Великие философы - сартр жан поль. Распространение конфуцианства в западной европе

После окончания защиты диссертации по философии, Сартр стажировался во Французском институте в Берлине и преподавал философию в различных лицеях Франции. В 1938 году он написал свой главный роман, "Тошнота" , в котором раскрыл глубинные идеи Евангелия с атеистических позиций. Начиная с 1944 года Сартр целиком посвятил себя литературе.

Вместе со своим главным единомышленником Морисом Мерло-Понти и спутницей жизни Симоной де Бовуар он основал популярный во Франции журнал "Новые времена" (Les Temps modernes) – главный вестник философии экзистенциализма. В 1953 году Сартр был избран членом Всемирного Совета Мира. Квартиру писателя дважды взрывали, а редакцию его журнала пять раз захватывали боевики-националисты.

В 1964 году Сартр опубликовал автобиографическую повесть "Слова" и был удостоен Нобелевской премии по литературе "за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время". Писатель отказался принять награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. В том же году он заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания - в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде. В 1968 году философ стал непосредственным участником и своеобразным символом французской студенческой революции. Во время одного из протестов он был задержан, что вызвало негодование в обществе. Когда об этом инциденте узнал Шарль де Голль , он приказал выпустить писателя, сказав: "Франция Вольтеров не сажает" .

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых цитат и мудрых мыслей великого французского философа.

"Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния".

"Человек - это не сумма того, что у него есть, а производное того, чего у него пока нет, но может быть".

"Быть любимым - значит чувствовать, что имеешь право на существование".

"Постановка "я могу" приводит к положительному результату, постановка "я не могу" не приводит ни к какому результату".

"Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать".

"Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом…"

"Умные люди не бывают злыми, злость предполагает ограниченность".

"Любовь не имеет ничего общего с обладанием. Её высшее проявление - предоставлять свободу".

"Абсурд - это грех без Бога".

"Одну и ту же глупость не следует совершать дважды; в конце концов выбор достаточно велик".

"В борьбе отцов и детей младенцы и старики нередко действуют заодно: одни прорицают, другие толкуют прорицания. Природа глаголет, опыт комментирует - среднее поколение может заткнуться".

"Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством".

"Умереть - это еще не всё. Важно умереть вовремя".

"Женщину, друга или город не бросают одним махом".

"Человек обречен на свободу".

"Невозможно стать святым, работая по шестнадцать часов в сутки".

"Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу".

"У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может".

"Мы важны только в наших решениях".

"Время раскачивать лодку имеется только у того, кто не гребет".

"Если разложить победу на малейшие детали, ее не отличишь от поражения".

"Ничто не меняется так часто, как прошлое".

"Если вы одиноки, когда вы один, значит, вы в дурном обществе".

"Мир прекрасно обошелся бы без литературы; еще лучше он обошелся бы без человека".

"Ад - это другие".

Интервью Жана-Поля Сартра и Симоны де Бовуар (1967)

Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский Государственный Лингвистический Университет

им. Добролюбова

Кафедра философии и социальной коммуникации

по теме «Философские воззрения Жана-Поля Сартра»

Выполнила студентка группы 212 а

Быстрова Светлана

Проверено

Нижний Новгород 2009 г.


Введение

Биография

Экзистенциализм Сартра

Сартр- писатель

Заключение


Введение

Жан-Поль Сартр является одной из ключевых фигур XX века. Философ, общественный деятель, писатель, драматург, эссеист, педагог – все это Сартр. Это был человек твердых жизненных позиций, идейный лидер поколения, необычайно масштабная личность.

Рассматривая его, как философа, мы видим его бунтарем. Он восставал против классической философии и создал собственное учение. Так же он мог признавать и черпать справедливые мысли из трудов других философов. Но затем следовала полемика, скрытая или явная.

В труде «Эпоха, лишенная морали» Сартр признается, что в начале своего пути он не интересовался философией. Когда очередной преподаватель в университете все же смог пробудить в нем интерес к этой области, Сартр стал воспринимать ее, как психоанализ. Первым произведением, вызвавшем его участие, стал труд Бергсона "Очерк непосредственных данных сознания". Вот что он пишет: « Мне пришлось прочесть "Очерк непосредственных данных сознания"; несомненно, именно эта работа неожиданно пробудила у меня желание заниматься философией. В книге мне встретилось описание того, что было, как я полагал, моей психической жизнью. <…> После этого я решил, что буду изучать философию, я предполагал, что она - всего лишь методичное описание внутренних состояний человека, его психической жизни, и что их постижение послужит мне методом и инструментом для создания литературных произведений. Я все еще намеревался писать романы и, может быть, иногда эссе, но при этом хотел стать преподавателем философии, что должно было помочь в работе над литературными сюжетами ».

Он не обнаруживал большого интереса к классическим философам. Ему нравились Декарт и Платон, Гегеля, Ницше, Маркса Сартр не принял близко к сердцу. Для него был важен реализм, «идея, что мир, каким я его вижу, действительно существует и что предметы, которые я воспринимаю своими чувствами, реальны». Его интересовал вопрос: можно ли иметь представление одновременно о мире и о сознании? Наиболее близкий к собственному восприятию ответ Сартр нашел у Гуссерля. Таким образом, Гуссерль значительно повлиял на него, помог выработать ему точку зрения о том, что эго есть своего рода квазиобъект сознания и что поэтому существует вне сознания.

Углубившись в труды Зигмунда Фрейда о бессознательном, Сартр не принимал его положения, поскольку, по собственному признанию, не верил в бессознательное. Фрейд «раздражал» его, потому что примеры, которые он приводит в "Психопатологии", слишком далеки от рациональной и картезианской мысли.

Действительно, чем я отличаюсь от марксиста, что определяет мое превосходство над марксистами, так это постановка вопроса о классах, социального вопроса, и я делаю это исходя из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам

Сартр считал, что имеет превосходство над марксистами в постановке вопроса о классах и социального вопроса: в них он исходил из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам.

Таким образом, на Сартра повлиял ряд философов и их учений, однако во всех вопросах он вырабатывал собственную точку зрения. В его произведениях освещены фундаментальные философские темы- человек и сознание, бытие, субъективное и объективное. Ключевыми философскими темами Сартра стали бытие, свобода, мир вещей, религия и атеизм.

В данном труде я ставлю целью рассмотреть крупнейшие произведения Сартра, перечислить их основные положения, уточнить их философский смысл. Также я постараюсь осветить жизнь Сартра и его общественную деятельность.


Биография

Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отец мальчика умер в 1906 г. мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 г., в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Дед поверил в одаренность Жан-Поля и пригласил к нему частных учителей. В частности споры кальвиниста- деда и католички- бабушки Сартра отразились на религиозных убеждениях мальчика. Детские годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 г. замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.
В 20-е годы проходит обучение Сартра в Ла-Рошели. Он изучает философию в местном университете и, наконец, получает диплом первой степени. В то же время состоялась встреча с Симоной Бовуар, известной публицисткой с феминистическими убеждениями. Она стала не просто не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

После военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 г. преподает философию в лицее, стажируется в Германии, где изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое влияние. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.
В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения. Сартр пишет "Тошноту" ("La Nausee), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 г. В это же время печатается новелла Сартра "Стена" ("Le Mur"). Оба произведения становятся во Франции книгами года.
Когда началась вторая мировая война, Сартра захватили в плен на 9 месяцев, однако затем ему удается вернуться на родину в 1941 году. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 30-е гг., когда главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю. Основными произведениями С. этого времени были пьесы "Мухи" ("Les Mouches", 1943), "За запертой дверью" ("Huis clos", 1944) и объемный философский труд "Бытие и ничто" ("L"Etre et le neant", 1943), успех которых позволил писателю в 1944 г. уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает. Этот труд стал Библией для молодых интеллектуалов.

