Можно ли создать османскую империю. История османской империи

Вот какая она была:

Османская империя: от рассвета до заката

Османская империя возникла в 1299 году на северо-западе Малой Азии и просуществовала 624 года, сумев покорить множество народов и превратиться в одну из самых великих держав в истории человечества.

С места - в карьер

Положение турок в конце XIII века выглядело бесперспективным, хотя бы по причине наличия Византии и Персии по соседству. Плюс султаны Конии (столица Ликаонии - области в Малой Азии), в зависимости от которых, пусть и формально, находились турки.

Однако все это не помешало Осману (1288—1326 гг.) территориально расширять и укреплять свое молодое государство. Кстати, по имени своего первого султана турки и стали называться османами.
Осман активно занимался развитием внутренней культуры и бережно относился к чужой. Поэтому многие греческие города, находившиеся в Малой Азии, предпочитали добровольно признать его главенство. Таким образом они «убивали двух зайцев»: и получали защиту, и сохраняли свои традиции.
Сын Османа - Орхан I (1326—1359 гг.) блестяще продолжил дело отца. Объявив, что собирается объединить всех правоверных под своей властью, султан отправился покорять не страны востока, что было бы логично, а западные земли. И первой на его пути встала Византия.

К этому времени империя находилась в упадке, чем турецкий султан и воспользовался. Как хладнокровный мясник он «отрубал» область за областью от Византийского «тела». Вскоре вся северо-западная часть Малой Азии оказалась под властью турок. Закрепились они и на европейском побережье Эгейского и Мраморного морей, а также Дарданелл. А территория Византии сократилась до Константинополя и его окрестностей.
Последующие султаны продолжили экспансию Восточной Европы, где успешно воевали против Сербии, Македонии. А Баязет (1389 —1402) «отметился» разгромом христианского войска, которое в Крестовый поход против турок повел король Сигизмунд Венгерский.

От поражения до триумфа

При том же Баязете случилось одно из самых тяжелых поражений османского войска. Султан лично выступил против армии Тимура и в битве при Анкаре (1402) он был разгромлен, а сам угодил в плен, где и умер.
Наследники всеми правдами и неправдами пытались взойти на престол. Государство оказалось на грани гибели из-за внутренних смут. Лишь при Мураде II (1421—1451 гг.) ситуация стабилизировалась, и турки сумели вернуть контроль над потерянными греческими городами и завоевать часть Албании. Султан мечтал и окончательно расправиться с Византией, но не успел. Стать убийцей православной империи было суждено его сыну - Мехмеду II (1451—1481 гг.).

29 мая 1453 года для Византии настал час Х. Турки осаждали Константинополь два месяца. Столь непродолжительного времени оказалось достаточно, чтобы сломить жителей города. Вместо того чтобы всем взяться за оружие, горожане просто молили бога о помощи, не выходя сутками из церквей. Последний император Константин Палеолог попросил помощи у Папы Римского, но тот потребовал взамен объединение церквей. Константин ответил отказом.

Возможно, город бы и продержался еще, если бы не предательство. Один из чиновников согласился на подкуп и открыл ворота. Он не учел одного важного факта - у турецкого султана помимо женского гарема был еще мужской. Туда-то и попал миловидный сын предателя.
Город пал. Цивилизованный мир замер. Теперь все государства и Европы, и Азии поняли, что настало время новой сверхдержавы - Османской империи.

Европейские походы и противостояния с Россией

Останавливаться на достигнутом турки и не думали. После гибели Византии уже никто не закрывал им дорогу в богатую и неправоверную Европу, даже условно.
Вскоре к империи была присоединена Сербия (кроме Белграда, но турки захватят ее в XVI веке), Афинское герцогство (и соответственно, большая часть всей Греции), остров Лесбос, Валахия, Босния.

В Восточной Европе территориальные аппетиты турок пересеклись с интересами Венеции. Правитель последней быстро заручился поддержкой Неаполя, Папы и Карамана (ханство в Малой Азии). Противостояние длилось 16 лет и закончилось полной победой Османов. После этого уже никто им не мешал «добрать» оставшиеся греческие города и острова, а также присоединить Албанию и Герцеговину. Турки так увлеклись расширением своих границ, что успешно атаковали даже Крымское ханство.
В Европе началась паника. Папа Сикст IV начал строить планы по эвакуации Рима, а заодно поспешил объявить Крестовый поход против Османской империи. На призыв откликнулась одна Венгрия. В 1481 году Мехмед II умер, и эпоха великих завоеваний временно прекратилась.
В XVI веке, когда внутренние смуты в империи утихли, турки вновь направили оружие на соседей. Сначала была война с Персией. Хоть турки в ней и победили, но территориальные приобретения были незначительны.
После успеха в североафриканских Триполи и Алжире, султан Сулейман в 1527 году вторгся на территорию Австрии и Венгрии и уже через два года осадил Вену. Взять ее не удалось - помешала плохая погода и массовые болезни.
Что касается отношений с Россией, впервые интересы государств столкнулись в Крыму.
Первая война произошла в 1568 году и закончилась в 1570 победой России. Империи воевали друг с другом на протяжении 350 лет (1568 - 1918) - одна война приходилась в среднем на четверть века.
За это время было 12 войн (в том числе Азовская, Прутский поход, Крымская и Кавказский фронт во время Первой мировой). И в большинстве случаев победа оставалась за Россией.

Рассвет и закат янычар

Последние янычары, 1914 год

Рассказывая об Османской империи нельзя не упомянуть о ее регулярных войсках - янычарах.
В 1365 году по личному приказу султана Мурада I была сформирована янычарская пехота. Комплектовалась она христианами (болгары, греки, сербы и так далее) в возрасте от восьми до шестнадцати лет. Таким образом работал девширме - налог кровью - которым были обложены неправоверные народы империи. Интересно то, что сначала жизнь у янычар была довольно тяжелая. Они жили в монастырях-казармах, им запрещалось заводить семью и какое-либо хозяйство.
Но постепенно янычары из элитного рода войск стали превращаться в высокооплачиваемую обузу для государства. К тому же, эти войска все реже и реже принимала участие в военных действиях.
Начало разложению было положено в 1683 году, когда вместе с христианскими детьми в янычары стали брать и мусульманских. Богатые турки отдавали туда своих детей, решая тем самым вопрос об их успешном будущем - они могли сделать хорошую карьеру. Именно янычары-мусульмане стали заводить семьи и заниматься ремеслами, а также торговлей. Постепенно они превратились в алчную, наглую политическую силу, которая вмешивалась в государственные дела и участвовала в свержении неугодных султанов.
Агония продолжалась до 1826 года, когда султан Махмуд II упразднил янычар.

Гибель Османской империи

Частые смуты, завышенные амбиции, жестокость и постоянное участие в каких-либо войнах не могли не сказаться на судьбе Османской империи. Особенно критичным оказался XX век, в котором Турцию все сильнее раздирали внутренние противоречия и сепаратистский настрой населения. Из-за этого страна сильно отстала в техническом плане от Запада, поэтому начала терять некогда завоеванные территории.
Роковым решением для империи стало ее участие в Первой мировой войне. Союзники разгромили турецкие войска и устроили раздел ее территории. 29 октября 1923 года появилось новое государство - Турецкая республика. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль (впоследствии, он смел фамилию на Ататюрк - «отец турок»). Так закончилась история некогда великой Османской империи.

Легенда гласит: «Славянка Роксолана, наглым образом вторгшаяся в род османов, ослабила влияние и убрала с дороги большинство достойных политических деятелей и приближённых Султана Сулеймана, тем самым очень сильно расшатав стабильную политическую и экономическую обстановку государства. А также она поспособствовала появлению генетически неполноценных потомков великого правителя, Сулеймана Великолепного, родив ему пятерых сыновей, первый из которых умер в молодости, второй был настолько слаб, что не пережил и двухлетний возраст, третий быстро стал законченным алкоголиком, четвёртый превратился в предателя и пошёл против отца, а пятый был сильно болен ещё от рождения, и также умер в молодости, даже не сумев завести ни одного ребёнка. Затем Роксолана буквально заставила Султана жениться на себе, нарушив большое количество традиций, которые действовали с момента основания государства и служили залогом его стабильности. Она положила начало такому явлению, как «Женский султанат», что ещё больше ослабило конкурентоспособность Османской империи на мировой политической арене. Сын Роксоланы, Селим, унаследовавший трон, был совершенно бесперспективным правителем и оставил после себя ещё более никчёмное потомство. В результате Османская империя в скором времени окончательно развалилась. Внук Роксоланы Мурад III оказался столь недостойным султаном, что набожных мусульман уже не удивили ни нахлынувшие неурожаи, ни инфляция, ни мятежи янычар, ни открытая распродажа государственных должностей. Страшно даже представить, какое бедствие принесла бы эта женщина отчизне, не утащи ее на аркане татары прочь из родимых мест. Развалив Османскую империю, она спасла Украину. Честь ей за это и слава!»

Исторические факты:

Прежде чем говорить непосредственно об опровержении легенды, хотелось бы отметить несколько общих исторических фактов, касающихся Османской империи до и после поколения Хюррем Султан. Так как именно из-за незнания или непонимания ключевых исторических моментов этого государства люди и начинают верить в подобные легенды.

Османская империя была образована в 1299 году, когда человек, вошедший в историю как первый Султан Османской империи под именем Осман I Гази, объявил независимость своей небольшой страны от сельджуков и принял титул султана (хотя в ряде источников отмечается, что официально такой титул впервые стал носить только уже его внук — Мурад I). Вскоре ему удалось завоевать всю западную часть Малой Азии. Осман I родился в 1258 году в византийской провинции под названием Вифиния. Умер он своей смертью в городе Бурса, (который иногда ошибочно считают первой столицей османского государства), в 1326 году. После этого власть перешла к его сыну, известному под именем Орхан I Гази. При нём небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с современной (на тот момент) армией.

За всю историю своего существования Османская империя сменила 4 столицы:
Сёгют (настоящая первая столица османов), 1299-1329;
Бурса (бывшая византийская крепость Бруса), 1329-1365;
Эдирне (бывший город Адрианополь), 1365-1453;
Константинополь (ныне город Стамбул), 1453-1922.

Возвращаясь к написанному в легенде, нужно сказать, что последняя свадьба действующего Султана до эпохи Сулеймана Кануни состоялась в 1389 году (более чем за 140 лет до свадьбы Хюррем). Взошедший на трон султан Баязид I Молниеносный женился на дочери сербского князя, которую звали Оливера. Именно после трагических событий, произошедших с ними в самом начале XV века, официальные браки действующих султанов стали крайне нежелательным явлением на ближайшие полтора столетия. Но ни о каком нарушении традиций, «действующих с момента основания государства», с этой стороны говорить не приходится. В девятой легенде уже подробно рассказывалось о судьбе шехзаде Селима, а всем остальным детям Хюррем будут посвящены отдельные статьи. Кроме того следует отметить и высокий уровень детской смертности в те времена, от которого не спасали даже условия правящей династии. Как известно, ещё за некоторое время до появления Хюррем в гареме, Сулейман потерял двух своих сыновей, которые из-за болезней не дожили и половину срока до своего совершеннолетия. Второй сын Хюррем, шехзаде Абдалла, к сожалению, не стал исключением. Что же касается «Женского султаната», здесь можно с уверенностью утверждать о том, что данная эпоха, хоть и не несла в себе исключительно положительные моменты, но причиной развала Османской империи, и уж тем более следствием какого-либо упадка, такое явление, как «Женский султанат», являться не могло. Также в силу ряда факторов, о которых пойдёт разговор чуть позже, Хюррем не могла являться его основателем или каким-либо образом причисляться к членам «Женского султаната».

Историки разделяют всё время существования Османской империи на семь основных периодов:
Образование Османской империи (1299-1402) – период правления первых четырёх султанов империи, (Османа, Орхана, Мурада и Баязида).
Османское междуцарствие (1402-1413) – одиннадцатилетний период, начавшийся в 1402 году после поражения османов в Ангорской битве и трагедии султана Баязида I и его жены в плену у Тамерлана. В этот период между сыновьями Баязида шла борьба за власть, из которой только в 1413 году победителем вышел младший сын Мехмед I Челеби.
Подъём Османской империи (1413-1453) – период правления, Султана Мехмеда I, а также его сына Мурада II и внука Мехмеда II, закончившийся взятием Константинополя и полным уничтожением Византийской империи Мехмедом II, получившим прозвище «Фатих» (Завоеватель).
Рост Османской империи (1453-1683) – период основного расширения границ Османской империи, продолжавший правление Мехмеда II, (включающий правление Сулеймана I и его сына Селима II), и закончившийся полным поражением османов в Венской битве во время правления Мехмеда IV, (сына Ибрагима I Сумасшедшего).
Стагнация Османской империи (1683-1827) – период, продлившийся 144 года, который начался после того, как победа христиан в Венской битве навсегда положила конец завоевательным войнам Османской империи на европейской земле. Наступление периода стагнации означало остановку территориально-экономического развития империи.
Упадок Османской империи (1828-1908) – период, действительно имеющий в своём официальном названии слово «упадок», характеризуется потерей огромного количества территории османского государства, также начинается эпоха Танзимата, заключающаяся в систематизации и уложении основных законов страны.
Распад Османской империи (1908-1922) – период правления последних двух монархов государства османов, братьев Мехмеда V и Мехмеда VI, начавшийся после изменения формы правления государства на конституционную монархию, и продолжавшийся вплоть до полного прекращения существования Османской империи, (период также охватывает участие османского государства в Первой мировой Войне).

Также в исторической литературе каждого государства, изучающего историю Османской империи, существует и деление на более мелкие периоды, входящие в состав семи основных, причём зачастую у различных государств оно несколько отличается друг от друга. Но сразу следует отметить, что это официальное деление именно периодов территориально-экономического развития страны, а не кризиса семейных отношений правящей династии. При этом период, длящийся на протяжении всей жизни Хюррем, а также всех её детей и внуков, (не смотря на небольшое военно-техническое отставание от европейских стран, начавшееся в XVII веке), называется «Ростом Османской империи», а ни в коем случае не «развалом» или «упадком», который как отмечалось выше, начнётся только в XIX веке.

Главной и самой серьёзной причиной распада Османской империи историки называют поражение в Первой мировой войне, (в которой данное государство участвовало в составе Четверного союза: Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария), вызванное превосходящими людскими и экономическими ресурсами стран Антанты.
Османская империя, (официально - «Великое Османское Государство»), просуществовала ровно 623 года, а распад этого государства произошёл через 364 года после смерти Хасеки Хюррем. Она умерла 18 апреля 1558 года, а днём прекращения существования Османской империи можно назвать 1 ноября 1922 года, когда Великое национальное собрание Турции приняло закон о разделении султаната и халифата, (при этом султанат упразднялся). 17 ноября Мехмед VI Вахидеддин, последний (36-ой) османский монарх, покинул Стамбул на британском военном корабле, линкоре «Малайя». 24 июля 1923 был подписан Лозаннский договор, по которому признавалась полная независимость Турции. 29 октября 1923 Турция была провозглашена республикой, а её первым президентом был избран Мустафа Кемаль, впоследствии взявший фамилию Ататюрк.
Каким образом к этому причастна Хасеки Хюррем Султан со своими детьми и внуками, жившими за три с половиной века до данных событий, для авторов статьи так и остаётся загадкой.

Источник группа вконтакте: muhtesemyuzyil

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

С момента создания Османской империи государством беспрерывно правили потомков Османа по мужской линии. Но несмотря на плодовитость династии, были и такие, кто окончил свою жизнь бездетными.

Основатель династии Осман Гази (правил 1299-1326гг.) был отцом 7 сыновей и 1 дочери.

Вторым правителем был сын Османа Орхан Гази (пр.1326-59гг) имел 5 сыновей и 1 дочь.

Не обделил бог потомством и Мурада 1 Хюдавендигюра (сын Орхана, пр.1359-89гг.) — 4 сына и 2 дочери.

Знаменитый Баязид Молниеносный (сын Мурада 1, пр.1389-1402гг.) был отцом 7 сыновей и 1 дочери.


Сын Баязида Мехмет 1 (1413-21гг.) оставил после себя 5 сыновей и 2 дочери.

Мурад 2 Большой (сын Мехмета1, пр.1421-51гг.) — 6 сыновей и 2 дочери.

Покоритель Константинополя Фатих Мехмет 2 (прав.1451-1481гг.) был отцом 4 сыновей и 1 дочери.

Баязид 2 (сын Мехмета2, пр.1481-1512гг.) — 8 сыновей и 5 дочерей.

Первый Халиф из династии Османов Явуз Султан Селим-Селим Грозный (пр.1512-20гг.) имел всего лишь одного сына и 4 дочери.

2.

Знаменитый Сулейман Великолепный (Законодатель), муж не менее знаменитой Роксолаы(Хюррем Султан, 4 сына, 1дочь), был отцом 8 сыновей и 2 дочерей от 4-х жен. Он правил так долго (1520-1566 гг.), что пережил почти всех своих детей. Старший сын Мустафа (Махидерван) и 4-й сын Баязид (Роксолана) были удушены по приказу Сулеймана 1 по обвинению в заговоре против отца.

Третий сын Сулеймана и второй сын Роксоланы Селим 2 (Рыжий Селим или Селим Пьяница, пр.1566-1574 гг.) от 2-х жен имел 8 сыновей и 2 дочери. Несмотря на свою любовь к вину, смог расширить свои владения с 14.892.000 км2 до 15.162.000 км2.

А теперь поприветствуем рекордсмена — Мурада 3 (пр.1574-1595гг.). Имел одну официальную жену Сафие Султан (София Баффо,дочь правителя Корфу, была похищена пиратами) и множество наложниц, от коих прижил 22 сыновей и 4 дочери (пишут,что на момент его смерти, наследник Мехмет 3 приказал задушить всех его беременных жен). Но несмотря на любовь к слабому полу, смог расширить свои владения до 24.534.242 км2.

Мехмет 3 (пр.1595-1603гг.) был рекордсменом по другой части -в ночь смерти отца приказал удушить всех своих братьев и сестер. По плодовитости намного уступил своему отцу-всего лишь 3 сына от 2-х жен

Старший сын Мехмета 3 Ахмет 1(пр.1603-1617 гг,умер от тифа в 27 лет) вступив на престол ввел новый династический закон,по которому правителем становился старший сын умершего правителя.

Мустафе1,севшиму на трон в силу малолетства сына Ахмета 1 (пр.1617-1623 гг, ум. 1639 г.),видимо пришлось заплатить за грехи своего отца -он был не только бездетным,но и через 6 лет после вошествия на трон начал впадать в безумие, и по фетве Шейх-уль-Ислама был смещен с трона.

Малоизвестные факты из жизни султанов…

Когда начинают говорить о Османских правителях,то у людей автоматически в голове появляется образ грозных, жестоких завоевателей, проводивших свое свободное время в гареме среди полунагих наложниц. Но все забывают, что они были простыми смертными людьми со своими недостатками и увлечениями…

ОСМАН 1.

Описывают,что когда он стоял,его опущенные руки достигали коленей,исходя из этого считали что у него были или очень длинные руки,или короткие ноги.Другой его отличительной чертой характера было то,что он никогда не одевал верхнюю одежду повторно.И не потому что был пижоном,он просто любил дарить свою одежду простолюдинам. Если кто-то долго смотрел на его кафтан,он снимал его и дарил этому человеку. Осман очень любил перед трапезой послушать музыку, был хорошим борцом и искусно владел оружием. У турков был очень интересный старый обычай — раз в году рядовые члены племени уносили из дома вождя все что им в этом доме приглянется. Осман с женой выходил из дома с пустыми руками и открывал двери для своих сородичей.

ОРХАН.

Правление Орхана длилось 36 лет.Он владел 100-ней крепостей, и все свое время проводил объезжая их. Ни в одной из них он не оставался больше одного месяца. Был большим поклонником Мевланы-Джелаледдина Руми.

МУРАД 1.

В европейских источниках блестящий правитель неутомимый охотник очень галантный рыцарь и являл собою символом честности. Был первым османским правителем,создавший частную библиотеку.Был убит в битве на Косовом поле.

БАЕЗИТ 1.

За умение быстро преодолевать большие расстояния вместе со своим войском,и появляться перед врагом в самый неожиданный момент получил прозвище Молниеносный. Очень любил охоту и был заядлым охотником, часто участвовал в состязаниях по борьбе. Историки также отмечают его мастерское владение оружием и верховой ездой. Он был одним из первых правителей сочинявшим стихи. Был первым, кто осадил Константинополь, и не раз. Умер в плену у Тимура.

МЕХМЕТ ЧЕЛЕБИ.

Считается возродителем османского государства в результате победы над тимурилами. Когда был при нем,его прозвали борец Мхемет. Во время своего правления ввел обычай каждый год отправлять в Мекку и Медину дары, который не был отменен даже в самые трудные времена вплоть до первой мировой войны. Каждую пятницу вечером готовил еду на свои личные деньги и раздавал неимущим. Как и отец любил охоту. Во время охоты на вепря упал с лошади и сломал тазобедренную кость, отчего вскоре и умер.

А расскажите, как вообще так случилось, что есть портреты, ведь ислам запрещает изображения человека.
Нашли итальянских неверных для увековечивания себя, великих?

    • Матери падишахов
      Мурат 1,3-й правитель Османской империи,был сыном Орхана и византийки Холофиры, (Нилюфер Хатун).

Баезид 1 Молниеносный, 4-й правитель правил с 1389-го года по 1403. Отцом его был Мурат 1, а мать болгарка Мария,по принятия ислама Гюльчичек Хатун.


    • Мехмет 1 Челеби,5-й султан. Его матерью тоже была болгарка, Ольга Хатун.

      1382-1421 г.г.

      Мурат 2 (1404-1451) родился от брака Мехмета Челеби и дочери првителя бейлика Дулкадироглу Эмине Хатун. По некоторым неподтвержденным источникам его матерью была Вероника.

      Мехмет 2 Завоеватель (1432-1481)

      Сын Мурата 2 и Хюма Хатун, дочери бея из рода Джандароглу. Счталось, что его матерью была сербка Деспина.

      Баезид 2, тоже не был исключением — его мать тоже была христианкой Корнелией (албанка, сербка или француженка). После принятия ислама имя ее Гюльбахар Хатун. Отцом был Фатих Султан Мехмет 2.

      СЕЛИМ 1.(1470-1520)

      Селим 1 или же Явуз Султан Селим, покоритель Египта, Багдада, Дамаска и Мекки, 9-й падишах Османского государства и 74-й Халиф был рожден от Баезида 2-го и дочери влиятельного бея в западной Анатолии из рода Дулкадироглу Гюльбахар Хатун.

      СУЛЕМАН 1 (1495-1566).

      Сулейман Кануни родился 27 апреля 1495 года. Он стал султаном, когда ему было 25 лет. Бескомпромиссный борец со взяточничеством, Сулейман завоевал расположение народа добрыми делами, строил школы. Сулейман Кануни покровительствовал поэтам, художникам, архитекторам, сам писал стихи, считался умелым кузнецом.

      Сулейман не был так кровожаден, как его отец – Селим I, но он не менее отца любил завоевания. К тому же ни родство, ни заслуги не спасали от его подозрительности и жестокости.

      Сулейман лично руководил 13 походами. Значительная часть богатства, полученного от военной добычи, дани и налогов, тратилась Сулейманом I на строительство дворцов, мечетей, караван-сараев, гробниц.

      Также при нем были составлены законы (канун-наме) об административном устройстве и положении отдельных провинций, о финансах и формах землевладения, повинностях населения и прикреплении крестьян к земле, о регламентации военно-ленной системы.

      Сулейман Кануни умер 6 сентября 1566 года во время очередного похода в Венгрию – при осаде крепости Сигетвар. Он был похоронен в мавзолее на кладбище мечети Сулеймание вместе со своей любимой женой Роксоланой.

      10-й Османский правитель и 75-й халиф мусульман Сулеман Великолепный, известный еще тем, что был мужем Роксоланы, родился от Селима 1 и польской еврейки Хельги, впоследствии Хавза Султан.

      Хавза Султан.

      СЕЛИМ 2. (1524-1574)

      Сын знаменитой Роксоланы (Хюррем Султан) Селим 2 взошел на трон после ее смерти. Настоящее имя ее было Александра Анастасия Лисовска, была любимой женой Сулеймана.

      МУРАТ 3 (1546-1595).

      Рожденный от Селима 2-го и еврейки Рашель (Нурбану Султан) Мурат 3, был их старшим сыном и наледником престола.

      МЕХМЕТ 3 (1566-1603).

      Взошел на престол в 1595 году и правил до самой своей смерти. Его мать тоже не была исключением, тоже была похищена и продана в гарем. Она была дочерью из богатой семьи Баффо (Венеция). Была взята в плен во время путешествия на корабле, когда ей было 12 лет. В гареме в Сесилию Баффо влюбился отец Мехмета 3-го и женился на ней, имя ее стало Сафие Султан.

        Вот и я за дружбу народов и конфессий. Сейчас 21 век и люди не должны различаться по расовому или конфессиональному принципу. Видим сколько у султанов было христианок? Кстати, у последнего султана, если не ошибаюсь, бабушка была армянка. У русских царей родители тоже немцы, датчане и англичане.

        Сын Мурата 2 и Хюма Хатун, дочери бея из рода Джандароглу. Счталось что его матерью была сербка Деспина —
        А я читала, что матерью Мехмета Второго была армянская наложница.

      Дворцовые интриги жен падишахов

      Хюрем-султан (Роксолана 1500-1558): благодаря своей красоте и уму ей не только удалось привлечь внимание Сулеймана Великолепного, но и стать его любимой женщиной. Ее борьба с первой женой Сулеймана, Махидерван, была самой знаменитой интригой того времени, такая борьба шла не на жизнь, а на смерть. Роксолана обошла ее по всем статьям и наконец стала его официальной женой. По мере усиления ее влияния на правителя, усилилось ее влияние и в государственных делах. Вскоре ей удалось сместить и везири-и азама (премьер-министра) Ибрагим-пашу, бывшего женатым на сестре Сулеймана. За супружескую измену он был казнен. Следущего везир-и азама Рустема-пашу она женила на своей дочери и с помощью которого ей удалось опорочить, путем подмены писем, обвинить во враждебных связях с главными врагами иранцами старшего сына Сулеймана Шахзаде Мустафу. За ум и большие способности Мустафу прочили следующим падишахом, но по приказу отца его задушили во время похода на Иран.

      Со временем во время совещаний находясь в тайном отделении Хюрем Султан слушала и делилась после совета своим мнением с мужем. Из стихов, посвященных Сулейманом Роксолане, становится очевидным что любовь его к ней была для него дороже всего на свете.

      Нурбану Султан(1525-1587):

      В возрасте 10 лет была похищена корсарами и продана на знаменитом рынке Пера в Истамбуле торговцам невольниками.Торговцы отметив ее красоту и ум отправили ее в гарем,где она сумела привлечь внимание Хюрем Султан,которая и отправила на воспитание в г.Манису.Оттуда она вернулась настоящей красавицей и сумела покорить сердце сына Хюррем Султан Селима 2,который вскоре женился на ней. Стихи, написанные Селимом в ее честь, вошли как прекрасные образцы лирики. Селим был младшим сыном,но в результате смерти всех своих братьев становиться единственным наследником трона, на который он и взошел. Нурбану стала единственной хозяйкой его сердца и соответственно гарема. В жизни Селима были и другие женщины, но ни одна из них не смогла завоевать его сердце так как Нурбану. После смерти Селима (1574) падишахом стал ее сын Мурат 3, она становится Валиде Султан (корлевой-матерью) и долгое время держала нити правления в своих руках, несмотря на то, что на этот раз ее соперником была жена Мурата 3 Сафие Султан.

      Сафие Султан

      Жизнь полная интриг стала темой для многих романов после ее смерти. Так же как и Нурбану Султан она была похищена корсарами и продана в гарем, где ее купила за большие деньги Нурбану Султан для своего сына Мурата 3.

      Горячая любовь сына к ней поколебала влияние матери на сына. Тогда Нурбану Султан начинает вводить в жизнь сына других женщин, но любовь к Сафие Султан была непоколебима. Вскоре после смерти свекрови фактически правила государством.

      Косем Султан.

      Мать Мурада 4 (1612-1640) Косем Султан стала вдовой, когда он был еще маленький. В 1623 в возрасте 11 лет его возводят на трон и Косем Султан становится регентшей при нем. Фактически правила государством.

      По мере взросления сына, она отошла в тень, но продолжала влиять на своего сына до самой его смерти. На трон был возведен другой ее сын — Ибрагим (1615-1648). Начало его правления было началом борьбы Косем Султан с его женой Турхан Султан. Обе эти женщины стремились к установлению своего влияния в государственных делах, но со временем эта борьба стала настолько явной, что это послужило образованию противоборствующих группировок.

      В результате этой долгой борьбы Косем Султан нашли в своей комнате задушенной, а ее сторонники были казнены.

      Турхан Султан (Надежда)

      Была похищена в степях Украины и подарена в гарем. Вскоре стала женой Ибрагима, после смерти которого на трон был посажен ее малолетний сын Менмет 4. Хоть она и стала регентшей, ее свекровь Косем Султан не собиралась выпускать нити правления из своих рук. Но вскоре она была найдена удушенной в своей комнате, а ее сторонники на следующий день были казнены. Регенство Турхан Султан продолжалось 34 года и это было рекордом в истории Османской империи.

        • роксолана с помощью своего зятя оклеветала его перед его отцом, были составлены письма, якобы написанные Мустафой иранскому шаху, где он просит последнего помочь захватить престол. Все это происходит на фоне острой борьбы между турками румелии (османами) и турками Ирана за обладние вост. Анатолией, Ираком и Сирией. Сулейман приказал задушить Мустафу. Понравилось это:

К концу XV столетия Османское государство в результате завоевательной политики турецких султанов и военно-феодальной знати превратилось в обширную феодальную империю. В её состав входили Малая Азия, Сербия, Болгария, Греция, Албания, Босния, Герцеговина и вассальные Молдавия, Валахия и Крымское ханство.

Разграбление богатств завоёванных стран наряду с эксплуатацией собственного и покорённых народов способствовало дальнейшему росту военного могущества турецких завоевателей. К турецким султанам, осуществлявшим завоевательную политику в интересах военно-феодальной знати, стекалось множество искателей наживы и приключений, называвших себя «гази» (борец за веру). Феодальная раздробленность, феодальные и религиозные распри, происходившие в странах Балканского полуострова, благоприятствовали осуществлению стремлений турецких завоевателей, не встречавших объединённого и организованного сопротивления. Захватывая одну область за другой, турецкие завоеватели использовали материальные ресурсы покорённых народов для организации новых походов. С помощью балканских мастеров они создали сильную артиллерию, которая значительно увеличила военную мощь турецкой армии. В результате всего этого Османская империя к XVI в. превратилась в могущественную военную державу, армия которой нанесла вскоре сокрушительное поражение правителям Сефевидского государства и мамлюкам Египта на Востоке и, разбив чехов и венгров, подошла к стенам Вены па Западе.

XVI столетие в истории Османской империи характеризуется непрерывными агрессивными войнами на Западе и на Востоке, усилением наступления турецких феодалов на крестьянские массы и ожесточённым сопротивлением крестьянства, неоднократно подымавшегося с оружием в руках против феодального гнёта.

Турецкие завоевания на Востоке

Как и в предшествовавший период, турки, используя своё военное преимущество, вели наступательную политику. В начале XVI в. главными объектами завоевательной политики турецких феодалов были Иран, Армения, Курдистан и арабские страны.

В битве 1514г. при Чапдыране турецкое войско во главе с султаном Селимом I, располагавшее сильной артиллерией, нанесло поражение армии Сефевидского государства Захватив Тебриз, Селим I вывез оттуда огромную военную добычу, в том числе личную казну шаха Исмаила, а также отправил в Стамбул тысячу лучших иранских мастеров для об служивания двора и турецкой знати. Привезенные тогда в Изник иранские мастера положили начало производству в Турции цветной керамики, которая использовалась при строительстве дворцов и мечетей Стамбула, Бурсы и других городов.

В 1514-1515 гг турецкие завоеватели покорили Восточную Армению, Курдистан и Северную Месопотамию до Мосула включительно.

В походах 1516-1517 гг. султан Селим I направил свои армии против Египта, находившегося под властью мамлюков, которые владели также Сирией и частью Аравии. Победа над мамлюкским войском отдала в руки османов всю Сирию и Хиджаз вместе со священными для мусульман городами Меккой и Мединой. В 1517 г. османские войска завоевали Египет. Скромная военная добыча в виде драгоценной утвари и казны местных правителей была отправлена в Стамбул.

В результате победы над мамлюками турецкие завоеватели приобрели контроль над важнейшими торговыми центрами в Средиземном и Красном морях. Такие города, как Диярбекир, Халеб (Алеппо), Мосул, Дамаск, были превращены в опорные пункты турецкого господства. Здесь вскоре были размещены сильные янычарские гарнизоны, предоставленные в распоряжение султанских наместников. Они несли военно-полицейскую службу, охраняя границы новых владений султана. Названные города являлись одновременно и центрами турецкой гражданской администрации, осуществлявшей главным образом сбор и учет налогов с населения данных провинции и других поступлений в казну. Собранные средства отправлялись ежегодно в Стамбул ко двору.

Завоевательные войны Османской империи в царствование Сулеймана Кануни

Своего наибольшего могущества Османская империя достигла к середине XVI в. при султане Сулеймане I (1520-1566), названном турками Законодателем (Кануни). За свои многочисленные военные победы и роскошь двора этот султан получил у европейцев наименование Сулеймана Великолепного. В интересах знати Сулейман I стремился расширить территорию империи не только на Востоке, но также и в Европе. Захватив в 1521 г. Белград, турецкие завоеватели предприняли на протяжении 1526-1543 гг. пять походов против Венгрии. После победы при Мохаче в 1526 г. турки потерпели серьезное поражение в 1529 г. под Веной. Но это не освободило Южную Венгрию от турецкого господства. Вскоре и Центральная Венгрия была захвачена турками. В 1543 г. завоёванная турками часть Венгрии была разделена на 12 областей и передана в управление наместнику султана.

Завоевание Венгрии, как и других стран, сопровождалось ограблением её городов и селений, что способствовало ещё большему обогащению турецкой военно-феодальной верхушки.

Походы против Венгрии Сулейман перемежал с военными кампаниями и в других направлениях. В 1522 г. турками был захвачен остров Родос. В 1534 г. турецкие завоеватели предприняли опустошительное нашествие на Кавказ. Здесь они захватили Ширван и Западную Грузию. Завладев также прибрежной Аравией, они вышли через Багдад и Басру к Персидскому заливу. В это же время средиземноморский турецкий флот вытеснил венецианцев с большей части островов Эгейского архипелага, а на северном побережье Африки к Турции были присоединены Триполи и Алжир.

Во второй половине XVI в. Османская феодальная империя раскинулась на трёх материках: от Будапешта и Северной Таврии до северного побережья Африки, от Багдада и Тебриза до границ Марокко. Чёрное и Мраморное моря стали внутренними бассейнами Османской империи. В границы империи оказались таким образом насильственно включёнными обширные территории Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Северной Африки.

Турецкие нашествия сопровождались жестоким разорением городов и сёл, разграблением материальных и культурных ценностей, угоном в рабство сотен тысяч мирных жителей. Они были для балканских, кавказских, арабских и других народов, подпавших под турецкое иго, исторической катастрофой, надолго задержавшей процесс их экономического и культурного развития. Вместе с тем завоевательная политика турецких феодалов имела крайне отрицательные последствия для самого турецкого народа. Способствуя обогащению лишь феодальной знати, она усиливала экономическую и политическую власть последней над своим собственным народом. Турецкие феодалы и их государство, истощая и разоряя производительные силы страны, обрекали турецкий народ на отставание в экономическом и культурном развитии.

Аграрный строй

В XVI в. в Османской империи господствующими были развитые феодальные отношения. Феодальная собственность на землю выступала в нескольких формах. До конца XVI столетия большая часть земельных угодий Османской империи являлась государственной собственностью, верховным распорядителем её был султан. Однако в непосредственном управлении казны находилась лишь часть этих земель. Значительную часть государственного земельного фонда составляли владения (домен) самого султана - лучшие земли в Болгарии, Фракии, Македонии, Боснии, Сербии и Хорватии. Доходы с этих земель целиком поступали в личное распоряжение султана и на содержание его двора. Многие области Анатолии (например, Амасья, Кайсери, Токат, Караман и др.) также представляли собой собственность султана и его семьи - сыновей и других близких родственников.

Султан раздавал государственные земли феодалам в наследственное владение на условиях военно-ленного держания. Владельцы малых и больших ленов («тимаров» - с доходом до 3 тыс. акче и «зеаметов» - от 3 тыс. до 100 тыс. акче) обязаны были по зову султана являться для участия в походах во главе положенного количества экипированных всадников (в соответствии с получаемым доходом). Эти земли служили основой экономической мощи феодалов и важнейшим источником военной силы государства.

Из того же фонда государственных земель султан раздавал придворным и провинциальным сановникам земельные угодья, доходы с которых (они назывались хассами, и доход с них определялся в размере от 100 тыс. акче и выше) целиком шли на содержание государственных сановников взамен жалованья. Каждый сановник пользовался доходами с предоставленных ему земель лишь до той поры, пока за ним сохранялся его пост.

В XVI в. владельцы тимаров, зеаметов и хассов обычно жили в городах и не вели собственного хозяйства. Они собирали феодальные повинности с сидящих на земле крестьян с помощью управителей и сборщиков податей, а нередко и откупщиков.

Другой формой феодальной собственности на землю являлись так называемые вакуфные владения. К этой категории принадлежали огромные земельные площади, находившиеся в полной собственности мечетей и различного рода других религиозных и благотворительных учреждений. Эти земельные владения представляли собой экономическую базу сильнейшего политического влияния мусульманского духовенства в Османской империи.

К категории частной феодальной собственности принадлежали земли феодалов, получавших за какие-либо заслуги особые султанские грамоты на неограниченное право распоряжаться предоставляемыми имениями. Эта категория феодальной собственности на землю (она называлась «мюльк») возникла в Османском государстве на ранней стадии его образования. Несмотря на то, что количество мюльков постоянно возрастало, их удельный вес до конца XVI столетия был невелик.

Крестьянское землепользование и положение крестьянства

Земли всех категорий феодальной собственности находились в наследственном пользовании крестьянства. На всей территории Османской империи крестьяне, сидевшие на землях феодалов, включались в писцовые книги под названием райя (райя, реайя) и были обязаны обрабатывать отведенные им наделы. Прикрепление райятов к их наделам было зафиксировано в законах ещё в конце XV в. В течение XVI в. шёл процесс закрепощения крестьянства на всей территории империи, и во второй половине XVI в. законом Сулеймана окончательно утверждалось прикрепление крестьян к земле. В законе говорилось, что райят обязан жить на земле того феодала, в реестр которого он вписан. В том случае, если райят самовольно оставлял отведённый ему надел и переходил на землю другого феодала, прежний владелец в течение 15-20 лет мог разыскать его и принудить возвратиться назад, наложив на него ещё и штраф.

Обрабатывая отведённые им наделы, крестьяне-райяты несли в пользу земельного собственника многочисленные феодальные повинности. В XVI в. в Османской империи существовали все три формы феодальной ренты - отработочная, продуктовая и денежная. Наиболее распространённой была рента продуктами. Райя-мусульмане были обязаны платить десятину с урожая зерновых, садовых и огородных культур, налог со всех видов скота, а также выполнять фуражную повинность. Землевладельцу принадлежало право наказывать и штрафовать провинившихся. В некоторых районах крестьянам приходилось также отрабатывать несколько дней в году у землевладельца на винограднике, на постройке дома, доставлять дрова, солому, сено, приносить ему всевозможные подарки и т. п.

Все перечисленные выше повинности обязаны были выполнять и райя-немусульмане. Но сверх того они платили в казну особый подушный налог - джизью с мужского населения, а в некоторых областях Балканского полуострова были также обязаны поставлять через каждые 3-5 лет мальчиков для янычарской армии. Последняя повинность (так называемое девширме), служившая турецким завоевателям одним из многочисленных средств насильственной ассимиляции покорённого населения, являлась особенно тяжкой и унизительной для тех, кто был обязан её выполнять.

Помимо всех повинностей, которые райяты выполняли в пользу своих землевладельцев, они должны были ещё выполнять ряд специальных военных повинностей (называвшихся «авариз») непосредственно в пользу казны. Взимавшиеся в виде отработок, различного рода натуральных поставок, а нередко и в денежной форме, эти так называемые налоги Дивана были тем многочисленнее, чем больше войн вела Османская империя. Таким образом, оседлое земледельческое крестьянство в Османской империи несло на себе основные тяготы по содержанию господствующего класса и всей огромной государственной и военной машины феодальной империи.

Значительная часть населения Малой Азии продолжала вести жизнь кочевников, объединённых в племенные или родовые союзы. Подчиняясь главе племени, состоящему в вассальной зависимости от султана, кочевники считались военными. В военное время из них формировались отряды кавалерии, которые во главе со своими военачальниками должны были являться по первому зову султана в указанное место. У кочевников каждые 25 мужчин составляли «очаг», который должен был отправлять из своей среды пять «очередных» в поход, обеспечивая их за свой счет конями, оружием и продовольствием в течение всего похода. За это кочевники освобождались от уплаты налогов в казну. Но по мере того, как возрастало значение конницы ленников, обязанности отрядов, составлявшихся из кочевников, всё в большей мере стали ограничиваться выполнением вспомогательных работ: строительством дорог, мостов, обозной службой и т. д. Главными местами расселения кочевников были юго-восточные и южные области Анатолии,а также некоторые районы Македонии и Южной Болгарии.

В законах XVI в. сохранялись следы неограниченного права кочевников передвигаться со своими стадами в любом направлении: «Пастбищным землям нет границ. С древних времён установлено так, куда скот направляется, в том месте пусть он и бродит.. С древних времён не совместимо с законом установленные пастбища продавать и возделывать. Если кто-либо обработает их насильно, - следует снова превратить в пастбища. Жители деревень не имеют касательства к пастбищам и потому не могут запрещать кому-либо кочевать на них».

Пастбища, как и прочие земли империи, могли быть собственностью государства, духовенства, частного лица. Владели ими феодалы, к числу которых принадлежали и вожди кочевых племён. Во всех этих случаях реализация права собственности на землю или права владения ею принадлежала лицу, в пользу которого поступали с кочевников, прошедших через его земли, соответствующие налоги и сборы. Эти налоги и сборы представляли собой феодальную ренту за право пользования землёй.

Кочевники не приписывались к владельцам земли и не имели индивидуальных наделов. Они пользовались пастбищной землёй сообща, общинами. Если владелец или собственник пастбищных земель не являлся одновременно главой племени или рода, он не мог вмешиваться во внутренние дела кочевых общин, так как они подчинялись только своим племенным или родовым начальникам.

Община кочевников в целом находилась в экономической зависимости от феодальных собственников земли, однако каждый отдельный член кочевой общины экономически и юридически зависел полностью от своей общины, которая была связана круговой порукой и где властвовали племенные вожди и военачальники. Традиционные родовые связи прикрывали социальную дифференциацию внутри кочевых общин. Только порвавшие связь с общиной кочевники, оседая на землю, превращались в райятов, уже прикреплённых к своим наделам. Однако процесс оседания кочевников на землю происходил чрезвычайно медленно, так как они, стремясь сохранить общину как средство самозащиты от притеснений со стороны землевладельцев, упорно сопротивлялись всем попыткам ускорить этот процесс насильственными мерами.

Административное и военно-политическое устройство

Государственный строи, административная структура и военная организация Османской империи в XVI в. получили своё отражение в законодательстве Сулеймана Кануни. Султан распоряжался всеми доходами империи и её вооружёнными силами. При посредстве великого везира и главы мусульманского духовенства - шейх-уль-ислама, которые совместно с другими высшими светскими и духовными сановниками составляли Диван (совет сановников), он управлял страной. Канцелярия великого везира называлась «Высокая Порта».

Вся территория Османской империи была разделена на провинции, или наместничества (эялеты). Во главе эялетов стояли назначаемые султаном наместники - бейлер-беи, которые держали в своём подчинении всех ленных владетелей данной провинции с их феодальным ополчением. На войну они были обязаны выступать лично, возглавляя эти войска. Каждый эялет делился на области, называемые санджаками. Во главе санджака стоял санджак-бей, обладавший теми же правами, чго и бейлер-бей, но только в пределах своей области. Он был подчинён бейлер-бею. Феодальное ополчение, поставляемое держателями ленов, представляло собой в XVI в основную военную силу империи При Сулеймане Канучи численность феодального ополчения достигала 200 тыс человек.

Главным представителем гражданской администрации в провинции являлся кадий, который ведал всеми гражданскими и судебными делами в подведомственном ему округе, называвшемся «каза». Границы казы обычно, по-видимому, совпадали с границей санджака. Поэтому кедии и санджак-беи должны были действовать согласованно. Однако кадии назначались по султанскому указу и подчинялись непосредственно Стамбулу.

Янычарское войско состояло на казённом жаловании и комплектовалось из христианских юношей, которых в возрасте 7-12 лет насильственно отбирали от родителей, воспитывали в духе мусульманского фанатизма в турецких семьях в Анатолии, а потом в училищах в Стамбуле или Эдирне (Адрианополе). Это войско, численность которого в середине XVI в. достигала 40 тыс. человек, было серьёзной ударной силой в турецких завоеваниях особо важное значение оно имело в качестве гарнизонной охраны в важнейших городах и крепостях империи, прежде всего на Балканском полуострове и в арабских странах, где всегда существовала опасность народного возмущения против турецкого ига.

С середины XV и особенно в XVI в. турецкие султаны уделяли большое внимание созданию собственного морскою флота. Используя венецианских и других иноземных специалистов, они создали значительный галерный и парусный флот, который постоянными корсарскими налётами подрывал нормальную торговлю в Средиземном море и был серьёзным противником венецианских и испанских морских сил.

Внутренняя военно-политическая организация государства, отвечавшая в первую очередь задачам содержания огромной военной машины, с помощью которой осуществлялись завоевания в интересах класса турецких феодалов, делала Османскую империю, по словам К. Маркса, «единственной подлинно военной державой средневековъя".(К. Маркс, Хронологические выписки, II «Архив Маркса и Энгельса», т. VI, стр. 189. )

Город, ремёсла и торговля

В покорённых странах турецким завоевателям достались многочисленные города, в которых с давних пор сложилось развитое ремесло и велась оживлённая торговля. После завоевания крупные города были превращены в крепости и в центры военной и гражданской администрации. Ремесленное производство, регулируемое и регламентируемое государством, было обязано в первую очередь обслуживать потребности армии, двора и феодалов. Наибольшее развитие получили те его отрасли, которые вырабатывали ткани, одежду, обувь, вооружение и т. д. для турецкой армии.

Городские ремесленники были объединены в цеховые корпорации. Никто не имел права работать вне цеха. Производство ремесленников подвергалось строжайшей регламентации со стороны цехов. Ремесленники не могли производить тех изделий, которые не предусматривались цеховым уставом. Так, например, в Бурсе, где было сосредоточено ткацкое производство, по цеховому уставу для каждого сорта материи разрешалось употреблять только определённые сорта ниток, указывалось, какими должны быть ширина и длина кусков, цвет и качество ткани. Ремесленникам были строго предписаны места продажи изделий и покупки сырья. Им не позволялось покупать нитки и другие материалы более установленной нормы. В цех никто не мог вступить без особого испытания и без специального поручительства. Регламентированы были и цены на ремесленные изделия.

Торговля, так же как и ремесло, регламентировалась государством. Законы устанавливали количество лавок на каждом рынке, количество и качество продаваемых товаров и цены на них. Эта регламентация, государственные налоги и местные феодальные поборы препятствовали развитию свободного товарообмена внутри империи, сдерживая тем самым и рост общественного разделения труда. Преимущественно натуральный характер крестьянского хозяйства в свою очередь ограничивал возможности развития ремесла и торговли. Кое-где существовали местные рынки, на которых производился обмен между крестьянами и горожанами, между оседлыми земледельцами и кочевниками-скотоводами. Эти рынки функционировали раз в неделю или два раза в месяц, а иногда и реже.

Результатом турецких завоеваний явилось серьёзное расстройство торговли по Средиземному и Чёрному морям и значительное сокращение торговых связей между Европой и странами Востока.

Тем не менее Османская империя не смогла полностью порвать традиционные торговые связи Востока с Западом. Турецкие правители извлекали выгоду из торговли армянских, греческих и других купцов, собирая с них таможенные сборы и рыночные пошлины, ставшие доходной статьёй султанской казны.

Заинтересованные в левантийской торговле Венеция, Генуя и Дубровник ещё в XV в. добились от турецких султанов разрешения вести торговлю на территории, подвластной османам. Иноземные корабли заходили в Стамбул, Измир, Синоп, Трабзон, Салоники. Однако внутренние области Малой Азии оставались почти совсем не втянутыми в торговые сношения с внешним миром.

В Стамбуле, Эдирне, в анатолийских городах и в Египте существовали невольничьи рынки, где велась обширная работорговля. Турецкие завоеватели во время своих походов уводили из порабощаемых стран десятки тысяч взрослых и детей в качестве пленных, превращая их в рабов. В домашнем быту турецких феодалов широко использовались рабы. Множество девушек попадало в гаремы султана и турецкой знати.

Народные восстания в Малой Азии в первой половине XVI в.

Войны турецких завоевателей с начала XVI в. повлекли за собой увеличение и без того многочисленных поборов, в частности поборов в пользу действующих армий, которые непрерывным потоком проходили через деревни и города Малой Азии или сосредоточивались в них для подготовки к новым наступлениям против Сефевидского государства и арабских стран. Феодальные владетели требовали с крестьян всё больше средств для содержания своих отрядов, а казна именно в это время стала вводить чрезвычайные военные налоги (авариз). Всё это вело к нарастанию народного недовольства в Малой Азии. Это недовольство нашло своё выражение не только в антифеодальных выступлениях турецкого крестьянства и кочевников-скотоводов, но и в освободительной борьбе нетурецких племен и народов, в том числе жителей восточных областей Малой Азии - курдов, арабов, армян и др.

В 1511-1512 гг. Малая Азия была охвачена народным восстанием под предводительством Шах-кулу (или Шайтан-кулу). Восстание, несмотря на то, что оно происходило под религиозными шиитскими лозунгами, было серьезной попыткой земледельцев и кочевников-скотоводов Малой Азии оказать вооруженное сопротивление усилению феодальной эксплуатации. Шах-кулу, провозгласив себя «спасителем», призывал к отказу от повиновения турецкому султану. В боях с повстанцами в районах Сиваса и Кайсери султанские войска неоднократно терпели поражения.

Султан Селим I вёл ожесточенную борьбу против этого восстания. Под видом шиитов в Малой Азии было истреблено более 40 тыс. жителей. Шиитами объявлялись все, кого можно было заподозрить в неповиновении турецким феодалам и султану.

В 1518 г. вспыхнуло другое крупное народное восстание - под руководством крестьянина Нур Али. Центром восстания были районы Карахисара и Никсара, оттуда оно распространилось позднее до Амасьи и Токата. Восставшие и здесь требовали отмены поборов и повинностей. После неоднократных боёв с султанскими войсками восставшие рассеялись по деревням. Но вскоре новое восстание, возникнув в 1519 г. в окрестностях Токата, в короткий срок охватило всю Центральную Анатолию. Количество восставших достигало 20 тыс. человек. Руководителем этого восстания был один из жителей Токата, Джелал, по имени которого все подобного рода народные восстания стали впоследствии называться «джелали».

Как и предыдущие восстания, восстание Джелала было направлено против произвола турецких феодалов, против бесчисленных повинностей и поборов, против бесчинства султанских чиновников и сборщиков налогов. Вооружённые повстанцы захватили Карахисар и направились на Анкару.

Для подавления этого восстания султану Селиму I пришлось послать в Малую Азию значительные военные силы. Восставшие в сражении под Акшехиром были разбиты и рассеяны. Джелал попал в руки карателей и подвергся жестокой казни.

Однако расправа с восставшими ненадолго усмирила крестьянские массы. В течение 1525-1526 гг. восточные районы Малой Азии вплоть до Сиваса были вновь охвачены крестьянским восстанием, во главе которого встали Коджа Соглун-оглу и Зуннун-оглу. В 1526 г. восстание под руководством Календер-шаха, насчитывавшее до 30 тыс. участников - турок и курдских кочевников, охватило район Малатьи. Земледельцы и скотеводы требовали не только сокращения повинностей и налогов, но и возврата земельных угодий и пастбищ, которые были присвоены султанской казной и розданы турецким феодалам.

Восставшие неоднократно наносили поражения карательным отрядам и были разбиты только после того, как против них была прислана многочисленная султанская армия из Стамбула.

Крестьянские восстания начала XVI в. в Малой Азии свидетельствовали о резком обострении классовой борьбы в турецком феодальном обществе. В середине XVI в. был издан султанский указ о размещении янычарских гарнизонов в крупнейших пунктах всех провинций империи. Этими мерами и карательными экспедициями султанской власти удалось на некоторое время восстановить спокойствие в Малой Азии.

Внешние сношения

Во второй половине XVI в. международное значение Османской империи, как одной из сильнейших держав, весьма возросло. Круг внешних сношений её расширился. Турецкие султаны вели активную внешнюю политику, широко используя не только военные, но и дипломатические средства для борьбы со своими противниками, в первую очередь с империей Габсбургов, столкнувшейся с турками в Юго-Восточной Европе.

В 1535 г. (по другим источникам в 1536 г.) Османская империя заключила союзный договор с Францией, которая была заинтересована в том, чтобы с помощью турок ослабить империю Габсбургов; тогда же султан Сулейман I подписал так называемые капитуляции (главы, статьи) - торговое соглашение с Францией, на основе которого французские купцы получили, как особую милость султана, право свободно вести торговлю во всех его владениях. Союзный и торговый договоры с Францией усиливали позиции Османской империи в борьбе против Габсбургов, поэтому султан не скупился на льготы французам. Французские купцы и вообще французские подданные в Османской империи на основе капитуляций пользовались особо привилегированными условиями.

Франция держала в своих руках почти всю торговлю Османской империи с европейскими странами до начала XVII в., когда Голландии и Англии удалось добиться подобных же прав и для своих подданных. До той поры английским и голландским купцам приходилось торговать в турецких владениях на судах под французским флагом.

Официальные отношения между Османской империей и Россией начались в конце XV столетия, после покорения Крыма Мехмедом П. Завоевав Крым, турки стали чинить препятствия торговле русских купцов в Кафе (Феодосии) и Азове.

В 1497 г. великий князь Иван III отправил в Стамбул первого русского посла Михаила Плещеева с жалобой на указанные притеснения русской торговле. Плещееву был дан приказ «дать список притеснениям, чинимым гостям нашим в турецких землях». Московское правительство неоднократно протестовало и против опустошительных набегов крымских татар на русские владения Турецкие султаны через посредство крымских татар делали попытки распространить своё владычество к северу от черноморского побережья. Однако борьба народов Русского государства против турецкой агрессии и оборонительные мероприятия русских властей на Дону и на Днепре не позволили турецким завоевателям и крымским ханам осуществить их захватнические планы.

Культура

Мусульманская религия, освящавшая господство турецких феодалов, наложила свой отпечаток на науку, литературу и искусство турок. Школы (медресе) существовали лишь при больших мечетях и служили целям воспитания служителей культа, богословов, судей. Из числа воспитанников этих школ выходили иногда учёные и поэты, которыми любили себя окружать турецкие султаны и сановники.

Конец XV и XVI век считаются периодом расцвета, «золотым веком» турецкой классической поэзии, которая находилась под сильным влиянием поэзии персидской. Из последней были заимствованы такие поэтические жанры, как касыда (хвалебная ода), газель (лирический стих), а также сюжеты и образы: традиционные соловей, роза, воспевание вина, любви, весны и т. п. Знаменитые поэты этого времени - Хам-ди Челеби (1448-1509), Ахмед-паша (умер в 1497 г.), Неджати (1460-1509), поэтесса Михри Хатун (умерла в 1514 г.), Месихи (умер в 1512 г.), Ревани (умер в 1524 г.), Исхак Челеби (умер в 1537 г.) - писали главным образом лирические стихотворения. Последние поэты «золотого века» - Лями (умер в 1531 г.) и Бакы (1526-1599) повторяют сюжеты классической поэзии.

XVII век в турецкой литературе называется «веком сатиры». Поэт Вейси (умер в 1628 г.) писал о падении нравов («Увещевание к Стамбулу», «Сновидение»), поэт Нефи (умер в 1635 г.) за свой цикл сатирических стихов «Стрелы судьбы», в которых зло обличались не только знать, но и султан, поплатился жизнью.

В области науки наибольшую известность в этот период приобрёл Кятиб Челеби (Хаджи Халифе, 1609-1657) своими сочинениями по истории, географии, био-библиографии, философии и др. Так, его труды «Описание мира» («Джихан-нюма»), «Летопись событий» («Фезлеке»), био-библиографический словарь арабских, турецких, персидских, среднеазиатских и других авторов, содержащий сведения о 9512 авторах, не утратили своей ценности до наших дней. Ценные исторические летописи событий в Османской империи составили Ходжа Садэддин (умер в 1599 г.), Мустафа Селяники (умер в 1599 г.), Мустафа Аали (умер в 1599 г.), Ибрагим Печеви (умер в 1650 г.) и другие авторы XVI и первой половины XVII в.

Политические трактаты Айни Али, Кятиба Челеби, Кочибея и других авторов XVII в. являются ценнейшими источниками для изучения военно-политического и экономического состояния империи конца XVI и первой половины XVII в. Знаменитый путешественник Эвлия Челеби оставил замечательное десятитомное описание своих путешествий по Османской империи, югу России и Западной Европе.

Строительное искусство в значительной мере было подчинено прихотям турецких султанов и знати. Каждый султан и многие крупные сановники считали обязательным отметить период своего правления постройкой мечети, дворца или каких-либо других сооружений. Многие из сохранившихся до наших дней такого рода памятников поражают своим великолепием. Талантливый архитектор XVI в. Синан построил множество различных сооружений, в том числе более 80 мечетей, из которых наиболее значительными в архитектурном отношении являются мечети «Сулеймание» в Стамбуле (1557 г.) и «Селимие» в Эдирне (1574 г.).

Турецкая архитектура возникла на основе местных традиций в покорённых странах Балканского полуострова и Передней Азии. Традиции эти были разнообразны, и создатели архитектурного стиля Османской империи прежде всего стремились объединить их в нечто целое. Наиболее важным элементом этого синтеза была византийская архитектурная схема, особенно проявившаяся в константинопольском храме св. Софии.

Запрещение исламом изображать живые существа имело своим следствием то, что турецкое изобразительное искусство развивалось главным образом как одна из отраслей строительного мастерства: стенная роспись в виде растительного и геометрического орнамента, резьба по дереву, металлу и камню, рельефные работы по гипсу, мрамору, мозаичные работы из камня, стекла и т. п. В этой области как принудительно переселёнными, так и турецкими мастерами была достигнута высокая степень совершенства. Известно также искусство турецких мастеров в области украшения оружия инкрустацией, резьбой, насечкой по золоту, серебру, слоновой кости и т. п. Впрочем, религиозный запрет изображения живых существ нередко нарушался; например, для украшения рукописей во многих случаях применялись миниатюры, на которых изображались и люди, и животные.

Высокого совершенства в Турции достигло искусство каллиграфии. Надписи из Корана широко применялись и для украшения стен дворцов и мечетей.

Начало упадка Османской империи

К концу XVI в., в то время, когда в Европе начали складываться сильные централизованные государства, в обширной и многоплемённой Османской империи внутренние экономические и политические связи не только не укреплялись, но, наоборот, стали ослабевать. Антифеодальные движения крестьянства и борьба нетурецких народов за своё освобождение отражали непримиримые внутренние противоречия, преодолеть которые султанская власть была не в состоянии. Консолидации империи мешало также то обстоятельство, что центральная область империи - отсталая в экономическом отношении Анатолия - не стала и не могла стать для покорённых народов центром экономического и политического притяжения.

По мере развития товарно-денежных отношений увеличивалась заинтересованность феодалов в повышении доходности своих военно-ленных владений. Они стали самовольно превращать эти условные владения в свою собственность. Военные ленники начали уклоняться от обязанности содержать для султана отряды и от участия в военных походах, стали присваивать доходы от ленных владений. Одновременно с этим началась борьба между отдельными феодальными группировками за обладание землёй, за её концентрацию. Как писал современник, «между ними есть люди, имеющие по 20-30 и даже по 40-50 зеаметов и тимаров, плоды которых они пожирают». Это привело к тому, что государственная собственность на землю стала ослабевать и постепенно утрачивать своё значение, а военно-ленная система - разлагаться. Усиливался феодальный сепаратизм В конце XVI в появились несомненные признаки ослабления султанской власти.

Расточительность султанов и их придворных требовала огромных средств. Значительную долю государственных доходов поглощал непрерывно растущий бюрократический военно-административный и финансовый аппарат государства в центре и в провинциях. Очень большая часть средств тратилась на содержание армии янычар, численность которых возрастала по мере того, как разлагалось и сокращалось феодальное ополчение, поставлявшееся ленниками. Численность янычарского войска увеличивалась еще и потому, что султану нужна была военная сила для подавления растущей борьбы турецких и нетурецких народных масс против феодального и национального гнета. Янычарская армия в начале XVII в превышала 90 тыс человек.

Государственная власть, стремясь увеличить доходы казны, стала из года в год повышать старые и вводить новые налоги. Налог джизья, в начале XVI в равный 20-25 акче с человека, к началу XVII в достиг 140 акче, а чрезвычайно злоупотреблявшие своими полномочиями сборщики налогов доводили его иногда до 400-500 акче. Возросли также феодальные поборы, взимавшиеся землевладельцами.

Вместе с тем казначейство стало отдавать право сбора налогов с государственных земель откупщикам. Так появилась и начала усиливаться новая категория земельных владельцев - откупщики, превращавшиеся фактически в феодальных собственников целых областей.

В качестве откупщиков часто выступали придворные и провинциальные сановники. Большое количество государственных земель через посредство откупов попало в руки янычар и сипахиев.

В этот же период завоевательная политика Османской империи наталкивалась на всё более серьёзные препятствия.

Сильное и всё возраставшее сопротивление этой политике оказывали Россия, Австрия, Польша и на Средиземном море - Испания.

При преемнике Сулеймана Кануни - Селиме II (1566-1574) был предпринят поход на Астрахань (1569 г.). Но это мероприятие, потребовавшее значительных затрат, не принесло успеха: турецкая армия потерпела поражение и была вынуждена отступить.

В 1571 г. соединённый флот Испании и Венеции нанёс в заливе Лепанто сокрушительное поражение турецкому флоту. Неудача астраханского похода и поражение при Лепанто свидетельствовали о начавшемся военном ослаблении империи.

Тем не менее турецкие султаны продолжали вести изнурительные для народных масс войны. Начатая в 1578 г. и принёсшая огромные бедствия народам Закавказья война турецкого султана с Сефевидами закончилась в 1590 г. подписанием договора в Стамбуле, по которому за Турцией закреплялись Тебриз, Ширван, часть Лури-стана, Западная Грузия и некоторые другие районы Кавказа. Однако эти области (кроме грузинских) она смогла удержать под своей властью только в течение 20 лет.

Крестьянские восстания в конце XVI - начале XVII в.

Свои военные расходы государственное казначейство стремилось компенсировать за счёт дополнительных поборов с податного населения. Всевозможных чрезвычайных обложений и «надбавок» к существующим налогам было такое множество, что, как писал летописец, «в провинциях государства чрезвычайные налоги довели подданных до того, что им опротивел этот мир и всё, что находится в нём». Крестьяне массами разорялись и, несмотря на грозившие им кары, бежали со своих земель. Из одной провинции в другую переходили толпы голодных и оборванных людей в поисках сносных условий жизни. Крестьян наказывали, заставляли платить повышенные налоги за самовольный уход с земли. Однако эти меры не помогали.

Произвол чиновников, откупщиков, всевозможные повинности и отработки, связанные с необходимостью обслуживать султанскую армию во время постоев, вызывали вспышки недовольства среди крестьян в течение последней четверти XVI в.

В 1591 г. произошло восстание в Диярбекире в ответ на жестокие меры, принятые бейлер-беем при сборе недоимок с крестьян. Столкновения населения с войском произошли в 1592-1593 гг. в районах Эрзл рума и Багдада. В 1596 г. восстания вспыхнули в Кермане и соседних районах Малой Азии. В 1599 г. недовольство, став всеобщим, вылилось в крестьянское восстание, которое охватило центральные и восточные области Анатолии.

Возмущение восставших было и на этот раз направлено против феодальных поборов, против налогов, взяточничества и произвола султанских чиновников и откупщиков. Движение крестьянства было использовано мелкими ленниками, которые в свою очередь выступали против узурпации их прав на землю выходцами из придворно-бюрократической аристократии, крупными землевладельцами и откупщиками. Мелкий анатолийский феодал Кара Языджи, собрав армию в 20-30 тыс. человек из восставших земледельцев, кочевников-скотоводов и мелких ленников, в 1600 г. завладел городом Кайсери, объявил себя султаном захваченных областей и отказался повиноваться стамбульскому двору. Борьба султанских армий с народными антифеодальными восстаниями продолжалась в течение пяти лет (1599-1603). В конце концов султану удалось договориться с мятежными феодалами и жестоко подавить восстание крестьян.

Однако и в последующие годы, в течение всей первой половины XVII в., антифеодальные выступления крестьянства в Малой Азии не прекращались. Особенно мощным было движение «джелали» в 1608 г. В этом восстании нашла своё отражение и борьба порабощённых народов Сирии и Ливана за освобождение от ига турецких феодалов. Руководитель восстания Джанпулад-оглу провозгласил независимость захваченных им областей и прилагал усилия к тому, чтобы привлечь для борьбы против султана некоторые средиземноморские государства. Он заключил, в частности, договор с великим герцогом Тосканы. Применяя самый жестокий террор, султанские каратели беспощадно расправлялись с участниками движения «джелали». По свидетельству летописцев, ими было уничтожено до 100 тыс. человек.

Еще более сильными были восстания нетурецких народов империи в Европе, особенно на Балканах, направленные против турецкого владычества.

Борьба с антифеодальными и народно-освободительными движениями требовала от турецких правителей огромных средств и постоянного напряжения сил, что ещё более подтачивало режим султанской деспотии.

Борьба феодальных группировок за власть. Роль янычар

Османскую империю расшатывали также многочисленные феодально-сепаратистские выступления В течение всей первой половины XVII в. восстания Бекира Чавуша в Багдаде, Абазы-паши в Эрзеруме, Вардара Али-паши в Румелии, крымских ханов и многих других могущественных феодалов следовали одно за другим.

Ненадёжной опорой султанской власти стала и янычарская армия. Это многочисленное войско требовало огромных средств, которых часто не хватало в казне. Усилившаяся борьба за власть между отдельными группировками феодальной аристократии сделала янычар силой, активно участвующей во всех придворных интригах. В результате янычарское войско превратилось в очаг придворных смут и мятежей. Так, в 1622 г. при его участии был свергнут и умерщвлён султан Осман II, а через год свергнут его преемник - Мустафа I.

Османская империя в первой половине XVII в. ещё была сильной державой. Под властью турок оставались обширные территории в Европе, Азии и Африке. Долголетняя война с австрийскими Габсбургами закончилась в 1606 г. Ситваторокским договором, который фиксировал прежние границы Османского государства с империей Габсбургов.Война с Польшей закончилась захватом Хотина (1620 г.). В результате войны с Венецией (1645-1669 гг.) турки завладели островом Крит. Новые войны с Сефевидами, продолжавшиеся с небольшими перерывами почти 30 лет, завершились в 1639 г. подписанием Касри-Ширинского договора, по которому к Ирану отходили земли Азербайджана, а также Ереван, но турки сохранили за собой Басру и Багдад. Тем не менее военная мощь турок была уже подорвана Именно в этот период - в первой половине XVII в. - получили своё развитие те тенденции, которые в дальнейшем обусловили распад Османской империи.