Зачем незрячему байкал. Работа со здоровыми детьми по преодолению барьеров и стереотипов в отношении инвалидности как условие успешного перехода к инклюзивному образованию

У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Я хожу на протезе. И не вздумайте меня жалеть, а то разговора не получится! — говорит Юлия Ефимова, призёр множества чемпионатов и кубков по фехтованию среди инвалидов-колясочников.

Где взять сил для победы.

С Юлией Ефимовой корреспондент «АиФ в Омске» договорилась встретиться в Центре паралимпийской подготовки накануне международного Дня инвалидов. Юлия — призёр множества чемпионатов и кубков по фехтованию среди инвалидов-колясочников.

Пока ждала девушку, рассматривала в спортзале тренажёры – это инвалидные кресла, накрепко прикрученные к полу. Рядом набор спортивного оружия — рапиры и шпаги. Признаться, я заранее испытывала чувство неловкости — неизвестно, как девушка отреагирует на вопросы, которые собираюсь ей задать. Хотелось откровенного разговора, но как это сделать, чтобы не обидеть Юлю? Поэтому, когда в спортзал на своих ногах вошла молодая спортивная девушка, сильно удивилась, и в первый момент подумала, что встреча не состоится.

— Да не удивляйтесь вы так, — рассмеялась Юля. – У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Я хожу на протезе. И не вздумайте меня жалеть, а то разговора не получится! К вопросам я привыкла разным…

Мама и жена

— Юля, я знаю, что у Вас не всегда были проблемы со здоровьем, родились крепким ребёнком. Что так трагически изменило вашу жизнь?

— В шесть лет я попала в ДТП. Переходила дорогу, до тротуара буквально несколько сантиметров осталось. В общем, попала под автобус. На «скорой» привезли в больницу. Операция. О том, что у меня ногу ампутировали, я не знала. Ни врачи, ни родители просто не успели меня подготовить. Было очень страшно, когда я поняла, что произошло. Плакала, но недолго. Может, потому, что я была ребёнком, а дети легче адаптируются к новым условиям, может, просто характер такой. Но я очень скоро встала на протез, пошла в обычную школу. Занималась плаванием, окончила музыкальную школу.

— Любая женщина в первую очередь мечтает о любви, материнстве. Как сложилась Ваша личная жизнь, и были какие-то сложности в общении с противоположным полом?

— Я счастливая мама и жена. С будущим мужем познакомилась, когда мне было 17 лет. Тем летом я окончила школу, поступила в ОмГУ на факультет психологии и в один из вечеров встретила его. Как и многие окружающие, муж поначалу не догадывался, что я хожу на протезе. Конечно, мне было непросто говорить на эту тему. Я сильно комплексовала. В 17 лет прыщ, выскочивший на носу, уже кажется трагедией, а здесь…Но он всё воспринял как-то очень естественно. Наверное, именно тогда я поняла, что это мой человек. С тех пор мы вместе, нашей дочери девять лет.

— Беременность сложно протекала?

— Для меня нет! (смеётся ). Это врачам было сложно. Гинеколог посылала к травматологу, чтобы тот дал письменное разрешение на роды. Травматолог отсылал обратно, потому что не видел своих показаний. Абсурдность ситуации заключается в том, что меня всё-таки заставили принести эту справку. Рожала самостоятельно, дочь родилась здоровенькой.

В поединке

— Юля, вы уже известная спортсменка в своём виде спорта, 5 золотых медалей, занимаете второе место в турнирной таблице мирового рейтинга… А как пришли в спорт?

— Два года назад в Омске в центре развития паралимпийцев набирали группу из спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мне позвонил бывший тренер по плаванию и предложил записаться. Поначалу я отказалась. Не считаю себя инвалидом в том понимании слова, которое в него вкладывают. Возможно, даже испугалась, ведь для занятий нужно было сесть в инвалидное кресло. Но, подумав, решила посмотреть, попробовать. Так и осталась в этом спорте. На первой тренировке было сложно. Я всякий раз вздрагивала, когда направляла оружие на соперницу. Понимала, что она в защитной форме и маске, но всё равно боялась сделать больно. Через две-три тренировки привыкла. А спустя два месяца, в марте 2010 года, на Открытом кубке России заняла I место. Была очень рада и горда, но тогда ещё не думала, что фехтование станет частью моей жизни.

— Вы очень быстро стали чемпионкой. Что это – везение, способности или что-то другое?

— Возможно, кто-то решит, что фехтовать, сидя в инвалидном кресле, легко. Уверяю, это не так! Со своими соперницами я на равных. Если бы думала, что у меня перед ними преимущество, то сразу отказалась бы от участия в соревнованиях. Это не для меня. Я приемлю только честный бой. Как-то раз на тренировку заглянул муж, и я предложила ему попробовать себя в фехтовании. Он спортивный, крепкий, абсолютно здоровый мужчина — и проиграл. Ну а насчёт везения… Не уверена, что дело в этом. Просто фехтование увлекло меня, на тренировках выкладываюсь полностью. Пришлось даже оставить работу.

— Сейчас часто озвучиваются достаточно высокие суммы, которые получают наши спортсмены за победы в международных соревнованиях. А что Вам принёс спорт?

— Если говорить о материальном вознаграждении – ничего! Обещают выплатить премию за «серебро» в последнем чемпионате мира, жду… Был момент, когда я подумывала вообще забросить всё это. В детстве можно заниматься спортом, когда мама с папой обеспечивают. А мне 30 лет, сама мама. Но фехтование «затянуло» меня, и я решила перетерпеть. Когда вошла в состав сборной России, мне наконец-то стали платить зарплату, а до этого момента материальное обеспечение семьи лежало на муже. Но я рада уже тому, что у меня была возможность выехать на соревнования. Два раза поездки на соревнования оплачивала область, сейчас спорткомитет России. Но спросите любого спортсмена, самое главное ощущения после победы. Их передать невозможно! В поединке ты проявляешь себя как личность.

О чём мечтаете?

— В рамках спорта мечтаю победить на Олимпиаде, сейчас усиленно занимаюсь для этого. А в жизни… Мечтаю попутешествовать вместе с моими любимыми, хочу, чтобы они были здоровы.

— Что посоветовали бы тем, кто оказался в ситуации, схожей с вашей, много лет назад, как не впасть в уныние, не поддаться депрессии?

— Нет таких слов. Что бы я сейчас ни сказала, всё равно будут и уныние, и слёзы. Но, пройдя это период нужно жить, жить дальше. Только сам человек может выбрать — быть ему счастливым или нет. Можно выбрать страдания, ну и настрадаешься, а можно выбрать другой путь и делать всё возможное, чтобы жить полной жизнью. Не обязательно заниматься спортом, нужно научиться радоваться самому простому. Получается печь пироги – пеки, рисовать – рисуй, умеешь вязать – «обвяжи» всю семью!. Делай, что угодно, самое главное не останавливайся. Инвалидность заключается не в физическом увечье человека, а в его голове.

Досье:

Юлия Ефимова — воспитанница СДЮСШОР №12 им. О.П. Крикорьянца, занимает второе место в мировом рейтинге по фехтованию на колясках среди женщин. Обладательница пяти золотых медалей в состязаниях по фехтованию мирового уровня в паралимпийской программе. Победа Ефимовой в сентябре 2011 года на Кубке мира в Венгрии позволила ей войти в состав сборной России.

Изменение стереотипов в отношении к инвалидам.

За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Всё больше осознаётся, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребёнку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребёнку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Между тем, несмотря на явные конструктивные подвижки, спектр негативного отношения к инвалидам очень широк. Анализ сложившейся ситуации навскидку позволяет выделить следующий спектр проявлений общественного негатива к инвалидам:

    агрессия - для многих людей все еще вполне «нормально» демонстративно закрыть дверь перед инвалидом, не пропустить без очереди, прочитать мораль родителям об их некомпетентности, если ребёнок-инвалид не может ждать из-за состояния здоровья, и т. п; отрицание и игнорирование - от инвалидов просто отворачиваются, отказываются обслуживать, стараются не думать об этих проблемах (своих хватает); насмешки - и не только, и даже не столько со стороны детей, сколько со стороны вполне состоявшихся взрослых людей; обвинение и осуждение - даже при условии, что многие льготы фактически не работают, в глазах многих наших сограждан инвалид выглядит обузой для общества; отвращение - доходит до того, что мамочки здоровых детей собираются и требуют от матери больного ребёнка больше не выходить на площадку к здоровым детям, потому что брезгуют их присутствием.

Инвалидность в нашем обществе - явление, вызывающее устойчивые стереотипы. Можно выделить несколько групп стереотипов.

Стереотипы общества по отношению инвалидам: инвалиды - больные люди, вызывающие жалость, сострадание; инвалиды - обидчивые и ранимые люди, чрезмерно требовательные к окружающим.

Люди являются инвалидами из-за того, что они страдают из-за невозможности: «ходить», «слышать», «видеть», «говорить». Фокусируясь на приведшем к инвалидности «трагическом стечении обстоятельств», все остальные, просто способные к состраданию и милосердию, люди воспринимают инвалидов как: «несчастных», «требующих постоянной опеки», «не могущих посещать обычные школы», «бездетных», «одиноких», «клиентов специализированных социальных учреждений», «активных (от безысходности) участников общественных организаций, центров творчества или клубов знакомств инвалидов». В результате влияния (или принятия как данность) этих стереотипов инвалид приходит к мысли о том, что он должен соответствовать обществу, а не наоборот. Его просто ставят перед фактом того, что он «не является частью этой жизни общества».

Первый шаг в преодолении психологии стереотипного отношения к людям со статусом «инвалид» - признание того, что каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, уникален и, в силу своей уникальности, занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни общества. В связи с этим следует именовать тех, кто имеет статус инвалида, людьми «с ограниченными возможностями здоровья» (далее ОВЗ), признавая тем самым их равенство и право на свободу выбора.

Вторым шагом будет избегание чрезмерной жалости. Когда вас жалеют, вы либо становитесь в позицию маленького ребенка и теряете силы и уверенность, либо злитесь, поскольку Вас таким образом «принижают». То же самое испытывает и человек с ОВЗ. Старайтесь оказывать помощь человеку с ОВЗ только в тех случаях, когда ему это действительно нужно. Если человек с ОВЗ является Вашим знакомым, другом, родственником и т. д., старайтесь демонстрировать ему, что Вы его любите, верите в него и в его силы и сопереживаете ему - этому способствует спокойный, позитивный и доброжелательный настрой, а также умение слушать человека.

Третьим шагом будет прекращение преувеличения тяжести состояния человека с ОВЗ. Некоторые люди склонны любую болезнь считать страшной карой и практически «ставят крест» на человеке: его заболевание обсуждается шепотом или замалчивается, в беседе с ним на глаза наворачиваются слезы, а он сам окружается чрезмерной заботой. В такой ситуации человек перенимает все Ваши негативные установки и состояние.

И четвертым шагом будет преодоление собственных эмоций. Очень часто именно они могут побудить Вас действовать неправильным образом. Это неудивительно, ведь родные больного человека фактически болеют вместе с ним и вместе с ним проходят все стадии реагирования на болезнь: тревогу, страх, апатию, депрессию и т. д.


Инвалидность возникает, когда физические, сенсорные, умственные нарушения сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. С одной стороны, общество отказывает инвалидам в половой принадлежности, и самая простая иллюстрация тому – это знаки на туалетах в общественных учреждениях на Западе (рис. 1). Отметим, что в России инвалидам-колясочникам вообще отказано в общественной деятельности ввиду изобилия физических барьеров, отсутствия специально оборудованного транспорта, въездов в здания, лифтов и мест общественного пользования.

Рис. 2. Обозначения общественных туалетов:

для мужчин, женщин, инвалидов

С другой стороны, гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты. Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, сочетаясь друг с другом, лишь усиливают патриархатный облик конвенциальной феминности, предлагая ассоциации с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные репрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей. Жизненная реальность мужчин-инвалидов порой сильно отличается от стереотипных репрезентаций. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, ресурсами независимой жизни.


Гендерная идентичность инвалидов в России во многом принимает форму в рамках тех ограничивающих социальных институтов, в которых оказывается мужчина или женщина, но через личностное освобождение и коллективное участие происходит трансформация негативного общественного мнения об инвалидности. Гендерная идентичность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчине и женщине. Отметим, что сексуальная идентичность инвалидов выступает дополнительным способом конструирования идентичности гендерной и оказывается под еще более пристальным контролем общества. Это выражается в медикализации сексуального опыта инвалидов (большей частью речь идет о мужчинах), чья сексуальность рассматривается как проблематичная, а также в репрезентациях их сверхмаскулинной сексуальности. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском контексте их голоса и проблемы остаются неозвученными.

Инвалиды подвергаются особой форме угнетения, которое исходит от социальных институтов и «здоровых» в сочетании с ростом зависимости от специалистов социального обеспечения. Главное препятствие полноценной независимой жизни инвалидов, в том числе и сексуальной, – это представления об инвалидах как о больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и им нужно сочувствовать, «которым чего-то не хватает», то есть отождествление их с неполноценными людьми. Исторически сложившиеся стереотипы об инвалидах как о вечных детях (незрелы и асексуальны), требующих постоянной протекции и лечения, сексуально проблематичных и якобы опасных воспроизводятся в массовом сознании, политическом и академическом языке. В средствах массовой информации или кино чрезвычайно редки позитивные репрезентации инвалидов, которые просто рассказывают что-то интересное о своей профессии, обучении, политической активности или о себе в роли родителей. В результате родители детей-инвалидов, воспитатели, медики, да и сами инвалиды полагают, что секс и инвалидность не могут сосуществовать. На Западе инвалиды организуют самопомощь, понимая, что они имеют такие же права, как любые другие граждане. В России ассоциации и группы самопомощи инвалидов развиваются в разной степени в различных городах. Приведем лишь несколько примеров: это организации инвалидов-колясочников в Москве и Самаре, общественные организации инвалидов-афганцев в Санкт-Петербурге, организации инвалидов в Перми и Нижнем Новгороде, ассоциации родителей детей-инвалидов в Москве и Санкт-Петербурге. В социальной работе и социальной реабилитации необходимо сотрудничать с общественными организациями инвалидов, представляющими важный ресурс позитивного самоопределения, независимой жизни и формирования жизенной позиции инвалидов.



Социальные работники в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы. Исследования показывают, что женщины с инвалидностью нередко подвергаются двойной дискриминации – при приеме на работу, при поступлении в образовательные учреждения – ввиду их инвалидности и половой принадлежности. Социальное обслуживание инвалидов должно носить нон-дискриминационный характер, следует выявлять и преодолевать те гендерные стереотипы в профессиональной практики социальной работы, которые унижают человеческое достоинство и ограничивают жизненный выбор.

Например, в обществе господствуют следующие стереотипы: образ жизни инвалидов якобы коренным образом отличается от обрза жизни других людей; многие инвалиды не способны вступать в интимные отношения; инвалиды не могут быть родителями; инвалидам всегда требуется помощь… и так далее. На самом деле инвалиды посещают школы, денятся и выходят замуж, работают, имеют семьи, стирают, ходят в магазины, смеются, плачут, платят налоги, сердятся, имеют предрассудки, голосуют, планируют и мечтают, как все другие люди. Любой человек может вступать в интимные отношения, многие инвалиды могут рожать или усыновлять детей. Инвалидам, как и всем другим людям, присущи признаки их пола. Многие инвалиды достаточно самостоятельны и способны сами оказывать помощь.

Распространению стереотипных представлений способствуют средства массовой информации, которые нередко видят свою задачу в том, чтобы вызвать у публики жалость и сочувствие к инвалидам, получить для них финансовую поддержку. В связи с этим материалы об инвалидах носят, как правило, односторонний характер: всячески подчеркиваются сложности, вызванные нетрудоспособностью, трудности работы людей с ограниченными возможностями и мало освещается положительный опыт – достижения инвалидов в труде, их успехи в жизни. Акцент делается либо на том, как отважен человек в преодолении своего недуга, либо на том, какой травмой для семьи становится появление на свет неполноценного ребенка. Снова и снова человек с разного рода физическими недостатками предстает в виде жалкого и несчастного существа, очень редко инвалиды представлены как профессионалы, участвующие в общественно значимых событиях, в принятии решений.

Если социальный работник сумеет распознать и опровергнуть подобную стереотипную идеологию, то тем самым он или она подтвердят собственный профессионализм. Ведь социальная работа и социальная реабилитация предполагают активизацию ресурсов клиента, создание условий для независимой жизни, уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека. Вот несколько рекомендаций относительно того, как вести работу с проблемами инвалидов, взаимодействовать с людьми, имеющими ограниченные возможности.

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь. Вероятно, человек в инвалидной коляске подскажет вам, что и как нужно сделать. Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать. При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку. Если в разговоре принимает участие несколько собеседников, обращайтесь лично к человеку в инвалидной коляске, чтобы не исключить его из общения. Наклонитесь или присядьте (если беседа краткая), расположитесь рядом с ним на стуле (если беседа продолжительная) так, чтобы оказаться на одном уровне с инвалидной коляской.

Проверьте себя – не используете ли вы стереотипы и обобщения, не вызывает ли ваше описание жалость и не усиливает ли впечатление болезненности? Если вы говорите или пишете о людях с физическими недостатками, старайтесь употреблять нейтральные слова, тщательно подбирайте выражения. Вместо того, чтобы сказать «жертва такой-то аварии», говорите «человек, который перенес…» или «человек, с которым…». Неверным является противопоставление «нормальный»-«инвалид» или «инвалид»-«здоровый», поэтому лучше говорить о людях с инвалидностью и без оной. Никогда не применяйте слова «неполноценный», «калека», «больной», «эпилептик», «полиомиелитик», «дэцэпэшник», «даун», другие ярлыки и жаргонизмы.

Акцент следует делать не на болезни, а на человеке и социальных условиях. Говоря о каких-либо трудностях, с которыми сталкиваются инвалиды, делайте акцент не на физическом и психическом состоянии конкретного человека, а на социальном аспекте проблемы (например, недоступность некоторых общественных зданий и городского транспорта для человека в инвалидной коляске).

Избегайте таких обобщений, из которых следует, что женщине, даже если она инвалид, меньше нужна помощь, чем мужчине, только потому, что она женщина, и наоборот, что инвалид-мужчина стойко и смело переносит все трудности, потому что он мужчина. Старайтесь оценивать ситуацию с учетом мнений самих инвалидов. Избегайте делать предположений о том, как чувствуют себя инвалиды – узнайте об этом у них самих.

Консультируйтесь с инвалидами и их организациями по проблемам, влияющим на их жизнь. В этих вопросах они эксперты. Если вы приглашаете на встречу представителей общественной организации инвалидов, постарайтесь добиться, чтобы среди представителей были не только мужчины, но и женщины. Проследите, чтобы эта встреча проходила в месте, до которого инвалиды могут беспрепятственно добраться, обеспечьте присутствие волонтеров, чья помощь может понадобиться в тех ситуациях, когда мобильность инвалидов затруднена.

"Слушай, а ты тоже будешь писать в духе, мол, какой он герой, сам себе рубашку застегивает, мимо петелек не промахивается. И даже когда чай наливает, прямо в кружку попадает?"

Как признается Евгений Ведерников, когда так журналисты пишут, это поначалу вызывает улыбку, а потом начинает и немного напрягать. "Мы же не беспомощные, не надо нас жалеть". И в самом деле, Евгений в свои 33 года неплохо зарабатывает, купил квартиру в ипотеку, вместе с женой они постоянно совершают какие-то путешествия, - ходят в горы, плавают в кратере вулкана, ныряют в прорубь...Сейчас вот собираются поехать на Байкал. И жена Елена у него, к слову, умница и красавица, недавно получила приз в одной из номинаций конкурса красоты "Уральская невеста". У нее два высших образования. И все это при том, что и Евгений, и Елена - оба незрячие. Абсолютно, с рождения...

Что такое экстрабилити

Как признается Евгений, отношение общества к инвалидам за последние пять-десять лет изменилось кардинально, все меньше деления на "мы" и "они", но местами все еще полно стереотипов.

Мне, например, в свое время надоело, что родители меня все время жалели и опекали. "Вот тебя собьет трамвай, вот ты порежешь себе руку..." В итоге я уехал и стал жить самостоятельно. Но кто-то этими настроениями заражается и постоянно рыдает над собой: пенсия маленькая, кому мы, инвалиды, нужны? В итоге небритый-нечесаный сидит дома, и родители кормят его чуть ли не с ложки".

Все, по словам Евгения, идет изнутри человека. "Ну что ты ноешь, руки-ноги целы - значит, можешь работать".

Сам он работает массажистом в детской поликлинике, жена - психологом, коучером. Много занимаются общественной жизнью. И личным примером продвигают жизнеутверждающую философию "экстрабилити" (от англ. - сверхспособности), набирающую популярность сегодня в стране и мире. Ее смысл в том, что человек с инвалидностью не только может вернуться к жизни в обществе, но и активизировать особые внутренние возможности, скрытые в каждом человеке. У незрячих, например, очень развито воображение, образное мышление. У глухих - особая способность фокусироваться и т.д. И это можно активно использовать как преимущество. Звучит на первый взгляд нереально, почти как в кино. Сейчас, к слову, как раз по ТВ идет сериал про следователя, который стал слепым, но, благодаря открывшимся новым способностям, продолжает раскрывать самые сложные преступления. Но Евгений и Елена доказывают, что вести совершенно нормальный образ жизни, будучи незрячим, - это норма, а не кино. Что инвалидность это не недостаток, а ресурс.

Евгений Ведерников не понимает словосочетания "ограниченные возможности". Фото: архив семьи Ведерниковых

Роман с продолжением

Евгений человек с отличным чувством юмора, на порядок позитивнее и энергичнее многих здоровых людей. Ему не стесняешься задавать и совершенно "некорректные" вопросы: "Скажи, зачем тебе ехать на Байкал, если ты его все равно не увидишь?"

Как зачем, удивляется он, главное ведь эмоции, ощущения, которые ты испытываешь, а они передаются от окружающих, от общей атмосферы вокруг, от того, что ты слышишь и чувствуешь.

Конечно, я никогда не видел Кавказ, например, но я все отлично чувствовал, когда мы туда приехали, какой там воздух, как держишься за уступы, стираешь обувь в горах, как, затаив дыхание, прыгаешь в кабинку на канатной дороге. Это же все равно, что зрячему читать захватывающий роман, - тоже не видишь, но выстраиваешь картину мира в своем воображении.

Ников Вуйчичей много!

Евгений говорит, что сегодня все больше людей с инвалидностью живут не просто полноценной жизнью, но и куда более насыщенной, чем иные здоровые. "Все знают Ника Вуйчича, но Ников сегодня уже много". И они заставляют перестать ныть и выйти из дома. Ломают и стереотипы у окружающих здоровых людей.

Сегодня активно продвигается инклюзивное образование, и для многих учителей шок, ну как в классе будет учиться ребенок-инвалид, что я с ним буду делать, вдруг его еще больше покалечат на перемене и т.д. Но мы ездим в школы, в лагеря, занимаемся с детьми, например, проводим для них квесты с закрытыми глазами и понимаем, что у детей-то как раз меньше стереотипов, они готовы на равных общаться, и с удовольствием воспринимают все новое. А вот взрослым как раз сложно вырваться из привычных рамок восприятия, - говорит Евгений.

Интересно, что...

Разные типы инвалидности стимулируют развитие разных компенсаторных способностей.

У незрячих:

способность действовать в ограниченном количестве информации,

воображение,

коммуникабельность и навыки самопрезентации,

мобильность и стремление к движению,

обостренные обоняние, осязание, внимание к звуковой информации,

доверие к миру.

У глухих:

развитые визуальные навыки,

высокая способность фокусироваться.

У людей на инвалидном кресле:

усидчивость,

способность планировать и тщательно организовывать логистику,

коммуникабельность.

У людей с ментальными отклонениями:

искренность,

способность стимулировать собеседника четко выражать свои мысли,

высокая трудоспособность,

любовь к труду.

