Табель о рангах 1722 г общая характеристика. Табель о рангах в царской России. Табель о рангах Российской Федерации

24.01.1722 (6.02). - Петр I утвердил "Табель о рангах" - роспись военных и гражданских чинов Российской Империи

24 января 1722 г. утвердил "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных...", которая стала действенным инструментом осуществления административной реформы в России. Отныне каждый человек, поступавший на государственную службу, должен был пройти все её ступеньки, начиная с выслуги низшего классного чина. Это обезпечивало как замещение всех должностей, так и постепенное получение чиновниками необходимого опыта.

Основу чиновничества в те годы составляли дворяне, в большинстве своём владевшие имениями и обезпеченные в материальном отношении. Поэтому жалованье чиновникам платили невысокое, полагая, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья не позволяет ему высказывать независимые суждения и действовать достаточно свободно.

В Табеле о рангах все чины воинской, гражданской и придворной службы подразделялись на 14 классов, каждый из которых должен был соответствовать определённой должности. На практике, однако, допускались отклонения от этого правила: по различным причинам чиновник мог иметь чин более высокого или более низкого класса, чем это полагалось бы по должности.

Было установлено старшинство военной службы над гражданской и придворной, то есть среди чинов одного класса старшим считался военный.

Примечательно, что в Табель о рангах были включены кавалеры ордена , что соответствовало европейской практике, но было исключением из русских традиций. Они были отнесены к III классу, где значились генерал-лейтенанты и тайные советники.

Для лиц недворянского звания выслуга чина позволяла получить и дворянство. При Петре I потомственное дворянство на военной службе давал уже чин XIV класса, на гражданской службе – чин VIII класса, а чины XIV и VII классов давали только личное дворянство.

Однако постепенно нарастал приток на государственную службу недворян и, соответственно, повышался класс чина, дававшего дворянство. С 9 декабря 1856 г. на военной службе право на потомственное дворянство стал давать чин VI класса, а на личное дворянство – XIV класса, на гражданской службе право на потомственное дворянство приобреталось по достижении чина IV класса, личное дворянство приносили чины V – IX классов, а личное почётное гражданство – чины X – XIV классов. Эти правила сохранились до 1917 г.

Своя система чинов (санов), соответствовавшая Табели о рангах, существовала и у духовенства. Пять высших классов предназначались для чёрного (монашествующего) духовенства, а пять более низких – для белого духовенства.

Ниже приводятся таблицы, в которых Табель о рангах представлена в том виде, в котором была в начале и конце своего существования, а также духовные саны.

В.М. Авцинов ("Имперский курьер")

Чины (саны) духовенства

Принадлежность к виду духовенства Класс по Табели о рангах Чин (сан) Титулование
Чёрное I Митрополит
Чёрное II Архиепископ Ваше высокопреосвященство, владыко
Чёрное III Епископ Ваше преосвященство, владыко
Чёрное IV Архимандрит Ваше высокопреподобие
Чёрное V Игумен Ваше высокопреподобие
Белое V Протопресвитер Ваше высокоблагословение
Белое VI Протоиерей Ваше высокоблагословение
Белое VII Священник
(иерей)
Ваше благословение, Ваше священство
Белое VIII Протодиакон Ваше Высокоблаговестие
Белое IX Диакон Ваше благовестие

Табель о рангах по состоянию на 1917 г.

Клас-сы Армей-ская пехота, артил-лерия, инженер-ные войска Армей-ская кава-лерия Казачьи войска Военно-морской флот Граж-данские чины При-двор-ные чины Титу-лование
I Генерал-фельд-маршал --- --- Генерал-адмирал Канцлер, действи-тельный тайный советник I класса ---
II Генерал от инфан-терии, генерал от артил-лерии, инженер-генерал Генерал от кавалерии --- Адмирал Действи-тельный тайный советник Обер-камергер, обер-гоф-маршал, обер-гоф-мейстер, обер-шенк, обер-штал-мейстер, обер-егер-мейстер, обер-фор-шнейдер Ваше высоко-превос-ходи-тельство
III Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант --- Вице-адмирал Тайный советник Гоф-мейстер, гоф-маршал, штал-мейстер, егер-мейстер, обер-цере-моний-мейстер Ваше превос-ходи-тельство
IV Генерал-майор Генерал-майор --- Контр-адмирал Действи-тельный статский советник Камергер Ваше превос-ходи-тельство
V --- --- --- --- Статский советник Камер-юнкер, цере-моний-мейстер Ваше высоко-родие
VI Пол-ковник Пол-ковник Пол-ковник Капитан 1-го ранга Кол-лежский советник --- Ваше высоко-благо-родие
VII Под-полковник Под-полковник Войско-вой стар-шина Капитан 2-го ранга Над-ворный советник --- Ваше высоко-благо-родие
VIII Капитан Ротмистр Есаул Старший лейтенант Кол-лежский асессор --- Ваше высоко-благо-родие
IX Штабс-капитан Штабс-ротмистр Подъ-есаул Лейтенант Титу-лярный советник --- Ваше благо-родие
X Поручик Поручик Сотник Мичман Кол-лежский секретарь --- Ваше благо-родие
XI --- --- --- --- Кора-бельный секретарь (с конца XVIII века перестал применяться) --- Ваше благо-родие
XII Под-поручик Корнет Хорун-жий --- Губерн-ский секретарь --- Ваше благо-родие
XIII Пра-порщик (в военное время, в мирное время - в запасе) --- --- --- Провин-циальный секретарь (с конца XVIII века перестал применяться) Ваше благо-родие
XIV --- --- --- --- Кол-лежский регис-тратор --- Ваше благо-родие

Беда реформы Петра I не в том, что воеводу стали именовать генералом и что он явился перед народом бритым и в иноземном мундире, а в том, что он сам, вместо того, чтобы быть связанным с народом любовью в единстве духовных и национальных интересов, почувствовал себя инородным телом, стоящим выше народа и отдельно от него и призванным властительски принуждать и заставлять...

Петровский Регламент привел к административной Табели о рангах, и, к большой нашей скорби, выдержал и революцию, и десятилетия эмиграции и на будущее не показывает признаков желания уйти со сцены... Настолько высушена была атмосфера духовности в послепетровский период, что иные архиереи не выдерживали своего генеральства и уходили в затвор (св. Тихон Воронежский, преосв. Феофан Тамбовский, Вениамин Калужский). Иные мучились двойственностью своего положения, а большинство, по немощи человеческой, превращались в чиновников. Этот холодок переходил в кровь Святой Руси, выстужая благодатную теплоту. В том-то грех и состоял, что оказалась забыта Свято-Русская должность России... И так далеко мы ушли от духовной легкости Свято-Русской культуры, что нам самим невероятным кажется духовное назначение бытия нашей Родины, каким оно было в древности...

(Н. Кусаков. "Православие и монархия")

Обсуждение: 8 комментариев

    Как в СССР, так и в нынешней РФ построение государственной власти жиждется на основе введенной системе Петра 1 (табеля о рангах). Эта система сама по себе очень пагубна и анти государственная, чем естественно и пользуются время от времени враги России! Главенствующий принцип управления нашим обществом, это чинопочитание, то есть достаточно поставить на самый верх иерархической власти "своего человека" и можно вытворять все что угодно. Этим изъяном выгодно пользуются иудеи, проникая во властные структуры в управленческий аппарат. До иудеев были немцы, и где они теперь?

    Похоже, или при переписыванiи изъ оригинала вкрались ошибки, или же оригиналъ составлялъ не очень сведущiй человекъ.
    1. "Преподобно" только черное духовенство
    2. Дьяконъ не можетъ быть "балгословенiемъ", т.к. не никого не благословляетъ. Дьяконъ - "Ваше благовестiе", протодьяконъ и архидьяконъ - "Ваше высокоблаговестiе"
    и т.д.

    Благодарим чтеца Михаила, исправления внесены. Ошибки содержались в указанном источнике - "Имперском курьере".

    Скажите пожалуйста, а для чего Петру 1 был необходим табель о рангах?

    В статье: " ... а чины до XIV и VII классов давали только личное дворянство". Несуразица в тексте, т. к. чинов до XIV класса НЕ БЫЛО.
    В XIX-нач.XX вв. в казачьих войсках были чины генерал-майора,генерал-лейтенанта, генерала от кавалерии (генералы от кавалерии М.И. Платов и П.Н. Краснов и т.д.).

    Несуразица только в предлоге "до", который я убрал. По сути же правильно. В Википедии читаем то же самое: "Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство)".

    В представленной табели о рангах,отсутствует указание военного и морского звания в классе 5м.Хочу уточнить.В18м веке воинское звание 5го класса было Бригадир.Морское - капитан-командор. Придворное - до 1884г. -камер-фурьер,а с 1884г - церемониймейстер. Помните у Пушкина:"Смиренный грешник Дмитрий Ларин,Господний раб и бригадир, под камнем сим вкушает мир". В последствии это звание было упразднено.Если редактора не затруднит, тогда прошу внести поправку в класс 5й.

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) - документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 г. самим императором и просуществовал до ноября 1917 г., а на некоторых территориях и вплоть до 1922 г. За время своего существования документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания Табеля о рангах Российской империи

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру Великому, который принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. В документ были внесены определенные правки, но при итоговом рассмотрении Петр 1-й их не принял.

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские - и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими, а люди, занимающие эти должности, - больше шансов подняться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение Табеля о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Главное значение Табеля о рангах 1722 г. состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службе больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели возможность в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1-го окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ. В нем представлена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий, членов юстиции и прокурорских работников.

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру 1, который не только отдал приказ, но и принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к Императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии. Документ был рассмотрен, в него были внесены определенные поправки, однако при итоговом рассмотрении Петр их не принял, а оставил документ в его первоначальном виде.

Содержание табели о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины в табели делились на три типа – придворные, военные и статские - которые группировались в соответствии с типом и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше был класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими и больше шансов пробиться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение табели о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В табели были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядком Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Однако самое главное значение подобного табели 1722 года состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службы больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели шанс в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1 также окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ.

«Отныне знатность по годности считать» – это мнение Петра Великого нашло отражение в Табели о рангах 1722 года, ставшем сильным ударом по привилегиям наиболее родовитого дворянства. Речь о полном уравнении сословий не шла, но петровское нововведение официально открыла «путь наверх» талантливым, энергичным и преданным делу выходцам из низов.

Истоки документа

Известно, что Петра 1 с первых лет правления раздражали претензии представителей высшего боярства на различные привилегии и почет, реальными делами не заслуженные. Замечал он и то, что его «худородные», но эффективные помощники (Лефорт, Меншиков, Ягужинский) сталкиваются с почти демонстративным пренебрежением тех, кто делать ничего не умеет и не хочет, но зато имеет родословную «от ».

Изначально Петр подавлял боярскую оппозицию силой, назначая представителей знатных родов шутами и отбирая у них сыновей для службы матросами. Но нужна была более стройная система продвижения «по годности», что давала бы заслуженные привилегии отличившимся на службе и не вызывала бы дворянского недовольства (Петр все-таки был монархом и полагался на дворянство).

Петр воспользовался зарубежным (датским, шведским, французским) опытом и составил сложную таблицу чинов по разным направлениям службы, с определением правил их присвоения и прав и обязанностей получивших чин. Кое-какие предложения внесли адмиралтейская и Военная коллегии, а также ближайшие сподвижники царя, но многие замечания Петр 1 оставил без внимания. Соответствующий указ, известный как раз как «Табель рангов» (или «Табель о рангах» в более позднем произношении) был подписан 24 января 1722 года.

Сущность и назначение чиновничьего ранжира

В указе приводилась таблица, характеризующая 14 чиновничьих рангов, отдельно для армии, флота, придворной и гражданской службы. Ранг не определял конкретных должностных обязанностей чиновника, но только его «уровень допуска». Получить следующий ранг можно было только после определенного срока службы либо за личные заслуги (в исключительных случаях за заслуги можно было «перескочить» и через несколько строк Табели).

Каждому рангу соответствовали определенные обязанности и привилегии чиновника. Его чествовали по рангу, а не по тому, насколько знатного и богатого папеньки он сын. Исключение составляли только князья императорского рода. Требовать более или менее уважения, чем ему полагалось по рангу, чиновник не имел права. Несколько больше прав в сравнении с гражданскими имели военные чины.

Дворяне по рождению имели ряд придворных и экономических прав (в частности, просто являться ко двору и участвовать там в развлекательных «ассамблеях»), но и только. Мало того, достижение определенного ранга (зависело от направления службы) могло дать право на личное (только для себя) или потомственное (с передачей по наследству) дворянство человеку любого происхождения. И он тут же получал все привилегии, какими пользовались всевозможные «рюриковичи». Дворяне по рождению имели некоторые привилегии при продвижении, но незначительные.

Жизнь чиновника регламентировалась и на повседневном уровне. Устанавливалось. Как именно следует к нему обращаться, какой выезд он должен иметь и какой мундир носить (Николай 1, большой любитель мундиров, нарядил в них абсолютно всех служащих, включая гражданских).

Карьерная лестница

Табель о рангах Петра 1 просуществовал до 1917 года, хотя в него вносились многочисленные изменения. Появились казацкие чины, некоторые позиции из Табеля изымались, другие в него вносились… В разное время существовали и различные чины вне ранга (от фельдфебеля и капрала до генералиссимуса). Менялись предписанные рангом правила поведения и способы получения очередного ранга.

Но суть документа оставалась прежней, и в целом он решил поставленную перед ним Петром 1 задачу – повысил социальную мобильность, дал возможность людям способным, но бедным и незнатным, проявлять себя и добиваться высокой оценки своих усилий. Табель о рангах Российской империи стимулировал и дворян к службе, окончательно установив, что генеалогическим древом в России обеспечить себе высокий статус уже невозможно.

Поэтому и сегодня подобные схемы на законодательном уровне приняты в государственной службе. А само словосочетание «табель о рангах» превратилось в устойчивый фразеологизм, обозначающий строгую схему, где каждому определено точное место.

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…»

4 февраля 1722 г. по указу Петра I Великого введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I: сохранились его проекты и замечания на текст этого документа. Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему важное значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам, или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табели были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Свое мнение Сенат представил 20 сентября 1721 г. Военные и морские чины не вызвали замечаний. По этому поводу говорилось: «Понеже о воинских сухопутных и морских чинах сочиненный порядок в рангах сходен против рангов других государей, особливо же французского, яко древнего и самодержавного короля, того ради об оных ничего к перемене потребного не рассуждаем показать во мнении своем...». Замечания по другим категориям чинов сводились главным образом к уточнению классов (рангов) некоторых из них, применительно к тому, как это было в других странах.

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной. Лишь позднее военные утратили право на старшинство в 1-м и 2-м классах. Военные чины состояли из 4-х разрядов: гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские. Чины в гвардии были на класс выше других воинских. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот, кто раньше был пожалован в него.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло быть более быстрым.

Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.

Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности.

Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность.

Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «... как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.

В связи с возникновением феномена чина Табель о рангах в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, «Табелью о рангах…» предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство.

Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же - лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство.

Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т.е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит».

В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, - с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал.

Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI - IX классы стали давать личное дворянство, а Х - XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие - только личное.

9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной - с VIII на VI класс (VII - XIV классы давали личное дворянство).

В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано.

1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.

2 августа 1900 г. к этому было добавлено еще одно условие - общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.

Установив четкую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания. Старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них.

Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

В «пунктах» же предусматривалось, что, если «кто выше ранга будет себе почести требовать или сам возьмет выше данного ему ранга», тот должен быть подвергнут за каждый случай штрафу - вычету двухмесячного жалованья; равный же штраф следовал и тому, кто кому ниже своего ранга место уступит, «чего надлежало фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

Почитание лиц по рангам не касалось лишь, как говорилось в «пунктах», тех случаев, «когда некоторые, яко добрые друзья и соседи, съедутся или в публичных ассамблеях».

Среди проявлений чинопочитания важное значение приобрели формулы титулования — общий титул по классу чина или должности. Формулы эти не были установлены законом и сложились постепенно на практике, ориентируясь на западноевропейские нормы. В первой трети XVIII в. наиболее устойчиво использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство. III - IV классы — ваше превосходительство; V класс — ваше высокородие; VI - VIII классы — ваше высокоблагородие; IX - XIV классы — ваше благородие.

Пользование общим титулом по чину было обязательно во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или по общественному положению.

В целом, введение Петром I Табели о рангах явилось прогрессивной мерой, создававшей стимул для службы чиновников и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. Табель о рангах действовала до 1917 г., когда с падением самодержавия после Февральской революции были отменены придворные звания и старое титулование, а после Октябрьской революции декретами ВЦИК от 10(23).11.1917 г. и СНК от 16(29).12.1917 г. уничтожались прежние чины, сословия и сословные звания.

В современной России сотрудники различных служб тоже имеют специальные звания (таможенная служба, налоговая полиция и др.). В июле 1995 г. сделана попытка регламентировать понятие государственной службы и создать основы правового положения государственных служащих. Все это нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Неотъемлемой его частью является утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей, который в нынешних условиях выполняет роль петровской «Табели о рангах…»

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом
(военной истории) Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации