Битва за Фолкленды. Как Британия одержала свою последнюю победу. Битва за острова: Фолклендская война

После боя у Коронеля дислокация морских сил Антанты, разверстых против германских крейсеров, была следующая.

В Тихом океане и у берегов Сев. Америки, идущие на юг, 1 японский крейсер и 2 английских.

Около Гонолулу - 2 японских бр. крейсера.

У островов Фиджи - австралийская эскадра - лин. кр. Australia (дред.) и 2 крейсера (1 фр. и 1 англ.).

У Маршальских островов - 3 японских бр. крейсера.

У Каролинских о-вов - японские 1 лин. кор. и 2 крейсера.

В Атлантическом океане - у Пернамбуко и севернее Рио-де-Жанейро по 1 англ. крейсеру для защиты от Карлсруэ.

У о-вов Зеленого Мыса - англ. кр. Carnarvon (под флагом адм. Стоддарта).

Таким образом, против эскадры Шпее в разных направлениях было развернуто 17 крейсеров, из коих один дредноутного типа.

Но задача их была нелегка. Они должны были сторожить германские крейсера в разных направлениях: инициатива была на стороне последних, и Шпее мог на громадном пространстве океана, пользуясь внезапностью появления, иметь много шансов на успех потому, что противник не успеет во время и в нужном месте сосредоточить свои силы.

Конечно, долго так не могло продолжаться. По меткому выражению Черчилля, эскадра Шпее была срезанным цветком, обреченным на смерть . Материальная часть, в конце концов, должна была сдать. Бой, поскольку он был сопряжен с крупными повреждениями, обрекал корабли на гибель, ибо починиться им было негде. Питание углем, хотя оно и было хорошо организовано, но всегда сопровождалось риском, так как назначение рандеву, слежка за угольщиками, и пр., все это могло дать противнику сведения и нарушить скрытность передвижений.

Чтобы покончить с Шпее, англичане решились на крайнюю меру: они откомандировали из Гранд Флита два новых линейных крейсера Invincible и Inflexible (дредноутного типа), тем ослабив свои главные силы, и послать их для борьбы со Шпее. На Invincible поднял флаг адмирал Стэрди, назначенный главнокомандующим морскими силами Южно-Атлантического и Тихого океана, который должен был объединить все действия против германских крейсеров. Ему было приказано идти к Фолклендским островам и, базируясь на них, найти и уничтожить неприятеля.

7 декабря Стэрди, соединившись с крейсерами адмирала Стоддарта, прибыл на Фолклендские острова, где таким образом были сосредоточены лин. крейсера Invincible и Inflexible бр. кр. Defence, Carnarvon, Cornwall, и Kent, легкие крейсера Bristol и Glasgow. Кроме того, туда же прибыл лин. кор. Canopus, который свез часть своих орудий на берег для усиления береговых батарей, сам же расположился при входе на рейд, чтобы стрелять перекидным огнем в случае появления неприятеля и попытки его атаковать временную базу английской эскадры.

Сосредоточение крупных английских сил на Фолклендских островах оставалось неизвестным Шпее. Мало того, ничего не подозревая, он решил под давлением командира Гнейзенау (хотя сам он не сочувствовал этой операции) идти на Фолклендские острова, разрушить там радиостанцию, склады и взять в плен английского губернатора, чтобы отомстить за недостойное обращение англичан с захваченным ими германским генерал-губернатором о-вов Самоа.

26 ноября германская эскадра с тремя угольщиками вышла из бухты С. Кентен, чтобы обогнуть мыс Горн и идти к восточным берегам Америки.

Подойдя к м. Горн, эскадра встретила жестокий шторм. Для пополнения запасов угля, Шпее решил зайти в одну из бухточек к NO от м. Горн. Но здесь попытка скрыть национальность им не удалась, германская эскадра была обнаружена, и о ней тотчас донесено англичанам. Погрузка задержала Шпее на 4 дня.

Предполагалось, что Гнейзенау подойдет к проходу в Порт-Виллиам (английскую базу на Фолклендских островах), спустит шлюпки, протралит вход, после чего в порт войдет Нюренберг, разрушит склады и возьмет необходимые для эскадры, запасы.

Эти два корабля утром (в 7 час. 50 мин.) 8 декабря и были замечены английскими наблюдательными постами.

Неожиданность для англичан была полная. Суда их не были готовы к выходу: Invincible и Inflexible грузили уголь, из других - кто перебирал машины, кто чистил котлы и пр.

Glasgow и Bristol получили приказание немедленно поднимать пары, прочие корабли начали срочно готовиться к выходу.

Когда немцы подошли каб. на 50-60, Canopus открыл огонь, будучи для них совершенно невидимым, так как он стрелял через берег.

В это время вышел и Kent. Немцы повернули в море, начали было уходить, но затем вернулись вновь к входу, как бы намереваясь атаковать Kent.

В 9 час. 40 мин. Гнейзенау увидел внутренность гавани. Помимо громаднейших столбов дыма, валивших из труб английских судов и показывавших, что там стоит не то, что немцы могли ожидать, они рассмотрели характерные мачты-треноги английских крейсеров дредноутного типа. Эти последние свидетельствовали о присутствии мощных кораблей, от которых эскадра Шпее, находившаяся вблизи, ни уйти, ни спастись не могла. Увидел это командир Гнейзенау, как раз тот командир, который настойчиво советовал Шпее идти к Фолклендам, поняв теперь, к чему привели его советы, сразу повернул и пошел на соединение к своему флагману. Нюренберг пошел за ним. В море они соединились со Шпее. Glasgow и Kent вышли вслед за немцами.

К 10 часам английские суда начали выходить из гавани: Invincible, Inflexible и Cornwall.

Glasgow, значительно опередивший Kent, все время доносил о движении немцев.

Немцы - в стремлении уйти, англичане - стараясь догнать, усиленно дымили. Дым был настолько густ и обилен, что временами совершенно заволакивал часть горизонта, и немцы, которых хорошо можно было видеть, т.к. погода была ясной, временами скрывались в дыму.

Англичане определенно нажимали. Помимо того, что скорость новых линейных крейсеров превосходила скорость немецких, сказывалось состояние котлов и механизмов последних, не получавших за свое продолжительное крейсерство ремонта.

Старые английские крейсера, отставая от дредноутов, все-таки имели некоторое преимущество перед германскими.

Стэрди, видя, что немцам все равно не уйти, уменьшил ход, чтобы дать подтянуться другим судам. Но так как средняя скорость противника в тот момент не превышала 15 узлов, то он, сбавив до 19 свой ход, спокойно стал нагонять его и на этом ходу. Соединившаяся немецкая эскадра шла хорошо сохраняя строй: Шарнгорст и Гнейзенау - головными, легкие крейсера - за ними.

В 12 час. 50 мин. Стэрди приказал увеличить ход до 25 узлов и открыть огонь.

Когда расстояние достигло 80 каб., Inflexible открыл огонь, а за ним и другой дредноут - Invincible. Концевой корабль немцев, Лейпциг сильно отставал. Он весь был закрыт столбами падений 12"" снарядов английских лин. крейсеров.

Адмирал Шпее, отчетливо сознавая, что при столь неравных силах бой долго продлиться не может, принял решение, делающее ему честь. Он решил пожертвовать собой и двумя броненосными крейсерами (Шарнхорстом и Гнейзенау), отпустив легкие крейсера в надежде, что они смогут уйти и затем нанести вред английской торговле.

Около 1 час. 20 мин. он поднят сигнал: Легким крейсерам уходить к южно-американскому побережью ,- а сам повернул на 6 румбов и пошел полным ходом в океан, идя на сближение с мощным противником.

Но такой маневр был предусмотрен английским командованием заранее, в период подготовки и обсуждения возможных обстоятельств боя. Английские крейсера без сигнала погнались за легкими крейсерами немцев, а линейные - вступили в бой с Шарнхорстом и Гнейзенау. Invincibles стрелял по первому, Inflexible - по второму. Расстояние было около 70 каб. Английские крейсера не стремились уменьшать его, т.к. на этой дистанции они могли безнаказанно расстреливать немцев, снаряды которых даже не долетали.

Однако, на короткое время Шпее удалось уменьшить дистанцию до 65 каб., и германские снаряды начали попадать, после чего Стэрди вновь увеличил расстояние.

Немцы берегли снаряды в этот период боя, так как количество их, не пополненное после Коронеля, оставалось ограниченным.

Густой дым сильно мешал английской стрельбе, и она была малоуспешной. В 2 часа, когда расстояние увеличилось до 90 каб., бой на время прекратился.

Немцы, временно закрытые дымом, повернули и пошли на S, в том направлении, где скрылись их легкие крейсера. Снова началась погоня.

В 2 часа 45 мин., приблизившись на 75 каб., оба англичанина снова открыли огонь. 5 минут Шпее продолжал идти прежним курсом, не отвечая на огонь, но затем начал поворачивать влево на 9 румбов, очевидно желая быстро сблизиться с противником, чтобы ввести в бой свою среднюю артиллерию. Через несколько минут дистанция уменьшилась до 62 каб. и немцы открыли огонь из всех орудий.

Это была отчаянная схватка совершенно неравных сил. Шпее со своими двумя слабыми кораблями дрался и дрался самоотверженно, с мощным противником, разносившим его своими 16 - 12 орудиями.

12 орудия скоро сделали свое дело. В 3 ч. 10 м. Гнейзенау начал крениться, а у Шарнхорста была сбита труба, он в нескольких местах горел, стрельба его ослабла.

Дальнейший бой был просто избиением обоих немецких крейсеров, не желавших сдаваться и дравшихся до последней возможности.

Палубы флагманского немецкого корабля , - писал очевидец, - представляли собой груду развороченных, перекрученных кусков стали и железа, через пробоины в борту, даже с большого расстояния ясно виднелись огненные языки, пробивающиеся на палубу между мачтами. Многим казалось, что ему пришел уже конец. Однако, как только крейсер развернулся противоположным бортом, стрельба возобновилась с прежней энергией, и снова заговорила его средняя артиллерия, т.к. дистанция опять уменьшилась ...

Шарнхорст сильно отставал и разрушался английской стрельбой. Он все еще поддерживал оживленный огонь из оставшихся орудий. Вдруг он неожиданно замолк, подобно ярко горевшей свече, которою вдруг задули , рыскнут вправо, в сторону английских судов, видимо переживая последние минуты, а затем повалился на бок.

Гнейзенау на минуту задержался у гибнувшего товарища, затем лег на прежний курс. Стэрди остался недалеко от лежащего Шарнхорста, ведя бой с Гнейзенау, пока первый (в 4 ч. 17 м.) не погиб.

Затем оба крейсера, с расстояния 50-60 каб., сосредоточили огонь по Гнейзенау. К ним подошел еще брон. крейсер Carnarvon и тоже принял участие в стрельбе.

После 5 часов Гнейзенау, весь разбитый и исковерканный, с сильным креном и объятый пожаром, все-таки временами открывал огонь из отдельных орудий. Наконец, он замолк. Стэрди поднял сигнал: Прекратить огонь . Однако, противник не хотел еще кончать боя и снова сам начал стрелять. Англичане вновь открыли огонь. Но через 1/4 часа доблестный бой Гнейзенау закончился. Он замолчал окончательно. Английские корабли пошли к нему 20 узловым ходом, но не успели дойти, как он лег на борт.

На Гнейзенау из 850 чел. 600 было убито или ранено. Все орудия были выведены из строя, но мысли о сдаче не возникало. Когда не осталось уже никакой надежды, опасаясь, чтобы крейсер не остался на плаву и не достался англичанам, открыли кингстоны и вызвали всех людей наверх.

С Шарнхорста не был спасен никто. С Гнейзенау было поднято из воды 200 человек.

Тем временем подобная же драма разыгрывалась в двух других местах, где были настигнуты легкие крейсера.

Самым быстроходным германским крейсером был Дрезден, дававший фактически до 27 узлов, Нюренберг - 23,5 узлов, Лейпциг - менее 22. Эти два последние корабля и были настигнуты англичанами, ход крейсеров которых был: Glasgow - более 25, Kent и Cornwall - 23 узла.

В начале погони немцы держались соединенно: Нюренберг, Лейпциг, Дрезден. Броненосные крейсера догоняли медленно.

В 2 ч. 53 мин. Glasgow, находясь в 4 милях впереди броненосных крейсеров в 60 каб. от Лейпцига, открыл по последнему огонь из 6"" орудия. Тот принял вызов, повернул вправо и ответил всем бортом. 6 английские снаряды не долетали, тогда как 4,1 германские могли покрыть эту дистанцию. Glasgow увеличил расстояние и продолжал его удерживать до тех пор, пока Лейпциг не прекратил огонь и не повернул за своими товарищами. Затем Glasgow повторил свой маневр и Лейпциг опять ответил ему, причем дал два попадания. Но при каждом повороте Лейпциг отставал от своих и вскоре сделался добычей подошедших английских броненосных крейсеров.

Увидев, что неприятель догоняет, Нюренберг отклонился влево, а Дрезден, бывший головным, повернул вправо, увеличил ход и скоро скрылся от англичан в юго-западном направлении.

Лейпциг и Нюренберг были обречены. Их уже заранее распределили между собой командиры двух английских бр. крейсеров. Первый должен был стать добычей кр. Cornwall, а второй - кр. Kent.

В 4 час. 15 мин. бронен. крейсера открыли огонь, но снаряды еще не долетали. Лейпциг отклонился вправо, за ним последовал и Cornwall. Сражающиеся разделились на две группы.

Мы не будем описывать всех маневрирований и эволюции Лейпцига - сражавшегося с Glasgow и Cornwall". Это было избиение слабейшего. Лейпциг, то смело переходил на малые дистанции, то англичане оттягивали их, одно время сильный ливень скрыл было врагов и дал время Лейпцигу передохнуть. 4 часа он сопротивлялся, ведя энергичный бой, пока наконец Cornwall, подойдя на 40 каб., не начал по нему стрелять лидитными снарядами.

Результат сказался немедленно: Лейпциг покрылся клубами черного дыма от рвущихся снарядов и через несколько минут загорелся. По словам одного из спасенных немцев, действие этих снарядов было ужасно и вызывало громадную потерю в людях. Однако, крейсер не прекращал огня, и английские суда продолжали приближаться. К 6 час. 35 мин., к моменту получения радио о потоплении Шарнхорста и Гнейзенау, расстояние уменьшалось до 35 каб. и Cornwall, снова открыв огонь из бортовых орудий, наносил противнику сильнейшие повреждения. Попадания следовали без перерыва и Лейпциг весь был охвачен огненными языками, но все-таки, хотя и изредка, стрелял. Только в 7 час. последнее его орудие замолкло. Более доблестного и упорного сопротивления, чем оказал Лейпциг , - пишет английский историк, - трудно себе представить. Когда наши суда приблизились, то он представлял из себя груду развалин. Мачты и трубы были сбиты, палубы, кроме средней части, пылали, но на остатках фок-мачты развевался германский флаг ...

Англичане прекратили было огонь, но видя, что Лейпциг не спускает флага, вскоре возобновили его опять.

А в это время команда Лейпцига, выпустив свой последний снаряд и открыв кингстоны, в числе 150 оставшихся в живых собралась посредине между двумя пылающими конечностями корабля в надежде быть спасенной.

Уже наступила темнота. Немцы показали англичанам два зеленых фонаря, принятые последними как сигнал о сдаче. Англичане тогда прекратили огонь против уже не стрелявшего давно по ним противника и спустили шлюпки. Им удалось спасти только 5 офицеров и 13 матросов, так как большинство оставшихся в живых после боя, умерло в ледяной воде океана, куда они бросились в последний момент.

Потери англичан были ничтожны Cornwall получил 18 попаданий, имел легкий крен, но не потерял ни одного человека. Glasgow получил два попадания, имел одного убитого и 4-х раненых.

В то же время Kent, развив 24 узла (контрактная его скорость 23) гнался за Нюренбергом. После боя, во многом напоминавшего бой Лейпцига, ведшегося Нюренбергом с тем же упорством, около 7 часов, весь избитый, в пожаре, лишившийся артиллерии и давно замолчавший под огнем кр. Kent, Нюренберг спустил флаг и скоро после этого перевернулся. Англичанам удалось спасти только 6 человек.

Три угольщика, о которых ранее упоминалось, были утоплены английским крейсером Bristol.

Таким образом эскадра Шпее была уничтожена вся, за исключением успевшего уйти Дрездена. Но последний ненадолго пережил своих товарищей. Он ушел к западным берегам Америки, где крейсеровал до марта. 19 марта, стоя на якоре в бухте Кумберланд на о-ве Мааса-Фуэра он был застигнут крейсерами Glasgow и Kent, обстрелян ими в нейтральных водах и затем потоплен своей командой.

Фолклендское сражение подтвердило всю рискованность крейсерских операций при отсутствии точной разведки. Шпее сам пошел в пасть врагу, о том не подозревая. Он, может быть, сделал ошибку, что шел соединенно эскадрой, а не предоставил с самого начала каждый корабль своей участи, отправив его на борьбу с торговлей. Результаты, в смысле воздействия на последнюю, были бы значительно больше, и задача союзников в борьбе с ними осложнялась бы. Но Шпее, по-видимому, стремился открытым боем с разрозненными судами и отрядами неприятеля обеспечить себе свободу действий. Он не знал о присутствии дредноутов и полагал, что успех Коронеля может быть повторен им. Но он был безусловно не прав, начиная авантюрную операцию против английской базы, которая в конечном счете, для его главного назначения - борьбы с торговлей - ничего ему не давала, но была сопряжена с большим риском.

Тактический успех англичан в боях не требует комментариев: это было просто избиение, притом, не вполне искуссное, коль скоро оно длилось 4-6 часов. Отчасти это объясняется тем, что англичане не хотели подвергать свои корабли опасности повреждений в бою, в особенности столь ценные, как крейсера-дредноуты. Они располагали возможностью, не торопясь и не рискуя, раздавить противника, не имевшего шансов ни уйти, ни победить. Однако, несмотря на то, что условия видимости (дым) затрудняли английскую стрельбу, она несомненно была неудачной: понадобилось израсходовать почти весь боевой запас дредноутов на бой с бесконечно слабейшим противником.

Оба дредноута несмотря на то, что имели попадания, оказались неповрежденными. Они не потеряли ни одного человека, ни один снаряд не пробил их брони. Также ничтожны были потери и на других кораблях.

В конце 1914 создалась сложное положение на океанских коммуникациях. Эскадра фон Шпее (два однотипных броненосных крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и три легких крейсеров - «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг»), могла уничтожить все английское судоходство в Южной Атлантике. Под угрозой гибели оказались многочисленные транспорты с войсками, находившиеся в тот момент у побережья Южной Африки. 4 ноября пришел приказ Инвинсибл и Инфлексибл принять полный запас угля и проследовать в Берхэйвен, поскольку «они срочно требуются для заграничной службы». Фишер решил направить их к Фолклендским островам. Командиром соединения был назначен вице-адмирал Стэрди, которому таким образом была предоставлена возможность самому исправить ошибки, допущенные им на посту начальника генерального морского штаба.

В тот момент на английских крейсерах шел текущий ремонт. Стэрди доложил Фишеру 9 ноября, что ближайший срок, когда его корабли смогут отправиться в путь - 13 ноября, пятница. До этого рабочие не успеют закончить кладку перемычек из огнеупорного кирпича между котлами Инвинсибл . Сообщить такое морскому волку старой закалки! Нужно быть полным идиотом, чтобы отплывать 13-го, да еще в пятницу! Последовало распоряжение первого морского лорда: эскадре отбыть в среду 11-го. Вместе с командой на Инвинсибл отправилась бригада рабочих, которые должны были закончить ремонт в пути. Одновременно Фишер отправил линейный крейсер Принсес Роял в Карибское море на тот случай, если бы фон Шпее решил повернуть назад и пройти Атлантику через Панамский канал. Приняв такое решение, Фишер сильно рисковал. По подсчетам профессора А. Д. Мардера, после гибели «Одешесса» и отправки в Южную Атлантику 3 линейных крейсеров в первой половине ноября 1914 г. германскому Флоту Открытого моря предоставилась лучшая за всю войну возможность помериться силами с британским флотом в наивыгоднейших для себя условиях.

Битти был крайне обеспокоен таким ослаблением своей эскадры. 13 ноября он направил Джеллико докладную записку, в которой указывал на недопустимость такого разделения сил. В водах метрополии британский флот теперь располагал только 3 полностью боеготовыми линейными крейсерами (Лайон , Куин Мери , Новая Зеландия), которым противостояли 4 германских линейных крейсера, подкрепленные Блюхер . Правда, имелся еще Тайгер , но он только что вступил в состав флота и был не готов к участию в боевых действиях. Командующий флотом полностью разделял опасения Битти. Он еще ранее направил рапорт первому морскому лорду: «Я считаю, что решение о выделении из состава флота еще одного линейного крейсера должно быть пересмотрено». Однако первый морской лорд остался непреклонен, и последующие события подтвердили его правоту и оправданность риска, на который он пошел.

Упрямый Стэрди не посчитал нужным в точности исполнить приказ Адмиралтейства: «следовать к Фолклендским островам со всей возможной поспешностью». Вместо 3 декабря, по расчетам морских лордов, Инвинсибл и Инфлексибл прибыли в Порт-Стэнли только в 10.30 утра 7- го. Прежде чем начать поиски немецкой эскадры, линейные крейсера должны были срочно пополнить свои запасы топлива. Рано утром 8 декабря угольщик был подан для Инвинсибл и он начал грузиться. Вслед за ним к погрузке приступил и Инфлексибл .

Тем временем эскадра фон Шпее, разгромив соединение Крэдока, продолжала медленно двигаться на юг. По пути немцы захватили канадский пароход с грузом кардифского угля, который был очень кстати. Отконвоировав канадца в уединенную бухту Огненной Земли, уголь перегрузили на германские крейсера. Это заняло несколько дней, и до 6 декабря фон Шпее не мог продолжать плавание. Случайность задержала его как раз на столько времени, сколько потребовалось англичанам, чтобы достигнуть района действий.

Во время совещания офицеров германской эскадры относительно плана дальнейших действий командующий выдвинул в качестве первоочередной задачи нападение на Фолклендские острова с целью уничтожения английской базы в Порт-Стэнли. Некоторые офицеры, в том числе командир «Гнейзенау» Меркер, считали, что было бы разумнее избегать Фолклендских островов, но фон Шпее настаивал на своем опрометчивом решении. Выполнение операции было возложено на «"Гнейзенау» и «Нюрнберг».

В 8.30 утра два германских крейсера, приблизившись к Порт-Сэнли, увидели низкие холмы, окаймлявшие гавань с юга, и поднимающийся дым. По мере их приближения дым становился все гуще и гуще, так что над всей гаванью навис черный туман. Это обстоятельство не встревожило немцев: они приписали его тому, что англичане уничтожают склады топлива. В 9.25, когда «Гнейзенау» приблизился на дистанцию огня, перед ним взметнулись два водяных столба, и из гавани донесся грохот выстрелов тяжелых орудий. Это открыл огонь «Канопус». Меркер, полагавший, что имеет дело только со старым тихоходным броненосцем, нисколько не смутился. Однако несколько минут спустя немцы увидели «роковые» треногие мачты линейных крейсеров, двигающихся в гавани по направлению к морю. Германский флагман поднял сигнал: не вступать в бой и уходить на северо-восток полным ходом.

Как только Стэрди доложили о приближении к Порт-Стэнли двух вражеских крейсеров, он тут же отдал приказ прекратить погрузку угля, приготовиться к бою и поднять якоря. В начале 11-го часа оба линейных крейсера уже вышли из гавани. Видимость была изумительной; море спокойное и ослепительно голубое; дул легкий северо-западный ветер. В 10.20 на флагмане подняли сигнал «общей погони». Английским линейным крейсерам потребовалось некоторое время, прежде чем они смогли развить свой ход до полного и сблизиться с немецкими кораблями на дистанцию артиллерийского огня. Около 13.00 рявкнули двенадцатидюймовки Инвинсибл . С расстояния 14,5 км он выпустил несколько снарядов по «Лейпцигу», замыкавшему германскую кильватерную колонну. После этого фон Шпее отдал приказ своим легким крейсерам рассредоточиться и уходить. «Нюрнберг», «Лейпциг» и «Дрезден» повернули на запад и дали полный ход. Английские легкие крейсера «Кент», «Корнуэлл» немедленно пустились за ними в погоню. С этого момента сражение распалось на несколько очагов.

Германский адмирал решил дать бой только своими броненосными крейсерами. Поскольку «Шарнхорст» и «Гнейзенау» не могли развить более 18 узлов, избежать сражения было невозможно. Стэрди не стал немедленно сближаться на дистанцию решительного боя, на которой расход боеприпасов был бы наименьшим и которая обеспечила бы ему быструю победу. Он знал о высокой артиллерийской репутации двух своих противников и хотел избежать даже малейших повреждений своих линейных крейсеров. В бою на предельной дистанции риск для кораблей Стэрди отсутствовал вовсе, но зато расход снарядов почти наверняка должен был быть огромным.

Сначала Инвинсибл стрелял по «Гнейзенау», а Инфлексибл - по «Шарнхорсту», поменявшись целями, когда германские корабли изменили свое расположение. Комендоры «Шарнхорста» с третьего залпа попали в Инвинсибл . Когда дистанция уменьшилась до 11 км, немцы ввели в дело и 152-мм орудия. Стэрди увеличил дистанцию до 14 км, а затем вышел за пределы артиллерийского огня. Около 14.00 обе стороны прекратили стрельбу. Фон Шпее в последний раз попытался спасти свои корабли: он круто повернул на юг, направляясь в воды, где можно было ожидать туманов, шквалов и пасмурной погоды. В первой фазе боя стрельба англичан оказалась исключительно плохой. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» получили только по два попадания, и ни один из них не был серьезно поврежден. Разрушительная сила английских 305- мм снарядов оказалась гораздо меньше, чем можно было ожидать.

Примерно через час англичане снова пошли на сближение и возобновили стрельбу. Бой сделался жарким, дистанция вновь уменьшилась до 11 км. «Гнейзенау», который в начальный период боя потерял только 1 убитого и 10 раненых, теперь жестоко страдал. Весь его корпус вздрагивал от ударов тяжелых снарядов, в нескольких местах одновременно полыхали пожары. Вскоре стал явственно заметен крен на левый борт. «Шарнхорст» также страдал от огня. Огромные водяные столбы от падавших в воду 305-мм снарядов заливали пробоины в бортах германских крейсеров, не давая пожарам полностью охватить их. Стрельба англичан была бы точнее, если бы Стэрди не держал Инфлексибл в густом дыму флагманского корабля.

В начале 4-го стало ясно, что «Шарнхорсту» приходит конец: он сильно осел, на верхней палубе бушевало пламя. Тем не менее на нем развевался германский флаг, и он продолжал энергично стрелять уцелевшей артиллерией. Англичане были поражены стойкостью немцев, регулярностью и быстротой залпов. В 16.00 Шпее в пылу боя успел просигналить Меркеру, что последний был прав, высказавшись против нападения на Фолклендские острова, и приказал «Гнейзенау» уходить, если он сможет. После этого адмирал повернул свой флагманский корабль и пошел на англичан. Уцелела только одна из четырех труб «Шарнхорста», он имел большой и все возрастающий крен на правый борт, его корма была охвачена пламенем. В 16.04, дав последний залп из носовой башни, он стал медленно переворачиваться, короткий промежуток времени пролежал на борту с вращающимися винтами и наконец скрылся под водой носом вперед.

Так как бой продолжался, британские крейсера не могли оказать помощь команде «Шарнхорста». К тому же вода была настолько холодна, что едва ли немецким морякам можно было чем-нибудь помочь, даже если бы рядом не было «Гнейзенау». Таков закон морской войны - сначала уничтожить противника и только после этого спасать людей. Конец «Гнейзенау» был не менее трагичен. Англичане уже вели спокойную размеренную стрельбу, напоминавшую прицельный огонь по мишеням. Вскоре одним из попаданий был поврежден рулевой привод, и «Гнейзенау» начал описывать циркуляции. Его сопротивляемость ужасающему огню была поразительна. Особенно надо отметить, что ни на одном из германских крейсеров не произошло взрыва боеприпасов. Около 17.30 он еще держался на воде в виде разбитого остова, большая часть его кочегарок была затоплена, все пушки, кроме одной, приведены в негодность, боезапас почти иссяк, на палубе бушевали пожары. Около 600 человек из команды «Гнейзенау» были убиты.

Англичане прекратили огонь и начали подходить к «Гнейзенау» медленно и осторожно, поскольку на нем все еще развевался германский военный флаг. В 17.40 оставшиеся в живых собрались на груде железного лома - все что осталось от надстроек и палубы германского крейсера. В тишине, наступившей после грохотов боя, прозвучало троекратное «ура» и корпус «Гнейзенау» стал опрокидываться на правый борт. Меркер отдал приказ открыть кингстоны и потопить корабль. «Гнейзенау» еще некоторое время лежал вверх килем, а затем исчез, погружаясь кормой вперед.

Хотя в южном полушарии стояло лето, вода в этом районе Атлантики сильно охлаждается айсбергами и холодными течениями, идущими от Антарктиды. Ее температура не превышала 6 градусов выше нуля. Из команды «Гнейзенау» не спасся ни один человек. Общие потери германской эскадры составили 2000 матросов и офицеров. В числе погибших были фон Шпее и один из его сыновей (другой погиб на «Нюрнберге») и оба командира германских броненосных крейсеров. Незадолго перед тем как «Гнейзенау» начал тонуть, погода изменилась - пошел мелкий дождь. Если бы он начался двумя-тремя часами раньше, возможно, германским крейсерам удалось бы ускользнуть. Данный факт показывает опасность промедления решительного удара, которое допустил английский адмирал. Как известно, Стэрди, начав погоню рано утром, в 11.00 отдал приказ замедлить ход и команде приступить к завтраку.

Что касается легких крейсеров, то англичане после погони, длившейся несколько часов, настигли и потопили «Лейпциг» и «Нюрнберг». «Дрездену» удалось ускользнуть. В конце концов он был застигнут двумя английскими крейсерами в уединенной бухте чилийского побережья и уничтожен. Но случилось это только 14 марта 1915 г. Легкий крейсер «Бристоль» и вооруженный пароход «Македония» получили приказ от Стэрди потопить транспорты, сопровождавшие эскадру фон Шпее. Английские корабли довольно быстро обнаружили два германских вспомогательных судна - «Баден» и «Санта-Изабель» - с грузом нефти, угля и различных припасов. Все это отлично пригодилось бы Стэрди, но старший из британских командиров ничего не доложил флагману и бездумно выполнил приказ, пустив ко дну оба этих ценных приза. Так неудачно кончился день, отмеченный крупным успехом англичан.

Впоследствии многие военно-морские историки будут утверждать, что бой у Фолклендских островов явился крупнейшей победой британского флота со времен Трафальгарского сражения. Наверное, оно стало последним сражением надводных кораблей XX века, больше всего напоминавшим времена Нельсона: его исход от начала до конца решила корабельная артиллерия, без использования торпед, морских мин, авиации или подводных лодок.

Тайны Фолклендского боя

Фолклендский бой - это одно из самых значительных морских сражений Первой мировой войны, состоявшееся 8 декабря 1914 года между германской крейсерской эскадрой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и английской эскадрой вице-адмирала Доветона Стэрди около Фолклендских островов Германская крейсерская эскадра состояла из двух броненосных («Шарнхорст», «Гнейзенау») и трех лёгких («Дрезден», «Нюрнберг», «Лейпциг») крейсеров, двух транспортов и госпитального судна, принял решение нанести удар по английской военно-морской базе Порт-Стэнли на Фолклендских островах, но неожиданно обнаружил на рейде сильную английскую эскадру, прибывшую туда накануне. По сообщениям разведки, на Фолклендских островах не было британских кораблей, поэтому «Гнейзенау» и «Нюрнберг» под прикрытием остальных кораблей должны были разрушить радиостанцию, склады с углём, а также - в качестве возмездия за взятие в плен и недостойное обращение с губернатором Самоа - захватить в плен губернатора острова. Капитан «Лейпцига» фрегаттен-капитан Хаун отдельно указывал на то, что сообщение об уходе англичан, очевидно, является провокацией и что лучшей реакцией на неё были бы проход где-то в 100 милях южнее острова и неожиданное появление возле Ла-Платы, но не был услышан. 1 ноября 1914 года эскадра Шпее в сражении при Коронеле потопила два британских броненосных крейсера - «Гуд Хоуп» и «Монмут». Потери англичан составили 1654 моряка, включая контр-адмирала Кристофера Крэдока. Германская эскадра не понесла потерь. Этот успех вскружил голову германскому адмиралу и побудил его решиться на рискованную операцию по атаке столицы Фолклендов. Английская эскадра в Порт-Стэнли состояла из одного эскадренного броненосца, двух линейных крейсеров, трёх броненосных и двух лёгких крейсеров. Встретив неожиданно сильного противника, Шпее пытался уйти, однако английские корабли настигли германскую эскадру. Шпее приказал лёгким крейсерам и транспортам, пользуясь преимуществом в скорости, уходить в различных направлениях. Их стали преследовать английские броненосные и лёгкие крейсера, а линейные крейсера вступили в бой с германскими броненосными крейсерами и потопили их. Германские броненосные крейсера проигрывали британским линейным крейсерам типа инвинсибл в скорости хода почти 3 узла и не имели шансов спастись. А 16 305-мм орудий британских крейсеров значительно превосходили 16 210-мм немецких орудий главного калибра. Стэрди намеревался вести бой на больших дистанциях, на которых 210-мм снаряды германских броненосных крейсеров не могли пробить борт его крейсеров. Стрельба немцев была меткой, но их попадания практически никак не снижали боевую мощь британских линейных крейсеров. Между тем сами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сильно страдали от 305-мм снарядов. Были также уничтожены два лёгких германских крейсера и транспорты. Лишь крейсеру «Дрезден» и госпитальному судну удалось скрыться. Три линейных крейсера англичан потеряли 1 убитого и 3 раненых, а три британских легких крейсера - 5 убитых и 16 раненых. В плен попало 212 германских моряков, а было убито и потонуло вместе со своими кораблями - 2110 человек.

Фолклендская война — это противостояние Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими островами. Что интересно, ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны, с точки зрения обеих сторон, военные действия представляли собой восстановление контроля над своей законной территорией.

Ночью 21 мая 1982 года в бухте Сан-Карлос, где аргентинцы ожидали атаки десанта противника меньше всего, высадились сухопутные британские войска. Спустя почти месяц война закончилась. Победу одержала Великобритания, которая и контролирует острова по сей день.

Представляем вам небольшую фотохронику этого противостояния.

Десятки тысяч аргентинцев собрались на площади Пласа де Майо в Буэнос-Айресе, чтобы показать свою поддержку президенту Леопольдо Гальтиери, 10 апреля 1982 года

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.



Последствия сражения при Гуз­Грин, Фолклендские острова

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.


Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам, а в ответ на экономические санкции Запада Буэнос­-Айрес запретил полеты в страну авиакомпаний «Люфтганза», «Эйр-­Франс», КЛМ и ряда других.


Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты


Вертолет доставляет боеприпасы британской армии

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления.


Британский фрегат HMS Antelope после попадания в него аргентинской ракеты



Аргентинские солдаты занимают позиции возле пролива Сан-Карлос в мае 1982 года

Аргентино-­британский конфликт длился 74 дня. Решающая битва произошла 2 мая 1982 года, когда британская атомная подлодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Погибли 323 человека. После этого аргентинский военно­морской флот капитулировал.


Генерал аргентинской армии, который считался губернатором в Стэнли в течение 73 дней войны, обращается к своим войскам в Дарвине, 25 мая 1982 года


Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года


Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа.


Аргентинские военные патрулируют Фолклендские острова, город Порт-­Стэнли



Сотни аргентинцев собрались возле магазина в Буэнос-Айресе, чтобы узнать последние военные новости, 21 мая 1982 года

14 июня 1982 года Аргентина капитулировала (официально война закончилась 20 июня). В ходе конфликта погибли 258 британцев (включая трех жителей островов) и 649 аргентинцев.


Бывший премьер­-министр Великобритании Маргарет Тэтчер

Фолклендская война привела к резкому росту популярности Маргарет Тэтчер и ее переизбранию на пост премьер-­министра в 1983 году.


Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен


Британский флаг возле залива Аякс

В марте 2013 года жители Фолклендских островов приняли участие в референдуме о политической принадлежности архипелага. 99,8% голосовавших высказались за сохранение за Фолклендами статуса заморской территории Великобритании

8 декабря 1914 года у Фолклендских островов состоялось одно из величайших морских сражений Первой мировой войны, в результате которого военно-морские силы Германии, в лице адмирала фон Шпеее потерпели сокрушительное поражение от военизированной английской эскадры под командованием вице-адмирала Доветона Стэрди.

Немецкая эскадра состояла из 8 кораблей – 2-х броненосцев, трех крейсеров, двух транспортников и одного плавучего госпиталя. 1 ноября именно эта эскадра потопила два английских броненосца, погубив при этом более 1600 человек, среди которых был также и контр-адмирал Кристофер Крэдок. В результате нападения ни один из кораблей немецкой эскадры не пострадал, что в значительной мере ущемило английскую гордость за свой, слывущий непобедимым флот.

Неожиданное для англичан поражение создало немцам условия для перехода эскадры в южную часть Атлантического океана, что в свою очередь стало настоящей угрозой для английской торговли как вблизи берегов Южной Америки, так и в южноафриканской прибрежной зоне. Эскадра фон Шпее курсировала по всему Атлантическому океану, создавая препятствия для английских торговых кораблей, топя и беря их груз и команды в плен.

29 октября 1914 года в Великобритании произошла смена чинов в Морском ведомстве, пост Первого морского лорда занял Фишер, человек умный, находчивый и своевольный, не терпящий противодействия и возражения со стороны младших по чину. Пост этот Фишер занимал уже не в первый раз, потому вошел в свой кабинет, словно хозяин, вернувшийся из продолжительного отпуска, при этом обнаружив, что старый слуга, которого он желал бы уволить, все еще исполняет свои обязанности. Именно таким слугой являлся контр-адмирал Доветон Стэрди, которого Фишер считал виновником потопления немецкой подводной лодкой трех английских броненосных крейсеров, а также гибели контр-адмирала Кристофера Крэдока, из-за неправильных инструкций, полученных ими как раз таки от Стэрди.

Фишер, которому Стэрди не нравился очень давно не находил никакой возможности от него избавится, но после того, как в Атлантике появилась немецкая эскадра такой случай представился. Стэрди, занимавший пост начальника морского штаба во избежание дальнейшей конфронтации его интересов с интересами Фишера был отправлен во главе английской эскадры на поиски немецких боевых кораблей. В состав, возглавляемой им эскадры, по личному распоряжению первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля вошли линейные крейсера и вспомогательные суда. Пока два линейных крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл» должны были проследовать прямиком в южную Атлантику, дугой крейсер обязан был проследовать в бассейн Карибского моря и предотвратить возможный прорыв немецких кораблей через Панамский канал. Помимо этих четырех кораблей в боевой операции по обнаружению и уничтожению немецкой эскадры приняло участие более 30 транспортов, причем некоторая их часть принадлежала союзному японскому флоту. В поимке эскадры фон Шпее приняли участие также и два десятка броненосных крейсера и несколько десятков кораблей разведки.

3 ноября три немецких корабля бросили якорь в нейтральном порту Вальпараисо, еще два встали на якорь в портовой гавани Мас-а-Фуэра. По закону военного времени, находиться в нейтральных водах можно было не более суток, при этом количество кораблей одной из воюющих сторон не должно было быть больше трех. Следуя данному правилу, фон Шпее спустя 24 часа покинул порт Вальпараисо и отправился на соединение с другой частью эскадры. Во время короткого перехода он получил данные разведки о планируемом англичанами капкане и планах его поимки, а также рекомендацию высшего командования, в которой говорилось, что эскадру следует уводить из Атлантики поближе к Европе, а лучше всего взять курс прямиком на Германию.

Дорога домой была крайне опасна, кольцо вокруг немецкой эскадры смыкалось, но видимо фон Шпее все же решил повременить с возвращением, надеясь на чудесное стечение обстоятельств, которое вскоре не замедлило последовать – адмирал получил известие о том, что часть английской эскадры отозвана в Африку для подавления восстания буров. Сведения, полученные немцами, были заведомо ложными, но влияние свое оказали – немецкий адмирал воспрял духом и задержался в водах Атлантики еще на несколько драгоценных дней, позволивших английским кораблям прибыть к месту его стоянки весьма своевременно.

Немецкие боевые корабли обладали несомненной боевой мощью, современным вооружением и хорошо обученной командой, единственное, чего у них не было – это боеприпасов, на каждом из судов их насчитывалось чуть более 400 штук, что было крайне мало. Узнав о том, сколь мал запас пороха, патронов и снарядов, фон Шпее стал питать надежды на подход подкрепления, посланного по его запросу из Германии, потому продолжал находиться в порту вплоть до 15 ноября, когда всем стало окончательно ясно, что никакого подкрепления не будет.

Понимая, насколько опасным для немецкой эскадры является затеянное им предприятие, командующий применил военную хитрость, оставив в порту вооруженный пароход, команда которого должна была вести переговоры на немецком языке, создавая видимость нахождения в порту немецкого флота.

6 декабря корабли немецкого флота встали на якорь вблизи Пиктона, и фон Шпее вызвал их капитанов для непродолжительного совещания по поводу дальнейших действий эскадры, на котором было решено продолжить попытки пробиться в Европу, но прежде атаковать английскую базу на Фолклендских островах, уничтожить имевшуюся там радиостанцию и захватить в плен губернатора. Данная акция должна была стать показательной местью за захват англичанами губернатора острова Самоа. Операцию планировалось осуществить 8 декабря, потому большая часть немецкой эскадры уже в начале 3-его ночи обозначенной даты достигла намеченной цели.

С наступлением расцвета немецкие корабли продвинулись вплотную к острову и внезапно обнаружили, что гавань. Которая должна была по данным разведки быть свободной, занята английской эскадрой под командованием Стоддарта и Стэрди, которым надлежало усмирять буров у берегов Африки.

По всей немецкой эскадре раздался приказ к отступлению, получив который немецкие корабли поспешили как можно быстрее развернуться и броситься прочь из грозившей захлопнуться ловушки. Тем не менее, осуществить стремительное бегство немецкому флоту все же не удалось, легкие английские крейсера были способны развить скорость в несколько раз большую, чем тяжелые броненосцы, потому Стэрди приказал преследовать и уничтожить враге еще до наступления заката.

В свою очередь бегство немецкой эскадры позорным не было, так как всем находившимся при ней матросам и офицерам было ясно, что того ничтожно малого количества боевых запасов хватит всего на несколько выстрелов, большая часть из которых цели так и не достигнет, а это значит, что немецкие корабли станут всего-навсего мишенью для англичан.

И все же, несмотря на принятые меры, касающиеся непрерывного бегства, примерно в 11 часов утра немецкий флот был нагнан и атакован превосходящими силами противника. В результате многочасового боя погибла большая часть немецких кораблей и их экипажей, оставшиеся на плаву были затоплены, а их команды взяты в плен, два же основных броненосных крейсера англичан получили всего лишь 15 попаданий, итогом которых стала гибель одного и ранение трех человек. Англичане добились полной и безоговорочной победы, отомстив за все нанесенные им до этого поражения. Ненавистный же Фишеру Стэрди не только не был смещен с занимаемой им должности, но и пожалован дворянским титулом, став английским бароном.

Анализируя случившееся 8 декабря Фолклендское сражение, многие историки находят в нем огромное количество тактических и иных ошибок, совершенных как английской, так и немецкой стороной, отбросив которые можно было бы иметь перед глазами совершенно иную историческую картину. Но несмотря на это, бой у Фолклендских островов заслуживает того, чтобы быть названным одним из известнейших сражений Первой мировой войны.