Загрязнение воздуха полезно для детей

Рузида Исламгулова
Беседа об охране природы в подготовительной группе

"Любовь к природе , как и всякая

человеческая любовь, несомненно,

закладывается в нас с детства. "

И. Соколов-Митков

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы ,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Программное содержание :

Уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе , многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах (они нуждаются в пище, тепле свете и т. д.) . Заботясь о растениях и животных, люди охраняют их от гибели , стремятся не наносить вреда и создают хорошие условия жизни, обеспечивают их пищей, оберегают от холода. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Развивающие задачи :

Развивать речь, мышление детей.

Воспитательные задачи :

Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным.

Словарная работа :

Активизация словаря : водоем

Обогащение словаря : заповедник, лесники, Красная книга.

Оборудование :

Картинки и фотографии с изображением заповедных уголков нашей Родины, отражающие заботу человека о природе , о животных и растениях, подлежащих особой охране .

Ход занятия:

Ребята, за что мы любим лес? Парк? Речку?

Да, правильно. Мы любим лес, парк, речку потому, что они украшают нашу улицу, город, нашу землю. В лесу растут различные деревья, травы, грибы, ягоды. В лесу тихо, воздух чист и прозрачен. В парке тоже растут деревья, кусты, цветы, травы. Их посадили люди, ваши мамы и папы, дедушки и бабушки. Речку мы любим за то, что у нее чистая, прозрачная вода, что она поит водой деревья, кустарники и травы, растущие по берегам. Дети, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли? Да, чтобы хорошо растения росли нужен и свет, тепло, влага, питание.

Кто живет в лесу?

Правильно. В лесу живут звери, птицы, насекомые, лягушки змеи.

А что растет в лесу?

В лесу растут разные породы деревьев и трав. Среди них много лекарственных.

Какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют растения, а воспитатель показывает иллюстрации)

Правильно : пижма, мать-и-мачеха, подорожник, малина, липа и др.

А какие вы знаете деревья? (Ответы детей)

В лесу растут такие породы деревьев : осина, клен, ель, липа, дуб.

Для чего людям нужен лес?

Да, в нашей жизни лес имеет большое значение. Лес дает людям древесину, лекарственные растения, грибы, ягоды. Плодами деревьев питаются птицы и звери. Лес украшает нашу землю, очищает воздух. И поэтому, как мы должны относиться к лесу?

Правильно, мы должны охранять его .

Ребята, а кто смотрит за лесом, бережет его?

Да, охраной леса занимаются лесники.

Как они ухаживают за лесом?

Лесники следят за тем, чтобы лес был здоровым, уничтожают вредителей, срубают заболевшие деревья, охраняют лес от пожаров .

Как дети и взрослые заботятся о лесе?

Да, лес друг человека. Не зря в народе говорят : Много леса - береги, мало леса - посади!" Люди охраняют лес от пожаров , расчищают от погибших деревьев, сажают новые молодые деревья. Дети тоже заботятся о лесе : собирают семена деревьев, ухаживают за молодыми саженцами, следят, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, не ломал и не рубил деревья, не топтал траву в парках и не играл с огнем в лесу, следят чтобы никто не засорял родники, озера, речки.

Как вы должны вести себя в лесу?

Да, ребята, весной когда птицы выводят птенцов, нельзя кричать, нельзя разорять гнезда, муравейники, ломать ветки деревьев, рвать большое количество цветов, нельзя разводить костер в сухом лесу, в парках.

Как вы должны вести себя в поле?

да, в поле растет хлеб. Поэтому по полю ходить нельзя, иначе вытопчешь колосья хлеба. затоптанные растения не будут расти.

Около речки, родника, озера мы должны как себя вести?

Да, не засорять водоемы, не пугать рыб криком.

Физкультминутка

Лебеди, лебеди крыльями машут.

Наклонились над водой, покачали головой.

Гордо и упрямо умеют держаться

И тихо на воду садятся.

Послушайте рассказ. На севере в холодном Белом море много островов. Жили на этих островах красивые птицы - гаги. Из гагачьего пуха изготовляли теплые пушистые вещи. А поэтому за ними охотились. Птиц становилось все меньше и меньше. Тогда люди решили : нельзя больше стрелять гагу, надо беречь эту полезную и красивую птицу, нельзя допустить, чтобы она совсем не исчезла. На островах был создан заповедник. Назвали его "Семь островов". В нем живут гаги, и теперь их там стало очень много, даже сосчитать невозможно. Так люди сохранили эту прекрасную птицу.

Человек бережет не только птиц, но и всех редких животных, которых осталось совсем мало. Для этого создаются заповедники.

