Педиатрия наука о детстве. Педиатрия, как наука. Этапы развития. Вклад отечественных педиатров в развитие науки. Синдром остеомаляции грудной клетки

Педиатрия полагается областью клинической медицины, которая занимается детальным изучением этиологии, патогенеза и спецификой клинического течения, методик лечения и профилактики всевозможных детских болезней. При этом в расчет берутся множественные особенности детского организма, основополагающими среди которых являются анатомические и физиологические.

На сегодняшний день государственная система лечебных и оздоровительных мероприятий способна предоставить гармоничное и достойное развитие подрастающего молодого поколения. Самым ценным достижением отечественной педиатрии, как таковой, является неуклонное и постоянное снижение:
Детской заболеваемости;
Смертности.

Разделы педиатрии

Педиатрическую науку можно классифицировать не несколько разделов, среди которых педиатрии:
Профилактическая;
Клиническая;
Социальная;
Научная;
Экологическая.

На сайте meedgid.ru можно ознакомиться с массой медицинских статей, целиком и полностью посвященных тематике педиатрии и ее основным проблемам. Что представляют собой основные разделы педиатрии и какие задачи/цели они преследуют?

Профилактическая педиатрия – это комплекс разнообразных мероприятий, которые помогают предупреждать появление тех или иных заболеваний у детей. Сюда можно отнести профилактические прививки, профилактику рахита, плановые диспансеризации, а также всевозможные скрининговые программы, выявляющие наследственные заболевания и недуги.

Клиническая педиатрия имеет несколько целей – диагностирование, лечение и последующую реабилитацию ребенка, больного тем или иным заболеванием.

Социальная педиатрия нацелена на решение ряда проблем, но основополагающими среди них являются: организация здравоохранения в стране, а также воздействие социальных факторов на здоровье детей. Данная сфера педиатрии также занимается организацией профилактических мероприятий, медицинского образования и воспитания.

Говоря о научной педиатрии, стоит отметить, что ее задача – четко сформулировать парадигму, коей педиатр будет руководствоваться на современном этапе своей работы. Парадигма в современном понимании – это дисциплинарная матрица, постановка основных проблем и их решения.

Экологическая педиатрия занимается изучением природных факторов, также имеющих сильное воздействие на здоровье детей. Экологическая педиатрия уделяет внимание таким факторам окружающей среды, как географический и климатический.

Основная задача – изучение закономерностей развития детей, причины и механизм заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.

Предмет изучения

  • возраст особенности детей раннего и дошкольного возраста;
  • физическое и НП развитие детей;
  • заболевания, их диагностика, лечение и профилактика.
  • помощь при несчастных случаях и травмах.

Направления педиатрии:

Профилактическая педиатрия

Система мероприятий, направленная на профилактику детских заболеваний (проф прививки, асептики, проф-ка рахита, скрининг-программы на выявление насл заболеваний и др.)

Клиническая педиатрия — этот раздел направлен на диагностику и лечение.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется педиатр в своей работе.

Социальная педиатрия как отрасль (составная часть) педиатрии изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.

Экологическая педиатрия изучает влияние па здоровье детей природных факторов: климатических, географических, а также вредных факторов внешней среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.)

История развития педиатрии складывается из 3 этапов.

1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)

2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.

3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.

1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написаная Хотовицким С.Ф.

Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.

1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.

Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».

Период социализма 1964 — 1985:

  • социальная защита материнства и детства
  • уменьшение младенческой смертности
  • вакцинация

Период перестройки 1985 — 1991:

  • рост младенческой смертности
  • рост перинатальной патологии, ВАР
  • увеличение заболеваемости школьников
  • увеличение социальной депривации среди подростков

Современная педиатрия характеризуется образованием союза педиатров России в 1994г.. Решение проблем охраны здоровья матерей и детей.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Определение понятия
Цели и задачи
Основные симптомы и синдромы
Заболевания
Направления лечения

Педиатрия

от греческих слов pais - мальчик, ребенок и iatreia врачевание
как самостоятельная медицинская дисциплина возникла в
первой половине ХІХ столетия
С.Ф.Хотовицкий - первый русский педиатр, начавший
читать полный курс лекций по педиатрии
Ему же принадлежит первое русское
руководство по детским болезням –
"Педиятрика" (1847)

Периоды детского возраста

внутриутробного развития -10
лунных месяцев
новорожденности - 4 недели (28
дней)
грудной – от 29-го дня жизни до 1
года
ясельный или преддошкольный - от
одного до трех лет
дошкольный – от 3-х до 7 лет
младший школьный – 7-11 лет
старший школьный (или
подростковый) - 12 – 18 лет

Периоды внутриутробного развития

Продолжительность беременности – (40
недель) 280 - 294 дня с первого дня
последней менструации или 10 – 10,5
акушерских (по 28дней) месяцев
Различают фазы внутриутробного развития:
Эмбрион - организм, развивающийся в матке
из внутреннего слоя бластоцисты через 1
неделю после овуляции до 12-й недели
беременности
Плод - развивающийся в матке организм
после окончания эмбрионального периода
до внеутроброго существования

Внутриутробное развитие Первый триместр

4 НЕДЕЛИ
У ребёнка сформирована голова.
Формируются сердце, ручки и
ножки. Устанавливается
кровообращение, которое видно на
ультразвуке.
Формируется мозг и позвоночник
10 НЕДЕЛЬ
Малыш начинает двигаться
в животе матери, но она
этого пока ещё не чувствует.
Пальцы на руках и ногах
уже имеют ногти. Может
быть услышано
сердцебиение.
Присутствуют все важные
органы.
Продолжают развиваться
мышцы
6 НЕДЕЛЬ
Сердце имеет четыре отделения.
Формируются пальчики на руках
и ногах.
Формируется мозг и нервная
системы. Видны глаза, уши,
челюсть; формируются лёгкие,
желудок и печень.
8 НЕДЕЛЬ
Присутствуют все важные части
тела ребёнка, хотя они ещё не
полностью сформированы.
Хорошо заметны глазки, уши,
руки и ножки ребёнка.
Продолжают формироваться
мышцы и скелет ребёнка.
12 НЕДЕЛЬ
Ребёнок начинает глотать,
почки производят мочу,
кровь образуется внутри
костей.
Сформировавшиеся
мышцы позволяют ребёнку
делать полные движения
Сформированы веки
малыша.
Можно определить пол
ребёнка

Второй триместр

20 НЕДЕЛЬ
14 НЕДЕЛЬ
Сформирована голова, руки и ноги
человека.
Кожа ребёнка выглядит
прозрачной. Начинают расти
волосы на голове ребёнка.
Движения малыша становятся всё
более координированные.
16 НЕДЕЛЬ
Хорошо видны все части тела и
лицо ребёнка. Малыш может
моргать, производит
хватательные движения и
открывает ротик.
22 НЕДЕЛИ
18 НЕДЕЛЬ
Все системы органов сформированы, и
начинается период их роста. Кожа
покрыта защитной смазкой.
Появляются дыхательные движения. К
этому времени мать начинает ощущать
движения плода. Пол ребенка возможно
определить с помощью УЗИ.
Развиваются пальчики, появляется
некоторое количество волос на головке и
тельце. Ребенок сосет пальчик и
становится более подвижным. Это
период быстрого развития головного
мозга.
Сердцебиение плода можно выслушать
при помощи стетоскопа.
Начинают работать почки. Однако, у
ребенка, появившегося на свет в этот
срок, все еще мало шансов выжить вне
утробы матери.
Происходит окостенение слуховых
косточек, которые теперь способны
проводить звуки.
Ребенок слышит маму: ее дыхание, биение
сердца и голос.
Начинают формироваться жировые
отложения.
Это период интенсивной прибавки в весе.
Легкие развиваются настолько, что ребенок
может выжить вне утробы матери, но лишь
в условиях палаты интенсивной терапии.
У таких детей возможны расстройства
функционирования органов, что требует
длительного нахождения в палате
интенсивной терапии.

Третий триместр

24 НЕДЕЛИ
30 НЕДЕЛЬ
Ребенок реагирует на звуки. Улучшаются
рефлекторные движения, а движения тела
становятся более сильными. Ребенок теперь
засыпает и просыпается
Кожа становится красноватой и покрывается
морщинками и тонкими волосиками
Приблизительно восемь из десяти детей,
рождающихся в этот срок, выживают (в
палатах ИТ)
Кожа утолщается и и розовеет
Увеличивается степень контактов
между нервными клетками мозга
Примерно с этого срока ребенок
быстро растет

срок, выживают (с помощью
медиков)
32 НЕДЕЛИ
26 НЕДЕЛЬ
Глазки приоткрываются и способны
воспринимать свет
Характеристики мозговых импульсов
сравнимы с таковыми у доношенных детей
Около девяти из десяти родившихся на этом
сроке детей продолжают жить (в палатах ИТ)
Ушки приобретают свою форму.
Глазки открыты во время
бодрствования, а во время сна
закрыты
Почти все дети, родившиеся в этот
срок, живут (только некоторым
необходима медицинская помощь)
28 НЕДЕЛЬ
34 НЕДЕЛИ
Легкие способны дышать обычным воздухом,
но помощь медиков все еще требуется.
Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет
пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки
Почти все дети, родившиеся с этими
сроками, продолжают жить
Нарастает тонус мышц, и ребенок
способен поворачивать и поднимать
голову
Почти все родившиеся в этот срок
дети продолжают жить

Роды

физиологический процесс
изгнания плодного яйца из матки
переход из внутриутробного
существования к внеутробной
жизни

10. Перинатальный период

поздний антенатальный
от 28 до 40 нед. беременности, подготовка к родам и последующему
внеутробному существованию
интранатальный (роды)
от появления регулярных схваток до момента пересечения пуповины
ранний неонатальный
от момента пересечения пуповины до окончания 7-х суток
– возникает эмоциональный, зрительный и тактильный контакт с
мамой;
– приспособление к новым условиям внешней среды,
установление взаимоотношений между организмом и внешней
средой
поздний неонатальный
от начала 8-х суток до 28 дня жизни
– происходит дальнейшая адаптация новорожденного к
внеутробной жизни;
– интенсивно развиваются анализаторы (особенно зрительный);
– развивается координация движений;
– формируются условные рефлексы;
– организм ребенка контактирует
и «привыкает» к окружающей
микрофлоре

11. Грудной период (от 29-го дня жизни до 1 года)

происходит интенсивное физическое, нервно-психическое,
моторное, интеллектуальное развитие
– усиленный рост всего тела: ребенок вырастает на 25 см и
утраивает свой вес, достигая 10 кг
– к концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить
формируется активный иммунитет
ребенок питается преимущественно грудным
молоком, ввиду относительной функциональной
слабости органов пищеварения

12. Преддошкольный период (от одного до трех лет)

характеризуется дальнейшим ростом и развитием
ребенка, однако, происходит некоторое снижения
темпов развития ребенка:
– до 4-х лет ребенок в среднем вырастает по 8 см в
год
высокая двигательная активность
по мере того как ребенок начинает самостоятельно
ходить, он ближе соприкасается с окружающим миром,
который способствует функциональному развитию
коры головного мозга:
– быстро совершенствуется речь
поэтому так важно в этом возрасте правильно
организовать внешнюю среду
и воспитание ребенка

13. Дошкольный период (от 3-х до 7 лет)

происходит первое физиологическое
вытяжение
начинается рост постоянных зубов
совершенствуются тонкие координированные
движения
происходит самоидентификация по полу
(ребенок начинает осознавать свою половую
принадлежность)

14. Младший школьный период (7-11 лет)

характеризуется усиленным развитием
мускулатуры, но рост идет уже не так быстро,
как в предыдущие годы
начинается четкий половой диморфизм
происходит замена молочных зубов на
постоянные
ребенок в школе начинает развиваться в
коллективе и жить его интересами,
формируются поведенческие реакции,
необходимые для жизни
в обществе

15. Старший школьный (или подростковый) период (12 – 18 лет)

период второго физиологического вытяжения;
у девочек половое созревание начинается
приблизительно с 12-ти лет, у мальчиков - с
13-15 лет:
– появляются вторичные половые признаки:
вырастают волосы на лобке и в
подмышечных впадинах
– у девочек развиваются молочные железа
– у мальчиков "ломается"
голос
сложный период
психологического развития

16. Здоровый новорожденный ребенок

8-10 баллов по шкале Апгар

17. Оценка состояния ребенка по шкале Апгар

Клинический
показатель
Баллы
0
1
2
Частота пульса
0
меньше 100
больше 100
Дыхание
отсутствует
нерегулярное
регулярное или
громкий крик
Мышечный тонус
вялость,
конечности
свисают
низкий или
умеренный, но
нет движений
нормальный, с
двигательной
активностью
Рефлекторная
возбудимость
(реакция на носовой
катетер)
отсутствует
гримаса
кашель,
чиханье, крик
Окраска кожи
генерализованная
бледность или
цианоз
акроцианоз
розовая окраска
всего тела

18. Доношенный новорожденный ребенок (рождение в сроке гестации 38-42 недели)

масса тела новорожденного – от 2500 г до 4000 г;
длина тела новорожденного - от 46 см до 56 см;
окружность головы новорожденного – 34 – 36 см;
окружность грудной клетки новорожденного - 32 –
34 см;
пупочное кольцо находится на середине расстояния
между лоном и мечевидным отростком;
на коже имеются только остатки сыровидной
смазки;
ногти на ногах и руках доходят до кончиков
пальцев;
хрящи ушных раковин и крыльев носа упругие;
у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек –
большие половые губы прикрывают малые

19. Недоношенный новорожденный ребенок (рождение в сроке гестации менее 38 недель)

масса тела менее 2500 г;
длина тела менее 46 см;
на коже большое количество сыровидной смазки;
недостаточно развита подкожно-жировая
клетчатка;
пушковые волосы на теле в большом количестве
(в норме только на плечевом поясе);
ногти не заходят за кончики пальцев;
мягкие ушные раковины и носовые хрящи;
пупочное кольцо расположено ближе к лобку;
у мальчиков яички не опущены в мошонку, у
девочек клитор и малые половые губы не
прикрыты большими;
крик ребенка слабый (пискливый).

20. Переношенный новорожденный ребенок (рождение в сроке гестации более 42 недель)

полное отсутствие сыровидной смазки;
кожные покровы с участками шелушения;
кожа на руках в виде «рук прачки» (сморщенная);
ногти далеко выступают за кончики пальцев;
швы и роднички на голове новорожденного уменьшены в
размерах, а некоторые полностью заращены;
кости черепа плотные;
околоплодные воды окрашены меконием;
плодные оболочки уплотнены и пропитаны меконием;

21. Адаптация детей к рождению и условиям внеутробной жизни

В родах ребенок испытывает нарастающую
гипоксию в момент схваток;
большие физические нагрузки «болевой стресс»
при прохождении по родовым путям;
Радикальное изменение условий жизни после
рождения – «экологический –
психофизиологический стресс»
– температурный стресс;
– гравитационный стресс;
– сенсорный стресс (масса
зрительных тактильных, звуковых,
вестибулярных и др. раздражителей;
– оксидантный стресс (переход на другой тип
дыхания) ;
– пищевой стресс (изменение способа получения
питательных веществ).

22. Закономерности физического развития детей

Рост после рождения:
- к концу первого года жизни рост ребенка увеличивается в 1,5 раза
- длина тела ребенка удваивается к 4 годам, утраивается к 12
-
в 4 года рост ребенка равен 100 см, в 8 лет средний рост ребенка 130 см
Первый период вытяжения наступает у мальчиков в возрасте 45,5 лет, у девочек 6 лет
Второй период вытяжения у мальчиков в 13,5 – 15,5 лет,
у девочек с 8,5 до 10 - 11,5 лет
Рост останавливается в возрасте 17-18 лет у мальчиков
и 16-17 лет у девочек

23. Закономерности физического развития детей

Масса тела после рождения:
сразу после рождения к 3-му дню жизни происходит
физиологическая потеря массы тела 6-8% от исходной массы
тела; масса тела восстанавливается к 7 – 10 дню жизни;
в течение первых 6 мес. жизни ребенок прибавляет по 800 г в
месяц; масса тела ребенка в 6 мес. в среднем 8200;
в течение второго полугодия прибавка в весе составляет 400 г в
месяц; масса тела ребенка в 12 мес. в среднем 10500;
масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна:
10,5 кг+2n, где n – возраст ребенка до 11 лет в годах;
масса тела ребенка в 5 лет в среднем равна 19 кг.

24.

Аномалии конституции
(диатезы)
- Аллергический
- Лимфатический
- Нервно-артритический

25. Учение о конституции

«… каждому возрасту свойственна своя
конституция: иная младенцу, иная
старцу»
Сенека
«…совокупность морфологических,
функциональных и
реактивныхсложившихся и
развивающихся в конкретных условиях
постоянного взаимодействия с внешней
средой»
М.С. Маслов

26. Типы конституции

Гиппократ – флегматик, холерик,
меланхолик, сангвиник
Павлов – мыслительный,
художественный
Тандлер – нормотоник, гипотоник,
гипертоник
Черноруцкий – нормостеник,
гипостеник, гиперстеник

27. Аллергический диатез

- предрасположенность к аллергическим заболеваниям,
возможность их развития
Около 40-60 % детей в первые два года жизни имеют
хотя бы кратковременные эпизоды аллергического
диатеза
Клинически: раздражительность, плаксивость, плохой
сон, упорные опрелости, себорея, экзема

28. Лимфатический диатез

- генерализованная гиперплазия центральных и
периферических лимфоидных органов (тимус,
лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные
образования носоглотки)
Клинически: раздражительность, беспокойство,
пастозный габитус, тургор кожи снижен, мускулатура
вялая, увеличение всех лимфатических узлов

29. Нервно-артритический диатез

характеризуется повышенной возбудимостью и
лабильностью нейровегетативной регуляции, сильным,
неуравновешенным, возбудимым типом высшей нервной
деятельности, высокой интенсивностью пуринового
обмена и гиперурикемией
Клинически:нервная возбудимость повышена,
условное торможение и дифференцировка запаздывают,
неврастенический синдром, ацетонемические кризы,
снимжение функции печени и почек

30.

Основные симптомы и
синдромы в педиатрии
Синдромы поражения костей

31. Синдром врожденной дисплазии скелета

Характеристика:
– аномалии формирования самих тканей
опорно-двигательной системы
Клиническая симптоматика:
– проявляется различными деформациями
скелета, возникающими в процессе роста
ребенка

32. Рахит

– обменное заболевание,
возникающее при разнообразных
неблагоприятных воздействиях на
организм ребенка, в том числе при
нарушениях баланса кальция,
фосфора и недостаточности
витамина D
– В основе изменений костной
системы лежит размягчение костей и
гиперплазия остеоидной ткани

33. Рахит Клиническая симптоматика

– ранний признак – податливость костей, образующих
края большого родничка
– позже участки размягчения появляются в области
малого родничка и стреловидного шва, а в дальнейшем
становится мягкой чешуя затылочной кости
– дугообразное искривление длинных трубчатых костей,
кости плеча и предплечья искривляются дугой,
выпуклой кнаружи, ноги в виде буквы «О» или «Х»
Симптом рахитической
гидроцефалии
Клиническая симптоматика:
– усиленный рост окружности головы

34. Синдром остеомаляции грудной клетки

Клиническая
симптоматика:
– ладьевидные
вдавливания на
боковых поверхностях
грудной клетки и другие
ее деформации
килевидная “куриная” грудь

35. Синдром остеомаляции позвоночника

Клиническая
симптоматика:
– кифоз в области нижних
грудных и верхних
поясничных позвонков
– При ходьбе кифоз
сменяется лордозом
кифоз вследствие перенесенного
в детстве рахита

36. Синдром остеоидной гиперплазии

Клиническая симптоматика:
– проявляется формированием
лобных бугров, «браслетов»,
«четок»
рахитические “браслетики”
“рахитические четки”

37. Синдром позднего рахита

Характеристика:
– в основе лежит врожденное нарушение
обмена витамина D (неспособность к
образованию его активных дериватов),
либо врожденная неполноценность
канальцевого аппарата почек
(тубулярная недостаточность,
реабсорбция фосфатов)
– встречается у детей старше года
Клиническая симптоматика:
– сходна с ранним рахитом
рентгенограма коленных
и лучезапястных суставов

38.

Основные симптомы и
синдромы в педиатрии
Основные синдромы поражения сердца

39. Синдром сердечной недостаточности

Характеристика:
– возникает при различных заболеваниях в
детском возрасте и характеризуется
недостаточностью в работе различных
отделов сердца
Клиническая симптоматика:
– признаки сердечной недостаточности не
уменьшаются при засыпании ребенка и
мало меняются при его беспокойстве
– ребенок не может сосать грудь более 1-2
мин, сон его становится поверхностным и
беспокойным

40. Синдром гепатоспленомегалии

Характеристика:
– развивается при прогрессировании
недостаточности правых отделов
сердца
Клиническая симптоматика:
– возникает при нарастании застоя в
большом круге кровообращения и
проявляется возникновением увеличения
печени вместе с селезенкой,
расстройствами стула, рвотой, нарастанием
массы тела

41. Отечный синдром

Клиническая симптоматика:
– отеки клинически раньше всего
наблюдаются на мошонке у мальчиков,
поясничной области, на передней
брюшной стенке и лице

42.

