История президентских выборов во Франции. Справка. Новым президентом франции стал эмманюэль макрон

Президент Республики избирается всеобщими прямыми выборами. Срок полномочий Президента Франции составляет 5 лет, а одно и то же лицо не может занимать президентский пост более двух сроков подряд.

Активное избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет и не ограниченные в гражданских и политических правах. Обязательным условием наличия активного избирательного права является внесение лица в список избирателей.

Кандидатом на выборах Президента может быть гражданин Франции, имеющий активное избирательное право и достигший 23 лет. Для регистрации кандидату необходимо получить поддержку не менее 500 выборных должностных лиц (членов Парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), представляющих не менее чем 30 департаментов или заморских территорий.

Выборы проходят по мажоритарной системе в 2 тура. Для победы в первом туре необходимо получить абсолютное большинство поданных голосов. При отсутствии победителя в первом туре во втором туре участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат, набравший голосов больше, чем его соперник.

Объявляются президентские выборы Правительством. Помимо истечения 5-летнего срока президентских полномочий выборы объявляются при вакансии президентского поста, образовавшейся в силу смерти или отставки главы государства, смещения Президента с поста, а также в случае установления обстоятельств необратимого характера, не позволяющих Президенту исполнять свои обязанности. Обязанности Президента Республики в период вакантности поста главы государства исполняет председатель Сената, лишенный, впрочем, права распускать Национальное собрание, назначать референдум и инициировать изменение Конституции.

Статья 68 Конституции Франции допускает смещение Президента Республики с его поста по решению, принятому Высокой Палатой правосудия . Фактически речь идет о своеобразной реализации процедуры импичмента главы государства. Основанием смещения Президента Республики служит "невыполнение им своих обязанностей, явно несовместимое с его мандатом".

Инициатива смещения и создания Высокой Палаты правосудия должна исходить от одной из палат Парламента и быть поддержана другой палатой. Решение о поддержке такой инициативы принимаются палатами большинством в две трети голосов от числа членов каждой из них. Окончательное решение Высокой Палатой правосудия принимается тайным голосованием бюллетенями и требует большинства в две трети голосов от числа членов Палаты. Решение Высокой Палатой правосудия о смещении Президента Республики с его поста вступает в силу немедленно.

Конституция Франции (ст. 67) освобождает Президента Франции от ответственности за действия, совершаемые им в этом качестве. На протяжении периода пребывания в должности Президент Республики не может быть вызван для дачи показаний в какой бы то ни было французский судебный орган или орган административной юстиции, а так же не может являться объектом иска и действий по сбору информации, следственных действий или судебного преследования. При этом течение всякого срока давности и срока для обращения в суд приостанавливается. Иммунитет от судебного преследования носит временный характер – исковые требования и производство могут быть возобновлены или возбуждены против Президента Республики по истечении месячного срока с момента прекращения его полномочий.

Иммунитет Президента Франции не освобождает его от ответственности перед Международным уголовным судом, на что прямо указывают положения статей 532 и 68 Конституции.

Основные полномочия Президента Республики вытекают из положений ст. 5 Конституции Франции, определяющей природу, основные задачи и функции данного института: "Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства. Он является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров".

Президент Франции одновременно является князем Андорры – одним из двух монархов этого княжества. Андорра – карликовое государство, расположенное в Пиренеях между Францией и Испанией. Соправителем Президента Франции, вторым князем Андорры является епископ Урхельский, глава одноименного диоцеза в Испании.

Президент Франции является гроссмейстером ордена Почетного Легиона, высшей государственной награды Франции.

Полномочия Президента Франции могут быть разделены на две основные группы, в зависимости от того, требуется ли для их реализации контрассигнация Премьер-министра, и, в случае необходимости, ответственного министра.

"Личные", не требующие контрассигнации, полномочия Президента республики также можно разделить на несколько групп:

  • – во-первых, полномочия Президента как гаранта и арбитра – назначение законодательного референдума; право отказаться от подписания ордонанса; право назначения трех членов Конституционного совета и Председателя этого органа; право обращаться в Конституционный совет; полномочия Президента как гаранта независимости судебной власти, в реализации которых ему содействует Высший совет магистратуры;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с взаимодействием с другими институтами государства, такими как Парламент и Правительство. Президент Республики обращается с посланиями к Парламенту, назначает и смещает Премьер-министра, созывает заседания Совета министров, утверждает его повестку дня и председательствует на его заседаниях;
  • – в-третьих, это полномочия Президента по преодолению кризисов – право принять чрезвычайные полномочия, предусмотренное ст. 16 Конституции. Согласно данной статье "когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом".

Приняв соответствующее решение, Президент Франции информирует о нем нацию в послании. Характер чрезвычайных мер, предпринимаемых Президентом, согласно Конституции должен диктоваться "стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач".

Дискуссии касательно того, насколько соответствует принципам демократии признание за Президентом Республики данного права, ведутся уже больше полувека. Критики этого права указывают на опасность злоупотребления главой государства этим правом, вплоть до возможности узурпации власти. Защитники данного права опираются на ограниченную конституционную практику его применения и на комплекс предохранительных механизмов, встроенных в положения ст. 16 Конституции.

Процедура роспуска Национального собрания требует от Президента всего лишь проведения предварительных консультаций с главами палат и Премьер-министром, никак не ограничивая главу государства в основаниях такого роспуска. Национальное собрание не может быть распущено:

  • – председателем Сената в период выполнения последним обязанностей Президента;
  • – в период, когда глава государства пользуется чрезвычайными полномочиями в порядке ст. 16 Конституции;
  • – на протяжении года со дня предыдущих выборов.

Полномочия Президента Франции, реализация которых требует контрассигнации, так называемые "разделяемые" полномочия, также образуют несколько групп:

  • – во-первых, это кадровые полномочия, связанные с назначением Премьер-министра и, по представлению Премьер-министра, министров. Кроме того, Президент осуществляет назначение на другие гражданские и военные должности. Часть назначений, например, членов Государственного совета, великого канцлера Почетного легиона, чрезвычайных послов, чрезвычайных посланников, старших советников Счетной палаты, префектов, представителей государства в заморских административно-территориальных образованиях и в Новой Каледонии, генералов, ректоров академий, директоров центральных административных ведомств происходит в Совете министров. Кроме того, конституционная реформа 2008 г. установила, что органический закон может определять перечень должностей, назначения на которые Президентом осуществляются после проведения публичных консультаций с профильными комиссиями Парламента, наделенными правом заветировать назначение в том случае, когда сумма голосов "против" в каждой комиссии составляет по меньшей мере 3/5 от суммы голосов, поданных в обеих комиссиях;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с подписанием ордонансов и декретов, принятых на заседаниях Совета министров;
  • – в-третьих, это полномочия по созыву внеочередных сессий Парламента;
  • – в-четвертых, это право назначения референдума в порядке положений ст. 88s Конституции – на референдум выносится проект закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого- либо государства в Европейский Союз и в Европейские сообщества;
  • – в-пятых, вопросы международных отношений и обороны. Президент, согласно Конституции, является главнокомандующим вооруженных сил, ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Правительство Франции, согласно ст. 20 Конституции 1958 г., определяет и проводит политику Нации, в его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы;
  • – в-шестых, полномочия промульгировать законы, принятые Парламентом, включая право вернуть закон в парламент для повторного рассмотрения;
  • – в-седьмых, право помилования.

Содействие Президенту Франции в выполнении его конституционных полномочий оказывает целый комплекс вспомогательных служб и органов, так называемый "дом Президента". Ведущие позиции в этом комплексе удерживает генеральный секретариат главы государства, ответственный за основные аспекты организационного и информационного обеспечения деятельности Президента Франции, а также за обеспечение его взаимодействия с другими органами государства.

Большинство вспомогательных органов и служб размещено в официальной резиденции главы французского государства, в качестве которой еще с 1873 г. служит Елисейский дворец.

Завершая характеристику института Президента Франции, необходимо отметить, что созданная Ш. де Голлем и М. Дебре "президентоцентричная" модель организации институтов Пятой республики, где отношения между главой государства и главой правительства строились согласно принципам, высказанным Ш. де Голлем при назначении М. Дебре Премьер-министром: "Я не собираюсь вдаваться в детали правительственной деятельности. Я ограничусь тем, что определю основные направления", "постепенно, под влиянием как политической практики “сосуществования” или “кохабитации”, так и конституционных реформ", эволюционировала в направлении более гибкого распределения как полномочий, так и политической ответственности в системе высших органов государства.

Парламент Франции организован как двухпалатное учреждение. Верхняя палата – Сенат – заседает в Люксембургском дворце, нижняя – Национальное собрание – во дворце Бурбон.

Двухпалатную структуру Парламент Франции сохраняет со времен Второй империи. Современный французский бикамерализм отражает потребность обеспечить представительство не только нации в целом, что обеспечивается формированием Национального собрания путем всеобщих прямых выборов, но и территориальные коллективы. Функция представительства территориальных коллективов возложена Конституцией Пятой республики на Сенат, а ее реализация обеспечивается способом формирования этой палаты. Кроме того, не подлежащий роспуску Сенат представляет собой элемент стабильности в институционной картине страны.

Депутаты Национального собрания Франции избираются на всеобщих прямых выборах по одномандатным избирательным округам с использованием мажоритарной системы и двумя турами голосования.

Право голоса на выборах депутатов Национального собрания имеют достигшие совершеннолетия граждане Франции, пользующиеся в полном объеме гражданскими и политическими правами. Кандидатом на выборах может быть гражданин Франции, достигший 23 лет, пользующийся в полном объеме избирательными правами и не обладающий свойством неизбираемости.

Для избрания в первом туре кандидату необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов, причем явка на выборах не должна быть меньше 25 % от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей.

Во втором туре голосования участвуют все кандидаты, получившие не менее 1/8 числа голосов от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал 1/8 и более голосов избирателей округа, то во втором туре участвуют два кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов.

Срок полномочий Национального собрания составляет 5 лет. Предельная численность депутатов Национального собрания определена ст. 24 Конституции и составляет 577 депутатов.

Национальное собрание может быть распущено Президентом Республики .

Сенат избирается путем непрямых выборов. Он обеспечивает представительство административно-территориальных образований Республики. Общая численность Сената составляет 348 членов. Срок полномочий сенатора составляет 6 лет, а состав Сената каждые 3 года обновляется наполовину.

Кандидат в Сенат должен быть гражданином Франции, достигшим 30 лет, и обладающим полнотой избирательных прав.

Сенаторы избираются коллегией выборщиков общей численностью около 150 тыс. человек. Для выборщиков Сената действует принцип обязательного участия в голосовании, а сама коллегия по каждому департаменту включает в себя членов Национального собрания, депутатов региональных и генеральных советов, делегатов муниципальных советов и т. д.

Применяемая на выборах сенаторов избирательная система зависит от количества сенаторов, избираемых в департаменте. Если в департаменте избирается менее 4 сенаторов, то используется мажоритарная система абсолютного большинства. Если департамент посылает в Сенат 4 и более членов, то используется пропорциональная система с использованием метода наибольшего среднего.

Каждая из палат французского парламента возглавляется председателем.

Председатель Национального собрания избирается Палатой на весь срок ее полномочий и отвечает за организационное обеспечение ее работы, председательствует на заседаниях Национального собрания, выполняет целый ряд иных полномочий, предусмотренных Конституцией.

Руководство деятельностью палаты председатель Национального собрания осуществляет при содействии Бюро Национального собрания, коллегиального органа, в состав которого, помимо председателя Палаты, входят 6 заместителей председателя, 3 квестора и 12 секретарей.

Председатель Сената избирается после каждой ротации Палаты. Бюро Сената – коллегиальный орган, аналогичный по функциям Бюро Национального собрания. В состав Бюро входят, помимо председателя Палаты, 8 заместителей председателя Сената, три квестора и 14 секретарей.

В составе палат действуют партийные фракции и группы.

В каждой из палат действуют по три квестора. На депутатов (сенаторов), занимающих эту должность, возлагается административное и финансовое обеспечение деятельности палаты, как-то: управление персоналом палаты, ее вспомогательными службами и т. п.; определение режима использования зданий и помещений палаты; управление режимом доступа и безопасности палаты; управление финансами палаты.

Число постоянных комитетов, создаваемых в Национальном собрании и Сенате Франции для подготовки и обсуждения законопроектов, не может превышать восьми. В Сенате Франции в 2014 г. функционировали следующие постоянные комитеты: по экономическим вопросам; по международным делам, обороне и вооруженным силам; по социальным вопросам; по финансам; по культуре, образованию и связи, по развитию инфраструктуры, сферы услуг, городскому и сельскому планированию; по конституционным законам, законодательству, всеобщему избирательному праву и общему администрированию. Также на правах постоянного комитета работает комитет по европейским вопросам.

Палатами могут создаваться также временные комитеты и комитеты, включающие в себя членов обоих палат (объединенные комитеты).

Палаты французского Парламента заседают отдельно. Исключением являются заседания Парламента, собираемого в формате Конгресса. Конституция Франции предусматривает, что в этом формате Парламент Франции собирается для принятия решения о пересмотре Конституции (ч. 3 ст. 89), для заслушивания обращения Президента Республики (ч. 2 ст. 18), для утверждения закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого-либо государства в Европейский Союз (ч. 2 ст. 885).

Парламент Франции работает сессионно. Ежегодная сессия парламента продолжается с октября по июнь включительно, а число дней пленарных заседаний каждой из палат за период сессии в обычных условиях не должно превышать ста двадцати.

Особенности французской конституционной модели "рационализированного парламентаризма" обуславливают ограниченную законодательную компетенцию парламента этого государства, предметный перечень которой содержит ст. 34 Конституции Франции. Согласно положениям данной статьи "закон устанавливает нормы, относящиеся к:

  • – гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; к свободе, плюрализму и независимости средств массовой информации; к обязанностям, касающимся граждан лично и их имущества и обусловленным задачами национальной обороны;
  • – гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности лиц, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;
  • – определению тяжких преступлений и правонарушений средней тяжести, а также полагающихся за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых категорий судебных органов и статуса судей;
  • – базе налогообложения, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

  • – порядка выборов в палаты Парламента, в собрания местного уровня и в представительные органы для французов, проживающих за пределами Франции, также условий осуществления выборных мандатов и должностей членами совещательных собраний административно- территориальных образований;
  • – создания категорий публичных учреждений;
  • – основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим;
  • – национализации предприятий и передачи собственности на предприятия из государственного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

  • – общей организации Национальной обороны;
  • – свободного самоуправления административно-территориальных образований, их полномочий и их ресурсов;
  • – образования;
  • – сохранения окружающей среды;
  • – режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств;
  • – трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения".

Приведенный перечень может быть расширен органическим законом.

В целом же принимаемые Парламентом Франции законы можно разделить на семь категорий.

Во-первых, это конституционные законы, которыми изменяется и дополняется Конституция Республики.

Во-вторых, это органические законы, принимаемые по предусмотренному Конституцией перечню вопросов и соблюдением особой процедуры, включающей обязательную проверку их положений на соответствие Конституции Конституционным Советом Республики.

В-третьих, это так называемые "обычные" или "текущие" законы – наиболее многочисленная группа законодательных актов.

В-четвертых и в-пятых, это, соответственно, финансовые законы и законы о финансировании социального обеспечения, особенности принятия которых Парламентом Франции определяются органическими законами.

В-шестых, это программные законы, которыми определяются цели деятельности государства в какой-либо сфере (образование, здравоохранение и т. п.).

В-седьмых, это законы, которыми дается согласие на ратификацию международных договоров.

Соотношение полномочий Национального собрания Франции и Сената в законодательном процессе позволяет отнести верхнюю палату Парламента Франции к категории так называемых "слабых" палат, в связи с тем что за некоторыми исключениями принятие закона при разногласии палат относительно его положений возможно без согласия Сената, т. е. в редакции Национального собрания.

Основой статуса французского парламентария служат положения ст. 27 Конституции Франции, устанавливающие, что "любой императивный мандат недействителен. Право голосования члены Парламента осуществляют лично. Органический закон может разрешить в виде исключения делегирование голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата".

Режим парламентского иммунитета и индемнитета членов Парламента Франции определяется положениями ст. 26 Конституции:

  • – ч. 1 устанавливает невозможность подвергнуть французского парламентария преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении им своих обязанностей;
  • – положения ч. 2 ст. 26 устанавливают объем и пределы иммунитета французских парламентариев: "член Парламента в случае преследования его за совершение тяжкого преступления или правонарушения средней тяжести может быть подвергнут аресту или иной мере, связанной с лишением или ограничением свободы, только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Это разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или правонарушения либо в случае вынесения окончательного приговора".

Условия несовместимости мандата члена Национального собрания и Сената устанавливаются органическим законом и включают в себя, в частности, пребывание на других выборных должностях в органах публичной власти (исключая должности председателей регионального и генерального совета и мэров), пребывание на невыборных должностях в органах публичной власти, состояние в органах управления государственных и отдельных категорий негосударственных корпораций и т. д. Ограничения касаются также осуществления парламентариями определенных видов деятельности.

Детали процедуры роспуска были охарактеризованы выше.

Избиратели голосуют на избирательном участке в коммуне Ле-Туке департамента Па-де-Кале во время первого тура президентских выборов во Франции. Фото: РИА Новости / Алексей Витвицкий

Во Франции началось голосование в первом туре президентских выборов. В европейской части страны двери избирательных участков открылись в 08:00 по парижскому времени (09:00 МСК). В заморских территориях страны из-за разницы часовых поясов голосование началось еще в субботу.

Свыше 45 млн французов, зарегистрированных в списках избирателей, должны определить имена двух кандидатов на высший политический пост страны, которые 7 мая поборются за президентское кресло во втором туре выборов.

Когда во Франции ввели президентские выборы?

Нынешние выборы главы государства — одиннадцатые в истории Пятой республики. Ее точкой отсчета стала французская конституция 1958 года, в которой были прописаны широкие властные полномочия президента. Пятая республика пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне.

Шарль де Голль Фото: Commons.wikimedia.org

Прямые президентские выборы во Франции были введены генералом Шарлем де Голлем в 1962 году. Согласно конституции, президент является верховным главнокомандующим Вооруженных сил Франции, назначает премьер-министра, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, промульгирует принятые парламентом законы, а также вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

На какой срок избирались президенты?

Первоначально президенты избирались на семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года срок президентских полномочий сокращен до пяти лет. Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак , для которого этот президентский срок стал вторым.

Какие президенты не избирались на второй срок?

На этот раз впервые в истории республики действующий президент — Франсуа Олланд — отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления. До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды — в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду. Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания — в 1981 году Валери Жискар-д"Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Почему выборы проводятся в два тура?

Выборы проходят по мажоритарной системе. Для победы в первом туре кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей. Однако на практике еще ни разу во Франции судьба Елисейского дворца не решалась в первом раунде — рекордный результат до сих пор принадлежит Шарлю де Голлю, который на выборах 1965 года набрал 44,6% голосов. Тем не менее, и тогда, и на всех последующих выборах имя победителя определялось по итогам второго тура, который по закону проводится через две недели после первого. Во второй тур проходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.

Кто может быть кандидатом в президенты Франции?

Кандидатом может быть гражданин Франции старше 23 лет, представивший в Конституционный совет (исполняет функции избирательной комиссии) не менее 500 подписей поручителей, занимающих выборные должности (члены парламента, мэры, муниципальные советники), из не менее чем 30 департаментов или заморских территорий. Кандидат вносит денежный залог (примерно €1,5 тыс.; возвращается в случае получения не менее 5% голосов), а также представляет декларацию об имущественном положении.

Кто может голосовать?

Активным избирательным правом обладают граждане Франции, достигшие 18 лет. В настоящее время это более 45 млн человек при численности населения около 67 млн.

Président de la République Française ; часто сокращается как президент республики , чтобы не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) - избираемый французами глава государства .

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Нынешние конституционные атрибуты

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции ; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства . По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок - 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу. Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Церемония инаугурации

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес , где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления , которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

См. также

Итоги президентских выборов

Напишите отзыв о статье "Президент Франции"

Ссылки

  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Президент Франции

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.
Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые.
Пьер смотрел то вниз по полю, по которому в нынешнее утро разъездились повозки и верховые, то вдаль за реку, то на собачонку, притворявшуюся, что она не на шутку хочет укусить его, то на свои босые ноги, которые он с удовольствием переставлял в различные положения, пошевеливая грязными, толстыми, большими пальцами. И всякий раз, как он взглядывал на свои босые ноги, на лице его пробегала улыбка оживления и самодовольства. Вид этих босых ног напоминал ему все то, что он пережил и понял за это время, и воспоминание это было ему приятно.
Погода уже несколько дней стояла тихая, ясная, с легкими заморозками по утрам – так называемое бабье лето.
В воздухе, на солнце, было тепло, и тепло это с крепительной свежестью утреннего заморозка, еще чувствовавшегося в воздухе, было особенно приятно.
На всем, и на дальних и на ближних предметах, лежал тот волшебно хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревнею, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви, и углы дальнего белого дома – все это неестественно отчетливо, тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе. Вблизи виднелись знакомые развалины полуобгорелого барского дома, занимаемого французами, с темно зелеными еще кустами сирени, росшими по ограде. И даже этот разваленный и загаженный дом, отталкивающий своим безобразием в пасмурную погоду, теперь, в ярком, неподвижном блеске, казался чем то успокоительно прекрасным.

Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

Выборы президента Франции проводятся для всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Единственное условие - они должны быть не ограничены в своих гражданских или политических правах.

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества - испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая - личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа - полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии "Национальный фронт" решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Еще один кандидат - лидер партии "Вперед!" Эммануэль Макрон. В прошлом инвестиционный банкир, во французском правительстве занимал пост министра экономики с 2014 года. Ушел в отставку незадолго до официального старта предвыборной кампании. Макрон опубликовал программу "Революция", которая стала бестселлером для рядовых избирателей.

Партию "Национальный фронт" поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен - дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию "Непокорная Франция" представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из "Рабочей партии", Филипп Путу от партии "Антикапиталисты", Николя Дюпон-Эньян от партии "Поднять Францию", Жак Шеминад от "Солидарности и прогресса", представитель "Национального республиканского союза" Франсуа Асселино и Жан Лассаль - кандидат от "Демократического движения".

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной - это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

Главой государства является Президент , избираемый на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании (ст. 6 Конституции). После внесенных в 2000 г. изменений в Конституцию срок полномочий Президента составляет пять лет. Никто не может занимать пост Президента Республики более двух сроков подряд.

Президентом страны может быть гражданин Франции, не лишенный избирательных прав и обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти. Кандидатом на пост Президента может быть гражданин Франции, достигший 35 лет, поскольку именно с этого возраста он обладает возможностью избираться во все центральные представительные органы власти. Для регистрации кандидатуры на пост Президента необходимо собрать подписи 500 государственных служащих (префектов, супрефектов и т.п.) в 30 департаментах. Кандидат должен внести избирательный залог, размер которого до введения евро составлял 10 тыс. франков.

Выборы Президента проводятся по смешанной мажоритарной системе в два тура. В первом туре используется мажоритарная система абсолютного большинства, во втором туре - относительного большинства, причем во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Второй тур проводится через неделю после первого.

Вновь избранный Президент вступает в должность через две недели после выборов.

Детально расписана процедура вступления Президента в должность. Вновь избранный Президент отправляется на церемонию с прежнего места работы. При подъезде к Елисейскому дворцу к его автомобилю и машине сопровождения присоединяется эскорт мотоциклистов. Затем избранник народа пешком пересекает двор и поднимается по лестнице парадного подъезда. Наверху его встречает прежний хозяин.

Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов. Президент приносит присягу и выступает с краткой речью, приветствует национальный флаг, проводит смотр почетного караула республиканской гвардии. Затем Великий канцлер Почетного легиона вручает ему Большой крест и Большую цепь и объявляет Президента “великим мэтром национального ордена Почетного легиона”.

После этого Президент встречается со своим предшественником наедине, происходит передача власти и секретов использования ядерных сил страны. Далее следует 21 залп артиллерийских орудий, обед с председателями палат парламента, и завершает процедуру проезд в сопровождении эскорта по Елисейским полям, где нового Президента приветствует народ.

По случаю вступления в должность Президента традиционно объявляется амнистия по всем нарушениям, связанным с использованием автотранспорта.


Президентами Пятой республики были: Шарль де Голль (1959-1969 гг.); Жорж Помпиду (1969-1974 гг.); Валери Жискар д"Эстен (1974-1981 гг.); Франсуа Миттеран (1981-1995 гг.); Жак Ширак (1995-2007 гг.); Николя Саркози (с 2007 г.).

Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боска (или просто Сарко) стал 23-м Президентом за всю историю существования Франции и шестым Президентом Пятой республики.

Он, возможно, второй в истории Франции после Наполеона лидер нефранцузского происхождения. Родился Саркози в 1955 г. в Париже. Его отец Пал Саркози Надь-Боска происходил из дворянской семьи, которая в 1944 г. бежала на Запад из Венгрии после прихода туда Красной Армии. Мать - дочь француженки и принявшего католицизм еврея из Греции.

Согласно Конституции Президент Франции - гарант Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5). Он является также гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров.

Полномочия Президента Франции могут быть сведены в несколько групп.

1) Первую группу составляют полномочия в сфере законотворчества. Президент промульгирует законы, принимаемые парламентом (В литературных источниках нередко используется термин “промульгация ”. Промульгация означает, что глава государства своим актом вводит в действие соответствующий акт парламента. Президенту Франции предоставляется 15 дней, чтобы подписать и обнародовать закон. В течение этого срока Президент может вернуть закон на повторное обсуждение. В случае повторного принятия данного закона парламентом простым большинством голосов закон считается принятым и подлежит подписанию и опубликованию. Тем самым Президент не то чтобы отклоняет закон, а просто увеличивает продолжительность его рассмотрения в парламенте. Вето Президента носит еще и выборочный характер, т.е. Президент может отклонить не весь закон, а только его часть - отдельные статьи, которые вновь рассматриваются парламентом.

Президент вправе выступать на совместных заседаниях палат с изложением своей программы. Кроме того, он вправе выступать на заседаниях парламента, созванного в качестве Конгресса (ст. 18 Конституции).

Кроме того, непосредственно в сфере нормотворчества президент обладает и такими полномочиями, как издание указов, декретов. Он также подписывает ордонансы - специфические акты, принимаемые в форме делегированного законодательства Правительством. Сам Президент формально не обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется им через Правительство или депутатов своей партии.

2) Вторую группу полномочий составляют полномочия в сфере государственного строительства, т.е. связанные с формированием органов власти или назначением должностных лиц.

Президент может распустить Национальное собрание - нижнюю палату парламента после согласования этого вопроса с председателями палат и с Премьер-министром (ст. 12 Конституции).

Президент самостоятельно назначает Премьер-министра. Для такого назначения не требуется согласия парламента (как, например, в России), но суть системы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти во Франции состоит в том, что правительство должно пользоваться доверием парламента. Поэтому Президент назначает на пост Премьер-министра того человека, который пользуется поддержкой парламента, и проводит предварительные консультации с председателями палат и руководителями политических групп. После переговоров с ними Президент и назначает Премьер-министра.

Будучи назначенным на должность, Премьер-министр представляет Президенту кандидатуры министров для их назначения. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности, аккредитует послов, выполняет иные полномочия в сфере исполнительной власти.

Помимо права формирования Правительства Президент обладает полномочием самостоятельного назначения ряда должностных лиц, включая государственных советников, послов, префектов и др. Однако в последнее время это полномочие Президента ограничено. Новая редакция Конституции предусматривает, что органический закон устанавливает, какие должностные лица с учетом значения для защиты основных свобод или экономических и социальных основ нации могут назначаться Президентом по совету членов соответствующих постоянных комитетов каждой из палат. Если не менее чем три пятых членов обоих комитетов возражают против назначения, оно не производится (абз. 5 ст. 13).

Президент Франции имеет также полномочия чрезвычайного характера. Как установлено Конституцией, “когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказывается под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом” (ст. 16). Следует отметить, что эта достаточно “размытая” формулировка позволяет Президенту принимать довольно жесткие меры, не всегда диктуемые обстоятельствами. В то же время положение о необходимости согласования действий Президента с Конституционным советом представляет собой определенную гарантию конституционности.

В соответствии с внесенными в 2007 г . в Конституцию поправками Президент обладает неприкосновенностью, т.е. он в период исполнения полномочий Президента и еще в течение одного месяца после прекращения этих полномочий не может быть подвергнут никаким мерам процессуального характера, за исключением юрисдикционных полномочий Международного уголовного суда (ст. 53-2 Конституции) и оснований, предусмотренных ст. 68 Конституции. Согласно этой статье Президент может быть отрешен от должности в случае совершения им правонарушения, явно несовместимого с осуществлением функций Президента. Решение об отрешении от должности принимает парламент, действующий как Высокая палата правосудия. Решение принимается большинством в две трети голосов.

Следует отметить, что уже нарабатывается практика судебного иммунитета Президента .

Для обеспечения исполнения конституционных полномочий Президента при нем создается аппарат, представляющий собой две самостоятельные структуры - это военный дом и гражданский дом. В гражданском доме сосредоточены советники по иностранным делам, вопросам внутренней политики, торговле, промышленному развитию, энергетике и т.д. В состав военного дома входят высшие должностные лица и советники по вопросам обороны и национальной безопасности.

Важную роль в определении политики государства играет Совет обороны, в состав которого входят 15 членов: помимо Президента и Премьер-министра - министры обороны, иностранных дел, экономики и финансов, внутренних дел, начальник генштаба, руководители родов войск. Этот институт - самый засекреченный из всех структур власти в Пятой республике. По итогам заседаний Совета обороны сообщения, как правило, не публикуются.

Еще одно важное полномочие Президента - только он имеет право отдать приказ об использовании ядерной мощи Франции - таково положение декрета от 14 января 1964 г.

Президент Франции несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение выдвигается обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов. Дело по обвинению рассматривается Высокой палатой правосудия, которая состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Палата на своем заседании избирает председателя. Порядок деятельности Высокой палаты правосудия определяется органическим законом (ст. 67 Конституции).

Резиденцией французского Президента является Елисейский дворец.

В 2007 г. парламент Франции принял решение о повышении более чем в три раза должностного оклада Президента Республики. Теперь Президент получает 228 тыс. евро в год.