Как развить воображение у взрослых. Зачем нужно развивать воображение

В этой статье:

Современное общество все больше нуждается в творческих личностях, обладающих способностью подходить нестандартно к решению любых проблем. Основа личности закладывается в дошкольном возрасте. Именно поэтому родителям, желающим научить ребенка нестандартному мышлению, следует подумать об этом заблаговременно. Как говорится – пока не поздно. И те, кто действительно задумался над этим вопросом, даже догадываются, как добиться положительного результата, ведь сами мыслят нешаблонно. Специалисты рекомендуют развивать нестандартное мышление путем развития творческого воображения в рисовании.

Развитие творческого воображения

Развитие творческого воображения детей очень важно потому, что данный психологический процесс является ключевым в творческой деятельности человека. Сегодня вопрос о роли творческого воображения в интеллектуальном развитии детей стоит особенно остро. Причина проста – отсутствие интереса не только к развитию, но и к жизни в целом. Все хотят получать всё и сразу, причем ничего не делая и не отдавая взамен. Вот только о героях русских сказок, которые получают все «по щучьему велению, по моему хотению», следует забыть. Кстати, сказки также влияют на развитие воображения, и их тоже следует подбирать правильно. Но сейчас речь не о них. А о рисовании и том, как через него можно воспитать не просто гармоничную и любознательную личность, но еще и нестандартно мыслящую.

Воображение – это
гарантия результативного усвоения новых знаний и мотиватор самостоятельного совершенствования. Воображение развивается только при наличии желания, необходимости и таланта. Работа воображения – преобразование и обработка данных восприятия и прочих материалов, полученных в прошлом и ставших опытом, в результате чего образуются новые впечатления.

Максимальные возможности для того, чтобы творческое воображение развивалось, предоставляет именно рисование, которое также именуется ИЗО – изобразительная деятельность. И если в школьном учебном учреждении ей отводятся конкретные часы и даже целый предмет, то в дошкольных учреждениях она проходит стихийно, как и любое другое мероприятие, в котором одновременно участвует большое количество маленьких детей. Чтобы получить максимальный эффект от творчества, ребенку следует заниматься в составе небольшой группы либо индивидуально с преподавателем или же регулярно творить шедевры под руководством родителей.

Художественная деятельность в процессе детского развития

Развитие творческого воображения построено на художественной деятельности. Рисунки дошкольников вызывают неподдельный интерес у специалистов всего мира, подвергающих их многочисленным исследованиям. Причем результаты зачастую впечатляют, так как позволяют по самым обычным для кого-то
каракулям рассказать не только о малыше, его чувствах и отношении к той или иной ситуации, но и о его окружении.

Детский рисунок подвергается тщательному изучению. Психологов интересуют аспекты, позволяющие составить психологический портрет ребенка. Искусствоведы пытаются разобраться в истоках происхождения творчества. А педагоги стараются при помощи изобразительного искусства раскрыть самих детей – авторов необычных творений, подыскивая подходящие методики обучения, которые способствовали бы всестороннему развитию маленькой личности.

Что же это за деятельность такая – изобразительная? Что она собой представляет? Какую ценность несет? Как способствует развитию маленького человека и влияет на его будущее? В первую очередь это наиболее доступное средство самовыражения детей. Они рисуют то, что им интересно и то, о чем думают, вкладывая в рисунок себя, свою жизнь и отношение к тем или иным ее моментам.

Кто-то считает рисование забавой, а специалисты утверждают, что это полноценная творческая работа. При этом данный труд одновременно задействует в работе зрительные, двигательные и мускульно-осязаемые анализаторы. Через рисунки взрослые могут лучше изучить ребенка, его задатки и внутренний мир. Все это становится более понятным и открытым. Причина проста: в процессе рисования кроха не только фантазирует, но еще думает, анализирует и сравнивает.

Одни детки рисуют несуществующие предметы и миры, других привлекают обычные домики и цветочки, а кто-то увлекается волшебниками, феями и принцессами. Также дети рисуют не только фантастический мир, но и события реальной жизни, которые имеют влияние на их психику. Рисование, как и игры, помогает детям осваивать окружающий мир и адаптироваться к социальному окружению.

Может ли ребенок самостоятельно добиться успехов в рисовании? Нет. Для этого нужна помощь взрослых, причем регулярная. Только при условии систематического влияния старших у ребенка разовьются все необходимые качества воображения: произвольность, широта, оригинальность и устойчивость.

При этом обозначенное влияние должно быть представлено не контролем и диктовкой правил. Функция воздействия взрослых – обогащение и уточнение восприятия и представлений ребенка об окружающей действительности. Не стоит навязывать «готовые» темы. Творчество любит свободу!

Также задача родителей и преподавателей состоит в знакомстве с действительностью, ее изображением, развитием навыков оперирования образами, чтобы впоследствии на их основе появлялись новые. Кроме того, у детей следует создавать познавательный интерес, который стимулирует развитие творческого воображения. Тогда к началу учебного процесса ребенок будет готов к усвоению большого количества учебного материала, требующего сформированного воображения.

В чем особенность детского воображения?

Воображение дошкольников отличается от воображения взрослых. К его особенностям относятся:

Если верить общественной культуре, то дошкольник не создает ничего принципиально нового. Новизна образов отмечается только самим ребенком, который сравнивает их с наличием подобного опыта в предшествующих работах.

С четырех-пяти лет участие творчества в ИЗО постоянно растет. Особенно явно это проявляется в играх, ручной деятельности, рассказе историй и пересказе сказок/сюжетов мультфильмов. В это же время у детей появляются мечты о будущем. Эмоционально они становятся нестабильны, подвержены событиям и откликам собственной психики на тот или иной момент жизни.

Дошкольники начинают мысленно отрываться от конкретных ситуаций, обретая чувство свободы и независимости. Это невозможно не заметить, и внимательные родители обязательно отметят этот факт. При помощи воображения ребенок учится подниматься над ситуацией и видеть ее со стороны, причем не только глазами других людей, но еще и животных и даже
предметов. Это также развитие творческого мышления, вернее, одна из его ступеней.

Обретение воображением произвольности позволяет дошкольникам учиться создавать замыслы и планировать их достижение. Таким образом, у детей появляется возможность не только фантазировать, но и через воображение познавать окружающий мир, заполняя пробелы в познаниях, объединяя разрозненные впечатления, создавая целостные картинки жизни и мира в целом.

Виды и приемы детского воображения

Воображением называют возможность создать нечто новое в форме образа или идеи, представленной в собственном мире иллюзий. Чтобы понять развитие воображения, необходимо узнать о его видах. Так, воображение бывает активным (воссоздающим и творческим) и пассивным (непреднамеренным и преднамеренным).

Посредством активного воображения дети влияют на изменение окружающей действительности. При пассивном воображении образы не выходят дальше детской головы, но при этом они имеют непосредственное влияние на развитие творческого потенциала крохи.

К приемам воображения относят:

  • агллютинацию – объединение разных по свойствам и характеристикам образов, качеств, свойств;
  • гиперболизацию – уменьшение или увеличение предметов/живых существ/образов;
  • акцентирование или заострение, подчеркивающее какие-либо признаки;
  • типизацию – выделение типичных повторений однородных или однотипных образов;
  • схематизацию – объединение отдельных представлений при сглаживании различий, когда четко выступают схожие черты.

Развитие творческого мышления через рисование

Рисование считается первым шагом к самовыражению, поэтому дети во всем мире проявляют одинаковый интерес к карандашам, фломастерам, мелкам и краскам. Дети не могут выражать
собственные ощущения от поступаемой информации в виде слов, в результате чего рисуют.

В процессе рисования малыши учатся думать, выражать свои мысли на бумаге, раскрывать свой внутренний мир и обогащать его новыми красками-мыслями. Одновременно с этим у детей развивается память, внимание, сосредоточенность, усидчивость и анализаторские способности, когда приходится сравнивать предметы, образы или узоры. То есть рисование ускоряет и улучшает интеллектуальное развитие.

Однако это не все положительные аспекты рисования – так же оно благотворно воздействует на моторику пальчиков, развитие личности и умственное развитие детей, так как включает в себя другие науки (геометрию, математику, зоологию и т.д.), учит самостоятельности, способствует развитию эмоциональной сферы и помогает определять настроение маленького художника соответственно используемым в рисунке цветам.

Если у малыша не получается рисовать – краски расплываются, карандаши выходят за контуры, а линии получаются кривыми, – на помощь должны прийти родители. Первое, что следует сделать,
– успокоить ребенка, второе – помочь. Малыш ни в коем случае не должен утратить интерес к изобразительной деятельности!

К тому же совместная деятельность – это именно то, что поможет сблизиться, создав тесную связь между родителями и их чадом. А еще у малыша появится уверенность в окружающих его людях, а впоследствии – в собственных силах. Ведь если мама с папой безоговорочно верят в его успех, значит, он действительно может его достичь, тем более с такими умелыми взрослыми помощниками!

Не каждый ребенок станет художником, но каждый должен рисовать.

Навыки работы с карандашами и кистями в будущем облегчат процесс обучения и адаптации к школе. Кроме того, рисование успокаивает и поднимает настроение. Главное, чтобы процесс сопровождался только положительными эмоциями и ассоциациями.
Например, родителям ни в коем случае нельзя ругать кроху за грязные руки, вещи или мебель. Все это отстирывается и отмывается, а вот душевное равновесие ребенка восстанавливается не так быстро. Да и негативные воспоминания никуда не деваются. При этом в будущем рисование ассоциируется с недовольством, печалью, оскорблением и обидой. Это ли не повод вообще не рисовать? Еще какой! Поэтому, дорогие родители, делайте выводы и никогда не ругайте малыша за творчество. Это касается также других видов деятельности.

А теперь конкретнее о рисовании. Когда можно начинать рисовать? С того самого момента, как малыш начнет уверенно держать в руках предметы, в том числе карандаши. Начать лучше всего именно с них, так как в этом возрасте кроха еще может позволить себе брать в рот то, что держит в руках. Лучше, чтобы он не насосался краски из фломастеров или акварели. Вряд ли что-либо из этого понравится его желудку.

На чем рисовать? На столе, полу или мольберте. Последний является наиболее востребованным среди детей и родителей, так как позволяет рисовать неограниченное количество раз, подготавливая чистое полотно одним
движением тряпочки. Это главный плюс мольберта, а вот минус состоит в том, что такие рисунки нельзя будет сохранить, сложить в папочку, повесить в рамочку.

Лучший холст – это альбом для рисования. Лучшее место – стол. Так ребенок будет учится не только рисовать, но и правильно сидеть, развивая усидчивость. Например, регулярное рисование на полу может негативно сказаться на осанке, поэтому оно не рекомендуется специалистами. Да и за столом у ребенка все находится под рукой – от альбома до карандашей и ластика. Здесь же может лежать и перекус в виде печенья или яблочка.

Начинать обучение рисованию лучше с трафаретов. Их можно купить или заготовить самостоятельно. Первый способ – нарисовать от руки контуры яблочек, зверей или домиков с машинками. Второй – распечатать такие трафареты, скачав из интернета. После того как кроха научится разукрашивать трафареты, можно усложнить задание, не дорисовывая отдельные части изображаемого предмета или выделяя их пунктиром.

Усложняя рисунки, не стоит забывать предоставлять малышу больше материалов для творчества. Также следует оставлять простор для фантазии. В таком случае она будет развиваться, как и мышление крохи. А ведь это именно то, чего хотелось бы добиться каждому родителю и то, что нужно для творческого воображения. Именно этого мы вам от всей души и желаем!

Основой творчества является деятельность воображения. Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Творческое вображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от

Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

1.

2.

3.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано. Л.С. Выготский отмечал, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше начинать развивать воображение у ребенка.

В данной консультации предлагается несколько игр на развитие воображения у дошкольников.

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

(техника рисования - монотипия).

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения. Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения. Звучит классическая или красивая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики - например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова - зеленая, солнце - синее и т.д.).

17. Волшебное дерево.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это - одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая - «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

19. Живая картина.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.

20. Комбинирование.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография.

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

23. Кругольники.

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу - длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки - получаются часы. К треугольнику хвостик - веселая морковка. Вариантов много (круг - мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку - изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктейльной трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель: развитие креативности.

Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры.

Цель: развитие воображения.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

Цель: развитие воображения, фантазии, дыхания.

Детям предлагается выдуть из заранее приготовленного цветного мыльного раствора в стаканчике (гуашь + вода + жидкое мыло) пенную «шапку» и отпечатать её на листе бумаги, затем дорисовать, получая изображение какого - либо предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие игры по рисованию

на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста.

Основой творчества является деятельность воображения. Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Творческое вображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от

Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

  1. Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
  2. Юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
  3. Зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано. Л.С. Выготский отмечал, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше начинать развивать воображение у ребенка.

В данной консультации предлагается несколько игр на развитие воображения у дошкольников.

1. На что похожи наши ладошки?

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия).

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения. Звучит классическая или красивая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

14. Сказочное животное (растение).

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй.

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики - например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова - зеленая, солнце - синее и т.д.).

17. Волшебное дерево.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это - одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая - «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

19. Живая картина.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.

20. Комбинирование.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография.

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

23. Кругольники.

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу - длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки - получаются часы. К треугольнику хвостик - веселая морковка. Вариантов много (круг - мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку - изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктейльной трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель: развитие креативности.

Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры .

Цель: развитие воображения.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

27. Превращения мыльного пузыря.

Цель: развитие воображения, фантазии, дыхания.

Детям предлагается выдуть из заранее приготовленного цветного мыльного раствора в стаканчике (гуашь + вода + жидкое мыло) пенную «шапку» и отпечатать её на листе бумаги, затем дорисовать, получая изображение какого - либо предмета.


Фантазия – неотъемлемая часть детства любого человека. Она помогает придумывать очень необычные вещи, а с помощью воображения визуализировать их в голове. Пользуются ею не только дети, но и взрослые. Причем зачастую вторым она очень помогает в повседневной жизни, а также позволяет поддерживать психическое здоровье. Рассмотрим, как развить воображение у взрослых.

Игры

Первым методом, с помощью которого получится натренировать фантазию с воображением, являются игры. Они отлично подойдут взрослым или детям любого возраста. Большим плюсом таких тренировок станет возможность весело провести время и развить образную память.

Развивать фантазию можно следующими играми:

  1. Применение предметов. Задачей участников является поочередное придумывание новых вариантов применения тех или иных вещей. Важно, чтобы они были необычными, но достаточно логичными. В игре может участвовать от 2 до 10 человек, она хорошо подходит для проведения семейного вечера.
  2. Рисование фигур. Игра начинается с того, что первый участник рисует любую фигуру, а все остальные по очереди дорисовывают к ней различные закорючки, создавая законченное изображение. Продолжать можно до полного заполнения листа, но желательно приводить картину в логический вид.
  3. Вопросы. В игре принимают участие только 2 человека. Лучше всего она подходит для развития детей дошкольного возраста. Родитель должен задавать ребенку неожиданные вопросы. Например, «что, если бы у тебя были деньги» или «как бы ты выбрался из леса». Такие вопросы стимулируют пространственное воображение и логическое мышление.
  4. Воображаемый друг. Практически каждый ребенок придумывал себе воображаемого друга, с которым общался, играл и даже ссорился. Это помогало отвлечься от скуки, а также почувствовать себя более социальным. Такая простая игра отлично подойдет даже для взрослых. Нужно просто воображать несуществующего друга, а потом с ним общаться, советоваться или обсуждать разные события.
  5. Кто, с кем, где, когда. Сутью игры являются вопросы, аналогичные ее названию. Все их нужно поочередно обдумывать каждому участнику. В процессе берется лист, на котором каждый отвечает на свой вопрос, а потом загибает свою надпись. Когда все напишут придуманные слова, нужно вслух зачитать получившееся предложение. Игра может подойти для людей любого возраста.
  6. Кукольный театр. Многие дети очень любят театральные постановки, представленные в игровой форме. Из этого увлечения можно получить большую пользу. Достаточно лишь дать детям возможность лично создавать все сценки. Зрителями в такой игре могут выступать сами родители.
  7. Игры со словами. Очень простая игра, суть которой заключается в составлении разных предложений. От участников требуется придумать необычные предложения, включив в них три изначально заданных слова. После этого все должны зачитать их вслух.

Играть можно каждый день, но такие тренировки следует дополнять другими методами воздействия на фантазию. Чем больше заниматься, тем лучше будет эффект.

Утренняя гимнастика для ума по методу Толстого тоже может оказаться очень эффективной игрой. Ее суть в том, чтобы описать любой предмет так, словно никогда не приходилось его видеть.

Упражнения

Тренировать свою фантазию можно с помощью специальных упражнений. Они, как игры, могут применяться не только для взрослых людей. Заниматься рекомендуется каждый день. При желании тренировку можно проводить несколько раз.

Основные упражнения:

  1. Формирование образов. Нужно взять два любых слова, которые придут в голову. Из них отбрасываются половинки, а оставшиеся соединяются вместе. Для нового слова нужно также придумать внешний вид, описание, назначение и т.д.
  2. Оглаголивание. Во время выполнения упражнения требуется взять два существительных, но одно из них переделать в глагол. Например, «иголить небо». После этого нужно проявить метод визуализации и представить придуманное действие.
  3. Комбинирование образа с действием. Нужно выбрать два любых предмета, а потом поменять их основные действия между собой. К примеру, «очки ходят по носорогу» или «носорог увеличивает очки». Из таких предложений нужно развить необычную историю. Упражнением получится улучшить не только фантазию, но и мышление.
  4. Новые названия. Целью человека станет придумать для привычных предметов новые варианты названий, связанные с их главным способом применения. Например, назвать лопату «землекопалка». Применение такого упражнения для развития воображения может влиять на психологию, что улучшит восприятие мира.
  5. Изобретательство. Простое упражнение, которое будет способствовать развитию фантазии, креативности и интеллекта. Нужно лишь попробовать собрать что-нибудь из подручных вещей. Например, смастерить машину из монеток. Хорошим помощником в таком деле станет конструктор LEGO.

Если регулярно тренироваться, то можно стать очень развитым человеком во всех сферах. Особенно заметным эффект занятий будет в фантазии, воображении, зрительной памяти, мышлении, а также понимании устройства окружающего мира.

Улучшать результат можно с помощью нестандартного решения имеющихся проблем. Для этого нужно составить список особенных вариантов, как прийти к желаемому результату.

Творчество

Отличных результатов сможет достичь человек творческий. Творчество очень сильно влияет на фантазию, развивая ее при каждом занятии любимым делом, поэтому ею могут похвастаться архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, писатели, сценаристы и люди других подобных профессий. Если им кажется, что их фантазия недостаточно развита, а воображение работает плохо, то решить проблему получится намного проще, чем обычному человеку.

С помощью какого творчества получится развить фантазию дома:

  1. Рисование. Можно просто рисовать карандашом или приступить сразу к живописи. Любое изобразительное искусство позволяет добиться прекрасных результатов за короткое время. Особенно эффективными будет рисование необычных явлений. Например, утреннее время на другой планете. К минусам такого метода можно отнести важность присутствия вдохновения, без которого может ничего не выйти.
  2. Придумывание историй. Начинать лучше всего с сочинения небольших историй, которые не потребуют много времени. После можно приступить к написанию крупных рассказов. Во время создания истории придется активно фантазировать, придумывая необычные ситуации.

Если повышать качество фантазии с воображением нужно у ребенка, то стоит обратиться к помощи пластилина. Создание различных скульптур также может задействовать навыки фантазии. А тем, кто умеет сочинять музыку, можно попробовать написать новую песню или создать необычную музыкальную композицию.

Творческие люди могут похвастаться особенно развитым чувством вкуса и широкими взглядами на окружающий мир.

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестроение на правильное питание.

В предыдущих уроках серии мы узнали, как «приручить» карандаш и освоили координацию рук и глаз. Надеюсь, у вас было достаточно времени, чтобы испробовать эти уроки на практике! Сегодня я представляю серию упражнений, которые, по сути, являются продолжением темы, и для некоторых из вас это может быть началом «настоящего рисования» - создания предметов вместо их срисовывания.

Я объяснила философию и механизм рисования из воображения в другом уроке, поэтому перейдем сразу к сути. Прежде чем начать выполнять этот урок, убедитесь, что вы прочитали статью и практиковали предыдущие упражнения достаточно долго!

Что изучать

Прежде чем начать упражнения, давайте определимся с нашей целью. Прочитайте, пожалуйста, комментарий, добавленный к одному из моих уроков, а именно к уроку со 2 стадией:

«Я не умею рисовать. Я, правда, не умею, но эти упражнения для меня легки. Я могу нарисовать 10 линий одной длины и точки на определенном расстоянии, и я не могу представить кого-либо, для кого это будет сложно».

Очень интересно, не так ли? Он не умеет рисовать, но на самом деле он умеет. Проблема здесь кроется в определении. Мы уже разделили умение рисовать на 4 стадии, представленные здесь в упрощенном виде:

  1. Рисование - создание границ.
  2. Рисование - контроль границ.
  3. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы.
  4. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы нереальным образом.

Все эти стадии касаются умения рисовать, однако, каждая из них основана на совершенно разном наборе способностей. Два человека, которые говорят «Я не умею рисовать» думают о двух разных вещах, и, возможно, им понадобятся разные упражнения, чтобы справиться с проблемой.

Первые две стадии - технические. Они не касаются воображения или креативности, они касаются непосредственно действия - рисования. Другие две стадии включают в себя творческую часть - вы используете техническую способность рисовать, чтобы передать картинки, возникающие в вашем сознании. Люди передают свои идеи разными способами, например, при помощи музыки или поэзии, но если ваши идеи касаются зрительного восприятия, рисование кажется наиболее подходящим способом для их передачи.

Однако даже освоение технических способностей не гарантирует, что вы сможете рисовать то, что вы хотите. На этом месте техническая часть способности рисовать заканчивается, ибо рисование по воображению не касается исключительно технического умения что-то делать, а скорее относится к пониманию того, что вам следует делать.

Если вы можете срисовать что угодно с картинки или фотографии идеально и точно, но не можете рисовать по воображению, это не значит, что вы не умеете рисовать - на самом деле, вы очень хороши в рисовании! Проблема заключается в том, что вы пытаетесь нарисовать. В случае с картинкой вы точно знаете, что это, и все-все линии находятся прямо у вас перед глазами. Но с воображением так не выйдет! Вы можете «видеть» лицо своего друга очень четко в своей голове, но если я спрошу вас цвет его глаз - вы потеряетесь.

Исходя из этого, мы можем заключить, что рисование из воображения касается не столько рисования, сколько знания вещей, которые вы хотите нарисовать. Вы знаете, как готовить, но вам нужны рецепты, чтобы приготовить что-либо. Со временем вы сможете создавать свои собственные рецепты, но для начала вам необходимо узнать, как они выглядят!

И, последнее предупреждение: в этих упражнениях предполагается, что у вас нет проблем с точным копированием с источника. Если это не так, вернитесь к предыдущей части, или, если это слишком скучно, практикуйтесь в копировании с источника, пока это у вас не будет получаться с легкостью. Иначе, для вас это покажется слишком сложным, как, например, использовать рецепты, не зная, как включить духовку!

Как научиться

Этот урок будет отличаться от предыдущих. Вы больше не новичок, поэтому вы должны уметь работать более независимо. Также, эти упражнения имеют иную структуру, чем «делайте это, пока не станет скучным». Вот как долго вы должны делать данные упражнения:

  • 1: Пока вы не поймете концепцию
  • 2, 3, 4: Пока вы не сможете рисовать формы без больших усилий и очевидных ошибок (очевидные ошибки - это ошибки, которые вы видите сразу после того, как их сделаете)
  • 5: Пока вы не выработаете набор линий, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 6: Пока вы не будете укладываться во временные ограничения
  • 7 : Пока вы не найдете набор форм, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 8: Пока в уроке для вас не останется ничего удивительного (долгосрочное упражнение)
  • 9: Пока вы не разовьете навык до автоматизма (долгосрочное упражнение)
  • 10: Пока вы не сможете нарисовать предмет точно, не видя никаких источников долгое время (долгосрочное упражнение)

Я буду часто говорить вам вернуться к предыдущему упражнению, если что-то не получается так, как должно. Пусть вас это не расстраивает. Несомненно, было бы здорово, если бы все прошло гладко, но лучше видеть ошибки и исправлять их, чем не знать, почему рисунок выглядит плохо, и претворяться, что это не так. Структура этого урока иерархическая, а это значит, что неисправленная ошибка из одного упражнения будет преследовать вас в следующем. Не позвольте этому случиться!

1. Поймите концепцию глубины

Даже от одного слова «перспектива» по коже бегут мурашки. На ум приходит архитектура и куча аккуратно вымеренных линий. Однако, это не то, что значит перспектива. Перспектива позволяет нам представить , как объект, который мы наблюдаем, будет выглядеть, если его повернуть или переместить. Отсюда следует, что этого нельзя избежать, если вы хотите рисовать по воображению!

Когда вы срисовываете с картинки, вам не нужно думать о перспективе. Все, что вам нужно, уже есть на картинке. Но если вы попытаетесь рисовать из воображения, становится невыносимо трудно нарисовать какую-либо позу верно помимо изначальной позы. Талантливые люди обычно останавливаются здесь, и оттачивают умение рисовать эту единственную позу, потому что лишь ее одну они могут нарисовать. И они даже не представляют, что они могут научиться рисовать то, что они не умеют!

Рисование только одной позы похоже на добавление одного и того же соуса ко всем блюдам. Не важно, насколько соус универсальный и вкусный, со временем он станет обыденным, и даже самые интересные ингредиенты не сделают ваши блюда восхитительными. Также, существует разница между добавлением соуса потому, что он подходит к блюду, и добавлением его везде и всюду, потому, что вы не знаете, как использовать другие соусы.

Сейчас есть два пути, по которым вы можете пойти. Я написала две статьи о перспективе - теоретическая и практическая . Вам следует прочитать хотя бы первую, но если она покажется вам слишком запутанной, попробуйте другой путь. Сделайте свой собственный анализ - возьмите маленькую коробку и подвигайте ее перед глазами. Посмотрите, что произойдет, если вы подвинете ее вверх, вниз, в стороны, вперед и назад, и если вы ее повернете. Постарайтесь найти в этом некую закономерность, и сделайте пометки для дальнейшей работы.

2. Узнайте ингредиенты

В предыдущих частях вы практиковались с линиями, но проблема в том, что их очень легко использовать, но очень трудно запомнить . Это делает их бесполезными, когда приходит время рисовать по воображению - они имеют слишком много форм.

Чтобы легче запомнить, нам нужно разделить все эти формы на несколько простых блоков. Это как писать: неграмотный человек может скопировать все строки вместе со стилем букв, в то время как грамотный человек будет копировать буквы - не строки, а, скорее, их идею.

В этом упражнении вы научитесь буквам рисования. Понять это очень и очень важно. На самом деле, существует шанс того, что если вы поймете его, остальные упражнения будут для вас практически очевидными. Будьте крайне внимательны при выполнении упражнения и помните: если вы в любой момент заметите, что вы недостаточно контролируете ситуацию (например, овал не выглядит так, как вам хотелось бы), отвлекитесь от упражнения и ненадолго займитесь практикой точности.

Используя правила создания глубины, практикуйтесь в рисовании форм. Они не должны быть на 100% точными в отношении перспективы; все, что вам нужно - это верно определенные стороны. Вы должны суметь определить, где перед, зад, верх, низ и боковые стороны, какие из них видимы, а какие нет.

Вам не нужно быть излишне точным при рисовании фигуры, но постарайтесь держать линии чистыми, насколько это возможно, без использования ластика. Рисование слишком большого количества линий указывает на неуверенность, и, возможно, на недостаток способностей. Если вы заметите, что ваши линии перекрываются слишком сильно, вернитесь к предыдущим упражнениям.

Шаг 1. Эллипсоид

Эта форма похожа на сферу, но вместо круга в поперечном сечении у нее эллипс. Фигура хорошо подходит для основы тела живых существ.

Шаг 2. Цилиндр

Цилиндр похож на 3D форму линии - линии с добавлением объема. Он идеален для построения конечностей.

Шаг 3. Коробка

Несмотря на то, что коробки не кажутся такими уж органичными, для них найдется место среди частей тела, например, в бедрах животных.

3. Модифицируйте буквы

Было бы здорово, если бы все, что было бы нам необходимо для построения чего угодно, ограничивалось этими тремя буквами, не правда ли? Плохая новость - этого не достаточно; хорошая новость - остальные нужные нам «буквы» могут быть созданы на основе этих трех.

В этом упражнении позвольте себе повеселиться с тремя основными буквами. Представляйте их, как материальные формы, добавляйте к ним что-то. Сжимайте, растягивайте, сгибайте…Суть в том, чтобы понимать их перспективу, что бы вы с ними не делали. Скажу вновь, если это слишком сложно, вернитесь к практике перспективы. Не ругайте себя, будьте спокойны - торопиться некуда!

4. Рисуйте простые структуры по воображению

Пришло время рисовать по воображению! Не драконов, еще нет. Посмотрите, сможете ли вы представить простую структуру, построенную из всех форм, которые вы отрабатывали ранее. Затем нарисуйте их, но не единожды. Поверните их в своем воображении и нарисуйте снова. Убедитесь, что ваши формы не меняются, что это не просто удачное совпадение. Вам не следует основывать свои способности на удаче!

Начните с простых конструкций, затем стройте более и более сложные.

5. Найдите ритм объекта

Начиная с этой минуты, мы будем более специфичны. Выберите тему, которая вам интересна. Помните: вы не научитесь рисовать, скажем, животных, сделав одно упражнение. Орел похож на скорпиона не более, чем на стул - название «животное», которое делят орел и скорпион не делают их одним и тем же. Некоторые группы животных, несомненно, похожи, но это может быть обманчиво. Львы и волки идентичны, но если их можно было бы нарисовать одним и тем же способом, они бы не были разными животными!

Поэтому, будьте специфичны. Если вы хотите рисовать животных, вы можете выбрать льва. Его анатомию легко понять, есть много фотографий львов в интернете, а еще они разделяют несколько качеств с большинством животных, которых вы можете захотеть нарисовать, как, например, волки или даже лошади. И если вы хотите рисовать драконов, львы - все еще хороший выбор, если вы, конечно, представляете драконов более похожих на динозавров, чем на ящериц.

Шаг 1

Соберите несколько источников (картинок, фото) с выбранным животным в разных позах. В случае со львом лучше выбрать львицу или молодого льва, так как грива зачастую скрывает важные анатомические детали.

Мой любимый способ сбора источников - использование Google Картинки. Чтобы получить точный результат, постарайтесь быть специфичны в своем запросе:«львица идет/бежит/охотится/играет» лучше, чем просто «львица». Предупреждение: будьте внимательны, Google не всегда прав насчет того, что пометили «лев».

Шаг 2

Посмотрите на все картинки, и постарайтесь найти некий общий ритм. Например, эти позы сильно различаются между собой, находятся в разных перспективах, но у них у всех есть что-то общее. Найдите эти элементы и набросайте их, используя настолько мало линий, насколько возможно. Рисовать эти линии нужно просто - никаких деталей, никаких корректив. Вы должны нарисовать их быстро, по крайней мере, когда вы их уже отработаете. Эти рисунки делайте небольшими - так будет легче сохранить правильные пропорции.

Если это вам кажется слишком сложным, возможно вам будет полезно взглянуть на скелет животного и попытаться представить его в живом теле. Помните: ваши наброски не должны выглядеть, как мои. Они должны быть результатом вашего анализа и понимания, а попытки копирования меня только усложнят для вас задачу в будущем.

Вам не обязательно рисовать прямо на картинках, это лишь иллюстрация того, что вы должны видеть, смотря на них

6. Практикуйте ритм

Шаг 1

Время протестировать ваши «линии ритма». Нарисовать их должно быть легко, и они должны построить целый силуэт очень минималистично. Чтобы проверить, так ли это, воспользуйтесь этим онлайн-создателем слайд-шоу . Используйте тот же запрос, что и ранее, отрегулируйте опции поиска, если необходимо (если вы не хотите сюрпризов, вам лучше выбрать Strict SafeSearch (Безопасный поиск)), и когда слайд-шоу начнется, нажмите «very slow» (очень медленно).

Вы также можете использовать любую галерею на deviantArt для этой цели, если вы предпочитаете особую подборку картинок.

Шаг 2

На старт, внимание, марш! Рисуйте линии с текущего слайда так быстро, как можете. Не волнуйтесь, если сначала вы не успеваете, ваша цель в данном случае - подстроить линии ритма, разработанные вами под нужную скорость. По ходу дела упрощайте их, и воспринимайте это, как вызов, а не как соревнование.

Однако если вы чувствуете, что вы действительно не можете сделать это, замедлитесь. Остановите картинку, нарисуйте ее так быстро, как можете, а затем переключитесь на следующую картинку вручную. Нарисуйте несколько картинок таким образом, затем попробуйте продолжить с таймером. Если времени для вас все еще недостаточно, вернитесь к предыдущему упражнению - может, есть ритм, который вам нравится больше?

Пропускайте неточные слайды, и если какая-то картинка приковывает ваше внимание (если это интересная поза), вы также можете поставить презентацию на паузу, чтобы поработать над ней подольше. Однако не злоупотребляйте этой функцией!

Шаг 3

Когда у вас уже полностью получается, и вы набрасываете каждую картинку за секунды, вы можете приступить к рисованию по воображению. Лучше всего выполнять это упражнение сразу после предыдущего - ваша рука и ваш разум будут достаточно разогреты и сфокусированы на нужной теме.

Нарисуйте несколько поз по памяти и несколько по воображению. Не ограничивайте себя простыми позами, доходите до безумств! Это просто для вас? Отлично! Вы можете продолжить. Если нет - вернитесь к Шагу 1. На этот раз вы можете выбрать другой запрос, например, если вы использовали «львица бежит», на этот раз введите «львица сидит». Чем больше разных поз вы нарисуете, тем сильнее они отпечатаются у вас в голове.

7. Найдите рецепт

Как только вы сможете рисовать любую позу из воображения за секунды, чисто и без использования ластика, вы готовы к созданию рецепта тела.

Шаг 1

Вновь займитесь поиском источников для вашей темы, но на этот раз будьте более избирательны. Выберите только несколько из них, но каждая их этих картинок должна показывать позу так, как другие не могут. Постарайтесь найти одну для вида сбоку, одну для вида спереди, и, по желанию, по одной для вида сзади и сверху.

Шаг 2

Распечатайте картинки с пониженной непрозрачностью. Вы можете сделать это при помощи Photoshop или любого другого приложения для работы с графикой, или же отрегулировать непрозрачность в настройках принтера. Можете использовать черно-белые картинки.

Шаг 3

Посмотрите на эти картинки, и сравните их с диаграммой мышц льва . Представьте тело, заполненное простыми формами, которые мы отрабатывали ранее. Как бы вы могли построить что-то, напоминающее тело из наименьшего возможного количества таких форм?

Используйте ваш карандаш или шариковую ручку, чтобы рисовать формы прямо на картинках. Сделайте их одинаковыми для всех картинок - это 3D формы, и они должны быть построены согласно перспективе поз. Сделайте эти рисунки настолько точными, насколько возможно, не используя слишком большого количества форм.

Если ваши наброски стали грязными, распечатайте лист с картинками еще раз. Не торопитесь, так как это очень важный шаг!

Подсказка: если у вас получится очень реалистичная фигура животного, включите ее в свой анализ. Нет ничего лучше 3D-модели, когда дело доходит до понимания формы чего-либо!

Помните, это должен быть ваш анализ - не копируйте меня!

Это упражнение поможет вам понять, что даже конечности не плоские, и они могут выглядеть не так, как вы ожидаете в некоторых видах.

Шаг 4

Вернитесь к своим наброскам из упражнения 6. Используйте ваши «схемы тела» в качестве источника, и положите 3D-формы на «скелеты». Когда вы приступите к этому заданию, не бойтесь модифицировать и упрощать структуру. Ваша схема должна позволять вам быстро создать ощущение реалистичного животного, не оставляя много воображению, но также и без излишней детализации.

Шаг 5

Вновь воспользуйтесь слайд-шоу по собственному выбору и начните набрасывать, на этот раз используя и ритм, и тело. На этом этапе это должно быть легко для вас! Если это не так, убедитесь, что в ваших телах есть все необходимые линии, но не линией больше. Ищите пути сокращения количества линий, посмотрите, какие линии могут быть соединены в одну, и какие вы можете пропустить.

8. Добавьте специи

Это упражнение самое медленное, без четкой конечной точки. Ваша цель здесь - показать тщательный анализ деталей. Нарисуйте глаза, нос, уши, бакенбарды, рот, зубы; проанализируйте складки шерсти, части костей, видимые через кожу, направление роста шерсти на всем теле. Используйте картинки хорошего качества для этого упражнения, и никогда не останавливайтесь на одной.

У деталей тоже есть свои способы сокращения, но в этот раз вам нужно быть более осторожными при их создании. Любая ошибка в пропорциях будет сильно заметна, поэтому иногда лучше оставить набросок незаконченным, чем дополнять его неверно понятыми деталями.

9. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!

После того, как все эти упражнения станут предсказуемыми и скучными, вы можете начать упражнение, которое должно отпечатать эти знания в вашей голове надолго. На этом этапе это должно быть достаточно легко сделать, а если это не так, что ж, вы знаете, что делать.

Включите хорошую музыку или аудиокнигу, или что угодно, что вам нравится слушать, когда вы делаете что-либо, особо не задумываясь. Используйте огромный набор источников и набрасывайте их все, один за другим, быстро и эффективно. Ваша работа на день будет завершена, когда вы поймете, что думаете о чем-то другом, и делаете наброски автоматически, что наброски начинают получаться без каких-либо осознанных усилий с вашей стороны.

10. Протестируйте знания

Проблема с памятью заключается в том, что информация, которая не используется, быстро забывается. Рисовать невероятные вещи после целого дня практики, а через несколько дней вернуться к уровню дошкольника в порядке вещей.

Чтобы убедиться, что информация сохранится у вас в голове, вам нужно убедить свое сознание, что она вам действительно необходима. А чтобы сделать это, использовать информацию необходимо регулярно. Каждая осознанная попытка вспомнить работу освежает информацию. Представьте, будто между вашей памятью и вашим сознанием есть дорога, и чем чаще вы по ней ходите, тем больше она подходит для прогулок. Но как только вы перестанете ходить по этой дороге, она исчезнет под травой и сорняками.

Эти упражнения полностью о рисовании по воображению. Если вы практиковались с рисованием львов, теперь рисуйте их без каких-либо картинок. Используйте все позы, которые приходят вам в голову: как львы охотятся, прыгают, крадутся, лежат лапами кверху…Убедитесь, что вы не угадываете, что вы берете всю необходимую информацию из своей памяти. Чем чаще вы будете это делать, тем легче будет получить доступ к этой информации в будущем.

И если вы вдруг поймете, что вам приходится угадать что-либо, потому что вы это забыли, или не научились этому вовсе, пожалуйста, воспользуйтесь картинкой, чтобы этому научиться. Это не будет мошенничеством - обучение есть постоянный процесс, и умение рисовать льва по воображению вовсе не означает, что ни одна из поз никогда не будет для вас проблемой. Хотя, со временем, таких проблем будет меньше, если вы действительно будете фокусироваться на теме.

Что теперь?

Я часто вижу, как люди жалуются, что они не могут рисовать по воображению. Я уверена, что после того, как вы выполните эти требующие времени упражнения, вы поймете всю абсурдность, скрытую в этих словах. Рисование по воображению - это не способность, которую вы имеете или нет. Это навык, многопространственный навык. Вы можете научиться рисовать львов по воображению, а волки все так же могут остаться для вас загадкой.

Вам необходимо решить, что вы хотите уметь рисовать по воображению. Каждая тема займет немало вашего времени и сил, и все, чему вы научитесь, потребует от вас практики, дабы сохранить навыки в хорошем виде, поэтому, выбирайте мудро. Научиться всему совершенно не обязательно!

И у меня для вас есть еще одно задание. Когда вы услышите, как кто-то говорит «Я не могу рисовать по воображению; я знаю, как выглядит лев, но когда я пытаюсь его нарисовать, он выглядит ужасно», объясните им, почему так выходит. Если вы знаете, каково блюдо на вкус, это вовсе не значит, что вы сможете приготовить его без рецепта! Если вы действительно хотите научиться, покажите им, как. Вместе мы сможем избавиться от опасного мифа!