Психотерапия ее виды. Понятие психотерапии. Связь психотерапии с психологической коррекцией и психологическим консультированием. Виды и основные направления психотерапии. Три главных пути

Депрессия, тревога и другие негативные психические состояния, которые портят нашу жизнь и снижают её качество, захватывают все большее количество людей.

Кто-то испытывает горе, кто-то страдает алкоголизмом, кто-то безуспешно борется со стрессом – все эти проблемы изматывают и превращают существование в страдание. Исправить эту ситуацию помогает психотерапия. Попробуем основательно разобраться, что такое психотерапия и какие проблемы она может помочь решить.

Психотерапия как наука сейчас находится в процессе становления. Точное определение психотерапии дать затруднительно, так как количество ее направлений, методов, школ огромно.

К примеру, Кратохвил определяет психотерапию как целенаправленное упорядочение нарушенных элементов в системе жизнедеятельности человека посредством психологического влияния. В общем, можно сказать, что психотерапия – тандем квалифицированного специалиста (психотерапевта) и человека, направленный на повышение качества жизни последнего, смягчение или избавление от психических расстройств и развитие личности.

История

Основы психотерапии заложили Брэд (впервые научно описавший ), Дюбуа (разработавший рациональную психотерапию), (основатель ), Павлов и Скиннер (обосновавшие бихевиористскую психотерапию). В конце XIX – начале XX века открывалось все больше фактов относительно психической природы реальности существования человека.

Донаучный период психотерапии представляет собой смесь мифов, шаманизма и веры в некие тайные силы, управляющие людьми. Если можно говорить о наиболее распространенных в те времена методах, то это были внушение и самовнушение в пограничных состояниях сознания (гипноз, транс). Мистический аспект понятия о душе и сознании господствовал тысячи лет.

Правда, расцвет греческой и римской культуры породил интерес к процессам, которые происходят в нашем сознании. Впрочем, Средневековье снова отбросило представление о внутренней жизни человека на уровень шаманов, а душевнобольные стали восприниматься как одержимые бесами, что совсем не способствовало повышению качества их жизни.

Постепенно отношение к душевнобольным менялось. А в конце XVIII века возникли первые наивные попытки описать внушение (через животный магнетизм). Затем Брэд открыл гипноз и исследовал его, а через сорок лет гипноз впервые применили для лечения больных психиатрического отделения.

Так первый камень лег в фундамент, на котором в дальнейшем построят здание психотерапии. Второй камень – рациональная психотерапия, она возникла именно в противопоставление гипнозу и сейчас входит практически во все виды психотерапии.

Основными из видов воздействия, которыми она оперировала, были: работа над коррекцией убеждений, рассуждения с пациентом насчет его представлений, анализ их противоречивости, нейтрализация неопределенности. Дальше началась критика этого вида психотерапии, рождались новые стратегии работы с пациентом, формулировались основные техники, необходимость эмоциональной поддержки и многое другое, что сейчас составляет неотъемлемые элементы современных представлений психотерапии.

Цели и задачи

Связь психотерапии и психологии состоит в том, что любое психотерапевтическое направление в качестве научной опоры использует психологические теории. Таким образом, психотерапия невозможна без психологии, то есть лечение «души» не может происходить без знания закономерностей её развития и существования.

Школы психотерапии разделяются по используемым психотерапевтом техникам, количеству сеансов, числу присутствующих пациентов, по условиям, теоретическим направлениям, лежащим в основе процесса. У каждого из видов свои методы психотерапии, но любой психотерапевт стремится к одной цели – помочь пациенту сделать его жизнь богатой, содержательной, творческой и сбалансированной. Таким образом, задачи психотерапии состоят не только в избавлении от деструктивных моделей поведения, но и в выработке позитивных, продуктивных моделей мышления и действия.

В связи с этим возникают подцели в психотерапии. Макаров выделяет ряд целей, которые преследует психотерапевт:

  • Воспитание гибкости, способности искать и использовать эффективные стратегии поведения.
  • Научение накапливать и рационально использовать энергию.
  • Разобраться с тем, как стоит искать и развивать состояния, которые приносят нам энергию и радость жизни.
  • Обеспечить внутренние возможности человека быть активным, воодушевленным, оптимистичным, направленным на поддержание своего здоровья и развитие личности.

Впрочем, какими бы ни были цели, основной упор в психотерапии делается на методы и средства их достижения. Технологий довольно много.

Если говорить о конкретных приемах, которые часто используют терапевты, то к ним будут относиться следующие техники психотерапии: разъяснения, советы, научение, конфронтация, уточнения, стимулирование, проговаривание внутренних состояний и другие. Но относительно стратегий, которые выступают ведущими в процессе взаимодействия клиента и психотерапевта, выделяют всего три основных направления психотерапии:

  • Психодинамическое.
  • Гуманистическое.
  • Поведенческое.

Три главных пути

Поговорим об основных направлениях психотерапии подробнее. Виды стратегий работы с пациентами развивались параллельно психологическим теориям. Когда возник психоанализ, появился и психодинамический подход, психология личности дала гуманистический и так далее. Как только в науке появлялся новый взгляд по упорядочению психики человека – появлялась обычно и психотерапевтическая практика, базирующаяся на этом взгляде.

1. Психодинамический подход отличается тем, что рассматривает сущность развития и нарушений в контексте сознательного и бессознательного. Психотерапия при неврозах таким образом работает с конфликтами, порожденными столкновением сознательных и бессознательных содержаний. Во время психотерапии осознание конфликта происходит путем свободных ассоциаций. В основе лежит теория психоанализа.

В последнее время на постсоветском пространстве начинает активно развиваться телесная психотерапия. Отчасти свои основы телесно-ориентированная психотерапия почерпнула из психодинамического метода. Как пример – биоэнергетический анализ, он утверждает, что в результате бессознательных процессов в теле возникают зажимы, сняв которые человек почувствует прилив энергии и радость жизни.

2. Поведенческий подход характеризуется восприятием поведения как единственного аспекта бытия человека, который явно дан, с ним и ведется основная работа. Неврозы и другие расстройства понимаются как результаты «неправильного» научения, приведшие к тому, что человек ведет себя неадекватно, реагирует на окружающий мир несообразно величине стимулов, их характеру. Процесс психотерапии направлен на то, чтобы помочь клиенту заменить «неправильные» модели на «правильные» (адаптивные). В основе подхода лежит .