К концу второй мировой войны Сартр становится признанным вождем экзистенциалистов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру.

Последующие десять лет Сартр работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шест пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу "Грязные руки" ("Les Mains Sales", 1948) - драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, - а также незавершенную тетралогию "Дороги свободы" ("Les Chemins de la liberte", 1945...1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие - нет. В эти же годы Жан-Поль пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) - опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги "Бытия и ничто".

Увлечение Сартра марксизмом стало очевидным еще в 1944 г., когда вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти основал ежемесячный литературный журнал "Новые времена" ("Les Temps Modernes"), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с позиций марксизма. В начале же 50-х гг., перестав интересоваться литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, Сартр переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных проблем. Порвав в 1952 г. с Камю, выступившим с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии Сартр осудил отказ от применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является предательством гуманизма.

В 1964 написаны «Слова». Но главным произведением этого времени стала философская работа "Критика диалектического разума" ("Critique de la raison dialectique", 1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. Сартр полагал, что с помощью "индивидуальной свободы" можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий - превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.

Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. "за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время". Сославшись на то, что он "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался.

В мае 1968 года в Париже разразились серьезные студенческие волнения, и 63-летний мыслитель решил, что настал час свержения диктатуры буржуазии. Особенно вдохновлял его лозунг бунтующих студентов - «Вся власть воображению!» Ведь воображение, по Сартру, - самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности.
В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией. Он усердием религиозного реформатора он стремился восстановить "доброе имя" социализма.
Сартр никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские настроения до событий 1956 г. в Венгрии. В последующие годы писатель много путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, он сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе "Затворники Альтоны" ("Les Sequestres d"Altona", 1960). Решительно осуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, Сартр становится председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этих стран. Он приветствует демонстрации парижских студентов 1968 г., но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам революционные преобразования в странах "третьего мира". В 70-е гг. Жан-Поль оказывается в полной изоляции, становится - впервые за 30 с лишним лет - сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.
В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер он 15 апреля 1980 г. Он был противником некрологов и официальных прощаний, однако к его похоронной процессии присоединилось 50000 человек.

Экзистенциализм Сартра

Чем же смог Сартр увлечь за собой такое количество людей? Какие идеи родились в его уме и сумели взбудоражить умы многих других людей?

Имя Сартра неразрывно связано с понятием экзистенциализма. Из всех философов, причисляемых к этому направлению, лишь он уверенно называл себя экзистенциалистом. Он же был одним из его основоположников. Но что же в сущности представляет из себя экзистенциализм?

Экзистенциализм- это философия существования. Истоками этой философии служат размышления Гуссерля и Кьеркегора (которые, в частности, повлияли на становление мировоззрения Сартра) . Это философское направление отрицает рационалистскую классическую философию в связи с тем, что она разделяет реальность на объективное и субъективное. Всю действительность классическая немецкая философия представляла предметом, «сущностью», которую следует познавать. С точки зрения рационалистов, подлинная философия должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в экзистенции – некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким».

Можно привести целый ряд философов- экзистенциалистов XX века. Это такие имена как Бердяев, Шестов, Ясперс,Бубер, Марсель, Камю, Хайдеггер. Но не все они понимали экзистенциализм одинаково, их трактовка данного направления зависит от личных, в особенности, религиозных взглядов. Так среди них выделяют два крыла: это приверженцы религиозного и атеистического экзистенциализма. К первым относятся Бердяев, Марсель, Ясперс, Бубер, ко вторым- Сартр и Хайдеггер. Камю пытался выработать пограничную точку зрения. Однако в данной работе мы будем рассматривать позиции именно Сартра.

Отношение Сартра к экзистенциализму ясно изложены в труде «Экзистенциализм- это гуманизм». В этом труде он защищает данное философское направление от обвинений в пессимистичности, нигилизации традиционных ценностей, призыве к квиетизму- пассивности. Его размышление последовательно переходит от вопроса к вопросу. Для того, чтобы объяснить понятие экзистенциализма, Сартр сравнивает позиции классических философов-рационалистов XVIII-XIX веков (Декарт, Лейбниц, позднее Вольтер, Кант) со своими. Если эссенция предшествует экзистенции, то Бог творит человека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможно существование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлением ножа: «Таким образом, понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме» . Упразднение Бога у философов – атеистов не повлияло на эту концепцию, переименовав «Божий замысел» в «человеческую природу», одинаковую у всех.

Для атеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала человек существует, и в начале это существование не определимо понятием, поскольку собственная сущность реализуется человеком лишь в процессе существования, по своей воле. «Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.» Под словами «делает себя сам» подразумевается наличие у человека желаний и воли, которые развиваются по ходу существования, с помощью которых человек меняется. Это у Сартра называется субъективностью. Человек для Сартра это проект, который переживается субъективно, тем он возвышается над остальной природой. До появления человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потом уже обретает сущность. В таком случае человек ответственен за то что он есть. «Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование» - подытоживает Сартр.

Однако у субъективизма есть еще одно значение. Человек ответственен не только за себя, но и за всех остальных людей. Он не может выйти за пределы своего сознания, своей субъективности. Это Сартр называет глубоким смыслом экзистенциализма. Человек, делая собственный выбор, делает его за всех людей сразу, выбирает для человечества благо, ибо он не может выбрать зло. Своими действиями, по мнению Сартра, мы творим образ идеального человека и утверждаем определенные ценности. Так он приводит пример: «Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе – наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, – то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество.»

Итак, Сартр утверждает: «Экзистенциалист охотно заявит, что человек – это тревога.»

Тревога человека возникает именно из-за того, что он своим действием утверждает идеал и ценность, выступает «законодателем». Тревога вызывается сомнением в том, имеет ли человек право утверждать своими действами универсальную ценность для всех. Это чувство Кьеркегор ранее называл «тревогой Авраама». Сартр считает, что любой человек должен испытывать это чувство, а если он не испытывает- значит он бежит от ответственности. Однако подобные размышления не должны отговорить человека от действия, принимать на себя ответственность крайне необходимо. Тревога является частью самого действия. Таким образом, Сартр, проводит четкую грань между экзистенциализмом и квиетизмом.

Перейдем к заброшенности. О заброшенности вместе с Сартром говорил и другой атеистический экзистенциалист- Мартин Хайдеггер. Он говорил о заброшенности в смерть- страхом перед «ничто».

У Сартра заброшенность- это осознание своего одиночества в мире, в отсутствие Бога, отсутствие опоры на что-либо в своем существовании. Это с другой стороны и есть свобода. Сартр приводит цитату из Достоевского «Если Бога нет, то все дозволено». У человека нет оправданий, руководств, какие ценности первичны, а какие – вторичны, собственно даже ценностей у него нет. Поэтому ему приходится каждый раз создавать свой собственный идеал и быть ответственным за свой выбор. Так заброшенность приходит вместе с тревогой

Следующее понятие в сочинении- это отчаяние. По словам Сартра отчаяние приходит к человеку в момент, когда он осознает, что может подлинно рассчитывать лишь на свои силы. «Ведь человек свободен, и нет никакой человеческой природы, на которой я мог бы основывать свои расчеты».е может быть уверен ни в чем, однако это не должно отворачивать индивида от действий. Сартр говорит, что в таком случае надо «просто и не питая иллюзий» делать все, что от тебя зависит в данной ситуации.

Таким образом философ еще раз отделяет экзистенциализм от квиетизма и пессимизма, утверждая его, как мораль действия и решимости, учение, дающее человеку его жизнь в собственные руки.

Сартр обозначал исходный пункт экзистенциализма – субъективность. Он утверждал, что его учение основывается на абсолютных истинах, среди которых декартовское «Я мыслю- значит существую».

Далее автор обосновывает гуманность экзистенциализма. Главный его аргумент- это то, что данное учение не рассматривает человека, как объект, в то время как материалисты ставят его наравне с неодушевленными предметами. Субъективность, постигаемая как истина, не является строго индивидуальной субъективностью, она постигается индивидом через других людей. И вместе с собой человек открывает и всех остальных. «Он отдает себе отчет в том, что не может быть каким-нибудь, если только другие не признают его таковым. Чтобы получить, какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого…. Таким образом, открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие.»

То что обобщает людей, Сартр называет не человеческой природой, а общими условиями существования, «совокупностью априорных пределов, которые очерчивают фундаментальную ситуацию человека в универсуме». Под этим он понимает основные человеческие потребности, «для него быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным». Поэтому один человек может представить и понять проект другого человека, даже если их культурные, социальные и исторические условия различны. Пределы имеют и объективные, и субъективные стороны. В этом «всеобщность» человека, она не дана заранее, но все время созидается каждым отдельным человеком.

Одно из обвинений, предъявляемых экзистенциализму по поводу его субъективизма, это его «вседозволенность». Противники Сартра замечали, что согласно его учению человек может делать все, что ему угодно. Сартр утверждал, что человек находится в организованной ситуации и заставляет все человечество жить ей. В таких условиях ему предстоит постоянно выбирать, и даже если он зримо ничего не выбирает, он все равно делает выбор. Даже если никакая априорная ценность не определяет его выбора, он все же не имеет ничего общего с капризом, поскольку человек ответственен за свой выбор. В этом вопросе Сартр сравнивает человека с художником, который, с одной стороны, не знает полностью, какую картину нарисует. Для него нет априорно установленных правил, но ценности создаются в процессе написания картины. И в конце, картина которую должен нарисовать художник, это картина, которую он напишет.

Так же он рассуждает о морали, считая, что человек выбирает ее сам для себя и потом ей руководствуется.

В вопросе о том, можно ли судить других, у Сартра неоднозначное мнение. С одной стороны судить других нельзя, так как если человек выбирает свою позицию и свой проект со всей искренностью и полной ясностью, каким бы ни был этот проект, ему невозможно предпочесть другой. Но, с другой стороны, судить можно, поскольку человек выбирает, в том числе выбирает и самого себя, перед лицом других людей. Прежде всего можно судить, какой выбор основан на заблуждении, а какой на истине (это может быть не оценочное, а логическое суждение). Он основывается на том, что действия честных людей имеют своей конечной целью поиски свободы как таковой.

В конце своего труда Сартр объясняет, каким именно смыслом он наделяет гуманизм. Он осуждает тот гуманизм, который ставит человека, как цель и высшую ценность. Жан-Поль утверждает, что нельзя высоко оценивать все человечество по выдающимся достижениям малой его части. По его мнению, утвердить ценность человека может лишь нечеловек.

В противоположность этому экзистенциалист не видит в человеке цель, поскольку он не завершен. Он существует как человек, проектируя и теряя себя вовне. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Эта связь составляющих человека стремления выйти за свои пределы и субъективности – в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, – и есть понимание гуманизма в экзистенциализме. Гуманность в том, что экзистенциалисты напоминают человеку, что лишь он создает законы в мире, и что его судьба у него в руках. «Мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление.»

В заключительных строках Сартр называет экзистенциализм (или, точнее, атеистический экзистенциализм) – последовательными выводами из атеизма. «Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило». Автор имеет в виду то, что в любом случае человек остается ответственным за свое существование, и ничто не может спасти его от себя самого. И в этом смысле экзистенциализм очень оптимистичен, поскольку побуждает к действию.

Основные положения труда «Бытие и ничто»

В труде «Бытие и ничто» Сартр развивает тему соотношения важных сторон жизни. Человек и природа, человек и общество, свобода и принуждение, владычество и рабство, ответственность, выбор- вот темы, затронутые в главном философском труде Сартра. Эти вопросы волновали и классических, и современных Сартру философов. Однако, сартровская онтология представляет явную или скрытую, но всегда острую полемику против самых различных подходов к бытию мира и человека. При этом из этих подходов Сартр умеет заимствовать ценные идеи. Касательно противоположности материализма (в частности, марксистского материализма) и идеализма Сартр принимает во внимание и поддерживает опровержение материализма, предпринятое сторонниками трансцендентализма XX в. В литературных произведениях Сартра он в яркой экзистенциональной форме выражает протест против давления мира вещей на человеческую жизнь. В философских сочинениях, особенно предшествовавших повороту Сартра к марксизму, материализм отвергался не менее решительно. Суть всякого материализма Сартр видел в том, что люди анализируются как вещи, предметы, совокупность определенных реакций, в принципе не отличающихся от совокупности качеств и явлений, благодаря которым существуют стол, стул или камень. Материализм хочет уравнять человека с камнями, растениями, червями, превратить его не более чем в сгусток материи. Материю же Сартр наделяет негативными характеристиками: называет ее "отрицанием", "постоянной угрозой нашей жизни", "колдовской материей", которая искажает, уродует человеческие действия. Материальность вещи или инструмента, замечает Сартр, есть радикальное отрицание изобретения и творчества. И хотя материальная детерминация для человека неизбежна, из этой детерминации проистекает безысходный трагизм человеческого существования.

Вместе с тем Сартр не может согласиться с трансценденталистами (в частности, с феноменологами), которые просто предложили "вынести за скобки" все материальное, вещное, объективное. В философской онтологии, по мнению Сартра, исходным должно быть не отгороженное от мира, не "порождающее" мир бытие-сознание, но бытие, которое обладает онтологическим первенством перед сознанием. Вместе с тем надо найти такую точку отсчета, благодаря которой преодолевался бы дуализм трансцендентного (т.е. независимого от сознания) бытия и сознания.

Главная особенность онтологии Сартра определяется той ролью, которая придается категориям "бытия-в-себе" и "ничто". "Бытие-в-себе" - это и есть "что"; оно - символ самостоятельности, "плотности", непрозрачности, полноты мира, независимого от человека. Бытие-в-себе - глубина, у которой нет границ и краев. С помощью этого понятия Сартр, по-видимому, хотел зафиксировать различные свойства природы, поскольку она противостоит человеку: необъятность, глубину, непостижимость, таинственность, самовластность космического универсума. Человек как бытие обозначается в онтологии Сартра с помощью категории " бытие-для-себя" (1"etre-pour-soi).

Интересно и отношение Сартра к философии Хайдеггера. Ведь последний был также атеистическим экзистенциалистом.

В философии Хайдеггера Сартр ценит и заимствует то, что центральное онтологическое значение придается категории Ничто. Но если у Хайдеггера Ничто есть некоторое общее обозначение темного и непостижимого противовеса Бытию, то в диалектике Жана-Поля Сартра бытие и Ничто тесно переплетаются - и не где-то в отдаленных глубинах, недрах бытия, а в самом "ближнем" бытии, включая человека и его действия. ""Нет", как внезапное интуитивное открытие, по-видимому является сознанием бытия, сознанием "нет". В мире, где повсюду бытие, существует не только Ничто, которое, по определению Бергсона, непостижимо... Сартр утверждает, что необходимое условие, которое должно быть выполнено, чтобы мы были в состоянии сказать "нет", состоит в том, что небытие должно постоянно присутствовать как в нас, так и вне нас, то есть Ничто проникает в бытие.

С помощью вездесущего Ничто Сартр и пытается метафизически обобщить все те состояния, которые он мастерски описывал в художественных произведениях, - хрупкость человеческого существования, пронизывающий страх, отчуждение от мира, отвращение к миру и к "аду" вынужденного "бытия-вместе-с другими", образующего одно из социально-исторических измерений человеческого бытия. Существуют и бытие, и Ничто, но Ничто коренится в человеке, в "экзистенции" как существовании, т.е. в бытии-для-себя. Если у Хайдеггера деструкция мира бытия - некая безличная сила и сторона Ничто, то у Сартра деструктивное, отрицающее Ничто тесно связано с человеком и его бытием. "Человеческое бытие - не только такое бытие, благодаря которому негативность раскрывает себя в мире, но которое может применить негативный подход по отношению к самому себе..."

Итак, абсурдность, негативность - черты человеческого существования, за которые человеку непременно приходится нести ответственность. Сартр приводит пример. Если случилась война и кого-то призвали в армию, если люди хоть как-то причастны к войне и не протестуют против нее, они в ответе за войну. Потому что человеческая свобода - определение самого бытия человека. Свобода, на которую человек обречен, это выбор, который у него всегда есть. Свобода лежит в фундаменте всех сущностей. Ее лейтмотив, проходящий через все произведения Сартра, заканчивает данный труд.

Сартр- писатель

С самого детства Сартр испытывал большое удовольствие от писательства.

Будучи студентом, Сартр рассматривал философию лишь как способ сделать свои произведения более психологичными, ибо на том этапе он рассматривал философию лишь как описание внутреннего состояния человека, мира его сознания. Вот что пишет сам Сартр в «Эпохе, лишенной морали»: «Я решил, что буду изучать философию, я предполагал, что она - всего лишь методичное описание внутренних состояний человека, его психической жизни, и что их постижение послужит мне методом и инструментом для создания литературных произведений. Я все еще намеревался писать романы и, может быть, иногда эссе, но при этом хотел стать преподавателем философии, что должно было помочь в работе над литературными сюжетами.»

Впоследствии ему удалось осуществить себя в литературном мире. В то же время его произведения пропитаны экзистенциалистскими воззрениями. Они мрачны, пропитаны отталкивающими мотивами. В произведениях Сартра живут герои-затворники, безвольные трусы, обыватели. За мрачность этих произведений экзистенциализм ошибочно называли философией квиетизма, провозглашением упадка.

Самое первое его произведение- роман «Тошнота (1938 г) – является также самым знаменитым. "Тошнота" представляет собой дневник Антуана Рокантена, который, работая над биографией деятеля XVIII века, проникается абсурдностью существования. После этого самые простые вещи- сидение в трамвае, подтяжки мужчины в баре, Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокантен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Писательский труд, творчество - единственное занятие, имеющее, по мнению тогдашнего Сартра, хоть какой-то смысл.

Сартровский роман "Тошнота" стал своего рода образцом и символом экзистенциалистской литературы. Он написан в форме дневника, якобы принадлежавшего историку Антуану Рокантену, который приехал в приморский городок, в библиотеку, где хранился архив французского вельможи конца XVIII - начала XIX в. Жизнь и судьба маркиза де Рольбона поначалу заинтересовали Рокантена. Но вскоре авантюрные приключения маркиза перестают интересовать Рокантена. Он пишет дневник - со смутной надеждой разобраться в обуревающих его тревожных мыслях и ощущениях. Рокантен уверен: в его жизни произошло радикальное изменение. Ему еще неясно, в чем оно состоит. И он решает, что будет описывать и исследовать состояния мира, разумеется, как они даны, преобразованы его, Рокантена, сознанием, а еще более сами эти состояния сознания. По смыслу здесь есть родство с гуссерлевскими феноменами. Но если Гуссерль выделяет, описывает феномены сознания, чтобы зафиксировать их безличные всеобщие структуры, то Сартр - в духе Ясперса, Хайдеггера, Марселя - использует описание феноменов сознания для анализа таких экзистенциальных состояний как одиночество, страх, отчаяние, отвращение и других поистине трагических мироощущений личности. Поначалу они фиксируются под единым сартровским экзистенциальным символом. Это тошнота, причем тошнота скорее не в буквальном, а именно в экзистенциальном смысле. Рокантен, по примеру мальчишек, бросавших камешки в море, взял в руки гальку. "Я увидел нечто, от чего мне стало противно, но теперь я уже не знаю, смотрел ли я на море или на камень. Камень был гладкий, с одной стороны сухой, с другой - влажный и грязный", - записал в дневнике Рокантен. Чувство отвращения потом прошло, но нечто подобное повторилось в другой ситуации. Пивная кружка на столе, сиденье в трамвае - все оборачивается к Рокантену какой-то непостижимо жуткой, отвратительной стороной.

Итак, прежде всего от человека как бы отторгаются вещи - причем не только действительно отвратительные, но и вещи, которые принято считать красивыми, ладно сделанными человеком или возникшими вместе с самой природой, у многих вызывающей восхищение. Рокантен же видит плюшевую скамейку в трамвае - и его охватывает очередной приступ тошноты. Это побуждает Рокантена вынести обвинительный акт миру вещей: "Да это же скамейка, шепчу я, словно заклинание. Но слово остается у меня на губах, оно не хочет приклеиться к вещи. А вещь остается тем, что она есть со своим красным плюшем, который топорщит тысячу мельчайших красных лапок, стоящих торчком мертвых лапок. Громадное повернутое кверху брюхо, окровавленное, вздутое, ощерившееся своими мертвыми лапками, брюхо, плывущее в этом ящике, в этом сером небе - это вовсе не сиденье... Вещи освободились от своих названий. Вот они, причудливые, упрямые, огромные, и глупо называть их сидениями и вообще говорить о них что-нибудь. Они окружили меня, одинокого, бессловесного, беззащитного, они подо мной, они надо мной. Они ничего не требуют, не навязывают себя, просто они есть". Эта филиппика против вещей - не просто описание состояний болезненного сознания, в чем Сартр был великий мастер, с потрясающей силой изображая разнообразные оттенки смятения разума и чувств одинокого, отчаявшегося человека. Здесь - корни той части сартровских онтологии, гносеологии, психологии, концепции общества и культуры, где зависимость человека от первой и второй (т.е. видоизмененной самим человечеством) природы изображается в самом трагическом, негативном свет

Бунтом против вещей - а заодно и против благостно-поэтических изображения природы вне человека - дело не заканчивается. "Тошнота" и другие произведения Сартра содержат выразительный, талантливо исполненный обвинительный акт против природных потребностей, побуждений человека, его тела, которые в сартровских произведениях часто предстают в самом неприглядном, животном виде.

Не лучше обстоит дело и с миром человеческих мыслей. "Мысли - вот от чего особенно муторно... Они еще хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус". Мучительное размежевание Рокантена с собственными мыслями по существу переходит в обвинение против декартовского cogito, которое выписано как ощущение всяким человеком неразрывности "я мыслю" и "я существую", оборачивающееся, однако, еще одним глубоким болезненным надрывом: "К примеру, эта мучительная жвачка - мысль: "я существую", ведь пережевываю ее я, Я сам. Тело, однажды начав жить, живет само по себе. Но мысль - нет; это я продолжаю, развиваю ее <….> Если бы я мог перестать мыслить! ...Моя мысль - это я; вот почему я не могу перестать мыслить. Я существую, потому что мыслю, и я не могу помешать себе мыслить. <…> Это я, я сам извлекаю себя из небытия, к которому стремлюсь: моя ненависть, мое отвращение к существованию - это все различные способы принудить меня существовать, ввергнуть меня в существование. ".

И опять-таки перед нами - не только и не столько описание того, что можно было бы назвать смятенным состоянием духа Рокантена. На деле здесь и в подобных пассажах сартровских произведений идет существенная корректировка благодушного традиционного рационализма, для которого наделенность человека способностью мыслить выступала как благо, как величайшее преимущество, дарованное человеку Богом. Сартр употребляет все усилия своего блестящего таланта, чтобы показать, что движение рассуждения от "я мыслю" к "я существую", да и вообще процессы мышления могут стать настоящим мучением, от которого человеку невозможно избавиться.

В "Тошноте" и других произведениях Сартр подобным же образом испытывает на прочность глубоко впитавшиеся в европейскую культуру ценности - любовь, в том числе любовь к ближнему, общение и общительность. Даже святые, на первый взгляд, отношения детей и родителей, любящих мужчины и женщины Сартр препарирует поистине безжалостно, выставляя на свет божий те скрытые механизмы соперничества, вражды, измены, на которые сторонники романтизации этих отношений предпочитают не обращать внимания. Пожалуй, наиболее ярко мир общения, как его изображает Сартр, запечатлен в его драматургии.

Коротко расскажу о прочих значительных произведениях Сартра.

Пьеса "Мухи" представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на "бытие для себя". Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа - убийц своего отца Агамемнона. В результате "свободного выбора", ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса Сартра является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.

Пьеса "За запертой дверью" представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, "экзистенциальный" момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: "Ад - это другие люди".

В "Словах" ("Les Mots", 1964), откровенном автобиографическом романе о первых десяти годах своей жизни, Сартр называет духовные ценности деда "буржуазными", отвергает литературу, которая отвечает эстетическим критериям, и провозглашает необходимость политической и литературной "ангажированности".

Таким образом, в литературных произведениях Жана-Поля Сартра проходят те же темы, что и в его философских трудах. Добавляются важные для него темы литературы и общественной жизни.


Заключение

Сартр при жизни не имел амбиций литератора или философа. «Мои сочинения неудачны, - пишет он.-« Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел. Думаю, будущее опровергнет многие мои суждения; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае История не спеша движется к пониманию человека человеком...»

Однако, философское и литературное наследие, оставленное им, сложно переоценить. Отголоски его слов мощно звучат в современной культуре: «Твоя жизнь в твоих руках!», «Будь собой», «Люди способны понять друг друга», «Нет угнетателям!», «Нет ничего важнее свободы». Философ Хайдеггер считал его скорее писателем, чем философом, а вот писатель Набоков, напротив, скорее философом, нежели писателем. Но как бы то ни было, своей активной жизнью и твердостью принципов Сартр представляет настоящего экзистенциалиста- творца собственной судьбы, борца за общее дело. Своей жизнью он утвердил достойный пример для человечества.


Список использованной литературы

· «Жан Поль Сартр. Слова. Пьесы»: сборник произведений.- М. Издательство АСТ, 2007 г. · Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм - это гуманизм»//Сумерки богов. - М., Изд-во политической литературы, 1989г.

· Сартр Ж.-П. «Эпоха, лишенная морали» [электронный ресурс]/ Жан-Поль Сартр, публикации в сети. Web – мастер Владислав Андрюшин, 2004 год. – Режим доступа: http://sartre.hpsy.ru/ - свободный

· Юровская Э. П. «Жан-Поль Сартр. Жизнь - философия - творчество.» СПб.: Петрополис, 2006.

· Биография Жана-Поля Сартра [электронный ресурс] /Официальный сайт Электронной библиотеки «Наука и техника». Web-мастер Бобров Александр, 2008 г. – Режим доступа: http://n-t.ru/ - свободный


... "В защиту интеллектуалов", в которых противопоставил их "техникам практического знания". Подлинный же интеллектуал - "хранитель фундаментальных целей (эмансипация, универсализация, гуманизация человека...). С возрастом Сартр становился все непримиримей. Во второй половине 1960-х годов разгорелась война во Вьетнаме при самом активном участии США. Сартр становится председателем "общественного...

Государственную, божественную. Сартр не идеализирует своих героев, но считает, что их поступки совершаются бессознательно, они в них не раскаиваются, но терпят поражение в своем бунте. Если философия Сартра трансисторична, законы человеческого бытия он считал действительными для всех времен, то его литературное творчество окрашено цветами одной специфической эпохи. Хронологически она размещается...

Не только действительность, но и других людей, чей внутренний мир отгорожен от него непреодолимой стеной. Экзистенциализм претендовал на то, что он раскрыл основное в существовании человека - отсюда и название этого течения. Тем не менее французские экзистенциалисты (Камю, Сартр) теоретически отвергая всякое сотрудничество, на практике все-таки признают взаимопомощь людей. Пройдя через опыт...

Всех тайн мироздания еще очень рано, но уже сейчас ясно, что научная мысль прорвавшаяся сквозь границы материализма устремилась к новым горизонтам, навстречу будущему. 3. Философия о смысле жизни и смерти человека 3.1 Философия о смысле жизни Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла...

Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский Государственный Лингвистический Университет

им. Добролюбова

Кафедра философии и социальной коммуникации

по теме «Философские воззрения Жана-Поля Сартра»

Выполнила студентка группы 212 а

Быстрова Светлана

Проверено

Нижний Новгород 2009 г.

Введение

Биография

Экзистенциализм Сартра

Основные положения труда «Бытие и ничто»

Сартр- писатель

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жан-Поль Сартр является одной из ключевых фигур XX века. Философ, общественный деятель, писатель, драматург, эссеист, педагог – все это Сартр. Это был человек твердых жизненных позиций, идейный лидер поколения, необычайно масштабная личность.

Рассматривая его, как философа, мы видим его бунтарем. Он восставал против классической философии и создал собственное учение. Так же он мог признавать и черпать справедливые мысли из трудов других философов. Но затем следовала полемика, скрытая или явная.

В труде «Эпоха, лишенная морали» Сартр признается, что в начале своего пути он не интересовался философией. Когда очередной преподаватель в университете все же смог пробудить в нем интерес к этой области, Сартр стал воспринимать ее, как психоанализ. Первым произведением, вызвавшем его участие, стал труд Бергсона "Очерк непосредственных данных сознания". Вот что он пишет: « Мне пришлось прочесть "Очерк непосредственных данных сознания"; несомненно, именно эта работа неожиданно пробудила у меня желание заниматься философией. В книге мне встретилось описание того, что было, как я полагал, моей психической жизнью. <…> После этого я решил, что буду изучать философию, я предполагал, что она - всего лишь методичное описание внутренних состояний человека, его психической жизни, и что их постижение послужит мне методом и инструментом для создания литературных произведений. Я все еще намеревался писать романы и, может быть, иногда эссе, но при этом хотел стать преподавателем философии, что должно было помочь в работе над литературными сюжетами ».

