О молитве. Для чего нужно молиться в православии

Нет сомнения, что каждый человек приходит к Богу. На свете нет одинаковых или похожих людей. Пути и судьбы индивидуальны. Для одних это горестные события, для других радость. Некоторым вложили любовь к Богу с момента рождения.

С возрастом человек отчётливее и осознаннее понимает, что эта жизнь не так проста, как казалось в детстве и юношестве.

Чаще задумывается о смысле жизни, о необходимости существования, о предназначении. Это и есть путь к Богу.

Люди, не посещавшие церковь, не знают как себя там вести. В определенный момент душа человека начинает требовать посещения такого места. Люди, которые впервые пришли в церковь стесняются, не представляют как себя там вести, что говорить. Как молиться.

Каждый знает с детства, не зависимо к какой вере принадлежит, что в церкви молятся. Далеко не каждый человек знает, что молитва отличается силой. Приобщаться к Богу можно в любом месте и в подходящее время. Утром, когда просыпаешься. Днём, когда заняты делами. Одни учебой, другие работой. Вечером, когда расслабляются после трудового дня. Возможно некоторые просто грустят. Сила молитвы по истине велика.

Молитва. Определение.

Молитва — слово, не похожее ни на одно другое. Это обращение к Богу. Произнесенное вслух или внутренне, но с открытой душой. Истинный смысл у каждого человека в душе. Чем больше человек ощущает силу молитвы, тем особенным становится для него это слово.

Не случайно святые отцы учат, что мир держится молитвой. Написано огромное количество разнообразных молитв. Для разных жизненных обстоятельств, посвящённые конкретным святым. Каждая молитва уникальна. Особой молитвой является та, которую изрёк Господь Бог. Это молитва «Отче наш» . Являясь короткой молитвой, включает в себя необходимое для успокоения души человеческой. Произносится и в радости, и в горе, и как благодарность. Множественные молитвы собираются и печатаются в специальных книгах — молитвословах. Возможно сложно сразу запомнить слова необходимой молитвы, тогда можно просто взять книгу и прочитать. Как говорят святые отцы, главное не дословно передать содержание молитвы, а произнести открытой душой. Чем сильнее открыта душа во время молитвы, тем сильнее сила.

Нужда в молитве.

Молитва это способ измениться. Подняться выше в духовном плане. Душа неразрывно связана с телом. Значит стремиться к совершенству в каждом аспекте жизни. Распахнуть душу для восприятия божественного. Сама жизнь человека состоит в покаянии, в стремлении очистить мысли и поступки.

Сам Спаситель душ человеческих нуждался в молитве. Значит и человек, созданный на подобии Божьем, нуждается. Но человек загадочная натура, и проявляет двойственность во многом. С одной стороны человек хочет приобщаться к Богу, а с другой стороны проявляется какая то лень, нежелание творить Божественное. Не трудно понять, почему происходит так. Первое порождается первозданной природой. Второе – порождение грехов.

О чем молиться?

Бывает, что человек молиться, но кажется что ничего в жизни не меняется, что Бог не слышит. Это не так. Тут возможны две причины. Во-первых, человек молиться либо не о том, о чем следует. Во-вторых, не так, как следует. Молящийся должен быть мудрым в своей молитве. Если хочется молиться о земном, то никто этого запретить не может. Однако исполнение такой молитвы возлагается на волю Божью. Ему, как никому, лучше знать что нужно человеку в конкретное время. Язык молитвы должен быть простым. Не следует использовать мудрых или сложных слов. Фразы должны как-бы литься из души. Молитесь с верою, только так молитва вознесется до небес.

Если человек будет молиться Господь не отвернется от него. Поможет и поддержит. И только таким образом получишь неподдельную благодать.

Бог нуждается в превозношении. В противном случае в Библии не было бы так много написано об этом. Однако и слышит, но пока человек сам не произнесет просьбу, сделает осознанной, Бог ничего делать не будет. Наделил людей многим, сделал себе подобными, но дал собственную волю. Нарушать установленные рамки не будет. Поэтому так важна молитва. Так же у человека в течении жизни накапливает много грехов. Молитва помогает избавиться от них. Совершенно не потому, что человек просто произнесет молитву, а только оттого, что перед молитвой осознал грех.

Молитва о близких

Иногда человек сам осознанно избегает церкви и молитвы. Тогда на помощь приходят близкие люди. Они молятся о других людях. Церковь принимает всех, независимо от социального статуса, вероисповедания. Молиться можно о человеке, который попал в греховную струю. Бог услышит и поможет. Бог вразумит. Человека, который молиться о других характеризует открытость души, желание помочь. Такая помощь просто необходима.

Зачем молиться? Зачем молиться, если Бог управляет абсолютно всем? Зачем молиться, если Бог и так знает, что мы собираемся просить, еще до того, как мы попросим об этом?

1. Молитва – это форма служения Богу (Луки 2:36-38). Мы молимся потому, что Бог указывает нам молиться (Филиппийцам 4:6-7).

2. Христос и ранняя церковь дали нам пример молитвы (Марка 1:35; Деяния 1:14; 2:42; 3:1; 4:23-31; 6:4; 13:1-3). Если Иисус считал, что молиться стоит, то и нам следует поступать так.

3. Бог желает, чтобы молитва была средством получения Его решений в ряде ситуаций:

а) подготовка к важным решениям (Луки 6:12-13);
б) преодоление дьявольских препятствий в жизни (Матфея 17:14-21);
в) призвания работников для сбора духовного урожая (Луки 10:2);
г) получение силы для преодоления искушения (Матфея 26:41);
д) духовное подкрепление других (Ефесянам 6:18-19).

4. Мы имеем Божественное обетование, что наши молитвы не напрасны, даже если мы и не получаем конкретно того, о чем просили (Матфея 6:6; Римлянам 8:26-27).

5. Он пообещал, что когда мы попросим о вещах, согласующихся с Его волей, Он даст нам это (1 Иоанна 5:14-15).

Иногда в Своей мудрости и для нашей пользы Он медлит с ответом. В этих ситуациях мы должны быть усердными и настойчивыми в молитве (Матфея 7:7; Луки 18:1-8). В то же время нам не следует использовать молитву для того, чтобы заставить Бога исполнять нашу волю на земле, наоборот – она должна стать средством исполнения Его воли. Божья мудрость бесконечно превыше нашей.

В ситуациях, относительно которых мы не знаем точно какова Божья воля, молитва становится средством познания. Если бы Петр не попросил Иисуса позвать его выйти из лодки в воду, то пропустил бы эту возможность (Матфея 14:28-29). Если бы сирийская женщина с дочерью, одержимой демоном, не помолилась Христу, то не получила бы исцеления своего ребенка (Марка 7:26-30). Не воззвав к Христу, слепой в окрестностях Иерихона так бы и остался слепым (Луки 18:35-43). Бог сказал, что мы часто не имеем, потому что не просим (Иакова 4:2). В некотором смысле, молитва похожа на благовествование другим людям. Пока не поделимся благой вестью, мы не узнаем, кто ответит на нее. Так же и с молитвой: мы никогда не увидим результат молитвы, пока не помолимся.

Недостаток молитвы демонстрирует недостаток веры и доверия Божьему Слову. Мы молимся, чтобы продемонстрировать нашу веру в Бога и в то, что Он исполнит обещания, данные в Его Слове, а также благословит наши жизни больше, нежели мы можем просить или надеяться (Ефесянам 3:20). Молитва – это первоочередное средство увидеть Божественную работу в жизни других. Являясь нашим средством «подключения» к источнику Божьей силы, она стает нашим путем к победе врага (дьявола) и его армии, которых мы не в силах преодолеть одни. Таким образом, давайте чаще приходить к трону Божьему, потому что на небесах мы имеем Первосвященника, Который может помочь нам во всех наших испытаниях (Евреям 4:15-16). Мы имеем Его обещание, что «…много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16-18). Пусть Бог прославит Свое имя в нашей жизни, когда мы будем все чаще и чаще преклоняться перед Ним в молитве.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Нужно непрестанно и неусыпно бдеть на страже сердца своего. Если и зародится в уме какая-либо греховная мысль (от них невозможно уберечься), но если не примем ее к сердцу и не соизволим к ней пожеланием, пролетит она, как ветер, пролетит и не воротится. Для сего потребна молитва искренняя, сердечная, сыновняя молитва к Богу.

Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно - во всю жизнь, это - тайный помысл его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение...

Одного только настоятельно и неотступно ищи (в молитве), чтобы не отпасть от Бога.

Как ангелы всегда пред лицем Бога, так и нам надо стараться. Они приносят жертву хвалы, а мы - сокрушения.

Молитвою мы отмаливаем грехи свои.

Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будем просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать - что нам полезно и что вредно.

Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас (Лк. 18, 7), т. е. не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения, что нужно нам утомиться, увидеть нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе.

Молитва, как беседа с Богом, сама собою - высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, - и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.

Кто непрестанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнется: а если бы это и случилось, то не падет совершенно. Ибо молитва есть благочестивое понуждение Бога.

Хотя Бог знает наши нужды, но молитва нужна для очищения и просвещения нашей души. Хорошо стоять на солнце: и тепло, и светло, - так и на молитвах пред Богом - нашим духовным Солнцем, и согреваешься, и просвещаешься.

Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу.

Молитва - духовный барометр и термометр... Барометр определяет, как тяжел или легок воздух, и молитва показывает, насколько высоко хладен дух наш в его общении к Богу.

Молитвою пророк заградил уста львов, и три отрока угасили пещь огненную.

Пред начинанием всякого дела приноси молитву Богу, привлекай благословение Божие на дела твои, и ею суди дела твои: помышление о молитве останавливает от дел, противных заповедям.

Кто пред всяким делом и словом обращается молитвою к Богу о вразумлении, помощи и благословении, тот совершает жительство свое как бы под взорами Бога, под Его руководством. Навык к такому поведению удобен; ничего нет быстрее ума, сказал Великий Варсонофий, ничего нет удобнее, как возводить, при всякой встречающейся нужде, ум к Богу.

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего и ее удобнее всего всякому исправлять. Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся... Она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла; захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать; захотели бы девство соблюсти, да по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете, сил нет этого исполнить; захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы уже это никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность - и богатому, и бедному, и знатному, и простому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному, и праведнику, и грешнику.

Некоторому старцу дана была благодать видеть сокровенное. Он сказывал: я видел в общежительном монастыре, что один из братий занимался в келлии умною (Иисусовою) молитвою, а пришедший демон стоял вне келлии. Доколе брат занимался умною молитвою, демон не мог войти в келлию; но только что брат перестал заниматься ею, - демон вошел.

Попущение демонам искушать нас необходимо для нашего преуспеяния: противодействуя нашей молитве, они вынуждают нас изучиться особенно искусному употреблению этого меча. Мечом молитвы сокрушается огненный меч херувима, стерегущего путь к древу жизни, и победитель соделывается причастником живота вечного.

Враг, зная благость Божию и силу молитв, всячески старается отвратить нас от молитвы, или во время молитвы рассеивает ум наш, запинает нас разными страстями и пристрастиями житейскими.

Молитва усвояет человека Богу. С невыразимой завистию и ненавистию взирают на ее действие падшие ангелы, перешедшие падением от усвоения Богу к страшной, безумной вражде к Нему. Разнообразными искушениями они стараются поколебать молящегося, отвратить от спасительнейшего подвига, исторгнуть у него то преуспеяние и блаженство, которое без сомнения доставятся подвигом. А потому желающий посвятить себя упражнению молитвою должен благовременно приготовиться к скорбям, чтоб не приходить в недоумение и смущение, когда они постигнут его, чтоб мужественно противостать им силою веры и терпения.

Все виды бесовской прелести... возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние.

Покаяние - лестница, возводящая нас туда, откуда ниспали.

Грех - это рана, покаяние - лекарство.

Надо омываться от грязи, а молитва есть омовение от духовной грязи, т. е. от грехов, особенно - слезная.

Христос поручился за нас на условии покаяния: отвергающий покаяние отвергает Спасителя.

Первое обнаружение, первое движение покаяния - плач сердца. Это - молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.

Молитва заповедана Господом, так как и покаяние. Конец молитвы, так как и покаяния, указан один: вход в Царство Небесное, в Царство Божие, которое - внутри нас. Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное (Мф. 4, 17).

Поспешим сеять слезы покаяния, чтобы пожать радость спасения.

Не медли, грешник, обратиться ко Господу, чтобы вместо милости Божией не дознать на себе Суда Божия.

Тот, Кто обещал прощение во грехах кающемуся, не обещал согрешающему завтрашнего дня.

Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным.

Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение.

Ныне время благоприятное каяться и плакать о грехах, молиться, творить добро всем; но в будущем веке все это прекратится.

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук)

- Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, - молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

- Достаточно ли этого?

Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

- Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

- Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

- Почему?

Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа - духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа - потребностями тела.

- Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

- Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, - для этого и нужна молитва?

Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» - все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

- Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

- Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

- Существует такое расхожее в некоторых приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

- Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Беседовала Наталья Горошкова

ПравЖизнь

Полное собрание и описание: молитва зачем она нужна для духовной жизни верующего человека.

Войти через uID

Зачем человеку молиться?

На вопросы прихожан отвечает протоиерей Александр Союзов

– Что такое молитва и зачем она нужна человеку?

– Молитвой мы называем разговор с Богом, общение с Создателем. И если человек чувствует присутствие Бога в своей жизни, а большинство людей это чувствуют, то возникает потребность общения с Ним. Человеку, чувствующему Бога, необходима такая беседа, и эта беседа называется в Церкви молитвой. Человек создан Творцом с заложенным в него огромным потенциалом, создан по образу Божиему, и раскрытие образа Божиего в себе, уподобление Богу возможно, как и в любом деле, лишь при общении с учителем, у которого ты учишься. Чем больше ты общаешься с учителем, тем больше у тебя шансов овладеть всеми его навыками. В абсолютном смысле Бог является таким Учителем. Если мы хотим стать похожими на Него, а именно такое пожелание мы слышим из уст Иисуса Христа: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), – то тогда нам, как воздух для жизни, требуется молитва – общение с Ним.

– Как появилось молитвенное правило?

– Молитвенное правило формировалось Церковью на протяжении всей истории человечества. Некоторые молитвы – очень древние, они взяты из Священного Писания Ветхого Завета. Это, например, псалмы 90-й – “Живый в помощи…” и 50-й – “Помилуй мя, Боже…” Наша главная молитва – “Отче наш” – из Евангелия, это ответ Христа на просьбу апостолов научить их молиться. Есть молитвы, составленные святыми в момент их наиболее высокого духовного озарения, духовного просвещения, когда их душа предстояла пред Богом и из их уст лились слова, вошедшие затем в молитвенное правило.

Молитвенное правило – это наша “палочка-выручалочка”, духовный камертон, который помогает настроить душу на молитвенный лад, на общение с Богом. Оно и сейчас продолжает формироваться. Примером может служить молитва Оптинских старцев, созданная в XIX веке. Многие верующие уже включают её в свое утреннее правило.

– Если человек осознал необходимость молитвы, но вычитывать правило целиком на первых порах тяжело, с чего ему начать? Можно ли читать не все молитвы, а только некоторые? И какие именно?

– Начнем с того, что вообще не стоит привыкать употреблять выражение “вычитывать правило”. Приучайте себя не вычитывать правило, не вычитывать утренние и вечерние молитвы, не вычитывать правило ко Святому Причастию, а молиться: я совершил утренние молитвы; я совершил вечерние молитвы; я помолился, подготовился к Причастию. Если ты будешь говорить: “Вычитал молитвы”, – ты и будешь их только “вычитывать”. Задача любого молитвенного правила – настроить человека на молитвенный лад, подвести к молитве. Большое число молитв дано для того, чтобы у человека не наступало привыкание и притупление ума. Православная молитва – это молитва умная. Наше внимание, когда мы молимся, часто рассеивается, а когда мы произносим заученный текст, можем вообще блуждать “за морями и горами”. Разумное количество молитв способствует концентрации внимания на их смысле – умному деланию. Умное делание – это осмысленная молитва, соединяющая ум и сердце.

Разные молитвы пронизаны разным настроением: в одних молитвах звучат просьбы, в других – покаяние, в третьих – благодарение, радость и ликование. Поэтому в разное время наша душа по-разному реагирует на них. Когда ты молишься, бывает, что в какой-то миг вдруг у тебя под воздействием слов в сердце и голове словно что-то переключается, и ты начинаешь молиться. И тогда твоя душа раскрывается, и ты предстоишь пред Богом.

Что касается количества молитв в правиле на начальном этапе, то это лучше решать со священником, потому что конкретный духовный путь требует конкретного духовного руководства. Мы все разные, и поэтому для кого-то это может быть половина утренних молитв и половина вечерних молитв, а может быть треть утренних молитв и треть вечерних молитв. Но такие молитвы, как “Отче наш”, Символ веры, “Богородица Дево, радуйся”, 50-й и 90-й псалмы, я бы очень рекомендовал использовать всем.

– Возможно ли современному светскому человеку достигнуть состояния непрестанной молитвы?

– Апостол Павел учит нас, чтобы мы, христиане, непрестанно молились. Как это возможно? Дело в том, что молитвенное делание можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле – это молитвенное обращение к Богу, Божией Матери, святым, бесплотным силам. В широком смысле – это вся человеческая жизнь, которая проходит в трудах и заботах, но при этом мы не только помним о Боге, но наши ум и сердце устремлены ко Творцу постоянно, а воля всё время отсеивает духовный мусор из памяти и сознания. Любое дело, какое бы мы ни делали, совершается в присутствии Его, и в присутствии реальном, а не воображаемом. Хочет человек с этим соглашаться или не хочет – это вопрос относится к человеку, а не к Богу. Бог присутствует, к счастью или к сожалению (для кого как), при всех наших делах. Поэтому порой нам бывает стыдно за то, что мы делаем. Об этом нужно помнить! В Ветхом Завете есть замечательный пример – праведный Енох, который “ходил” перед Богом и был взят за это на небо. Ходил перед Богом, то есть жил в присутствии Бога, жил с Богом. Вот пример для христианина: такое хождение перед Богом и было бы для современного мирянина совершением непрестанной молитвы.

Молитва – дыхание души

О необходимости молитвы говорил Своим ученикам и Господь наш Иисус Христос. Сам Он молился Своему Отцу Небесному постоянно: и за учеников, и о помощи в перенесении крестных страданий. Молился, потому что Его человеческая природа не могла жить без молитвы. И мы помним, насколько духовно сильным было это моление – до кровавого пота. Самим Спасителем подарена нам молитва “Отче наш”, и это еще одно подтверждение тому, что христианину молиться так же необходимо, как дышать.

Одинокой женщине о молитве

Огорчены вы, что Бог не слышит молитв ваших. Не сетуйте на Того, от Кого имеем и бытие, и жизнь, и дыхание, и разум, и все. Прошу вас, не жалуйтесь на Того, Кто в тысячи раз больше имеет право жаловаться на нас пред Ангелами и святыми Своими.

Хотя бы Господь не исполнял буквально молитв наших – они все равно приносят плод душам нашим, делая души наши более зрелыми и богатыми. Это – тайна, которую познали идущие путем духовного опыта.

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.

Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.

  • Главная
  • Благочиние
  • Храмы благочиния
  • Духовенство
  • Новомученики
  • Скорбященский храм
  • История храма
  • О настоятеле
  • Публикации
  • Статьи
  • Вопросы
  • Полезное
  •  Расписание автобуса

    Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других

    Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

    – Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

    – Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

    – Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

    – Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

    – Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

    – Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

    – Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

    – Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

    – Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

    – По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

    – Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

    – Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

    – Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

    – Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

    – Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

    – Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

    – Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

    – Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

    – Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

    – Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

    скрыть способы оплаты

    скрыть способы оплаты

    Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    • В воскресенье - православный календарь на предстоящую неделю.
    • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
    • Специальная рассылка к большим праздникам.

    Молитва зачем она нужна

    Зачем человеку молиться? Что такое молитва? Для чего необходимо молиться? Давайте рассмотрим, что говорится в Библии о молитве и ее полезных свойствах.

    Во-первых, Иисус Христос постоянно пребывал в молитве. Нам следует поступать также, ибо мы являемся Его учениками. «Иисус же часто уходил в пустынные места и молился.» (От Луки 5:16 Современный перевод).

    Во-вторых, молитва – это способ служения Господу. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.» (От Луки 2:36-37).

    В-третьих, молитва – возможность общения с Богом. «Ни о чем не заботьтесь. Но если есть у вас в чем-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу. И тогда мир Божий, который выше всего, что может представить себе человеческий ум, сохранит ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом.» (К Филиппийцам 4:6-7 перевод РБО. Радостная весть).

    Через молитву Бог подготавливает нас к важным событиям: «Однажды в те дни Иисус ушел на гору помолиться и провел всю ночь в молитве к Богу. А когда настал день, Он позвал Своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых назвал апостолами.» (От Луки 6:12-13 перевод РБО. Радостная весть).

    Через молитву Бог помогает справиться с дьявольскими недугами: «Иисус приказал бесу выйти, и тот вышел из мальчика, и он исцелился в тот же миг. Ученики подошли к Иисусу, когда Он был один, и спросили: «Почему же мы не смогли изгнать нечистого?» Он сказал им: «Из-за того, что у вас слишком мало веры. Истину говорю вам: даже если бы ваша вера была не больше горчичного зерна, вы могли бы приказать горе этой: «Передвинься отсюда туда», и она передвинулась бы, и не было бы для вас ничего невозможного». Этот дух изгоняется только молитвой и постом.» (От Матфея 17:18-21 Современный перевод).

    Через молитву Бог призывает Себе служителей: «И сказал им Иисус: «Жатва велика, но работников мало. Поэтому молите Господа жатвы, чтобы Он послал больше работников на ниву Свою.»» (От Луки 10:2 Современный перевод).

    Через молитву Бог помогает преодолеть искушения: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не поддаться искушению. Дух бодр, но плоть слаба.» (От Матфея 26:41 Современный перевод).

    Через молитву Бог укрепляет в вере: «Молитесь всеми молитвами и взывайте к Богу во всякое время, так, как вас побуждает Дух. А для этого бодрствуйте, неотступно и усердно прося за весь народ Божий. И обо мне молитесь, чтобы каждый раз, когда я заговорю, Бог давал мне нужные слова и я смело открывал тайну Радостной Вести.» (К Ефесянам 6:18-19 перевод РБО. Радостная весть).

    Как правильно молиться? «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.» (От Матфея 6:9-13). Эта молитва – пример, который Иисус Христос привел людям. Это не значит, что не следует говорить то, что хочется сказать Богу. Не все люди умеют молиться. Да и те, кто умеют, не всегда могут найти необходимые слова в нужное время. На это Библия говорит: «К тому же, нам, немощным, помогает в нашей слабости Дух. Мы не умеем молиться, как положено, Дух же молит за нас Бога с таким жаром, который не выразить словами. Но Бог, для Кого открыты сердца наши, знает, о чём молит Дух, ибо по воле самого Бога Он молит за святых Божьих.» (К Римлянам 8:27 Современный перевод).

    Где правильно молиться? «А ты, когда молишься, уйди в свою комнату, закрой за собой дверь и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо. И тогда твой Отец, видящий все, что совершается тайно, вознаградит тебя.» (От Матфея 6:6 перевод РБО. Радостная весть).

    Важно понимать, что все искренние молитвы будут услышаны Богом. Но не на все молитвы мы получим ответ, который нам хочется получить. Однако расстраиваться не стоит, потому что Господь действует по Своей воле. И когда мы просим о том, что угодно воле Божьей, тогда получим это своевременно. «И мы уверены в Боге и в том, что, если попросим о чём-то согласно воле Его, то Он услышит нас. И если мы знаем, что Он слышит нас, о чём бы мы ни просили Его, то знаем также, что то, о чём мы просили, будет нам дано.» (1-е Иоанна 5:15-16 Современный перевод). Порой нам кажется, что Господь медлит и долго не отвечает на наши молитвы. «Разве Бог не сделает так, чтобы свершилось правосудие для избранников Его, которые взывают к Нему денно и нощно? Разве будет Он медлить с ответом? Я говорю вам: Он поможет Своим избранникам, и скоро! Но когда придёт Сын Человеческий, то найдёт ли Он веру на земле?» (От Луки 18:8 Современный перевод).

    Молитва необходима нам, как пища для любого живого существа. Когда мы не ищем контакта с Богом, тогда мы умираем духовно и физически. Господь является святым источником вечной жизни. «Он сказал мне:- Свершилось! Я - Альфа и Омега, Начало и Конец. Тому, кто жаждет, Я даром дам напиться воды из источника жизни.» (Откровение 21:6 перевод РБО. Радостная весть). Более того, Господь даст нам больше того, что мы просим. Нам следует лишь верить и следовать Его заповедям. «Слава Тому, чья сила, действуя в нас, способна совершить неизмеримо больше, чем все то, о чем мы можем попросить или даже помыслить.» (К Ефесянам 3:20 перевод РБО. Радостная весть).

    Добавьте комментарий

    Бог любит тебя © 2017 Христианские проповеди онлайн. Христианские проповеди читать бесплатно. | Бог любит тебя