3. подход базируется на представлениях об уникальности человеческой личности, основные потребности которой состоят в самореализации и самоактуализации. В русле этого направления развивается экзистенциальная психотерапия.

Неврозы возникают в результате невозможности самоактуализации, блоком, который стоит на этой ключевой потребности человека, в свою очередь последнее происходит от проблем в самопонимании и принятии себя. Главной целью психотерапии является создание условий, которые помогут осознать и принять себя, обратить внимание на «как я делаю то, что я делаю?» В этом русле терапевты оперируют терминами «смысл», «осознанность», «выбор».

Каждый подход породил множество школ психотерапии. При этом каждая из школ отличается той или иной корневой идеей, а иногда и суммой идей, выраженных в рассмотренных подходах. С другой стороны, этапы и факторы психотерапевтического процесса не зависят от направления или школ, сформировавшихся в его контексте. Практически во всех системах присутствуют следующие факторы:

  • Наблюдение и работа с эмоциональной сферой.
  • Развитие самопонимания.
  • Обмен информацией.
  • Поддержка веры клиента в выздоровление.
  • Накопление нового позитивного опыта.
  • Работа с выражением эмоций.

Популярная и многообещающая школа

На Западе большую популярность получила КПТ – когнитивно-поведенческая терапия. Это краткосрочная психотерапия, направленная как на поведение, так и на убеждения, установки, мысли человека.

Как видно из названия, она соединила в себе две школы, эта комплексная психотерапия на сегодняшний день показывает в большинстве исследований лучшие результаты по сравнению со всеми остальными видами психотерапии. Разберем входящие в КПТ когнитивную и поведенческую составляющие.

  • Произвольные заключения, не выводимые из реального положения дел.
  • Выбор одного из многих фактов для развертывания негатива.
  • Вывод общего из незначительной частности.
  • Преувеличение и минимизация.
  • Перенос ответственности за все на себя.
  • Мышление «белое-черное»: либо то, либо другое, третьего как будто нет.

Для избавления от таких суждений нужно провести полную «инвентаризацию» нашего мышления. Сначала в процессе психотерапии идентифицируются мысли. Для этого используют: сосредоточение в проблемных ситуациях, искусственное воспроизведение ситуаций травмы на сеансах психотерапии и наблюдение за мыслями, вопросы, продвигающие к осознанию.

На втором этапе психотерапии клиент должен отдалиться от своих мыслей, оценить их объективно, усомниться в них, понять, что они портят его жизнь. И на третьем этапе необходимо показать, что мысли с реальными ситуациями связаны редко, а вложены на каком-то этапе жизни. В заключение, адаптивные мысли должны занять место автоматических.

Поведенческая психотерапия прямо соответствует поведенческому подходу. Бихевиористы стояли на той позиции, что единственной наблюдаемой реальностью относительно психики является поведение, а значит, его и следует изучать и работать с ним.

Поведение же представляется в бихевиоризме как совокупность стимул-реактивных связей. Все, что происходит внутри, стало уже в необихевиоризме обозначаться как промежуточные переменные. Таким образом, стимул – не зависящая от нас переменная, а реакция – опосредованный внутренним содержанием продукт переработки стимула.

В основу психотерапевтического метода поведенческого направления легло понятие научения, которое разрабатывается бихевиористами. Они понимают под научением возникновение определенных моделей поведения в повторяющихся ситуациях (к слову, пользуется этой же моделью для помощи клиентам).

В основном в процессе психотерапии ведется работа с классическим и оперантным обусловливанием и научением. Классическое связано с теорией рефлексов Павлова.

Классический условный рефлекс – это связка стимул-реакция. Реакции могут возникать на условные или безусловные раздражители. – врожденный, а условный – приобретенный. Причем приобретается он довольно просто – когда (пока) нейтральный раздражитель действует на человека (или животное) чуть раньше безусловного раздражителя (врожденного, на который уже есть реакция), и это повторяется многократно. Таким образом, поведение вызывается определенным стимулом.

Это очень легко проверить в домашних условиях: достаточно закрывать полностью один глаз на минуту и включать при этом музыку, а затем в одно время выключать музыку и смотреть на яркий свет (при этом второй глаз должен все время быть под воздействием яркого света).

Повторив процедуру несколько раз (с одним и тем же глазом, с одной и той же музыкой!), надо включить музыку, но уже не закрывать глаз рукой – зрачок расширится, как если бы он был в темноте. Чтобы заметить разницу, и нужен второй глаз, постоянно смотрящий на яркий свет, – он расширяться не будет, и разница между ними покажет эффект научения.

Потом это пройдет, и никаких последствий не будет, если не увлекаться подобным экспериментом и не повторять его вновь и вновь. Собственно, то, что это пройдет, иллюстрирует феномен научения-угасания. Если связь между условным и безусловным стимулом рвется – а рвется она, когда условный стимул перестает хотя бы иногда поддерживаться безусловным, – реакция на стимул перестает быть ожидаемой.

Еще один феномен научения – генерализация стимулов. Иными словами, когда условная реакция закрепилась, её начинают инициировать стимулы, которые не являются полностью сходными с тем, что был в процессе научения, достаточно только похожих. А за различение похожих стимулов отвечает стимульная дискриминация.

Скиннер и Торндайк подарили бихевиоризму принцип оперантного обусловливания. Первый показал, как влияние среды детерминирует человеческое поведение. Как это происходит? Через подкрепление. Сделал хорошо человек, по правилам – люди его похвалили; несколько повторов – вот и научился. Именно так действует воспитание.

Модифицировать поведение возможно посредством влияния на последствия и результаты. Если человек сделал хорошо, а его не похвалили, и так несколько раз, скорее всего, он делать это перестанет. Впрочем, это упрощенный вариант трактовки, совсем не обязательно, что действует именно похвала. Под подкреплением или наказанием может иметься в виду как негативное, так и позитивное. Негативное подкрепление – негативные стимулы удаляются, позитивное – награда. Позитивное наказание – лишить приятного стимула, негативное – дать неприятный стимул.

