Если ребёнок поздно ложится спать. Ребенок не хочет спать – что делать

Врачи-терапевты советуют родителям придерживаться режима дня в обращении с малышом. В нормах сна для маленьких детей сказано, что от рождения до года ребенок спит не менее 3 раз в день, с года до 1,5 лет количество дневного сна может уменьшиться до 2 раз в течение дня, с 1,5 до 4-5 лет дети спят только 1 раз - после обеда, а после 6 лет могут спать . Причин отказа от дневного отдыха у ребенка может быть множество: он поздно встает, спокойно играет, не утомляется, а может, его психика за день не перегружается и малыш вполне нормально выдерживает и без дневного сна, увеличивая время на отдых ночью. Прежде чем волноваться и обращаться к врачу, родителям стоит выяснить причину нежелания малыша укладываться в кровать. Нужно помнить и о том, что у некоторых детей просто нет потребности в дневном отдыхе, и это абсолютно нормально.

Придерживайтесь режима дня

Лучшим способом справиться с капризами ребенка и приучить его к распорядку будет установка четкого режима дня и постоянное его выполнение. Конечно же, когда ребенок еще не ходит в садик и ему не нужно подниматься утром в одно и то же время, порядок установить достаточно сложно. То малыш , то не может накануне, время для подъема всегда сбивается, ребенок может встать как в 7 утра, так и 9 или 10 часов. Поэтому привычки ложиться и вставать в одно и то же время не вырабатывается. Маме в этом случае нужно кардинально поменять подход: установить четкие часы для подъема и отхода ко сну, тогда через некоторое время ребенок и сам привыкнет вставать рано, утром заниматься активными играми, к обеду утомляться и ложиться спать, а вечером находить более спокойные дела и снова без проблем укладываться, не перевозбуждаясь при этом. Когда малыш точно будет знать, как распланирован день, его организм будет подстраиваться под режим и ребенку станет проще контролировать свои желания.

Есть еще несколько правил, которые облегчат укладывание малыша. Старайтесь, чтобы он всегда спал в одном месте, тогда оно будет ассоциироваться со сном и спокойствием. Перед сном прекратите веселые и подвижные игры. Полезно будет придумать некий ритуал отхода ко сну и всегда его придерживаться: переодеть в пижаму, прочесть сказку, спеть колыбельную, пожелать доброй ночи.

Уложите ребенка спать пораньше, если видите, что он уже устал и засыпает на ходу. Не ждите, когда он доест и дорисует, иначе потом малыш может перевозбудиться, заплакать, закатить истерику. Важно уметь различить признаки усталости у ребенка: он может теперь глаза, хныкать, капризничать, застывать на время.

Дайте ребенку возможность заснуть самому, без пустышки, кормления или укачивания. Уже в возрасте 3 месяцев малыш это сделать в состоянии, что уж говорить о более взрослых детях. Когда ребенок приучится успокаиваться самостоятельно, он будет спать гораздо лучше, а маме не придется часами сидеть над его колыбелькой или кроваткой.

Все родители сталкиваются с большими трудностями, когда подходит час укладывать детей спать. Причина проста: дети не любят ложиться спать. Значит, отправляя их в постель, мы заставляем их делать то, что хотим сами, но чего нисколько не желают делать они.

Почему дети не хотят ложиться спать? Вы не раз замечали, конечно, что, даже очень усталые, засыпающие на ходу, они никогда сами не пойдут спать и погружаются в сон, можно сказать, против своей воли. Почему так происходит? Причин этого много:

Лечь спать - значит расстаться с каким-нибудь интересным занятием или покинуть приятное общество.

Дети знают, что мы, взрослые, еще не ложимся спать, и поэтому думают, будто мы разрешаем себе что-то, что им не позволено.

Гораздо чаще, чем мы склонны допустить, дети просто еще не устали.

Иногда дети боятся темноты.

Возможно, у них были страшные сновидения, и от этого возникла некоторая неприязнь ко сну.

Возможно также, ребенку приходилось просыпаться ночью в мокрой постели замерзшим, испуганным, и это было очень неприятно: он чувствовал себя одиноким, забытым, покинутым, когда его призывы оставались без ответа дольше, чем это бывало обычно днем.

Не исключено также, что, уговаривая ребенка лечь спать, мы слишком избаловали его, и теперь это служит ему хорошим поводом для самоутверждения и командования родителями.

Так что же сделать, чтобы ребенок охотно отправлялся постель?

МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ ЕГО ПОНИМАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ЖЕЛАНИЮ РЕБЕНКА.

Это может показаться жестоким, но это так. Мы подчеркнули тот факт, что дети не любят ложиться спать, для того, чтобы подсказать более энергичные дисциплинарные меры. Совсем нет, мы обратили внимание на это вот по каким причинам:

1. Обычные объяснения, награды и подарки ничего не дают. С этой проблемой мы сталкиваемся почти ежедневно и поэтому будем постоянно находиться в трудном положении, выискивая все новые и новые стимулы. Вообще нельзя устанавливать с детьми меркантильных отношений. Иначе они, не зная, что сегодня у нас, допустим, плохое настроение, удивлялись бы, почему мы не расположены к заключению очередной «сделки». Наконец, ни один ребенок никогда ни за какие подарки не научится с радостью укладываться в постель.

2. Нужно много понимания, доброжелательности, терпения, чтобы научить человека тому, чему он не хочет учиться. Всем известно, как легко учить то, что интересно. Готов поклясться, что ни один ребенок на свете никогда не заинтересуется этим уроком, пока он здоров и нормально чувствует себя. Вот почему подобная задача столь трудна для нас, родителей, и мы теряем терпение, а нетерпение прямой дорогой ведет нас к строгости. И это очень плохо, потому что: во-первых, строгость - не гарантия успеха, а во-вторых, даже если нам кажется, что строгость помогает, это не совсем так, мы только обманываем самих себя. Ведь одной строгостью мы не научим ребенка понимать необходимость сна, а лишь заставим смириться с тем, что у него такие требовательные родители. Бывает и иначе - ребенок теряется и не может понять, почему его мама и папа, которые всегда так ласковы и добры к нему, становятся столь неприятными и злыми, когда приходит пора ложиться спать.

Так что же все-таки делать? Прежде всего попытаемся установить, чего, собственно, мы хотим добиться? Ведь мы НЕ ХОТИМ уложить Джона спать только сегодня вечером или только завтра, мы НЕ ПЫТАЕМСЯ заставить его полюбить время отхода ко сну, мы НЕ ХОТИМ, чтобы он считал нас строгими. Мы хотим научить его понимать необходимость ложиться спать независим от его желаний. Мы хотим научить его ПРИВЫКНУТЬ к тому, что должно стать ПРИВЫЧКОЙ. Теперь с этими ясными мыслями в голове вы можете поступать по-разному.

1. Не старайтесь сразу научить ребенка чему-либо в первый год жизни. Потребность сна у грудного ребенка пока еще пересиливает интерес к окружающему миру, и это для него лучший учитель.

2. Незаметно урок можно начать и на первом году жизни ребенка следующим образом:
а) не давайте ему спать днем и развлекайте, занимайте его во второй половине дня настолько, чтобы он устал;
б) берите днем его из кроватки или коляски на руки НЕ ТОЛЬКО тогда, когда он плачет;
в) постарайтесь КАК МОЖНО СКОРЕЕ поместить его в отдельную комнату;
г) гасите свет и сразу же;
д) как только ребенок заплачет или закричит, подойдите к нему НЕМЕДЛЕННО, поменяйте пеленки, если он намочил их, дайте попить и ласково успокойте, пока он не задремлет. Не берите его на руки и не давайте ему рожок. Слегка похлопайте по плечу, поговорите с ним, пусть он ощутит ваше ласковое и спокойное присутствие.

3. Бывают случаи - по правде говоря, редкие, - когда ребенок просыпается ночью сильно взволнованным. Если у него нет температуры или простуды и в кроватке ему ничто не мешает, возможно, его испугал плохой сон. Дети не отличают, как взрослые, сон от действительности, и порой сновидения тревожат их гораздо больше чем нас. Очень возможно, что во сне они видят нас гротескно деформированными. Если ребенку приснился плохой сон, стоит разбудить его, зажечь свет, взять малыша на руки и, когда он успокоится, перестанет плакать, поговорить с ним, даже немного развлечь, прежде чем снова уложить спать. Все это очень важно для того, чтобы у малыша не возникло неприязненное отношение ко сну.

4. Когда ребенку 1,5-2 года, дело несколько осложняется. Он уже знает значение слов «Спокойной ночи!», но иногда притворяется, будто не понимает их. В таких случаях надо быть последовательными и слово заменить делом. Раз уж вы сказали «Спокойной ночи!», так и должно быть. Однако ребенок начинает плакать. Тогда сделайте следующее:

А) придумайте какой-нибудь несложный ритуал, какую-нибудь милую формальность и выполняйте ее всякий раз, когда пора ложиться спать. Ребенок станет ждать этого ритуала и постепенно привыкнет, что вслед за ним наступает сон. Таким ритуалом могут быть какие-нибудь очень простые действия. Они могут состоять, например, из того, что вы открываете окно, задвигаете шторы, даете ему попить, поправляете одеяльце... На эти и другие незначительные мелочи стоит обратить его внимание;

Б) дайте ему что-нибудь, что сможет заменить вас, когда вы уйдете из комнаты. Например, мишку или куклу, они вполне годятся для этого. Скажите малышу, что бы он не будил мишку, потому что тот уже спит, или что бы он убаюкал его;

В) вернитесь к ребенку, если он начинает плакать, как только вы вышли из комнаты. Снова вернитесь, если он продолжает плакать. Во второй раз скажите ему, что вы в соседней комнате, что все спокойно, что мама любит его и что вы снова увидите его завтра утром (скажите это ему очень твердо);

Г) если ребенок опять начнет плакать, минут двадцать не подходите к нему. Затем вернитесь и без особой нежности, но в то же время без упреков успокойте его, вытрите ему пот со лба, дайте попить, пожелайте спокойной ночи и выйдите.
Повторите ритуал, если это необходимо. Конечно, трудно оставаться спокойным, когда ребенок плачет, но если вы сделали все, что нужно, можете не волноваться;

Д) так будет продолжаться с переменным успехом несколько недель. Не делайте, однако, ничего другого, но и не меньше того, что здесь сказано.

5. Если ребенок боится темноты, достаточно, чтобы, во-первых, в комнате горела неяркая лампочка, во-вторых, вечером, когда уже темно, но еще рано ложиться спать, можно придумать какую-нибудь игру: сначала оставайтесь в темноте вместе с ребенком недолго, потом побольше, затем пусть он недолго побудет один и в конце концов один и долго.

6. Если ребенок заплачет ночью, всегда сразу же подходите к нему независимо от возраста.

7. Так же, независимо от возраста, понаблюдайте, достаточно ли активен ребенок в течение дня и устал ли к вечеру. Соответственно попробуйте исключить дневной сон.

Хорошо, когда ребенок каждый вечер ложится спать в одно и то же время, но все же не стоит придерживаться этого слишком строго. Плюс-минус полчаса - нормальное отклонение. Иногда эти полчаса могут послужить и наградой за что-либо.

Когда вашему сыну будет 3-4 года, используйте его возросшую способность размышлять. Вот что надо делать, если он начинает хныкать и не хочет идти спать:

А) объясните ему, что все его друзья (перечислите их всех по именам) уже легли спать и спят;

Б) скажите ему, что то же самое делают все его товарищи, и в этом нет ничего особенного;

В) обратите внимание ребенка на то, что вы сами когда были маленькими, тоже ложились спать в это время, и заметьте,- ему это будет приятно,- что вы еще не скоро ляжете спать, чтобы прийти к нему, если он позовет вас;

Г) ласково, но твердо объясните ему, что все дети уже спят, что в это время уже больше ничем нельзя заниматься, что вчера он тоже ложился спать и позавчера и завтра так будет, что мы не можем делать только то, что нам нравится;

Д) подскажите ему что-нибудь хорошее, о чем он мог бы подумать, и пожелайте спокойной ночи.

Мы еще не говорили о том, что перед тем, как укладываться спать, ребенок непременно должен посидеть спокойно, послушать сказку. Даже если отец немного повозится с малышом, поиграет с ним - это невредно, напротив, не надо избегать таких развлечений. Но потом подождите немного, пока ребенок успокоится, и только тогда скажите ему «Спокойной ночи!» и уйдите. Если же он не перестанет шалить, вам лучше исключить подобные забавы.

И наконец, не надейтесь, что окончательно разрешите эту проблему раньше, чем ребенку исполнится лет пять или больше.

Понимание, терпение, правильное поведение будут вознаграждены, когда ваши дети, умиротворенные и успокоенные, научатся нормально относиться к тому, что надо ложиться спать, при этом они еще усвоят нечто гораздо более важное - они научатся соглашаться с чем то, что противоречит их желанию, и не будут испытывать разочарования. А это уже начало психологической зрелости.

Некоторые особенности сна детей, особенно маленьких, нередко вызывают беспокойство родителей. Здесь мы рассмотрим причины нежелания детей спать и возможные решения этой проблемы.

Если посмотреть на сон с точки зрения ребенка, то многие проблемы предстают в совершенно ином свете. Сон для ребёнка – это столкновение с сепарацией, разделением со взрослым, к которому он привязан (обычно это мать).

Если ваш ребёнок не хочет ложиться спать, капризничает, просит 20 раз попить, 50 раз печенья и 100 раз просится в туалет – он делает это не вам назло. Ребёнок не понимает, почему он так поступает, ему кажется, что он действительно хочет пить, кушать и в туалет. Но по этим признакам вы можете определить, что на самом деле ваш малыш боится разделения с вами, боится на подсознательном уровне, так что все его просьбы совершенно искренни и к ним следует отнестись с пониманием.

Что делать родителям в этом случае? Желательно „уменьшать“ разделение.

Каким образом? Самый кардинальный вариант – совместный сон. Если кровать узкая, можно спать всей семьей на полу, „впокат“, как говорят в Беларуси. Ничто не даёт ребёнку такого чувства защищённости и безопасности как общий сон в одной „берлоге“. Однако это не всем подходит, так что рассмотрим и другие варианты.

Постарайтесь во время отхода ко сну безраздельно принадлежать ребёнку. Спокойно помыться, попить молочка, почитать сказку в кровати, полежать с ребёнком. Выделите в своём расписании час на укладывание и ничего больше на это время не планируйте.

Когда мои старшие сыновья были маленькими, мы с мужем по очереди лежали и читали вместе с ними. У нас не было проблем с отходом ко сну. Правда, нужно учитывать, что наши дети не ходили в садик и росли в частном доме, на травке. Я почти всегда была доступна для них, так что они и днём переживали не так уж много разделения и имели возможность спокойно укреплять свои привязанности.

Дочь оказалась более требовательной и спала со мной до трёх лет. В 3 года ей была торжественно куплена белая кроватка, и ребёнок соблаговолил в неё перебраться. Сейчас ей 8; когда я вечером дома, она просит полежать с ней перед сном, но если меня нет, то засыпает сама.

Когда дочери было два с половиной года, родился младший сын. Так мы и спали: с одной стороны младенец, с другой – дочь. Муж из этого „зверинца“ уходил к сыновьям. Понимаю, что для мужчин ситуация выглядит не очень привлекательно, но если бы мы перебрались на пол (до сих пор не понимаю, почему мы этого не сделали), то и мужу нашлось бы место.

Необходимо понимать следующее: чем больше вы будете подгонять ребёнка идти спать или настаивать, чтобы он спал отдельно, тем меньше будет его уверенность в вашей привязанности, тем сильнее он будет цепляться за вас. Поэтому так важны ваше спокойствие, доброжелательность и отсутствие „резких движений“.

Что делать, если вышеперечисленного недостаточно, а спать всё-таки надо?

Перекрывайте сепарацию. Это означает сосредоточить внимание не на факте отхода ко сну, а на будущем воссоединении. Фокусируйте внимание малыша на будущей встрече: «Я не могу дождаться завтрашнего утра, когда мы сможем с тобой пойти на прогулку», «Ах, как я хочу завтра встать пораньше и обнять тебя».

Попробуйте дать ребенку свои вещи, чтобы он мог за них держаться. Ночнушка с вашим запахом, ваша фотография, другие вещи, которые ассоциируются у ребёнка с вами. Возможно, малыш сам поможет выбрать вам такие вещи. Часто детей очень успокаивают вещи, которые были у них в младенчестве, например, детское одеялко.

Можно дать ребенку уснуть в родительской кровати, а потом отнести его в кроватку.

Что делать, когда детей двое и больше, и все они маленькие?

Ни в коем случае не мотивируйте отход ко сну одного ребенка нуждами другого. Если старшая сестра увидит, что её разделяют с матерью, потому что младшему брату нужно спать, купаться, кушать и т.д., то любви между детьми это не добавит.

Лучше всего, когда укладыванием занимаются и папа, и мама: мама с малышом, папа с более старшим ребёнком. Если папа недоступен, то самый простой для мамы способ – собрать всех детей под бочок и читать им книжки. Я таким образом укладывала четверых. Если не отталкивать детей, то они ведут себя с пониманием и вниманием к младшим. Если же старший ребёнок почувствует, что он лишний, он станет всеми правдами и неправдами добиваться внимания к себе и, конечно же, мешать укладывать младшего.

Не вынуждайте своих детей взрослеть прежде времени и не требуйте от них слишком многого. Помните, что страх разделения с вами – это самый тяжелый страх, который может испытывать ребёнок. Посмотрите на сон глазами своего ребёнка и вы поймёте, как можно облегчить ему столкновение с разделением.

Ольга Писарик

Фото Веры Мироновой

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.

Все родители сталкиваются с большими трудностями, когда подходит час укладывать детей спать. Причина проста: дети не любят ложиться спать. Вы не раз за­мечали, конечно, что, даже очень усталые, засыпающие на ходу, они никогда сами не пойдут спать и погружают­ся в сон, можно сказать, против своей воли.

Почему так происходит? Почему дети не хотят ложиться спать? Причин этого МНОГО.

  1. Лечь спать, - значит расстаться с каким-нибудь интересным занятием или покинуть приятное обще­ство.
  2. Дети знают, что мы, взрослые, еще не ложимся спать, и поэтому думают, будто мы разрешаем себе что — то, что им не позволено.
  3. Гораздо чаще, чем мы склонны допустить, дети просто еще не устали.
  4. Иногда дети боятся темноты.
  5. Возможно, у них были страшные сновидения, и от этого возникла некоторая неприязнь ко сну.
  6. Возможно также, ребенку приходилось просыпать­ся ночью в мокрой постели замерзшим, испуганным, и это было очень неприятно: он чувствовал себя одиноким, за­бытым, покинутым, когда его призывы оставались без от­вета дольше, чем это бывало обычно днем.
  7. Не исключено также, что, уговаривая ребенка лечь спать, мы слишком избаловали его, и теперь это служит ему хорошим поводом для самоутверждения и командо­вания родителями.

Так что же сделать, чтобы ребенок охотно отправлялся в постель? МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ ЕГО ПОНИМАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ, ДАЖЕ ЕС­ЛИ ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ЖЕЛАНИЮ РЕБЕНКА.

Это может показаться жестоким, но это так. Мы подчеркнули тот факт, что дети не любят ложиться спать, не для того, чтобы подсказать более энергичные дисцип­линарные меры. Совсем нет, мы обратили внимание на это вот по каким причинам:

  1. Обычные объяснения, награды и подарки ничего не дают. С этой проблемой мы сталкиваемся почти ежеднев­но и поэтому будем постоянно находиться в трудном поло­жении, выискивая все новые и новые стимулы. Вообще нельзя устанавливать с детьми меркантильных отноше­ний. Иначе они, не зная, допустим, что сегодня у нас пло­хое настроение, удивлялись бы, почему мы не расположе­ны к заключению очередной «сделки». Наконец, ни один ребенок никогда ни за какие подарки не научится с радо­стью укладываться в постель.
  2. Нужно много понимания, доброжелательности, терпения, чтобы научить человека тому, чему он не хочет учиться. Всем известно, как легко учить то, что интерес­но. Ведь ни один ребенок на свете ни­когда не заинтересуется этим уроком, пока он здоров и нормально чувствует себя. Вот почему подобная задача столь трудна для нас родителей, и мы теряем терпение, а нетерпение прямой дорогой ведет нас к строгости. И это очень плохо, потому что: во-первых, строгость - не га­рантия успеха, а во-вторых, даже если нам кажется, что строгость помогает, это не совсем так, мы только обма­нываем самих себя. Ведь одной строгостью мы не на­учим ребенка понимать необходимость сна, а лишь заста­вим смириться с тем, что у него такие требовательные ро­дители. Бывает и иначе - ребенок теряется и не может понять, почему его мама и папа, которые всегда так лас­ковы и добры к нему, становятся столь неприятными и злыми, когда приходит пора ложиться спать.

Так что же все-таки делать? Прежде всего попы­таемся установить, чего, собственно, мы хотим добиться? Ведь мы НЕ ХОТИМ уложить Антона спать только се­годня вечером или только завтра, мы НЕ ПЫТАЕМСЯ заставить его полюбить время отхода ко сну, мы НЕ ХОТИМ, чтобы он считал нас строгими. Мы хотим научить его понимать необходимость ложиться спать независимо от его желаний. Мы хотим научить его ПРИВЫКНУТЬ к тому, что должно стать ПРИВЫЧКОЙ. Теперь с этими ясными мыслями в голове вы можете поступать по-раз­ному.

  • Не старайтесь сразу научить ребенка чему-либо в первый год жизни. Потребность сна у грудного ребенка пока еще пересиливает интерес к окружающему миру, и это для него лучший учитель.
  • Незаметно урок можно начать и на первом году жизни ребенка следующим образом:

а) не давайте ему спать днем и развлекайте, зани­майте его во второй половине дня настолько, чтобы он устал;
б) берите днем его из кроватки или коляски на руки НЕ ТОЛЬКО тогда, когда он плачет;
в) постарайтесь КАК МОЖНО СКОРЕЕ поместить его в отдельную комнату;
г) гасите свет и сразу же;
д) как только ребенок заплачет или закричит, подой­дите к нему НЕМЕДЛЕННО, поменяйте пеленки, если он намочил их, дайте попить и ласково успокойте, пока он не задремлет. Не берите его на руки и не давайте ему ро­жок. Слегка похлопайте по плечу, поговорите с ним, пусть он ощутит ваше ласковое и спокойное присутствие.

  • Бывают случаи - по правде говоря, редкие, когда ребенок просыпается ночью сильно взволнованным. Если у него нет температуры или простуды и в кроватке ему ничто не мешает, возможно, его испугал плохой сон. Дети не отличают, как взрослые, сон от действитель­ности, и порой сновидения тревожат их гораздо больше, чем нас. Очень возможно, что во сне они видят нас гроте­скно деформированными. Если ребенку приснился плохой сон, стоит разбудить его, зажечь свет, взять малыша на руки и, когда он успокоится, перестанет плакать, нужно погово­рить с ним, даже немного развлечь, прежде чем снова уложить спать. Все это очень важно для того, чтобы у малыша не возникло неприязненное отношение ко сну.
  • Когда ребенку 1,5-2 года, дело несколько ослож­няется. Он уже знает значение слов «Спокойной ночи!», но иногда притворяется, будто не понимает их. В таких случаях надо быть последовательными и слово заменить делом. Раз уж вы сказали «Спокойной ночи!», так и дол­жно быть. Однако ребенок начинает плакать. Тогда сде­лайте следующее:

а) придумайте какой-нибудь несложный ритуал, какую-нибудь милую формальность и выполняйте ее всякий раз, когда пора ложиться спать. Ребенок станет ждать этого ритуала и постепенно привыкнет, что вслед за ним наступает сон. Таким ритуалом могут быть какие-нибудь очень простые действия. Они могут состоять, например, из того, что вы открываете окно, задвигаете шторы, даете ему попить, поправляете одеяльце… На эти и другие не­значительные мелочи стоит обратить его внимание;

б) дайте ему что-нибудь, что сможет заменить вас, когда вы уйдете из комнаты. Например, мишку или куклу, они вполне годятся для этого. Скажите малышу, что­бы он не будил мишку, потому что тот уже спит, или что­бы он убаюкал его;

в) вернитесь к ребенку, если он начинает плакать, как только вы вышли из комнаты. Снова вернитесь, ес­ли он продолжает плакать. Во второй раз скажите ему, что вы в соседней комнате, что все спокойно, что мама любит его и что вы снова увидите его завтра утром (ска­жите это ему очень твердо);

г) если ребенок опять начнет плакать, минут двад­цать не подходите к нему. Затем вернитесь и без особой нежности, но в то же время без упреков успокойте его, вытрите ему пот со лба, дайте попить, пожелайте спокой­ной ночи и выйдите. Повторите ритуал, если это необхо­димо. Конечно, трудно оставаться спокойным, когда ребе­нок плачет, но если вы сделали все, что нужно, можете не волноваться;

  • Если ребенок боится темноты, достаточно, чтобы, во-первых, в комнате горела неяркая лампочка, во вторых, вечером, когда уже темно, но еще рано ложиться спать, можно придумать какую-нибудь игру: сначала оставайтесь в темноте вместе с ребенком недолго, потом по­дольше, затем пусть он недолго побудет один и в конце концов один и долго.
  • Если ребенок заплачет ночью, всегда сразу же под­ходите к нему независимо от возраста.
  • Так же, независимо от возраста, понаблюдайте, до­статочно ли активен ребенок в течение дня и устал ли к вечеру. Соответственно попробуйте исключить днев­ной сон.
  • Хорошо, когда ребенок каждый вечер ложится спать в одно и то же время, но все же не стоит придер­живаться этого слишком строго. Плюс-минус полча­са - нормальное отклонение. Иногда эти полчаса могут послужить и наградой за что-либо.
  • Когда вашему сыну будет 3-4 года, используйте его возросшую способность размышлять. Вот что надо делать, если он начинает хныкать и не хочет идти спать:

а) объясните ему, что все его друзья (перечислите их всех по именам) уже легли спать и спят;

б) скажите ему, что то же самое делают все его това­рищи, и в этом нет ничего особенного;

в) обратите внимание ребенка на то, что вы сами, когда были маленькими, тоже ложились спать в это вре­мя, и заметьте, - ему это будет приятно, - что вы еще не скоро ляжете спать, чтобы прийти к нему, если он позо­вет вас;

г) ласково, но твердо объясните ему, что все дети уже спят, что в это время уже больше ничем нельзя зани­маться, что вчера он тоже ложился спать и позавчера и завтра так будет, что мы не можем делать только то, что нам нравится;

д) подскажите ему что-нибудь хорошее, о чем он мог бы подумать, и пожелайте спокойной ночи.

  • Мы еще не говорили о том, что перед тем, как ук­ладываться спать, ребенок непременно должен посидеть спокойно, послушать сказку. Даже если отец немного по­возится с малышом, поиграет с ним - это невредно, на­против, не надо избегать таких развлечений. Но потом подождите немного, пока ребенок успокоится, И только тогда скажите ему «Спокойной ночи!» и уйдите. Если же он не перестанет шалить, вам лучше исключить подобные забавы.
  • И наконец, не надейтесь, что окончательно разре­шите эту проблему раньше, чем ребенку исполнится лет пять или больше.

Понимание, терпение, правильное поведение будут вознаграждены, когда ваши дети, умиротворенные и ус­покоенные, научатся нормально относиться к тому, что надо ложиться спать, при этом они еще усвоят нечто го­раздо более важное - они научатся соглашаться с чем-то, что противоречит их желанию, и не будут испытывать разочарования. А это уже начало психологической зрело­сти.

ДНЕВНОЙ СОН

Как правило, дети до 4 лет спят днем. Продолжитель­ность сна, как и возраст, когда эта привычка исчезает, у всех ребят совершенно разные.

Мы затрагиваем подобный вопрос лишь для того, что­бы обратить внимание на это различие. Родители ошибаются, полагая, будто их дети непременно должны спать какое-то время днем. Потребность в таком сне мо­жет быть у каждого ребенка своя.

В первые два года жизни вполне естественно, что малыш спит днем долго, а дальше он может либо сохранить эту привычку, либо рас­статься с ней. Родители не сделают ничего плохого, если будут укладывать ребенка спать днем, но н е р е к о- м е н д у е т с я с ч и т а т ь д н е в н о й с о н о б я з а т е л ь н ы м. Какое-нибудь спокойное занятие даст столь же полезный результат.

Вот основные выводы, почему не следует придавать слишком большое значение дневному сну:

  • Возникают разногласия между родителями и деть­ми.
  • У ребенка появляется точно такое же неприязнен­ное отношение и к укладыванию в постель на ночь.

Поскольку вечером этот момент так или иначе не­избежно сопряжен с разного рода трудностями, лучше не создавать себе новых осложнений. Самое мудрое поэтому - вести себя так же, как и в сложностях с питанием. Ребенок попросит есть, если захочет, и будет спать, когда устанет: признавая справедливость его желаний, поможем ему спокойно принять и наши усилия и свое взросление.


Достаточно типичная картина. Уже девять часов вечера или даже одиннадцать, а ребенок даже не думает укладываться спать.
Зубы почищены, малыш сыт, уже «спят все игрушки», а малышу хоть бы что. Что делать в ситуации, когда ребенок не хочет ложиться спать? Давайте попробуем разобраться.

Почему дети не любят спать?

Откуда же берется детское нежелание идти спать? Американский психолог Алан Фромм предлагает следующую классификацию причин:
1. Для ребенка лечь спать – значит расстаться с каким­-нибудь интересным занятием или покинуть приятное общество (например, работающих маму и папу).
2. Дети знают, что взрослые еще не ложатся спать, и поэтому думают, будто мы разрешаем себе что-­то, что им не позволено.
3. Часто бывает, что дети еще не устали.
4. Иногда дети боятся темноты.
5. Возможно, у ребенка были страшные сновидения, и из-за этого возникла некоторая неприязнь ко сну.
6. Не исключено, что, уговаривая ребенка спать, взрослые слишком избаловали его, и теперь это служит хорошим поводом для манипулирования родителями.

Признаки утомления

Очень важно научиться замечать первые признаки утомления и усталости, это поможет переключить внимание ребенка и не допустить перевозбуждения перед сном. Сделать это несложно. Если вы отметили один или несколько из перечисленных ниже признаков, скорее всего, вашему ребенку требуется отдых:
беспричинный плач, капризы;
малыш начинает тереть глаза, зевать;
сосет палец или погремушку, теребит пуговицу, сосет губу;
нарушается координация движений, особенно рук, ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре;
замедляются движения, появляется вялость;
возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Как только вы заметили появление этих признаков, самое время отвлечь ребенка и настроить на сонный лад.

Готовимся ко сну

Время отхода ко сну – это хорошее время для укрепления эмоциональной близости с ребенком. Пусть оно будет приятным для вас обоих. Почитайте книжку малышу, спойте ему колыбельную, сделайте легкий массаж, говорите тихим и спокойным голосом.

Если ребенок очень эмоционален и подвижен, перед сном используйте короткую и простую фразу, например, «пора спать». Возможно, ее придется повторить несколько раз, но делайте это спокойно, повторяя нейтральным тоном, не переходя на приказные команды.

Подарите ребенку игрушку «для хороших снов». Это может быть небольшая мягкая игрушка (мишка, зайка, гномик, котенок и пр.). Расскажите ребенку, что эта игрушка будет дарить ему хорошие и добрые сны. Во время путешествия берите эту игрушку с собой, это простой способ дать малышу ощущение безопасности, где бы он ни спал.

Позвольте ребенку принять активное участие в подготовке ко сну: выбрать сказку, пижаму или колыбельную для прослушивания.

Для того чтобы подготовить ребенка ко сну, можно также использовать «ритуальные игры».

«Сонные ритуалы»

Часто детям бывает сложно оторваться от любимой игры или просмотра телевизора, когда родители начинают говорить о том, что «уже поздно и надо спать». Поэтому, можно использовать так называемые «сонные ритуалы». С одной стороны, они успокоят нервную систему ребенка, с другой – сделают приятным процесс отхода ко сну. Это спокойные игры и занятия, которые должны быть ежедневными, по возможности начинаться в одно и то же время и занимать не более 30 минут.

Важно выбирать спокойные игры, чтобы не произошло эмоционального перевозбуждения. Для грудничка это может быть одна и та же колыбельная на ночь. Для детей с года до трех лет можно использовать специальные игры.

Например, игра «Мишка» (Е.В. Ларечина). Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет за ним.
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет. (Показать, как Мишка идет по лесу.)
Вдруг упала шишка, прямо Мишке в лоб. (Правой рукой коснуться лба.)
Мишка рассердился и ногою – топ. (Топнуть ножкой по полу.)
Больше я не буду шишки собирать. («Погрозить» пальчиком.)
Сяду я в машину и поеду спать. (Соединить ладони и приложить к щеке.)

Игра «Зайка» (Л.А. Булдакова).
Ручка – плюх, другая плюх! Бедные, упали. (Попеременно уронить сначала одну ручку, затем другую.)
Словно ниточки висят, как и я, устали. (Легко встряхнуть руки, усталое выражение лица, вялое – всего тела.)
Снова зайка прыг да скок, ходит по дорожке. (Пройти медленно по полу.)
Вместе с ним мы отдохнем, прополощем ножки. (Встряхнуть правую, потом левую ногу.)
Так трудились с зайкой мы, что устали сами.
Отдыхать теперь пойдем, на коленки к маме. (Посадить ребенка на колени и обнять).

После подобных игр можно заняться уборкой игрушек, превратив этот процесс в ритуальную игру. Можно сказать: «Игрушки устали и хотят спать, надо им помочь найти свой домик».

В процессе приготовления ко сну похвалите малыша за то, что он понимает, что нужно спать, убирать игрушки и т.д.

