Результаты правления якобинцев. Якобинцы

в период Французской революции конца 18 в. члены Якобинского клуба в Париже, оставшиеся в его составе после выхода из клуба в 1792 г. жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Ж. Дантон, Л.А. Сен-Жюст и другие. 11 ноября 1794 г. клуб якобинцев был закрыт.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЯКОБИНЦЫ

в период Французской буржуазной революции конца 18 века члены Якобинского клуба, остававшиеся в его составе после выхода из этого клуба в окт. 1792 жирондистов (с этого времени стал широко употребляться термин "Я."); реально же размежевание Я. и жирондистов внутри клуба уже определилось с момента свержения монархии 10 авг. 1792. Я., вождями к-рых были М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст, представляли собой фактически политич. партию; выражали интересы революц. демократич. буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейскими массами. Их программой являлись защита завоеваний революции и ее дальнейшее развитие. Последователи идей Ж. Ж. Руссо, Я. были решительными сторонниками полного политич. равенства. Многим из них (Робеспьеру, Сен-Жюсту и их сторонникам, возглавлявшим революц. пр-во, П. Г. Шометту и др.) были свойственны стремления к республике без контрастов нищеты и богатства. Это наложило печать на социально-экономич. политику Я., помогло им пойти навстречу социальным требованиям нар. низов (агр. законы 3 и 10 июня 1793, система максимума, издание вантозских декретов), когда в результате нар. восстания 31 мая-2 июня 1793 они пришли к власти и установили режим революц.-демократич. диктатуры (см. Якобинская диктатура). Однако в целом политическим вопросам Я. уделяли значительно больше внимания, чем экономическим; кроме того, эгалитаристские устремления разделяли не все Я. Социальной политике Я. была свойственна внутр. противоречивость, непоследовательность (распространение максимума не только на предметы потребления, но и на заработную плату, преследование стачек, репрессии против "бешеных" и др.). В конечном счете Я. - смелые, радикальные, но буржуазные революционеры, не могли надолго объединить вокруг себя нар. массы. С другой стороны, применявшиеся Я. "плебейские методы" борьбы против врагов революции вызывали сопротивление гор. и сел. буржуазии, возраставшее по мере осуществления революцией ее бурж. целей и ослабления угрозы реставрации старых порядков. Все это обусловило борьбу течений в среде Я., к-рая усилилась с осени 1793, особенно обострившись в первые месяцы 1794. Дантон и его сторонники (К. Демулен, Ф. Ф. Фабр д´Эглантин, Л. Лежандр и др.) стали требовать политики "умеренности", "снисходительности", т. е. ослабления режима революц. диктатуры. Эта "правая" группировка Я. (позднее получившая в историч. лит-ре назв. дантонистов) выражала интересы выросшей за годы революции новой буржуазии. Ей противостояли "крайние" (левые) Я. (П. Г. Шометт, Ж. Р. Эбер, А. Ф. Моморо и др.), наиболее тесно связанные с нар. низами, уделявшие значит. внимание социальным вопросам, после разгрома "бешеных" воспринявшие многие из их требований. Влияние "крайних" Я. было особенно велико в Парижской коммуне, их поддерживали многочисл. деятели парижских секций. Однако ни идейно, ни организационно они не были четко оформлены (этим объясняется отсутствие в историч. литературе единого толкования термина "левые Я."). В марте 1794 часть "крайних" Я. (Эбер и его единомышленники, впоследствии назв. историч. лит-рой эбертистами) пошла даже на открытое выступление против революц. пр-ва, призывая к восстанию. Осн. костяк Я. находился под руководством Робеспьера; Я.-робеспьеристы в борьбе с оппозиционными группировками прибегли в марте-апр. 1794 к казни виднейших вождей "снисходительных" (дантонистов) и "крайних" Я. Однако это не могло предотвратить дальнейшее ослабление и раскол якобинского блока и нарастание кризиса якобинской диктатуры. Расправа с "крайними" Я, и снижение активности секций и "нар. обществ" подорвали опору якобинской власти в народе. В то же время усилилось стремление гор. и сел. буржуазии покончить с режимом революц. диктатуры. Контрреволюц. термидорианский переворот (27/28 июля 1794) положил конец власти Я. 28 июля были гильотинированы Робеспьер, Сен-Жюст, Ж. О. Кутон и ближайшие их сподвижники, в последующие дни было казнено множество др. Я. "Историческое величие настоящих якобинцев, якобинцев 1793 года, - писал В. И. Ленин, - состояло в том, что они были "якобинцы с народом", с революционным большинством народа, с револю- ционными передовыми классами своего времени" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 216 (т. 24, с. 494)). В широком смысле слово "якобинец" вошло поэтому в историю как обозначение стойкого, решительного, последовательного революционера-демократа. А. В. Адо. Москва.

Где выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции и жёсткий внутренний террор ; к 1793 году стали в нём наиболее влиятельной силой. Свергнув жирондистов 2 июня 1793 года , позже расправившись с эбертистами и дантонистами, якобинцы имели сильное влияние на умы парижан вплоть до падения Робеспьера в результате переворота 9 термидора (27 июля 1794 года). После гибели вождей якобинцев, преследований якобинцев термидорианцами и поднявшими голову после Термидора - роялистами, Якобинский клуб был закрыт в ноябре 1794 года . Девизом "Общества друзей республики единой и неделимой" (официальное название Якобинского клуба) был девиз "Vivre libre ou mourir" - "Жить свободно или умереть".

История клуба

Зарождение

Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб , то есть совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на Генеральные штаты ещё до их открытия.

Когда король и Национальное собрание перебрались в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в парижском частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание. В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку якобинцами, сами же они приняли наименование «Общества друзей конституции».

На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия , как её понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон .

Организация клуба

Дата создания и устав

С точностью дата открытия клуба в Париже - в декабре 1789-го или январе следующего года - не известна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля г.

Членство

Не известно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, то есть не-депутатов.

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции - комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при Законодательном собрании.

В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября). Ещё раньше (с 20 мая 1791 г.) клуб перенёс свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества и в которой заседания происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не-депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettrée («интеллигенция»); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.

Некоторые из его членов носили известные имена: врач Кабанис , учёный Ласепед , литератор Мари-Жозеф Шенье , Шодерло де Лакло , живописцы Давид и Карл Верне, Лагарп , Фабр д"Эглантин , Мерсье . Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образование прибывающих понижались, однако парижский Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров , куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).

Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение под названием «братское общество для политического воспитания народа», куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба.

Газета

Клуб обзавелся собственной газетой; редактирование её было поручено Шодерло де Лакло, близкому к герцогу Орлеанскому ; саму газету стали называть «Монитёром» орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция по отношению к Людовику XVI ; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашённому в его названии политическому принципу.

Отпадение фельянов

Из-за бегства короля и его задержания в Варенне в клубе произошли разногласия, вызвавшие раскол между членами клуба; более умеренные из них во главе с Барнавом, Дюпором и Александром Ламетом в большом числе вышли из клуба и основали новый, под названием Клуб фельянов . Приверженцы этого направления составили потом правое крыло в Законодательном собрании. Между тем по образцу парижского Якобинского клуба стали возникать подобные клубы в других городах и даже в деревнях: их было около тысячи; все они вступили в переписку и сношения с парижским, признавая себя его филиалами (affiliations).

В этом резко проявились преобладание Парижа и стремление к централизации, присущие «Старому порядку» ; воздействие парижского клуба на провинциальные сыграло большую роль в революционном перевоспитании Франции и значительно содействовало окончательному торжеству принципа централизации в стране. Отделение от якобинцев более умеренных фельянов усилило в Якобинском клубе позиции радикальных элементов. Для дальнейшей его судьбы было очень важно, что в распре между фельянами и якобинцами провинциальные клубы приняли сторону последних. На происходивших в начале сентября г. выборах в Законодательное собрание якобинцы сумели в число 23 депутатов Парижа провести только пять вождей клуба; но влияние его росло, и на ноябрьских выборах в парижский муниципалитет якобинцы одержали верх. После этого Парижская коммуна стала орудием Якобинского клуба.

Самые влиятельные из парижских газет выступали за якобинцев против фельянов. Якобинский клуб основал свой орган под названием «Журналь де деба» (Journal des débats et des décrets) вместо прежней газеты «Journal d. 1. soc. etc.», отошедшей к фельянам. Не ограничиваясь прессой, якобинцы перешли в конце г. к непосредственному воздействию на народ; с этою целью видные члены клуба - Петион, Колло д"Эрбуа и сам Робеспьер - посвятили себя «благородному призванию обучать детей народа конституции», то есть преподавать в народных школах «катехизис конституции ». Более практическое значение имела другая мера - вербовка агентов, которые должны были на площадях или на галереях клуба и Национального собрания заниматься политическим воспитанием взрослых и привлекать их на сторону якобинцев. Этих агентов набирали из военных дезертиров, которые толпами бежали в Париж , а также из рабочих, предварительно посвящённых в идеи якобинцев.

Разногласие между ними и их приверженцами особенно ярко обнаружилось в вопросе об объявлении войны Австрии , за что выступал Бриссо. Личные отношения и соперничество партий ещё более обострились, когда Людовик XVI согласился сформировать министерство из людей, близких к кружку депутатов Жиронды.

Свержение монархии. Радикализация клуба

Восстание 10 августа, приведшее к свержению монархии, останется непонятным тому, кто не знает деятельности Якобинского клуба с 28 июня по 10 августа.

Члены его систематически подчиняли своему непосредственному воздействию три силы, которые они повели на приступ против короля и конституции: федератов, секции и Коммуну. Федераты, то есть добровольцы, прибывшие из департаментов, были подчинены влиянию Якобинского клуба с помощью центрального комитета из их среды, который имел тайные заседания в Якобинском клубе. Этот комитет выбрал из своего состава 5 членов, составивших тайную директорию, и к этим 5 лицам было присоединено 10 Якобинцев. Это был штаб революционного ополчения, созданного для захвата Тюильри. Путем агитации в секциях была создана «повстанческая коммуна», которая в ночь с 9 на 10 августа захватила ратушу и парализовала защиту дворца Национальной гвардией, убив её командира.

По свержении короля Якобинский клуб потребовал немедленно предать его суду. 19 августа внесли предложение заменить прежнее название «Клуба друзей конституции» новым - «Общество якобинцев, друзей свободы и равенства»; большинство отклонило это название, но 21 сентября клуб стал так называться. В то же время было постановлено произвести «чистку» клуба от недостойных, для чего избрали специальную комиссию. В сентябрьских убийствах Якобинский клуб как таковой не принимал непосредственного участия, но в солидарности с ними вождей клуба не может быть сомнения; это подтверждается как содержанием их речей в это время и свидетельством их собратьев по клубу, например Петиона, так и откровенным одобрением убийств членами клуба позже. В дальнейшей деятельности Якобинского клуба господствовал принцип террора. В первый период своей истории «Общество друзей конституции» было политическим клубом, влиявшим на формирование общественного мнения и настроение Национального собрания; во второй оно стало очагом революционной агитации; в третий Якобинский клуб стал полуофициальным учреждением правящей партии, органом и вместе с тем цензором Национального Конвента . Этот результат был достигнут путём долгой борьбы.

Участие в Национальном Конвенте

Роль Якобинского клуба во французской революции

Роль Якобинского клуба во французской революции ещё недостаточно признана, хотя отдельные историки - как апологеты революции, так и критики её - не раз указывали на эту роль. На самом деле влияние этого клуба - один из самых характерных фактов в «эволюции» революционного движения. Если пресса того времени разжигала революционные страсти, то клубы, и во главе их - Якобинский, объединяли и направляли движение. Меткое выражение Герцена о «постановке» революций лучше всего определяет роль Якобинского клуба. Из французских историков Кине, идеализируя революцию, следующим образом подводит итог деятельности Якобинского клуба:

«Идеи революции распространялись тысячами уст и раздавались отовсюду как эхо. Принципы революции, которые оставались бы в книгах мертвой буквой, вдруг озарили тысячелетнюю ночь. Никакая власть не была в состояния бороться с этими клубами. Они навязывали свои мнения трем великим законодательным собраниям, то являясь в их заседания, то своими адресами отдавая им приказы. Мысль, исходившая из Якобинского клуба, в несколько дней облетала Францию и, возвращаясь в Париж, раздавалась в законодательном собрании или конвенте, как безапелляционный плебисцит. В этом, может быть, заключалась самая новая сторона революции.

Провинции, столь молчаливые ещё за два года перед тем, были освещены пламенем, которое зажглось в Париже. Но следствием этого было и то, что достаточно было положить конец электрическому излучению клуба, чтобы все изменилось в несколько месяцев. И тогда восстановилось старое невежество». Рассматривая революцию с противоположной точки зрения, Тэн также выставляет на вид, но в более реальном свете, взаимодействие столичного клуба и его разветвлений, или колоний. Парижский клуб публикует список клубов, печатает их доносы, в силу этого в самой отдаленной деревушке всякий Якобинец чувствует, что поддержан не только клубом, но и всей ассоциацией, охватившей страну и охраняющей своим мощным покровительством самого мелкого из своих приверженцев. Взамен этого всякий местный клуб повинуется паролю, который ему прислан из Парижа. Из центра к периферии, как и обратно, непрерывная переписка поддерживает установившееся согласие. Так сложился громадный политический механизм о тысячах рычагов, действующих за раз под одним общим давлением, а рукоятка, приводящая их в движение, находится в улице Сен-Оноре в руках нескольких дельцов.

Не было машины более действительной, лучше сложенной, чтоб сфабриковать искусственное и ожесточённое мнение, придать ему вид национального и инстинктивного (spontané) порыва, чтоб передать шумному меньшинству права молчаливого большинства и подчинить ему правительство.

В двух последних трудах по революции роль Якобинского клуба стушевана. В объёмистом сочинении Жореса о ней нет речи; Олар, специалист в этом вопросе, издавший сборник документов по истории Якобинского клуба, посвящает ему лишь один параграф и, умаляя его влияние, говорит: «Якобинский клуб следовал в эту эпоху (сент. 1792 г.) за всеми перипетиями общественного мнения и выражал их верно и благоразумно».

Громадное влияние Якобинского клуба на ход революции не подлежит сомнению и может быть доказано отзывами современников. Оно проявлялось в двух направлениях: клуб подготовлял законы для конвента и заставлял его их принимать. В первом отношении можно сослаться на Сен-Жюста, который прямо признает, что ораторы представляли конвенту законопроекты, разработав их предварительно в Якобинском клубе. О способе внушения конвенту якобинских измышлений аббат Грегуар говорит: «Наша тактика была очень проста. По уговору один из нас пользовался удобным случаем, чтобы забросить предложение в одном из заседаний национального собрания. Он знал наперед, что оно встретит одобрение лишь очень малого числа членов собрания, большинство же разразится против него. Но это было не важно. Он требовал, чтобы его предложение было передано в комиссию; наши противники, надеясь его там похоронить, не возражали против этого. Но парижские якобинцы овладевали вопросом. По их циркуляру или под влиянием их газет, вопрос подвергался обсуждению в трёх- или четырёхстах аффилированных клубах (филиалах), и три недели спустя со всех сторон сыпались адресы к собранию, которое принимало значительным большинством проект, им ранее отвергнутый». Ввиду этого для полного освещения роли Якобинского клуба необходимо не только изучение деятельности центрального клуба, но и местных, что гораздо трудней.

Политическое течение

Политическое революционное течение радикального толка - якобинизм - пережило Якобинский клуб и продолжает жить в истории.

См. также

Примечания

Литература

  • Робеспьер М. Избранные произведения. В 3 т. М. «Наука» (Литературные памятники). 1965
  • Гладилин А. Евангелие от Робеспьера М. Политиздат (Пламенные революционеры). 1970
  • Генифе П. Французская революция и Террор // Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: Итоги юбилея. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  • Захер Я. М. Робеспьер. М. 1925
  • Левандовский А. Максимилиан Робеспьер М. «Молодая гвардия» (ЖЗЛ). 1959
  • Лукин Н. М. Максимилиан Робеспьер. В кн.: Лукин Н. М. Избр. труды. т.1 М. 1960
  • Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М. «Мысль»1978.
  • Манфред А. З. Максимилиан Робеспьер. Споры о Робеспьере. Робеспьер в русской и советской историографии. В кн.: Манфред А. З. Великая французская революция. М. «Наука». 1983
  • Митрофанов А. А. Образ России в революционной публицистике и периодической печати Франции периода якобинской диктатуры // Россия и Франция: XVIII-ХХ века. / Отв. ред. П. П. Черкасов. Вып. 9. М.: Наука, 2009. С. 69-99.
  • Молчанов Н. Монтаньяры. М. «Молодая гвардия» (ЖЗЛ). 1989
  • Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону. «Феникс» (След в истории). 1997
  • // Французский ежегодник, 1970. М., 1972. С. 278-313.
  • Чудинов А. В. Размышления о скрытых смыслах дискуссии по проблеме якобинской диктатуры (60-е - 80-е годы ХХ в.) // Французский ежегодник 2007. М., 2007. С. 264-274.

(кроме вышеупомянутых газет Якобинского клуба).

В дальнейшем к ним стали присоединяться единомышленники из депутатов от других провинций. В Париже клуб был реорганизован и взял себе название «Общества друзей конституции» (после провозглашения республики якобинцы изменили это название на «Общество друзей свободы и равенства»). Аналогичные клубы стали возникать и в других городах и почти все они устанавливали постоянную переписку с парижским клубом, становясь его филиалами. Членство в клубах оценивается до 500 000 по всей стране. С ноября 1790 якобинцы стали издавать свой печатный орган «Журнал Общества друзей конституции» .

Постепенно влияние клуба росло и из дискуссионного общества клуб стал определять направление развития революции, а после попытки побега Людовика XVI в Варенн , стал одним из революционных органов, влиявших и участвующих в восстаниях 10 августа и 31 мая . После прихода к власти Революционного правительства происходит перерождение клуба в один из административных органов правительства; многие члены клуба становятся функционерами правительства, следуя его политике. «Революция оледенела, все её принципы ослабли, остался лишь красный колпак на головах интриги » - записал Сен-Жюст в это время .

Зарождение

Постепенно к ним стали присоединяться единомышленники из депутатов от других провинций, в том числе Мирабо , Сийес , герцог д"Эгийон , виконт Ноайль , Барнав , Петион , Вольней , аббат Грегуар , братья Шарль и Александр Ламет , адвокат из Арраса Максимилиан Робеспьер . Члены клуба собирались обычно накануне важных заседаний Генеральных штатов и намечали общую линию поведения. Вскоре, однако, стало ясно, что в собрании, где дворяне и духовенство имели представление равное третьему сословию, даже хорошо организованная партия не может составить большинства. Стало ясно, что необходима поддержка извне собрания, формирование общественного мнения, когда частные лица могли бы обратиться в собрание с петициями, влиять на органы местного самоуправления, поддерживать обсуждение насущных вопросов в прессе .

Якобинский Клуб в Париже

Когда король и Национальное собрание перебрались в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в парижском частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание . В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку якобинцами, сами же они приняли наименование «Общества друзей конституции».

Вареннский кризис

Попытка побега короля является одним из наиболее важных событий революции. Внутренне это было очевидным доказательством несовместимости монархии и революционной Франции и уничтожило попытку установить конституционную монархию. Внешне это ускорило приближение военного конфликта с монархической Европой .

Побег изменил ситуацию. К этому времени никто из якобинцев, включая левое крыло - Робеспьер , Петион , Редерер , Бюзо , не придерживался или не выражал республиканских взглядов . Впервые с начала Революции в печати стали открыто обсуждать возможность установления республики. Однако конституционалисты, не желая углублять кризис и ставить под вопрос плоды почти двухлетней работы над Конституцией, взяли короля под защиту и заявили, что он был похищен. Кордельеры призвали горожан провести 17 июля на Марсовом поле сбор подписей под петицией с требованием об отречении короля. Городские власти запретили манифестацию. На Марсово поле прибыли мэр Байи и Лафайет с отрядом национальной гвардии. Национальные гвардейцы открыли огонь, убив несколько десятков человек .

