Народное предприятие. Народное предприятие: характеристика и особенности

Данное явление уже распространено в нашей стране, регулируется специальным законодательным актом. Но, тем не менее, о народном предприятии многие судят весьма обще. Поэтому давайте вместе разберемся, что это такое, в чем особенность данного объединения, чем оно отлично от других.

Что это?

Представим характеристику народных предприятий (НП), данную словарями:

  • Так называется предприятие, которое находится в коллективном владении своих работников. Собственность при этом не разделяется на доли или паи, а полностью принадлежит всему коллективу. Управление ведется привлеченными менеджерами, а также советом управляющих.
  • Закрытое акционерное общество, где число ценных бумаг у конкретного пайщика зависит от объема вкладываемого им труда.
  • Характерное для России АО работников, которое основано по порядку, предписываемому ФЗ №115. Создание - преобразование коммерческой организации, кроме муниципального и государственного унитарного предприятия, а также акционерных обществ, в которых работники владеют менее чем 49 % от уставного капитала.
  • Предприятие, находящееся в коллективной собственности своих работников, чья прибыль и имущество не могут быть разделены на паи или доли.

От АО к НП

Самая распространенная для российской и мировой практики форма существования хозяйствующих объектов - это АО. Но сегодня уже многим достаточно ясно представляются недостатки таким обществ. Самый существенный - корпоративный конфликт между общностями крупных и мелких акционеров. В результате таких споров легко можно сменить собственника на более "удобного" человека. Никто также не отменяет поглощение одного АО другим в результате подобных козней.

Все вышесказанное характерно и для публичных, и для закрытых АО. На их фоне выделяется другой тип предприятия, свободный от изложенных недостатков, — народный. Хоть законодательством РФ такая форма введена еще в 1998 году, долгое время она не была в широкой известности. Оно и логично - в народном предприятии директорской "верхушке" трудно стать фактическим собственником всего объекта.

Но народные предприятия в России и других странах становятся в наши дни все более и более популярными. В мире уже 10 % служащих и рабочих трудятся на объектах подобного типа. Самые высокие показатели в США - 15 %. И, надо сказать, процесс не думает останавливаться, ведь любому здравомыслящему человеку ясно, что образование НП приведет к демократизации собственности, смягчению неравенства в обществе, социальной стабильности.

Таким образом, будущее - это соединение капитала и труда, переход рабочего класса к уровню жизни среднего с уже приемлемыми условиями жизни.

Суть НП

Так в чем заключены особенности народных предприятий? Приведем несколько знаковых моментов:

  • Именно здесь у работников есть право безвозмездно получить акции своей компании путем распределения ценных бумаг между всеми членами общества.
  • В НП возможен защищенный законодательством полный контроль рабочих над финансовыми потоками своего предприятия.
  • Прибыль после вычета налогов остается в распоряжении НП. Далее она направляется на экономическое стимулирование работников, развитие производства.
  • В отличие от ПАО, ЗАО, народное предприятие - это ежегодное вознаграждение каждого из работников объемом акций, который пропорционален размеру его з/п. Такой факт стимулирует большую производительность труда и снижает текучесть кадров. Ведь человеку гораздо выгоднее продуктивно и долго работать, чтобы при увольнении получить неплохую сумму от отчуждения акций.
  • Таким образом, приватизация проходит периодически, поэтому акционером на следующий год может стать и вновь принятый работник.
  • Устанавливается ограничение на максимальное владение акциями одним участником. Также нормируется и наибольшая зарплата гендиректора.
  • Сторонние акционеры не могут получить большую долю акций - на все их число распределяется только 5 % от всего уставного капитала.

Ключевые преимущества НП

Несомненными плюсами народного предприятия являются следующие факторы:

  • Контрольный пакет акций объекта всегда остается в руках у работников, что не ставит перед ними препятствий вкладывать средства в развитие собственного предприятия.
  • Одна из немногих форм, которая не дает возможности поглощения одной организацией другой.
  • Предполагает "прозрачность" отчетных документов, что делает НП довольно привлекательным для инвесторов.
  • Мощные стимуляторы развития корпоративной культуры, современного корпоративного управления.

Характеристика НП

Приведем ряд пунктов, которые помогут наиболее полно охарактеризовать народное предприятие:

  • Обязательное условие - 75 % уставного капитала всегда принадлежит работникам НП.
  • Абсолютно все сотрудники каждый год совершенно безвозмездно наделяются ценными бумагами предприятия согласно сумме своей годовой зарплаты.
  • Обязанность трудящегося при увольнении - продать принадлежащие ему акции обратно НП. Последнее обязано их выкупить по актуальной на тот день рыночной стоимости. На это отводится до 30 % чистых активов данного предприятия.
  • Вновь принятых работников пропорционально размеру их з/п НП также обязано наделить акциями - не ранее чем через 3 месяца и не позже чем через 2 года после трудоустройства.
  • Акции НП не могут приобрести следующие лица: гендиректор, его помощники и заместители, члены ревизионного совета и наблюдательной комиссии.
  • Число акционеров - не более 5 тысяч. Среднесписочное число работников - не менее 51 человека.
  • Решения на общем собрании принимаются по закону "один голос = один акционер".
  • Число акционеров-работников не может быть больше 10 % от списочной численности.
  • Ведется эмиссия только обыкновенных акций.
  • З/п гендиректора ограничивается коэффициентом от средней оплаты труда рядового работника за год.
  • У одного трудящегося не может быть число акций, превышающее 5 % от уставного капитала.
  • Во время работы можно продать только 20 % своих акций другим сотрудникам или самому НП.

