Как пережить психологические травмы. Выздоровление или птср. Примеры психологических травм

Психологическая травма

Что такое психологическая травма? Обзор научных статей (перевод из Википедии).

Психологическая травма – это специфическое повреждение нервной системы, которое возникает в результате сильного стресса. Часто - результат чрезмерного количества стресса, превышающего способность человека его интегрировать . Травматическое событие так же может быть результатом длительной стрессовой ситуации, растянутой на недели, годы или даже десятилетия, во время которых человек пытается осуществлять нормальную жизнедеятельность. Причем, это субъективный опыт, так как на одни и те же события разные люди могут реагировать по-разному. Более того, не все люди, пережив травматическое событие, становятся травмированными , у некоторых есть защитные приспособления, которые помогают справляться с сильной эмоцией. Это может быть привычка к стрессам, полученная в раннем возрасте или просто высокая сопротивляемость, сопровождаемая готовностью искать помощь .

Определение психологической травмы

DSM-IV-TR даёт такое определение психической травме: « – это опыт личного переживания по поводу смерти, угрозы смерти, тяжелой травмы или нарушающего физического контакта. Результат рефлексии по поводу события, связанного с выше перечисленным. Реакция на известие о неожиданной (насильственной) смерти. Впечатление по поводу пережитого близким человеком унижения, страха или ущерба».

В связи с тем, что травматические воспоминания носят предвербальный характер, их нельзя точно воспроизвести в памяти, но можно спровоцировать (при помощи раздражителей в обычных условиях). Ответной реакцией станет сильный страх или ужас, беспомощность. У детей - дезорганизованное или агрессивное поведение .

Причины психологической травмы

Психологическая травма может быть вызвана различными событиями, но всех их объединяет присутствие одних и тех же признаков. Обычно это нарушение, приводящее в состояние крайнего недоумения и неуверенности. В такое состояние человек попадает, когда он сталкивается с нарушением привычных представлений человека о мире или нарушение его прав. Когда учреждения, призванные заниматься жизнеобеспечением, нарушают, унижают, предают или становятся причиной потерь или разобщения . Травматический опыт часто включает в себя угрожающую физическую травму , а так же домогательство, стыд (ситуация позора), разочарование (отказ), оскорбительные отношения, непризнание, совместная зависимость, физическое насилие, сексуальное насилие, избиения, побои от партнера, дискриминация в сфере занятости, жестокость полиции, коррупция в суде и неправомерные действия, издевательства, патернализм, бытовое насилие (особенно в детстве), опасные для жизни состояния, вызванные медикаментами . Сюда же относятся события неодолимой силы (наводнение, землетрясение, пожар, война и т.д.), теракты, похищения людей. Нищета или относительно мягкие формы насилия (типа словесных оскорблений) также могут стать причиной психологической травмы, не смотря на то, что не связаны с угрозой физического воздействия.

Некоторые теории предполагают, что детская травма может увеличить риск психических расстройств, что невротизм в зрелом возрасте связан с детскими травмами . Дело в том, что части мозга у растущего ребенка развиваются в иерархическом порядке от сложного к простому. Нейроны, предназначенные для получения и хранения новой информации, меняются в ответ на внешние сигналы, получаемые от пяти главных сенсорных каналов . В это время младенцы и дети создают представления об окружающей среде. Появляющаяся вскоре после рождения привязанность, если она носит насильственный или жертвенный характер, уже влияют на эти представления . Чем чаще активизируется соответствующая структура нейронов, тем более стойким оно становится в отношении паттерна .

Детство – самый чувствительный период и один из самых важных этапов психологического развития человека. Неслучайно, самое большое количество осложнений с самым длительным эффектом дает жестокое обращение с детьми . Модель управления травмами по Хики (Hickey) предполагает, что «для серийных убийц пусковым механизмом, приводящим к неспособности человека справиться с некоторыми стрессами, может служить детская психотравма» . Динамический аспект психотравм особенно важен для специалистов здравоохранения: «Если врач не умеет осмыслить проблему пациента через призму его психотравм, то он не в состоянии увидеть круг повторяющихся аффектов, ориентируясь на которые пациент устраивает свою жизнь» .

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Симптомы психотравмы

Реакции и симптомы, свидетельствующие о психотравматическом опыте, могут быть очень разнообразными и отличаться по количеству, а так же по степени тяжести - в зависимости от характера человека . Некоторые пытаются избегать травмирующих воспоминаний, но испытывают при этом болезненные ощущения. Другие пытаются топить свой психотравматический опыт в вине или в наркотическом дурмане. Между тем, повторные переживания симптомов являются признаком того, что тело и ум пытаются справиться с психологической травмой.

Для многих людей, переживших тяжелый стресс, триггеры (волнующие воспоминания) и внешние сигналы действуют как напоминания о психотравме. Человек может не догадываться, что с ним происходит, и совершает неадекватные поступки. Типичным примером такого рода поведения являются панические атаки. У человека могут так же возникать неконтролируемые приступы гнева (в том числе в неподходящих или неожиданных ситуациях), когда ему кажется, что над ним нависла угроза. И это действительно так, но угроза переживается из прошлых событий.

Человека могут преследовать неприятные воспоминания, в том числе в виде неясных картин или мыслей. Его могут преследовать кошмары . Он может страдать из-за бессонницы, поскольку внутренний страх и чувство незащищенности заставляют его быть начеку.

Психотравма может влечь за собой морфологические изменения, передающиеся по наследству. Генетика - одна из причин психологических травм или, наоборот, их отсутствия .

После сильной психотравмы память человека часто репрессирована, и он не помнит, что случилось на самом деле, но пережитые эмоции могут оживать, и он при этом не будет понимать, почему с ним происходит. Постоянно испытывая эмоции, пережитых во время травмы, как будто они происходят в настоящий момент, человек теряет не может обрести видение пережитого опыта. Как результат, возникает стойкий феномен острого перевозбуждения (паттерн), который может сопровождаться физическим и умственным истощением. Подобные состояния приводят к различным типам расстройства личности: тревожному, конверсионному, психотическому, пограничному и т.д. . Эмоциональное истощение влечет за собой рассеянность, из-за которой человек теряет способность ясно мыслить и впадает в состояние отстраненности (диссоциации) от эмоций. Не только от болезненных. Происходит онемение всех эмоций, и человек становится эмоционально плоским – отдаленным или холодным, он всегда чем-то озабочен. Диссоциацию обычно диагностируют как деперсонализационное расстройство, диссоциативную амнезию, диссоциативную дугу, диссоциативное расстройство идентичности и т. д.

Часть людей, перенесших психологическую травму, начинают испытывать чувство ущербности, если симптомы травмы не исчезают, и они не верят, что их положение улучшится. Это может привести к отчаянью с элементами паранойи, к утрате чувства собственного достоинства, а так же суициду на основании депрессии и ощущения пустоты. При разрушении самооценки человек может сомневаться в собственной идентичности .

Родителям ребенка, получившего психологическую травму, не стоит самостоятельно пытаться помочь ему сдерживать свой посттравматический страх и обуздывать эмоции . Как правило, это ведет к неблагоприятным последствиям для ребенка , поэтому лучше обратиться за помощью к психиатру.

Оценка последствий психотравмы

Поскольку понятие психологическая травма приобрело расширенное определение, травматология как область медицины получила междисциплинарный подход. Это отчасти связано с разнообразным профессиональным представительством в травматологии, где есть и психологи, и медработники, и юристы. В результате, данные, полученные в травматологии, стали получать адаптацию для различных сфер деятельности. Однако их практическое применение потребовало соответствующих методологий, которых во многих дисциплинах попросту не разработаны. И здесь важно, чтобы окружающие люди понимали, в каком состоянии находится человек. Это не обязательно должны быть представители медицинских, психиатрических или правоохранительных учреждений. Для обеспечения безопасности важнее, чтобы человека поддерживали его близкие и окружение.

Опыт и последствия психологической травмы можно оценить несколькими способами В контексте клинического интервью, риск непосредственной опасности для себя или других важно учитывать, но при этом нельзя впадать в распространенные ошибочные представления о кризисе или «психозе». Необходимо понимать, что человека, испытывающий бесконечную боль, сам себя он утешить не может. Если в этот момент к нему относиться уважительно и по-человечески, то он не будет представлять собой угрозу. Лучше всего дать понять ему, что независимо от обстоятельств его будут воспринимать всерьез, а не как больного или сумасшедшего. Крайне важно понимать реальность происходящего в голове этого человека. Если этот момент не будет упущен, то специалист сможет исследовать как травматическое событие, так и его последствия (например, посттравматическую диссоциацию, злоупотребление наркотиками, соматические симптомы и т.д.). Важно исследовать возможные проблемы с родственниками. Возможно, они из страха отказали больному в помощи и тот «включил» самозащиту. Завершиться такое исследование должно сопереживающим, чувствительным и поддерживающим образом.

Во время этой работу у пациента могут вспыхивать чувства, воспоминания или мысли, связанные с событием (например, страдание, беспокойство, гнев). Поскольку он еще не способен справиться с этой болью, стоит заранее подготовиться, как обсуждать это событие. Оно не должно еще раз травмировать пациента. Также важно записывать его ответы. Это может помочь клиницисту в определении степени тяжести возможного посттравматического стресса, а также легкости реакции. Кроме того, важно уловить наличие реакций избегания, которые могут проявить себя как отсутствие ожидаемой включенности или просто способности к эмоциональному реагированию. Основные механизмы избегания – употребление наркотиков, уклонение от всего, что напоминает травмирующее событие, психологическая отстройка (диссоциация). Необходимо так же отслеживать перепады настроения, всплески депрессий, попытки членовредительства, которые могут свидетельствовать о трудностях в контроле за аффектом. Информация, полученная путем наблюдения за способностью пациента регулировать свое состояние, позволит определить его готовность участвовать в различных терапевтических действиях.

Оценка психологической травмы бывает как структурированной, так и неструктурированной. Структурированная оценка включает в себя шкалу ПТСР, контролируемую врачом (CAPS, Blake et al., 1995), интервью об остром стрессовом расстройстве (ASDI, Bryant, Harvey, Dang, & Sackville, 1998), структурированное интервью по поводу расстройств из-за чрезмерного стресса (SIDES; Pelcovitz et al., 1997), структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV – измененное на (SCID-D, Steinberg, 1994) и краткое интервью для посттравматических расстройств (BIPD, Briere, 1998).

Психологическое тестирование больного включает в себя использование общих тестов (например, MMPI-2, MCMI-III, SCL-90-R) для оценки симптомов, не связанных с травмой, а также трудностей, испытываемых личностью. Кроме того, психологическое тестирование может применять специфические травма-тесты для того, чтобы оценить посттравматические последствия. Такие тесты в своем основании имеют диагностическую шкалу посттравматического стресса (PDS, Foa, 1995), шкалу травм Дэвидсона (DTS: Davidson et al., 1997), детальную оценку посттравматического стресса (DAPS, Briere, 2001), список симптомов травмы (TSI: Briere, 1995), контрольный список симптомов травмы для детей (TSCC, Briere, 1996), травматический опросник жизненных событий (TLEQ: Kubany et al., 2000) и перечень травм, связанных с виной (TRGI: Kubany et al., 1996).

Психология гипноза #1. Как лечить и создать заикание или иную фобию в гипнозе?

Модель АВС в когнитивной терапии. Методы лечения фобий

Лечение психологической травмы

Лечения психической травмы возможно через прогрессивный подсчет (ПК), соматическое переживание, биологическую обратную связь, терапию внутрисемейного строя, сенсомоторную психотерапию. Популярна когнитивно-поведенческая терапия , которая применяется для лечения симптомов, связанных с психологической травмой , в том числе стрессовое расстройство. Рекомендации Института медицины определяют когнитивно-поведенческие методы как наиболее эффективный способ лечения ПТСР . . Департамент по делам ветеранов США принял на вооружение для лечения ПТСР на национальном уровне два метода когнитивно-поведенческой терапии: метод длительного воздействия и метод когнитивно-процессуальной терапии . Известны так же методы диалектической поведенческой терапии (DBT) и экспозиционной терапии. Как показали исследования, первый используется для лечения пограничного расстройства личности, а второй эффективен при лечении психологических травм . Впрочем, если психологическая травма вызвала диссоциативными расстройствами или сложным ПТСР, то когнитивный подход уступает место методу моделирования травмы, известному так же как фазово-ориентированное лечение структурной диссоциации. Исследования, финансируемые фармацевтическими компаниями, показали, что когнитивно-поведенческие методы лечения могут быть эффективно дополнены применением новых антидепрессантов .

Самостоятельным разделом в лечении последствий психотравм выступает травма-терапия. Она представляет собой самый адаптивный способ психологической помощи, так как позволяет работать с воспоминаниями, связанными с спихотравмой, на основании чего пациент получает возможность разобраться со своим внутренним депрессивным материалом (мысли, чувства и воспоминания) и даже получить толчок для личностного развития, включая выработку таких навыков как жизнестойкость, контроль собственного эго, комплиментарность (доброжелательное сочувствие, эмпатия) и т.д. . Травма-терапия делится на психическое образование и несколько видов техник: обработка когнитивная, эмоциональная, экспериментальная, обработка травмы и эмоциональное регулирование.

  • Психическое образование – это просвещение окружающих относительно психологической уязвимости человека и способов ее преодоления.
  • Эмоциональное регулирование – это действия против дискриминации (выявление и противостояние), а так же грамотное идентификация мыслей и эмоций больного (конструкция, типология и т.д.).
  • Когнитивная обработка – это пересмотр негативных представлений и убеждений о себе, об окружающих и окружающей среде посредством смены точки зрения на предмет.
  • Обработка травмы – это направленные усилия по снижению чувствительности (десенсибилизации) психотравмы; по ее распознанию: по уничтожению обусловленностей, благодаря которым она проявляется; по частичному (избирательному) уничтожению эмоциональных реакций; по деконструированию несоответствия эмоции и действительности; по снятию напряжения с травматического материала (состояние, при котором триггеры не причиняют сильной боли, а наоборот, облегчают состояние человека.)
  • Эмоциональная обработка (используется только в фазе досрочного прекращения оценки психического здоровья) – это восстановление восприятий, убеждений и ошибочных ожиданий.
  • Экспериментальная обработка – это подбор визуализаций достигнутому состоянию освобождения и применение различных методик релаксации.

Лечение фобий в когнитивно-поведенческой терапии

Лечение фобий: психотравма как причина фобий

Виды психотравм

Уровень травмы связан со способностями человека по её преодолению. Различают три разных типа реакции на стресс:

  • Проактивный (предупреждающая) – это попытка адаптировать или интегрировать полученный стресс, прежде чем он скажется на образе жизни.
  • Реагирующий – это попытка минимизировать ущерб после психотравмы.
  • Пассивный – игнорирование стресса.

Люди способные к проакитивному поведению с большей вероятностью смогут справляться с неожиданными ситуациями. Те, кто реагируют на стресс по факту произошедшего, испытывают от него заметное воздействие. Пассивное отношение к стрессовому событию влечет за собой страдание от долгосрочных травматических последствий.

Травмы так же делятся на ситуативные (вызванные недавними ситуациями) и долгосрочные (вызванные травмами, которые остались в бессознательном). Ситуативные травмы могут быть спровоцированы врачебным ЧП или событиями катастрофического характера (природными или техногенными). Долгосрочные психологические травмы являются продолжением детских или даже младенческих стрессов, вызванных, например, жестоким обращением.

Французский нейролог Жан-Мартин Шарко (Jean-Martin Charcot) в 1890-х годах утверждал, что психологическая травма является источником всех случаев психического заболевания, известного как истерия. «Травматическая истерия» Шарко часто проявлялась как паралич, который сопровождался физической травмой. Что касается психологической травмы, то Зигмунд Фрейд, ученик Шарко и отец психоанализа, дал ей такое определение: «событие в жизни субъекта, определяемое неспособностью субъекта адекватно на него реагировать из-за потрясения и изменений в устройстве психики» (в изложении Жана Лаплана) .

Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) утверждал, что всякая реальность содержит травматическое качество символизации. С точки зрения объекта беспокойства, реальность «это то, с чем ты сталкиваешься, и все слова исчезают, а все категории терпят неудачу» .

Стресс, то есть физиологическая реакция на раздражитель, действительно, является основой всех психологических травм . Долгосрочные стрессы увеличивают риск плохого психического здоровья и психических расстройств. Это может быть связано с длительной дисфункцией секреции глюкокортикоидов, что влечет за собой ослабление иммунной системы и повышение артериального давления . Такой стресс способен вызвать морфологическое изменение гиппокампа. Исследования показали, что полученный в начале жизни он может нарушить нормальное развитие гиппокампа и повлиять на его функции во взрослой жизни. Корреляция между размером гиппокампа и его восприимчивостью к стрессовым расстройствам доказана клинически .

Психологическая травма, полученная во время боевых действий, называется контузия. А контузия характеризуется посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), симптомы которого сохраняются (для диагностики) не менее месяца и включают в себя 4 категории.

Психологическая травма — это след от не до конца пережитых неприятных событий. Как правило, психологические травмы появляются в детстве. Ребенок еще не в состоянии справиться со многими вещами: с оставлением без родителей, с невниманием родителей, чем бы оно ни было вызвано; с эмоциональным и физическим насилием; со смертью или разводом родителей.

Психологическая травма возникает, когда ребенку или взрослому человеку не помогают справиться с эмоциями, чрезмерными для них. Например, ребенку, пережившего смерть родителя, часто вообще ничего не рассказывают про это или врут, что мама или папа уехали.

Ребенок чувствует, что произошло что-то плохое, ведь окружающие грустны, плачут и смотрят на него с жалостью. Однако, поскольку никто не говорит с ним об этом или плохо реагирует на выражаемые им эмоции, ребенок остается с ними наедине и вынужден справляться с ними самостоятельно.

Часто окружающим кажется, что ребенок вообще не заметил того, что случилось, например, что папа больше не живет с ними вместе, однако это не так. Внутри ребенка в этот момент происходит борьба с травмой оставления, не видная снаружи.Каждый ребенок в такой ситуации думает, что папа ушел, потому что он был плохим, хотя большинство людей считают, что перенесли развод родителей хорошо и почти его не заметили.

После потери или катастрофического происшествия психика пытается залечить душевную рану, но если она не справляется со своей задачей, то строит вокруг этого места психологически защиты, чтобы неосторожные слова других людей или воспоминания не воздействовали на болезненное место. Такие защиты требуют много внутренних ресурсов, поэтому ребенок может начать плохо учиться, потерять ко всему интерес, замкнуться в себе, стать тревожным.

В случае слишком сильного подавления у ребенка возникают неврозы, а если он не стремится слишком сильно подавить свои чувства (например, чтобы не огорчать мать), то тогда исход лучше, но это место в душе остается ахиллесовой пятой навсегда. Например, мужчина, потерявший в детстве мать, может все время влюбляться в женщин, которые бросают его. Такую психологическую травму можно излечить, пережив заново детские эмоции по поводу потери. Где-то в глубине души они хранятся, даже если об этом нет воспоминаний.

У взрослых людей психологическая травма может возникнуть в результате катастрофических событий, связанных с опасностью для жизни: природных катаклизмов, нападений и т. д. У взрослых психологическая травма приводит к формированию посттравматического стрессового расстройство, если она настолько сильна, что человек не в состоянии с ней справиться.

Посттравматическое расстройство возникает спустя примерно полгода после события и выражается в депрессии, апатии, снижении работоспособности. Вот почему сразу после травматических событий стоит обратиться к психологу, чтобы проработать сложные эмоции, связанные с событием.

Психологическая травма может быть результатом воздействия на психику таких событий, как военные действия, сексуальное нападение или природная катастрофа.

Определение психологической травмы вызывает споры в научном мире, в частности, между учеными пока нет консенсуса по вопросу о том, что считать психологической травмой: объективные свойства травмирующей ситуации, субъективную оценку травматического события или острый/хронический дистресс как ответ субъекта на воздействие стрессора.

Согласно руководству DSM-III, психологическая травма — это стрессор, который находится за пределами повседневного человеческого опыта, провоцирует дистресс у большинства людей и вызывает интенсивный страх, ужас и беспомощность.

История понятия психологической травмы

Хотя психологический травмы существовали в течение всей истории человечества, самому понятию не больше 150 лет.

Впервые изучением психологической травмы занялись в середине 19 века, когда из-за частых аварий на железных дорогах страховые компании стали выплачивать компенсации пострадавшим. Оказалось, что были пассажиры, которые не пострадали физически, однако их трудоспособность нарушилась после аварии. Такого рода последствия считались в то время результатом повреждения спинного мозга.

Поскольку симптомы «железнодорожного синдрома спинного мозга» оказались похожими на симптомы истерии, которая, согласно тогдашним представлениям, была свойственна только женщинам, подобные нарушения считались следствием слабости воли (ведь женщины в то время считались слабым полом). Лечение этого расстройства было весьма жестоким и заключалось часто в создании пострадавшему таких условий существования, чтобы он, наконец, отбросил свои симптомы и взял себя в руки.

Работа Зигмунда Фрейда с истеричками также способствовала развитию понятия психологической травмы. В самом начале своей деятельности Фрейд обнаружил, что симптомы истерии связаны с сексуальным насилием в детстве, которое чаще всего совершалось отцами или опекунами пациенток. Фрейд сделал вывод, что истерия является результатом психологической травмы, случившейся в детстве.

Однако уже через год Фрейд отказался от своего вывода под давлением общественности, которая возмутилась тому, что достопочтенных отцов семейств обвиняют в развращении своих дочерей. Тогда Фрейд выдвинул гипотезу о существовании комплекса Эдипа и комплекса Электры, в результате чего истерия стала следствием внутреннего конфликта, а не внешних событий. Такая точка зрения господствовала в психологии достаточно долго, до середины 20 века.

Первая мировая война принесла с собой множество свидетельств того, что человек может быть не ранен физически, но стать совершенно недееспособным и испытывать сильные психологические страдания вследствие переживания увиденных им ужасов и сильного страха. Однако и «военный невроз» долго считался следствием слабости силы воли, а выводы, сделанные о его истинных причинах — посттравматическом стрессовом расстройстве — забылись уже через какое-то время после войны.

Отмечалось, что физически раненные, побывавшие в плену и офицеры почти не страдали этим расстройством. Вероятнее всего, это объяснялось тем, что «военные невроз» вызывался, в основном, сильным страхом смерти, а первые две категории находились уже вне опасности. По поводу офицеров выдвигалась ошибочная версия, что высшие классы обладают более сильным характером и сложением, тогда как на самом деле, вероятнее всего, на офицерах лежала большая ответственность за других людей, что было для них важнее возможной смерти, а добровольцы, бывшие солдатами, проходили короткое обучение и были непривычными к военным условиям и поэтому сильно подверженными ПТСР.

Только вторая мировая война, изучение влияния холокоста на переживших его людей, а затем война во Вьетнаме и ее влияние на психику прошедших ее людей привели к включению посттравматического стрессового расстройства в руководство по диагностике психических расстройств DSM-III в 1980 году.

Психологическая травма: модель Горовитца.

Описанием, что такое психологическая травма, занимались многие психологи, но одной из наиболее понятных и развернутых теорий на этот счет можно считать модель психологической травмы Марди Горовитца.

Горовитц занимался изучением травмы более 30 лет и применял свою гипотезу к лечению различных травмирующих факторов, от утраты до участия в бою. Он применял комбинацию из психодинамического и когнитивного подходов.

Модель психологической травмы Горовитца основана на предположении, что человек, переживающий травму, переполнен информацией, которая не соответствует его прежним схемам действительности и остается в активной памяти до тех пор, пока не будет включена в обновленные схемы восприятия действительности. Находящаяся в активной памяти информация время от времени привлекает к себе внимание человека, так как связана с сильными эмоциями и ее удержание там требует затраты психических ресурсов.

Горовитц выделял в процессе восстановления после психологической травмы две фазы: отрицание (или избегание) и вторжение.

Фаза отрицания характеризуется эмоциональным оцепенением, избирательной невнимательностью, полной или частичной амнезией и ассоциативным ходом мыслей. Фаза избегания, по Горовитцу, призвана уберечь личность от полного распада вследствие затопления сильными эмоциями.

Фаза вторжения включает тревожность, нарушения сна, навязчивые мысли, спутанность, возбужденность и эмоциональные страдания. Существование этой фазы Горовитц связывает с тем, что травматический материал, находящийся в активной памяти, требует рассмотрения, и с тем, что существует врожденное побуждение полностью интегрировать поступившую информацию, которое и вытаскивает в сознание необработанный материал.

Горовитц считал, что реакция на травматический фактор не является патологической, она становится таковой только если определенная предрасположенность или обстоятельства порождают характерный паттерн переполнения эмоциями и дезадаптивного отрицания.

Нормальные реакции на стресс: Патологические реакции:

Событие Событие

Первичный шок: страх, печаль, гнев Переполненность эмоциями

Отрицание, отказ поверить в случившееся Паника или обессиленность в результате сильной эмоциональной реакции

Вторжение: непрошеные мысли о событии Экстремальное избегание, прибегание к лекарствам для отрицания боли

Работа мысли: это действительно случилось Состояние переполненности навязчивыми образами и мыслями о событии

Характерные искажения, долговременная нетрудоспособность

Согласно Горовитцу, травма создает разрывы в Я-схемах, которые определяются как видение себя, не обязательно доступное сознанию, но бессознательно организующее внутренние умственные процессы. Существуют персональные схемы (Я-схема и Другой-схема) и ролевые модели отношений.

Стрессовое событие резко противоречит внутренним схемам, что требует перестройки существующих схем. Это противоречия активируют очень сильные эмоции, для предотвращения повторного появления которых активируются защитные механизмы.

(Из книги «Understanding trauma and emotion: Dealing with trauma using an emotion-focused approach» Colin Wastell)

Каждому человеку приятно сознавать, что он отличается от других, например, обладает более тонкой душевной организацией. В 18-м веке дамы высшего света, подчеркивая свою утонченность, падали в обмороки, а сейчас все большую популярность набирает такое явление как "психотравма". Что же обозначает этот термин и как часто под ним скрывают простую лень и желание манипулировать расположением окружающих в собственных меркантильных целях?

Как найти отличия

Прежде всего, определимся с терминологией. Под сокращением "психо" может скрываться как психическая, так и психологическая травма, а это две огромные разницы, которые ни в коем случае не стоит путать.

Психическая травма – серьезное нарушение психики, отражающиеся на работе мозга. Возможны провалы в памяти, неадекватные реакции, отсутствие логики в поступках и мыслях, спутанная речь. Любимый прием многих писателей и сценаристов – амнезия, когда герой в результате страшной аварии получает несколько царапин, но лишается памяти, перестает узнавать родных и друзей, это типичная психическая травма. Здесь требуется помощь профессиональных врачей и медикаментозное лечение, так как человек с психической травмой утрачивает адекватность восприятия, в том числе чувство самосохранения, и в ряде случаев может представлять опасность для окружающих, а так же для себя самого.

Стоит отметить, что в наличии психической травмы люди сознаются редко – её реальные обладатели просто не понимают сложности ситуации, а симулировать такой синдром, фактически означает расписаться в собственном сумасшествии, и кому это надо? Совсем другое дело травма психологическая. Тут от страдальцев нет отбоя.
Психологи определяют термин "психологическая травма" как нетипичное, неадекватное поведение человека, которые при этом не страдает психическими расстройствами. Гипотетической причиной такого поведения может служить значимое для индивидуума событие, имеющее выраженную негативную окраску. И ключевое слово тут – "значимое", потому что одна и та же ситуация может восприниматься разными людьми совершенно по-разному, и то, что способно потрясти до глубины души одного человека, оставит равнодушным другого.

Однако глянцевые журналы и псевдопсихологические сайты настолько массово растиражировали синдромы психологической травмы, что она вошла в моду. В массовом сознании психотравма – это любой возможный вред, наносимый действиями окружающих людей или неблагоприятными жизненными обстоятельствами, который может нарушить психологический комфорт человека.

Так существует ли в природе психологическая травма, или это выдумка средств массовой информации? Попробуем разобраться.

Правда и вымысел о психотравме

Активно эксплуатироваться термин "психотравма" стал в 80-ых годах ХХ века, вместе с набирающей стремительную популярность так называемой "кризисной психологией". При этом четких критериев определения психотравмы так и не было выработано, каждый случай индивидуален, но есть несколько признаков, по которым можно определить, действительно ли имеет место быть психологическая травма, или это просто момент плохого настроения:

Событие, которое считается травмирующим психику

Сегодня в этот признак включают абсолютно все: родители не купили дорогой смартфон "как у всех" – ребенка дразнили одноклассники, он получил психотравму и теперь не уверен в себе. Преподаватель за шум на уроке, не разбираясь, поставил двойки всему классу, в том числе, и тем, кто молчал – так зачем учить уроки, если жизнь все равно несправедлива. Руководитель лишил премии за невыполненный план – буду работать "спустя рукава", ведь меня все равно не ценят и т.п. То есть фактически любое происшествие, имеющее негативную окраску, считается психотравмой. Однако забывается важный момент –событие должно быть для человека значимым. Но и тут не все однозначно.


Каждый ценит свою жизнь. Например, спастись из квартиры при пожаре – событие неординарное, опасное, а следовательно, значимое, и может стать психологической травмой. Но в то же время пожарные регулярно подвергают свою жизнь опасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и психотравм не испытывают, сознательно выбирая такую работу.

Вовлеченность в ситуацию

Ещё один обязательный признак психотравмы. Как часто мы слышим совет: возникла проблема – дистанцируйся от неё, посмотри со стороны, и найдешь решение. Но при психологической травме человек полностью ассоциирует себя с негативным событием, думая о нем, непременно думает о себе и наоборот. При этом не стоит забывать, что сам по себе этот признак встречается довольно часто – наверняка и среди ваших знакомых есть те, кто многие события, вроде бы пустячные, "принимает близко к сердцу". Да, такие люди больше переживают, "тратят нервы", но отнюдь не пребывают в состоянии психотравмы, это просто особенность темперамента.

Яркие, навязчивые воспоминания

Признак является продолжением вовлеченности в ситуацию. Психически здоровый человек не может хранить в памяти все воспоминания, какими бы яркими они ни были. Два-три дня, и краски тускнеют, эмоции сглаживаются, событие как бы перемещается в архивный файл с пометкой "хорошо" или "плохо". Но при психологической травме любое, даже незначительное напоминание, словно заново погружает человека в стрессовую ситуацию, заставляет проживать её вновь и вновь спустя дни, месяцы и даже годы. При этом он и другие события в жизни начинает воспринимать негативно, словно через призму пережитого шока.

С другой стороны, существуют люди, сознательно культивирующие в себе отрицательные воспоминания, буквально смакующие их, особенно если найдется слушатель. Происходит это по ряду причин, как правило, в силу сложившегося мировоззрения, круга общения или просто от отсутствия других интересных и важных, значимых занятий, ярких эмоций. Как сказала одна деревенская бабушка, когда приехавшая на каникулы внучка прочла ей свое сочинение по роману Л.Толстого "Анна Каренина": "Корову твоей Анне надо. А лучше - две"! Если человека можно отвлечь от самокопания в переживаниях новым занятием – это не психотравма.

Склонность к саморазрушению

Ещё один признак психотравмы, а вернее, её последствие – это нарушение нормального порядка развития личности, естественной работы души, склонность к саморазрушению. Психологический удар настолько силен, что справиться самостоятельно не получается, человек теряет жизненные ориентиры, а постоянные переживания подталкивают к наиболее быстрому избавлению от душевной боли. Но активное развитие личности, на самом деле, явление вовсе не частое. Куда большее количество людей предпочитают жить пассивно, ждать, пока "барин приедет и всех рассадит", а тем временем расслабляться с помощью алкоголя и других средств, способных доставить приятные ощущения.

