Во имя Андрасте: рецензия на Dragon Age: Inquisition. Dragon Age: Inquisition — больше чем работа над ошибками. Предварительный обзор

Прежде всего Dragon Age: Inquisition — это искупление вины BioWare перед игроками. Ведь откровенно неудачная вторая часть сериала едва ли пришлась многим по вкусу. Теперь же авторы практически в каждом интервью подчеркивают — они учли все упреки и пожелания фанатов. Так что в этот раз нам стоит ждать не только все самое лучшее из Dragon Age: Origins, но и несколько свежих идей. И выглядят они, надо сказать, весьма заманчиво.

Мрачный мир Ферелдена снова нещадно лихорадит. Экономическая нестабильность, болезни и голод; маги и церковь находятся в кровавой войне, а улицы городов накрыла небывалая доселе преступность… Жителям местных земель выпала нелегкая ноша. Впрочем, всегда найдется беда пострашнее — каким-то образом демоны нашли способ пробираться через бреши в реальность. Теперь для того, чтобы оказаться на свободе, им больше не нужно искать какого-нибудь бедного мага. Разумеется, злодеи воспользовались возможностью и мигом повылезали на свободу, словно тараканы после зимовки.

Очистку земли и борьбу за правое дело взяла на себя малочисленная организация «Инквизиция», которую возглавляет главный герой. Наша цель — так или иначе найти друзей и убедить потенциальных союзников в том, что угроза действительно реальна и некогда сидеть сложа руки. Правда, заручиться поддержкой местного общества не так-то просто. Как и прежде, каждая фракция в игре в основном преследует свои интересы, не ставя ни в грош чужие проблемы.

⇡ О дивный новый мир

Разработчики обещают огромное количество миссий, заметно влияющих как на мир, так и на отношение к герою посторонних персонажей. Нередко будут возникать щекотливые ситуации с тяжелым моральным выбором. К примеру, что важнее: помочь небольшой деревушке с беззащитными крестьянами или отправиться на оборону стратегически важного замка? В ситуации, когда либо вас закидают камнями первые встречные, либо страна потеряет критический оборонительный пункт, выигрышных комбинаций в принципе быть не может. BioWare даже не думает церемониться с игроками, поэтому итоги любого из подобных событий могут быть очень плачевными — вплоть до полностью опустошенной локации, возвращаться в которую смысла уже не будет. Торговцы, потенциальные побочные квесты и прохожие с интересными характерами? Будьте готовы потерять часть игрового мира — у каждого выбора в Dragon Age: Inquisition есть своя цена и свои последствия.

Да и напарники будут откликаться на все ваши действия с куда большим энтузиазмом, чем раньше. Взаимодействие с ними теперь не выглядит примитивным «градусником» из The Sims, так что вместо условного «+2 к положительному мнению» ожидайте конкретное действие — рукопожатие, ругань, поцелуй, обиду и прочее. Хотя в долгосрочные отношения это тоже, конечно, вырастает. Нередко спутники будут вступаться за героя и даже ссориться друг с другом из-за ваших решений. К счастью, во время разговора вызвать такую реакцию случайно больше не получится — теперь можно легко узнать, как отреагируют персонажи на выбранные слова, ведь традиционное диалоговое колесо из Mass Effect снабдили подсказками вроде «персонаж примет это за сарказм», «собеседник заметно насторожится после такого ответа» и прочих. А в зависимости от лояльности компаньоны будут делиться своими переживаниями, рассказывать интересные истории и вспоминать прошлое у костра — точь-в-точь как это было в оригинальной Dragon Age.

Такие перемены не могут не радовать, ведь в предыдущей части сценаристы поленились раскрыть характеры многих героев. К слову, несколько старых знакомых появятся и здесь. Уже известно, что мы точно встретим Варрика, Кассандру и Вивьен. Увы, Морриган так и останется ведьмой со стороны — завербовать роковую девицу для совместных походов не получится.

⇡ На поиски приключений

Путешествовать теперь придется гораздо больше. Авторы с гордостью рассказывают о значительно возросшей территории, которая в несколько раз превышает площади Dragon Age 2. Не зря теперь в самом верху красуется компас — вроде того, что мы видели в The Elder Scrolls V: Skyrim, а в качестве дополнительного способа передвижения появилась лошадь. Впрочем, даже на больших локациях, где все вымерло, всегда найдется какой-нибудь клад, потерянные артефакты, пещера или побочный квест. Игрока не подталкивают к поиску подобных сюрпризов, ведь удовольствие от Dragon Age: Inquisition можно получить и без них, однако пытливым странникам всегда воздастся сполна.

И все же иногда лучше не заходить в местность, о которой у вас нет ни капли знаний. Опасность поджидает на каждом шагу — пустыня мигом может обрушить на вас песчаную бурю, постепенно наносящую урон, в болотах можно запросто утонуть, а обычный, казалось бы, ливень заметно снизит видимость и ослабит боеспособность. Однако основную опасность представляют, конечно же, живые противники. Игра не подстраивает их уровень под ваш, поэтому встретившись, например, с драконом в самом начале прохождения, будьте готовы тут же вновь увидеть экран загрузки. Перед свиданием с кем-то злобным и сильным лучше как следует прокачаться.

Ролевая система не претерпела серьезных изменений. Мы все так же улучшаем боевые характеристики, учим магические приемы и усиливаем дар убеждения. К счастью, нам снова вернули возможность выбирать собственную расу, и уже подтверждены четыре из них: человек, эльф, гном и кунари. Последняя, видимо, будет наиболее востребованной среди фанатов серии. Каждый персонаж будет озвучен как от лица мужского, так и от лица женского пола. К дотошности BioWare подкопаться, как всегда, сложно. Герою можно подбирать доспехи по своему вкусу (теперь они не зависят от пола), однако никакая одежда не скроет уникальных черт нашего подопечного. Что это значит — не совсем понятно, однако видно, на что нацелены разработчики, — глава инквизиции должен заметно отличаться от всех остальных.

⇡ Хлеба и зрелищ

В самих битвах теперь фактически позволяют выбирать один из двух жанров. Номинально сражения проходят в режиме от третьего лица. Мы можем отдавать простейшие команды своим подчиненным, но сами управляем только одним героем — своим. По динамике такой тип игры больше напоминает довольно неплохой слэшер — виртуальный оператор подбирает красивые ракурсы, а вокруг, как всегда, льются реки крови. Тех, кто соскучился по стандартной тактической камере из первой части, авторы тоже не обделили. В любой момент можно нажать паузу — и произойдет моментальное переключение на классический вид сверху. Здесь есть время подумать над тем, как расставить бойцов, раздать им приказы и активировать у них какие-нибудь специальные умения.

Благодаря Frostbite 3 (движку, на котором работает Battlefield 3), дизайнеры смогли сделать уровни куда интерактивнее. Так, вместо того, чтобы расстреливать каждого лучника по отдельности, можно просто приказать магу разрушить стену, на которой они стоят. А для того, чтобы к врагам не приплыло подкрепление, куда проще заранее поджечь их пустующие корабли. В общем, не бог весть какая тактика, но разнообразие тоже привносит.

В качестве подготовки к DA:I я прошла DA:O на кошмаре, DA2 на легком и фильтровала все спойлеры. Но к такому жизнь меня не готовила!

Всего-то девяносто часов игры за десять дней (были трудности со скачиванием), и вот я перед вами, готова дать полный отчет о Dragon Age: Inquisition .

Форумы EA бурлят, игроки сыплют десятками и нулями. Ценник даже для России просто в лучших традициях издательства, а защиту никак не могут обойти. Даже полноценных обзоров в сети не так много: ох нелегкая это работа – вместо сна мир спасать.

Поэтому вместо обычной снобской рецензии, я представляю вам обзор, где постаралась со всех сторон игру рассмотреть.

Предварительный итог - надо брать!

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Готова поспорить, что Эстер Амелл смотрелась бы не хуже

Ретроспектива

Конечно, большинство поклонников серии игру уже купили. Какая бы она в итоге ни оказалась, больше о судьбе Тедаса нигде не расскажут. Остальным я предлагаю краткое содержание предыдущих серий. Заодно можно узнать, что я считаю их сильными и слабыми сторонами, и сделать выводы.

Первая часть Dragon Age , несомненно, хороша. К ней можно выдумать кучу глобальных пожеланий, вроде озвучки Серого Стража (то есть всех двенадцати версий, ага) или открытого мира, но в рамках задуманного Bioware выполнили все на отлично.

Origins разработана для ПК, прекрасно управляется мышью и клавиатурой. Бои запоминаются своей напряженностью, а не зрелищностью. Тактика, стратегия, тонкая настройка ИИ – все для вдумчивого геймера. На кошмаре я, бывало, каждые пять секунд останавливалась для выдачи приказов. Характеристики персонажа раскидываются вручную, активные умения занимают два ряда кнопок: идеальное развлечение. Образ «старой доброй RPG» поддерживал традиционный сеттинг, классическая история спасения мира от зла безвестным героем и настраиваемый персонаж с шестью разными историями. Пусть открытого мира и полной свободы действий не планировалось, но локации были достаточно просторны, чтобы ползать по темным углам в поисках филактерий, а выбор игрока сказывался на дальнейших событиях игры. Проработанные персонажи-спутники и отношения с ними стали настоящей вишенкой на торте. О нет, я не буду этого делать, Лилиана расстроится.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

На самом деле это текут слезы поклонников

Dragon Age II получила множество негативных отзывов игроков. Оно и понятно. Игра сделала решительный шаг в сторону консолей и споткнулась. Какая тактика, какие паузы? Поклонники предыдущей части оказались разочарованы. И ладно бы только они. Изменения геймплея оказались не только радикальными, но и неудачными. Особого интереса бои не представляли, враги сыпались на голову с неба и выскакивали из зачищенных коридоров. Локации оказались неприлично маленькими и коридорными. Все действие проходило в городе Киркволл и окрестностях, так что мы раз за разом возвращались на одни и те же улочки. Кровь и сепия Вольной Марки после болотно-зеленого Ферелдена показались необычными, а потом - утомительными.

С другой стороны, в шквале отрицательных эмоций трудно отделить реальные недостатки игры от вкусовых предпочтений. Критиковали ограниченность настройки персонажа: вместо шести предысторий у нас Хоук. Но ведь и в Mass Effect у нас на выбор Шепард и Шепард, и Шепард хватает на всех! Сама подача истории Dragon Age II гораздо более личная, и оттого более зловещая. Да, Мор, гражданская война, демоны и одержимые из первой части рисовали мрачную атмосферу, а уж что творилось на глубинных тропах… Но личная трагедия Хоук задевает сильнее. Мы теряем дом, бежим в неизвестность, отвоевываем кусочек места под солнцем. Члены семьи умирают у нас на руках, соратники предают, и даже отчаянно сохраняя нейтралитет, Хоук раз за разом попадает между молотом и наковальней. Абсолютное, бессознательное зло – Мор– остается на периферии, а в фокусе – игра человеческих страстей. Абстрактные «жители Тедаса» обрели жизнь. У каждой фракции свои мотивы и свои скелеты в шкафу. Мир Dragon Age 2 насыщенный, мрачный и отчаянный. Пусть предпосылки основных конфликтов были в Origins , именно во второй части они ощущаются на собственной шкуре. Сколь бы ни был плох геймплей, работа сценаристов над миром, сюжетом и персонажами на высоте. Впрочем, это потонуло в свое время в волне «А где Морриган?».

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Уф, что ты ел на завтрак?

Наконец, Инквизиция

Прелесть Bioware в том, что они не отказываются от своих проектов и решений, даже если поклонники утопили форум в слезах, но при этом не упускают пожелания из виду. Первая мысль при завершении обучения – «Они прочли все жалобы!». Маленькие локации? Вот вам локации по двадцать часов на прохождение. Слишком линейно? Идите куда хотите. Мало приключений? Вот вам событий на каждом квадратном метре карты. Коллекции, мозаики, бонусы за изучение территории, эльфийские артефакты, падающие на голову драконы, демоны и одержимые. Мало? С каждым новым уровнем, с каждой открытой территорией будут открываться новые и новые возможности. Вы отыграете полсотни часов, и все еще будете с подозрением разглядывать список достижений, пытаясь понять, что за крепости вам нужно захватить.

Знакомство с игрой начинается с создания персонажа. Никаких ограничений второй части – вам доступны люди, эльфы, гномы и даже кунари. Оба пола, три класса и даже несколько подклассов: разбойники могут владеть луком или кинжалами, а воины щитом или двуручным мечом. На процесс игры подклассы не оказывает особого влияния, разница только в том, с каким оружием вы начнете игру, и какой карточкой охарактеризуют вашего персонажа.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Да у меня просто столько красивых скриншотов, аж жалко...

Отдельной миссии с предысторией нет, все возможные герои начинают с одного и того же момента. Не то чтобы у героя была полная амнезия. Своя предыстория есть у каждого: вам приходят сообщения от родных, суеверные жители шепчутся за спиной мага, а орлейская знать презрительно фыркает: «Гном-герой, какая безвкусица».

Главный герой озвучен - по два голоса для каждого пола. Голос сразу придает герою характер, и мы волей-неволей подчиняемся актерской игре, но зато погружение в мир глубже. Dragon Age: Inquisition соединила в себе свободу выбора первой части и кинематографичность второй. И это касается не только самого героя. Удивительным образом игра напоминает обе части, но не утомляет, а радует вниманием к собственному прошлому. Это не самоповтор, это мастерство.

А теперь самое время по косточкам разобрать игру и посмотреть, как Bioware это удалось.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Нежности какие

Графика и звук

Первые шаги мы делаем по тонкому снегу Морозных гор. Следы, кстати, остаются. Зимние пейзажи сразу вызывают ассоциацию со Skyrim . Она настолько неизбежна, что я не побоюсь начать разговор с нее. Впрочем, моды на графику нам не потребуются (вот на одежду бы и прически...). Игра разработана на движке Frostbite 3, и за графическую составляющую совершенно не стыдно.

Деятельность Инквизиции разворачивается в Орлее и Ферелдене, так что нам предстоит лично проползти все пустыни, болота, горы и леса этих славных государств и даже заглянуть в знаменитый Вал Руайо. И хотя в Ферелденских локациях заметен болотно-зеленый налет Origins, остальные части света выдержаны совсем в других цветах. Разнообразны не только ландшафты, но и погодные условия. Нас будут поджаривать на раскаленном песочке, поливать дождем, бить молнией, мы продеремся через снежные заносы, упадем с водопада и искупаемся в оазисе. Еще можно утонуть в полном доспехе в море, но это необязательно. Даже ночь, дождь и болота одновременно не остановят Инквизицию!

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Иллюминации не хватало

Открытого мира в игре нет, но с «невидимыми стенами» почти не сталкиваешься. Пространство ограничено изящно и логично, например, скалами или морем. Вообще дизайн локаций очень грамотный с продуманным освещением и реалистичными пропорциями. Загляденье. Основное бревно в глазу графики – анимация. В боевой обстановке все выглядит прекрасно: воины красиво замахиваются двуручным оружием, вражеские лазутчики в режиме невидимости заходят вам в спину, маги пляшут с посохом, а сверху все залито огнем и всполохами молний. Однако специфика игры располагает к долгим и обстоятельным разговорам в мирной обстановке с минимумом мордобоя, и героев удается рассмотреть очень внимательно. Лица героев такое внимание выдерживают, а вот фигуры… Анимация движений сделана на основе наработок предыдущих игр Bioware , Инквизитор даже сидит иногда в фирменной позе Шепард. Конечно, многие проблемы исправлены – глаза больше не закатываются странным образом, руки выглядят практически нормально и практически не проходят сквозь доспехи при всяких обнимашках. Но движения зачастую скованные и кукольные. Возможно, это связано с тем, что движения универсальны для разных моделей персонажей, но пока анимация героев сильно проигрывает натурализму motion capture. А жаль.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Хочу такие карты в коллекцию

Отдельно хочется отметить исполнение карточек кодекса. Среди простых геометрических форм, акцент сделан на более реалистичные лица и сложные, смешанные цвета, прямо в духе Климта. Карточки есть для каждого монстра и персонажа, плюс общие – для обозначения ресурсов, книг, историй. Они используются при выборе состава партии и на странице загрузки, где нам показывают случайные статьи из Кодекса. Изображения сопартийцев могут меняться со временем - смотря что произойдет в их жизни. Иконки персонажей выполнены в том же стиле в двух вариантах, для здорового и пострадавшего персонажа. Рассмотреть поподробнее коллекцию карточек можно в самом кодексе.

Звуковое сопровождение приятное, но меня немного нервировала очень бодрая боевая тема в крепости. Сидишь себе, доспехи куешь, а там барабаны бьют! Зато звуки окружения выполнены без нареканий. Очень атмосферно. От потусторонних шорохов мурашки по коже, даже когда знаешь, что всех уже в этом подземелье перебил. Кроме того, некоторые секреты можно отыскать на слух.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Десятки часов в этом проклятом лесу!

Мир игры

Пробившись через обучение, мы попадаем во Внутренние Земли – первую и самую большую локацию. Тут опять вспоминается Skyrim . Лагерь инквизиции – небольшая точка на карте, окруженная Terra Incognita. Идти можно на все четыре стороны, и на каждом шагу встречается что-то любопытное. Цели уже взятых заданий отмечены на карте. Важные точки появляются в виде вопросительного знака на мини-карте, когда вы проходите мимо.

Тут на трупе путешественника подобрали карту сокровищ, и теперь предстоит отыскать тайник по ориентирам, а тут Инквизитор свалилась с водопада и попала в загадочный эльфийский храм. Как бы это ни звучало – в игре наконец можно прыгать, и ради заветных 100% прохождения придется осваивать паркур в духе Assasin"s Creed. Только без сена.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Прыжок веры я бы не стала делать

Помимо локальных заданий на большинстве карт появляется задача «закрепиться», то есть занять все возможные точки для лагерей Инквизиции. Заодно стоит открыть все участки карты и закрепить за собой ориентиры флагом. Было бы неплохо перебить всех демонов и мертвых, заделать бреши, захватить крепости и вернуть крестьянину его потерянное животное. Кроме того, на некоторых картах встречаются осколки эльфийских артефактов, разбросанные по темным закоулкам и высоким горам. Обычно там же встречаются астрариумы – астрономические артефакты с головоломкой. Открытие всех астрариумов покажет вам расположение тайника.

Периодически мини-карта начинает мерцать, это значит, что поблизости есть что-то очень интересное – возможно, бутылка для коллекции или артефакт для ваших спутников. Некоторые загадки вообще никак не обозначены, на них можно наткнуться только непосредственно подойдя поближе, что непросто в мире такого размера. Прохождение первой локации с открытием всех участков и сбором всех осколков заняло меня около двадцати часов. И то, из двенадцати частей местной мозаики я собрала штук пять. А на севере на меня напал дракон и сжег весь отряд, так что верхний угол карты исследовать не удалось. Конечно, не все территории такие большие, да и проходить их целиком необязательно. Зачастую стоит пройтись по основным миссиям, помочь тем, кто подвернулся под руку, и идти дальше. Наверняка вам придется вернуться сюда позже. Вот тогда вы и отомстите высокоуровневым группам разбойников, которые не пустили вас вооон в ту крепость.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Мой первый дракон. Из нашего отряда только Кассандра из рода драконоборцев

Приятно, что мир не подстраивается под ваш уровень. Конечно, сюжетные задания так или иначе ведут вас по разным локациям, каждая из которых уровнем повыше, но у вас всегда найдется возможность влезть в пещеру потемнее и найти кого-то, кто убьет вашу команду одним взмахом.

В Dragon Age: Inquisition к вашим услугам огромный мир, прерываемый переходами из локации в локацию, но при этом он открывается постепенно, не дает вам окончательно растечься по древу побочных миссий. Сюжетная линия не даст о себе забыть.

Игра рассчитана на то, что в команде у вас будут представители всех трех классов. Разбойники традиционно взламывают замки, воины могут вышибают тяжелые двери, а маги единственные пробивают магические барьеры. Некоторые миссии вообще не пройти без полного набора, а в остальных вы рискуете упустить побочные задания и вкусные плюшки.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Он болел в детстве... ладно, до сих пор болеет

Для экономии времени, вы можете перемещаться откуда угодно в любой захваченный лагерь или точку быстрого перехода. Если это противоречит вашим принципам – забирайтесь на своего верного коня, оленя или драколиска и вперед к приключениям. Прыгают кони, правда, не очень, так что в некоторые места можно пробраться только на своих двоих.

Сомнительной во всем этом кажется только игровая условность. Мир будто застыл в одно мгновение. Я давно перебила всех враждующих олухов на этой территории, но все еще полыхают дома и валяются льдины на самом солнцепеке, занятые гарнизоны не очищаются от костей, а погода на территории всегда одинаковая. Тот же вопрос к системе поиска ресурсов и закрепления территорий - откуда, банально, Инквизитор все время достает флагшток? Слишком отдает MMO.

Сражения

Мир Тедаса недружелюбен. Даже после того как вы все вроде докажете, что вас стоит бояться, ничего не изменится. Врагов, которые захотят это оспорить, у вас полно, а еще больше тех, кто просто о вас не слышал и в лицо не узнает. Так что вам придется огнем и мечом доказывать свое право на жизнь.

Противники в игре традиционны для серии. Мы столкнемся с узнаваемыми демонами, порождениями тьмы, колдовскими ужасами и восставшими мертвецами. Животный мир стал гораздо разнообразней: волки в Долах гоняют галл, по лесу бродят мрачные и опасные великаны. Никаких неожиданностей, но драконы… Самые красивые моменты игры, не считая роликов, – бои с драконами.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Завтрак прибыл

Во-первых, драконов в разы больше, чем в предыдущих сериях вместе взятых. Они кричат, пугают вас хлопаньем крыльев, взлетая с холма. Плюются огнем издалека и нападают на великанов. Наконец-то название игры себя оправдало, и у вас появилась возможность сразиться с десятком этих красавцев. Каждый со своим характером, сильными и слабыми сторонами, и вам лучше бы не попадаться им под лапы.

Сражения в Dragon Age: Inquisition бодрые и веселые, сопровождаются всполохами огня, молний и прочих спецэффектов. Все бегают, прыгают и пытаются друг друга оглушить. Инквизитор встревоженно кричит, если кого-то из соратников атакуют или ранят, и руководит партией в духе «бейте мага!».

Первое время умений маловато, как у вас, так и у противников, так что бои проходят в режиме «зажми кнопку и жди, пока враг умрет». Уровня с седьмого-восьмого ситуация выправляется: приходится выбегать из луж, выбирать умения и действовать сообща. К сложным боям приходится готовиться заранее: в процессе боя поменять экипировку и зелья будет нельзя.

На нормальном уровне сложности большинство противников проходятся в реальном времени. В критические моменты пригодится динамическая пауза, правда, в основном чтобы оттащить дальнобойных бойцов подальше от бронированных целей.

Для самых тяжелых и затяжных сражений придется перейти в режим тактической паузы и раздавать приказы посекундно мышкой. В нем можно изучить показатели противников. Правда, перемещать камеру мышкой нельзя, что делает режим весьма неудобным в управлении на ПК, да и вид сверху бесполезен в помещениях или в холмистой местности. Очень не хватает возможности задать последовательность из нескольких действий.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

НЕТ, НИКАКИХ СПОЙЛЕРОВ

Настройки ИИ гораздо лаконичнее, чем в предыдущих играх серии. Можно выбрать, при каком уровне здоровья персонаж должен подлечиться, сколько лечебных зелий остаются неприкосновенными, и по какой логике атаковать. В разделе тактики можно настроить использование заклинаний: вкл/выкл, любимое. Все. Отчаянно не хватает галочки «держаться подальше» для дальнобойных бойцов: половину боя с драконом я просто оттаскивала своих магов и разбойников из-под его ног. С другой стороны, в остальном мои спутники прекрасно справлялись. Кассандра танчила под управлением ИИ ощутимо лучше, чем под моим, а маги непрервыно разгоняли и обездвиживали врагов.

Важное тактическое обновление – здоровье само по себе не восстанавливается, лечащих умений нет. Зелий можно брать ограниченное на весь отряд количество и восстанавливать их можно только в лагере. Не хотите бегать туда-обратно каждые пять минут – вкачайте своим магам магический барьер. Два мага могут держать их практически непрерывно.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Не выспалась, бедняга

Создание и развитие персонажа

В темном нигде приходит в себя будущая глава Инквизиции, медленно поднимается, и мы встречаемся лицом к лицу. Тут-то его можно поменять. Редактор персонажей у Bioware с каждой игрой все лучше и лучше. Изменения формы и угла наклона ушей были ожидаемы, а вот шикарный набор текстур лица, шрамов и татуировок для меня оказался приятной неожиданностью. Тедас – суровый мир, оставляющий отпечаток на каждом. Теперь можно задать, насколько силен этот след, отрегулировать возраст, насыпать веснушек и добавить в биографию героя драматических сражений (иначе откуда шрам на пол-лица?). Если вам все-таки хочется детской свежести – возьмите эльфа. Тонкие фигуры и узкие лица прямо-таки настраивают на беззаботную игривость. Впрочем, судьба вашего персонажа в краткой истории в любом случае окажется нелегкая. При всем богатстве редактора я выделила два серьезных минуса. Во-первых, сбрасываются все настройки одним лишним тычком «назад» - игра не спрашивает, точно ли вы хотите бросить плоды получасового труда и вернуться к шаблону. А во-вторых, в редакторе темно. На свету все цвета будут выглядеть немного по-другому, так что будьте внимательны с макияжем!

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Вы - лучшие, мимими!

Начинаете вы игру с парой умений в выбранной вами области. Практически с разу в команду вступят Кассандра (воин), Варрик (лучник) и Солус (маг), так что, кем бы вы ни были, традиционный состав будет к вашим услугам.

За выполнения заданий и уничтожение всего живого на пути, вы будет получать:

Опыт: обычный опыт, традиционно повышающий уровень героя

Влияние: общий опыт для всей Инквизиции, позволяющий развивать организацию (дает бонус всем)

Очки влияния: эквивалент известности и уважения. Помоги фермеру и он проголосует за тебя!

Уровень ваших напарников традиционно поднимается вместе с вами. С каждым герой получает одно очко умений, прибавку к здоровью, и автоматическую прибавку к характеристикам. Небольшая потеря, при учете, что способ прокачки для каждого класса в предыдущих играх серии был приблизительно один. Некоторые навыки при открытии дают дополнительные очки характеристик. Например, в ветке огня найдется прибавка к магии, а в ветке воина с щитом - к телосложению.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

У меня умения решительно не влезают. Но для магов это вообще нормально

С самого начала героям доступно четыре древа умений. С выбором специализации добавится еще одно. В каждом – с дюжину навыков, так что полностью прокачать можно только одно. Сами древа любопытные и сочетаются неожиданным образом. Активных навыков больше восьми в принципе брать нежелательно: просто не влезет на панель. Зато пассивные умения из разных веток отлично дополняют друг друга. Вашему лучнику пригодится повышение шанса критического урона соседнего дерева.

Если персонаж вас не устраивает, или нужна особая синергия спутников перед определенной миссией, вы можете сбросить умений с помощью специальных амулетов, продающихся в крепости.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Из чешуи дракона можно сшить стильный белый прикид

Снаряжение и крафт

Самый великий воин без меча или топора много не навоюет. Экипировка определяет ваши показатели атаки и брони и серьезно влияет на остальные показатели: устойчивость разного типа, характеристики и даже дополнительные пассивные умения. У каждого персонажа два слота под оружие (куда неожиданно отнесли щиты), слот для шлема, слот для брони, два слота для колец, и по одному для пояса и амулета.

К большинству брони можно прицепить для нарукавники и наголенники, которые усилят ее показатели, а сверху еще и руну нарисовать.

Изменения в броне и шлеме видны на ваших персонажах, причем на каждом одна и та же экипировка может выглядеть по разному. В отличие от Dragon Age 2 у персонажей нет индивидуальной одежды, но есть определенные ограничения. Кунари по понятным причинам не носят шлем, куртка Хартии подойдет только гному, а куртку долийского разведчика может надеть только обучившийся в Долах. Варрик никогда не расстается с Бьянкой.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Цвет пуговок зависит от выбранного металла

Броню можно не только улучшать, но и создавать своими руками. Никаких особенных умений изучать не требуется – все сделает отличный кузнец. Но для создания предмета придется отыскать эскиз (многоразовый) и соответствующие ресурсы. Собираются они лично Инквизитором в ходе путешествия по Тедасу. Жилы металлов отыщутся в горах, кожу можно снять с соответствующих животных и мифических тварей, а ткань найдется у людей. Каждый ресурс имеет свой цвет, уровень и особенности, что повлияет на свойства готового предмета. Ощущения от всего прямо-таки MMORPGшные.
Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Некоторые неплохо устроились, а в тронном зале все завалено рухлядью

Дом родной

Ковка и алхимия возможны только в крепости. «Не будешь же ты рукоятку к мечу в бою прикручивать? В кузницу приходите», - поясняет недовольный мастер. Впрочем, возвращаться домой и так придется: тут есть чем заняться и помимо ковки. В крепости стоит ваш трон, вы вершите суд, здесь живут ваши спутники, бойцы и советники. Дизайн трона и занавесочек можно поменять. А главное - за военным столом в вашей крепости вы сможете проводить военные советы.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Куда бы нам пойти и кому накостылять?

На столе разложена карта Ферелдена и Орлея. Пирамидами отмечены территории, представляющие особый интерес – после разведки Инквизитору предстоит туда отправиться. Флагами отмечены проблемы, не требующие личного вмешательства: с ними могут разобраться ваши советники. Но вам придется выбрать, кто за него возьмется. Это могут быть банальные задания вроде сбора трав (и то, каждый выполнит его по-своему) или визита вежливости к союзникам, а могут быть целые детективные расследования, где на кону ваша репутация. Иногда только определенный советник сумеет выйти из затруднения без потерь. На стол командования приходят письма – вы получите весточку от Зеврана, просьбу от правителя Ферелдена, смутные угрозы от неизвестных доброжелателей. Именно здесь можно потратить очки влияния на открытие новых территорий.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Тут же можно распределить очки «Специфики инквизиции». В ходе вашей деятельности влияние Инквизиции растет, и с каждым уровнем вы сможете как-то облегчить свою жизнь – заказать из Антивы улучшенные рюкзаки или пройти обучение у опытных травников. Всего взять не получится, так что выбирайте с умом.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

НЕТ, НИКАКИХ СПОЙЛЕРОВ

Сюжет и персонажи

Несмотря на то, что мы опять начинаем игру за нового героя, события предыдущих частей будут упоминаться регулярно. Варрик и Кассандра встанут на нашу сторону с самого начала пути, а первая же сюжетная миссия приведет нас во внутренние земли под Редклифом. Памятки будут повсюду - от появления значимых персонажей прошлого, до приятных мелочей в деревне, которую своими руками защитила еще Героиня Ферелдена.

В остальном сюжет – классическая история спасения мира. В этот раз мы не подымаемся из самых низов – на нашей стороне Кассандра и Лилиана, правая и левая руки Верховной Жрицы. Именно они восстанавливают Инквизицию, а наш герой попадает к ним волей случая. Начинается все достаточно скомкано – вот дыра в небе, вот только ты сможешь спасти человечество. Солус хватает тебя за руку и тащит к закрытию Бреши. Ни одного ответа на вопросы прошлых игр, только десятки новых. Первые шаги достаточно медленные – возможно так показалось из-за необъятной первой карты – но потом напряжение нарастает. Больше интриги, больше драмы, больше древней магии и зловещих секретов!

Самое удивительное, что на свои вопросы Inquistion ответит. Продолжит она и прошлые истории, но проще не станет. История не закончится, точки не будет. Финал нельзя назвать открытым, но он заставит дрожать от желания узнать, ЧТО ДАЛЬШЕ. И в этот раз не из-за судьбы героя и его команды, именно история мира, к которой нам трижды пришлось приложить руку, жаждет продолжения.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Сурова

Со спутниками в Inquisition обошлись, как и со всем остальным: бережно перенесли из второй части, добавили то, что можно добавить из первой и насыпали много новых. Сомнения после тизерных анонсов сменились чистым восторгом при знакомстве с ними. Даже самые потенциально скучные персонажи не обошлись без двойного дна или животрепещущей истории.

Спутников, в том числе и готовых к роману, в игре больше, чем в предыдущих, но ведь еще есть советники со своей историей и характером. А еще помощники, разведчики и иные NPC, с которыми мы сталкиваемся по ходу игры. Разработчики даже любезно учли опыт других серий, добавив юмор и бесшабашное веселье. Ради наших напарников хочется спасать мир.

Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция


Реабилитация. Обзор Dragon Age: Инквизиция

Вот вам испытание моей трипофобии

Заключение

Возвращаться из сладкой дремы Dragon Age не хочется. Я практически жалею, что прошла игру так быстро - да в ней можно месяц залипать. Много улучшений можно придумать прямо на ходу, но игра хороша сама по себе. Красивая графика, продуманный дизайн, бодрая боевая система и при этом достаточно места, чтобы заморочиться. Загадочные артефакты, мини-игры, странички кодекса и многокомпонентный крафт для кропотливых игроков.

Высокая реиграбельность обеспечивается большим количеством контента, который просто не освоишь за одно прохождение. Кроме того, интересно поиграть за персонажа другой расы и пола, тем более в игре возможны восемь различных романов. Bioware очередной раз подтвердила, что сюжет и дизайн персонажей – их конек. Они учли свой опыт обеих игр, явно думали о своей аудитории. Здесь учтены и лучшие наработки Mass Effecta. Более того, по сторонам разработчики тоже поглядывали.

Она подводит итог работе студии за последний десяток лет и поднимает планку. Главное, не ждите, что Inquisition будет как N. Нет, не будет. И не надо.

С поправкой на то, что поправят мелкие баги, ставлю игре 9 из 10 . Ха. И иду спать.

Последние несколько лет для BioWare были не самыми удачными. За оглушительным успехом последовала череда провальных решений. Неоднозначный , больше напоминающий сериал «Эллен и ребята», нежели эпическое приключение; разочаровавшая миллионы поклонников «ленивая» концовка трилогии , споры о которой не утихают до сих пор, – все это не лучшим образом сказалось на когда-то безупречной репутации компании.

– это третья и заключительная игра в фэнтезийной трилогии . После разочарований прошлых лет поклонники ожидали проект с опаской, как мантру бубня: «пожалуйста, не окажись отстоем». И ведь не оказалась. Стала ли игра откровением? Нет. Стоило ли ее ждать? О, да.

Ну почему, почему всегда я?

И снова в Тедасе все не слава богу. Ни с того ни с сего по всему миру начинают открываться загадочные порталы, из которых толпами вырываются жуткие демоны. И только главный герой, наделенный способностью закрывать эти бреши, может спасти мир. Однако это будет непросто, ведь демоны – не единственная преграда на пути к спокойствию и процветанию. В лучших традициях «Игры престолов», сильные мира сего, вместо того, чтобы объединиться перед лицом общей угрозы, больше заинтересованы в междоусобной грызне. Игроку предстоит возглавить новый орден Инквизиции, навести порядок, загнать демонов обратно в потусторонний мир и, конечно же, разобраться со своей личной жизнью. Куда же без этого в игре от BioWare .

Создание персонажа начинается с выбора расы, пола и профессии. Снова, как в первой части, играть можно за человека, эльфа и гнома. Также теперь доступна раса рогатых бугаев кунари, которых мы уже встречали в предыдущих частях. После вступительного ролика игрок получает доступ к здешнему редактору внешности персонажа. Довольно странная и смешная получается картина: в интро мы видим одного парня, а играем уже совсем за другого. Но это, конечно, мелочи. Гибкий редактор персонажа позволяет без труда создать свою точную копию. Те, кому хочется странного, будут несколько разочарованы, ведь несусветных уродцев создать не получится – ограничения в редакторе все же есть.

После создания персонажа игрок незамедлительно окунается в действо. Первое, что бросается в глаза – большой проработанный мир. Никаких больше «коридоров-кишок». Огромные локации пестрят квестами, сокровищами, секретами и многим другим. Полной свободы – как, скажем, в – здесь нет. Игрок переключается между огромными локациями на карте. Однако это ограничение не портит общего впечатления. Мир Тедаса великолепен и разнообразен: нам предстоит побывать в заснеженных горах, в пустыне, в лесах, в городах и селах. Декорации меняются часто и не успевают наскучить, а занятий так много, что журнал заданий пухнет от пометок. Настоящий рай для любителей RPG. А благодаря мощному движку Frostbite , выглядит все это более чем достойно и убедительно.

Тимур и его команда

А на сколько частей ты разрубал что-то живое за один взмах? Мой рекорд – три. Но у меня есть еще пара идей... В своем путешествии новоявленный инквизитор не будет одинок. Исследовать и спасать мир Тедаса нашему герою, как всегда, предстоит в компании колоритных персонажей. Здесь BioWare вновь не ударила в грязь лицом и собрала очень разношерстную группу. Тут вам и ворующая у солдат штаны забавы ради нахальная эльфийка Сера, и гей-волшебник Дориан, и демон в теле подростка Коул. Наши сопартийцы – не компьютерные болванчики, а личности – каждый со своим характером, мировоззрением и скелетами в шкафу. Все они по-своему интересны, но особенно хочется выделить фактурного кунари-правдоруба Железного Быка. Его реплики и комментарии доставляют неимоверное удовольствие в течение всей игры.



У этих двоих непростое прошлое. НКВДшница и гном-который-слишком-много-знал,
перекочевавшие из второй части, теперь сражаются бок о бок.

Некоторые персонажи перекочевали прямиком из предыдущих частей. Безбородый жуликоватый гном-фантазер Варрик и непреклонная воительница Кассандра теперь уже не по разные стороны баррикад. Они сражаются плечом к плечу в отряде нового инквизитора, периодически подкалывая друг друга и припоминая свое непростое знакомство. Старый знакомый – храмовник Каллен, появлявшийся во всех частях серии, – отныне наш верный советник. Ну а роковая Морриган... Впрочем, увидите сами. Игрока ждет немало приятных встреч, о которых говорить не стоит, дабы не портить удовольствие.

Война и Мир

Я здесь, чтобы все уладить и выглядеть потрясающе. Вторая часть дается мне чуть легче. Боевая система Inquisition сочетает в себе тактические элементы первой части и бескомпромиссный экшен второй. Игру в любой момент можно поставить на паузу и переключиться на изометрический вид «сверху» для того, чтобы оценить обстановку на поле боя и раздать однополчанам необходимые указания. А можно не заморачиваться, и в реальном времени крушить врагов, не останавливаясь ни на секунду. Игра способна удовлетворить как любителей бессистемной резни, так и искушенных тактиков и стратегов.


В перерывах между сражениями, спасением мира и сюсюканьем с членами отряда, игрок, как почтенный Инквизитор, должен заниматься развитием своей организации, обеспечивая рост ее влияния. По мере того, как Инквизиция крепнет, главному герою открываются новые возможности. Со временем, например, на мелкие квесты можно будет отправлять агентов, которые будут возвращаться с наградой.

Кроме того, периодически игрок будет иметь возможность вершить суд над теми, кто его подвел. Все это создает удивительный эффект. Ближе к концу игры чувствуешь себя действительно влиятельным человеком, который рулит серьезной организацией и с чьим мнением считаются многие – если не все. В том же Origins до самого конца главный герой напоминает какого-то оборванца, который вынужден убеждать всех в своей полезности.

Тех же щей, да погуще лей

Плохие вещи должны случаться с плохими людьми. Если я узнаю, что кто-то не так уж плох... Может быть, он будет не так уж мертв. Большой ложкой дегтя является абсолютная вторичность игры. Ей-богу, мы все это уже видели. Inquisition начисто лишена свежих идей. Разработчики пошли самым простым путем и сделали игру, которая иной раз слишком уж старается понравиться абсолютно всем. Dragon Age: Inquisition – игра-подлиза. Она боится сделать шаг в сторону и нисколько не удивляет. Лощеный, точно выверенный, высококачественный продукт. Да-да, именно продукт. Для творчества, видимо, места уже практически не осталось.



Перед вами одна из самых смешных и неудобных сцен в истории игр.
Железный Бык всех удивил своей... харизмой.

На Dragon Age: Inquisition возлагались действительно колоссальные надежды. Этот проект мог стать как своеобразным искуплением за прошлые грехи, способным восстановить поруганную честь BioWare, так и последним гвоздем в гробу некогда великой компании. Забавно, но игра в некотором роде стала и тем, и другим. С одной стороны мы видим первоклассную ролевую игру высшей пробы. С другой – дефицит идей и почти полное отсутствие души. Судя по всему, «как раньше» уже никогда не будет.

Несмотря на некоторые недостатки, играть в Dragon Age: Inquisition определенно стоит. Являясь одним из самых амбициозных проектов последних лет, игра способна затянуть на многие часы и заставить забыть о сне, еде и работе.

Если мы возьмем, к примеру, Skyrim, то это - типичная скандинавская сага. Dragon Age: Inqusition напротив, по всем параметрам, средневековый эпос. Своим размахом, разнообразием и обилием сюжетных поворотов игра больше напоминает три собранные воедино части «Властелина Колец», отснятые одновременно Питером Джексоном, Майклом Беем и Джей-Джей Абрамсом.

В мире Тедаса все те же проблемы. Маги и храмовники продолжают быть заклятыми противниками. От каждой фракции откололись свои ренегаты, да и в целом ни одна из них уже не может похвастаться былым влиянием и могуществом. Чтобы покончить с кровопролитием, Церковь собрала специальный конклав. Как всегда, все пошло наперекосяк, и единственным выжившим стал наш главный герой. В то же время по всему миру начали появляться некие «разрывы реальности», из которых посыпались демоны, призраки и прочая нечисть. Для борьбы с новой напастью было решено восстановить древний орден Инквизиции, развитием которого и придется заниматься на протяжении всей игры.

Dragon Age: Inquisition можно назвать гигантом, стоящим на плечах своих предшественниц - Dragon Age: Origins и Dragon Age 2. Новая игра переняла у них немало сюжетных ходов и многое из механики. Все самое лучшее досталось ей от Origins, а худшее, увы, от приключений Хоука. Который, к слову, нам тоже встретится по пути к развязке.

Первое, что впечатляет, - масштабы Inquisition. Это главная причина, по которой игру вполне можно назвать эпосом. Территории здесь огромны. Только в первой из них, в так называемых «Внутренних землях», можно провести больше десяти часов, выполняя разнообразные квесты. Можно даже и не понять, что это не основная сюжетная линия, а побочные задания. Несмотря на свою простоту, практически в каждом побочном квесте приходится брать на себя ответственность за чью-нибудь судьбу. Призрак не может перейти в другой мир, пока не отомстит могущественному демону, у вашего разведчика исчезла подруга и, весьма вероятно, попала в опасную ситуацию. В отвоеванном у бандитов городе не хватает еды и одеял. В Inquisition даже дополнительные миссии вызывают немало эмоций.

Порой путешествие к назначенной точке бывает интереснее самого решения. К примеру, чтобы достигнуть варваров, захвативших ваш отряд, нужно пробраться сквозь топи, полные мертвецов. Сражение с ними на редких островках суши, в полной темноте - одно из самых ярких впечатлений от RPG за последнее время. Что уже говорить о штурме огромной крепости или путешествии по миру демонов.

Кроме заданий, на нейтральных территориях полно других интересных точек. Пещеры, осколки древних приспособлений, специальные «астрариумы» с мини-игрой «проведи линии между звездами, чтобы составить созвездие». В каждой локации можно поставить флаг Инквизиции, символически «присвоив» себе окружающую местность и получив за это очки влияния.

К слову, об очках влияния. У вас, как у главы Инквизиции, есть много опций по управлению своей организацией. На столе командования доступны различные задания: можно отправить на них ваших помощников или открыть их для самостоятельного прохождения. Для некоторых из этих заданий понадобятся очки влияния. Таким образом, чтобы продвинуться по сюжету, в любом случае придется исследовать нейтральные зоны и выполнять побочные квесты. Кажется, что, сколько бы заданий в мире Inquisition вы бы ни выполнили, это лишь вершина айсберга и впереди их еще больше.

Но менеджмент Инквизиции - это не только задания, но и привлечение союзников на свою сторону, развитие собственной базы, укрепление обороноспособности солдат. По ходу выполнения сюжетных миссий у игрока появятся очки Инквизиции, которые можно будет потратить на специфические умения. Некоторые дают простой бонус к продаже предметов у торговцев, другие же откроют новые реплики в диалогах или в той или иной мере укрепят орден. Начиная с середины игры размер и мощь Инквизиции уже внушают трепет. Аристократы будут просить вашей аудиенции, в главном зале поставят настоящий трон, а во время крупных сражений ваши солдаты будут нести баннеры ордена под церковные литания.

Локации в игре выглядят просто превосходно: южные топи, покрытые вечным туманом, скалистые северные берега и километры пустынь на западе. Единственный минус - недостаток разнообразия местных жителей. В каждой из зон вы будете встречать в основном разномастных бандитов, мертвецов и несколько видов местной фауны. Кое-где, впрочем, даже драконы летают.

Очень серьезную работу Bioware проделала над звуковым сопровождением. Оно здесь выше всех похвал. Каждая композиция очень точно подобрана под ситуацию, создавая нужную атмосферу. Окружение в каждой из локаций звучит по-своему.

А вот механика сражений подкачала. Это скорее не Origins, а Dragon Age 2 с минимумом активных заклинаний и умений. Во время боя можно переключаться между тактическим режимом, во время которого есть возможность неспешно раздать всем приказы, и режимом реального времени. Впрочем, переходить «в тактику» имеет смысл лишь при встрече с действительно опасным противником.

Dragon Age: Inquisition состоит из множества небольших частей, которые вместе создают весьма интересную и затягивающую историю. Она играет на воспоминаниях о предшествующих ей историях Серого Стража и Киркуоллского героя Хоука, при этом не забывая, что она все-таки другая.

Истории капитана Шепарда, студия BioWare поставила себя в неловкое положение, ведь фанаты жанра припомнили творцам все их злодеяния последних трех лет: упрощение игровых механик, отсутствие свежих идей, постепенный отход от больших просторов к узким улочкам и лабиринтам.

Выход «Инквизиции» должен был решить многое: или разработчики окончательно испортят карму, выпуская третий неоднозначный проект кряду, или возвращают кредит доверия игроков, выдав игру на все времена. В нашем обзоре Dragon Age: Inquisition вы найдете все ответы и поймете, почему третьего не дано.

- Выходи! Если, конечно, ты не дракон. Тогда можешь остаться там.
«Dragon Age II» (2011)

Игра престолов

«Вход только по приглашениям» - такая вывеска подошла бы «Инквизиции», будь та престижным ночным клубом. Несокрушимая система защиты и завышенная цена отсеяли толпы зевак и недоброжелателей, поэтому портал в мир Тедаса открылся лишь тем, кто четко понимал, что его ждет на той стороне.

Феномен Dragon Age в том, что каждая игра серии не похожа на другую - это не Ubisoft, где каждый год ставят одну и ту же пьесу, меняя лишь декорации. Здесь уже на стадии названия появилась интрига - финал второй части хоть и был открытым, но не оборванным на полуслове.

Высшая степень самоиронии. Варрик написал серию книг о событиях Dragon Age II, назвав ее самой худшей из своих работ.

Прежде всего, стоит избавиться от навязчивых ассоциаций с кострами и ведьмами - инквизиция из Dragon Age не имеет ничего общего со средневековым бичом еретиков. Это скорее служба спасения, призванная восстановить равновесие в мире: конфликт магов и храмовников в Киркволле перерос в полномасштабную войну, и ни одно из государств не в силах ее пресечь.

Примирить стороны могла лишь Церковь, но на конклаве, где собралась «верхушка» враждующих фракций, произошла катастрофа. Прогремел взрыв, проделавший брешь в небесах, а по всему Тедасу начали появляться разрывы. Из присутствующих на собрании не выжил никто. Кроме одного. Или одной.

Леди Инквизитор. В вашей вселенной это может быть не эльф, а человек, гном или кунари. Или мужчина.

Новоиспеченного главного героя находит искательница Кассандра - та самая дама, которой Варрик пересказывал события Dragon Age II, а осмотр уцелевшего у врача выдает в нем симптомы Избранного - странную метку на руке и частичную потерю памяти.

Протагониста обвиняют в убийстве верховной жрицы, но искатели меняют гнев на милость, когда узнают, что только он способен закрывать разрывы в Завесе, откуда постоянно лезут демоны. Так начинается путь безымянного героя, которого весь Тедас запомнит как вестника Андрасте или Инквизитора.

Такое будущее ждет эта вселенная, если Инквизиция падет. Что еще интереснее, эту миссию вы не увидите, если в выборе союзников предпочтете магам храмовников.

Незамысловатая завязка может ввести в заблуждение, но перед нами первоклассный политический триллер с придворными интригами, разоблачениями и обилием неожиданных поворотов. Сценаристы BioWare научились не только удивлять, сводя на нет все предположения и догадки, но и подавать сценки и события красиво. В Dragon Age важен не столько результат, сколько процесс, наблюдение за всем происходящим.

История хороша и тем, что не «прогибает» героя под кого-то еще. Инквизиция никому не подчиняется, действует в своих интересах, и мы сами решаем, кому оказать поддержку, предотвратить государственный переворот или позволить революции состояться, казнить или помиловать пленника.

Его Величество, король Ферелдена. Узнаете?

Своеобразной «вишенкой на торте» традиционно для BioWare стали сопартийцы. Кто только не станет под знамена спасителей мира: придворная чародейка, шпион-наемник кунари, серый страж, тевинтерский маг и даже дух в теле человека! У каждого хватает скелетов в шкафу, которые приведут к побочным квестам с порой нелегким моральным выбором, да и поговорить по душам спутники всегда рады.

Не обошлось и без привычной взаимосвязи с предыдущими играми серии. Отголоски наших поступков мы услышим в текстах и диалогах, а часть знакомых персонажей увидим лично. Чтобы настроить вселенную игры под себя, достаточно воспользоваться замечательным сервисом DragonAgeKeep .

В мозаике на сайте DragonAgeKeep можно переиграть все события предыдущих игр серии, от мельчайших до самых важных. Или создать состояние мира с нуля.

Мир Dragon Age преобразился. Но изменили его не Мор и не природные катаклизмы, а вид от третьего лица и расширение игровых пространств. Канули в лету и пятьдесят оттенков бордового - обновленный Тедас приветствует путников яркими красками и головокружительными пейзажами. Что бы ни твердили скептики, на Frostbite 3.0 игра выглядит великолепно - лишь местами не хватает детализации.

Управление также подвергли переосмыслению. Герои теперь перемещаются при помощи клавиатуры, а не мыши, но раскладка напоминает не Skyrim или Mass Effect, а World of Warcraft: тот же поворот камеры с зажатой ПКМ, прыжки, автоматическая стрельба. Даже анимация движений во многом похожа.

Карабкаться по отвесным скалам нам не позволят, но иногда получается забежать неестественно высоко.

Бессмертным хитом Blizzard вдохновлялись и дизайнеры локаций. Первая же зона-песочница занимает, наверное, больше, чем все коридорчики из первой и второй части, сложенные воедино. Горы и леса, болота и равнины, пустыни и подземелья, руины и города - в Орлее и Ферелдене достаточно живописных мест, и везде у нас будет повод прогуляться.

Территории насыщены побочными заданиями, группами бандитов и диких животных, заброшенными постройками, где можно найти ценный эскиз, артефакт или коллекционную безделушку. Насчет «живого мира» не буду строить иллюзий, но с задачей-минимум игра справляется: маги и храмовники не стоят как вкопанные, а бродят по окрестностям, ввязываясь в бой с хищниками или демонами.

Исследовать игровой мир верхом не так уж и удобно. Скорость передвижения не намного выше, а отвлекаться на сбор трав в таком положении не с руки.

Второстепенные поручения не балуют изобретательностью. Приведи барашка, найди утерянные записи, уничтожь разбойников - не совсем то, чего ожидаешь от героического эпоса, но такова цена свободы, да и зачистка местности не навязывается, ведь опыт, деньги и ресурсы не в таком уж дефиците.

Другой подход в миссиях основного сюжета, где свобода отступает в угоду эффектам и драматизму. Штурм крепости, путешествие во времени, вылазка в Тень - каждый уровень запоминается как декорациями, так и занимательной постановкой задач. Особенно удался бал в орлесианском дворце, где Инквизитору нужно не только проводить расследование, но и ублажать знать, поддерживая репутацию.

«Вы точно не видели, куда подевался мой аппарат для клонирования?»

Между вылазками мы отдыхаем в личном штабе: сначала это небольшое убежище на окраине мира, затем неприступный замок высоко в горах. На базе можно общаться со спутниками, мастерить и покупать снаряжение, улучшать зелья и просто отдыхать, слушая песни менестреля.

Сердце штаба - ставка командования, откуда мы планируем операции: разведываем земли и выполняем «устные» квесты. На карте мира появляются задачи с кратким описанием, и мы думаем, каким способом их разрешить: дипломатией, шпионажем или войной. После подтверждения выбора остается ждать (иногда несколько часов в реальном времени; счетчик тикает и вне игрового сеанса), пока советник не вернется с отчетом и наградами: золотом, ресурсами, а порой даже артефактами и эскизами.

Встретились как-то раз протагонисты Dragon Age II и Dragon Age: Inquisition…

Любые успехи вообще во всем приносят очки влияния, причем сразу двух видов. Одни тратятся на открытие новых территорий и сюжетных миссий, другие обмениваются на пассивные улучшения: от дополнительных ячеек инвентаря или мест под зелья до новых опций в диалогах.

Еще одно мерило репутации - отношения с сопартийцами. Принимая различные решения, можно получить одобрение или осуждение поступков, полное или частичное, причем теперь учитывается реакция всей команды, а не только активной группы. Единомышленников легче соблазнить, а вот на личные квесты отношение подчиненных к начальнику не влияет.

Персонажи из былых времен сильно преобразились. Как внешне, так и характером.

Приемлемые потери

Смена ракурса, управления и построения уровней отразилась и на боевой системе. Формально правила остались те же: герои и враги обмениваются ударами в реальном времени, применяют умения, уловки и заклинания, а урон рассчитывается с учетом позиции, защиты и сопротивляемостей цели.

Изменения же произошли в мелочах, но они серьезно повлияли на тактику ведения боя. Стрелки получили бонус к атаке с возвышенности, если прокачаны определенные навыки. Появились боевые связки на манер Mass Effect. Маги теперь не умеют лечить: на смену пришел фиксированный набор зелий здоровья, восполняемый бесплатно в полевых лагерях или ящиках с припасами.

Герои унаследовали ахиллесову пяту Томми Версетти: стоит зайти в воду по колено, как их тут же выбрасывает обратно на берег.

Бои стали ощутимо быстрее, и это еще один повод для томного взгляда в сторону World of Warcraft. Поле битвы застилает фейерверк из огненных шаров, молний, ореолов от магических барьеров и аур, поэтому сориентироваться в этой суматохе помогает лишь пауза, где можно не спеша раздать приказы всей группе.

А вот хваленая тактическая камера оказалась бесполезной из-за непрактичного ракурса и управления. Сражаться в этом положении дико неудобно, поэтому нововведение если и используется, то лишь для определения характеристик врагов, а также их слабых и сильных сторон.

В группе должен быть хотя бы один «танк»: он и в бою поможет, приняв удар на себя, и брешь в хлипкой стене пробьет, позволив нам добраться до сокровищ.

На долю ролевой системы пришлось меньше всего реформ. Те же активные и пассивные навыки в нескольких группах (как и во второй части) изучаются по одному за уровень. Характеристики вроде силы и ловкости распределяются автоматически: теперь их можно подстроить под себя лишь за счет экипировки.

Поначалу кажется, будто все это сильно упростило игру: можно переть напролом, огребать, лечиться и постоянно возвращаться за зельями в лагерь, но изобретательность вознаграждается. Однажды мне удалось уничтожить группу храмовников буквально одним выстрелом: разбойница применила самый сильный навык на возвышенности с фланга - одного врага разорвало выстрелом, а другие погибли от этого взрыва.

Вот бы еще автонаведение на врагов подкорректировали, а то подкрадываешься к врагу на нужную дистанцию, заряжаешь выстрел… и убиваешь лисицу, появившуюся прямо на линии огня.

Кто знает, но может именно так бы выглядел д’Артаньян, если бы Дюма родился и вырос в Голландии.

Да, как и в любом проекте таких масштабов, в «Инквизиции» есть баги и недоработки. Объекты окружения иногда загружаются с задержкой, персонаж во время бега может на миг застыть в странной позе, спутники порой застревают в узких местах, а затем просто телепортируются к герою.

Ощущается, что игра сделана с душой, но небрежно, как будто не успели или не захотели сгладить шероховатости. Одежда не намокает в воде и во время дождя, трава и кусты никак не реагируют, если сквозь них пройти. Особенно смутил случай на балу, когда во время танца подол платья просто прошел сквозь пол. Не то, чтобы такие оплошности сильно мешали, но свою лепту в восприятие игры они вносят.

Быть или не быть? А если и быть, то чему?

Сводки с передовой

Успех кооперативного режима Mass Effect 3 предрешил судьбу сетевой части новоиспеченной Dragon Age: разработчики взяли ту же основу, что и почти три года назад, адаптировав ее под местную механику, но в этом и случился прокол: игровой процесс, основанный на обмене ударами, оказался не очень увлекательным.

Союзники капитана Шепарда побеждали врагов за счет меткости, реакции, умелого использования укрытий и комбинаций навыков. Из всего этого в «Инквизиции» остались только боевые связки, да и те в здешних реалиях почти не используются - напарники не приучены к командной работе.

Героев мультиплеера можно открыть еще в кампании, если найти особый эскиз и сделать по нему доспех. На этом связь этого режима с одиночной игрой и заканчивается.

Сетевые баталии уже не сводятся к отражению волн. Вместо этого нам предлагают короткую пробежку по одному из трех кишкообразных уровней с истреблением групп храмовников и попутным решением знакомых задачек - сопровождение, поиск и прочее. В процессе герои ищут тайники с сундуками и собирают горстки золота, спрятанного в вазах. Заканчивается все схваткой с боссом.

Если в Mass Effect еще предполагался отыгрыш одиночки, то здесь это совсем не работает. Персонаж едва ли выдержит первую стычку: от ударов особо не поуворачиваешься, целебных зелий очень мало, а регенерации мы не обучены. Стесняют еще и классовые ограничения: вы просто не доберетесь до всех схронов с богатствами в одиночку, поскольку один тайник способен открыть только маг, другой - воин.

Подземелья в Dragon Age темнее ночи. Без факела порой вообще ничего не увидеть.

С прокачкой до максимального двадцатого уровня и полным набором умений жить становится веселее, но и здесь ждет подвох. Разработчики подталкивают к сбросу уровней ради очков престижа: провели по карьерной лестнице разбойника - получили прибавку к хитрости для всех героев, воспитали воина - улучшили телосложение. Цикл бесконечный, и выглядит он неоправданно мучительным.

За золото покупаются знакомые сундуки с экипировкой и зельями, но если в Mass Effect набор оружия был фиксированным и рано или поздно вы бы открыли весь арсенал, то здесь снаряжение как в Diablo III, то есть, генерируемое случайно и не ахти какое хорошее. Ненужный хлам можно переплавить, чтобы затем выковать что-то путное по эскизам, но такое занятие мне тоже кажется пустой тратой времени.

Партия закончится досрочно, если вся группа падет. Благо хоть собранное золото при поражении не теряется.

Пока сетевой режим выглядит каким-то недоразумением. Пытаясь повторить свой же успех, BioWare предложили не шибко интересный сам по себе игровой процесс, где развитие героев и поиск приличного снаряжения занимает столько времени, что целесообразность этого занятия ставится под сомнение.

Есть накопительные испытания, открывающие всяческий декор для настройки значка и фона профиля, разработчики обещают еженедельные мероприятия, как в Mass Effect, но едва ли это достаточная причина, чтобы задержаться здесь надолго. Для бесплатного приложения этот режим неплох, но он совершенно меркнет на фоне изумительной кампании.

Уникальный щит в виде огромного куска сыра. Да, это действительно Dragon Age, а не Fable, например.

Говорят факты

Рассказать все об «Инквизиции» - это как объять необъятное. Но на некоторые вещи, на первый взгляд, мелочи, хотелось обратить внимание. Не для критики, просто к сведению.

  • От выбора советника зависит исход заданий в ставке командования. Провалить такие поручения нельзя, но награды за их завершение могут отличаться.
  • Если завербовать агента (они встречаются во время квестов и просто в открытом мире), время выполнения миссий одного из советников сократится. Полезно, когда стратегические операции рассчитаны часов на двадцать.

  • На экранах загрузки отображаются случайные страницы из кодекса.
  • Портреты спутников на панели выбора отряда меняются в зависимости от итога их личных квестов.
  • Сопартийцам теперь доступна любая одежда. Комплекты доспехов исчезли, зато в броню можно добавить наручи и поножи как улучшения. Экипировку также можно зачаровывать, а в оружие еще и вставлять руны.
  • Артефакты бывают трех типов: обычные, редкие и уникальные. Самые ценные падают с боссов и встречаются в тайниках. Многие из них обладают особенным свойством, к примеру, выше в тексте упомянут эффект лука Грунсманна - при убийстве цель взрывается.

  • Некоторые ценности, уроненные противником, можно отдавать на исследование: маги рассмотрят находку, и вы получите бонус к урону против этого типа врагов.
  • На картах встречаются своего рода телескопы, предлагающие мини-игру, где нужно провести линии между звездами в правильном порядке.
  • В первой же крупной области можно встретить настоящего дракона, но одолеть его получится лишь ближе к середине или концу игры.
  • Вне сюжетных миссий враги возрождаются. Ресурсы и золото можно добывать в неограниченном количестве, как на локациях, так и в ставке командования (некоторые задания бесконечны).

  • Флирт доступен почти со всеми спутниками, но если роман невозможен, на каком-то этапе партнер об этом скажет и даже объяснит причины. Постельных сцен нет, по крайней мере, их не покажут.
  • Варрик не использует никакое другое оружие, кроме своего арбалета «Бьянка». Его можно улучшить уникальными модификаторами, чтобы повысить наносимый урон.
  • Крепость Скайхолд можно улучшать: построить башню, посадить сад, изменить герб или занавески. В замке даже есть трон, на котором инквизитор вершит суд над пленниками.
  • Музыку для игры написал Тревор Моррис. Это лирические и вдохновляющие оркестровые композиции в духе «героического фэнтези», которым и можно назвать серию Dragon Age. Саундтрек из 39 мелодий входит в коллекционное и эксклюзивное цифровое издание.

BioWare успела выпустить несколько эксклюзивных (и не очень) наборов вещей:

  • Red Lyrium Reapers Weapons Pack выдается всем, кто пройдет простенький квест на специальном сайте. В комплект входят уникальный меч, посох и кинжал.
  • AMD Radeon In-Game Gift Pack можно купить на сайте Raptr за специальные очки. Наградой от «красных» станут редкий амулет, ездовое животное и сундук для мультиплеера.
  • Collector’s Edition Prima Official Game Guide In-Game Content - подарок покупателям коллекционного издания официального руководства . Пакет схож с предыдущим: кольцо, еще одна зверушка для конюшни и сундук.

Напишите в комментариях, как вам такой формат подачи информации и стоит ли эту рубрику делать постоянной.

Заключение

На посту инквизитора вы не заскучаете. Покидаетесь печеньем в прохожих, поучаствуете в Большой Игре на светском приеме, завербуете аввара, который атакует ваш замок с помощью козы. Дело ведь не в спасении мира, громких речах о долге и предназначении - это есть в каждой игре. Настоящие же шедевры складываются из мелочей. Именно они запоминаются, и Dragon Age: Inquisition есть что показать.

Это не идеал ролевой игры, конечно, но если кому-то и суждено оказаться на пьедестале, новое творение BioWare займет это место совершенно заслужено. Были те, кто лучше делал миры. Были и те, кто больше заботился о новизне. Сегодня же мы чествуем третью часть Dragon Age как игру с захватывающей историей: интересно написанной и искусно поставленной. Вызов принят, а, «Ведьмак»?

Вердикт: некоторые игры меняются, словно времена года. «Инквизиция» - пример того, что будет, если в мире мрачного фэнтези наступит весна.

Оценка: 9.6 («Шедевр»).

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • Dragon Age Inquisition: тестирование производительности
    Сводное тестирование тридцати четырех видеокарт и шестидесяти четырех процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.