Что может обратиться в НП?

Согласно действующему законодательству, народным предприятием может стать любая коммерческая форма кроме ФГУП и МУП.

Для ПАО при этом одно условие - работники должны владеть не менее чем 49 % всех акций. Для закрытых АО такое условие не выдвигается.

Создание народного предприятия

Преобразование в НП ведется по следующему алгоритму:


Сегодня необходимые документы по обращению в НП возможно получить в РСНП (Российском союзе народных предприятий). Переходим к последнему пункту.

Законодательное регулирование

Такие объединения регулирует ФЗ №115, принятый в 1998 году (последняя правка была проведена в 2002-м), - "Об особенностях правового положения народных предприятий (акционерных обществ работников)".

Законодательный акт довольно распространен и подробен - состоит из 16 статей:


Народное предприятие сегодня - одна из самых прогрессивных форм хозяйствования. С уверенностью можно считать, что именно за ней - будущее.

В России, представляет собой разновидность закрытого акционерного общества с нижним ограничением числа участников. Акционерным обществом считается общество , уставный капитал которого разделен на определенное количество акций.

Закрытым акционерным обществом является общество, акции которого распространяются лишь среди его учредителей или другого, заранее определенного круга лиц. Закрытое акционерное общество не имеет права проводить свободную подписку на акции, которые оно выпускает, или иным образом предлагать их для приобретения широкому кругу лиц.

Имеются основные положения создания ифункционирования народного предприятия в условиях России.

1. Предприятие создается на добровольной основе, с достаточной численностью работников. Оно может формироваться путем преобразования любой коммерческой организации , основанной на частном капитале.

2. Работникам народного предприятия принадлежит не менее 75 % уставного капитала. Но владельцами паев предприятия может быть лишь ограниченное число работников, как правило, до 10 % от их личного вклада.

3. Вновь принимаемые работники наделяются акциями (паями) обычно соответственно с их личным вкладом.

4. Один работник может владеть ограниченным числом акций. При увольнения он должен продать принадлежащие ему акции (паи) народному предприятию, последнее обязано их купить. При этом возможно провести частичную продажу акций внутри предприятия.

5. В управлении предприятием при принятии решений допускается голосование. Действует принцип: «Один пайщик – один голос», и это не зависит от числа принадлежащих акционеру акций.

6. Размер оплаты труда руководителей строго ограничен. Вместе с тем избранный директор предприятия наделяется широкими полномочиями.

Он вправе быть одновременно и председателем наблюдательного совета предприятия. Считается, что создание народных предприятий улучшает на предприятиях социальный климат. Партнерство заменяет отношения наемного труда и капитала. Вместо выплаты тарифных ставок и окладов работники получают процент от дохода предприятия, который зависит от количества принадлежащих им паев (акций) и трудового вклада. Хотя российским законодательством задерживается правовое оформление народного предприятия, однако на практике по его правилам в конце XX в. в стране работали уже многие коллективы. Например, картонно-бумажный комбинат, образованный в Набережных Челнах, объединение «Микрохирургия глаза», акционерное общество «Хитон», основанное в Казани, и др. Практика подтверждает перспективность и целесообразность создания такого рода предприятий.

Разновидностью закрытых акционерных обществ являются так называемые народные предприятия или акционерные общества работников. Функционирование этих предприятий осуществляется на основании специального Закона о народных предприятиях. Принятие данного Закона было обусловлено причинами скорее общественно-политического, чем экономического характера. Идея состоит в привлечении работников предприятия к участию в управлении и распределении прибыли. В зарубежном законодательстве и практике уже имеется подобный опыт. Так, особенно широкое распространение и известность получила американская программа ESOP ("план развития акционерной собственности рабочих и служащих"). В рамках этой программы работники наделяются акциями корпорации и в период наличия трудовых отношений могут принимать участие в управлении ею. При увольнении такие работники, как правило, обязаны осуществить отчуждение акций в пользу других работников или самого общества. Наличие у работника определенного пакета акций рассматривается как мотивирующий фактор в повышении производительности труда, качества выпускаемой продукции.

