Синдром двигательных нарушений у грудничка комаровский. Синдром двигательных нарушений у грудничка: виды, причины, симптомы, лечение. Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во с

Наиболее часто двигательные нарушения у детей первого года жизни проявляются при ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП) . Клинические проявления этого заболевания зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме . В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные рефлексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией в плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка, работа телевизора).

Двигательные расстройства при ДЦП

Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).

Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, остановимся на влиянии тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ребенок не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС , ТЛР . Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины на бок, а затем на живот. Если Вы заметили указанные симптомы, обязательно приходите на консультацию к специалисту . В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только "блоком", то есть отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса. При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и опереться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций. Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.

Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?

Если Ваш младенец, ребенок не держит голову , дежит голову на бок (набок), перестал держать, плохо держит голову (тяжело держать), не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит, запрокидывает голову, стоит на цыпочках (ципочках), обязательно как можно быстрее обратитесь к врачу (запись по телефону +78452407040) . Не теряйте драгоценное время. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются утраченные функции. Мы ответим на все Ваши вопросы: "Когда начинают держать голову хорошо?" "Когда ребенок (мальчик, девочка) начинает держать голову, почему слабая шея, все так просиходит?" "Во сколько начинают держать голову ?" "Когда малыш, грудничок, ребенок, младенец, новорожденный начинает держать голову, в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 или 10 месяцев (мес)?" "Как научить держать голову?" "Нужны ли упражнения?"

Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?

Если Ваш ребенок не переворачивается , это очень серьезный повод, как можно скорее, обратиться к специалисту в Саркдиник. Врач проведет необходимое лечение, объяснит, как научить ребенка переворачиваться на спину, расскажет, когда и во сколько ребенок переворачивается, начинает переворачиваться, когда должен переворачиваться ребенок, в каком возрасте, на какой неделе, на каком месяце и на каком сроке, со скольки. Родителей детей беспокоятся, их тревожат вопросы: "Ребенок 5 месяцев, почему не переворачивается?" "Ребенок не хочет переворачиваться, что делать, кто виноват, как понять, что сделать?" "Как узнать, когда ребенок переворачивается на бок?" "Как помочь ребенку перевернуться?" "Как учить ребенка, как заставить?"

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на "затылочную" ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС , СШТР . При выраженности ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад. Опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках, и ребенок падает вперед. Изолированное влияние симметричных шейных тонических рефлексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии ).

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ РЕАКЦИЯ , ППР . Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами (ДЦП) всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ) . Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).

При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

Гемолитическая болезнь новорожденного, гбн, лечение гемолитической болезни новорожденного

У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных (ГБН) , тонические рефлексы появляются внезапно, приводя к повышению мышечного тонуса - дистоническая атака. При гиперкинетической форме ДЦП развитие произвольной моторики наряду с указанными механизмами затруднено из-за наличия непроизвольных, насильственных движений - гиперкинезов. Часто у детей первого года жизни гиперкинезы выражены незначительно. Они становятся более заметными на втором году жизни. При атонически-астатической форме церебрального паралича больше страдают реакции равновесия, координации и статические функции. Тонические рефлексы наблюдаются эпизодически. Сухожильные и периостальные рефлексы при церебральном параличе высокие, однако, из-за мышечной гипертонии они часто вызываются с трудом.

Нарушения речевого и психического развития при двигательных нарушениях

Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью приводит также к нарушению и развития. Сарклиник проводит лечение нарушений и задержки психического, моторного, речевого развития, психомоторного, психоречевого развития у детей в России, в Саратове. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению тонуса мышц в корне языка, что затрудняет формирование произвольных голосовых реакций. При выраженном асимметричном шейном тоническом рефлексе тонус в артикуляционных мышцах повышается асимметрично, больше на стороне "затылочных конечностей". Положение языка в полости рта при этом также часто асимметричное, что нарушает произнесение звуков. Выраженность симметричного шейного тонического рефлекса создает неблагоприятные условия для дыхания, произвольного открывания рта, движения языка вперед. Этот рефлекс вызывает повышение тонуса в спинке языка, кончик языка фиксирован, плохо выражен и часто имеет форму лодочки. Нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной стороны речи. Крик у таких детей тихий, мало модулированный, часто с носовым оттенком или в виде отдельных всхлипываний, которые ребенок производит в момент вдоха. Расстройство рефлекторной деятельности артикуляционной мускулатуры является причиной позднего появления гуления, лепета, первых слов. Гуление и лепет характеризуются фрагментарностью, малой голосовой активностью, бедностью звуковых комплексов. В тяжелых случаях истинное протяжное гуление и лепет могут отсутствовать. Во втором полугодии, когда происходит активное развитие сочетанных руко - ротовых реакций, могут появиться оральные синкинезии - непроизвольное открывание рта при движениях рук. Ребенок при этом очень широко открывает рот, появляется насильственная улыбка. Оральные синкинезии и чрезмерная выраженность безусловного сосательного рефлекса также препятствуют развитию произвольной деятельности мимической и артикуляционной мускулатуры.