Основные симптомы и
синдромы в педиатрии
Основные синдромы поражения
органов пищеварения

43. Синдром «острый живот»

Характеристика:
– симптомокомплекс, возникающий при повреждениях и острых
заболеваниях органов брюшной полости и забрюшинного пространства,
при которых требуется срочная медицинская помощь
Клиническая симптоматика:
– боль в животе, сопровождающаяся частой рвотой,
задержкой стула и отхождением газов, реже поносом,
меленой
– ребенок малоподвижен, часто в определенной позе
– как правило выражены симптомы интоксикации и обезвоживания
– при пальпации – резкая болезненность живота, напряжение мышц
передней брюшной стенки, симптом Щеткина-Блюмберга

44. Синдром острого гастроэнтероколита

Характеристика:
– наиболее часто встречается у детей при
инфекционных заболеваниях, реже – в связи с
грубыми алиментарными погрешностями
Клиническая симптоматика:
– клинически проявляется рвотой, поносом,
интоксикацией

45. Синдром дегидратации

Характеристика:
– возникает у детей первого года жизни в связи с
многократной рвотой и поносом
Клиническая симптоматика:
– сопровождается быстрым
снижением массы тела,
сухостью кожи и слизистых
оболочек
Дегидратация вследствие сальмонеллеза

46. Синдром мальабсорбции

Характеристика:
– связан с операциями, опухолевым поражением, воспалением
кишечника, ферментопатиями, длительным использованием
антибиотиков, массивной инвазией простейших, непереносимостью
белков коровьего молока
Клиническая симптоматика:
– проявляется поносом с полифекалией,
– нарастающим истощением больного
– живот увеличен в объеме вследствие скопления
пищевого хамуса в просвете кишечника,
метеоризма

47. Синдром печеночной недостаточности

Характеристика:
– глубокие нарушения функций печени (при 75-80% поражений паренхимы)
– Острая недостаточность развивается чаще у детей раннего возраста при
вирусном гепатите, отравлениях гепатотропными ядами
– Хроническая недостаточность является терминальным исходом
хронических заболеваний печени
Клиническая симптоматика:
– проявляется нарушением поведения больного, сонливостью,
реже возбуждением и беспокойством. По мере развития
этого синдрома больной впадает в коматозное состояние,
наблюдаются патологические формы дыхания
– усиливается желтуха, увеличивается гипербилирубинемия
– изо рта, от пота и мочи, ощущается сладковатый запах,
связанный с выделением метилмеркаптана
– Все печеночные пробы резко нарушены

48. Синдром эндогенной желтухи

Характеристика:
– у новорожденных желтушность кожи появляется при увеличении
содержания билирубина более 68,4-85,5 мкмоль/л на фоне патологии
гепатобилиарной системы, гемолитическом разрушение эритроцитов
(гемолитическая желтуха новорожденных)
– у детей старше года желтушность обнаруживается, если уровень
билирубина превысит 20,5-34,2 мкмоль/л
Клиническая симптоматика:
– раньше всего у детей окрашиваются склеры, нижняя
поверхность языка, небо
– обязательным является окрашивание каловых масс

49. Синдром экзогенной желтухи

Характеристика:
– обусловлен потреблением большого количества продуктов,
содержащих красящие вещества (морковь,апельсины, мандарины,
хурма) или медикаментов
– характерен для детей первых пяти лет жизни из-за замедления
разрушения и элиминации красящих веществ
Клиническая симптоматика:
– отсутствие окрашивания склер, цвета кала при экзогенной желтухе
– нормальный уровень билирубина при биохимическом исследовании
крови

50.

ЛИТЕРАТУРА
Пропедевтика детских болезней // Под ред.
Мазурин. А.В. – 1999 г. – Гэотар «Медицина»
Детские болезни // Под ред. Шабалова Н.В.
– 2000 г – «Гэотар-Медицина»
Педиатрия // Сергеева К.М - .СанктПетербург, 2007 «Питер».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ ВПО ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

Педиатрия как самостоятельная наука

Выполнила:

студентка 116 гр.

Жанетова М.К.

Проверила: ассистент

А.Е. Есбусинова

ОРЕНБУРГ, 2013

Введение

1. Возникновение педиатрии

2. Основоположник педиатрии С. Ф. Хотовицкий

6. Вклад А.А.Киселя в развитие советской педиатрии после Великой Социалистической революции

7. Возникновение Центра педиатрических исследований (Г.Н.Сперанский)

8. Открытие Институтов охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде, Научно-исследовательского по охране здоровья матери и ребенка в Москве

9. История педиатрии на Западном Урале

10. Дифференциация и интеграция основных отраслей детской медицины (детская хирургия, невропатология, психиатрия, офтальмология, неонатология, перинатология, аллергология и др.)

Заключение

Введение

Актуальность. Педиатрия является современной отраслью медицины, занимающаяся изучением болезней детей и её лечением. Она играет неотъемлемую роль в современной медицине и является значительной частью в судьбе растущего человека.

Задачи: педиатрия наука физиологический анатомический

1. Проследить развитие педиатрии как самостоятельной науки с момента основания до наших дней.

2. Определить значение педиатрии и ее ведущих представителей.

3. Показать значение отечественных ученых для развития и становления педиатрии.

Медицина представляет практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности.

Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей.

Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз и навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и обогащения.

История медицины не ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины продолжается все более ускоренно на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее - звенья в цепи исторического развития. Изучение помогает лучше понимать настоящее, дает масштаб для его оценки.

Вместе с тем познание закономерностей предшествующего развития любого явления и уяснение современного его состояния помогают лучше понять и научно предвидеть (прогнозировать) пути его развития в будущем. История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества. Особенно глубокие изменения в медицине произошли в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции и связанных с ней коренных преобразований во всех областях общественной жизни и культуры.

Лечение детских болезней издавна было связано с практикой родовспоможения и развитием представлений о заразных болезнях. Об этом свидетельствуют руды выдающихся врачей древнего мира (Сорана из Эфеса, Галена) и средневековья (Абу Бакра ар-Рази, давшего классическое описание оспы и кори, Ибн Сины и других). Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться в конце XV - начале XVI в.

1. Возникновение педиатрии

Педиатрия как разветвление медицины возникла недавно. Самостоятельная профессия врач-педиатр тоже сравнительно молода. Однако короткие статьи и предложения по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению встречаются в древних рукописях армянского государства Урарту, а так же Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. Еще во времена Гиппократа встречаются упоминания о стабильном росте и развитии детей. В 15 - 16 веках выходят книги, в которых описывались детские болезни, однако в них недоставало рекомендаций. Начиная с 17 века, педиатрия все больше привлекает внимание медиков, а уже в 18 веке появляется учебная литература. Все это было следствием высокой смертности детей. Начинают открываться педиатрические больницы. Первая такая больница была открыта в 1802 году в Париже для детей от 2 до 15 лет. Впоследствии в ней готовили специалистов по детским болезням. В 1834 году открывается педиатрическая больница в Санкт - Петербурге. В 1865 годы были открыты кафедры детских болезней, медико-хирургической академии. А К. А. Раухфус построил несколько детских больниц в разных городах России. Со временем курс о детских заболеваниях стали читать в университетах.

2. Основоположик педиатрии - Х. Ф. Хотовицкий

Педиатрия как самостоятельная наука стала формироваться в 1830 - 1860-х. гг.

Педиатрия - это область медицины, которая занимается лечением детей. Она основана не только на болезнях раннего периода жизни детей, но и на всех аспектах их жизни и развития. Её основоположником считается педиатр Степан Фомич Хотовицкий (1796--1885). Став ординарным профессором кафедры акушерства, женских и детских болезней, он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней из 36 лекций и в 1847 г. издал его в расширенном виде под названием «Педиятрика». Это было первое в России в процессе развития оригинальное руководство по педиатрии, в котором детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития. Изучение детского организма показало, что ребенок это не взрослый человек в миниатюре его организму свойственны как количественные, так и качественные отличия от взрослого.

Развитие клиники внутренних болезней, связанное с внедрением методов перкуссии, аускультации и патолого-анатомических исследований, привело к созданию системы обследования ребенка, которая позволила детализировать симптоматику детских болезней.

3. XIX - XX вв. Достижение высокого уровня развития педиатрии

Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г. Она стала ведущим центром Европы первой половины ХIХ в. по подготовке специалистов в области детских болезней.

Вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек была основана в Санкт--Петербурге в 1834 г. (ныне Детская инфекционная больница № 18 им. Н. Ф. Филатова). В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек -- первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская клин ическая больница № 13 им. Н.Ф. Филатова). Третья детская больница в России - Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей - была открыта в Петербурге в 1844 г. Ее основное отличие от всех существовавших в то время детских больниц заключалось в том, что она специализировалась на лечении детей до трехлетнего возраста.

Детские больницы содержались в основном за счет благотворительных средств и частных пожертвований - государственные субсидии были незначительными.

В конце XIX -- начале XX в. отечественная педиатрия достигает особенно высокого уровня, чему в значительной мере способствует плодотворная деятельность таких ученых-педиатров, как Н. Ф. Филатов и Н. П. Гундобин. Они изучили и описали большое количество детских болезней, издали ряд учебников, учебных пособий и трудов.

В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861), а затем практического (-1866) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней.

4. Н.Ф. Филатов - один из основоположников российской педиатрии

Нил Федорович Филатов (1847- 1902) - один из основоположников российской педиатрии, создатель крупной научной школы - развивал клинико-физиологическое направление. Он впервые выделил и описал ветряную оспу (1872) и скарлатинозную краснуху (1885), открыл ранний признак кори - отрубевидное шелушение эпителия на слизистой полости рта (пятна Филатова - Вельского - Коплика). Его труды «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» и «Краткий учебник детских болезней» многократно переиздавались. Большой популярностью пользовались лекции Филатова, записанные и изданные его учениками С. Васильевым, В. Григорьевым и Г. Сперанским.

В 1892 г. Н. Ф. Филатов организовал Московское общество детских врачей. Становление и развитие педиатрии как самостоятельной научной дисциплины связано с деятельностью многих выдающихся врачей мира. Среди них К. А. Раухфус, Д. А. Соколов, А. Н. Шкарин, Н. С. Корсаков, В. Б. Жуковский, Г. Н. Сперанский, И. В. Троицкий (Россия), К. Пирке (Австрия), М. Пфаундлер (Германия), В. Ютинель и Ж. Крюше (Франция), Г. Коплик и Дж. Гетчинсон (Англия) и многие другие.

В 1902 г. передовые педиатры различных стран Европы пришли к идее объединения своих усилий и создали Лигу по борьбе с детской смертностью, которая, несмотря на активную деятельность отдельных врачей, была все-таки высокой. Первый Международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

В 1911 году был издан журнал «Педиатрия». Появилось общество по борьбе с детской смертностью и общество педиатров, организовывались съезды детских врачей, на которых решались вопросы о том, как можно помочь новорожденным. М. С. Маслов написал книги о хронических расстройствах и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др., чем внес большой вклад в педиатрию.

Задача педиатрии заключается в том, чтобы состояние здоровья ребенка позволяло ему максимально реализовывать свой врожденный потенциал жизни.

Педиатрия делится на: профилактическую, клиническую, научную, социальную и экологическую.

Клиническая педиатрия - это комплекс мероприятий, основанный на диагностике, лечении и на процессе выздоровления больного ребенка.

Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», « Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Клинические лекции», и другие работы явились основой русской педиатрической литературы и быстро поставили ее в один ряд с зарубежной, насчитывающей тогда уже многие годы существования. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку врачей-педиатров.

5. Работы Н.П. Гундобина о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей

Работы Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей.

Такая работа Н. П. Гундобина и его учеников, как «Особенности детского возраста», не потеряла своего научного значения и в наше время.

После Н. П. Гундобина кафедру педиатрии в ВМА возглавил А.П.Шкарин. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей и отделение для детей грудного возраста, что позволило расширить разработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

Однако условия царской России не обеспечивали быстрого роста и расцвета педиатрии и гигиены. Профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.

После Великой Октябрьской социалистической революции большой вклад в развитие советской педиатрии внесла плеяда выдающихся ученых. Среди них можно назвать имена профессоров Московской школы. Это Александр Андреевич Кисель (1859-1931), ученик Н. И. Быстрова и С. П. Боткина, много сделавший для изучения ревматизма, хронических неревматических полиартритов, туберкулеза, малярии.

Наибольшую известность в ХХ столетии получили школы Г.Н. Сперанского и А.А. Киселя. Академиками РАМН М.Я. Студеникиным, ВА. Таболиным, Ю.Ф. Домбровской и их школами успешно проводились исследования болезней детей всех возрастов. Общепризнанными стали исследования детского хирурга Ю.Ф. Исакова и его учеников, показывающих мастерство во всех сферах оперативного вмешательства при заболеваниях детей.

6. Вклад А.А. Киселя в развитие советской педиатрии после Великой Социалистической революции

Александр Андреевич Кисель (1859--1938 гг.) в течение 48 лет работал в детской Ольгинской больнице в Москве, был заведующим кафедрой детских болезней высших женских курсов, далее в ММИ научным руководителем Центрального института охраны здоровья детей. Он автор более 600 работ. Известный своими исследованиями детского туберкулеза (бугорчатки), разработкой активного метода борьбы с ним, организацией противотуберкулезной работы, пропагандой профилактического направления, Кисель ввел понятие «Хроническая туберкулезная интоксикация» и установил ее признаки, доказал ревматическую природу хореи. Большое внимание он придавал строгому соблюдению гигиенического режима дома и в школе - чистоте помещения, воздуха, питания и др. По его рекомендациям стали создаваться лесные школы. Особое внимание Кисель уделял лабильной детской психике, физкультуре, воспитанию положительных эмоций, развитию чувства красоты: «В нашем воспитании, - говорил он, - мало уделяется места развитию в ребенке чувства красоты».

Кисель призывал врачей опираться на широкое профилактическое мероприятие государственного характера, развивая социально-профилактическое направление и не только по отношению к больным, но и здоровым детям. «Предохранительные меры, - писал он, - особенно желательны по отношению к тем детям, которые пока имеют совершенно здоровый вид или у которых имеются очень незначительные изменения». «Наша задача - предупредить заболевание». «Болезнь наносит вред человеку главным образом не во время коротких приступов, обострений (например при малярии), а во время очень продолжительных промежутков (межприступные периоды), которые могут тянуться не только месяцами, но даже годами», - считал А.А. Кисель.

7. Возникновение основного центра педиатрических исследований (Г. Н. Сперанский)

Перу Г. Н. Сперанского принадлежит учебник по этой патологии - «Учебник болезней детей раннего возраста», многие годы служивший главным руководством для врачей отделений новорожденных и патологии младшего возраста. В течение многих лет Г. Н. Сперанский был редактором журнала «Педиатрия» и возглавлял Всесоюзное научное общество детских врачей.

Георгий Нестерович Сперанский (1873--1969 гг.) - один из основоположников педиатров в СССР, член-корреспондент АН СССР, академик РАМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. После окончания медицинского факультета Московского университета работал в клинике детских болезней у Н.Ф. Филатова, один из организаторов системы охраны материнства и младенчества, по его инициативе создан институт педиатрии АМН СССР; с 1932 г. Сперанский - заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Он автор более 200 научных работ, им обоснованы методы вскармливания и ухода за детьми, антенатальной профилактики, лечения заболеваний плода и новорожденных. Ряд работ Сперанского посвящен респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям детей, он разработал классификацию этих болезней. По его инициативе организован журнал «Педиатрия» и журнал по изучению раннего детского возраста, редактором которого он был.

