Как лечили пациентов в средневековой медицине. Ужасные болезни и эпидемии в средние века. Геморрой: лечим агонию ануса закаленным железом

Образование

Благодаря исторической науке миф о том, что в Средние века Европа переживала «темные времена» культурного упадка, оказался полностью развенчанным. Такое стереотипное понимание распространялось на все сферы общественной жизни. Concepture разбирается, как было налажено лечебное дело в Средние века.

Хорошее знание исторических фактов убеждает в том, что развитие западноевропейской цивилизации отнюдь не остановилось с наступлением эпохи, которую традиционно называют Средневековьем (V-XV вв.). Деятели культуры средневекового Запада, вопреки устоявшемуся мнению, не порывали «связь времен», а перенимали опыт античности и Востока и в итоге внесли свой вклад в развитие европейского общества.

В Средние века комплекс астрологических, алхимических и медицинских знаний был одним из важнейших направлений научного знания (наряду с физико-космологическим, оптическим, биологическим). Именно поэтому в распоряжении средневекового пациента были высококвалифицированные доктора, получившие образование в медицинских школах и университетах, и госпитали, где они могли получить уход и лечение (включая и хирургические операции).

На зарождение и развитие больничного дела в эпоху Раннего Средневековья во многом повлияла христианская идея благотворительности, которая реализовалась в заботе за старыми и больными членами общества. Здесь еще не преследовалась цель заниматься лечением недугов - целью было создание более комфортных условий жизни для неблагополучного населения.

Так появились первые госпитали (буквально - помещение для приезжих), которые не были госпиталями в современном понимании, а больше походили на приюты для оказания первой помощи бездомным больным. Зачастую это были специально отведенные помещения в соборах и монастырях.

В госпиталях не проводили лечение, а просто присматривали за людьми. Рост населения городов обусловил появление городских госпиталей, где забота о духовном здоровье сопрягалось уже с заботой и о физическом. Городские госпитали были похожи на современные больницы: они представляли собой общие палаты с кроватями, на которых размещались больные.

Потребность в медицинской помощи привела к открытию специальных рыцарских орденов с функцией медицинского обслуживания; например, орден Святого Лазаря занимался уходом за прокаженными, количество которых было довольно велико. Со временем лечебное дело стало светской практикой, а госпитали стали нуждаться в большем количестве специалистов. Подготовкой кадров занимались медицинские учебные заведения.

Чтобы стать врачом, средневековому студенту нужно было сначала получить духовное или светское образование, состоявшее из «семи свободных искусств», которые в свое время входили в систему античного образования. К моменту поступления в медицинское учебное заведение необходимо было освоить грамматику, риторику, диалектику, математику, геометрию, астрономию и музыку. Появлению высших школ Европа обязана Италии, где в IX веке уже функционировала Салернская врачебная школа и работала группа не только практикующих врачей, но и преподающих искусство врачевания.

Благодаря деятельности представителей школы города Салерно европейская медицина объединила в себе античную и арабскую традиции врачевания. Именно Салернская школа стала выдавать первые лицензии на занятие врачебной практикой. Обучение в этой школе длилось 9 лет и состояло из подготовительного курса, изучения медицины и врачебной практики. Студенты изучали анатомию и хирургию, оттачивая навыки на животных и человеческих трупах.

В стенах Салернской школы появились такие знаменитые трактаты, как «Хирургия» Роджера Салернского, «О природе человеческого семени» Абеллы, «О женских болезнях» и «О составлении лекарств» Тротулы, «Салернский кодекс здоровья» Арнольда, коллективный труд «О лечении заболеваний». Безусловно, средневековые врачи были хорошо осведомлены о строении тела, симптомах множества заболеваний, наличии четырех темпераментов. С XII века врачебные школы стали превращаться в университеты.

Средневековый университет обязательно имел в своей структуре медицинский факультет. Медицинский факультет (наряду с юридическим и теологическим) был одним из высших факультетов, на которые студент имел право поступить только после окончания подготовительного факультета. Получить степень магистра медицины было очень непросто, и половина поступающих не справлялась с этой задачей (принимая во внимание, что абитуриентов было и так не очень много). Теория медицины преподавалась студентам на протяжении 7 лет.

Как правило, университет не зависел от Церкви, представляя собой автономную организацию, имеющую свои законы и особые права. Прежде всего, это отразилось на разрешении проводить вскрытие трупов, что с христианской точки зрения было тяжелым грехом. Однако университеты добились разрешения на анатомирование, результатом чего стало открытие в 1490 году в Падуе анатомического театра, где посетителям демонстрировалось устройство человеческого тела.

В средневековой Европе термин «медицина» употреблялся по отношению ко внутренним болезням, специфику которых изучали студенты-медики по книгам античных и арабских авторов. Эти тексты считались каноническими и буквально заучивались студентами наизусть.

Самым большим минусом был, конечно же, теоретический характер медицины, не позволяющий применять знания на практике. Однако в некоторых университетах Европы врачебная практика была обязательным компонентом обучения. Образовательный процесс таких университетов и спровоцировал рост госпиталей, где студенты лечили людей в рамках практики.

Алхимические знания западноевропейских врачей послужили толчком к развитию фармацевтики, оперирующей огромным количеством ингредиентов. Через алхимию, которую часто называют лженаукой, медицина пришла к расширению знаний о химических процессах, необходимых для создания действенных лекарственных средств. Появились трактаты о свойствах растений, о ядах и т. п.

Хирургическая практика в период классического Средневековья в основном ограничивалась удалением мозолей, кровопусканиями, заживлением ран и другими незначительными вмешательствами, хотя имелись примеры ампутаций и трансплантаций. Хирургия не была основной дисциплиной в университетах, ей обучали непосредственно в госпиталях.

Потом хирурги, коих было немного, объединялись в своеобразные цеха для ведения врачебной деятельности. Актуальность хирургии позднее возросла в связи с переводом арабских текстов и многочисленными войнами, оставляющих множество людей искалеченными. В связи с этим стали практиковаться ампутации, лечение переломов, обработка ран.

Одной из самых печальных страниц в истории средневековой медицины, без сомнения, можно назвать ужасные по масштабу вспышки инфекционных болезней. На тот момент медицина оказалась недостаточно развитой, чтобы противостоять чуме и проказе, хотя определенные попытки были сделаны: в практику входит карантин, открываются лазареты и лепрозории.

С одной стороны, средневековая медицина развивалась в тяжелых условиях (эпидемии чумы, оспы, проказа и др.), с другой же - именно эти обстоятельства способствовали революционным изменениям и переходу от медицины Средневековья к медицине Возрождения.

Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5- 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневековье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрачного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им «система» как окончательная «научная» основа медицины, а «ученые» врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа: - раннее Средневековье (V-Х вв.) - идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

Классическое Средневековье (XI-XV вв.) - время максимального развития средневековых феодальных институтов;

Позднее Средневековье (XV-XVII вв.) - начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий.

Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

Восточные страны стали местом создания медицинских энциклопедий, среди которых самым внушительным по объему и ценности содержания считался «Канон врачебной науки», составленный великим Авиценной. В пяти книгах этого уникального труда обобщены знания и опыт греческих, римских и азиатских врачей. Имевшее более 30 латинских изданий, сочинение Авиценны несколько столетий было обязательным руководством для каждого медика средневековой Европы.


Начиная с X века, центр арабской науки переместился в Кордовский халифат. В государстве, образованном на территории Испании, в свое время работали великие хирурги Ибн Зухру, Ибн Рушд и Маймонид. Арабская школа хирургии основывалась на рациональных методах, проверенных многолетней клинической практикой, свободных от религиозных догм, которым следовала европейская медицина.

Современные исследователи рассматривают средневековые медицинские школы как «луч света во мраке невежества», своеобразный предвестник Ренессанса. Вопреки распространенному мнению, школы лишь отчасти реабилитировали греческую науку, прежде всего посредством арабских переводов. Возврат к Гиппократу, Галену и Аристотелю носил формальный характер, то есть, признавая теорию, последователи отбрасывали бесценную практику предков.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье - это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Если на Востоке культурный подъем I-го тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс культурного развития и формирования классовых отношений. «Средневековье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов». (Ф. Энгельс). При этом если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопротивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже подвергшаяся в 5-7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских племен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, просвещение и медицину. И далее следует говорить уже не о греко-латинской, но о романо-германской культурной общности и византийской культуре, которые шли своими особыми путями.

Ты боишься ходить на приемы к врачам, осмотры и процедуры? Полагаешь, врачи делают больно? Когда-то доктора-умельцы лечили с помощью раскаленного железа и грязных ножей. А сегодня можешь расслабиться: современная медицина гораздо безопаснее средневековой.

Клизма

Современные клизмы существенно отличаются от средневековых. Их ставили с помощью огромных металлических приборов, а применяемая жидкость представляла собой смесь из желчи кабана. На такое геройство мог согласиться только самый смелый парень.

Один из смельчаков - король Франции Луи XIV. За свою жизнь он пережил свыше двух тысяч невероятных клизм. Некоторые из них парню ставили в то время, когда король сидел на своем троне.

Источник: triggerpit.com

Антисептик

У одного из врачей короля Англии Генриха VIII было отличное чувство юмора. Доктор рекомендовал использовать человеческую мочу в качестве антисептика. Благодаря этой инициативе воины часто промывали раны после боя чудо-жидкостью.

В 1666 во время вспышки чумы в Англии врач-эпидемиолог Джордж Томсон советовал использовать мочу в борьбе с чумой. Существовал целый медицинский препарат, изготавливаемый на этой жидкости. Он продавался за деньги, а назывался Эссенция мочи.


Источник: mport.bigmir.net

Лечение катаракты

Лечение катаракты в Средневековье - одно из самых изощренных занятий. Умельцы вдавливали хрусталик в сам глаз и прокалывали склеру толстой железной иглой с отверстием внутри. Склера - это белая слизистая глазного яблока, которая часто покрывается красными сосудами, если ты мало спишь и много пьешь. С помощью иглы высасывали хрусталик наружу. Смелое решение смелых парней - вылечить катаракту полной слепотой.

Источник: archive.feedblitz.com

Геморрой

Средневековый человек верил: если не будешь молиться одному из богов, то заболеешь геморроем. А лечили такою болезнь более, чем суровым способом: вставляли в задний проход арматуру из раскаленного железа. Поэтому парни средневековья больше, чем просто боялись и преклонялись перед геморроидальным божеством.

Источник: newsdesk.si.edu

Хирургия

На операционный стол к средневековому хирургу лучше не ложиться. В противном случае он разрежет тебя нестерильными ножами. И не мечтай об анестезии. Пациенты если и выживали после таких кровавых событий, то ненадолго: медицинские пытки заражали человеческий организм смертельными инфекциями.

Источник: triggerpit.com

Анестезия

Средневековые анестезиологи не особо отличались от их собратьев хирургов. Пока одни резали бедных больных нестерильными ножами, другие в качестве анестезии использовали настойки травы и вина. Одно из самых популярных растений-анестетиков - белладонна. Атропин, входящий в состав травы, способен вызывать возбуждение, доходящее до бешенства. Но чтобы пациенты не вели себя слишком бурно, средневековые анестезиологи подмешивали в зелье опиум.

Источник: commons.wikimedia.org

Трепанация черепа

Средневековые врачи считали, что трепанация черепа поможет вылечить эпилепсию, мигрень, психические расстройства, стабилизировать давление. Поэтому парни проламывали головы беднягам-пациентам. Излишне упоминать о том, что такая операция - сложная и опасная процедура, стерильности которой угрожают даже бактерии, летающие в воздухе. О частых исходах лечения ты и сам уже догадался.

Медицина эпохи Средневековья

Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия – все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.

Медицину позднего средневековья называют «схоластической», имея в виду ее отрешенность от реальной жизни. Решающим для развития медицины было то обстоятельство, что в университетах основой преподавания служила лекция.

Медики-схоласты занимались изучением и толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов, главным образом, Гиппократа, Галена и Авиценны. Их произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному. Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась. В эпоху позднего средневековья и возрождения хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. В банях практиковали банщики и цирюльники, которые занимались хирургией, лечением ран и ушибов, вправлением суставов и кровопусканием. Их деятельность способствовала дурной репутации бань и сближала профессию хирурга с другими «нечистыми» профессиями (палачи и могильщики), связанными с кровью и трупами. Парижский медицинский факультет около 1300 г. прямо выразил свое отрицательное отношение к хирургии.

Анатомию преподавали вместе с физиологией и практической медициной. Если лектор не имел возможности иллюстрировать на опыте свои лекции по анатомии и хирургии, он дополнял их анатомическими рисунками собственного изготовления, которые иногда представляли собой изящные миниатюры.

Только в XIII в. общую медицину начинают преподавать в университетах в тесной связи с хирургией. Этому способствовали старания великих врачей, бывших одновременно и талантливыми хирургами. Медицинские руководства XIII и XIV вв. содержат изображения костей скелета и анатомические рисунки. Первый в Европе учебник анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болоиского университета Мондино де Луцци (1275-1326 гг.). Его сочинения пользовались успехом и в эпоху Возрождения, великий Леонардо полемизировал с ним в области анатомии. Многое в сочинении де Луцци заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела» ввиду того, что анатомирование производилось крайне редко.

Исторические параллели: Первые публичные рассечения трупов, производимые в конце эпохи средневековья, были настолько редки и необычны, что часто становились сенсацией. Именно в те времена возникла традиция устройства «анатомических театров». Император Фридрих II(1194-1250) интересовался медициной и во многом способствовал процветанию школы в Салерно, он основал Неаполитанский университет и открыл в нем кафедру анатомии - одну из первых в Европе. В 1225 г. он предложил врачам Салерно заниматься анатомией, а в 1238 г. издал указ о публичном вскрытии тел казненных преступников в Салерно раз в пять лет.

В Болонье преподавать анатомию с использованием вскрытия трупов начали в конце XIII в. Мондино де Луцци в начале XIVв. мог вскрывать трупы примерно раз в год. Заметим для сравнения, что медицинский факультет в Монпелье получил разрешение вскрывать трупы казненных лишь в 1376 г. В присутствии 20- 30 зрителей последовательное вскрытие разных частей тела (живот, грудь, голова и конечности) продолжалось соответственно четыре дня. Для этого воздвигались деревянные павильоны - анатомические театры. На представление публику приглашали афиши, иногда открытие этого зрелища сопровождалось звоном колоколов, закрытие - выступлением музыкантов. Приглашались почетные лица города. В XVI- XVII вв. анатомические театры часто превращались в торжественные демонстрации, которые проводились с разрешения властей в присутствии коллег и учеников. В России учреждение анатомических театров связано с именем Петра I, по указу которого в 1699 г. в Москве началось преподавание анатомии для бояр с демонстрациями на трупах.

Хирургической энциклопедией позднего средневековья и наиболее распространенным учебником хирургии до XVII в. было «Обозрение хирургического искусства медицины» Ги де Шолиака (1300-1368 гг.). Он учился в Монпелье и Болонье; большую часть жизни провел в Авиньоне, где был врачом папы Климента VI. В числе своих учителей он называет Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Разеса, Альбу-касиса, Роджера Фругарди и других врачей Салернской школы.

Ги де Шолиак был прекрасно образованным человеком и талантливым писателем. Его увлекательные и живые сочинения способствовали тому, что в хирургической практике были восстановлены давно забытые приемы, в частности, наркотические вдыхания при производстве операций.

Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

Анатомия не отставала от физиологии. Почти половина анатомических названий связана с именами исследователей 17 в., таких как Бартолин, Стено, Де Грааф, Бруннер, Вирзунг, Уортон, Пахиони. Мощный импульс развитию микроскопии и анатомии был дан великой медицинской школой Лейдена, которая стала в 17 в. центром медицинской науки. Школа была открыта для людей всех национальностей и вероисповеданий, в то время как в Италии папский эдикт не допускал некатоликов в университеты; как это всегда бывало в науке и медицине, нетерпимость привела к упадку.

В Лейдене работали крупнейшие медицинские светила того времени. Среди них был Франциск Сильвий (1614–1672), открывший сильвиеву борозду головного мозга, – подлинный основатель биохимической физиологии и замечательный клиницист; считается, что именно он ввел в лейденское обучение клиническую практику. Знаменитый Герман Бургаве (1668–1738) также работал на медицинском факультете в Лейдене, но его научная биография принадлежит уже 18 в.

Клиническая медицина тоже достигла в 17 в. больших успехов. Но еще царили суеверия, сотнями сжигали ведьм и колдунов; процветала инквизиция , и Галилей был вынужден отречься от своего учения о движении Земли. Прикосновение короля все еще считалось верным средством от золотухи, которую именовали «королевской болезнью». Хирургия по-прежнему оставалась ниже достоинства врача, но распознавание болезней значительно продвинулось. Т.Виллизий дифференцировал сахарный и несахарный диабет. Были описаны рахит и бери-бери, доказана возможность заражения сифилисом неполовым путем. Дж.Флойер стал отсчитывать пульс, используя часы. Т.Сиденхем (1624–1689) описал истерию и хорею, а также отличия острого ревматизма от подагры и скарлатины от кори .

Сиденхем вообще признается самым выдающимся клиницистом 17 в., его называют «английским Гиппократом». Действительно, его подход к медицине был истинно гиппократовым: Сиденхем не доверял чисто теоретическому знанию и настаивал на непосредственных клинических наблюдениях. Его методы лечения еще характеризовались – как дань времени – избыточным назначением клизм, слабительных, кровопусканий, но подход в целом был рационален, а лекарства просты. Сиденхем рекомендовал применение хины при малярии, железа при анемии, ртути при сифилисе и прописывал большие дозы опия. Его настойчивое обращение к клиническому опыту было чрезвычайно важно в эпоху, когда еще слишком много внимания в медицине уделялось чистому теоретизированию.

Возникновение госпиталей и их постоянный рост, подготовка дипломированных врачей, число которых тоже непрестанно росло, способствовало решению проблем общественного здоровья. Возникают начала медико-санитарного законодательства. Так, в 1140 г. король Сицилии Рожер выдал закон, согласно которого позволялось практиковать врачам, которые выдержали государственный экзамен. Позже появляется распоряжение относительно обеспечения городов пищевыми продуктами и их защиты от фальсификации. Из давних времен переходят такие гигиенические заведения, как общественные бани.


В городах, которые отмечались плотной застройкой, узкими улицами и внешними стенами (потому что феодалам нужно было платить за землю), распространялись эпидемии. Кроме чумы, огромной проблемой была проказа. Города внедряют должности городских врачей, основным заданием которых была борьба с заносом инфекций. В портовых городах вводится карантин (40 дней), во время которого корабль стоит на рейде, а его экипаж в город не допускается.

Эпидемия чумы в средневековом городе.


