Диагностика зависимостей – критерии и методики. Методики и критерии диагностики зависимости

1. Возникало ли у Вас ощущение того, что следует избегать употребление спиртных напитков?

2. Возникало ли у Вас чувство раздражения, если кто-то из окружающих (друзья, родственники) говорил Вам о необходимости избегать (сократить) употребление спиртных напитков?

3. Испытывали ли Вы когда - нибудь чувство вины, связанное с употреблением алкоголя?

4. Возникало ли у Вас желание принять спиртное на следующее утро после эпизода употребления алкоголя?

Если из четырех предложенных вопросов подростки ответили на все или один отрицательно, то нет повода для волнения. Если же ответили на 2 и более ответа положительно, то можно заподозрить склонность к злоупотреблению алкоголем или уже имеющийся алкоголизм, значит нужно неотлагательно принимать меры по снижению потребления алкоголя или обратиться к врачу - наркологу для уточнения степени зависимости к алкоголю.

В нашей работе мы остановимся на выборе такой профилактической меры, как тренинговые занятия. Это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. Не только педагогические работники и сотрудники психологической службы могут проводить подобные занятия. Автор дипломной работы на правах медработника проводила подобный тренинг в группе "Здоровый город" с подростками 16-18 лет. Мы представляем его вашему вниманию:

Занятие - тренинг № 2.

Тема: "СОдействие молодежи в организации профилактики распространения алкоголизма"

Цель и задачи занятия: познакомить учащихся с понятием профилактика и других базовых понятий; дать достоверную информацию о распространенности алкогольной зависимости в мире, России и выяснить возможности молодежи в организации профилактической работы распространения алкоголизма и роль государства в решении данной проблемы.

Время проведения занятия - тренинга: 90 минут и более.

Материалы, необходимые для проведения занятия : бейджи, бумага А-4, цветная бумага, ножницы, карандаш-клей, скотч, фломастеры, задания.

Место проведения занятия - аудитория, рассчитанная для проведения занятий 20 - 25 человек, которых можно посадить в полукруг, доска или свободная стена для плакатов

План проведения занятия: 1. Медработник представляет цели и задачи тренинга 2. Приветствие участников 3. Ожидания 4. Деление на малые группы не более 5 человек 5. Разминка. Проведение упражнения - активизатора 6. Работа в малых группах над основными понятиями 7. Проведение упражнения - активизатора 8. Мозговой штурм на тему "Существует ли проблема алкоголизма в подростковой и молодежной среде?" 10. Мозговой штурм на тему "Поиски путей решения данной проблемы" 11. Завершение работы

Проведение занятия - тренинга

1. Медработник рассказывает о задачах тренинга

2. Приветствие участников. Для создания рабочей атмосферы и хорошего настроения можно провести следующее упражнение: каждый участник произносит имя соседа сидящего справа (имя записано на бейдже) с комплиментом, который начинается на первую букву его имена. Например: Ирина - исключительно умная, Тимур - талантливый, Кирилл - красивый, Вера - великолепная

3. Ожидания. Участникам раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от тренинга. На доске (стене) вывешиваются два больших листа бумаги, на одном написано - "ожидание", на другом - "выполнение". Ребята прикрепляют свои листочки с ожиданиями на первом листе бумаги. При завершении занятия каждый участник имеет возможность переместить листочки в графу "выполнено".

4. Деление на малые группы не более 5 человек. Ведущий выбирает один из вариантов деления на группы, описанных выше (см. тренинг № 1).

5. Разминка. Проведение упражнения - активизатора на сплочение, умение работать в команде. Каждая группа получает задание разыграть сцену без слов. Задания могут быть следующие: разыграть сцены, как кошка ловит рыбок в аквариуме; неудачная рыбалка; как парятся в бане; как запрягают лошадь и другие. Группа разыгрывает сцену, участники смотрят и отгадывают, что было сыграно. Очень важно, чтобы в игре принимали участие все члены группы.

6. Работа в малых группах. Группам дается задание - ответить на вопросы: что такое профилактика, качество жизни, здоровый образ жизни и его составляющие, личность и окружающая среда. Участники работают над этими вопросами. Затем идет обсуждение. Желательно, чтобы основные понятия были выписаны на доске или заранее подготовлен плакат. Медработник делает акцент, что профилактика не только предупреждение, "противодействие", а это активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие человека. Остановиться на уровнях и типах профилактики, а так же доступности и последовательности профилактических программ с учетом целевой группы.

7. Проведение упражнения - активизатора. "Групповой рисунок": каждой группе отводится на доске территория, на которой участники групп будут рисовать "портрет" животного. По команде ведущего один из участников групп бежит к доске, и рисуют только часть животного (например: ухо, хвост, лапу, уши т.д.). Далее бегут следующие участники и т.д., дорисовывая фигуру животного.

8. Мозговой штурм. Группы работают над вопросом: "Существует ли проблема алкоголизма в подростковой и молодежной среде?". Каждой группе отводится территория на доске или плакат, на котором учащиеся записывают проблему, в чем она заключается и что поддерживает распространение алкогольной зависимости. Идет обсуждение. Ведущий делает вывод - проблема существует и ее надо решать.

9. Мозговой штурм "Поиски путей решения данной проблемы". Двум группам дается задание: какие пути решения возможны для снижения распространения алкоголизма в подростковой и молодежной среде, двум другим - роль государства в решении данной проблемы. Участники выписывают пути решения данной проблемы, обсуждают.

Каковы пути решения: снижение продаж; повышение цен на алкоголь; увеличение возраста продажи спиртных напитков (с 21 года); введение в учебные программы школ уроков по профилактике алкоголизма; проведение дней здоровья и марафона здоровья в образовательных учреждениях и в городе; увеличение спортивных площадок и возможности занятий в спортивных секциях - как альтернатива табакокурению и употреблению спиртных напитков; создание моды на здоровый образ жизни; формирование здорового образа жизни, начиная с детского сада;

Медработник, приглашенный для проведения профилактической беседы делает вывод: только совместными усилиями молодежи и государства возможно снизить распространение алкоголизма среди подростков и молодежи.

10. Завершение работы. Участники подходят к листам "ожидание" и "выполнение" (см. п. 3). И имеют возможность переместить листочки в графу "выполнено". Медработник подводит итоги работы и делает выводы. Желательно получить обратную связь, задав вопросы "Что понравилось?", "Что не понравилось?", "Оправдались ли ваши ожидания?". Какие чувства испытывают участники в данный момент? Прощаются и желают друг другу всего самого хорошего, а главное - не пить и не курить!

МЕТОДИКА: Скрининговая методика оценки хронической алкогольной интоксикации (CAGE). Методика предназначена для диагностики хронической алкогольной ин- токсикации. Тест CAGE (си-эй-джи-и) прост для заполнения пациентом, легко и быстро оценивается врачом. Опыт применения его в России показал, что этот тест в наибольшей мере учитывает особенности "российского менталите- та" и национальные особенности отношения к алкоголю. Все вопросы теста равнозначны, требуют только альтернативного ответа, а итоговая оценка производится по совокупности положительных или отрица- тельных ответов на каждый из поставленных вопросов. Интерпретация результатов тестирования: 1. Положительный ответ на один из четырех вопросов (даже если таковым является последний - четвертый) не дает оснований для конкретных выводов. 2. Положительные ответы на два вопроса свидетельствуют об употребле- нии спиртных напитков. 3. Положительные ответы на три вопроса позволяют предполагать систе- матическое употребление алкоголя. 4. Положительные ответы на все четыре вопроса почти наверняка указы- вают на систематическое употребление алкоголя, приближающееся к состоянию зависимости (алкоголизму). 5. Отрицательные ответы на все четыре вопроса либо предполагают дей- ствительно трезвеннический образ жизни, либо нежелание пациента дать иск- ренние ответы. Опросник состоит из 4 утверждений. Примерное время тестирования 1-2 минуты. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: --- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Скрининговая методика оценки хронической алкогольной интоксикации (CAGE). Ф.И.О:__________________ Доп. данные:____________ Диагностическая шкала: ╟─░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓███████─╢> <─[-]─><─[?]─><─[+]─><─[!]─> Тестовый показатель - Ал = 4 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Высокая вероятность систематического употребления алкоголя, приближающегося к состоянию зависимости (алкоголизму). ПРИЛОЖЕНИЕ. Диагноз "Алкоголизм" по Международной Классификации Болезней (МКБ-10) можно поставить при наличии 3-х признаков, которые должны проявляться несколько раз в течение 12 месяцев или постоянно в те- чении месяца: 1. Влечение к алкоголю, которое трудно перебороть. 2. Падение способности контролировать употребление алкоголя. Это относится к трудности отказа от начатого приема, сложности от- каза от начального приема и трудности контроля уровня приема алко- голя. 3. Абстинентный синдром (совокупность психофизических наруше- ний, вызванных прекращением приема спиртных напитков вслед за их продолжительным или массивным употреблением). 4. Употребление алкоголя, чтобы облегчить или устранить симп- томы абстинентного синдрома ("опохмеление"). 5. Рост толерантности к алкоголю (увеличение дозы алкоголя для достижения того же эффекта, что и раньше). 6. Сужение круга лиц, с которыми потребляется алкоголь (вы- пивки со случайными людьми, в одиночку и т.д. и т.п.). 7. Прогрессирующее пренебрежение к другим интересам и дей- ствиям, реализация которых доставляет удовольствие, в пользу упот- ребления алкоголя (сужение круга интересов, концентрация их на ал- коголизации). 8. Настойчивость в стремлении продолжать употреблять алко- голь, несмотря на явные признаки отрицательных психологических и физических последствий. 9. Большое количество времени тратится на добывание алкоголя, его употребление и восстановление после его употребления. 10. Алкоголь употребляется часто, в больших количествах или более длительный период, чем намеревался больной. 11. Наличие одной или более безуспешных попыток прекратить прием алкоголя или контролировать количество выпиваемого алкоголя. Характеристика различных уровней нарушений при алкогольной зависимости: К биологическим нарушениям относится в первую очередь наруше- ние биохимической работы организма, что проявляется в нарушениях функционирования "центра удовольствия" в мозге (нарушения нейро- трансмиттерной работы ГМ), плохом самочувствии, если долго нет вы- пивки, т.к. для организма привычно и нормально функционировать только в пьяном состоянии, и наличие похмельно-абстинентного син- дрома, что и является следствием вышеперечисленных нарушений. Психологические нарушения проявляются в нарушениях эмоцио- нальной сферы особенно в период трезвости: отсутствие радости, хо- рошего настроения или его нестойкость. К психологическим нарушени- ям можно так же отнести, поиск оправдания для возобновления (или не прекращения) пьянства, использование защит (психологических) в общении с людьми, которые пытаются говорить с больными об их зло- употреблении алкоголем и многое другое. Социальные проблемы наиболее значимы в ситуации, если у боль- ного есть семья. Тогда в создании системы взаимоотношений, которые поддерживают или провоцируют пьянство больного, участвует не толь- ко алкоголик, но и все его родные и близкие. Сужение интересов личности ведет к поддержанию социальных контактов в основном с пьющими людьми или с лицами, поощряющими пьянство, участие больных в мероприятиях, где часто происходит употребление алкоголя и игно- рирование иных, безалкогольных форм досуга и времяпрепровождения. Если человек пытается вести трезвый образ жизни, подобная система социальных отношений часто мешает этому стремлению больного. Духовные нарушения чаще всего связаны с развитием эгоцентриз- ма больного, когда окружающие люди, рассматриваются только, как объекты манипуляций с целью добычи спиртного или для оправдания и поиска причин для выпивки или же для удовлетворения иных потреб- ностей, связанных с жизнедеятельностью алкоголика. Естественным является снижение у больных алкоголизмом интереса к культурным или иным, развивающим духовность, мероприятиям. Решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие. Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве.

В первые столетия средних веков в Европе почти безраздельно господствовало натуральное хозяйство. Крестьянская семья сама производила сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия орудия труда и одежду; не только для собственных потребности, но и для уплаты оброка феодалу. Соединение сельского труда с промышленным - характерная черта натурального хозяйства. Лишь небольшое число ремесленников двороьых людей, не занимавшихся или почти не занимавшихся сельским хозяйством, имелось в поместьях крупных феодалов. Крайне немногочисленны были и крестьяне-ремесленники, жившие в деревне и специально занимавшиеся наряду с сельским хозяйством каким-либо ремеслом - кузнечным гончарным, кожевенным и пр.

Обмен продуктов был весьма незначителен. Он сводился преимущественно к торговле такими редкими, но важными в хозяйств предметами, которые могли быть добыты лишь в немногих пунктах железо, олово, медь, соль и т. п. , а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Европе и привозимыми с Востока шёлковые ткани, дорогие ювелирные изделия, хорошо выделанное оружие, пряности и т. д. . Осуществлялся этот обмен главным образом странствующими купцами византийцами, арабами, сирийцами и др. . Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, почти не было развито, и в обмен на привозимые купцами товары поступала лишь весьма незначительная часть продуктов земледелия.

В условиях клинической практики
психодиагностика выполняет следующие
основные задачи:
описание личности и поведения пациента;
классификация клинико-психологических данных;
оценка и измерение клинических и психологических
переменных;
прогноз поведения, выявление предикторов и детерминант
психотерапии и терапевтического альянса;
планирование и структурирование психотерапевтических,
коррекционных и реабилитационных мероприятий;
выбор вида и метода психологического вмешательства;
мониторинг изменений и оценка эффективности терапии;
психодиагностика как собственно психологическая
интервенция.

Задачи психодиагностики в наркологической клинике

Изучение употребления ПАВ - характер, частота,
массивность и проч.
Изучение отдельных психических функций, в том числе в
динамике – память, внимание, мышление.
Изучение личности и личностного пространства, в том числе
исследование внутренней картины болезни и ожидаемых ее
последствий, отношения пациента к болезни, лечению,
референтному окружению, к своей профессии, к ситуации на
работе и к личной ситуации, определение зоны
конфликтных переживаний, способов разрешения
конфликтов и механизмов психологической компенсации и
т.д.

В настоящее время в мире существует очень много тестовых инструментов наркологической оценки и наблюдается тенденция к росту их использо

В настоящее время в мире существует очень много
тестовых инструментов наркологической оценки и
наблюдается тенденция к росту их использования.
США - Национальный институт исследований
злоупотребления алкоголем и алкоголизма (NIAAA)
одобряет использование 89 тестовых методик для
работы с наркологическими пациентами.
Европа - Европейский центр мониторинга
наркотиков и наркомании (EMCDDA) приводит
данные о 250 тестовых методиках, 150 из которых
были отобраны для базы данных Европейского
инвестиционного банка (после оценки их
характеристик и научных достоинств).

Классификация психодиагностических методов может происходить по-разному, в зависимости от классификационных оснований.

Если использовать клинические основания для классификации,
то психодиагностические инструменты можно разделить
следующим образом:
1. Инструменты для скрининга.
2. Инструменты для диагностики.
3. Инструменты для оценки проблем, связанных с
употреблением ПАВ.
4. Инструменты для оценки коморбидных психических
расстройств
5. Инструменты для оценки мотивации и эмоциональных
характеристик.

Наркологический скрининг

Методы краткого и быстрого выявления лиц,
предположительно употребляющих ПАВ с
риском для собственного здоровья.
Психометрические. Лабораторные.
Доклиническая диагностика.

Тест «2-ух вопросов»

M. G. Cyr, S. A. Wartman (1988) предложили включать в сбор
информации при составлении истории болезни два
скринирующих вопроса:
«Имелись ли у вас когда-нибудь проблемы из-за
выпивки?»
Если ответ «ДА», второй вопрос:
«Когда вы выпивали последний раз?»
По мнению авторов их метод, обнаружил чувствительность
70,2%, при ответе: «да» на первый вопрос, а при
комбинировании с вопросом при ответе: «в течение последних
суток» чувствительность достигла 91,5% в выявлении
проблемного пьянства.

Опросник CAGE

В процессе обследования больных, поступивших в
психиатрическую клинику, с помощью теста CAGE было
идентифицировано 95% больных алкоголизмом (Steinweg
D. L., Worth H., 1993).
Некоторые исследователи оценивают диагностическую
ценность теста CAGE даже при одном положительном ответе
на 62% и считают его простым, чувствительным и
специфичным скрининг-тестом для выявления
злоупотребления алкоголем (Moret V. с коллегами 1993).
Главным достоинством теста является простота и
доступность использования, легкость проведения,
однозначность получаемой информации и ее оценки (Liskow
B. с кол. 1995).

Опросник CAGE

Название опросника составлено из первые букв английских ключевых слов
четырех следующих вопросов (Cut, Annoyed, Guilty, Eye-opener).
Перед тем, как непосредственно задавать вопросы, нужно спросить
разрешения поговорить об употреблении алкоголя пациентом и убедиться,
что он/а алкоголь употребляет (Например: Вы не против, если мы
поговорим об употреблении алкоголя? Вы употребляете алкоголь?).
Продолжать опрос в случае, если пациент согласен и употребляет алкоголь.
1. Вы когда-либо чувствовали, что Вам необходимо меньше пить? (да/нет)
(Cut down)
2. Вас раздражают люди, которые осуждают или негативно оценивают Ваше
употребление алкоголя? (да/нет) (Annoyed)
3. Вы когда-нибудь испытывали чувство вины по поводу Вашего
употребления алкоголя? (да/нет) (Guilty)
4. У вас когда-нибудь возникало желание выпить с утра, как только вы
проснулись, чтобы привести в порядок нервы и взбодриться? (да/нет) (Eyeopener).

Опросник CAGE

Оценка ответов: 0 баллов (нет) или 1 балл (да).
Общая сумма 2 балла или больше означает
наличие проблем с употреблением алкоголя.
Модификация теста CAGEAID (CAGE questions Adapted to Include
Drugs) включает в себя дополнительно следующие вопросы:
Употребляли ли Вы алкоголь в прошлом году?
Употребляли ли Вы наркотические вещества в
прошлом году?
Когда Вы употребляли алкоголь и/или ПАВ в последний
раз?
Возникала ли в Вашей семье, у кого-либо из Ваших
родственников, зависимость от алкоголя или
психоактивных веществ?

10. Стандартная доза алкоголя

1 кружка
светлого
1
ст. доза
=
пива
330 мл,
крепость
~5%
1 рюмка
водки,
коньяка,
виски
40 мл,
крепость
~40%
1 бокал столового
вина
140 мл, крепость
~12%
или крепленого
вина
90 мл, крепость
~18%
1 бокал
ликера,
настойки или
наливки
70 мл,
крепость
~25%Для здоровых мужчин в возрасте до 65 лет –
не больше, чем 4 стандартные дозы за 1 раз и не больше 14
стандартных доз за неделю.
Для здоровых женщин и здоровых мужчин старше 65 лет –
не больше, чем 3 стандартные дозы за 1 раз и не больше, чем
7 стандартных доз за неделю.
Не рекомендованы для групп пациентов с повышенной
уязвимостью к действию алкоголя, а также пациентам, которые
принимают лекарства и пациентам, состояние здоровья которых
может быть ухудшено алкоголем.

12. Опросник AUDIT (Babor et al., 2001)

Опросник AUDIT был разработан как простой метод скрининга
злоупотребления алкоголем, алкогольной зависимости и вредных
последствий употребления алкоголя.
Достоинства этого опросника:
международная стандартизация (единственный опросник,
который используется для скрининга, разработанный для
международного применения);
позволяет определить опасные и вредные последствия
злоупотребления алкоголем, а также возможную зависимость от
алкоголя;
относительно краткий, быстрый и универсальный;
предназначен для работников первичной медицинской помощи;
нацелен на оценку употребления алкоголя за последнее время.

13. Опросник AUDIT

Обведите число, которое наиболее точно соответствует ответу пациента.
1. Как часто вы пьете напитки, содержащие алкоголь?
(0) Никогда
(1)Раз в месяц или реже
(2)2-4 раза в месяц
(3)3-4 раза в неделю
(4) 4 или более раз в неделю
2. Сколько напитка, содержащего алкоголь, вы потребляете
обычно в день, когда вы пьете? (обозначьте количество
стандартных доз)
(0) 1 или 2 (1) 3 или 4 (2) 5 или 6 (3) 7 или 8 (4) 10 или более

14. Опросник AUDIT

3. Как часто вы выпиваете шесть или более доз за один раз?
(0)Никогда
(1)Менее раза в месяц
(2)Ежемесячно
(3)Еженедельно

4. Сколько раз за прошедший год, вы обнаруживали, что не можете
прекратить пить, если уже начали?
(0)Никогда
(1)Менее раза в месяц
(2)Ежемесячно
(3)Еженедельно
(4)Ежедневно или почти ежедневно

15. Опросник AUDIT

5. Сколько раз за прошедший год вы из-за выпивки не могли
выполнить то, что обычно должны делать?
(0)Никогда
(1)Менее раза в месяц
(2)Ежемесячно
(3)Еженедельно
(4)Ежедневно или почти ежедневно
6. Сколько раз за прошедший год вам нужно было выпить с утра,
чтобы заставить себя делать что-то после крупной выпивки
накануне?
(0)Никогда
(1)Менее раза в месяц
(2)Ежемесячно
(3)Еженедельно
(4)Ежедневно или почти ежедневно

16. Опросник AUDIT

7. Сколько раз за прошлый год вы ощущали чувство вины или
угрызения совести после выпивки?
(0)Никогда
(1)Менее раза в месяц
(2)Ежемесячно
(3)Еженедельно
(4)Ежедневно или почти ежедневно
8. Сколько раз за прошлый год вы не могли вспомнить, что
было вчера из-за того, что вы были пьяны?
(0)Никогда
(1)Менее раза в месяц
(2)Ежемесячно
(3)Еженедельно
(4)Ежедневно или почти ежедневно

17. Опросник AUDIT

9. Случались ли у вас или у кого-то другого травмы из-за вашего
употребления спиртного?
(0) Нет
(2) Да, но не в прошлом году
(4) Да, в прошлом году
10. Выражал ли кто-либо из ваших родственников или врач или
другие медработники озабоченность по поводу вашей выпивки
или предлагали ли вам сократить потребление?
0) Нет
(2) Да, но не в прошлом году
(4) Да, в прошлом году

18. Опросник AUDIT

Результат, равный 8 баллам у мужчин и 7 баллам у женщин, говорит о
вероятном проблемном употреблении алкоголя. Результат 13 баллов и
выше вероятно означает злоупотребление алкоголем.
Степень риска
Первая степень –
несущественный риск
или трезвость
Вторая степень –
умеренный риск
неблагоприятных
последствий
Третья степень –
высокий риск вреда
для здоровья
Четвертая степень –
высокая вероятность
алкогольной
зависимости
Количество
баллов AUDIT
Необходимая
помощь
1-7
-
8-15
Краткая
рекомендация
16-19
Краткая
консультация с
мониторингом
20 и более
Направление к
специалистунаркологу

19. Опросник CRAFFT

Скрининговый опросник для выявления
подростков, входящих в группу риска по развитию
зависимости от ПАВ.
Перед тем, как начинать опрос, спросите у подростка разрешения
поговорить об употреблении ПАВ (например: «ты/Вы не против,
если мы поговорим об употреблении алкоголя и наркотиков?») и
дайте гарантии конфиденциальности той информации, о которой
Вы узнаете (например: «я хочу задать несколько вопросов и надеюсь
на твои/Ваши искренние ответы – все останется между нами и не
станет известно родителям или учителям»). Используйте
обращение «ты» или «Вы» в зависимости от ситуации.

20. Опросник CRAFFT

Часть А.
Сначала спросите, есть ли у подростка недавний опыт
употребления ПАВ (например: в течение последнего года
употреблял ли ты алкоголь – больше, чем пара глотков?
Коноплю/марихуану или гашиш? Какие-то другие вещества
для опьянения, изменения сознания?). Отметьте ответы:
Алкоголь __
Марихуана, конопля, гашиш __
Другие ПАВ __ (какие именно)

21. Опросник CRAFFT

Если подросток отрицает употребление ПАВ на протяжении
последнего года, задайте ему первый вопрос из части Б. В
случае отрицательного ответа поблагодарите его за участие и
похвалите стремление вести здоровый образ жизни. В случае
положительного ответа выразите озабоченность и
порекомендуйте избегать таких ситуаций.
Если у подростка есть опыт употребления ПАВ на протяжении
последнего года, поблагодарите его за искренний ответ
(например: спасибо, что рассказал/а мне об этом) и
перейдите к вопросам части Б.

22. Опросник CRAFFT

Часть Б.
1.(C) Ездил ли ты/Вы когда-либо в машине, которой управлял человек в
состоянии алкогольного или наркотического опьянения (включая тебя/Вас)?
2.(R) Было ли так, что ты/Вы употребляли алкоголь или наркотики чтобы
расслабиться, почувствовать себя лучше, а не только соответствовать
компании (за компанию)?
3.(A) Случалось ли так, что ты/Вы употреблял наркотики или алкоголь в
одиночку?
4.(F) Были ли у тебя/Вас провалы в памяти во время употребления алкоголя
или наркотиков?
5.(F) Твои/Ваши знакомые, родственники или друзья говорили когда-либо,
что тебе/Вам стоит перестать употреблять алкоголь или наркотики?
6.(T) У тебя/Вас были когда-либо неприятности из-за употребления алкоголя
или наркотиков?

23. Опросник CRAFFT

За каждый положительный ответ на вопросы части Б засчитывается 1 балл.
0 или 1 балл – не обнаружен высокий риск возникновения зависимости.
Поблагодарите подростка за ответы, укажите на важность воздержания от
приема ПАВ в подростковом возрасте. Предложите подростку обращаться к
Вам в случае, если возникнут проблемы с употреблением ПАВ.
2 и более баллов – высокий риск развития зависимости. Чтобы оценить
ситуацию, предложите подростку подробнее поговорить об этом:
Предложите ему/ей рассказать какие именно ПАВ и как часто он/а
употребляет.
Спросите о возможных жизненных проблемах, связанных с употреблением
ПАВ.
Спросите о попытках прекратить/сократить употребление ПАВ.
Поблагодарите подростка за ответы (например: «спасибо, что поделился со
мной этим»). Обсудите с ним\ней какие изменения в употреблении ПАВ он/а
для себя считает возможным. Порекомендуйте воздерживаться от приема
ПАВ. Договоритесь о следующем визите.

Проблема аддиктивного, зависимого, поведения в современном мире крайне распространена.

Это обусловлено желанием человека, испытывающего на себе постоянный стресс, уйти от некомфортной обстановки путем потребления алкоголя, психоактивных веществ, погружением в азартные или онлайн-игры.

Существует множество как универсальных, так и специфических критериев, и методов для диагностики зависимостей, применяемых с целью выявления аддикции.

Помимо привычных форм зависимости в виде наркомании, токсикомании и алкоголизма, в последние годы значимой проблемой становится «пристрастие» к интернету, социальным сетям, телевиденью.

Поскольку значительная часть трудовой деятельности в наше время связана с использованием передовых технологий, важным моментом является дифференциальная диагностика зависимости как таковой и вынужденного длительного контакта с интернетом или компьютером.

Зачем нужна диагностика зависимостей

Неотъемлемой часть здоровой, социально полноценной личности является отсутствие всевозможных пристрастий.

Особо важно это для людей, чья профессиональная деятельность связана со значительным психологическим напряжением или контактом с психоактивными веществами.

Всевозможные методики диагностики зависимости применяются по отношению к:

  • Медицинские работники;
  • Работники сферы внутренней безопасности;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники подразделений экстренного реагирования (МЧС, пожарные и т.д.);
  • Сотрудники химических и фармацевтических лабораторий;
  • Операторы и диспетчеры в авиационной сфере, энергетической, горнодобывающей промышленности;
  • Сотрудники авиационной сферы;
  • Высотные работники, крановщики, электромонтеры;
  • Любые лица, чья работа связана с радиоактивными изотопами.

При этом, методы диагностики зависимости могут быть самыми разнообразными и отличаться для разных специальностей. Для большинства лиц, желающих работать в той или иной сфере, достаточно проведение диагностики алкогольной зависимости и . Выявление пристрастия к интернету, социальным сетям носит более индивидуальный характер, проводится исходя из желания пациента и его близких.

Методики и критерии диагностики зависимости

Наиболее широко распространены всевозможные тесты для выявления пристрастия к алкоголю, и наркотическим веществам.

Как правило, эти исследования представлены в виде опросника с вариантами ответа и позволяют определить степень выраженности аддикции.

Значительно реже, чаще во время судебных процессов, применяются лабораторные методы диагностики.

Особенности диагностики зависимостей от компьютера и виртуального пространства заключаются в невозможности проведения лабораторных или инструментальных исследований.

Зависимость от компьютера

Для выявления подобных расстройств используются различные тест-опросники как для самого пациента, так и для его близких, проводится т.н. психологическая диагностика зависимости, путем откровенной беседы со специалистом.

Мюнхенский тест на алкоголизм

Является одним из самых распространенных и простых опросников, позволяющих проводить массовое обследование населения на предмет выявления .

Тест относится к психологическим методам диагностики и представляет из себя ряд вопросов, на которые обследуемые должны ответить самостоятельно.

Путем анализа результатов мюнхенского теста возможно выявление как начальных, так и далеко зашедших форм алкоголизма у больших групп населения. Одним из важных недостатков подобного исследования является его низкая специфичность.

Только у 60 – 70% пациентов с положительными результатами тестирования алкогольная зависимость подтверждается при последующем обследовании. В связи с этим, мюнхенский тест не может являться окончательным поводом для постановки диагноза «алкоголизм», а должен служить поводом для более детальной и глубокой диагностики.

Данное исследование позволяет выявить группу пациентов с высоким риском развития пристрастия к спиртным напиткам, что является важным критерием диагностики зависимостей у подростков и молодых людей.

Дифференциальная диагностика

При употреблении человеком алкоголя, психоактивных или наркотических веществ практически никогда не требуется проведение дифференциальной диагностики с иной патологией.

Подобная проблема возникает в случае выявления таких форм аддикций:

  • Пиромания;
  • Клептомания;
  • Булимия;
  • Нимфомания, сатириазис или иные расстройства сексуального влечения.

Данные формы расстройств очень часто являются симптомами психических расстройств (шизофрения, умственная отсталость, аффективные расстройства и т.д.), органического поражения ЦНС. Нередко они сочетаются с иными видами зависимости.

Важным моментом является дифференциальная диагностика интернет зависимости с психическими или психологическими проблемами (депрессивные состояния, комплексы и т.д.) и вынужденным образом жизни (например, у программистов или блогеров). Методики диагностики интернет зависимости основываются на проведении ряда тест-опросников и их анализе в привязке к конкретному пациенту.

CAGE-тест на алкоголизм

Является одним из основных скрининговых исследований для выявления алкогольной зависимости и чем-то напоминает мюнхенский тест. CAGE-тест подходит как для диагностики склонности к зависимости от спиртного, так и для выявления непосредственно алкоголизма. Он состоит их четырех вопросов, на которые можно ответить «Да» или «Нет». Благодаря анализу результатов можно не только судить об объеме потребляемого спиртного, но и предположить нежелание пациента правдиво отвечать на вопросы.

Как и мюнхенский, CAGE-тест не может являться единственным и окончательным способом выявления пристрастия к спиртному. Даже при его положительном результате необходимо проведение дополнительных методов обследования.

Другие виды тестов

Помимо специфических тестов для отдельных видов пристрастий, существуют универсальные критерии диагностики зависимости.

При наличии хотя бы трех из них можно говорить о наличии аддикции:

  1. Употребление вещества\препарата в больших объемах и дольше, чем планировалось изначально;
  2. Попытки прекратить употребление безуспешны. Тяга к веществу или препарату постоянна;
  3. С целью получения вещества затрачивается множество времени и сил, иногда совершаются противоправные действия;
  4. Необходимость приступать к трудовой деятельности или угроза для жизни не препятствуют употреблению наркотика;
  5. Социальная жизнь становится менее значимой в сравнении с желанием употребить вещество;
  6. Вещество принимается даже при ухудшении состояния здоровья;
  7. Для достижения наркотического или алкогольного опьянения требуются более крупные дозы;
  8. Развитие при отсутствии потребления вещества (не относится к производным конопли и галлюциногенам);
  9. Вещество применяется для уменьшения проявлений синдрома отмены (не относится к производным конопли и галлюциногенам).

Диагностика , проводится по этим же критериям с поправкой на то, что вместо объема потребляемых веществ оценивается время, проводимое за данными занятиями.

Заключение

Критерии и методы диагностики зависимостей позволяют не только определить наличие аддикции по отношению к чему-либо, но и установить выраженность пристрастия.

Важным моментом является дифференциальная диагностика аддикций с психическими расстройствами, выявление склонностей к тем или иным пристрастиям.