Пример предложений с обращениями. Предложения с распространенными обращениями: примеры из литературы

Обращения и знаки препинания при них

Не только знание вводных слов может быть востребовано в задании В5. Иногда выпуск­никам предлагается выписать цифры, обозначающие запятые при обращении.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или пред­мет):

Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложе­нии является слово Ваня.

Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к со­общению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин) Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички жи­вотных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетво­ряемых; географические наименования. Все нам при общении Поможет обращение! К людям, зверям или птицам Можно смело обратиться! Только, друг, не забывай, Запятые расставляй!

Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский); Отпусти меня, родная, на простор широкий (Н.А. Некрасов).

Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И.А. Крылов).

Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединя­ются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:

Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа ! Идите скорее сюда!

Обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (А.С. Пушкин).

Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочини­тельной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим ).

Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением:

1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) - подлежащее.

2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение.

Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения:

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Держи, товарищ, порох сухим.

Как недогадлива ты, няня!

Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза: выделяется запятыми.

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной инто­нацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишет­ся с прописной буквы: Старик! о прежнем позабудь... (М.Ю. Лермонтов).

Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов)

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: господи помилуй, боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.д.

Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это от­ношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.А. Крылов)

Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно- давно ты ждёшь меня (А. С. Пушкин).

Обращение, как уже отмечалось выше возможно не только к лицам, но в поэтической ре­чи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворе­ния. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.А. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).

Алгоритм выполнения задания В5

(«выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении»):

1) Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (зватель­ной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.

2) Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя суще­ствительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.

3) Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными сло­вами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Обращение — комбинация словоформ, которые выражают имя и название субъекта, к которому направлена речь.

Они представляют собой, как правило, имена существительные в именительных падежах. Могут идти в паре с зависимым словом, могут быть и без них. Обращениями могут быть любые . Как подчеркивается в письменной речи, и другие аспекты выясним далее.

Конкретных, определенных позиций для этих литературных структур, нет. Они могут располагаться в предложении в любом месте.

Вконтакте

Примеры

Начало предложения:

  • Иванов, тебя не смущает, что у тебя такая стандартная фамилия?
  • Учитель , можно обратится к вашему коллеге за помощью?
  • Мистер Джонс , а знаете ли вы, чем револьвер отличается от пистолета?

Обращение в середине предложения:

  • Меня смущает, друг мой любезный , общаться с теми, кого волнуют фамилии.
  • Давай еще немного почитаем, любимый , ведь нам не нужно завтра рано вставать.
  • Если честно, как по мне, доктор Ставропольский , лимонад черного цвета не может быть вкусным…
  • Если бы ты была птичкой, собака , ты бы скучала за хозяевами?

В конце предложений:

  • Я читал письмо, и что же, думаете я не заметил, как вы покраснели, Смирнов ?!
  • Я трижды повторять не буду, марш к доске, двоешник !

Обращения и подлежащие

Каким членом предложения может быть словоформа в ?

Часто можно услышать высказывание, что обращение является подлежащим.

На самом деле, это заблуждение, хотя основания так думать есть. Подлежащее тоже выражено такой же формой, поэтому спутать их представляется вполне логичным. Тем не менее следует помнить:

  • Когда подлежащее – существительное, сказуемое должно быть поставлено в третьем лице. Примеры:Степан Васильевич знает важные вещи о всех жителях дома. Мариночка уходит после семи часов в направлении второго трамвая.
  • Когда в предложениях есть обращения, оно, как правило, односоставно, при этом в нем присутствует глагол-сказуемое в форме второго лица. Примеры: Степан Васильевич, знаешь важные вещи о всех жителях дома? Мариночка, уходишь после семи часов в направлении второго трамвая?
  • Когда обращения произнесены с особыми звательными интонациями, например, присутствуют усиленные ударения или паузы. Примеры: Дети, немедленно подошли сюда! Дважды повторять не буду, Толя, исправь ошибку!

Каким членом предложения являются представленные словоформы? Они не являются членами предложения!

Какие слова могут быть обращениями

Чаще всего, распространенные предложения содержат наименование личностей (не путать с именами, хотя имена, в том числе) или прозвищами зверей. Причем не всегда по отношению к ним применимо именно прозвище, зачастую даже само наименование вида является обращением. Примеры:

  • Что ты мне, Пеньков, скажешь нового? Когда, Ваня, жениться собираешься?
  • Ну что, Шарик, вот и остались мы вдвоем…
  • Эх ты, пес, не быть тебе нормальной собакой!

Тем не менее в речи с обращениями из художественной литературы, допускаются обращения к неживым предметам:

  • Ну что, Вселенная, не ожидал я от тебя такого подарка.
  • Я люблю тебя, жизнь, слышишь

Также возможны географические названия:

  • Эх, Россия, как я рад тебя снова видеть!
  • Ну здравствуй, Германия, вот мы и снова с тобой увиделись…

Важно ! Обращения и словосочетания междометного типа – разные вещи. Даже, если учитывать вроде бы явное обращение к одушевленной личности. Например: спаси господи, боже смилуйся, спасибо господи, слава тебе богу.

«Ты» и «вы», несмотря на всю свою схожесть, почти никогда не используются в качестве обращения . Они являются подлежащими частями предложения.

К примеру:

Здравствуйте, дорогие земли и поля бескрайние, и вы, птицы небесные, и вы, ветра могучие!

Однако в некоторых случаях данные местоимения могут быть обращениями . Случаи эти следующие:

1) Когда местоимения используются сами по себе. Примеры:

  • Эй, ты! Давай уже быстрее, сколько можно!
  • — Громче, ты! – крикнул генерал пианисту и властно улыбнулся.

2) Когда местоимения представляют собой сочетания определений со словами которые определяются, если между этими словами находятся вторых лиц, не выделяемые запятыми. Примеры:

  • Почему же ты такой глупый вид имеешь, красавец ты мой ненаглядный?
  • Ты всех нас подвел, слышишь, умник ты наш.

3) Когда обращение содержит местоимение, перед которым идет частица «о», а после – придаточное определительное предложение. Примеры:

  • Слышите ли вы меня, о вы, глупцы в сенатских тогах…
  • О ты, лучшая из лучших, богиня богинь, царица цариц, любить тебя могу ли?

Как выделяется обращение

Если обращение находится в середине предложения, то его выделяют запятые с двух сторон . Если оно находится в начале предложения или же в конце, то отделяется запятой с одной стороны.

  • Тридцать пятый, ты готов идти в другой лагерь или хотел бы еще попить кофе?
  • Однажды ты, сынок, научишься и сам отцом быть.
  • Не даром ли я был тем кем был всю жизнь, скажи, не даром, Лаврентий?

Хотелось бы указать на одну крайне распространенную ошибку, применяемую в расстановке знаков препинания в обращениях.

Чаще всего, в текстах, обращение используется одним или двумя словами, например «Привет, Паша, как твои дела?».

Частое использование именно таких, коротких обращений, приводит к тому, что многие считают обращение – априори короткой частью предложения.

Приведем ошибочные предложения с обращением (внимание, в предложениях намеренно допущена ошибка):

1) Наши братья, за столом соседним вы под солнцем подгорели летним.

2) Наши братья, за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

В первом предложении запятая поставлена с расчетом на то, что обращением является словосочетание «Наши братья». Однако, очевидно, что часть «вы под солнцем подгорели летним» является придаточным предложением и должно быть отделено запятой.

Во втором предложении именно так и поступили. Тем не менее оба написаны неверно. Все дело в том, что запятая после слов «Наши братья» вообще не должна стоять, поскольку обращением является: «Наши братья за столом соседним». Несмотря на большую длину, именно это является целым и не разрывным обращением. Правильно будет написать:

Наши братья за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

Аналогичный пример, только с использованием обращения в конце предложения:

«Всего вам наилучшего, мой дорогой и высококультурный товарищ!»

Если обращение стоит в самом начале и оно произносится с восклицательной интонацией, то следует помнить, что оно не выделяется запятыми, а выделено восклицательным знаком, после чего идет новое предложение, как и положено, с большой буквы. Пример:

Дорогой мой! О былых проблемах забывай…

Внимание! Какими бы цельными и неразрывными не казались обращения, случаются ситуации, когда и они могут разделяться запятыми.

Это происходит в случае, если в однородном обращении происходит повтор союза «и», например:

Всего наилучшего и Марина, и Елена.

Кроме того, при обращении в одном предложении несколько раз , они все должны отделятся. Пример:

Степан Семенович, расскажите ребятам, дорогой, как вы на фронте под звездами ночевали.

Также бывает разрывание одного обращения другой словоформой. Это делается для подчеркивания действия. В таком случае, обе части, необходимо отделять запятыми. Пример:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг!

Схема предложения с изучаемой словоформой может быть составлена учеником самостоятельно.

Как выделяется обращение в предложениях

Учим русский — предложения с обращениями

Обращение представляет собой слово или словосочетание, которое называет то лицо, к которому мы обращаем речь.

В примере: Москва! Как я люблю тебя! обращением является слово Москва .

Особенности использования предложений с обращениями

Обращение зачастую выражается в именительном падеже именем существительным:

Ты очень вдумчив, Александр?

Реже обращения являются прилагательными, которые находятся в значении существительного:

Верни меня, красивая, на простор широкий

Именительный падеж обращения отличается в основном от именительного падежа подлежащего своей интонацией где используется чьё то имя или повышение или понижение тона или темпа.

Сравним: Петя принесёт мне игрушку. - Петя, принеси мне игрушку.

Обращение может быть сопровождено словами пояснениями:

Трудов твоих, мой милый, я не забуду.

Когда мы адресуем речь не одному лицу, а нескольким, то обычно между имена этих лиц ставится восклицательный знак или запятая и соединяются они сочинительным союзом, например:

Иван и Пётр, я буду писать вам письма.

Мама! Отец! Бегите скорее сюда!

Когда речь имеет интонацию волнения, то обращение может повторяться:

Ах, Вася, Вася, я скучаю

А также может использоваться междометная частица о:

Но не могу, о враги, я умирать.

Обращение не является частью предложения!

Обращение никогда не соединяется какими либо грамматическими связями ни с каким из членов предложения и потому никогда не будет является его членами.

Сравним примеры, где в одном из которых слово матушка является обращением, а в другом - подлежащим:

Люблю я тебя, матушка! - Матушка говорит со мною шёпотом.

Обращения в нашей речи имеют особую роль, отличную от роли членов предложения: все члены предложения всегда служат для выражения некой мысли, самая обычная задача обращения зачастую заставить собеседника слушать речь. Именно поэтому обращения очень часто являются именами, кличками и так далее:

Неужели, Светлана Николаевна, хочешь и ты нас бросить?

Выражение чувств и эмоций с помощью обращений

Обращение также иногда сопровождается выражением чувства ласки, ярости, любви и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается в основном с помощью интонации, суффиксов, определений и приложений, например:

Иванушка, милый, не выдай, родной!

Соседушка, мой милый, пожалуйста, поешь!

Иногда обращения могут быть развёрнутыми в зачастую пространные характеристики. В таких этих случаях обращение повторяется или изменяется и при нём может находиться несколько определений. Например:

Подруга днeй мoих суровых, гoлубка дряхлая мoя, oдна в глуши лeсoв сoснoвых давнo-давнo ты ждёшь мeня.

Обращение не всегда используется только к неким лицам, иногда оно может использоваться к неодушевлённым предметам в поэтической речи: тогда оно является одним из приёмов олицетворения.

Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор! Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я.

Примечание. Часто ярость, сожаление, любовь или негодование по адресу лица мы выражаем соответствующим тоном кличку, имя, название и другое. Так получаются предложения, называющиеся вокативными. Их не нужно путать с обращениями.

Приведём пример:

Войницкий. Никаких у него [Серебрякова] нет дел. Пишет чепуху, брюзжит, ревнует, больше ничего.

С о н я (тоном ярости). Дядя!

Маленкий тест на внимательность . В каком из этих предложений слово красавчик будет употребляться в качестве обращения.

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик, Белгородская обл.

Предложения с обращениями. Стилистические функции обращений

11 класс

Цель урока : раскрыть роль обращений в речи, развивать логическое мышление и языковое чутье учащихся, способствовать развитию речи школьников.

ХОД УРОКА

Учитель . Всякое простое предложение – это синтаксическая цепочка членов предложения, иерархически упорядоченная на основе форм синтаксической связи. Помимо этих членов, в предложение могут быть введены компоненты, которые не включаются в синтаксическую цепочку. Отличительная черта этих компонентов – их ясная и резкая интонационная выделенность среди компонентов, составляющих синтаксическую цепочку. Предложения с компонентами, не включенными в синтаксическую цепочку членов предложения, называются осложненными. Осложнение осуществляется за счет введения компонентов с разными функциями. Сегодня мы поведем разговор об обращениях. Что же такое обращение? Вам предлагается несколько определений этого понятия. Какое из них является более точным? Обоснуйте свой выбор.

    Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.

    Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо, реже предмет, которому адресована речь.

    Обращение – это слово (или группа слов), которое называет того, к кому обращена речь.

Ученик . Более точными являются 2-е и 3-е определения обращения. Первое определение неточно в том плане, что обращение может быть выражено не только именем существительным, но и другой частью речи.

Учитель . Запишите под диктовку следующие предложения и скажите, какое место в предложении может занимать обращение.

Друг мой, верьте мне, что не из тщеславия и не от избытка сознания стал я летописцем. (М.Пришвин) Прошла война. А ты все плачешь, мать. (А.Твардовский) Давно, друзья веселые, простились мы со школою, но каждый год мы в свой приходим класс. (М.Матусовкий)

Ученик . Обращение может находиться в начале, середине или в конце предложения.

Учитель . В устной речи для обращений характерны разные типы интонации. Как вы думаете, ребята, от чего это зависит? Прокомментируйте следующие примеры:

1) Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А.Пушкин)
2) Летите прочь, воспоминанья! (А.Пушкин)
3) Мне, товарищи, некогда. (В.Панова)
4) Издатель славный! В этой книге я новым чувствам предаюсь, учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь. (С.Есенин)
5) Словно перед непогодой, тяжело, друзья. (А.Яшин)
6) Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В.Маяковский)
7) Стойте, сыны России, стойте насмерть... (В.Вишневский)

Ученик . Интонация, с которой произносится обращение, зависит от места обращения в предложении, его экспрессивности, степени распространенности. Особая звательная интонация присуща обращению, стоящему вне предложения (примеры 1, 4). Обращение в таких случаях произносится с усиленным ударением и более высоким тоном, после обращения отмечается пауза, на письме это обозначается восклицательным знаком. Обращение, стоящее в конце предложения, характеризуется ослабленной звательной интонацией (5-е предложение). Однако в конце восклицательных и вопросительных предложений обращение может иметь усиленное ударение (примеры 2, 6). В середине предложения (3-е предложение) обращение выделяется небольшими паузами, произносится быстро и низким тоном (интонация вводности), но может иметь и звательную интонацию (7-е предложение).

Учитель . В чем особенность следующих предложений:

1) Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. (А.Пушкин)
2) Москва, Москва моя, Москва моя – красавица, несравненная, родимая земля. (С.Васильев)
3) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, мой брат по музе, по судьбе? (А.Пушкин)

Ученик . В первом и втором предложениях обращения следуют друг за другом, то есть являются однородными. В третьем предложении обращение разорвано другими членами предложения.

Учитель . Как произносятся обращения в 1-м и 2-м предложениях? С какой интонацией?

Ученик . Если в предложении несколько обращений следуют друг за другом, то они произносятся с интонацией перечисления, которая сочетается со звательной интонацией.

Учитель . Могут ли обращения давать оценочную характеристику, содержать экспрессивную окраску, выражать отношение говорящего к собеседнику? Свой ответ подкрепляйте примерами.

Ученик . Да, могут. Это достигается не только интонацией, но и использованием определенной лексики, определениями, суффиксами оценки, междометиями: Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Д.Фонвизин) ; Эх, Алешка, трудно тебе будет! (В.Аксенов) ; Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем. (С.Щипачев) ; Чем же мне вас угостить, ребятушки?; Спасибо, моя родная земля, мой отчий дом, за все, что от жизни знаю, что в сердце ношу своем. (А.Твардовский) ; Эх ты, молодость, буйная молодость, удалая сорвиголова! (С.Есенин) ; – Ну, как же ты, голова садовая, не можешь запомнить? – начал он. (М.Исаковский) ; –Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал! (В.Соколов)

Учитель . Какими частями речи выражаются обращения?

Ученик . Обращения обычно выражаются именами существительными в форме именительного падежа. В качестве обращений могут выступать имена прилагательные, причастия, числительные. Это субстантивированные слова.

Учитель . Даны предложения. Определите, какой частью речи выражены обращения, и внесите в таблицу соответствующие номера.

1) Цветите, юные! И здоровейте телом! (С.Есенин)
2) – Здорово, шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника. (А.Куприн)
3) Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: – Уезжающие, садись. (В.Кетлинская)
4) Разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край? (С.Есенин)
5) Дорогие, что со мною сталось? (А.Прокофьев)
6) Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа – лучший врач. (Пословица)
7) Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)

Прочитайте предложения: – Эй, там, в столовой! – донеслось с пристани. – Закругляйтесь. (В.Песков) ; Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! (П.Вяземский) Чем являются предложно-падежные формы в столовой и в белом сарафане из серебряной парчи ?

Ученик . Это обращения.

Учитель . Как эти формы называют лицо?

Ученик . По ситуативному признаку.

Учитель . Анализируем следующие предложения: – Цыц, ты! Она тебе больше не слуга... (М.Горький) ; Гомон стоял оглушительный. – Тише, вы! – крикнула Феня. (С.Антонов) ; – Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею. (Н.Островский)

Ученик . В данных предложениях обращения выражены местоимениями 2-го лица и имеют оттенок грубости или фамильярности. Эти обращения употребляются в разговорной речи.

Учитель . Обращениями служат собственные имена людей, названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т.д.; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы; географические наименования и т.д. Подтвердите сказанное примерами. (Учащиеся приводят примеры, записывают их и объясняют знаки препинания.)
В роли обращений довольно часто выступают слова: брат, матушка, батюшка, братец и т.п. Сохраняют ли при этом данные слова свое основное лексическое значение? Или происходит его частичная утрата? Запишите следующие примеры: – Брат Григорий, ты грамотой свой разум просветил. (А.Пушкин) ; – Этого, брат, упускать нельзя, – бубнил дядя Коля скучным голосом, не глядя на племянника. (К.Федин)

Ученик . Слова-обращения брат, матушка, батюшка и т.п. имеют оттенок дружеского или фамильярного отношения, частично утрачивая при этом свое основное лексическое значение.

Учитель . О чем говорит пример: Братья писатели! В нашей судьбе что-то лежит роковое. (Н.Некрасов) ?
Как вы понимаете: обращение может быть распространенным и нераспространенным?

Ученик . Если при главном слове есть согласованное или несогласованное определение, приложение и т.д., то это обращение распространенное, а если нет, то нераспространенное.

Учитель . Сравните на этот счет следующие примеры: Люблю вас, липы областные, и вас люблю, дубы районные. (А.Вознесенский) ; Ты не пой, косарь, про широку степь! (А.Кольцов)

Ученик . В первом предложении два обращения: липы областные и дубы районные , оба они распространенные, во втором предложении обращение косарь , оно нераспространенное.

Учитель . Чем интересно предложение: Цвети, любимая Белгородчина, где так чтят традиции предков?

Ученик . При главном слове – обращении Белгородчина есть не только согласованное определение любимая , но и придаточное определительное предложение: где так чтят традиции предков .

Учитель . Итак, какова же основная функция обращения?

Ученик . Привлечь внимание, побудить собеседника слушать речь говорящего.

Учитель . Верно. А.М. Пешковский в книге «Русский синтаксис в научном освещении» отмечает, что часто обращение является «эстетическим или риторическим центром, вбирает в себя максимум мысли и чувства автора». Как вы понимаете эти слова?

Ученик . Обращение может быть сильным выразительным средством языка.

Учитель . Хорошо! Обратимся к строкам А.Твардовского: Мать-земля моя родная, сторона моя лесная. Приднепровский отчий край, здравствуй, сына привечай. Здравствуй, пестрая осинка, ранней осени краса, здравствуй, Ельня, здравствуй, Глинка, здравствуй, речка Лучеса.
Какой мощной выразительностью обладают обращения! Обращение является фигурой поэтического синтаксиса. Нередко авторы обращаются к неодушевленным предметам, к отсутствующим или предполагаемым лицам, что придает речи выразительность. Достижению экспрессии, эмоциональности в поэтических произведениях способствуют обращения-метафоры, обращения-метонимии, обращения-перифразы, обращения-иронии, обращения-повторения, риторические обращения, обращения-присловья, обращения фольклорные, обращения архаические. Запишите предложения, расставьте в них знаки препинания, определите виды обращений как фигур поэтического синтаксиса.

– Послушайте, кладбище законов, как вас называет генерал. (М.Горький) (Обращение-метафора – кладбище законов .)
– Куда лезешь, борода! Говорят тебе, никого не велено пускать. (Н.Гоголь) (Обращение-метонимия – борода .)
А вы, надменные потомки известной подлостью прославленных отцов... Таитесь вы под сению закона. (М.Лермонтов) (Обращение-перифраза – надменные потомки известной подлостью прославленных отцов .)
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов) (Обращение-ирония – умная голова .)
О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин) (Обращение-повторение – о поле, поле .)
Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка! (А.Кольцов) (Обращения риторические – непогодушка и Волга-матушка .)
– Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники. (Н.Гоголь) (Обращения-присловья – батюшки, сватушки. )
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов) (Обращение фольклорное – сыр-дремучий бор .)
– Двор мне, княже, твой не диво. (А.К. Толстой) (Обращение архаическое – княже .)
Осень моя, осень! Думка золотая! (В.Инбер) (Обращение-метонимия – думка золотая .)
Люблю тебя, Петра творенье... (А.Пушкин) (Обращение-перифраза – Петра творенье .)
Прощай, с глазами синими, тебя я не виню. Я цену настоящую давно узнал огню. (И.Грудев) (Обращение-метафора – с глазами синими .)
Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, какая грусть в кипении веселом! (С.Есенин) (Обращение-повторение – Друзья! Друзья! )
Расступитесь, леса темные; разойдитесь, реки быстрые; запылись ты, путь-дороженька; дай мне вестку, моя пташечка! (А.Кольцов) (Обращения фольклорные – леса темные, реки быстрые, путь-дороженька, моя пташечка. )
– А побойся ты Бога, человече! – закричал ему Дыма. (В.Короленко) (Обращение архаическое – человече .)

Заметьте, ребята, архаические обращения служат целям стилизации, речевой характеристики персонажей.
Как вы думаете, благодаря чему достигается экспрессия в следующих предложениях?
Здравствуй, здравствуй, любушка, любушка-голубушка! Здравствуй, зоренька-заря, свет, блеснувший за моря, здравствуй, небывалая, здравствуй, губы алые! (А.Прокофьев)
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М.Исаковский)

Ученик . Экспрессию речи в данных предложениях придает употребление нескольких обращений к одному лицу.

Учитель . Как известно, обращения – неотъемлемая черта разговорной речи. Если так, то в какие предложения по цели высказывания обращения вводятся особенно часто?

Ученик . Обращения особенно часто вводятся в побудительные и вопросительные предложения, эти предложения по самой своей сути требуют обозначения конкретного адресата, способного выполнить побуждение или ответить на вопрос: – Мама, испеки, пожалуйста, пирог! – Надя, ты сходишь за хлебом? – Хорошо, мама, схожу. – Петя, у тебя сегодня сколько уроков? Вполне понятно, что обращение в этой своей прямой, основной функции широко представлено в языке художественной литературы в диалогах персонажей.

Учитель . Хорошо, верно! Ребята, при подготовке к сегодняшнему уроку вам было дано задание понаблюдать за разговорной речью окружающих. Не заметили ли вы какие-то особые формы обращений? Что это за формы?

Ученик . Да, в разговорной речи существуют особые формы обращений. Это так называемый усеченный именительный падеж существительного, например: мам, Петь, Вань, Валь . Эти обращения передают близость отношений между говорящими. Для разговорной, непринужденной речи характерны обращения, образованные повторением одного и того же слова, причем второе слово присоединяется к первому с помощью частицы а : мама, а мам; Оля, а Оля .

Учитель . В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, обычны обращения к неодушевленным предметам. С какой целью это делается?

Ученик . Такие обращения, часто весьма распространенные, – особый поэтический прием. Это – один из способов олицетворения.

Учитель . Запишите под диктовку предложения и расставьте знаки препинания.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С.Есенин)
Звезды милой Родины, звезды золотые, как вы ярко светите в сумерки густые. (М.Матусовский)
Прощай, лето, прощайте, раки, рыба, остроносые челноки, прощай, лень, прощай, голубенький костюмчик. (А.Чехов)
О Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. (А.Пушкин)
Теперь прощай, столица, прощай, весна моя. Уже по мне томится карельская земля. (А.Ахматова)
Волга, матушка Волга, вечная, как материя, раздольная, как свобода, неиссякаемая, как время. (М.Чудакова)
Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. (А.Пушкин)

Как вы думаете, может ли грамматическая форма обращения оказывать влияние на форму выражения сказуемого? Проанализируйте предложения:

Откуда ты явилось, прелестное дитя?
Откуда ты явился, прелестный мальчик?
Откуда ты явилась, прелестная девочка?

Ученик . Обращения находятся вне грамматической связи (сочинительной и подчинительной) с членами предложения, то есть не являются членами предложения. Данные предложения свидетельствуют о том, что в некоторых случаях грамматическая форма обращения оказывает влияние на форму выражения сказуемого, что создает необычную связь согласования. Форма среднего рода сказуемого при подлежащем ты не может быть объяснена соответствием с реальным полом собеседника, а является следствием своеобразного «согласования» с обращением дитя .

Учитель . Запишите и проанализируйте следующие предложения:

Ленинград, ты был символом мужества и стойкости в годы Великой Отечественной войны. Москва, ты всегда была в наших сердцах в дни опасности.

Ученик . В данных предложениях форма глагола-сказуемого объясняется родом обращения-существительного: Ленинград – м.р. и был – м.р., Москва – ж.р. и была – ж.р.

Учитель . Проведем закрепление изученного. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1) Что такое обращение? Какова роль обращений в речи?
2) Какими частями речи выражаются обращения? Ответ подкрепите примерами.
3) Какие типы интонации характерны для обращений? Приведите примеры.
4) Приведите примеры распространенных и нераспространенных обращений.
5) Докажите на конкретных примерах, что обращение является фигурой поэтического синтаксиса.
6) Расскажите о знаках препинания при обращениях.

Затем учитель вместе с детьми подводит итог урока, выставляет оценки.

Задание на дом . Проведите исследование на тему: «Обращения в русских народных пословицах».

Литература

1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.

2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976.

3. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Высшая школа, 1976.

ОБРАЩЕНИЕ

Понятие об обращении

Слово или сочетание слов, называющее адресата речи , является обращением. Чаще всего в роли обращений выступают собственные имена; реже - клички животных или названия неодушевленных предметов.

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте - в начале предложения, в середине, в конце. Даже включаясь в состав предложения, обращение не становится его членом, т.е. не имеет сочинительной или подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность. Например: - Дети, идите в комнаты! - крикнула из столовой Анна Афанасьевна (Купр.); Нехорошо мне, Христя, - не знаю, что делать! (М. Г.); Дай, Джим, на счастье лапу мне (Ес.); Край мой! Любимая Русь и Мордва! Притчею мглы ты, как прежде, жива (Ес.).

Обращение сопровождается особой звательной интонацией . Особенно ярко она выделяет обращение, стоящее вне предложения:Отец! Отец! Оставь угрозы, свою Тамару не брани (Л.).

Такие обращения легко переходят в особые самостоятельные предложения - вокативные .Например: - Бабушка! - укоризненно, с расстановкой произнесла Олеся (Купр.). Обращение здесь осложнено функционально; оно не только называет лицо, но передает различные сопровождающие это название оттенки значения: упрек, испуг, радость, укоризненно-снисходительное отношение и т.д., т.е. передает субъективную модальность. Предложения-обращения особенно богаты интонационными оттенками.

    Звательная интонация обращения, стоящего в начале предложения, несколько ослабленаРусый ветер, какой ты счастливый! (Щип.) .

    Обращение, стоящее внутри предложения, может иметь интонацию вводности (убыстренный темп произношения, понижение голоса) или интонацию восклицательную (особую поэтичность и пафос передает в таком случае добавление частицы о), например:Дробись, дробись, волна ночная, и пеной орошай брега... (Л.); Пускай холодною землею засыпан я, о друг! всегда, везде с тобою душа моя (Л.).

    Обращение, находящееся в конце предложения, может быть слабо выделено интонационно, если оно не имеет специальных смысловых или экспрессивных функций, например:- Как тебя зовут, красавица? - спросил ласково студент (Купр.). Однако общая восклицательная интонация предложения может содействовать подчеркнутому выделению обращения: Привет вам, люди мирного труда, благородные труженики! (Пан.)

Обращение, кроме основной функции - привлечь внимание собеседника , может иметь ещеоценочную функцию , когда называемое лицо (или предмет) характеризуется с той или иной стороны, такие обращения частовыражаются экспрессивными словами - Но, мама, голубочка вы моя! Вам же седьмой десяток идет (Пан.);- Молчи, червяк! - бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр). Такие обращениябогаты интонационными оттенками произношения :Погоди, милый! Запоешь! (Купр.); Да что робил-то, дурья голова? (Купр.); Ах, милый мой, жизнь так прекрасна (Купр.); Шляетесь здесь, лабарданцы! (Купр.).

Способы выражения обращений

Для выражения обращений в древнерусском языке существовала особая форма звательного падежа. Остатки его можно встретить еще в литературе XIX в., например: Чего тебе надобно, старче? (П.). Такие формысохранились частично в современном русском языке в качестве междометий и междометных выражений :господи, боже, боже мой, батюшки светы мои и некоторые другие.

В современном русском языке обращения выражаются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи . Например:Что, хлопец, проняло тебя? (Купр.); Мы, товарищи, большие патриоты завода (Пан.); Вам, Настасья Ильинична, в жизни повезло (Пан.); - Здорово, шестая! - послышался густой, спокойный голос полковника (Купр.); Жизнью пользуйся, живущий (Жук.).

В разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений -усеченные , например:Таня, Тань... (М. Г.); Мам, а ты? (Фед.). Для разговорной речи характеренприем повторения обращений с частицей а (усиленный призыв к вниманию):Бабка? А бабка? Ты живая? (Пауст.); - Иван, а Иван, - приставал к нему Листар... (М.-Сиб.).

В фольклорных произведениях встречаются особые типы обращений, представляющие собойтавтологические повторы : путь-дороженька, друзья-товарищи, грусть-тоска.

Для произведений художественных - особенно поэтических и ораторских - характерныраспространенные обращения. Обычно этосуществительные, снабженные согласованными и несогласованными определениями, приложениями и даже придаточными определительными. Эти обращения характеризуют предмет или лицо, передают отношение к нему. Например:- Милая Надя, милая моя девочка, - говорит мама, - не хочется ли тебе чего-нибудь? (Купр.): Прощай, родная пуща, прости, златой родник (Ес.); Кобылица молодая, честь кавказского тавра, что ты мчишься, удалая? (П.); Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (Ес.); Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой, какою вы душу пленяете? (Ес.); Приди, силою моей власти прикованный к полотну, смотри с него на эти фраки... (Гарш.).

Обращение часто выражается местоимением с частицей о . Это обращение обычносопровождается определительными придаточными, например :О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, но бросить в печку не могу (К).

Распространенные обращения могут быть довольно пространными, их характеристическое качество становится в таком случаесодержанием предложения :Ты, серый от пепла сожженных селений, над жизнью навесивший тень своих крыл, ты, ждавший, что мы поползем на коленях, не ужас, но ярость ты в нас пробудил (Твард.); Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных (Твард).

Распространенные обращения могут быть расчленены . Это свойственно речи разговорной или речи, воспроизводящей разговорную:Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг (Багр.); Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Кр.).

Обращения могут выстраиваться в однородный ряд , например:Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря (Сурк.); Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Исак.).

Однородные обращения могут формально совпадать с сочетанием обращения и приложения при нем, например:Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный... (Л.). Обращением здесь является словоКавказ , оно распространено приложениемсуровый царь земли.

В разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы. Такие формы контекстно или ситуативно обусловлены. Они называют адресата речи по единственному, ситуативно выявленному признаку. Например:С высшим образованием, шаг вперед! (Кар.); Эй, на лодке! Освободите левый борт (Б. Пол.); Эй, там, в лодках, не лезь под колеса! (Б. Пол.).

Сфера распространения обращений очень широкая. Они - характерная принадлежность разговорной речи, особенно диалогической. Основная функция таких обращений -наименование адресата речи . В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особыестилистические функции : являются носителями экспрессивно-оценочных значений; как правило, они метафоричны:Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь (Ес.); Сверкни, последняя игла, в снегах! Встань, огнедышащая мгла! Взметни твой снежный прах! (Бл.); Отступи, как отлив, все дневное, пустое волненье, одиночество, стань, словно месяц, над часом моим! (Брюс.); Дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств! (Ес.); Прости, родной приют. Чем послужил тебе, и тем уж я доволен (Ес.); О мудрость щедрейшего бабьего лета, с отрадой тебя принимаю (Берг.); «Ты прости-прощай, сухота моя!» - проговорил он словами песни (Шол.).