Прямая речь

Елена Леонтьева, председатель общества инвалидов на коляске Екатеринбурга:

Думаю, и инвалидам нужно иногда задуматься, а правильно ли они себя ведут, если уж мы говорим об обществе равных возможностей и отношений. Недавно в ресторан Екатеринбурга не пустили парня на коляске, сославшись на дресс-код, прошла волна возмущения. Но когда я разобралась, встала на сторону заведения. Он приехал в кафе в спортивных штанах, вел себя так, будто ему все должны. Говорю ему, ну что, ты брюки не мог надеть, почему для тебя должно быть исключение? Поняли друг друга, недавно увидела его на одном из мероприятий, улыбается, посмотрите, говорит, я новые джинсы купил.

На самом деле, отношение к инвалидам стало принципиально иным, пусть и не везде еще создана доступная среда, пандусы, поручни и т.д. Отношение людей другое. Мне, например, постоянно предлагают помочь - в магазине достать товар с верхней полки, поднять коляску возле дома. Причем часто предлагают дети, что особенно приятно. Признаюсь, иногда помощь и не особо нужна, но я не отказываюсь, - ну как откажешь людям в их добрых побуждениях.

Преодолевая стереотипы

Михаил Мельников

Очаровательна, успешна и полна жизни - эта девушка своим примером доказала, что слабость можно превратить в силу. Эйми Маллинз, актриса и модель, перевернула представление о том, что инвалидность ставит крест даже на простых радостях жизни. Она разбила вдребезги навязанный обществом стереотип восприятия инвалида.

Эйми своей жизнью доказывает, что недееспособный человек может превратиться в суперспособного. Невзирая на самые бедственные обстоятельства (в полгода Эйми ампутировали по колено обе ножки из-за врожденной патологии малых берцовых костей и доктора пообещали, что ходить девочка не научится никогда), Эйми предпочла оставаться красивой, здоровой и успешной. Она научилась ходить, в том числе по подиуму на модных показах, а еще бегать и прыгать в длину, в том числе на Паралимпийских играх в Атланте, где она побила пару рекордов. Она вошла в список пятидесяти самых красивых людей мира, стала сниматься как актриса кино и как модель для глянца

Ноги Эйми Маллинз - это арт-объект, аксессуар и скульптура одновременно. Но не только. Это еще и надежда, которую она дарит таким же, как она, людям, изобретая новые протезы, где форма, функциональность и эстетика неразделимы. Эйми использует двенадцать пар протезов, меняя их, как наряды. "Ноги гепарда" она, по примеру Оскара Писториуса, использует для бега, силиконовые ножки с прорисованными венами - для выходов в свет, также есть деревянные, полиуретановые и друие протезы, с помощью которых Эйми, в дополнение к прочим преимуществам, может регулировать свой рост от 173 до 185 см.

«Доброжелатели» называют ее киборгом. По существу они правы. В ее организме есть механические компоненты. Но они не мешают жить, расцветать и благоухать живой душе этой удивительной женщины, сильной и красивой, нежной и мудрой, суперспособной - супергероини.

История изготовления протезов, используемых Эйми, уходит корнями в древнеегипетскую цивилизацию, однако, с тех пор прогресс происходил весьма и весьма небыстро. Относительно масштабов истории, технологии только недавно добрались до этой сферы и теперь обещают новые, радикальные чудеса протезирования в будущем. Уже сейчас, результат многих лет лабораторных исследований, позволяет таким, как Эйми, многократно расширить границы своих физических возможностей. Создатель протезов Хью Герр, признанный лидер в сфере биомеханики, уже давно работал над своим детищем в Массачусетском Технологическом Институте. По его словам, в прямом и переносном смысле «следующим шагом» станет «непосредственное соединение механических частей протеза с телом его носителя. В будущем, сенсорные мускулы смогут получать команды напрямую из человеческого мозга, точно так же, как и все остальные здоровые конечности», - говорит он.

Но это - будущее, а пока, очаровательная девушка Эйми смело открывает новые двери с помощью всё более совершенных моделей протезов. Теперь её обувной гардероб заставляет задуматься, что надеть – повседневное дерево или же хрустальную Золушкину туфельку на элегантном каблучке для вечернего коктейля. Как тут не задуматься о том, что высокие технологии способны полностью изменить жизнь обычного человека даже в самых сложных случаях инвалидности и подарить ему такое простое и такое ценное ощущение собственной полноценности.