События привели к глубоким разногласиям и расколу Якобинского клуба; умеренная часть, среди которых находилось множество депутатов Законодательного собрания , во главе с Барнавом, Дюпором и Александром Ламетом в большом числе вышли из клуба и основали новый клуб, под названием Клуб фельянов . С ними ушло большинство членов, как и филиалов клуба по всей стране. Около 400 провинциальных клубов приняли сторону фельянов и только около дюжины оставшихся - якобинцев. Робеспьер оставался. Именно в это время Робеспьер становится наиболее известным и влиятельным членом Якобинского Клуба. В последующие несколько месяцев вместе с радикализацией страны, агитацией и разъяснением, многие вернулись. Приер , Грегуар, Барер , Дюбуа-Крансе , Талейран , и Сийес вернулись в конце июля. К сентябрю членство клуба возросло до 800, и скоро около 500 провинциальных клубов запросили аффилиацию (фр. affiliations ) с парижским клубом .

Раскол привёл к сближению якобинцев и других народных движений Парижа, чему способствовали новые демократические лозунги - республиканизма, права всеобщего голосования, отмены рабовладения в колониях. Эти события, раскол и изменение политической ориентации клуба, являлись одним из основных поворотных моментов революции, освящение которых, как пишет Франсуа Фуре , произошло через год с падением монархии и провозглашением республики .

Вторая революция

Жак-Пьер Бриссо

Камиль Демулен

Этьен Клавьер

Жак Никола Бийо-Варенн

В сохранении и даже увеличении влияния клуба в большой мере являлось следствием работы одного из важнейших комитетов клуба - комитета корреспонденции (фр. Comité de Correspondance ), членами которого сейчас являлись Робеспьер, Бриссо, Карра, Демулен, Клавьер, Колло-Дэрбуа, Бийо-Варенн. Будущие монтаньяры, будущие жирондисты, будущие эбертисты и дантонисты - всё будущее революции, временно объединённое. Подготовка к дебатам в ассамблее уже не являлась целью клуба. Публика стала допускаться на заседания с 12 октября 1791 года, с появлением публики увеличилось давление на дебаты клуба со стороны парижских активистов. Клуб стал превращаться в подобие штаба революции .

Влияние якобинцев на Законодательное собрание было относительно небольшим, и именно Якобинский клуб явился трибуной «мессианской» агитации Бриссо и его единомышленников перед объявлением войны Австрии. Именно в клубе в декабре 1791 и январе 1792 Робеспьер произнёс свои знаменитые антивоенные речи. Различия между жирондистами и монтаньярами были довольно размыты. После катастрофического начала войны и радикализации революции, клуб стал объединяющим началом между парижскими секциями и, прибывшими в Париж, революционными федератами в движении за низвержение монархии. Легалистское направление было покинуто раз и навсегда в июле 1792 в поддержку избрания новой ассамблеи, отражавшей новое соотношение сил - Национального Конвента .

Якобинцы не являлись политической партией в современном смысле и поэтому трудно найти какое-либо их централизуещее начало в событиях, ведших к восстанию 10 августа и низвержении короля. Но точно известно участие якобинцев в борьбе за преобладание в парижских секциях, агитация и братание с прибывающими из провинций федератами. Революционный комитет восставшей коммуны включал якобинцев, которые оказались на наиболее важных постах после падения Тюильри и победы восставших. То же самое можно утверждать и о крупнейшем сопернике Якобинского клуба - клубе Кордельеров. Состав революционной Коммуны был увеличен до 288 членов с преобладающим влиянием именно якобинцев. Для Франсуа Фюре вклад клуба являлся тем горнилом (фр. le creuset ), в котором был выкован сам дух революции 10 августа, падения монархии и провозглашения республики .

Для победы якобинизм полностью мобилизовал национальное чувство и стремление к равенству. Национальное единство возродилось после 10 августа вокруг «общества друзей Свободы и Равенства» (фр. Amis de la Liberté et de l’Égalité ), как якобинцы стали себя называть. Парижская Коммуна считала клуб своим союзником. Само название клуба, данное первоначально как насмешка, стало теперь гордым титулом. Добровольцы, уходящие на фронт, считали якобинскую эмблему знаком настоящей гражданственности и патриотизма, перед которой содрогнутся от ужаса все враги революции .

Участие в Национальном Конвенте

Организация клуба

Дата создания и устав

Точно дата открытия клуба в Париже - в декабре 1789-го или январе следующего года - не известна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 года.

Членство

Не известно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, то есть не-депутатов.

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции - комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 года, то есть уже при Законодательном собрании .

В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября). Ещё раньше (с 20 мая 1791 года) клуб перенёс свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества и в которой заседания происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не-депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettrée («интеллигенция»); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.

Некоторые из его членов носили известные имена: врач Кабанис , учёный Ласепед , литератор Мари-Жозеф Шенье , Шодерло де Лакло , живописцы Давид и Карл Верне , Лагарп , Фабр д"Эглантин , Мерсье . Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образование прибывающих понижались, однако парижский Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую внимание к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров , куда принимались люди даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).

Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение под названием «братское общество для политического воспитания народа», куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба.

Газета

Клуб обзавелся собственной газетой; редактирование её было поручено Шодерло де Лакло, близкому к герцогу Орлеанскому ; саму газету стали называть «Монитёром» орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция по отношению к Людовику XVI ; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашённому в его названии политическому принципу.

2 июня 1793 г. устанавливается диктатура якобинцев, представлявших собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку во главе с Робеспьером. В ответ на обвинение жирондистов в узурпации власти якобинцы в спешном порядке подготовили проект самой демократической конституции Франции.

24 июня 1793 г. Конвент торжественно одобрил ее текст и поставил на всенародное обсуждение. Проект был одобрен огромным большинством нации. Конституция закрепила республиканский режим. Якобинская конституция содержала более радикальное толкование принципов суверенитета народа, чем Конституция 1791 г. Она установила избирательное право для всех французов, достигших возраста 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов – прямые, равные. Высшая законодательная власть принадлежала самой нации. Учреждался постоянно действующий однопалатный законодательный корпус. Функции государственного управления возлагались на Исполнительный совет из 24 человек. К ого избранию привлекались выборщики из департаментов. Этот орган мог действовать только на основе законов и декретов и за свои действия был подотчетен законодательному корпусу. В конце каждой сессии исполнительный комитет надлежало наполовину обновлять. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета имели цель не допустить узурпации его власти. Якобинская конституция была самой радикальной по духу и по форме, наиболее передовым актом французской буржуазной революции. Но она могла вступить в силу лишь после того, как соберется новый законодательный корпус, куда не мог быть избран никто из депутатов Конвента. Однако тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести Конституцию в действие.

Вместе с принятием Конституции оформилась и якобинская диктатура – летом 1793 г. При ней верховным органом республики являлся Конвент, который осуществлял в полном объеме высшую, законодательную, исполнительную, контрольную и судебную власть. Власть революционного правительства сосредоточилась в Комитете общественного спасения. Он руководил военными, дипломатическими, продовольственными делами, ему подчинялись другие органы, а сам Комитет должен был еженедельно отчитываться перед Конвентом. Якобинцы реорганизовали армию, ввели всеобщую воинскую повинность. За внешней торговлей и деятельностью крупных торговцев устанавливался жесткий контроль. Осенью 1793 г. были созданы отряды санкюлотов, призванных бороться со спекулянтами, изыскивать для Парижа продовольствие и уничтожать заговоры роялистов. За спекуляцию грозила смертная казнь. С помощью революционной армии у зажиточных крестьян реквизировался хлеб. Было взято па учет золото и серебро частных лиц. У богатых брали принудительные займы, их облагали высоким налогом. В то же время для рабочих был установлен максимум зарплаты, что вызвало их возмущение, так как дороговизна росла, а покупательная способность денег падала. Консолидация политической, законодательной и исполнительной власти явилась эффективным средством в революционных преобразованиях и борьбе с врагами Франции. Местное управление строилось на централизованных началах. Якобинская диктатура опиралась на массовые народные организации, и прежде всего на Коммуну Парижа.



4 декабря1793г. учреждалось временное революционное правительство - 6 министерств: юстиции, морское, ИД, МВД, военное, министерство финансов. Также создавались: исполком Конвента, комитеты и комиссии парламента.

9 апреля 1794 Конвент - декрет - 12 комитетов: 1) по гражданской администрации, полиции и трибуналу; 2) по нар. образованию; 3) по земледелию и ремеслу; 4) торговли и продовольствия; 5) обществ. работ; 6) обществ. помощи; 7) почт и ПС; 8) военных дел и военного командования; 9) национального дохода; 10) вооруженных сил; 11) флота и колоний; 12) внешних сношений.

Комитет общественного спасения (декрет от 6.04.1793) - 9 чел. избирались Конвентом - наблюдение за органами исполнительной власти, генералами и всеми учреждениями, принимать меры по обороне. С 26.07.1793 + право производить аресты, позже - + право вступать в сношения с иностранными государствами.

Комитет обществ. безопасности (окт.1793) - имел инициативу по аресту и казни подозрительных лиц и врагов народа.

Революционный трибунал (декрет Конституции от 10.06.1794) - дела о врагах народа. Наказание - только смертная казнь. Заседания закрыты, показания устно, если было достаточное кол-во доказательств, то свидетелей не заслушивали. Эти 2 комитета подмяли деятельность министерств и превратили их в свои рабочие органы.

Над закрытым собранием находились следующие органы: бюро Конвента, парламент Конвента (избирался на 2 недели), 6 секретарей + инспекторы зала заседаний. Решения конвента должны быть исполнены в течение 3 дней.

На местах - комиссары конвента с чрезвычайными полномочиями - право расстреливать без суда и следствия.

Сами якобинцы не употребляли слово диктатура и не расценивали свою власть как «революционное правление». Под диктатурой они понимали власть одного человека, как в древнем Риме.

Методами осуществления революционной диктатуры стал террор. Манфред связывал начало террора со смертью Марата, а Ревуненков говорил, что террор возник еще в марте 1793. Помимо террора якобинцы использовали принудительные займы (финансовая политика), реквизиция (продовольственная политика), всеобщая мобилизация. С помощью этих методов мы и можем говорить, что это диктатура.

17.09.1793 был принят декрет о подозрительных. Вообще террор был направлен как против контрреволюции, так и против тех, кто проявлял безразличие к республике. 14.10.1793 начался процесс королевы (16.10.1793 – казнь). 24.10.1793 – процесс жирондистов.

В короткий срок якобинцы создали боеспособную армию. Еще до прихода к власти они провели законопроект о принципе амальгамы – соединение профессиональной и добровольческой армии. Была широко применена новая военная тактика – штыковые колонны и тактика рассыпного боя. В итоге к концу 1793 Франция отстояла свою независимость. Французская армия вступила на территорию европейских государств. Были подавлены контрреволюционные мятежи.

К концу 1794 обострились социальные противоречия. Буржуазия терпела якобинцев только из-за борьбы с контрреволюцией, также якобинцам не удалось решить ряд проблем. Плюс к этому, чем хуже шли дела, тем сильнее становился террор. Поэтому возникает вопрос о классовой природе якобинской диктатуры.

Первый спор о классовой природе якобинской диктатуры возник в конце 50-х гг. Во Франции вышла работа А. Собуля «Парижские санкюлоты в период парижской диктатуры». Он поставил вопрос о том, кто такие якобинцы. Наметились две точки зрения:

1. Традиционная (Манфред) – якобинцы выражали интересы буржуазии, но только ее. Якобинцы выражали интересы средней и мелкой демократической буржуазии, крестьян и плебейства. Манфред продолжил точку зрения Матьеза. Именно таким классовым составом они объясняли и разногласия у якобинцев. Их объединяла борьба против контрреволюции.

2. Собуль, Ревуненков – якобинская диктатура – это диктатура революционной буржуазии. В эпоху якобинской диктатуры во Франции было своеобразное двоевластие – Конвент (якобинцы) и Коммуна Парижа (диктатура низов).

Обе точки зрения опирались на одни и те же источники, но трактовали их по разному. Спор, чьи интересы выражала якобинская диктатура, зашел в тупик. Но ни Манфред, ни Ревуненков, не подвергали то, что якобинская диктатура была высшей точкой ФР.

С конца 80-х на первой место выходит исследование проблемы террора. В вопросе почему возник террор долгое время господствовала теория обстоятельств – якобинцы пришли к власти в очень сложный момент и террор был необходим. Также эта теория говорит, что начали роялисты и жирондисты, а якобинцы пошли на террор испытывая давление снизу.

Эту теория ставит под сомнение одно обстоятельство. Черняк говорил, что если террор начался потому, что положение было очень тяжелым, то он должен был кончиться с улучшением положения. Однако этого не произошло. За последние месяцы существования якобинской диктатуры было казнено больше, чем за предшествующий год.

Также очень сложным остается вопрос о том, против кого был направлен террор. Еще до ВОВ историки обратили внимание на то, что террор был направлен как против дворянско-жирондистской оппозиции, так и против плебейских низов.

Вообще к террору можно подходить с двух позиций:

1. морально-этическая.

2. Историческая.

В конце 80-х вышла книга Молчанова «Монтаньяры». В это же время поднялся вопрос о том, можно ли считать якобинскую диктатуру высшим этапом революции. Скорей всего более убедительна точка зрения о том, что якобинская диктатура не высший этап революции.

Также следует сказать о том, что якобинская диктатура напоминала диктатуру, чье основание постоянно сужалось за счет казни «своих».

В 1793 значительная часть буржуазии поддержала якобинцев, т.к. не было другой силы, которая смогла бы защитить завоевания революции. Но уже в 1794 возник вопрос, зачем нужна диктатура.

План
Введение
1 Возникновение термина
2 Якобинский клуб
2.1 Отпадение фельянов
2.2 Отпадение жирондистов
2.3 Свержение монархии. Радикализация клуба

3 Национальный Конвент
3.1 Диктатура якобинцев и террор

4 9 термидора. Агония клуба
5 Роспуск клуба
6 Роль Якобинского клуба во французской революции
7 Якобинцы как политический и психологический тип

9 Сочинения

11 Художественная литература

Введение

Якоби́нцы (фр. jacobins) - участники политического клуба эпохи Великой французской революции, установившие свою диктатуру в 1793-1794 годах. Сформировались в июне 1789 на базе бретонской фракции депутатов Национального собрания. Получили своё название от клуба, находившегося в доминиканском монастыре святого Якова. В число якобинцев входили прежде всего члены революционного Якобинского клуба в Париже, а также члены провинциальных клубов, тесно связанных с основным клубом.

Партия якобинцев включала правое крыло, лидером которого был Дантон, центр, возглавляемый Робеспьером, и левое крыло, во главе с Маратом (а после его смерти Эбером и Шометтом).

Якобинцы (преимущественно сторонники Робеспьера) участвовали в Конвенте, а 2 июня 1793 года совершили государственный переворот, свергнув жирондистов. Их диктатура продлилась до переворота 27 июля 1794 года, в результате которого Робеспьер был казнён.

Во время своего правления якобинцы провели ряд радикальных реформ и развернули массовый террор.

1. Возникновение термина

До 1791 года члены клуба были сторонниками конституционной монархии. К 1793 году якобинцы стали наиболее влиятельной силой в Конвенте, выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции, жёсткий внутренний террор. Во второй половине 1793 года установилась диктатура якобинцев во главе с Робеспьером. После переворота 9 термидора и гибели вождей якобинцев клуб был закрыт (ноябрь 1794 года).

Начиная с XIX века термин «якобинцы» употребляется не только для обозначения исторических членов Якобинского клуба и их союзников, но также как название определённого радикального политико-психологического типа.

2. Якобинский клуб

Якобинский клуб имел громадное влияние на ход Французской революции 1789 г. Не без основания было сказано, что революция росла и развивалась, падала и исчезла в связи с судьбой этого клуба. Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб, то есть совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на Генеральные штаты ещё до открытия их.

Инициатива этих совещаний приписывается д’Эннебону и де Понтиви, принадлежавшим к числу наиболее радикальных депутатов своей провинции. Вскоре в этих совещаниях приняли участие депутаты бретонского духовенства и депутаты других провинций, державшиеся разных направлений. Тут были Сийес и Мирабо, герцог д"Эгийон и Робеспьер, аббат Грегуар, Барнав и Петион. Влияние этой частной организации дало себя сильно почувствовать в критические дни 17 и 23 июня.

Когда король и Национальное собрание перебрались в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание. В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку якобинцами, сами же они приняли наименование Общества друзей конституции.

Жан-Поль Марат

На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия, как её понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон. С точностью дата открытия клуба в Париже - в декабре 1789-го или январе следующего года - неизвестна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 г. Неизвестно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, то есть не-депутатов.

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции - комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при Законодательном собрании.

Сен-Жюст, Луи Антуан

В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября). Ещё раньше (с 20 мая 1791 г.) клуб перенёс свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества и в которой заседания происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не-депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettrée («интеллигенция»); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, учёных, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества.

Фабр д’Эглантин

Некоторые из его членов носили известные имена: врач Кабанис, учёный Ласепед, литератор Мари-Жозеф Шенье, Шодерло де Лакло, живописцы Давид и Карл Верне, Лагарп, Фабр д"Эглантин, Мерсье. Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образование прибывающих понижались, однако парижский Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров, куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).

Жорж Кутон

Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение под названием «братское общество для политического воспитания народа», куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба. Клуб обзавелся собственной газетой; редактирование её было поручено Шодерло де Лакло, близкому к герцогу Орлеанскому; самую газету стали называть «Монитёром» орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция по отношению к Людовику XVI; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашённому в его названии политическому принципу.

2.1. Отпадение фельянов

С этого пути его не сбило бегство короля и его задержание в Варенне. Вызванные этими событиями столкновения вызвали, однако, раскол между членами клуба; более умеренные из них во главе с Барнавом, Дюпором и Александром Ламетом в большом числе вышли из клуба и основали новый, под названием Клуб фельянов. Приверженцы этого направления составили потом правое крыло в Законодательном собрании. Между тем по образцу парижского Якобинского клуба стали возникать подобные клубы в других городах и даже в деревнях: их было около тысячи; все они вступили в переписку и сношения с парижским, признавая себя его филиалами (affiliations).

В этом резко проявились преобладание Парижа и стремление к централизации, присущие «Старому порядку»; воздействие парижского клуба на провинциальные сыграло большую роль в революционном перевоспитании Франции и значительно содействовало окончательному торжеству принципа централизации в стране. Отделение от якобинцев более умеренных фельянов усилило в Якобинском клубе позиции радикальных элементов. Для дальнейшей его судьбы было очень важно, что в распре между фельянами и якобинцами провинциальные клубы приняли сторону последних. На происходивших в начале сентября 1791 г. выборах в Законодательное собрание якобинцы сумели в число 23 депутатов Парижа провести только пять вождей клуба; но влияние его росло, и на ноябрьских выборах в парижский муниципалитет якобинцы одержали верх. После этого Парижская коммуна стала орудием Якобинского клуба.

Самые влиятельные из парижских газет выступали за якобинцев против фельянов. Якобинский клуб основал свой орган под названием «Журналь де деба» (Journal des débats et des décrets) вместо прежней газеты «Journal d. 1. soc. etc.», отошедшей к фельянам. Не ограничиваясь прессой, якобинцы перешли в конце 1791 г. к непосредственному воздействию на народ; с этою целью видные члены клуба - Петион, Колло д"Эрбуа и сам Робеспьер - посвятили себя «благородному призванию обучать детей народа конституции», то есть преподавать в народных школах «катехизис конституции». Более практическое значение имела другая мера - вербовка агентов, которые должны были на площадях или на галереях клуба и Национального собрания заниматься политическим воспитанием взрослых и привлекать их на сторону якобинцев. Этих агентов набирали из военных дезертиров, которые толпами бежали в Париж, а также из рабочих, предварительно посвящённых в идеи якобинцев.

В начале 1792 г. таких агентов было около 750; они состояли под началом бывшего офицера, получавшего приказания от тайного комитета Якобинского клуба. Агенты получали по 5 ливров в день, но вследствие большого наплыва жалованье снизилось до 20 су. Большое влияние в якобинском духе оказывало посещение галерей Якобинского клуба, открытых для публики, где могло поместиться до полутора тысяч человек; места занимали с двух часов дня, хотя заседания начинались только в шесть вечера. Клубные ораторы старались держать публику в постоянном возбуждении. Ещё более важным средством для приобретения влияния был захват галерей в Законодательном собрании через агентов и руководимую ими толпу; этим путём Якобинский клуб мог непосредственно воздействовать на ораторов Законодательного собрания и на голосование. Всё это стоило очень дорого и не покрывалось членскими взносами; но Якобинский клуб пользовался крупными субсидиями герцога Орлеанского или обращался к «патриотизму» своих состоятельных членов; один из таких сборов доставил 750000 ливров.