Он не обнаруживал большого интереса к классическим философам. Ему нравились Декарт и Платон, Гегеля, Ницше, Маркса Сартр не принял близко к сердцу. Для него был важен реализм, «идея, что мир, каким я его вижу, действительно существует и что предметы, которые я воспринимаю своими чувствами, реальны». Его интересовал вопрос: можно ли иметь представление одновременно о мире и о сознании? Наиболее близкий к собственному восприятию ответ Сартр нашел у Гуссерля. Таким образом, Гуссерль значительно повлиял на него, помог выработать ему точку зрения о том, что эго есть своего рода квазиобъект сознания и что поэтому существует вне сознания.

Углубившись в труды Зигмунда Фрейда о бессознательном, Сартр не принимал его положения, поскольку, по собственному признанию, не верил в бессознательное. Фрейд «раздражал» его, потому что примеры, которые он приводит в "Психопатологии", слишком далеки от рациональной и картезианской мысли.

Действительно, чем я отличаюсь от марксиста, что определяет мое превосходство над марксистами, так это постановка вопроса о классах, социального вопроса, и я делаю это исходя из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам

Сартр считал, что имеет превосходство над марксистами в постановке вопроса о классах и социального вопроса: в них он исходил из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам.

Таким образом, на Сартра повлиял ряд философов и их учений, однако во всех вопросах он вырабатывал собственную точку зрения. В его произведениях освещены фундаментальные философские темы- человек и сознание, бытие, субъективное и объективное. Ключевыми философскими темами Сартра стали бытие, свобода, мир вещей, религия и атеизм.

В данном труде я ставлю целью рассмотреть крупнейшие произведения Сартра, перечислить их основные положения, уточнить их философский смысл. Также я постараюсь осветить жизнь Сартра и его общественную деятельность.

Биография

Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отец мальчика умер в 1906 г. мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 г., в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Дед поверил в одаренность Жан-Поля и пригласил к нему частных учителей. В частности споры кальвиниста- деда и католички- бабушки Сартра отразились на религиозных убеждениях мальчика. Детские годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 г. замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.
В 20-е годы проходит обучение Сартра в Ла-Рошели. Он изучает философию в местном университете и, наконец, получает диплом первой степени. В то же время состоялась встреча с Симоной Бовуар, известной публицисткой с феминистическими убеждениями. Она стала не просто не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

После военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 г. преподает философию в лицее, стажируется в Германии, где изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое влияние. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.
В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения. Сартр пишет "Тошноту" ("La Nausee), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 г. В это же время печатается новелла Сартра "Стена" ("Le Mur"). Оба произведения становятся во Франции книгами года.
Когда началась вторая мировая война, Сартра захватили в плен на 9 месяцев, однако затем ему удается вернуться на родину в 1941 году. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 30-е гг., когда главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю. Основными произведениями С. этого времени были пьесы "Мухи" ("Les Mouches", 1943), "За запертой дверью" ("Huis clos", 1944) и объемный философский труд "Бытие и ничто" ("L"Etre et le neant", 1943), успех которых позволил писателю в 1944 г. уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает. Этот труд стал Библией для молодых интеллектуалов.

К концу второй мировой войны Сартр становится признанным вождем экзистенциалистов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру.

Последующие десять лет Сартр работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шест пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу "Грязные руки" ("Les Mains Sales", 1948) - драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, - а также незавершенную тетралогию "Дороги свободы" ("Les Chemins de la liberte", 1945...1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие - нет. В эти же годы Жан-Поль пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) - опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги "Бытия и ничто".

Увлечение Сартра марксизмом стало очевидным еще в 1944 г., когда вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти основал ежемесячный литературный журнал "Новые времена" ("Les Temps Modernes"), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с позиций марксизма. В начале же 50-х гг., перестав интересоваться литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, Сартр переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных проблем. Порвав в 1952 г. с Камю, выступившим с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии Сартр осудил отказ от применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является предательством гуманизма.

В 1964 написаны «Слова». Но главным произведением этого времени стала философская работа "Критика диалектического разума" ("Critique de la raison dialectique", 1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. Сартр полагал, что с помощью "индивидуальной свободы" можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий - превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.

Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. "за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время". Сославшись на то, что он "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался.

В мае 1968 года в Париже разразились серьезные студенческие волнения, и 63-летний мыслитель решил, что настал час свержения диктатуры буржуазии. Особенно вдохновлял его лозунг бунтующих студентов - «Вся власть воображению!» Ведь воображение, по Сартру, - самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности.
В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией. Он усердием религиозного реформатора он стремился восстановить "доброе имя" социализма.
Сартр никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские настроения до событий 1956 г. в Венгрии. В последующие годы писатель много путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, он сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе "Затворники Альтоны" ("Les Sequestres d"Altona", 1960). Решительно осуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, Сартр становится председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этих стран. Он приветствует демонстрации парижских студентов 1968 г., но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам революционные преобразования в странах "третьего мира". В 70-е гг. Жан-Поль оказывается в полной изоляции, становится - впервые за 30 с лишним лет - сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.
В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер он 15 апреля 1980 г. Он был противником некрологов и официальных прощаний, однако к его похоронной процессии присоединилось 50000 человек.

Жан-Поль Сартр - французский философ, представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его варианта), писатель, драматург и эссеист. Жан-Поль Сартр родился 25 июня в 1905 года Париже. Его отец, Жан-Батист Сартр, морской офицер, умер в Индокитае от тропической лихорадки, когда сыну было всего два года. Сартр был женат на Симоне де Бовуар - известной писательнице, близкой по своим воззрениям к экзистенциализму. Он был общественным деятелем, участником Французского движения Сопротивления, в послевоенные годы - многочисленных демократических движений и организаций. Явился основателем и директором журнала «Les Temps Modernes» (1945). Образование получил в лицеях Ла-Рошели, кончил высшую нормальную школу в Париже, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Известность Сартру принесли роман «Тошнота» (1938) и сборник рассказов «Стена». Основная философская работа - «Бытие и ничто». Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы.

Философская эволюция Жана Поля Сартра

Пик мировой известности Сартра приходится на 1940-1950-е гг., когда он становится признанным лидером не только французских, но и всех европейских "прогрессивно мыслящих" интеллектуалов. Эта известность была обусловлена не столько содержанием высказываемых им идей, сколько яркостью и многообразием его присутствия в духовной атмосфере послевоенной Европы. "Тотальный интеллектуализм" Сартра позволяет рассматривать его не как философа, который также писал и художественные произведения, но скорее, как автора, высказывавшего свои мысли "в разных регистрах" (М. Конта), активно вторгавшегося в новые пространства выражения, обусловленные прогрессом массмедиа. Философские произведения Сартра составляют семь томов его обширного наследия. Главные в этом плане работы: "Воображаемое" (1940); "Бытие и ничто" (1943); "Критика диалектического разума" (Т. 1 - 1960, Т. 2 - 1985). Но философским содержанием проникнуты и его многочисленные пьесы, биографии, автобиографии, романы, новеллы, статьи, заметки, выступления по радио и на политических митингах.

