Корова — священное животное Индии, бык Нанди — вахана Шивы. Почему корова – священное животное в Индии

На 60 дней.
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Испокон веков корова является священным животным в Индии . Корову нельзя убивать, нельзя прогонять и непочтительно к ней относиться. И гуляют они везде, где только их священной душе вздумается: спокойно полеживают себе на оживленных улицах индийских городов, заходят в храмы и магазины…

Корова — священное животное в Индии — на улицах городов

Священное животное безмятежно прилегло на улице Варанаси

Еще одно священное животное, тоже — Варанаси

К коровам в Индии отношение очень уважительное, и они эти чувствуют. Священная корова может не только медитативно стоять (или лежать) на проезжей части посреди потока машин, но также медитативно брести навстречу людскому потоку, а если зазеваешься и окажешься на ее пути, то не раздумывая боднёт с чувством своей полной правоты. Меня боднула священная корова, когда я шла по узкой улочке Варанаси в толпе людей и оказалась на ее пути. Синяк на бедре был большой и красивый. Говорят, это к счастью 🙂

А на ночь они паркуются на улочках рядом с мото-рикшами.
Припаркованные ночные коровы в Хампи

Корова — олицетворение матери-Земли

Считается, что великий бог Шива явился на свет из уха коровы. Произошло это великое событие в , небольшом древнем паломническом городке в штате Карнатака на берегу океана.
Богиня Притхиви, олицетворяющая Землю, приняла образ коровы, и из ее уха появился Шива.
Говядину в пищу индусы не употребляют.
Во многих штатах Индии убийство коровы приравнивается к убийству брахмана.

Бык Нанди — вахана (ездовое животное) великого бога Шивы

В индуистском пантеоне у каждого бога есть вахана — ездовое животное, на котором он передвигается. Это ездовое животное часто является символом самого божества.
Ваханой великого Шивы служит бык Нанди.
Бык Нанди перед храмом Хампи

Скульптура быка Нанди обязательно размещается перед входом в любой храм Шивы или внутри храма головой к алтарю.
Храм Шивы в Кедарнате

Бык Нанди в индуизме является самостоятельным объектом почитания.
Священное животное перед храмом в Махешваре

Священный бык Нанди перед самым высокогорным храмом Шивы в Тунгнате

А перед древним тысячелетним храмом Шивы в Махабалипураме — целый отряд священных каменных быков Нанди.

Ледовая пещера Гомук в Гималаях — «пасть коровы»

На севере Индии в Гималаях находится исток самой священной индийской реки — Ганги. Ганга берет начало в ледовой пещере, которая называется Гомук, что в переводе означает «пасть коровы». Опять же — коровы, а не тигра или обезьяны. Эта ледовая пещера с истоком Ганги — одно из самых сакральных мест Индии с очень мощной энергетикой.

Пещера Гомук — «пасть коровы»

Использование продуктов, получаемых от коровы

В религиозных ритуалах индусы широко используют продукты, которые дает корова: молоко и топленое масло гхи. Это лишний раз говорит о святости этого животного.
Молоком и маслом гхи поливают Шива-лингамы в храмах во время пуджи и преподносят их в качестве подношений индийским богам.
Коровьи лепешки тоже идут в дело — ими отапливают дома, предварительно высушив на солнце.
Фото из Варанаси. Этот человек сушит коровьи лепешки прямо на гхатах.

Коровьим навозом в смеси с песком и водой обмазывают жилища. Получается экологически чисто и тепло.
Фото из деревни близ Манду

Ранголи с изображением коровы на празднике Понгал в Индии

В Индии проводится праздник урожая «Понгал», празднуется он три дня. В эти дни коровам раскрашивают яркой краской рога и украшают их цветочными гирляндами. А перед домом рисуют ранголи — узоры счастья — с изображением упитанной красивой коровы.
Ранголи со священным животным в Махабалипураме

Священные худющие коровы штата Химачал-Прадеш, Индия

Фактически, такие упитанные коровы в Индии встречаются не часто, в большинстве своем они тощие-худющие. Когда они бродят по улицам мегаполисов и питаются чем бог пошлет, то это понятно. Но когда в зеленом влажном туманном штате Химачал на зеленой сочной траве встречаешь таких же тощих коров, как в Дели, то это непонятно и удивительно.
Видимо, это горные гончие священные коровы.

Еще одно замечательное индийское животное — слон!
Смотрите видео, как в Хампи купают розового храмового слона.

Довольно любопытный вопрос, почему в некоторых странах корова — не просто скот, за которым приглядывает человек, а существо, которое ставят почти наравне с людьми. В чем причина того поклонения? Неужели наши коровки чем-то отличается от их животных? Быть может священная индийская корова выращена в особых условиях? Об этом и о многом другом вы узнаете из статьи ниже.

Живое существо в Индии всегда является предметом почтения. Индийцы любят и уважают всех животных, однако коровка пользуется особым отношением. Табу на поедание говядины накладывается не только на местных жителей, которые ухаживают за животными, но и на приезжих и туристов. Индийская корова имеет право безвозмездно прогуливаться по улице, в то время как ни один человек не смеет повысить на нее голос, а тем более ударить.

Если вам интересна причина такого отношения, следует копнуть поглубже, чтобы выяснить ответ на этот вопрос. Исследовать индийскую мифологию и узнать, что на самом деле мудрейшие старцы считали корову священной потому, что она являлась символом плодородия. Кроме этого, священная корова в Индии еще и потому, что она приносит пользу не только во время своей жизни, но и после смерти. Человек использовал ее не только для удоя, но после смерти забрал и шкуру, и мясо и даже рога.

С тех пор, можно думать, образ коровы как священного существа, начал появляться в культах, историях и легендах. Индийцы и по сей день считают, что коровки способны приносить не только материальное богатство, но и счастье и даже исполнять желания. Вот только единственным отличием от древности является то, что раньше буренок еще и дарили на свадьбу как обязательное приданое. А в стародавние времена еще и приносили в дар жрицам.

Корова в Древнем Египте, Риме и Греции

В мифологии Рима и Греции корова часто появляется как святая, как персонаж, наполненный силой, разумом и большим сердцем. В качестве примера можно вспомнить бесподобную легенду о Зевсе и его возлюбленной женщине, прекрасной жрице Ио.

Бог всячески скрывал свою любовь к обычной человеческой девушке. Он прибегал к различным уловкам, чтобы супруга не прознала о связи, и вот однажды Зевс превратил свою любимую в корову. С тех пор Ио была обречена на скитания по свету. Ее душа все не могла успокоиться и грустила долгое время. Ее тело стало прежним лишь спустя много лет, в Египте.

С тех пор святая корова считается особым животным способным на поступки и подвиги. Есть и другие источники, благодаря которым можно узнать, что в древности коровку считали священной.

Например, богиня Хатхор из египетской мифологии, почиталась именно в образе небесной коровы. Небесная корова Хатхор считалась воплощением любви и женственности, и была родительницей солнца. Некоторое время спустя ее называли дочерью бога Ра, который и являлся солнцем. По легенде именно на корове он перемещался по своим владениям на небесах. Млечный путь по поверьям считался молоком, который оставляла коровка.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в древние времена коров любили и уважали. Это животное можно было поставить вровень с божеством, поэтому всегда к коровам относились с должным почтением. Коровы являлись олицетворением женственности и плодородия в Древнем Египте. Они были воплощением материнства и любви, а потому приносить в жертву корову было запрещено.

В зороастризме

Зороастризм тесно переплетен с индуизмом, потому здесь корова возникает не раз и не два. В этой религии нередко используется словосочетание «дух коровы». Если вы встретите подобное выражение, знайте: оно означает саму душу земли. Воплощение самого духа всего земного существа нашей планеты. Основатель зороастризма Заратустра, о котором наверняка слышали многие, являлся ярым защитником животных. Он выступал против носильного убийства животных.

Однако, как можно подумать, это течение религии вовсе не запрещает питаться говядиной. По сути, она вообще неприхотлива и не наносит табу на продукты. Истинные приверженцы такого течения, как зороастризм, верят в то, что никаких запретов на пищу быть не должно, однако всякая еда на столе должна быть в меру. Уважение к коровкам люди проявляют посредством любви и заботы. Здесь также не встретишь злых людей, которые срывают гнев на своих парнокопытных подопечных.

В индуизме

Одна из древнейших и вызывающих уважение религий на земле, которая исповедуется миллионами человек, является индуизм. Данное религиозное течение берет своего начало еще со времен ведийской цивилизации, что означает, что индуизм зародился за 5 тысяч лет до нашей эры. С тех пор коровы были у всех на слуху как символ бескорыстия, любви и заботы. Коровы уже тогда являлись воплощением материнства и плодородия. А по прошествии многих лет, историй, легенд и мифов накопилось очень много.

Многие из них восхваляли этих животных, называя их «Гау-Мата», что означает Корова-Мать.
После изучения мифов и легенд Индии, можно узнать о том, что индийское божество Кришна был коровьим пастухом и очень любил, а также заботился о своих подопечных. По этой причине в Индии профессия пастуха является очень престижной и угодной богу.

Современная Индия и коровы

Современная Индия, возможно, и отличается от древности, однако не отношением к коровам. Там и сейчас можно увидеть на дороге прогуливающееся без намека на страх животное. Символ материнства в Индии по-прежнему является предметом восхваления и любви, и, мало того, что корова любима и уважаема местными жителями, так еще и защищена законом. Никто не смеет обижать этих животных, а убийство карается жестоко. Коровы в Индии живут свободной жизнью, они вольны делать все, что захотят: могут свободно прогуливаться по дорогам, гулять во дворах и огородах, и даже отдыхать на пляжах.

Помимо заботы, особое внимание уделяется кормлению коровки. Ее кормление считается хорошим признаком. Те, кто завел себе домашнее животное, любят делиться с коровкой своей едой. Изредка коровку на улице можно угостить травой и каким-нибудь лакомством, а не только хлебом.

Интересным является еще один факт: никто из водителей особо не задумывается над тем, чтобы пропустить пешехода, а вот коровку, даже если она застрянет посредине дороги, никто прогонять не станет. Чтобы перейти дорогу некоторые пешеходы терпеливо дожидаются животное, которое является пропуском на другую сторону. И уже дождавшись буренку, люди могут беспрепятственно пересечь оживленную трассу (автор видео — Him4anka).

Продукты священного животного

Те, кто узнают положение буренок в Индии, тут же изумляются и задаются вопросом: а можно ли вообще принимать продукты этого животного в пищу?

Да, можно. Индийцы не едят говядину, однако принимают от животного те продукты, которое она с готовностью может предложить. Например, молоко и то, что можно получить благодаря молоку: сыр, сметану, местные жители активно употребляют в еду. Большинство останавливаются на молоке, потому что молоко для индийцев обладает целебными свойствами.

Не менее популярным продуктом, который очень любят индийцы, является масло. Это масло называет гхи. Гхи растапливают, тщательно очищают от примесей и используют на кухне, в медицине и для проведения различных религиозных обрядов.

Еще одним производным продуктом – навозом – вовсю пользуются местные жители. Коровий навоз, особенно в селах и деревнях, сушат и используют как топливо для обогрева своих жилищ. Поэтому с уверенностью можно сказать, что даже несмотря на то, что в Индии не употребляют коровок в еду, их все равно используют на благо народа. Все довольны и живы.

Интересные факты об индийских коровах

Интересным является еще и то, что буренка живет в семье индусов ровно до того времени, пока здорова. Едва она заболевает и стареет, и перестает приносить пользу, например, давать молоко, выход для нее один: отправиться на улицу. Хозяева выгоняют свою кормилицу со двора, и коровка становится уличной, где туристы и местные жители могут ее подкормить пресным хлебом и изредка травой и вкусняшкой. Причина такого поведения существует и довольно логичная. Коровку убивать нельзя, ведь это тяжкий грех, но в то же время, если она умрет своей смертью дома, это тоже грех и кроме прочего еще и сулит неприятности.

Если все же этой горести избежать не удалось, хозяин дома вынужден отправиться в долгий путь и совершить паломничество по священным индийским землям. Помимо этого путешествия, хозяин умершего животного должен бесплатно кормить всех жрецов в своем городе. Вот потому коровку и изгоняют из дома. Подобные путешествия и кормления многих человек не каждому по карману, потому есть только известный выход.

Это поведение хозяев еще и объясняет тот факт, что по улочкам Индии ходит столько коровок. К счастью, жизнь на улице тоже не так плоха, ведь их по-прежнему считают святыми.
Кроме этого, также любопытным является мнение, что употребление обычного коровьего молока считается целебным. И не просто целебным, но учение в Индии говорит о том, что человек, употребляющий регулярно этот продукт, способен жить долгие годы и вовсе обрести бессмертие!

Возможно, кому-то это и в действительности удалось, однако люди в Индии кроме надежд на сверхъестественное еще используют коровьи продукты практичным способом, не без примесей веры в лучшее. Индусы растворяют коровий навоз в воде и затем протирают этой смесью полы и стены в своем жилище. Принято считать, что таким образом дом можно избавить от вредоносных духов и злых сил.

Видео «Про коров и людей в Индии»

В этом видео, которое любезно предоставил автор Ričardas Mikas, можно узнать еще больше интересной и познавательной информации о святых буренках.

Мне кажется весь мир знает, что для индусов корова является священным животным. Индусы почитают корову, как мать...Относятся к этому (вкусному) животному как к божеству, почитают и оберегают, считается, что корова добра, плодовита, спокойна и совсем миролюбивое существо.

Считается, что корова бескорыстно даёт море продуктов - молоко, а из молока как вы знаете можно приготовить множество продуктов питания, особенно для вегетарианцев большинство индийцев вегетарианцы и молочные продукты для них после овощей - основной продукт.

Коров здесь не обижают, не гоняют...они чувствуют себя хозяевами дорог. Захотели прилечь отдохнуть на проезжей дороге - пожалуйста! Знают, что их будут все объезжать и никто их не погонит. Только в том случае, если всё стадо затеет пикник на шоссе и объехать их не будет иметь возможности, тогда их ласково похлопывая по бокам погонят в сторонку.

Много коров на улице в основном на севере Индии и особенно в столице, Дели. Коровы не такие упитанные как наши деревенские бурёнки, может звучит смешно и глупо, но наши коровы симпатичны...не идут в сравнение с индийскими, у которых ребра торчат и окрас не приглядный.

Принято, что в Индии говядину не едят. Заблуждаются! Едят! Обычно это христиане и мусульмане, говядину можно приобрести свободно в магазинах. В Дели район Низамуддин, в Мумбай - христианские районы, как Бандра, да и в остальных районах тоже свободно продают говядину в лавках, которые держат христиане. Говядина в Индии очень дешевая, когда я только приехала в Индию кило телятины (дороже говядины) стоило всего 70 центов, сейчас полтора доллара, что тоже не дорого.

Не смотря на то, что корова находится под защитой государства.

В сети американских ресторанов как в Дели Rubby Tuesday, Thanks God its friday, Chilli, Pop Tates в меню всегда есть говядина, только говядиной они называют мясо быка, обычно жёсткое и со специфическим запахом. Боятся наверное признаться, что свободно готовят говядину...поэтому вышли из положения с мясом быка, а вот в Мумбае готовят говядину, особенно в Поп Тэтс очень вкусные отбивные.

Бык тоже является священным животным, был по легенде транспортным средством для Бога Шивы, но бык не так сильно обожествлен как корова.

Как то лет десять назад мои земляки - ташкентцы (все мужчины) , занимавшиеся бизнесом живых цветов по -долгу находясь в Индии, заскучали по говядине и не знали, что это мясо можно свободно приобрести в районе Низамуддин. Они выпили водки для храбрости и решили пойти и завалить корову, благо их на улицах Дели можно встретить на каждом шагу. Сказано-сделано! Ночью они поймали молодую корову, завели в укромное местечко и по-молившись зарубили. Мясо разделали, а кожу, голову и конечности закопали, но не глубоко.

Пошли к себе в отель на крыше, которого имелась местная кухня, положили добычу в холодильник и пошли спать, предвкушая как днём зажарят шашлычки и сварганят плов. Заранее обзвонили всех земляков, кто был на тот момент в Дели (ко мне тоже) и пригласили на ужин. Но были разбужены полицией так и не выспавшись! Кто то на утро увидел кровь, пошёл по следу, раскопал и обнаружил останки Бога-матери КОРОВЫ! Тут же законопослушный гражданин вызвал полицию, все следы привели в соседний отель, там же обнаружили улики в холодильнике.

Их всех арестовали, писали в газетах об этом изуверском отношении к Богу иностранцев, правда срок им не дали, оштрафовав - депортировали назад в Ташкент. Всё это мне рассказал администратор отеля, когда я приехала на ужин отведать говядинки...Двум работникам отеля дали отгул по состоянию здоровья, узнав, что Мать-Корову зарезали постояльцы их выворачивало на изнанку.

Мой муж говядину не употребляет, говорит, что ничего против этого мяса не имеет, но в подсознании ему что то не даёт перешагнуть через себя и отведать говядину. Но нам с сыном не запрещает, так что у нас в рационе говядина имеется.

Photo from internet.

Рецензии

Луиза, добрый день! Не знаю правда или нет, но всвязи с коровами мне вспомнилась история которую я услышала в детстве. Русская женщина уехала в Индию и решила выйти там замуж за индийца. По вере он исповедывал индуизм (не знаю, есть ли такая религия). И по их законам, женщина могла выйти за него замуж только предварительно съев коровью лепешку:)) наверное, это выдумка:))))

Добрый день, Татьяна! Это выдумка, такого нет!!! :)))))

Мочу коровы пьют, у одной якобы святой коровы у которой (извините!) моча была целительная, выстраивалась очередь с ёмкастями для сбора лечебной жидкости!!! Дело было в Калькуте около трёх лет назад.
С улыбкой, Луиза.

Коровы в Индии свободно разгуливают почти по любой территории. Заходят в ворота храмов, бродят по улицам и пляжам. Индийцы с почтением относятся к этим животным с большими и грустными глазами. Сегодня существует несколько версий того, почему корова в Индии считается священной.


Религиозная версия

Для каждого индуиста корова олицетворяет священную прародительницу Сурабхи. В индуистской мифологии эта первая корова могла выполнить каждое желание человека. Индуисты верят, что стоит только хорошо попросить любую местную буренку, и сокровенное будет исполнено.

Еще корова помогает всем умершим переплывать реку времен, открывая дорогу в рай. В мифах сказано, что после смерти дух человека хватается за коровий хвост, и плывет вместе с животным навстречу новому временному пристанищу.

Бог Шива также выбрал корову в качестве своего транспортного средства. Священная корова Шивы зовется Нанди. Ее статуи можно увидеть на входе в индуистский храм.

В древних религиозных текстах сказано, что Вишну в ипостаси Кришны долгое время пас коров. Поэтому божественное происхождение земной коровы в индуизме не вызывает никаких сомнений.

Земная версия

Все знают, что корова дает молоко. Только в Индии такая коровья функция считается крайне важной. Многие на территории этого государства являются вегетарианцами, поэтому в основном получают важные аминокислоты и белки именно из молока и его производных.

Религиозные ритуалы в Индии не совершаются при отсутствии масла. Его используют, как в пищу, так и для множества иных целей. Коровьим молоком вскармливают младенцев, если грудного молока у матери недостаточно.

При сельских работах данных животных запрягают в плуг. Используют их, как тяговую силу для разных агрегатов. Перевозят на них тяжести и грузы. Ведь бензин в данном государстве стоит недешево.

Коровий навоз превращают в удобрение и дрова. Еще его применяют в строительстве и медицине. Топят такими дровами, чтобы обогреться и отогнать комаров. К тому же, из спрессованного и подсушенного навоза строят дома, делают полы. Шепотку навоза добавляют в воду для уборки дома, очищая пространство на энергетическом уровне.

На основе молока готовят целебные снадобья. Лечат с их помощью многие болезни. В целом, жизнь коровы в Индии безоблачна и беззаботна.

Отношение к коровам в быту

Повседневная жизнь этих животных зависит от того, является ли оно чьей-то собственностью или нет. Бездомные коровы свободно расхаживают по улицам. Приверженцы индуизма стараются подкармливать их, часто оставляя себя без завтрака или ужина.

Корова может спокойно переходить дорогу, и ее непременно пропустят или объедут. В Индии не принято пропускать пешеходов, а вот к коровам данное правило не относится.

Бездомные животные в Индии появляются благодаря одному обычаю. Если в доме хозяина погибает корова, он обязан объехать паломником многие священные города, а затем должен кормить браминов, проживающих в близлежащих окрестностях. Чтобы избежать такой участи, стареющее животное выпускают на волю.

Индийцы кормят бродячих быков и их самок по особым дням, отдавая часть еды с алтарей для Богов. В обычные дни их подкармливают по желанию. Относятся к ним трепетно и уважительно.

Когда корова кому-то мешает, ее стараются прогнать максимально тактично, размахивая палками и руками. Убить корову – значит совершить тяжкий и несмываемый грех.

Коровы и представители других верований

Не все в данном государстве являются приверженцами иудаизма. Атеисты, а также представители иных религий относятся к священным животным без трепета. Атеисты все же стараются не нарушать общеустановленных правил, боясь навлечь на себя гнев последователей этой конфессии.

«Гау Мата» — так священное животное именуется в Индии. В переводе фраза означает «Мать-Корова». Данное название показывает, что к животному прилагается священный статус.

В древности корова была мерой богатства и влияния человека. Чем больше «голов» скота мог содержать хозяин, тем более зажиточным и возвеличенным он считался.

Корова для индийцев – источник мудрости, божественной искры и благополучия. Она является мерилом достатка, дает человеку много полезных продуктов, напоминает всем, о том, что духовная жизнь находится совсем рядом.

Раньше, отдавая корову, платили налоги, формировали приданое, приобретали разные товары. Животное было и деньгами, и проводником божественного, и кормильцем семьи. Поэтому простая корова так важна для индийского народа. Она по-прежнему занимает самое главное место в пантеоне священных животных, пользуется на индийских землях разными привилегиями, находясь под защитой религии и всего государства.

Корова в Индии считается священным животным. Это невыдуманная истина. Данное животное там приравнивается к статусу "Мать", и оно является священным. То есть, ей присущи такие материнские качества, как доброта, скромность, мудрость и спокойствие. Кроме того, она всю свою жизнь кормит людей своим молоком. Поэтому, упаси Бог кого-то накричать в Индии на корову, или, что еще хуже, зарезать ее, чтобы потом съесть.

Путешествие по индийской дороге может оказаться для каждого столь же захватывающим, как и посещение памятников искусства или грандиозных храмовых комплексов. Оно может вызвать восхищение, также как природные красоты или мастерство йогов в этой «мистической» Индии. Но может вызвать и ужас – у путешественника по индийским дорогам волосы могут «встать дыбом» от всех этих всевозможных средств передвижения. Ведь одновременно по дороге движутся автомобили и автобусы, трактора и грузовики, мопеды и мотоциклы, рикши (рикша -лёгкая двухколёсная повозка, которую везёт человек, держась за две оглобли) и велосипедисты, повозки, запряженных животными, и просто люди…

Местное дорожное движение можно назвать «функциональным хаосом». Если у нас ездят по правой полосе, а в Японии – по левой, то в Индии часто катаются по обеим. Сразу. И в обоих направлениях! И горе всем пешеходам! Хотя и они сами, взращенные в лучших местных традициях, норовят внести в этот хаос свою лепту. К примеру, пешеходы вовсе не считают нужным переходить дорогу только там, где есть «зебра» (если она вообще там есть). А если туристы и другие гости Индии думают, что машины притормозят перед переходом, на котором кто-то есть, они жестоко ошибаются: в Индии машины не останавливаются ни для кого и нигде. Даже на «зебре» - здесь и без нее настоящие «городские индийские джунгли»…

Так что золотое правило при переходе дороги в Индии – это «посмотри налево, посмотри направо, а потом беги что есть духу, пока тебя никто не сбил». Это очень похоже на компьютерную игру, но только это не виртуальная реальность, а самая что ни на есть настоящая!

Однако, прямо посреди этого «сумасшедшего дома», существует безмятежное создание, не обращающая никакого внимания на царящий вокруг бедлам. Это – Священная Индийская Корова. Что же это за создание, культ которого так почитают в Индии?


В Индии все животные – священные, однако в зверином пантеоне Священная Корова неоспоримо занимает самое главное место. Ее называют «Гау Мата», Корова-Мать, считая ее олицетворением всего лучшего (среди всех живых существ на Планете!). Именно поэтому этому мирному жвачному животному принадлежит особая ниша в индийской мифологии и философии.

… Богатство в древнеиндийском аграрном обществе измерялось, как правило, количеством единиц крупного рогатого скота, находящимся во владении индивида или семьи. Корова была средством платежа – ее обменивали на товары и услуги, ее давали в качестве приданного, ее, неохотно, но отдавали в качестве налога. А «Гау-дан», дарение коров браминам (священникам и настоятелям индуистских храмов), рассматривалось, как самая что ни на есть благочестивая и праведная церемония.


Естественно, коровы использовались не только за тем, чтобы удовлетворять сборщика налогов, украшать дочернее приданное и оплачивать месячные счета. Для огромного населения такой большой страны как Индия, молоко всегда было одним из основных источников питания. Имея в виду и все его производные… А, например, коровий навоз как и раньше, так и теперь используется в качестве топлива: смешанный с соломой навоз в виде лепешек сушат на солнце, а потом этим топливом обогревают свои жилища. Половина сельского населения Индии растапливают печи таким образом! Вдобавок, навоз, смешанный с глиной – это настоящий строительный чудо-материал, его используют в качестве штукатурки.


Наконец, поскольку индийцы по большей части вегетарианцы, корову, учитывая ее священный статус, редко ведут на бойню. Но есть и обратная сторона такого ритуального отношения. Как только бедное животное перестает давать молоко, ее владелец находит вполне политкорректным выгнать корову на улицу. По поверью, если умирает живущая в доме корова, то ее хозяин должен волей-неволей совершить паломничество во все священные города Индии, чтобы очиститься от этого греха. А по возвращении он должен кормить всех браминов, живущих в его деревне. Таким образом, выпустить корову жить на улицу является более практичным вариантом для ее владельца.

Однако не следует думать, что такие бродячие бесхозные коровы обречены на голодную смерть. Всякий раз, когда в индуистском доме готовят трапезу, первый роти (пресный хлеб) достается именно корове. Заметив ее на улице, индиец зовет ее к своим дверям и угощает лакомствами, которые подносятся на алтарь самим Богам. В благоприятные дни индуистского календаря коровам также предлагают сладости и траву, – это считается очень благочестивым действием.


Согласно мифологии, восьмым воплощением бога Вишну был Кришна, выросший в пастушеской семье. Кришна имел привычку услаждать слух коров игрой на флейте, - вот почему его также называют «Гопал» - «Пастух», или «тот, кто заботится о коровах». Так что профессия пастуха имеет вполне божественный прецедент и божественную протекцию.

В одном из самых древних священных текстах индуизма – Пуранах – рассказывается, что помимо прочих чудесных вещей и созданий, Боги, пахтая океан, добыли из него исполняющую желание корову Камдхену. Индуисты свято верят, что каждая корова – это и есть Камдхена!


Неудивительно, что в сказаниях и легендах существует немало историй, восхваляющих и превозносящих корову. Вот одна из них:

«В древнем королевстве Патлипутра жил могущественный царь, который имел и славу, и богатства и мудрость. И только одной вещи недоставало владыке для полного счастья – сына. Когда царь, лишившись терпения, отправился посоветоваться со своим Гуру, тот сказал ему: «Однажды, выходя из храма, Ваше Величество не оказали почестей стоящей неподалеку корове. Если вы хотите сына, то вы должны найти белую как молоко корову и ухаживать за ней». Царь так и поступил: он нашел такую корову, кормил и поил ее, отгонял от нее насекомых, сопровождал ее на пастбище и даже спал рядом с ней в коровнике. Однажды из леса выскочил тигр, но царь загородил ее собой, умоляя тигра пощадить корову. Тигр возразил, что он, в качестве ездового животного Богини Дурги, тоже нуждается в жертве. Тогда царь упал на колени и предложил тигру съесть его самого вместо коровы».
Надо ли рассказывать окончание истории? Вы и сами прекрасно уже поняли, что в итоге царь-таки обзавелся сыном…


Есть еще одна причина поклонения корове в Индии. Согласно индуистской мифологии, индусу, чтобы добраться после смерти до неба, надо пересечь реку. А сделать это можно только держась за коровий хвост…

В Индии почитают многих животных: обезьяну, кобру, тигра, павлина и многих других. Однако первое место принадлежит все-таки Священной Корове. В настоящее время существуют организации по защите коров, а одно индийское политическое движение поставило своей целью сделать корову национальным животным Индии (а не тигра, как записано в конституции).

… вернемся всё же к началу повествования.

Почему коровы предпочитают не гулять на окраинах городов и поселков, а по большей части попадаются на дорогах, причем выбирают место посредине? Они собираются под светофорами с таким видом, будто помогают полицейским управляться с транспортными потоками. Что же на самом деле делают коровы на улицах Индии? Почему они не на фермах, где им положено быть?

Конечно, эти коровы не страдают коровьим бешенством, в их поведении есть свой резон. Как показали последние исследования, индийские коровы предпочитают оживленные автомагистрали, поскольку выхлопные газы автомобилей отпугивают насекомых, а сами коровы «кайфуют» от токсичных веществ.

Веды о молоке и молочных продуктах

Древние священные писания Индии описывали коровье молоко как амриту, буквально "нектар бессмертия". Есть множество мантр (молитв) во всех четырех Ведах, которые описывают важность коровы и коровьего молока не только как совершенной пищи, но и как лечебного напитка.

Риг-веда утверждает: "Молоко коровы - это амрита... поэтому защищайте коров". Арии (благочестивые люди) в своих молитвах о свободе и процветании народа молились и о коровах, дающих много молока для страны. Говорилось, что если у человека есть пища, то он богат.

Творог дахи (сделанный из коровьего молока) и гхи (топленого обезвоженного масла) - это богатство. Поэтому в Риг-веде и Атхарва-веде есть молитвы с просьбой, чтобы Бог обеспечил нас таким количеством гхи, чтобы в нашем доме всегда был избыток этого самого питательного продукта.

Веды описывают гхи как первый и наиболее важный из всех пищевых продуктов, как существенную составляющую жертвоприношений и прочих ритуалов, ведь благодаря им идут дожди и растет зерно.

Атхарва-веда подчеркивает важность и ценность гхи, в других частях Вед гхи описывается как безупречный продукт, который увеличивает силу и жизнеспособность. Гхи укрепляет тело, используется при массажах и помогает увеличить продолжительность жизни.

Риг-веда говорит: "Молоко было сначала "приготовлено" или "обработано" в вымени коровы и после того было приготовлено или обработано в огне, и поэтому дахи, сделанный из этого молока, является действительно здоровым, свежим и питательным. Человек, выполняющий тяжёлую работу, должен есть дахи в полдень, когда солнце сияет".

Риг-веда говорит, что корова переносит в своё молоко лечебное и профилактическое действие лекарственных трав, которые она ест, поэтому молоко коровы можно использовать не только для лечения, но и для профилактики болезней.

Атхарва-веда говорит, что корова, через молоко, делает из слабого и больного человека энергичного, обеспечивает жизнеспособность тем, у кого её нет, так делая семью преуспевающей и уважаемой в "цивилизованном обществе". Это указывает на то, что хорошее здоровье в семье было индикатором процветания и уважения в ведическом обществе. Одно лишь материальное богатство не было показателем респектабельности, как это происходит сейчас. Другими словами, доступность большого количества коровьего молока в домашнем хозяйстве была принята за показатель процветания и общественного положения.

Очень важно знать, что есть определенное время, предписанное для приёма молока с целью лечения болезней и нормального функционирования организма. Аюрведа древнеиндийский трактат о гармонии души и тела говорит, что время для приема молока - это темное время суток и принимаемое молоко обязательно должно быть горячим или теплым; хорошо со специями для регуляции дош (капха, вата и пита), с сахаром или медом.

Чхарак-шастра является одной из древнейших книг в истории медицинской науки. Мудрец Чхарак был выдающимся индийским врачом, и его книге следуют и поныне те, кто практикует Аюрведу. Чхарак описывает молоко так:"Молоко коровы вкусно, сладко, имеет прекрасный аромат, плотно, содержит жир, но лёгкое, легко переваривается и нелегко портится (им трудно отравиться). Оно дает нам спокойствие и жизнерадостность". В следующем стихе его книги говорится, что из-за вышеупомянутых свойств молоко коровы помогает нам поддерживать жизнеспособность (оджас).

Дханвантари, другой древний индийский врач, заявлял, что молоко коровы подходящая и предпочтительная диета при любых недугах, его постоянное употребление защищает человеческое тело от болезней ваты, питы (аюрведические типы конституции) и сердечных болезней.