О загробной участи не крещеных младенцев. Дети некрещеные

Здравствуйте, уважаемая Ксения!

Я искренне сочувствую вам и семье вашей одноклассницы. Смерть близкого человека приносит много горя. Но двойная смерть ещё больнее. Эта боль так сильна, что всегда задаёшь один и тот же вопрос: «Почему? Где они сейчас, что с ними происходит? А если они снятся вам, то почему и что это значит?

На эти вопросы многие люди дают свои ответы. Сколько людей, столько и мнений. Но нас, истинных христиан, должно интересовать мнение Бога по этому поводу. А точку зрения Бога мы можем узнать только в Его Слове, Библии.

Многие религии по разному отвечают на эти вопросы. Чему бы ни учили религии, почти все они сходятся в одном: какая-то часть человека переживает смерть тела. Во все времена люди верили, что после смерти мы продолжаем жить и каким-то непостижимым образом сохраняем способность видеть, слышать и думать. Но возможно ли это? Ведь чувства и мысли связаны с работой мозга. А когда человек умирает, мозг перестаёт работать. Со смертью мозга наши воспоминания, чувства и переживания просто исчезают. Они не могут существовать сами по себе. В Псалме 145:4 сказано, что со смертью „исчезают все помышления“ человека. А Слово Бога не может лгать!

Библия учит:когда человек умирает, он перестаёт существовать. Смерть - это противоположность жизни. Мёртвые не могут видеть, слышать и думать. К сожалению, все мы смертны и не можем жить после того, как умирает тело. Нашу жизнь можно сравнить с пламенем свечи. Если свечу погасить, пламя просто исчезает. Оно не будет гореть где-то в другом месте.

Слова Иисуса Христа помогают понять, в каком состоянии находятся умершие. Когда умер Лазарь, близкий друг Иисуса, он сказал своим ученикам:»Лазарь, друг наш уснул". Зная о болезни Лазаря, ученики подумали, что он спит, чтобы набраться сил. Но они ошибались и Иисус прямо сказал им:«Лазарь умер» (Иоанна11:11-14). Заметьте, Иисус сравнил смерть со сном. Лазарь не пошел на небо, не мучился в адском огне, не оказался в мире ангелов, не попал к умершим предкам и не переродился в другое существо. Умерев, он словно погрузился в глубокий сон. Когда Иисус воскресил Лазаря, он ничего не говорил о том, что с ним происходило (Иоанна 11:43,44). Также и у наших умерших есть надежда на воскресение. Иисус сам сказал об этом:«Не удивляйтесь этому, потому что настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос и выйдут: кто делал добро - для воскресения жизни...» (Иоанна 5:28,29). Когда прийдёт это время, воскреснет и она и её ребёнок. Нам, конечно, в это не легко поверить, но это обязательно произойдёт, потому что так говорит Бог:«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (ОТкровение 21:4).

Сны это обычное явление в жизни людей. Ваша одноклассница снится им, потому что, они помнят её и события связанные с её смертью ещё находятся в их сердцах. Пройдёт время, боль уляжется. А сейчас вам нужно просто жить, думать о будущем, общаться с друзьями и родственниками умершей, ободрять и утешать их. Если возникнут вопросы, пишите, буду рада ответить на них.

С уважением к Вам, Любовь Алексеевна.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте, уважаемая Ксения!Я искренне сочувствую вам и семье вашей одноклассницы. Смерть близког..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

прим.:
* если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;

P.S. Решил несколько изменить порядок публикования в ЖЖ - основную 4-ую часть выложу после.

5.3. Участь некрещенных младенцев. Между раем и адом.

В вопросе крещения младенцев, самым больным вопросом является вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев. Почему-то последнее время устоялось твердое мнение, что только Св.Августин прямо говорил, что все некрещенные младенцы идут в ад и это его частное мнение, которое Церковь не приняла. И вновь, приходится напоминать, что, как мы видим на протяжении всей этой работы, просто не может быть речи о спасении без крещения, без каких-либо возрастных или других критериев. И теперь, как мы писали в самом начале раздела, настали времена, когда вопрос особо остро стал и нельзя умалчивать о посмертной участи младенцев, дабы не вводить в соблазн. Св.Августин придавал особую важность этому вопросу:


  • · «…недопустимо, чтобы мы оставили этот случай младенцев, просто сказав, что нам неизвестно, переходят ли возрожденные во Христе умершие младенцы в вечное спасение, а невозрожденные — во вторую смерть…»; Св.Августин Аврелий ,

Итак, если отцы однозначно говорят, что без крещения нет спасения, что некрещеные идут в ад (см.§4), то вполне логично, что это касается всех возрастных категорий без исключения и логично то, что младенцы, как минимум, не попадают в рай, ибо это невозможно. С этим согласны даже противники этого, но они уповают на милость Бога. Но, что говорят отцы:


  • · Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.): «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь : «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения , просто: «Кто не родится...» то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны креститься. И в Деяниях говорится, что крестились все домашние (Деян.16:33), следственно, и младенцы».

Подписанты (цитата из документа): «Святейший нового Рима Константинополя и Вселенский Патриарх Иеремия, Блаженнейший Патриарх града Божия Антиохии Афанасий, Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима Хрисанф , и о бретающиеся при Нас Преосвященные Архиереи, т. е. Митрополиты, Архиепископы и Епископы, и весь христианский Восточный Православный клир» .


  • · «…одни младенцы, не будучи возрождены, забираются из этой жизни для вечной смерти, а другие, будучи возрождены, — для вечной жизни». Св.Августин Аврелий ,

Митрополит Макарий, как бы выражает все православное понимание по этому вопросу в учебнике по догматике:


  • · «И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение». Митрополит Московский и Коломенский Макарий ,

На практике, это выражается, к примеру, в том, что в требнике в разделе «Последование крещения и миропомазания», есть сокращенный чин для крещения детей, которые находятся под угрозой смерти (см. п.7: « Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити , страха ради смертнаго » ) .

Также другие косвенные утверждения:


  • · Уже упомянутое нами в §4.2 письмо Св.Киприана, отвечая на вопрос о крещении младенцев: «…сколько это от нас зависит, ни одна душа не должна погибнуть, если это возможно ».Св.Киприан Карфагенский,

Стоит напомнить, что в этом письме, Св.Киприан выражает не просто свое личное мнение, а соборное решение Карфагенской Церкви.


  • · «Если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму». Св.Макарий Египетский,

Но благожелательные , не хотят примириться с этим, считая, что это частное мнение отцов, и это противоречит всемилостивому Богу, и что есть другая линия высказываний, поэтому они и допускают, что нет «абсолютной обязательности» крестить младенцев, или более того - не нужно крестить младенцев, а ждать, когда они вырастут и сознательно придут к крещению. К абсолютной обязательности Бог никого не принуждает, но и не абсолютно все спасаются (хотя в наше апостасийное время, пытаются и это опровергнуть). На что же они ссылаются? Обычно на слова Св.Григория Богослова, как самый сильный довод:


  • · «…не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».Св.Григорий Богослов,

Но заметим, что:
1. что святитель не утверждает, а лишь предполагает: «..осмелюсь сказать об этом, что думаю; полагаю же, что согласятся со мной и другие, имеющие ум» ;
2. также он говорит не только о младенцах, но и обо всех «чтящих дар» (крещения), но не принявших его «по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств» (см.тамже), т.е. следуя логике благожелательных, в рай идут не только младенцы, но и добрые некрещеные, что противоречит всему православному вероучению;
3. святитель вообще не говорит, что они войдут в рай - он говорит ясно: «не прославлены» , т.е. однозначно лишены рая и приобщения Богу, а что радостного уже в том, как быть лишенным Бога и Его Царствия Небесного?

Тот же Св.Григорий Богослов, на вопрос крестить или не крестить младенцев отвечает:


  • · « Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться , нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Д оказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей». [Св.Григорий Богослов, там же, 4, С.301-302]

Модернисты обычно ссылаются на эти слова, или обрезывая цитату, или вовсе не приводя слова святителя, а приписывая ему мнение, якобы он был против крещения младенцев, хотя мы видим совершенно противоположное.

Нужно заметить, Св.Григорий Нисский, как и Св.Григорий Богослов также упоминает о трех посмертных участях души, но к категории «не прославленных и не наказанных» относит… отлагающих крещение из неподобающих мотивов и принявших его перед самой смертью (с чего мы и начали весь этот труд), к которым и обращено его слово:


  • · «Как мне кажется, судьба людей в будущей жизни будет троякая, говоря вообще без подразделений. Первый чин - достойных хвалы и праведных; второй — и не удостаиваемых почести и не наказуемых; третий — несущих наказания за грехи свои. Где мы поставим принявших благодеяние крещения пред смертью? Ясно, что в разряд вторых, и это по снисхождению, чтобы и они не лишены были части в человеколюбии, свойственном Богу. Ибо нерадевший о пути преуспеяния в добродетели не свободен от наказания и осуждения, потому что если желание зла подвергает осуждению, то ненавидение добра есть явный признак испорченности?» Св ригорий Нисский ,

Хотя, конечно же, это еще и не означает, что Св.Григорий ограничивается только этой категорией людей.

Но вернемся непосредственно к самой сути высказывания Св.Григория Богослова. Действительно, в православном Предании встречаются редкие изречения о том, что некрещенные младенцы не прославятся (не попадают в Царствие Небесное), но и не будут наказаны (не подвергнуться гееннским мучениям), а также о некотором месте между адом (точнее геенной) и раем:


  • · Синаксарь в субботу мясопустную:

«Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие - не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)».


  • · В видении Григория ученика Св.Василия Нового, некрещеные младенцы называются слепыми и Бог уготовил им отдельные покои:

«Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие . <…> — И даровал им Господь малое утешение. Это были некрещеные младенцы. Возрастом все они были одинаковы. Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа». Григорий, ученик Василия Нового,

Но нужно отметить, что само житие относится к историческим памятникам компилятивного характера, к тому же самих рукописных текстов весьма много и они между собой разнятся . В любом случае, видим, что в этой версии, Бог весьма грозно осудил родителей , которые не крестили детей , самих детей в Царствие Небесное не пустил, но и от мучений избавил, и повелел «даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие» (см.тамже).


  • · В прологе за 12 августа (по ст.стилю) упоминается то самое место между геенной и раем - у патриарха Германа произошел спор с епископами об участи одного милостивого богача, который раздавал милостыню бедным, но жил в блуде, и было видение одному затворнику:

«… я увидел некоторое место, с правой стороны которого был рай, исполненный неизреченных благ, а с левой огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между же раем и среди страшного пламени стоял привязанным умерший муж и громко стонал, взирая же к раю, горько рыдал . И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: "что напрасно стонешь? Вот, ради твоей милостыни, ты от муки избавлен; а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты рая блаженного". Слыша это, патриарх и бывшие с ним,одержимые страхом , сказали: "правду говорил Апостол: "бегайте блуда. И что теперь скажут говорившие: "если мы и блуд творим, но зато милостынею своей будем избавлены от наказания за него?" Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит дающему серебро, подаваемое им нечистою рукою и с душою нераскаянною». Плюснин , А. И.,

Как видим, это видение ввергло в страх Патриарха и епископов, т.к. нет никакой пользы таким, которые попадают в это место, и хотя душа не подвергается мучению, но уже быть лишенным Царствия Небесное, для человека тяжелая участь.

Так, где же тогда это место «между адом и раем», если само Писание об этом ничего не говорит, и Православная Церковь учит только об аде и рае, Св.Исаак Сирин пишет:


  • · «<…> разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо (как и действительно справедливо), что несмысленнее или неразумнее такой речи: "Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь"? Ибо избежать геенны и значит это самое - войти в Царство; равно как лишиться Царства - значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе С воей... и поставит овцы одесную Себе, а козлища ощуюю (Мф.25:31,33.). Не три наименовал сонма, но два - один одесную, другой ошуюю . И разделил пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф.25:46); просветятся яко солнце (Мф.13:43). И еще: ...от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небеснем : сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную , где плач и скрежет зубом (Мф.8:11,12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна Св.Исаак Сирин,

Также Св.Симеон Новый Богослов говорит о том, что все обители находятся в одном чертоге:


  • · «Отделенные же от Божественного Тела, то есть от Церкви и лика избранных, скажи, куда они пойдут? в какое царство? в каком месте, скажи, они надеются вселиться? Ибо рай, конечно, и лоно Авраамово, и всякое место упокоения принадлежит спасающимся. А спасающиеся, конечно, есть святые, как свидетельствует и учит все Божественное Писание. Ибо многи обители, но внутри чертога (Ин. 14, 2). Подобно тому ведь как одно небо и на нем звезды, различающиеся друг от друга честью и славой, так существует и один Чертог и одно Царство. Но и рай ведь, и Град Святой, и всякое место упокоения есть один Бог. Ибо как в этой жизни человек, если он не пребывает в Боге и Бог в нем, не имеет покоя, так и после смерти вне Его одного, полагаю, не будет ни упокоения, ни места, совершенно свободного от печали, воздыхания и скорби». Св имеон Новый Богослов,

Цитируемый нами выше протоиерей Георгий Городенцев в той же работе протоиерей Георгий Городенцев , , считает, что они попадают в единственно возможное место - на Авраамово лоно (Лук.16:22), которое, в свою очередь, находится в аду. Но, возможно, это несколько поспешно. Признаемся, что до написания этой работы, мы тоже думали, что Авраамово лоно находится в аду (общепринятая точка зрения), место, где праведники не подвергались мучениям в ожидания прихода Спасителя. Но в процессе исследования высказываний Св.Отцов, в которых упоминается Авраамово лона, мы пришли к несколько иным выводам. Может Авраамово лоно до Крестной Смерти Иисуса Христа и находилось в аду , то после того, как Господь разрушил врата ада и вытащил всех праведников и уповающих на Бога в надежде воскресения, Авраамово лоно, в понимании отцов, находится, никак иначе, как в Царствие Небесном (как одна из степеней блаженства) (см. цитаты выше Св.Исаака и Св.Симеона) или даже есть само Царствие Небесное.


  • · «…лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ». Омилия 44. Св.Григорий Палама ,

Думаем, эту «трансформацию» Авраамово лона, можно как-то осмыслить, если принять поучения преподобной Макрины в ее беседе с ее братом Св.Григорием Нисским, о том, что ад и рай, это состояние души человека:


  • · «…кажется мне, и благое состояние души, в каком слово Божие упокоевает подвижника терпения, названо лоном Авраамовым». Св.Григорий Нисский ,

А когда Сам Христос сошел в ад, Авраамовом лоно преобразилось, т.е., встретившись с Самим Богом, души праведников перешли в другое горнее состояние, удостоившись лицезрения Самого Христа, Его света, как и Моисей на Сионе, когда его покрыла рука Бога (Исх.33:22), а это по сути и есть, как сказано в катехизисе Св.Филарета Московского, предначинание блаженства:


  • · «372. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА?

  • Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23)». Св.Филарет Московский,

Но это лишь наше, сугубо личное, предположение.

В любом случае, если, как многие считают, что некрещенные идут на Авраамово лоно (место, где они не терпят мучений, но и не прославляются), то значит они, тем самым, попадают в Царствие Небесное, что противоречит православному пониманию об участи некрещенных и о самом Царствии Небесном, как о месте блаженстве прославленных. На Авраамово лоно, Православная Церковь сопровождает именно души крещеных детей, согласно чину погребения младенцев:


  • · «10) Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, священник читает следующую молитву:

  • Храняй младенцы, Господи, в нынешнем житии, в будущем же веце уготовавый им пространство, Авраамово лоно и по чистоте Ангельская светообразная места, в нихже водворяются праведных дуси ! Ты Сам, Владыко Христе, душу раба Твоего младенца (имярек) приими с миром. Ты бо рекл еси: оставите дети прийти ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Опять же, согласно молитве - Авраамово лоно, это место, где собираются именно праведные души. Поэтому, если души некрещеных младенцев и спускаются в ад, то только не на Авраамово лоно. Правда, опять же, мы сталкиваемся с тем, что ад будет брошен в геенну огненную («озеро огненное» (Откр.20:14)), а это в нашем сознании самые страшные мучения, но святые говорят, что там тоже есть уровни с малым наказаниями:


  • · « Не нужно удивляться, что все не записанные в книге жизни будут брошены в озеро огненное, потому что как многи обители у Бога и Отца для спасаемых, так же многоразличны способы и места мучений, которые получат не удостоившиеся написания в книге жизни, а именно: одни будут самые жестокие, а другие — более умеренные». Св.Андрей Кесарийский,

