Александр Запольскис: Южный газовый коридор - конкурент "Газпрома"? (11.06.2018). "турецкий поток" уперся в "южный газовый коридор"

Фото с сайта: president.gov.ua

Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время переговоров со своим украинским коллегой Петром Порошенко пригласил Украину принять участие в проекте «Южный газовый коридор» (ЮГК).

«Президент Азербайджан а пригласил Украину к участию в проекте Южный газовый коридор», — отмечается в сообщении, опубликованном на официальном сайте президента Украины.

Также стороны уделили внимание дальнейшему углублению взаимодействия в энергетической сфере.

Официальное открытие «Южного газового коридора» состоялось в Баку 29 мая этого года. С помощью него Азербайджан планирует доставлять газ в ЕС в обход России. По коридору «голубое топливо» будет транспортироваться с месторождения Шах Дениз — через Турцию в южные страны Евросоюза — Италию, Грецию и др. Стоимость проекта составляет более 40 млрд долларов. До 2020 года в страны Европы планируется доставлять около 10 млрд кубометров газа. По словам Алиева, в проекте участвуют 7 стран, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция, Италия, Албания и Болгария. К нему планируют присоединиться Черногория, Хорватия, а также Босния и Герцеговина.

Некоторые эксперты уверены, что «Южный газовый коридор» не может составлять конкуренцию «Турецкому потоку», вторая нитка которого будет транспортировать газ европейским потребителям.

Другие аналитики считают запуск ЮГК не очень хорошим знаком для «Газпрома».

Так, мнению начальника аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николая Подлевских, положительный моментом при запуске ЮГК можно считать то, что Турция, поставляя газ в южные страны ЕС, будет привыкать к роли транзитера, и в будущем обеспечит надежную доставку газа «Турецкому потоку».

Эксперт полагает, что потребность Европы в газе, даже ее южных государств «Южный газовый коридор» удовлетворить не может, поэтому проект Азербайджана не станет альтернативой «Турецкому потоку».

Наряду с этим, аналитики, считают ЮГК не очень благоприятным знаком для «Газпрома»: запуск проекта показывает, что конкуренция на рынке есть, могут строиться другие газопроводы.

В этой сфере, по словам аналитика Раффайзенбанка Андрея Полищука, конкуренцию «Газпрому» в будущем могут составить страны Ближнего Востока, однако, учитывая политический фактор и нестабильность региона, вероятность развития таких проектов мала.

Одновременно, «Газпром» обладает мощными преимуществами перед конкурентами — это масштаб «Турецкого потока», потенциал его развития, очень большие запасы месторождений и его репутация.

«В отличие от TANAP, у «Газпрома» пиковая нагрузка может быть гораздо больше. Поэтому конкурентов все-таки пока нет», — уверен эксперт.

К разработке крупного газового месторождения Шах-Дениз Азербайджан приступил в 2006 году. Через два года, на фоне газового конфликта, возникшего между Россией и Украиной, Европейская комиссия одобрила Второй стратегический энергетический обзор, призывающий расширить поставки топлива в Европу в обход России. В 2013 году был окончательно утвержден маршрут «Южного газового коридора» В проект вошли: уже функционирующий Кавказский трубопровод и новые — Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP). В 2015 году был заложен фундамент газопровода TANAP. В церемонии приняли участие президенты Азербайджана, Турции и Грузии.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул роль западных стран в поддержке «Южного газового коридора». Фото с официального сайта президента Азербайджана

То, о чем так долго говорили противники «Газпрома», свершилось. Азербайджан с помпой запустил вчера новый газопровод «Южный газовый коридор» (ЮГК), который по альтернативному маршруту доставит газ сначала в Турцию, а затем и в Южную Европу. Хотя объемы поставок азербайджанского газа значительно уступают российскому экспорту в Европу, наблюдателей впечатлило совпадение по срокам ввода этого проекта с ожидаемым выходом на берег «Турецкого потока» из России.

Уже в первой половине июня ожидается запуск в эксплуатацию знаменитого Трансанатолийского трубопровода (TANAP), по которому с востока на запад через всю Турцию пойдет в Европу газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». А вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев на терминале рядом с Баку торжественно запустил первый газ в «Южный газовый коридор», частью которого и станет TANAP.

Газ будет доставляться в Европу через сложную систему коммуникаций общей протяженностью в 3500 км: ЮГК включает в себя расширение газопровода Баку-Тбилиси–Эрзурум, строительство TANAP и Трансадриатического трубопровода (TAP). Газ пройдет из Азербайджана в Грузию, Турцию, Грецию, Болгарию и Албанию – и до Италии. Ожидается, что 6 млрд куб. м ежегодно по этой системе будет получать Турция, а 10 млрд пройдут дальше для европейцев.

Вчера президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил обращение по случаю запуска первого этапа проекта «Южный газовый коридор», он назвал проект важным примером регионального сотрудничества. А Ильхам Алиев поблагодарил США, Великобританию и ЕС за политическую и экономическую поддержку проекта.

Совместная декларация о «Южном газовом коридоре» была подписана Азербайджаном и Еврокомиссией в 2011 году, но совпало так, что его запуск пройдет всего неделями позже подписания «Газпромом» и правительством Турции протокола о второй – транзитной – нитке «Турецкого потока», газ в которой предназначен для того же южного региона Европы (см. ).

Очевидно, напрашивается сравнение двух проектов (изначально создание ЮГК было очень политизировано и рассматривалось как важный объект противостояния «газовой гегемонии России в Европе»).

Напомним, что первая нитка строящегося «Турецкого потока» предназначена для поставок в саму Турцию, а вот вторая предназначена для дальнейшей прокачки в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность российской трубы больше, по каждой нитке можно прокачать до 15,7 млрд куб. м газа в год. ЮГК принесет в Европу только 10 млрд ежегодно.

Но «поток» только строится, перспективы сбыта еще совсем не определены. Для поставок по балканскому маршруту надо строить еще один трубопровод, 100 км между Болгарией и Сербией. А вот глава TANAP Салтук Дюзйол сообщал, что у его организации уже есть договоры по транспортировке газа на 15 лет вперед. Проект «Южный газовый коридор» одобрен Евросоюзом. Он активно поддерживается западными странами. Правда, ЮГК тоже готов не целиком, Трансадриатический газопровод (TAP), как ожидается, будет построен к 2020 году.

Для бизнеса «Газпрома» создание конкурента «Турецкому потоку», конечно, не несет прямого ущерба. В 2017 году из РФ Европа получила 193 млрд куб. м газа, это около 37% от общего объема. Однако символическое значение конкурентной трубы велико, особенно если позже к поставкам через нее подключатся Казахстан и Туркмения.

Создание ЮГК требует огромных инвестиций. По данным Natural Gas Europe, объем общих инвестиций в проект составляет около 40 млрд долл., в том числе TANAP стоит 9,3 млрд, TAP – 6 млрд, вторая стадия разработки «Шах-Дениза» и расширение Южнокавказского газопровода – 23,8 млрд.

Глава аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов считает, что, учитывая объем инвестиций в строительство по сложному маршруту «коридора», его участники вряд ли предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром». «Можно предположить, что, участвуя в проекте «Южного коридора», Турция страхуется от форс-мажора по «Турецкому потоку». У Европы хватает своих забот, и вряд ли она простимулирует строительство новых ниток этого коридора, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в ЕС», – сказал «НГ» Крылов. По мнению эксперта, реализация проекта, о подготовке которого говорили так долго, сейчас стала возможна из-за увеличения спроса на газовый транзит в страны Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы.

«Проект «Южного газового коридора» не станет ограничителем для поставок «Газпрома». Напротив, при определенном сценарии развития событий правые в Италии добьются интеграции всего Средиземноморья в единый экономический организм, в голубых венах которого потечет и российская газовая кровь».

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин не согласен, что «коридор» – это некая страховка для Турции на случай, если сорвется российский поток. «Это не так, ведь решение по ЮГК было принято раньше «Турецкого потока», – считает Кулагин. В «совпадении» по срокам запуска «потока» и «коридора» Кулагин не видит ничего странного. По его мнению, запуск «коридора» осуществляется согласно плану разработки месторождений. Да и в Европе растет потребность на фоне снижения собственной добычи. Эксперт также не думает, что участники «коридора» предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром», что привело бы со временем к тому, что Европа стимулировала бы строительство новых ниток ЮГК, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в Европу.

«Затраты по ЮГК выше, чем у «Газпрома». Строительство новых веток зависит от наличия и стоимости газа, а с этим в отличие от «Газпрома» есть проблемы», – сказал «НГ» Кулагин.

«Южный газовый коридор» не сможет стать ограничителем для экспортных поставок «Газпрома», считает эксперт. «Этот проект учитывался в планах. Да, он отчасти будет конкурировать с российским газом, как и другие поставки. Но это все было ожидаемо. Частично проект компенсирует падение собственной добычи в Европе и рост спроса в отдельных странах, но и ниша для российского газа остается большой», – говорит Кулагин.

Во время недавнего визита в Баку председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Во время итоговой пресс-конференции Баррозу сообщил, что стороны «затронули вопрос ускорения и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности о том, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта».

По словам Мануэла Баррозу, Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора, так как: «это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией в Совет стратегии энергетической безопасности Европейского Союза».

Тема диверсификации энергопоставок в страны Евросоюза получила развитие на этой неделе.

Так, Владимир Путин в ходе официального визита в Вену заявил, что строительство газопровода «Южный поток» следует считать общеевропейским проектом, который «не направлен против кого бы то ни было… Это проект, который реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах партнеров. Это проект не против кого-то, а за наши интересы», - отметил Путин.

Подключение Австрии к строительству «Южного потока» совпало по времени с проходившей в Будапеште международной конференции, приуроченной к завершению 12-месячного председательства Венгрии в Вышеградской группе. Здесь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в частности, заметил, что в Европе начинается экономическая эра, которая требует новых инструментов для достижения стабильности, создания новых рабочих мест и более дешевой энергии.

В этой связи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил: «Продолжающиеся споры между Россией и Украиной по энергопоставкам напомнили нам о необходимости иметь эффективную европейскую стратегию».

«Коридор» – не против «Потока»?

Директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор политических наук Эльман Насиров указал, что для Баку залогом энергетической безопасности является диверсификация маршрутов поставок газа, а для Евросоюза – диверсификация источников. «В этом плане, – продолжает Насиров, – и Азербайджан очень нуждается в таких больших рынках сбыта, и Евросоюз нуждается в азербайджанских энергоресурсах».

Собеседник «Голоса Америки» отмечает, что, поскольку отношения между Москвой и Брюсселем заметно осложнились в последнее время, страны ЕС нуждаются в альтернативных поставщиках энергии. В данном случае речь, прежде всего, идет о государствах Центральной и Южной Европы, которые и предполагалось включить в линию «Южного потока».

В этой связи Эльман Насиров напомнил, что проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. После ввода проекта в эксплуатацию через «Южный газовый коридор» странам-покупателям на первых порах будет доставляться до 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. В дальнейшем объем поставок предполагается увеличить вдвое.

И это полностью отвечает экономическим интересам Азербайджана. «Я хочу отметить, что наши отношения с Евросоюзом в этом плане не направлены против интересов других государств, – подчеркивает эксперт. – У нас очень хорошие отношения с Россией, которой мы ежегодно выделяем по 2 млрд кубометров газа».

По мнению директора бакинского Института политических исследований, неверно говорить о том, что «Южный газовый коридор» направлен против «Южного потока», поскольку российский газопровод намечено ввести в строй раньше, и объемы поставок пор нему запланированы втрое больше.

«Мы – не конкуренты в этом плане с Россией, – настаивает Эльман Насиров, – а Европе просто нужны новые альтернативные источники (топлива), чтобы не ликвидировать зависимость от российского газа, а уменьшать ее». При этом азербайджанский эксперт считает, что в данном вопросе нет политической составляющей, а лишь нормальная экономическая конкуренция.

«Коридор» - угроза для «Газпрома»?

Генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов , напротив, считает, что «Южный газовый коридор» всегда беспокоил и руководство «Газпрома», и российские власти, которые воспринимали этот проект как конкурента в поставках топлива на сравнительно небольшой рынок. К тому же значительного роста спроса на газ в странах Южной Европы не предвидится, а значит, поставки из Азербайджана могут нанести ущерб российским интересам, считает эксперт.

«Сегодня рынок таких стран, как Венгрия, Болгария, бывшие югославские республики – полностью завязан на Россию. И если возникнут альтернативные источники, «Газпромом» это будет восприниматься как прямая опасность», – развивает свою мысль Милов, добавляя, что азербайджанский газ традиционно имеет конкурентные преимущества. Именно поэтому представители российского энергетического сектора всегда ядовито высказывались о проекте Nabucco и пытались выкупить значительную часть азербайджанского газа.

Вместе с тем, Милов сомневается, что газа из одного лишь месторождения Шах-Дениз хватит для того, чтобы обеспечить заполняемость труб «Южного газового коридора». Для этого, считает эксперт, нужно подключить другие газодобывающие страны Каспийского региона. В том случае, если «Южный газовый коридор» заработает на полную мощность, позиция российских представителей на политических переговорах с Европейским Союзом станет более податливой, полагает Владимир Милов.

«Ряд стран в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы серьёзно зависят от российских поставок газа, и из-за этого существует мощная фракция пророссийских голосов внутри Европейского Союза. Если появится альтернатива (источников газа – А.П.), то необходимость слишком лебезить перед Путиным может исчезнуть. И, конечно, это может, в том числе, повлиять и на позиции российского руководства по внешнеполитическим проблемам на переговорах с Европейским Союзом», – заключает генеральный директор Института энергетической политики.

У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова отмечает, что она не склонна относиться к «Южному потоку» слишком оптимистично. И для этого есть несколько оснований.

«Во-первых, там есть некоторые проблемы с объемами поставок. Сейчас был озвучен размер в 16 млрд кубометров в год, из которых 6 миллиардов пойдут в Турцию, и около 10 миллиардов, соответственно, в Европейский Союз», – замечает Романова. И напоминает, что ранее были опубликованы расчеты, согласно которым указанные объемы делают данный проект нерентабельным.

Рентабельность проекта можно повысить за счет привлечения иранского газа. Но, хотя санкции против Исламской Республики и были ослаблены, они пока еще действуют, а значит, этот вариант не подходит.

Вторая проблема, одинаково актуальная и для «Южного потока», и для «Южного газового коридора», это – спрос на «голубое топливо» внутри Европейского Союза.

«Дело в том, – отмечает Татьяна Романова, – что экспертная группа России и Европейского Союза не первый год анализирует динамику спроса и пытается его спрогнозировать внутри ЕС. Но Европейский Союз на сегодняшний момент ставит своим приоритетом декарбонизацию своей экономики, то есть, фактический отказ от традиционных источников энергии». Поэтому, считает эксперт, существующие расчеты позволяют рассчитывать на высокий спрос газовых поставок до 2030 года, а затем ни российский, ни азербайджанский газ в нынешних объемах странам Евросоюза не понадобится.

Третья особенность, на которую указывает Татьяна Романова, это стыковка правового режима обоих обсуждаемых проектов с правовым режимом Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Речь идет об утвержденном в 2009 году пакете реформ в области газа и электроэнергии, направленном на либерализацию рынка. Суть пакета в разделении бизнеса по продаже и транспортировке энергоносителей. По мнению Европейской комиссии, это будет способствовать повышению конкуренции, что позволит появиться на энергетическом рынке новым игрокам и снизить цены на энергию.

«В рамках энергетического диалога России и ЕС рассматриваются возможности того, каким образом Третий энергопакет будет действовать но не наносить ущерб внешним газопроводам. Пока же эта проблема не решена, и Азербайджан, и все другие участники "Южного газового коридора" столкнутся с той же самой проблемой», – отмечает эксперт.

И еще одна проблема, на которую обращает внимание Татьяна Романова. При том, что «Южный газовый коридор» снижает зависимость Евросоюза от России, он потенциально усиливает зависимость ЕС от Турции. «А это – тоже достаточно непростой партнер, со своими взглядами и с требованиями к Европейскому Союзу, и этот момент тоже нужно учитывать», – подытоживает доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.

Турция постепенно превращается в газовый хаб: спустя меньше месяца после завершения прокладки первой нитки «Турецкого потока» для российского газа запущена первая очередь другого газотранспортного маршрута — «Южного газового коридора» (ЮГК). По нему в сторону Турции, а затем и ЕС потечет уже азербайджанский газ.

Сам ЮГК будет представлять собой разветвленную сеть газопроводов, состоящую их расширенного Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), турецкого трубопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод) и европейский TAP (Трансадриатический газопровод). Общая протяженность всех частей ЮГК составит 3500 км от Баку до юга Италии через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию.

По этому маршруту в Европу будет идти газ с шельфового месторождения Шах-Дениз. Стоимость проекта оценивается более чем в $40 млрд. Предполагается, что на первом этапе объем поставок азербайджанского газа по новому маршруту составит 16 млрд кубометров в год, из которых 10 млрд куб. м. придется на Европу, а впоследствии вырастет до 31 млрд кубометров.

Шах-Дениз — одно из крупнейших в мире газовых месторождений с запасами газа более 1 трлн кубометров. Первая стадия проекта уже запущена, в прошлом году экспорт составил 7,3 млрд кубометров. В ближайшие дни планируется завершить подготовку к старту добычи в рамках второй стадии. Оператором проекта является британская ВР (ей принадлежит 28,8%). Другими участниками являются Petronas (15,5%), SOCAR (16,7%), TPAO (19%), NICO (10%) и российский (10%). Стоимость второй стадии составляет почти $24 млрд, а предполагаемый объем добычи — 16 млрд кубометров в год.

Президент Азербайджана Ильхам , присутствовавший на территории запуска на Сангачальском терминале близ Баку, отметил, что сейчас в проекте участвуют семь стран — Азербайджан, Грузия, Турция, Греция, Болгария, Албания и Италия, присоединиться к нему планируют также Босния и Герцеговина, Хорватия и Черногория. Во время церемонии Алиев запустил первый газ. Он пойдет в турецкий трубопровод TANAP (Трансанатолийский газопровод) и далее в европейский TAP (Трансадриатический газопровод).

«Азербайджанский газ является новым источником поставок газа в Европу, и реализацией ЮГК мы заново составляет энергетическую карту континента», — подчеркнул Алиев.

Стоит подчеркнуть, что пока другие части ЮГК не готовы. TANAP планируется ввести в эксплуатацию 12 июня, сообщал ранее министр энергетики и природных ресурсов Турции . А Трансадриатическая труба должна быть достроена только к 2020 году.

Проект изначально был призван повысить безопасность поставок газа в Европу, составить конкуренцию российским трубопроводным проектам «турецкий проект» и «Северный поток — 2» и снизить долю «Газпрома» на европейском рынке.

Эксперты полагают, что формально этот проект может усилить конкуренцию на европейском рынке газа, однако серьезно позиции «Газпрома» на этом направлении не потеснит.

Если считать, что конкуренция подразумевает определённую гибкость для покупателя и возможность выбора между поставщиками, то такой конкуренции здесь не появляется или она минимальна, отмечает аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» .

Газ с проекта «Шах-Дениз 2» будет поставляться в рамках долгосрочных контрактов, известно, что в цене есть и составляющая с нефтяной привязкой, то есть речь идет об обязательных (в рамках объема «бери-или-плати») закупках, поясняет эксперт. Речь, таким образом, может идти не столько о конкуренции в прямом смысле этого слова, сколько о диверсификации источника поставок для стран Южной Европы (Греции, Болгарии, Италии), добавляет он.

16 млрд кубометров — это менее 3% европейского газового рынка, включая Турцию, или в 12 раз меньше, чем продажи «Газпрома» в Европу, подсчитал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Дмитрий .

Это гораздо более значимое событие для Италии, а также Турции и Болгарии, которые сильно зависят от российского газа — проект предлагает хоть какую-то, но альтернативу, рассуждает аналитик. Не менее значимо оно и для Азербайджана, где до недавнего времени главным единственным продуктом сырьевого экспорта была нефть: скорее всего, роль газа в мировом энергетическом балансе будет расти, поэтому экспорт газа — неплохой способ немного обезопасить себя от возможного падения спроса на нефть, возможного на длинном временном горизонте, добавляет Маринченко.

Спрос на газпромовской газ действительно может незначительно сократиться, однако «Газпром» по-прежнему будет иметь возможность управлять объемами, предлагая покупателям скидки и идя на прочие уступки.

То, что «Газпром» приветствовал последнее решение , которая обязала компанию по сути отказать от практики сегментирования рынка и ценовой дискриминации, говорит о том, что холдинг готов проявлять определенную гибкость, чтобы защитить свою долю рынка, добавляет он.

На прошлой неделе «Газпром» с турецким правительством подписали протокол о сооружении сухопутного участка второй нитки «Турецкого потока».

В дополнение к нему было подписано соглашение между «Газпромом» и турецкой Botas, где определены основные условия и параметры строительства этого участка трубы. Предполагается, что вторая нитка «Турецкого потока» (15,5 млрд куб. м в год) обеспечит транзит российского газа через Черное море до побережья Турции и далее до границы с .

В тот же день, 26 мая, глава Турции заявил, что турецкая Botas добилась от «Газпрома» скидки в 10,25% на газ, поставленный в 2015-2016 гг. и получит в качестве компенсации $1 млрд ретроактивного платежа.

Проект Южного газового коридора (ЮГК), предусматривающий прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу, пользуется полной поддержкой США. В последний раз это подтвердила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк во время недавнего визита в Баку. В конце марта усилия Азербайджана по реализации данного проекта всячески приветствовал госсекретарь США Джон Керри во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. По мнению Керри, ЮГК отвечает долгосрочным стратегическим интересам Европы и диверсифицирует источники ее энергообеспечения. Алиев, в свою очередь, выразил признательность США за поддержку этого важного для Баку проекта. По его словам, работы идут по графику, и в течение 2–3 лет ЮГК станет реальностью.

Напомним, что Южный газовый коридор - это на сегодня, как минимум, три трубопровода - Южно-Кавказский, Транс-Анатолийскому (TANAP) и Транс-Адриатическому (TAP), предназначенные для транспортировки на европейский рынок азербайджанского газа, который будет добываться в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 триллиона кубометров. В начале 2020 года каспийский газ по Южному газовому коридору соединится в Италии с сетью европейских газопроводов. Предполагается, что Европа будет получать по ЮГК порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. Кстати, сообщается, что проект строительства Южного газового коридора в последние месяцы заметно подешевел. В частности, вместо прогнозируемых 45 миллиардов долларов расходы, в связи с удешевлением материалов, оптимизации производственных процессов и других обстоятельств, составят 39 миллиардов долларов.

Итак, начиная с 2020 года, азербайджанский газ поступит в каждый европейский дом. В Баку этот факт не вызывает сомнения ни у политиков, ни у экспертов, ни у высокопоставленных чиновников Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Эту мысль можно считать лейтмотивом прошедшей в начале июня XXIII Международной выставки и конференции «Нефть и Газ Каспия» (Caspian Oil&Gas 2016). Говоря более конкретно, с конца 2019 года азербайджанское «голубое топливо» в первую очередь начнет поступать в балканские страны. Благо, серьезной конкуренции в связи с отказом Москвы от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» Азербайджан на этой территории не встретит. Кроме того, Азербайджан заявляет о разработке проектов новых месторождений, за счет которых собирается увеличить добычу природного газа с нынешних 29 миллиардов до 40 миллиардов кубометров в год. Тем самым, отпадают все сомнения в том, что Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства не только по созданию соответствующей инфраструктуры по доставке своего газа в Европу, но и в полном объеме заполнит ее «голубым топливом». Впрочем, представители SOCAR не раз заявляли, что они не против новых поставщиков и конкуренции сырья в данном регионе: главное, чтобы не возникали препятствия азербайджанским планам по экспорту газа.

Реальное строительство Транс-Адриатического газопровода (ТАР) началось 17 мая нынешнего года. ТАР - составная часть Южного газового коридора - проходит от турецко-греческой границы через Грецию, Албанию на юг Италии. Его протяженность составляет 878 километров, включая 105-километровый участок под Адриатическим морем. Стоимость TAP оценивается примерно в 6 миллиардов евро. Отметим, что ранее газ из Азербайджана планировалось поставлять и по трубопроводу Nabucco (через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии), но проект так и не был реализован из-за недостатка ресурсов и денег. Власти Евросоюза дали новому газопроводу яркий «зеленый свет»: Еврокомиссия еще в марте признала проект TAP полностью соответствующим европейскому законодательству. Акционеры ТАР следующие: по 20 процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19 процентов - бельгийской Fluxus, 16 процентов - испанской Enagas и 5 процентов - швейцарской Axpo. Для Европы ТАР - это диверсификация и дополнительная балансировка рынка. По словам зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».

США оказывали поддержку всем энергетическим и трубопроводным проектам Азербайджана, начиная с первой половины 90-х годов. Непосредственно для Вашингтона эти проекты не представляют особой значимости. Глава азербайджанского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что «эти проекты интересны США, поскольку они нацелены на ослабление энергетической зависимости Европы от России. Если бы не поддержка американцев, то реализовать, скажем, проект строительства нефтепровода Баку - Джейхан не удалось бы».

Вместе с тем, Шахиноглу уверен, что сейчас Москва не противится строительству ЮГК. Россия в свое время была обеспокоена перспективой строительства трубопровода «Nabucco», поскольку он предусматривал доставку на европейский рынок крупных объемов газа. По поводу же ЮГК сильного давления со стороны Кремля нет, так как Азербайджан будет прокачивать по нему ограниченные собственные объемы. Другое дело, отмечает Шахиноглу, если в ЮГК будет поступать туркменский газ. Тогда Москва может начать активно противодействовать строительству трубопровода по дну Каспия.

Другие эксперты и политологи также полагают, что на реализацию проекта ЮГК у Москвы нет никакой нервной реакции. В начале нулевых годов Азербайджан, когда он был еще экономически слаб, построил нефтепровод Баку - Джейхан, газопровод Баку - Эрзурум, и Россия не препятствовала реализации этих проектов. И сейчас она не мешает строительству новых трубопроводов Азербайджана, так как с ними связаны интересы не только западных компаний и будущих покупателей газа, но и Баку как поставщика «голубого топлива».

Самое интересное, что официальные лица российского «Газпрома» никогда не считали Азербайджан своим прямым конкурентом на газовом рынке Европы. Наоборот, с прошлого года «Газпром» и азербайджанская SOCAR рассматривают возможность увеличения поставок российского газа с учетом перспективы роста потребления топлива в Азербайджане. Действительно, в настоящее время Азербайджан сам закупает определенные объемы газа у России. В сентябре прошлого года начались поставки по договору с российским газовым монополистом, согласно которому Азербайджан намерен закупать 2 миллиарда кубометров газа. А 11 мая 2016 года глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан готов закупать от 3 до 5 миллиардов кубометров газа и соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.

Объемы поставок газа из Азербайджана в Европу несопоставимы с теми, которые сегодня туда идут из России. Сейчас крупнейший поставщик газа на европейский континент именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 миллиарда кубометров, его доля рынка Старого Света - 30,9 процента. Так что 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год - это гораздо меньше 10 процентов от поставок российского сырья. Конечно, когда открываются любые новые возможности, для такого амбициозного игрока энергетического рынка, как Азербайджан, право же, грех не воспользоваться благоприятной ситуацией. Но претензии Москвы к новым азербайджанским проектам означали бы вступление России в глобальное противостояние с Западом. Это ничего хорошего ни Баку, ни Москве не сулило бы. Поэтому Россия не против, она мудро занимает спокойную позицию…