Еще один важный вид научения – социальное. Над ним работал Бандура. Суть в том, что мы можем учиться не только непосредственно, но и просто наблюдая за действиями и результатами действий других людей.

Что же такое болезнь, по мнению поведенческих психотерапевтов? Болезнь – это проблема отсутствия конструктивных моделей или присутствия деструктивных моделей поведения. Устранение последних является основной целью поведенческой психотерапии. Патологичным (деструктивным) поведением является любое неадаптивное поведение. Все эти модели формируются, естественно, в процессе научения. К примеру, ребенок, которого замечали лишь тогда, когда он плакал, – в этом случае подкреплялось явно неадаптивное поведение.

Комплексный подход

Мейхенбаум пытался связать когнитивную и поведенческую психотерапию, и в дальнейшем они начали сливаться. Специалисты по КПТ во время психотерапии нацелены на анализ поведения, изменение представлений, работу с неадаптивными моделями поведения, развитие ресурсов человека для успешной социальной жизни. Они анализируют и помогают клиенту не только правильно понимать мысли и работать с ними, но и действовать правильно, выбирать новые модели поведения, при этом акцент ставится на конкретные ситуации и действия.

Благодаря тандему когнитивной и поведенческой психотерапии клиент определяет негативное внутреннее содержание, учится работать с ним, закрепляя поведением новое содержание, ищет наиболее оптимальные пути. Работа ведется «на двух фронтах», при этом понимание себя растет, и изменение себя закрепляется на практике.

Особо выделяют индивидуальную и групповую психотерапию. Последняя обладает не меньшей эффективностью, а иногда и более необходима, чем непосредственно индивидуальная психотерапия, но чаще всего их совмещают. На индивидуальных сеансах психотерапии пациент проясняет свои проблемы, а на групповых учится работать с ними, смотреть им в лицо и отслеживать негативные сценарии во взаимодействии с людьми.

Системная – разновидность групповой, направленная на раскрытие внутреннего мира каждого члена семьи друг другу и формирование неискаженной обратной связи, понимание и принятие. Системность здесь представляет собой включение терапевта внутрь системы семьи, он помогает устанавливать связи между элементами – подсистемами, путем управления их активностью.

Психотерапия при депрессии, тревоге, социофобии, алкоголизме, психозах и других расстройствах обязательна для человека, но не только болезни могут стать поводом обратиться к специалисту. Психотерапия направлена на достижение в её процессе значительных личностных изменений, способствующих лучшей адаптации человека к реальности. Эти изменения составляют суть психотерапевтического процесса.

Все этапы сопровождаются «поводырем» – психотерапевтом, поддерживающим человека в деле познания своего «Я» и изменений взглядов, мыслей и поведения. Поэтому если есть желание поближе познакомиться с собой, то психотерапия – один из лучших вариантов. Автор: Екатерина Волкова

Психотерапия - это один из видов оказания психологической помощи и психологического воздействия на пациента с целью купирования психопатологической (в первую очередь, невротической и психосоматической) симптоматики. Психотерапия относится к сфере медицинской деятельности, поскольку: а) сочетает в себе психологические и общемедицинские знания в отношении показаний и противопоказаний; б) накладывает на психотерапевта ответственность (в том числе, уголовную) за ненадлежащее или несоответствующее (неквалифицированное) использование методов и способов психотерапии.

Традиционно выделяют три подхода при проведении психотерапии: психодинамический, поведенческий (бихевиоральный) и феноменологический.

Целью психотерапии в узком понимании термина становится исцеление пациента от психопатологической симптоматики в рамках невротических, характерологических (личностных) или психосоматических расстройств. Выбор конкретной психотерапевтической методики зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных выделяется:

* характер психопатологического симптома (синдрома)

* этиопатогенез психических расстройств

* индивидуально-психологические особенности пациента

Среди субъективные параметров важное значение придается: а) индивидуально-психологическим особенностям психотерапевта; б) широте его психотерапевтических знаний и навыков; в) ситуационным моментам (наличие времени и соответствующего места для проведения психотерапевтического сеанса).

Наиболее известными и распространенными психотерапевтическими методами являются: супротивные (гипноз и иные формы внушения), психоаналитические (психодинамические), поведенческие, феноменологически-гуманистическне (к примеру, гештальт-терапия), используемые в индивидуальной, коллективной и групповой формах.

Известно, как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и значительно варьирует от автора к автору. Но, так или иначе, большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными направлениями:

  • Когнитивно-бихевиоральное. Бихевиоральное направление рассматривает человека как сложную машину, отвечающую реакциями на воздействия внешней среды, преломляя их сквозь призму внутренних переменных (ментальных карт, целей и потребностей). Работая со способами понимания и подкрепляя правильное поведение, происходит психотерапия. Это - бихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход.
  • Психодинамическое. Психодинамическое направление исходит из того, что вся происходящая в нас внутренняя жизнь - это проявление динамики внутренних импульсов в их столкновении с представлениями о реальности, игра индивидуального или коллективного бессознательного, проявление нашей внутренней природы, как реализующей наши инстинкты, так и подтолкающей нас к развитию и самоактуализации. Соответственно, это психоанализ, юнгианство и гуманистический подход.
  • Гуманитарное. Гуманитарное направление объединено верой во внутреннюю свободу человека, верой в возможность человека самому формировать свои отношения, смыслы и жизненные ценности, быть верным самому себе. В первую очередь, это экзистенциальный и духовные подход.

Виды психотерапии:

Индивидуальная психотерапия - при ее проведении в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в системе отношений «врач-пациент». В отличие от индивидуальной существуют такие виды психотерапии, как групповая (где инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа), коллективная и семейная. Индивидуальная психотерапия используется в рамках практически всех направлений психотерапии.

Семейная психотерапия - одна из самых молодых развивающихся в последнее время психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны и развивался в тесном сотрудничестве с… кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов. Человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, и именно она - становится при этом подходе объектом психотерапевтического воздействия.

Групповая психотерапия - форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно и под руководством психотерапевта встречается для достижения таких целей, как разрешение внутренних конфликтов, снятие напряжения, коррекция отклонений в поведении и пр.

Психодинамическая психотерапия - вид лечения, ориентированный на методологию психоанализа и изучающий воздействие прошлого опыта человека на определенные формы его поведения, которые приобрели постоянную форму. Психодинамическое направление исходит из того, что все в нас - это проявление динамики внутренних импульсов в их столкновении с представлениями о реальности, игра индивидуального или коллективного бессознательного, проявление нашей внутренней природы, как реализующей наши инстинкты, так и подталкивающей нас к развитию и самоактуализации.

Терапия психосоматических расстройств - психосоматические заболевания - группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия - одно из направлений современной психотерапии, разработанное доктором Аароном Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь - мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии). Система изначально возникла в конфронтации с психоаналитическими направлениями в психотерапии, однако сейчас наблюдаются отчетливые тенденции к их сближению.

Рациональная психотерапия - рациональная психотерапия - метод и методики психотерапии, использующие логическое убеждение как основное средство воздействия на мир представлений пациента.

Экзистенциальная психотерапия - экзистенциальная психотерапия выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, сосредоточенных не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми.

Холотропное дыхание - холотропное дыхание было разработано в 70-е годы Станиславом Грофом, американским психиатром, родившимся в Чехословакии, и его женой Кристиной в качестве легальной альтернативы популярной в середине прошлого века психоделической терапии (ЛСД-психотерапия). Холотропное дыхание - единственная дыхательная психотехника, под которую была разработана серьезная психологическая теоретическая база.


Медицинская психология в основном занимается диагностикой психологических нарушений, однако, важно не только заметить психологические проблемы пациента, но и помочь ему справиться с ними. Это можно сделать и с помощью психотерапевтических приемов, и путем назначения психотропных средств. Любой врач должен не только владеть этими двумя методами, но и желать их использовать.

Иногда, к сожалению, замечая психологические трудности у своих пациентов, врач замечает, что и сам он не раз оказывался в сходных ситуациях и ему удавалось без посторонней помощи преодолеть все проблемы. Эта мысль успокаивает врача и позволяет ему бездействовать.

Действительно, некоторые пациенты отличаются высокой устойчивостью к стрессу и преодолевают его без какой-либо специальной психологической коррекции, но это не может служить оправданием пассивности и черствости врача в случае, когда больной нуждается в его поддержке и сочувствии.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи. Она необходима здоровым людям (клиенты) с разнообразными житейскими проблемами, находящихся в кризисных ситуациях, а также больным (пациенты) с различными соматическими и психическими заболеваниями, имеющим психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характерологические и личностные отклонения.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

Психологическое консультирование,

Психокоррекция,

Психотерапия.

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют различные цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является информирование клиента (пациента) о его индивидуальных особенностях с целью формирования личностной позиции, мировоззрения и взгляда на жизнь. Консультирование помогает человеку действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

При психологическом консультировании проводится анализ психического состояния клиента (или пациента) с использованием различных методов психологической диагностики (тесты, эксперименты). Ему предоставляются интерпретации их результатов, что способствует разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых подходов к решению этих проблем, а также расширению его общей психологической культуры и личностному росту.

Задачей психологической коррекции является исправление (корректировка) тех личностных особенностей, которые не являются оптимальными для клиента (пациента), выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента (или пациента), формирование адекватного психического состояния, душевного комфорта, гармонизацию его отношений с социальным окружением.

Психотерапия основной задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. Психотерапия – это система методов целенаправленного психологического воздействия на пациента (посредством слова, эмоциональных отношений, совместной деятельности) с целью улучшения состояния его здоровья и повышения устойчивости к стрессу.

Психотерапия в узком понимании термина подразумевает купирование болезненных клинических проявлений у пациента, находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни.

В широком понимании термина «психотерапия» имеются в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности врача-психиатра, так как психотерапевт должен учитывать целую гамму особенностей – от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса, учитывать обязательные показания и противопоказания для психотерапии. Противопоказаний для консультирования практически не имеется, а психокоррекция занимает промежуточное положение между консультированием и психотерапией (сам термин психологическая коррекция возник в 70-х годах XX века, когда психологи стали активно работать в области групповой психотерапии. Поскольку психотерапия является лечебной практикой, то распространение термина психокоррекция было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а клинический психолог – психологической коррекцией).

Основные психотерапевтические приемы

Можно говорить о том, что психотерапия существует столько, сколько существует человеческая цивилизация. Прообразом современных психотерапевтов были шаманы. Особенно бурно психотерапия развивалась в конце XIX – начале XX века. Было предложено огромное количество новых методов психотерапии и вряд ли найдется специалист, который был бы знаком со всеми этими методами. В большинстве цивилизованных стран психотерапию рассматривают как одно из наиболее сложных направлений медицины и психологии.

Центральной фигурой в психотерапии является пациент, с его индивидуальными особенностями, неудовлетворенными потребностями, его уникальной жизненной ситуацией и специфическим окружением (семья, друзья, коллеги). Врач никогда не должен забывать о том, что он должен помогать пациенту двигаться в том направлении, которое человек избрал по своей воле. Нельзя относиться к больному как к слепому, беспомощному котенку, которого надо научить жизни. Нельзя игнорировать интересы личности пациента, относиться к ним высокомерно…

Неправильно рассматривать психотерапию только как процесс воздействия врача на больного. «Перевоспитать» взрослую личность практически невозможно и попытки вмешательства во внутренний мир пациента часто воспринимаются пациентом как агрессия (психотерапевтическая интервенция) и вызывают сопротивление с его стороны.

Правильнее считать психотерапию процессом взаимодействия врача и больного. В этом смысле психотерапевту необходимо обладать такими качествами, как умение находить общий язык с окружающими, способность к эмоциональному сопереживанию, богатый внутренний мир, собственный жизненный опыт.

В литературе приведено огромное количество методов психотерапии.

Общепринятой классификации методов психотерапии нет. С практической точки зрения важно выделить некоторые основные признаки, отличающие один вид психотерапии от другого. Как и в медицине в целом обычно принято подразделять методы лечения на симптоматические и патогенетические .

Симптоматические методы психотерапии ориентированы на устранение или ослабление отдельных симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, на оптимизацию поведения больного. К этим методам можно отнести рациональную психотерапию, суггестивные методы (в бодрствующем состоянии или в состоянии гипноза), методы поведенческой терапии (наводнение, имплозии, аверсии, систематической десенсибилизации), методы релаксации (нервно-мышечная релаксация по Джейкобсену, аутотренинг), методы биологической обратной связи и множество других частных методик (арт-терапия, психогимнастика, и т.д.). Патогенетическая психотерапия предполагает ликвидацию причин и механизмов развития болезни. Она считается более эффективной по сравнению с симптоматической, особенно в отдаленных результатах. Однако существуют большие расхождения в представлениях психологов о целях и способах лечения, связанные с различиями теоретических взглядов на нормальное устройство личности и патогенез заболеваний.

Методы психотерапии можно также разделить на экспрессивные (to express – выражать, высказывать) и суппортивные (to support – поддерживать, сохранять). Эти понятия тесно связаны с концепцией защитных механизмов. Экспрессивные методы позволяют выявить и обнажить подсознательные механизмы, лежащие в основе болезни пациента, мешающие ему избавиться от внутреннего конфликта. Экспрессивные методы нужны, чтобы призвать пациента к активным действиям (согласиться на операцию, расторгнуть обременительный брак, поменять работу на более соответствующую его характеру). Не следует забывать, что вскрытие, ломка защитных механизмов весьма болезненна, и следует проявлять осторожность и взвесить реальные возможности человека перенести этот дополнительный стресс. Суппортивные методы, напротив, укрепляют в человеке сложившиеся системы защиты, поддерживают в нем существующий самообман ради сохранения спокойствия и чувства безопасности. Недостатком таких методов считают то, что они мешают пациенту разглядеть реальность, удерживают его от активных действий. Однако в том случае, если сам врач не видит реального выхода из ситуации (неизлечимые заболевания, неоперабельные опухоли, травмы, несовместимые с жизнью), единственное, что он может сделать, это позаботиться о сохранении спокойствия пациента и его близких.

Сходный смысл имеет и разделение методов психотерапии на активизирующие и релаксационные . Активизирующие (энергизирующие) методы направлены на повышение стремления к действию, борьбе, самореализации (так, в период реабилитации после травмы, инфаркта или инсульта часто приходится настаивать на более активном включении пациента в деятельность, тренировку нарушенных двигательных и умственных навыков). Успокаивающие (релаксационные) методы направлены на снятие внутреннего напряжения, тревоги. Они особенно полезны в остром периоде переживания стресса. Их используют для лечения болезней, связанных с внутренним напряжением (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бессонница).

Кроме того, различают директивные и недирективные методики. Директивные методы заключаются в том, что врач активно навязывает предлагаемый им способ выхода из ситуации, не позволяет больному высказать свое мнение, действует с высоты своего авторитета. В большинстве случаев излишняя директивность рассматривается как недостаток психотерапии, поскольку она снимает с больного ответственность за выздоровление, подчиняет его воле врача, может игнорировать его истинные потребности. Однако в экстремальных ситуациях, когда поведение больного дезорганизовано чрезмерной тревогой (экстренная госпитализация, подготовка к операции, ситуация, угрожающая жизни), директивный подход бывает полезным. В процессе выздоровления и реабилитации все более важными становятся недирективные методы, которые основаны на расспросе больного, изучении его мнения, самостоятельном поиске и сравнении нескольких способов выхода из ситуации. Такие методы развивают в пациенте независимость, уверенность, что он сам способен помочь себе в случае необходимости.

Психотерапия может проводиться индивидуально или в группе . Групповые методики полезны для комплексного воздействия на личность пациента, вскрытия таких ее черт, которые мешают адаптации в обществе и служат источником психосоматических нарушений. В группе наиболее ярко обнаруживаются незрелость, эгоцентризм, боязнь принимать ответственность на себя. Индивидуальная терапия позволяет обсудить с пациентом весьма интимные проблемы , уделить большее внимание отдельным симптомам. Она также хороша для замкнутых пациентов, не склонных к общению.

Кроме явного, прямых методов психотерапевтического воздействия, существуют и косвенные методы, которые оказывают влияние на состояние здоровья через обстановку медицинского учреждения, атмосферу в палате, отношения в медицинском коллективе, форму введения лекарств, дополнительные лечебные методики (физиотерапия, массаж, лечебная физкультура).

Вне зависимости от конкретного метода психотерапии, имеются общие феномены, которые являются непременными элементами психотерапии.

Установление контакта можно считать важнейшим условием успешности психотерапевтической работы. Если врач не смог установить доверительных, откровенных отношений с пациентом, то все дальнейшие усилия, скорее всего, будут бесплодны. Трудно переоценить значение первой встречи врача и пациента в формировании взаимопонимания и доверия. Занятость врача часто мешает ему подробно поговорить с больным в день его поступления в клинику. Даже если это не удалось сделать сразу, по крайней мере на следующий день необходимо уделить пациенту максимум внимания. Во время первого разговора необходимо дать больному высказаться самостоятельно, не набрасываться на него с вопросами. Не следует рассчитывать, что доверие сложится мгновенно, но искреннее стремление выслушать собеседника постепенно приводит к желаемому эффекту.

Излишняя близость врача и пациента тоже может повредить лечению (конфликт труднее разрешить, если вы находитесь внутри него). Поэтому врач должен выдерживать определенную дистанцию к проблемам пациента. Принять все проблемы больного на себя, значит занять позицию заботливой матери, то есть снять с больного всю ответственность за его выздоровление. В психотерапии, напротив, иногда стараются подчеркнуть взаимные обязательства сторон в виде устного или письменного контракта, где оговариваются длительность лечения, обязанности и права больного и пациента, цели проводимого лечения, признаки достигнутого эффекта.

Зигмунд Фрейд был первым, кто обратил внимание на явления переноса и контрпереноса в психиатрии. Перенос (трансфер) – невольное направление на врача подавляемых чувств, которые пациент испытывал к значимым для него лицам (родителям, другим членам семьи). Это выражается в неожиданном раздражении, негодовании или, напротив, в знаках детской привязанности, покорности, влюбленности во врача. Выражение таких чувств позволяет пациенту «отреагировать», то есть избавиться от мучающих его комплексов. Важно не принимать их за истинное отношение к врачу, проявлять терпеливость, сочувствие, понимание, а также призывать пациента к их разумному анализу. Контрперенос (контртрансфер) – сходное, но противоположно направленное явление, когда врач испытывает к пациенту иррациональные чувства, происходящие из его личного (часто детского) опыта. Примерами таких чувств могут быть возмущение, брезгливость, жалость, восхищение, влюбленность. Контрперенос подтверждает то, что врач тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. Однако как профессионал психотерапевт должен активно преодолевать в себе незрелые комплексы и стремиться к разумному отношению к больному (для этого Фрейд требовал, чтобы все психоаналитики сами прошли психоаналитическую терапию).

Поскольку психотерапия призвана изменить человека, усилия врача сталкиваются с сопротивлением , то есть неосознаваемым стремлением человека сохранить все так, как было прежде. Сопротивление заметно по тому, как пациент все активнее использует психологические защиты, уходит от глубокого анализа проблемы. Иногда пациент активно избегает встреч с врачом, прячется от него, пропускает назначенные визиты, оберегая себя от обсуждения болезненных тем. Само обсуждение факта сопротивления может оказаться полезным для выздоровления.

Сопротивление определяет то, что движение к выздоровлению в процессе психотерапии никогда не бывает плавным и последовательным. Напротив, характерны резкие скачки, когда мысль, к которой врач направлял больного, является к нему в виде инсайта (insight – понимание, проницательность) – внезапного озарения или прозрения, интуитивного понимания.

В психологии существует множество теорий личности, которые по-разному трактуют и объясняют природу поведения человека. Каждой из этих теорий соответствуют и определенные терапевтические методы. В литературе описано множество психотерапевтических методов: психоанализ, поведенческая (бихевиоральная) терапия, гештальт-терапия, психодрама, гипноз, нейролингвистическое программирование, арт-терапия, трансактный анализ, позитивная терапия и др. За рубежом наибольшее признание и развитие получили три психотерапевтических направления: психоаналитическое , гуманистическое и поведенческое , к которым можно добавить гештальт-терапию и когнитивную терапию, основанные на соответствующей психологической теории.

Направления психологии

В настоящее время можно выделить 5 основных подходов (моделей, парадигм) к изучению психики человека:

Бихевиоризм;

Гештальт-психология;

Психоанализ;

Гуманистическая психология;

Когнитивная психология.

Бихевиоризм

Основоположник – американский психолог Джон Уотсон (J.B.Watson, 1878-1958). Предложенная им схема S – R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.

Довольно скоро стала ясна ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях , что непосредственную связь между ними установить не удается. В 1948 году Толмен ввел промежуточную переменную I (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула) и преобразовал схему в S – I – R.

Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, то есть закрепления определенных реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются все чаще, а наказуемые – реже. Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии. Цель поведенческой терапии – устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.

Гештальт-психология

Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента ни в русском, ни в английском языке. Очень приблизительно его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое», поэтому в психологических текстах слово «гештальт», как правило, не переводится.

Основное положение гештальт-психологии – явление как целое не есть просто сумма его частей. Отдельно взятая часть никакого представления о целом не дает. Человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет смысл. Последователи гештальт-психологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.

Одно из центральных понятий гештальт-психологии – отношения между фигурой и фоном. Эти и другие понятия гештальт-психологии нашли свое отражение в гештальт-терапии, созданной психологом Фрицем Перлсом (F.S.Perls).

В понимании Перлса, фигура выступает в качестве доминирующей потребности. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, мысль, чувство, которые преобладают в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план – фон, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а потому не может быть отреагирован и не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. Например, если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.

Цель гештальт-терапии – помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее (завершить гештальт). Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, жить «здесь и теперь» – это путь здоровой личности.

Психоанализ

Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкой известности, как психоанализ. Основоположник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (S.Freud).

В психической жизни Фрейд выделял 3 уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой», которая вытесняет в область бессознательного неприемлемые для личности мысли, чувства, понятия, а также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой». Это мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к вспоминанию и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях.

Предсознание – часть бессознательного, которая может стать сознанием.

Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д.

Психотерапия - это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

    Показать всё

    Виды психотерапевтических техник

    Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

    Психотерапевтическое вмешательство

    Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

    В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

    • конфронтация;
    • разъяснение;
    • уточнение;
    • стимуляция;
    • интерпретация;
    • научение;
    • тренинг;
    • советы.

    Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

    Клинико-психологическое вмешательство

    Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

    Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

    Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

    • искоренение страха публичных выступлений;
    • тренировка памяти и внимания;
    • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

    Психологическое консультирование

    Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

    • Проблемно-ориентированное направление, задача которого - фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
    • Личностно-ориентированное консультирование - анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
    • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

    Условия эффективного использования психотерапевтических методик

    Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

    В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

    Предпосылки эффективности приемов психотерапии

    Примечание

    Позитивное ожидание обеих сторон - психотерапевта и пациента

    Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата

    Установление прочного и надежного терапевтического альянса

    Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента

    Хоторнский эффект

    Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека

    Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии

    Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи

    Когнитивное научение

    Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы

    Суггестия (скрытая и явная)

    Внушение - это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии

    Идентификация

    Основы идентификации - в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции

    Оперантное обусловливание

    Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая

    Корректирующий эмоциональный опыт

    Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента

    Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни

    Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания

    Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам

    Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

    Показания к психотерапии

    Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

    • склонности к паническим атакам;
    • алкоголизма;
    • ожирения;
    • некоторых разновидностей депрессии.

    Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

    Методы и подходы

    Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

    • рациональная терапия;
    • поведенческая терапия;
    • классический транзактный анализ.

    Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

    • семейная психотерапия;
    • интегративный транзактный анализ.

    Классификация психотерапевтических техник:

    • интегративный транзактный анализ;
    • приемы классического гипноза;
    • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
    • рациональная психотерапия;
    • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
    • использование сократической техники диалога;
    • гештальт-терапия;
    • дыхательные техники медитативного направления.

    Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

    • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
    • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
    • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

    Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

    Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

    Когнитивный - опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта - изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

    Классификация психотерапии

    В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

    Психотерапия Фрейда

    Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

    1. 1. Динамический - объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
    2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
    3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
    4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

    З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: "ситуация ребенка". Больной приравниается к ребенку, от "выходок" которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

    • осознание патологии;
    • добовольное решение к терапии;
    • воля к выздоровлению.

    Психотерапия Адлера

    Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.

    Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

    Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

    Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях - формирование невроза.

    Юнгианство

    Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, - следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

    Позитивная психотерапия Пезешкиана

    Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

    От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.

Рассматривая предмет и задачи психотерапии, начать следует с определения, что конкретно представляет собой эта наука. Понятий направления достаточно много, ее можно назвать совокупностью терапевтических воздействий на человеческую психику, процессом, объединяющим и лечение, и воспитание. При этом для решения поставленных задач используются многообразные методы психотерапии, направленные на обеспечение и сбережение здоровья пациента.

Существует огромное количество разных методов психотерапии

Несмотря на множество психотерапевтических направлений и различных подходов можно выделить общую цель психотерапии – оказание помощи пациентам в попытках изменения собственного мышления, поведения для достижения более полного счастья и продуктивности. Достижение целей производится при помощи использования различных средств – сбора анамнеза, проведения клинического и личностного тестирования, проявления сопереживания, пояснения «игровых» правил, установления терапевтического контакта, применения психотерапевтических техник, постоянного мониторинга и оценки динамики лечения, диагностики и снижения количества сеансов.

При воздействии цели психотерапии могут разделяться на определенные задачи психотерапии, к которым относят:

  • оказание помощи пациенту в лучшем понимании собственных проблем;
  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • поощрение открытого выражения чувств;
  • предоставление новых идей либо информации в отношении решения проблем;
  • оказание помощи при проверке новых моделей поведения, также способов мышления вне рамок искусственно выстроенной терапевтической ситуации.

В поисках решений поставленных задач специалист использует различные методы психотерапии, их совокупность, однако основная направленность заключается в:

  1. Обеспечении психологической поддержки – специалист внимательно выслушивает пациента, предоставляя затем взвешенный совет, вписывающийся в создавшуюся сложную ситуацию. Необходимая помощь заключается в предоставлении пострадавшему возможности осознания и использования собственных сил и возможностей.
  2. Методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в отношении дезадаптивного поведения, построения новых поведенческих форм.
  3. Содействии осознанию и последующему самораскрытию, что ведет к улучшенному пониманию собственных мотивов, разладов, ценностей и чувств.

Для более полного понимания проблем можно порекомендовать базовый учебник Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая психотерапия. Руководство практика», он будет весьма полезен не только профессиональным психотерапевтам и психиатрам, но и студентам, учителям и консультантам, всем тем, кто заинтересован в подробном изучении глубинной психологии.

Показания к назначению

Прежде чем рассматривать формы и методы психотерапии, поговорим о показаниях к психотерапии. Они достаточно широки, поскольку многие патологии требуют комплексного подхода и применения корректирующего воздействия в качестве дополнительного либо основного лечения. При этом методики психотерапии, их направленность, глубина и длительность воздействия определяется определенными факторами, которые в данном случае и являются показаниями к проведению лечения, учитываются также и возможные последствия заболевания – текущего либо находящегося в анамнезе.

Если причиной патологии является патологический фактор, понадобится помощь психотерапевта

Основным показанием к использованию специальных методик является наличие психологического фактора, который послужил причиной формирования и протекания патологии. Чем больше его значимость, тем сильнее будет последующее психотерапевтическое воздействие. Показаниями могут служить и возможные последствия тяжелой болезни, когда наблюдаются изменения привычного жизненного уклада, перемены в социальном статусе, потребностях и стремлениях, в профессиональной и семейной сфере и прочее.

Но в первую очередь любая кафедра психотерапии будет рекомендовать направление в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания к ее проведению. При этом проводиться воздействие может только в случае, когда пациент мотивирован, с его стороны предоставлено информированное согласие относительно участия в терапии.

Основные формы

Теперь рассмотрим формы психотерапии, которые использует специалист, решая поставленные задачи. Форма воздействия представляет собой способ применения определенного метода, это структура взаимодействия «специалист-пациент» при реализации выбранного метода терапии. К примеру, метод рациональной терапии применяется как в форме групповой, так и индивидуальной беседы либо проводится в качестве лекции. К основным формам психотерапии, которые используются чаще всего относят:

  • индивидуальную;
  • групповую;
  • семейную.

Основой индивидуальной формы является непосредственное взаимодействие пациента и психотерапевта, задачи при этом заключаются в психотерапии личной истории с изучением личности пациента, выявлении механизмов, ставших «спусковым крючком»формирования и сохранения патологического состояния, коррекции имеющихся уничижительных оценок – как себя, так и давно минувшего периода, будущего. Также в задачи входит определение взаимодействия используемых методов немедикаментозного и медикаментозного воздействия, помощь при подборе целесообразного решения травмирующих состояний, формирующих и поддерживающих патологию.

Специфика психотерапии при рассмотрении групповой формы заключена в применении групповой динамики – комплексности взаимодействий, развивающихся между участниками, не исключая и психотерапевта.

В целом цели и задачи групповой психотерапии состоят в раскрытии, изучении, обработке проблем пациента, личностных, межличностных конфликтов. Сюда же относится коррекция неадекватных отношений, стереотипов и установок на фоне анализа применения межличностных взаимодействий. Эта форма подразумевает применение множества методов, каждый из которых включает определенные техники групповой психотерапии. К базовым методам групповой психотерапии относят:

  • группы встреч;
  • психодраму;
  • тренинг в группах;
  • гештальт группы;
  • трансактный анализ;
  • кино тренинг;
  • арт терапию;
  • телесно ориентированную терапию;
  • танцевально-двигательную терапию.

