Интервью со стоматологом декораторы жизни. Интервью со стоматологом. Насколько вредно курение для зубов

Сегодня люди стали более тщательно следить за своим здоровьем, в частности за здоровьем зубов. Они все чаще стали пользоваться различными процедурами, которые помогают сделать улыбку безупречной: отбеливание, виниры, профессиональная чистка AirFlow. Что именно нужно сделать для создания идеальной улыбки?

Нужно начать с того, что это абсолютно три разные процедуры по воздействию на зубы и вообще по эффекту. Отбеливание - это все-таки химическое действие. Чтобы понятнее объяснить, есть пример с волосами, поскольку это схожие процессы: отбеливание зубов и обесцвечивание волос. Из прядей вымывается пигмент, из зубов он тоже вымывается за счет минералов: кальция и фтора. При отбеливании они становятся хрупкими. Часто я даже отговариваю своих пациентов от этой процедуры.

Виниры - это пластинки, которые накладываются на зубы для эстетичности. Эта процедура проводится при некариозных поражениях, когда можно с минимальной инвазией, то есть, убрав минимум здоровых или нездоровых тканей, вернуть полости рта идеальный вид.

AirFlow - это самая безопасная процедура. Это чистка и снятие темного пигментированного зубного налета, который образуется от кофе, чая, сигарет. Рекомендую проводить эту процедуру раз в полгода, а если есть показания- раз в три месяца.

Сегодня модно устанавливать стразы на зубы. Проводите ли вы подобную процедуру в клинике «Лафатер»? Безопасно ли это для здоровья? Это безопасно, но сейчас уже не модно. Бум на стразы был в начале 2000-х годов. Это неинвазивная процедура. Кислотой протравливается зубная эмаль и на прозрачный пломбировочный материал украшение приклеивается к зубу. То есть это необратимый процесс? У кого-то может остаться след от кислоты в виде матового пятнышка, а у кого-то его даже и не бывает. Расскажите, какие сегодня используются современные методы обезболивания при проведении стоматологических процедур? Сам метод обезболивания - проводниковая инфильтрационная анестезия - не изменился. Изменилось то, что сегодня используются карпульные шприцы, а не обычные. У них более тонкая игла, они атравматичны. Изменились сами анестетики. Они обладают более пролонгированным (длительным) действием и менее аллергенны. Например, если на «Новокаин» и «Лидокаин» у каждого третьего возникает аллергия, то с современными анестетиками ситуация намного лучше. Сегодня применяются спреи для обезболивания. В каких случаях они используются? Они используются перед проведением инфильтрационной анестезии. Это может быть гель или спрей, который наносится на слизистую десны, чтобы обезболить поверхностный слой при инъекции. Этот метод часто применяется у детей или людей, которые очень сильно боятся уколов. Если у пациента сильно разрушен зуб, каким способом его можно наиболее эффективно восстановить: методом эстетической реставрации, задуматься об установке коронки или имплантата? Что бы вы могли посоветовать? Все зависит от клинической ситуации. Разрушенный зуб может находиться в таком состоянии и полгода, и год. В этом случае все зависит от того, что происходит в корневой системе и в околоверхушечных тканях. Если в них есть изменения и зуб не подлежит восстановлению, он удаляется, так как является очагом воспаления. Если у человека только что откололась стенка и такой зуб можно восстановить, то, как правило, речь идет об ортопедическом восстановлении - установке культевой вкладки и коронки. Что делать, если зуб заболел внезапно: ночью или когда мы в поездке, а возможности прямо сейчас обратиться к стоматологу нет? Какие медикаменты или подручные средства можно использовать в этом случае? Желательно до такого не доводить. Для этого хотя бы раз в полгода нужно показываться стоматологу, так как острая боль внезапно не возникает. В таких случаях можно использовать любой обезболивающий препарат. Однако при первой же возможности нужно показаться врачу. Расскажите, насколько важно провести терапевтическое лечение перед имплантацией? Какие процедуры должны быть проведены? Как и при других хирургических вмешательствах, пациенты сдают анализы, при необходимости убирают общие очаги воспаления. Тут тоже самое. Нужно обязательно проводить хирургическую санацию - это удаление корешков, разрушенных зубов, а также выполнить терапевтическую санацию - вылечить кариес и пульпитные очаги. То есть нужно устранить все проблемы в полости рта? Даже если проблема есть на верхней челюсти, а имплантации подлежит зуб на нижней? Тут все зависит от человека. Кто-то ходил два-три года без зуба и готов еще несколько месяцев потратить на то, чтобы привести полость рта в порядок. Самое важное, это провести профессиональную чистку -убрать налет, хотя бы на той стороне, на которой будет проводиться имплантация зуба .

Каковы особенности лечения зубов у беременных женщин?

Здесь есть много особенностей. Беременным нельзя делать рентгеновские снимки. Многое зависит еще и от триместра: например, в первом и в последнем нельзя делать ультразвуковую чистку. Нежелательно проводить обезболивание в первом и в третьем триместре. Абсолютно противопоказаны обезболивающие с вазоконстрикторами, то есть с адреналином.

Если беременность протекает нормально, нет противопоказаний и патологий, то с согласия гинеколога беременную женщину мы лечим во втором триместре. Мы применяем анестетик, который не содержит адреналина. Также мы проводим процедуры, которые не требуют рентгеновских снимков либо мы их просто не делаем. Например, если лечим корневые каналы, то мы устанавливаем временную лечебную пасту в них до того момента, пока нельзя будет довести лечение до конца.

В каком возрасте родители должны впервые привести ребенка к стоматологу? С появлением первого зуба в полости рта. Сейчас есть специальные программы, по которым ребенка начинают показывать стоматологу с четырех-шести месяцев. Это необходимо, чтобы ребенок понимал, что люди в белом халате не всегда делают больно. Он приходит, чтобы мы посмотрели слизистую полости рта, а заодно поговорили и посмеялись с ним. Ребенок привыкает к этому. Приводить ребенка на прием нужно с самого раннего детства. С какого возраста нужно начинать приучать ребенка чистить зубы?

Начинать нужно не с того, чтобы приучать ребенка, а с того, чтобы мама начинала проводить гигиену полости рта ребенка с самого рождения. Пока во рту нет зубов, естественно, нельзя пользоваться зубной щеткой. Гигиенические процедуры нужно проводить стерильным бинтиком на пальце. Нужно со слизистой губы, щек, альвеолярного отростка убирать налет от молока, который остается. Таким образом, ребенок тоже начинает привыкать к гигиене.

Когда прорезывается первый зубик, можно приобрести в аптеке зубную щетку, которая представляет собой силиконовый напальчник. Когда ребенок начинает самостоятельно держать ложку в руке (примерно в 1,5–2 года), ему дают самую маленькую зубную щетку, головка которой рассчитана на 1–2 зуба (чтобы ребенок не давился ей и не смог пораниться). Вместе с мамой в игровой форме нужно начинать чистить зубы. Пользоваться пастой нужно начинать, когда ребенок научился сплевывать. Несмотря на то, что сейчас есть пасты, которые рекомендованы для использования от шести месяцев до года, мы не рекомендуем их применять в этом возрасте, потому что большую ее часть ребенок проглатывает.

Каковы особенности лечения детского кариеса? Нужно начать с того, что у детишек кариес развивается очень быстро. Хронического кариеса, как у взрослых, у них не бывает. У детей, как правило, бывает острый кариес, но не бывает глубокого. То есть у малышей есть либо среднее поражение, либо уже пульпит. Особенностью лечения является использование анестетика. Применяется только аппликационная анестезия и анестетики, которые не содержат адреналин. В остальном отличий нет: проводится препарирование полости, наложение нетоксичной подкладки и установка пломбы. Что выбрать для исправления прикуса: брекеты или пластины? В каком возрасте нужно заняться решением этой проблемы? Более подробно информацию об этом может дать только врач-ортодонт. Будут это брекеты или съемные пластинки, все будет зависеть от возраста, характера патологии и т. д. Врач сможет уже конкретно сказать, что либо сейчас нужно начинать носить пластины, либо нужно будет подождать полной смены зубного ряда, когда прорежутся все постоянные зубы и после этого можно будет установить брекеты. Определить это может только специалист исходя из клинической картины. Как только мама замечает какие-то дефекты, нужно обратиться за консультацией. Если у ребенка сильно шатается молочный зуб, то лучше обратиться к стоматологу? Да, лучше не ждать. Особенно если вы видите, что ребенок начинает избегать этого места, когда он кушает или при разговоре начинает осторожничать, значит нужно сразу обратиться к врачу-стоматологу. Если зуб причиняет боль, ребенок начинает избегать дотрагивания до этого места, в то время как на подходе уже постоянный зуб. Он может либо не так начать расти, либо «затаиться» и не прорезываться. Если вы видите, что у ребенка подвижен зуб и его это мучает, значит нужно его удалить. Если ребенок сам «удалил» шатающийся зуб, чем обработать ранку? Если ребенок сам себе удалил зуб, значит он был с уже полностью рассосавшимися корнями и держался в шеечной области на тоненьком прикреплении к десне. Можно ничем не обрабатывать.

Предлагаем вашему вниманию запись беседы главного редактора газеты «Стоматология сегодня» Андрея Акуловича с главным врачом Немецкого Стоматологического Центра Ильей Фридманом , которая состоялась на Конгрессе Alpha-Bio в Эйлате (Израиль) в конце 2012 года.

-Илья, рад приветствовать! Как представить тебя нашим читателям?

Самое простое и объясняющее все представле-ние - доктор Илья Фридман , главный врач Немецкого стоматологического центра в Москве. Вот уже девя-тый год как.

-Расскажи про свой путь в стоматологию. Каковы этапы профессионального становления?

Родился в Нижнем Тагиле. Детство мое было свя-зано со спортом (я - мастер спорта по конькабежному спорту) и интереса к учебе не имел никакого, мягко говоря. Соответственно школу окончил с ужасным аттестатом, и никто не верил, что я смогу поступить в институт. Но неожиданно для всех поступил в меди-цинский с первого раза. Хотя вскоре так же благопо-лучно из него и вылетел... Затем была служба в армии.

Еще одно важное событие - создание семьи. Женился через полгода после демобилизации из армии. Моя жена Елена - стоматолог в четвертом поколении. У нас трое детей, старшая дочь уже стала стоматологом (это уже пятое поколение), вторая дочь в этом году будет поступать в вуз. Сыну одиннадцать лет, и он еще только мечтает помогать людям, но с вузом пока не определился...

Так получилось, что вместо 1987 года я окончил Уральскую государственную медицинскую академию лишь в 1991 году и стал ортопедом. Тогда это было само собой разумеющимся - мужчина обязательно должен быть именно протезистом! По распределе-нию вернулся обратно в Нижний Тагил в 1-ю город-скую поликлинику.

Как-то ко мне на прием пришел один из передо-вых людей нашего города и предложил открыть пер-вую частную стоматологическую клинику в Нижнем Тагиле, пообещав организационную помощь. Через год мы отстроили с фундамента целое стоматологи-ческое отделение при Нижнетагильском металлурги-ческом комбинате (оно, кстати, и сегодня существу-ет) - медицинский центр «Никомед». Тогда я впервые понял, что предложение формирует спрос, а не нао-борот.

Сейчас объясню в чем дело. Тот человек, о котором я рассказываю, был начальником одиозного цеха электронной аппаратуры на комбинате. Это был единственный в России цех, который собирал японские видеомагнитофоны на ультрасовременном по тем временам оборудовании, в огромном здании, где весь первый этаж мне был отдан под стоматологию. Это был 1992 год, и нам было выделено бешеное количе-ство денег - десят-ки миллионов (это было время колос-сальной инфляции).

В то же время жизнь меня свела с еще одной легендарной личностью - програм-мистом, работающим на Basic. И он нам сде-лал полностью рабочую внутрикли-ническую сеть на 386 компьютерах. На рабочих местах мы установили компьютеры и объединили их в единую сеть - сегодня это называется программой управления клиникой.

Дальше жизнь моя повернулась: в 1994 году я оказался в Израиле. Зачем, почему? До сих пор не знаю... Но этот факт сыграл большую роль в моей биографии, потому что мое профессиональное становление имеет прямое отношение к израильской стоматологической школе.

Стоматологам, приехавшим из России, было легко в Израиле лишь до середины 1992 года: можно было приехать, сделать перевод диплома на иврит и просто по почте отослать в местное Министерство здравоохранения, после чего также по почте получить лицензию. Но я оказался в стране в 1994 году! За год до этого в Израиле поменяли законы, и мне уже надо было сдавать все экзамены. Естественно, с российским уровнем образования претендовать на то, что сразу же все сдашь, было нереально.

Я сделал одну попытку, но, осознав высокий уровень требований, пошел на специальные подготовительные курсы. Но на них тоже нужно было умудриться поступить, потому что страждущих толпы, а курс вмещает всего 150 человек. В итоге я был зачислен на курс для врачей из других стран, завершил учебу с огромным трудом, подрабатывая то массажистом, то бензозаправщиком, то еще кем-то (надо же было кормить семью).

Сдав все экзамены, я получил лицензию и открыл свою первую клинику в Петах-Тикве. В прошлом году коллектив моей клиники праздновал ее 15-летие, что для частной клиники в Израиле очень долго. У нас все получилось!

1995 год... Судьба сводит с очередной легендарной личностью - доктором Офиром Фромовичем, основателем, владельцем и вдохновителем Alpha-Bio. Он тогда организовывал обучающие курсы по имплантологии на Филиппинах. На эти курсы записались 30 специалистов из Израиля, но в результате я поехал с ним один. Это стало началом нашей многолетней дружбы.

Мы жили в одной комнате, днем ходили на лекции, где он преподавал филиппинским студентам, поздним вечером Офир еще раз объяснял мне все то, что я не понял. Фактически он мне одному читал лекции, причем делал это увлеченно и вдохновлено!

В общем, я поставил первые имплантаты на Филиппинах. Помню отлично свою первую работу - это было мучение, которое продолжалось около часа, но в тот день установил 23 имплантата. Через 10 дней позвонил домой и сказал «Все! Назначайте, еду имплантировать».

-Что с этим первым имплантатом сейчас?

Я осматривал того пациента семь месяцев назад. Имплантат служит успешно, несмотря на абсолютно дикую по функциональности ситуацию. Он держит мостовидную конструкцию с дистальной консольной частью, будучи объединенным с интактным зубом в течение всех этих лет.

С 1999 года, когда компания Alpha-Bio еще принадлежала доктору Фромовичу, он уполномочил меня стать одним из представителей системы в России, с тех пор минуло уже 14 лет.

В 1999 году я снова приехал в Москву в качестве гостя, и когда мои знакомые доктора узнали, что я имплантирую, сказали: «Тебе сюда надо с этим всем, у нас это только-только зарождается». И тогда я подумал: «Почему нет?» и начал ставить свои первые имплантаты здесь. Тогда это было набегами - я приезжал раз в три месяца. Российская действительность к этому времени изменилась. Я уезжал из одной России, а вернулся в другую.

В 2000 году судьба сводит меня с настоящими друзьями и профессионалами - с компанией «Н.Селла» в лице Бориса Ашурова и Тимура Ильягуева. С 2004 года, после трех лет нашей совместной работы с компанией «Н.Селла», я продолжал ездить в Москву каждые две недели. Потом на две недели уезжал в свою клинику в Израиль - так вот и работал на два фронта.

В 2004 году учредители Немецкого стоматологического центра предложили мне возглавить клинику. Можно сказать, что это на сегодняшний день мой самый успешный проект, потому что учредители полностью отдали мне бразды правления, поверив в мои возможности и опыт. Я взял на себя ответственность организовать работу, как мне казалось, правильным образом. И сегодняшнее положение дел показывает, что это получилось.

Нам удалось реализовать систему так называемого «провайдерского приема» - так я в свое время назвал эту систему и, оказалось, попал в точку. Обычная история для российской стоматологии - разделение всех докторов по специализации. Пациент, получая помощь от каждого специалиста по очереди, по сути, предоставлен сам себе. Им фактически управляет регистратура.

Что предложил я? Чтобы за пациента от начала до конца отвечал врач - клинический провайдер. С учетом специфики работы клиники, это - врач стоматолог-ортопед, к нему попадает первичный пациент по заведенному мной распорядку и очередности. При такой организации у пациента всегда есть, у кого спросить о конечном результате.

Почему именно ортопед? Потому что он в итоге выпускающий доктор, ведь в подавляющем числе ситуаций все заканчивается ортопедией. И все узкие специалисты, работающие в клинике, являются своего рода субподрядчиками у ортопеда, они в первую очередь, перед ним отчитываются за качество проведенной работы. В этом и есть основная суть нашего командного подхода.

Эта схема оказалась очень удачной, много специалистов израильской школы успешно поработали в разное время у нас: Михаил Соломонов, Юлия Трайман, Рами Балабановский, Михаэль Рассовский и многие другие известные доктора. Наш опыт и сейчас стараются перенимать.

За эти годы вместе с «Н.Селлой» и компанией «Медикал консалтинг групп» (была создана в 2005 году) мы провели большое количество семинаров и мастер-классов, обучив дентальной имплантации более двух тысяч специалистов. Всех их сегодня смело могу назвать, если не учениками, то минимум последователями.

Система провайдерства становится все более и более популярной. Потому что на курс по имплантологии, который я веду каждые полтора-два месяца, в Немецкий стоматологический центр приезжают доктора из 20-25 клиник. Они видят, как у нас все устроено, и их, естественно, интересует документооборот, взаимоотношения в коллективе, методика составления лечебных планов, внутренний и внешний маркетинг. И они волей-неволей во все это погружаются и хотят работать также.

Когда понял, что это интересует многих, я решил сделать из этого учебную программу. Этой системой сейчас заинтересовалось руководство СтАР, и может так случится, что на ее основе рано или поздно будет создан полноценный стандарт.

Чем, на твой взгляд, выгодно отличается сегодня Немецкий стоматологический центр от многих тысяч клиник Москвы?

Было бы несправедливо говорить о том, что Немецкий стоматологический центр лучше всех остальных. Просто наша клиника - особенная.

Мы создали так называемый «институт ответственного врача». Ответственный врач - это тот, кто получил и далее уже ведет первичного пациента. На нашем языке такой врач, как я уже говорил, именуется врачом-провайдером. И основная его функция - обеспечить этому пациенту весь необходимый спектр услуг в комплексном плане лечения всех узких специалистов, работающих в клинике. Они работают, отчитываясь именно перед этим самым провайдером. А провайдер отвечает перед пациентом за качество работы своих коллег.

В итоге в такой команде есть ответственность друг перед другом - и профессиональная, и человеческая. Понятно, что такие отношения возможны только среди единомышленников. Я не могу, к сожалению, сказать, что у меня все в коллективе единомышленники, но большая часть - это точно.

С чего начинается организация такого подхода? С поиска специалистов, в первую очередь. Но есть одно условие - нужна политическая воля руководства. Все должно начаться с верхов. Потому что это, в определенном смысле, инвестиции - и финансовые, и технологические, и, естественно, временные.

-Кто отбирает персонал в клинике?

В свое время эти функции мне пришлось взять на себя, и время доказало, что я нормально это делаю, хотя в последнее время несколько раз ошибался. Появляется в клинике человек, сразу же подает надежды, мне кажется, что я с ним не ошибся, а потом он просто-напросто отпочковывается сам собой, в клинике не остается.

Костяк у нас работает уже 10 лет вместе, сегодня у нас 18 врачей. Молодого специалиста я обязательно возьму. Причем, в первую очередь, я буду оценивать не его профессиональные навыки, а именно увлеченность, понимание дела, интеллект и даже интеллигентность.

У меня есть некий тест на интервью: «Чего вы ждете от клиники?» И соискатель начинает перечислять все свои желания, которые, как правило, однотипны. И если это умный человек, он никогда не скажет о том, что хочет сразу много зарабатывать.

«Хочу работать в вашем коллективе. Это почетно» − это лучший для меня ответ. «Я хочу работать по вашим правилам» - правильный ответ номер два. И третье, чего я жду от кандидата: «Я хочу развиваться профессионально и хочу учиться». Дальше, умный доктор скажет, что он хочет выйти со временем на определенный уровень заработка.

Но вообще, к нам редко попадают доктора, нуждающиеся в таких собеседованиях. Вакансии в клинике открываются в среднем раз в два года.

Клиника может подстраховаться от того, что молодой доктор всему научится, а через несколько лет уйдет в «свободное плавание»?

У нас есть, конечно, договоры, но они абсолютно формальные. Это больше похоже на джентльменское соглашение. Потому что по закону все в пользу работника, а не в пользу работодателя. Договор нужен формалисту, а рукопожатие - неформалу. Так вот, я буду набирать команду до тех пор, пока со мной не останутся только неформалы. Пусть их будет мало. Пусть из 18 врачей в коллективе останется 10, но это будут только верные люди.

В начале этого года на очередном собрании я сказал врачам: «Со мной останутся только те, кто будет играть по моим правилам». Все, кто капризничает, вредничает, привередничает, здесь работать не будут». За этот год из клиники ушли два доктора и сейчас «на выходе» еще один. А вообще случаи, когда доктор всему обучился и ушел, у нас тоже были.

Поначалу я думал, как же это неприятно, а потом начал воспринимать это за благо. Это тоже опыт, хоть и доставшийся достаточно дорогой ценой.

-Сколько лет ты в клинике главный врач?

Девятый год, а Немецкому стоматологическому центру уже 12 лет. Первое, что сделал в свое время, когда получил приглашение от учредителей, - провел полный аудит всех дел в клинике. После понимания того, с чем мне придется здесь столкнуться и какие задачи передо мной поставлены, я попросил учредителей дать мне какое-то время на самостоятельное принятие решений.

Мне поверили, даже, правильнее сказать, убедились в моей лояльности и неформальном отношении. И я сдержал свое слово - вывел экономику клиники на определенный уровень, который, кстати, достаточно стабилен все эти годы. У нас сформировались дружеские отношения с владельцами - со стороны учредителей нахожу полную поддержку всем своим инициативам.

-Врачи местные в своем большинстве?

Вообще все изначально не москвичи…

-Как построена политика дополнительного образования для персонала?

Актуальная тема. Поначалу у нас было слепое желание учить всех подряд. Дело в том, что в функциональных обязанностях у доктора даже по КЗОТу прописано, что он обязан постоянно повышать свою квалификацию. В чем это выражается? Минимум два раза в год должен посетить курсы по своей специализации.

Более того, после их посещения он должен представить коллективу, что он освоил-узнал. Все это поощряется и даже спонсируется тем, к кому руководство особенно лояльно. Конечно, не всем подряд.

Например, половина наших ортопедов окончили или заканчивают обучение в Австрии в университете у Грегора Славичека. Кто-то это делает полностью за свой счет, а кто-то воспользовался возможностями клиники. А после этого вычитается из зарплаты доктора небольшими долями, то есть это некий беспроцентный кредит, основанный на доверии.

Ясно. Как сегодня врачу, который решил заняться имплантологией, определиться с выбором системы? Это вопрос, который волнует всех, - чем работать?

Выбор системы - один из самых частых вопросов. Моя позиция такова: выбирать нужно не бренд.

У врача должны быть собственные представления о требованиях к системам. Система должна быть доступна, универсальна, легализована, и она должна быть всегда в наличии. Большое значение имеет то, насколько этот врач успешен с этой системой.

Кто-то будет успешен с ржавыми гвоздями - у него будет под это дело заточена лаборатория, будет опытный техник, опытный ортопед, и пациенты будут довольны. Или может быть другая ситуация: врач изначально будет лоялен к какой-то известной системе имплантации, одной из самых эпатажных, дорогих, уже известных на рынке. Уповает на то, что система вытащит все его погрешности и ошибки в работе.

Но какой бы системой имплантации врач не работал, принципы использования одинаковы: тщательное планирование, квалификация всех участников процесса, включая пациента, наличие поддержки зуботехнической лаборатории. Тот врач, который найдет для себя такую систему, и будет успешен.

-Как ты считаешь, это правильно, что у нас сегодня в клиниках предлагают несколько систем по разной цене?

Вот это полный бред. Отношу это явление к одной из погрешностей развития российского имплантологического рынка. Началось это в свое время как невежество, а сегодня стало традицией, потому что сформировался определенный спрос у пациентов. Действительно, во многих клиниках пациенту предлагают несколько систем имплантации.

Объясняется это, как правило, тем, что у пациентов разные финансовые возможности, и они могут выбрать разные системы имплантации. Но ведь проблема может возникнуть с любой системой имплантации, независимо от ее цены!

Все проблемы в имплантации, про какой бы этап мы не заговорили, - это 99,9% ятрогения, то, что сам доктор и сотворит своими руками. Осложнения не зависят от имплантата в принципе!

В тот момент, когда пациент выбирает лучшее из прейскуранта, он отбирает у врача право на ошибку, которая, на самом деле, сохраняется. Если случится какая-то проблема, врачу нечем будет «оправдываться» перед пациентом, потому что пациент скажет: «Ну я же купил самое лучшее. Вы же мне сами говорили, что это действительно самое лучшее. Я же обратился в самую дорогую клинику в городе. Я же рассчитывал, что раз она дороже, значит она лучше, и меня никто в этом не разубедил».

Просто приходят пациенты, готовые потратить условно 100 тысяч, а другие только 20 тысяч. Надо же что-то предложить каждому из них…

Да, а вот это уже проблема. Мы, например, работаем у себя в клинике определенной системой имплантации. Весь вопрос в том, на что приходит пациент. Пациент приходит из-за того, что клиника работает такой системой имплантации или из-за того, что в этой клинике работает такой-то доктор?

Пациент выбирает доктора, в первую очередь. И лишь во вторую очередь его должно интересовать, какой системой работает этот доктор. Я сам не буду работать с пациентом, который придет и скажет: «Вы системой „X” работаете?». Я скажу: «Нет, не работаю». Пациент скажет: «Тогда я пошел». Я ему скажу: «До свидания». Потому что он не меня выбирает. Он выбирает мой инструментарий. Если я начну говорить с владельцами этих клиник, у кого есть по три системы, они сами скажут, что на самом деле пользуются внутри одной, а все остальные хранятся на всякий случай.

Невозможно содержать в клинике на одинаково качественном уровне и с выстроенной технологической цепочкой сразу несколько систем имплантации. Просто это дорого и создает лишние хлопоты тому, кто за все это платит - владельцам.

-Как бы ты оценил уровень российской дентальной имплантологии сегодня?

Говорил, говорю и буду говорить: ни один имплантологический рынок не развивался и не развивается так бурно, как в России. Это факт. Наши врачи искренне заинтересованы повысить свой уровень, они хотят научиться чему-то новому, современному. У нас всегда была сильна академичность подхода, стремление к обучению. Врачи, выпускающиеся из институтов, понимают нехватку знаний. И потребность в последипломном образовании гигантская!

Тот путь дентальной имплантологии, который во всем мире был пройден за 30 лет, в России занял 10-15 лет. Отчасти из-за того, что мы пользуется достигнутыми результатами, хотя есть индивидуумы, которые пытаются внедрять всякие новшества, и это даже хорошо. Но большинство берут уже готовые, обкатанные знания и очень быстро стремятся применить их на практике.

В итоге к нам на лечение потянулись пациенты из других стран. У нас в Немецком Стоматологическом Центре сейчас есть пациенты из Австрии, США, Германии, государств Прибалтики.

-Илья, что ты в заключение нашей беседы хотел бы пожелать читателям «Стоматологии Сегодня»?

Желаю всем нашим коллегам прислушаться и обратить внимание на ту систему организации коллективного труда, о которой здесь шла речь. Настоятельно советую формировать свою работу таким образом. У каждого пациента в клинике должен быть доктор, ответственный именно за него.

Второе - активнее участвовать в общественной стоматологической жизни. Приходит время, когда жизненно необходимо, чтобы мы участвовали в разработках новых стандартов, как образовательных, так и рабочих.

Ну и, естественно, постоянно читать уважаемое издание «Стоматология Сегодня». Желаю творческих успехов, коммуникаций друг с другом. Желаю развиваться, больше зарабатывать, но делать это цивилизованными, современными интеллигентными способами, уважая друг друга!

-Спасибо!

Беседу вел Андрей АКУЛОВИЧ

Рано или поздно каждый из нас задумывается о своем здоровье, и тогда главным встает вопрос о том, как не ошибиться с выбором доктора. Здоровье зубов – ключевая часть внешнего вида и самочувствия человека. Поэтому найти хорошего стоматолога – задача любого, кто хочет доверить свою улыбку в хорошие руки. О том, какую школу приходится пройти доктору, чтобы принять своего первого пациента, мы поговорили с главным врачом одной из «Астрея» Николаевым Павлом Николаевичем.

Расскажите, когда Вы поняли, что быть врачом – ваша судьба?

Решение о том, что пойду учиться на стоматолога, я принял в 1992 году, когда после окончания школы нужно было пойти куда-то учиться. Время было сложное – развал СССР, и что будет дальше ни кто не знал, но высшее образование ни кто не отменял. Я подумал, что врач всегда себе сможет заработать на кусок хлеба. А дальше - привычка все доделывать до конца. Когда я начал осознанно заниматься стоматологией, то понял, что это судьба, это действительно мое дело.

Получение медицинского образования Вам далось легко?

Я звезд с неба не хватал - учился. Только начав работать врачом-стоматологом, я понял, как важно было все, чему учили в институте. Казалось, что некоторые предметы не нужны: биохимия, физика. Однажды мы пришли на анатомию, и нам задали учить мозговой отдел черепа. Мы тогда сказали: «Зачем нам это? Мы же стоматологи!» И только потом пришло осознание того, что нужны знания обо всем. В медицине нет такого, что приходишь на работу, а тебе говорят забыть все, что было в университете. Эти знания – база, на которой строится практика.

Какой у Вас был любимый предмет в вузе?

Биология. Почему-то в мединституте я полюбил её больше, чем в школе. У нас был очень хороший преподаватель, мне кажется, это зависит от этого.

Вспомните Ваш первый прием пациента, какие чувства Вы тогда испытывали?

Моя практика началась раньше, чем у однокурсников. После окончания 2 курса института я пошел работать в БСМП медбратом, тогда у меня и появились первые пациенты. Как врач-стоматолог начал принимать пациентов в 1997 году. Я пришел совсем в другую клинику, где никого не знал. Пришлось на практике показывать, то чему учился в институте. Иногда действительно отступая от того чему учили. Приходилось выезжать на дом к лежачим больным. Подхода к пациенту нет, приходится думать на месте, как ему помочь.

Как в вашей жизни появилась «Астрея»? Чем частные клиники отличаются от муниципальных?

В 2011 году меня позвали работать в «Астрею». Здесь все для меня было новым. Особенно это касалось самих пациентов. В БСМП, где я работал до этого, больному зачастую ничего не надо. Говоришь, что нужна операция, он в ответ: «Вам нужно – вы и делайте!» В частных клиниках все иначе. Если пациент заплатил деньги, он заинтересован в результате. Он помогает врачу, он выполняет все указания, он более сознательный, дисциплинированный.

За 17 лет у Вас ни разу не возникало мысли оставить медицину? Или любовь к своей профессии не покидала Вас никогда?

Сам удивляюсь этому, но никогда я не думал о том, чтобы оставить профессию. Даже когда стало очень популярно быть фармацевтическим представителем – там платили хорошую зарплату, давали машину – не пошел, не мое. Хотя многие доктора уходили работать фарм.предами, и многие в этом преуспели. И в этом тоже есть свой минус-это успешные люди, а ведь могли быть успешными врачами.

Такая работа, наверняка, занимает много времени. Как Ваша семья относится к этому?

Ничего хорошего нет в том, что дети видят папу только утром перед работой или поздно вечером. Иной раз обстоятельства складываются так, что провести больше времени с семьей из-за работы не удается, хотя я этого очень хочу.

Сегодня многие боятся доверять врачу, особенно это касается частных клиник. Люди думают, а вдруг он купил диплом или попал туда по связям. Как вы отбираете специалистов, которые будут работать в «Астрее»?

Это очень сложно, но ни один владелец клиники, главный врач не возьмет доктора с купленным дипломом – зачем ему это? У клиники есть своя репутация, свое имя. А как известно заработать имя очень тяжело, потерять просто. Хорошего специалиста тяжело найти, его нужно «выращивать». Сейчас у нас работают ассистентами студенты, которые заканчивают медицинский университет, идут в интернатуру. Я считаю врач должен пройти все ступени. Тогда он знает, что нужно пациенту, что должен делать доктор, чего нужно требовать от своих подчиненных. Мы стремимся к тому, чтобы будущие специалисты «Астреи» прошли этот путь у нас. Сейчас же наши доктора - это стоматологи, которые уже заработали себе имя, к которым идут в клинику.

Зачастую бывает так, что лечащий врач становится и хорошим другом. Какие у Вас отношения с пациентами?

Такое бывает, но все же пациент есть пациент, а друг есть друг. И, на мой взгляд, эту грань переходить не нужно. Хотя со всеми пациентами я поддерживаю связь, со всеми у нас хорошие отношения.

Что, по Вашему мнению, главное в стоматологии сегодня?

В век новых технологий главное - это качественная диагностика. Все клиники города предоставляет примерно одинаковый перечень услуг, но если коснуться диагностики, то мало где она оказывается в полном объеме. У нас же прекрасное, современное диагностическое оборудование, это позволяет правильно поставить диагноз и качественно . И опять же кто проводит лечение – это наши врачи – лучшие специалисты города.

Екатеринбурга. Наша сегодняшняя героиня - детский стоматолог «УГМК-Здоровье» Дарья Киприянова. В интервью агентству ЕАН она рассказывает, почему нужно покупать зубную пасту со фтором, зачем полоскать рот после газировки, чем опасны поцелуи для детей, и о многом другом.

- Дарья Сергеевна, почему вы решили работать именно с детьми?

После окончания медакадемии я восемь лет отработала на смешанном приеме и поняла, что с детьми мне интереснее и комфортней. К тому же и результат деятельности виден сразу. Как известно, лечение взрослых происходит в несколько этапов, порой только один зуб лечится в 3-4 приема, а полную санацию полости рта получаешь иногда только через полгода. В детской же стоматологии практически сразу виден результат, так как, например, небольшой кариес на молочном зубе можно вылечить за считанные минуты.

- Но часто дети боятся стоматологов, капризничают… Сложно найти к ним подход?

Тут многое зависит от родителей: если они спокойно дома объяснили ребенку, куда и зачем они идут, проблем не возникает. Не нужно запугивать детей или, напротив, обещать после визита к врачу в награду за «подвиг» скупить весь магазин. Нужно просто объяснять, что визит к стоматологу - это нормальный необходимый процесс, и все будет хорошо. Еще очень важно привести ребенка не тогда, когда у него все болит и он не спал всю ночь, а заранее формировать культуру посещения стоматолога с профилактической целью.

- Говорят, что сейчас количество детей с заболеваниями зубов растет. Это действительно так?

Да, и это общемедицинский вопрос. Причин может быть несколько. Во-первых, сейчас увеличилось количество детей, которые родились недоношенными. Зачатки молочных и постоянных зубов не сформировались так, как нужно, и зубы начинают разрушаться почти сразу после прорезывания.

Во-вторых, сегодня налицо доступность и бесконтрольность употребления продуктов с высоким содержанием углеводов. Мамы, папы, бабушки постоянно подсовывают ребенку различные «Киндеры», «Барни» и прочие сладости, что тоже не очень хорошо.

Еще один момент - отсутствие полноценного грудного вскармливания. Сейчас многие мамы просто не хотят кормить ребенка грудью, в результате чего ему не хватает полезных веществ. Какими бы ни были прекрасными смеси, грудное молоко они не заменят. Кстати, если малыш еще и спит с бутылочкой, то смесь постоянно просачивается в рот и разрушает поверхность эмали с небной стороны.

Кроме того, современные родители долго держат детей на пюре. Бывает, что ребенку три года, а он жевать не умеет. Обязательно должна быть твердая пища в рационе - яблоки, морковка и так далее.

А какова вероятность того, что если у родителей плохие зубы, то и ребенок будет страдать стоматологическими заболеваниями?

Частично наследственный фактор действительно имеет место. Но больше проблема в гигиене. Изначально малыш рождается со стерильной полостью рта, а кариес - это инфекционное заболевание. Если родитель постоянно обнимает, целует ребенка, дает ему облизанную ложку или соску, а сам при этом имеет во рту разрушенные зубы, то микрофлора попадает из его полости рта к ребенку и он получает эти бактерии, что провоцирует тот же кариес.

- Говоря о малышах - правда ли, что пустышки влияют на прикус, и как долго ими можно пользоваться?

Да, они на самом деле вызывают деформацию челюстно-лицевой системы. Использование пустышки желательно только до прорезывания центральных резцов. Потом же она меняет направление роста зубов. образуется щель между зубами верхней и нижней челюсти, нарушается дикция, эстетика и так далее. Пустышка не стоит того, чтобы потом носить брекеты годами.

- А что можете сказать про прорезыватели для зубов?

Как правило, большинству детей достаточно пищевых продуктов: сушек, кусочка твердой груши. Если охлаждающие прорезыватели хотя бы зуд снимают, то от обычных особого толку нет. Лучше использовать специальные палочки с силиконовыми шипами - они снимают зуд и облегчают выход зуба наружу. Отличная штука!

- Банальный, но важный вопрос: с какого возраста можно давать ребенку сладкое?

С точки зрения физиологии, в сладостях нет ничего полезного для роста и развития ребенка раннего возраста. Поэтому когда приучать ребенка к сладкому, конечно, каждый родитель решает сам.

А вот с точки зрения стоматологии же вреден любой липкий сахар, который остается на зубах. Поэтому после того, как ребенок съел конфетку или попил газировку, он должен почистить зубы или прополоскать рот. Сам сахар как таковой зубам не вредит, но это субстрат для питания микроорганизмов, и чем дольше он находится на зубах, тем больше бактерий распространяется в полости рта.

- Много говорят и о вреде жвачки…

Жвачка - это вовсе не плохо. Она, наоборот, стимулирует слюноотделение и, как следствие, самоочищение зубов. Если, конечно, ее не жевать по несколько раз и подолгу…

Еще один вопрос, который волнует многих родителей: как подбирать ребенку зубную пасту? Правда ли, что те, которые содержат фтор, вредны для здоровья зубов?

Это миф. Фтор - единственный элемент, который тормозит размножение стрептококков. Его источников у нас на Урале просто нет, поэтому если родители не покупают особую фторированную воду, то зубная паста - единственный источник фтора.

Покупать ее нужно в аптеке, маркированную по возрасту. Если мы говорим о возрасте от 0 до 3 лет, то в этой пасте содержится 1/3 от минимально допустимой концентрации фтора. Это очень мало, но все равно полезно. При разработке пасты учитывается, что ее часть ребенок может проглотить. Но чтобы получить хоть какой-то токсический эффект, надо съесть весь тюбик за раз.

А вообще, выбирая зубную пасту, я бы посоветовала руководствоваться рекомендациями Детской стоматологической ассоциации.

- А существуют ли зубные нити для детей?

Да, есть специальные нити - волокнистые, пушистые, которыми невозможно поцарапать десну. Их можно начать использовать примерно с 2 лет, когда у ребенка уже есть контакты между 3 и 4, 4 и 5 зубами, и продолжать до момента формирования прикуса - то есть лет до 10.

- Дарья Сергеевна, в каких случаях приходится вырывать молочные зубы?

Показаний для их удаления только два. Первое - гнойный воспалительный процесс. Второе - если вы видите, что уже прорезывается постоянный зуб и для него нет места.

Бывает, что какой-либо молочный зуб остается до взрослого возраста, а постоянный так и не появляются. Почему так происходит?

Это один из вариантов аномального развития зубочелюстной системы, проще говоря, патология. Чаще всего, такое бывает в переднем отделе, когда остаются, например, клыки. Если человеку не нравится, как этот зуб выглядит эстетически, он может обратиться к своему стоматологу и подобрать вариант решения проблемы. Если нет - можно спокойно жить дальше, как правило, такие зубы крепкие и могут «дожить» лет до 40, а то и больше. Во взрослом возрасте новый зуб точно не вырастет - возможно, его зачаток лежит в горизонтальном положении или вовсе этого зачатка нет.

- Что делать, если ребенок по каким-то причинам утратил постоянный зуб?

В таких случаях ставится съемная ортодонтическая конструкция, помогающая удержать место до полного формирования зубочелюстной системы и рационального протезирования.

- Нередки случаи, когда зубы растут неровно. Что делать в таких случаях - сразу надевать брекеты или виниры?

Если родители заметили, что у ребенка зубы прорезываются неправильно, то необходимо сразу же обратиться к специалисту, и тогда можно будет обойтись без брекетов. В таких случаях все можно исправить пластинками. Это съемная конструкция - пластиковая или силиконовая, которая не крепится к эмали своих зубов. Ребенок носит такие пластинки определенное количество часов в день. Они заставляют зуб расти в правильном направлении.

Если зуб уже вырос, то пластины уже не помогут, и тогда придется ставить брекеты. Они не крепятся к молочным зубам, чтобы их поставить, нужен цельный ряд постоянных зубов, а он формируется примерно годам к 12.

Виниры же не исправляют положение зубов, это эстетическая накладка на их поверхность, которая применяется, если зубы некрасивые. Например, если они узкие, мелкие, с большими промежутками.

- Почему так бывает, что человек носил брекеты, зубы выправились, а через какое-то время снова разъехались?

После снятия брекетов необходимо использовать специальную пластиночку, которая называется ретейнер. Ее носят годами. Если по какой-то причине ее не поставили или если она отпала, тогда зубы снова могут изменить свое положение.

- Дарья Сергеевна, есть ли какие-то особенности ухода за зубами для подростков переходного возраста?

Если за маленьким ребенком родители следят, то в рот к подростку они уже не заглядывают. И напрасно: надо продолжать держать ситуацию на контроле. Очень часто подростки к нам приходят только тогда, когда во рту уже катастрофа.

В подростковом возрасте часто возникают заболевания десен, такие как гингивит. Это связано с гормональными нарушениями, зубной ряд формируется неравномерно. Начинается воспалительный процесс, он может идти достаточно быстро, возникает неприятный запах изо рта. Поэтому если вы заметили кровоточивость, зуд десен, нужно незамедлительно обратиться к стоматологу.

Подростки особенно следят за своей внешностью и многие задумываются об отбеливании зубов. С какого возраста его можно делать?

Детям оно не делается вообще. Для детей в 90% случаев вполне достаточно профессиональной гигиены. Стоит только убрать весь зубной налет, и зубы снова становятся белыми и красивыми.

Дарья Сергеевна, кажется, что сегодня в стоматологии используются самые передовые технологии, но, может быть, у вас есть какая-то профессиональная мечта?

Конечно. Сейчас в клинике «УГМК-Здоровье» мы осваиваем лечение детей с использованием микроскопа, чтобы досконально и очень точно видеть все возможные дефекты, незаметные глазу. Это приведет к еще более качественному пломбированию, увеличению срока службы пломб, отсутствию отсроченных воспалительных реакций в пролеченных зубах.

Но все-таки самая главная мечта моя как детского стоматолога - чтобы как можно меньше детей обращалось за помощью в остром состоянии, в ситуации, когда помочь можно только удалением зуба. На самом деле сейчас есть все возможности, чтобы довести молочные зубы здорового ребенка до смены без лечения, занимаясь одной регулярной профилактикой на приеме у специалиста и дома.

Видно, что вы с большой любовью относитесь к своей работе. А чем вы увлекаетесь за пределами стоматологического кабинета?

Я очень люблю путешествовать в разные страны, с удовольствием планирую поездки сама, долго выбирая неизбитые маршруты. Также всей семьей - с мужем и 11-летней дочерью - любим путешествовать на велосипедах по Свердловской области. В общем, стараемся вести активный образ жизни.

Беседовала Мария Трускова.

- Яна Андреевна, почему Вы выбрали специализацию детского стоматолога?

Прежде всего, потому что я очень люблю детей! Я уже на третьем курсе твердо знала, что в дальнейшем буду именно детским стоматологом. Потом попала в ординатуру, получила первый опыт работы с маленькими детьми - и убедилась, что это моё.

- Каковы существенные отличия в специализации детского и взрослого стоматолога?

Детская стоматология - это очень узкая специализация, которая обладает рядом особенностей. Существенное отличие в том, что врач должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками в стоматологии, но и очень хорошо разбираться в детской психологии. Кроме того, взрослый пациент может выдержать довольно длительную процедуру, а ребенок нет. Усидчивость детей существенно меньше. Обычно ребенок не может высидеть в кресле дольше двадцати минут, поэтому детский стоматолог должен уметь уложится в короткий срок. Чтобы не вызвать у ребенка стойкую неприязнь к лечению принуждением, лучше пригласить его на прием в следующий раз. Мастерство детского стоматолога заключается в умении маневрировать, исходя из настроения ребенка, принимать быстрые, точные решения и грамотно разбивать план лечения на короткие промежутки.

- Есть ли в таком случае различия в обучении стоматологов детского и взрослого отделений?

Специализацию «Детская стоматология» я получила в ординатуре при «ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова». А вот специальные навыки пришли уже с опытом. Приходилось много читать по детской психологии, вырабатывать собственные приемы работы, чтобы находить подход к деткам даже с самым сложным характером. При этом ещё важно разбираться в психологии родителей и грамотно корректировать их линию поведения в кабинете детского стоматолога. Этому в ВУЗе не учат, но в DLclinic я пришла уже с большим багажом специальных знаний и собственных приемов.

- Приведите, пожалуйста, пример таких приемов.

Главное - это вовлечь ребенка в процесс лечения как в новую, интересную ему игру. Важно при этом объяснить маленькому пациенту: какую процедуру я буду проводить, чтобы зубки не болели; какие инструменты и приборы мне в этом помогут. Это обязательно нужно делать, потому что инструменты работают громко и пугают детей. Если ничего не объяснить, испуг укоренится и перейдет в стойкое отторжение. Страх перед стоматологом и различными процедурами лучше всего предотвратить на самом на первом приеме. Специальное знакомство с аппаратурой в этом сильно помогает.

- Яна Андреевна, в каком возрасте ребёнка следует впервые показать стоматологу?

По стандартам, малыш должен пройти плановый осмотр у стоматолога, когда ему исполнится год. Если в дальнейшем родители не заметят отклонений в развитии зубов и челюсти, то следующий визит можно провести уже в два года. Затем мы рекомендуем встречаться каждые четыре-шесть месяцев, в зависимости от состояния зубов маленького пациента. Если кариеса нет, то достаточно приходить на контрольный осмотр раз в полгода, если есть проблемы, то чаще. Это обусловлено тем, что кариес в молочных зубах развивается стремительно: за полгода может образоваться уже средний или глубокий кариес. Чтобы предотвратить развитие более серьёзных осложнений, нужно своевременно проводить лечение.

Скажите, все ли дети боятся лечить зубы? Есть ли возможность преодолеть общий страх, если первый визит к доктору прошел хорошо?

Когда маленький пациент приходит ко мне с положительным настроем (когда дома его правильно подготовили к визиту), то он спокойно садится в кресло, позволяет провести осмотр, охотно знакомится с моими «друзьями-инструментами» для выполнения процедур, и никакого страха не возникает.

В основном боятся дети, которые были однажды напуганы неприятным опытом в прошлом, либо дети боязливые от природы, опасающиеся всего нового и непривычного. Ещё бывают случаи, когда родители передают ребёнку ещё до приёма свой собственный сильный страх перед стоматологами. В каждом из этих случаев надо находить особый ключик, свой подход к преодолению боязни ребёнка, чтобы он дал мне провести лечение зубов. Поверьте, даже с очень маленькими детьми можно найти контакт, объяснить им, что лечить зубик - это совсем не страшно, но очень важно для здоровья.

Иногда для установления контакта с самыми сложными, зажатыми детками я встречаюсь с ними перед непосредственным началом лечения несколько раз. Мы играем, разговариваем, рассматриваем кабинет, чтобы морально подготовиться к процедурам. Это долгий, кропотливый процесс, зато у детей полностью пропадает страх перед стоматологом!

- А можно подробнее про этот подготовительный период?

Когда ребёнок приходит ко мне на приём впервые, он садится в стоматологическое кресло, и я его немного катаю, как на карусели, чтобы малыш расслабился. Затем начинаю знакомить его «друзьями Зубной Феи». Это и «слоник» - слюноотсос, и «волшебные палочки» - щетка, и бормашина. Здесь как раз нужен подход в виде игры: очень важно ребёнка заинтересовать. Если после первого знакомства маленький пациент позволяет, я провожу осмотр зубов, если нет, то назначаю новую встречу через несколько дней. Когда контакт налажен, осмотр и лечение проходят хорошо.

Важно, что в моём кабинете установлено табу на слово «боль». Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что при процедуре будет больно. Однако обманывать тоже нельзя. Детский стоматолог должен уметь подбирать правильные формулировки. Например, «это будет чуть-чуть неприятно», «кариозный монстрик может тебя немного укусить, но я его поймаю» и так далее. При этом употреблять словосочетание «не больно» тоже нельзя, потому что оно обладает отрицательной коннотацией и отпечатывается в сознании у ребёнка как «больно». Довольно часто родители совершают ошибку, говоря своему ребёнку накануне приёма, что у стоматолога будет «не больно».

- Расскажите, как родители могут подготовить своего ребёнка к визиту к зубному врачу?

Главное, чтобы родители были сами психологически настроены правильно. Нельзя нагнетать ситуацию, повторять ребёнку фразы: «тебе не будет больно», «там всего лишь сделают один укольчик». Хуже всего, когда родители, руководствуясь благими намерениями, рассказывают малышу про стоматологические манипуляции, которые он не в силах представить, что заранее пугает его.

Лучше всего рассказать ребёнку, что он пойдёт на встречу к подруге Зубной феи, которая посмотрит зубки и сделает так, чтобы они не болели. Этой информации вполне достаточно. Детский стоматолог уже сам правильно всё объяснит и подготовит маленького пациента к процедурам.

Всё зависит от ситуации. Если родители ведут себя спокойно, дают мне возможность наладить контакт с ребёнком, а не отвлекают его каждую секунду, то они могут остаться и наблюдать за процессом. А если я вижу, что родители сами очень обеспокоены, то единственный выход - это попросить их покинуть кабинет и подождать в холле, потому что их поведение негативно отражается на маленьком пациенте.

Какие технологии, оборудование и материалы Вы применяете в DLclinic, чтобы сделать процедуру лечения зубов у детей безболезненной и эффективной?

Лечение зубов начинается с аппликационной анестезии, после этого провожу обезболивание зуба при помощи инъекции. При этом я никогда не пугаю ребёнка иголкой: перед уколом прошу пациента закрыть глазки и прячу шприц. Обычно дети переживают эту процедуру достаточно легко. А остальное оборудование у нас такое же, как во взрослой стоматологии, только материалы другие. Для молочных зубов, например, используются нетоксичные пломбировочные материалы. Также при профессиональной чистке мы применяем специальные детские пасты: они могут содержать или не содержать фтор (в зависимости от показаний), а ещё у них приятный вкус, что для детей очень важно. Также для профессиональной гигиены мы используем систему щадящей чистки с порошком на основе глицина. Такая процедура может быть показана детям уже с четырех лет, когда у них, например, появляется достаточно твердый налет, который не счищается зубной щеткой. Стоматолог может использовать в этом случае порошок, потому что он эффективен и совершенно безвреден для детской эмали.

- А какие средства по уходу за зубами Вы обычно рекомендуете своим маленьким пациентам?

Для каждого возраста разработана отдельная схема профилактики кариеса . В неё входят специальные зубные пасты, пенки для полости рта. Детям от шести лет можно назначать бальзамы-ополаскиватели и зубные нити, а также жевательные резинки. В умеренных количествах они не вредны для зубов. И ещё одна из инновационных домашних методик, которую я рекомендую детям для профилактики кариеса, - это использование ирригатора. Он представляет собой ёмкость с водой, в которую добавляются различные отвары трав. Также можно рекомендовать поливитамины, но для назначения нужна дополнительная консультация врача-педиатра. Все эти меры значительно снижают риск развития кариеса зубов у детей.

- Скажите, какова существенная разница между детскими и взрослыми зубными пастами?

Детские пасты в своей линейке делятся по возрастам. У любой пасты есть такая характеристика, как RDA, то есть абразивность. Этот показатель отражает способность пасты нарушать структуру эмали. Например, в обыкновенной пасте для взрослых RDA составляет 60 единиц, а для чувствительных зубов - 45 единиц. В зубных пастах для детей RDA минимальный - около 25-30 единиц. Дело в том, что эмаль молочных зубов достаточно тонкая. Чтобы её не повредить, абразив должен быть минимальный. Также стоит отметить, что у детских паст широкий ассортимент приятных вкусов, которые нравятся малышам.

- В каком возрасте ребёнку стоит начать пользоваться зубной пастой?

Существуют детские зубные пасты, которые можно применять до года, но они назначаются только по желанию родителей. При этом есть два варианта чистки зубов младенцу: либо специальными одноразовыми напальчниками, пропитанными ксилитом, либо маленькой щеткой для массажа десен и очищения рта. Когда же ребёнку исполняется год, он уже может учиться чистить зубы щёткой и детской зубной пастой. Родители должны брать малыша с собой в ванную и показывать ему пример, чтобы ребёнок повторял движения и вырабатывал навыки чистки зубов.

Насколько профилактические осмотры молочных зубов и процедуры у стоматолога могут снизить вероятность развития заболеваний постоянных зубов у ребёнка в будущем?

С точки зрения физиологии, молочные зубы никак не соединены с постоянными. Но, к примеру, шестые постоянные зубы часто появляются тогда, когда у ребёнка ещё много молочных зубов. Если в этих молочных зубах наблюдается большой прирост кариеса, то заболевание может перейти и на постоянные зубки. А если в молочном зубе развивается серьезное заболевание (пульпит или свищевой ход), которое не получает своевременного лечения, то может быть повреждена эмаль на зачатке постоянного зуба, находящегося под ним. И когда этот коренной зуб прорежется, он будет более подвержен кариозным процессам. Поэтому профилактические осмотры и лечение молочных зубов очень важны для здорового формирования постоянных зубов детей.

- Какие обычно методы диагностики применяются в детской стоматологии?

Диагностика в детской стоматологии начинается с осмотра полости рта. Иногда может понадобиться рентгеновский снимок: в нашей клинике мы используем совершенно безвредный для здоровья аппарат с минимальной дозой облучения. Если же наблюдается глубокое кариозное поражение на большом количестве зубов, я могу направить юного пациента на ортопантомограмму, это панорамный снимок челюсти. Когда имеется какое-то патологическое новообразование, например, свищ, то мы используем в качестве метода диагностики компьютерную томографию, которая позволяет определить область поражения и объем кисты. В целом, детская стоматология в DLclinic располагает полным спектром современных методов диагностики, как и во взрослой стоматологии.

Яна Андреевна, скажите, какие сейчас наблюдаются тенденции в детской стоматологии? Используются ли инновационные методики в лечении молочных и постоянных зубов у детей в DLclinic?

Конечно, в медцентре DLclinic применяются все инновационные методики, касающиеся обезболивания и непосредственно лечения зубов и полости рта. К примеру, сегодня широко распространены лазерные технологии, использующиеся, например, для удаления уздечки верхней губы или языка. Не в каждой стоматологической клинике сегодня вы сможете найти такое оборудование. В DLclinic установлен эрбиевый лазер KaVo Key 3 (Германия).

Удаления уздечки верхней губы или языка абсолютно безвредная процедура, для которой применяется местная анестезия, а затем лазером подрезается уздечка. Происходит коагуляция, швы не накладываются, потому что раны после процедуры не остается, соответственно, и периода реабилитации тоже нет. Также в нашей клинике можно провести безболезненное лечение зубов без бормашины аппаратом Icon . Суть такого лечения заключается в запечатывании, консервировании кариозной полости. Правда, чаще всего такая методика применяется в более старшем возрасте, потому что в молочных зубах кариозные процессы распространяются очень быстро, и кариеса в стадии пятна практически не бывает. А система Icon предназначена для лечения кариеса только на ранних стадиях.

Также в нашем отделении стоматологии применяются инновационные методики, позволяющие проводить профессиональную чистку молочных зубов детям: например, CleanPro или специальный порошок с глицином. Они дают возможность удалить зубной налёт с эмали молочных зубов, нисколько её не повредив. Технологии сегодня очень быстро совершенствуются: в стоматологии широко применяются общий инновационные безболезненные методики лечения зубов и десен. Наша клиника не отстает от общих тенденций и стремится предлагать своим юным пациентам только самое лучшее!