Костюм средневекового врача во время эпидемии чумы.

Появляются первые попытки создать идеальные системы человеческих сообществ, в которых предусматривается и ряд общественных медицинских мероприятий. Томас Мор написал произведение под названием «Утопия», в котором обосновывает уклад государства на все времена. Он рекомендует государству постоянно иметь запасы хлеба на два года, чтобы предупредить возникновение голода. Описывает, каким образом следует лечить больных, но больше всего внимания уделяет канонам семейной морали, в частности, видит большой вред в добрачных половых отношениях, обосновывает необходимость запрещения разводов и необходимость сурового наказания, вплоть до смертного наказания, супружеской неверности. Томазо Кампанелла в своем произведении «Государство солнца» особенное внимание также уделяет воссозданию потомства; из его позиций, все, что касается интересов потомства, должно быть на первоочередном государственном попечении.

Следует вспомнить Б. Рамаццини. В 1696 г. он подитожил свои наблюдения за трудом людей разных профессий в книге под названием «Рассуждения о болезнях от занятий». В этой работе он детально описывает разные заболевания, которые связаны с разного рода занятиями. Б. Рамаццини называют отцом профессиональной гигиены.

В XVII в. возник статистический подход к анализу общественных явлений, что имело большое значение для развития общественной медицины. В 1662 г. Д. Граунт передал Королевскому научному обществу труд, в котором изложил свои наблюдения над смертностью и рождаемостью в Лондоне (из 1603 г.). Он впервые составил таблицы смертности и высчитал среднюю продолжительность вероятной жизни каждого поколения. Эту работу продлил его товарищ и врач В. Пэтти, который свои наблюдения над естественным движением населения назвал «политической арифметикой», которая лучше отображает влияние на эти процессы общественных явлений, чем даже теперешнее название - демографическая статистика. Вскоре таблицы смертности начали использоваться в качестве основаниядля страхования жизни.

Аптеки работали как химические лаборатории. В этих лабораториях получила свое начало методика химического анализа неорганических веществ. Полученные результаты использовались как для поиска лекарств, так и непосредственно для химической науки. Аптеки становились центрами науки, а фармацевты занимали главное место среди ученых средневековья.

Появляются новые лекарства. В 1640 г. в Испанию из Южной Америки была завезена кора хинного дерева, которая оказалась эффективной при лечении малярии. Ее действие ятрохимики объясняли свойством прекращать брожение лихорадящих веществ, ятрофизики - физическим улучшением густой или очень жидкой крови. Эффект использования хинной коры сравнивали с последствиями внедрения пороха по военному делу. Лечебный арсенал пополнил корень ипекакуаны как блевотное и отхаркивающее средство, завезенное в 1672 г. из Бразилии. Используют арсен для прижигания, а также внутреннего приема в малых дозах. Были открыты вератрин, стрихнин, кофеин, этиловый эфир, сульфат магнезии.

Совершенствуется процесс приготовления лекарств. Во времена средневековья сложные прописи лекарств достигают своего апогея, число составных частей в одном рецепте растет до нескольких десятков. Особенное место занимали противоядия. Так, книжка Салернской школы носила название «Антидотарий» и вмещала много новых рецептов лекарств. Однако панацеей от всех болезней оставался терияк (медовая каша из 57 ингредиентов, в состав которой обязательно входили змеиное мясо, опий и тому подобное). Эти лекарства готовились публично, торжественно, в присутствии представителей власти и приглашенных лиц.


Алхимик в лаборатории

В Флоренции в 1498 г. выдан первый городской «реестр лекарств» (фармакопею), который содержал описание лекарств и правила их изготовления, и стал образцом для принятия в других городах и странах собственных реестров. Назову «Pharmacopoea» впервые написал на титуле своей книжки французский врач Жак Дюбуа (1548). В 1560 г. появилось первое издание Аугсбургской фармакопеи, которая больше всего ценилась в Европе. Первое издание Лондонской фармакопеи датировано в 1618 г. Первая в Польши фармакопея появилась в Гданске в 1665 г. Из фармацевтических трудов наибольшего распространения в конце XVI и в начале XVII в. приобрела книга М. Хараса «Pharmacopoea Royale et Gаlenique». В 1671 г. Даниель Людвиґ обобщает имеющиеся средства лечения и выдает свою фармакопею.

Огромный интерес представляет развитие медицины в Украине во времена эпохи Возрождения.

В 1578 г. князь Константин Острожский, украинский магнат и меценат, учредил на Волыни Острожскую академию - греко-словяно-латинский коллегиум - первую школу высшего типа в Украине, которую называли «Острожские Афины». Первым ректором был Герасим Смотрицкий. При академии был открыт госпиталь с медицинским классом (прообраз факультета), где изучали медицину. Острог стал культурной ячейкой, в нем была типография, в которой впервые на территории Украины отпечатана Библия. В академии впервые возникла стихотворная литература. Отсюда вышли достаточно много образованных людей Украины, в частности медиков. Существовала до 1624 г.

С XV в. началась подготовка ученых врачей в Польше, в Ягеллонском (Краковском) университете. Позже врачей готовили в Замойской академии в г. Замостя (близ Львова).

Академия в Замости была основана по инициативе графа Яна Замойского в 1593 г. Ян Замойский, который сам получил образование в Падуанском университете, решил открыть по образцу этого университета школу у себя на родине. Папа римский Климент VIII утвердил устав академии, предоставив ей право присуждать дипломы доктора философии, права и медицины. Однако король Стефан Баторий, чтобы не создать конкурента для Краковского университета, отказался подтвердить эту папскую привилегию. Лишь в 1669 г. король Михаил Корибут дал Замойской академии все привилегии университетов и предоставил профессорам академии благородные права. Отдельный медицинский класс (факультет) в начале XVII в. организовал уроженец Львова доктор медицины Ян Урсин. Медицинский факультет академии был слабее от краковского. Выкладывали в нем всю медицину один-два профессора. Из 17 профессоров медицины Замойской академии 12 получили докторские дипломы в Падуи, 2 - в Риме и только три не были учениками итальянских университетов.

Связь Замойской академии из Падуанским университетом была настолько тесной, что ее можно было считать наследницей этого университета. Стоит вспомнить факт обращения ректора Замойской академии от имени медицинского факультета к медицинскому факультету в Падуи с просьбой выразить свое мнение о причинах возникновения и лечения колтуна - заболевания, распространенного в те времена в Польше и Галичине, особенно среди жителей горных районов Карпат. Вопрос обдумывался на специальной конференции профессоров медицинского факультета. Основной причиной был назван неудовлетворительный санитарный уровень, неблагоприятные жилищно-бытовые условия и низкая культура людности.

Студенты Замойской академии объединялись в землячество: польское, литовское, руське и др. Руську (украинскую) группу составляли выпускники братских школ Львова, Киева, Луцка. На медицинском факультете количество студентов не превышали 45. При академии был госпиталь на 40 кроватей. Замойская академия просуществовала 190 лет. Невзирая на скромные возможности медицинских факультетов Кракова и Замостя, они сыграли значительную позитивную роль в распространении научных медицинских знаний в тогдашней Украине.

Отдельные выпускники, получив звание лиценциатов медицины в Кракове или Замости, продолжали свою учебу в университетах Италии, где добывали ученую степень доктора медицины. Из таких докторов медицины известны Георгий Дрогобич и Филипп Ляшковский.

Георгий Дрогобич-Котермак (1450–1494) под именем Георгия-Михаила, сына Доната из Дрогобыча был записан в 1468 г. студентом Краковского университета; получил степень бакалавра в 1470, магистра - в 1473 г. Не удовлетворившись этим образованием, отправился в далекую Италию и вступил к Болонского университета. В 1478 г. Г. Дрогобич получает звание доктора философии, а в 1482 - доктора медицины. Уже в эти годы он выкладывает астрономию, а на 1480–1482 гг. избирается одним из ректоров университета по факультетам медицины и свободных институций. В праздничные дни он читает почетные лекции по медицине. До наших времен сохранилась (по одному экземпляру в Краковской библиотеке и в библиотеке Тюбингена) напечатанная в Риме Котермаком книжка под заглавием: «Прогностическая оценка в текущем 1483 г. магистра Георгия Дрогобича из Руси, доктора искусств и медицины Болонского университета счастливо выполненная». Это первая в истории печатная книжка нашего соотечественника; вышла она в мир 7 февраля в 1483 г. Г. Дрогобич верил в могущество человеческого ума: «Хоть и вдалеке от глаз пространства неба, и не такие удалены от ума человеческого».

Из 1488 г. Котермак выкладывает медицину в Краковском университете. Учил Миколая Коперника. Несколько раз наведывался домой, бывал во Львове.


Георгий Дрогобич-котермак (1450–1494).

В 1586 г. во Львове основана первая братская школа. Братства - организации православного мещанства, которые существовали на протяжении ХV–ХVII в. и сыграли большую роль в жизни украинского народа, в его борьбе против национального и религиозного притеснения. Братства занимались разнообразной работой: благодетельством и образовательной деятельностью, помогали обеднелым членам своей парафии и тому подобное. Позже такие школы были созданы в Луцке, Бересте, Перемишли, Кам’янци-подильскому.

15 октября в 1615 г. средством Гальшки Гулевичивни (Елизаветы Гулевич) было открыто Киевское братство, а при нем школу. в 1632 г. архимандрит Петр Могила, избранный в этом году митрополитом Киевским и Галицким, объединил Киевскую братскую школу с основанной им Лаврской школой при Киево-Печерской лавре и учредил Киевский братский коллегиум. Из 1633 г. он получил название Киево-Могилянского. В 1701 г. усилиями гетмана Украины Ивана Мазепы коллегиуму предоставлено царским указом официального титула и права Академии.

Киево-Могилянская академия - первая в Украине высшая школа, одна из самых старых в Европе, основной культурно-образовательный центр всей Восточной Европы XVII–XVIII в. Стояла на уровне передовых университетов того времени, играла чрезвычайно большую роль в распространении культуры как в Украине, так и на восточных европейских пространствах. Киевская академия имела большое книгохранилище, где сохранялись рукописи из разных отраслей знаний, в том числе из медицины.

Киевские профессора создали в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинскую академию. Большую подготовительную работу для этого выполнили, в частности, Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский. Закончив Киевскую братскую школу, они учились за рубежом, дальше работали преподавателями в Киево-Могилянском коллегиуме. По требованию царя Алексея Михайловича переехали в Москву для исправления за первоисточниками религиозных книг. Е. Славинецкому принадлежит перевод (1658) сокращенного учебника анатомии Андреаса Везалия под заглавием: «Врачевска анатомия с латинска, от книги Андреа Вессалия Брукселенска». До наших времен перевод не сохранился. Епифаний Славинецкий вместе с Арсением Сатановским и монахом Исаем перевели также еще космографию, в которой объяснялись системы Птолемея и Коперника. Кроме того, Епифаний Славинецкий занимался преподаванием «вольных наук» в школе при Андреевском монастыре. Умер в Москве в 1675 г.

Первая светская больница открыта в Украине во Львове в XIII в. В городских актах Львова за 1377 г. находим сведения об основании в городе госпиталя для больных и бедных. В налоговом списке города за 1405 г. значится доктор медицины Бенедикт. В 1407 г. в город проведена глиняными трубами вода, канализационные трубы были проведены через 70 лет. Главные улицы города были мощены камнем, по околицам устланные досками. Из 1408 г. в обязанность городского палача входил вывоз из улиц мусора. В 1444 г. основана школа «для науки детей благородных и простых». В 1447 г. в городских актах вспоминается о приглашении для удовлетворения общественных потребностей врача с платой 10 кип (600) денег. Львовское братство устроило в 1522 г. при Онуфриевском монастыре пристанище для бедных и немощных и удерживало его материально. В 1550 г. городским врачом работал доктор медицины из Испании Егрениус с платой 103 злотых на год. В те времена во Львове были три городских госпиталя и двух при монастырях. Была в городе также баня, которую «по обыкновению и правом» было освобождено от всяких налогов. Школьники и учителя имели право раз на две недели пользоваться ею бесплатно.

В средние века основной люд обслуживали не дипломированы врачи, а лечебники-ремесленники, что их у нас называли, как и в европейских странах, цирюльниками. Лечили они, опираясь на вековой опыт народной медицины. В больших городах, выполняя за предписанием докторов медицины разные лечебные рукодельные мероприятия, имея вообще близкие деловые отношения с дипломированными врачами, цирюльники пополняли свои знания. Такое сочетание опыта бытовой медицины с данными науки способствовало в некоторой степени увеличению объема медицинских знаний цирюльников. Отдельные из них достигли большого мастерства в лечении ран, проведении ампутаций, операций высечения камней, вырывание зубов и особенно в очень распространенном средстве лечения - кровопускании.

Ремесленники средневековых городов по экономическим и правовым причинам объединялись в цеха. Документальные сведения о ремесленниках-лечебниках, или цирюльниках, находим в архивах с конца XIV в., когда по городам Украины заведено было самоуправление, известное в истории под названием Магдебургского права. В XV в. Киевскому магистрату были подчинены 16 ремесленных цехов разных специальностей, между ними был и цех цирюльников.


Печать Киевского цеха цирюльников с изображением бритвы, ножниц, гребня с косой, банки с пиявкой и зубных щипцов (Киевский исторический музей).

Образцом для цехов цирюльников в Украине был львовский цех, основанный в 1512 г.

Уставы цехов цирюльников различали таких членов своего объединения: 1) учеников, которых в Украине называли «ребятами»; 2) подмастеров - они назывались «юнцами», «челядниками»; 3) мастеров. Учеников принимали возрастом 12 лет, грамотность для них была не обязательной. Каждый ученик перед вступлением вносил в цеховую шкатулку определенный взнос (от 6 грошей до 6 злотых). Учеба ученика длилась три года. Учеников у одного мастера не должно было быть больше 3–4-х. Их учили ставить банки, сухие и с насечками (кровавые), разрезать гнойные раны, вырывать зубы, перевязывать раны, налагать тиски при переломах, вправлять вывихи, изготовлять разные пластыре для лечения ран. Ученики изучали признаки определенных болезней и обязательно парикмахерское дело.


Хирургические инструменты цирюльников (ХVІ – ХVІІІ в.).

Члены цеха конкурировали между собой. Кроме цеховых цирюльников, в больших городах медицинской практикой занимались многие цирюльники, которые в цеха по той или другой причине не были вписаны. Назывались они «партачами» (частниками). Между обеими группами шла ожесточенная борьба. Владельцы имений имели своих цирюльников из крепостных, которых отдавали в науку к врачам или к городским цирюльникам.

Самым распространенным методом лечения, которым пользовались цирюльники, было кровопускание. Его широко практиковали в мастерских, банях и по домам. Перед началом весенних полевых работ делали массовые кровопускания, чтобы освободить людей от зимней «сработанной» крови. Считали, что кровопускание усиливает прочность и работоспособность.

Большие ремесленные цеха имели свои госпиталя. Меньшие цеха объединялись и имели один госпиталь. В некоторых городах госпиталя содержались на деньги, что их получали за пользование городскими весами, за переезд через мосты, переправу паромом. Кроме госпиталей, которые содержались на общественные средства, были в Украине госпиталя, существование которых обеспечивалось завещаниями зажиточных лиц, которые отписывали для этого села, мельницы, шинки и тому подобное.

Основной вред общественному здоровью несли пошестные, или моровые болезни. Самыми сокрушительными были эпидемии чумы, оспы, тифов. Особенное место в истории медицины заняла пандемия чумы - «черная смерть» - в середине XIV в., когда она обошла все известны в те времена страны, уничтожив четверть человечества.

Большие эпидемии возникали и в следующие годы. Да, эпидемия чумы в 1623 г. забрала во Львове 20 тыс. людей, улицы города были завалены трупами. Борьбу против чумы возглавлял вийт - доктор Мартин Кампиан, который один из власти остался в городе; портрет этого мужественного человека сохраняется в историческом музее Львова.

Исключительно тяжелую бедность переживала Украина во время Освободительной войны. Поля были опустошены. На Подолье в 1650 г. народ употреблял в еду листья деревьев и корня. По показаниям современников, толпы голодных, опухлых людей двинулись на Заднипровья, ища там спасения. Одновременно с полдня через Молдавию распространилась на Украину чума, от которой «люди падали и лежали по дорогам, как дрова». в 1652 г. войско Богдана Хмельницкого после победы на Батозькому поле начало осаду Каменец-Подольского, но через «моровой воздух» вынуждено было ее снять. В будущем году «большой мор был по всей Украине, весьма много умерло людей», как читаем в Черниговской летописи.

Чума прошла Украиной на протяжении 1661–1664 гг., потом - в 1673 г. В этом году особенно потерпела людность Львова и Запорожья. Казацкий совет постановил отделить зараженные курени, однако эпидемия распространялась и оставляла по себе много жертв.

На протяжении веков в Украине существовал обычай при возникновении нашествия строить церковь всем обществом за одни сутки.

Доктор медицины Слежковский в своей книжке «О предотвращении морового воздуха и лечении его» (1623) с целью предотвращения чумы рекомендовал натирать тело соком руты, камфорой и принимать три дня утром смесь из терияка Митридата, спирту, моче мальчика в ровном количестве. При бубонной чуме он советовал прикладывать к опухолям теплую грудь только что убитого пса или распластанные живьем голубя или лягушку.

Интересным было медицинское обеспечение на Запорожской Сече. Жизнь запорожских казаков по большей части проходила в походах и боевых столкновениях. Помощь при разных повреждениях и заболеваниях они оказывали по правилам и средствам народной медицины. Казаки умели пускать кровь, вырывать зубы, изготовлять пластыри для лечения ран, налагать тиски при переломах. Отправляясь в поход, они вместе с запасами оружия и пищей брали и лекарства.



Фрагмент диорамы Медицинская помощь в войске Богдана Хмельницкого

(худ. Г. Хмелько, Центральный музей медицины Украины).

Более-менее подробные сведения о лечебных обычаях запорожских казаков находим в рукописях французского инженера Боплана, который прожил на Украине 17 лет и свои наблюдения изложил в отдельной книге, напечатанной в 1650 г. Он пишет: «Я видел казаков, которые, чтобы лишиться лихорадки, разбавляли в рюмке водки ползаряда пороха, выпивали эту смесь, ложились спать и на утро просыпались в добром состоянии. Часто видел я, как казаки, раненые стрелами, когда не было цирюльников, сами засыпали свои раны небольшим количеством земли, которую перед этим растирали на ладони слюной. Казаки болезней почти не знают. Большая часть из них умирает в столкновениях с врагом или от старости... От природы наделены они силой и ростом высоким...». Боплан отмечает также, что во время зимних походов среди казаков больших потерь от холода не было, поскольку они трижды на день ели горячую уху из пива, которую заправляли маслом и перцем.

Конечно, сведения Боплана не всегда достоверны. Иногда они базируются на легендах и домыслах, не отражая в полной мере действительного состояния врачебной помощи.

Из походов запорожские казаки возвращались с большим количеством раненых, часть которых оставалась навсегда калеками. По этим причинам казаки вынужденные были мать свои госпиталя.

Первый такой госпиталь был основан в Дубовом лесу на острове между реками Старой и Новой Самарой. Там были построены дома и церковь, окруженные защитными рвами.



ЗапорожскийСпас” – главный казацкий госпиталь в Межгорье около Киева.

В конце XVI в. главным госпиталем казаков становится госпиталь в Трахтемиривском монастыре на Днепре ниже Канева.



Трахтемировский госпитальный монастырь на Днепре.

В дальнейшем главный казацкий госпиталь размещался в Межигирскому монастыре около Киева. Монастырь имел большое книгохранилище, включая медицинские книжки, с которыми знакомились монахи монастыря. Позже гетман Богдан Хмельницкий подарил Межигирскому монастырю местечко Вышгород с окружающими селами за помощь, которую монастырь предоставлял раненным казакам.

Военные госпиталя были также в Лебединском монастыре возле Чигирина и Левкивском возле Овруча. Монастыри охотно заботились о казаках, имели от этого и материальную прибыль. В казацких госпиталях, в противовес гражданским в городах и селах, находили пристанище не только калеки, здесь также лечили раненых и больных. Это были своеобразные первые военные лечебные заведения в Украине. В самой Запорожской Сечи раненных и больных лечили цирюльники.

Казахстанско-Российский медицинский университет

Кафедра общественных дисциплин

На тему: Философия XX века- изменение стиля мышления медицины в XX веке

Выполнила: Садырова Рузанна

Группа 203 А стом. факультет

Проверила: Бекбосынова Ж.Б.

Алматы 2013

Введение

Введение

исключения.

различные проблемы.

специальностей.

двадцатого века.

Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI-XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.

Самым характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII-XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы - лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню - единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая, таким образом, о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

Под влиянием арабской учености, начавшей проникать в Европу в 11-12 вв., появился первый робкий интерес к опытному знанию. Так. Р. Гроссетест (около 1168-1253) опытным путем проверил рефракцию линз, ему же наряду с Ибн аль-Хайсамом (965-1039) приписывают внедрение в практику линз для коррекции зрения; Р. Луллий (около 1235-1315) - один из создателей алхимии - занимался поисками «эликсира жизни». Споры и труды средневековых схоластов способствовали развитию логики, алхимия подготовила возникновение научной химии и т.д. Вместе с тем интеллектуальная жизнь средневековой Европы ничего не дала для развития кардинальных проблем естествознания и даже способствовала некоторому регрессу в сфере естественнонаучных знаний. Р. Бэкон (около 1214-1292) был, пожалуй, первым европейским средневековым мыслителем, призвавшим науку служить человечеству и предсказавшим завоевание природы путем ее познания. Однако понадобилось почти два века интеллектуального развития, прежде чем «титаны Возрождения» вывели естествознание из забвения и оно оказалось в центре интересов образованных кругов европейского общества.

Господство теологического мировоззрения, традиционного мышления и застой в естествознании сильно сковывали прогресс в области М. Однако развитие М. не остановилось. В период становления феодализма наиболее благоприятные условия для развития М. сложились в восточных регионах.

Медицина и образование в арабских государствах средневековья - Хирургия и анатомия - Выдающиеся личности арабской медицины - Больницы и лечебницы государств арабского мира

В VII в., когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия. Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа вГундишапуре (Джунди-Шапур) на юге Ирана. Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура (754-776) Джурджус ибн Бахтишу - основатель династии придворных врачей-христиан, которые в течение двух с половиной столетий безупречно служили при дворе багдадских халифов. Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений.

Начало этой деятельности было положено в конце VIII в., однако основная работа переводчиков развернулась в правление халифа ал-Мамуна (813-833), который специально для этого организовал в Багдаде"Дом мудрости" (араб, bait al-hikma ). В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов. Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов - христианина-несторианцаХунайна ибн Исхака (809-873) из Хиры. Он переводил Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина. В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке. Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, которые европейцы назвали "арабскими". Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций - многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей. Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: "арабские" (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и "иноземные" (или древние, общие всем народам и всем религиям). "Арабские" гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предания о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и "Корана", знание которого для мусульман чрезвычайно важно. Изучение "иноземных" наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы: география была необходима для точного описания подвластных земель, история служила основой для изучения жизни Пророка, астрономия и математика уточняли священный календарь. Возрос интерес и к медицине, которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения, задача врача - найти это средство.

Медицина и образование в арабских государствах средневековья По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд. Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Крупные библиотеки были в Багдаде, Бухаре, Дамаске, Каире. Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке главы дамасских врачей Ибн ал-Мутрана (Ibn al-Mutran, XIII в.) , лечившего халифа Салах ад-Дина, было около 10 тыс. книг. Глава багдадских врачей Ибн ал-Талмид (Ibn al-Talmld, XII в.) - автор лучшей фармакопеи своего времени - собрал более 20 тыс. томов, многие из которых были переписаны лично им. В XII в., когда в Западной Европе было лишь два университета (в Салерно и Болонье), в одной только мусульманской Испании (Кордовском: халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина. Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья. В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках (араб.ahlat ), изложенные в "Гиппократовом сборнике" и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag - темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или "неуравновешенным" (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача - восстановить первоначальное состояние. Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы. При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства. В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили.фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Ар-Рази (850- 923) , выдающийся философ, врач и химик раннего средневековья составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине"Всеобъемлющая книга по медицине" ("Kitab al-Hawi" ) в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. "Kitab al-Hawi" была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с "Каноном медицины" Ибн Сины в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний. Другой энциклопедический труд Ар-Рази "Медицинская книга" в 10 томах ("Al-Kitab al-Mansuri" ), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции. Сред и многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат "Об оспе и кори" , который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов!

Хирургия и анатомия Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой, в отличии от древнего мира. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание. Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии.

Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965-1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама"Трактат по оптике" ("Kitab al-Manazir") прославил его имя в странах Востока и Западной Европы. К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе - "Opticae thesaurus Alhazeni arabis" ("Сокровища оптики араба Альхазена") . К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит иАммар ибн Али ал-Маусили (Ammar ihn Ali al-Mausili, X в.) , один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название "операция Аммара". Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в. К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения, которое сделал в XIII в. сирийский врач из ДамаскаИбн ан-Нафйс (Ibn an Nafis) , т.е. на три столетия раньше Мигеля Сервета. Ибн ан-Нафис почитался как великий ученый своего времени, прославившийся комментариями к разделу анатомии в "Каноне" Ибн Сины. Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абул-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Abulcasis ок. 936-1013) . Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре. Аз-Захрави жил в "золотой период" ее развития (вторая половина X в.), когда арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской - и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малаге. В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Этим отчасти объясняется тот факт, что его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы. По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. Он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави). Он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Однако не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не умели бороться с ними. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней. Абу аз-Захрави снискал славу крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира - никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней. Больницы и лечебницы государств арабского мира Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Название больницы -бимаристан (bimaristan) -персидское, это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах испытало значительное влияние иранских и византийских традиций. Согласно сообщению историка ал-Макризи (1364-1442), первая известная больница в мусульманском мире была сооружена во времена Омейядов при халифе ал-Валиде (705-715). Больница в современном смысле этого слова появилась в Багдаде около 800 г. По инициативе халифа Харун ар-Рашида ее организовал армянский врач-христианин из Гундишапура - Джибраил ибн Бахтиши (Gibra"il ibn Bahtisu) , третий в знаменитой династии Бахтишу. Его дед Джурджус ибн Джибраил ибн Бахтишу (Girgis ibn Bahtisu) - основатель династии и глава врачей медицинской школы в Гундишапуре - в 765 г. излечил тяжело больного халифа ал-Мансура, которого никто не мог вылечить. И несмотря на то, что Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф назначил его главой врачей столицы Халифата-Багдада. Он и все его потомки на протяжении шести поколений успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI в. Больницы, основанные мусульманами, были трех видов. К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и не медицинского обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому. Одной из самых крупных была больница "ал-Мансури" в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Обслуживающие ее врачи обоего пола специализировались в различных областях медицинских знаний. Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими. Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание. Так, при Омёйядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны), они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура. Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой- направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и п ривел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в "Коране" (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье. Согласно преданию, Пророк Мухаммед получил свои познания в области медицины от врача ал-Харита ибн Каладаха (al-Harit ibri Kalada) , который родился в Мекке в середине VI в., а медицине обучался в Гундишапурской медицинской школе. Если этот факт имел место, гигиенические рекомендации "Корана" восходят к традициям Гундишапура, впитавшего традиции древнегреческой и индийской медицины.

Медицина Средневековья

Российский Государственный Медицинский Университет им. Н.И. Пирогова

кафедра истории медицины

Реферат по истории медицины

«Медицина средневековья»

Московский лечебный факультет, поток «Б»

выполнил студент группы №117

Кирьянов М.А.

Научный руководитель Дорофеева Е.С.

Москва 2002

Введение 3

Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе 5

Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века 23

Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах 35

Заключение 41

Список литературы 42

Введение

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества

или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в

двух словах: невежество и суеверие.

В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении

всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем

указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии,

магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.

Как доказательство ничтожности средневековой медицины приводят

совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и

вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода

убийственных эпидемии чумы, проказы, различного рода кожных заболеваний и

В противоположность этому взгляду существует мнение, что средние века

потому выше древности, что они за нею следуют. Ничего доказывать, что и то,

и другое лишено основания; по крайне мере, что касается медицины, уже один

здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в

медицинском предании, и подобно тому, как история всех других областях

культуры покажет, что варвары были не посредственными преемниками римлян,

точно так же и медицина не может, и не могла составить в этом отношении

исключения.

Известно, с одной стороны, что в Римской Империи и, в особенности в

Италии преобладала греческая медицина, так что греческие сочинения служили

настоящими руководствами для наставников и учеников, и с другой стороны,

что нашествие варваров вовсе не имели на западе таких всесокрушающих

последствий для науки и искусств, как обычно полагалось.

Мне показалась интересная эта тема тем, что эпоха средних веков

является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука

стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицин.

Но ничего не бывает и не происходит на пустом месте…

В своем реферате я показал в первой главе общую картину этой эпохи,

так как нельзя рассматривать по отдельности любые отрасли, будь то

искусство, экономика или как в нашем случае медицина, так как для создания

объективности надо рассматривать данный раздел науки относительно своего

периода времени, учитывая всю его специфику и рассматривая с этой позиции

различные проблемы.

Мне было интересно рассмотреть во второй главе более конкретно тему

истории средневекового госпиталя, его путь становления от простой обители

призрения бедных и места каратативной деятельности церкви до формирования

социального института медицинской помощи, хотя даже подобие современной

больницы с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и некоторой

специализацией госпиталь начинает походить только что с XV века.

Интересна и клиническая подготовка врачей в период средневековья,

которой посвящена третья глава, их процесс обучения на медицинских

факультетах университетов того времени, так как в основном образование было

теоретическим, более того, схоластическим, когда студентам приходилось

просто переписывать на лекциях труды древних, причем даже не сами

произведения античных ученых, а комментарии к ним святых отцов. Сама наука

была в жестких рамках, диктуемых церковью, ведущий лозунг, который дал

доминиканец Фома Аквинский, (1224-1274): «Всякое познание- грех, если оно

не имеет целью познание Бога» и поэтому любое свободомыслие, отступления,

иная точка зрения - рассматривалось как ересь, и быстро и беспощадно

наказывалось «святой» инквизицией.

В качестве справочной литературы в реферате были использованы

следующие источники, такие как – большая медицинская энциклопедия,

справочное пособие, составившие основу данной работы. И которое, наверное,

наиболее полно освещает самые актуальные моменты, связанные с медициной и,

интересное, как и для студентов, так уже и для практикующих врачей любых

специальностей.

В качестве периодической литературы я взял журналы: «Проблемы

социальной гигиены и истории медицины», где по его тематике размещены

«Клиническая медицина» и «Российский медицинский журнал», в которых есть

Немаловажным подспорьем оказались и книги «История медицины» Л. Менье,

«История средневековой медицины» Ковнер, «История медицины. Избранные

лекции» Ф.Б. Бородулин, где подробно описан весь период истории медицины,

начиная с первобытного общества и завершая уже началом и серединой