Дцп причины симптомы лечение. Что такое ДЦП? Лечение Детского церебрального паралича

ДЦП (детский церебральный паралич) – это название целой группы неврологических нарушений, которые возникают в результате поражения структур мозга у ребенка во время беременности и в первые недели жизни. Обязательным клиническим компонентом являются двигательные нарушения, кроме которых зачастую имеются речевые и умственные расстройства, эпилептические припадки и нарушения эмоционально-волевой сферы. ДЦП не имеет прогрессирующего характера, однако его симптомы часто остаются с человеком на всю жизнь и становятся причиной инвалидности. Из этой статьи Вы узнаете о причинах, клинических проявлениях и методах лечения ДЦП.

При детском церебральном параличе всегда имеется структурно-морфологическое поражение головного мозга, то есть четкая анатомическая основа клинических симптомов. Такая зона возникает в результате действия какого-либо причинного фактора и не распространяется на другие отделы мозга (поэтом в случае с ДЦП и говорят о непрогрессирующем характере течения). Поскольку за каждой зоной головного мозга закреплена определенная функция, то при ДЦП эта функция утрачивается.

Несмотря на современные достижения в области медицины, распространенность ДЦП продолжает оставаться высокой и составляет 1,5-5,9 на 1000 новорожденных детей. Частота ДЦП среди мальчиков несколько выше, чем среди девочек. Соотношение составляет 1,33:1.


Причины ДЦП

В основе любого случая ДЦП лежит патология нейронов, когда у них имеются структурные нарушения, не совместимые с нормальным функционированием.

ДЦП может быть вызвано действием неблагоприятных факторов в самые различные периоды формирования головного мозга - с самого первого дня беременности, в течение всех 38-40 недель беременности и первых недель жизни, когда мозг ребенка очень раним. По статистике в 80% случаев причина подействовала во внутриутробном периоде и в родах, остальные 20% приходятся на период после родов.

Так что же может вызвать ДЦП? Наиболее частыми причинами являются:

  • нарушение развития структур головного мозга (в результате передающихся из поколения в поколениегенетических нарушений, спонтанных мутаций генов);
  • нехватка кислорода (гипоксия головного мозга): острая (асфиксия в родах, преждевременная отслойка плаценты, стремительные роды, обвитие пуповиной) или хроническая (недостаточный кровоток в сосудах плаценты из-за фетоплацентарной недостаточности);
  • перенесенные внутриутробно и в первые месяцы жизни инфекционные заболевания (внутриутробные инфекции, особенно группа ТОРЧ (TORCH), менингоэнцефалиты, арахноидиты);
  • токсическое воздействие на ребенка (алкоголь, курение, наркотики, сильнодействующие лекарственные средства, профессиональные вредности, радиация);
  • механические травмы (внутричерепная травма в родах);
  • несовместимость матери и плода по различным причинам (резус-конфликт, конфликт по группе крови с развитием гемолитической болезни);
  • хронические заболевания матери (сахарный диабет, бронхиальная астма, пороки сердца).

Особый риск имеют дети, родившиеся недоношенными. Среди них распространенность ДЦП значительно выше по сравнению с доношенными детьми. Также риск выше у детей с массой тела при рождении меньше 2000 г., у детей от многоплодной беременности (двойни, тройни).

Ни одна из выше перечисленных причин не является ею как таковой на 100%. Это означает, что, к примеру, наличие сахарного диабета у беременной или перенесенный грипп не обязательно приведут к развитию у ребенка ДЦП. Риск рождения ребенка с ДЦП в таком случае выше, чем у здоровой женщины, но не более того. Конечно, комбинация из нескольких факторов значительно увеличивает риск патологии. В каждом индивидуальном случае с ДЦП редко можно уловить наличие лишь одной весомой причины, чаще в анамнезе обнаруживается несколько факторов.

Исходя из изложенных основных причин ДЦП, рекомендуется следующая профилактика этого состояния: планирование беременности с санацией хронических очагов инфекции, грамотное ведение беременности с тщательным и своевременным обследованием, а при необходимости и лечением, индивидуальная тактика проведения родов. Перечисленные факторы - наиболее эффективные меры профилактики ДЦП.

Симптомы


Для детей с ДЦП характерна задержка двигательного развития.

Симптомы ДЦП являются, в основном, двигательными нарушениями. Причем вид подобных нарушений и выраженность разнятся в зависимости от возраста ребенка. В связи с этим принято выделять следующие стадии заболевания:

  • раннюю – до 5 месяцев жизни;
  • начальную резидуальную – с 6 месяцев и до 3 лет;
  • позднюю резидуальную – после 3-х лет.

В раннюю стадию диагноз редко выставляется, потому что как таковых двигательных навыков в этом возрасте очень мало. Но, тем не менее, существуют определенные признаки, которые могут быть первыми симптомами:

  • задержка двигательного развития: существуют средние сроки появления определенных навыков (способность удерживать головку, переворачиваться с живота на спину, целенаправленно тянуться за игрушкой, сидеть, ползать, ходить). Отсутствие этих навыков в соответствующий временной промежуток должно настораживать врача;
  • у детей существуют безусловные рефлексы, которые угасают к определенному возрасту. Существование этих рефлексов после достижения такого возраста – признак патологии. Например, хватательный рефлекс (надавливание на ладонь ребенка пальцем вызывает захват этого пальца, сжимание ладони) в норме после 4-5 месяцев не встречается. Если он все же выявляется – это повод к более тщательному обследованию;
  • нарушение мышечного тонуса: повышенный или пониженный тонус может определить невропатолог при осмотре. Результатом изменения мышечного тонуса могут быть избыточные, бесцельные, внезапные или медленные, червеобразные движения в конечностях;
  • преимущественное использование одной конечности для осуществления действий. Например, в норме ребенок тянется к игрушке двумя руками с одинаковым рвением. Причем это не зависит от того, будет ребенок правшой или левшой в будущем. Если же он постоянно пользуется только одной рукой, это должно настораживать.

Детей, у которых при плановом осмотре у врача были выявлены какие-либо даже незначительные нарушения, необходимо осматривать каждые 2-3 недели. При повторных осмотрах обращают внимание на динамичность выявленных изменений (сохраняются ли нарушения, нарастают или уменьшаются), все ли двигательные навыки формируются с задержкой, или задержка одного из них была вариантом индивидуального развития.

Большая часть симптомов ДЦП появляется в начальный резидуальный период, то есть после полугода жизни. К таким симптомам относятся нарушения движений и мышечного тонуса, речи, умственного развития, слуха и зрения, глотания, мочеиспускания и дефекации, формирование контрактур и скелетных деформаций, судороги. То, какие именно симптомы будут выходить на первый план, зависит от клинической формы заболевания. Давайте ознакомимся с существующими клиническими формами ДЦП.

Всего выделяют 4 формы:

  • спастическая (спастическая диплегия, спастическая тетраплегия (двойная гемиплегия), гемиплегия);
  • дискинетическая (гиперкинетическая);
  • атаксическая (атонически-астатическая);
  • смешанная.

Спастическая форма

Это наиболее часто встречающаяся форма. Основными признаками являются нарушение мышечной силы и тонуса в конечностях. В зависимости от количества вовлеченных конечностей подразделяется на несколько подтипов.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла) – характеризуется поражением всех четырех конечностей, с наибольшей выраженностью процесса в ногах, психическими, умственными и речевыми расстройствами. Наиболее четко симптомы заявляют о себе к концу первого года жизни. Мышечный тонус повышен во всех конечностях, но больше в ногах (преимущественно в сгибателях рук и разгибателях ног). Это приводит к ограничению движений, к формированию вынужденного положения конечностей. При попытке встать ноги не упираются всей стопой о поверхность, а становятся на носки, иногда перекрещиваются. Постоянное мышечное напряжение со временем приводит к формированию контрактур, вследствие чего суставы изменяют свою конфигурацию. Это еще больше затрудняет произвольные движения. Пяточное сухожилие укорачивается, стопы деформируются.

Сухожильные рефлексы повышаются, выявляются патологические стопные и кистевые признаки (Бабинского, Гордона, Жуковского и другие).

Возможно появление непроизвольных движений (гиперкинезов) в конечностях, причем чаще они развиваются в мышцах лица и рук. Иногда это вызывает негативную реакцию окружающих, потому что, например, гиперкинезы в области лица могут выглядеть как гримасничанье, поддразнивание. Гиперкинезы усиливаются при волнении, уменьшаются во сне.

Нарушения речи выражаются в смазанности, нечеткости, логопедических дефектах. Причем с возрастом без соответствующего лечения это не проходит.

Умственные и психические проблемы проявляются нарушением концентрации внимания, плохой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Обычно умственные нарушения не ярко выражены. Поэтому при хорошем функционировании верхних конечностей такие люди вполне адаптируются в социуме, приобретают профессию и обслуживают себя.

Спастическая тетраплегия или двойная гемиплегия характеризуется равномерным поражением всех четырех конечностей или более выраженным нарушением движений в руках. Это наиболее тяжелая форма ДЦП, потому что, как правило, сопровождается выраженными умственными, психическими, речевыми расстройствами, судорожным синдромом. Умственные нарушения достигают степени олигофрении, речь может вообще иметь вид нечленораздельного мычания. Наряду с этим наблюдаются нарушение зрения из-за атрофии зрительных нервов (что нельзя скорригировать ношением очков или линз), косоглазие, нарушение слуха. Симптомы при этой форме заболевания заметны уже в первые месяцы жизни. Сухожильные рефлексы очень высокие, выявляется множество патологических признаков со стоп и кистей. Такие дети не умеют сидеть и тем более ходить. Выраженные двигательные нарушения приводят к раннему формированию контрактур многих суставов, деформации позвоночника. Больные требуют постоянного, пожизненного постороннего ухода.

Гемиплегия означает наличие у больного мышечной слабости с одной стороны – левой или правой. То есть парез захватывает одноименные руку и ногу, причем часто в руке он более выражен, чем в ноге. Дети с такой формой учатся сидеть и ходить, овладевают навыками самообслуживания, но значительно позже своих сверстников. С самого рождения заметно отставание пораженных конечностей от здоровых. Когда ребенок уже ходит, в глаза бросается характерная поза – пораженная рука согнута и прижата к телу (рука просящего), а нога выпрямлена и не сгибается при передвижении. Кроме двигательных нарушений при гемиплегии обнаруживают судорожные приступы, умеренные или незначительные умственные нарушения. Если судорожные припадки возникают часто, они могут стать причиной значительного снижения интеллекта.

Дискинетическая (гиперкинетическия) форма

Характеризуется наличием непроизвольных движений – гиперкинезов. Обычно эти симптомы появляются уже после года. Движения могут быть самыми разнообразными: червеобразные движения в пальцах рук, махи и имитация бросков руками, скручивание туловища вокруг своей оси, гримасничанье. Непроизвольное сокращение мышц гортани может приводить к появлению неконтролируемых звуков и выкриков. При эмоциональном перенапряжении гиперкинезы усиливаются, в состоянии покоя и сна исчезают.

Гиперкинезы сопровождаются снижением мышечного тонуса. Периодически возникают эпизоды внезапного повышения тонуса, у детей первых месяцев жизни это называется дистоническими атаками.

Наблюдается задержка формирования двигательных навыков: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, ходьба становятся возможными позже, чем у сверстников. Тем не менее, такие дети со временем овладевают навыками самообслуживания и не нуждаются в посторонней помощи.

При дискинетической форме может нарушаться речь. Обычно слова произносятся медленно, не совсем внятно, с нарушением артикуляции.

Интеллект практически не страдает.

Атаксическая форма

Эта форма возникает при преимущественном поражении связей мозжечка или лобных долей. С самого рождения мышечный тонус снижен. Все двигательные навыки формируются со значительным опозданием. Нарушаются координация и точность движений. Походка шатающаяся, попытки взять что-либо заканчиваются промахиванием и мимопопаданием. Возможно дрожание в конечностях. Иногда при этой форме возникают гиперкинезы. Умственные способности могут не нарушаться, а могут достигать различной степени олигофрении.

Смешанная форма

Эта форма диагностируется при наличии симптомов, характерных для двух и более клинических форм (описанных выше).


Лечение


Занятия лечебной физкультурой важный компонент лечения ДЦП.

Лечение ДЦП – процесс сложный и очень длительный. Эффект зависит от тяжести поражения нервной системы (клинической формы заболевания), срока диагностики заболевания, комплексности методов лечения, упорства и настойчивости родителей больного ребенка.

При ДЦП основная роль отводится немедикаментозным методам лечения, которые основываются на установлении мышечного стереотипа, правильной позы путем стимуляции оставшихся сохранными нервных структур головного мозга.

Само по себе состояние ДЦП не излечимо, то есть восстановить разрушенные нейроны невозможно на сегодняшний день. Но можно «научить» оставшиеся неповрежденными нейроны так функционировать, чтобы человек мог жить в социуме полноценно, не ощущая своей ущербности.

Среди всех методов лечения следует отметить следующие:

  • массаж;
  • лечебная гимнастика;
  • Войт-терапия, Бобат-терапия;
  • использование нагрузочных (тренировочных) костюмов – «Адели», «Гравистат» и других;
  • занятия с логопедом и психологом;
  • медикаментозное лечение;
  • оперативная ортопедическая помощь;
  • симптоматическое нейрохирургическое вмешательство.

О методах массажа, особенностях его использования при ДЦП Вы можете узнать из одноименной статьи.

Лечебная гимнастика применяется как самостоятельно, так и в сочетании с Войт- и Бобат-терапией. Комплексы ЛФК разрабатываются индивидуально, направлены на снятие напряжения мышц, обучение координации и поддержание равновесия, устранение мышечной слабости. Условием для достижения эффекта является регулярность и систематичность занятий.

Войт- и Бобат-терапия – это тоже виды лечебной гимнастики. У истоков этих методик лежит стимуляция движений на основе имеющихся врожденных рефлексов. То есть обучение новым двигательным навыкам происходит благодаря тем рефлексам, которые есть у данного больного. Цель терапии – максимально приблизить двигательную активность больного к норме, сформировать двигательный стереотип пусть даже на основе патологических рефлексов.

Использование тренировочных костюмов «Адели», «Гравистат» позволяет устранить порочные положения различных частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения мышц. Конечностям и туловищу с помощью фиксаторов, амортизаторов, специальной одежды придается правильное положение тела, в котором ребенок пребывает некоторое время и даже осуществляет отдельные движения. Лечение проводят курсами, постепенно увеличивая время пребывания в костюме.

Занятия с логопедом и психологом позволяют скорригировать общение с окружающими, социально адаптировать ребенка, расширить сферу его жизни.

Из медикаментозных средств основное внимание уделяется использованию препаратов, снижающих мышечный тонус, - Баклофен, Мидокалм, Сирдалуд. С этой же целью используют инъекции ботулотоксина (Ботокс, Диспорт) в мышцы.

Возможно применение препаратов, улучшающих метаболизм головного мозга и его кровообращение, но некоторые медики относятся скептически к подобным мерам, не видя результатов такого лечения.

Оперативная ортопедическая помощь заключается в устранении деформаций конечностей и суставов с целью облегчения передвижения и самообслуживания. Например, пластика ахиллового сухожилия способствует правильному опорному положению стопы.

Нейрохирургическое вмешательство подразумевает устранение патологической импульсации в мозге, которая лежит в основе спастичности и гиперкинезов. Операции заключаются либо в разрушении отдельных структур мозга (ответственных за продукцию «неправильных» сигналов), либо во вживлении устройств, подавляющих патологическую импульсацию.

Особую роль в лечении ДЦП играет использование вспомогательных приспособлений (технических средств реабилитации), которые не только максимально облегчают жизнь больному, но и осуществляют тренировку мышц. К таким средствам относят кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы (устройство для придания телу вертикального положения), кресла-сиденья для ванны, кресла-туалеты, специальные велосипеды и тренажеры для больных ДЦП, ортезы, туторы для придания правильного положения суставам и многое другое.

Большинство методов применяется как в специальных медицинских учреждениях для больных с ДЦП, так и дома. Благоприятное влияние оказывает санаторно-курортное лечение. Специальные санатории, ориентированные на больных с ДЦП, оснащены большим количеством необходимых приспособлений и позволяют осуществлять комплексное воздействие на патологический процесс. Комбинация физиотерапевтических методик с массажем, ЛФК, водными процедурами оказывает ощутимый лечебный эффект.

Из нетрадиционных методов лечения у больных с ДЦП используют анималотерапию – лечение с помощью животных. Чаще для этой цели применяют лошадей и дельфинов.

Эффективность лечения стволовыми клетками при ДЦП в настоящее время не доказана.

Детский церебральный паралич – комплекс различных неврологических симптомов, во главе которых стоят двигательные расстройства. Может сопровождаться умственными и речевыми нарушениями. Может протекать очень тяжело, но это не всегда приговор. Комплексное применение различных методик лечения способствует формированию двигательных навыков, приспособлению больного к существованию в обществе, обеспечивает возможность обучения и приобретения профессиональных навыков, а значит, делает жизнь полноценной.

ТВЦ, передача «Врачи» на тему «Детский церебральный паралич: о симптомах и профилактике»


Online Тесты

  • Тест на наркотическую зависимость (вопросов: 12)

    Будь-то препараты по рецепту, незаконные наркотики или препараты в свободной продаже, если вы попали в зависимость, ваша жизнь начинает движение по наклонной вниз, и вы тянете тех, кто вас любит, с собой...


Детский церебральный паралич

Что такое Детский церебральный паралич -

Детский церебральный паралич - термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальньгй и ранний постнатальный периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.

Частота детского церебрального паралича составляет 1,7-3,3 на 1000 детского населения и 1,7-5,9 на 1000 родов.

Что провоцирует / Причины Детского церебрального паралича:

Факторы, детерминирующие структурно-функциональные изменения в мозге, в 80 % случаев действуют в процессе внутриутробного развития плода, в 20 % - постнатально. Среди патогенных факторов, повреждающих мозг внутриутробно, ведущая роль принадлежит инфекциям (грипп, краснуха, токсоплазмоз), соматическим и эндогенным заболеваниям матери (врожденные пороки сердца, хронические заболевания легких, сахарный диабет, гипо- и гипертиреоз и др.), иммунологической несовместимости крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам), профессиональным вредностям, алкоголизму. Из факторов, вызывающих поражение мозга в процессе родов, основное значение имеют родовая травма, асфиксия в родах, в раннем послеродовом периоде - энцефалиты.

Патогенез (что происходит?) во время Детского церебрального паралича:

Изменения в нервной системе связаны с гипоксией и метаболическими расстройствами, оказывающими прямое и опосредованное (через продукты нарушенного метаболизма) влияние на развитие и функцию мозга.

Патоморфология. Многообразие вредных факторов и различные периоды их действия определяют вариабельность степени выраженности структурных дефектов мозга. У 30 % детей с церебральным параличом обнаруживаются аномалии мозга - микрополигирия, пахигирия, порэнцефалия, агенезия мозолистого тела, являющиеся результатом поражения мозга в ранней стадии онтогенеза. При микроскопическом исследовании определяются пролиферация глии и дегенерация нейронов. В ряде случаев обнаруживаются грубые очаговые дефекты - атрофический лобарный склероз, атрофии клеток базальных ганглиев и зрительного бугра, гипофиза, мозжечка. Атрофический лобарный склероз проявляется массивной локализованной атрофией лобной доли, недоразвитием коры головного мозга, среднего мозга. Поражение базальных ганглиев и зрительного бугра характеризуется разрастанием миелиновых волокон с кольцеобразным расположением их вокруг сосудов. Обычно эти изменения происходят при ядерной желтухе. В мозжечке обнаруживаются недостаточная миелинизация проводящих путей, изменение нейронов.

Симптомы Детского церебрального паралича:

В зависимости от особенностей двигательных, психических и речевых расстройств выделяются пять форм:

  1. спастическая диплегия;
  2. двойная гемиплегия;
  3. гиперкинетическая форма;
  4. атонически-астатическая форма;
  5. гемиплегическая, или гемипаралитическая, форма.

Различают три стадии течения заболевания:

  1. раннюю;
  2. начальную хронически-резидуальную;
  3. конечную резидуальную.

В конечной стадии определяют Iстепень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень - некурабельную, с глубоким нарушением психики и моторики.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Наиболее распространенная форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия (диплегия) или тетрапарез с преимущественной локализацией в ногах, психические и речевые расстройства. Наиболее отчетливо спастическая диплегия проявляется к концу первого года жизни. У детей задерживается формирование статических и локомоторных функций, выпрямляющих рефлексов туловища. Мышечный тонус значительно повышен во всех конечностях. Особенно выражено повышение тонуса в сгибательных группах мышц рук, а также разгибательных и приводящих мышцах ног. Вследствие повышения мышечного тонуса ограничиваются активные движения ребенка, возникает вынужденное положение конечностей. В положении лежа руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, ноги вытянуты, разогнуты в тазобедренных и голеностопных суставах, приведены друг к другу, иногда перекрещены. При попытке поставить ребенка на ноги он упирается на носки, а ноги при этом перекрещиваются. Движения в проксимальных группах мышц затруднены, а в дистальных сохранены. Повышение мышечного тонуса с возрастом способствует возникновению тугоподвижности, контрактур в крупных суставах. Постоянное напряжение пяточного (ахиллова) сухожилия и усиленная опора на носки приводят к грубым деформациям стоп.

Сухожильные и надкостничные рефлексы на руках и особенно ногах повышены, вызываются с расширенной рефлексогенной зоны. Возможны клонусы стоп, коленных чашечек, патологические сгибательные (Россолимо, Менделя - Бехтерева, Жуковского) и разгибательные (Бабинского, Оппенгейма, Шеффера, Гордона) рефлексы. Спастическая диплегия сочетается с гиперкинезами главным образом атетоидного и хореоатетоидного типа, синкинезиями. Гиперкинезы в руках и мимической мускулатуре лица преобладают над гиперкинезами в ногах. Атетоидный гиперкинез доминирует в пальцах, кистях, мышцах лица, хореический - в проксимальных отделах конечностей. Гиперкинезы усиливаются при волнении и ослабевают во сне, в состоянии покоя. Степень выраженности гиперкинезов прямо коррелирует с тяжестью поражения нервной системы.

Развитие речи у детей со спастической диплегией задерживается. Речевые расстройства проявляются дизартрией, алалией. Гиперкинезы артикуляционной и дыхательной мускулатуры делают речь смазанной, толчкоо бразной. Интеллект в больш инстве случаев снижен. Дети с трудом концентрируют внимание на занятиях, быстро истощаются, отвлекаются. Как правило, не могут самостоятельно организовать игру, не владеют собой. Память снижена. Судорожные пароксизмы при спастической диплегии встречаются реже, чем при других формах детского церебрального паралича.

В первые месяцы жизни чаще возникают генерализованные пароксизмы, затем характер их варьирует. Наличие судорог ухудшает прогноз.

Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия или тетрапарез с преимущественной локализацией в руках и неравномерным поражением сторон, выраженные психические и речевые расстройства. Заболевание проявляется в первые месяцы жизни. В положении ребенка на спине обращает на себя внимание ограничение его активности. Вследствие вы сокого мышечного тонуса в конечностях руки согнуты в ло ктевых суставах, приведены к туловищу, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах или, наоборот, разогнуты. Статические и локомоторные функции у детей с двойной гемиплегией не формируются. Они не овладевают навыками сидения, самостоятельной ходьбы. Тяжелые двигательные расстройства сочетаются с ранними контрактурами суставов, костными деформациями.

Сухожильные рефлексы очень высокие. Выявляются патологические кистевые и стопные рефлексы. Часто выражен симптомокомплекс псевдобульбарного паралича, что обусловливает затруднение приема пищи, нарушение функций артикуляционного аппарата.

Речевые расстройства при двойной гемиплегии проявляются задержкой речевого развития, малым словарным запасом, псевдобульбарными дизартриями. Речь обычно смазанная, гнусавая, плохо понятная, нередко отмечается неправильное произношение звуков. Изменен темп речи. Слова и звуки произносятся либо чрезмерно громко, быстро, либо слабо, медленно.

Интеллект значительно снижен. Мышление замедленно, инертно, память ослаблена. Часто наблюдаются расторможенность, эйфория, апатико-абулические нарушения, отмечаются судорожные припадки. Как и при спастической диплегии, они влияют на прогноз заболевания.

Гиперкинетическая форма. Характерны непроизвольные атетоидные движения, нарушение мышечного тонуса, речевые расстройства. Непроизвольные насильственные движения в тяжелых случаях появляются в гр удном возрасте, но у большинства детей при умеренном поражении нервной системы гиперкинезы возникают в конце 1-го - начале 2-го года жизни. Гиперкинезы локализуются в дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре лица, мышцах туловища, шеи. При тяжелых формах непроизвольные движения медленны, наблюдаются главным образом в кистях и стопах, при относительно легких развиваются быстро, внезапно, охватывают мышцы шеи, плеч, туло вища, типа то рсионного спазма. Эмоциональные переживания усиливают движения, а физиологический покой, спокойная обстановка ослабляют непроизвольные движения.

Мышечный тонус в течение первого года жизни периодически меняется. Типичны быстрые полярные изменения его за короткий период (перемежающиеся спазмы, дистония). У детей 1-го месяца жизни наблюдается мышечная гипотония. Со 2-го месяца жизни отмечаются дистонические атаки, во время которых происходит внезапное повышение мышечного тонуса. сменяющееся снижением. Сухожильные рефлексы нормальны или повышены. Речевые расстройства проявляются задержкой формирования речи, нарушением артикуляции, темпа речи. Как правило, речь при гиперкинетической форме детского церебрального паралича замедленная, монотонная, невнятная, иногда представляет набор трудноразличимых звуков. Интеллект может страдать незначительно. Судорожные пароксизмы редки.

Атонически-астатическая форма. Характерными особенностями являются мозжечковые расстройства. С рождения наблюдается генерализованная мышечная гипотония. Задерживается формиров ание статических и локомоторных функций. Дети со значительным опозданием по сравнению с физиологической нормой начинают садиться, стоять, ходить. В вертикальном положении вследствие мышечной гипотонии наблюдается переразгибание в коленных суставах. Сухожильные и периостальные рефлексы могут быть сохранными, что отличает данную форму от спинальных амиотрофий. Нарушения координации и статики движений становятся заметными при развитии произвольных движений. Типичны интенционный тремор, дисметрия, атаксия. Интеллект страдает незначительно. В ряде случаев у детей с атонически-астатической формой имеются умеренные гиперкинезы и признаки пирамидной недостаточности.

Гемиплегическая форма. Характерными особенностями являются односторонний парез руки и ноги по центральному типу, преимущественно выраженный в руке, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства. В тяжелых случаях гемиплегическая форма диагностируется с рождения. Признаки двигательной недостаточности пораженных конечностей обнаруживаются по ограничению объема спонтанных активных движений. Гемипарез в конечностях сочетается с поражением по центральному типу VII и XII пар черепных нервов. Мышечный тонус в первые 2-3 мес. жизни снижен. Повышение мышечного тонуса происходит медленно. Выраженным оно становится к 1-1,5 годам жизни, когда ребенок начинает ходить. Увеличение мышечного тонуса в сгибателях руки и разгибателях ноги определяет классическую позу Вернике - Манна.

Сухожильные и периостальные рефлексы обычно высокие с обеих сторон, но на стороне поражения выше. На стороне гемипареза выявляются также патологические кистевые и стопные рефлексы. Редко наблюдаются чувствительные нарушения по проводниковому типу. Речевые расстройства проявляются псевдобульбарной дизартрией. Интеллект и память, как правило, снижены. Внимание неустойчиво, дети быстро истощаются. Психическая активность снижена. Судороги обычно генерализованные, реже парциальные, встречаются в 40-50 % случаев. Они влияют на психическое развитие и прогноз болезни.

Диагностика Детского церебрального паралича:

Диагноз детского церебрального паралича ставится на основании семейного анамнеза и данных клинического осмотра. В первые месяцы жизни детский церебральный паралич может быть заподозрен при отсутствии либо задержке основных безусловных рефлексов, позднее - при появлении мезэнцефальных позотонических установочных рефлексов, асимметрии мышечного тонуса, отклонении его от физиологической нормы (мышечная гипотония или умеренная гипертония), ограничении объема спонтанных движений, асимметрии в движениях, треморе пальцев, атетоидных гиперкинезах. Эти признаки и отягощенный анамнез беременности (инфекции, интоксикации, резус-конфликт матери и плода) являются факторами риска развития детского церебрального паралича, что служит основанием для наблюдения за ребенко м. Окончательный диагно з формируется по сле года, когда двигательные, речевые и психические нарушения становятся отчетливыми.

Дифференцировать детский церебральный паралич следует от наследственных заболеваний, хромосомных синдромов, опухолей нервной системы, нейроинфекций. При дифференциальной диагностике необходимо учитывать данные генеалогического анамнеза, сведения о течении беременности, возраст больных, клиническую симптоматику (характер двигательных расстройств и изменений мышечного тонуса), эффективность терапии, особенности течения.

Большинство форм наследственно-дегенеративных заболеваний отличается отягощенным семейным анамнезом (наличие в семье родственников, страдающих аналогичным заболеванием), полисистемным поражением нервной системы и внутренних органов, прогредиентным течением. У больных с хромосомными синдромами характерный внешний вид, имеются множественные пороки развития. Опухоли головного мозга, как правило, сочетаются с общемозговой и очаговой симптоматикой, течение их прогрессирующее.

Течение и прогноз. Течение детских церебральных параличей обычно регредиентное, с постепенным улучшением. Исключением являются случаи с судорогами. Прогноз определяется степенью поражения мозга. При детском церебральном параличе, возникшем вследствие действия повреждающего фактора в ранние сроки беременности, имеются более глубокие нарушения в нервной системе и прогноз серьезен.

Лечение Детского церебрального паралича:

Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, этапным, длительным. Раннее лечение детского церебрального паралича предусматривает своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций позы, ротации, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка. Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.

Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж, занятия с логопедом, медикаментозную терапию, а в случае необходимости хирургическое лечение контрактур. (При болезни Литтла в отдельных случаях возникают показания для операции на корешках конского хвоста.)

Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости. Улучшение психического развития детей достигается назначением глутаминовой кислоты, церебролизина, аминалона, пиридитола (энцефабола). Стимулируют и улучшают обмен веществ также витамин В12, пирогенал.

Профилактика Детского церебрального паралича:

К каким докторам следует обращаться если у Вас Детский церебральный паралич:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Детского церебрального паралича, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны . Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее .

(+38 044) 206-20-00

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие заболевания из группы Болезни нервной системы:

Абсансная эпилепсия Кальпа
Абсцесс мозга
Австралийский энцефалит
Ангионеврозы
Арахноидит
Артериальные аневризмы
Артериовенозные аневризмы
Артериосинусные соустья
Бактериальный менингит
Боковой амиотрофический склероз
Болезнь Меньера
Болезнь Паркинсона
Болезнь Фридрейха
Венесуэльский лошадиный энцефалит
Вибрационная болезнь
Вирусный менингит
Воздействие сверхвысокочастотного электромагнитного поля
Воздействие шума на нервную систему
Восточный лошадиный энцефаломиелит
Врожденная миотония
Вторичные гнойные менингиты
Геморрагический инсульт
Генерализованная идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы
Гепатоцеребральная дистрофия
Герпес опоясывающий
Герпетический энцефалит
Гидроцефалия
Гиперкалиемическая форма пароксизмальной миоплегии
Гипокалиемическая форма пароксизмальной миоплегии
Гипоталамический синдром
Грибковые менингиты
Гриппозный энцефалит
Декомпрессионная болезнь
Детская эпилепсия с пароксизмальной активностью на ЭЭГ в затылочной области
Диабетическая полиневропатия
Дистрофическая миотония Россолимо–Штейнерта–Куршмана
Доброкачественная детская эпилепсия с пиками на ЭЭГ в центрально-височной области
Доброкачественные семейные идиопатические неонатальные судороги
Доброкачественный рецидивирующий серозный менингит Молларе
Закрытые повреждения позвоночника и спинного мозга
Западный лошадиный энцефаломиелит (энцефалит)
Инфекционная экзантема (бостонская экзантема)
Истерический невроз
Ишемический инсульт
Калифорнийский энцефалит
Кандидозный менингит
Кислородное голодание
Клещевой энцефалит
Кома
Комариный вирусный энцефалит
Коревой энцефалит
Криптококковый менингит
Лимфоцитарный хориоменингит
Менингит, вызванный синегнойной палочкой (псевдомонозный менингит)
Менингиты
Менингококковый менингит
Миастения
Мигрень
Миелит
Многоочаговая невропатия
Нарушения венозного кровообращения головного мозга
Нарушения спинального кровообращения
Наследственная дистальная спинальная амиотрофия
Невралгия тройничного нерва
Неврастения
Невроз навязчивых состояний
Неврозы
Невропатия бедренного нерва
Невропатия большеберцового и малоберцового нервов
Невропатия лицевого нерва
Невропатия локтевого нерва
Невропатия лучевого нерва
Невропатия срединного нерва
Незаращение дужек позвонков и спинномозговые грыжи
Нейроборрелиоз
Нейробруцеллез
нейроСПИД
Нормокалиемический паралич
Общее охлаждение
Ожоговая болезнь
Оппортунистические заболевания нервной системы при ВИЧ-инфекции
Опухоли костей черепа
Опухоли полушарий большого мозга
Острый лимфоцитарный хориоменингит
Острый миелит
Острый рассеянный энцефаломиелит
Отек мозга
Первичная эпилепсия чтения
Первичное поражение нервной системы при ВИЧ-инфекции
Переломы костей черепа
Плечелопаточно-лицевая форма Ландузи–Дежерина
Пневмококковый менингит
Подострые склерозирующие лейкоэнцефалиты
Подострый склерозирующий панэнцефалит
Поздний нейросифилис
Полиомиелит

Детский церебральный паралич (ДЦП) серьезное заболевание, которое считается неизлечимым в полном объеме. Данное заболевание имеет сложную классификацию, так как поражение может произойти в различных областях головного мозга, вызвав ту или иную форму заболевания. В данной статье рассмотрим ДЦП и формы, на которые данный недуг подразделяется.

Классификация ДЦП в России разработана неврологом Смирновой К.А, поэтому в современной литературе может встречаться такое понятие, как классификация по Смирновой. Формы ДЦП и их характеристики зависят от участка мозга, который пострадал во время вынашивания или родов.

Различают следующие его формы:

  1. Спастическая форма.
  2. Дискинетическая.
  3. Атаксическая.
  4. Смешанные формы.
  5. Неуточненные форма.

Данная классификация применяется в международной классификации болезней МКБ-10.

Спастическая форма

  • спастическая тетраплегия;
  • диплегия;
  • гемиплегия;
  • двойная гемиплегия.

Одна из наиболее тяжелых форм болезни, которая развивается в результате атаксии (недостатка кислорода головному мозгу во время беременности или родов). В результате кислородного голодания происходить гибель некоторых нейронов и разжижение структуры мозга. Дополнительно недуг может быть отягощен (более чем в 50% случаев) эпилепсией.


К общему проявлению относят наличие псевдобульбарного синдрома, который может развиться если поражено большое количество структур головного мозга.

Спастическая тетраплегия

Тетраплегия (тетрапарез) характеризуется поражением всех четырех конечностей. Поражение происходит в результате нарушений, которые затрагивают ствол или полушария головного мозга, а также шейный отдел позвоночника. Для данного недуга характерны следующие симптомы:

  • боли в мышцах и спазматические сокращения в них;
  • формирование необратимой деформации конечностей, в связи с утратой двигательной активности;
  • нарушения, связанные с мыслительной (интеллектуальной) деятельностью;
  • проблемы психологического характера;
  • недержание мочи или кала;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • икота, одышка.

Ребенок в классической позе при тетраплегии

Спастическая диплегия

Данная форма одна из самых распространенных форм, известна еще как . Основная причина диплегического расстройства - мозговое кровоизлияние и разжижение мозгового вещества. Часто диагностируется у недоношенных детей.

Причины развития данного недуга могут быть следующими:

  • генетическая составляющая (наследственность);
  • инфекции;
  • облучение;
  • родовая травма.


Основная симптоматика, следующая:

  • поражение как верхних, так и нижних конечностей (в большей степени страдают ноги, тогда как руки сохраняют умеренную двигательную активность);
  • дизартрия;
  • речевые нарушения;
  • отклонения в развитии (как правило, отклонения со временем исчезают, при проведении коррекции);
  • деформация позвоночника;
  • неконтролируемы мышечные сокращения.

Как правило, дети с диагнозом спастическая диплегия лучше восстанавливаются в плане умственного и речевого развития и хуже в плане опорно-двигательного аппарата. Процент страдающих от данного недуга от общего числа больных составляет 50%.

Гемиплегия

Более легкая форма болезни, чем предыдущий вид. Она развивается также после мозгового кровоизлияния либо вследствие перенесенного инфаркта.

Основные признаки данной формы:

  • поражение отмечается только с одной стороны тела (либо слева, либо справа);
  • для данного заболевания характерна специфическая походка (согнутая в локте рука, а пациент идет с опорой на выпрямленную ногу);
  • умственная отсталость;
  • психические задержки.

В редких случаях диагностируется сопутствующий эпилептический синдром.

Порядок передвижения при гемиплегии

Одной из разновидностей гемиплегии считается гемипарез (левосторонний или правосторонний гемипарез). Данный недуг считается еще более легкой формой болезни и характеризуется поражением плеча или кисти руки с одной из сторон (реже происходит распространение на нижней конечности).

Данное заболевание формируется в результате кровоизлияния в мозг, или геморрагическим инфарктом у детей, родившихся раньше срока.

Двойная гемиплегия

Разновидность обычной гемиплегии, который характеризуется более тяжелыми нарушениями. Как правило, возникает в результате сильной гипоксии плода и поражения большей части головного мозга. Тяжесть болезни обуславливается невозможностью проведения действенного лечения.

Основные признаки:

  • поражение затрагивает все конечности, причем руки страдают больше;
  • ребенок не в состоянии сидеть или ходить;
  • отсутствует произвольная моторика;
  • руки не развиваются;
  • тяжелая степень спастико-ригидной дизартрии (больной не в состоянии говорить в отдельных случаях может произносить отдельные звуки или слоги);
  • отсутствует возможность самообслуживания;
  • интеллектуальные отклонения;
  • судорожные расстройства;
  • нарушения слуховых функций;
  • атрофия зрительного нерва.

Дети с диагнозом двойная гемиплегия не поддаются обучению и не в состоянии пройти социальную адаптацию.

Дискинетическая форма

Дискинетическая (гиперкинетическая форма) разновидность ДЦП не является тяжелой, так как дети, страдающие этим недугом, обучаемы и их интеллектуальное и психическое развитие, не запаздывает. Особенность данного заболевания в его причинах. Так, дискинетическая форма ДЦП возникает у малышей, которые были подвержены гемолитической болезнью грудничков (конфликт групп крови малыша и мамы). Помимо этого, причинами, могут быть:

  • токсическое отравление;
  • атаксия (кислородное голодание);
  • родовые травмы;
  • неполноценное или несбалансированное питание на этапе вынашивания плода.


Признаки данного вида ДЦП являются:

  • спазмы;
  • гиперкинезы (напоминают медленные червеобразные движения);
  • речевые нарушения;
  • эмоциональная нестабильность;
  • вегетативные проблемы;
  • проблемы с суставами (могут формироваться подвывихи пальцев);
  • проблемы с координацией;
  • неспособность ориентироваться на местности.

Различают три стадии недуга:

  1. Ранняя (проявляется в возрасте от трех до четырех месяцев).
  2. Начальная (длится до четырех лет).
  3. Поздняя (формируется после четырех лет).

Данные стадии характеризуются определенными проявлениями, в том числе: на ранней стадии у больного могут возникнуть судороги, участиться сердцебиение, на начальной стадии начинает проявляться , а поздняя характеризуется некоторыми двигательными нарушениями.

Атактическая форма

Атактическая форма (в некоторой научной литературе можно встретить название - мозжечковая) образуется в результате поражения мозжечка. Это может произойти в результате гипоксии плода, ишемии или травмы во время рождения.

Различают три степени тяжести (степень зависит от тяжести поражения мозжечка):

  1. Легкая (небольшие двигательные и речевые нарушения).
  2. Средняя (передвижение возможно, только с помощью специальных приспособлений, пациент не может сам себя обслужить).
  3. Тяжелая (невозможность самостоятельного передвижения).

Основные симптомы:

  • снижение мышечного тонуса;
  • тремор рук (в некоторых случаях и ног);
  • речевые дефекты;
  • дрожание головы;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • задержка умственного и психического развития.

Смешанные формы

Наиболее опасным считается смешанный тип ДЦП, так как в данной ситуации происходит усугубление симптоматики и утяжеление последствий.

К таким видам относят:

  • атонически-астатическая форма;
  • спастико-атактический;
  • спастико-гиперкинетический.

Атонико-астатический вид характеризуется:

  • проблемы с удержанием равновесия;
  • дрожание рук, ног и головы;
  • эпилептические припадки;
  • отсутствие речи;
  • двигательные нарушения;
  • психические отклонения.

Второй и третий подвид характеризуется любым из перечисленных выше симптомов.

Неуточненная форма

Что касается патологии неуточненного типа их характеристика затруднена в силу индивидуальности. Как правило, ДЦП неуточненного типа имеют симптомы, нехарактерные для какой-то конкретной формы либо предполагаемая форма в результате проведенных анализов и тестов не подтверждается.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. Детский церебральный паралич может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения. Диагностируется детский церебральный паралич преимущественно по клиническим и анамнестическим данным. Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на выявление сопутствующей патологии и исключение другой врожденной или послеродовой патологии. Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.

МКБ-10

G80

Общие сведения

Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей до года. В России этот показатель по различным данным составляет 2,5-6 случаев на 1000 детей. Среди недоношенных детей заболеваемость ДЦП в 10 раз выше среднестатистической. По данным последних исследований около 40-50% детей с ДЦП появились на свет в результате преждевременных родов .

Если говорить о хронических заболеваниях детского возраста, то в современной педиатрии детский церебральный паралич является одной из ведущих проблем. Среди причин увеличения числа больных ДЦП совершенно справедливо называют не только ухудшение экологии, но и прогрессивное развитие неонатологии, позволяющее сейчас выхаживать младенцев с различной патологией, в том числе и недоношенных новорожденных с весом от 500г.

Причины возникновения ДЦП

Согласно современным представлениям детский церебральный паралич возникает в результате воздействия на ЦНС ребенка различных повреждающих факторов, обуславливающих неправильное развитие или гибель отдельных участков головного мозга. Причем действие этих факторов происходит в перинатальном периоде, т. е. до, во время и непосредственно после рождения ребенка (первые 4 недели жизни). Основное патогенетическое звено в формировании детского церебрального паралича - это гипоксия, к развитию которой и приводят различные причинные факторы ДЦП. В первую очередь при гипоксии страдают те участки головного мозга, которые отвечают за поддержание равновесия и обеспечение двигательных рефлекторных механизмов. В результате возникают типичные для ДЦП расстройства мышечного тонуса, парезы и параличи, патологические двигательные акты.

Этиологическим фактором ДЦП, действующим в период внутриутробного развития, является различная патология беременности: фетоплацентарная недостаточность , преждевременная отслойка плаценты , токсикозы , нефропатия беременных , инфекции (цитомегаловирус , краснуха , токсоплазмоз , герпес , сифилис), резус-конфликт , угроза прерывания беременности . Соматические заболевания матери (сахарный диабет , гипотиреоз , врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия) и перенесенные женщиной в период беременности травмы также могут обусловить развитие детского церебрального паралича.

К факторам риска развития ДЦП, влияющим на ребенка в период родов, относятся: тазовое предлежание плода , стремительные роды , преждевременные роды, узкий таз , крупный плод , чрезмерно сильная родовая деятельность , затяжные роды, дискоординированная родовая деятельность , длительный безводный период перед родами. Лишь в некоторых случаях родовая травма является единственной причиной возникновения детского церебрального паралича. Зачастую тяжелые роды, приводящие к возникновению ДЦП, становятся следствием уже имеющейся внутриутробной патологии.

Основными факторами риска появления ДЦП в послеродовом периоде являются асфиксия и гемолитическая болезнь новорожденного. Приводящая к ДЦП асфиксия новорожденного может быть связана с аспирацией околоплодных вод, различными пороками развития легких , патологией беременности. Более частая послеродовая причина возникновения ДЦП состоит в токсическом поражении мозга при гемолитической болезни, развивающейся в результате несовместимости крови или иммунологического конфликта плода и матери.

Классификация ДЦП

В соответствии с местонахождением пораженного участка головного мозга в неврологии ДЦП классифицируют на 5 видов. Самой распространенной формой ДЦП является спастическая диплегия . По различным данным детский церебральный паралич этой формы составляет от 40 до 80% от общего числа случаев ДЦП. В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, ведущее к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, проявляющаяся парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.

Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур. Клинически данная форма ДЦП проявляется непроизвольными движениями - гиперкинезами , усиливающимися при волнении или усталости ребенка. При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.

Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не в состоянии не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову. Встречаются также смешанные варианты детского церебрального паралича, включающие клинические симптомы, характерные для разных форм ДЦП. Например, часто наблюдается сочетание гиперкинетической формы ДЦП со спастической диплегией.

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич может иметь разнообразные проявления с различной степенью выраженности. Клиническая картина ДЦП и его тяжесть зависят от локализации и глубины поражения мозговых структур. В отдельных случаях детский церебральный паралич заметен уже в первые часы жизни ребенка. Но чаще симптомы ДЦП становятся очевидными спустя несколько месяцев, когда ребенок начинает существенно отставать в нервно-психическом развитии от принятых в педиатрии норм. Первым симптомом ДЦП может быть задержка в формировании двигательных навыков. Ребенок с детским церебральным параличом долго не держит голову, не переворачивается, не интересуется игрушками, не может осознанно двигать конечностями, не удерживает игрушки. При попытке поставить ребенка с ДЦП на ноги он не ставит ногу на полную стопу, а встает на цыпочки.

Парезы при детском церебральном параличе могут быть только в одной конечности, иметь односторонний характер (рука и нога на стороне, противоположной пораженному участку мозга), охватывать все конечности. Недостаточность иннервации речевого аппарата обусловливает нарушение произносительной стороны речи (дизартрию) у ребенка с ДЦП. Если ДЦП сопровождается парезом мышц глотки и гортани, то возникают проблемы с глотанием (дисфагия). Зачастую детский церебральный паралич сопровождается значительным повышением мышечного тонуса. Выраженная спастика при ДЦП может приводить к полной обездвиженности конечности. В дальнейшем у детей, имеющих детский церебральный паралич, происходит отставание паретичных конечностей в физическом развитии, в результате чего они становится тоньше и короче здоровых. В следствие этого формируются типичные для ДЦП деформации скелета (сколиоз , деформации грудной клетки). Кроме того, детский церебральный паралич протекает с развитием контрактур суставов в паретичных конечностях, что усугубляет двигательные нарушения. Расстройства моторики и деформации скелета у детей с ДЦП приводят к появлению хронического болевого синдрома с локализацией болей в плечах, шее, спине и ступнях.

Детский церебральный паралич гиперкинетической формы проявляется внезапно возникающими непроизвольными двигательными актами: поворотами или кивками головой, подергиваниями, появлением гримас на лице, вычурными позами или движениями. Для атонически-астатической формы ДЦП характерны дискоординированные движения, неустойчивость при ходьбе и в положении стоя, частые падения, мышечная слабость и тремор.

При детском церебральном параличе может наблюдаться косоглазие , функциональные нарушения ЖКТ, расстройства дыхательной функции, недержание мочи . Примерно в 20-40% случаев детский церебральный паралич протекает с эпилепсией . До 60% детей с ДЦП имеют проблемы со зрением. Возможна тугоухость или полная глухота. В половине случаев детский церебральный паралич сочетается с эндокринной патологией (ожирением , гипотиреозом, задержкой роста и др.). Часто детский церебральный паралич сопровождается различной степенью олигофрении , задержкой психического развития , расстройством восприятия , нарушениями способности к обучению, отклонениями в поведении и т. п. Однако до 35% детей с ДЦП имеют нормальный интеллект, а в 33% случаев ДЦП нарушения интеллекта выражены в легкой степени.

Детский церебральный паралич является хроническим, но не прогрессирующим заболеванием. По мере роста ребенка и развития его ЦНС могут выявляться ранее скрытые патологические проявления, которые создают ощущение так называемой «ложной прогрессии» заболевания. Ухудшение состояния ребенка с ДЦП также может быть обусловлено вторичными осложнениями: эпилепсией, инсультом , кровоизлиянием , применением наркоза или тяжелым соматическим заболеванием.

Диагностика ДЦП

Пока не существует специальных диагностических критериев детского церебрального паралича. Однако некоторые типичные для ДЦП симптомы сразу обращают на себя внимание педиатра . К ним относятся: низкий бал, выставляемый по шкале Апгар сразу же после рождения ребенка, аномальная двигательная активность, нарушения мышечного тонуса, отставание ребенка в психофизическом развитии, отсутствие контакта с матерью. Подобные признаки всегда настораживают врачей в отношении ДЦП и являются показанием к обязательной консультации ребенка детским неврологом .

При подозрении на детский церебральный паралич необходим тщательный неврологический осмотр ребенка. В диагностике ДЦП также используются электрофизиологические методы обследования: электроэнцефалография , электромиография и электронейрография , исследование вызванных потенциалов ; транскраниальная магнитная стимуляция . Они помогают дифференцировать ДЦП от наследственных неврологических заболеваний, проявляющихся на 1-ом году жизни (врожденной миопатии , атаксии Фредрейха , синдрома Луи-Бар и др). Использование в диагностике ДЦП нейросонографии и МРТ головного мозга позволяют выявить сопутствующие ДЦП органические изменения (например, атрофию зрительных нервов , очаги кровоизлияний или ишемии, перивентрикулярную лейкомаляцию) и диагностировать пороки развития головного мозга (микроцефалию , врожденную гидроцефалию и пр.).

Полная диагностика ДЦП может потребовать участия детского офтальмолога , детского отоларинголога , эпилептолога , детского ортопеда , логопеда и психиатра . При необходимости дифференцировать ДЦП от различных наследственных и обменных заболеваний применяются соответствующие генетические исследования и биохимические анализы.

Реабилитационное лечение ДЦП

К сожалению, пока детский церебральный паралич относится к неизлечимой патологии. Однако своевременно начатые, комплексно и беспрерывно проводимые реабилитационные мероприятия могут значительно развить доступные ребенку с ДЦП моторные, интеллектуальные и речевые навыки. Благодаря реабилитационному лечению можно максимально компенсировать имеющийся при ДЦП неврологический дефицит, уменьшить вероятность появления контрактур и скелетных деформаций, научить ребенка навыкам самообслуживания и улучшить его адаптацию. Наиболее активно развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и обучение происходят в возрасте до 8 лет. Именно в этот период при ДЦП необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.

Программа комплексной реабилитационной терапии разрабатывается индивидуально для каждого больного ДЦП. Она учитывает локализацию и тяжесть поражения мозга; наличие сопутствующих ДЦП нарушений слуха и зрения, расстройств интеллекта, эпилептических припадков; индивидуальные возможности и проблемы больного ДЦП ребенка. Наиболее затруднительно проведение реабилитационных мероприятий при сочетании ДЦП с нарушениями познавательной деятельности (в том числе в следствие слепоты или глухоты) и интеллекта. Для таких случаев ДЦП разработаны специальные методики, позволяющие инструктору наладить контакт с ребенком. Дополнительные сложности в лечении ДЦП возникают у пациентов с эпилепсией, при которой активная стимулирующая терапия ДЦП может вызывать развитие осложнений. По этой причине дети с ДЦП и эпилепсией должны проходить реабилитацию с применением специальных «мягких» методов.

Основу реабилитационного лечения при детском церебральном параличе составляют ЛФК и массаж . Важно, чтобы детям с ДЦП они проводились ежедневно. По этой причине родителям ребенка с детским церебральным параличом следует овладеть навыками массажа и проведения ЛФК. В таком случае они смогут самостоятельно заниматься с ребенком в период между курсами профессиональной реабилитации ДЦП. Для более эффективных занятий ЛФК и механотерапии с детьми, страдающими детским церебральным параличом, в соответствующих реабилитационных центрах имеются специальные аппараты и приспособления. Из последних разработок в этой области в лечении ДЦП нашли применение пневмокомбинизоны, фиксирующие суставы и обеспечивающие растяжение мышц, а также специальные костюмы, позволяющие при некоторых формах ДЦП выработать правильный двигательный стереотип и уменьшить спастику мышц. Подобные средства помогают максимально задействовать компенсаторные механизмы нервной системы, что зачастую приводит к освоению больным ДЦП ребенком новых, ранее не доступных для него, движений.

К реабилитационным мероприятиям при ДЦП относятся также так называемые технические средства реабилитации: ортодезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Они позволяют компенсировать имеющиеся при ДЦП двигательные нарушения, укорочения конечностей и деформации скелета. Важное значение имеет индивидуальный подбор таких средств и обучение ребенка, имеющего детский церебральный паралич, навыкам их использования.

В рамках реабилитационного лечения детского церебрального паралича ребенку с дизартрией требуются логопедические занятия по коррекции ФФН или ОНР .

Медикаментозное и хирургическое лечение ДЦП

Лечение ДЦП при помощи лекарственных препаратов является в основном симптоматическим и направлено на купирование конкретного симптома ДЦП или возникших осложнений. Так, при сочетании ДЦП с эпилептическими припадками назначаются антиконвульсанты, при повышении мышечного тонуса - антиспастические препараты, при ДЦП с хроническим болевым синдромом - обезболивающие и спазмолитические средства. В медикаментозную терапию ДЦП могут входить ноотропы, метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин), неостигмин, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, сосудистые препараты.

Показанием к хирургическому лечению детского церебрального паралича являются контрактуры, образовавшиеся в результате длительной спастичности мышц и ограничивающие двигательную активность больного. Чаще всего при ДЦП применяются тенотомии, направленные на создание опорного положения парализованной конечности. Для стабилизации скелета при детском церебральном параличе может применяться удлинение костей, пересадка сухожилий и др. операции. Если детский церебральный паралич проявляется грубой симметричной мышечной спастичностью, ведущей к развитию контрактур и болевого синдрома, то для прерывания исходящей из спинного мозга патологической импульсации пациенту с ДЦП может быть проведена спинальная ризотомия.

И йодобромные ванны, фитованны с валерианой.

Относительно новым способом терапии детского церебрального паралича является анималотерапия - лечение посредством общения больного с животным. К наиболее распространенным методикам анималотерапии ДЦП на сегодняшний день относятся иппотерапия ДЦП (лечение с использованием лошадей) и дельфинотерапия ДЦП. Во время проведения подобных лечебных сеансов с имеющим детский церебральный паралич ребенком одновременно работают инструктор и психотерапевт . В основе терапевтического воздействия указанных методик лежат: благоприятная эмоциональная атмосфера, установление особого контакта между больным ДЦП и животным, стимуляция мозговых структур через насыщенные тактильные ощущения, постепенное расширение речевых и двигательных навыков.

Социальная адаптация при ДЦП

Не смотря на значительные двигательные нарушения, многие имеющие детский церебральный паралич дети могут быть успешно адаптированы в обществе. Огромную роль в этом играют родители и родные ребенка с ДЦП. Но для эффективного решения этой задачи им необходима помощь специалистов: реабилитологов , психологов и коррекционных педагогов , непосредственно занимающихся детьми с ДЦП. Они работают над тем, чтобы ребенок с ДЦП максимально освоил доступные для него навыки самообслуживания, приобрел соответствующие его возможностям знания и умения, постоянно получал психологическую поддержку.

Социальной адаптации при диагнозе детский церебральный паралич в большой степени способствует занятия в специализированных детсадах и школах, а в дальнейшем в специально созданных обществах. Их посещение расширяют познавательные возможности, дают ребенку и взрослому с ДЦП возможность общаться и вести активную жизнь. При отсутствии нарушений, значительно ограничивающих двигательную активность и интеллектуальные возможности, взрослые люди с ДЦП могут вести самостоятельную жизнь. Такие пациенты с ДЦП успешно трудятся и могут создать свою семью.

Прогноз и профилактика ДЦП

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от формы ДЦП, своевременности и беспрерывности проводимого реабилитационного лечения. В некоторых случаях ДЦП приводит к глубокой инвалидности. Но чаще стараниями медиков и родителей ребенка с ДЦП удается до определенной степени компенсировать имеющиеся нарушения, поскольку растущий и развивающийся головной мозг детей, в том числе и ребенка с ДЦП, обладает значительным потенциалом и гибкостью, благодаря которым здоровые участки мозговой ткани могут брать на себя функции поврежденных структур.

Профилактика ДЦП в дородовом периоде состоит в корректном ведении беременности , позволяющем вовремя диагностировать угрожающие плоду состояния и предупредить развитие гипоксии плода . В последующем важное значение для профилактики ДЦП имеет выбор оптимального способа родоразрешения и правильное ведение родов.

Тяжелейшей болезнью ломающей жизнь ребенка является детский церебральный паралич. Это неврологическое заболевание, связанное с поражением мозга, перерастает в инвалидность малыша. Но при своевременном и правильном лечении, болезнь перестает прогрессировать, исчезают некоторые симптомы.

К наиболее частым причинам развития ДЦП относят следующие проявления:

  • (недостаток кислорода во время вынашивания ребенка матерью);
  • Инфекции в период вынашивания;
  • Сбои в формировании структур головного мозга;
  • Конфликт резус-фактора матери и малыша;
  • Травмы головного мозга в период вынашивания и при родах;
  • Токсичное отравление;
  • Нарушения во время родов.

Возникновение симптомов ДЦП у новорожденных часто не связаны с какой-то одной причиной, а вызываются комплексом факторов, причем выяснение точной причины не всегда возможно.

Самым распространенным фактором проявления ДЦП является гипоксия, сопровождающаяся ранней отслойкой плаценты и неправильным положением плода. Далее следуют конфликт резус-фактора и инфекции, и генетическая предрасположенность со стороны одного из родителей.

Принято группировать причины возникновения ДЦП по их основным факторам:

  • Генетические. Повреждение хромосом родителей стимулируют возникновение ДЦП у их ребенка.
  • Гипоксия. Недостаток снабжения кислородом плода, как при беременности, так и в момент родов.
  • Инфекции. Перенесенные в возрасте до года заболевания менингитом, энцефалитами, арахноидитами повышает риск заболевания ДЦП, особенно при тяжелых формах.
  • Отравления. Поражение организма беременной женщины или малыша токсичными ядами или лекарственными средствами приводят к заболеванию. Вредное производство, контакт с отравляющими веществами, сильнодействующие медицинские препараты – источники риска для женщины в положении.
  • Физические. Различные излучения и электромагнитные поля вызывают поражение ребенка во внутриутробном периоде, к этим же источникам риска относятся радиационные излучения.
  • Механические. Механические повреждения ребенок получает во время родов – это родовые травмы.

Максимально точное установление причины возникновения ДЦП поможет выявить главные болевые точки и назначить соответствующее лечение.

Формы

Различают формы ДЦП согласно общепринятой системе.

Спастическая тетраплегия

Причиной проявления спастической тетраплегии является кислородное голодание плода во время внутриутробного периода или в момент родов. Вследствие гипоксии в головном мозгу малыша отмирают нейроны, и нервная ткань теряет необходимые характеристики. Поражения мозга выявляют такие признаки ДЦП у ребенка, как косоглазие, нарушение речи, снижение слуха и зрения вплоть до слепоты, возможно нарушение умственных способностей и задержка в развитии.

При невыраженном нарушении деятельности рук, больной ДЦП со спастическими синдромами может найти свое место в обществе, занимаясь посильным трудом.

Дискинетическая

Дискинетическую форму, также называют еще и гиперкинетической формой ДЦП. Причины возникновения этого симптома – перенесение новорожденным гемолитической болезни. При дискинетической форме наблюдаются следующие признаки болезни:

  • Неконтролируемые движения не только конечностей, но и любой части тела;
  • Возможны частые судороги и параличи;
  • Голосовые связки поражаются парезом, что приводит к проблемам звукообразования;
  • Нарушается осанка.

Развитие детей с ДЦП дискинетического типа может проходить в общих заведениях, так как на умственных способностях эта форма ДЦП не сказывается. Интеллектуальные возможности детей позволяют им поступать в ВУЗы и успешно получать диплом, продолжая свою деятельность в рабочих коллективах.

Атаксическая

При атаксической форме наблюдается снижение мышечного тонуса, активно проявляются сухожильные рефлексы, может возникать нарушения речевого аппарата. Возникает данный вид ДЦП при гипоксии и поражении (чаще всего при получении травм) лобных долей мозга. Симптомы ДЦП при атаксической форме заключаются в следующих проявлениях:

  • Мышечный тонус понижен;
  • Наблюдается дрожание рук и ног;
  • Умственная отсталость;
  • Нарушения речи.

Смешанная

Повреждение структур головного мозга младенца происходит вследствие комплекса вышеуказанных форм в различных комбинациях.

Симптомы

Симптомы ДЦП могут проявиться немедленно после рождения ребенка или в первые месяцы жизни. Родителям и врачам следует внимательно относиться к абсолютным рефлексам и при угасании их проявления, срочно проводить полную диагностику.

Важно отслеживать своевременность развития игровых навыков, развития речи, сигналом к тревоге может стать отсутствие контакта с мамой.

ДЦП не является основным диагнозом при нарушении развития ребенка до года, но если ребенок после этого срока не может сидеть, не показывает навыков речи, проявляет нарушения в психике, то вероятность диагностирования этой болезни возрастает.

К симптомам ДЦП можно причислить нарушения зрения и слуха, эпилептические припадки, задержки развития и проблемы с мочевыделительной системой.

Лечение

Лечение ДЦП назначает невролог после выявления причин заболевания и постановки диагноза. При диагностике проводят электроэнцефалографию и электронейромиографию, чтобы подробнее изучить работу головного мозга и мышц ребенка. По полученным данным немедленно начинают процесс лечения, дабы избежать более тяжелых последствий, а как максимум – избавиться от самого заболевания.

Препараты

Для купирования судорог и эпилептических припадков назначаются лекарственные средства противосудорожного типа, для улучшения циркуляции крови — ноотропные медикаменты, в случае гипертонуса мышц — миорелаксанты. При проявлении болевых симптомов назначаются спазмолитики.

В наиболее серьезных случаях поражения головного мозга назначается операционное вмешательство.

Массаж

Массаж при ДЦП применяется при достижении ребенком возраста в 1,5 месяца. Проведение массажа необходимо доверять только опытному специалисту, способному оценить тонус мышц. Применяют все виды массажа: классический, сегментарный, точечный, по Манакову.

Родители не должны самостоятельно выполнять этим процедуры, так как только специалист может правильно рассчитать необходимую нагрузку и частоту сеансов.

Упражнения

Примеры тренировок и упражнений по развитию групп мышц и суставов:

Развитие двигательных навыков

  • Малыш на корточках, взрослый также на корточках перед ребенком. Придерживая малыша за пояс и положив его руки на свои плечи, взрослый подталкивает ребенка к совершению такого движения, чтобы малыш стал на колени;
  • Из положения ребенка на коленях, удерживая подмышками, взрослый наклоняет его вправо и влево;
  • Придерживая ребенка, необходимо дать ему возможность стоять то на одной, то на другой ноге.

Развитие суставных функций

  • Из положения, лежа на спине, удерживая одну ногу в прямом положении, другую следует сгибать по направлению к животику и возвращать обратно, меняя ножки;
  • Из положения, лежа на спине, поднимать и опускать поочередно ножки, сгибая их в коленях.

Развитие мышц живота

  • Из положения, сидя на стуле ребенку следует помочь наклониться вперед, разгибание в начальное положение он должен выполнить самостоятельно;
  • Из положения, сидя на полу, ребенок должен дотягиваться до пальчиков ног. Взрослый помогает;
  • Из положения, лежа, ребенок поднимает ноги и закидывает их за голову, при помощи взрослого.

Снятие гипертонуса

  • Разрабатывать кисть малыша, двигая ее в разные стороны, через небольшие промежутки времени слегка встряхивать ручку, расслабляя мышцы.

Тренировка ножных мышц

  • Из положения, лежа на спине, взрослый помогает совершать малышу сгибание и разгибательные движения в тазобедренном суставе.

Упражнения в воде помогут снять напряжения в мышцах, повысить их тонус. Малыш, купающийся в центральном бассейне или даже в ванне, становится значительно энергичнее, лучше борется со стрессом и депрессией. Нахождение больного ребенка в дельфинарии оказывает удивительное воздействие, и помогает сильно продвинуть процесс лечения.

Развитие ребенка

Побороть симптомы ДЦП можно дополнительным развитием ребенка при помощи игровых манипуляций. Мелкая моторика, задействованная при играх с пирамидками и кубиками, прокатывании мяча, удержании и отпускании предметов, воздействует на развитие, как умственных способностей малыша, так и на его речевой аппарат.

В результате этих занятий ребенок учится быстрее запоминать различные предметы, что приводит к более интенсивному развитию и сглаживанию, или полному исчезновению симптомов ДЦП.

Профилактика

Не допустить возникновения ДЦП у младенца можно следуя определенным правилам:

  • Следует планировать беременность;
  • Будущая мама должна отказаться от курения и употребления алкоголя;
  • Необходимо организовать правильное питание во время беременности и кормления ребенка;
  • Немедленно лечить все виды инфекционных и вирусных поражений организма;
  • Наладить регулярный контроль уровня гемоглобина в крови беременной женщины;
  • Роды должны происходить только в условиях клиники;
  • Следует избегать вирусных и инфекционных заболеваний у младенца.