Для детей более старшего возраста подойдет совместное чтение книг или спокойная беседа перед сном. Можно рассказать «воображаемую» историю, дав возможность немного пофантазировать. Рассказывайте о каком­-нибудь особенном месте, которое знакомо ребенку, например, сад, полянка или лес. Описывайте это место медленно, тихим и спокойным голосом. Попросите ребенка закрыть глаза и попробовать представить, то о чем вы будете говорить. Рассказывайте о дружелюбных животных, добрых людях или мудрецах. Когда ребенок подрастет, он сможет сам продолжать историю.

Окончив ритуал, спокойно и твердо желайте ребенку спокойной ночи и выходите из комнаты.

Старайтесь также соблюдать ритуалы и время отхода ко сну во время путешествий, праздников и болезни ребенка. Детям трудно вернуться к установленному распорядку, если он был нарушен.

Игры с водой

Одним из эффективных способов “заставить” ребенка лечь спать являются игры.

Ритуальными играми перед сном могут стать и игры с водой. Вода положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Соприкасаясь с водой, ребенок получает приятные ощущения. Многие родители замечают, что, играя с водой, дети успокаиваются и перестают капризничать. Звуки льющейся воды действуют благотворно, а игры с водой снимают эмоциональное напряжение.

Можно использовать следующие игры:

Игра «Переливай-ка». Для этой игры вам понадобится несколько стаканчиков и глубоких тарелочек. Покажите ребенку, как черпать воду и переливать из одной емкости в другую. Можно наливать воду в мисочки из маленькой лейки, а потом поить животных. Такие игры также развивают координацию движений и усидчивость ребенка.

Игра «Поймай льдинку». Опустите в тазик с теплой водой несколько кубиков льда и предложите ребенку поймать их.

Игра «Вылови игрушки». Предложите ребенку бросать в воду игрушки, а затем их вылавливать разными способами: двумя пальчиками или с помощью сита.

Игра «Водяная мельница». Поставьте водяную мельницу в тазик и покажите, как лить воду на лопасти мельницы, чтобы они крутились. Пусть ребенок поставит под мельницу миску так, чтобы туда попадала вода.

Ночные пробуждения

Ребенок проснулся ночью и не хочет больше ложиться спать. Что делать?

Всех детей время от времени могут беспокоить ночные страхи и кошмары. Ночные страхи могут тревожить даже годовалого малыша. Виной всему – яркие эмоциональные впечатления, которым дети подвержены так же, как и взрослые. Если ребенок посреди ночи вскрикнул или заплакал, прилягте рядом, обнимите его и прижмите к себе. Обычно со временем ночные страхи проходят.

Ночные кошмары редко одолевают ребенка до трех лет. От страхов они отличаются тем, что ребенок помнит содержание кошмарного сновидения. Обратите внимание на содержание мультфильмов, сказок и компьютерных игр. Избегайте перегрузок и переутомления, соблюдая режим дня.

Если ребенку приснился кошмарный сон, не бойтесь поговорить об этом, не упрекайте ребенка в том, что он все придумал. Наоборот, попросите рассказать свой сон или нарисовать, пусть ребенок выплеснет напряжение.

Если ночные кошмары регулярны, проконсультируйтесь с психологом и неврологом.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно?

Начинать приучать ребенка засыпать самостоятельно лучше еще в младенческом возрасте. Иногда кладите ребенка в кроватку, пока он еще бодрствует, пусть пробует заснуть сам. Ночью старайтесь не брать ребенка к себе в постель, но при необходимости подходите к нему сами.

Уложив ребенка спать, выходите из комнаты. Если ребенок вскакивает, снова укладывайте его со словами: «Пора спать». Если после вашего ухода ребенок встает и начинает плакать, укладывайте его снова, повторяя фразу: «Пора спать». Не позволяйте ребенку искать развлечения в вашей компании.

Вы можете сидеть с ребенком, пока он не заснет, но каждый вечер увеличивать дистанцию, отодвигаясь дальше и дальше. Например, в первый вечер вы сидите на кровати, во второй – на кресле рядом с кроватью, на третий – на стуле в конце комнаты и т.д. Наконец вы оказываетесь в дверях, затем в соседней комнате.

Попробуйте укладывать ребенка позднее положенного времени, чтобы он быстрее заснул, но постепенно сдвигайте время укладывания, каждый вечер на 15 минут раньше, пока не достигните приемлемого времени.

Итак, чтобы помочь ребенку заснуть, вы можете использовать следующие приемы:
Установите время отхода ко сну и старайтесь ему следовать. Отмечайте признаки утомления, если упустить этот момент – ребенок перевозбудится и его придется успокаивать.
Установите порядок отхода ко сну. Пусть этот ритуал будет недолгим – не более 30 минут. Вы можете покормить ребенка, потом прочитать сказку или спеть песню, переодеть ребенка, потом покачать или сделать массаж.
Выберите 1-2 игры, которые понравятся вашему малышу, они и будут ритуальными играми перед сном.
Можно давать мягкую игрушку, которая ассоциируется у ребенка со сном.
Во время вечернего туалета предоставьте ребенку возможность поиграть с водой.
Добрых снов вам и вашему малышу!

Софья Позднякова, детский психолог ЦППРиК «Преодоление»
журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь 2012