Таким образом, речевые нарушения у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом, проявляются задержкой формирования моторной речи в сочетании с различными формами дизартрии (псевдобульбарная, мозжечковая, экстрапирамидная). Тяжесть речевых нарушений зависит от времени поражения мозга в процессе онтогенеза н преимущественной локализации патологического процесса. Психические нарушения при церебральных параличах обусловлены как , так и вторичной задержкой его развития в результате недоразвития двигательных речевых и сенсорных функций. Парезы глазодвигательных нервов, задержка формирования статических и локомоторных функций способствуют ограничению полей зрения, что обедняет процесс восприятия окружающего мира и приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Нормальному психическому развитию ребенка способствует деятельность, в результате которой происходит накопление знаний об окружающей среде и формирование обобщающей функции мозга. Парезы и параличи ограничивают манипуляцию с предметами, затрудняют их восприятие на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации отсутствие предметных действий препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. В нарушении познавательной деятельности важную роль играют и речевые расстройства, которые затрудняют развитие контакта с окружающим миром.

Недостаточность практического опыта может быть одной из причин расстройств высших корковых функций в старшем возрасте, особенно несформированности пространственных представлений. Нарушение коммуникативных связей с окружающим миром, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность также способствуют задержке психического развития. Мышечная гипертония, тонические рефлексы, речевые и психические расстройства при могут быть выражены в различной степени. В тяжелых случаях мышечная гипертония развивается в первые месяцы жизни и, сочетаясь с тоническими рефлексами, способствует формированию различных патологических поз. По мере развития ребенка становится более отчетливой задержка возрастного психомоторного развития. В случаях легкой и средней тяжести неврологическая симптоматика и задержка становления возрастных психомоторных навыков не так резко выражены. У ребенка постепенно формируются ценные симметричные рефлексы. Двигательные навыки, несмотря на их позднее становление и неполноценность, все-таки дают возможность ребенку адаптироваться к своему дефекту, особенно если руки поражены незначительно. У таких детей развивается контроль головы, функция захвата предмета, зрительно-моторная координация, повороты туловища. Несколько труднее и длительнее овладевают дети навыками самостоятельно сидеть, стоять и ходить, сохраняя равновесие. Диапазон двигательных, речевых и психических нарушений у детей первого года жизни с церебральным параличом может колебаться в широких пределах. Он может касаться как всех функциональных систем, составляющих основу детского церебрального паралича, так и отдельных его элементов. ДЦП часто сочетается с рядом неврологических синдромов: поражения черепных нервов, гипертензионно-гидроцефальным, церебрастеническим, судорожным, вегетативно-висцеральных дисфункций.

Синдром двигательных расстройств - лечение в России, лечение в Саратове, гипертонус лечение, лечение гипотонуса, лечение мышечной дистонии

В Сарклиник (Саратов) успешно применяются комплексные методики лечения различных видов синдромов двигательных расстройств . Эффективность комплексного лечения, которое включает в себя различные методы, достигает 89% вне зависимости от возраста пациентов.

Массаж для грудничков

Лечение гипотонуса и гипертонуса проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасные. В том числе проводится специальный рефлекторный детский массаж для грудничков .

Сарклиник знает, как лечить синдромы двигательных расстройств у детей, как избавиться от двигательных нарушений, гипертонуса, гопотонуса, мышечной дистонии!

Сарклиник проводит лечение гопотонуса , лечение гипертонуса , лечение мышечной дистонии у ребенка, у детей, у грудничка, у новорожденных, у младенцев. Врач знает, как лечить мышечный гипотонус и гипертонус рук и ног у детей. Мышечный детский гипертонус и гопотонус у детей, младенцев, новорожденных, грудничков успешно лечится в Саратове, в России.

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

В движении - жизнь. Это утверждение особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ведь по состоянию их мышечного тонуса, тому, как он развивается, судят о развитии малыша. Двигательная активность новорожденного – один из важнейших факторов, определяющий его состояние здоровья.

Но как быть, когда родители замечают, что у грудничка не достаточно развиты двигательные функции? А если на приеме у невропатолога они слышат диагноз «синдром двигательных нарушений» или сопутствующий ему – «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ППЦНС)? Наша статья расскажет об этих диагнозах, особенностях их проявления, диагностике, и в каких случаях лечение будет наиболее эффективно.

Клиническая картина

Тело любого человека с рождения имеет мышечный тонус. Это определенное напряжение мышц, благодаря которому удерживается положение тела, его позы и, конечно же, осуществляются движения.

В утробе матери мышцы ребеночка находятся в гипертонусе: кулочки сжаты, ножки и ручки подведены к телу, и это нормальное вынужденное положение. После рождения оно сохраняется приблизительно до 3-х месяцев, по прошествии которых тонус приходит в норму. На практике это означает, что мышцы не сильно напряжены, так что без труда можно раскрыть детскую ладошку, согнуть ножки и разогнуть их. О двигательных нарушениях говорят в таких ситуациях.

Мышечный гипертонус

Признак того, что из ЦНС поступает большое количество нервных импульсов. Мама обязательно должна показать малыша неврологу в следующих случаях:

  • в лежачем положении тело ребенка изгибается в виде дуги;
  • грудничку едва исполнился месяц, а он отлично удерживает головку;
  • после 3-х месяцев ребенок не раскрывает кисть, чтобы взяться за игрушку, всегда сжимает кулачки и прижимает их к туловищу;
  • голова повернута всегда в одну сторону;
  • если поставить кроху на ножки, опирается на носочки, а не на полную стопу;
  • переворачивается только через один бок;
  • в возрасте до года отдает предпочтение одной руке (груднички одинаково хорошо должны пользоваться как левой, так и правой рукой).

При мышечном тонусе эффективен массаж

При гипертонусе мышц у новорожденных неправильно формируются моторные навыки. После того, как ребенок учится ходить, могут возникнуть нарушения походки, осанки. И поскольку подобное состояние всего лишь симптом, указывающий на патологии ЦНС, он может спровоцировать развитие церебрального паралича (ДЦП).

Мышечный гипотонус

Возникает, когда количество поступающих из ЦНС импульсов к мышцам сильно снижено. Как следствие, снижается и напряжение мышц. Признаки подобного состояния следующие:

  • младенец вялый, производит немного движений ручками и ножками;
  • не может удержать игрушку в руке;
  • слабый крик;
  • малыш поздно начинает улыбаться;
  • так как затылочные мышцы слабые, долго не может удерживать головку в вертикальном положении, постоянно запрокидывая ее назад;
  • детей с гипертонусом мышц при попытке в 6-7 месяцев посадить шатает в стороны, им сложно удержать равновесие;
  • ребенок не ползает, не встает, не сидит в положенное время.


Занятия на фитболе улучшают тонус мышц

Синдром двигательных нарушений в виде мышечной слабости отрицательно влияет на осанку и позвоночник, часто случаются вывихи суставов. При тяжелой форме гипотонии ребенку сложно сосать грудь, самостоятельно жевать или глотать пищу. Длительное время отсутствует проявление речевых навыков.

Мышечная дистония

Состояние, при котором мышечный тонус переменчив: то наблюдается гипертония, то гипотония мышц. Или же одна группа мышц находится в напряжении, в то время как другая слишком расслаблена.

Причины возникновения

Часто у детей с выраженным синдромом двигательных расстройств в анамнезе есть патологии нервной системы, развившиеся во время внутриутробного формирования или в процессе родов. То есть мышечная дистония возникает вследствие поражения ЦНС (коротко перинатальное поражение нервной системы называют ППЦНС). Факторы, провоцирующие развитие патологии:

  1. Гипоксия - основная причина поражения головного мозга плода или новорожденного вследствие нарушения в нем кровоснабжения.
  2. , которые часто возникают при тазовом предлежании, большой массе плода, неправильном вставлении головки. Во всех этих случаях может развиться поражение спинного мозга.

Как диагностируют болезнь

Диагноз ставят неврологи после тщательного обследования. При этом учитывается перинатальный анамнез: были ли проявления гипоксии, токсико-метаболические нарушения, перенесенные инфекции; обращается внимание на .


Нервно-психическое развитие оценивают по месяцам

Обязательно малышу, имеющему незаросший родничок, назначают нейросонографию и допплер-исследование мозгового кровотока. В тяжелых случаях рекомендуют сделать МРТ или КТ головного мозга. У педиатров и неврологов есть таблицы с нормами развития моторных и психомоторных навыков по месяцам. На основании этой таблицы происходит оценочное сравнение достигнутых результатов.

Лечение

Методы восстановления, то есть лечение, будут зависеть от степени тяжести состояния малыша. Из медикаментов назначают лекарственные средства, снижающие нервно-мышечное проведение импульсов либо улучшающие его.

Широко применяется лечение массажем, электрофорезом, физиотерапевтическими методами. Практикуют занятия на фитболе. Доктор рассказывает родителям, как организовать правильное питание. Некоторые упражнения мама может выполнять с ребенком дома, но только после того, как получит соответствующий инструктаж.

Прогноз

Последствия при ППЦНС могут быть самые разные, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. В самых проблемных случаях развивается эпилепсия, умственная отсталость, сложности с ходьбой. При легких степенях ребенок может быть гиперактивным, испытывать сложности в обучении, ему тяжело концентрироваться и запоминать информацию. Возможны головные боли, метеочувствительность, проявления вегетососудистой дистонии.

Синдром двигательных нарушений лечится настолько эффективно, насколько позволяет ему пораженная нервная система. Однако в большинстве случаев при установлении диагноза в поликлиниках и отсутствии стойкой гипоксии при родах мышечные дистонии приходят в норму к концу первого года жизни.

Синдром двигательных нарушений представляет собой одно из расстройств двигательной системы человека, при котором происходит поражение головного мозга, вызывающее сбой функционирования ЦНС. Болезнь способна поражать один или несколько отделов мозга, приводя к различным последствиям. Среди типичных проявлений недуга выделяют ухудшение мышечного тонуса и проблемы с передвижением.

У деток, страдающих синдромом двигательных нарушений, замедляется речевое развитие

Чаще всего заболевание развивается на фоне мозговых травм или гипоксии, перенесенной младенцем. В группе риска находятся дети, в возрасте 2-4 месяца. Своеобразным толчком к развитию синдрома выступают негативные факторы, воздействующие на плод в процессе его внутриутробного развития. При выявлении у ребенка мышечной гипотонии или судорожной активности мышц, необходимо выполнить немедленное лечение.

Клиническое проявление синдрома двигательных нарушений у грудничка происходит очень рано, начиная с первых дней жизни малыша. Чаще всего о развитии заболевания свидетельствует гипер- или гипотонус мышц, расстройство спонтанной двигательной активности, при этом рефлекторная деятельность угнетается на фоне ухудшенной подвижности конечностей.

Ребенок, страдающий от синдрома двигательных нарушений, отстает от сверстников в развитии, не имея возможности справиться с координацией движений. У таких детей развиваются проблемы со зрением и слухом, а иногда и с речью. Мышечная ткань развивается на разных конечностях неравномерно.

Подобная ситуация в результате способна вызвать нарушения психического развития, проблемы с интеллектом. Как правило, у детей, страдающих синдромом двигательных нарушений, замедляется психоэмоциональное и речевое развитие. Они начинают ползать и сидеть позже сверстников. Некоторые малыши отличаются неспособностью самостоятельно держать голову в годовалом возрасте.

Ввиду нарушений развития гортанных мышц возникают проблемы с глотательным рефлексом. Данный признак свидетельствует о развитии серьезной стадии СДН, при которой необходимо немедленно провести терапевтические мероприятия, которые позволяют устранить опасную симптоматику.

Важно! Данный синдром не склонен к активному прогрессированию. Поэтому своевременное и грамотное лечение позволяет в значительной степени улучшить качество жизни пациента.

Код синдрома двигательных нарушений по МКБ-10: G25.

Причины


Курение в период беременности может спровоцировать развитие у ребёнка синдрома двигательных нарушений

В современной медицине различают ряд факторов, провоцирующих развитие данного синдрома:

  1. Родовая травма, которая была получена ребенком вследствие применения акушером чрезмерной физической силы, планируя ускорить родоразрешение.
  2. Длительные и тяжелые роды, при которых произошла задержка изгнания плода.
  3. Развитие гипоксии, ввиду чего поражаются клетки головного мозга, отвечающие за течение различных мышечных процессов.
  4. Нейроинфекции внутриутробного типа, которые проникают через плаценту от инфицированной матери к плоду.
  5. Наличие у матери скрытых инфекций, таких как токсоплазмоз и краснуха.
  6. Аномалии суставов и костей врожденного характера.
  7. Наличие у матери недугов, передающихся половым путем.
  8. Различные нарушения, действующие на хромосомном уровне.
  9. Курение, алкоголизм и наркомания во время беременности.
  10. Развитие фетоплацентарной недостаточности.
  11. Обвитие пуповины вокруг тела и шеи плода.
  12. Гидроцефалия, развившаяся ввиду оттока ликвора в мозге.

В большинстве случаев к развитию синдрома приводит одновременное воздействие на организм ребенка нескольких негативных факторов. Обычно ведущим выступает лишь один из них, остальные же способствуют усилению эффекта.

Симптомы


Зрительные и слуховые реакции несколько запаздывают у деток с синдромом двигательных нарушений

Возникновение изменений в мозговой структуре может вызвать целый ряд расстройств двигательного характера. Чаще всего они развиваются ввиду проблем с передачей нервных импульсов, идущих от головного мозга к мускулатуре. При СДН возможны патологические изменения в структуре мышц.

На фоне развития недуга грудничок может иметь следующие виды нарушений двигательной функции:

  • наличие парезов и параличей;
  • мышечная сила в значительной степени снижается;
  • ввиду сильной гипотонии, конечности могут истончаться, а в мышцах развиваются процессы дистрофического характера;
  • у малыша нарушаются базовые рефлексы, такие как глотательный и сосательный;
  • мышцы перенапрягаются настолько, что развивается многочисленные спазмы и судороги, которые могут иметь затяжной характер;
  • сухожильные рефлексы могут ослабляться или усиливаться;
  • проблемы с артикуляцией;
  • неспособность ребенка самостоятельно сгибать и поднимать конечности, держать головку;
  • непроизвольные движения;
  • зрительные и слуховые реакции несколько запаздывают;
  • отсутствие улыбок ввиду бедной мимики;
  • замедленные движения, ослабленные мышцы;
  • синюшность кожи, развитие судорожного синдрома;
  • трудности в процессе кормления грудью.

Грудные дети с синдромом двигательных нарушений могут в течение длительного времени смотреть в одну точку и подолгу сидеть, периодически судорожно вздрагивая. Для поворота головы им требуется помощь. Как правило, одна рука больного плотно прижата к телу, вторая может двигаться и брать различные предметы.

Расслабленность тела сменяется его напряженностью. Возможно развитие зрительной дисфункции, при которой малыш не способен с первой попытки дотянуться до необходимой ему вещи.

На фоне данного синдрома у малыша может быть как гипертонус, так и гипотонус мышц. В первом случае, симптомы будут следующими:

  • малыш дугообразно изгибает тело;
  • голова всегда повернута в одну сторону;
  • малыш не может стоять на всей стопе и всегда становится на носочки;
  • ребенок сжимает руки в кулаках и прижимает их к туловищу;
  • малыш довольно рано начинает брать игрушки и держать головку.

Гипотонус мышц предполагает развитие следующих симптомов:

  • ребенок слабо кричит;
  • не способен самостоятельно ползать, сидеть и вставать;
  • практически не двигает конечностями;
  • часто запрокидывает назад голову, но не способен держать ее в таком положении длительное время;
  • в положении сидя не способен удержать равновесие – постоянно шатается из стороны в сторону;
  • заметна общая ослабленность ребенка и вялость его движений.

Классификация


При поздней стадии синдрома у ребенка могут учащаться судороги

Современная медицина различает несколько форм данной патологии:

  1. Болезнь поражает преимущественно ноги. В таком случае малыш способен на активные движения руками, однако поздно встает на ноги.
  2. Поражение туловища одностороннего характера. При этом у грудничка нарушена функция глотания, он заметно отстает в умственном развитии и имеет проблемы с речью.
  3. Недуг поражает ноги. В результате ребенок не способен стоять, ползать и ходить. Наблюдается сильное расстройство двигательной функции.
  4. Ребенок абсолютно не способен к самостоятельному передвижению. При этом он является нестабильным психически и склонен к развитию олигофрении.

Важно! При постановке ребенку диагноза «синдром двигательных нарушений», ему необходимо профессиональное лечение. Самостоятельно его организм не справится с данной патологией.

В ряде случаев неврологи ставят ошибочный диагноз ввиду малозаметности симптомов на ранних стадиях недуга. Впоследствии диагноз может быть снят, а ребенок будет признан здоровым.

СДН может предполагать следующие стадии:

  1. Ранняя. Болезнь проявляется слабо, однако уже на этой стадии мышечный тонус малыша является нарушенным. Большинство малышей к 4 месяцам утрачивают возможность самостоятельно поворачивать голову. Возможно развитие сильных судорог.
  2. Вторая стадия. Признаки заболевания усугубляются, становясь более явными. Десятимесячные дети не способны самостоятельно держать головку, однако делают попытки поворачиваться, садиться и даже ходить, сохраняя неестественную позу. Ребенок в данный период жизни развивается неравномерно.
  3. Поздняя стадия. Развивается после трехлетнего возраста. Последствия в данном случае являются необратимыми. У ребенка появляются проблемы в строении скелета, выражающиеся во множественных деформациях, формируются контрактуры суставов, слух и зрение в значительной степени ухудшаются. Ребенок с трудом глотает, очень плохо говорит и психически нестабилен. Судороги учащаются и имеют большую длительность.