  • · «Одни в мiре убийцы, другие любодеи, иные хищники, а некоторые также раздают имение свое нищим. Господь взирает на тех и на других, и делающим добро дает упокоение и награду, есть меры избыточествующие и есть меры малые, в самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно царство, одна геенна и степеней нет, те говорят худо. Сколько ныне м i рских людей, которые преданы зрелищам и прочим бесчинствам? И сколько еще таких, которые молятся и боятся Бога? Бог взирает на тех и на других, и как праведный Судья уготовляет одним упокоение, другим - наказание». Св.Макарий Египетский,

Конечно, многим такая «несправедливая» участь некрещеных младенцев так и остается непонятной и не приемлется, и Св.Августин, который более всех отцов уделил этому вопросу пристальное внимание, объясняет:


  • · «46. Не напрасно также говорится, что младенцы ответственны за грехи предков, не только первых людей, но и своих, от которых сами родились. То Божеское из речение «...за вину отцов наказывающий детей» (Втор. V,9) имеет в виду, конечно, их наказание прежде, чем они через возрождение начинают принадлежать к Новому Завету. Об этом Завете пророчествовалось, когда говорилось через Иезекииля, что дети не получат грехов отцов своих и что в Израиле не будет более той притчи: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскоми на» (Иезек. XVIII, 2). Для того каждый и возрождается (прим.: т.е. крестится), чтобы освободиться от всего греховного, с чем рождается. Ибо грехи, совершаемые худой жизнью могут быть заглажены раскаянием, как, мы видим, бывает даже после крещения. И не почему-либо иному установлено возрождение, как потому, что порочно рождение; и до того порочно, что даже рожденный в законном браке говорит: «я в беззаконие зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. L, 7). И не сказал: «в беззаконии» , или: « во грехе» , хотя и это было бы правильно, но предпочел сказать: «в беззаконии и во грехах». Потому что и тот один грех, который перешел на всех людей и настолько велик, что им извращается и необходимо подвергается смерти человеческая природа, и другие грехи родителей связали бы детей ответственностью, если бы не приходили на помощь дарованная благодать и Божие милосердие ». Св.Августин Аврелий ,

Но опять же, возникает тогда другой резонный вопрос - почему Бог одним младенцам позволяет креститься, а у других забирает жизнь, не удостаивая этого дара, на это честно скажем - не знаем, и не дерзаем вникать.


  • · «…сокрыта и человеческому, моему по крайней мере, разумению совершенно недоступна причина, для чего рождается младенец, сейчас или вскоре имеющий умереть… »Св.Августин Аврелий ,

  • «А по какой причине одним дается (прим.: возможность креститься), а другим нет: Кто познал ум Господень? (Рим 11:34) Кто способен постичь непостижимое? Кто может исследовать неисследимое?» Св.Августин Аврелий ,

Для полного ознакомления по вопросу исследования текстов жития Св.Василия Нового, ссылаем к монографии, докторской диссертации уроженца г.Кишинева, профессора Сергея Г.Вилинского (1876—1950) «Житие св. Василия Нового в русской литературе»;

Точно такую же цитату мы находим у Св.Ефрема Сирина в труде «О блаженных обителях», точнее весь трактат полностью входит в 58-ое слово Св.Исаака Сирина. На момент написания работы, нам не известны основательные исследования по данной проблеме и точной атрибуции текста, но есть все основания считать, что авторство принадлежит, действительно, Св.Исааку, а не Св.Ефрему.

Хотя и в этом контексте у отцов нет согласия, если прямо об этом утверждали Св.Ипполит Римский («Слове против эллинов»), блаженный Иероним Стридонский (Письмо 56. К Илиодору) и др., то блаженный Августин прямо противился этой идее, а блаженный Феофилакт, считал рассказ о Лазаре, лишь притчей, «ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным противное »;

В этой работе мы не рассматриваем другой сопутствующий крещению серьезный вопрос об обязательной катехизации родителей и восприемников;

(с) Александр Дрэничеру

mashenka_sench , ashuutanord и slon357 обсуждение,куда попадают некрещёные младенцы после смерти(и вообще некрещёные).Хотел бы выразить учение Церкви об этом (как я вижу) у себя в блоге.