Групповая психотерапия —
комплекс взаимодействий, развивающихся между участниками и психотерапевтом

Теперь о понятии методов групповой психотерапии, рассмотрим кратко каждый из них:

  1. Основная идея группы встреч – достижение единства сознания с телом. Встреча подразумевает установление межличностных отношений, базирующихся на честности, открытости, осознание себя и собственного «Я».
  2. Тренинги представляют совокупность обучающих, психотерапевтических и корректирующих методов, подбор которых зависит от конечных целей. В данном методе психотерапии техники и упражнения могут включать ролевые игры, невербальную коммуникацию, дискуссии в групповой форме.
  3. Основной долгосрочной целью трансактного анализа является пересмотр ранее принятых решений и изменение жизненного сценария.
  4. Долгосрочной целью гештальт терапии является достижение всеми участниками зрелости путем отрицания непродуктивных поведенческих форм и введения новых.
  5. Телесно ориентированная терапия предполагает познание собственного тела, осознание и принятие собственных внутренних побуждений, что позволяет развить способности к гармонии и саморегуляции соответственно с наличествующими глубинными стремлениями.
  6. Психодрама как метод психотерапии основан на импровизированных ролевых детских играх. Сутью его является создание на сцене материалов для переживания проблемных ситуаций при помощи специалиста и участников группы – первоначально их отыгрывают, после чего обсуждают.
  7. Арт терапия представляет собой метод, основанный на выражении чувств посредством изобразительной деятельности.
  8. Основной целью танцевально-двигательной терапии является развитие чувствования, осознания своего «Я».

Что касается семейной формы, она объединят методы коррекции, изучения взаимосвязанных отношений в кругу семьи, связанных с патологий, терапией и восстановлением пациента в социуме. Проводить в данном случае техники психотерапии, читать лекции принято при помощи одного либо двух специалистов, они же проводят наблюдение, коррекционные мероприятия не только в отношении пациента, но и членов семьи. Также специалисты могут работать с группами, в которые входит несколько семей со сходными проблемами.

При проведении лечения естественным явлением считается сопротивление в психотерапии, которое нельзя воспринимать в качестве слабости либо недостатка пациента – это фактор, который ранее помогал выживать, выходить из затруднительных положений. Однако именно сопротивление затрудняет прогресс при проведении терапии. При этом психотерапевтическое воздействие не должно ломать сопротивление, а призвано понимать его, сделать такую защиту более гибкой, обеспечивая пациенту больше возможностей, чтобы вести жизнь, наполненную удовольствиями.

Сопротивление в психотерапии затрудняет прогресс лечения

Методики лечения

Продолжим рассмотрение психотерапии – виды и методы психотерапии весьма разнообразны и охватить их все в достаточно сжатом обзоре невозможно. На сегодняшний день эта область насчитывает свыше 400 методов, потому мы перечислим наиболее используемые:

  1. Рациональная психотерапия основана на логическом переубеждении пациента в необходимости перемены отношения к себе, собственному прошлому, будущему, сформировавшейся болезни, терапии, прогнозу, собственным возможностям и будущим перспективам, она входит в наиболее эффективные методы лечения неврозов.
  2. Суггестивная методика включает множество техник и входит в разнообразные формы проведения, ее осуществляют как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом либо медикаментозном сне.
  3. В любую лечебную процедуру в качестве составной части включается косвенное внушение .
  4. Возможно проведение психотерапии самостоятельно, используя активное самовнушение по Куэ – методика задействуется в переходном состоянии, после пробуждения либо перед отходом ко сну. Внушение закрепляется множественным автоматическим повторением одной формулы, содержащей основной момент болезненных переживаний. Можно использовать и аутогенные тренировки, которые пациент проводит самостоятельно после краткого обучения.
  5. Когнитивная методика обучает пациента воспринимать и себя, и мир боле оптимистично путем переоценки ложных умозаключений. Этот вид терапии входит в методы лечения депрессии легкой, средней тяжести, тревожных расстройств, методы психотерапии ОКР.
  6. Бихевиоральная методика помогает пострадавшему снизить уровень тревожности относительно определенных обстоятельств и задействуется до тех пор, пока наиболее значимый провокационный стимул не перестанет вызывать страх. Применяют метод в качестве обсессивно-компульсивных расстройств – ОКР психотерапии – панических, тревожно фобических, диссоциативно-фобических расстройств.
  7. НЛП – нейролингвистическое программирование – задействует базовые каналы коммуникаций (слух, зрение), выявляя их приоритетность. Показаниями к использованию является панические и адаптационные расстройства, острая реакция на стрессовые ситуации, он входит в методы психотерапии при коррекции СДВГ – синдроме дефицита внимания игиперактивности.
  8. Метод медитативной реинкарнационной психотерапии базируется на медитации, длительность который не превышает нескольких минут. При этом негативные ощущения проецируются из настоящего за пределы этой жизни. Отрицательный потенциал в процессе проведения методики перетекает в положительный.

Еще одной специфической методикой является позитивная психотерапия , техники которой мы рассмотрим ниже. Методика предназначена для обучения пациента принимать окружающий мир во всем его многообразии, избегая противостояния с ним. Позитивная терапия – это метод краткосрочной терапии, который был предложен Пезешкианом. При проведении краткосрочной психотерапии практические упражнения позволяют пациенту в дальнейшем принимать позитивные по характеру решения в разнообразных ситуациях при помощи задействования резервов личности.

Рассматриваемая методика основывается на вере в способности людей, которые могут полностью обеспечить счастливую жизнь. Любому человеку в полной мере доступны возможности, которые являются неисчерпаемыми и способны обеспечить как личностный рост, так и его индивидуальное раскрытие. При проведении позитивной психотерапии упражнения могут включать различные приемы – техники визуализации либо проговаривания, «вопрос-ответ», составные части арт терапии и так далее.

При этом арсенал данной методики включает техники, свойственные исключительно ей, состоящие как правило из пяти уровней:

  • удаление от проблемной ситуации;
  • проработка сложившегося положения;
  • ситуативное одобрение;
  • вербализация;
  • наращивание пределов жизненных целей.

Техника «вопрос-ответ» достаточно часто используется в психотерапии

Техники, используемые при реализации данной методики, применяются для решения разнообразных проблем, позволяют отследить и понять причины проявляемых поведенческих реакций. Позитивный подход вынуждает взглянуть на проблему с совершенно иной точки зрения, зачастую она полностью противоположна изначальной.