Как бы то ни было, даже по отдельности признаки психотравмы – явления неприятные, но опытный психолог поможет разобраться с ними, часто всего за несколько занятий. При подлинной психологической травме работать, конечно, придется дольше, но если человек искренне желает решить свою проблему – главное, не затягивать, обращаться за помощью как можно быстрее. Недаром, когда случаются техногенные катастрофы, в штате спасателей обязательно работают психологи, помогающие пострадавшим справиться с психотравмами.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая травма – явление отнюдь не настолько часто встречающееся, как об этом пишут на страницах глянцевых журналов. И если как следует разобраться, можно понять - кому действительно нужна помощь, а кто цепляется за возможность под видом психотравмы оправдать лень и нежелание нести ответственность за собственные поступки.

Помощь при психотравме

Психологическую травму часто называют эмоциональной, так как в результате изменяется поведение человека, его реакции на обыденные вещи. Причина психотравмы всегда неожиданная, человек оказывается неподготовленным и неспособным контролировать ситуацию. При этом физическое здоровье может вообще не пострадать, так как воздействие происходит на нервную систему. Причем это воздействие негативное и настолько мощное, что заложенная природой гибкость психики, её способность адаптироваться к нестандартным происшествиям, оказывается недостаточной, и появляется ощущение утраты возможности влиять на происходящие события.

Психотравма или стресс

Часто психотравму путают со стрессом, и это неудивительно – психологическая травма возникает не просто так, а в результате критической, то есть стрессовой ситуации. Вот только стресс со временем сглаживается, эмоции приходят в нормальное состояние, а психотравма может остаться с пострадавшим на всю жизнь, ведь её причина всегда очень значима для человека, и поэтому травмирует психику столь глубоко, что справиться самостоятельно с последствиями не получается.

Наиболее часто причинами эмоциональной травмы называют вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы, преступление, направленное против человека или его личная трагедия (смерть близких, тяжелая болезнь, публичное унижение и т.п.).

Само понятие психологической травмы зародилось во время 2-ой Мировой войны и уже тогда стало ясно, что не обязательно быть солдатом, чтобы получить глубокую эмоциональную травму. Сегодня очень популярен такой пример, как несовершенное ограбление. Человек приходит домой и видит, что дверь квартиры взломана. И пусть соседи спугнули вора, и он не успел даже войти, но полученный стресс не проходит. Дом перестал восприниматься как надежная крепость и сознание не может прийти к пониманию, как жить дальше, если нигде нельзя больше чувствовать себя в безопасности.

Подобная неоднозначность воздействия на психику порождает ошибочные диагнозы, особенно когда они ставятся "по глянцевому журналу", а не профессиональным врачом. И все же, есть симптомы, которые могут подсказать, что человек получил психотравму и нуждается в помощи.

Внешние симптомы психологической травмы

Во время конфликта во Вьетнаме, американские журналисты, приезжающие в лагерь армии США, отметили, что на многих фото, сделанных после боя, солдаты выглядят одинаково, точнее, у них одинаковый взгляд, словно они пытаются рассмотреть что-то важное, находящееся где-то вдалеке. При этом сидят солдаты неподвижно, часто не реагируют даже на прямое обращение. Этот симптом назвали "взгляд на 2000 ярдов" и он наиболее часто встречается у людей, получивших эмоциональную травму.

Ещё один признак – так называемое "эмоциональное онемение". Человек настолько опустошен, что теряет способность эмоционально реагировать на что-то ещё. Он словно отстраняется от этой реальности, "проваливаясь" в свои переживания. Часто отмечают и утрату так называемых "внутренних часов". Каждый из нас, даже не глядя на хронометр, может приблизительно сказать, который сейчас час или сколько времени он занимается тем или иным делом. При психотравме внутренние часы словно останавливаются, и пострадавший абсолютно теряется во времени, словно в его личной реальности оно отсутствует.

Третий признак – рассеянность, неспособность сконцентрировать внимание, неадекватность реакций. Очень часто можно наблюдать внезапные приступы плача, при этом слёзы не приносят облегчения, лишь ухудшая состояние. Сюда же можно отнести провалы в памяти, чаще всего относящиеся к травмировавшему психику событию, то, что у З.Фрейда называется "реакция замещения". Попытки синхронизировать воспоминания, как правило, лишь усугубляют ситуацию.

Как помочь при психотравме

При эмоциональной травме без помощи врача не обойтись, недаром при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий в команду спасателей обязательно включают психологов. Но если профессиональная помощь временно недоступна, что-то можно и даже нужно сделать самостоятельно.

Прежде всего, надо постараться вернуть пострадавшему чувство безопасности – завести в дом, в защищенное помещение, укрыть, обнять. Постоянный физический контакт с другим человеком – это очень важно, более того, несколько человек, находящихся рядом создадут куда большее чувство защищенности, чем один, даже если это близкий друг или родственник. Не стоит пытаться "вышибить клин клином" и вообще создавать дополнительные стрессовые переживания – лечением должен заняться врач.

При психотравме не работает народная мудрость о том, что время – лучший лекарь. Человек постоянно прокручивает пережитую ситуацию в уме и толчком для "запуска" очередного витка воспоминаний может послужить что угодно. Поэтому помощь профессионального врача-психолога, а порой и психиатра, при психотравме необходима, и чем быстрее человек её получит, тем лучше. Лечение может быть длительным, но, по крайней мере, врач поможет купировать суицидальные и опасные для окружающих попытки избавиться от мучительных воспоминаний. Не занимайтесь самолечением, психотравма это серьёзно.

0 5 213 0

Конец 19 века был ознаменован модой на обмороки. Каждая уважающая себя девушка теряла сознание хотя бы раз в день. Эта мода сменилась припадками с судорогами в 20 веке. Теперь пришло другое веяние – психотравма. Начало ему было положено возникшей в 80 годах кризисной психологией. Сейчас психологической травмой пугают детей и родителей. Это не значит, что само понятие – фикция, однако прежде, чем приписывать себе психотравму, стоит понять, что это.

Характеристика состояния

Психологическая травма – определенный вред ментальному здоровью человека без нарушений функций психики.

У человека остается возможность адекватно реагировать на различные ситуации и успешно адаптироваться к обществу. Тем не менее, это не значит, что психологических травм не существует. Наибольшее распространение этот термин получил в рамках теории (ПТСР). Это тяжелое состояние, возникающее от многократного повторения травмирующих ситуаций. При этом стоит отличать психологическую травму от психической.

Последствия последней крайне тяжелы и приводят к провалам в памяти, нарушениям работы мозга разного типа (смешанная речь и мышление, проблемы с вниманием). Психологические травмы имеют более простые пути преодоления.

Причины появления

В большинстве случаев психологическая травма – это способ убежать от действительности, забыть свои ошибки или ошибки близких, пожалеть себя. Однако есть и другая статистика. Швейцарские ученые в ходе современного исследования установили, что такого рода травмы передаются по наследству, а значит, влияют на генетический код человека.

Возникать может при мощном единичном или многократном повторении стрессовой ситуации.

Современные психологи считают, что детские унижения и иные дискомфортные ситуации влияют на всю последующую судьбу человека.

В научном журнале «Naked Science» было опубликовано исследование, в котором изучение математики сравнили с психотравмой. При этом сильный «математический страх» наиболее распространен на территории Чехии и Сингапура. Причиной тому стала сильная математическая школа в данных странах, что создавало на учеников повышенное давление и влияло на самооценку в случае отсутствия успеха. Таким образом, одной из причин возникновения можно назвать завышенные ожидания. Также могло повлиять незапланированное событие, отчего моральная и душевная целостность была нарушена.

Виды травм

Вид

Описание

Травмы потери Это может быть потеря близкого человека, части собственного тела, аборт. Любая критическая ситуация способна вызвать у человека состояние горя. Проявляется по-разному: «окаменелость», потеря эмоций и чувств, психологический шок, плач, нарушение сна и аппетита и даже сужение сознания.
Экзистенциальные Проявляются ярко выраженным страхом смерти. Или просто боязнью угрозы себе и своим близким.
Травмы собственных ошибок Неудачное действие в прошлом, сопровождающееся тяжелыми, по мнению индивида, последствиями. Наибольшее количество людей с таким видом травм живет в США.
Неудачные отношения Измена близкого человека или разрыв отношений по другой причине.

Как проявляются

Четких критериев психологической травмы нет. Выделяют лишь признаки.

  • Психотравмирующая ситуация, которую взрослый человек/ребенок воспринял как очень серьезную. Восприятие субъективно по определению. Важно не само событие, а отношение к нему.
  • Навязчивость воспоминаний. Если воспоминание приходит в голову более трех дней и не теряет своей яркости и эмоциональной насыщенности, его можно назвать навязчивым. Боевая травма и детские болезненные воспоминания относятся к их числу.
  • Вовлеченность. Когда человек не способен оценивать ситуацию объективно и все воспринимает на свой счет. То есть, как бы сливается с болезненной ситуацией.

  • Остановка развития и эмоциональный дисбаланс. Резкие перепады настроения: от апатии до вспышек гнева и неоправданной радости. Отсутствие желания что-либо делать для решения проблемы. Стагнация и .
  • Склонность к саморазрушению. Преобладание так называемого подсознательного желания смерти. Суицидальные склонности, алкоголизм и правонарушительные действия.

Есть ли последствия психотравм

Продолжающееся пребывание под напряжением и угнетением может спровоцировать дальнейшее ухудшение состояния. Вплоть до изменения состояния сознания. Верным спутником отсутствия реакции являются клинические состояния, причиняющие вред здоровью. Изменение химического состава мозга также возможно. Тогда можно констатировать депрессию или реактивное состояние.

Особенности травм у детей

Детские установки и воспоминания самые сильные. Избавиться от душевных травм, полученных в детстве, сложнее всего. Ведь тогда работа психотерапии отстранена годами жизни, и извлечь мотивы на поверхность без изменения состояния сознания трудно. Примерами распространенных детских травм могут быть травмы:

    Не живи

    Родители постоянно рассказывали ребенку, сколько трудностей и неприятностей он им принес.

    Не будь самым собой

    Родители постоянно сравнивали малыша с более успешными детьми.

    Не будь ребенком

    Родители взывали к взрослому поведению своего чада, не давая побыть в детстве.

Как вылечить

Глубина травмы и успех лечения зависят от нескольких факторов:

  1. Значимость события приведшего к душевному ущербу.
  2. Активность поддержки окружения.
  3. Своевременность обнаружения.

Когда прошла фаза стагнации, человеку свойственно спрашивать себя: что дальше? Наличие такого вопроса – это верный шаг на пути выздоровления. Не лишним будет пройти курс психологической помощи. Но самый важный шаг – это прекратить жалеть себя и принять ответственность за свою жизнь. Если это сделать искренне, желание горевать будет уходить само собой. Неожиданное решение проблемы может попасться где угодно – нужно не бояться вновь открыться миру.

Психологическая травма - это процесс, возникающий вследствие резко и непредвиденно произошедшего какого-либо действия или события, которое приносит вред психическому и душевному состоянию человека. После потрясения человек остается в здравом уме и трезво оценивает происходящую вокруг него реальность. Через определенные промежутки времени он сможет адаптироваться к своему постоянному окружению. Следовательно, изменения, которые возникают в психике пациента, непостоянные, они могут быть со временем устранены.

Суть

Понятие "психологическая травма" включает в себя проблемы, что появляются на эмоциональном уровне, в функциях головного мозга, которые отвечают за восприятие и формирование определенных понятий. В результате возникают расстройства на невротическом уровне и изменения в пограничном состоянии психики:

  • возникают различного рода тревоги и фобии, страх;
  • появляются навязчивые размышления, и действия происходят по определенному ритуалу;
  • также могут возникать такие состояния больного, как истерия, неврастения и депрессия.

Помимо этого, меняется образец поведения, то есть остается тот, что был изучен в детстве, в альтернативе всему, что происходит сейчас в настоящее время. Появляется рассеянность внимания, на эмоциональном фоне возникает апатия, она является причиной неустойчивого эмоционального состояния на психологическом уровне.

Психологическая травма - это слабые, но постоянные факторы, которые на протяжении какого-то времени постоянно воздействовали на человека, а также резко, внезапно и непредвиденно проявившиеся события категорически отрицательного характера. Они могут вызвать у человека изменение в поведении как в семье, так и в обществе, а также привести к болезни на душевном уровне. Поэтому любое мощное негативное действие, которое задевает эмоциональный фон человека, может вызвать данного вида травму на психологическом уровне.

Причины

Психологические травмы - это ситуации, возникающие в жизни человека, способствующие проявлению у него стрессов, влияющих на его психологическое состояние здоровья. Существует довольно много причин, способных вызвать травмы психологического характера. Основными из них являются следующие:

  1. Катастрофы разного характера, приводящие к ухудшению качества жизни человека.
  2. Травмы, способствующие развитию дисфункций отдельных органов.
  3. Профессиональные травмы.
  4. Нарушение соматического здоровья.
  5. Нападение злоумышленников.
  6. Изнасилование.
  7. Смерть родственников.
  8. Развод.
  9. Семейное насилие.
  10. Наличие пагубных привычек у родных.
  11. Пребывание в местах лишения свободы.
  12. Инвалидизация.
  13. Стрессовые ситуации, пережитые в детском возрасте.
  14. Резкая смена места жительства.
  15. Потеря рабочего места.
  16. Конфликты в важных для индивида социальных группах.
  17. Неправильный способ воспитания ребенка, способствующий развитию у него чувства собственной ненужности.

Основные факторы развития:

  1. Социальные.
  2. Соматические.
  3. Травмы потери.

Человек является социальным существом, первым общественным институтом для него является семья. Именно семейное насилие является основным фактором развития психологического травматизма. Пережитые в детстве стрессовые ситуации оказывают пагубное влияние на формирование личности ребенка и появление у него комплексов. Также острые посттравматические стрессовые расстройства зачастую возникают из-за пережитого горя потери близкого человека, из-за его смерти или вследствие разрыва брака.

Психологические травмы - это шоковые ситуации, которые имеют кратковременное влияние на психику человека и в основном связаны с развитием заболеваний вирусной и инфекционной этиологии и появлением у личности тревоги за свою жизнь.

Симптомы

Ежедневные проблемы, различные негативные ощущения и действия приносят дисфункцию в нормальное функционирование человеческого организма. В результате чего полностью меняются в худшую сторону привычки и поведение человека, ухудшается его эмоциональное здоровье. Симптомы психологической травмы бывают на чувственном уровне и физиологическом. Эмоциональные признаки - это:

  1. Шоковое состояние, потеря веры во все хорошее.
  2. Резкие изменения настроения, повышенная раздражительность и озлобленность.
  3. Самобичевание, постоянное прокручивание одних и тех же травмирующих событий в голове с целью найти выход из произошедшей ситуации.
  4. Чувства стыда и ощущения себя одного в целом мире.
  5. Отсутствие веры в светлое будущее, душераздирающая тоска.
  6. Нарушение внимательности, повышенная степень рассеянности.
  7. Постоянное ощущение страха и нежелание общаться с окружающими.

Когда у человека меняется полностью его поведение в обществе, особенно если этот он - сильная личность, появляется в его повадках грубость, неадекватная реакция на происходящие события, можно предположить, что он перенес какие-то душевные травмы. У него настроение часто переходит от инфантильного и депрессивного до истеричного. В некоторых случаях проявляется озлобленность с повышенной степенью неконтролируемой ярости из-за перенесенной травмы на психологическом уровне.

Человек не может нормально заниматься своими привычными делами. Меняется его работоспособность, ухудшаются жизненные функции в результате ощущения постоянного страха и тревожного состояния.

Физиологические симптомы, которые возникают после того, как нанесли психологическую травму:

  • нарушение режима сна, иногда его полное отсутствие, сон тревожный, снятся страшные события;
  • учащенное сердцебиение, обострение хронических заболеваний, состояние страха и пугливости;
  • быстрая потеря работоспособности;
  • абсолютная невнимательность, повышенная суетливость;
  • боли, судороги, напряжение во всех мышцах тела.

