Во сколько состоится пасхальный крестный ход

Десять лет тема крестных ходов так или иначе будоражит православную Россию. Не исключение и этот год. Милостью Божией, автор заметки более пяти лет сам участвовал, организовывал и проводил их. Первый переход состоялся на Урале из в 2001 г. из Ныроба в Екатеринбург, в 2002 г. из Екатеринбурга в Кострому, следующий - в честь 100-летия прославления прп. Серафима Саровского из Курска в Дивеево и двухгодичный по местам боевой славы из Пскова через Белоруссию на Прохоровку и Куликово поле.

Крестные хода "совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное" (Скрижали). Они бывают традиционные и новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных ходах по новым маршрутам.

За последние годы они проявили себя как особая, очень нужная (скажу даже - незаменимая) часть нашей духовной жизни, а дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, нравственность... Утерян дух - и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа - значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения - церковном, государственном или личном - слова прп. Серафима Саровского о стяжании духа, как смысла жизни, не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.

Крестный ход - дело церковное и потому должно быть всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегическая цель не всегда достигается полностью, но если нет понимания стратегии, не будет верной и тактика. Как стяжать дух? Условием восприятия и действия благодати, по святым отцам, является выполнение заповедей Божиих и Церковных уставов . Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в правдоподобную подделку, в свою противоположность.

В наше лукавое время крестные хода оказались живым, настоящим свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют глубокому воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть как и прежде приходит к людям и сколько их в русской глубинке крестилось, исповедалось - не счесть. Люди хотят в них участвовать и всегда участвуют - от мала до велика: встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся, в т.ч. дети, молодежь, женщины, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить крестный ход всем необходимым - ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Здесь слово Божие для многих становится образом жизни. Через крестный ход и дела, ему сопутствующие, через доброделание и соучастие, явственно возрождается чаемый нами дух христианства .

Во все времена это был всенародный праздник, торжество Православия. Святитель Иоанн Златоуст так описывает величие этого духовного делания: "Что мне сказать? Я весь исполнен радости, я... летаю, ликую и ношусь восхищенный; я совершенно упоен духовным веселием. Итак... о чем говорить? Об усердии ли города?.. О стечении ли начальников? О посрамлении ли дьявола и поражении демонов? О силе ли Креста? О торжестве ли Церкви? О чудесах ли Распятого? О славе ли Отца, о благодати ли Духа? О радости ли всего народа и веселии города? О сборе ли монахов, ликах дев и чинах священников? О множестве ли мирян, рабов, свободных, начальников, подчиненных, убогих, богатых, чужестранцев, здешних граждан? Поистине прилично теперь спросить: "Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?..".

Но так бывает не само собой, не всегда, а только если всё делается по Церковным правилам, здравому рассуждению и при тщательной подготовке.

Крестный ход начинается с благословений. Чтобы узнать волю Божию, перед началом испрашивается благословение духоносных старцев. Их, настоящих, - единицы (хотя стариков, как ещё о. Кирилл (Павлов) говорил, много). Далее, получая благословение архиереев, - получаем от Господа благодать и повеление Его святую волю исполнить. Если Бог через старцев и архиереев благословил, это уже - послушание, им нельзя пренебречь: Проклят всякий, творящий дело Божие небрежно (Иер 48,10). Его или нужно делать хорошо, или не надо начинать вовсе.

Не всякое перемещение людей есть крестный ход. Очевидные требования: постоянно должен идти хотя бы один священник, который обязан служить, наставлять, исповедывать - окормлять, должен соблюдаться общецерковный или сугубый пост, устав, особые правила (см. ниже), движение - с молитвой и пешком.

Христос повелел: Идите ... и проповедуйте (Мк 16, 15). Главная задача крестного хода сродни апостольской - проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, тщательно подобранной духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Комфортные полёты, плавание и езда по своей сути не есть крестный ход, их духовная польза значительно ниже.

Старец Паисий Святогорец говорил: "Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна".

Известно, что молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию - это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут каждый шаг - как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием двунадесяти языков, с пьянством и безбожием некогда православной страны.

Создание крестного хода - это созидание на время особого рода православной церковной общины, монастыря "на ногах". Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священник просто незаменим, и не один - батюшки тоже устают и болеют. Поиск духовников для крестного хода - отдельная, обязательная и очень важная задача. Под их началом необходимо выстроить правило и стараться его соблюдать: утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время движения. Где двое-трое во имя Божие - там Он посреди нас. Есть разные варианты такой молитвы, она была нам благословлена старцами, пустынниками и письменно - архиереями. Без молитвы крестный ход теряет свою силу. Запевы и распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше должен быть боевой гимн воинства Христова и ничто другое так не подходит, как Иисусова молитва. Опытные ходоки могут научить, тут есть особенности - темп и длина шага, чтобы он был одинаково удобен братьям и сестрам, сильным и немощным, всем. На практике в некоторых епархиях местные священники пытаются воспрепятствовать такой молитве - Бог им судья. Во имя мира не надо конфликтов (и не только по этому вопросу), но при первой возможности снова нужно молиться вместе и вслух, бить врага главном оружием крестного хода - именем Божиим!

Само по себе ничего не бывает, всё нужно готовить. Ориентироваться только на карту нельзя - слишком мало информации и она не вся достоверна. Предполагаемый маршрут необходимо проехать и, бывает, не одиножды. График движения, переходов, стоянок, служб, входов и выходов из больших городов, должен быть заранее разработан организаторами и согласован с архиереями, благочинными, губернаторами, ГАИ, СМИ. Спортивные марш-броски и многотысячные расстояния хороши для немногих, у нас - другие задачи. Пять дней идём, молимся, на праздник - стоянка, служба, причастие, отдых, стирка, лечение, встречи, беседы. Длина переходов обычно от 25 до 40 км. Сильные могут идти и больше, и быстрее, но спасаться всем надо, и пожилым, и немощным. А те, кто покрепче, по прибытии могут помочь развернуть лагерь, истопить баню, помочь на кухне, поработать на послушаниях.

Пообщаться с местным населением тоже могут, но не все. Не многие будьте учителями , сказал апостол. Бич крестных ходов - самочиние, ревность не по-разуму, просто элементарное незнание, самодеятельность участников, вещающих как бы от имени крестного хода и не только местным бабушкам, но и разного рода СМИ, часто неправославным.

Для решения этих и других проблем, были разработаны и благословлены у архиереев несложные Правила крестного хода (см. ниже). Любой храм, приход, монастырь обязаны иметь и выполнять свой устав, а в нашем случае - правила, которые ограничивают своеволие начальников и анархию толпы, это основа дисциплины и ответственности, критерий правильности действий, условие помощи Божией. Приходят и уходят участники, руководители и священники, но выполнение задач, преемственность, должны соблюдаться неукоснительно. В крестном ходе руководитель и духовник решают все вопросы.

А их, встречающие и идущие, задают много: что происходит? с кем спасаться? что такое - покаяние? В общем, извечно русские вопросы "что делать" и "кто виноват". Мы попробовали их систематизировать, выделили главное, печатали и раздавали небольшой сборник "Русский крест". Возможно, скоро он будет дополнен и переиздан под названием "На крестном пути".

Как православная вера постигается делами веры, так и крестный ход - только изнутри, из опыта непосредственного участия. Значительная часть проблем - от отсутствия у организаторов и участников такого опыта или от их безответственности; от привнесения в Церковь мирского духа, привычек и страстей, а значит иных - коммерческих, тщеславных, политических - целей. Тогда идут "на авось", без священников, без исповеди и проповеди, без молитвы, не распространяют книги или торгуют всем и подороже. Случается курят, стыдно сказать, ругаются и пьют. Даже без благословений ходят. Тогда дух крестного хода истощается до противоположного и сеется дурная слава.

Поэтому важно, чтобы руководитель, священник, еще хотя бы несколько человек, были духовно зрелыми, опытными и добровольными единомышленниками. Все должны быть единомышленниками - во Христе, оставив хотя бы на время губительные привычки.

Старец Паисий как-то заметил: "Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать (или просто ходить - авт.). Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать - легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд". Нужен пост, молитва, смирение, исполнение заповедей и церковная жизнь, чтобы научиться правильно понимать и делать всякое Божье дело.

Нужен духовный труд, удивительным примером которого является настоящий крестный ход. В нём, как в жизни, важно всё. Верность Христу с малого начинается и "мелочами" доказывается (см. Лк 16, 10). Идут, в основном, простые, обычные наши соотечественники, те, кого, как и во все времена, земля кормит. Выходить надо, когда земля тёплая, люди смогли её обработать, засеять. Когда уже можно переночевать в палатках и в школах, где начинаются каникулы; когда легче накормить всегда непредсказуемое количество людей и искупаться в реке (если вечером не смыть пот, завтра он станет "наждачной бумагой"). Много всего надо продумать, если делать хорошо, каждый ход - разный, но во главу угла должна быть поставлена забота о человеке. "Не мучайте людей", - говорил о. Кирилл (Павлов).

Специальное планирование и проведение крестных ходов зимой, ранней весной, в Великий пост, особенно в Страстную седьмицу - не от большой любви к людям. В пост особые богослужения, холодно, трудностей и так хватает, куда-то ходить без большой нужды духовники не советуют.

Нам надо использовать любую возможность, которую даёт Господь, для свидетельства веры и своего спасения, но - по здравому рассуждению и силам. "Расположение к добру -... хорошо, но необходимо ещё духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало узколобие" (Старец Паисий).

Помимо крестных ходов, бывают также паломнические переходы, обычно по своей или в соседние епархии. Они проводятся несколько проще: благословения надо иметь, но не обязательно письменные, нет жесткого графика переходов, служб, не всегда есть священник. Но всегда есть старший, есть писаный и неписаный Устав, за пренебрежение которым нарушитель рискует остаться один в чистом поле.

В походах, на службах, дома, в келиях, мы молимся: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Нас всех - и тех, кто идёт, и тех, кто помогает, и тех, кто по какой-то причине не смог. На самом деле, вся наша православность измеряется тем, сколько мы можем отдать за другого человека своих сил, средств, времени, молитвы, здоровья, своей крови, самой жизни. "Молиться - кровь проливать", - говорил прп. Силуан Афонский. Говорил, наверное, о другом, но "попал" в крестный ход. Тут на молитве ноги стираются в кровь и не по разу - за себя и "за того парня". За всех.

Потому здесь всё - настоящее. Потому крестный ход, особенно в глубинке, воспринимается многими как образец, как кусочек истинного, почти идеального Православия - сердце не обманешь.

Дай Бог сил и спасения всем, кто ходил, кто идёт сейчас и будет идти.

Федор Тютчев написал, сам того не ведая, замечательные стихи про Крестный ход:
"Отягчённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя".

Пойдём и мы за Христом!

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КРЕСТНОГО ХОДА


Благословен грядый во имя Господне!

Крестный ход от начала и до конца - православная церковная служба, творимая каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием.

Руководитель (священник или мирянин) обеспечивает всю организацию и управление (регламент, финансирование, порядок и режим движения, питание, ночлег, охрану, распределение послушаний, прочие необходимые действия).

Из числа участвующих в Крестном ходе священников старший по чину или хиротонии, или, при необходимости, избранный участниками как духовник, организует должные богослужения и требы во взаимодействии со священнослужителями епархий, по которым проходит Крестный ход.

Все желающие участвуют с благословения своих духовников, настоятелей и духовника Крестного хода.

Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не благословляются политическая агитация, реклама партий, движений, союзов или их лидеров; не допускаются национальная исключительность, рознь и нетерпимость.

Крестный ход движется пешком. Впереди мужчины по очереди несут крест, хоругви и главную икону. Далее следуют священники, потом мужчины с прочими иконами, затем женщины, транспорт сопровождения. Постоянно в движении поется молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас".

Все делается только с разрешения руководителя и по благословению духовника.

Участники, которые не могут идти или нарушают указанные правила, пост, "сухой закон", дисциплину, уклоняются от послушаний, курят, сквернословят - должны покинуть Крестный ход сами или по решению руководителя.

По окончании все организованно и, по возможности, за свой счет возвращаются домой.

БАРДИЖ Андрей Анатольевич ; адрес для писем: 142403 Московская обл., г.Ногинск-3, до востр. Бардиж А.А.

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь – это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход – это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом – и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход – время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: “Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них”. Это также “общение святых”, возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые “возглавляли” шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда – прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход – наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это – напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг – это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют “крестным”. Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова “Сим победиши”. Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные , трудные участки , а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово “ход” имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный .

Совершается он и для . В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход – молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это – символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху – один из самых сложных видов колокольного звона, который называют “трезвоном”. Если вы слышали выражение “трезвон колоколов”, то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме “трезвонят” далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) – это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход – это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода – непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

У людей, выросших в безбожное время, крестный ход вполне может вызвать ассоциации с демонстрациями в дни советских праздников, а у современной молодежи - с флэшмобами, призванными привлечь общественное внимание к той или иной проблеме или событию. Однако участники молитвенных шествий, за которыми в веках закрепилось название крестных ходов, ничего никому демонстрировать не собираются: Те, ради кого они отправились в этот путь - Господь, святые и Силы Небесные - и так видят сердце каждого из них насквозь. Что, конечно же, не исключает и миссионерской пользы от крестных ходов, сотни которых проходят каждый год в населённых христианами городах и весях по всему миру.

Почему именно ход? Почему не сидение, не лежание, не танец, наконец - ведь любое из этих действий при необходимости можно наполнить религиозным смыслом? Дело в том, что еще с древних времен нашей цивилизации известен образ жизни как пути, который, по-возможности, нужно достойно пройти до конца. А что такое жить достойно в христианском понимании? Прежде всего - жить, помня о Боге, которому ведомы слова, дела и намерения человека в каждый миг его жизни. Именно такое прохождение жизненного пути и символизирует у христиан крестный ход.

Крестный ход вокруг храма

А поводы совершить его могут быть самыми разными. Как свидетельствует история Церкви, с первых веков христианства верующие с зажженными свечами в руках обходили храм в праздник светлого Христова Воскресения, как бы следуя женам-мироносицам. Эта традиция сохранилась и поныне - такие крестные ходы принято называть регулярными, то есть приуроченными к годовому кругу богослужений и церковному календарю. Совершаются они либо вокруг храма «противусолонь», то есть против часовой стрелки, либо от храма до определенной точки - например, к купели в праздник Крещения.

Традиция крестных ходов получила широкое распространение на рубеже Древнего мира и Средневековья. Предание связывает авторство первого чина крестного хода с именем святителя Иоанна Златоуста. Распространившаяся в ту эпоху ересь арианства ввела в обиход увеселительные собрания по воскресным дням; чтобы напомнить людям, как истинно подобает христианам славить Бога, и был составлен чин этого, если можно так выразиться, динамического богослужения.

Но это по форме - по содержанию же он считается литией, то есть сугубой, усиленной молитвой. Во время крестного хода звучат слова Евангелия, возносятся молитвенные прошения - ектении, поются церковные песнопения. Цель всех этих действий - ввести находящихся в движении верующих в особое молитвенное состояние, в особый духовный ритм. Именно поэтому во время крестного хода исключаются разговоры (кроме самых коротких фраз в случае необходимости), и уж тем более - курение, ссоры, праздное разглядывание людей и окружающих пейзажей. В 1882 году митрополит Московский Филарет написал для верующих России специальное наставление «Как вести себя во время крестного хода». В нем, в числе прочих, есть и такие слова: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его, известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом».

Детский крестный ход в Санкт-Петербурге

Великорецкий крестный ход

Если же проникать в толщу веков глубже, в Священном Писании и Предании можно отыскать немало событий, каждое из которых может считаться своего рода прообразом крестного хода. У евреев существовала традиция в праздник Кущей семикратно обходить с пальмовыми ветвями в руках особое место в синагоге - алмемар. В торжественном принесении Ковчега в Иерусалим царём и пророком Давидом участвовали все его жители. Наконец, Сам Спаситель в окружении апостолов въезжал в Святой Город на молодом осленке, а народ израильский постилал шествующим под ноги ветви с радостными восклицаниями и трубными звуками. Есть и примеры не столь мирных, но всё же искренне благочестивых шествий. Римский император Константин Великий, поверив небесному знамению креста и слов «Сим победиши», повелел своим воинам изобразить кресты на щитах - и одержал победу в последовавшей затем битве. Можно вспомнить и семидневный обход Иерихона войском Иисуса Навина, впереди которого следовал Ковчег Завета: на седьмой день, когда израильтяне стали трубить в трубы и восклицать единогласно, городская стена обрушилась, и Иерихон сдался.

Но почему крестный ход называется именно крестным? Потому, что впереди такого шествия всегда несут главный символ христианства - крест. Хотя, если быть совсем точным, сперва идет пономарь с зажженным фонарем, символизирующим истину Божью, расторгающую мрак греховности. И уже за ним несут запрестольный крест и образ Богородицы, а далее - хоругви, особые церковные знамена. Потом следуют певчие, пономари со свечами, дьяконы с кадильницами и после них, попарно, - священники. В последней их паре идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону. Шествующие за духовенством миряне следуют с молитвенным пением, довольно плотно, чтобы никто из посторонних не пересекал пути участников крестного хода. До начала безбожной эпохи такого, конечно, и в голову никому бы не пришло, но сегодня иногда требуется особо просить прохожих дать всему крестному ходу пройти.

Крестный лёт над затопленным Приамурьем

Крестный сплав За благополучие земли Кузнецкой

Кроме регулярных крестных ходов, приуроченных к праздникам и памятным дням, проводятся также чрезвычайные. Они могут быть связаны с войнами, эпидемиями, гражданскими нестроениями. Времена, когда святитель Иоанн Златоуст создавал богослужебный чин крестного хода, по свидетельствам хронистов, были отмечены многими природными и рукотворными бедствиями: землетрясениями, пожарами, наводнениями, бунтами… В те времена люди отчетливо понимали, что многие из подобных вещей связаны с искаженным человеческим мировоззрением, от которого проистекают греховные поступки, опрометчивые слова, страстные чувства и неверные намерения - и, как следствие, реакция мира Божьего на все это. Поэтому, составляя последование крестного хода, святитель предусматривал в нём и возможность совершения шествия покаянного, просительного, умоляющего Создателя исправить пути людей и утишить гнев стихий.

Совершаются такие крестные ходы и сегодня. И все чаще к известным веками поводам для их проведения добавляются новые: бедствия наркомании и повального пьянства, эпидемии разводов и оставления на произвол судьбы детей, неистовство одержимых духом противления политиков, способных своими словами и деяниями спровоцировать братоубийство в национальном и даже планетарном масштабе… Чтобы такого не случилось, а тревожные тенденции в обществе пошли на спад, и выходят на улицы городов участники молитвенных шествий с крестом впереди. Иногда эти шествия состоят только из детей и подростков, что придает таким крестным ходам особое настроение. Ведь дети, как известно, в большей степени сохранили ощущения мира Божьего, как чуда - тогда как мы, взрослые, в повседневной суете редко даже задумываемся о подобных вещах.

По своей продолжительности крестный ход может занимать от нескольких минут, если он следует вокруг храма, до нескольких дней и даже недель. В последнем случае его совершенно справедливо будет также назвать паломническим путешествием, во время которого человек неизбежно меняется - в большей или меньшей степени, иногда незаметно для окружающих, но совершенно очевидно для себя: к нему приходит понимание сути существующих в его жизни проблем, ответы на давно мучившие его вопросы, да и сама ситуация вокруг него после прохождения такого пути начинает заметно меняться…

Пожалуй, самый известный из существующих в современной России многодневных крестных ходов - Великорецкий, традиция проведения которого уходит корнями в события далекого от нас четырнадцатого века. А говоря точнее, в 1383 год, когда была обретена чудотворная икона святителя Николая Угодника. Ее, окруженную сиянием, подобным свету многих свечей, обнаружил у источника вод, возвращаясь ночью домой, благочестивый человек по имени Семён Агалаков. Вскоре в его деревне начали происходить чудесные исцеления болящих. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по всей Руси. К иконе, перенесённой в Хлынов, началось паломничество. Ежегодно ко дню обретения иконы верующие торжественно несли святой образ (весьма большой размером и весом) крестным ходом к месту его обретения - а после возвращали в хлыновский храм. Места, по которым пролегал маршрут, были настолько дикими, что часть пути в первые годы крестоходцам приходилось преодолевать по воде, а другую часть - продираясь сквозь лесную чащу.

Великорецкая икона упоминается во многих русских летописях. В XVI веке ее торжественно встречал в Москве царь Иван IV, прозванный Грозным. Даже в безбожные времена традиция крестного хода из Хлынова к месту обретения чтимого образа не прерывалась - правда, те шествия были весьма малочисленными, а их участников нередко задерживала милиция…

Крестный ход байкеров, Ижевск

После заката советской эпохи традиция Великорецкого крестного хода вошла в былую силу. Сегодня в ежегодном молитвенном шествии принимают участие тысячи человек, съезжающихся со всей России и даже из-за её пределов. Для того, чтобы преодолеть пешком стопятидесятикилометровый маршрут, требуются немалые силы, причем не только физические, но и духовные. Тем не менее людей на Великорецком крестном ходу в наши дни год от года становится только больше. Жители сел, мимо которых пролегает маршрут паломнического шествия, становятся на колени и осеняют себя крестным знамением, когда крестных ход проходит мимо. А в конечной точке пути - на месте обретения чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских - не так давно была построена небольшая часовня.

В наше время бурного технического прогресса и всяческих инноваций люди отправляются в крестные ходы не только пешими посуху. Они плывут в лодках и катерах по озерам и рекам, иногда сходя на берег для общей молитвы - причем длина такого маршрута может составлять сотни километров. Недавно традиция такого «крестного сплава» после долгих десятилетий забвения была возрождена на земле Кузбасса. В Ярославле байкеры в сопровождении священнослужителей объезжают все въезды в город - у установленных там поклонных крестов служатся молебны, за которыми верующие просят, чтобы как можно меньше соотечественников погибало и увечилось в дорожно-транспортных происшествиях. Во многих городах России, Украины. Беларуси и некоторых других стран архиереи, священники и представители местной власти вместе совершают «крестный лёт», поднимаясь ввысь на вертолётах, описывающих затем в небе круг, и призывая благословение Божие на землю сию, град сей, и всех, в нём живущих…

Так что формы у этого явления церковной жизни могут быть самыми разными, но суть его остается неизменной: она - в общем усилии людей, приподнимающем из над своей природой, в единой воле многих, побуждающей человека сделать шаг навстречу своему Творцу.

В. Сергиенко

Крестный ход - благочестивая древняя традиция. Однако не все знают, в чем заключается ее смысл. Крестный ход - это многолюдное торжественное молебное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту, например святому источнику, с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило название и само шествие. Участники крестного хода несут также Святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют богослужебные песнопения: тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу).

Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против еретиков-ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже в борьбе с ересью Нестория специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. В Константинополе для освящения мест и отвращения болезней выносили из императорского дворца в храм Софии Животворящий Крест и носили по улицам.

В России крестные ходы совершались во времена бедствий: засухи, грозившей уничтожить урожай, эпидемий чумы или холеры, угрозы нападения врагов. Люди немало дней проводили на ногах, в посте и молитве, в зной или под дождем, но зато и велика бывала благодать Господня. Нравственное просветление, вызванное действием Духа Святаго, переживал каждый.

В XX веке стало возможным проводить воздушные крестные ходы. Как ни странно, первый такой облет городов России состоялся во время Великой Отечественной войны, хотя об этом мало кто знает. 2 декабря 1941 года, перед готовящимся контрнаступлением на немецко-фашистские войска, был совершен полет самолета Ли-2 с Тихвинской иконой Божией Матери на борту. Самолет вел личный пилот Сталина Александр Голованов, впоследствии маршал, основатель дальней авиации. Этот исторический момент отражен в документальных кадрах фильма «Неизвестная война», а также в воспоминаниях родственников Александра Голованова.

Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает поселение, город и все государство. Неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.

В современной России, ставшей на путь духовного возрождения, сбываются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Россия будет спасена крестными ходами».

Все больше православных, откладывая житейские нужды и попечения, отправляются в путь, желая совершить хотя бы малый подвиг Христа ради, перенося тяготы пешего хода, отказываясь от привычного комфорта и угождения плоти.


Александр Викторович Дородницын, генерал-майор Всевеликого Войска Донского , заместитель атамана по работе с церковью и молодежью приехал из Новочеркасска, чтобы вместе липецким крестным ходом пройти до Задонска:

«В чем смысл крестных ходов в современной России? Прежде всего, в духовном единении народа, в возвращении Россию к православной вере, хранившей её многие столетия от всех врагов, и внутренних, и внешних.

Даже в советские богоборческие годы в нашем народе сохранялась православная вера, которую коммунисты так и не смогли выкорчевать из сердца русского человека. Бабушки всегда старались принести своим внукам на Пасху крашеное яичко, просфору, кулич – эти православные традиции не прерывались даже во времена самых жестких гонений, потому что истинную веру нельзя ни огнем, ни мечом истребить.

Когда в девяностые годы в новой России стали искать идеологическую замену партии и комсомолу, никакой альтернативы так и не нашли, а объединяющим стержнем, как на протяжении многих веков, осталась православная вера.

Православная вера – это и есть подлинная русская идея, способная сплотить наш разобщенный народ.

Помню, мы были с атаманом войска Донского у духовника Одесского Свято-Успенского монастыря старца Ионы, который в разговоре отметил, что только православная вера и единение людей в Церкви спасет Россию.

Сегодня многие сетуют на экономические проблемы, но и их решение зависит от духовного развития.

Как цветок тянется к свету, так душа человеческая тянется к свету духовному – к Христу, а не к деньгам. В крестном ходе даже маловоцерковленные люди живо ощущают присутствие Бога. Это их подвигает совершить физически трудный, но духовно радостный путь и в другой раз, чтобы сильнее укрепиться в вере.

Поэтому крестные ходы сегодня актуальны как никогда – эта возрожденная православная традиция нашего народа есть духовная потребность всего общества. В России никогда не было, нет и не будет альтернативы православной вере, как объединяющему началу и русской идее. Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!», – Александр Викторович завершил свою речь Иисусовой молитвой, которую каждый крестоходец за время пути прочтет не одну тысячу раз, освящая призыванием имени Божьего родную землю.

Слова соборной молитвы ко Господу, произнесенные сотнями уст в духовном порыве сотен сердец, привлекают к местности, по которой движется крестный ход, благодать Божию. А развевающиеся впереди хоругви знаменуют, что с богомольцами идет Сам Господь со Своей Пречистой Матерью и святыми угодниками, о чем святитель Филарет Московский вдохновенно писал еще два века назад: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную… На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, - то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют божественные иконы и образы».


Мало кто знает, что молитвенные шествия, как и приходы новых храмов, организуются по инициативе самих верующих, излагающих свое душеполезное желание в прошении правящему архиерею на разрешение провести крестный ход, или построить в своей местности храм. В этом проявляется соборная жизнь Православной Церкви. Многие крестные ходы из особой к ним любви народной становятся ежегодными. Таким стал и наш – «липецко-задонский».

Среди крестоходцев есть те, кто ходил из Липецка в Задонск все пятнадцать лет. О первом крестном ходе на праздник святителя Тихона вспоминает председатель православной общины Святых царственных страстотерпцевГеоргий Николаевич Берников: «Первый крестный ход до Задонска состоялся в 2001 году. Тогда нас шло около сорока человек. Путь пролегал по другому маршруту: от Евдокиевского храма Липецка через Бруслановку, Бутырки, Тюнино, и далее до Задонска, где мы соединились с крестным ходом из Воронежа.

Шли в тот раз без сопровождения ГИБДД, без предварительной договоренности о ночлеге и питании, без транспорта для перевозки вещей – все пожитки несли на себе, как это всегда и бывало в крестных ходах на Руси.

Вы ощущаете благоухание от Донской иконы Божьей Матери, которая идет с нами до Задонска? – прервался Георгий Николаевич. – Донская Владычица ходила с нами в крестные ходы по Грузии, по Дону, по Донецкой народной республике, Сербии, Боснии, Хорватии, Черногории. Икона благоухала во время всех этих крестных ходов так же, как и сейчас. Побывали мы с ней и на Афоне, в сербском монастыре Хиландар.

Там у нас состоялась удивительная встреча. Ко мне подошел монах, поздоровался по-русски и сказал, что однажды ходил с нами в крестный ход из Липецка в Задонск. Афонский монах оказался липчанином! Сподвигло его в путь желание бросить курить. Войдя в Задонскую обитель, он понял, что хочет остаться здесь навсегда. Такая благодать коснулась его сердца. И действительно, он остался в монастыре трудником, вскоре стал послушником, а затем Промыслом Божиим попал на Афон. Поистине неисповедимы Пути Господни!»

Не пропустил ни одного крестного хода к святителю Тихону Задонскому иСпартак Соколов, в крещении Даниил:
«Я себе жизнь без крестного хода даже представить не могу! Точно знаю, что если не пойду, поленюсь, то потом обязательно будут нестроения в жизни. Когда крестный ход идет, все вокруг освящается, и сами паломники получают помощь от Господа Иисуса Христа, особенно те, кому приходится трудно. Мне в жизни всякого пришлось испытать. По молодости много нагрешил: дрался, хулиганил, сквернословил.

Как к Богу пришел? Родители мои добрые и благочестивые люди, но невоцерковленные, так что посоветовать мне пойти в храм они не могли, да и сами до сих пор редко в церковь ходят. Помогло чудо: моя сестра вышла замуж и уехала жить в Италию, где у нее родился сын, который заболел гемофилией – этой болезнью страдал и царевич Алексей.

Однажды я слезно помолился о здравии племянника царю страстотерпцу Николаю перед его иконой, и она обильно замироточила. При этом в доме сгорели все розетки, выбило предохранители, потух свет, и я понял, что моя молитва была услышана. С тех пор царь Николай ведет меня по жизни. Когда сестра приехала с сыном из Италии в Липецк, я крестил его в православном храме. А муж-то у нее католик! И надо же было такому случиться, что в ночь после крещения малыш, которому было меньше года, взял в ротик крест и случайно порезал язык. Все были в ужасе – кровь не останавливалась. Что делать?

Утром я причастил племянника в храме, хотя меня и отговаривали, и кровотечение тут же остановилось! Когда, по возвращении в Италию, ему сделали анализы крови, врачи не поверили своим глазам: вы другого ребенка из России привезли! Состав крови кардинально изменился. С тех пор гемофилия даже не напоминает о себе, хотя болезнь эта, как известно, считается неизлечимой. Как бы там ни было, но теперь ссадины и порезы у мальчика быстро заживают, как у других детей.

Государь Николай очень любит Россию. Вместе с семьей от разделил ее судьбу, разделил наказание русского народа, которое последовало за отступление от веры. Хотя он мог бы спастись, спокойно уехав за границу, но остался со своими подданными, чтобы они укрепились в вере и стали бы вновь народом-богоносцем. Для того мы каждой год и ходим в крестный ход до Задонска».

Да, липчане ходят в Задонск каждый год, но их все же мало: от полумиллионного Липецка набралось всего лишь двести пятьдесят человек, а вот из соседнего Воронежа, города - миллионника, идут в десять раз больше крестоходцев, хотя и путь у них куда длиннее нашего.

Первой остановкой на пути стал храм Преподобного Сергия Радонежского. Прихожане по-русски хлебосольно встретили богомольцев, приготовив для путников насколько возможно по уставу строгого Успенского поста сытное угощение.

Но сначала по традиции был совершен молебен, после которого настоятель храма протоиерей Сергий Косых, окропив крестоходцев в укрепление сил святой водой, обратился к ним с пастырским словом: «Господь призывает нас к вечному и небесному. Жаль, что Его святые слова многих не трогают. Почему? Потому что это – мудрость не земная, не житейская, это не опыт, приобретенный человеком, а мудрость, данная свыше, которую можно принять лишь в простоте сердца.


Евангельские слова: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5), нашли свое воплощение в народной пословице: «Без Бога ни до порога». А что такое в данном случае «порог»? Это начало всякого дела, и браться за его начинания без помощи Божией нельзя – ни одно наше действие, даже малозначительное, не будет успешным без благословения Божия, без молитвы.

Живя исключительно земными интересами, люди удаляются от Бога. Они искренне удивляются – зачем ходить в церковь? Какой смысл в крестных ходах? Сила земных попечений так пригибает этих людей к земле, что они головы к Богу поднять не могут и, не понимая православных ценностей, даже не пытаясь понять, огульно отрицают существование духовного мира и его непреложных законов.

А Господь нас призывает к тому, чтобы мы слушали Его. Ближайшие ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он возвел на гору Фавор, услышали глас Бога Отца, обращенный и к нам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).

Господь призывает нас к Себе, но куда мы пойдем – зависит только от нас самих. Священное Писание нас упреждает: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4). Сейчас мы как раз и переживаем такое время, когда людям больше нравится басни слушать – они доступные и понятные, а главное не требуют менять нашу удобную жизнь.

Но мы должны понимать всю ответственность нашего выбора: прельщаться пустыми баснями, либо внимать спасительным глаголам Божьим, пусть даже Его слова в Священном Писании нам кажутся порой и непонятными. Но ведь и малые дети, которые слушают своего отца, не всегда понимают, зачем он от них что-то требует. Но они слышат, что это говорит отец, потому что знают его голос, и не обсуждают услышанное, а делают так, как он велел. А когда вырастут, то все поймут и будут отцу благодарны».


Укрепившись духовно и телесно, крестоходцы продолжили свой путь. К концу дня многие чувствовали сильное утомление. Как трудно современному горожанину перенести тяготы крестного хода. Какой соблазнительной кажется мысль: а не проще ли купить билет на автобус до Задонска? Час езды – и ты у мощей Святителя. Тем не менее, многие избирают преодолеть свои немощи с Божией помощью, утрудить себя ради прославления памяти святого, ради покаяния, ради той духовной радости, которую испытывают крестоходцы, отправляясь в путь и входя в святую обитель.

Раб Божий Георгий отправился в крестный ход первый раз в жизни:
«Должен признаться, что и меня посещала мысль приехать к праздничной службе на автобусе, но я все же решил присоединиться к крестному ходу. Наверное, время пришло! С возрастом приходит понимание важности участия в этом богоугодном деле, о чем раньше я даже не задумывался.

Но когда решение идти было принято, какие только мысли в голову не полезли! Дескать, ты больной и старый, сидел бы дома, оно так спокойней будет – и тебе, и твоим домашним, которые с самого начала эту задумку не одобряли. Только я стоял на своем: все равно пойду!

В первый день дорога до храма в Ленино выдалась очень тяжелой – сердце шалило, ноги болели, суставы ныли. Но после того, как батюшка Владимир в храме Пресвятой Богородицы села Ленино окропил нас святой водой, а на следующее утро мы причастились Святых Христовых Таин, силы, по Божьей милости, вернулись, и до Крутых Хуторов мне было идти уже намного легче. Теперь я уже уверен, что дойду до Задонска, и это будет не последний мой крестный ход.

Господь помогает: вчера, после прихода в Крутые Хутора, напился ледяной воды, и горло запершило – в городской жизни меня часто донимают ОРЗ. Но после соборования и ночевки возле алтаря все прошло, как ничего и не было. Такова сила благодати Божьей. Слава Богу за всё!»

Кто ходил в крестный ход, тот поймет Георгия. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил: «Сила благодати Божией сегодня та же, что и во времена апостольские, всё дело – в нас самих».


Каждый паломник знает, как ощутима в крестном ходу Божественная благодать «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», он испытал ее действие на себе. Иначе как объяснить, что человек, имеющий первую группу инвалидности, – а таких среди паломников было несколько! – который в городской жизни с трудом доходит до аптеки, в крестном ходу преодолевает несколько десятков километров, а то и весь путь до Задонска!? «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13).


Многие крестоходцы идут, не страшась трудностей, с маленькими детьми, даже полуторагодовалыми, которые большую часть пути проделывают в колясках.

Раба Божия Татьяна, мать Федора и Вячеслава:
«Федору, моему младшему сыночку, всего полтора годика, но ему не привыкать к паломнической жизни: я с ним в крестный ход еще в позапрошлом году ходила, когда была им беременна. Вы не смотрите, что он маленький – у него уже солидный крестоходный опыт имеется! – улыбается Татьяна. – Трудно ли с маленьким ребенком в таком долгом пути? Да он мне никаких проблем не доставляет – он, скорее, меня поддерживает и укрепляет. Да и Вячеслав, средний мой сыночек, помогает.


Меня отговаривали брать его с собой, говорили, что мал еще. Но я сразу решила, что без Федора не пойду – был какой-то внутренний призыв. Да и печальный опыт тоже имелся: однажды я старшего своего решила оставить дома, и он, аккурат в день памяти святителя Тихона Задонского, 26 августа, руку сломал. Без детей нельзя! А трудности, что трудности? Господь управит и поможет! Федя мой ни одну иконочку не пропустит – к каждой обязательно старается приложиться, умеет креститься, и скоро, надеюсь, первые молитвы освоит. Слава Богу за все! Правда, бывает, что ест плохо, но это дело поправимое. Идем с Божьей помощью, Господь дает благодать. Я уверена, что крестный ход – дело семейное, надо всей семьей идти, с детства благодать получать, приобщаться к святому делу».

И если Татьяне не удалось собрать всю семью, поскольку ее супруг и старший сын не смогли отпроситься с работы, то липецкая семья Хариных идет в полном составе – впятером.


Роман Николаевич Харин, супруга Ксения, Елена, Илья и Лазарь Харины: «В таком составе, с тремя детьми, мы идем первый раз. Воцерковляться мы начали несколько лет назад. Житейские проблемы и скорби в Церковь привели. У каждого человека, наверное, возникает непростая жизненная ситуация, когда он задумывается – где получить помощь и поддержку? На кого опереться? И счастливы те люди, которые в таких ситуациях обращаются к Богу – от Него они получают утешение и благодать.

Вот и у меня, к счастью, когда попал в жизненный переплет, родилась мысль, что надо побывать в храме. Хорошо помню тот день, когда впервые приехал в Задонский монастырь и вошел во Владимирский собор. До того момента меня не оставляли сомнения, одолевал внутренний ропот: зачем я вообще туда собрался? Чем мне там помогут? И кому я там нужен? И даже близкая дорога показалось очень долгой и скучной.

Но, переступив порог храма, я был просто покорен его благостной атмосферой. Почувствовал, что погружаюсь в молитвенное пение церковного хора. После этого я стал другим человеком. Вместе со мной стала воцерковляться моя супруга: по совету священника мы сразу же повенчались, и вот теперь ходим в крестный ход всей семьей. Бывает, конечно, трудно, дети иной раз устают, начинают капризничать, но вера и молитва решают все проблемы. По молитвам Тихона Задонского идем, радуемся и не тужим!»


Иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Большая Поляна Тербунского района, впервые пошел в крестный ход будучи еще семинаристом Воронежской духовной семинарии. Не изменяет он этой традиции и сегодня. Среди паломников его ласково называют – наш крестоходный батюшка.

«Ничего удивительного в том, что люди берут с собой таких малышей, нет. – считает отец Сергий. – Люди идут с верой, с молитвой, и Господь помогает. Нередко случается, что у людей во время крестного хода, по милости Божьей, отступают болезни, и эти четыре дня пути только прибавляют им сил и здоровья. Во время соборной молитвы каждый из крестоходцев погружается в благодать Божию. Чтобы это понять, надо самому хотя бы раз пройти с крестным ходом.

Обратите внимание, какие радостные лица у крестоходцев! И это несмотря на усталость, мозоли и больные суставы. Крестный ход – это преддверие рая на земле. Участие в нем дает силу бороться со своими страстями, поэтому я и сам хожу и другим советую».


Следующей остановкой крестного хода стал Благовещенский храм в Крутых Хуторах , где крестоходцев ждал традиционно теплый прием. Прихожане храма во главе с настоятелем протоиреем Михаилом Чепелевым вышли встречать богомольцев за несколько километров от села.


После водосвятного молебна отец Михаил совершил для паломников Таинство Соборования. Учитывая, что многие из них после двадцати пяти километров дневного пути были не в состоянии долго стоять, батюшка благословил поставить во дворе храма скамьи.


После соборования у священнослужителя завязался оживленный разговор с паствой, который затянулся почти до полуночи.


«Люди делятся на две категории – отметил батюшка. – Одни хотят преуспеть духовно, а другие – материально. В крестный ход идут ради Христа, ради своего спасения. Крестный ход – это живая проповедь, живое покаяние. Только не думайте, что это ваша заслуга, что вы идете с крестным ходом и дошли уже до Крутых Хуторов. Господь сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин 14:17). Поэтому вы должны благодарить Бога, что Он сподобил вас такой милости и ни в коем случае не думать, что раз мы такой подвиг совершили, то можем теперь всех учить, как спасаться. Спасение надо начинать с самого себя. Пока окружающие не увидят в нас свет Христов, они не станут нас слушать. А когда люди увидят в вас добрые плоды веры Христовой, то захотят быть, как вы, православными не на слове только, но и на деле.

Помните, что православные не должны гоняться за внешними знаками отличия, потому что Бог смотрит на качество души твоей – сколько в тебе добра, смирения, кротости.

Радует, что паломников в крестном ходу все прибавляется. Это первый год, когда в нашем храме не хватает всем места, чтобы переночевать, а раньше-то умещались. Слава Богу! Русский народ становится на путь покаяния, а то ведь на наших глазах начинает исполняться известное пророчество Антония Великого: «Будет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в нашем общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все» (ср.: 2 Тим. 4:3,4).

Любым поступком человек приближается или к Богу, или к противнику диаволу – посредине он быть не может. А сегодняшняя жизнь такова, что у многих людей сломлено сопротивление разума, стыда и совести, разбужены животные инстинкты, приводящие к деградации личности, разрушению семейных основ отцовства, материнства, ответственности родителей за спасение души своих детей. Размывается высокое понятие культуры, которая становится все более безнравственной: в нее проникает не только растление – массовая культура пытается заигрывать уже с нечистой силой, воспевая «права» богатых и сильных, призывая к обогащению любой ценой. Это духовное повреждение незаметно проникает в детские головы через компьютерные игры, современные мультфильмы, в которых грех провозглашается не только нормой, но целью жизни, к которой следует стремиться. А если общественность попытаемся этому противостать, то слышит в ответ: «Не нарушайте наши права!».

Хорошо, что правительство нашего государства осознает всю опасность этого тлетворного веяния – продолжил отец Михаил. – Вы слышали выступление нашего первого лица на Валдайском клубе? Так вот Владимир Владимирович Путин предельно доходчиво объяснил, почему так неприязненно относится к так называемым ценностям западной цивилизации. Процитирую нашего Президента: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность – национальная, культурная, религиозная или даже правовая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в Сатану». Так что, мои дорогие, мы не с Америкой и Обамой конфликтуем – идет война между Богом и дьяволом. И если своими поступками мы не становимся ближе к Богу, то мы неизбежно приближаемся врагу рода человеческого.

Есть еще такое страшное состояние, как духовная прелесть. Например, человек начинает гордиться собой: я и в крестном ходе был, и причащался, и в святых источниках купался, в Дивеево ездил, у меня дома свечи из Иерусалима лежат, и успокаивает свою совесть – я хороший, мне уже прямая дорога в Царство Небесное! Но надо понимать, что все внешние подвиги – не самоцель, а средство к стяжанию благодати Духа Святого, которое невозможно без смирения. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – сказано в Писании (1 Пет 5:5).

Надо стремиться, братья и сестры, чтобы наше христианское благочестие не было показное. Ведь Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26). Богу важны не внешние наши дела, а то, с каким сердцем они сделаны – со смиренным, или горделивым; приобрели мы нашими делами благодать Святого Духа, или погордившись ими, потеряли ее.

Братья и сестры, вы взяли на себя большой подвиг, решив пройти крестным ходом, постарайтесь же совершить его со смирением, чтобы этот труд стал для вас деланием покаяния, а не поводом к тщеславию.

Дай Бог, чтобы Липецк духовно встрепенулся, одумался и стал жить другими целями, чтобы в нем было больше крестоходцев», – пожелал батюшка в завершение беседы.


Утром 23 августа отец Михаил с прихожанами проводил крестоходцев до поклонного креста на трассе Липецк - Воронеж и пригласил желающих принять участие в приходском крестном ходе 27 сентября , в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.


У поклонного креста на повороте к селу Васильевка к крестному ходу присоединился настоятель Рождество-Богородицкого храма села иерей Михаил Новосельцев. «Крестный ход - это особое покаянное моление к Господу Иисусу Христу, – отметил отец Михаил. – Крестные ходы известны еще со времен Ветхого Завета, когда евреи семь раз обошли с Ковчегом Завета стены Иерихона, которые пали от гласа священных труб и молитвенного пения еврейского народа.

В Византии, начиная с IV века, стали проводить покаянные крестные ходы при стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях и засухах, в которых люди видели наказание Божие за их грехи.

Но особенно крестные ходы полюбились русскому народу. Радует, что в современной России с большим размахом возрождается эта благочестивая традиция. Например, в Великорецком крестном ходу, в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца, в этом году шло почти сто тысяч человек.

Известно, что у многих людей, принявших участие в крестном ходе, по милости Божией решаются самые разные жизненные проблемы, но главное даже не в этом, в том, что человек обретает духовную силу на борьбу с грехом.

Люди идут с верою: молятся о помиловании себя, страны, своих близких. И Господь отзывается, поскольку человек в крестном ходе несет хоть и маленький, но подвиг. И каждый крестоходец чувствует, что Господь становится к нему ближе. От сознания этого человек становится усерднее в молитве и добрых делах.

Слава Богу, что Он призвал и объединил нас! Ведь без помощи Божией человек не может сделать ничего доброго и душеспасительного: «без Меня не можете делать ничего», – говорится в Писании (Ин 15:5)».


С отцом Михаилом согласен кардиохирург из Воронежа Николай Алешин. «Я хожу в крестные ходы, наверное, лет десять. Я коренной липчанин и на праздник святителя Тихона хожу с липецким крестным ходом вместе с моими друзьями, с которыми в свое время алтарничал в Христо-Рождественском соборе.

Крестный ход дает редкую по нынешним временам возможность обратиться к своей душе и стать поближе к Богу. Для меня, оперирующего кардиохирурга, это особенно важно, поскольку я специализируюсь на операциях тромбэктомии – удалении тромбов, операциях сложных, успех которых во многом в руках Божьих. Я без молитвы за скальпель не берусь!

Крестные ходы очень укрепляют меня не только как верующего человека, но и как хирурга. После них чувствую приток сил, все ладится, операции проходят без осложнений.

Еще я обратил внимание, что верующие люди значительно реже попадают на операционный стол, а если и попадают, то послеоперационный период у них протекают более гладко. Ведь у каждого заболевания телесного есть своя духовная подоплека! И это совсем не выдумка, и не пафосные слова – могу конкретными примерами подтвердить, что это именно так и происходит. Поэтому я не удивляюсь тому, что после крестного хода многие люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, чувствуют себя намного лучше.«Невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18:27)».

Раба Божия Надежда, послушница Богородице-Тихоновского (Тюнина) монастыря подтверждает слова медика: «За последние семь лет я ни одного крестного хода не пропустила. Но один Господь только знает, сколько у меня проблем со здоровьем. Когда я работала на производстве, то получила сильный удар током и сейчас нахожусь на инвалидности. Долго не могла решиться пойти в крестный ход – мне казалось, что не осилю этот путь. Но однажды все-таки собралась и по молитвам святителя Тихона дошла до самого Задонска.

Удивительное дело! Лет становится больше, но сил только прибавляется – Господь поддерживает немощных. Сейчас я послушница в Тюнинском монастыре и занимаюсь тяжелой физической работой - озеленением обители. Однажды я задумалась: для чего Господь сберег меня, для чего дал вторую жизнь и силы ходить в крестный ход? И пришла к выводу, что для покаяния».


Вечером 23 августа крестный ход пришел в село Архангельские Борки, куда не заходил уже два года. В селе крестоходцев встречали прихожане храма великомученика Димитрия Солунского во главе с настоятелем протоиереем Игорем Мосоловым: «Братья и сестры, вы своей молитвой освящаете нашу землю, – обратился к богомольцам отец Игорь. – Мы все очень рады, что крестный ход после двухлетнего перерыва снова пришел в наше село, в наш храм. Для нас это большой праздник! Нам крестный ход особенно важен его благодатной силой соборной молитвы – село у нас маленькое, бедное; храм большой, а верующих, регулярно посещающих его, не так уж и много. Возблагодарим же Господа за то, что Он снова привел крестный ход в наше село и дал вам сил, чтобы совершить это благое дело».

А крестоходцы, в свою очередь порадовались, как заметно похорошел за эти два года местный храм.

Сын настоятеля храма Илья Мосолов, студент медицинской академии, поделился своими планами: «Меня с малых лет воспитывали в православной вере, и я, естественно, собирался поступать в семинарию. Но после окончания школы, вдохновившись житием святителя Луки, архиепископа Симферопольского, в миру профессора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, решил поступить в медицинскую академию.


На практике в Липецкой областной клинической больнице я выбрал специализацию по гнойной хирургии – разделу медицины, в котором профессор Войно-Ясенецкий прославился своими трудами. После окончания медицинской академии планирую работать хирургом, а далее, если Господу будет угодно, поступлю в духовную семинарию».

В Архангельских Борках к крестному ходу присоединилась большая группа паломников, так что места для ночлега в храме многим не хватило, и они переночевали на травке около храма, постелив на нее туристские коврики.


От Архангельских Борок до Задонска паломникам пришлось идти в быстром темпе, почти без привалов, чтобы не опоздать на встречу с крестными ходами из Воронежа и Ельца.


В самом Задонске царила праздничная атмосфера. Радостным трезвоном колоколов встречал паломников Рождество-Богородицкий мужской монастырь – так же, как и в середине XIX века. По мере приближения к обители в памяти оживали картины всенародного торжества из воспоминаний священника Александра Кременецкого о крестном ходе с мощами святителя Тихона 13 августа 1861 года в честь прославления угодника Божия в лике святых: «Крестный ход останавливался для служения литий на всех четырех сторонах монастыря. Он тянулся на протяжении не менее версты и представлял потрясающее зрелище! Все монастырские здания и ограда вокруг монастыря, высокая четырехъярусная монастырская колокольня - все было наполнено, унизано народом, в монастырском саду народ висел на деревьях, держась за сучья, в городе во многих домах были разобраны черепичные крыши и усыпаны народом.


Путь, по которому несли святые мощи, был устлан грудами жертвованных вещей, затруднявших даже крестный ход. Жертвы сыпались как дождь: бросали под раку угодника деньги, куски полотна, полотенца, шарфы, елецкие кружева; снимали с себя и бросали пояса, жилеты, шапки, шляпы и проч. Один крестьянин, не имея ничего, снял с себя кафтан и бросил на дорогу, по которой следовал угодник Божий».

Известно, что после крестного хода было собрано только холста 50 тысяч аршин, денег - около 600 рублей. По повелению главенствовавшего на торжествах митрополита Исидора пожертвованные вещи были розданы бедным. «Пусть святитель Тихон оденет ими нищих», - ответствовал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский на вопрос, что делать с собранными вещами».

По официальной статистке в тот день в Задонске собралось триста тысяч человек, при этом карет, не считая крестьянских телег, было более пяти тысяч.

С тех пор прошло более 150 лет, но не прекращается поток богомольцев к святителю Тихону Задонскому, печальнику о простом народе, канонизированному в лике святых в год отмены крепостного права.

24 августа 2016 года крестный ход, обойдя вокруг Рождество-Богородицкого монастыря, вошел в обитель через северные ворота. На паперти Владимирского собора крестоходцев из Воронежа, Липецка и Ельца встретил священноархимандрит обители, Высокопреосвященный митрополит Липецкий и Задонский Никон. Здесь же, под открытым небом, были установлены иконы и совершен торжественный молебен епископам Воронежским, всея России чудотворцам – святителям Митрофану, Тихону и Антонию.


После молебна паломников радушно накормили монастырской трапезой и разместили в гостиницах и храмах обители.

…Впереди богомольцев ждала радость праздничного богослужения в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца – то духовное ликование, ради которого они, оставив земные попечения, четыре благословенных дня подвизались в трудах и молитве Иисусовой, преодолев пешком более восьмидесяти километров пути, но главное, преодолев немощь человеческую силой Божией.