Восточные славяне в VII-IX вв. Восточные славяне в древности VI-VIII век

Восточные славяне. VI–VIII век

Примерно в V веке началась славянская экспансия с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья на запад, юг и восток. На запад славяне мигрировали в направлении верховий Вислы, а затем Эльбы, огибая внешние Западные Карпаты (то есть с восточной и северной стороны Карпат). На восток славянские племена распространялись в направление верховий Волги и Оки. На юг славяне двигались в сторону Дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков Дуная и вторгаясь в пределы Византийской империи. А к середине VI века отдельные славянские племена смещались из района Дуная на север. Около 550-60 гг. Мазурского поозерья (северо-восток Польши) достигает волна переселенцев со среднего Дуная. В 575–675 гг. этого региона достигает вторая, более мощная волна славян, вытесняющая местное население. В V-начале VI века Мазурское поозерье и более восточные области (бассейн Немана, Западной Двины, верхнее Поволжье и верховье Оки) были заселены племенами балтов и остатками угро-финнов.

В VI–VIII веках славянское население росло и славяне занимали практически всю восточную Европу. На севере их звали «венедами». В это время Балтийское море называли Венедским, а янтарь – венедским камнем. Эстонцы до сих пор называют русских «венами». На юге их звали «склавины», а на востоке – «анты».

В первой половине VI в. сформировались ареалы расселения славяноязычных племен на восточно-европейской равнине. Лесную полосу от Западного Буга до Среднего Днепра, ограниченную с севера Припятью, заселяли словене-дулебы. К югу и востоку от них жили анты. Они на западе заняли подступы к Дунаю вблизи его дельты, населяли лесостепь от Серета до Днепра, лесостепные и отчасти степные области Нижнего Поднепровья и Левобережья, отчасти Подесенье с Посемьем. Расширение антского ареала на восток нашло отражение в письменных источниках. Прокопий Кесарийский отмечал в середине VI в. многочисленные племена антов в глубине Днепровского Левобережья в районе Северского Донца.

Славянские племена Левобережья, известные как волынцевцы , вынужденно признавали зависимость от возникшего в VII в. Хазарского каганата. Здесь же селились и хазары, да и алано-булгарские племена подчинились кагану. Без союза с каганатом невозможно было бы расселение волынцевских племен на восток, к Северскому Донцу и Дону. А осевшие на Дону волынцевцы уже точно являлись союзниками и данниками каганата. Однако по мере усиления славянского начала зависимость от чуждой Степи становилась все более тягостной. Тем более, что Хазарию уже в VIII в. потрясло несколько кризисов, связанных с давлением арабов.

В VI веке славяне занимали Волынь (волыняне ), южные степи вплоть до Черного моря (сиверцы и уличи ), бассейн Припяти (древляне ) и южную Белоруссию (дреговичи ). В северной части Белоруссии расселились западные славяне, по словам летописца, пришедшие в центр России из Польши, распространившиеся в VII–VIII веках как радимичи на юг до притока Днепра Сожа и как вятичи – на восток до бассейна Верхней и Средней Оки, поселившись среди местных угро-финских племен. Бассейн реки Великой, верховья Ловати и Западной Двины были заняты псковскими кривичами . Земли в бассейнах рек Ловать, Мета и Волхов и берега озера Ильмень были заселены союзом словен ильменских . Славяне, севшие в VIII в. в среднем течении Западной Двины и в долине реки Полоты, скоро обособились и составили собственный союз полочан.

В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, а археологические данные последнего времени указывают на формирование заметного массива славян как части единого этноса также в ареале киевской археологической культуры (II–IV вв.).

Не вызывает сомнений, что часть антов спустилась из района Киева вниз по Днепру, к впадению Роси и далее. Неизбежное в этом случае перенаселение этих земель, вероятнее всего, привело к образованию отдельной группы антских поселений гораздо дальше на юг – по обоим берегам реки при ее изгибе (Яцева балка, Игрень, Волошское и др.). В своем продвижении с севера эти анты должны были с неизбежностью миновать на левом берегу впадение реки Орель (др. – рус. Угол). От этой реки происходит название восточно-славянского племенного объединения угличей (уличей), занимавшего нижнеднепровские земли в IX–X вв. Скорее всего, название «угличи» появилось именно в антскую эпоху и прилагалось к антскому племени, осевшему на самой границе алано-булгарских степей, за устьем Орели-Угла. Распространенность в славянской традиции тюркизированной формы этого названия – «уличи» – объясняется именно давним взаимодействием угличей и булгарских кочевников в этом районе. Эта общая картина славянского расселения сохранялась затем на протяжении длительного времени.

Славяне V–VII вв. являлись главным образом земледельцами и скотоводами и для поселений выбирали плодородные, богатые разнотравьем долины рек. Основным типом жилища были наземные срубные дома, с печью-каменкой или глиняной печью в центре или в углу помещения, а также полуземлянки. В VI–VII вв. отдельные типично славянские наземные срубы с печью или очагом в углу или в центре помещения появляются в Пскове, в Старой Ладоге (VIII в.), в бассейне реки Мсты.

Значительно больше славянских поселений данной эпохи отмечено в бассейне Западной Двины, во всем бассейне Днепра, в верховьях Оки и Северского Донца. Наиболее густо населенным славянским районом Восточной Европы являлся бассейн Верхнего и Среднего Днестра и среднее течение Южного Буга. В VIII в. возникли укрепления Изборска (район Пскова), Старой Ладоги, Гнездова (на волоке из Днепра в Западную Двину в 10 км западнее Смоленска), ранний Муром, поселение Тимерёво (район Ярославля), Сарское городище, центр-крепость Хотомель в низовьях реки Горынь, ставшая прообразом будущих военных городов-лагерей, спутников столиц крупных княжеских уделов Руси IX–XII вв. В VIII в. словене новгородские, шедшие из Приильменья, заселили Верхнее Поволжье и проникли на берега Белого озера, будущей вотчины князя Синеуса.

Затем словене новгородские новым мощным потоком переселенцев заселили берега озера Неро, чем было положено основание Ростову Великому. Плодородные земли владимиро-суздальского ополья покрылись множеством славянских курганов. Более ранняя история этих земель пока не известна.

В IX в. расширился древний Киев, складывался Чернигов, строилась крепость в Старой Ладоге. Одновременно вокруг городов росли посады. Продвигавшиеся в леса Восточной Европы славяне в V–VIII вв. сметали со своего пути городища прежнего населения – балтского на Верхнем Днепре и финно-угорского в междуречье Оки и Волги. Продвигаясь к северу, славяне целыми племенами или отдельными родами приходили в соприкосновение с балто-славянами и с угро-финнскими народами, издавна населявшими полосу лесов востока Европы. Нередко подобные встречи оканчивались вооруженными столкновениями.

Исторически на востоке Европы сложились как бы две Руси – лесостепная и северная лесная. Славянские роды, уходившие в V–X вв. из западных земель полян, волынян, хорватов, дулебов на средний Днепр, Западную Двину, Оку, Волгу и Белое Озеро, Волхов, на реку Великую и Чудское и Псковское озера, создавали на новых местах в лесной полосе Восточной Европы новые союзы кривичей , полочан, дреговичей, радимичей, вятичей , хотя и соседствовавших с теми же полянами и волынянами , но противопоставивших им собственную систему власти, экономики и обороны.

Постепенно в VI–VIII вв. к северу от земель, занятых классическими славянскими союзами полян, волынян, хорватов, северян, дулебов и пр. (культура Прага – Корчак V–VII вв.), складывалась система славянских союзов, которым в IX–XI вв. древнерусский летописец дал названия древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, полочан, словен новгородских.

В VI–VII вв. кривичи (псковские) расселились в бассейне реки Великой и на берегах Псковского и Чудского озер. На месте позднейшего Пскова славяне поставили наземные срубы, отапливавшиеся печами или очагами. По сторонам от земель кривичей псковских жили племена балтов и чуди (эстов).

Имеется и указание на существование союза между восточно-славянскими племенами во времена легендарного князя Кия: «И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная» .

В VI–VIII вв. восточные славяне часто упоминаются вместе с хазарами, что оценивается историками как свидетельство об их союзных и, позднее, даннических отношениях.

Рис. 28. Схема славянских племен

В VI–IX вв. на юго-восточных рубежах славянских земель, на вечно неспокойном пограничье с миром кочевников городища, окруженные посадами, предградьями, чаще всего сооружались на правых (западных или северных) берегах Ворсклы, Пела, Сулы, Сейма, Десны, среднего Дона, верхней Оки. На иных землях исторической Руси в VI–IX вв. тоже были укрепленные городища, но их число было меньшим, нежели в лесостепях левобережья среднего Днепра. Соседство с кочевыми народами степей Евразии давало себя знать едва ли не ежегодно, и защищать свои рубежи славянам будущих Переяславского, Северского и Рязанского княжеств пришлось уже в VI–VIII вв.

Движение славянских племен в направление верховий Волги и Оки в VI веке четко подтверждается археологически. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В VI веке славянские племена антов противостояли Аварскому каганату. После разгрома аварами объединения антов князя Мезамира и завоевания славянских земель в Малой Скифии, у князя Добриты собрались оставшиеся дружины разных племен. На славянском вече было решено объединенными силами идти на авар и греков. В 580-х гг. нашествие славян охватило большую часть Мезии и Фракии. Сербы, шедшие из района современного Берлина (тогда славянского поселения Берло), словенцы и хорваты с Карпат, древляне, дреговичи и другие славянские племена хлынули на Балканы и многие роды остались там. В Родопских горах на скале в это время был высечен барельеф славянского бога Святовита (так называемый «Мадарский всадник»), а рядом с ним помещена руническая запись летописи времен первых славяно-булгарских ханов. Сохранился грузинский документ, где рассказывается, что некий русский князь нападал на Византию, брал пленных и дань с греков. Затем он принимал участие в осаде Константинополя в 626 году.

Авары в это время вели переговоры со многими славянскими князьями, стараясь убедить их посылать войска против Византии. С этими переговорами связан инцидент появления трех русских мужиков (с гуслями), передавших Баяну отказ ильменских славян участвовать в его войнах по причине дальней дороги. Попав случайно в Константинополь, мужики боялись возвращаться прежней дорогой назад, боясь мести раздосадованных отказом аваров, и просили императора помочь им вернуться другой дорогой. И тот отправил их со своим посольством к королю франков Людовику I. А в Бертинских анналах они были описаны как официальные послы, разговор с которыми заставил Людовика I подозревать в них шведских шпионов (свеонов, норманов). А это были простые мужики из Руси, вероятно, плохо понимавшие о чем их спрашивают и от смущения подтвердившие, что они «северные люди».

Когда славяне занимали земли за Дунаем, а готское войско воевало со славянами на Днепре, Криворог из рода Белояра с Кубани около 580–600 гг., начал поход на Сурож в Тавриде, занятый греками. Греки были разбиты. Они стали ублажать Криворога, несли ему богатые дары. А в это время их воины напали на Голунь, которая была в это время беззащитна. В «Книге Велеса» читаем: «И тогда греки напустили на нас воинов в железных бронях и побили нас. И много было пролито крови русичей вниз на землю, и не было числа стенаниям русским». Возможно, в память об этом князе было названо урочище Кривой Рог (на месте которого вырос одноимённый город).

В 780-е годы новгородский князь Бравлин II совершил поход с севера по Днепру и далее до Дона, освободив по пути от хазар все славянские земли. При Бравлине Русь собралась воедино от Балтийского моря и Новгорода до Дона. Бравлин II вместе со жмудью, соседями новгородцев вторгся в Крым. Но Бравлин в Крыму не тронул готов, а обрушился на греческие города побережья от Херсонеса до Керчи и в 786 г. после 10-дневной осады взял Сурож. Об этом рассказано в памятнике византийской литературы «Житие святого Стефана Сурожского». (Подробнее см. главу «Крым. VIII в. до н. э. – VIII в.н. э.» )

Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три основные племенные образования (венедов, склавин и антов), в рассматриваемый период происходит ранне-средневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западных, восточных и южных славян (по современной классификации). Тогда же начинается связанное с миграцией выделение отдельных племен, создание новых межплеменных союзов и становление славянских народностей и государств с их участием – Сарматия, Готия, Гунния, Аварский каганат, Великая Булгария, Хазария, государство Само, Карантания, Сербия, Хорватия, Великоморавская держава, Русский каганат, Новгородская Русь, Киевская Русь.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

1.1. Восточные славяне в древности Генезис и расселениеИз всего обилия научных концепций о происхождении восточных славян следует признать ведущей ту версию, что славянский этнос сложился к VI в. н. э. на Придунайской равнине в результате распада единой индоевропейской

автора Алексеев Сергей Викторович

Глава третья. Славяне западные и восточные. Конец VII - вторая треть VIII в Общие черты История западных и особенно восточных славян в VIII в. освещена письменными источниками гораздо беднее, чем история южных. Между тем, речь идет о большей части славянского мира,

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Глава четвертая. Славяне западные и восточные. Последняя треть VIII

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Восточные славяне Середина I тысячелетия н. э. была переломной эпохой для всех славянских племен Центральной и особенно Восточной Европы. После нашествия гуннов, после ухода готов на запад наступила пора великого расселения славян. Они двигались и на северо-запад к

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора

Восточные славяне (VI–IX века) Вопросу о формировании Днепровского государства Ключевский посвятил не только свой Курс истории, но и «Историю сословий», и «Боярскую думу», в которых исследовал юридические, социальные и экономические следствия расселения славян. Одной из

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Славяне восточные

Из книги Краткий курс по русской истории автора Ключевский Василий Осипович

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны;

Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ Если бы славяне не были так раздроблены и если бы между отдельными их племенами было менее несогласия, то ни один народ в мире не в состоянии был бы им

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Восточные славяне Славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян - это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись

Из книги История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах IX - XIX вв автора Автор неизвестен

Восточные славяне редки русских, украинцев и белорусов называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее то же, что и хвала. Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово, иных же, не понимавших их языка, называли немцами, от слова «немой

Из книги Лучшие историки: Сергей Соловьев, Василий Ключевский. От истоков до монгольского нашествия (сборник) автора Ключевский Василий Осипович

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Происхождение славян автора Бычков Алексей Александрович

Восточные славяне «Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину,

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

IV. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ "Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится в основном на 6-8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Восточные славяне Информация о восточных славянах практически отсутствует вплоть до IX в., а если учесть, что с восточными славянами принято соотносить территорию от Белого моря до Черного и Азовского морей и от Карпат до Урала, то и в более позднее время количество

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–IX ВВ Особенности развития славянского общества в VI–IX вв. В истории Европы вторая половина I тысячелетия н. э. была периодом больших исторических сдвигов. Окончились перемещения племен и борьба их с Римской империей в пределах западной ее

Современное население России, Украины и Белоруссии относится к многочисленной группе восточнославянских народов, имеющих общее происхождение, культурные, религиозные и бытовые традиции. Вопросы общественного устройства, культуры и быта восточнославянских племён являются довольно изученными. А вот дать однозначный ответ на вопрос о том, когда они появились и какова территория их расселения, историки не могут.

Проследить историю славянских народов довольно сложно , так как достоверные письменные источники датируются 5−6 веками н. э. Для всестороннего изучения этого вопроса учёные прибегают к результатам исследований в области археологии, лингвистики, этнографии. Опираясь на них можно рассказать о происхождении славян кратко. Самое главное представление о появлении славян получают во время сопоставления всех видов данных.

На основании данных, полученных лингвистами, носители восточнославянских языков относятся к большой общности индоевропейских народов. Временем, когда славянские племена выделились из индоевропейских народностей является II тыс. до н. э. В это время индоевропейцы разделились на три большие ветви:

  1. Протогерманские народы, занимающие территории Западной и Южной Европы. К ним относились кельты, германцы, романы.
  2. Балто-славянские народы, занимавшие обширные земли Центральной Европы между реками Эльба, Висла, Днепр и Дунай.
  3. Иранские и индийские народы, расселившиеся на азиатских просторах.

В середине I тыс. до н. э. произошло разделение балто-славянских народов на две самостоятельные ветви: балтов и славян. К 6 веку нашей эры на территории Центральной и Восточной Европы проживало около 150 праславянских племён, объединённых в три группировки:

  • венеды населяли земли в бассейне реки Висла;
  • склавины расселились в междуречье Днестра, Дуная и Вислы;
  • анты заселили земли между реками Днестр и Днепр.

В начале I тысячелетия нашей эры древний византийский историк написал, что эти группировки имели общие язык, религиозные и правовые нормы, культурные и бытовые традиции. Современные историки считают, что назвать предков современных народов Восточной Европы довольно легко, так как ими были представители всех трёх праславянских группировок.

В 6−7 вв. н. э . единая праславянская народность распадается на несколько ветвей, на этот процесс повлияли события Великого переселения народов. Миграция славянских племён проходила в трёх направлениях:

  • южное направление (Балканский полуостров);
  • северо-западное (вниз по течению рек Висла и Одер);
  • северо-восточное (на север и восток Восточноевропейской равнины).

В результате этих миграционных процессов образовались современные группы славянских народов: западные славяне (поляки, словаки, чехи); южные славяне (черногорцы, сербы, болгары, боснийцы, хорваты, словенцы); восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

Расселение народа

В результате миграции в северо-восточном направлении восточные славяне в древности заселили огромную территорию Восточноевропейской равнины. В VIII-IX вв. на эту территорию переселились порядка 150 славянских племён, достигших на севере Ладожского озера, верхнего течения Волги и Оки на востоке, причерноморских степей на юге.

К IX в. н. э . в Восточной Европе образовались 14 крупных племенных союзов, которые объединили более маленькие племена. Таблица и карта в атласе по истории за 10-й класс помогут запомнить названия и географическое расположение племенных союзов.

Каждый племенной союз имел свой язык, культурные и бытовые традиции, методы ведения хозяйства. Раздробленности восточнославянских племён способствовали различия в природно-климатических условиях занимаемых земель. Их список, если следовать с севера на юг, выглядит следующим образом:

Расселение наших предков в основном носило мирный характер . Приходя на новые территории, славяне или ассимилировали малочисленные местные племена, или мирно сосуществовали и обменивались культурными и бытовыми традициями с коренным населением. Такие отношения поддерживались с западными соседями:

  • балтийские племена: эсты, литы, литва, латгалы, ятвяги;
  • западнославянские племена: ляхи, словаки, чехи.

На северо-востоке от восточнославянских племён проживало коренное угро-финское население: карелы, весь, чудь, меря, мурома, мещёра.

Довольно напряжённые отношения складывались у восточнославянских племенных союзов с восточными и южными соседями, тюркоязычными племенами.

На востоке в верхнем течении Волги располагалось государство Волжская Булгария , образованное частью многочисленного племени болгар. Часть этого народа мигрировала на Балканский полуостров, смешалось с местным славянским населением и образовало Болгарское царство.

На нижней Волге существовало мощное государство Хазарский каганат, данниками которого довольно долго являлись некоторые славянские племена: поляне, вятичи, радимичи и северяне. Они должны были прислать в каганат дань в виде шкур пушных зверей.

В устных источниках упоминались набеги на славянское племя бужан аваров - кочевого тюркоязычного народа, которому удалось создать государственное объединение Аварский каганат, просуществовавший до конца VIII века.

Племена, жившие в лесостепной полосе, периодически подвергались набегам со стороны кочевых народов, продвигавшихся с востока на запад по черноморским степям. К ним относятся: угры (венгры), печенеги, половцы.

Укрепление позиций восточнославянских племенных союзов привело к образованию больших объединений, обладающих признаками государственности. В арабских источниках, датируемых 10 веком, упоминается о трёх суперсоюзах восточных славян: Славия с центром в Новгороде; Куябия, центром которого был Киев. Местонахождение третьего суперсоюза - страны Артании - доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи помещают его в районе Ростова. Также называются земли в районе Чернигова и Рязани.

Согласно главному письменному источнику по древнерусской истории - Повести временных лет - государство восточных славян зародилось на севере в землях ильменских словен в середине 9 века. Это событие связывают с призванием на княжение в Новгород варяга Рюрика, который подчинил себе к концу княжения большинство северо-восточных славянских племён и соседние угро-финские народы. Его преемник князь Олег продолжил расширение влияния варяжской княжеской династии на юг, завоевав в 882 году Киев. Эта дата считается временем образования древнерусского государства - Киевская Русь.

Расселение славян по Восточной Европе происходило в двух направлениях: на север в зону густых лесов, озёр и болот; и на восток в лесостепь , где леса чередовались с большими открытыми пространствами чернозёмных земель. Эта разница в природных условиях наложила отпечаток на быт, хозяйственную деятельность и нравы славян.

Хозяйственная деятельность

Основным видом деятельности у славянского населения Восточной Европы было земледелие . На севере из-за природных условий стал преобладать подсечно-огневой вид обработки земли. Он заключался в следующем: в первый год земледельцы выкорчёвывали участок леса, оставшиеся пни и корни сжигали, удобряя их золой почву, а на следующий год засаживали участок сельскохозяйственными культурами. Такой участок истощался за 2−3 года, и крестьяне переходили на новую землю.

На юге древние славяне занимались переложным видом земледелия, который заключался в выжигании трав на определённой площади и последующим её использованием в течение 4−5 лет. После этого участок оставлялся на 20−25 для восстановления его плодородия.

Не менее важным занятием древнего населения Восточной Европы в древности являлось скотоводство . Его специфика различалась в зависимости от географического расположения племени. На севере население отдавало предпочтение разведению крупного рогатого скота (волов, коров), которых использовали в качестве тягловых животных при сельскохозяйственных работах. Восточнославянские скотоводы в южных землях отдавали предпочтение разведению лошадей, среди которых были и тягловые породы и верховые разновидности.

Помимо крупного скота, разводили свиней, коз, домашнюю птицу.

На севере древнеславянской ойкумены были также распространены бортничество (сбор мёда диких пчёл), рыболовство и охота. Следует отметить, что мёд и шкуры пушных животных являлись основными товарами в торговле с соседями и иностранными купцами.

Довольно активно развивались ремёсла: кузнечное, гончарное, ювелирное, кожевенное. Восточнославянские племена и их соседи вели между собой активную торговлю.

Общественное устройство

Довольно трудные условия жизни и необходимость работать в коллективе способствовали сохранению в восточнославянском обществе общинного строя . Изначально она носила родовой характер, но с развитием методов ведения хозяйства и орудий труда родовые отношения трансформировались в соседские. Соседская община просуществовала на территории России, Украины и Белоруссии до начала XX века.

С развитием общественных отношений на смену полигамным отношениям приходят моногамные семьи, которые стали составной частью соседской общины и основой общественного устройства восточнославянского этноса.

Особенности быта

жила в жилищах полуземляночного типа с двух или трёхскатной крышей. Внутри находилась одна комната с печью без дымохода (дым выходил через дверь и отверстие в крыше строения). Несколько дворов объединялись в посёлок, который располагался в излучинах рек, окружался земляным валом и обносился частоколом. Это защищало жителей поселения от зверей и врагов.

Хозяйственная утварь изготавливалась из дерева или глины. Железо использовалось редко. В основном из него изготавливали орудия труда и оружие.

Одежду шили из льняных и хлопковых тканей, которые самостоятельно пряли женщины в каждой семье. Вещи украшали вышивкой, по которой можно было определить на какой территории проживает её владелец.

Религия и верования

Наши предки до 10 века исповедовали язычество . Они обожествляли природу, верили в духов и сверхъестественные силы. У каждого племени был свой пантеон богов и бог-покровитель. Можно выделить ряд богов, общих для всех восточнославянских племён: Перун - бог грома и молний; Род - плодородия; Ярило (Дажьбог, Хоре) - солнца; Макошь - домашнего хозяйства; Велес - скотоводства и богатства; Сварог - бог неба; Симаргл -подземного мира. Главного бога в славянском пантеоне не было. Только с укреплением княжеской власти происходит возвышение и укрепление культа Перуна, который становится богом войны и покровителем дружинников.

Чаще всего богов изображали в виде каменных или деревянных идолов, установленных в специальных местах - капищах. Они являлись местом проведения религиозных обрядов, часто сопровождавшихся жертвоприношениями. Довольно долгое время были распространены человеческие жертвы. Важную роль в языческом культе играли жрецы.

К 10 веку наши предки осели на территории Восточной Европы. Их трудолюбие, стойкость, миролюбие позволили им активно развиваться и способствовали появлению древнеславянского государства - Киевская Русь.

Происхождение и расселение славян. В современной науке существует несколько точек зрения на происхождение восточных славян. Согласно первой славяне — коренное население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и Черняховской археологических культур. Согласно второй точке зрения (ныне более распространенной) славяне переселились на Восточно-Европейскую равнину из Центральной Европы, а конкретнее — из верховьев Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I—II вв. н.э. О них сообщали римские, арабские, византийские источники. Античные авторы (римский писатель и государственный деятель Плиний Старший, историк Тацит, географ Птолемей) упоминают славян под именем венедов.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Бусом и распял их (спустя 8 столетий неизвестный автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово» ).

Особое место в жизни славян занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В своем продвижении на запад гунны увлекли и часть славян.

В источниках VI в. славяне впервые выступают под собственным именем. По данным готского историка Иордана и византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, венеды в это время делились на две основные группы: (восточные) и славинов (западные). Именно в VI в. славяне заявили о себе как о сильном и воинственном народе. Они воевали с Византией и сыграли основную роль в сломе дунайской границы Византийской империи, заселив в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров. В ходе расселения славяне смешивались с местным населением (балтийскими, финно-угорскими, позднее сарматскими и другими племенами), в результате ассимиляции у них складывались языковые и культурные особенности.

— предки русских, украинцев, белорусов — занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имеющие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — это этап на пути формирования . В летописном рассказе названо полтора десятка объединений восточных славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и т.д.). Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей.

Хозяйственные занятия восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосе. Деревья подрубали, они засыхали на корню, и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Под паром участок был 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, затем рыхлили и также использовали до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, чем сжигание леса, участки приходилось менять через 6-8 лет.

Славяне занимались также животноводством, бортничеством (собиранием меда диких пчел), рыболовством, которые имели подсобное значение. Важную роль играла охота на белку, куницу, соболя, целью ее была добыча пушнины. Меха, мед, воск обменивали на ткани, драгоценности главным образом в Византии. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «из варяг в греки»: Нева — Ладожское озеро — Волхов — Ильмень озеро — Ловать — Днепр — Черное море.

Государство восточных славян в 6-8 веке

Общественный строй восточных славян. В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез» , означающего «вождь» . (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.



Художник Васнецов. "Княжий двор" .

Религия, быт и обычаи восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.



Неизвестный художник. "Славяне гадают перед битвой".

Славяне жили небольшими селениями по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.



Восточные славяне в древности

Славяне были гостеприимны и добродушны. Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя. Повсеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов. Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.

Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селениях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (то есть всей общиной) приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.



Художник Иванов С. В. - "Жилье восточных славян".

Религия, быт и общественный и хозяйственный строй восточных славян (схема-таблица):

Если в письменных источниках венеды оставили о себе память в виде нескольких не очень ясных строк, то с течением времени число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это обстоятельство тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии и в короткий срок, ославянив ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей. Византия потому заговорила о славянах, что с ними ей пришлось сражаться и заключать союзы, приглашать к себе на службу и поселять на своих землях, уступать им целые области и отражать их обычное право в своем законодательстве.

Настала пора, и славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова и в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянородного (Хв.) с грустью констатировать, что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе переселений и передвижений славян приняли участие и славяне Восточной Европы.

Что же говорят о них источники?

«У левого их (Карпат.- В. М.) склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих (племен)-распространяются от Данастра до Данапра, там где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов»1. Так говорит о венедах, славянах и антах писатель VI в., историк восточных германцев-готов Иордан.

Где были земли славян и антов. О расселении славян и антов

Иордан определяет границы этих земель: от Приду- найской низменности до Днестра и Днепра, а на севере до Вислы. Славяне и анты - прямые потомки древних венедов.

Кстати _ отметим, что в названии склавены к-вставка в греческом языке, неизвестная ни в языке самих славян, ни в языках тех, кто со славянами сталкивался непосредственно. Так, у германцев - славянин (slav, slave). У тех же народов, которые познакомились со славянами через греков, в названии славян всюду встречается к (sclavos)2. Арабы называли славян сакалиба.

Другой писатель VI в. Прокопий Кесарийский говорит о славянах и антах, «которые имеют свои жилища по ту сторону Дуная, недалеко от его берега», «живут по Истру»3. Он же указывает, что далее на север ог них4 занимают место «бесчисленные племена антов»5.

О расселении славян и антов вплоть до низовьев Дуная сообщает и третий источник того же VI в. Имеется в виду «Стратегикон», приписываемый обычно императору Маврикию. В той части «Стратегикона», где речь идёт о славянах и антах, указывается, что «их реки вливаются в Дунай»6.

Повествуя о военных столкновениях готов с антами в IV в., Иордан все события связывает со Средним или Нижним Поднепровьем7. Следовательно, писатели VI в. именуют антами славян, живших на востоке Европы от Днестра до Днепра.

Всех ли славян Восточной Европы они называют антами?

Судя по тому, что их интересовали только те славяне, с которыми сталкивались византийцы или готы, антами именовались тогда только славяне, занимавшие юго-запад Восточной Европы. К западу от Днестра обитали ничем или почти ничем не отличавшиеся от антов славяне, называвшиеся «своим именем». Кто жил в лесах, как жили славяне более северных земель, византийцы не знали и не могли знать. Их интересовали только те славяне и анты, силу ударов которых испытала на себе Византийская империя.

Кем были анты?

Иордан указывает, что те, кто некогда именовался венедами, теперь называются венедами, славянами и антами. Он добавляет, что «эти (венеты),-как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, именно при перечислении племен,- происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов»8.

Нет никаких сомнений в том, что Иордан отчетливо представлял себе происхождение современного ему славянского мира и его деление, имевшее место в те времена. В отличие от ряда своих современников - Прокопия Кесарийского, Менандра, Феофилакта Симокатта, не знавших венедов, Иордан располагал хорошей информацией и мог проследить историческое развитие и корни всех ветвей славянства. Иордану вторит Прокопий. Говоря об общности языка и обычаев славян и антов, он подчеркивает, что «некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками»9.

Мы еще вернемся к этому очень интересному месту в «Войне с готами», к этимологическим упражнениям Прокопия, но сейчас для нас важно отметить, что он считает необходимым вести славян и антов от одного корня, от одного предка и подчеркивает их чрезвычайную близость друг другу.

«У тех и у других один и тот же язык... И по внешнему виду они не отличаются друг от друга...» «И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы...»,- сообщает Прокопий о славянах и антах 10. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам...»,- читаем мы в «Стратегиконе» и.

Итак, не может быть сомнений в том, что деление славян VI в. на склавинов (греческая форма именования славян) и актов является отнюдь не этническим расчленением,- славянский мир еще един, и лишь намечаются некоторые особенности, приведшие со временем к выделению из общего славянского мира славян западных, южных и восточных. Поэтому по отношению к началу интенсивных славянских передвижений, переселений и расселений следует говорить не о восточных или западных славянах, а о славянах, живущих к западу ог Днестра, и славянах, живущих к востоку от него, славянах Восточной Европы.

Что же касается названия славян и антов по Проко- пию Кесарийскому спорами, то, видимо, он пытался осмыслить какое-то слово, звучащее так, что у него оно могло превратиться в спорое. Это, как ему казалось, вполне соответствует смысловому значению этого слова в греческом языке, где оно означает рассеянно, рассеянные. То, что было известно об антах и славянах Проко- пию, да и не ему одному, казалось бы, подтверждало его комментарии. Так как они живут «рассеянно», «то и земли им надо занимать много»12.

По Тациту, венеды совершают «разбойничьи набеги» на огромном пространстве от феннов до сарматов. В «Стратегиконе» об антах и славянах говорится, что они «ведут жизнь бродячую»13.

Видимо, передвижения, расселения и переселения венедов и их потомков -славян и антов, охватившие огромную территорию, а также малолюдность их поселков, большие расстояния между ними, что вполне естественно, если учесть непрерывное расширение в те времена области расселения славян, и создали такое представление у Прокопия. Возможно, что наименование сербы, сорбы, широко распространенное в разных местах славянского мира в те времена и позже и сходное по звучанию со споры, послужило основой для подобного рода догадок Прокопия.

Откуда произошло название анты, и было ли оно самонаименованием?

Сами себя антами славяне Восточной Европы не называли. Термин ант в славянских языках времен славянских письменных источников отсутствует. Кроме того, нельзя не обратить внимания на исчезновение с 602 г. названия антов в византийских источниках. Это может быть объяснено тем, что в жизни антов произошел какой-то перелом. Им был разгром, учиненный тюрками- аварами, «обрами» «Повести временных лет», антам, не раз выступавшим и в качестве союзников аваров, а в тюркских языках ант означало союзник, «принесший клятву верности». Не стало аваров, они «погибоша аки обры», не стало и их «союзных» славян, носивших это тюркское название. Причем союз этот был вынужденным и далеко не равноправным. Авары «примучили» славян и вынудили их принести присягу («роту») и таким образом стать антами. Быть может, в такое положение попала какая-то часть славян еще раньше, во времена гуннского нашествия. Термин ант примерно в этом значении встречается в тюркских, монгольских, алтайских языках, а гунны говорили на каком-то древнем тюркском языке 14.

После того как авары - «обры» - исчезли без «наследия», подчиненные им славяне стали выступать под другими, своими именами. Имя славяне являлось, несомненно, самоназванием славян. Причем им назывался то весь славянский мир, то какая-то часть его, обычно занимавшая окраины славянской территории (словене ильменские, словаки, словенцы, словинцы на побережье Балтийского моря).

Как произошло название славяне (древнее словене)? Что оно обозначало?

Происхождение самоназвания славян уходит в такую даль веков, которая исключает возможность точного и единственного ответа на этот вопрос. Существует много различных предположений о происхождении наименования словене. Словен или славян производят от слово, т. е. говорящие, владеющие языком, в отличие от неумеющих говорить, немых, немцев; от славы в значении почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень слов или слав (по аналогии с русскими волжанами или волгарями, уральцами, поморами, сибиряками). Предполагают, что в глубокой древности слав означало просто народ, племя. Аналогии имеются в кельтских языках, где slougas, sloug означает народ, община, в ряде других языков, как, например, корякском, чукотском, камчадальском, эскимосском, где самоназвания нымылан, лоуроветлан, ительмен, иннуит буквально означают настоящие люди, люди. Существует еще много гипотез о происхождении названия славян, но вряд ли на данном уровне развития науки можно будет одну из гипотез, и только одну, признать единственно правильной. Важно отметить наличие у славян этнонима, т. е. общего наименования - славяне. Следовательно, сознание единства всех славян восходит к очень далекому прошлому. Нельзя не отметить, что соседи славян - балты и германцы такого общего этнонима не знали 15.

Если о венедах мы располагаем лишь отрывочными сведениями и писатели древности ничего не говорят об их хозяйстве, социальном строе, то иначе обстоит дело со сведениями об антах. Политические события времен великого переселения и расселения славян вынудили Византию заинтересоваться славянами и антами. Анты - земледельцы. «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, особенно проса и пшеницы»,- сообщает «Стратегикон» 16. «Вместо городов у них болота и леса»,- пишет о славянах и антах Иордан 17. «Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озер, устраивая в своих жилищах (поселениях.- В. М.) много выходов вследствии случающихся с ними, что естественно, опасностей»,- продолжает автор «Стратегикона».

Его рассказ дополняет Прокопий Кесарийский: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места - жительства» 18. Это подтверждает «Стратегикон», сообщающий о славянах и антах, что они «ведут жизнь бродячую»19.

Как примирить указания на «бродячую жизнь» славян и антов, на постоянную смену «мест жительства» славян и антов, напоминающую «разбойничьи набеги» венедов на земли от феннов до сарматов, с их оседлым земледелием и скотоводством?

С тех времен, как они под названием венедов появились в письменных источниках, славяне находились в состоянии постоянного и непрерывного расселения. Поэтому они жили «рассеянно» («спораден»), «на большом расстоянии друг от друга», и так как «часто меняли места жительства», то византийцам казалось, что они «ведут жизнь бродячую». Славянские полуземлянки, служившие жилищем для славян и антов, а они, как сообщает «Стратегикон», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам», что подтверждает и Прокопий, указывающий, что у антов и славян «вся жизнь и законы одинаковы», византийцам казались «жалкими хижинами».

Славяне и анты представляют собой отнюдь не народ, а совокупность «бесчисленных племен». «Эти племена, славяне и анты,- сообщает Прокопий Кесарий- ский,- не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»20. У них не г «единого начальника», и «так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступать другому»21.

Множество мелких племен, то объединявшихся, то враждовавших друг с другом, что, конечно, ослабляло славян в их борьбе с Византией и аварами,- вот что представлял собой мир антов и славян во времена Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега и Иордана.

Анты, по свидетельству Прокопия, «рассуждают сообща обо всем, что для них полезно или вредно». Речь идет, по-видимому, о сходках родов или племен, о родовых и племенных вечевых собраниях. Но объединения племен не прочны. Они то складываются, то рассыпаются. Союзы племен, формирующиеся по взаимной договоренности на межплеменных сходах, недолговечны и непостоянны. Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, и лишь на время интересы обороны или совместных военных походов заставляют их объединиться под властью одного вождя. Многочисленность предводителей у антов, которых «Стратегикон» называет «риксами», а Феофилакт Симокатта - «рекса- ми», заявляя, что «так варвары называют на своем языке» вождей, десятки «вельмож», о которых говорит Иордан, давала возможность византийцам подкупать некоторых из них и этим самым усиливать среди них вражду и препятствовать им стать «под-власть одного вождя»22. Правда, в середине VI в. анты были объединены под властью одной семьи антов. Менандр знает отца - Идара, его сыновей Межамира и Келагаста. Их авторитет, власть и могущество дали возможность Межа"миру Идаричу держать себя в ставке аварского кагана гордо и независимо23. Они свободолюбивы, и «их никоим образом нельзя-склонить к рабству или подчинению»24.

Антам присуще исключительное гостеприимство и радушие к иноземцам. У них существует кровная месть, и она распространяется на иноземцев. Если ант примет у себя чужестранца, то он охраняет его и в дальнейшем пути, а если кто-либо из антов причинит ему какой-либо ущерб, нанесет какую-либо обиду, то первый ант будет мстить обидчику за иноземца25. У антов существует собственность. «Необходимые для них веши они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют»,- читаем мы в «Стратегиконе». Появление самого понятия лишнее, т. е. не представляющее предмет первой необходимости, является свидетельством накопления богатства. А так как оно возбуждает зависть и агрессивность, то его доверяют тайникам, земле, боясь выставить открыто. Войны и набеги на Византию, во время которых славяне и анты взимали денежные контрибуции, захватывали много добычи и уводили пленных, обогащали антов и в первую очередь их верхушку - «рексов», или «риксов»26. Об этом говорит Иоанн Эфесский, сообщающий, что в результате походов на Византию они стали богатыми, имеют много лошадей, оружия, золота и серебра27.

У антов существовало рабство, но оно очень отличалось от того рабства, которое имело место в Византии. Источником его являлся плен и только плен. Ант у анта рабом быть не мог. Ант, попавший в рабство в чужих краях, «придя в родные земли... в дальнейшем согласно закону будет уже свободным»28.

Но и пленный иноземеи, превращенный в раба, пребывает в таком состоянии у антов недолго. Срок рабства пленников-рабов ограничен определенным временем, а затем анты «предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или оставаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»29.

Византийские источники о древних славянах

Византийцев поражали семейные отношения антов. «Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь»30. Это указание «Стратегикона» является свидетельством господства у антов прочной патриархальной семьи.

В византийских источниках мы находит отрывочные, но ценные сведения о религии антов. Они не верят в судьбу, но в трудную минуту обращаются к богу, и если спасутся, то приносят ему жертву, считая, что их долг перед богом исполнен. «Владыкой над всеми» анты считают бога, творца молний, в котором нетрудно усмотреть древнерусского бога Перуна. Ему они приносят в жертву быков «и совершают другие священные обряды». «Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания»31.

И тут перед нами предстают языческие верования русских дохристианских времен, совершавших моления (жрущих) у воды, у кладезя, почитавших берегинь (русалок), упырей, покровителей Чура, Рода и Рожаниц и пр., и приносивших им жертвы.

Познавшие всю силу ударов славян и антов, византийцы, естественно, в первую очередь интересовались их военным искусством. Особенное внимание этим качествам славян и антов уделял автор «Стратегикона». Он сообщает, что славяне и анты «выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище». Они вооружены небольшими копьями (каждый воин имеет по два-три таких копья), луками и маленькими стрелами, отравленными сильнодействующим ядом. Отравленные стрелы широко применяли скифы, от которых, видимо, это оружие перешло к антам. У многих имеются прочные, но тяжелые щиты. Панцырей они не знали32.

Византийцы подчеркивали коренное различие между своим военным строем и военным искусством славян и антов. «Не имея над собой главы...- сообщает «Стра- тегикон»,-они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве»33. Такое суждение вполне понятно. У феодальной Византии была армия, прошедшая многовековой путь развития, строившаяся на определенных принципах, подчинявшаяся сложившимся правилам, придерживавшаяся определенной тактики, стратегии, военной доктрины. Славяне и анты были вооруженным народом. Поэтому, естественно, они предпочитали сражаться в лесах, теснинах, оврагах, «пользоваться (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много (разнообразных) способов» («Стратегикон») ведения боя. Славяне и анты не любят сражаться «на открытых и ровных местах», «они умеют отлично сражаться» в лесах и «среди теснин» («Стратегикон»). «Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей» («Стратегикон»). Застигнутые врасплох, анты укрывались в камышах и, опустившись на дно у берега реки или озера, дышали через выдолбленные камышины, мужественно часами выдерживая пребывание в воде и укрываясь от глаз врага34.

Нет никакого сомнения в том, что в византийских источниках VI в.- а уж кто, как не византийцы, интересовался воинскими качествами славян и антов - они выступают как вооруженный народ. Анты не знали ни дружин «риксов», ни дружинной организации как военно-политической силы, стоявшей над народом. Единственное деление среди этого вооруженного народа - это деление возрастное: на старших по возр-асту и уже по этому одному более опытных, искушенных в битвах, и молодежь. Деление это дожило до времен Киевской Руси, когда существовала передняя, отня (отцовская), старшая дружина и дружина молодшая: детские, отроки, юные (уные), паробки; причем сами термины старшая, молодшая в ту пору, как правило, означали уже социальное членение, хотя восходили ко временам антов, когда знаменовали деление лишь возрастное. Так начался боевой путь антов и славян в борьбе с Византией, о котором говорят писатели VI в.

В непрерывных походах и войнах «грубые варвары»- славяне и анты, шедшие в бой с «ремеями» (византийцами), в начале своих вторжений в Византию с простым оружием, без «военного строя» научились военному искусству у своих же противников, вооружились их же оружием, и настала пора, когда «благодаря своей доблести» (Прокопий) анты, «сильнейшие из обоих (племен)» (Иордан), «научились вести войну лучше, чем римляне» (Иоанн Эфесский)35. Немудрено, что они стали богаты, имеют золото и серебро, «табуны коней и много оружия» (Иоанн Эфесский).

