С ореховым спасом связано много интересных примет и традиций. Поговорки на Ореховый спас. Что нельзя делать в Ореховый Спас

В православной народной традиции существует три Спаса - Медовый Спас (14-е августа: день изнесения Животворящего креста Господня), Яблочный Спас (19-е августа: Преображение Господа Иисуса Христа) и Ореховый Спас (29-е августа: перенесение нерукотворного образа Спасителя в Константинополь). Эти именования трех Спасов закрепились более в народном сознании и явились следствием христианизации языческой Руси, когда на смену языческих обычаев пришло новое мировоззрение, повлекшее за собой и новую православную культуру.

Ореховый Спас именуется так потому, что в этот день 29-го августа принято освящать в православных храмах орехи. До принятия Русью христианства конец лета включал в себя праздники по сбору различных урожаев, в том числе и орехов. То, что было даровано человеку землей вполне могло использоваться в качестве различных ритуалов. С пришествием на Русь христианства, человек не оставил практики по сбору различного урожая, а за дары природы необходимо было воздать хвалу Богу. Так появилась практика освящения различных продуктов, будь то мед, овощи и фрукты или орехи на праздники Спасов. Это является символом благодарности человека Богу за его дары.

На ореховый Спас на Руси было принято утром посетить богослужение, на котором освящают орехи. Далее готовили угощение для родных, близких и неимущих. Пекли пироги, хлеб, использовали орехи для угощенья. Другое название Орехового Спаса - Спас Хлебный. Такое именование обусловлено тем, что конец августа ознаменовывался жатвой хлебов.

Есть и еще одно название Орехового Спаса - Спас на полотне (на холстах). На Руси в этот день было принято торговать холстами и полотнами. Это именование третьего Спаса более всего подходит под православный канонический праздник, отмечающийся 29-го августа. В частности, в этот день совершаются торжества, посвященные перенесению чудотворного нерукотворного образа Христа Спасителя в Константинополь.

Священное предание христианской Церкви повествует о том, что во времена земной жизни Спасителя некий эдесский царь Авгарь заболел проказой. Правитель, слышавший о многих чудесах Христа, послал к Господу живописца для написания образа Иисуса, который впоследствии послужил бы источником исцеления. Спаситель, видя такую веру царя, сотворил чудо. Омыв свой лик водой, Христос отер лицо полотном, на котором чудесным образом отобразился нерукотворный лик Христа. Христос передал образ живописцу Анании и обещал послать к царю одного из своих учеников апостолов для исцеления. Впоследствии апостол Фаддей был отправлен в Эдесс для исцеления царя и просвещения всех жителей сирийского города.

Нерукотворный образ Спасителя был воздвигнут на воротах перед входом в город, однако впоследствии, после завоевания Эдесса мусульманами, образ был похищен. Спустя девять веков византийский император Михаил III выкупил этот образ, а в 944 году в царствование властителя Византии Константина Багрянородного образ был торжественно перенесен в Константинополь. Именно с этого дня и началось празднование перенесения нерукотворного образа Христа Спасителя в Константинополь.

Ореховый Спас - народное название христианского праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из сирийской Едессы в Константинополь в 944 году. Светлый образ Иисуса был создан при Его жизни Им Самим накануне окончания Его земной жизни.

Как выглядел Спаситель при жизни

Ни в одном христианском документе, будь то 27 посланий Нового Завета или сотни неканонических книг доподлинно не описывают, как выглядел Иисус в образе человека.

Не дают на этот вопрос ответ и Евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Оставленные историками и философами поздних лет описания внешности Спасителя настолько противоречивы, что кажется, что они описывали разных людей.

Доподлинно не известно как выглядел Иисус Христос

По человеческим понятиям Иисус должен был отличаться от обычных людей Своей внешностью, но почему тогда фарисеи заплатили 30 сребреников Иуде Искариоту за то, чтобы он указал на Учителя? Значит, у Спасителя была ординарная внешность, помогающая Ему затеряться в толпе. Туринская плащаница дала человечеству посмертное изображение Спасителя, по которому трудно представить, как выглядел Иисус при земной жизни.

Первое, прижизненное описание Христа, было сделано проконсулом Палестины Лентулой, давшему описание портрета Иисуса в послании римскому цезарю Тиберию.

Интересно! По словам проконсула, у Иисуса было прекрасное, благородное лицо, гармоничное тело. Его волосы отливали цветом спелого ореха, а лицо излучало силу и спокойствие, голубые глаза всегда оставались серьезными. Он был медлителен в разговоре, всегда спокоен и уравновешен.

Однако, это послание поставили под сомнение, ибо проконсула с таким именем историки не нашли в окружении Тиберия.

Рисунки того времени изображали Спасителя то римским гражданином в красивой одежде, с короткими волосами и выбритым лицом, то греком, то иудеем.

По описанию Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке. Иисус был высокого роста, с красивым лицом и темными вьющимися волосами, широким носом и ясными глазами. Его лицо украшала темная борода.

Существует ли хоть один прижизненный портрет Иисуса Христа? Да, Спаситель Сам оставил потомкам Свой нерукотворный Лик.

История появления Нерукотворного Образа Иисуса

Исцеление Авгаря

По преданию правитель сирийского города Едесса Авгарь заболел проказой. Больные с этим заболеванием обязаны были жить в лепрозории, но сила власти спасла от позора властелина.

По всему восточному побережью ширилась молва о чудодейственных исцелениях, дарованных Иисусом, узнал о Нем и Авгарь. Сирийский правитель по благоволению Божьему сразу уверовал в Иисуса, как в обещанного Богом Мессию и отправил к нему гонца с просьбой об исцелении. Этим посланником был придворный живописец Анания, которому было велено запечатлеть на холсте Божественный Лик Спасителя.

Послушный гонец добрался до Иерусалима, нашел Иисуса, но подойти к Учителю близко не мог из-за постоянного скопления людей вокруг Него. Находчивый живописец стал на высокий камень, пытаясь сделать зарисовки.

Сирийский правитель Абгар получил «нерукотворное» изображение Иисуса Христа

Христос заметил посланника, подозвал Анания и Сам передал для Авгаря записку, в которой говорилось о том, что скоро больного посетит один из апостолов и принесет исцеление.

Спаситель знал, что в скором времени Его ждет страшная смерть, распятие и воскрешение. На просьбу сделать портрет Иисус ответил согласием, Учитель попросил дать Ему кусок холста или убрус и воду. Умывшись, Спаситель промокнул светлый Лик холстом, оставив на нем Свой Нерукотворный Образ, и передал художнику отпечаток Своего лица. Отсюда третий Спас еще называют Спасом на холсте.

Святой убрус и послание Христа живописец доставил правителю Авгарю, который практически полностью исцелился от одного прикосновения к посланию Христа. В скором времени Сирию посетил апостол Фаддей, входящий в число 70-ти учеников, по молитве исцеления которого проказа навсегда покинула правителя Сирии.

Важно! Апостол крестил правителя и все население Едессы, после чего на Нерукотворном Образе оставил надпись, гласящую о том, что никто не постыдится, уповая на Господа Иисуса Христа.

Благочестивый Авгарь украсил холст и повесил святыню над главными воротами города. На протяжении многих лет каждый входящий в Едессу поклонялся Нерукотворному Образу, пока правнук Авгаря не стал идолопоклонником.

Великая сила святыни

Еретик приказал уничтожить Святой Лик, но Господь во сне явился епископу Едессы и приказал скрыть святыню от глаз людских. Темной ночью священник пробрался к Святому Лику, зажег перед святыней лампадку и заложил глиняными досками и кирпичами. Шли столетия и о Святом Лике забыли.

Шел 545 год. Персы под предводительством царя Хозроя осадили Едессу. Когда город готовился к сдаче своих позиций, на помощь жителям пришла сама Дева Мария, явившаяся едесскому епископу. Епископ Евлавий услышал Пресвятую Богоматерь, велевшую достать Святой Лик для спасения города. Каково же было удивление Евлавия, когда епископ увидел несгораемую лампадку, святыню и еще один нерукотворный Образ, отпечатанный на глиняной доске.

Персы зажгли вокруг Едессы большие костры, пытаясь сжечь город. Жители осажденной крепости совершили крестный ход вокруг города, неся перед собой святыни. Во время крестного хода, по мере приближения Нерукотворного Образа к пожарам, огонь исчезал сам по себе. Это явление настолько впечатлило персидское войско, что царь Хозрой приказал отступить.

Слава о Нерукотворном Образе быстро распространилась по всему Востоку, поэтому арабы, завоевавшие Едессу в 630 году, не препятствовали поклонению святыне. До 944 года христианская реликвия пребывала в городе Сарацинов.

Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Греческий император Константин за огромную сумму уговорил эмира города продать ему святыню, заплатив серебром, личным золотом и отпустив 200 знатных сарацин, находящихся в плену у греков.

Большие почести сопровождали крестный ход, вышедший навстречу Нерукотворному Образу в Константинополе, после чего святыня хранилась в храме Пресвятой Богородицы.

Предания о дальнейшей судьбе святыни

Куда же делась великая святыня? Есть несколько версий ее исчезновения и существования.

По одному преданию, Нерукотворный Образ был похищен крестоносцами в XIII веке и утонул вместе с кораблем в Мраморном море. Другие источники утверждают, что в середине XIV века святыню передали в монастырь Св. Варфоломея, находящийся в Генуе, где она хранится втайне и поныне.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Русские христиане издавна чтили Святой Образ, помещая Нерукотворное изображение на знаменах своих войск.

Важно! Русская православная церковь придерживается благочестивого обычая, чтобы каждый верующий при входе в храм читал тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Глас 2: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

А как же орехи?

Конец сентября - время сбора орехового урожая.

По мере созревания орехов для сбора их отправлялась самая старшая женщина селения, она собирала дары леса и приносила домой. Ее урожай был мерой для всех остальных, принести меньше считалось постыдным. Орехи собирали несколько дней, потом приносили в церковь для воздаяния благодарности Богу за урожай.

29 августа христиане отмечают Ореховый Спас

По народным приметам богатый ореховый урожай гарантировал хлебный следующий год.

В это же время вязали последние хлебные снопы, отсюда третье название - Спас Хлебный, после него можно было сеять рожь на зиму.

Ореховый Спас - последний из трех Спасов, заключительный аккорд в благодарении Богу за дарованный урожай орехов, хлеба, яблок, меда и мака.

Видео о Третьем Спасе – хлебном, ореховом

Праздник в августе. Ореховый спас или, как его еще называют, Хлебный спас, знаменует собой сбор последнего урожая.

Ореховый Спас, как и первые два – Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

Перед Ореховым Спасом отмечают Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и завершения Успенского поста, который длится две недели – с 14 по 27 августа.

История праздника

Согласно преданию, в это время в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен проказой по всему телу. Молва о великих чудесах, которые творил Господь Иисус Христос, дошла до Сирии и до Авгаря. Не видя Спасителя, но уверовав в Него, Авгарь отсылает ему письмо с просьбой об исцелении и отсылает своего живописца Ананию – передать письмо и нарисовать Образ Господа.

Придя в Иерусалим, Анания никак не мог подойти к Спасителю из-за огромного количества народа, который окружал Господа и слушал его проповеди. Тогда он стал на камне и решил, глядя издали, нарисовать Образ Иисуса Христа, но ничего у него не получалось, Божественный свет, исходивший от Господа, ослеплял художника.

Спаситель Сам подозвал Ананию, назвав его по имени, передал для Авгаря краткое письмо и обещал прислать Своего ученика для наставления в спасении. Также Господь попросил воду и убрус (холст). Умывшись, он приложил убрус к лицу – и там отразился Его Божественный Лик.

Анания принес правителю Образ и письмо от Спасителя. Благоговейно приняв Великую Святыню, Авгарь получил исцеление, и лишь малая часть от болезни осталась на лице до прихода апостола.


Фото: sputnik-georgia.ru

Прибывшим в Едессу апостолом был святой Фаддей, который крестил Авгаря и всех жителей Едессы. Нерукотворный образ Спасителя был установлен в нише над воротами в город. И всякий, кто проходил в город, поклонялся Ему.

Так продолжалось много лет, пока один из правнуков Авгаря не впал в идолопоклонство, и у него возникло желание снять этот Образ с городских ворот. Но едесскому епископу было видение Господне, чтобы скрыть этот образ. Придя ночью вместе с прихожанами, епископ зажег лампаду и заложил образ глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако в 545 году персидский царь осадил Едессу, и положение было безнадежным. И епископу Едессы было явление Пресвятой Богородицы, Которая повелевала достать Образ Спасителя из ниши для спасения города. Разобрав кирпичи, епископ увидел Нерукотворный Образ Спасителя, перед которым горела лампада, а на глиняной дощечке, которая прикрывала Лик, было отражение изображения Спасителя. С Нерукотворным Образом был совершен крестный ход, и персидское войско отступило.

Даже когда позднее Едессой завладели арабы, они не препятствовали поклонению этому Образу. В 944 году император Констатин выкупил у эмира этот Образ и с великими почестями перенес в Константинополь, в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

29 августа Святая Церковь вспоминает то чудесное событие, которое произошло в 944 году – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Согласно же народным традициям, этот день называли Ореховый Спас, поскольку к этому времени поспевали орехи. Это время созревания зерновых культур, овощей, фруктов и всех плодов земли.


Фото из свободных источников

Традиции

По традиции в этот день непременно нужно освятить в храме свежие орехи, воду и фрукты, а в старину также освящались колосья пшеницы, собранные накануне. Только после церковной молитвы и благодарности Всевышнему за хлеб насущный из освященных продуктов можно было готовить праздничный стол.

При этом по традиции практически во все блюда добавляют орехи, которые издавна наделяли целительной силой. Ценятся не только плоды, но и ореховые ветви. Ими запасались впрок на целый год, часто делали обереги. Многие до сих пор верят, что ореховый крест, повешенный у входной двери, защитит от завистников и недобрых помыслов. А попарившись в бане с банным веником из ореха, человек исцелится от болезней и приобретет защиту от сглаза. Их заготавливали и хранили отдельно, не смешивая с вениками, сделанными из других пород деревьев.

Из ореховых перепонок, залитых спиртом, хозяйки делают настойку. Такое лекарство помогает при простудах. А мазь на основе молодых орехов способна излечить боль в суставах. Если мед перемешать с орехами и давать мужчине на протяжении месяца, то его мужская сила удвоится.

В городах в этот день обычно устраивают ярмарки. Причем с такой ярмарки нельзя уходить с пустыми руками – иначе потом весь год будет безденежным. А вот если купить ткань и сшить из нее ребенку одежду, то это принесет тому крепкое здоровье, а семье будет сопутствовать удача.

Еще одна традиция на Ореховый Спас – досевание. После домашней молитвы хозяйки провожали мужей и сыновей на поля с хлебом и солью. На воз ставили три снопа, а сверху клали рожь в мешках, которая была предназначена для посева.

На Ореховый спас, точно так же, как и на Медовый, освящают воду в колодцах, очищают источники, бьющие из недр земли. Вода считается целительной и способна очистить душу, от накопившихся грехов.

Самые распространенные блюда на ореховый спас: печеные яблоки с орехами, шарлотка, различные торты с орехами и другие сладости, а также обязательно свежеиспеченный хлеб. Вечером зажигают свечи и после вечерней молитвы семья может приступать к праздничной трапезе.

Кроме хлеба, также готовят в этот день пироги с грибами и блюда с орехами, которыми обязательно угощают родных и близких.


Фото из свободных источников

Приметы

Если в лесу на голову упал орех, то это хороший знак, свидетельствующий об удаче в делах. Найти два сросшихся ореха на праздник считается небывалым везеньем. Их необходимо подобрать левой рукой и положить в кошелек, чтобы привлечь деньги.

На Ореховый спас люди всегда внимательно следили за поведением птиц, особенно аистов, журавлей. Если аисты отлетят на юг к Третьему спасу, то на Покрова (14 октября) предвидится сильный мороз, а весна наоборот ожидается солнечной. Птицы не спешат с отлетом – осень порадует теплом, зима начнется поздно, а весной будет прохладно.

При этом, по приданию, нужно покормить улетающих в теплые края птиц хлебными крошками. И если по дороге птицы встретят души почивших родственников, то передадут им послания.

За праздничным ужином нужно отдать дань уважения хозяйке и испробовать каждое блюдо, стоящее на столе. Тогда целый год будет сопутствовать удача и не будет финансовых проблем.

С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права – по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень.

Гадания

Девушки гадали на будущее и любовь. В этот день они срывали орехи и определяли, каким окажется следующий год. Спелый и сладкий орех – к большой любви, недозрелый – к важной новости, гнилой – к беде, а горький – к проблемам в отношениях.

Запреты

  1. Нельзя отказываться от работы, ведь Ореховый спас (Хлебный спас) – время сбора урожая и подготовки продуктов на зиму.
  2. В Ореховый спас не выходите в лес без оберега. Наши предки верили, что так можно встретиться с нечистой силой.
  3. Нельзя отказывать в еде нуждающимся и странникам.

По православному Церковному календарю Ореховый Спас отмечают 29 августа. Это третий Спас после медового и яблочного вариантов праздника, которые также приходятся на последний летний месяц. Другие название Орехового Спаса – Хлебный Спас.

Христиане отмечают событие в самом конце лета, 29 августа. Кроме уже двух упомянутых названий, праздник в некоторых регионах называется также Спас на холсте. Что касается православного и церковного названия этого дня, то в календаре он записан как Нерукотворный Спас.

Из истории праздника

Ореховый Спас: история праздника и традиции уходят своими корнями в далекое прошлое. Нерукотворным этот праздник называется по той причине, что когда Иисус Христоc умывался, то вытер свой лик полотенцем. На этом полотенце отпечаталось его лицо. Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня. Образ не был создан руками человеческими – его создал сам Бог.

Именно из-за этой библейской истории, связанной с полотенцем, на Ореховый Спас традиционно в народе ходили освящать натуральные ткани. В старину женщины сами делали эти ткани, затем освящали их в церкви и шили одежды для всей семьи. Народное название Ореховый Спас получил из-за того, что в это время года в деревнях уже собирали урожай орехов. Их также было принято освящать в церкви – традиция сохраняется во многих регионах до сих пор.

Традиции на Ореховый Спас

Ореховый Спас: история праздника и традиции, фото праздничного дня в церкви показывают, что сейчас до сих пор популярен образ сбора орехов к этому дню и освящения их в церкви. Раньше с этим праздником уже заканчивалась уборочная, практически была собрана пшеница. Именно в этот день пекли хлеб из пшеницы нового урожая. Отсюда и еще одно название праздничного церковного дня – Хлебный Спас.

Интересно! Среди основных сельских традиций, которые можно выделить на этот праздник, сохранились обычаи чистки колодца, святых источников, освящение новых колодцев. В этот день было принято пить чистую водицу из нового источника.

Народные приметы этого дня

На Руси на каждый Спас было много примет и обычаев, которые люди старались соблюдать. Говорили, что если летом собрано много орешков, то в следующем году зерновые культуры отлично уродятся. 29 августа в Ореховый Спас именно ветки орехового дерева обладали силой целительной и волшебной. Если такая возможность имеется, то можно сделать из этой древесины какой-то сувенир и для себя, и в качестве презента.

Интересно! Веник, собранный в этот праздник из веточек ореха, выгонял из дома болезни.
Также говорили, что 29 августа уже отлетают на юг птицы. Журавли, по крайней мере, к этому Спасу уже полностью улетали зимовать в теплые края.

Обязательно на Третий Спас нужно купить какую-то вещь, маленький сувенир. Если этого не сделать, то в народе считали, что весь год пройдет при плохом и нестабильном финансовом положении. Обязательно нужно сходить в церковь.

Обычно на Ореховый Спас заготавливаются банные веники, конечно, именно те, что делаются из орешника. Такие веники могут прогнать болезни и укрепить силы человека. Принято на третий Спас печь хлеб, но уже из урожая зерна этого года. Отлично, если в хлеб будут добавлены орехи.

Интересно! Раньше первый каравай, испеченный из муки нового помола, относили в церковь на освящение. В определенных областях страны этот обряд существует до сих пор. Кусочек хлеба потом оборачивают в чистую ткань и кладут за иконы, чтобы приманить благополучие для семьи, чтобы в течение года в доме всегда был хлеб.

Народные поговорки на Ореховый Спас

  • Третий Спас нам хлеба припас.
  • Если много орехов в этом году, то будет много хлеба в будущем году.
  • Ласточки отлетают на юг зимовать три раза, в три Спаса.

На третий Спас приходится последний отлет ласточек.

Если журавли отлетают только к третьему Спасу, значит, на Покров на дворе будет мороз.

Ореховый Спас: история праздника и традиции, как видно, существуют уже много веков и передают из поколения в поколение. Это красивый церковный праздник, имеющий глубокие народные корни. Три Спаса в августе люди почитали всегда, и приятно, что эта традиция сохранилась и в наше время.

По материалам открытых источников

Август не только считается главным месяцем лета, в который поспевают практически все овощи и фрукты, но и является важнейшим с церковной точки зрения. В этом месяце православные соблюдают который посвящен Успению Богородицы. Существует несколько постов, но этот особенный. Он является одним из многодневных, особо чтимых и завершается празднованием Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, в наше время церковные традиции утратили свое великое значение, не все посещают храм и постятся. Сегодня не все помнят, например, какого числа В этой статье мы разберемся со всеми особенностями трех праздников.

Успенский пост: отец трех

Успенский пост соблюдают с 14 по 27 августа по новому стилю. В это время налагается множество строжайших запретов, которые верующие обязательно должны соблюдать. Так, запрещено в понедельник, среду и пятницу употреблять в пищу все, кроме хлеба, овощей и фруктов. Во вторник и в четверг церковь позволяет кушать горячие блюда, но без добавления постного масла, и только в субботу и в воскресенье разрешено есть пищу, сдобренную растительным маслом. Кроме пищевых ограничений, миряне должны воздержаться от плотских утех, скандалов, обмана, лжи. В пост важнее духовные ограничения, нежели «бытовые». Хотите знать другие особенности Успенского поста, какого числа Ореховый Спас или Медовый?

Сладкий пост - сладкие праздники

Несмотря на строгость Успенского поста, у него есть одна замечательная особенность: именно в это время собирают урожай и отдают дань трем если не основным, то важным дарам природы - меду, яблокам, орехам. Каждому из продуктов питания предки придавали особое значение, считалось, что так сама Матушка-Природа дарит людям свою благодать и силу. Наши воцерковленные прабабушки отмечали 3 праздника - 3 Спаса. Это были и Ореховый Спас. Праздновали их широко, с размахом, несмотря на то что август - тяжелый и хлопотный для крестьянина месяц. Название праздника - «Спас» - неслучайно: оно стало сокращением от слова «спаситель». Отсюда берут свое начало много важных слов: «спасибо», «спасите». Несмотря на то что в настоящее время народные традиции сдали свои позиции, интересно знать, как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.

Медовый Спас

Первый Спас - Медовый - отмечается традиционно 14 августа. Считается, что именно после этого дня пчелы несут мед, который потерял свои целебные свойства, и его не следует употреблять в пищу. До Медового Спаса старались собрать весь урожай и в этот день освятить его в церкви. Принято дарить друг другу баночки с новым урожаем, причем даже нищим возле церкви оставляли вкусное полезное лакомство. Кроме меда, 14 августа особо чтили воду. Именно в этот день по старому стилю произошло важнейшее событие - Крещение Руси.

Яблочный Спас

День Яблочного Спаса - 19 августа. Только теперь по традиции можно попробовать в первый раз яблоки и любые блюда их них. С восходом лучей солнца наши предки спешили в сады нарвать лакомых яблочек, шли на рынок приобрести свежий урожай. Кроме яблок, 19 августа снимали пробу винограда и груш. В этот же день в церквях батюшка освещал плоды, и тут начинался настоящий праздник. Столы прабабушек ломились от пирогов, пирожков, запеченных с медом яблок. Пришедших гостей щедро угощали наливками.

Ореховый Спас

Ореховый Спас - третий по счету, отмечается 29 августа и является наиболее важным среди остальных летних праздников. По-другому этот день называют Хлебным Спасом. Именно это название и является более точным и правдивым. 29 августа заканчивается уборочная страда, и в первый раз хозяйки пекут из муки урожая нынешнего года. В церкви проводят освящение праздничного каравая, и только после этого снимают пробу. Вместе с зернами, хлебом приносили в храм и орехи, которые как раз поспевали. Название Спаса «Ореховый» оправдывают и природоведы: исследования доказали, что именно к этому времени происходит окончательное созревание орехов, и теперь их без опаски для здоровья можно употреблять в пищу.

Особо этот праздник некогда было отмечать, так как конец августа - горячее время для сельского жителя. Но наши предки обязательно пекли специальный хлеб и угощали им тех, кто просил подаяние. Считалось, что даже те, кому не хватает зерна, должны щедро одарить хлебом нового урожая всех нуждающихся - тогда богатство и удача придут в дом. и Ореховый Спас - это главные праздники лета, так как именно с конца августа начиналась пора сбора и заготовок практически всех даров природы.

Народные приметы на Ореховый Спас

В Ореховый Спас, третий «вкусный» праздник лета, оканчивали жатву и делали специальный «именинный сноп» - последний сноп уходящего года. В этот день улетают зимовать последние ласточки. Сельским жителям было важно знать, какого числа Ореховый Спас, чтобы закончить все дела на полях. Крестьяне торопились убрать хлеба до 29 августа, а тем, кто не успевал, с удовольствием помогали соседи и родственники - считалось, что за это Бог даст здоровья и благополучия.

Если в день, когда отмечают Ореховый Спас, журавли улетают на юг, то зиму ожидают холодную и снежную, если птицы остаются, то зимнее время будет теплым. Ореховые веточки, сорванные и освещенные 29 августа, способны исцелять больных, изгонять из дома злых духов.

Интересное высказывание сложилось в народе: «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка». Слово «Спасовка» берет свое начало от слова «Спас», которым называют три главных православных летних праздника. С наступлением Орехового Спаса жизнь становилась по-настоящему лакомой: крестьяне угощались спелыми лесными орехами, сочными сладкими яблочками, вкусным ароматным медком.

Чудо-полотно

Интересна история, которую рассказывает Библия. Легенда гласит, что Иисус Христос во время чуда исцеления владыки Авгаря вытер лицо полотном чистой ткани, на котором позже проступил божественный лик. Ткань с ликом Иисуса по сей день хранится и собирает толпы паломников. Полотно способно творить чудеса, вылечивать больных, успокаивать души ищущих. В память об этом волшебном событии издавна 29 августа в церковь для освещения приносили полотна ткани, из которых потом весь год шили одежду домочадцам.

Сохранилась поговорка: «Первый спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Событие, произошедшее тысячи лет назад с обыкновенным полотном, почитается и в церкви: 29 августа православные отмечают праздник перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Это знаменательное действо произошло аж в 944 году, но и сегодня воцерковленные люди помнят и прославляют событие.

Спас многоликий

Удивительно, но именно Ореховый Спас имеет множество названий, которые оправданы с православной, культурно-бытовой, аграрной точки зрения. Ореховый, Хлебный, на Холстах, на Полотне, Холщовый - такие имена носит праздник, который традиционно с размахом отмечают 29 августа. Важно знать, какого числа будет Ореховый (Хлебный) Спас, ведь этот день обязательно нужно отметить так, как это делали наши предки.

Праздничный рецепт

Существует рецепт, который идеально подходит к завершению Успенского поста, когда уже заканчиваются все церковные запреты. Под занавес Медового, Яблочного и Орехового Спаса подходят запеченные яблоки с медом и орехами. Это блюдо является неким ритуальным угощением, которое ознаменовывает окончание основных работ в поле и предвещает сытую зиму.

Для приготовления вкусного лакомства нужно взять несколько крупных яблок, 250 г меда, 100 г любых орехов. Яблоки хорошо вымыть, вырезать сердцевину, сложить в глубокую сковороду и запечь до полуготовности. Растопить на водяной бане мед, добавить измельченные орехи, тщательно перемешать. Начинить яблоки смесью, отправить в духовку еще на пару минут. По желанию можно сверху посыпать сахарной пудрой.

Три дня августа не просто так выделены среди других и наделены особой магией. Столетиями люди отмечали, что в эти дни в природе происходит что-то особенное, таинственное. В наше время мы отмечаем другие праздники, которые зачастую выдуманы совершенно случайно и не несут никакого глубокого смысла. Так зачем же нам теперь знать, какого числа Ореховый Спас? Для чего нужно следовать традициям предков? Так ли важно помнить, как на Руси было принято отмечать Яблочный Спас и Ореховый Спас?

Мы должны знать, помнить, отмечать и чтить православные посты, праздники не только ради уважения к нашим прабабушкам. В старину строго придерживались законов Библии, которые действуют во все времена. Для улучшения жизни, здоровья, сохранения душевного и психического равновесия важно верить в Бога, ценить и уважать знания, накопленные тысячелетиями.