Дыхание. Определение основных показателей дыхания

О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.


Что это такое?

Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени - обычно это 1 минута.

Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе - их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.

Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.


Зачем измерять?

Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.

В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

Сделать это несложно, частота дыхательных движений - это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.


Как измерять?

Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе - опускается).


В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать - грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек - диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.


Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.

Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.



Нормы

В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:

  1. Новорожденные. Частота дыхания - 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
  2. Дети в 6 месяцев. Частота дыхания - 25-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
  3. Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
  4. Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс - от 80 до 120.
  5. Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс - от 70 до 110.
  6. Дети в 10 лет. Частота дыхания - 12-20 раз в минуту. Пульс - от 60 до 90.


Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте - только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.


Причины отклонения

Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ» . Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.

Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.



При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.


Что делать?

При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы - насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение - позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие - отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.

Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.

Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.

Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) - всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.


Чего делать нельзя?

Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.

Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.


О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.

Чтобы определить частоту дыхательных движении , нужно взять боль­ного за руку так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь внимание больного, а другую руку положить на грудную клетку (при груд­ном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания). Подсчитывают только число вдохов за 1 минуту.

В норме частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту, при ­чем у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении лежа число дыханий уменьшается (до 14-16 в минуту), в верти­кальном положении - увеличивается (18-20 в минуту). У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6-8 в минуту.

Патологическое учащение дыхания (tachipnoe) может быть вы­звано следующими причинами.

1. Сужение просвета мелких бронхов и бронхиол в резуль­тате спазма или диффузного воспаления их слизистой оболочки (бронхиолит, встречающийся в основном у детей), препятствующих нормальному прохожде­нию воздуха в альвеолы.

2. Уменьшение дыхательной поверхности легких, которое может наступить при воспалении легких и туберкулезе, при ателектазе легкого, вследствие его сдавления (экссудативный плеврит, гид­роторакс, пневмоторакс, опухоль средостения), или обтурации или сдавлении главного бронха опухолью.

3. Закупорка тромбом или эмболом крупной ветви легочной артерии.

4. Резко выраженная эмфизема легких.

5. Переполнение легких кровью или их отек при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях.

6. Недостаточная глубина дыхания (поверхностное дыхание) при затруднении сокращения межреберных мышц или диафрагмы из-за возникновения резких болей (сухой плеврит, острый миозит, межреберная невралгия, перелом ребер или метастазы в ребра и позвонки), при резком повышении внутрибрюшного давления и высоком стоянии диафрагмы (асцит, метеоризм, поздние сроки беременности).

7. Истерия.

Патологическое урежение дыхания (bradipnoe) наступает при угнетении функции дыхательного центра и снижении его возбудимости. Оно может быть вызвано повышением внутричерепного давления при опухоли моз­га, менингите, кровоизлиянии в мозг или его отеке, при воздействии на дыхательный центр токсичных продуктов, например при уремии, печеночной или диабетической комах и некото­рых острых инфекционных заболеваниях и отравлениях.

Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при обычном спокойном состоянии. У взрослых людей в физиологиче­ских условиях дыхательный объем колеблется от 300 до 900 мл, в среднем со­ставляет 500 мл. Дыхание может быть глубоким или поверхностным. Частое поверхностное дыхание бывает при патологи­ческом учащении дыхания, когда вдох и выдох, как правило, становятся коро­че. Редкое поверхностное дыхание может встречаться при ре­зком угнетении функции дыхательного центра, выраженной эмфиземе легких, резком сужении голосовой щели или трахеи. Глубокое дыхание чаще сочетается с па­тологическим урежением дыхания. Глубокое редкое шумное дыхание с боль­шими дыхательными движениями характерно для кетоацидоза - дыхание Куссмауля. Глубокое частое дыхание бывает при высокой лихорадке, резко вы­раженной анемии.


Типы дыхания. В физиологических условиях в дыхании участвуют главные дыхательных мышц - межреберные, диафрагма и частично мышцы брюшной стенки.

Тип дыхания может быть грудным, брюшным или смешанным.

Грудной (реберный) тип дыхания. Дыхательные движения грудной клетки осу­ществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во время вдоха заметно расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха - суживается и незначительно опускается. Этот тип дыхания характерен для женщин.

Брюшной (диафрагмальный) тип дыхания. Дыхательные движения осуществля­ются главным образом диафрагмой; в фазе вдоха она сокращается и опускается, способствуя увеличению отрицательного давления в грудной полости и быстрому заполнению легких воздухом. Одновременно вследствие повышения внутрибрюшного давления смещается вперед брюшная стенка. В фазе выдоха происходят расслабление и подъем диафрагмы, что сопровождается смещением стенки живота в исходное положение. Чаще встречается у мужчин.

Смешанный тип дыхания. Дыхательные движения совершаются одновременно за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы. В фи­зиологических условиях это можно наблюдать у лиц пожилого возраста. Встречается при патологических состояниях дыхательного аппарата и органов брюшной полости: у женщин при сухих плевритах, плевральных спайках, миозите и грудном радикулите вследствие снижения сократительной функции межреберных мышц дыхательные движения осуществляются с до­полнительной помощью диафрагмы. У мужчин смешанное дыхание может быть при слабом развитии мышц диафрагмы, острых хо­лециститах, пенетрирующей или прободной язве желудка или двенадцатипер­стной кишки. В таких случаях нередко дыхательные движения осуществляют­ся только за счет сокращения межреберных мышц.

Ритм дыхания. Дыхание здорового человека ритмичное, с одинаковой глу­биной и продолжительностью фазы вдоха и выдоха. При некоторых видах одышки ритм дыхательных движений может нарушаться за счет увеличения продолжительности вдоха (инспираторная одышка), выдоха (экспираторная одышка)

Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2, 5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕП) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин равна 3, 5-5 л.

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сер­дечного цикла. Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протя­жении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Формула идеального давления для каждого возраста:

макс. АД = 102+ (0, 6 х кол-во лет) мин. АД = 63+ (0, 5 х кол-во лет)

Всемирная организация здравоохранения предлагает счи­тать нормальными цифрами артериальное давление для систо­лического (макс.) - 100 - 140 мм рт.ст.; для диастоличес-кого 80-90 мм рт.ст.

58. Функциональные пробы и тесты

Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью функциональных проб и тестов.

Ортостатическая проба. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 минут отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса лежа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и нервной систем. Разница до 12 уд/мин - хорошее состояние физической тренирован­ности, от 13 до 18 уд/мин - удовлетворительное, 19-25 уд/мин -неудовлетворительное, т.е. отсутствие физической тренированности, более 25 уд/мин - свидетельствует о переутомлении илизаболевании.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 сек и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутом­лении это время снижается до 30-35 секунд.

Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Одномоментная проба.

Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту. Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносят вперед, а при выпрямлении возращают в исходное положение. После выполнения приседаний посчитывают ЧСС в течении одной минуты.

При оценке определяется величина учащения ЧСС после нагрузки в процентах. Величина по 20% означает отличную реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую,

от 41 до 65% - удовлетворительную,

от 66 до 75% - плохую,

от 76 и более - очень плохую.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется также, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после пол­ного выдоха. Здесь средним показателем является способность задер­жать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 сек., для тренированных на 40-60 сек. и более.

Проба Рюффье. Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы можно пользоваться пробой Рюффье. 1 После 5-минутного спо­койного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 10 с (Р2) и через минуту (Р3) после нагрузки. Результаты оце­ниваются по индексу, который определяется по формуле:

6 х (Р1+ Р2+ Р3) - 200

индекс Рюффье =

Оценка работоспособности сердца:

индекс Рюффье

0 - атлетическое сердце

0, 1 - 5 - "отлично" (очень хорошее сердце)

5, 1 - 10 - "хорошо" (хорошее сердце)

10, 1 - 15 - "удовлетворительно" (сердечная недостаточность)

15 1 - 20 - "плохо" (сердечная недостаточность сильной степени)

на 25 - 50% - хорошо,

от 50 - 75% плохо.

Тест на проверку и оценку общей выносливости.

Осуществляется с помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной дистанции или преодоле­ния возможно большего расстояния за определенное время. При­мерами этих упражнений являются:

1) бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м;

плавание на 200. 400, 500 м,

2) бег 12 мин.

Наиболее обоснованы оценки общей выносливости по тесту К.Купера. Это 12-ти минутный бег с преодолением максималь­ного расстояния (км).

1. Создать доверительные отношения с пациентом.

2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.

3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.

4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.

7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

8. Вымыть и осушить руки.

9. Провести регистрацию данных в температурном листе.

Примечание: подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

5. Проведение антропометрии (измерение роста)

Последовательность выполнения:

    Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

    Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.

    Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

    Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.

    Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

6. Проведение антропометрии (определение массы тела)

Последовательность выполнения:

    По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение.

    Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

    Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.

    Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.

    Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

    Закрыть затвор.

    Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

    Записать данные измерения.

7.Оценка риска развития и степени тяжести пролежней

Последовательность выполнения:

I. Подготовка к обследованию

1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход обследования (если пациент в сознании). II. Выполнение обследования Оценка степени риска развития пролежней осуществляется по шкале Waterlow, которая применима ко всем категориям пациентов. При этом проводится суммирование баллов по 10 параметрам: 1. телосложение; 2. масса тела, относительно роста; 3. тип кожи; 4. пол, возраст; 5. особые факторы риска; 6. удержание мочи и кала; 7. подвижность; 8. аппетит; 9. неврологические расстройства; 10. оперативные вмешательства или травмы. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту (ке) результат обследования 2. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Последовательность выполнения I. Подготовка к процедуре 2.. По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение. 3.. Отрегулировать высоту кровати. 4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки. II. Выполнение процедуры 1. Помочь пациенту лечь на живот или на бок. 2. Осмотреть места образования пролежней: крестец, пятки, лодыжки, лопатки, локти, затылок, большой вертел бедренной кости, внутренние поверхности коленных суставов. 3. Оценить: локализацию, окраску кожных покровов, наличие запаха и боли, глубину и размер поражения, наличие и характер отделяемой жидкости, отечность краев раны, наличие полости, в которой могут быть видны сухожилия и/или костные образования. 4. При необходимости применять стерильные пинцеты и стерильные перчатки. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту результат исследования 2. Подвергнуть дезинфекции использованный материал и перчатки. 3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

Умеете ли вы правильно дышать? Это очень важно, ведь воздух - то самое топливо, на котором работает наш организм. От качества и количества этого топлива зависит и жизнь, и здоровье.

Конечно, лучше дышать чистым воздухом, а не смесью угарных газов и пыли, которые составляют атмосферу мегаполиса. Однако остановимся подробнее не на химии, а на физике дыхания.

Частота, глубина, ритм

Проверьте, правильно ли вы дышите. Возьмите часы с секундной стрелкой, сядьте ровно и считайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Так вы определите частоту дыхания.

Среднестатистический взрослый дышит с частотой от 14 до 18 вдохов в минуту. Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту - значит, вы хорошо тренированный и выносливый человек со здоровыми органами дыхания. Снижается частота дыхания также во сне - уменьшается до 12-14 в минуту. Более 18 вдохов в минуту - это повод для беспокойства. Значит, ваши дыхательные движения не обеспечивают легкие достаточным количеством воздуха, и дыхательный центр дает сигналы к пополнению запасов чаще, чем это должно быть в норме. Нужно найти причину, мешающую вам вдохнуть полной грудью. Может, вы часами сидите за компьютером? Или только что слишком плотно поели? А может, просто слегка разволновались, проводя исследование собственного дыхания? Частота вдохов-выдохов может увеличиваться при повышении температуры и при различных заболеваниях легочной и сердечной системы.

Следующий показатель - глубина дыхания, то есть объемы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Дыхательный объем - это объем воздуха, вдыхаемый за один вдох. В состоянии покоя у взрослого человека он равен приблизительно 500 см3. Столько же воздуха выходит из легких при спокойном выдохе. Если сразу же после спокойного вдоха, не выдыхая, сделать дополнительный глубокий вдох, то в легкие поступит еще около 1500 см3 воздуха, что и составляет дополнительный, или резервный, объем вдоха. Если же после спокойного выдоха сделать дополнительный глубокий выдох, то при максимальном усилии можно выдохнуть еще около 1500 см3, что и составит резервный объем выдоха. Суммируя эти величины, можно определить так называемую жизненную емкость своих легких. Жизненная емкость легких варьирует в зависимости от возраста, пола, тренированности человека и может достигать 5000 см3. К сожалению, самостоятельно получить показатели объема своих легких не получится, - для этого нужны специальные приборы.

Теперь проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. В норме промежутки времени между вдохами и выдохами должны быть равными, с одинаковой глубиной и продолжительностью вдоха и выдоха.

Кстати, по ритму дыхания можно судить о вашей работоспособности в конкретный момент. Удлиненный вдох - пауза - короткий выдох: это дыхание бодрого человека, такой, как говорится, сию минуту «готов к труду и обороне». Короткий энергичный вдох - растянутый выдох - пауза: это дыхание утомленного человека. С помощью такого ритма нервная система расслабляет мышцы, избавляясь от внутреннего напряжения. Часто вздыхаете без видимой причины? Это организм пытается напомнить, что пора отдохнуть. Не пренебрегайте его подсказкой - и вам не грозит хроническая усталость.

Нарушение дыхания в виде затруднения фазы вдоха или выдоха называется одышкой, - это тревожный сигнал. Может быть, вы простудились и у вас заложен нос? Если с верхними дыхательными путями все в порядке, сходите к врачу, - одышка может свидетельствовать о нарушении работы легких или сердца.

Грудное или животное?

Определите, как именно вы дышите - животом или грудью. Если совмещаете то и другое - значит, у вас смешанный тип дыхания. Интересно, что большинство женщин дышит грудью, а брюшное (диафрагмальное) дыхание характерно для мужчин, маленьких детей и спящих людей независимо от пола и возраста. Заметьте: у малышей, как правило, слегка выпячен животик. Это как раз потому, что мышцы брюшного пресса у них включены в дыхательный цикл. Не нужно заставлять дошкольника втягивать живот, - это может ухудшить работу его легких.

Именно диафрагмальное дыхание считается более физиологичным, поскольку оно значительно глубже, задействует все органы дыхания и способствует полной вентиляции легких. Специальные упражнения для выработки «животного» дыхания делают певцы, пловцы и занимающиеся йогой.

Научиться дышать животом полезно любому человеку, ведь правильно поставленное диафрагмальное дыхание нормализует кровяное давление, облегчает работу сердца и обеспечивает естественный массаж пищеварительного тракта.

Немаловажно и то, что постоянное движение и усиленное кровоснабжение мышц живота ограничивает отложение жира в области талии и помогает сохранить стройную фигуру.