Все эти симптомы возникли из-за того, что он винит себя в случившемся, за то, что не смог изменить произошедшую ситуацию. Постоянно прокручивает эти события в голове и обдумывает разные ситуации, в результате чего можно было бы избежать случившейся трагедии.

Личность испытывает душераздирающую тоску и неминуемую безысходность. В результате чего перестает разговаривать и встречаться с родными и близкими людьми, не ходит ни в кино, ни на встречи с друзьями. Это состояние возникает из-за того, что этот человек перестает верить в то, что в сложной ситуации любой из его друзей или просто прохожий могут помочь.

В душе ощущение полной безысходности, одиночества, безнадежности и бессмысленности всего происходящего вокруг. У данных людей появляются проблемы со сном, им часто снятся страшные ситуации, сон длится малые промежутки времени. Данные симптомы могут исчезнуть довольно скоро, а могут длиться и годами.

Виды

То, какая психологическая травма у человека, можно диагностировать самостоятельно:

  1. Экзистенциальные - травмы, которым сопутствует боязнь смерти и все, что с ней связано. Травмированный пациент находится перед выбором: уйти в себя или выразить психологическую устойчивость, стать выносливее и мужественнее.
  2. Травмы утраты (кончина родных и близких людей) порождают фобию одиночества, а также заставляют любого человека сделать выбор: сосредоточиться на собственных негативных эмоциях и горести либо попытаться отбросить их.
  3. Травмы взаимоотношений (проступки, развод, измена, прекращение отношений) вызывают естественную реакцию - сожаление и злобу, и также предоставляют выбор человеку: больше никогда никому не доверять и не возлагать на них надежды или же вновь попробовать любить и верить.
  4. Травмы неисправимых деяний (безнравственный поступок) активизируют ощущение вины и ставят людей перед выбором: осознать, принять и раскаяться в содеянном или не признавать свою вину за совершенное.
  5. Детские травмы. Являются самыми сильными и яркими по степени нарушения психического здоровья. Такая травма оставляет незабываемый след в подсознании личности и воздействует на всю его дальнейшую жизнь. Важным является и то, что психологические травмы, полученные в детском возрасте, имеются почти у всех людей.
  6. Катаклизмы. Порой в жизни происходят явления, на исход которых человек не может повлиять. Катастрофы, аварии, природные катаклизмы и т. п. наносят всему организму большой сокрушительный удар. Из-за непредвиденных негативных воздействий страдает психика, зарождаются бесчисленные опасения и колебания. Всякие катастрофы ведут к эмоциональной травме. Когда на глазах у людей что-то происходит с остальными людьми, навряд ли можно оставаться спокойным и безучастным. Основной массе людей присуще сострадание и отзывчивость. Сопереживание имеет возможность снизить негативное влияние травмы и помогает преодолеть трудность.

Также группируют по типам, в зависимости от их продолжительности и того, каким образом нанесли психологическую травму:

  • острые;
  • шоковые;
  • затяжные.

При первых двух видах характерна недолговременность и стихийность. А вот затяжная или долговременная форма психотравмы гораздо серьезнее, она характеризуется устойчивым влиянием на нервную систему индивида, который по причине конкретных факторов обречен испытывать гнет, наносящий необратимый ущерб его здоровью и качеству жизни.

Детские и подростковые травмы

Вопрос о психике ребенка сложен и неоднозначен, так как причины психологических травм индивидуальны, но нельзя не учитывать тот факт, что на "не созревший" внутренний мир ребенка или подростка огромное влияние оказывают внешние факторы: школа, круг общения, взаимоотношения в семье и т. д. Главное - понимать, что на маленькую личность может повлиять незначительное для взрослых, но важное для ребенка событие и эмоции, пережитые им в тот момент.

Психологическая травма детства - событие, вызвавшее дисгармонию в психике ребенка. Это явление, которое он неоднократно воспроизводит в своем подсознании. Следовательно, подобные обстоятельства приводят к необратимым изменениям в поведении и душе человека.

После ряда исследований ученым удалось выяснить, какие события морально "выбивают" ребенка из привычного образа жизни. Наиболее популярные психологические травмы подростков и детей:

  1. Любые насильственные действия (моральные или физические).
  2. Утрата близкого человека / домашнего питомца.
  3. Серьезные проблемы со здоровьем.
  4. Разлад/развод в семье.
  5. "Накаленные" взаимоотношения родителей.
  6. Равнодушие.
  7. Предательство, ложь и необоснованное наказание со стороны близких.
  8. Разочарование в себе.
  9. Аморальное поведение родителей/друзей.
  10. Асоциальный круг общения.
  11. Чрезмерная опека.
  12. Несогласованность действий родителей в вопросах воспитания.
  13. Постоянные скандалы.
  14. Ощущение отчужденности от социума.
  15. Конфликт со сверстниками.
  16. Предвзятое отношение преподавателей.
  17. Непосильные физические и (или) умственные нагрузки.

К сожалению, детскую психологическую травму зачастую наносят сами родители. Это происходит из-за системы ошибок в воспитании, которые "передавались" из поколения в поколение. Ребенок еще с "молоком матери" познает все "правила жизни", которые отражаются на его дальнейшей судьбе.

Взаимопонимание между поколениями

"Слово не воробей", или Как ребенок трактует фразу родителя:

  1. "Лучше бы тебя не было" = "Если я умру, то подарю родителям счастье и свободу". Данная программа может привести к весьма трагичным последствиям.
  2. "Посмотри, что могут другие, а теперь погляди на себя" = "Никто не должен знать меня настоящего. Я должен быть как все". Ребенок учится жить в "маске", всячески скрывая истинное лицо. Он такой, какой есть, зачем что-то менять?
  3. "Что ты как маленький" = "Неважно, чего хочу я. Главное, чтобы родители были довольны". Подавляя свои желания и потребности в детстве, человек морально свыкается с ролью "раба", готового пресмыкаться перед каждым, кто духовно сильнее его.
  4. "Сколько бы тебе ни было, ты всегда будешь для нас ребенком" = "Кажется, мне рано принимать самостоятельные решения. Пусть за меня это делают другие". Большая ошибка родителей в том, что они не признают ход времени. Малыш вырос, значит, он может решить за себя сам.
  5. "Хватит мечтать!" = "Я еще не все предусмотрел, но, видимо, пора действовать". Мечты позволяют рассмотреть одну ситуацию с разных граней. Зачем этому мешать?
  6. "Прекрати реветь" = "Не выражай свои эмоции. Людям это не нравится. Будь равнодушным". Человек - не робот. Он должен чувствовать.
  7. "Никому нельзя доверять" = "Мир слишком лжив". Эта фраза опасна. Она заставляет поверить в то, что одиночество прекрасно и безопасно.

Итоги детской психологической травмы:

  1. Ребенку трудно социализироваться. Он напуган переменами и новым коллективом.
  2. Проявление различных фобий и расстройств. Социофобия как результат болезненных переживаний из детства. Кроме этого, человек может постоянно испытывать чувство вины и комплекс неполноценности, которые обязательно перерастают в тяжелую форму депрессии и расстройство личности.
  3. Различные формы зависимости. Как правило, люди, чье детство было далеко от идеала, превращаются в алкоголиков, наркоманов, игроманов. Также некоторым из них сложно совладать со своим аппетитом, что приводит к ожирению или анорексии.

Нельзя забывать, что "фундамент" личности закладывается в юном возрасте, следовательно, психические расстройства в зрелости идут родом из детства. Поэтому задача родителей - защитить малыша от первых психологических травм после каких-либо неприятных событий.

Необходимая помощь ребенку

Чтобы предотвратить развитие психологической травмы ребенка, родители должны:

  • Совет №1. Родители должны изучить немало актуальной психологической и педагогической литературы, выбрать правильную тактику в воспитании будущего поколения.
  • Совет №2. Избавление от стереотипов и клише. Каждый человек уникален.
  • Совет №3. Не стоит мешать ребенку развиваться. Это его жизнь. Пусть занимается тем, что ему приносит удовольствие. Задача родителя - поддержка своего чада.
  • Совет №4. Равнодушие - не выход. Нужно уметь "дружить" со своим чадом и серьезно относиться ко всем его переживаниям.
  • Совет №5. При заметных изменениях в поведении, не стоит ждать волшебства. Лучше обратиться за помощью к психологу. С его помощью можно разработать индивидуальную программу по грамотному восстановлению и развитию личности. Таким образом, ребенок навсегда избавится от внутренних барьеров, стереотипов и комплексов. Он будет счастлив.

Методы коррекции

На основе исследований известных ученых выделили два направления травм:

  • лечение индивидуальное;
  • лечение определенной группы людей одновременно.

Рассмотрим методы восстановления от стрессовых расстройств нескольких человек одновременно. Для этого необходимо провести работу с психологической травмой:

  1. Создать безопасную окружающую обстановку, в которой находятся пациенты.
  2. Уменьшить чувство одиночества благодаря созданию общих целей и взаимной помощи друг другу.
  3. Повысить уровень доверия к окружающим людям, в результате повысится самооценка каждого человека в группе.
  4. Выработать уверенность в своих силах и способностях.
  5. Выяснить, какие у кого проблемы, и на основе их решать, как оправиться от травмы.
  6. Благодаря взаимодействию в группе, один пострадавший может помогать другому.
  7. Проблемы каждого члена группы воспринимать как собственные и найти пути их решения.
  8. Общаться друг с другом о своих проблемах, об общих трудностях и просто разговаривать на нейтральные темы.
  9. Увеличить уверенность в степени скорейшего выздоровления.

Для достижения качественного результата данной деятельности в состав методов этой коррекции вошли:

  1. Благоприятные условия для занятий хобби, рисованием, составлением аппликаций, прослушиванием музыки, осуществляются походы в театры и музеи.
  2. Применение Для более быстрого решения данных проблем и раскрытия талантов у каждого человека применено использование соответствующих метафор.
  3. Разговоры о своей жизни и прослушивание историй каждого члена группы на эту же тему. Найти положительные стороны, то есть понять, что полезного приобрел каждый после получения этих травматических результатов.

Как убрать симптомы стресса?

Общие методы удаления симптомов психологического стресса:

  1. Психолог ведет беседы с пациентом на тему ситуации, которая вызвала психологические нарушения в виде стресса. Пациент высказывает все свои переживания и одновременно получает одобрение и поддержу со стороны доктора. Благодаря такой терапии у человека, находящегося в этом состоянии, улучшается эмоциональный фон. Ситуация, вызвавшая данное положение, рисуется на бумаге, или в устной форме пациент про себя составляет рассказ. Эти действия помогают всю негативную энергию направить в определенное русло, создать ей форму, а соответственно, появляется возможность управлять отрицательным эмоциональным фоном человека.
  2. Метод Шапиро позволяет устранить из памяти негативные события в сжатые сроки, благодаря чему изменяется отношение пациента к этим событиям и уменьшается частота воспоминаний, связанных с действиями, повлекшими это негативное состояние. Обстоятельства, которые повлекли за собой стрессовую ситуацию, внесли в организм дисбаланс, в результате чего нарушена нервная система. Этот метод снижает нервное напряжение, ощущение страха, отношение пациента к пугающим объектам и той злополучной ситуации, из-за которой все и произошло. Психологическая травма у мужчин и женщин исчезает достаточно быстро.
  3. Метод ВКД помогает изменить отношение пациента к случившемуся и, соответственно, быстрее вывести его из состояния стресса. Методика работает над изменением восприятия человека. Ее разработал Р. Дилтс. После изменения отношения человека к случившемуся убираются негативные воспоминания или преобразуется отношение пациента к этим событиям.

Также существуют методы лечения психологических травм детства, которыми пользуются врачи в отделениях лечебных учреждений:

  1. Убирается противоречие между сильной и слабой стороной человека, благодаря чему достигается быстрый эффект по устранению стресса. Применяется для людей, которые стали участниками ЧС, катастроф.
  2. Изменение отношения человека к происшедшему событию. То сесть негатив забывается, находятся положительные стороны, и пациент, опираясь на них, быстрее выздоравливает. Находят стимул, ради которого человек должен победить данную стрессовую ситуацию.

Благодаря этим методам, каждому пациенту подбирается индивидуально подходящее именно ему лечение, и человек вскоре полностью выздоравливает.

Лечение

При лечении психологических и эмоциональных травм люди сталкиваются с неприятными чувствами и ощущениями, которых желают избегать. Если это не пережить, то они будут снова беспокоить. При лечении травмы происходит следующее:

  1. Проработка волнующих воспоминаний и ощущений.
  2. Разрядка организма во время стресса.
  3. Появляется возможность регулировать возникшие эмоции.
  4. Пациент начинает выстраивать коммуникативные связи.
  5. Затрагиваются основные моменты, тревожащие психологическое и эмоциональное состояние.

Для полного восстановления потребуется значительный временной период. Не ускоряйте процесс исцеления, старайтесь ликвидировать симптомы и последствия. Не получится ускорить процесс волевыми усилиями, дайте волю различным чувствам.

Несколько подсказок, которые помогут в трудной ситуации:

  1. Взаимопомощь: не замыкаться. После травмы человек можете замкнуться в себе и оказаться в одиночестве. Пребывание в коллективе поможет ускорить процесс исцеления, чтобы не усугублять ситуации, лучше поддерживать отношения с людьми. Пациенту лучше попросить поддержать его. Главное, говорить о своих чувствах, и лучше всего вести беседы с теми людьми, кому он доверяет. Принимать участие в различных мероприятиях. Делать совместные проекты, только если это не связано с источниками травмы. Наладить взаимодействие. Найти людей, преодолевших подобное испытание. Взаимодействие с ними поможет уменьшить замкнутость и перенять опыт преодоления такого состояния.
  2. Чувствуйте окружающие события. Быть заземленным - значит ощущать и понимать реальность, сохранять контакт с собой. Старайтесь осуществлять простые дела. Выделите время для расслабления и общения. Разделите наметившиеся проблемы на секторы. Вознаграждайте себя за самые маленькие достижения. Найдите занятие, помогающее улучшить самочувствие и занять ум, это поможет не возвращаться к воспоминаниям, вызвавшим травму.
  3. Постарайтесь пережить те чувства, которые возникают из-за травмы, принимайте и одобряйте их появление. Воспринимайте их как часть процесса по восстановлению. Телесное заземление - способы самопомощи. Если вы ощутили расстройство ориентации, растерянность, внезапно возникшие сильные чувства, осуществите следующее: сядьте на стул, надавите ступнями на пол, почувствуйте напряжение. Надавите ягодицами на стул, почувствуйте опору в этой точке. Обопритесь спиной о стул.Осмотритесь вокруг и выберете 6 предметов разных цветов, рассмотрите их - вынесите внимание изнутри наружу. Займитесь дыханием: осуществите несколько медленных глубоких вдохов и выдохов.
  4. Следите за своим самочувствием. В здоровом организме психическое восстановление происходит быстрее. Соблюдайте режим сна. Психологическая травма может его расстроить. В результате этого ухудшается протекание травматических признаков. Поэтому ложиться спать нужно каждый день до полуночи, чтобы продолжительность сна равнялась 9 часам.
  5. Не стоит употреблять алкоголь и наркотические средства, потому что они всегда ухудшают проявление признаков, способствуя возникновению депрессии, тревоги, изоляции.
  6. Займитесь спортом. Систематические тренировки способствуют выработке серотонина, эндорфина и других веществ. Они повышают самооценку и улучшают качество сна. Для достижения хорошего результата нужно заниматься 1 час в день.
  7. Постарайтесь питаться правильно. Кушайте небольшими порциями. Это поддержит ваш энергетический уровень и уменьшит скачки настроения. Старайтесь не употреблять простые углеводы, потому что они меняют состав крови и настроение.
  8. Уменьшите воздействие негативных факторов. Сосредоточьтесь на отдыхе и релаксации. Изучите системы: медитация, йога, дыхательные упражнения. Уделите время любимым занятиям или активному отдыху.