Мозг ленится. «Ваш мозг — ленивая сволочь» или как предотвратить застывание и деградацию разума. Что приводит мозг к лени

Вчера рано, сегодня некогда, завтра поздно. Мы всегда ждем подходящего момента для того, чтобы воплотить мечту. То нет времени и знаний, то обстоятельства не те. Схожие проблемы были и у известных людей. Каждый выкручивался как мог. Так, обида и ненависть к группе Metallica двигала вперед основателя американской метал-группы Megadeth Дэйва Мастейна, французский писатель Виктор Гюго неказисто подстригал себя, чтобы исключить желание выйти на улицу и вовремя закончить роман, а композитор Людвиг ван Бетховен стимулировал активность обливанием ледяной водой. В наше время необязательно прибегать к столь радикальным методам. Достаточно проанализировать последние достижения в области нейропсихологии, немного скорректировать свое поведение и наслаждаться результатом.

Как мы уже знаем из предыдущей , в нас живут две противоборствующие части. Представитель древнего мозга, назовем его Жрулькин (все хочет сейчас), и молодого мозга - Рациональнов (думает о будущем). Из-за того, что Рациональнов потребляет больше энергии и в меньшей степени отвечает за выживание и продолжение рода, Жрулькин чаще над нами доминирует. Полезность Жрулькина доказана миллионами лет невероятной живучести человека. Он следит, чтобы мы меньше работали, больше ели, и мотивирует на секс. Бывают исключения, и человек с детства может контролировать Жрулькина, но не всем так везет. Поэтому большинству нужны различные ухищрения для того, чтобы его отодвинуть на второй план. Рассмотрим наиболее действенные способы.

Используйте слабость мозга к незавершенным действиям

Стоит начать, и вас будет не остановить. Мозг втягивается в работу. Ведь незавершенные дела его жутко раздражают. Это подтвердил в своих исследованиях психолог Кеннетт Макгроу. Испытуемым раздали пазл и, когда все было почти готово, попросили закончить. Рационального смысла продолжать собирать пазл не было, но 90% участников остались, чтобы завершить работу.

Схожий эффект возникает при прочтении неинтересной книги или просмотре фильма. Смысла продолжать нет, но бессознательно хочется дочитать или досмотреть. Для использования метода в своих корыстных целях достаточно сдвинуться с мертвой точки, например, при помощи работы в группе единомышленников.

Измените психологическую установку

Пациентка американского психиатра Милтона Эриксона никак не могла удержать вес на уровне 60 кг. Как только достигалась заветная цифра, девушка возвращалась к привычным 80 кг. Эриксон предупредил, что лечение будет болезненным, и пациентка согласилась. Он заставил ее увеличить весь с 80 до 90 кг. Девушка закатывала истерики, рыдала, но постепенно поправилась до 90 кг.

А далее с невероятным облегчением приступила к его снижению и быстро достигла 60 кг. Секрет успеха в изменении психологической установки с «сбросить вес - набрать вес» на «набрать - сбросить». Страх перед повторным преодолением этого ужаса позволил закрепить успех и больше вес не набирать. Еще многим знакома проблема с пропуском тренировок: сегодня отменю занятие, а вот в следующий раз 100% пойду. И на следующий день не идете, дав себе новое обещание. Выходом будет изменение установки «не пойду сегодня - пойду завтра», на «не пойду сегодня - не пойду завтра». Пообещайте себе, что, пропустив занятие сегодня, забудете про спорт на две недели. А сделать это сложнее, чем перенести на завтра. Так вы избавитесь от стандартной отговорки и перестанете кормить себя завтраками.

Максимально упростите первый шаг

Зачастую приступить к работе сложно из-за мыслей о том, как много это может занять времени. Мозг рисует страшные картины временного апокалипсиса. Содрогаясь от ужаса, мы стараемся как можно дальше отодвинуть этот страшный момент. Эффективным антиапокалиптическим решением будет дробление задачи на ряд маленьких, нестрашных, а местами вкусных. Не надо делать дипломную работу.

Запланируйте сделать титульный лист, оглавление или введение. Лучше всего, чтобы первый шаг занимал не более 20 секунд. Благодаря «эффекту бабочки» маленькое действие может привести к невероятным результатам.

Наработайте нейронные связи

Мозг не любит делать что-то новое. C его точки зрения это может быть небезопасно да и очень энергозатратно. Новая деятельность от привычной отличается меньшим количеством нейронных связей в мозге. А чтобы наработать новые связи, надо постоянно практиковаться.

С этой задачей отлично справляется практика визуализации: мозгу не важно, делаете ли вы работу реально или лишь представляете, как трудитесь над новым делом.

В обоих случаях новые нейропути будут построены. Эффективность визуализации смог доказать австралийский психолог Алан Ричардсон, проводя исследования на баскетболистах.

Только визуализируя свои тренировки с бросками мяча в корзину, игроки смогли улучшить свои результаты. Прогресс за это же время игроков, тренировавшихся в зале, был ненамного лучше. Если вам не хватает силы воли приступить к ежедневным необходимым действиям, мысленно представляйте, что занимаетесь этим делом, а главное, с удовольствием. Только необходимые нейронные связи будут наработаны минимум за 45 дней, но с каждым повторением действовать вам будет проще и проще.

Тренируйте силу воли

Успех в жизни зависит от силы воли. Исследования профессора психобиологии Кейси из Университета Корнуэлла это наглядно доказывают . Кейси предложил детям зефир, но с условием: если подождать 15 минут, то можно получить еще одну сладость. Часть детей не смогли справиться с искушением и съели зефир сразу. Через 40 лет профессор решил выяснить судьбы детей и увидел, что те, кто выдержал испытание и не съел зефир, оказались более работоспособны, умерены в питании и менее подвержены влиянию вредных привычек. Но есть хорошая новость для слабохарактерных: сила воли поддается тренировке.

Можно пойти по пути физика Николы Тесла, сознательно отказывавшегося от десертов в пользу окружающих, таким образом развивая силу воли. Или начать медитировать. Ведь медитация подавляет древний импульсивный мозг, уменьшая стресс, тревогу и страх. Медитация активизирует лобные доли, ответственные за силу воли, улучшая внимание, память, концентрацию и творческие способности. Пяти-десяти минут медитации в день вполне достаточно для развития самоконтроля.

Заправьтесь гормональным топливом

Гормоны регулируют обмен веществ и клеточную активность, оказывают значительное влияние на работоспособность. Коктейль из мелатонина, дофамина, эндорфина, серотонина и окситоцина добавит силы, придаст мотивации для получения выдающихся результатов.

Мелатонин укрепляет иммунную систему, замедляет процесс старения, а вырабатывается только ночью, поэтому так важен полноценный сон.

Дофамин - гормон удовольствия, он влияет на мотивацию. Его помогают вырабатывать приятные воспоминания, вкусная еда, а также алкоголь, но с разрушительными последствиями.

Эндорфин - гормон радости. Синтез происходит под воздействием физических нагрузок.

Серотонин - гормон хорошего настроения, вырабатывается под воздействием приятных воспоминаний и солнечного света.

Окситоцин снижает уровень тревоги, а его синтезу способствует секс, массаж и общение с друзьями.

Главное - помнить, что от качества топлива зависит работоспособность. Поэтому снабжайте организм первоклассным горючим.

Данных рекомендаций будет вполне достаточно для того, чтобы двинуться в направлении своей мечты. Ведь у современного человека есть минимум несколько возможностей в день изменить свою жизнь, да и окружающие условия к этому располагают. Главное, подавить в себе желание кардинально измениться за один день, а вводить новые практики постепенно, без стресса для организма. А по закону диалектики количество всегда переходит в качество.

Поэтому 30 минут ежедневных волевых усилий будет вполне достаточно для достижения новых высот в области здоровья, взаимоотношений, финансов, творчества и других сфер жизни. Дело за малым - оторвать себя от дивана и действовать.

Научный руководитель Центра развития мозга, нейробиолог Илья Мартынов объясняет, как из-за ловушек и лени мозга страдают наша креативность и отношения с людьми. И почему мозгу на самом деле полезно находиться в состоянии неопределенности?


Наш мозг ленив и любит экономить

Пожалуй, стоит начать с того, что наш мозг руководствуется принципом нерасходования лишней энергии. Во время МРТ-сканирования мы можем увидеть, как происходит постоянное перераспределение активности в различных отделах. Мы не можем делать много дел сразу - мозг переключается между задачами и обработкой информации. В активное участие одновременно вовлекаются всего от 3 до 16% нейронов. При этом для такой работы затрачивается пятая часть всего кровотока - то есть это очень энергозатратное предприятие. А если бы нам потребовалось включить мозг на все сто процентов, то это потребовало бы 125% кровотока, либо совсем другое устройство сосудов мозга. Такого мы бы просто не могли себе позволить - у нас нет столько крови. Так что наш мозг постоянно пытается быть в режиме энергосбережения, и он достаточно ленив.

Мы недалеко ушли от наших предков

Мы по-прежнему мыслим механизмами, доставшимися нам от предков. Например, основа высшей нервной деятельности - это ориентировочная реакция. Объясняю на примере: если кто-то сейчас постучит за стенкой, то ваше внимание обратится на этот стук. И скорее всего вы на момент прервете свою деятельность. То есть наш мозг всегда реагирует на внезапный раздражитель. Это помогает нам выживать. Поиск еды, воды и даже полового партнера - это тоже ориентировочная реакция. Но в некоторых случаях она не совсем играет нам на руку.

Почему мы навешиваем ярлыки на людей?

Навешивание ярлыков происходит в том числе из-за двух вышеназванных особенностей мозга. С одной стороны, потому что нам нужно быстро среагировать на раздражитель. Один из эволюционных смыслов такого поведения – это защита от хищников. Нашим предкам нужно было быстро обнаруживать врага. Но хищников перед нами уже нет, а наш мозг все равно использует этот стандартный механизм реагирования на объект. Таким образом он в том числе снимает тревогу от неопределенности. Вот этот человек - хороший, а этот - плохой.

С другой стороны, с помощью ярлыков мозг еще и экономит энергию. Зачем вам ломать голову, долго разбираясь в человеке, если вы можете по своим особым (и часто необъяснимым!) критериям просто сразу причислить его к какой-то категории. Согласитесь, такой подход нам очень мешает. Навесив ярлык, мы лишаемся возможности посмотреть на человека по-другому. Это серьезно вредит нашей коммуникации - и в личных отношениях, и в работе.


Почему проще мыслить шаблонами?

Наш мозг очень хочет, чтобы все вокруг было просто. Задумайтесь: как только вы говорите, что вам что-то понятно, то перестаете думать над этим. Российский ученый Евгений Соколов, сам того не ведая, объяснил эту ситуацию: когда мы видим какой-то новый стимул, в мозге записывается его нейронная модель. И через какой-то момент подключается механизм, который блокирует реагирование при повторе этого стимула. Та же история со стуком за стеной: постучали один раз, второй - вы напряглись. Но через какое-то время вы просто перестанете реагировать на это. Подумаете, ну видимо какие-то хулиганы. Такое свойство мозга еще можно назвать защитой от дураков. Правда, оно является и самой главной ловушкой, так как создает огромную инерцию мышления.

«Мозг очень хочет, чтобы все было просто!»

Мозг стопорит нас и заставляет в каком-то смысле лениться. Он пытается все упростить, разложить по полкам, успокоиться и забыть. Поэтому бывает невероятно тяжело заставить себя посмотреть на тот же объект под другим углом. Из-за этого мы мыслим стандартно и не видим каких-то новых подходов в общении с людьми и решении задач. Мы ограничиваем поступление новой информации - нам все кажется ясным и понятным. Из-за этого зачастую люди теряют интерес к своей работе и перестают расти в профессиональном плане. Кстати, любовь делать все по одному шаблону называется динамической стереотипией. И как вы поняли, она тоже проистекает из принципа экономии энергии.

Это мешает нам даже в отношениях

В своей книге «Красная таблетка» Андрей Курпатов пишет, что есть три критерия оценки хороших отношений: отсутствие ощущения одиночества рядом с человеком, удовлетворяющая сексуальная сторона отношений и совместные планы на жизнь. И обычно с этим третьим критерием возникают проблемы. Почему? Потому что мы опять же ленимся строить новые планы. Нужно же что-то изобретать новое, договариваться и ломать свою динамическую стереотипию. А мы на самом деле этого жутко не хотим. Поэтому важно помнить о том, что при вступлении в новые отношения нужно быть готовым что-то менять. Придется со своей динамической стереотипией расправляться.

Что на самом деле значит выйти из зоны комфорта

Вы уже поняли, почему мозг пытается все объяснить и упростить? Потому что ему некомфортно в состоянии неопределенности и он не хочет блуждать по лабиринту. Тут навесил ярлык, тут сделал все по шаблону - и все нормально. Но на самом деле только неопределённость дает какой-то стимул. Раньше было модно говорить на тренингах личностного роста - выйди из зоны комфорта. А что это за зона, никто толком не понимал. Сейчас становится ясно, о чем идет речь. Наша задача: быть всегда в подвешенном состоянии, постоянно себя озадачивать, не закрывать гештальт, предлагать другие точки сборки. И задавать вопросы себе и другим людям.

«Находиться в состоянии неопределенности - полезно для мозга!»

Только таким образом мы можем подойти к решению сложных задач. Обойти ловушки мозга - на самом деле непросто. Но в этом и есть смысл интеллектуального роста - нужно превзойти самих себя. Например, когда вы начинаете общение с человеком, после первых встреч попробуйте задать себе вопрос - а что я еще не знаю о человеке? Уточнил ли я все детали обстоятельств? Если бы что-то могло кардинально поменять мое представление о нем, чтобы это могло быть?

Наука

Как показывают данные нового исследования, ленивые люди, которые предпочитают жить за счет других, обладают мозгами, настроенными на "недодостижения". Ученые обнаружили нервные пути, которые оказывают влияние на желание человека работать и зарабатывать деньги. Сканирование мозга показало различие между целеустремленными и лентяями в трех областях.

Люди, которые готовы работать за вознаграждение, обладают большим количеством нервных клеток и компонентом допамином в двух областях мозга, таких стриатум и префронтальная вентромедиальная кора. Обе известны тем, что играют важную роль в изменяющих поведение ощущениях предстоящего вознаграждения и мотивации.

Что касается бездельников, которые менее склонны к тяжелой работе за вознаграждение, то в их мозгу лишь в одной области (передняя префронтальная кора) наблюдается повышенное содержание допамина. Это область мозга, которая отвечает за эмоции и за восприятие риска. Допамин – это нейротрансмиттер, который помогает нервам "разговаривать" друг с другом, посылая химические сигналы в "точки подключения", называемые синапсами.

Психолог Майкл Тридвей (Michael Treadway) из университета Вандербильта в Нэшвилле, США, который был одним из руководителей исследования, отметил: "Прошлые исследования, проводимые на крысах, показали, что допамин играет ключевую роль в вопросе мотивации вознаграждения". Однако, данное исследование дает новую информацию о том, как допамин определяет индивидуальные различия в поведении людей, которые готовы работать за вознаграждение. Полученные результаты исследования опубликованы в последнем номере журнала "Нейронаука" (Journal of Neurosciences).

В общей сложности в эксперименте приняли участие 25 здоровых добровольцев в возрасте от 18 до 29 лет. Чтобы определить готовность людей к работе за денежное вознаграждение, участников попросили выполнить различные задания. Легкое задание стоило один доллар, за выполнение более тяжелого участникам платили 4 доллара.

После того, как добровольцы делали свой выбор, им говорили о высокой, средней или низкой вероятности получения награды. Задания продолжались на протяжении около 30 секунд, и участники должны были выполнять их многократно в течение приблизительно 20 минут.

Во время экспериментов использовалась позитронная эмиссионная томография (ПЭТ), сканирование мозга, в результате которого происходит наблюдение за радиоактивными трассирующими молекулами в мозге. Все это делалось с целью измерить активность допамина.

Таким образом, как показало исследование, если человек проявляет желание остаться безработным, то в этом частично виновата химия мозга. "На данный момент у нас нет никаких доказательств, что данное 20-минутное поведение соответствует долговременным достижениям человека, но если все же это подтвердится, то информация будет очень ценной ", - поясняет ведущий руководитель исследования профессор Дэвид Зальд (David Zald).

Ученые говорят о том, что они были крайне удивлены ролью допамина в передней префронтальной коре. Они предполагают, что большее количество допамина в этой области мозга связано с пониженным желанием работать, даже если это означает, что денег будет зарабатываться меньше. В прошлом допамин был связан только с поведением, связанным с вознаграждением.

Дело в том, что допамин оказывает противоположное воздействие на различные области мозга, это усложняет картину лечения таких расстройств, как дефицит внимания, депрессия и шизофрения. Команда профессора Зальда в настоящий момент занята в работе над более крупным проектом, направленным на выявление объективных причин депрессии и других демотивирующих психических расстройств. "В данный момент наши диагнозы этих заболеваний зачастую ставятся на основе нечетких характеристик, а также субъективно оцененных симптомов", - сказал он.

"Представьте себе, насколько ценно было бы обладание объективным критерием, опираясь на который можно было бы сказать, страдает ли пациент от дефицита внимания или от каких-либо аномалий нервной системы. Благодаря этому, мы смогли бы рассматривать основные условия заболеваний и расстройств, а не их симптомы".

Как заставить ленивый мозг решать креативные задачи в условиях хаоса и неопределенности

Как известно, с годами люди имеют обыкновение приобретать разного рода недуги. В списке возрастных издержек не последнее место занимает нарастающая леность мозга, способная стать причиной множества проблем. В том числе - для делового человека.

Можно ли заставить мыслительные механизмы работать на полной скорости и служить надежным источником продуктивного мышления?

Разумеется!

Итак, приступим. И начнем с самого страшного - механизма отупения. Изначально все люди «оснащены» правым полушарием, то есть по определению талантливы и обладают продуктивным мышлением. А именно - острым умом и способностью за минимальное время выдавать на-гора максимум решений, отвечающих всем поставленным условиям. Но со временем часть людей утрачивают подобную продуктивность. Причем не обязательно в зрелом или пожилом возрасте.

Детство

Давайте рассмотрим две схемы - идеальное развитие ребенка и условия, приводящие к отупению уже в первые годы жизни человека.

У нормального ребенка с рождения доминирует правое полушарие, а уже затем к нему постепенно добавляются левополушарные логические схемы. Это результат впитывания человеческого опыта под руководством родителей и старшего поколения в целом. Тем самым формируется совокупность «умных штампов», которыми человек будет пользоваться в стандартных ситуациях. Однако при этом он не теряет способности к творчеству.

Родители помогают малышу двумя путями. Прежде всего - разговаривают с ним «как с большим», то есть апеллируют к тому взрослому, что рождается одновременно с каждым человеком (для мозга нет понятия «младенчество»). С другой стороны, применяются не менее важные для воспитания мыслящего человека искусственные техники. Чаще всего это довольно стандартный набор, включающий в себя обучение ребенка чтению, письму и счету одновременно на всех доступных в семье языках, причем в раннем возрасте.

ОБУЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫМ НАУКАМ В РОССИИ ПОСТРОЕНО НА «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ», А НЕ НА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ БАЗЕ: ВОЗНИКАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ НАБОР ЗНАНИЙ, НО НЕ НАВЫК ИХ АНАЛИЗА

Эстафету подхватывают хорошие садики (мы же говорим об идеальном случае!) с сильной программой развития. Потом - школа, где к развитию человека подключаются высокие науки, которые тянут его вперед. А следом начинается обучение в вузе. Желательно - с такими специализациями, как физика, математика, химия, естественные науки в целом (так называемого негуманитарного типа).

Почему именно - негуманитарного? К сожалению, обучение гуманитарным наукам у нас построено на «познавательной», а не на мыслительной базе. Передается скорее определенный набор знаний, а отнюдь не навыки их осмысления (что в итоге не позволяет научить человека думать).

Приведу простой пример. Между лингвистикой, филологией и семантикой обнаруживается радикальная разница, хотя все эти дисциплины, на первый взгляд, «вертятся» вокруг слов. Однако первые две занимаются языком, и лишь последняя - смыслом. Было бы замечательно, если бы у нас подрастающему поколению «давали» глубоко гуманитарные дисциплины, которые в предыдущие столетия рождали великих мыслителей. Но, к сожалению, в настоящее время такие случаи единичны. Остается уповать разве что на технические и медицинские вузы, где наука как таковая заставляет человека мыслить. Даже если он этого не хочет.

Вот так, собственно, и растет нормальный человек, у которого формируется левое полушарие при сохранении существенной мощности правого (его продуктивность соответствует норме). Остается только тренировать свою креативность и будить таланты.

Что же такое «тупой ребенок»? Это, надо сказать, несчастный человек. Его терроризирует старшее поколение, требующее тупого исполнения штампов вместо того, чтобы помочь впитывать окружающий мир во всем его многообразии. Причем штампы эти «воспитатели» извлекают из собственной практики - не участвуя в играх или грубо обрывая их, не давая реализоваться способностям ребенка. Так старшие изо всех сил потворствуют оскудению возможностей развития.

Не в последнюю очередь этому способствуют игрушки. Если родители первого типа покупают своему чаду развивающие игры, простые кубики без надписей, а также четко идентифицируемых элементов (что дает ребенку возможность фантазировать и создавать собственные миры), то во втором случае приобретаются «формально-логические» игрушки, предполагающие как раз штампы и заранее определенные формы. Параллельно в системе требований доминируют послушание и поведение в рамках жесткого формата.

В таких условиях дети нередко начинают бунтовать. Это «война за себя». Увы, война чаще всего проигранная: все заканчивается ужесточением системы подавления в семье и спортивными секциями, довершающими процесс угнетения креативности. Из той же серии - «модные» садики с облегченной программой развития. Преодолев эту часть жизни, ребенок уже откровенно не способен соответствовать уровню прогимназии. Ведь родители уже на раннем этапе лишили его важной вещи - тренировки ума, причем тренировки «с отягощением», которая необходима мозгу точно так же, как и всем другим группам мышц.

Итак, ребенок в течение длительного времени находился в положении «скота на откорм». В определенный момент родители прозревают и понимают: его надо «специально готовить». Но случается это довольно редко: куда чаще ребенка «упускают», то есть обрекают его на серьезные муки в будущем.

ЧЕЛОВЕКУ С ПОДАВЛЕННЫМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ ВСЕ ЗАДАЧИ КАЖУТСЯ СТАНДАРТНЫМИ. СОПУТСТВУЮЩИЕ КАЧЕСТВА - ПОВЕРХНОСТНОСТЬ, ЛЕНЬ, ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ В СУЖДЕНИЯХ

Другой распространенный «путь наименьшего сопротивления»: дитя отправляют в простую школу без дополнительных функций и опций, руководствуясь довольно нелепыми тезисами (которые лично я не могу понять ни как мать, ни как специалист). Формулировки обычно такие: «У детей должно быть детство», или «Не надо раньше времени учить ребенка всему, иначе в школе ему будет скучно». Сингапурские дети в шесть лет уже разрабатывают для гаджетов программы, получающие мировое признание. А наши в те же годы еще не умеют ни читать, ни писать. Что считается «нормальным». При этом мы будто бы стремимся к какому-то «новому уровню развития», к «освоению» каких-то новых дисциплин. Это уже не смешно.

В «элитарных школах», являющихся обычно продолжением системы псевдоразвития, «выращивание на откорм» продолжается. Так, постепенно отказываясь от творческого начала, которому нет применения, ребенок, во-первых, превращается в абсолютного потребителя, во-вторых, отвыкает работать и творить, а в-третьих - входит во вкус. Ему это начинает нравиться! Он отказался от себя прежнего и «ведет себя хорошо», превращаясь в звукозаписывающее устройство, симпатичное взрослому окружению. Если у такого ребенка наблюдается мощное желание выжить, он становится либо хулиганом, либо отличником. Другой вариант - отличник-хулиган. Такие дети впоследствии имеют шанс развиваться нормально. Остальная масса «звукозаписывающих устройств» находится в диапазоне «троечник», «хорошист» и «пять с минусом» (нижний слой отличников, которые «берут» высиживанием, а не разумом). В дальнейшем такое «устройство» уже не может самостоятельно поступить в вуз: не выдерживает нагрузок. И, чтобы не стать лузером, опять идет по пути наименьшего сопротивления. Чаще всего - в коммерческий вуз.

Отрочество

Результатом такой программы «развития» становится некое существо с соотношением левого полушария к правому на уровне 2:1, а то и более. А ведь должно быть как минимум 1:2!

Что происходит у человека с подавленным правым полушарием?

Во-первых, все задачи ему кажутся стандартными. Он просто не видит различий между задачей обычной и нестандартной, поскольку в принципе не способен улавливать в мире никаких нюансов и отличий. Сопутствующие качества такого человека - поверхностность, лень, невнимательность, прямолинейность и ограниченность в суждениях. Характерный симптом - постоянная тяга к изречению с умным видом прописных истин (тех же штампов).

Со временем, под влиянием социума, ленивый мозг начинает резко увеличивать количество штампов. Человек убеждается, что «штампованная» жизнь легче, чем креативная. И местами даже выстлана ковровой дорожкой. Таким образом, наш уже заметно подросший ребенок начинает с жадностью моделировать и впитывать стереотипы - вместо того чтобы пытаться отвечать на вопросы самому. Глотая все готовые ответы подряд, он наконец загружается ими до отказа. Левое (логическое) полушарие стремительно набирает мощность…

Дальнейшие шаги лишь фиксируют эти процессы. На третьем этапе левое полушарие начинает безжалостно отсекать всю информацию, которая не вписывается в прокрустово ложе штампов. И, что еще хуже, принимается незаметно для человека коверкать данные. Все это проявляется в софизме, демагогии, графоманстве… Все существенное - отбрасывается. Все недопонятое - забывается или пропускается.

Четвертый этап превращения нормального человека в тупого (не глупого, а - негибкого!) приводит к неспособности решить ни одну смысловую задачу. Несмотря на коллекцию собранных штампов. Начинается присвоение задачам ярлыков «невозможно» и «не нужно». В этой реакции на происходящее постоянно сквозит нежелание напрягаться и что-то делать с помощью головы. Последняя как бы теряет свои исходные функции и воспринимается уже не в роли мыслительного аппарата, а в качестве лопатки, которой ребенка в детстве заставляли ковырять песок. Таким образом, человек, существо по определению мыслящее, отвергает свою природу!

Ярлык «невозможно» апеллирует к надежности и отсекает все задачи, сколько-нибудь отличающиеся от того, что хранится в сознании. В противном случае возникает ступор. Вплоть до истерики, озлобления и иных деструктивных реакций из разряда «Нет - и всё!», «Не трогайте меня!!!».

А вскоре ленивый мозг, уставший работать с большим диапазоном штампов, которые сам же собрал, начинает их сворачивать. Приближается кульминация процесса отупения: человек систематизирует штампы и рассортировывает их «по папкам». Причем каждая из них сжимается до одного штампа! Таким образом, даже штампы начинают заметно «оптимизироваться», и к тридцати пяти - тридцати семи годам остается в среднем пяток примитивных устоявшихся схем на уровне «Бабло побеждает зло».

На последнем этапе формирования ленивого мозга человек уже практически не способен расшатать себя сам. Начинается включение психосоматических реакций: при увеличении нагрузки болит голова, поднимается давление, иногда течет из носа кровь (чему я неоднократно была свидетелем). Человек физически не может решать сложные интеллектуальные задачи.

Со временем граница между мыслительными механизмами смещается еще больше. Пространство для креативного решения задач закрывается. На этом этапе человек уже не способен достучаться до самого себя. И в условиях хаотических изменений внешней среды становится беззащитным, совершенно неэффективным.

Огромное горе, если такой человек является руководителем компании. Шансов выжить у подобной бизнес-системы просто нет.

Теперь несколько комментариев к вышесказанному.

С ГОДАМИ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ НАЧИНАЕТ НЕ ТОЛЬКО БЕЗЖАЛОСТНО ОТСЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРАЯ НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ШТАМПОВ, НО И КОВЕРКАТЬ ДАННЫЕ

Человека, знающего много языков, зачастую называют «умным». Хотелось бы напомнить, что это не имеет отношения к мышлению. Такая способность - из области «оперативного запоминающего устройства», краткосрочной памяти. Одно дело - способность к заучиванию, и совсем другое - когда человек может что-то создавать на другом языке.

То же самое можно сказать и о широкой эрудиции, которая вовсе не обязательно имеет отношение к мыслительным способностям. Возможно, речь идет только о масштабах накопленной коллекции штампов.

Часто бывает и так: человек способен оценивать ситуацию, но не может принять решение. То есть у него хорошо работает анализ, а вот синтез - отключен. Как у собаки. «Все понимает, только сказать ничего не может».

При этом следует сделать две оговорки.

Прежде всего, ни в коем случае не следует заниматься излишним самокопанием и искать в себе признаки отупевшего разума! Кроме того, хочу напомнить: термин «левое полушарие» отнюдь не является ругательным. Речь идет исключительно о правильном соотношении. В известном смысле - балансе (в пользу, конечно же, правого полушария, 1:2!), которому следует уделять внимание.

За нашу леность нас карают не только наши неудачи, но и удачи других.
Жак Ренар

Недавно в «Бизнес журнале» была опубликована статья А. Кочетковой о ленивом мозге. Что это? Это ситуация, когда у ребенка в процессе воспитания в среде жестких границ и правил («Туда не ходи – плохо, потому что…», «Так не ходи – нельзя…», «Надо поступать только так, и никак иначе, потому что…»), происходит резкое развитие левого, логического полушария. А правое, креативное, не достигает должного уровня развития.

«Результатом такой «программы» развития становится соотношение левого полушария к правому на уровне 2:1 (а то и более), а должно быть 1:2, как минимум» – пишет Кочеткова. Меня эта статья, говоря откровенно, потрясла, поскольку я увидел огрехи воспитания, и понял, почему у людей так много проблем.

К нам с коллегами на консультации приходят с желанием разрешить свои проблемы. И мы в работе как раз сталкиваемся с сопротивлениями, которые являются следствием вот такой «программы развития».

Ленивому всегда некогда.
Народная поговорка

Что происходит с человеком с подавленным правым полушарием?

1 этап. Человеку все задачи кажутся стандартными

Он прекращает видеть различия между обычной задачей и нестандартной. Становится трудно улавливать нюансы, «полутона», отличия. Наверняка вы встречали человека, который настолько прямолинеен и ограничен в суждениях, что у него оценка действий либо «черная», либо «белая».

Однозначно. «Друг» или «Враг». Нет компромиссов, он их не может найти. Сопутствующие качества этого человека – невнимательность, лень и постоянное декларирование изречений с умным видом.

2 этап. Увеличивается количество штампов или стереотипов

Человек, как губка, впитывает и моделирует четкие границы поведения других, примеряет их на свой опыт. Левое полушарие мощно развивается.

3 этап. Левое полушарие начинает отсекать всю информацию

Которая не вписывается в границы уже имеющихся «штампов», при этом еще и искажая факты, данные, подтасовывая их под «штампы». Все несущественное – отбрасывается. Все недопустимое – забывается или пропускается.

4 этап. Превращение нормального человека в человека с ленивым мозгом

Не развитым правым полушарием, а именно – человека с негибким поведением. Любая задача, проблема или трудность, выходящая за рамки существующих в копилке стереотипов, отсекается словами: «Это невозможно», «Это не так», «Мне не нужно». Возможны и более истеричные сценарии реагирования: «Оставьте меня в покое!!!», «Я все сказал!!!», «Все, закрыли тему!!!».

Мальчик был настолько ленив, что просыпался пораньше, чтобы побольше ничего не делать.

5 этап. Включение психосоматических реакций

При увеличении смысловой или креативной нагрузки болит голова, повышается давление, начинаются колики в животе.

Как только нужно что-то решать за рамками привычной зоны, тут же возникают, непонятно откуда, отвлечения: звонок другу, визитеры, «у вас жарко», «мне холодно», «а можно в туалет», «я водички хочу». Причем всегда с манипуляцией «обиженного человека» – ведь мы же условия не создали для креативного процесса. Со стороны взрослый человек ведет себя, как маленький капризный ребенок. Так он защищает свой ленивый мозг.

Что делать?

Банально просто – решать креативные задачи. Но левое полушарие так просто не сдаст бразды правления над нашей жизнью и будет сопротивляться. Многое зависит от воли, усидчивости, непрерывного давления на самого себя, особенно на стартовом этапе, где вы создаете рефлекс креативной работы.

…Еще и ожирение

Шотландские ученые из Абердинского университета сообщают, что причиной набора веса в среднем возрасте может быть «ленивый» мозг. Специалисты говорят, что клетки головного мозга, регулирующие аппетит, снижают свою активность по мере старения организма.

В результате человеку требуется гораздо больше времени, чтобы почувствовать себя сытым после трапезы. Это означает, что люди начинают есть больше, чем должны, в связи с чем вес начинает увеличиваться примерно на 500 г каждый год.

– Когда люди приближаются к среднему возрасту, у них обычно наблюдается прогрессирующее увеличение веса вокруг области живота, - рассказывает исследователь Лора Хейслер. – Одна из причин этого может быть связана с небольшой группой клеток в области мозга, где контролируется аппетит. Эти клетки вырабатывают важные гормоны, которые называются пептиды проопиомеланокортина (РОМС) и отвечают за регулирование нашего аппетита и массы тела. Проблема усугубляется, когда люди ведут сидячий образ жизни, поскольку с возрастом они нуждаются в меньшем количестве пищи, чем раньше, чтобы оставаться в прежнем весе.

Еще больше о мышлении и инструментах для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге Ицхака Пинтосевича " ".