В качестве осложнений синдрома двигательных нарушений у детей происходит вовлечение в патологический процесс внутренних органов. В результате таких изменений, у ребенка появляются проблемы с дефекацией и мочеиспусканием, а координация движений в значительной степени нарушается. Нередко появляются сильные эпилептические припадки. Ребенок испытывает затруднения при поглощении пищи и дыхании. Обучение затруднено ввиду проблем с концентрацией внимания и расстройствами памяти.

Диагностика

Комплексное обследование включает в себя следующие диагностические методики:

  1. Перинатальный анамнез. Посредством данной методики, специалисты могут выявить наличие тяжелых мозговых интоксикаций, кислородного голодания, а также инфицирования плода, находящегося в утробе матери.
  2. УЗИ с допплером. Позволяет получить точные сведения относительно мозгового кровотока.
  3. Шкала Апгар. Позволяет оценить жизнестойкость малыша.
  4. МРТ и КТ. Одни из наиболее информативных методик, посредством которых специалистам удается выявить очаги поражения.
  5. Нейросонография. Процедура, которая предполагает сканирование головного мозга с использованием ультразвука.

Лечение


Расслабляющий массаж – один из самых эффективных методов терапии (выполнять массаж должен только квалифицированный специалист)

Терапия данного синдрома назначается неврологом. Современная медицина располагает рядом методик, способствующих быстрому устранению недуга. Следует помнить о том, что чем раньше синдром будет выявлен, тем проще будет с ним бороться.

Лечение СДН по доктору Комаровскому предполагает следующие методики:

  1. Массаж. Грамотно проведенные процедуры обеспечивают поистине высокие результаты.
  2. Для активизации процессов мозга может быть использована гомеопатия.
  3. Для улучшения координации движений может быть использована лечебная физкультура. Также она позволяет восстановить двигательные функции пациента.
  4. Физиотерапия. В данном случае могут применяться различные методики, определяемые врачом. Наиболее популярными из них являются: магнитотерапия, гидромассаж, электрофорез.
  5. Высокие результаты лечения обеспечивает грязетерапия, а также общение пациентов с животными – дельфинами и лошадьми.
  6. Педагогическая коррекция. На данный момент разработано несколько действенных логопедических методик.

Синдром двигательных нарушений у грудничка – это болезнь, при которой у малыша наблюдается нарушения двигательной активности (снижение или повышение), ослабление силы мышц и мышечная дистония.

Чаще всего этому заболеванию подвержены грудные дети в возрасте от двух – четырех месяцев. Риск получить данное заболевание возрастает, если ребенок перенес гипоксию (кислородное голодание) или травму головного мозга. Как и многие другие заболевания, синдром двигательных нарушений (СДН) делится на несколько видов.

Виды СДН

  • Мышечный гипертонус – повышенный мышечный тонус. Ребенок не способен держать равновесие долгое время.
  • Мышечная гипотония – пониженный мышечный тонус. Этот вид СДН распространяется и на малышей более старшего возраста.
  • ДЦП – .
  • Мозжечковый синдром – расстройство работы и функций мозжечка. (Пьяная походка).
  • ТЛР- тонический лабиринтный рефлекс. Дети не могут перейти в сидячее положение, не могут перевернуться с одного бока на другой.

Причины

  1. Осложнения во время родов. Достаточно часто нетерпеливый акушер-гинеколог для ускорения процесса появления на свет ребенка начинает выталкивать малыша, применяя силу, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод, травмирует его, вследствие чего, малыш получает СДН.
  2. Если мама во время беременности или ребенок во время родов страдали кислородным голоданием (гипоксией), то можно быть уверенным, что младенец получит СДН.
  3. Инфекция нервной системы. Источником этой инфекции является больная мама, которая заражает плод через плаценту.
  4. Неправильно сформированный аппарат опорно-двигательной системы.

Очень важно диагностировать СДН как можно раньше. Поэтому молодая мама должна с полной ответственностью следить за здоровьем и поведением своего ребенка особенно в первые месяцы его жизни.

Симптомы

  • Слабая мышечная сила является основным симптомом болезни. Все движения малыша происходят «в замедленном действии». Ребенок без посторонней помощи не может держать голову, шею, поднять ручки и ножки.
  • Малыш не в состоянии принимать патологические позы. Сложность, практически невозможность, в сгибании и разгибании верхних и нижних и верхних конечностей. Ребенок не может загибать пальчики.
  • Монотонность плача и криков-также характерный признак синдрома двигательных нарушений.
  • Мимика больного ребенка существенно отличается от мимики здорового. Она достаточно бедная, малыш поздно начинает улыбаться. Например, если здоровенький малыш начинает радовать родителей своей улыбкой в первый месяц жизни, то младенец, страдающий синдромом двигательных нарушений показывает улыбку в лучшем случае — в трёхмесячном возрасте.
  • Зрительно слуховые реакции значительно запаздывают.

Лечение

Остеопатия, массаж, лечебная физкультура, и рефлексотерапия занимают первое место по эффективности лечения синдрома двигательных нарушений у детей. В любом случае ребенок в обязательном порядке должен наблюдаться у врача-невролога и пройти назначенное им лечение.

Остеопатия – это альтернатива официальной медицине. Является более мягким способом лечения СДН у детей, нежели медикаментозное и инвазивное лечение. Лечебное действие оказывается с помощью массажа внутренних органов, в частности – воздействие на нужные точки тела.

Массаж и лечебная физкультура . Детям в возрасте до одного года обязательно нужно пройти не менее чем 4 курса лечебной физкультуры и массажа. Один курс состоит не менее чем из 20 сеансов, сеанс состоит из определенного комплекса лечебных упражнений. В промежутки между курсами родители должны самостоятельно делать массаж ребенку.

Для выполнения процедур массажа необходима использовать мази. Какую именно мазь вы должны приобрести для своего малыша, должен подсказать вам специалист.

Для получения желаемого результата особое внимание нужно уделять нижним конечностям. Перед началом выполнения упражнений-укутайте ноги малыша в одежду из шерсти. После окончания гимнастических упражнений можно сделать сапожки из парафина или ванночки с отварным овсом.

Лечащий врач вашего ребенка обязательно должен проводить специальную диагностику, которая способствует конкретному определению видов нарушений. (Сидение, ходьба, ползанье и др.)

Сделав на этой основе результаты, невролог может назначить ряд гомеопатических препаратов и сформировать рацион питания ребенка. В частности, при СДН малыш должен питаться продуктами, содержащими витамин B. Или же назначить уколы.

Рефлексотерапия . Этот вид лечения является наиболее результативным, если ребенок имеет задержку в развитии и созревании нервной системы.

Профилактика

Обеспечьте своему ребенку полную свободу в действиях (Не переусердствуйте. Правила безопасности никто не отменял.) Не ограничивайте его узкой колыбелькой. Если имеется возможность, неплохо было бы предоставить малышу отдельное помещение. Ребенок должен развиваться, иметь интерес к жизни, познанию окружающего мира. Предоставьте ему больше объектов для изучения: ярких игрушек, красочных картинок и т.п.

Еще одним важным и полезным для развития нервной системы детей является ходьба босиком, гимнастика, лечебный массаж в обязательном порядке. Занятия на большом мяче () также оказывают положительный эффект в профилактике СДН.

Как можно чаще играйте с ребенком в пальчиковые игры, прикасайтесь к нему, ходите по рельефным поверхностям.

Современные мамы воспринимают диагноз «синдром двигательных нарушений» как приговор, отчаиваются и опускают руки. Это неправильная реакция! Эта болезнь излечима, с ней нужно бороться. И если вы действительно любите свое чадо-вы ни за что не отступите, а будете бороться за здоровья ребенка до конца.

Одной из патологий двигательной активности является синдром двигательных нарушений у детей. В основном болезнь проявляется у грудничков. В группу риска входят дети, перенесшие кислородное голодание (гипоксию), а также получившие травму черепа.

Виды СДН

Болезнь может прогрессировать, поэтому, чем раньше ее идентифицировать, тем больше шанс на положительный исход. При адекватном лечении малыша можно вылечить. Врачи выделяют такие виды синдрома:

  • Мышечная гипотония. Главный признак − понижение мышечного тонуса. Этот вид синдрома двигательных нарушений в основном встречается у детей до года, но иногда его обнаруживают в старшем возрасте.
  • Мышечный гипертонус. Отмечается значительно повышенный тонус. Малыш не способен к длительной поддержке равновесия. Родители могут заметить проблемы в развитии хватательной способности.

Синдром двигательных нарушений у детей

  • Мозжечковый синдром. При данной патологии возникает нарушение функционирования мозжечка. Пациент с данным синдромом имеет походку, напоминающую человека в состоянии алкогольного опьянения.
  • Тонический лабиринтный рефлекс. У малыша не получается сесть или перевернуться на другой бок.
  • Детский церебральный паралич.

При определении вида нарушений у пациента наиболее часто встречается заболевание ДЦП.

Симптомы заболевания

Отличительная черта болезни − синдром двигательных нарушений не имеет специфических симптомов, встречаемых только у этой патологии. В основном, это признаки, которые могут быть даже у здоровых детей. Родителям стоит быть очень осторожными. Конечно, не нужно ребенка водить к доктору из-за любой мелочи. Однако игнорировать признаки возможной патологии тоже не стоит, иначе все может быть очень плачевно.
Основные симптомы синдрома двигательных нарушений у детей – это:

  • бедность мимики;
  • плач без причин, чаще всего монотонный;
  • чадо постоянно берет в руки игрушки, но как будто не знает, что делать дальше с ними;

Плач без причин - это один из симптомов недуга

  • выражение эмоций запаздывает, например, первые попытки улыбнуться в три-четыре месяца;
  • замедленные реакции на внешние раздражители;
  • утрудненное дыхание;
  • проблемы с речью, вследствие чего чадо поздно начинает говорить.

Если все-таки вы замечаете несколько симптомов у малыша, тщательнее за ним наблюдайте. При подозрении на синдром нарушения двигательной активности грудных детей стоит обратиться к специалисту.

Причины появления синдрома двигательных нарушений

В некоторых случаях риск приобретения СДН возрастает. Например, если беременная женщина или сам новорожденный страдали от гипоксии, существует высокая вероятность получить отклонения в работе мышц и координации. Также в утробе может быть неправильно сформулированный опорно-двигательный аппарат.

Еще одна причина – инфекция ЦНС. Беременная женщина через плаценту может заразить плод. Однако иногда синдром двигательных нарушений возникает после осложнений во время родов, в том числе когда акушеры-непрофессионалы пытаются при помощи силы вытолкнуть малыша, причиняя ему травмы. После такого ребенок рискует получить синдром двигательных нарушений.

Беременная женщина через плаценту может заразить плод

После родов родители обязаны пристально наблюдать за малышом. В два-четыре месяца уже есть возможность диагностировать СДН, но для этого нужно тщательно наблюдать за своим ребенком. Родители не должны бояться обратиться к специалисту и услышать диагноз. СДН нельзя назвать приговором, ведь при правильном лечении малыш будет абсолютно здоровым.

Лечение

Больной ребенок должен проходить курс лечения под присмотром доктора-невролога. Наиболее эффективными методами являются массаж и лечебная физкультура. Лечение синдрома двигательных нарушений у детей является комплексным и многоэтапным. Перед тем как сделать назначение, врач должен определить конкретные отклонения у ребенка (проблемы с походкой, сидением или ползанием).

Расслабляющий массаж дает результат и считается наиболее эффективным методом лечения. Но это при условии, что он проводится профессионалами. Этот способ не потерпит самодеятельности, в противном случае синдром может даже усугубиться. Рекомендуется провести 15 сеансов массажа. Если синдром был диагностирован до года, то ребенку нужно 4 курса. Желательно, чтобы каждый состоял из 20 сеансов массажа.

Подробнее о количестве походов к массажисту можно узнать от доктора, который порекомендует оптимальное количество сеансов, в зависимости от вида СДН. Также во время процедуры должна использоваться определенная мазь. Какая из них подойдет именно для вашего ребенка, вам расскажет специалист.

Расслабляющий массаж дает результат и считается наиболее эффективным методом лечения

Лечебная физкультура несколько уступает по эффективности массажу, однако является неотъемлемым элементом успешного лечения. При занятиях ЛФК нужно уделять особое внимание нижним конечностям. Перед началом упражнений рекомендуется надеть на ножки малыша шерстяные носочки. Не лишним будет сделать после окончания занятий физкультурой парафиновые сапожки. Их можно заменить ванночками из отварного овса.

Еще один метод лечения – физиотерапевтические процедуры. К ним относят:

  • электрофорез,
  • ультрафиолетовое облучение,
  • фонофорез.

Эти процедуры помогут в скорейшем выздоровлении, но только на них рассчитывать не стоит.

Также иногда назначается медикаментозное лечение ребенка. Однако, несмотря на высокую эффективность, родители предпочитают отказаться от него.

Народная медицина при СДН не проявила себя с хорошей стороны, она не дает результатов. Но это не мешает некоторым родителям забыть о назначениях врача и выискивать все новые и новые рецепты в Интернете или в старых книжках, тетрадях мам и бабушек. Тем самым они упускают время и возможность помочь своему ребенку.

Наиболее результативный метод лечения при задержке в развитии ЦНС – рефлексотерапия.

Профилактика

Гораздо легче предотвратить заболевание, чем потом его лечить. В первую очередь беременной женщине нужно делать все для того, чтобы ребенок в утробе не нуждался в кислороде и питательных веществах. Нужно серьезно отнестись к выбору акушера-гинеколога.

Когда ребенок уже способен сидеть и ползать, предоставьте ему возможность изучать предметы вокруг. Дайте ему как можно больше игрушек, красочных картинок. Но не забывайте о мерах предосторожности, исключите возможность ребенка добраться до розеток, вылезти на подоконник или проглотить маленькие вещи. Также не стоит забывать о гимнастике. Играйте с ребенком в пальчиковые игры и при возможности выделите ему отдельную комнату.