Разряды прилагательных по назначению. Притяжательные имена прилагательные и ловушки при определении разряда прилагательных

В русском языке - это часть речи, основная функция которой - обозначение непроцессуального признака предмета (в отличие от причастия, обозначающего признак предмета по действию). Прилагательные способны изменяться по падежам и числам, а в форме единственного числа - еще и по родам, а также классифицируются по особым лексико-грамматическим группам - разрядам. Таким образом, разряды прилагательных - это три большие группы, объединяющие слова, сходные по значению и способу обозначения признака предмета. Имена прилагательные, принадлежащие к каждому из разрядов, имеют свои особенности изменения и употребления. Поговорим об этом подробнее далее, а ниже представлена сводная таблица.

Разряды имен прилагательных

Разряд

Оттенок значения

Степень сравнения

Краткая форма

Сочетание с наречием «очень»

Примеры

Качественные

Признак предмета со стороны его качества, то есть признак может проявляться в той или иной мере

Хороший, добрый, легкий, красивый, бедный, старый

Относительные

Признак предмета, обозначающий отношение к месту, времени, материалу и т. д., то есть постоянный, неизменный

Вечерние (часы), железный (прут), молочный (суп), континентальный (климат)

Притяжательные

Признак предмета как обозначение принадлежности к чему-либо или кому-либо

Волчья (шкура), девичья (честь), дедов (пиджак)

особенности значения, изменения и употребления

Качественные прилагательные - это лексико-грамматический разряд, который объединяет слова, обозначающие качество предмета, то есть признак, который способен проявляться в той или иной степени, в большей или меньшей мере, например: дорогая кукла, красивая девочка, бедный художник, талантливый актер . Качественные прилагательные, помимо изменения по падежам, родам и числам, способны еще образовывать краткие формы, степени сравнения и сочетаться с наречием «очень». Другие разряды и притяжательные) этих характеристик не имеют.

Образование кратких форм

Краткая форма образуется от полной и имеет с ней тесную семантическую связь: тесный - тесен, тесна, тесны; красивый - красив, красива, красивы; вредный - вреден, вредна, вредны . Существует ряд прилагательных, которые когда-то в русском языке имели и полную, и краткую формы, но сегодня употребляются только в краткой, например: рад, люб, горазд, должен и другие.

Примечательно, что исторически именно считается базовой, исходной, и на начальных этапах развития языка полная форма образовывалась от краткой. Сегодня при образовании краткой формы может наблюдаться чередование или выпадение гласных: зелёный - зелен, зелена, зелены; резкий - резок, резка, резки . Имена прилагательные в краткой форме изменяются по числам и по родам (в единственном числе), но не склоняются. В предложении, как правило, они выполняют функцию сказуемого: В этом платье графиня была необыкновенно красива.

Образование степеней сравнения

Сравнительная и сравнения - это иллюстрация того, насколько ярко и полно выражено данное качество в предмете: папа хороший - лучше - лучший; артист талантливый - талантливее другого - талантливейший . Напомним, что другие разряды прилагательных обозначают признак предмета как постоянный, не способный к градации.

Степени сравнения могут образовываться как синтетически - суффиксально (дорогой - дороже, красивый - красивейший ), так и аналитически - при помощи специальных слов:

  • сравнительная - более, менее + начальная форма прилагательного (более сложный, менее интересный );
  • превосходная - наиболее, наименее, самый + начальная форма прилагательного (наиболее привлекательный, самый веселый ) либо всего, всех + простая сравнительная степень прилагательного (поет лучше всех, ценится дороже всего ).

Слова данной части речи в синтетической сравнительной форме не изменяются по падежам, числам и родам и не согласуются с существительным, признак которого они обозначают. Их синтаксическая функция в предложении - именная часть составного именного сказуемого (Старый друг - лучше новых двух ).

Для большинства качественных прилагательных простые и составные формы степеней сравнения могут существовать параллельно, но встречаются слова, которые в современном языке не образуют простую сравнительную степень: массовый, ранний, робкий и другие.

Другой нюанс, на который нужно обратить внимание, - это образование от разных основ, например: хороший - лучше, плохой - хуже, малый - меньше .

От прилагательных в сравнительной и превосходной степени следует отличать слова-проявления субъективной оценки, которые обозначают не степень проявления данного признака в конкретной ситуации, а оценку этого признака говорящим: малюсенькая ручка, хорошенькое личико, большущие лапы . Не следует включать в эту группу прилагательные с суффиксами -оват -/-еват -: такие слова обозначают не субъективную оценку признака, а объективную неполноту его проявления, например: беловатая дымка, зеленоватый оттенок .

Относительные прилагательные

Если сравнивать разряды имен существительных и прилагательных, то можно провести следующую параллель: вещественные существительные обозначают вещество, материал, а относительные прилагательные - признак по отношению к этому веществу, материалу: дерево - деревянный, рис - рисовый, лед - ледяной . Однако признак, обозначаемый прилагательными данной группы, может относиться не только к материалу, но и месту, времени и т. д., например: вечерний, летний, зарубежный, отечественный, прибрежный . Этот признак проявляется постоянно и не может быть выражен в большей или меньшей мере, поэтому относительные прилагательные неспособны формировать степени сравнения.

Притяжательные прилагательные

Этот разряд объединяет прилагательные, отвечающие на вопрос чей? и обозначающие принадлежность предмета к кому-либо или чему-либо: папин друг, волчий клык, овечья шерсть, дедова фуражка .

Разряды прилагательных: употребление слов в переносном значении

Чтобы повысить в некоторых случаях прилагательные из одного разряда могут использоваться в значении слов из другого разряда, например: железная кружка - железные нервы, волчий след - волчий взгляд, золотая цепочка - золотые руки . В связи с этим разряд прилагательного определяется не только с учетом общих формальных показателей, но и с пристальным вниманием к контексту.

В русском языке имена прилагательные делятся на три разряда. В основе классификации лежат лексические и грамматические особенности обсуждаемых частей речи. Общим для всех прилагательных является обозначение постоянного (не меняющегося со временем) признака предмета; различия начинаются с характера их лексических основ, выражающих непосредственные (проявляющиеся сами по себе), опосредованные (определяющиеся через сравнение с другими явлениями) и «принадлежностные» свойства и качества предметов.

  1. Качественные прилагательные. Качественные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают прямые наименования признаков, связанных с лексическими значениями:
    • цветов (красный, розовый, малиновый);
    • пространственных характеристик (правый – левый, прямой – кривой);
    • физических свойств предметов (кислый – сладкий, горячий – холодный, лёгкий – тяжёлый);
    • внешнего вида и внутренних качеств людей и животных (тонкий – толстый, умный – глупый, ленивый – трудолюбивый).
    Выражаемые качественными прилагательными признаки могут проявляться в большей или меньшей степени, а сами прилагательные – иметь степени сравнения (лёгкий – легче – легчайший), сочетаться с наречиями меры и степени (очень лёгкий) и превращаться в них (легко). Качественные прилагательные могут иметь антонимы (добрый – злой, высокий – низкий). От них часто образуются абстрактные имена существительные (сладкий – сладость, кривой – кривизна). Качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму (лёгкий – лёгок). С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов говорящие без труда придают им субъективную оценочную форму (лёгонький).
    Все вышеперечисленные признаки не обязательно проявляются в одном и том же слове, но они не характерны для других разрядов прилагательных и наличие хотя бы одного из них уже указывает на качественную характеристику части речи.
  2. Относительные прилагательные. Относительные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают косвенные наименования признаков, определяемых через отношение к другому:
    • предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
    • действию (стиральный порошок – порошок для стирки);
    • времени или месту (весенний дождь – дождь, который идёт весной; городской транспорт – транспорт, функционирующий в городе);
    • понятию (философский трактат).
    Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения. Чаще всего их можно заменить предложно-именными сочетаниями со словами, от которых они образованы (см. выше). Для относительных прилагательных свойственен производный характер, в то время как качественные – сами служат основой для других слов.
    Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Обычно это происходит в тех случаях, когда слово попадает в иной контент и изменяет своё лексическое значение (железная решётка – решётка, сделанная из железа и железная воля – сильная, крепкая, несгибаемая).
  3. Притяжательные прилагательные. Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность одного предмета другому. Как правило притяжательные прилагательные указывают на одушевлённое лицо – человека (мамин халат, дядин автомобиль) или животное (медвежья берлога). Принадлежность к неодушевлённым предметам в русском языке обычно выражается с помощью относительных прилагательных или других частей речи, но иногда и здесь (в основном, в художественной литературе, в авторском, метафорическом контексте) можно встретить притяжательные прилагательные – например, ребровы дуги у Маяковского.
    Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью двух групп суффиксов:
    • -ов (-ев), -ин (-ын);
    • –ий, -ья, -ье, -иный, -ский.
    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд как относительных (бобровый домик – притяжательное значение, бобровый воротник – относительное), так и качественных: (медвежья берлога – притяжательное значение, медвежья услуга – качественное) частей речи.
Подведём итог. Разряд имени прилагательного можно определить, исходя из его лексического значения. В начале стоит задать вопрос и посмотреть, что именно обозначает то или иное слово: самоценно ли оно само по себе (качественное прилагательное) и не относится ли оно к какому-либо неодушевлённому предмету (относительное прилагательное) или одушевлённому лицу (притяжательное прилагательное).

По разнице в вопросах «какой?» - «чей?» притяжательные прилагательные легко отделяются от качественных и относительных. Качественные прилагательные проще всего определить, попробовав изменить их, дав субъективную оценку, поставив в краткую форму или развив их качество до той или иной степени. Относительные прилагательные «видно» по возможности образовывать сочетания из двух существительных.



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.

Образовательная: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями.

Развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.

Структура урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок

3. Сообщение урока. Обозначение цели урока.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление.

1) определение разряда прилагательных

2) физминутка

3) кроссворд

4) работа с текстом

5) исключи лишнее

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. - Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

Вы с ним согласны?

Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы проведём соревнование между рядами, проверив тем самым пройденный материал.

2. Повторение пройденного материала.

На доске три столбика слов для каждого ряда. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения, если это возможно.

Дети поочерёдно ведут диалог между рядами, образуя цепочки прилагательных. (Правильные ответы оцениваются)

3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока.

Слайд № 1. Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Объяснять вам материал мне будет помогать мудрая сова.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны “вынести” из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

4. Изучение нового материала.

(На столах у учеников шаблоны таблиц. При объяснении материала дети заполняют её.)

Слайд №2. Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных?

Как же мы будем их распознавать? У каждого разряда есть свои отличительные особенности.

Слайд №3. Начнем заполнять таблицу.

Слайд №4. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №6. Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.

Слайд №7. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая.

Слайд №8. Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Слайд №9. Высокий – высок, красивый – красив, добрый – добр.

Слайд №10. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.

Слайд №12. Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №13. Деревянная ложка. Другая ложка тоже будет ДЕРЕВЯННАЯ, но не ДЕРЕВЯННее.

Слайд №14. Относительные прилагательные могут указывать на материал. Глиняный кувшин. Кувшин слеплен из глины.

Слайд №15. Относительные прилагательные могут указывать на время. Осенний день. Мы видим на фото один из дней осени.

Слайд №16. Относительные прилагательные могут указывать место. Домашнее животное. Кошка живёт в доме.

Слайд №17. Относительные прилагательные могут указывать на действие. Беговая дорожка. Дорожка предназначена для бега.

Слайд №18. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному.

Слайд №19. Яйцо ЧЬЁ? КУРИНОЕ яйцо.

Слайд №20. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -нин, -ий, -ов, -ев, -ск. Например, папина шляпа, заячий след.

Слайд №21. Давайте, ребята, сравним ваши заполненные таблички с моей.

5. Закрепление.

1) Определи разряд прилагательных.

Слайд № 22-33. Давайте, ребята, вместе определим разряд прилагательного. Один ученик читает словосочетание, другой отвечает, рассуждая.

Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога.

2) Физминутка.

Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений Аветисова Э.С.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

3) Кроссворд.

Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?

Слайд №34.

Слайд № 35. Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)

Слайд № 36. Существующий с давнего времени. (Старый)

Слайд № 37. Совершенно верный ответ. (Точный)

Слайд № 38. Любящий безделье. (Ленивый)

Слайд № 39. Не знающий страха. (Смелый)

Слайд № 40. Доставляющий удовольствие. (Приятный)

Слайд № 41. Сохраняющийся на очень долгое время. (Вечный)

Слайд № 42. Полный злобы. (Злой)

Пирог из яблок (Яблочный)

Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)

4) Работа с текстом.

Запишите текст, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)

В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

5) Исключи лишнее.

Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилаг.+сущ.

Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте?

Слайд № 43-48. Крокодиловы слёзы, анютины глазки, воронье гнездо, мышиные глазки, волчий аппетит, конский хвост.

Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.

Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.

Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.

Анютины глазки – цветы.

Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.

Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.

6. Итог урока.

С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке?

Соответствуют ли названия значениям прилагательных?

Что обозначает каждый разряд прилагательных?

Молодцы! Все, кто работал на уроке, получили оценки.

7. Задание на дом.

Сравните таблицу, которую заполнили на уроке с теоретическим материалом § 50-52. Слайд № 49. Придумайте прилагательные и расселите их по квартирам-столбикам в тетради.

Попробуйте догадаться, в какой домик нужно поселить качественные прилагательные? Относительные и притяжательные? Почему?

Прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы какой? и др. Прилагательные бывают относительные, качественные и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают определенную качественность предмета. Главной характеристикой таких прилагательных является то, что они могут иметь в большинстве случаев степень сравнения и краткую форму. Но также есть ряд и других критериев, которые свойственны только качественным прилагательным.

  • От качественных прилагательные могут образовываться наречия на о, е. Например, быстрый - быстро.
  • Разряд качественных прилагательных сочетается наречиями, которые обозначают меру и степени. Например, очень быстрый.
  • Качественные прилагательные могут входит в антонимичные пары: высокий - низкий, умный - глупый.

При этом стоит помнить, что главными критериями качественности является умение образовывать прилагательными краткие формы и степени сравнения. Совершенно не обязательно должны одновременно в одном слове быть все вышеназванные признаки качественности.

Разряд относительных прилагательных по своей сути обозначает материал, предмет, географическое название и прочее. Например, киевский, железный, морской. Таким прилагательным не свойственны те характеристики, которые свойственны качественным прилагательным. Имеется ввиду степень сравнения, образование краткое формы и др. Например, слово "морской" мы не можем сказать, что признак более или менее морской. А вот слова "длинный" может быть использовано в таких сочетаниях: более длинный и менее длинный.

Притяжательные прилагательные обозначают, что предмет принадлежит кому-либо. Они отвечают на вопросы: чей? чьё? и другие. Папин пиджак, мамина куртка, Димины заботы.

Так же как и относительные прилагательные прилагательные относительные не имеют краткой формы и степеней сравнения.

Переход из одного разряда в другой

Стоит заметить, что иногда один разряд прилагательного может переходить в другой разряд. Например, оловянный солдатик и оловянные глаза. В первом случае у нас относительное прилагательное, а во втором качественное.

Известный языковед Ю.С. Степанов считал, что различие качественных и относительных значений прилагательных является одним из самых сложных. Такое разделение проводится даже не во всех языках. В русском уже ученики средней школы учатся различать эти разряды прилагательных.

Как Вы, наверное, помните, имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Какой ? – маленький двор, школьный учитель, медвежий коготь.

Какая ? – замечательная погода, деревянная скамейка, лисья мордочка.

Какое ? – превосходное настроение, жемчужное ожерелье, лошадиное копыто.

Какие ? – вежливые ученики, районные соревнования, заячьи ушки.

В каждом ряду приведены примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Как же их различать? Как уже стало понятно, просто задать вопрос к прилагательному – не даст результата, разряд таким способом не определишь.

На помощь придут грамматика и семантика (значение слова). Рассмотрим каждый разряд имен прилагательных по значению.

Качественные имена прилагательные

Уже по названию понятно, что эти прилагательные обозначают качество предмета . Что же это может быть за качество? Цвет (лиловый, бордовый, гнедой, вороной ), форма (прямоугольный, квадратный ), физические характеристики живых существ (толстый, здоровый, активный ), временные и пространственные признаки (медленный, глубокий ), общие качества, присущие одушевленному предмету (злой, забавный, счастливый ) и др.

Также большинство (но не все!) качественных имен прилагательных имеют целый ряд грамматических признаков , по которым их довольно легко отличить от остальных прилагательных. Эти признаки не обязательно могут быть целым набором у каждого качественного прилагательного, но если Вы обнаружили, что хотя бы какой-то признак к данному прилагательному подходит, – перед Вами качественное имя прилагательное. Итак:

1) Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени . Отсюда – возможность образовывать степени сравнения.

Тонкий – тоньше – тончайший. Интересный – менее интересный – самый интересный.

2) Образуют краткие формы . Долгий – долог, мелкий – мелок.

3) Сочетаются с наречиями меры и степени . Очень красивый, чрезвычайно занимательный, совершенно непонятный.

4) От качественных прилагательных можно образовать наречия на -о (-е) и существительные с отвлеченными суффиксами -ость (-есть), -изн-, -ев-, -ин-, -от- : великолепный – великолепно, ясный – ясность, голубой – голубизна, синий – синева, толстый – толщина, красивый – красота.

5) Можно также образовать слова с уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами : злой – злющий, грязный – грязненький, зеленый – зелененький, здоровый – здоровенный.

6) Могут иметь антонимы : большой – маленький, белый – черный, острый – тупой, черствый – свежий.

Как видите, признаков много, но совершенно необязательно пользоваться всеми. Помните, что у некоторых качественных прилагательных нет степеней сравнения, некоторые не образуют отвлеченные существительные, некоторые не могут сочетаться с наречиями меры и степени, но зато они подходят по другим признакам.

Например, прилагательное гнедой. Это прилагательное не подходит ни по одному грамматическому критерию, но обозначает цвет = качество предмета , – значит, оно качественное.

Или прилагательное прекрасный. Нельзя сказать очень прекрасный , зато можно образовать наречие прекрасно . Вывод: прилагательное качественное .

Относительные имена прилагательные

Обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал , из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата ); место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы ); назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей ) и др.

Признаки эти не временные, а постоянные , поэтому всех особенностей, присущих качественным именам прилагательным, относительные не имеют. Это значит, что они не образуют степеней сравнения (нельзя сказать, что этот дом деревянный, а тот более деревянный ), не сочетаются с наречиями меры и степени (нельзя сказать очень золотой браслет ) и т.д.

Зато словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное. Например, сельский житель – житель села, молочная каша – каша на молоке, пластмассовый кубик – кубик из пластмассы.

Надеемся, что Вам стало понятнее, как различить качественные и относительные имена прилагательные. А о притяжательных прилагательных и о некоторых ловушках поговорим в следующей статье.

Удачи Вам в изучении русского языка!

Остались вопросы? Не знаете, чем отличаются качественные прилагательные от относительных?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.