Правовое положение народного предприятия в российском законодательстве можно охарактеризовать следующим образом: -

народное предприятие может быть создано только путем преобразования уже существующей коммерческой организации и только с согласия большинства работников; -

число работников народного предприятия не может быть менее 51 и более 5 тысяч; -

учредительным документом народного предприятия является учредительный договор, подписываемый каждым работником; -

более 75% акций народного предприятия должно принадлежать его работникам, при этом доля одного работника - акционера не может превышать 5%; -

число работников, которые не являются акционерами, не должно превышать 10% от общей численности работников; -

количество акций, которые может иметь в собственности работник народного предприятия, зависит от размера его заработной платы; -

акционеры - не работники могут приобретать только акции, продаваемые другими акционерами, в отличие от акционеров, состоящих в трудовых отношениях с предприятием; кроме того, они имеют право на приобретение дополнительных акций, которые распределяются между ними пропорционально размеру оплаты труда; -

при увольнении работник должен продать принадлежащие ему акции обществу, т.е. акционерные правоотношения прекращаются одновременно с трудовыми; -

право акционера - работника на продажу акций существенно ограничено: он может продать по договорной цене не более 20% принадлежащих ему на дату окончания отчетного финансового года акций в течение следующего финансового года (количество акций, разрешенных к продаже, устанавливает общее собрание); акционеры - не работники более свободны в распоряжении акциями: они могут продать их в любое время по договорной цене, но только лицам, указанным в п. 9 ст. 6 Закона о народных предприятиях; -

компетенция общего собрания народного предприятия значительно расширена в сравнении с обычным акционерным обществом; -

органом внутреннего контроля является контрольная комиссия, имеющая более широкие полномочия, чем ревизионная комиссия в АО.

Народные предприятия не получили в России широкого распространения. Наибольшим "эффектом" от их создания стали негативные оценки специалистов и сложности в правоприменительной практике, связанные с непониманием места этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в системе юридических лиц. С одной стороны, как это следует из самого Закона о народных предприятиях (п. 2 ст. 1), они являются разновидностью ЗАО, т.е. как бы "подтипом" акционерного общества, поскольку нормы Закона об АО применяются к ним субсидиарно. С другой стороны, акции, выпускаемые народными предприятиями, по своей правовой природе далеко не тождественны акциям обычных акционерных обществ, предоставляющих их владельцам равный объем прав и не связывающих статус акционера с наличием трудовых отношений с организацией.

Наличие многочисленных особенностей народного предприятия в организации акционерных отношений и управления позволили специалистам усомниться в определении правового статуса народного предприятия как особой разновидности закрытых акционерных обществ.

Ломакин пишет: "По существу, значительное число отличительных признаков народного предприятия переходит в новое качество, в результате чего акционерное общество работников фактически можно охарактеризовать в качестве новой, не известной ГК, организационно-правовой формы коммерческой организации. Но такое положение вещей нельзя признать допустимым, поскольку в данном случае грубо нарушается положение об исчерпывающем перечне организационно-правовых форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК)" . Хочется надеяться, что реформа корпоративного законодательства затронет и народные предприятия.

Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. С. 59.

Наряду с классификацией акционерных обществ на типы действующее законодательство в зависимости от сферы деятельности общества и порядка его создания различает виды акционерных обществ.

По критерию области деятельности выделяются акционерные общества в банковской, инвестиционной и страховой сферах (п. 3 ст. 1 Закона об АО).

По критерию способа создания - акционерные общества, образованные при приватизации государственных и муниципальных предприятий (п. 5 ст. 1 Закона об АО). Смешанный критерий (по области деятельности и по способу образования) лежит в основе выделения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (п. 4 ст. 1 Закона об АО).

Следует отметить, что на перечисленные выше акционерные общества Закон об АО распространяется субсидиарно - в части, не противоречащей специальному законодательству. При этом сфера применения этого специального законодательства очерчена в самом Законе об АО.

Так, в отношении акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности специальными федеральными законами определяются только особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения. На другие правоотношения, связанные с организацией и деятельностью таких акционерных обществ, например в сфере гарантий и способов защиты прав акционеров, порядка проведения общих собраний, формирования органов общества, эти особенности не распространяются, и в полном объеме подлежит применению Закон об АО. Исключение из правила установлено только для функционирующих в форме акционерных обществ кредитных организаций: согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ права и обязанности акционеров таких обществ могут определяться специальными законами, регулирующими их деятельность.

Особенности создания акционерных обществ в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются не только Федеральным законом, но и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие в Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), устанавливаются Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Таким образом, при применении законов и иных нормативных актов к определенным видам акционерных обществ следует быть внимательными с определением сферы и оснований распространения на них специального правового регулирования. При этом, как определено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19, перечень видов акционерных обществ, имеющих особенности правового режима, установленного ст. 1 Закона об АО, не является исчерпывающим. Например, федеральными законами могут быть предусмотрены особенности создания акционерных обществ с иностранными инвестициями.

Еще по теме Народное предприятие:

  1. 4. Участие работников в управлении внутренними делами народных предприятий
  2. Понятие, виды и административно-правовойстатус предприятий по ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях», органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.

В 1998 году в России вступил в силу Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», призванный содействовать развитию производственной демократии, преодолению нарастающего отчуждения непосредственных производителей от результатов труда и средств производства, других противоречий между трудом и капиталом.

Среди важнейших положений закона: в собственности работников народного предприятия в целом и одного работника-акционера в частности, соответственно, должны быть акции номинальной стоимостью более 75 и менее 5 процентов величины уставного капитала. Среднесписочная численность работающих 51-5000 человек. Решения общего собрания принимаются по принципу «один акционер — один голос». Размер оплаты труда генерального директора не может превышать десятикратный средний размер оплаты труда работника за отчётный финансовый год. И т.д.

Являясь одновременно непосредственным производителем и акционером — совладельцем трудовой, а не спекулятивной собственности, работник народного предприятия не только получает право участвовать в управлении и принятии решений, но и несёт солидарную ответственность за производственные результаты. Такой баланс прав и обязанностей — одно из главных преимуществ подобных компаний в конкурентной борьбе. Это подтверждает опыт более чем 70 стран мира, действующие законодательства которых закрепляют наделение работников собственностью в компаниях, созданных на принципах соединения труда и капитала.

Важная особенность: развивая принципы «демократии участия», не проигрывая по эффективности акционерным обществам других организационно-правовых форм, народные предприятия содействуют формированию и укреплению коллективных ценностей социума, сохраняют государственный интерес, развивая личность - преодолевают индивидуализм и жажду наживы любой ценой, атомизирующие и разъедающие российское общество.

В мире

Первопроходцами в демократизации производственных отношений являются США, экономику которых у нас принято считать наиболее либеральной и наименее социальной. С 1974 по 1994 гг. американский конгресс принял 25 законодательных актов, стимулирующих процесс превращения рабочих в собственников акционерного капитала на основе плана развития акционерной собственности работников ESOP.

Сегодня в американских компаниях, принадлежащих работникам (совместно владеющим контрольным пакетом акций), трудится порядка 14 млн человек. К концу ХХ века в 500 крупнейших корпорациях доля акций работников составляла в среднем 27%, а в таких, как «Макдоннелл-Дуглас», «Маккормик», «Проктер энд Гэмбл», — около 33%. Ещё в конце 80-х годов прошлого века президент компании «Дюпон» Джон Крол говорил о продаже сотрудникам акций компании на льготных условиях: «Хочу, чтобы все, кто работает в компании, являлись её инвесторами... чтобы их личное благосостояние напрямую зависело от успехов компании». Символичны слова бывшего Президента США Рональда Рейгана о том, что миллионы американских рабочих, являющихся собственниками своих компаний, — лучший ответ Карлу Марксу.

В Европе демократизация экономических отношений также является важной составляющей вложений в человеческий капитал, одним из решающих условий повышения эффективности производства. Под эгидой Евросоюза образована Европейская федерация работников-собственников, объединяющая ассоциации и союзы более 50 стран континента. Членам Евросоюза рекомендовано развивать программы участия работников в управлении производством и распределении результатов. В Германии и Франции приняты законы о правовом регулировании акционерных обществ, использующих принцип совместных решений. Подобные законы действуют в Великобритании, Дании, Испании, Италии, Швеции, Израиле и др.

В коммунистическом Китае, где Закон «О коллективных предприятиях в городе и коллективных предприятиях на селе» действует с 1992 года, доля коллективного сектора в валовой продукции превысила 40% уже в 1995 году. Характерно знаменитое выражение автора китайских реформ Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она хорошо ловила мышей».

В 2009 году Нобелевскую премию по экономике присудили Элинор Остром за работы в области управления общей собственностью, не принадлежащей частнику или государству. Своими многолетними научными исследованиями и анализом существующих практик в различных странах мира она доказала, что самоуправляемые сообщества (группы людей, в том числе трудовые коллективы) могут эффективно управлять общественным ресурсом (коллективной собственностью), не прибегая к традиционно противоположным схемам приватизации или национализации. В условиях мирового экономического кризиса подобные выводы трудно переоценить. К сожалению, в России решение Нобелевского комитета - без преувеличения, историческое и дальновидное - не привлекло должного внимания ни официальных лиц, ни общественности.

Таким образом, продуманно последовательная демократизация производственных отношений, развитие собственности работников - одно из важных направлений социально-экономической политики во многих странах мира, общественно востребованный путь к социальной справедливости.

В России

По официальным данным Росстата в 2005 году в России официально было зарегистрировано порядка 140 закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий), функционирующих в сфере промышленности и сельского хозяйства. Среди них - ЗАОр «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат», ЗАОр «НП Туринский целлюлозно-бумажный комбинат» и ЗАОр «НП Сухоложскасбоцемент» (Свердловская область), ЗАОр «НП Архангельский хлеб», ЗАОр «НП Завод Искож» (г. Йошкар-Ола), ЗАОр «НП Конфил» (г. Волгоград), ЗАОр «НП Красная звезда» (Удмуртская Республика), ЗАОр «НП Жуковмежрайгаз» (Калужская область), ЗАОр «НП Надежда» (Свердловская область), ЗАОр «НП Поволжский фанерно-мебельный комбинат» (Республика Татарстан), ЗАОр «НП Челябинское рудоуправление» и другие. Предприятия относятся к таким отраслям экономики, как целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая и топливная промышленность, машиностроение, деревообработка, строительство.

Почти все они были образованы вскоре после принятия названного выше федерального закона. Затем процесс застопорился из-за противодействия чиновников и бизнесменов, терявших возможность рулить и выводить капиталы. Ведь с рабочими, осознавшими свои права и ответственно относящимися к обязанностям, спорить трудно. В российских СМИ практически отсутствует информация о деятельности народных предприятий, большинство из которых чувствует себя в рыночных условиях уверенно, укрепляя успешной работой и социально-ответственным поведением экономическую стабильность своих регионов и страны в целом, завоёвывая заслуженное признание и поддержку.

Некоторые итоги

На рис. 1 и в табл. 1-5 (приложение) представлены результаты производственной деятельности ряда российских народных предприятий за годы, прошедшие после их образования (см. примечание).

Годовой валовой объём производства на крупных предприятиях (1000—2000 работающих) достигает 1,5—3 млрд руб., с числом занятых до 500 человек — порядка 100—500 млн руб.

За прошедшие 10—12 лет объёмы производства увеличились в три — восемь раз. Это достойный ответ на всем известный призыв удвоить ВВП. В разы выросли также производительность труда и зарплата. Степень износа оборудования не превышает 40—50% (как исключение — до 60%). На половине предприятий 40—70% оборудования не старше пяти лет. Доходы не проедаются, а целенаправленно инвестируются. До 50% прибыли (десятки и сотни миллионов рублей) по решению трудовых коллективов ежегодно направляется на обновление основных фондов и технологическую модернизацию, составляя, как правило, 100% инвестиций.

Производственно-финансовые показатели (объёмы производства и реализации товарной продукции, среднемесячная зарплата, рентабельность) — на уровне или выше средних по отрасли. 75—100% продукции поставляется на внутренний рынок, 5—25% — экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье.

Активно развивается социальная инфраструктура (на балансе предприятий — жильё, детские сады и ясли, поликлиники, пансионаты и дома отдыха, ЖКХ). На социально-культурные нужды ежегодно направляется не менее 30% прибыли. Обязательный выкуп акций у работников, уходящих на пенсию, гарантирует им солидную прибавку в десятки и сотни тысяч рублей (чем не вариант накопительной пенсии работника, прямо заинтересованного в росте стоимости акций, — не спекулятивной, а через капитализацию прибыли и реальную модернизацию производства?).

На начальном этапе развитияна динамику объёмов производства существенное влияние оказывали износ основных фондов, недостаток инвестиций, невысокая конкурентоспособность производимой продукции, изменения в структуре спроса. Особое внимание было уделено модернизации производства (техническому перевооружению и внедрению передовых технологий). Появление нового оборудования, ввод новых технологий позволили значительно увеличить объёмы выпуска товарной продукции, что привело к росту прибыли (табл. 1-3).

Важно отметить, что именно средства акционеров (акции и нераспределённая прибыль) являются главным источником финансирования народных предприятий. Соответствующие решения принимаются членами трудовых коллективов, являющихся реальными совладельцами предприятий. В среднем в структуре источников капитала внутренние резервы покрывают около 60% всех финансовых потребностей предприятий, в то время как внешние источники - долгосрочный и краткосрочный кредит - около 30%. При этом на отдельных предприятиях, в частности Набережночелнинском КБК, инвестирование в развитие производства полностью осуществляется за счёт собственных средств (табл. 1). Подобная политика в немалой степени способствует росту чистых активов (собственного капитала), сокращению убытков и достижению финансовых показателей, характеризующих рентабельный и растущий бизнес (табл. 1 и 4).

Собственность работников, владеющих контрольным пакетом акций, позволяет преодолеть противоречие между капитализируемой частью дохода и заработной платой. Наращивая стоимость основного капитала, способствуя развитию своего предприятия, работники тем самым увеличивают стоимость принадлежащего каждому из них пакета акций.

Таким образом, в данной форме собственности заложена возможность осознанного регулирования самими работниками соотношения между индивидуальным доходом и накоплением с учётом, прежде всего, производственной целесообразности, поскольку и заработная плата, и накапливаемый капитал выступают как источники личного богатства работников.

Кризис 2008-2009

Экономическое положение ЗАОр в период кризиса руководители большинства предприятий оценивали как хорошее или вполне удовлетворительное. Его отрицательное влияние сведено к минимуму. В среднем выручка сохранилась на докризисном уровне, на отдельных предприятиях увеличилась до 20% или снизилась не более чем на 3%. Лишь на одном предприятии, традиционно ориентированном на переживающее спад автомобилестроение, она снизилась на 20—30%. Оптимизацией издержек потери частично компенсированы. В 2009 году модернизацию производства осуществляли на большинстве предприятий, в 2010 г. её развернули все опрошенные предприятия.

Персонал сохранён (на отдельных предприятиях временные сокращения не превысили 10%). В кризисный период средняя зарплата, как правила, не снижалась, а на ряде предприятий возросла (табл.1 и 5). Лишь на одном из обследованных предприятий зарплата временно снизилась до 6% вследствие глубокого спада производства в отечественном автомобилестроении, на который традиционно ориентирована его основная продукция. Полностью (а по просьбе местных властей — досрочно, в виде авансовых платежей) выплачивались налоги. Морально-психологический климат не ухудшился.

Когда работать интересно

За истекшие годы на российских предприятиях с собственностью работников сложился и действует определённый механизм формирования накоплений на индивидуальных счетах работников-акционеров. Он может осуществляться по следующим направлениям: в результате отчислений части зарабатываемой прибыли в фонд накопления и ежегодного распределения денежных средств на индивидуальные счета работников в виде дивидендов. Понятно, что чем большее число лет работник проработает на предприятии, тем выше его уровень накоплений. Анализ анкет руководителей уральской группы народных предприятий свидетельствует, что средняя сумма средств, выделяемых ежегодно предприятиями на выплату доли работников, уходящих на пенсию составляет 2-7 млн руб. При этом в зависимости от стажа работы средняя сумма денежных средств, накопленная работниками, уходящими на пенсию, может составлять 20-300 тыс. руб., что является весомой составляющей бюджета пенсионера.

Подобная особенность народных предприятий представляется уникальной: у работника, уходящего на заслуженный отдых, предприятие выкупает принадлежащий ему пакет акций (так велит закон). Выкупная стоимость акций (количество которых ежегодно увеличивалось в зависимости от уровня зарплаты и стажа работы) пропорциональна стоимости чистых активов предприятия. Эта выкупная сумма и есть своеобразная накопительная негосударственная пенсия. Люди преклонного возраста могут поправить здоровье, помочь детям и внукам или просто жить достойно.

Ещё одно конкурентное преимущество адекватно современным тенденциям инновационной восприимчивости, полного участия рабочих не только в модернизации, но и в управлении на разных уровнях. На уровне предприятия - включение представителей работников в Совет директоров и Наблюдательный Совет, назначение «рабочих директоров». На уровне цеха - работа в производственных комиссиях, Советах бригад, Советах трудового коллектива. На уровне рабочего места значительное внимание уделяется работе по развитию системы рационализаторства, оптимизации рабочего места и технологических операций и т.д.

Анкеты предприятий показывают на стабильность поступления рационализаторских предложений, защищённых патентами и авторскими свидетельствами. Чаще всего рационализаторские предложения, поданные работниками, касаются вопросов энергосбережения, экономии сырья и материалов, разработки и внедрения новых видов продукции, механизации ручного труда и др.

Развитию форм участия работников в управлении, формированию партнёрских отношений способствует также система обучения и подготовки работников всех уровней - рабочих, инженерно-технического персонала, управленческого персонала.

Проблемы

За рубежом правовое обеспечение различных форм «демократии участия» сопровождается не единичными законодательными актами, а последовательными, систематическими новациями, в том числе введением льготных налоговых режимов, подталкивающих к необходимым действиям собственников, работников и финансовые организации.

В России деятельность акционерных обществ работников регулируется единственным федеральным законом. За истекшие годы правоприменительная практика позволила выявить ряд недостатков данного закона, в частности:

1. В соответствии со статьёй 2, пунктом 1 «народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, путём преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается».

Данная формулировка, по сути, становится непреодолимой законодательной преградой для массового создания народных предприятий, т.к., во-первых, разрешает преобразование исключительно коммерческих организаций и, во-вторых, накладывает ограничение на исходное количество акций, принадлежащих работникам.

Рекомендация: убрать из формулировки «за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала».

Подобная законодательная новация имела бы принципиальное значение для развития собственности работников как одного из важнейших экономических условий обеспечения социальной справедливости, преодоления отчуждения непосредственных производителей от средств производства и результатов труда, справедливого распределения произведённого продукта и национального богатства.

2. ФСФР выпустила Приказ от 09.11.2010 № 10-65/ПЗ-Н, № 10-66/ПЗ-Н в части определения расчётной цены по акциям для исчисления налога на прибыль и НДФЛ. Приказ противоречит соответствующим нормам Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников «народных предприятий» № 115-ФЗ от 19.07.1998 г. Ежегодное наделение работников народного предприятия акциями в соответствии с результатами их трудовой деятельности по итогам прошедшего года становится невыгодным , подрывая один из важнейших стимулов к заинтересованному труду. Однако до настоящего времени необходимые корректировки в ведомственный документ, противоречащий федеральному закону, не внесены.

3. Проект новой редакции Гражданского кодекса предусматривает, что если число акционеров более 500, то формой собственности является публичное (т.е. открытое) АО. Следовательно, значительная часть народных предприятий, где трудящихся больше этого количества, прекратит своё существование именно как акционерные общества работников, не менее 75% акций которых принадлежит трудовому коллективу и не обращается на организованном рынке ценных бумаг.

4. Утверждённая Президентом РФ Дмитрием Медведевым Концепция совершенствования Гражданского кодекса предполагает изменение организационно-правовой формы АО через упразднение их деления на открытые и закрытые и преобразование в публичные и непубличные. В таком случае прекратит своё действие и закон о народных предприятиях.

Из официальных ответов Государственно-правового управления Президента РФ, Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Минэкономразвития России следует, что в будущих федеральных законах об акционерных обществах и о хозяйственных обществах будут учтены правоприменительная практика и опыт народных предприятий. В частности, в будущем законе о хозяйственных обществах будет предусмотрена отдельная глава, посвящённая хозяйственным обществам работников (народным предприятиям) с сохранением подтверждённых практикой положений действующего закона и внесением необходимых дополнений и уточнений. Однако действия ряда официальных органов и высказывания некоторых официальных лиц ставят подобные заверения под сомнение. Тем более, что на протяжении минувшего десятилетия регулярно терпели неудачу все попытки внести продиктованные законодательной и хозяйственно-экономической практикой об акционерных обществах работников изменения в действующий закон (от отдельных изменений и дополнений до проекта новой редакции федерального закона в целом).

Для сведения. Парламент страны с октября 1998 г. по ноябрь 2009 г. принял более 2700 федеральных законов, порядка 80% из них вносят изменения и дополнения в действующие законы. А малоизвестный российскому обществу закон о народных предприятиях игнорируют и изолируют, словно стремятся задушить в объятиях. Для сравнения: как показано выше, за два десятилетия в США принято порядка 25 законодательных актов, стимулирующих формирование акционерной собственности работников.

Заключение

Таким образом, официальные отчёты российских народных предприятий - закрытых акционерных обществ работников - убедительно свидетельствуют об их экономической устойчивости, социальной ответственности, высокой конкурентоспособности, заинтересованности в производительном труде, стабильности и уверенности в трудовых коллективах, активной модернизации производства.

Финансовая прозрачность, достойная заработная плата и пенсия, забота о работниках и их семьях, внедрение накопительных пенсий через выкуп акций, активное сотрудничество таких предприятий с местными органами власти подтверждают свойственную таким предприятиям гармонизацию коммерческой выгоды и социальной ответственности. Всё это, безусловно, свидетельствует в пользу распространения собственности работников как организационно-правовой формы в российской экономике в более широких масштабах и массового создания народных предприятий.

В 19-м веке Карл Маркс писал: …«рабочий свободен лишь тогда, когда он является владельцем своих средств производства...» И далее: «... индивидуальную форму владения экономическое развитие...с каждым днём будет преодолевать всё более... остаётся лишь форма коллективного владения...»

Акционерные общества работников России - одни из немногих, успешно реализованных в отечественном предпринимательстве образцов синтеза современной научной мысли и передовой практики, учёта национально-исторических традиций, отказа от слепого копирования не всегда убедительного зарубежного опыта. Пример народных предприятий акционерных обществ работников в значительной мере соответствует актуальной формуле: экономика должна быть справедливой, эффективно и надёжно соединяя мир людей труда и мир созданных ими благ.

Справка. В связи с тем, что работа Российского союза народных предприятий приостановлена, деятельность народных предприятий России координирует Союз народных предприятий Урала. Сегодня в его рядах ЗАОр «Туринский целлюлозно-бумажный завод» и ЗАОр «Знамя» (Свердловская область), ЗАОр «Надежда» Слободотуринского района, , ЗАОр «Энергия» (с. Усениново Туринского района), ЗАОр «Городищенское» (с. Городище Туринского района), ЗАОр «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» (Набережные Челны, Татарстан) и др.

Основные цели СНПУ - координация деятельности входящих в состав Союза акционерных обществ работников, предоставление и защита общих интересов, обмен опытом, вовлечение общественности в обсуждение проблем экономического и социального развития страны.

С ноября 2004 г. являлся генеральный директор ЗАОр «Туринский ЦБЗ» А. Коновалов. С июня 2010 г. Председателем Правления Союза избран генеральный директор ЗАО «НП Знамя» Г. Задирака.
Штаб-квартира организации располагается по адресу: г. Сухой Лог, Свердловской области, ул. Победы 14. Сайт http://www.npural.narod.ru . E-mail:[email protected], тел. 83437345553.

За шесть лет существования СНПУ удалось создать устойчивое, организованное сообщество. Среди важнейших направлений работы Союза - организация и проведение профессионального обсуждения проблем социально-экономического характера, модернизации и повышения производительности труда, формирования конкурентоспособного современного производства, развития новой культуры собственности и т.д. Два раза в год проводятся выездные семинары-совещания с участием учёных и специалистов Москвы, Екатеринбурга, других регионов России.

Примечание. В работе использованы материалы из публикаций д.э.н., профессора Т.В. Зиминой: 1. «Собственность работников: двенадцать лет развития» - Материалы научно-практического семинара РСНП и Союза акционерных обществ работников (народных предприятий) Урала «Акционерные общества работников: теория, законодательная практика, перспективы» (11-12 ноября 2010 г.), Екатеринбург, 2010. 2. «К вопросу об эффективности народных предприятий». - Экономист (в печати).

Приложение

Рис. 1

Табл. 2. Динамика объёма производства (% к предыдущему году)

Организация

ЗАОр «Роспечать»

«Архангельскхлеб»

ЗАОр «Челябинское рудоуправление»

ЗАОр «Завод Искож»

ЗАОр «Туринский ЦБЗ»

ЗАОр «Красная звезда»

ЗАОр «Конфил»

Табл. 3. Динамика прибыли от реализации (% к предыдущему году)

Организация

ЗАОр «Роспечать»

«Архангельскхлеб»

ЗАОр «Челябинское рудоуправление»

ЗАОр «Завод Искож»

ЗАОр «Туринский ЦБЗ»

ЗАОр «Красная звезда»

ЗАОр «Конфил»

Табл. 4. Динамика чистых активов (% к предыдущему году)

Организация

ЗАОр «Роспечать»

«Архангельскхлеб»

ЗАОр «Челябинское рудоуправление»

ЗАОр «Завод Искож»

ЗАОр «Туринский ЦБЗ»

ЗАОр «Красная звезда»

ЗАОр «Конфил»

Табл. 5. Динамика средней зарплаты (% к предыдущему году)

Аннотация: Особенности создания и правового положения народных предприятий (НП), права и обязанности акционеров этих предприятий и меры по защите их прав и интересов определены Федеральным законом от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"(далее в рамках данной главы - Закон). Принятие этого Закона является радикальным нововведением в области организационно-правовых форм предприятий, позволяющим преодолеть или ослабить последствия целого ряда ошибок, допущенных в процессе приватизации. По сути Закона народным предприятием признается акционерное общество, в котором трудовому коллективу (работникам предприятия) принадлежит пакет акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Это означает, во-первых, что внешние акционеры при голосовании по принципу "одна акция - один голос" не будут иметь числа голосов, позволяющего им блокировать принятие общим собранием акционеров решений по важнейшим вопросам организации и деятельности общества, требующих большинства в ^{3}/_{4} голосов. Трудовой коллектив, таким образом, может по любому вопросу принять решение, отражающее его интересы. Во-вторых, акции народного предприятия, как будет показано дальше, менее мобильны, чем акции открытого акционерного общества (реже переходят от одного владельца к другому). Если сгруппировать особенности правового положения народного предприятия, установленные Законом, то можно сказать, что Закон: определяет модель акционерной собственности, в которой преобладают мелкие пакеты акций, распределяемые среди работников предприятий пропорционально их доле в оплате труда (или распределяемые по другому аналогичному параметру). Переход к такой модели позволяет значительно уменьшить имущественное расслоение работников предприятия и усилить хозяйственную мотивацию трудового коллектива; радикальным образом расширяет возможности акционерной демократии. Усиление демократии стало возможным в результате сочетания принципов "одна акция - один голос" и "один акционер - один голос" при принятии решений на общем собрании акционеров, расширения компетенции общего собрания и усиления контрольных функций со стороны трудового коллектива. Введение таких правовых норм позволяет повысить роль работников предприятия в управлении, что в свою очередь должно положительно отразиться на качестве управления, мотивации высококачественного производительного труда работников и хозяйственной мотивации коллектива; распространяет организационно-правовую форму народного предприятия на широкий круг предприятий различного масштаба (с числом работников примерно от 50 до 4000-5000) и предоставляет возможность преобразования в народные предприятия коммерческих организаций различных правовых форм, что создает перспективы широкого распространения народных предприятий по мере реализации ими своих преимуществ. Вместе с тем следует иметь в виду, что Закон снижает возможности самофинансирования развития производства, так как устанавливает определенную норму размещения акций среди внешних акционеров (менее 25% уставного капитала). Эта правовая норма ограничивает область распространения данной организационно-правовой формы (народного предприятия) производствами со стабильной и плодотворной технологиями, не требующими крупных инвестиций в их развитие.

4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала

Cоздание НП допускается только путем преобразования коммерческой организации. В НП может быть реорганизовано любое хозяйственное товарищество, производственный кооператив и любое хозяйственное общество, за исключением открытых акционерных обществ, в которых работникам предприятия принадлежит менее 49% уставного капитала.

Для преобразования в народное предприятие необходимо:

Договор о создании НП . Содержание договора должно соответствовать требованиям Закона об акционерных обществах (п. 5 ст. 9) и дополнительным требованиям Закона об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий). В нем определяется порядок осуществления учредителями (участниками преобразуемой коммерческой организации и ее работниками, решившими стать акционерами народного предприятия) совместной деятельности по созданию НП, размер уставного капитала НП, номинальная стоимость и порядок оплаты акций НП, права и обязанности учредителей по созданию НП. Помимо этого, договор должен содержать:

  • сведения о количестве акций НП, которыми может владеть в момент создания: каждый работник образуемого НП; каждый участник преобразуемой коммерческой организации, не являющийся ее работником; каждое физическое лицо, не являющееся ее участником, и (или) юридическое лицо;
  • денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации;
  • условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций у его акционеров;
  • указание формы оплаты акций народного предприятия или порядка обмена акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции НП каждым акционером в момент создания НП.

Приведем некоторые соображения по определению менового соотношения при обмене акций преобразуемой коммерческой организации на акции НП. Пусть коммерческая организация до ее преобразования имела:

Уставом народного предприятия на момент его создания определены:


Из этого следует, что


Уставный капитал по своему назначению определяется из условия гарантии интересов кредиторов предприятия, и его величина задается в первую очередь . На основе величины уставного капитала определяется номинальная стоимость и количество размещаемых акций.

Законом установлено, что номинальная стоимость акций народного предприятия не может быть более 20% от минимального размера оплаты труда. Эта норма , очевидно, введена для того, чтобы облегчить приобретение акций работниками предприятия. Если общее собрание акционеров своим решением определило номинальную стоимость акции (), то тем самым установлено меновое соотношение номинальных цен () - количество акций преобразуемой коммерческой организации за одну акцию народного предприятия.

Например, ;

Меновое соотношение в этом случае будет 40: 20 = 2, т.е. обмен должен осуществляться в соотношении: две акции народного предприятия за одну акцию преобразуемой коммерческой организации.

Тогда количество акций народного предприятия на момент его создания определяется следующим образом: