Может ли Дмитрий Медведев уйти в отставку? Медведев свое «отработал»: Путину в правительстве «четвертого срока» потребуется новый премьер

Кто агитирует Путина пойти на выборы с новым премьером и куда девать старого

В политической традиции Путина менять правительство перед президентскими выборами. Так были отставлены Михаил Касьянов и Михаил Фрадков. Поэтому не очень удивительно, что перед стартом новой кампании информация о возможной отставке кабинета Медведева просачивается в ежедневном режиме. Зарубежные СМИ со ссылкой на источник в кремлевских кабинетах утверждают, будто кресло премьер-министра вскоре займет Набиуллина. Отечественные мастера прогнозов склоняются к фамилии одного из губернаторов-тяжеловесов. Не будем гадать, кто может занять второй по значимости пост в стране, а остановимся на том, насколько вероятна отставка Медведева в ближайшее время и куда в этом случае его передвинут?

Отставка правительства Медведева неизбежна, - сказал «МК» гендиректор Центра политической Информации Алексей МУХИН. - Она произойдет по плану в мае 2018 года. Речь о технической отставке правительства после инаугурации. (Закон предписывает новому президенту распустить кабмин и назначить исполняющего обязанности премьера, которого затем утвердит Госдума. Но ничто не вынуждает президента менять главу правительства, он может назначить и.о. того же Медведева, - М.З .). В отставку Медведева до выборов пока не очень верится. Президент много раз подчеркивал, что претензий к деятельности правительства у него нет. Министры (за редкими исключениями, о которых мы прекрасно знаем) демонстрируют эффективность. Конечно, президент может принять решение о досрочной смене кабинета в любой момент, это его право. Но пока такой вариант не просматривается. Отставка правительства перед выборами присутствовала в стилистике Путина в прошлом, но он со временем меняет свою стилистику, и это заметно.

- Если Медведев оставит правительство, то куда его могут назначить?

Опять же на этот счет нет никакой достоверной информации кроме медицинского факта, что существуют слухи. Они отправляют Медведева по двум маршрутам: в «Газпром», и – в Верховный суд. Самое любопытное другое: в любом случае - в Санкт-Петербург. Но не забудем подчеркнуть, что это - только слухи.

Я думаю, что вероятность отставки Медведева до выборов не слишком велика, - сказал «МК» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН . - Она возможна, если вдруг президент сочтет, что правительством нужно пожертвовать в электоральных целях. Например, если экономический обвал случится перед выборами. Но пока неприятных неожиданностей на этом направлении не прогнозируется. Финансовых ресурсов достаточно для того, чтобы купировать риски ближайших месяцев. Проведена превентивная работа, позволяющая избежать краха крупнейших частных банков, поэтому в банковской сфере ничего страшного в период до 18 марта произойти не должно.

Другой возможный повод для отставки куда менее предсказуем. Он связан с нашими аппаратными традициями. Если на президента в ожидании обновления кабинета начнут давить, настойчиво продвигать какую-то кандидатуру в премьеры, то он может сыграть на опережение. Неожиданно «вынуть из колоды» своего кандидата, а не того, кого ему пытались навязать.

Путин так уже поступал. Перед выборами 2004 года, раньше ожидаемого времени, был уволен Михаил Касьянов. Но все-таки есть разница между тем моментом, и сегодняшним. Касьянов был уволен в момент, когда он уже превратился в критика Путина, находился в полуоппозиции. Политическая ситуация тогда была очень сложной: только что арестовали Михаила Ходорковского, ушел в отставку Волошин. Путин подвергался критике со стороны либералов, и в то же время еще оставался риск бунта старых элит. Президент не так уверенно себя чувствовал, власть его была не столь всемогущей, как сейчас, он был вынужден лавировать и рисковать.

Внешне похожей была ситуация с увольнением Фрадкова и назначением премьером Зубкова в 2007 году. Только это уже не имело отношения именно к премьерскому креслу, а было связано с конкуренцией преемников. В момент, когда почти все ожидали, что президентом №3 будет Сергей Иванов, Путин сделал неожиданный ход: переиграл практически решенный с точки зрения элит вопрос по-своему. В совершенно противоположном смысле - в пользу Дмитрия Медведева в качестве преемника.

Сейчас подобных вызовов перед Путиным нет: элиты стали иными, а вопрос о преемнике актуализируется еще очень не скоро. Путать карты и делать неожиданный ход нет смысла. Мне так кажется. Поэтому существует ощущение, что Путин не станет совершать резких движений перед выборами. А если Медведев вдруг перестал устраивать Путина, что не исключено, то его можно спокойно уволить из правительства в установленный законом срок - в мае.

Но, следуя вашей же логике, слухи о новом премьере на то и направлены, чтобы заставить Путина сделать ход на опережение. То есть - все-таки уволить Медведева, только назначить не навязываемую президенту условную Набиуллину, а кого-то другого...

Но кто сказал, что президент попадется на этот трюк? Основной источник слухов об отставке Медведева- зарубежные СМИ. Вполне можно предположить, что на Путина пытаются оказать давление наши «друзья» с целью подтолкнуть на кадровые шаги, «расшатывающие лодку», разбивающие достаточно эффективную команду.

Иностранные источники распространения информации об отставке Медведева могут использоваться и нашими элитами, но в своих, а не государственных целях. Это очень удобно: у зарубежных СМИ не допытаешься, откуда они получили сведения, и одновременно им исторически доверяют больше, чем отечественным. А они охотно вбрасывают дезинформацию.

Кстати, цель таких вбросов может быть и не связана с креслом премьера. Например, с их помощью легко навлечь неприятности на того, кого слишком часто называют кандидатом в премьеры. Ведь засветка тех или иных имен может вызвать раздражение со стороны и президента, и премьера. В этом основное отличие современной «информации из источников» от утечек девяностых годов. Если утечки тех лет инициировали сами кандидаты, чтобы поднять свою значимость, то сейчас это делается их оппонентами.

- То есть версию о том, что правительство может возглавить Набиуллина, распространяют ее враги?

Вполне возможно. Я думаю, что Набиуллина далеко не обрадовалась, когда увидела свою фамилию в списке претендентов на место Медведева. Никакой игры, нацеленной на то, чтобы стать премьером, с ее стороны не видно. Ее вполне устраивает ЦБ. Но вероятно, что не всех устраивает она в ЦБ.

- Куда переведут Медведева после отставки из правительства?

Давно обсуждается вопрос о создании некоего высшего судебного органа, который возглавил бы Медведев. Высший суд, Судебное присутствие - названия звучат разные. Медведев уже был президентом, председателем правительства. То есть возглавлял и высшую законодательную, и высшую исполнительную власть. Вполне логично, если он продолжит собирать высшие должности, став главой судебной власти - Верховным судьей. Как вариант.

История с болезнью председателя правительства России Дмитрия Медведева на прошлой неделе стала, пожалуй, самой обсуждаемой темой в Сети. Прогноз скорой отставки главы кабмина родился молниеносно, как, собственно, и акции протеста, с соответствующим требованием. Но и на этом народная активность не закончилась: через различные форумы стала распространяться ссылка на компьютерную игру «Петиция за отставку Медведева – 2017». Кто жаждет ухода премьер-министра и кому прочат его место – в материале «ФедералПресс».

«Суперпопулярности Медведев обязан Навальному, Путину и гриппу»

О болезни председателя правительства Дмитрия Медведева россияне узнали от президента Владимира Путина 14 марта, во время встречи главы государства с министрами. Слова Путина о том, что «Дмитрия Анатольевича не уберегли» распространились в Сети молниеносно. В тот день Медведев не присутствовал не только на встрече президента с кабинетом министров, но и впервые в этом году пропустил выездное заседание фракции «Единая Россия», на котором обсуждались актуальные вопросы АПК.

Недуг Дмитрия Медведева, впрочем, был недолгим – уже 15 марта он появился в Белом доме и даже встретился с президентом Армении Сержем Саргсяном.

Для пользователей Интернета возвращение премьера на следующий день после объявления о болезни лишь стало еще одним поводом для обсуждений – подозрительно быстро главе кабмина удалось вылечить грипп. Масла в огонь подлила фотография coffeebarberry в Инстаграме, сделанная на Красной поляне якобы еще 10 марта, то есть до болезни Медведева. В эту дату мало кто поверил. Резонные вопросы, моментально возникшие у пользователей: почему этот снимок не появился в социальной сети в тот же день, а ждал своего часа почти неделю, и как премьеру удалось побороть грипп за 3-4 дня?

Таким образом, болезнь Дмитрия Медведева и тот факт, что о ней публично сообщил даже не пресс-секретарь премьера, а лично президент страны, только усилили разговоры о грядущей отставке, начавшиеся после обнародования оппозиционером Алексеем Навальным фильма об имуществе Медведева. Кто-то даже пошутил: Навальный, Путин и грипп сделали Медведева суперпопулярным.

Этот март, вероятно, и запомнится российскому премьеру новой волной слухов и протестных выступлений за его отставку. Достаточно вспомнить события 6 марта в Санкт-Петербурге, где в народном сходе, организованном молодежным демократическим движением «Весна», приняло участие около 70 человек. Акция как раз стала ответной реакцией на расследование фонда Навального.

В минувшие выходные митинги за отставку правительства во главе с Дмитрием Медведевым прошли в городах России. В Биробиджане коммунисты обвиняли Медведева в возникновении «социальных язв», развале ЖКХ и сельского хозяйства, промышленности и транспортной системы. В Ульяновске на митинг также вышли коммунисты, которые потребовали вдобавок и отставки президента, но лозунги мало чем отличались от лозунгов коллег по партии из Еврейской автономной области.

На различных форумах в эти дни стала распространяться ссылка на компьютерную игру «Петиция за отставку Медведева 2017». Массового интереса она, правда, не вызвала.

Так ждать ли отставки?

Отставку Дмитрия Медведева его противники требуют практически ровно столько же, сколько он находится по главе кабмина. Эти требования выливаются в митинги протеста и разного рода петиции. В сентябре прошлого года «ФедералПресс» в рамках спецпроекта «Ветер перемен» об очередной волне народного недовольства премьер-министром. Тогда, буквально за несколько дней до выборов в Госдуму, эксперты скептически отнеслись к вероятности отставки Медведева.

И сегодня, несмотря на разоблачительные публикации Алексея Навального, эксперты в основном придерживаются такого же мнения – Медведеву ничто не угрожает. «В конце 2016 – начале 2017 года позиции Дмитрия Медведева укреплялись, – комментирует ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков . – Да и информационные атаки не ведут против человека, который вот-вот покинет должность. Поэтому у нынешнего премьера неплохие шансы работать на нынешнем посту как минимум до кануна президентских выборов».