Кто знает, что такое заповедник?

В заповедниках живут и размножаются животные и птицы, насекомые и растения. Заповедники в нашей стране созданы в разных краях.

У нас в Башкирии тоже есть заповедник. Природа нашей республики очень красивая и в заповеднике ее бережно охраняют , а также охраняют и зверей , и птиц, и насекомых, луга, леса и водоемы.

Ребята, почему природа требует бережного отношения?

Природа - это богатство нашей Родины, а его надо охранять , чтобы не исчезли с лица земли цветы на лугах, деревья, птицы, ручейки.

Как мы должны относиться к деревьям, кустарникам, цветам на участке нашего детского сада? (Рассказы детей)

Сейчас мы поиграем в игру "Что дает нам природа ?" Я назову например слово "лес", а вы должны перечислить, что люди получают от леса.

"Лес" - грибы, древесину, ягоды, орехи, лекарственные травы.

"Поле" - пшеницу, овес, рожь, кукурузу.

"Река" - воду, рыбу, песок.

"Земля" - питание для растений, полезные ископаемые, глину.

Ребята, пусть в наших парках, садах, лесах пышно растут деревья и спокойно поют птицы. Пусть родники и колодцы всегда будут с чистой и прозрачной водой. Пусть в прудах, озерах и реках будет много рыбы. Все это наше богатство, без которого мы не можем жить. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину .

З. Александрова

Если скажут слово «родина» ,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Сценарий праздника по экологии для младших школьников

Сценарий по охране окружающей среды «ТЫ БЕРЕГИ НАС, БЕРЕГИ!»

Сценарий тематического театрализованного представления по охране окружающей среды.



Описание материала: Предлагаю вам сценарий внеклассного мероприятия по охране окружающей среды. Думаю, что данный материал будет полезен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов образовательных учреждений, методистам.
Цель: воспитание у детей любви к родной природе, бережное отношение к ее богатствам.
Задачи:
- познакомить с приемами бережного отношения к окружающей среде;
- воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

Ход представления:

Песня «Вот такое лето»
Лиса: Знают все взрослые, знают все дети
Что вместе с нами живут на планете…
Медведь: Лев и журавль, попугай и лисица.
Бабочка: Волк и медведь, стрекоза и куница.
Божья коровка: Розы, ромашки жарки и тюльпаны.
Стрекоза: Кактусы, ландыши и, конечно же, травы.
Волк: Белые лилии, душистый медок.
Медведь: Все доверяют тебе человек.
Бабочка: Ты самый умный, а, значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.
На экране демонстрируется мультфильм «Планета – наш общий дом».
Утро. Выходит Котенок. Лучик танцует и играет с Котенком.
Котенок: Какое доброе утро! Ой, кто ты?
Лучик: Я лучик солнца золотой пришел к тебе с небес прекрасных увидеть землю, но постой, а нет ли здесь врагов опасных.
Котенок: О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь. нет на земле врагов ужасных земля нам дарит мир, покой, попутешествуй же со мной. Мы с тобой отправимся в путешествие по зеленой планете, где нас окружают деревья, травы, реки, поля, горы и, конечно же, луга с прекрасными цветами. Все это – ПРИРОДА. Жизнь наша неотъемлема от природы. Природа нас кормит, поит, одевает. Природа вечный источник здоровья, бодрости и красоты. Пойдем, поздороваемся с природой.
Лучик: А разве она живая?
Котенок: Конечно!
Природа не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Лучик: Я рад, что мы с тобой вдвоем большую землю обойдем.
Муз. Номер: песня на мотив «Красной шапочки»
Звучит красивая музыка.
Лучик: Смотри, какое большое дерево. Здесь кто-то живет. Подойдем поближе и посмотрим.
Угадай, что за птица
Света яркого боится.
Нос крюком,
Глаза пяточком.
Дети: Филин.
Котенок: Правильно, здесь сидит мудрый дядюшка Филин. Он охраняет вход в волшебное лесное царство. Чтобы в это царство попасть, нужно с ними вежливо поздороваться, и он проснется.
Филин: Здравствуйте! Я не сплю,
Лесное царство сторожу!
Зачем ко мне пожаловали?
Котенок: Дядюшка Филин пропусти нас в волшебное царство.
Филин: Я пропущу вас в свое волшебное царство, но сначала проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого мы с вами поиграем в игру. Если мы вам скажем верно, говорите «ДА» в ответ, но, а если вдруг неверно, отвечайте смело «НЕТ»!
Лучик: Ребята, вы нам поможете справиться с этим заданием?
Лиса: Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Медведь: Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Заяц: Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Волк: Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Лиса: Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Медведь: Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Заяц: Если мусор уберу, банку накопаю? (да)
Волк: Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Филин: Молодцы, ребята! Еще вы должны запомнить правила поведения, когда приходишь в гости в лес: НЕ ШУМИ, НЕ СОРИ, НЕ ГУБИ.
Котенок: Умных правил не забудем,
Охранять природу будем.
Филин: Тогда можете дальше идти в лес.
Лучик: Вот мы и оказались в волшебном лесу. Здесь так красиво.
Филин: Пойдемте, я вам покажу всю красоту нашего леса!
Звучит громкая музыка, слышен шум. Выходят туристы.
1 турист: Сегодня мы пришли гулять,
Благо луг рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад!
2 турист: Свежий воздух возбудит наш здоровый аппетит,
А пакеты, банки, склянки - лес большой он всё вместит.
3 турист: Лес – ведь он ничей! Расположимся скорей
Тут уж нам не помешают, жги и лей, всё рви и не жалей.
1 турист: Урны нет! Неси в цветы!
Мы с природою на «ты»!
Тревожный крик птиц.
2 турист: Цыц, птица! Мы – цари! Молчи, природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Музыка. Туристы располагаются.
3 турист: Ой, что это мне больно.
Белка: Мне тоже больно.
2 турист: Кто ты какая?
1 турист: И от чего тебе больно?
Белка: Угадайте, кто я:
Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет?
Дети: Белка.
Белка: Нас было много на Земле,
Любили мы резвиться вволю,
Но появился человек,
И стало много нас в неволе.
Мой брат стал «Белкой в колесе»
И шубы носят из сестричек…
Из всех моих друзей вообще
Осталось чуть – спроси у птичек.
Птица: Это правда. Что лукавить!
Человек не знает меры,
Я готов людей прославить,
Но у нас исчезла вера!
2 турист: Подожди, подожди. О какой вере ты говоришь? Чему надо верить?
Птица: Верить, что мы нужны. Без нас плохо на Земле.
2 турист: Ну, вот еще, как бы ни так,
Учить меня тут будет всяк!
Появляются Филин, Котенок, Лучик.
Филин: Что за шум в лесу моем?
Лучик: Что случилось, не поймем.
Котенок: Кто-то все переломал
Разбросал и ободрал.
Филин: Все так изранено смотри, как после дней войны
Здесь уцелевшей не найти ни ромашки, ни сосны.
От этой черствости людской болит душа моя
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я!
Котенок: Что же странные замашки появились у ребят
Ведь цветы с корнями вместе рвут ребята все подряд.
Филин: Посмотрите, что вы натворили, вы же здесь всё загубили.
Лучик: Мне стыдно за тех людей, которые губят природу.
Филин: За такое поведенье – вас судить – мое решенье.
3 турист: Что ты, что ты мы не знали, пожалей.
1 турист: Больше мы природу губить не будем.
2 турист: А только лишь беречь и любить ее будем.
Филин: Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин.
Волк: А также не ломай ветви деревьев и кустарников.
Медведь: Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Лиса: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
Котенок: Костер залей, а мусор весь
Зарой и дерном заложи
Оставив грязь, мы портим лес,
А лес – есть наша жизнь.
Филин: Кострище – это раны на почвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет.
Лучик: Когда домой направишь шаг,
С тобой уйдет отряд ребят.
Ты оглянись, пусть будет так,
Как было до тебя.
Волк: Помните: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.
Лучик: Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Котенок: Давайте будем беречь планету.
Другой такой на свете нету.
Филин: Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Лиса: Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Все: Такая планета нужна нам с вами.
1 турист: Спасибо вам!
Умных правил не забудем,
Охранять природу будем!
2 турист: Друзья, давайте приведем в порядок лесную поляну.
Звучит песня из м/ф «Маша и Медведь» «Солнечные зайчики».
Все прибирают лесную поляну.
Лучик: Как хорошо стало вокруг. Чисто.
Раздается шум, птичий крик, писк. На поляну выбегают звери.
Филин: Тише, тише, не шумите,
Что случилось, объясните!
Лиса: Ой, беда, беда, беда,
Выпал птенчик из гнезда!
Волк: Как мы только ни старались,
Только больше запыхались!
Кто родителям поможет,
Кто птенца в гнездо положит!?
3 турист: Ну да ладно, так и быть!
Рад я птицам услужить!
Где гнездо и где птенец,
Ну, ведите ж, наконец!
Все подходят к дереву с гнездом. Турист сажает птенчика в гнездо.
3 турист: Ну, не бойся же, малыш,
Что же ты, дружок, дрожишь?
Филин: Спасибо, как ты выручил нас
И наше потомство от гибели спас!
Котенок: Поступок твой мы одобряем,
А остальным напоминаем:
В лесу всем птицам помогай
И птичьих гнёзд не разоряй!
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы!
Пение птиц.
1 турист: Да! Поешь ты прекрасно.
2 турист: Душа радуется!
3 турист: И белок мы не обидим. Их становится все меньше и меньше.
Березка: И нас становится все меньше и меньшё. А ведь мы символ России. Она славится березовыми рощами.
Во поле березоньки стояли,
Летом всех от зноя укрывали,
А зимой у печки согревали,
В баньке веничком здоровья прибавляли...
Люди, мы вас любим! Почему вы бываете с нами жестоки? Зачём вам нож и топор? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку.
Лучик. Пой, Соловей, свои песни о лесе. Радуй нас, Белка, своей красотой. Наполняйте нас, березы, своей жизненной силой. А я уверен, что люди откликнутся всей душой.
Муз. Номер: песня «Природы красота»
Звучит красивая музыка.
Лучик: Стой. Посмотри здесь как красиво.
Котенок: Мы по ковру идем с тобой
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой
И желт. И синь, и ал.
Божья коровка: Угадай, кто я:
И жучок я, и коровка,
В черный усиках головка
Я нарядней многих мошек.
Крылья красные в горошек. Правильно ребята, Божья коровка.
Пчелка: А у меня хорошо идут дела,
Я присела на цветок
И нектара набрала. Конечно же, Пчелка!
Колокольчик: Не зовет на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок. Верно, колокольчик.
Лучик: Как пахнет клевер, ромашки красуются, колокольчики звенят.
Котенок: Вы догадались, ребята, куда мы попали? Правильно, на луг.
Лучик: Здесь, наверное, проблем нет.
Бабочка: Как ты ошибаешься! Мои крылышки потёрлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях. Мы нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы. Не ловите нас. Лучше рисуйте и фотографируйте.
Ромашка: Посмотрите на меня. Вы знаете, кто я?
Сердцевинка желтая у цветка того,
Будто крошка солнышка забралась в него.
Все знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста! Имена давняя привычка рвать цветы, привела к исчезновению многих растений. Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?
Лучик: Пчелки, пчелки что грустите?
На луг зеленый не летите?
Ведь цветочный сладкий мед
Каждый к чаю очень ждёт!
Пчелка 1: Ах, друзья, мы сож - ж - ж- алеем!
Нектар собрать мы не сумели.
Пчелка 2: Луж – ж – ж - ок теперь, что автодром.
Цветы помяты все кругом.
Котенок: Не беда, исправим дело!
Пчелки нам доверьтесь смело!
Вот машинам наш привет!
Теперь на луг проезда нет! (Ставит знак «Стоп! »)
Лучик: Эй, ромашка полевая! Ну-ка нам ты улыбнись!
И чудесным сладким соком с пчелкой нашей поделись.
Котенок: Колокольчик луговой
Посмотри-ка мы с тобой.
Больше нет врагов вокруг
Поднимись прекрасный друг.
Колокольчик: Динь-динь, дон-дон!
Каждый слышит этот звон!
Всем спасибо, всем привет
Колокольчик синий цвет!
Звучит красивая музыка
Лучик: Чудесная музыка. Это кузнечик наполняет всё прекрасной музыкой. Ребята давайте беречь бабочек, кузнечиков, эти прекрасные цветы и всё, что нас окружает.
Муз. Заставка
Котенок: Лучик, посмотри!
Лучик: Что это?
Котенок: Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро!
Лучик: Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться!
Котенок: Не пей, Лучик. Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным, и от чего избавились, выбросив в это озеро. Грязная жидкость льется через грязные трубы – это сточные воды. Остановилась жизнь для обитателей озера.
Лучик: Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. А если еще и помочь воде убрать все, что бросили, тогда в нее возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером птицы!
Котенок: Плачет воздух, речка, поле,
Гибнут звери, птицы, море,
Стонут лес, земля и луг
Всё, что видим мы вокруг.
Лучик: Ветви тянет к нам сосна,
Ищет помощи она.
Ждёт сочувствия подснежник,
Красоты земной наследник.
Нет в природе в нас тепла,
Нет душевного добра.
Бабочка: Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
Ромашка: Человек создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
Филин: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
Лучик: Люди! Опомнитесь! Нашей планете грозит страшная беда!
На экране демонстрируется мультфильм «Сохраним природу вместе».
Лучик: Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
Котенок: В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
1 турист. Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Лиса: Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!
Береза: Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
Лучик: Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Лучик: Молодцы, ребята!
Пчелка 1: Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
Котенок: В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Филин: Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
Филин: Ребята, что нужно запомнить, чтобы сохранить природу?
Ответы детей.
Филин: Вижу, вы ребята молодцы, все запомнили.
Волк: А также запомните, что воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Бабочка: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Лиса: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!
1 турист: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.
2 турист: Теперь мы постараемся никогда не обижать природу.
Котенок: Вы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
Лучик: Давайте сейчас, вместе с вами попросим прощение у природы.
1 турист: Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
2 турист: Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
3 турист: Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Филин: Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
Котенок: Будем, надеется, что природа нас простит.
Лучик: А мы идём, шагаем по Земле,
И долго нам по ней идти.
Котенок: А на Земле растут цветы,
Деревья и кусты.
3 турист: Беречь природу очень нужно нам,
Чтоб лучше жизнь была.
Волк: И всех друзей с собой мы позовём
Зверей и птиц всех вместе соберём,
Вместе: Природу сохраним.
Муз. Номер: песня «Добрые лучи»

Елена Мусина
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды»

Проектная деятельность

«Охрана окружающей среды »

Методический паспорт проекта .

Тип проекта - исследовательско - творческий.

По составу - участников - детско-взрослый.

Вид проекта - межгрупповой , долгосрочный.

Проблема - защита окружающей среды .

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей об охране окружающей среды .

Задачи :

1. Закрепить полученные дошкольниками знания по охране окружающей среды .

2. Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды .

3. Вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир .

4. Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний.

Серия мероприятий.

o Занятие : «Как вести себя в природе» книга «Экологические праздники» Л. Молодова стр. 62;

o Чтение стихотворения «Прогулка» С. Михалков : чтение, решение проблемной ситуации.

o Посадка цветов на участок детского сада.

o Викторина

o Выставка рисунков.

o Литературно-музыкальная композиция с использованием стихов и песен

М. Пляцковский, Е. Птичкин «Не дразните собак» ,

Р. Рождественский»Земля наш дом», «Большой хоровод» ,

И. Мазнин «Давайте дружить»

М. Пляцковский «Не рвите цветы»

В Викторов, Д. Львов-Компанеец «Шире круг»

o Кукольный спектакль «О незадачливом мальчике и верных друзьях леса» стр. 73

o Презентация «Давайте будем беречь планету»

Конкретные ожидаемые результаты :

В ходе реализации проекта «Охрана окружающей среды » педагоги планируют достичь следующих результатов :

Ребенок :

1. Развитие активной речи детей .

2. Развитие навыков сотрудничества, партнерского общения.

3. Повышение познавательной активности у детей .

Педагог :

1. Повышение педагогической компетентности по охране окружающей среды .

2. Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми.

3. Создание в ДОУ условий для развития у детей знаний об охране окружающей среды .

Участники : педагоги и дети логопедической группы №4

Литература :

Л. П. Молодова «Экологические приздники для детей

Н. В. Нищева «Система коррекционной работы»

Т. А. Шарыгина «Какие месяцы в году»

Презентация «Земля –наш общий дом»

Земля наш родной дом и каждый отвечает за порядок в нем.

Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе. Это грозит тяжелыми последствиями и человечеству и природе.

В наш век научно технического прогресса человек все больше и больше вторгается в природу : распахиваются новые земли, уничтожаются в леса, строятся Гидроэлектростанции.

Все это приводит к тому, что нарушается нормальная жизнь животных и растений, они вытесняются человеком из своих родных мест и гибнут, большой урон животному миру нанесла химическая охота, уничтожение лесов, поэтому сейчас очень остро стоит вопрос об охране природы , создании заповедников.

Природа сама пытается бороться с загрязнениями, например, растения очищают воздух от вредных газов и пыли. Одно единственное дерево бук вырабатывает за сутки столько кислорода, сколько его требуется для 64 человек и так по своим возможностям, каждая травинка, лопух, крапива, кустарник , дерево

В нашей стране охрана природы является делом государственной важности, все должны бережно относится ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе

На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников , растение - живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, там где много растений -легко дышится

Не повреждайте кору деревьев, поймите им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут

Не рви цветов в лесу и на лугу, ведь цветок в вазе- это пленник, приговоренный к смерти, пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех кто придет следом за нами, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов цветов

В лесу старайся ходить по тропинкам , чтобы не вытаптывать траву и почву, народная мудрость гласит : «Один человек оставляет в лесу след, 100 человек тропу, а 1000 пустыню

Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости, кострище это раны на почвенном покрове леса, для их заживления требуется 15-20 лет, от костра может возникнуть пожар

Не сбивайте грибы, даже не съедобные, тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес не понимает его, мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки

В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум, от этого птицы и звери покидают свои норы, гнезда, нужно ценить и охранять тишину , уметь слушать волшебные звуки леса

Не оставляйте в лесу после себя беспорядок помните, брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго т. к. нет на земле бактерий, способных его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар

Нас много ребята пусть каждый из нас хоть кустик для сада посадит сейчас

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься, если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни

Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять наши водоемы . В лесах, степях, горах разные звери, будем охранять наши леса , степи, горы

Рыбе- вода, птице- воздух, зверю-лес степь и горы, а человеку нужна Родина и охранять природу значит охранять Родину .

14 -е место

МБДОУ «Детский сад № 24»

Проект непосредственно-образовательной деятельности по развитию экологических представлений

детей подготовительной группы «Охрана живой природы»

Выполнила: воспитатель I квалификационной категории Бойцева Наталия Валентиновна

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.

Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.

Материал: иллюстрации диких животных, насекомых, растений, подводных обитателей; картинки с изображением лесных пожаров, загрязненных водоемов, и т.д.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему «Охрана живой природы. Для чего это нужно?»(см. приложение)

Дидактические игры: «Лесные домишки»

- «Найди всех животных»


Ход образовательной деятельности:

Педагог: Ребята, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации и скажите, что на них изображено.

Дети: Природа.

Педагог: Что же означает слово природа?

Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.

Педагог: А вы любите наблюдать за природой?

Педагог: Расскажите, что интересного вы увидели во время таких наблюдений.

Рассказы из опыта детей.

Педагог: Человек очень любознателен и издавна наблюдал за зверями и птицами, за насекомыми и растениями. Но с каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. И это понять нетрудно: увеличивается количество населения в мире, а чем больше людей, тем меньше места для обитания животных. Многие виды животных исчезают от косвенного влияния человека на их жизнь. Дело в том, что человек невольно отнимает у своих «меньших братьев» естественные места обитания животных, их кормовые участки. Отрицательно сказывается на численности животных вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, капканов.

(показ картинок с изображением лесных пожаров, загрязненных рек, и т.д.)

Педагог: Ребята, как выдумаете, что нужно делать для того, чтобы живой мир природы не исчез на всегда?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята. Природу надо охранять. А зачем надо сохранять диких, особенно редких и исчезающих животных? Пожалуй, над этим вопросом многие не задумываются. Но если и подумают, то и ответ для него находят быстро: если животных какого-то вида так мало, то они, видимо, не имеют никакого значения в природе, так что и после их исчезновения жизнь на Земле не остановится. Ведь таких примеров история знает немало. Однако те, кто так думает, глубоко заблуждаются. Справедливо говорит об отношении людей к живой природе известный английский ученый Дж. Даррелл: «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую битву против окружающей среды».

Педагог: А что такое зоозащита?

Ответы детей.

Педагог: Защита животных— вид деятельности, направленной на улучшение содержания и обращения с животными, предотвращение жестокого обращения с животными.

Дело в том, что фауна нашей планеты — это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система и выпадение любого, самого незначительного на первый взгляд звена ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку.

Пристального внимания и бережного отношения заслуживают дикие звери, особенно редкие и исчезающие виды животных. Это как раз та часть органического мира, которая наиболее уязвима, а потеря ее не только вполне реальна, но и может произойти в очень короткие сроки.

Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться - много интересного и полезного заметишь. Ребята, а вы знаете правила вежливости в природе?

Дети называют правила поведения в лесу.

Педагог: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети.

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила поведения были нарушены.

Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу. Ответы детей.

Педагог: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем показывают и объясняют их значение.


Приложение

С. Михалков

«Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! - крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Беседа на тему «Охрана природы»

Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Нельзя собирать коллекции моллюсков, жуков, бабочек и других животных. Собирательство даже без злого умысла может нанести ощутимый вред природе. Любая самодеятельность в использовании животного мира беззаконна, не может быть допустима. Живая природа должна быть для всех неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь, но не трогайте, не ловите.

Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства нашей страны. Кроме того, животный мир используется в научных, культурно-просветительских и эстетических целях.

Всё в природе взаимосвязано и люди не могли бы жить без окружающей их природы. Но, являясь частью природы, люди стали жестоко и безжалостно к ней относиться.

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны.

Вырубая лес или загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река - дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах мира ведется большая работа по охране природы. В нашей стране охота на редких животных запрещена, а на многих других животных - ограничена, в т.ч. и рыбная ловля.

Под особой охраной животные находятся в заповедниках, заказниках и других охраняемых природных территориях. Охраняемые животные могут также содержаться в дендропарках, ботанических садах, зоопарках. Благодаря зоопаркам сохранены многие редкие исчезающие виды животных. Когда в заповеднике или в зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места.

Некоторые виды животных уже спасены! Это, например, бобр, соболь. Значит, люди могут спасти и других редких животных, если не пожалеют сил.

Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых еще много, которые не внесены пока в Красную книгу. Это хорошо известные белка и еж, синица и дятел, лягушка, жаба и многие-многие другие животные. Их жизнь часто зависит от поведения человека в природе. Зимой можно возле деревьев в лесу насыпать орехи для белок, сделать кормушки для воробьев и синиц.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы!

Тема: Охрана окружающей среды.

Цели:

  • установить последствия загрязнения окружающей среды, влияние человека на природу и природы на человека; определить, какую посильную работу по охране окружающей среды дети могут выполнить; формировать экологическую грамотность; изготовить секционные коробочки для цветочной рассады, посеять семена цветочных растений;
  • развивать устную монологическую речь, мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация); мелкую моторику; творческую фантазию;
  • воспитывать экологическую культуру; умение работать в коллективе; самоконтроль.

Оборудование:

  • магнитофон с записью;
  • телевизор, видеокассета “Экологический альманах”;
  • мусорные пакеты, пластиковые бутылки, банки, коробки и т.п.
  • экспонаты выставки;
  • коробки из под сока 200 мл (23 шт.);
  • семена цветочных растений;
  • памятки для учащихся;
  • наглядный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит запись:

Доброе утро, друзья!

Природа! Доброе утро!

Здравствуйте, реки и озера, моря и океаны, горы и равнины!

Здравствуйте, птицы и звери!

Всем, всем, всем! Доброе утро!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили все те животные и растения, которые мы больше никогда не увидим - человек уничтожил их.

  • Демонстрируется фрагмент видеофильма “Экологический альманах” (яркие примеры нарушения человеком экологии).
  • Минута тишины. Пауза.
  • Учащиеся 4 класса (играющие роль туристов) входят в класс и вносят мусорные пакеты с банками, бутылками, коробками и т.п., складывают их у доски.

Постойте, что вы делаете?

Как жаль, что природа не может говорить языком человека, она бессильна перед человеческим натиском.

Что делать, чтоб природа не погибала?

Справка: Одна семья из 4-х человек каждый день выбрасывает 3 кг мусора. А если в городе проживает тысяча людей…

II. Изучение нового материала.

Подумайте, какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока).

Какая главная задача стоит перед нами сегодня?(Задачи:1. Исследовать причины загрязнения окружающей среды;2.Подумать, как мы можем помочь охранять природу)

Что же такое окружающая среда (мир)?

(Окружающий мир-это природа, человек, его труд и результат его труда)

На какие две подгруппы мы можем разделить все объекты природы?

(Живая и неживая природа)

Назовите, какие объекты относятся к живой природе?(растения, животные, грибы, быктерии)

Назовите объекты неживой природы?(воздух, камни, вода, космос)

Последовательно вместе с учащимися выстраивается схема.

  • Только человек способен что-то создавать и пользоваться этим, поэтому все человеческое общество мы будем рассматривать отдельно, хотя человек и является частью природы.

Что произойдет, если хотя бы одно звено нарушится?

Нарушается вся система. Все элементы взаимосвязаны.

III. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 34 (“Мы и окружающий мир”, 1 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков).

Рассмотрите внимательно иллюстрацию, прочитайте текст учебника. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.

Какая связь существует между деятельностью человека, неживой и живой природой.

Что производит человек на предприятиях?

Для чего он это делает? Это польза для человека!

А какой вред от работы этих предприятий?

Чем грозит это природе? А самому человеку? Это отразится на здоровье самого человека.

IV. Работа в группах.

На прошлом уроке вы получили задание: исследовать причины загрязнения окружающей среды. Познакомьте нас с результатом исследования.

1 группа: Наша группа исследовала загрязнение воздуха.

Мы выяснили, что одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год.В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.

Вы предлагаете закрыть заводы и фабрики?

Нет, нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу.

У кого из ваших родителей есть машина? Так что теперь уничтожить все машины? Что нужно сделать, чтоб сохранить воздух чистым?

Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли. Лиственный лес - 70 т пыли.

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько нужно одному человеку.

Наш город окружен лесами, елочки около школы очищают воздух.

2 группа исследовали, как влияет человек на растения.

Многие вещи сделаны из древесины. Книги, тетради сделаны из бумаги, которую тоже делают из девесины, поэтому вырубают леса.

1 дерево растет более 100 лет.

80 кг макулатуры сохраняют 1 дерево. Наш класс собрал в этом году 240 кг макулатуры, мы сохранили 3 дерева.

Люди выезжают на природу, разжигают костры, бросают мусор. В лесах часто возникают пожары, погибают животные, птицы.

Люди ломают деревья, рвут цветы, грибы рвут с грибницей.

Брошенный мусор загрязняет почву.

Время, необходимое для полного разрушения материалов, захороненных в землю: бумага - 15 дней,

консервная банка - 20 лет, стекло - многие годы.

Что нужно делать с мусором?

Страдает лес-страдают животные.

3 группа: Мы исследовали, какое влияние оказывает человек на животных.

Люди охотятся на животных. На Земле много исчезающих видов животных, которые занесены в красную книгу. 3 вида животных исчезают с Земли каждый час.

Птицы погибают от холода, за зиму погибает 9 из 10 птиц.

Мы провели акцию «Помоги птицам»

Изучили какие птицы зимуют у нас, узнали, чем они питаются; сделали кормушки и развесили их во дворе и в лесу, подкармливаем птиц.

4 группа: Влияние человека на состояние водоемов.

Мы узнали, как люди загрязняют водоемы, выбрасывая мусор-банки, стекло. Это очень опасно для рыб и для самого человека.

Некоторые предпрития сбрасывают отходы, вредные вещества в реки.

1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.

5 г нефти затягивает пленкой 50 кв. м водяной поверхности.

На Земле очень мало пресной воды-беречь воду.

Для того, чтобы подвести итог как помочь охранять природу мы проведем игру: «Выберите правило вежливости» (правила записаны на карточках)

1 группа:

1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте. Ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

3. Не вырывай с корнями цветущие растения.

2 группа:

1.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное никому не мешать.

2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

3. Не разоряй птичьи гнезда.

3 группа:

1.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Всякие звери важны - всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

3. Не разрушай муравейники.

4 группа:

1.Прогуливаясь по лесу можно поджигать по пути разные палочки и травинки - интересно они горят.

2. Не оставляй костер не потушенным.

3. Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор.

Из правил, которые вы выбрали мы составили памятку. Давайте ее зачитаем.

ДОРОГОЙ ДРУГ! ПОМНИ!

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

-Не ломай ветки деревьев.

- Не вырывай с корнями цветущие растения.

- Не обрывай с растений цветки.

- Нельзя с деревьев сдирать кору, делать на ней порезы ножом.

- Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор.

- Не выдергивай грибы с грибницей.

- Не разоряй птичьи гнезда.

- Не разрушай муравейники.

- Не оставляй костер непотушенным.

-Не засоряй родники.

- Не шуми в лесу.

2 задание: У каждой группы в конверте есть рисунки-это экологические знаки. Подумайте, что они обозначают?

3 задание: Дома придумать и нарисовать свои знаки - рисунки.

V. Физминутка. Зрительная гимнастика. Релаксация.

VI. Творческая работа.

А что же нам сделать с этими предметами? (Достаются коробки, пластиковые бутылки из пакетов).

Как можно их использовать повторно?

Наверно у каждой семьи есть свои небольшие секреты повторного использования пластиковых бутылок, коробок, пакетов и т.д.

ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК.

А сегодня на уроке мы с вами тоже постараемся сделать полезную, нужную работу!

1. Из коробочек из-под сока мы сделаем секционный ящичек для рассады.

2. Посадим в них семена декоративных растений.

3. В мае высадим рассаду на пришкольном участке - это будет небольшой вклад в дело украшения окружающего нас мира.

Назовем наш проект «Вырастим подсолнушки, маленькие солнышки»

Ученики сажаю семена, поливают.

Для того, чтобы растение хорошо росло, нужно садить его с любовью, с хорошим настроением.

На каждом ряду коробочки соединяются степлером, а затем скотчем в секционные ящички, прикрепляется табличка с названием цветочной культуры, посаженной в нем, сверху накрываются укрывным материалом для лучшего прорастания семян.

IX. Итог урока

Что же самое главное было на уроке?

С каким настроением мы заканчиваем урок?

Я думаю, что, благодаря тем знаниям, которые вы получили сегодня на уроке, вы сможете сохранить наш мир таким прекрасным.

Берегите Землю!Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба порящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Берегите Землю!Берегите!