1. В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни*, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению » [Журнал Московской Патриархии. 2004. № 2., с. 23-24]

2. Господь Иисус Христос сказал в беседе с учителем еврейского народа Никодимом - "Истинно,истинного говорю тебе,если кто не родиться от воды и Духа,не может внити в Царство Божие"(Еванг.Иоанна,3 гл.) - т.е. без крещения нет спасения.

3. 124-е Правило Карфагенского Собора (418 г.) :

"Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема... И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения".

127 правило этого же Собора: «если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, - таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить (Ин. 15:5)»

3.1. Чинопоследование Недели Православия, провозглашаемое в Церквах говорит так: Анафема 5) Не принимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом — Анафема!

3.2. Послание Восточных патриархов. (Авторитетная символическая книга Православия)
«сие таинство (Крещение) уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный». (Ответ на вопрос 103).не получившие отпущение в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех и, следовательно, не спасаются,

3.3.Символ веры.
"Исповедую едино крещение во оставление грехов.."

4. Свт. Амвросий Медиоланский.
«Никто не входит в Царство небесное иначе, как только через таинство Крещения».

5.Свт.Кирилл Иерусалимский "Оглашения поучительные и тайноводственные "
"Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью."

6. Старец Паисий Святогорец.
"Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой Седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно — я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность — одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, — это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

7. Кинот горы Афон.
"Послание священного кинота Афонской горы об участи некрещеных младенцев" от 1999 г. в ответ на запрос миссионерского отдела Грузинской Патриархии. Это послание было подписано настоятелями всех монастырей Афонской горы и представлено Константинопольскому патриарху Варфоломею, который подтвердил его своей подписью.
Послание состоит из трех частей: 1) богословского анализа этого вопроса; 2) свидетельства Священного Писания, Святых Отцов и примеры из патериков; 3) заключительная часть, где утверждается, что без Таинства Крещения спасение ни для кого невозможно

8.Мытарства блаженной Феодоры.
И после этих отделил Господь от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Посмотрел Господь на них и сжалился над ними с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их за то, что не просветили их святым крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное наслаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня.Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение"

9.Свт.Григорий Богослов "Слово на крещение".
«Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания» (Сл. на св Крещ., — ч.3, стр.242-243, изд. 1889г.
________________________________________ _________________________

Какие же аргументы приводят сторонники спасения некрещёных?
Они приводят слова свт.Марка Эфесского в речи об очистительном огне,слова св.Силуана Афонского, Арсения Афонского, и проч. но нигде я не заметил в словах этих авторитетных в Церкви людей,что некрещёные попадут прямо в рай.

Там говориться об утешении, избавлении от муки,но не более того.Поправьте меня,если я ошибаюсь.

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа..Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу…
[ Иосиф Волоцкий, преподобный . Просветитель. 5].

По сей причине пришло иное рождение, или возрождение, которое возрождает человека чрез святое Крещение Духом Святым, опять воссоединяет его с божеским естеством... и таким образом вводит его в Царство Божие, в которое не может войти некрещеный.. Так каждый крещаемый опять соделывается таким, как был Адам до преступления, и, введен бывая в мысленный рай, приемлет заповедь делати его и хранити: делати исполнением заповедей Иисуса Христа..

( Преподобный Симеон Новый Богослов
Слово тридцать седьмое)

Невозможно, чтобы я, не крестившись, получил спасение. И еще, если я скажу, что могу не дышать и жить, - это ложь, ибо дышать необходимо, без этого невозможно жить.
( Прп. Феодор Студит. Послание 39(98). К Афанасию, сыну)

Итак, как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно нокому жить и без Божественного Причащения.
( Св. Никодим Святогорец. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Таин. Глава 1)

Нередко можно слышать совершенно ложное мнение о том, что младенцы некрещеные Царства Небесного не наследуют. При этом обычно говорится, что они будут пребывать в каком-то среднем месте, избежав адских мук, но и не достигнув райского блаженства. То есть в неком безвидном, безрадостном царстве теней. Эта теория не имеет ничего общего с учением и преданием св. Православной Церкви. Начать с того, что Православие не знает никакого «среднего места». В Св. Писании сказано только про «муку вечную» для грешников и «жизнь вечную» для праведников. (25:46). Учение же о месте обитания некрещеных младенцев происходит из католичества. Некрещеные младенцы, согласно этому учению, попадают в место, называемоелимб, где они не испытывают мук, но и не наслаждаются присутствием Божиим. Однако современный католицизм уже не придерживается этой концепции.

То, что у католиков появилось учение о лимбе, неудивительно. Ведь католицизм проникнут духом юридизма. Младенцы некрещеные, по западному учению, являются наследниками первородного греха Адама и Евы, он не смыт с них в крещении, и значит, они несут ответственность за грех прародителей, и проклятие за него. Но в Православии первородным грехом называется удобоприклонность ко греху, то есть общая испорченность человеческого естества после грехопадения прародителей, но не какое-то родовое проклятие. Грех, подобно наследственной болезни, вошел в род человеческий. В крещении мы получаем благодать Божию, помощь и оружие для борьбы с грехом, совлекаемся ветхого, падшего человека и облекаемся в нового. Но крещение дается нам, чтобы мы как воины Христовы, боролись с грехом и дьяволом в своей земной жизни, дается как оружие, как средство исправления жизни.

Но младенец, который не вступил еще в мир, не имеет личных грехов (ибо чин отпевания младенческого нигде не содержит прошений о прощении грехов и помиловании), не может быть наказан только за то, что он некрещен. Например, младенцы, убитые во время абортов, тоже не крещены, но они даже не родились, не вошли в этот мир. Неужели они не сподобятся Царства Небесного? Конечно, Господь примет их к себе, ведь их можно назвать даже страстотерпцами, невинно убиенными, как 14 тысяч Вифлеемских младенцев (которые, кстати, тоже были некрещеными). Милосердие Божие, без всякого сомнения, простирается и на некрещеных младенцев.

«А дети - все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставить Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездн а» - Свт. Феофан Затворник.

Отрицание спасения для некрещеных младенцев - есть отрицание милосердия Божия.

Господь сотворил человека со свободной волей и даже Всемогущий Бог не может нарушить ее. Человек сам и только сам делает свой выбор: идти ему за Христом или отринуть Его. И это является необходимым условием спасения, то есть личный выбор, вера. «Кто будет веровать и крестится, спасен будет». (16:16).

Младенцы не имеют возможности выбора, и как Господь может наказать их за то, что они еще не могут сделать свой выбор? Но младенцы, и крещеные и некрещеные - дети не только земных родителей, но, в первую очередь, чада Божии и «таковых есть Царство Небесное» (19:14).

(http://pavel-gumerov.ru/book/vechnaya-pamyat/part3/sub4)

Дети некрещеные

Не находящими успокоения на «том» свете, а значит, опасными покойниками считались в народе и погибшие дети - мертворожденные, загубленные матерями или просто умершие нескольких дней от роду. В языческую эпоху их смерть считалась такой же «неправильной», «нечистой», как и смерть самоубийц, потому что они не успели прожить предназначенного им срока. После принятия христианства важным стало другое - они не дожили до крещения, и значит, их души не попадут в рай, не получат христианского спасения, а навеки останутся во власти нечистой силы и сами станут демонами. На Украине таких детей называют потерчата (это слово, вероятно, родственно глаголу потерять ) или страччуки (от украинского глагола стратити - «утратить»); на Руси - игоши, ичетики . На Руси и в Белоруссии верили, что после смерти они становятся кикиморами (см. ниже), на Украине - мавками .

Детей, умерших некрещеными, еще в начале XX века не хоронили на общем кладбище по христианскому обряду - это считалось грехом, и в способах их захоронения сохранялись многие языческие черты. Таких детей хоронили, например, под полом дома - ведь в понимании язычников живые и мертвые члены семьи остаются единым родом и всегда должны быть вместе, на общем родовом пространстве . Или под деревьями - ведь деревья и дают пристанище душам умерших, и могут стать воплощением души . Некрещеных детей, как и остальных «заложных» покойников, часто хоронили на перекрестках дорог и в болотах.

Души неприкаянных детей летают близ своих могил или просто носятся в воздухе, принимая вид вихря либо птиц, и жалобно кричат, требуя окрестить их. Чаще всего их крики можно слышать перед грозой, бурей, вообще - непогодой. Тот, кто услышит мольбы несчастных, должен снять с себя что-нибудь из одежды, в крайнем случае оторвать рукав или кусок подола, бросить туда, откуда несется крик, перекрестить его и произнести: «Если ты пан, то будь Иван, а если ты панна, то будь Анна». Окрещенную таким образом душу ребенка примут на небо, в то блаженное место, где обитают безгрешные души крещеных детей.

Я шла по лесу и услышала, как среди бела дня три раза маленькое дитя запищало, так это то, что некрещеным умерло. Нужно взять какую-нибудь тряпочку да кинуть. Я кинула и говорю: «Як хлопец, так Иван, а как девочка - так Мария». Оно и не плакало больше.

У одного коммуниста - начальник был большой - умерла некрещеная дочка, шести годиков всего. Они ее хорошо так одели, во все беленькое. Похоронили. И снится ему потом ночью, что едет он около кладбища, а его дочка лазает по колючкам голенькая да босенькая. Он ей говорит:

- Что же ты голая да босая лазишь? Мы ведь тебя так хорошо одели!

А она:

- Ой, папа, погано мне.

И снится ему, и снится - раза три приснилась. Не мог он утерпеть и пошел к священнику. А священник дает ему три крестика:

- Выйдешь на дорогу и надень на трех встретившихся тебе детей.

Тот так и сделал. После этого ему снится: едет он мимо кладбища, а там стоит красивая гряда мака. Там и другие дети, и его дочка, вся в беленьком, кричит ему:

- Папа, папа, я вместе со всеми цветочки рву. - И все, больше не снилась.

Если же в течение семи лет несчастную душу никто не окрестит, то она навсегда переходит во власть дьявола и сама превращается в нечистую силу . Такие души становятся опасными для живых людей, особенно для матерей с маленькими детьми. Выйдя на крик летающего в воздухе некрещеного младенца, женщина может заболеть и даже умереть. Особенно шалят они во время Святок, когда их отпускают из ада погулять. Они заходят в те дома, где не перекрещивают ни дверей, ни сундуков с одеждой, и забирают себе все, что понравится.

В некоторых местностях верили, что в зависимости от того, как погибли дети, из них получаются разные демоны. Например, на Русском Севере считали, что младенцы, загубленные матерями, становятся ичетками - маленькими мохнатенькими человечками, которые любят селиться в омутах и на мельницах и предвещают несчастье, производя звук, подобный хлопанью по воде бичом. Из тех детей, кто просто не дожил до крещения, получаются игоши - безрукие и безногие уродцы, проказничающие по ночам в домах.

«Выкрестить» некрещеного младенца и ввести его в царствие небесное или, по крайней мере, облегчить его участь можно на Троицкой неделе или в Семик, когда по традиции поминают всех умерших до крещения и мертворожденных детей. Для этого мать, у которой были такие дети, должна купить 12 крестиков (по числу апостолов) и раздать их чужим детям - апостолы помолятся, и 12 детских душ будет спасены. Накануне Троицы красили яйца в красный и желтый цвета и раздавали их детям в поминовение некрещеных душ, а также угощали соседских детей варениками, пампушками и прочими лакомствами. Для этой же цели приносили на перекрестки дорог сотовый мед, веря, что души ночью придут полакомиться и утром можно будет увидеть их следы на песке.

Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина Ада

Из книги Скажите «чи-и-из!»: Как живут современные американцы автора Баскина Ада

Из книги Приключения Тома Бомбадила и другие истории автора Толкин Джон Рональд Руэл

Дети Теперь поговорим о детях и таким образом примемся за последний и самый важный из трех вопросов: какие ценности (буде таковые имеются) несет волшебная сказка нашему времени, какие функции она выполняет сейчас? Обычно считается, что дети - естественный или наиболее

Из книги Повседневная жизнь публичных домов во времена Золя и Мопассана автора Адлер Лаура

Дети Увы, у самых грязных извращенцев в сексуальных фантазиях фигурируют и несовершеннолетние. Мы не можем без боли в сердце рассказывать о судьбе, уготованной детям в иных борделях. При этом, разумеется, не следует забывать, что представления о том, каким должно быть у

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

ДЕТИ Мы не знаем, откуда приходит человек в этот мир.Известно знаменитое выражение Михаила Жванецкого: «одно неловкое движение – и ты отец». Можно, конечно, считать, что человек приходит в мир в результате неловкого движения мужчины.Однако можно считать и иначе.Только что

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена