и переписку членов семьи якобы из-за того, что если бы люди почитали это, сами назвали бы их святыми.
  4. О высокой моральности всей семьи, нравственности и христианской любви свидетельствуют дневники и переписка всех членов семьи. Даже в тяжелое время испытаний они пытались жить по Евангелию, до конца пройти путь, который потом назвали русской Голгофой. В одном из писем вторая дочь, Ольга, писала: Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь.
  5. В октябре 1977 года советские власти снесли Ипатьевский дом. Согласно неофициальной версии, которую подтверждают многие очевидцы того времени, на протяжении годов на стенах этого дома проступали красные пятна. Чтобы ни делали, как бы ни красили стены, кровавые знаки появлялись вновь и вновь. В наше время на этой территории построили огромнейшую церковь высотой 75 метров и назвали ее «Храм-на-Крови» царственных страстотерпцев.

Интересные факты из жизни императорской семьи, а также истории их помощи вы узнаете из этого фильма:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

С вятой царь-мученик Николай II родился 6/19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. Последний российский Император был старшим сыном Императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля ХристианаVII).

Великий князь Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. «Я родился в день Иова Многострадального, - говорил он, - и мне предназначено страдать». Близкие отмечали: «У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая». Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб, во время которых любил подпевать церковному хору.

Образование сына по воле августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе. Он проводил много времени за книгами, удивляя своих учителей необычайной памятью и незаурядными способностями. Будущий Государь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук под руководством выдающихся наставников и прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте.

Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил сына во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий царь воочию увидел людское горе и неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

Несколько раз Господь чудесно спасал царевича от гибели: в 1888 году при крушении царского поезда под Харьковом, в 1891 году во время путешествия царевича по Дальнему Востоку, когда в Японии на него было совершено покушение.

Со своей будущей супругой царевич познакомился в 1884 году на свадьбе великого князя Сергея Александровича. Это была сестра невесты - принцесса Алиса Гессенская. Будущей российской императрице Александре Феодоровне было тогда 12 лет. Юношеская симпатия вскоре переросла в дружескую привязанность и нежную любовь.

Алиса родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери выполняли домашнюю работу: убирали постели, комнаты, топили камин. Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим. Дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов; принося с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных и престарелых людей.

Весной 1894 года, видя непоколебимое решение царевича вступить в брак с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, августейшие родители дали наконец на то свое благословение. «Спаситель наш сказал: "Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог», - писал великий князь Николай в то время, - слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Алисе переход в православную веру и дать мне ее в жены». С глубокой верой и любовью царевич убедил принцессу принять святое Православие. В решающем разговоре он сказал: «Когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, - Вы их полюбите, и ничто не будет нас разделять».

Осенью 1894 года, во время тяжелой болезни Государя, царевич неотступно находился у его постели. «Как преданный сын и как первый верный слуга своего отца, - писал он невесте в те дни, - я должен быть с ним везде».

За несколько дней до кончины Александра III в Россию прибыла принцесса Алиса. Чин присоединения ее к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Во время миропомазания она была наречена Александрой - в честь святой царицы-мученицы. В тот знаменательный день августейшие жених и невеста после таинства Покаяния вместе причастились Святых Христовых Тайн. Всей душой, глубоко и искренно приняла Александра Феодоровна Православие. «Твоя страна будет моей страной, - говорила она, - твой народ - моим народом и твой Бог - моим Богом». Вскоре состоялось их венчание.

В день смерти своего отца, Императора, Николай Александрович в глубокой скорби сказал, что он не желал царского венца, но принимает его, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли, что он надеется на Господа Бога, а не на свои слабые силы.

На всю жизнь сохранил в своем сердце царевич заветы державного отца, произнесенные им накануне кончины: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будут для тебя основой твоей жизни... В политике внешней - держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней - прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она - основа всякого государства».

Император Николай II взошел на престол 20 октября (2 ноября) 1894 года. Делами любви и милосердия отметил Государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

Венчание Николая II на царство состоялось 14 (27) мая 1896 года в Москве, в Успенском соборе Кремля. Московский митрополит Сергий обратился к нему со словами: «...как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Через помазание видимое да озарит невидимая сила свыше Твою самодержавную деятельность ко благу и счастью Твоих верноподданных».

Православный царь при совершении таинства Миропомазания, во время венчания на царство, становится священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа. Эта благодать действует через него при соблюдении им закона и удерживает распространение зла в мире. По слову апостола Павла, «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий» (2 Фес. 2, 7). Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой духовной миссии, лежащей на помазаннике Божием.

По роковому стечению обстоятельств дни коронационных торжеств были омрачены трагедией на Ходынском поле, где собралось около полумиллиона человек. В момент раздачи подарков произошла страшная давка, унесшая жизни более тысячи человек. На следующий день Государь и Государыня присутствовали на панихиде по погибшим и оказали помощь семьям пострадавших.

Государь Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Император Всероссийский стал вдохновителем Первой всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 году. Он первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине царем-миротворцем.

Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. По своей природе он был совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования Государь не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании, дошедшая до царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

Удивительно искренний взгляд Государя всегда светился неподдельной добротой. Однажды царь посетил крейсер «Рюрик», где находился революционер, давший клятву убить его. Матрос не выполнил обета. «Я не смог этого сделать, - объяснил он. - Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково...»

Государь в своем правлении и повседневной жизни придерживался исконно русских православных начал. Он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов. «Русский язык так богат, - говорил он, - что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения».

Государь был бессребреником. Нуждающимся он щедро помогал из своих собственных средств. Его доброта никогда не была показной и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Четыре миллиона рублей царских денег, которые со времени правления Императора Александра II находились в Лондонском банке, Николай Александрович истратил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений. «Его платья были часто чинены, - вспоминал слуга царя. - Не любил он мотовства и роскоши».

Христианские добродетели Государя - кротость и доброта сердца, скромность и простота многими были не поняты и приняты за слабость характера. Однако благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, так необходимая помазаннику Божию для царского служения. «О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям, - писал президент Франции Лубе. - Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой».

Во время трудной войны с Японией, начавшейся в 1904 году, Государь заявил: «Я никогда не заключу позорного и недостойного великой России мира». Русская делегация на переговорах о мире с Японией следовала его указанию: «Ни гроша контрибуций, ни пяди земли»! Несмотря на оказываемое на царя со всех сторон давление, он проявил твердую волю, и достигнутый успех в переговорах всецело принадлежит ему.

Государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. Глубокая вера в Промысл Божий укрепляла его и давала совершенное спокойствие духа, которое никогда не оставляло его. «Сколько лет я жил около царя - и ни разу не видел его в гневе, - вспоминает его слуга. - Всегда он был очень ровный и спокойный». Император не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности. В решающий момент Кронштадтского мятежа, в 1906 году, Николай Александрович после доклада министра иностранных дел сказал: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи - в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».

Царская чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения августейших супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Редким семейным счастьем Господь благословил нас, - записал в дневнике Николай Александрович, - лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей - Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и сына - Алексея. Долгожданный наследник престола родился 12 августа 1904 года, он стал любимцем всей семьи. Близкие отмечали благородство характера царевича, доброту и отзывчивость его сердца. «В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты, - говорил один из его учителей, - душа его - самая благодатная почва для всех добрых семян». Алексей любил людей и старался всеми силами помочь им, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обижен. «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных, - говорил он. - Я хочу, чтобы все были счастливы».

Неизлечимая наследственная болезнь - гемофилия, обнаруженная у царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Во время обострения болезни в 1912 году врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, однако Государь на вопросы о здоровье царевича смиренно отвечал: «Надеемся на Бога».

Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», - считала Государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь, - такими должны быть и мои дети». Воспитание детей царской семьи было проникнуто религиозным духом. Все ее члены жили в соответствии с традициями и нормами православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов, исповедь и причащение Святых Христовых Тайн были неотъемлемой частью их быта.

Свои заботы и внимание царевич и великие княжны распространяли на всех, кого знали, в обращении были просты. Они воспитывались в простоте и строгости. «Долг родителей в отношении детей, - писала Государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог». Царевич и великие княжны спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались скромно; платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей царевича Алексея были щи, каша и черный хлеб, «которые, - как говорил он, - едят все мои солдаты».

Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских людей. Августейшая семья вела замкнутый образ жизни. Они не любили торжеств и громких речей, придворный этикет был им в тягость. Царица и великие княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной литургии. «А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они к Святой Чаше!» - вспоминал архиепископ Полтавский Феофан. По вечерам царь часто читал вслух в семейном кругу. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. «Для Бога нет невозможного, - писала Государыня. - Я верю в то, что, кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует».

Александра Феодоровна была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных - простых, незнакомых людей, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыня была убеждена: дети должны знать, что кроме красоты и радости в мире много печали и безобразия. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом «оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом».

Государыню называли настоящей подвижницей в деле благотворительности. Александра Феодоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне. Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства царица построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались всякому ремеслу.

Царская чета покровительствовала Православной Церкви как в России, так и во всем мире: за время правления Николая II были построены сотни монастырей и тысячи храмов. Государь ревностно заботился о духовном просвещении народа: по всей стране были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ.

За время царствования Императора Николая II Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых, чем за весь XIX век. Церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосии Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год; ознакомившись с материалами к прославлению великого старца, царь не согласился с мнением Синода и дерзновенно начертал резолюцию: «Немедленно прославить»), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

Летом 1903 года царская чета приехала в Саров на великое духовное торжество, собравшее сотни тысяч православных русских людей. Государь пешком, благоговейным паломником, на своих плечах нес гроб со святыми мощами великого угодника Божьего Серафима и причащался за службой вместе с Государыней Святых Христовых Тайн. В Дивеевском монастыре их величества посетили блаженную старицу Пашу Саровскую, которая предсказала трагическую судьбу царской семьи. Православная Россия в те памятные дни трогательно выражала царю и царице свою любовь и преданность. Здесь они воочию увидели подлинную Святую Русь. Саровские торжества укрепили в царе веру в его народ.

Государь сознавал необходимость возрождения России на духовных началах Святой Руси. «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению, - писал в то время праведный Иоанн Кронштадтский, - и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». По замыслу Государя, успех задуманного во многом зависел от восстановления патриаршества и выбора патриарха. После глубоких размышлений он решил возложить, если Богу будет угодно, тяжелое бремя патриаршего служения на себя, приняв монашество и священный сан. Царский престол он полагал оставить своему сыну, назначив регентами при нем императрицу и брата Михаила. В марте 1905 года Государь встретился с членами Святейшего Синода и сообщил им о своем намерении. В ответ последовало молчание. Великий момент был упущен - «Иерусалим не узнал времени посещения своего», Синод не разглядел в Государе своего патриарха.

Государь, как носитель верховной власти православного самодержавного царства, нес священные обязанности вселенского покровителя и защитника Православия, оберегая церковный мир во всем мире. Он встал на защиту гонимых, когда турки вырезали армян, притесняли и угнетали славян, и широко открыл границы России беженцам-христианам. Когда летом 1914 года Австро-Венгрия напала на беззащитную Сербию, царь Николай II без колебаний ответил на призыв о помощи. Россия защитила братскую страну. Сербский королевич Александр направил Государю послание: «Тяжелейшие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности, которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности Вашему Величеству за помощь и защиту будут свято храниться в сердцах сербов».