Византийские источники, хоть и очень скупо, но все же говорят об одежде, о внешности славян и антов. В бой они идут в рубашках и шароварах, но «иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах»36. «Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый, и не совсем черный, но все они тёмнокрасные (русые.- В. Л1)»37. «Образ жизни у них грубый, без всяких удобств... но-по существу они не плохие и совсем не злобные»,- заключает свою характеристику славян и антов Прокопий Кесарийский38. В «Стратегиконе» славяне выступают тоже как «желтый народ», т. е. русый, светловолосый. Интересно отметить, что Ибрагим ибн-Иакуб (X в.), как и все арабы, называвший славян «сакалибами», что означает «светловолосые», пишет: «Интересно, что жители Чехии смуглые». Следовательно, в его представлении все славяне светловолосы, и смуглые жители Чехии, тоже славяне, его удивили. Феофилакт Симокатта пишет о трех славянах с берегов «Западного океана», что они были рослы, стройны, красивы39.

Каким был социальный строй у антов в 6-7 веках. Каковы общественные отношения, которые рисуют византийские источники?

Вооруженный народ, народоправство, собрания племен и их союзы, патриархальное гостеприимство и патриархальное рабство, накопление богатств в результате войн - все это свидетельствует о том, что общественный строй антов следует охарактеризовать как развивающуюся из родового строя «военную демократию». «Военную» «потому, что война и организация для войны теперь становятся нормальными функциями народной жизни» (Ф. Энгельс), «демократией» потому, что перед нами вооруженный народ, управляющийся народным собранием, советом старейшин - «риксов», еще не, знающий не только власти, противопоставляющей себя народу, но даже органически отделенной от него.

Обратимся к археологии. В отличие от предыдущей главы, в которой мы указывали на чрезвычайную сложность причисления тех или иных культур к славянским, определения той или иной культуры как прото- и пра- славянской, археологическая культура славян VI- VII вв., времен антов, теперь нам хорошо известна, хотя еше не так давно мы терялись среди множества определений и предположений, выдвинутых археологами.

В последние годы труды советских археологов и их коллег из Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии значительно продвинули вперед изучение славянских древностей той поры. В результате этих исследований было установлено определенное единство культуры славян VI-VII вв. на всей территории, занимаемой славянами и актами. Этой областью единства материальной культуры славян (с учетом, конечно, местных особенностей их археологической культуры) явилась обширная территория, охватывающая Днепровское Право- и Левобережье, Подесенье, Посемье, верхнюю Оку, Припять, Полесье, Поднестровье, Западный Буг, Восточную и Южную Польшу, Придунайскую Болгарию, Восточную Румынию (Прут, Серет, Нижний Дунай), Чехословакию от границы с СССР до Южной Моравии (так называемая «культура керамики пражского типа»). Это территория, которая определена как область обитания славян и антов в источниках VI-VII вв., территория древней славянской топонимики, которая непрерывно расширялась. Указывая на то, что в VI в. поступательное движение германцев приостановилось, Ф. Энгельс отмечает^ что речь идет об участии в великом переселении народов, именно германцев, «а не славян, которые и после них еще долгое время находились в движении»40. Ф. Энгельс подчеркивает, что это были подлинные переселения народов. Целые народности или по крайней мере значительные их части отправлялись в дорогу с женами и детьми, со всем своим имуществом.

Наличие одних и тех же племенных наименований в разных концах славянского мира - дулебы восточнославянские и чешские, севера или северяне на Дунае, в Польше (в верховьях Варты, северо-западнее Кракова) и на Левобережье Днепра (Северская Земля, Север- ская Украина, Северский Донец), поляне «ляшские-> и «русьские», хорваты карпатские и адриатические, дре- ване приэльбские и древляне Днепровского Правобережья, дреговичи Полесья, получившие свое наименование от его болот, «дрягв», и дреговичи в горах (!) Родопы на Балканах, кривичи верховьев Днепра и кривичи в Добрудже и т. д.- является свидетельством расселения славян в разных направлениях на определенной территории. Славяне продвигались, и довольно быстро, во всех направлениях: на юг, где они в VI-VII вв., форсировав Дунай, заселяют весь Балканский полуостров, появляются на островах Эгейского архипелага и Ионического моря, в Малой Азии; на запад, где в V-VI вв. переселяются на Лабу (Эльбу), а к IX в. южнее Гамбурга, в южной Дании, занимают Рану (Рюген), достигают низовьев Рейна, побережья Северного моря, поселяются даже в юго-восточной Англии. В IV-V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современном Чехословакии, Австрии, Баварии, Венгрии.

Как уже говорилось, посетивший ставку вождя гуннов Аттилы в Паннонии Приск Панийский сообщает, что гунны употребляли «мед» и «камос», а по покойнику справляли «страву». Мед и страва - славянские слова. Они свидетельствуют о том, что в V в. в Паннонии среди гуннов были славяне41.

Уже в первые века нашей эры в Дакии и Паннонии встречается явно славянская топонимика (Patissus - Потиссье, Pelso-Пелсо, Плесо, Bistra - Быстре, Быст- рице, Tsierna - Черная), славянское слово в надписях (dzoapan - жупан).

Страница 4 из 26

Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI - VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история . Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов . В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине I тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым. Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо – применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником). Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие – это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил. Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба “жито” произошло от славянского слова “жить”.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э. восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой “военной демократии ”, который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами. В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем - выходили в море и грабили побережья. По летописям нам известны основные славянские племена этого времени - поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене. Современные историки сходятся на том, что в “Повести временных лет” - откуда происходят наши сведения - повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений - союзах племён . Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце - Ярило , ветер - Стрибог , гроза – Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу , прародителям всего живого - Роду и Роде и многим другим богам. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточносла­вянского мира и начнёт подчинение других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.



Оглавление
История России.
ПРОГРАММА КУРСА
Природно-климатические особенности Восточной Европы
Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры
Образование государства у восточных славян
Русские земли в период феодальной раздробленности XII - XV вв.
Московское государство в XV - XVI веках
XVII век - новый период русской истории
Реформы Петра I