Сперанский - председатель Всесоюзного общества педиатров. Ученый был почетным членом ряда научных обществ. В числе книг Г.Н. Сперанского -- «Питание здорового и больного ребенка» (1959 г.), «Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста» (1964 г.).

А.А. Кисель и Г.П. Сперанский воспитали большую школу педиатров, среди которых В.Г. Таболин, В.А. Власов, З.А. Лебедева, А.А. Колотунин и многие другие.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.-- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927--1936).

В течение десяти лет (1926--1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

8. Открытие институтов охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде, научно-исследовательского по охране здоровья матери и ребенка в Москве

В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с огромной потребностью во врачах педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минестерства здравоохранения РСФСР. Позднее научно-исследовательские институты были открыты в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани, Свердловске, Горьком, Минске, Тбилиси, Баку, Алма-ате и других городах.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минестерства здравоохранения СССР.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

9. История педиатрии на западном Урале

История педиатрии на Западном Урале начинается с 1920 года, когда медицинский факультет Пермского университета избрал заведующим кафедрой детских болезней приват-доцента из Казани Павла Ивановича Пичугина, и 23 февраля 1920 года студентам четвертого курса медицинского факультета была прочитана первая лекция по детским болезням. В те годы в Перми не было не только детской больницы, но даже амбулатории, и наряду с преподавательской деятельностью П.И. Пичугин занялся организацией клинической базы кафедры. 5 февраля 1922 года была открыта первая на Урале детская клиника, рассчитанная на 30коек. 7 октября 1923 года начала работать, созданная Пичугиным детская амбулатория. 34 года кафедра детских болезней, возглавляемая П.М. Пичугиным, работала по проблемам детского туберкулеза, аномалий конституции, хронических расстройств питания, ревматизма, глистных заболеваний. П.И. Пичугин воспитал несколько поколений врачей-педиатров. Созданная им клиника детских болезней по заключению наркомата здравоохранения была одним из лучших медицинских учреждений того времени. К 1929 году уже было подготовлено 25 врачей педиатров, окончивших ординатуру у П.И. Пичугина.

Под руководством профессора П.И. Пичугина опубликовано более 50 научных работ, защищены 3 кандидатских диссертации (Л.Б. Красик - 1938 год, Г.М.. Рутенберг - 1954 год, Р.А. Зиф - 1946 год), «Записки по детским болезням» П.И. Пичугина - один из первых советских учебников по педиатрии.

С 1954 года по 1972 год кафедрой детских болезней заведовал доцент Лев Борисович Красик. Л.Б. Красик родился 28 мая 1904 года; в 1926 году окончил медицинский факультет Пермского университета и был принят ординатором на кафедру детских болезней. 1 сентября 1931 года стал штатным ассистентом детской клиники. 9 марта 1938 года им была защищена кандидатская диссертация о венозном давлении у детей, 23 декабря 1938 года - присвоено ученое звание доцента. Это было трудное время: высокая заболеваемость, смертность детей, особенно от эпидемического и туберкулезного менингита. Кафедра оказывала огромную помощь области, работа требовала больших лабораторных знаний. Лаборантов не было. Кровь, мочу, спинномозговую жидкость Лев Борисович исследовал сам, обучая лаборантов и врачей. Одновременно с лечебной работой выполнял большую педагогическую - занятия, лекции.

Преподавание педиатрии велось на трех факультетах: лечебном, санитарно-гигиеническом и стоматологическом. Лучшие студенты поступали в клиническую ординатуру по педиатрии, в дальнейшем из них формировался коллектив кафедры. Под руководством доцента Л.Б. Красика выполнено 5 кандидатских диссертаций (Г.К.Князькова, Н.М.Авдеева, А.М. Никитина, С.Г. Софронова, Н.Ф. Чурина). Научная тематика кафедры была связана с болезнями печени, ранней диагностикой туберкулеза, ревматизмом, патологией недоношенных и другими проблемами. При активном содействии Л.Б. Красика были открыты детский санаторий "Светлана" и "Орленок".

Под его руководством изданы сборники научных трудов и методические пособия по различным разделам педиатрии. Лев Борисович Красик был необычайно дисциплинированным, пунктуальным человеком, всего себя отдавал работе, того же неукоснительно требовал и от сотрудников кафедры. За долгие годы его заведования на кафедре прошли обучение сотни врачей-педиатров, были подготовлены высококвалифицированные кадры, закончившие клиническую ординатуру, ставшие преподавателями и организаторами детского здравоохранения Перми и области, ведущими специалистами в различных областях педиатрии. Лев Борисович после выхода на пенсию продолжал консультативную работу, работал над усовершенствованием диспансеризации детского населения. Умер Лев Борисович 17 марта 1982 года.

В 1971 году в Пермском медицинском институте был открыт педиатрический факультет, в связи с чем встал вопрос о формировании целого ряда кафедр педиатрического профиля. Кафедрой детских болезней лечебного факультета с 1972 по 1983 год заведовала профессор А.И. Егорова, на плечи которой легли заботы по организации курса пропедевтики детских болезней и кафедры факультетской педиатрии. Сотрудники кафедры пропедевтики детских болезней, базой которой стала первая на Западном Урале клиника детских болезней, чтут и сохраняют традиции. На кафедре созданы стенды и альбомы, посвященные истории клиники и ее основателю, профессору П.И. Пичугину.

Кафедра постоянно сотрудничает с практическим здравоохранением оказывает научную консультативную и методическую помощь больницам, санаториям, школам и дошкольным учреждениям города и области. Большое внимание уделяется последипломной подготовке специалистов. Научная работа проводится в тесном сотрудничестве с Пермским техническим университетом, Клиническим институтом экопатологии детского возраста, кафедрами и подразделениями ПГМА.

Результаты научных исследований активно внедряются в работу практического здравоохранения и в учебный процесс. В период с 1983 года сотрудниками кафедры опубликовано более 500 научных работ.

10. Дифференциация и интеграция основных отраслей детской медицины

XX в. Дифференциация и интеграция основных отраслей детской медицины (детская хирургия, невропатология, психиатрия, офтальмология, неонатология, перинатология, аллергология и др.)

На заре XX века началась дифференциация и интеграция основных отраслей медицины. Внутри педиатрии на протяжении XX столетия выделялись самостоятельные дисциплины: детская хирургия, детская невропатология, детская психиатрия, детская офтальмология, неонатология, перинатология и многие другие.

В педиатрии значительно шире изучаются физиологические особенности организма, роль возрастных факторов и влияния окружающей среды на развитие и рост ребенка.

Большое внимание советскими педиатрами уделено всестороннему изучению вопросов возрастной физиологии, особенностей развития высшей нервной деятельности, возрастной морфологии, закономерностей становления реактивности организма и физического развития, вопросов возрастной гигиены.

Система воспитания детей дошкольного возраста, разработанная советскими педиатрами и физиологами получила мировое признание, она послужила основой построения работы детских учреждений в нашей стране и в ряде зарубежных стран.

Весьма ценными достижениями советской педиатрии нужно считать изучение вопросов вскармливания здорового и больного ребенка. На основе научных исследований разработаны и внедрены новые молочные смеси, предназначенные для вскармливания детей раннего возраста, предложены обогащенные пищевые концентраты, диетические продукты для детей с различными заболеваниями.

Разработка основ физиологии и патологии раннего детского возраста позволила обосновать и внедрить комплекс эффективных мероприятий по снижению детской смертности, выяснены многие важные особенности внутриутробного развития, взаимоотношений организма матери и плода, влияния на развивающийся плод различных факторов внешней и внутренней среды.

Изучаются аллергические заболевания у детей; были разработаны принципы диагностики поллинозов, пищевой в лекарственной аллергии. Предложены и внедрены новые методы аллергологической диагностики (кожные пробы и провоцирующие тесты), а также принципы специфической гипосенсибилизации.

Разработаны принципы питания, режима, физического воспитания и санаторно-курортного лечения детей с аллергическими заболеваниями.

Несомненные успехи достигнуты в разработке научно обоснованных методов комплексного лечения, интенсивной терапии и реанимации детей с тяжелым течением пневмонии и дыхательной недостаточностью, включающих управляемое дыхание, бронхоскопию, коррекцию гомеостаза.

В разработке этих методов активное участие приняли детские хирурги, по инициативе которых были созданы палаты интенсивной терапии и отделения реанимации.

Создана система этапного лечения ревматизма у детей, широко внедрена в практику его профилактика, что позволило значительно снизить заболеваемость и частоту формирования пороков сердца. Широкое внедрение научных рекомендаций по борьбе с ревматизмом у детей было обеспечено путем создания кардиологических кабинетов. Разрабатываются методы раннего выявления начальных форм артериальной гипертензии, устанавливается ее частота и распространенность в связи с различными условиями окружающей среды.

Значительно изменилась структура заболеваемости детей инфекционными заболеваниями. Использование новейших достижений иммунологии, вирусологии, патологической физиологии позволило установить закономерности инфекционного процесса, иммунных реакций и аллергии при острых детских инфекциях. Большим достижением последних лет было выяснение эффективности лейкоцитарного интерферона как лечебного средства при вирусных заболеваниях. Внедряются новые вакцины для профилактики инфекционных болезней (кори, эпидемического паротита). Новым направлением в педиатрии является развитие неинфекционной иммунологии детского возраста, изучающей становление, развитие и нарушение специфической иммунологической реактивности ребенка.

Больших успехов достигла хирургия детского возраста: разработаны методы коррекции врожденных пороков развития, резко снизилась летальность от гнойных хирургических заболеваний, развиваются методы интенсивной терапии и реанимации.

Развитие нефрологии и урологии детского возраста тесно связано с достижениями иммунологии, биохимии, генетики, общей патологии. Отмечается изменение характера почечной патологии у детей, снижение частоты острого стрептококкового нефрита и относительное возрастание частоты рецидивирующих затяжных и хронических заболеваний почек, нередко ведущих к развитию хронической почечной недостаточности.

Значительно чаще, чем прежде, выявляются наследственные и врожденные болезни почек, обменные нефропатии, нефротический синдром у детей раннего возраста. Внимание педиатров-нефрологов привлекают различные формы гломерулонефрита, диагностика которых осуществляется на основе функциональных иммунологических и гистоморфологических методов. Получила развитие специализированная помощь детям с заболеваниями почек, организуются нефрологические стационары, а также санатории.

Проблемы гастроэнтерологии детского возраста разрабатываются в ряде научных центров - Институте педиатрии АМН СССР, Горьковском НИИ педиатрии, 2-м Московском ордена Ленина медицинском институтеимени Н.И.Пирогова и др. Проведенные исследования позволили получить важные сведения о распространенности желудочно-кишечных заболеваний, а также новые данные о патогенезе гастродуоденитов, синдроме нарушенного кишечного всасывания.

Изучение анемий у детей позволило добиться значительных успехов не только в их лечении но и профилактике. Крупным достижением отечественной педиатрии является разработка методов иммунотерапии гемобластозов у детей, позволивших значительно увеличить продолжительность ремиссии.

Основными достижениями эндокринологии детского возраста являются выяснение патогенеза и разработка лечебной тактики при диабетическом кетоацидозе, выяснение патогенеза ожирения у детей, получение данных об эндокринных взаимодействиях матери и плода, изучение наследственных и приобретенных заболеваний щитовидной железы.

Научные исследования в области невропатологии детского возраста направлены на разработку методов диагностики и лечения органических заболеваний нервной системы, а в последние годы сосредоточены на проблемах внутричерепной родовой травмы, наследственных болезней нервной системы.

Значительное влияние на развитие педиатрии оказала медицинская генетика, благодаря чему стала известна 6ольшая группа наследственных болезней детей.

Коммунистическая партия и советское государство уделяли огромное внимание охране здоровья подрастающего поколения, рассматривая это как важнейшую государственную задачу. В СССР созданы государственные системы охраны здоровья детей и подростков, охраны материнства и детства. Характерно, что в дореволюционной России насчитывалось всего 600 детских врачей, а в 1976 г. их было более 96 тысяч. Конституцией СССР гарантировано осуществление специальных мероприятий по охране труда и здоровья женщин; создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством.

11. Профилактическая направленность и этапность лечения в педиатрической деятельности

В педиатрической службе особенно ярко реализуется ведущий принцип организации советского здравоохранения, как профилактическая направленность. В организации охраны детства особенно обязательной является диспансеризация, в которой воплощен синтез профилактической и лечебной медицины.

Постоянный и непрерывный процесс внедрения научных достижений в практику детского здравоохранения осуществляется одновременно с совершенствованием всей системы организации здравоохранения детского возраста. На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне прочно находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.

Заметно усиливается тенденция этапности лечения больных детей с хроническими заболеваниями: поликлиника - стационар - санаторий. Особое значение в профилактической работе среди детского населения приобретает развитие сети медико-генетической службы.

Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 в. вышло в свет десятитомное руководство по педиатрии в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения.

Заключение

Советская клиническая медицина развивается в клинико-физиологическом и профилактическом направлениях. На новом, более высоком уровне развития находятся открытые ранее методы диагностики и техническая вооруженность врача-клинициста.

Достижения советской медицины велики во всех проявлениях - в ее связях с естествознанием, ее философских диалектико-материалистических концепциях, успехах науки, создании многочисленных крупных научных медицинских школ, широкой практической, профилактической деятельности, развитии общественных начинаний, деятельности обществ, съездов, медицинской периодической печати, привлечении трудящихся к делу охраны здоровья народа.

Медицинская наука и здравоохранение неразрывно гармонически связаны друг с другом. Государственный характер советского здравоохранения в значительной степени обусловливает возможности и пути развития медицинской науки.

Список используемой литературы

1. Авдеев В.И., “История Древнего Востока”. Изд-во: Госполитиздат, СССР, 1948.

2. П.Е.Заблудовский и др. «История медицины». Учебник.М.: «Медицина», 1981.

3. Ю.П. Лисицин «История медицины». Учебник. М.: «ГЕОТАР-МЕД» 2004.

4. Т.С.Сорокина «История медицины». Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: «Академия» 2005.

5. Б.В.Петровский «Большая медицинская энциклопедия», том 18, М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Место педиатрии в мировой науке и этапы ее развития, структура и содержание данного направления в медицине, значение. Специфика становления педиатрии в советское время, оценка современных достижений. Анализ дальнейших перспектив данной сферы медицины.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2016

    История отечественной педиатрии. Периоды детского возраста. Методы оценки физического развития детей. Анатомо-физиологические особенности различных систем. Хронические расстройства питания у детей. Экссудативно-катаральный диатез. Основные заболевания.

    шпаргалка , добавлен 20.03.2009

    Главные компоненты педиатрической науки и практики детского врача. Появление научных трудов по педиатрии и первых детских больниц. Классификация и характеристика периодов детского возраста. Физическое и психическое развитие детей, выявляемые заболевания.

    презентация , добавлен 22.01.2014

    Деятельность Нила Федоровича Филатова - одного из основоположников педиатрии. Определение самостоятельности заболевания ветряной оспы. Описание скарлатинозной краснухи и инфекционного мононуклеоза, ранних признаков кори и поражения сердца при скарлатине.

    реферат , добавлен 05.04.2015

    Классификация особенностей развития детского организма по Н.П. Гундобину с учетом биологических особенностей растущего организма. Основные периоды развития ребенка, выделяемые в педиатрии. Физиологические особенности полового созревания подростков.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Общая характеристика синдрома бронхиальной обструкции. Рассмотрение анатомо-физиологических особенностей дыхательной системы детей раннего возраста. Описание способов догоспитального лечения ребенка, а также этиотропной и симптоматической терапии.

    презентация , добавлен 13.11.2015

    Неотложные состояния в педиатрии. Симптомы аллергических состояний, требующих неотложной помощи. Показатели физического и нервно-психического развития детей до 7 летнего возраста. Рост, масса тела и окружность грудной клетки. Питание детей до 3 лет.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2010

    Использование фитотерапии для лечения детей. Лекарственные растения, применяемые в педиатрии. Применение медико-философских платформ: аллопатическую, гомеопатическую, натуропатическую, аюрведическую. Фитотерапия простудных заболеваний грудного ребенка.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2014

    Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической культуры в лечении и реабилитации детей. Методики лечебной физической культуры в педиатрии при гипотрофии, пилороспазме, сердечно-сосудистых заболеваниях. Гимнастика при болезнях печени.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Исследование режимных моментов для детей первого года жизни. Изучение материалов в области педиатрии в сете настоящего дня. Рекомендации педиатров по смене режима ребенка до одного года. Советы и рекомендации для родителей малышей до года жизни.

К сожалению, даже самые маленькие представители нашего общества не защищены от болезней. Можно сказать даже то, что они уязвимее к ним, нежели взрослые, а, следовательно, кто-то должен разбираться во всех патологиях наших детей.

Педиатрия - это отдельная область медицины, которая основывается на исследовании ребенка, анализирует клинические проявления, патогенез, причины и профилактика заболеваний детского периода. Это наука, представители которой наблюдают за развитием человека от самого рождения до подросткового периода.

История

Еще с древних времен мы видим на бумагах начало развития педиатрии. Основные сведения о больном, а также здоровом малыше появились в учениях Китая, Индии и Древнего Египта. Они содержали данные по уходу и вскармливанию детей, а также лечению определенных заболеваний. В дальнейшем, учение о ребенке получило свое развитие в трудах Абу Али ибн Си-ны и Галена. В «Каноне врачебной науки» имеется информация о медицине того времени. Авиценна написал о патологии и физиологии человека в детском возрасте. В 1650 году был опубликован труд Ф. Глиссона о профилактике, происхождения, а также лечения рахита. По этой причине из-за огромной смертностью и заболеваемости детского населения ученые начали стремительно изучать патологию в детском возрасте. Были изданы уже в то время различные научные работы.

Направление деятельности педиатрии

Основные задачи педиатрии являются - повышение здоровья у людей малого возраста и подростков, уменьшение смертности, а также болезней, контроль инфекционных заболеваний, повышение качества жизни детей, которые страдают хроническими заболеваниями. Область практических и научных интересов педиатрии обладают тесной взаимосвязью с биологическими (анатомия человека, возрастная физиология, генетика, гигиена, вирусология), а также с педагогическими исследованиями: детская и общая специальная психология, дефектология, логопедия.

Периоды возрастного развития

В каждом подобном периоде дети отличаются между собой по умственным способностям, включая физиологические или психологические. Выделяются определенные возрастные группы.

Пренатальным временем считается тот момент, когда плод еще находится в утробе матери и там созревает. Это важный период в жизни практически каждого малыша, независимо от того, что у неспециалистов считается тот факт, что детство человека начинается с самого рождения. На протяжении нескольких месяцев развития в организме малыш очень чувствителен к посторонним факторам - вирусная или иная интоксикации, недостаток кислорода, физические травмы, облучение. Любой из таких факторов может вызвать патологическое развитие органов. В дальнейшем в течение 7 месяцев развиваются органы и рост для той стадии, которая позволит в утробе матери выжить ребенку. В такие дни беременная женщина должна качественно питаться, чтобы в организме физиологические процессы обеспечивали высокую потребность плода и нормализовали его состояние.

Постнатальное развитие, специалисты разделяют:

  • Когда малышу всего один месяц отроду;
  • Грудной возраст (от 2-х месяцев до 1-го года);
  • Переходный период (начиная с 1-го года по достижению 2-х лет);
  • Младший возраст у детей - от двух до шести лет;
  • Старший возраст у детей - от шести до десяти лет. В случае мальчиков - от шести до двенадцати лет;
  • Подростковый возраст для мальчиков и девочек - от десяти до восемнадцати лет, для мальчиков от двенадцати до двадцати лет. Половые различия у девочек наступают двумя годами ранее. Основной особенностью такого возраста считается формирование характера, личности взрослого человека, быстрый рост всего тела и организма, а также половое созревание.

При достижении зрелости множество людей с легкостью адаптируются к параметрам окружающей атмосферы, а уровень здоровья малыша по отношению к таким изменениям зависит чрезмерно сильно. Трудно оценить важность определенных факторов, однако специалисты выделяют различные признаки у тех людей, кто обитает в неблагоприятной окружающей среде. Кроме того, у детей младшего возраста, состояние здоровья имеет сезонную зависимость. Не стоит пренебрегать сложившейся в семье обстановкой: она может быть нестабильная, неблагополучная. По этой причине у детей возникают психические расстройства.

Как протекают детские болезни

В отличие от взрослых людей, применение способов при лечении детских болезней существенно отличаются. Ребенок - это не только человек младшего возраста. Он обладает уникальной особенностью физиологического, иммунологического, анатомического и эмоционального плана. У детей младшего возраста могут быть разнообразные заболевания, которые редко встречаются у взрослых пациентов, а симптомы, течение и результат заболеваний напрямую зависит от того, насколько развит детский организм.

Организм малыша находится на непрерывном этапе развития и роста. И если эти процессы нарушаются, ребенок заболевает такими болезнями, которыми взрослые никогда не болеют. Например, только малыш и только в самые первые года своей жизни может заболеть рахитом. Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого человека, однако у детей разных возрастных категорий тоже существуют значимые особенности. Потребности в пище, реакция на среду обитания, способность защищаться от различных вирусных заболеваний, где с возрастом иммунитет значимо укрепляется. Чтобы лекарство, назначенное педиатром, действовало эффективно, он должен знать не только количество дозировки определенных препаратов в зависимости от возрастных ограничений, но и учитывать переносимость организма на определенные виды лекарств.

Современная педиатрия

Сегодня педиатрия с научной и практической точки зрения весьма отличается от той науки, которая была еще в XX веке. Сильная диарея в древние времена - это одна из причин смертности у детей. Сегодня же если дети лишены грудного вскармливания, они обеспечены безопасным молоком, а также качественными смесями, которые имеют сбалансированный состав. Благодаря большому наличию витаминов, наша медицина практически полностью избавилась от рахита и цинги. Однако такие заболевания малышей, как болезни дыхательных органов и острые инфекции до сегодняшнего времени занимают лидирующие места, но уже обычно не приводят к летальному исходу. Это удалось добиться в результате создания вакцин против полиомиелита, краснухи и некоторых особых болезней.

Детские заболевания, встречающиеся в педиатрии

Среди специфических для детского возраста заболеваний особенно выделяют такие патологии:

Узнайте больше о детской ветрянке