Помазанник Божий глубоко сознавал свой долг царского служения и не раз говорил: «Министры могут меняться, но я один несу ответственность перед Богом за благо нашего народа». Исходя из исконно русского начала соборности, он стремился привлечь к управлению страной лучших людей, оставаясь решительным противником введения в России конституционного правления. Он пытался умиротворить бушующие политические страсти и дать внутренний мир стране.

На двадцатом году царствования Николая II русское хозяйство достигло высшей точки своего расцвета. Урожай зерновых увеличился вдвое по сравнению с началом правления; население выросло на пятьдесят миллионов человек. Из безграмотной Россия быстро становилась грамотной. Экономисты Европы в 1913 году предсказывали, что к середине текущего века Россия будет господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношениях.

Мировая война началась утром 1 августа 1914 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Николай II приехал на Дивеевское подворье Петербурга и молился со слезами перед образом великого старца. Дивеевская блаженная Паша Саровская говорила, что войну затеяли враги Отечества, чтобы свергнуть царя и разорвать Россию на части.

Через несколько дней после начала войны Государь с семьей прибыл в Москву. Ликовал народ, звонили колокола Первопрестольной. На все приветствия царь отвечал: «В час военной угрозы, так внезапно и вопреки моим намерениям надвинувшейся на миролюбивый народ мой, я, по обычаю державных предков, ищу укрепления душевных сил в молитве у святынь Московских».

С первых дней войны Государь, помимо неусыпных трудов государственных, объезжал фронт, города и села России, благословляя войска и ободряя народ в посланном ему испытании. Царь горячо любил армию и близко принимал к сердцу ее нужды. Известен случай, когда Государь прошел несколько верст в новом солдатском обмундировании, чтобы оценить его пригодность для солдатской службы. Он по отечески заботился о раненых воинах, посещая госпитали и лазареты. В обращении его с низшими чинами и солдатами чувствовалась неподдельная, искренняя любовь к простому русскому человеку.

Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко она лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России.

Александра Феодоровна и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю свою любовь и заботу. Ободрял страдающих и царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Государыня работала в операционной. Очевидцы вспоминают: «Она подавала стерильные инструменты хирургу, помогая при самых сложных операциях, принимая из его рук ампутированные руки и ноги, убирая окровавленную и завшивленную одежду». Она делала эту работу с тихим смирением и неутомимостью человека, которому Бог как будто и предназначил это служение. Во время тяжелых операций воины нередко умоляли Государыню быть около них. Она утешала раненых и молилась вместе с ними.

Государь обладал ценнейшими для военачальника качествами: высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения в любых обстоятельствах. Летом 1915 года, в тяжелейшее для русской армии время, царь принял на себя верховное командование войсками. Он был убежден, что лишь в этом случае враг будет разбит. Как только помазанник Божий встал во главе армии, счастье вернулось к русскому оружию. Подъему боевого духа солдат во многом способствовал и приезд на фронт юного царевича Алексея.

Весной 1916 года по воле царя в действующую армию привезли из Московского Кремля Владимирскую икону Божией Матери, перед которой с верой и надеждой служили молебны. В это время Государь приказал начать наступление на Юго-Западном фронте, увенчавшееся большим успехом. Пока Государь возглавлял войска, неприятелю не было отдано ни пяди земли.

К февралю 1917 года армия держалась стойко, войска ни в чем не испытывали недостатка, и победа не вызывала сомнений. Император Николай II в тяжелейших условиях подвел Россию к порогу победы. Враги не дали ему переступить этот порог.

В декабре 1916 года Государыня посетила в Новгороде Десятинный монастырь. Старица Мария, которая уже много лет лежала в тяжелых веригах, протянула к ней высохшие руки и произнесла: «Вот идет мученица - царица Александра», обняла ее и благословила. Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году все клала земные поклоны перед портретом Государя. «Он выше всех царей будет», - говорила она. На портреты царя и царской семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные мученики, молите Бога о нас». Однажды царю передали ее слова: «Государь, сойди с престола сам».

Наступило 15 марта 1917 года. В столице нарастали волнения. В действующей армии вспыхнул «генеральский бунт». Высшие чины армии просили Государя отречься от престола «ради спасения России и победы над внешним врагом», хотя победа уже была предрешена. Не нарушая присяги помазанника Божьего и не упраздняя самодержавной монархии, Император Николай II передал царскую власть старшему из рода - брату Михаилу. В этот день Государь записал в дневнике: «Кругом измена, трусость и обман». Государыня, узнав об отречении, сказала: «Это воля Божия. Бог допустил это для спасения России».

Именно в тот роковой день в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со скипетром и державою в руках. Пречистая приняла на Себя бремя царской власти над народом России.

Начался крестный путь царской семьи на Голгофу. Она всецело предала себя в руки Господа. «Все в воле Божией,- говорил Государь в трудные минуты жизни,- уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее».

Молчанием встретила Россия весть об аресте 21 марта 1917 года царя и царицы Временным правительством. Следственная комиссия изводила царскую семью обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, обличающего их в государственной измене. На вопрос одного из членов комиссии, почему еще не опубликована их переписка, ему ответили: «Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым».

Августейшая семья, находясь в заключении в Царском Селе, неустанно трудилась. Весной Государь с детьми очищал парк от снега, летом они работали на огороде, рубили и пилили деревья. Неутомимость царя так поразила солдат, что один из них сказал: «Ведь если ему дать кусок земли и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает».

В августе 1917 года царскую семью повезли под охраной в Сибирь. В день праздника Преображения Господня на пароходе «Русь» они прибыли в Тобольск. При виде августейшей семьи простые люди снимали шапки, крестились, многие падали на колени; плакали не только женщины, но и мужчины. Режим содержания царственных узников постепенно ужесточался. Государыня писала в то время: «Надо перенести, очиститься, переродиться!» Ровно через год после отречения, в Тобольске, Государь записал в дневнике: «Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что дольше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? А все-таки никто как Бог! Да будет воля Его святая!»

Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили царские дети. Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший царских детей, писал: «Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, безусловная преданность воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи - страстной и греховной - меня привело в изумление».

Царская семья всем сердцем любила Россию и не мыслила жизни вне Родины. «Мы до сего времени, - вспоминали слуги Государя, - такого благородного, сострадательного, любящего, праведного семейства не видели и, наверное, больше не увидим».

В конце апреля 1918 года августейших узников привезли под конвоем в Екатеринбург, который стал для них Русской Голгофой. «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой, - говорил Государь, - да свершится воля Божия!» Постоянные оскорбления и издевательства со стороны охраны в Ипатьевском доме причиняли царской семье глубокие нравственные и физические страдания, которые они переносили с беззлобием и всепрощением. Государыня Александра Феодоровна записала в дневнике, вспоминая слова святого Серафима Саровского: «Укоряемы - благословляйте, гонимы - терпите, хулимы - утешайтесь, злословимы - радуйтесь. Вот наш путь. Претерпевший до конца спасется».

Царская семья сознавала приближение смерти. В те дни великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

В воскресенье 1 (14) июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из царственных узников не пел во время службы, они молились молча. По чину службы положено в определенном месте прочесть молитву об умерших «Со святыми упокой». Вместо прочтения дьякон на этот раз запел молитву. Несколько смущенный отступлением от устава, стал петь и священник. Царская семья опустилась на колени. Так они подготовились к смерти, приняв погребальное напутствие.

Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него - он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». В письме Государя к сестре как никогда проявилась сила его духа в тяжкие дни испытаний: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его святая воля».

В ночь с 3 на 4 июля (ст. ст.) 1918 года в Екатеринбурге совершилось злодейское убийство царской семьи. По Промыслу Божию Царственные мученики были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.

В ночь их мученической кончины дивеевская блаженная Мария волновалась и кричала: «Царевен - штыками! Проклятые!» Неистовствовала страшно, и только потом поняли, о чем она кричала. Под сводами Ипатьевского подвала, в котором Царственные мученики и их верные слуги закончили свой крестный путь, были обнаружены оставленные палачами надписи. Одна из них состояла из четырех каббалистических знаков. Она расшифровывалась так: «Здесь, по приказанию сатанинских сил, царь был принесен в жертву для разрушения государства. О сем извещаются все народы».

Не случайна и сама дата изуверского убийства - 17 июля. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который своей мученической кровью освятил единодержавие Руси. По свидетельству летописцев, заговорщики убили его самым жестоким образом. Святой князь Андрей первым провозгласил идею Православия и самодержавия основой государственности Святой Руси и был, по сути, первым русским царем.

В те трагические дни Святейший Патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе, во всеуслышание заявил: «На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но он не сделал этого, желая страдать вместе с Россией».

Вскоре после революции митрополиту Московскому Макарию было видение Государя, стоящего рядом со Христом. Спаситель сказал царю: «Видишь, в Моих руках две чаши - вот эта, горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, - для тебя». Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Спаситель вынул из горькой чаши раскаленный уголь и положил Государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал как светлый дух... И вновь увидел святитель Макарий царя среди множества народа. Своими руками он раздавал ему манну. Незримый голос в это время произнес: «Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен».

Господь прославил Своих угодников. Многочисленны свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к царственным страстотерпцам. Речь в них идет об исцелениях, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников. Особенно обильны свидетельства о благоухании, мироточении и даже кровоточении икон с изображениями Императора Николая II и царственных страстотерпцев.

Святые Царственные мученики и страстотерпцы были канонизированы: в 1934 году - Сербской Православной Церковью, в 1981 году - Русской Православной Церковью Заграницей, в 2000 году - Русской Православной Церковью.

Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

Величие последнего императора Российского, явившего образец православия Государя на многие века, состоит не в победных сражениях, славных подвигах и богатом наследии. Оно воплощается в служении Христу и России не только той эпохи и времени, но государству будущего века, ради которого принял непростую кончину. Вместе с Великим Государем мученический венец разделили его близкие и единомышленники, его семья - Святые Царственные страстотерпцы.

Русских Царей украшение

Последний российский император династии Романовых в истории остался примером и образцом православия во власти. Своей благочестивой жизнью и служением народу Император Николай II полностью соответствует представлению об истинно верующем христианине и православном человеке, исповедующем веру во Христа не только на словах, но и на деле. Причём вера в Господа не была каким-то жестом рекламной политики и пропаганды правителя, но глубокой основой мировоззрения великого государя. Христианские принципы были заложены в основу политики императора Николая II. Вместе с царём православные принципы полностью разделяли все члены его семьи. В 2000 году царская семья была канонизирована как Святые Царственные страстотерпцы.

Почитание народом великих мучеников

С момента насильственной смерти членов царской семьи простые люди на Урале не смогли просто так подвергнуть забвению убиенных. В Екатеринбурге люди стали приходить к месту, где стоял дом, в подвале которого было совершено убийство, наводили порядок на этой территории и считали это место непростым, особенным. Памятной датой в истории почитания мучеников стал день 16 июля 1989 года. В этот день впервые прозвучали открыто молитвы в память Царственных страстотерпцев. Изначально в то время ещё атеистически настроенные власти города Екатеринбурга восприняли этот импровизированный молебен как вызов властям. В тот день были арестованы многие участники молитвы. На следующий год в этот день собралось ещё больше людей помолиться за Святых Мучеников. Вскоре на месте разрушенного дома был установлен возле которого верующие стали молиться и читать акафист Царственным страстотерпцам. Через год был проведён Крестный ход к царскому месту, совершено богослужение, и с этого момента к местам, где приняли мученическую смерть венценосные мученики, потянулись молитвенные обращения православных.

Чудо знамения для укрепления веры

Первое свидетельство того, что великий государь с семьёй продолжают снисходить к грешникам, случилось во время установки поклонного креста на месте страшной казни членов венценосного семейства в октябре 1990 года. Во время его воздвижения в дождливую погоду вдруг разошлись облака, и с неба упал яркий свет. Чудесное знамение продолжалось около четверти часа, затем исчезло. В тот момент все молящиеся ощутили присутствие Бога. Место, где приняли мученический конец Царственные страстотерпцы, несомненно, отметилось признаком святости.

Не менее особыми считаются места, где уничтожались тела погибших, и, возможно, остались какие-то их частицы. И о том, что эти места святые, было достаточно много знаков и знамений, как говорят очевидцы, доказательств с неба. Люди видели и огненный крест, и огненные столпы, кто-то видел образы членов царской семьи… И для многих это стало переломным моментом в их духовной жизни. Многих православных привели к Христу Царственные страстотерпцы. После уничтожения царской семьи православная Россия продолжала в царе Николае II иметь отца.

Молитвенники у престола за землю русскую

О том, что последний русский царь и члены его семьи стали на небесах искренними просителями за благосостояние земли русской, люди стали понимать с возрождением духовности в обществе. Вокруг царской семьи в период богоборчества и атеизма сформировалось много негативных мифов, однако постепенно в обществе пересмотрели своё отношение к семье Романовых. С возрождением православия многие поступки и принципы царя-христианина люди смогли истолковать с точки зрения верующего, истинной ценностью которого являются любовь и забота о ближнем, а также смирение и отказ от собственных интересов ради благосостояния ближнего.

"Их глаза отражают небо..."

Свидетельствовала, что в студенческие годы относилась к Царской династии так же, как и большинство её современников. Однажды, идя по улице, она обратила внимание на групповой портрет семьи Романовых, выставленный в витрине. Поражённая студентка вдруг поняла, что глаза этих людей отражают небо. В действительности глаза человека отражают то, на что он смотрит, но люди, наделённые умением постоянно обращать взор к небу, встречаются достаточно редко. Возможно, поэтому люди и стали обращаться с молитвенными просьбами к всё чаще и чаще, и не только в день памяти Царственных страстотерпцев.

Истинный пример православной семьи

Царские мученики навсегда остались в памяти потомков-христиан образцом православной семьи, в которой царил домострой, но при этом все члены были одним целым. Проблема современной семьи в том, что родителям постоянно не хватает времени на полноценное общение со своими детьми, на времяпровождение в обществе друг друга. Семья Романовых явила образец единения всех вокруг общих ценностей. О православном воспитании детей царица Александра говорила, что родители сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей. Происходить это должно не на словах, а на деле, так как авторитетные для детей люди могут наставлять их примерами своей жизни. Эта аксиома известна всем уже много веков, однако мало просто знать, необходимо уметь положить это знание в основу системы педагогического воздействия на детей. И пример такой семьи, который оставили потомкам Царственные страстотерпцы, очень яркий.

Носитель идеалов Святой Руси

Большинство представителей высшей аристократии начала 20 века назывались христианами лишь по имени, не принимая православие за основу собственного мировоззрения. Совсем по-другому видел свою миссию на земле царь Николай II. Царственные страстотерпцы принимали православную веру всерьёз, потому в высшем обществе считались чужими и непонятными. До последнего своего часа члены венценосной семьи продолжали молиться Господу и Святым, являя тем самым своим тюремщикам образец смирения и глубокой веры в справедливость воли Божьей. Упование на покровительство небесных заступников подтверждает и тот факт, что во время богослужения, совершенного для царской семьи за три дня до расстрела, во время пения молитвы «Со святыми упокой…» все Царственные мученики одновременно преклонили колени. Потому убийство членов семьи Романовых невозможно представить как политическое ‒ это деяние расценивается как святотатство. До сих пор на России лежит великий грех цареубийства.

«Царь простил нас и на небе просит, чтоб Господь простил…»

Сегодня к Великим мученикам всё больше обращаются с молитвенными просьбами об укреплении семьи, здоровье наследников, правильном формировании их морального духа в соответствии с христианскими идеалами. Для духовной и России важное значение имеет то, что многие храмы стали посвящаться Страстотерпцам. Строится и в самой Москве Храм Святых Царственных страстотерпцев. Свою историю эта церковь ведёт с 2011 года ‒ именно тогда было принято решение о ее строительстве. В престольной это первый храм, посвящённый канонизированной семье Романовых. О том, что такой храм необходимо иметь в Москве, православные говорили давно, потому и почитание к этой обители особенное со стороны прихожан. Проблемы современной России требуют особенной молитвенной поддержки и помощи в разрешении, поэтому потянулись православные в храм Царственных страстотерпцев с молитвами о возрождении и процветании государства Российского.

«Свет Христовой веры…»

Во время гонений на императорскую семью она явила миру образец сплочения вокруг Господа и истинной веры. Тот храм, который носит имя Святых страстотерпцев, имеет такое же призвание: сплачивать истинно верующих христиан вокруг Христа Спасителя. Особенным днём для прихожан этого храма считается день Памяти Царственных страстотерпцев, который традиционно отмечается церковью 17 июля. Особые служения проходят в этот день в Московском храме, в основу которого заложена капсула с землёй, привезённой с места трагической кончины канонизированных членов святой семьи. Поэтому считается, что святые останки пребывают с людьми в этом месте во время молитв и обращений к Господу и Святым венценосным великомученикам.

с ликом царя-мученика

В конце 90-х годов 20 века московскому доктору в день Царственных страстотерпцев кто-то из пациентов преподнёс в дар икону с ликом канонизированного царя. Верующий доктор постоянно молился этому образу в любых жизненных ситуациях, спустя время заметил появившиеся на иконе небольшие пятна кровавого цвета. Доктор отнёс икону в церковь, где во время молебна все присутствующие вдруг ощутили чудный аромат, исходящий от лика Царя-мученика. В течение последующих трёх недель благоухание не прекращалось, особенно распространяясь по церкви в тот момент, когда читался акафист Царственным страстотерпцам. Икона побывала в многих храмах и монастырях, но везде молящиеся отмечали необычное благоухание, исходящее от образа. Первое исцеление от иконы, зафиксированное официально - исцеление от слепоты в 1999 году. С той поры чудесный образ побывал во многих епархиях, и в каждой были зафиксированы чудеса исцеления. с тех пор стала знаменитой святыней, к которой ежегодно стекаются тысячи страждущих исцеления. Великий государь Российский и после своей мученической кончины продолжает решать проблемы людей, обратившихся к нему за помощью.

«По вере вашей да будет вам…»

Не только к русскому человеку снисходит канонизированный Государь со своей чудесной помощью, но по молитвам любого православного зафиксированы чудеса веры. Житель Дании, более 16 лет страдающий алкоголизмом и наркоманией, искренне хотел избавиться от пороков. По совету православных друзей он отправился в путешествие по знаменитым местам России, посетил он и Царское Село. В тот момент, когда шла служба Царственным страстотерпцам в маленьком храме, где некогда молились члены венценосной семьи, датчанин мысленно обратился к государю с просьбой об исцелении от губительной страсти. В тот же момент вдруг почувствовал, что привычка оставила его. Спустя четыре года после чудесного исцеления датчанин принял православие с именем Николай в честь последнего венценосного Романова.

Заступничество канонизированных мучеников

Не только великий государь готов снисходить к грешникам и помогать им, но и остальные канонизированные мученики приходят на помощь верующим. Зафиксирован случай помощи истинно верующей девушке, особо почитающей царскую семью. Чудесным заступничеством детей Романовых девушка была избавлена от хулиганов, пытающихся нанести ей вред. Этот случай убедил многих в том, что молитвенная служба Царственным страстотерпцам обеспечивает постоянное покровительство членов невинно убиенного семейства.