Ближайшее будущее Медведева, по мнению Нейжмакова, зависит от стратегических задач, которые определит для себя Владимир Путин на свой новый президентский срок.

Кроме того, «премьер в российской политической системе давно не является главным «громоотводом» (как это часто бывает в президентских республиках, скажем, во Франции)», отметил эксперт. А потому «непопулярные меры в общественном мнении ассоциируются с конкретными министрами, а не с главой правительства».

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов вообще считает, что «Медведев останется еще надолго». «Премьера целесообразно или не целесообразно менять до президентских выборов. А после президентских зачем менять? Президент уже получил свои 65-75 процентов, и кто будет премьер, уже не так важно», - объясняет свою позицию политолог.

Как считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков , «Медведев может находиться на своем посту до того момента, пока его уход не станет необходимым шагом для сохранения власти самого Путина». «Он верный соратник президента, он доказал свою преданность, - поясняет эксперт. – Он даже доказал свою эффективность, ведь под его началом партия «Единая Россия» одержала победу на выборах в Госдуму в 2016 году. Он создал свой собственный мощный клан, в который входит до 30% российских губернаторов. Он влияет на крупнейшие ФПГ – такие, как «Газпром».

Учитывая все это, политолог Роман Колесников полагает, что «история с неприсутствием Дмитрия Анатольевича на двух важных заседаниях не должна застилать глаза пеленой ожидания отставки».

Собянин – первый в списке

Вместе с тем, полностью отрицать возможность смены премьера, эксперты не берутся. Сегодня в СМИ курсирует, как правило, четыре фамилии: среди возможных сменщиков Дмитрия Медведева называют экс-главу Минфина Алексея Кудрина, мэра Москвы Сергея Собянина, вице-премьера - полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, главу Минобороны Сергея Шойгу.

Многие эксперты, в частности Михаил Нейжмаков, придерживаются мнения, что «назначение на пост премьера открытого сторонника непопулярных экономических реформ Алексея Кудрина маловероятно». Вряд ли это случится даже после президентских выборов.

Илья Гращенков считает, что «Алексей Кудрин, при всем его желании занять этот пост, последние годы только терял политический вес». В то же время политолог не исключает, что при достаточно сложной ситуации в стране, «Медведеву могут дать уйти «на взлете», тогда как Кудрину достанется тяжелейшая задача, провал которой могут на него же и списать». «По сути, Кудрин мало чем отличается от Медведева идеологически – это будет лишь аппаратная смена начальства, плюс ужесточение финансового сектора в части налогов и сборов. Но это не [советник президента Сергей] Глазьев, и не альтернативная концепция развития государства, не идеи чучхе», - отметил Гращенков.

Вариант повышения до уровня премьера нынешнего главы Минобороны Сергея Шойгу, по мнению политолога Ильи Гращенкова, не актуален. «Скорее всего, его можно было бы рассматривать при условии, что Россия окажется в состоянии изоляции и холодной войны с Западом, когда правительство должен возглавить сильный и авторитетный лидер. Но в этом случае Шойгу станет прямым конкурентом самому Путину, думаю, оба это понимают», - отметил Гращенков.

Однако наиболее вероятной кандидатурой на премьерский пост считается мэр Москвы Сергей Собянин. Об этом «ФедералПресс» сказали несколько политологов. Роман Колесников, свою позицию объясняет тем, что Собянин – наиболее «опытный и успешный хозяйственник. «Кроме того, Собянин имеет значительный аппаратный вес для премьерского назначения. В последнем рейтинге влияния губернаторов он уверенно занимает первое место. Он работал и главой АП, и главой аппарата правительства», - напомнил эксперт.

Кстати, вариант назначения Собянина развития событий вполне возможен: у столичного градоначальника в 2018 году как раз истекает срок полномочий. И после президентских выборов Владимир Путин вполне может предложить ему не идти на выборы мэра, а возглавить правительство страны. При этом, как считает политолог Илья Гращенков, близость Собянина к Медведеву «говорит о возможной преемственности курса».

Нынешний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не сможет возглавить правительство «четвертого срока» Владимира Путина из-за высокого антирейтинга – лидер государства не станет рисковать поддержкой народного большинства. Такое мнение в интервью РИА «Новый День» высказал директор Института актуальной экономики, лидер общественно-политического движения «Новая Россия» Никита Исаев .

По его мнению, состав нового кабинета министров частично будет зависеть от результатов на выборах кандидата от партии КПРФ Павла Грудинина .

«Формирование (нового) кабинета министров, в первую очередь, будет определяться фигурой будущего председателя правительства. Формирование нынешнего правительства, я имею ввиду блок, не относящийся напрямую к президенту – силовой, международные отношения и так далее, – происходило в рамках кадрового решения именно председателя правительства. Если Медведев остается, тогда, я думаю, что серьезных изменений не будет», – сказал Исаев.

С его точки зрения, если Медведев снова возглавит правительство, возможные «точечные изменения» в результате «боев между башнями Кремля».

«Мы видим жестокие бои по медицине, куда активно хочет вернуться Голикова (Татьяна Голикова – председатель Счетной палаты РФ) со своим влиянием. Видим атаки на «Роскосмос» по линии группы Рогозина (Дмитрий Рогозин – вице-премьер РФ). Здесь и министерство промышленности и торговли. Видим атаки по линии образования. Возможны точечные изменения», – считает Исаев.

Однако, по его мнению, сейчас есть серьезные основания полагать, что после выборов Медведев все-таки покинет свой пост. «У него слишком невысокий уровень доверия среди населения. А для Путина в новом цикле это будет, на мой взгляд, важно. Крымский консенсус определенным образом исчерпан, ситуация в международной повестке не столь однозначная, чтобы доносить ее до общества в качестве победы. Лояльность общества для Путина будет иметь важное значение», – подчеркнул Исаев.

По его оценке, Медведев во многом «забрал на себя высокий антирейтинг» в связи с «экономическими провалами» последних шести лет.

«С этим антирейтингом ему сложно будет оставаться на этой позиции. Но думаю, что в политической системе он останется и, возможно, будет претендовать на роль преемника Путина. Я не думаю, что это будет называться тандемом, но то, что он будет одним из потенциальных преемников и основных акторов в транзите власти – очевидно», – отметил Исаев.

По его мнению, новое правительство возглавит «свежая фигура с меньшим антирейтингом».

«В связи с этим я думаю, что правительство все-таки претерпит определенные изменения. Будет меньше медведевских ставленников, я имею ввиду таких, как Дворкович (Аркадий Дворкович – вице-премьер), нелепый Абызов (Михаил Абызов – министр РФ) с нелепым функционалом про открытое правительство, которое так и непонятно, чем занимается», – сказал он.

Среди других кандидатов «на вылет» из правительства политолог назвал вице-премьера Ольгу Голодец , которая курирует социальную сферу, министра культуры Владимира Мединского и министра строительства и ЖКХ Михаила Меня .

«Мединский слишком одиозно отработал этот срок. Министр строительства Мень, скорее всего, тоже закончит свою работу и вернется куда-нибудь на региональные позиции – губернатора или полномочного представителя президента», – считает Исаев.

«Останутся те, кто сработался с Путиным, поскольку мы полагаем, что президентом станет Путин. Думаю, что это может быть Силуанов (Антон Силуанов – министр финансов), Орешкин (Максим Орешкин – министр экономического развития), хотя я считаю, что его назначение было ошибочным. Не исключаю, что Шувалов (Игорь Шувалов – первый вице-премьер) может остаться, к сожалению. Возможно возвращение Кудрина (Алексей Кудрин – экс-министр финансов) определенным образом», – предположил Исаев.

Кроме этого он обратил внимание, что на формирование правительства наверняка будет влиять результат Грудинина на президентских выборах.

«Здесь будет иметь значение уровень протестных настроений. От этого можно будет понять, какие-то позиции будут переданы оппозиционной составляющей, например, министерство сельского хозяйства. Уверен, что Ткачева (Александр Ткачев – министр сельского хозяйства) в новом правительстве не будет», – сказал Исаев.

Он считает, что кадровый состав «силового блока правительства» может до последнего момента остаться загадкой. «Это слишком закрытая кулуарная система, здесь векторы принятия решений иные, нежели лежащие на поверхности», – подчеркнул Исаев.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 09.02.18

© 2018, РИА «Новый День»

«В этой жизни за все поступки, которые совершил, нужно отвечать - такова неумолимая логика истории». Это не покаяние Д. Медведева. Это фигура речи, которую он использовал пять лет назад в своем первом выступлении в Госдуме в роли премьера: как бы шутка - будучи президентом, придумал ежегодный отчет правительства в парламенте, но не думал, что будет сам его представлять.

Правительству Д. Медведева осталось работать не больше семи месяцев. Если его досрочно не отправят в отставку, то после президентских выборов оно обязано сложить полномочия. В любом случае итогового самоотчета о работе высшего исполнительного органа государственной власти мы, скорее всего, не дождемся. Конституцией он не предусмотрен, а его работодатель сам всё знает.


По социологическим замерам, правительство не пользуются абсолютным доверием. Статистике верят больше. До 100 процентов граждан. По данным Росстата.

Субъективные оценки есть у каждого гражданина. У нас на глазах функции исполнительной власти очень часто вынужден исполнять лично президент, передавая, например, главам регионов обращения граждан, поступившие на прямую линию. Напомним - их более 2,5 миллиона. А почему не федеральному правительству, раз у нас в стране система исполнительной власти вертикальная, - вопрос риторический.
Ну, а если Д. Медведев вновь возглавит правительство? Вероятно, у него сохранится особенность постоянно рассказывать, в каких непростых условиях приходится работать: всё, что делается - впервые в истории, объективно вынужденно, но единственно верно.
Если писать учебник новейшей истории страны по Медведеву, на основе его оценок, то ближе всего к авторскому оригиналу будут выдержки из официальных ежегодных конституционных отчетов правительства Государственной думе.

Выступая с правительственным отчетом в Госдуме в апреле 2014 года, то есть через два года после старта начальствования, премьер, видимо, так и не выйдя из роли президента, привычно «открыл» депутатам и народу глаза на нестабильность мировой экономики, на недружественность политики ведущих стран, на собственные структурные ограничения. Но тут же «воодушевил»: политика правительства - это продуманная и выстроенная система действий, поэтому мы не будем метаться из стороны в сторону и пытаться придумывать некие новые принципы развития нашей экономики. А санкционные последствия будут минимизированы. Нынешняя ситуация для государства - это хорошая возможность повысить эффективность нашей деятельности, создать новую основу национальной экономики, которая базируется на собственном производстве. Специфика же России экономики не касается. Она проявляется только в национальном самосознании, в ценностных ориентирах, но законы экономики остаются общими (запомним это - А. М.), поэтому будем без истерик продолжать следовать выбранной экономической стратегии.

Прошло всего двенадцать месяцев, но Д. Медведев уже не вспоминает при очередном правительственном отчете в Госдуме в 2015 году свои прежние слова:
а) о хорошей возможности повысить эффективность работы;
б) о создании новой основы экономики с опорой на собственные силы.

О том, как и каким образом он и правительство реализовали эти возможности, что придумали в отношении новой основы экономики. Как реализовали идеи типа чучхе.

Напротив, нагнетает ситуацию. «Впервые за всю историю России после распада Советского Союза, а в чем-то и вообще за всю историю России XX века, и в советский, и в постсоветский период, наша страна оказалась под воздействием сразу двух внешних шоков - резкого падения цен на нефть и беспрецедентно жесткого санкционного давления». Санкционный ущерб России приблизился к 25 млрд евро, это полтора процента ВВП, а в 2015 году он может увеличиться в несколько раз.

И тут же, буквально, через пару абзацев - оптимистичное самоопровержение: в 2009 году мы испытали гораздо более серьезные проблемы. И предупредил: дальше может быть и хуже, - но не пояснил, хуже чего. Главное - в новой реальности всем нужно будет научиться работать.

Прошел еще один год. 2016 год. Опять отчет перед депутатами. Чему научились?

Нет ответа. Опять риторика о беспрецедентной ситуации для истории, о жестком шоке для нашей экономики. Но уже апелляция к мировому опыту: «К такому стремительному снижению стоимости экспорта быстро не может приспособиться ни одна экономика». И главное - плохая предсказуемость глобальных рынков, которые теперь всё больше подчиняются политическим законам, а не законам экономики (вспомнили? - А. М.).

Наконец, апрель 2017 года. Вновь ежегодный отчет правительства в Госдуме.

Премьера не узнать. Он уже на коне: «Мы по-новому осознали возможности». И бравада: хотя нас и санкциями продолжали давить, и нефть была дешевой - мы вступили в конкурентную борьбу за лидерство на внутреннем и внешнем рынке. И наша экономика развивается.

Аргументы? Пожалуйста. Два крупнейших рейтинговых агентства «большой тройки», я имею в виду Fitch и Moody"s, за последние полгода изменили прогнозы экономики России с негативного на стабильный, а еще одно - S&P - подняло его до позитивного, и уже к концу года Россия может вновь вернуться в категорию стран с инвестиционным рейтингом.
Далее.
Каждый из
своих отчетов премьер предваряет статистикой правительственного законотворчества, ежегодно измеряющегося сотнями законопроектов. Как будто достраивает законодательную кирпичную стену, и надо успеть доложить еще пару сотен километров.
В последний раз он похвастался проектами, «которые призваны повысить качество судебной экспертизы, борьбы с кибератаками, снизить число пробок, сделать движение безопасным, а также один из очень важных законопроектов - «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве…».

Еще Д. Медведев очень любит «украшать» концовку своих отчетов.

Цитирует П. Столыпина: «Страны, которым наносились сильные удары, показывали живучесть только тогда, когда брались с большой энергией и охотой за дело своего обновления», С. Муромцева: «Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины», вновь П. Столыпина: «В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права нашей страны - быть сильной».

Но самое интересное заключается в том, что премьеру так понравилось изречение Суворова, что захотелось обязательно процитировать его, даже и переврав при этом. По его словам, Александр Васильевич сказал: «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет, мы, жители России, всё одолеем». Точная же цитата - «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы русские, мы всё одолеем» (Суворов А.В. Письма / Изд. подгот. В.С. Лопатин; отв. ред. В.А. Самсонов. М.: Наука, 1986).

«Мне всё можно».

А теперь - по существу.

Хотел того премьер или нет, но оценку его правительству по стечению обстоятельств дали многие его современники и сотоварищи в своих интервью и публикациях в СМИ.

В Никитском клубе основной докладчик по теме 25-летия рыночных реформ в России - О. Вьюгин, председатель совета директоров «МДМ-банка», авторитетно утверждал, что замедление экономического роста началось не в 2014 году, как утверждал Д. Медведев, а шло весь 2012 год от квартала к кварталу. Примерно со второй половины 2013 года инвестиции в основные активы расти перестали, то есть до шока 2014 года. Шок просто усугубил уже начавшееся нарастание проблем российской экономики.

В 2014-2016 гг. правительство не включило механизмы наращивания и стимулирования экспорта, поскольку внутренние затраты, по сравнению с конкурентами за рубежом, существенно сократились. Если экспорт наращивается, это дает возможность преодолеть ограничения по внутреннему спросу и поддержать инвестиции.

Не был использован и вариант поддержки спроса посредством фискального стимулирования - то, что Россия делала в 2008-2009 гг., используя резервные фонды.

Третий неиспользованный способ - дерегулирование предпринимательской деятельности и мобилизация притока частного капитала. Более того, власти почему-то выдвинули лозунг импортозамещения, то есть, по сути, призвали создавать то, что уже умеют и лучше делают в мире, но в рамках замкнутой российской экономики.

В. Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», член Высшего совета партии «Единая Россия» (а теперь - Секретарь Общественной палаты России) на другом форуме по одноименной теме заявил, что существует очень серьезный разрыв между тем, что делается на уровне федеральной власти, и тем, что происходит в регионах. Во многих субъектах наблюдается положительная динамика в экономике, в том числе в сельском хозяйстве, однако позитивный рост не отражается на федеральном уровне, потому что к принятию решений подпускают определенную узкую группу лиц. Это проблема элит, проблема отсутствия коммуникации.

Т. Голикова, председатель Счетной палаты России, на парламентских слушаниях в Госдуме на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» мягко, корректно, но для понимающих - вынесла приговор вскоре уходящему в отставку правительству: «Постоянное расширение состава используемых программно-целевых инструментов (федеральные и ведомственные программы, госпрограммы, приоритетные проекты) повышает риски параллельного осуществления мероприятий по близким целям, ограничивает возможности концентрации ресурсного обеспечения на наиболее приоритетных сферах».

И проиллюстрировала это примером из сферы образования. По приоритетному проекту предстоит создать 47 тыс. ученических мест, по госпрограмме - 98 тысяч, а по самостоятельной программе по созданию мест в школах - более 680 тыс. мест (в своем отчете премьер сообщил, что сохраняется намерение к 2025 году создать 6,5 млн ученических мест. Но в ходе ответов на вопросы был вынужден сообщить, что и в этом году больше, чем на 170 тыс. мест, не выйдут).

Т. Голикова напомнила, что правительственная декларация о перезагрузке госпрограмм так и осталась декларацией.

По мнению А. Кудрина, президентские майские указы - главное, за что ответственно правительство и что реально касается благосостояния граждан и социально-экономического развития страны, - выполнены только наполовину, хотя выпущены они были в мае 2012 года.

По точному выражению профессора А. Мельвиля, профессия политика - в отличие от политического аналитика - по определению требует умения жестко устанавливать цели и средства их достижения. Мышление профессионального политика, как правило, векторное и линейное: ресурсы и воля мобилизуются для достижения поставленного плана, разумеется, с учетом наличных и возможных препятствий и противодействий.

Для оценки часто используется и так называемый квадрат Наполеона. Дарования настоящего полководца тот сравнивал с квадратом, в котором основание - воля, высота - ум. Квадрат будет квадратом только при условии, если основание равно высоте.

Д. Медведев: «На заседании правительства мы утвердили основные параметры федерального бюджета (на 2018 год - А.М.). Теперь переходим к более детальному бюджетному планированию. Есть целый ряд предложений от министерств, от регионов, есть своя позиция у наших коллег из Государственной думы и Совета Федерации, поэтому нужно найти согласованные, взвешенные решения, исходя из наших реальных финансовых возможностей».

Как же это возможно? Зачем эта демагогическая демократия? Не нужен даже квадрат Наполеона, действуй по закону!

Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» устанавливает, что высший исполнительный орган государственной власти в сфере экономики «прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики».

Формально федеральный прогноз социально-экономического развития есть, но, судя по всему, он уже устарел. Есть Основные направления деятельности правительства на период до 2018 года в их новой редакции, утвержденной правительством РФ 14 мая 2015 г. Но там лишь однажды используется выражение «приоритетные отрасли экономики»: «В целях повышения доступности кредитных ресурсов для организаций, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, продолжится поддержка банковской системы Российской Федерации».

Какие отрасли экономики были и есть в приоритете?

В 2015 году в число приоритетных отраслей экономики вошли сельское хозяйство, обрабатывающие производства, химическое производство, машиностроительный комплекс, жилищное строительство, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды и других ресурсов.

В 2016 г. фокусом для господдержки, по словам А. Дворковича, стала автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность и строительство.

На 2017 год, как писала газета «Коммерсантъ», со слов нового министра экономразвития М. Орешкина, пришлась выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад, так как в антикризисных планах на 2015 и 2016 годы деньги направлялись в основном на помощь растущим отраслям. И министр назвал эти отрасли - автопром, транспортное машиностроение, сельское хозяйство и легкую промышленность.

Получается, что либо министр путает отрасли, либо автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность действительно превратились из растущих отраслей в отрасли, испытывающие значительный структурный спад. Правда, Д. Медведев поправил министра - не сельское хозяйство, а сельскохозяйственное машиностроение.

Теперь понятно, что при такой ежегодной смене приоритетов ни разработать программы, ни реализовать их невозможно.

В интервью «Московского комсомольца» с Т. Голиковой сообщается об общественном шоке от последнего отчета Счетной палаты. Общая сумма выявленных в прошлом году нарушений и недостатков составила 965,8 млрд рублей. Почти триллион. Это целый железнодорожный состав, груженный банкнотами номиналом 1000 рублей, или 2500 вагонов, забитых купюрами по 100 рублей. Годовой бюджет нескольких стран.

Система госуправления сильно раздута. Численность госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти растет ежегодно, а в 2016 году увеличилась на 5,6%. В Минфине доля руководства в штате вместо 10% составила 48,4%, то есть 744 единицы. На практике это означает, что более чем трети сотрудников таким образом повысили денежное содержание.

Классический функционал министерств, который связан с нормативным регулированием, с правильным созданием механизмов управления, подменяется хозяйственными функциями, функциями управления ресурсами. Это один из ключевых вопросов.

Отчетность 40 министерств и ведомств признана недостоверной. По итогам проверок количество возбужденных уголовных дел выросло в три с половиной раза.

В решении социально значимых вопросов фактор справедливости играет ключевую роль, но о нем всегда забывают. Оптимизация в здравоохранении оказалась бездумной. Доступность медпомощи в конкретных населенных пунктах страдает. Из государственной системы здравоохранения в 2016 году ушли 2 тысячи врачей и 18 тысяч медсестер и фельдшеров.

В России стало на 2 миллиона больше бедных, и теперь их 22 миллиона. В этом году Счетная палата четырежды направляла представления в прокуратуру по поводу высоких зарплат сотрудников госкорпораций. В одном из случаев выяснили, что вознаграждение одного из топ-менеджеров крупной структуры - 365 миллионов.

Все эти проблемы скорее от некомпетентности, - так считает Т. Голикова.

В. Полтерович, заведующий лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН, президент Новой экономической ассоциации, академик РАН, сообщил, что к моменту назначения Д. Медведева председателем правительства, к 2012 году, российский ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составлял 49% от аналогичного показателя Соединенных Штатов. Никогда Россия на таком высоком уровне не была.

К 2017 году, по данным ОЭСР, российский ВВП на душу населения составил только 40,5% от американского показателя. При этом этот показатель был рассчитан по новой методике, включающей дополнительно интеллектуальную собственность, производные финансовые инструменты, расходы на НИОКР и вооружение. Иначе говоря, по методике, увеличивающей этот показатель.

Нет сомнений, что санкции и другие внешние обстоятельства оказывают очень серьезное влияние на экономическую ситуацию в стране. Это мы понимаем и принимаем как объективную реальность.
Но придумывать-то зачем?

Как квалифицировать итоговые слова Д. Медведева, что благодаря усилиям правительства сейчас ситуация гораздо лучше, чем годом раньше, если по информации ОЭСР (на основе данных, предоставленных нашим правительством) российский ВВП на душу населения уменьшился за год на 495 долларов США, а по информации Всемирного банка - на 540 долларов США? Это наиболее точная характеристика, определяющая уровень экономического развития, а также рост экономики.

Для Д. Медведева этот критерий не существует вовсе. Цитирую: «Поскольку я отчитываюсь о результатах, хочу специально отметить, что самый главный, наверное, из результатов - увеличение продолжительности жизни: с 2006 года (почему мы берем 2006 год? Потому что именно в тот период мы начали реализовывать первый национальный проект) она выросла на шесть лет и достигла почти семидесяти двух лет - это самый высокий показатель за всю историю страны!»

На самом же деле этот пример доказывает только отсутствие управляемой связи между увеличением продолжительности жизни и работой правительства. Ведь правительству было поручено обеспечить достижение показателя в 74 года к началу 2018 года - майским (2012 г.) указом президента. Не исполнено. И не может быть исполнено так, как работало правительство.

А. Привалов, научный редактор журнала «Эксперт», считает, что сейчас совершенно очевидно, что любое сколько-нибудь открытое обсуждение деятельности нашего уважаемого правительства приведет к его немедленной отставке. А никакой отставки нет ровно потому, что нет открытого обсуждения. Так что, вероятно, можно ждать новых цитат.
Черный квадрат - он и есть черный квадрат.

Подпишитесь на нас

Есть мнение, что отставка правительства после выборов – это чисто процедурное явление. Зачастую россияне его даже не замечают.

По закону кандидатуру председателя правительства новоизбранный президент представляет Госдуме в течение 2 недель после вступления на должность. После утверждения премьер-министр в течение недели представляет главе государства предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает кандидатуры на должности зампредседателя правительства и федеральных министров.

Политологи считают, что такая законодательная лазейка была бы полезна для нового срока Владимира Путина, если президентом на выборах в марте вновь станет он. Поэтому изменения в правительстве, по их мнению, неизбежны. Однако их масштабы пока оценить сложно.

Кстати, об этом же говорят и социологи, которые давно фиксируют в обществе негатив по отношению к правительству, в частности к премьер-министру.

«Обществу изменения нужны. Целый ряд исследований показывают, что весь негатив, который существует у жителей России относительно ситуации внутри страны и во внутренней политике, часто связан именно с фигурой премьер-министра. Так что с этой точки зрения отставка правительства и премьер-министра будет иметь определенный смысл», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Главная задача таких изменений – борьба с застойными явлениями, в том числе ротация «друзей» Путина, находящихся под его патронажем, – так называемого «Политбюро 2.0», межклановая борьба в котором может привести к серьезному кризису в стране.

«Результаты этой межклановой борьбы не поддаются прогнозированию, поскольку зависят не только от объективной расстановки сил, но и от личного отношения к определенным персонажам самого Путина. С другой стороны – он заинтересован как в сохранении баланса, так и в расширении “Политбюро 2.0”. Этим и будут диктоваться возможные изменения в правительстве», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Изменения могут быть продиктованы и взятым курсом на омоложение. Однако новых «ярких» политиков ожидать не стоит, уверены эксперты. Скорее всего, это будут те же технократы, беспрекословно выполняющие приказы президента и легко вписывающиеся в вертикаль власти.

«Общий курс кадровой политики в новом правительстве, скорее всего, будет такой же как – появятся "молодые технократы". При этом все не очень хорошо понимают, кто такие эти "технократы"? Есть какие-то смыслы, очень выгодные с точки зрения пропаганды – нацеленность на задачи, технологичность, отсутствие клановых привязок. Но точного определения от власти так и не прозвучало», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Для самих россиян смена правительства может нести позитивную функцию и надежду на то, что глава государства возьмет курс не на внешнюю политику, а на внутреннюю, считает социолог Алексей Новиков.

Что касается конкретно персоны Дмитрия Медведева как премьер-министра, то здесь эксперты уверены, никакие скандалы вокруг его личности не смогут повлиять на решение Путина. Президент будет руководствоваться личным расположением даже в ущерб общему делу, уверены политологи.

«Медведев – очень слабый премьер. Но тут вопрос в обязательствах, общей биографии и личных отношениях. Если Медведев очень сильно захочет остаться в кресле премьера, Путин его оставит, несмотря на то, что это вредит делу. В демонстрации – в смысле в досрочной отставке до выборов – Путин не очень заинтересован; она ему ничего особо не прибавляет. Но может нанести небольшую психологическую травму Медведеву. Путин не будет обижать Медведева», – рассказал политолог Сергей Комарицын .

Нельзя исключать и тот факт, что, по сути, премьер-министр – это удобный «мальчик для битья», на которого сыпется весь народный негатив. И Дмитрий Медведев, уверены эксперты, с этой ролью справляется очень хорошо. В связи с этим нерационально было бы реформировать правительство и подчинить напрямую президенту, хотя о таком варианте развития событий много говорят в последнее время.

«Если вопрос про то, может ли он сделать это технически – то да, наверное, может. Если вопрос про то, стоит ли это делать – то, скорее, нет. Потому что в таком случае вся ответственность за происходящее в стране будет перенесена на него и, соответственно, весь негатив избирателей, который сейчас касается персоны Медведева, будет перенесен на главу государства», – подчеркнул социолог Алексей Новиков .

«Медведев крайне удобен как громоотвод, по которому уходит протест против федеральной власти. Модель устоявшаяся. Внешних причин для ее изменения пока нет. Думаю, что он сохранится после выборов. Есть сценарии, которые могут повлиять на его уход по результатам выборов марта, но пока эти сценарии маловероятны», – отметил политолог Виктор Потуремский .

В качестве одного из таких возможных сценариев в СМИ называют объединение Верховного и Конституционного судов. Если реформа произойдет, то вполне вероятно, что «суперсуд» возглавит Медведев. Однако эксперты уверены, что для него в этом случае мало, что изменится.

«Проблема статуса для Медведева имеет лишь психологическое значение. Реальное его положение при Путине будет оставаться таким, какое есть сейчас вне зависимости от должности», – отметил политолог Сергей Комарицын .

Мало что изменится и на посту председателя правительства. По мнению специалистов, другой премьер-министр не будет особо отличаться от предыдущего.

Так, маловероятно, что премьер-министром станет женщина, несмотря на то, что все чаще в связи с этой темой в федеральных СМИ фигурируют спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Ожидать, что в правительство России придет человек с яркой политической окраской, также не следует. По словам красноярских политологов, произойти это может только в одном случае.

«18 лет у нас были “технические” премьеры (в период “тандема” – “технический” президент). Почему это должно поменяться? Когда Путин начнет думать о преемнике – тогда появится человек с другими характеристиками», – рассуждает политолог Сергей Комарицын .

Если в силу разных причин речь все же пойдет о смене Медведева, то его должность вполне мог бы занять политик из Красноярска.

«Из нынешнего состава правительства самый подготовленный для такой роли – наш земляк Александр Новак. У него для этого есть все предпосылки – биография, работа на уровне крупной корпорации, региона, федеральных министерств, опыт, знания, способности, международная известность, масштабность нынешних задач, приближенность и – что очень немаловажно – в нынешнем своем качестве он безусловный выдвиженец Путина», – предположил политолог Сергей Комарицын .

Произойти изменения могут и в правящей партии «Единая Россия». Уже известно, что в ней проведут ребрендинг. Не исключено, что изменить могут и руководство. О необходимости этих изменений громко заявило самовыдвижение Путина на выборах.

«Если понимать это заявление в русле публичной политической коммуникации, то оно означает, в сущности, простую вещь: “Единая Россия” не обеспечивает действующему президенту значимого преимущества на выборах. Собственно, все, что после этого следует – и есть ребрендинг. Можно попробовать проследить логику дальше – это, в свою очередь, может означать, что партия при существующем руководстве не решает поставленных перед ней задач», – рассказал социолог Алексей Новиков .

Однако, по мнению экспертов, в таком ребрендинге нуждается не только «Единая Россия», но и вся партийная система страны.

«То, что происходит сейчас на выборах президента, показывает глубокий кризис, в котором оказались буквально все политические партии. Мы строили-строили партийную систему, развивали для того, чтобы получить дефицит партийных кандидатов, замены, неучастие на главных выборах страны. Плюс самовыдвижение Путина. Необходимость реформ партийной системы и ребрэндинга партий перезрела и неизбежна», – сообщил политолог Виктор Потуремский .

Очевидно, что "перезагрузки" власти после выборов ждать не приходится: скорее, это будут перевыборы. Но также очевидно, говорят эксперты, что в первую очередь старому новому президенту придется разобраться, какие внутриполитические задачи будет решать правительство и при помощи чего. Однако уже можно смело говорить, что после выборов динамика политических и экономических событий в стране будет значительно нарастать.

Фото: Aleksander Khitrov, Дмитрий Медведев, Reuters, Дмитрий Кощеев, Kremlin