На раскопки янтарной комнаты нужно пять тысяч евро. Восстановление Янтарной комнаты

Пенсионер из западногерманского городка Вупперталь заявил, что, похоже, разгадал тайну Янтарной комнаты, которую в годы войны нацисты вывезли из Царского села. Известно, что из-под Ленинграда комнату вывезли в Восточную Пруссию. Там ее с тех пор искали, но не нашли. В итоге нашим замечательным мастерам-реставраторам пришлось делать точную копию, показанную публике к 300-летию Петербурга. Но где же все-таки оригинал? Оказывается, мало кто читал биографию гауляйтера Восточной Пруссии Эрика Коха. А он был родом как раз из той части Германии, где полно подземных туннелей. Кто и как теперь ищет оригинал?

Земля под Вупперталем буквально изрезана подземными ходами и туннелями. Власти говорят, их — 173. Но диггеры уверяют: их — около пяти сотен, причем большинство до сих пор не изведано. Немецкие пенсионеры уверены: в одном из таких бункеров и спрятана Янтарная комната.

Присев на холодные и сырые камни и развернув сильно потрепанную карту города, Йорган и Карл-Хайнс снова обсуждают маршрут. Они спускаются вниз по пять раз в неделю, за их плечами уже десятки метров обследованных подземелий.

На пути попадаются трухлявые от влажности доски, разбитая черепица, оборванные провода, но пока никаких сокровищ. В конце пути — узкий тоннель, который в итоге оказывается замурован. Янтарная комната — по ту сторону кирпичной стены, уверен Карл-Хайнс Кляйне.

"Нам срочно требуется бормашина, с помощью которой можно было бы делать отверстия глубиной 50 сантиметров, — пояснил Карл-Хайнс. — С помощью этого инструмента мы сможем пробраться в две шахты, которые, предположительно, приведут нас к бункеру, который состоит из двух уровней. Владелец этой постройки был дружен с Эрихом Кохом. В 20-е годы они вместе агитировали за НСДАП в Рейнской области".

Чтобы пробить стену, Карл-Хайнс одолжил специальную буровую машину у строительной компании, но те станок быстро забрали. Пенсионеры успели проделать лишь небольшое отверстие. Денег на продолжение работ у них нет. Речь идет о пяти тысячах евро. Теперь напарник Кляйне пытается разломать кирпичную кладку вручную — арматурой — но пока тщетно. Прерывается на самокрутки, от расстройства выкуривает по 50 штук в день.

Янтарную комнату, подаренную Петру Первому прусским королем Фридрихом Первым, называли восьмым чудом света. 52 квадратных метра янтарных панелей с канделябрами и мозаикой, украшенных двумя тоннами золота. Солдаты вермахта вывезли комнату из царской резиденции в замок Кенигсберга, сегодняшний Калининград, в октябре 1941-го. В 1945 году ее след теряется. Одни говорят, что ее разбомбили, другие уверены, что она до сих пор где-то надежно спрятана.

"Было множество версий, около пятисот. Около ста имеют право на существование. Это были версии немцев, которые пытались приехать в закрытую Калининградскую область", — рассказал Авенир Овсянов, историк, участник секретной геолого-археологической экспедиции по поиску утраченных культурных ценностей.

Комнату искали в Польше, Чехии, на дне Балтийского моря. Мест, где когда-то видели что-то похожее на ящики с янтарем из Екатерининского дворца, уже около 160, причем больше 100 находятся на территории Германии. В 2008 году клад едва не нашли в деревне Дойч-ной-дорф. Штольню вскрыли чуть ли не в прямом эфире, но внутри оказалось пусто.

Российские историки уверены: если Янтарная комната еще где-то существует, то искать ее нужно в подземельях Калининграда. "Советские войска настолько плотно взяли в кольцо эту территорию, что вывезти Янтарную комнату нацисты просто не могли, поэтому она где-то здесь", — считает Мария Теплышева, пресс-секретарь Калининградского областного Историко-художественного музея.

В архивных документах сохранилась телеграмма, отправленная в 1944 году из Кенигсберга в Берлин. Один из офицеров, служивший под началом гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха, писал: комната находится в сохранности в надежном трехъярусном бункере, а вход в него замаскирован.

"То, что Янтарная комната со всеми сопутствующими документами находилась в Кенигсберге, — факт. Кох был родом из Вупперталя, зачем ему было прятать свою собственность где-то в других областях, которые ему были плохо известны? Нет, таким глупым он не был", — уверен Карл-Хайнс.

С приближением войны жители Вупперталя перестраивали и расширяли пивные погреба и делали из них бомбоубежища. Большинство бункеров теперь в частных руках, копать разрешают лишь в тех туннелях, которые принадлежат государству. Вход обычно на замке. Вместо лицензии на поиски диггерам выдают от туннелей ключи. Тому, кто найдет клад, полагается 3%. Пенсионеры готовы делиться с любым, кто финансово поможет завершить их поиски. Говорят, что в случае успеха денег хватит на всех, ведь стоимость Янтарной комнаты, по их оценкам, достигает 250 миллионов евро.

Немецкий археолог-любитель утверждает, что нашел под землей две тонны драгоценных металлов, которые могли быть частью похищенной нацистами Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Оригинальное название: Не ФАКТ!
Год выпуска: 2016
Жанр: Развлекательно-семейное шоу
Режиссер: Нарек Хачатурян, Тарас Василенко
Ведущий: Арарат Кещян, Андрей Бурковский

Описание: Программа «НЕ ФАКТ!» - познавательно-развлекательная передача для всей семьи. Команда программы, отправляясь в путешествия раскрывает загадки истории, науки, а также не объяснимые факты и явления, заметно, сокращая количество «белых пятен»…

01.. Брестская крепость – Эфир 16.01.2016
Программа «НЕ ФАКТ!» отправляется в Брестскую крепость, чтобы приоткрыть одну из самых загадочных страниц в истории Великой Отечественной войны. Почему в случае с Брестской крепостью не сработал план молниеносного захвата, и сколько на самом деле держалась ее оборона? Что за таинственная мстительница убивала немцев в развалинах? Арарат Кещян постарается найти ответы на все эти вопросы. А кроме того, он займется поисками легендарных подземелий, которые, как утверждает народная молва, ведут из крепости в Брест и даже на территорию Польши. Что найдет ведущий под землей? Смотрите в этом выпуске!
02. Холодная война и Бункер-42 – Эфир 06.02.2016
Темой этого выпуска стал один из самых впечатляющих рассекреченных объектов советской эпохи - Бункер-42. Его история, начиная со строительства, неразрывно связана с Холодной войной и созданием ядерного оружия. Фактически это один из первых бункеров, способный выдержать удар атомной бомбы. Ведущий Андрей Бурковский расскажет об этом уникальном объекте и о причинах конфронтации между ведущими мировыми державами.
03. Подземная тюрьма – Эфир 13.02.2016
Нам кажется, что про Великую Отечественную войну мы знаем почти всё… На самом деле тайн и загадок остаётся немало. Так, через много лет пошли разговоры о таинственном подземном объекте в Подмосковье. Якобы это была свежая мысль в оборонной стратегии, новое слово в военном деле: создать подземные укрепления для обороны Москвы, где бы служили заключенные. Подземная тюрьма! Возможно, это лишь легенда. Поэтому ведущий программы Арарат Кещян проверит всё с самого начала. Правда ли, что в Подмосковье есть подземная тюрьма? Что этот объект уникален и ничего подобного в мире нет? И правда ли, что на защите Москвы стояли тысячи заключенных? НЕ ФАКТ
04. Тайна смерти «Буревестника революции – Эфир 22.02.2016
20 июня 1936 года. В Колонном зале Дома Союзов страна прощается со своим главным писателем - Максимом Горьким. Неожиданно скорбящая публика начинает громко аплодировать. Проститься с Горьким приехал вождь - Иосиф Сталин. Немногие знают, что за время краткой и смертельной болезни писателя Сталин навещал его трижды. Смерть Горького будет детально обсуждаться два года спустя, когда разразится печально знаменитый «третий московский процесс». На скамье подсудимых окажутся трое кремлевских врачей: Казаков, Плетнев и Левин. Их обвинят сначала в некомпетентности, а потом и вовсе в убийстве Максима Горького. Прокурор доказал: врачи действовали не самостоятельно, а по прямой указке главы НКВД Генриха Ягоды. Но решился бы Ягода самостоятельно устранять главного писателя Страны Советов? Кому и зачем понадобилось избавляться от лояльного к власти 68-летнего Горького? Отчего же все-таки умер «буревестник революции»? Все это в программе «НЕ ФАКТ!»
05. Янтарная комната и бункер Ляша – Эфир 27.02.2016
Команда программы «НЕ ФАКТ» отправляется в Калининград, бывший немецкий Кёнигсберг, на поиски янтарной комнаты. Ведущий Андрей Бурковский уверен, что реликвия до сих пор находится где-то в городе и полон решимости доказать это. В ходе расследования он побывает на развалинах Королевского замка, спустится в древние подземелья Кёнигсберга и восстановит события 70-летней давности. Он узнает, кто и когда смог обмануть самого Гитлера. Выяснит, как могла янтарная комната оказаться в двух местах одновременно. А в конце выпуска ведущий сделает сенсационную находку, ради которой снова обязательно вернется в Калининград.


Страна: Россия
Студия: ООО Продюсерский центр «Простые вещи», ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Продолжительность: 5 х ~ 00:25:00
Перевод: не требуется

Кодек: XviD
Качество: SATRip
Видео: ~ 1800 Кбит/с, 720x400
Звук: AC3, 2ch, 192 Кбит/с

Скриншоты:

Http://img-fotki.yandex.ru/get/45886/39424676.684/0_1269b3_9a76084a_orig.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/64120/39424676.684/0_1269b4_54dfe56e_orig.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/5009/39424676.684/0_1269b5_1b74c789_orig.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/68630/39424676.684/0_1269b6_eeb1288e_orig.jpg

Зловещая тайна Янтарной комнаты Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».

Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить». 1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев.

Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка.

Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка…

Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка. Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было.

Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу.

Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей. В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты.

Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным. Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски.

В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке».

Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве. Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате».

Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы. В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами.

На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе.

Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь. Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке…

Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты.

Случайность? Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России.

Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века.

К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов?

«Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо.

По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней - цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков. После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать.

Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.