Значение слова эней в кратком словаре мифологии и древностей. Смотреть что такое "Эней" в других словарях

Эней, сын Анхиза, покидает Трою. - Троянские Пенаты направляют Энея в путь. - Буря Юноны. - Эней и Дидона. - Смерть Дидоны. - Кумская сивилла: миф о золотой ветви. - Высадка Энея в устье Тибра: миф о войне троянцев с рутулами. - Основание Энеем и Асканием Альба-Лонги. - Бог Марс и Рея Сильвия: миф о рождении Ромула и Рема. - Ромул и Рем вскармливаются волчицей. - Миф об сновании Рима. - Похищение сабинянок.

Эней, сын Анхиза, покидает Трою

Герой Троянской войны Эней , сын богини Афродиты (Венеры) от Анхиза, царь дарданов и родственник Приама, храбро сражался против греков. Эней, подобно , был любимец троянцев за свое мужество и ум.

Афродита и Аполлон постоянно охраняют и защищают Энея. Во время его поединка с Ахиллесом бог Посейдон спасает Энея, окружая непроницаемым облаком, потому что Энею суждено было по воле богов, после гибели всего рода Приама, стать троянским царем.

О судьбе Энея, о его странствиях и об основании нового царства в Италии совсем не упоминается у Гомера. Только чуть ли не тысячелетие спустя римский поэт Вергилий собрал в одну целую поэму под названием «Энеида» все античные мифы об этом герое.

Во время пожара и разграбления Трои Эней старается, но безуспешно, отбить нападающих греков. Эней решается забрать свою семью, домашних богов, священный палладий, покинуть родной город и отправиться искать в чужие страны нового отечества.

Престарелый и расслабленный отец Энея Анхиз отказывается его сопровождать, но боги покровительствуют намерениям Энея. Именно в то время, когда жена Энея, Креуса, и отец стараются уговорить его не покидать родины, совершается чудо: над головой сына Энея Аскания, или Иула, появляется яркое пламя, которое как бы дотрагивается до волос ребенка. Испуганные родители, желая потушить это пламя, обливают голову Аскания водой, но пламя не тухнет. Анхиз видит в этом как бы предзнаменование славной будущности, ожидающей внука, и он соглашается покинуть Трою вместе с Энеем.

Тогда Эней собирает всю свою семью и некоторых преданных ему людей, дает отцу нести домашние Пенаты и священные сосуды, а сам несет Анхиза на своих плечах.

На горе Иде к ним присоединяются жалкие остатки троянцев, с которыми Эней отправляется на двадцати кораблях во Фракию.

Оставление Энеем Трои в сопровождении семьи очень часто изображалось на памятниках искусства как в античности, так и в новейшие века.

На одной из древнеримских фресок, открытых в Геркулануме, представлен Эней, несущий отца на плечах; но античный художник почему-то изобразил всех действующих лиц с собачьими головами.

В Луврском музее находится картина Спады, изображающая тот же мифологический сюжет. Там же находится и знаменитая группа Ленотра «Эней несет Анхиза».

Троянские Пенаты направляют Энея в путь

Покровительствуемый богами, Эней высаживается на берег Фракии, основывает там город и называет его своим именем.

Затем Эней отправляется на остров Делос спросить оракула, куда он должен направить свой дальнейший путь. Не поняв хорошенько ответа оракула, Эней пристает к острову Криту. Но там ему во сне являются , увезенные им из горящей Трои, и приказывают отправляться дальше: «Слушай, что говорит нашими устами Аполлон: мы - боги твоего очага, последовавшие за тобой из священного Илиона. Мы возвеличим твоих потомков до звезд небесных и мы дадим их городу власть над всем миром. Ты же приготовь этому великому народу великую столицу. Ты должен покинуть Крит; есть страна, известная грекам под названием Гесперия: это сильная войсками и славная своим плодородием страна. Вот наша родина, туда направляйся» (Вергилий).

Буря Юноны

Эней, послушный воле богов, вновь пустился в путь, но богиня Юнона, продолжавшая мстить троянцам, насылает страшную бурю, разогнавшую корабли Энея.

Бог Нептун опять берет под свое покровительство героя Энея и усмиряет бурю.

В Ватикане хранится прекрасный иллюстрированный античный манускрипт «Энеиды» Вергилия. Одна из миниатюр этого манускрипта изображает Энея, застигнутого бурей. Разные морские чудовища плавают вокруг корабля Энея; ветры представлены в виде юношей, которые дуют на корабль. У Энея вокруг головы как бы венец или сияние. На античных памятниках искусства такое сияние вокруг головы (нимб) было эмблемой власти и могущества; впоследствии первые художники-христиане стали окружать таким сиянием головы святых.

Буря прибила Энея и его спутников к берегам Африки именно в том месте, где Дидона, дочь финикийского царя, только что основала город Карфаген.

Эней и Дидона

Троянцы обратились к царице Карфагена Дидоне с просьбой оказать им гостеприимство. Дидона приняла их не только радушно, но устроила Энею самый роскошный прием.

Богиня Венера решила возбудить в Дидоне пламенную любовь к троянскому герою, и вскоре царица проводит целые дни, слушая рассказы Энея о бедствиях, постигших Трою, и о его странствованиях.

Искусство очень часто изображает пребывание Энея у Дидоны.

Как ни сильны были чары Дидоны, но Эней устоял против них и, повинуясь Юпитеру, покинул гостеприимную страну.

Смерть Дидоны

Дидона умоляет Энея отказаться от своих намерений и остаться у нее навсегда. Видя, что все ее просьбы напрасны и что Эней тайно покинул ее, Дидона велит приготовить костер, всходит на него и убивает себя мечом, подаренным ей Энеем.

Смерть Дидоны также не раз служила темой для художественных произведений.

Печальная судьба Дидоны, сжигающей себя на костре, потому что ее покинул Эней, которого Юпитер предназначил стать основателем римского государства, как бы предвещает гибель Карфагена, сожженного римлянами.

Кумская сивилла: миф о золотой ветви

Эней со своими спутниками терпит новую бурю; спасаясь от нее, он пристает к берегам Сицилии. Там Эней устраивает в память отца, умершего годом раньше, похоронные игры и состязания и намеревается вновь сняться с якоря, но троянские женщины, утомленные вечными странствованиями, сжигают несколько кораблей и отказываются ехать дальше. Тогда Эней основывает в Сицилии город и оставляет в нем женщин, стариков и всех тех, кто не желает следовать за ним.

Собрав оставшихся воинов и снарядив свои уцелевшие корабли, Эней отправился дальше. Прибыв в город Кумы в Италии, Эней обратился к кумской сивилле (предсказательнице), которая дала ему совет спуститься в царство теней и узнать от отца ожидающую Энея судьбу.

Спустившись в царство Аида, Эней приносит Персефоне в дар, по совету сивиллы, найденную им по дороге золотую ветвь и отыскивает там своего отца Анхиза, который предсказывает ему и его потомкам славное будущее. Анхиз говорит, что Эней по воле богов будет прародителем храброго и воинственного народа, а его потомки будут владеть половиной мира.

Высадка Энея в устье Тибра: миф о войне троянцев с рутулами

Проплавав несколько дней, Эней благополучно высаживается на берег Тибра. Там его дружески принимает царь страны Латин и предлагает Энею в супруги свою дочь Лавинию. Но царица Амата восстанавливает против Энея Турна, царя рутулов, которому была раньше обещана в жены Лавиния. Турн во главе со многими союзниками нападает на Латина и Энея. Вызванный последним на поединок, Турн погибает, сраженный его рукою.

Во время этой войны корабли Энея, стоящие у берега Тибра на якоре, были превращены богами в Нереид в тот момент, когда Турн собирается их поджечь. Боги, предназначавшие Энея быть основателем царства в Италии, отняли от него таким образом последнюю возможность покинуть эту страну.

Искусство воспользовалось некоторыми эпизодами войны Энея и италийцев; в особенности часто воспроизводится смерть двух друзей - храбрых юношей Ниса и Эвриала. Самые тесные узы дружбы соединяли их. Нис и Эвриал погибают, защищая один другого от нападавших на них рутулов. В Луврском музее находится группа скульптора Романо, изображающая смерть этих героев - спутников Энея.

Основание Энеем и Асканием Альба-Лонги

Эней соединился с Лавинией, основал город, назвав его в честь жены Лавиний, и после смерти Латина унаследовал его царство.

Эней вместе с сыном Асканием основал город Альба-Лонгу на том самом месте, где, как говорит Вергилий, согласно с предсказаниями оракула, они увидали белую свинью со многими поросятами: «Когда ты усталый будешь блуждать в тревоге и печали, ты увидишь на берегу пустынной реки, под дубом, огромную белую свинью, кормящую таких же белых, как и она сама, поросят; там именно место для нового города, который ты выстроишь, и тогда настанет конец твоим трудам» (Вергилий).

Несколько античных монет изображают Энея и сына его Аскания в тот момент, когда они находят белую свинью.

По римской мифологии, герой Эней, как впоследствии и Ромул, основатель Рима, исчезает, окруженный облаком. Эней становится невидимым для всех и только является Асканию в полном вооружении и объявляет ему, что Юпитер взял его на Олимп и поместил среди бессмертных.

Бог Марс и Рея Сильвия: миф о рождении Ромула и Рема

Сын Энея Асканий (Иул) царствовал много лет и передал свой престол потомкам, между которыми были два брата - Нумитор и Амулий. Они стали оспаривать друг у друга престол, и, несмотря на то, что Нумитор был старше, Амулий его изгнал и завладел Альба-Лонгой и престолом.

У изгнанного царя Нумитора была дочь - Рея Сильвия. Узурпатор Амулий, не желая, чтобы у брата было мужское потомство, принудил племянницу посвятить себя культу Весты, то есть стать и, таким образом, остаться девственницей.

Однажды, когда весталка Рея Сильвия, исполняя разные обязанности при храме Весты, отправилась к реке за водой, ей приснился сон: к ней явился бог войны Марс и вступил с ней в союз.

В Пио-Клементинском музее находится античный барельеф, изображающий посещение Марсом Реи Сильвии, которая затем вскоре родила двух близнецов - Ромула и Рема.

Услыхав об этом, Амулий приказал бросить детей в Тибр, а Рею Сильвию предать обычной казни преступных весталок.

Ромул и Рем вскармливаются волчицей

«Был ли то случай, или воля богов, - говорит римский историк Тит Ливий, - но в этом году Тибр разлился очень широко. Люди, которым было поручено кинуть детей, оставили корзину с близнецами среди нахлынувших волн; когда же вода стала сбывать, корзина очутилась на суше, а волчица, пришедшая с гор утолить свою жажду, привлеченная жалобными криками брошенных детей, принялась их кормить. Пастух Фаустул, увидевши это чудо, взял к себе Ромула и Рема и воспитал их».

Сохранилось несколько древнеримских монет, на которых изображена волчица, кормящая детей, а в Ватикане находится античная скульптурная группа, трактующая тот же мифологический сюжет.

Оба брата, став юношами, изгнали Амулия и вновь посадили на престол Альба-Лонги деда.

Миф об сновании Рима

Сами же Ромул и Рем решили основать город на том месте, где были найдены пастухом. Основав город, близнецы Ромул и Рем принялись спорить о первенстве и о том, кому из них назвать своим именем город. Чтобы, наконец, прекратить ссору, они стали молить богов послать им какой-нибудь знак или знамение. Вскоре Рем увидал шесть ястребов, летающих вокруг его головы, но почти в то же время Ромул объявил, что к нему летят двенадцать ястребов; это еще более усилило раздоры и схватки между приверженцами обоих братьев.

По некоторым мифам, в одной из этих схваток был убит Рем. Другие же мифы рассказывают, что Рем одним прыжком взобрался на стены, возведенные Ромулом вокруг нового города, и стал насмехаться над ними; тогда разгневанный Ромул убивает брата, говоря: «Так погибнет каждый, кто осмелится взобраться на эти стены».

После смерти брата Ромул назвал город своим именем и стал в нем царствовать.

Похищение сабинянок

В только что основанном городе Риме не было жителей. Тогда Ромул даровал ему право убежища. В городах, которым было даровано право убежища, пользовались неприкосновенностью даже преступники. Нарушивших право убежища постигала кара богов и государства. После этого в Рим стали переселяться игроки, воры, рабы, спасающиеся от тиранства своих господ, и люди, изгнанные отовсюду.

Из соседних жителей никто не хотел вступать в брачные союзы с таким сбродом, и город Рим должен был непременно вымереть, не пополняясь рождением детей за неимением женщин.

Основатель Рима Ромул, желая прекратить такое положение дел, прибегнул к следующей хитрости: он устроил роскошный пир и пригласил на него соседних жителей, сабинян, с женами и детьми. По данному им знаку римляне кинулись на своих гостей и похитили всех девушек, присутствовавших на празднике.

Такое насилие вызвало войну между римлянами и сабинянами, но, когда обе армии стояли одна против другой, похищенные сабинянки кинулись между противниками и стали умолять своих отцов и братьев оставить их в Риме с их мужьями и заключить мир.

Похищение сабинянок служило часто темой для многочисленных памятников искусства.

Из новейших произведений на мифологический сюжет похищения сабинянок пользуются известностью картины Давида, Пуссена и Рубенса.

Вскоре после похищения сабинянок Ромул, дав городу законы и основав там общественные учреждения, велел возвестить через сенатора всем жителям, что наступит время, когда этот город будет считаться властелином мира, и что ни один народ не устоит против силы римского оружия.

Затем Ромул исчез или, как говорит римский миф, был взят богами на Олимп, и, подобно предку своему Энею, был ими принят в число бессмертных богов.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТРОЯНСКОГО ЦАРЯ ЭНЕЯ И "ЭНЕИДА" ВЕРГИЛИЯ.

1.1. ЦАРЬ ЭНЕЙ.

После нашего анализа Троянской войны XIII века н.э. становятся понятными и многие другие крупные события, последовавшие за ней. Безусловно, одним из самых ярких сюжетов той поры является история царя Энея. В основном, она изложена в знаменитой "античной" поэме Вергилия "Энеида" . Вкратце, суть дела такова.

Троянский царь Эней находится в осажденной Трое вместе с сыном Асканием-Юлом, отцом Анхисом и женой Креусой. Матерью Энея была сама богиня Афродита-Венера. Эней родился на горе Иде или на берегу Симоента. Стоит отметить, что <<намеки НА СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОДОМ ПРИАМА (правившего в Трое - Авт.) И РОДОМ ЭНЕЯ встречаются в "Илиаде">> , т.2, с.662. Средневековая книга "Троя" или "Троянская История" сообщает: "У Энея было множество родственников и друзей; не нашлось бы в Трое другого человека, который мог бы соперничать с Энеем в богатстве, А СВОИМ ВЛИЯНИЕМ В ГОРОДЕ ОН НЕ УСТУПАЛ И САМОМУ ЦАРЮ (Приаму - Авт.)" , с.131-132.

Может быть, именно поэтому <<Эней сначала не принимал участия в обороне Трои и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест... Имя Энея называется в "Илиаде" среди славнейших троянских героев... Посейдон спасает Энея, ТАК КАК ТОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНО СУДЬБОЙ СОХРАНИТЬ ЦАРСКИЙ РОД ДАРДАНА... Эней, увидев зловещее предзнаменование в гибели Лаокоона, ушел из Трои ЕЩЕ ДО НАЧАЛА НАПАДЕНИЯ АХЕЙЦЕВ; он, по-видимому, продолжал царствовать в предгорьях Иды... В более поздних источниках появился мотив БЕГСТВА ЭНЕЯ ИЗ РАЗОРЕННОЙ ТРОИ>> , т.2, с.661.

По другим свидетельствам, Эней и Антенор решили "уговорить царя Приама, чтобы он отдал грекам Елену и заключил бы с ними мир" , с.131. Приам отказался. Тогда Эней и Антенор сами изменили Приаму и решили сдать Трою грекам. Причем царь Приам заподозрил измену , с.131-133. "Дошли и до Энея и Антенора слухи, что Приам с сыном ГОТОВЯТСЯ ИХ УБИТЬ" , с.131. Утверждалось далее, что Эней и Антенор действительно совершили откровенное предательство. Средневековая книга сообщает: "Утром греки в сопровождении Антенора и ЭНЕЯ, ИЗМЕННИКОВ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА, ворвались в великий Илион и, не встретив никакого сопротивления, перебили всех, кто ни попадался им на глаза. А Пиррус с обнаженным мечом в руке устремился в храм Аполлона, где ожидал своей смерти Приам, И В ПРИСУТСТВИИ АНТЕНОРА И ЭНЕЯ, КОТОРЫЕ И ПРИВЕЛИ СЮДА ГРЕКОВ, изрубил царя мечом" , с.133.

Таким образом, роль Энея двойственна. С одной стороны он - троянец, находится в Трое и, тем самым, является противником греков. С другой стороны, он как бы равен царю Приаму, не уступая тому в знатности. В итоге Эней переходит на сторону осаждающих греков и, более того, именно благодаря его измене Троя, наконец, взята. После чего Эней покидает пылающий город и спасается бегством. Либо же просто уезжает из опустошенной столицы. Стоит отметить, что, хотя Троя сожжена, тем не менее, согласно одной из версий, "дома ИЗМЕННИКОВ (то есть Энея и Антенора - Авт.) уцелели от огня, ибо они были отмечены особыми знаками" , с.134. Средневековая книга "Троя" утверждала, что "Антенор и Эней были виновниками гибели Троянского царства, ибо изменили они царю Приаму, а Трою предали и обрекли на разорение" , с.136.

Как мы увидим в дальнейшем, бытовали диаметрально противоположные мнения в оценке личности и роли царя Энея. Разные противоборствующие лагеря, по-видимому, существенно по-разному оценивали его роль, что и отразилось на страницах летописей.

Вернемся к Энеиде. Согласно Вергилию, когда Трою захватили греки, начинается кровавый погром. Эней с семейством и группой троянцев бежит на кораблях из горящего города. Ему дано видение: он должен взять с собой священные пенаты Трои, плыть в далекую, могущественную и богатую страну Гесперию, чтобы основать там новое великое царство, которому будет дано покорить весь мир. Дело в том, что предки Энея, оказывается, были родом из Гесперии. Поэтому Энею и следует теперь вернуться на далекую родину и создать там новое царство. Начинается длительное и непростое путешествие. В конце концов, Эней со спутниками прибывает в Тартар, а затем - в Гесперию или Италию-Латинию, где живут этруски и рутелы. Согласно нашим результатам, см. [ХРОН5], раньше ИТАЛИЕЙ и РУТЕЛИЕЙ называли Русь-Орду. Кстати, выражение ЛЮДНАЯ страна могли произносить как ЛАТИНИЯ, а название РУТЕНИЯ могло произойти от выражения: РАТНАЯ страна, то есть РУТЕЛИЯ, при переходе Н-Л.

Эней осваивается в Латинии-Рутелии. Наряду с друзьями, у него тут есть и враги, с которыми Эней воюет. Троянцы, прибывшие с Энеем, постепенно укореняются в Гесперии и начинают новую жизнь. Эней приобретает большую власть. "Местный царь Латин готов отдать Энею руку своей дочери Лавинии и предоставить место для основания нового города, но для этого Энею приходится вступить в тяжелую борьбу с Турном (Рутеном? - Авт.)- вождем местного племени рутулов, также претендующим на руку Лавинии (рис.3.1 - Авт.). Эней побеждает в поединке Турна и троянские божества получают новое пристанище на италийской земле, которая СТАНОВИТСЯ ПРЕЕМНИЦЕЙ СЛАВЫ ТРОЯНЦЕВ" , т.2, с.662. Энеида заканчивается сражением Энея с Турном.

По некоторым сведениям, когда Эней через некоторое время умирает, он возносится на небо.

Дальнейшие события отразились в других "античных" источниках, например, у Тита Ливия. Потомки Энея - близнецы Ромул и Рем - основывают в Гесперии-Латинии великий Рим, ставший впоследствии столицей грандиозной всемирной Империи.

Забегая вперед, сразу сообщим результат нашей реконструкции, подробному обоснованию которой посвящены дальнейшие разделы.

По-видимому, после захвата Трои = Царь-Града в 1204 году и тяжелых войн в столице и вокруг нее, Русь-Орда и ее союзники, мстившие за казнь Христа в Царь-Граде = евангельском Иерусалиме, наконец, полностью покоряют прежнюю босфорскую метрополию империи и наказывают виновных. Однако среди крестоносцев-ордынцев нет согласия по поводу дальнейшей судьбы государства. Споры приводят к междоусобным войнам, к переделу сфер влияния. Один из представителей прежней царской династии, правившей в Царь-Граде, - царь Иоанн-Эней - выделяется среди прочих тем, что его род частично происходит из Руси-Орды. Кроме того, Иоанн-Эней был, скорее всего, христианином и лично присутствовал при распятии Христа в 1185 году, был его приверженцем.

Перед самым падением Трои, или уже после захвата столицы, Эней покидает Царь-Град = Иерусалим и направляется вместе со своими сторонниками на Русь. Прибыв сюда, и пользуясь тем, что он - царского рода и что некоторые его предки происходили именно из Руси, он занимает высокое место в Руси-Орде. Как видно из описания Вергилия, к моменту прибытия Иоанна = Энея, Русь уже сильное и развитое государство. Однако в эпоху, когда столица империи находилась в Царь-Граде, Русь занимала подчиненное положение, будучи одной из фем империи. Но через некоторое время, а именно, в начале XIV века, царственные потомки Иоанна-Энея - "античные" Ромул и Рем, - то есть, как мы теперь понимаем, царь-хан Георгий Данилович Калита и царь-хан Иван Данилович, - основывают Великую = "Монгольскую" Империю с центром на Руси.

Это стало возможным в силу двух причин. Первая: Русь обладала огромными природными и людскими ресурсами, была богатой страной, занимала исключительно выгодное стратегическое положение в Евразии. В итоге стала одной из влиятельнейших фем прежней империи. Может быть даже - самой влиятельной. Наверное, именно поэтому Русь XIII века возглавила Крестовые Походы на Царь-Град, с целью наказать виновных в казни Христа. И в итоге добилась своего.

Вторая причина возвышения Руси в XIII - начале XIV века такова. После падения Трои = Царь-Града, на Русь из прежней столицы, - евангельского Иерусалима, - прибыли представители прежней царской династии, возглавляемые Энеем. Более того, повторим, он был одним из ближайших сторонников Христа. Тем самым, Руси было как бы передано священное наследие прежней империи. Вергилий подчеркивает, что именно перенос в Латинию священных пенатов Трои дал право на мировое владычество новой метрополии - Риму. То есть, как мы теперь понимаем, Руси. Итальянский Рим возникнет гораздо позже.

Так на Руси в новом качестве возродилась прежняя империя. Так Русь превратилась в начале XIV века в Русь-Орду = Великую Империю. Именно ее затем описали на страницах многочисленных "античных" источников XV-XVII веков как могущественную "Римскую Империю". В XIV-XVI веках она действительно приобрела гигантские размеры, охватила практически всю Евразию, бо"льшую часть Африки и Америки. В начале XVII века Русско-Ордынская Империя = "античный Рим" раскололась. В "античных" источниках это событие описано как крушение "античного Рима" якобы в VI веке н.э. Здесь мы видим хронологический сдвиг примерно на тысячу лет.

Кроме того, как мы покажем, "античная" история Энея отразила, - правда куда более глухо, - также отдельные события XIV-XV веков, развернувшиеся уже на территории Западной Европы во время великого = "монгольского" завоевания. В частности, - ордынско-казацкую колонизацию Италии и основание там итальянского Рима в конце XIV века. А также, вероятно, плавание Колумба = библейского Ноя = Энея через Атлантику и начало колонизации Америки в конце XV - XVI веке [ХРОН6], гл.14.

Но основным содержанием, ядром "античной" истории Энея, - как она изложена у Вергилия и других "классиков", - является рассказ о предыстории возникновения Рима. То есть могущественной Ордынской Империи с метрополией на Руси. Ближайшим союзником Руси-Орды, начиная с середины XV века, была Османия=Атамания со столицей в Царь-Граде = евангельском Иерусалиме.

1.2. В СРЕДНИЕ ВЕКА МНОГИЕ СЧИТАЛИ "ЯЗЫЧЕСКОГО" ВЕРГИЛИЯ ХРИСТИАНИНОМ. КОГДА ЖИЛ ВЕРГИЛИЙ?

Сегодня считается, что: <<Виргилий, Вергилий (Публий В. Марон) [пишется Vergilius в Медицейской и Ватиканской рукописи и в нескольких последующих, начиная с XIV в. - "е" заменяется "i" в рукописях] - ЗНАМЕНИТЕЙШИЙ ПОЭТ Августовского века. Родился в 70 г. до Р.Х. близ Мантуи>> . На рис.3.2 представлен старинный портрет Вергилия из манускрипта, именуемого обычно Vergilius Vaticanus, созданного якобы около 400 года н.э.

"При жизни Вергилий был ОЧЕНЬ ЗНАМЕНИТ. Есть сведения, что когда он входил в театр читать свои стихи, ГРАЖДАНЕ ОКАЗЫВАЛИ ЕМУ ПОЧЕСТИ, ПОДОБАВШИЕ АВГУСТУ. Уже много лет спустя после кончины поэта день его смерти, иды октября, считался священным... Слава его пошла по двум весьма различным руслам. Она суживалась в тех кругах, которые могли оценить его поэтические достоинства, И РАСШИРЯЛАСЬ В НАРОДНОЙ МАССЕ... Низовая слава Вергилия представляет явление уникальное и в высшей степени любопытное" , с.24-25.

Энеида - большая поэма, являющаяся одной из жемчужин "античной" литературы.

Кроме Энеиды Вергилий написал еще "Буколики". В этом произведении комментаторы уже давно обнаружили заметные следы христианства. Пишут так: <<Самая знаменитая и на самом деле самая интересная (в "Буколиках" - Авт.)... эклога IV (Pallio), в которой Вергилий предсказывает БУДУЩИЙ ЗОЛОТОЙ ВЕК и скорое рождение ребенка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни... и заканчивает славословием БУДУЩЕГО БЛАГОДЕТЕЛЯ ЛЮДЕЙ. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника>> . О том, что в средневековой литературе "Золотой Век" связывали именно с Христом, мы рассказали в книге "Царь Славян".

"Знаменитый магистр Абеляр (якобы 1079-1142 годы - Авт.), средневековый французский богослов и поэт, рекомендовал чтение языческого поэта (Вергилия - Авт.) ХРИСТИАНСКИМ ПАСТЫРЯМ" , с.428.

Считается, что <<в средневековье сложилось как бы два образа Вергилия. Один - Вергилий, изображавшийся НА ВИТРАЖАХ СОБОРОВ, ПРОРОК, ПРЕДСКАЗАВШИЙ ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА... Блаженный Августин видит в Вергилии "душу, христианскую по природе", святой Иероним ставит его выше всех языческих поэтов и включает его в круг изучаемых авторов в основанной им монастырской школе в Вифлееме...

Другой Вергилий - колдун, чернокнижник и маг. Это превращение произошло в средние века. Переосмысляется имя его деда с материнской стороны - Магий. Показывают зеркало, с которым Вергилий якобы занимался магией; изображения Вергилия носят как талисман... С чарами Вергилия связывают основание Неаполя... В начале XVI века эти легенды были собраны в сборник и вскоре переведены на другие языки. По одной из них, Вергилий родился в Арденнах (в Орде? в Ордынии? в Рутении? - Авт.) после основания Рима, в Толедо обучался магии, которой извел впоследствии императора римлян, влюбился в дочь вавилонского султана, основал Неаполь и таинственно исчез во время бури на море...

Аллегорически-ХРИСТИАНСКОМУ истолкованию... подвергаются в средние века ВСЕ ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕРГИЛИЯ (Буколики, Георгики, Энеида - Авт.). "Буколики" становятся в то время особенно популярны. Это объясняется не только тем, что в таинственном младенце эклоги IV (IV раздела поэмы - Авт.) видели Христа, но и тем, что... образ буколического пастуха соотносится с образом Иисуса как доброго пастыря, в соотношение "пастух и его стадо" вкладывается значение "пастыря и его паствы"...

Аллегорически-христианскому толкованию поддавалась и "Энеида" с ее шестой книгой - "адом"... В "Божественной комедии" Данте Вергилий выбран в провожатые поэта и как великий мастер, И КАК ХРИСТИАНИН... В христианско-аллегорической традиции использована "Энеида" и в "Доме" славы" (1383-1384) Чосера>> , с.374-375.

Как мы теперь понимаем, нет ничего удивительного в том, что в средневековье поэмы Вергилия рассматривались как ХРИСТИАНСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Дело в том, что Вергилий творил, скорее всего, в эпоху XVI-XVII веков и описывал, в частности, события, происшедшие после распятия Христа в 1185 году. Однако современные комментаторы предпочитают говорить о христианстве Вергилия как о "христианско-аллегорическом истолковании". Дескать, сам Вергилий христианином, конечно, не был. Это его всего лишь "так интерпретируют". Ясно, почему так приговаривается. Потому, что скалигеровская хронология ошибочно отнесла Вергилия и его произведения к I веку до н.э., то есть якобы до рождения Христа. Получилось искусственное противоречие. Которое несколько поколений историков, начиная с XVIII века, усиленно комментируют и тщательно изучают.

Стоит отметить, что <<для литературы XVII и XVIII веков наследие Вергилия продолжает сохранять значение ЖИВОЙ ТРАДИЦИИ... Как ПРЯМОЕ ПОДРАЖАНИЕ эклогам Вергилия... написаны несколько пастушеских стихотворений Д.Мильтона (1608-1674) и А.Попа (1688-1744). Роман-идиллия "Астрея" (1607) Оноре д"Юрфе, где пастухи приобрели утонченность французских аристократов, связана с возрожденческим романом-идиллией типа "Аркадии" Санадзаро (которого называли, оказывается, "неаполитанским Вергилием" , с.376 - Авт.)>> , с.379.

Более того, <<эпос... средневековых рыцарских романов ЗАИМСТВУЕТ ИЗ "ЭНЕИДЫ" ЦЕЛЫЕ ЭПИЗОДЫ. К этой традиции можно отнести "Тезеиду" (1339-1340) Боккаччо, "Неистового Роланда" (1516-1532) Ариосто, "Королеву фей" (1591-1596) Спенсера. Наконец, "Энеида" - часть сюжетной основы христианской эпопеи в "Освобожденном Иерусалиме" (1581) Торквато Тассо>> , с.377-378.

Кстати, само название "Буколики", вероятно, происходит от славянского словосочетания "Бога Лик", то есть Лик Бога или Божественный лик. Оно вполне отвечает содержанию данной книги. Как мы уже видели, в ней фактически говорится о добром пастыре, пасущем свою паству. То есть, как справедливо считают комментаторы, о Христе. В таком случае название книги "Бога Лик" означало: "Лик Христа".

Второе произведение Вергилия - "Георгики" - совсем другого содержания. В нем, в поэтической форме, последовательно излагаются основные отрасли сельского хозяйства: хлебопашество, виноградарство, скотоводство и пчеловодство. Поэма содержит множество совершенно конкретных предписаний и сельскохозяйственных советов. Подробно и профессионально излагаются сельскохозяйственные приемы - проверка качества почвы, прививка деревьев, лечение захворавших овец, способы поимки отроившихся пчел. Кстати, по поводу названия "Георгики" выскажем следующую гипотезу. Может быть, здесь проглядывает словосочетание "Гео+Рожаю", то есть Земля+Рожаю, в смысле - Рожающая Земля, Родящая Земля. Вполне отвечает сути данной поэмы. Описываются, в частности, приемы улучшения урожаев, то есть как заставить "землю родить".

Спрашивается, читателям какого времени были адресованы сельскохозяйственные рекомендации Вергилия? Оказывается, пик интереса к "Георгикам" приходится на XVII-XVIII века. Сообщается следующее.

<<"Георгики" всегда уступали "Энеиде" и "Буколикам" в популярности. В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ С ЕЕ ИНТЕРЕСОМ К БОТАНИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОМУ САДОВОДСТВУ "ГЕОРГИКИ" НАЧИНАЮТ ИГРАТЬ БОЛЕЕ ЗАМЕТНУЮ РОЛЬ И КАК ПРАКТИЧЕСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЮЩЕМУ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦУ, и как поэтический образец>> , с.377. Скорее всего, именно в эпоху XIV-XVI веков "Георгики" и написаны. А не лежали на пыльных полках много сотен лет, начиная будто бы с I века до н.э.

Более того: <<СЕМНАДЦАТЫЙ И В ОСОБЕННОСТИ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК - ВРЕМЯ НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТИ "ГЕОРГИК". Английский поэт, драматург и литературный критик XVII века Д.Драйден (1631-1700) называет "Георгики" "божественным творением" Вергилия, Вольтер видит в Вергилии прежде всего творца "сладчайших" "Георгик"...

Начиная с XIX века влияние Вергилия СТАНОВИТСЯ МЕНЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ, приобретая значение тщательно оберегаемого культурного наследия>> , с.379,381.

И далее: <<Непосредственное влияние на русскую литературу оказала "Энеида" в XVIII веке>> , с.382. Вообще надо сказать, что по каким-то не очень понятным соображениям отношение в романовской России к Энеиде Вергилия было сдержанным.

Таким образом, если "античный" поэт Вергилий, - а точнее редактор, из-под пера которого вышли поэмы Вергилия в их современном виде, - жил в эпоху XVI-XVII веков, то становится понятным, почему пик популярности его произведений приходится именно на XVII-XVIII века. А в XIX веке его поэмы постепенно стали забываться и рассматриваться лишь как важное историческое наследие.

И Афродиты (рим. Венеры). Рождённый богиней на горе Ида или на берегу Симоента, Эней до пяти лет воспитывался у горных нимф. Эней сначала не принимал участия в обороне Трои и присоединился к троянцам только после того, как был изгнан Ахиллом из родных мест (Hom. Il. XX 89-96 и 187-194). Имя Энея называется в «Илиаде» среди славнейших троянских героев (XI 56-58), он участвует во многих важных сражениях, хотя в решающих встречах с Диомедом и Ахиллом Эней терпит поражение и избегает гибели только благодаря вмешательству Афродиты, Аполлона и Посейдона (V 297-317, 432-448; XX 79-352); настроенный обычно враждебно к троянцам, Посейдон спасает Энея, т.к. тому предназначено судьбой сохранить царский род Дардана (XX 302-308; Hymn. Hom. IV 196-199). Этот мотив получил развитие в киклической поэме «Разорение Илиона», где было изображено, как Эней, увидев зловещее предзнаменование в гибели Лаокоона, ушел из Трои ещё до нападения ахейцев; он, по-видимому продолжал царствовать в предгорьях Иды, либо на восточном берегу Геллеспонта, близ города Дардан. В более поздних источниках появился мотив бегства Энея из разоренной Трои. Один из таких вариантов проник не позже рубежа 6-5 вв. до н.э. к этрускам и лег в основу мифа о переселении Энея в Италию и основании им Рима. Эта версия, вобравшая в себя в течение нескольких столетий дополнительные эпизоды и местные италийские легенды, стала господствующей к середине 1 в. до н.э. и получила окончательную обработку у Вергилия в «Энеиде». По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться с проникшими в город ахейцами, но получил от богов приказ оставить Трою вместе с престарелым Анхисом и малолетним сыном Асканием (Юлом); жена Энея Креуса по воле тех же богов исчезла в самом начале пути из Трои. Захватив с собой священные изображения троянских богов, Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. По пути он попадает во Фракию и Македонию, на Крит и остров Делос, в Лаконию и Аркадию, на острова Ионийского моря и в Эпир, где встречает Андромаху, вышедшую замуж за Елена. Дважды Энея заносит в Сицилию, где умирает Анхис и Эней устраивает на его могиле погребальные игры. Страшная буря, обрушившись на корабли Энея, уничтожает большую их часть, а самого Энея забрасывает в Карфаген. Здесь его гостеприимно встречает царица Дидона , любовь которой надолго задерживает Энея в Карфагене. Когда, наконец, по велению богов Эней отправляется дальше в путь, он достигает италийского города Кумы и, совершая с помощью местной пророчицы - кумской сивиллы нисхождение в царство мёртвых, получает предсказание о своей судьбе и будущем своих потомков. Дальнейший путь ведет Энея в Лаций, где местный царь Латин готов отдать Энею руку своей дочери Лавинии и предоставить место для основания нового города, но для этого Энею приходится вступить в тяжелую борьбу с Турном - вождем местного племени рутулов, также претендующим на руку Лавинии. Эней побеждает в поединке Турна, и троянские божества получают новое пристанище на италийской земле, которая становится преемницей славы троянцев. Если на эолийском побережье Малой Азии в 8-7 вв. до н.э. генеалогия Энея, сына Афродиты, возводившего к тому же своё происхождение со стороны отца к самому Зевсу (Hom. Il. XX 208-241), отражала династические претензии знатного рода Энеадов (намеки на соперничество между родом Приама и родом Энея встречаются в «Илиаде», XIII 459-461; XX 302-307), то в Риме последних десятилетий 1 в. до н.э. имя Энея приобрело особую популярность в связи с тем, что потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев (в т.ч. Юлий Цезарь и Август). Поскольку между традиционными датами падения Трои (1184 до н.э.) и основания Рима (754 до н.э.) возникал промежуток в несколько столетий, это последнее событие стали приписывать не Энею, а его далёким потомкам, завершающим список царей Альба-Лонги, который якобы был заложен Асканием.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова эней

эней в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эней

в античной мифологии один из главных защитников Трои во время Троянской войны; легендарный родоначальник Рима и римлян, которому посвящена "Энеида" Вергилия.

Мифологический словарь

эней

(греч., рим.) - царь дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. Э. родился на горе Ида и воспитывался у горных нимф. Он вначале не принимал участия в обороне Трои и выступил на стороне троянцев только после того, как Ахилл напал на земли дарданов. Э. сражался с Ахиллом и Диомедом, но потерпел поражение и спасся только благодаря помощи Афродиты и Аполлона. Покровительствовал Э. и Посейдон, который спас раненого Э. от Ахилла, чтобы сохранить царский род Дар-дана. В ночь взятия Трои Э. пытался сражаться, но получил от богов приказ покинуть город. Он ушел с сыном Асканием (Юлом), женой Креусой, которая погибла вскоре после бегства из Трои, и вынес на плечах престарелого отца Анхиса. С остатками троянцев и священными изображениями троянских богов Э. отплыл на 20 кораблях на поиски нового места жительства. Во время путешествия он посетил Фракию, Македонию, Крит, Пелопоннес и Сицилию, где умер Анхис, а оттуда направился в Италию, но Гера послала страшную бурю, и корабли Э. были отброшены к Карфагену. Здесь в героя влюбилась царица Дидона - основательница Карфагена. Гера и Афродита пытались устроить брак Э. и Дидоны, но Зевс приказал герою покинуть Карфаген. Э. снова направился к берегам Сицилии, а затем прибыл в Кумы и с помощью кумской сивиллы спустился в подземное царство. Там тень Анхиса предсказала его судьбу и будущее его потомков. После этого Э. прибыл в Лаций, где его радушно принял царь Латин, давший герою землю для постройки города. Царь обещал Э. руку своей дочери Лавинии, которая уже была обручена с царем рутулов Турном. Обиженный Турн начал войну и погиб в поединке с Э. Женившись на Лавинии, Э. основал город, названный ее именем, и объединил местных жителей и троянцев в единый народ латинян. В конце жизни Э. был вознесен на небо и стал богом. Потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев.

Эней

в античной мифологии один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде», избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, т. к. ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. Эта версия легла в основу «Энеиды» Вергилия, которая является основным источником при изложении мифа об Э. После долгих странствий Э. со спутниками прибыл в Италию. С оружием в руках он добился руки местной царевны Лавинии и основал город, названный ее именем. От Э. и его сына Иула вёл своё происхождение римский патрицианский род Юлиев, к которому принадлежали Ю. Цезарь и Октавиан Август. Сюжеты мифа об Э. часто использовались в литературе, изобразительном искусстве и музыке нового времени (П. Скаррон, Тинторетто, К. Лоррен, Монтеверди и др.).

Википедия

Эней

Эне́й - в древнегреческой мифологии герой Троянской войны из царского рода дарданов.

Спутников Энея в его странствованиях, пересказанных на латыни древнеримским поэтом Вергилием в « Энеиде » (29-19 г. до н. э.), называют - энеады .

Эней (сын Пандиона)

Эней - персонаж древнегреческой мифологии, побочный сын афинского царя Пандиона II . По другой версии, сын Диониса. Герой-эпоним, статуя в Афинах. Род Энеидов упоминает Вакхилид.

Эней (значения)

Эней :

  • Эней - в древнегреческой мифологии герой Троянской войны из царского рода дарданов.
  • Эней - персонаж древнегреческой мифологии, побочный сын афинского царя Пандиона II.
  • Эней Газский - христианский философ.
  • Эней Сильвий - мифический царь Альба-Лонги.
  • Эней Тактик (IV век до н. э.) - один из самых ранних греческих авторов, писавший об искусстве войны.
  • МТ-Т «Эней» - советский гусеничный тягач, построенный на шасси танка Т-64.

Примеры употребления слова эней в литературе.

В числе потомков Энея , альбанских царей, было два брата: Нумитор и Амулий, которые должны были наследовать престол.

Среди Энеев , держащих на плечах своих Анхизов, я бреду в одиночку и ненавижу производителей, всю жизнь невидимо расположившихся на шее своих детей.

На одном из них было грубейшим образом намалевано похищение Елены: дерзкий гость увозит супругу Менелая, а на другом история Дидоны и Энея : Дидона стоит на высокой башне и машет чуть не целой простыней своему гостю-беглецу, который мчится по морю то ли на фрегате, то ли на бригантине.

По воле богини Юноны, которая из расположения к Карфагену желала воспрепятствовать основанию Рима, поднялась буря и отбросила корабль к африканскому берегу, где Энея ласково приняла Дидона, только что основавшая Карфаген.

Для Энея роман с Дидоной -- лишь эпизод, одно из многочисленных приключений на жизненном пути.

Энея встала раньше, и когда я вышел из душа, она уже сварила в кипятильной колбе кофе, красиво уложила в сервировочный шар фрукты и даже испекла свежие рогалики.

Энея рассказывала, что раньше вдоль всей трассы шли закрепленные углеродные веревки, и саночники пристегивались к ним при помощи специальных скользящих серег, и если ледянка слетит с трассы, был шанс спастись.

За ту неделю, что мы были знакомы, Энея крайне редко позволяла себе покапризничать, но сейчас, похоже, наступил как раз такой момент.

Энея вцепилась в сломанный правый лонжерон, и вдвоем им удалось удержать рвущееся из рук полотнище, пока я выпутывался из подвески и отползал подальше, волоча за собой рюкзак.

Увидя на колеснице двух знаменитых героев, Энея и Пандара, стал советовать Диомеду друг его Сфенел уклониться от борьбы с такими героями.

Как бы то ни было, в то время, о котором я рассказываю, в ту неделю, когда умер Папа, когда умер Старый Архитектор, когда Энея невесело отметила в изгнании свое шестнадцатилетие, мне было тридцать два года, я был все так же высок, все так же крепок, все так же любил охотиться, иногда - подраться и еще - смотреть, как командуют другие, был все так же неопытен, и только балансировал на краю пропасти, но еще не влюбился навеки в девочку, которую оберегал как младшую сестренку и которая - как мне показалось в тот вечер - стала уже взрослой женщиной, не сестрой - но другом.

После Энея объяснила мне, что Ананда был любимым учеником Будды и сам стал учителем, Субхадда же был странствующим аскетом, последним учеником Просветленного - он встретил Будду всего за несколько часов до его смерти.

Связующая Бездна - сущность, наделенная разумом, - решительно говорит Энея .

Как-то раз Энея сказала, что Бездна черпает энергию квазаров, взрывающихся ядер галактик, черных дыр и темной материи - достаточно, наверное, чтобы перенести комок органической материи сквозь пространство-время и положить в нужном месте.

Характерно то, что этот ученый гуманист просит актера продекламировать монолог на античную тему - рассказ Энея Дидоне.

Не одни греческие герои были чтимы в античном мире, как предки племен и основатели городов. В Италии была легенда и об одном из троянских героев, Энее, о котором в «Илиаде » говорится, что он обыкновенно сражался отдельно от других троянцев, потому что имел неудовольствие на царя Приама , не хотевшего оказывать ему должного почета. У латинов было сказание, что он, после многих странствований, нашел себе приют на берегах Тибра у простого и честного латинского народа, что его сын, Асканий или Юл, был основатель города Альба-Лонги и предок рода Юлиев, к которому принадлежал знаменитый Цезарь .

Бегство Энея из Трои. Картина Ф. Бароччи, 1598

Еще в глубокой древности было в ходу много легенд об Энее, который, подобно троянцу Антенору, был расположен к примирению с греками, потому был, как и Антенор, пощажен ими при взятии Трои . Он много странствовал, уносимый бурями, и основал в разных странах несколько городов, был связан любовной историей с карфагенской царицей Дидоной . Эти легенды были уже очень давними, когда римляне усвоили их себе, чтобы прославить чужеземным блеском свое неблистательное происхождение. Великий римский поэт Вергилий впоследствии положил их в основу своей «Энеиды ».

Эней и Дидона. Картина П. Н. Герена, ок. 1815

Было много городов, называвших своим основателем Энея и доказывавших справедливость этого существованием у них храмов, посвященных Энею, гробниц и разных других памятников. Эней был сын Афродиты , потому легенды водят его большею частью по таким местам, которые издавна были знаменитыми центрами культа Афродиты, как например Кифера, Карфаген , Эрикс (в Сицилии), Лавиний (на западном берегу Италии). Древнее имя острова Искии, Энария, тоже подавало повод переносить деятельность Энея на западный берег Италии. Латинское сказание говорило, что мать Энея, Венера (Афродита), показывала путь ему сиянием своей звезды, и что эта звезда скрылась от него, когда его корабль, следовавший за нею, приплыл к устью Тибра. Сивиллы, пророчицы, которые вещали судьбу глухим голосом из темных пещер, и предания о которых встречаются в особенности у тевкров и у эолийцев Малой Азии, тоже внесены в легенды об Энее. По римскому сказанию, царь Латин дружески принял Энея, и отдал за него свою дочь Лавинию. После смерти Латина, Эней, основавший город Лавиний, стал царствовать над латинами и соединившимися с ними в один народ троянцами. На войне с Мезенцием, царем города Цере, Эней, во время грозы, исчез. И он, и Латин были приняты в число богов.

По другим мифам, Эней возвратился на родину, стал царем Трои, и после него царствовали в Трое его потомки.