Сартр превращает в основной материал для философии свою собственную жизнь. Он вырос без отца, в католическо-протестантском окружении, в литературно-преподавательской среде. Отсутствие отца, пережитое как "отсутствие Бога", ранняя страсть к литературному творчеству, говоря шире - к "письму", определили философскую ориентацию всей его дальнейшей жизни: "богоборчество", обусловленное отказом зависеть от внешнего "творца", от сущностной заданности человеческого бытия вообще; признание неукорененности человека в мире, выражающейся в фундаментальной случайности человеческого существования, противопоставленной необходимости бытия "по праву" как неподлинного, ложного образа человека; наконец, "невроз литературы", от которого Сартр так и не излечился, как способ самотворения, самопорождения в культуре. Коренная случайность человека обнаруживается на уровне до-рефлексивного схватывания им своего в-мире-бытия, "заброшенности" в мир, "из-лишности" своего в нем присутствия. Случайность переживается до всякого конституирования субъекта как "простое чувство экзистенции", обнаруживающееся в переживании, которое дало название первому роману Сартра - "Тошнота". Самоочевидная случайность человеческого бытия коррелятивна тотальной свободе сознания. Существование человека совершается в проецировании себя в будущее. Человек сам создает себе основание. Поэтому он всецело ответствен за него, не имея права перекладывать свою ответственность на "каузальный порядок мира", на свою сущность. Его "существование предшествует сущности". Я ответственно за свое существование, как только оно принимает свою жизнь в качестве чего-то им не выбранного. Это согласие жить спонтанно. Оно предшествует всякому волевому акту "внутри" жизни.

Сартр с самого начала своего философского пути отверг альтернативы материализма и идеализма, в равной мере принимая их за виды редукционизма, сводящего личность либо к различным телесным комбинациям, либо к Идее, Духу, имеющим надындивидуальный характер. В любом случае, согласно Сартру, утрачивается автономность человека, делается невозможной его свобода и, следовательно, устраняется этический горизонт бытия. Не меньшую неприязнь вызывал у философа и вошедший в 1920-е гг. в моду психоанализ. Материя, Дух или Бессознательное одинаково "конструируют" человека. А что же остается на его долю? Понимание свободы у Сартра, которое он окончательно сформулировал в работе "Святой Жене", выглядит так: "человек есть то, что он делает из того, что из него сделали".

Сартр являлся одним из виднейших французских феноменологов. С этим философским направлением он познакомился во время своей стажировки в Германии в 1933-1934. Первой его феноменологической, а также и собственно философской работой стала "Трансцендентальность Эго" (1934). В ней он во многом следует за Э. Гуссерлем, но и радикально его "поправляет". "Поправка" заключается в отрицании гуссерлевского "трансцендентального Эго", которое Сартр рассматривает как возвращение к идее субстанциальности субъекта, зачеркивающей исходную спонтанность и случайность человеческого бытия. Ключевым для выяснения характера структуры сознания Сартр считает до-рефлексивное сознание, которое описывается им как спонтанная и имманентная "прозрачность" сознания для самого себя. Трансцендентальное поле сознания очищается от Я, от субъекта. В основании любого сознательного акта Сартр обнаруживает "ничто". Сознание каузально не детерминировано, оно буквально творит "из ничего". Свобода сознания в этом отношении не ограничена ничем. Более того, благодаря сознанию "ничто" приходит в мир.

В дальнейших довоенных работах Сартр исследовал тему свободы сознания на примерах анализа эмоций, которые описываются в качестве вариантов магического поведения, "неантизирующего", т.е. отрицающего, "трудную" действительность ("Эскиз теории эмоций"), и работы воображения ("Воображаемое").

Все эти произведения можно рассматривать как предваряющие основной философский текст Сартра - трактат "Бытие и ничто". Пытаясь создать онтологию, основанную на феноменологическом методе, Сартр фиксирует наличие двух несводимых друг к другу способов бытия: бытия-в-себе и бытия-для-себя. Онтологический смысл первого способа - это простая данность, позитивность, самотождественность, неспособность быть инаковым. Такого рода бытие "есть то, что оно есть". Оно опознается как предметный мир, как природа, как сумма внешних сознанию обстоятельств, а также и как прошлое самого человека, как всякое "ставшее", которое нельзя сделать "не бывшим". Второй способ - это бытие, которое мы опознаем по специфически человеческой деятельности: вопрошанию, отрицанию, сожалению и т.д. Этот способ обнаруживает недостаточность, нетождественность себе его носителя. Такого рода бытие "есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть". Тем самым основным содержанием такого бытия является отрицание, которое возможно, если его онтологическим смыслом служит ничто, пустота, отсутствие. Существуя "из ничего", оно не определяется ни др. бытием, ни самим собой и потому тотально свободно, обнаруживается как непрестанный выбор себя, превосхождение и трансцендирование себя. Бытие-для-себя не выбирает свою фактичность, мир в котором оно есть, т.е. свою историко-социальную определенность, географические, политические, физические условия реализации свободы. Но оно ответственно за тот смысл, который придает этой сумме фактов, претворяя ее в некое значимое (и значит - общезначимое) место жизни, в конкретную ситуацию. Человек есть его прошлое, но он - экзистенция, поскольку проецирует себя в будущее, которого нет как позитивного бытия, но которое образует горизонт бытия-для-себя, обнаруживающего себя вовне. Будущее - предмет поиска, воплощения. Оно - своего рода приманка для экзистенции, тянущейся вслед за ним в безнадежной попытке его схватить и тем самым реализовать свои возможности, которые она, по мере их осуществления, отбрасывает как нечто чуждое, не совпадающее с ней. Сартр критикует "дух серьезности", обнаруживающий себя, в частности, в "недобросовестной вере" (mauvaise foi), т.е. в попытке человека слиться с тем, чем он стал, со стремлением претворить свое прошлое в настоящее, бытие-для-себя в бытие-в-себе, на которое можно положиться в его положительности. Попытки такого рода Сартр находит в религии, в художественном творчестве и, наконец, в отношении к Другому. Отношение с Другим, согласно Сартру, изначально конфликтно. Сознание Другого - это "мой первородный грех". "Ад - это другие", - провозглашает Сартр в пьесе "Взаперти". - Я ощущаю присутствие Другого во взгляде, сфокусированном на мне. Этот взгляд крадет меня у меня. Он требует от меня быть кем-то, соответствовать тому, как схватывает меня Другой. Другой претендует на меня; в то же время он заинтересован в сохранении моей свободы, ибо, схватывая меня как некую определенность, он утрачивает меня как "неантизирующее" бытие, как иное себе, а ведь взыскует он именно этого. Наша взаимная потребность друг в друге требует и единства, и сохранения разобщенности. Идеалом совмещения и того и другого является Бог, но Он противоречив и должен быть отвергнут рефлексией. Человек - это неполнота, и все его попытки достичь противоположного выдают в нем лишь "бесполезную страсть"".

После Второй мировой войны Сартр, имея опыт участия в Сопротивлении, начинает ощущать политический вызов, на который он не может не откликнуться, будучи интеллектуальным лидером своего поколения. Вопрос, который отныне его заботит: "В каком направлении следует трансформировать те социальные условия, которые привели к войне?" Эта озабоченность выливается в вопрос об истории и месте в ней человека с его экзистенциальной свободой и, далее, в вопрос о политической "ангажированности" интеллектуала. Сначала Сартр пытается и теоретически, и практически провести некий "третий путь" (который характерен и для его филос. позиции) между марксистской деспотией в СССР и имперской политикой США, понимаемый как поиск "детотализированной тотальности". С началом войны в Корее возможности "третьего пути" резко сокращаются, и Сартр определенно переходит на сторону марксизма, который он пытается сочетать с экзистенциализмом. Решающей вехой на этом пути становится "Критика диалектического разума". Признавая марксизм "философским горизонтом" современной эпохи, Сартр берет из него метаисторическую концепцию, пытаясь встроить в нее индивидуальный праксис, как он отныне называет бытие-для-себя. Собственно диалектика истории и обусловлена такого рода праксисом, реализующимся уже не на уровне индивида, но особого коллектива - "практического ансамбля". Сартр согласен с К. Марксом в том, что человек делает историю, основываясь на практике предыдущих поколений. Однако акцент делается Сартром на свободной проективности исторической активности, лишь частично детерминированной материальными условиями (аналогом бытия-в-себе), обнаруживающими себя в виде "практико-инертного поля". Эта активность, направленная против "сериальности", инертности и разобщенности, представляет собой свободное соединение индивидуальных практик, где их авторы узнают себя друг в друге, где Я аккумулируют свою субъективность в Мы - подлинном творце истории. Воздействие Сартра на духовный климат эпохи было весьма разнообразным. Он способствовал радикальному повороту философии к сфере повседневности. Его послевоенные работы привлекали внимание к социальной проблематике, возвращая ее в сферу интеллектуальных приоритетов. Он был одним из немногих философов, кто в 20 в. внес радикальный вклад в преобразование марксистской исторической модели. Его экзистенциальный психоанализ, разрабатывавшийся на уровне биографий, и прежде всего многотомной биографии Г. Флобера, при всем неприятии им психоанализа "традиционного", также является важным элементом гуманитарных новаций 20 столетия.

Жан-Поль Сартр - виднейший представитель экзистенциализма.

«Бытие и ничто» - один из наиболее противоречивых трудов философа,

Библия молодых интеллектуалов.

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы, которую он представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. .

Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Когда Жан-Полю было всего лишь 15 месяцев, у него умер отец. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.

Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934).



Литературная деятельность Жана-Поля Сартра началась с романа «Тошнота», который считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

«Очерк теории эмоций», написанный Сартром в 1940, представляет собой один из наиболее значительных психологических трудов на экзистенциального направления в психологии и психотерапии, завоевавшего огромную популярность за последние пятьдесят лет. Тем не менее большинство психологов Сартра не читали. Отчасти в этом виноват он сам - его труды доходчивыми не назовешь.

В преддверии эпохального 1929 состоялась встречи Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар, она была непохожей на других интеллектуалок. Симоне шел 21-й год, а ему — 24-й. Сартр заприметил ее сам, но почему-то сначала подослал к ней своего друга. Когда же всей компанией они стали готовиться к заключительным экзаменам, Сартр понял, что встретил самую что ни на есть подходящую спутницу жизни, в которой его удивляло «сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности». А она в свою очередь впоследствии писала: «Сартр в точности соответствовал грезам моих пятнадцати лет: это был мой двойник, в котором я находила все свои вкусы и пристрастия…»

Симона признавалась, что «будто встретила своего двойника» и «знала, что он останется» в ее жизни навсегда. Отныне, после успешно сданных экзаменов, где Сартру досталось первое, а Симоне — второе место (председатель экзаменационной комиссии при этом пояснил, что Сартр обладает уникальными интеллектуальными способностями, но прирожденный философ — Симона), она вместе с ним принялась низвергать эстетические и социальные ценности современного общества, следуя оригинальной философской доктрине — гуманистического экзистенциализма. Социальные катастрофы XX века виделись им «миром абсурда», в котором нет места ни смыслу, ни Богу. Единственная реальность этого бытия — человек, который сам должен наполнить свой мир содержанием. И в нем, в этом человеке, нет ничего заранее заданного, заложенного, поскольку, как считали Сартр и Де Бовуар, «существование предшествует сущности». А сущность человека складывается из его поступков, она — результат его выбора, точнее, нескольких выборов за всю жизнь. Побудителями же поступков философы называли волю и стремление к свободе, и эти побудители сильнее общественных законов и «всевозможных предрассудков».

Жан Поль Сартр в военной форме. Середина 1930—1940-х

По окончании учебы Сартра забрали в армию на полтора года. А Симона осталась в Париже, продолжала учиться. После армии он получил место профессора в Гавре и стал пользоваться особым вниманием со стороны студенток: большой оригинал, искусный ритор, человек обширных познаний, он был для них властителем дум. Но Симону его увлечения на стороне, как принято считать и как она, впрочем, писала сама, не смущали. Их союз вообще был особенным, непохожим на привычные союзы. Свои отношения молодые люди называли морганатическим браком и говорили, что пребывают в этом состоянии в двух обличьях: иногда они разыгрывали небогатых и всем довольных буржуа, иногда — представляли себя американскими миллиардерами и вели себя соответственно, подражая манерам богачей и пародируя их. Сартр же в свою очередь отмечал, что Симона помимо таких совместных перевоплощений «раздваивалась» еще и сама по себе, «превращаясь» то в Кастора (Бобра, это прозвище она получила от друзей в годы студенчества), то в капризную мадемуазель де Бовуар. А когда вдруг действительность становилась скучной ему самому, то оба они объясняли это тем, что в Сартра вселялась ненадолго душа морского слона — вечного страдальца, — после чего философ начинал всячески гримасничать, имитируя слоновью тревогу.

Они не имели ни детей, ни общего быта, ни обязательств, пытаясь доказать самим себе, что только так можно почувствовать радикальную свободу. По молодости они забавлялись всевозможными играми и чудачествами. «Мы жили тогда в праздности», — вспоминала Симона. Розыгрыши, пародии, взаимные восхваления имели, продолжала она, свою цель: «они защищали нас от духа серьезности, который мы отказывались признавать столь же решительно, как это делал Ницше, и по тем же причинам: вымысел помогал лишать мир давящей тяжести, перемещая его в область фантазии…»

Судя по воспоминаниям Симоны, она действительно была влюблена безумно и бесконечно счастлива от сознания того, кто оказался с ней рядом. Она всячески подмечала необычайность натуры своего избранника, говорила, что его цепкое, бесхитростное внимание схватывало «вещи живыми», во всем богатстве их проявления, что он внушал ей ту же робость, что внушали позднее лишь некоторые сумасшедшие, которые и в лепестке роз видели хитросплетения интриг. Да и как тут не стать восхищенной, когда рядом с тобой человек, одни мысли которого завораживают? «Парадокс разума состоит в том, что человек — творец необходимости — не может подняться над нею до уровня бытия, как те прорицатели, что способны предсказывать будущее другим, но не себе. Вот почему в основе бытия человека как создания природы я угадываю грусть и скуку», — писал Сартр в парижской газете в конце 1920-х годов.

В целом сартровская «эстетика отрицания» этого периода оказалась очень созвучной мыслям Симоны, а его социальный портрет виделся ей тогда следующим: «Он был анархистом в гораздо большей степени, чем революционером, он считал общество в том виде, в каком оно существовало, достойным ненависти и был вполне доволен тем, что ненавидел его, то, что он именовал «эстетикой отрицания», хорошо согласовывалось с существованием глупцов и негодяев и даже нуждалось в нем: ведь если бы нечего было громить и сокрушать, то литература немногого бы стоила».
В 1964 Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Сартр отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость.



Самые известные цитаты и высказывания Жана-Поля Сартра, из разных произведений:

Мне кажется, ч то у каждого из нас есть своё отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.


Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл.

Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу.

Настоящая с вобода начинается по ту сторону отчаяния.

Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей.

Огородник может ре шать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.

Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату.

Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и вся кое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.

У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим.

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её, как может.

Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста.

Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.

Я думаю, что добрая половина всех человеческих деяний имеет своей целью реализовать нереализуемое. Думаю, что большинство наших самых мелких разочарований объясняется тем, что нечто нереализуемое представляется нам в будущем, а затем, какое-то время спустя, уже в прошлом - реализуемым, тогда-то мы и чувствуем это, что мы его не реализовали.

Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире.