Методы исследования слуха. Методы исследования слуха (ОАЭ, импеданс, аудиометрия) и типы тугоухости Какой метод исследования слуха считается физиологичным

Современная аудиология располагает множеством методов изучения слуховой функции. Среди них выделяют четыре основные группы методов.
В практике наиболее распространены психоакустические методы аудиометрии, основанные на регистрации субъективного слухового ощущения обследуемых. Но в некоторых случаях психоакустические методы не дают эффекта. Это касается, например, оценки слуховой функции новорожденных детей и детей раннего возраста, умственно отсталых, больных с нарушением психики, определения притворной глухоты и тугоухости, экспертизы инвалидности по слуху, профессионального отбора.
В таких случаях нередко возникает необходимость в применении объективных методов исследования слуха, которые основаны на регистрации биоэлектрических ответов слуховой системы на акустические сигналы, в частности акустического рефлекса внутриушных мышц и слуховых вызванных потенциалов.

Психоакустические методы аудиометрии составляют основу современной аудиометрии. Они предусматривают исследование слуха с помощью живой речи, камертонов и специальных электроакустических приборов - аудиометров. Обследование слуха с помощью речи и камертонов называется акуметрией, а исследование с помощью аудиометров - аудиометрией.

Исследование слуха с помощью живой речи . Для исследования слуха используют шепотную и разговорную речь, а при тяжелых формах тугоухости и глухоты - громкую речь и крик. При исследовании слуха неисследуемое ухо закрывают пальцем, смоченным водой, турундой с вазелином или заглушают шумом от трения провощенной бумагой, трещоткой Барани.
Для стандартизации условий исследования, снижения процентов вариабельных данных рекомендуется проводить исследование слуха шепотной речью после спокойного выдоха - резервным воздухом. В этом случае сила голоса не превышает 35-40 дБ, поэтому расхождения в результатах исследования слуха разными исследователями уменьшаются.
Пациент становится так, чтобы исследуемое ухо было обращено в сторону врача. Исследование начинают с максимального расстояния (5-6 м), постепенно приближаясь к месту, с которого исследуемый может повторить все сказанные ему слова. В условиях JTOP-кабинета, длина которого не превышает 5-6 м, практически невозможно определить точное расстояние восприятия шепотной речи здоровым человеком. Поэтому слух считается нормальным, если исследуемый воспринимает шепотную и разговорную речь с расстояния более 5 м при отсутствии жалоб на снижение слуха.
При отсутствии восприятия шепотной речи или при его снижении переходят к следующему этапу - исследованию восприятия обычной (разговорной) речи. Чтобы сила голоса сохранялась приблизительно постоянной, рекомендуется во время обследования слуха придерживаться старого правила - произносить слова и цифры резервным воздухом после выдоха. В повседневной практике большинство специалистов во время обследования слуха с помощью речи пользуются произвольным набором цифр, например: 35, 45, 86 и т. д.

Исследование слуха с помощью камертонов . Для нужд медицины изготовляют камертоны, настроенные на тон «до» в разных октавах. Камертоны соответственно обозначают латинской буквой «С» (обозначение ноты «до» по музыкальной шкале) с указанием наименования октавы (верхний индекс) и частоты колебаний за 1 с (нижний индекс). Несмотря на то что в последнее время камертоны стали вытесняться современными электроакустическими устройствами, они остаются ценными инструментами для исследования слуха, особенно при отсутствии аудиометров. Большинство специалистов считают достаточным применение камертонов С128 и C42048 для дифференциальной диагностики, поскольку один камертон басовый, а другой - дискантовый. Нарушение восприятия басовых звуков более характерно для кондуктивной тугоухости, дискантовых - для сенсоневральной.
После «запуска» камертона определяют длину восприятия его звучания по воздушной и костно-тканевой проводимости. При обследовании остроты слуха по воздушной проводимости камертон размещают на расстоянии 1 см от ушной раковины, не касаясь кожи и волос. Камертон держат так, чтобы его бранши были перпендикулярны ушной раковине. Через каждые 2-3 с камертон отводят от уха на расстояние 2-5 см, чтобы не допустить развития адаптации к тону или утомлению слуха. При обследовании слуха по костно-тканевой проводимости ножку камертона прижимают к коже сосцевидного отростка.

Исследование восприятия звука по воздушной и костно-тканевой проводимости имеет важное значение для дифференциальной диагностики нарушения функции звукопроводящей и звуковоспринимающей систем. Для этого предложено множество камертональных тестов. Коротко остановимся на опытах, которые явдяются наиболее распространенными.
1. Опыт Вебера . Предусматривает определение стороны латерализации звука. Ножку звучащего камертона С|28 прикладывают к середине темени и спрашивают исследуемого, где он слышит звук - в ухе или голове. В норме и при симметричных нарушениях слуха звук ощущает
ся в голове (латерализация отсутствует). При одностороннем наруше
нии функции звукопроводящего аппарата звук латерализируется в сто
рону больного уха, а при двустороннем нарушении - в сторону более пораженного уха. При одностороннем нарушении функции звуковоспринимающего аппарата звук латерализируется в сторону здорового уха, а при двустороннем - в сторону уха, которое лучше слышит.

2. Опыт Ринне . Суть исследования состоит в определении и сопоставлении продолжительности восприятия камертона Ср8 по воздушной и костно-тканевой проводимости. Звучащий камертон С,8 ставят на сосцевидный отросток. После того как пациент перестает слышать звук, камертон подносят к ушной раковине, определяя, слышит ли пациент звук. В норме и при нарушении функции звуковосприятия воздушная проводимость преобладает над костной. Результат оценивается как положительный («Ринне+»). При нарушении функции звукопрове- дения костная проводимость не изменяется, а воздушная - укорачивается. Опыт оценивается как отрицательный («Ринне-»). Таким образом, опыт позволяет в каждом конкретном случае дифференцировать поражение звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов.
3. Опыт Бинга . Звучащий камертон С|28 размещают на коже сосцевидного отростка, при этом исследователь на стороне исследуемого уха поочередно пальцем открывает и закрывает наружный слуховой проход. В норме и при нарушении функции звуковосприятия, когда слуховой проход закрыт, звук будет восприниматься как более громкий - опыт положительный («Бинг+»), Если есть поражение функции звукопроведения, закрытие слухового прохода не влияет на громкость звука - опыт отрицательный («Бинг-»).
4. Опыт Федеричи . Сравнивают результаты восприятия звука камертона С128, ножку которого поочередно устанавливают то на коже сосцевидного отростка, то на козелке. В норме и при условии поражения звуковоспринимающего аппарата звук камертона, установленного на козелке, воспринимается как более громкий, что может расцениваться как положительный опыт. Обозначается такой результат «К>С», т. е. восприятие с козелка громче, чем с сосцевидного отростка. При нарушении функции звукопроведения (отосклероз, разрыв барабанной перепонки, отсутствие цепи слуховых косточек и т. п.) камертон с козелка слышен хуже, чем с сосцевидного отростка, - опыт отрицательный.
5. Опыт Швабаха . Ножку камертона С,28 ставят на сосцевидный отросток и определяют время восприятия его звучания. Уменьшение времени восприятия характерно для сенсоневральной тугоухости.
6. Опыт Желле . Ножку камертона С]28 ставят на сосцевидный отросток, а в наружном слуховом проходе сгущают и разрежают воздух путем нажатия на козелок и его отпускания. Это приводит к колебаниям основания стремени и изменению восприятия звука. Он становится более тихим при сгущении воздуха и более громким при разрежении. Если основание стремени неподвижно, звук не меняется. Такое бывает при отосклерозе.

Исследование слуха камертонами на сегодняшний день используют для ориентировочного проведения дифференциальной диагностики поражения звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата.

Исследование слуха с помощью аудиометра . В настоящее время основным методом определения слуха является аудиометрия, т. е. исследование слуха с помощью электроакустического аппарата, называемого аудиометром. Аудиометр состоит из трех основных частей: 1) генератора разных акустических сигналов (чистых тонов, шума, вибрации), которые могут восприниматься ухом человека; 2) регулятора УЗД сигнала (аттенюатора); 3) излучателя звуков, трансформирующего электрические сигналы в акустические путем передачи звуковых колебаний к исследуемому через воздушные и костные телефоны.
С использованием современных клинических аудиометров исследуют слух методами тональной пороговой, тональной надпороговой и речевой аудиометрии.
Тональная пороговая аудиометрия предназначена для исследования порогов слуховой чувствительности к тонам фиксированных частот (125-10 000 Гц). Тональная надпороговая аудиометрия позволяет оценить функцию громкости, т. е. способность слуховой системы воспринимать и распознавать сигналы надпороговой силы - от тихих до максимально громких. Речевая аудиометрия обеспечивает получение данных о порогах и возможностях распознавания исследуемых речевых сигналов.

Тональная пороговая аудиометрия . Первым этапом аудиометрии является измерение слуховой чувствительности - слуховых порогов. Порог восприятия тона - это минимальная интенсивность акустического сигнала, при которой возникает первое ощущение звука. Изменяя частоту и силу звука с помощью специальных устройств, размещенных на панели аудиометра, исследователь определяет тот момент, в который исследуемый услышит едва ощутимый сигнал. Передача звука от аудиометра к пациенту осуществляется с помощью головных телефонов воздушной проводимости и костного вибратора. При появлении звука исследуемый сигнализирует об этом нажатием на выносную кнопку аудиометра, зажигается сигнальная лампочка. Сначала определяются пороги восприятия тонов по воздушной проводимости, а затем - по костно-тканевой. Результаты исследования порогов восприятия звука наносят на бланк аудиограммы, где на оси абсцисс обозначены частоты в герцах, а на оси ординат - интенсивность в децибелах. При этом пороги восприятия тонов по воздушной проводимости обозначаются точками и соединяются сплошной линией, а пороги восприятия по костно-тканевой проводимости - крестиками, которые соединяют пунктирной линией. Показателем нормального слуха считается отклонение порогов восприятия тонов от нулевой отметки аудиограммы в пределах до 10-15 дБ на каждой из частот.
Показатели восприятия звуков, проведенных воздушным путем, характеризуются состоянием звукопроводящего аппарата, а показатели восприятия звуков, проведенных через кость, - состоянием звуковоспринимающей системы. При нарушении звукопроводящего аппарата кривые восприятия тонов по воздушной и костно-тканевой проводимости не совпадают и размещаются на некотором расстоянии друг от друга, образуя костно-воздушный интервал. Чем больше этот интервал, тем значительнее поражение звукопроводящей системы. В случае полного повреждения системы звукопроведения максимальная величина костно-воздушного интервала составляет 55-65 дБ. Образец тональной пороговой аудиометрии при нарушении функции звукопроведения представлен на рис. 11, а (см. вклейку). Наличие костно-воздушного интервала всегда свидетельствует о нарушении звукопроведения или кондуктивном типе поражения слуха. Если показатели порогов слуха по воздушной и костно-тканевой проводимости повышены в одинаковой степени, а кривые размещены рядом (т. е. костно-воздушный интервал отсутствует), то такая аудиограмма свидетельствует о нарушении функции звуковоспринимающего аппарата (см. вклейку, рис. 11, б). В случаях неравнозначного повышения порогов восприятия тонов по воздушной и костно-тканевой проводимости с наличием между ними костно-воздушного интервала констатируют комбинированное (смешанное) нарушение функций звукопроводящей и звуковоспринимающей систем (см. вклейку, рис. 11, в). Оценивая состояние слуха у пожилых людей, полученную кривую костно-воздушного звукопроведения следует сопоставлять с возрастной нормой слуха.


Рис. 12. Варианты кривых разборчивости речевых тестов: 1 - поражение звукопроводящего аппарата или ретрокохлеарных отделов преддверно-улитко- вого органа; 2 - поражение звуковоспринимающего аппарата (спирального органа) с нарушением функции громкости; 3 - замедленное нарастание разборчивости речи при так называемой корковой тугоухости

Тональная надпороговая аудиометрия . Пороговая аудиометрия определяет состояние слуховой чувствительности, но не дает представления о способности человека воспринимать различные звуки сверхпороговой интенсивности в реальной жизни, в том числе звуки речи. Известны случаи, когда нормальная разговорная речь не воспринимается или воспринимается плохо из-за дефектов слуха, а громкая - не переносится из-за неприятного болезненного ощущения громких звуков (слуховой дискомфорт). В 1937 г. американский ученый Фоулер (Е.Р. Fowler) выявил, что при патологических изменениях в спиральном органе развивается повышенная чувствительность уха к громким звукам. При этом ощущение громкости при усилении звука нарастает быстрее по сравнению со здоровым ухом. Это явление Fowler назвал феноменом выравнивания громкости (loudness recruitment ). В отечественной литературе такое состояние описано как феномен ускоренного нарастания громкости. Как правило, этот феномен обнаруживают при повреждении спирального органа. Нарушение функции звуковосприятия за пределами кохлеарных структур не сопровождается таким явлением.

В настоящее время в надпороговой аудиометрии наиболее распространенными являются следующие методики: 1) выявление феномена выравнивания с помощью дифференциального порога восприятия силы звука (ДПВСЗ) в модификации Е. Luscher; 2) определение индекса чувствительности к кратковременным усилениям интенсивности (SISI-тест); 3) определение уровня слухового дискомфорта.
Исследование ДПВСЗ основывается на определении способности исследуемого различать минимальные изменения силы тестирующего тона. Измерения проводят на клинических аудиометрах, которые оснащены специальными устройствами, позволяющими воссоздавать колебательный тон при изменении его интенсивности от 0,2 до 6 дБ. Пробу можно проводить на разных частотах тон-шкалы аудиометра, но практически ее выполняют на частотах 500 и 2000 Гц при интенсивности тестирующего тона 20 или 40 дБ над порогом восприятия. ДПВСЗ у людей с нормальным слухом при интенсивности сигнала над порогом слуха 20 дБ составляет 1,0-2,5 дБ. У лиц с явлениями феномена выравнивания (положительный рекруитмент) изменение громкости звука воспринимается при меньшей интенсивности тона: ДПВСЗ колеблется в них от 0,2 до 0,8 дБ, что свидетельствует о поражении спирального органа внутреннего уха и нарушении функции громкости. При условии поражения звукопроводящего аппарата и слухового нерва величина дифференциального порога не изменяется по сравнению с нормой, а при поражении центральных отделов звукового анализатора - увеличивается до 6 дБ.

Одной из модификаций определения ДПВСЗ является SISI -тест (Short Increment Sensitivity Index - индекс чувствительности к кратковременным усилениям интенсивности ). Тест выполняется следующим образом. В ухо обследуемого подают ровный тон частотой 500 или 2000 Гц интенсивностью 20 дБ над порогом восприятия. Через определенные промежутки времени (3-5 с - в зависимости от типа аудиометра) звук автоматически усиливается на 1 дБ. Всего подается 20 приростов. Затем вычисляют индекс малых приростов интенсивности (ИМПИ), т. е. проценты слышных усилений звука. В норме при нарушениях звукопроводящего аппарата и ретрокохлеарных отделов звукового анализатора индекс составляет 0-20 % утвердительных ответов, т. е. исследуемые практически не дифференцируют прироста звука. Если поражен спиральный орган, SISI-тест составляет 70-100 % ответов (т. е. больные различают 14-20 усилений звука).

Следующим тестом надпороговой аудиометрии является определение порогов слухового дискомфорта . Пороги измеряют по уровню интенсивности тестирующих тонов, при которых звук воспринимается как неприятно громкий. В норме пороги слухового дискомфорта на низко- и высокочастотные тоны равны 70-85 дБ, на среднечастотные - 90-100 дБ. При поражении звукопроводящего аппарата и ретрокохлеарных отделов слухового анализатора ощущения слухового дискомфорта не достигается. Если поражены волосковые клетки, пороги дискомфорта повышаются (динамический диапазон слуха суживается).
Резкое сужение динамического диапазона (до 25-30 дБ) ухудшает восприятие речи и часто является препятствием для слухопротезирования.
Речевая аудиометрия. Тональная аудиометрия дает представление
о качестве восприятия чистых тонов, исследование разборчивости речи - о функции звукового анализатора в целом. Поэтому оценка состояния слуховой функции должна базироваться на результатах исследования как тональных, так и речевых сигналов.
Речевая аудиометрия характеризуется социальной адекватностью слуха, ее основной целью является определение процентов разборчивости речи при разных УЗД речевых сигналов. Результаты речевой аудиометрии имеют большое значение для дифференциальной и топической диагностики, выбора тактики лечения, оценки эффективности слуховой реабилитации, решения ряда вопросов профотбора и экспертизы.
Исследования осуществляются с использованием аудиометра и подключенного к нему магнитофона. Магнитофон обеспечивает воспроизведение слов с ферромагнитной ленты, а аудиометр - усиление их до необходимого уровня и подачу к уху исследуемого посредством воздушного и костного телефонов. Результаты оцениваются по количеству распознанных исследуемым слов в одной группе. Поскольку группа содержит 20 слов, то значение каждого отдельного слова составляет 5 %. В практике измеряют четыре показателя: 1) порог недифференцированной разборчивости речи; 2) порог 50 % разборчивости речи; 3) порог 100 % разборчивости речи; 4) процент разборчивости речи в пределах максимальной интенсивности аудиометра. В норме порог недифференцированной разборчивости речи (порог ощущения - 0-уровень) составляет 7-10 дБ, 50 % порог разборчивости - 20-30 дБ, 100 % порог разборчивости - 30-50 дБ. При подаче речевых сигналов максимальной силы, т. е. на границе возможностей аудиометра (100-110 дБ), разборчивость речи не ухудшается и сохраняется на 100 % уровне. Кривые разборчивости речевых таблиц на украинском языке у лиц с нормальным слухом и у больных с нарушением функции звукопроведения (кондуктивная тугоухость) и звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость) представлены на рис. 12.

При патологическом состоянии слуховой системы показатели речевой аудиометрии отличаются от нормы. Если поражен звукопроводящий аппарат или ретрокохлеарные отделы слухового анализатора, то кривая нарастания разборчивости речи при усилении УЗД акустических сигналов идет параллельно кривой в норме, но отстает от нее на величину средней потери тонального слуха (дБ) в диапазоне речевых частот (500-4000 Гц). Например, если потеря слуха при тональной аудиометрии составляет 30 дБ, то исследуемая кривая разборчивости речи будет сдвинута вправо от кривой нормы на 30 дБ, сохраняя при этом ее точную конфигурацию (рис. 12, 1). Если поражен звуковоспринимающий аппарат и имеются признаки феномена выравнивания, т. е. нарушена функция громкости, 100 % разборчивость речи не наступает, а после достижения своего максимума дальнейшее увеличение интенсивности сигнала сопровождается ухудшением разборчивости речи, т. е. отмечается известный феномен парадоксального падения разборчивости (ППР), характерный для слуховой патологии с нарушенной функцией громкости. В таких случаях кривая разборчивости речи напоминает форму крючка (рис. 12, 2). У пожилых людей с нарушениями ЦНС и поражением коркового отдела слухового анализатора (корковая тугоухость) нарастание разборчивости речи замедляется, кривая приобретает патологический вид и, как правило, даже при максимальном УЗД речевых сигналов (110-120 дБ) 100 % разборчивости речи не достигается (рис. 12, 5).

Объективная аудиометрия. Психоакустические методы исследования функции звукового анализатора в большинстве случаев позволяют достоверно определить характер и степень нарушения слуха. Но эти методы недостаточны или совсем неэффективны для исследования слуха у детей раннего возраста, лиц с нервно-психическими нарушениями, умственно отсталых, эмоционально неуравновешенных, симулирующих глухоту при судебно-медицинских исследованиях и т. п.
Определить состояние слуховой функции в таких случаях можно путем использования методов так называемой объективной аудиометрии. Ее основу составляют безусловные рефлексы (вегетативные, двигательные и биоэлектрические), возникающие в организме человека под воздействием разных акустических стимулов независимо от субъективных ответов исследуемого, его воли и желания.
В настоящее время среди многих средств и методов объективного исследования слуховой функции в клинической практике чаще всего используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.
Акустическая импедансометрия основывается на измерении акустического сопротивления (импеданса), которое оказывают звуковой волне структуры среднего уха, передающие ее улитке. Акустический импеданс (АИ) среднего уха имеет ряд составных частей - сопротивление наружного слухового прохода, барабанной перепонки, цепи слуховых косточек, функцию внутриушных мышц.
Многочисленными исследованиями установлено, что патология среднего уха существенно изменяет величину АИ по сравнению с нормой. По характеру изменений АИ можно объективно охарактеризовать состояние среднего уха и функцию внутриушных мышц. Так, повышенный АИ наблюдают при остром среднем отите, рубцовых изменениях барабанной перепонки, фиксации цепи слуховых косточек, наличии секрета в барабанной полости, нарушении вентиляционной функции слуховой трубы. Значение АИ снижается при разрыве цепи слуховых косточек. В аудиологической практике результаты АИ оцениваются по данным акустического рефлекса тимпанометрии.
Тимпанометрия (ТМ) основывается на регистрации сдвигов АИ в процессе искусственно созданного перепада давления воздуха в герметически закрытом наружном слуховом проходе. При этом изменения давления составляют ±100-200 мм вод. ст. Известно, что давление воздуха в наружном слуховом проходе здорового человека равняется давлению воздуха в барабанной полости. При неодинаковом давлении воздуха в среднем ухе и наружном слуховом проходе повышается акустическое сопротивление барабанной перепонки и соответственно увеличивается АИ. Динамику изменений АИ при перепаде давления воздуха в наружном слуховом проходе можно записать графически в виде тимпанограммы.
В норме тимпанограмма по форме напоминает перевернутую букву «V», вершина которой соответствует атмосферному давлению воздуха (давление 0) в наружном слуховом проходе. На рис. 13 представлены основные типы тимпанограмм, характерные для различных состояний среднего уха.
Тимпанограмма типа А соответствует нормальной функции среднего уха, давление в наружном слуховом проходе равно атмосферному.


Рис. 13. Варианты тимпанометрических кривых и их обозначения (поJ. Jerger, 1970): 1- тип А (норма); 2 - тип В (перфорация барабанной перепонки, секреторный средний отит); 3 - тип С (дисфункция слуховой трубы); 4 - тип Ad (разрыв цепи слуховых косточек); 5 - тип /4s (отосклероз); 6 - тип D (адгезивный отит)
Тип В свидетельствует о незначительных изменениях АИ при перепадах давления воздуха в наружном слуховом проходе; наблюдается при секреторном отите, при наличии экссудата в барабанной полости.
Тип С характеризуется нарушением вентиляционной функции слуховой трубы с наличием отрицательного давления в полости среднего уха.
Тип D определяется раздвоением верхушки тимпанограммы на два пика в области, близкой к нулевому давлению, что происходит при деструктивных изменениях барабанной перепонки (атрофия, рубцы).
Тип Ad - внешне кривая напоминает тимпанограмму типа А, но имеет очень высокую амплитуду, за счет чего верхушка выглядит срезанной; этот тип определяется в случае разрыва цепи слуховых косточек.
Тип As - напоминает тимпанограмму типа А, но с очень низкой амплитудой, наблюдается при анкилозе стремени (отосклероз).

Акустический рефлекс (АР) - один из защитных рефлексов человека, физиологическое назначение которого заключается в защите структур внутреннего уха от повреждения сильными звуками. Дуга этого рефлекса образуется благодаря наличию ассоциативных связей между слуховыми ядрами верхнеоливарного комплекса и двигательными ядрами лицевого нерва. Последний иннервирует не только мышцы лица, но и стременную мышцу, сокращение которой ограничивает движение цепи слуховых косточек, барабанной перепонки, резко повышая акустическое сопротивление среднего уха. Следует отметить, что этот рефлекс возникает как на стороне раздражения (ипсилате- ральной), так и на противоположной (контрлатеральной) стороне благодаря наличию перекреста проводниковых путей слухового анализатора.
Основными диагностическими критериями АР являются величина его порога, характер надпороговых изменений при разных условиях надпороговой стимуляции и латентный период.

Для исследования АР используют специальную аппаратуру - импедансометры . В норме сокращение внутриушных мышц наступает при интенсивности звуковых раздражителей 70-85 дБ над порогом слуха. Образец записи АР в зависимости от уровня звукового давления (УЗД) акустического стимула представлен на рис. 14. Условием для регистрации АР являются тимпанограммы типа А или As и потеря слуха не превышающая 50 дБ УЗД.


Рис. 14. Запись акустического рефлекса здорового человека при акустической стимуляции уха полосным шумом (100-4000 Гц) разной длительности и интенсивности: 1 - кривая акустического рефлекса; 2 - величина звукового давления акустического раздражителя в децибелах; 3 - указатель времени (в миллисекундах); а - порог акустического рефлекса; б и в - изменение амплитуды рефлекса и его длительности при увеличении звукового давления и длительности акустического стимула

При патологическом состоянии среднего уха защитный механизм АР нарушается. При этом АР изменяется по сравнению с нормой. Полученные данные применяются в практике аудиометрии для улучшения дифференциально-топической диагностики заболеваний органа слуха.
Регистрация биоэлектрических реакций - слуховых вызванных потенциалов (СВП), возникающих в ответ на звуковые раздражители, является распространенным методом объективной аудиометрии.

Выделение и суммация СВП на фоне спонтанной биоэлектрической активности слуховой системы и биопотенциалов других стволовомозговых структур осуществляется с помощью специальных электроакустических устройств, основу которых составляет ЭВМ с быстродействующими аналого-цифровыми преобразователями.
Использование компьютеров для исследования слуховой функции с помощью записи СВП получило за границей название ERA (evoked response audiometry), т. e. аудиометрия вызванных ответов, или компьютерная аудиометрия. Выявлены разные компоненты СВП. По месту локализации соответствующего электрода в клинической аудиологии принято различать улитковые (электрокохлеография) и мозговые (вертекс-потенциалы) СВП.

Рис. 15. Схематическое изображение слуховых вызванных потенциалов (noT.W. Picton и соавт., 1974): 1 - коротколатентные; 2-среднелатентные; 3 - длиннолатентные

При электрокохлеографии активный электрод размещают на медиальной стенке барабанной полости в области мыса (promontorium). При регистрации мозговых СВП активный электрод закрепляют в области темечка (vertex),а заземленный - на коже сосцевидного отростка. К улитковым СВП относятся микрофонный и суммационный потенциалы, потенциал действия слухового нерва; к мозговым - биопотенциалы кохлеарных ядер, стволово-мозговых нейронов, активность слуховой зоны коры большого мозга.

СВП по времени их возникновения подразделяют на три основные группы: коротко-, средне- и длиннолатентные. Коротколатентные СВП являются наиболее ранними: они возникают в первые 10 мс после действия акустического стимула, отражают реакцию волосковых клеток спирального ганглия и периферических окончаний волокон слухового нерва. В составе коротколатентных СВП различают ряд компонентов (волн), обозначаемых римскими цифрами. Волны отличаются друг от друга локализацией, амплитудой вызванных потенциалов и латентным периодом их возникновения. На рис. 15 приведено схематическое изображение записей СВП здорового человека. В группе коротколатентных СВП волны I-II характеризуют электрическую активность улитки и слухового нерва, волны III-IV - ответы нейронов верхнеоливарного комплекса, ядер латеральной петли и нижних бугорков четверохолмия. Время возникновения среднелатентных СВП составляет от 8-10 до 50 мс после начала звукового раздражения, длиннолатентных - от 50 до 300 мс.

Компоненты, входящие в состав средне- и длиннолатентных СВП, обозначаются соответственно латинскими буквами Р и N. Происхождение среднелатентных СВП до настоящего времени не определено. Допускается, что эта группа биопотенциалов имеет не столько интракраниальное (мозговое), сколько экстракраниальное происхождение, обусловленное миогенными реакциями (постуральными, височными, шейными и т. п.). Поэтому среднелатентные СВП значительного распространения в клинической практике не имели. Длиннолатентные СВП, с точки зрения большинства исследователей, характеризуют электрическую активность слуховой зоны коры большого мозга.
Сопоставление количественных значений латентного периода и амплитуды волн (пиков) СВП позволяет объективно определить заболевание периферического и центрального отделов звукового анализатора, в частности звукопроводящих систем, звуковоспринимающего аппарата улитки, невриному слухового нерва, патологические изменения ядер ствола мозга и слуховых корковых структур.
Компьютерная аудиометрия является перспективным и очень ценным методом клинической диагностики нарушений слуха, выявления симуляции и агравации притворной глухоты и тугоухости.

Внимание! Если у вас не отображаются тесты, а вместо них вы видите пустую область, то необходимо установить последнюю версию Adobe Flash Player .

При возникновении необходимости проверить свой слух не каждый может оперативно посетить специалиста-сурдолога. Проверка слуха сегодня может быть выполнена без его участия, методов существует несколько.

Тест № 1 – диагностика слуха с помощью наушников

Проверить свой слух самостоятельно можно при помощи теста. Его нужно проходить только в наушниках. Для получения достоверного результата тест следует проводить в абсолютном безмолвии.

  • Необходимо нажать на кнопку «Продолжить».
  • Далее происходит калибровка уровня звука на персональном компьютере, как того требует программа. Настройки важно выполнить заблаговременно, ведь во время теста никаких изменений внести не удастся.
  • На экране появится краткая инструкция, согласно которой тестируемый должен нажимать варианты «слышу» или «нет».
  • После полного прохождения теста на экране появится результат.

Тест № 2 – проверка слуха аудиограммой, или метод аудиометрии

При выполнении данного теста важно правильно установить уровень громкости. Чтобы четко было слышно звук, необходимо обязательно использовать наушники. Данный метод позволяет графическим образом представить степень снижения слуха, соотношение порогов слышимости и диапазона звуков разговорной речи, конфигурацию аудиограммы и тип тугоухости.

Нужно откалибровать звук с помощью тестового сигнала. Затем через наушники будут выведены различные тональные сигналы. Все их услышать не получится, это нормально. Увеличивать громкость следует до тех пор, пока не будет слышен сигнал. Этот тест начинается с низкочастотного сигнала и заканчивается высокочастотным.

Тест № 3 – какой уровень звука в Гц вы слышите

Здоровый человек воспринимает волны в диапазоне 16-20 кГц - слышимый диапазон. Конечно же, с возрастом происходят некоторые изменения и слышимый диапазон сокращается. Некоторые люди не воспринимают отдельные частоты. Есть те, которые человек воспринимает не слухом, а осязанием, это частоты ниже 100 Гц. Происходит это из-за преломления звука, таким образом можно воспринимать звук, который не входит в слышимый человеком диапазон.

При помощи данного теста на проверку слуха человек имеет возможность определить границы порога чувствительности уха. Более того, данный метод можно проводить с целью диагностики акустической аппаратуры. Для ее настройки обычно используют генератор звуковых частот.

20 Гц – звук напоминает гул, его ощущают все, никто не воспроизводит
30 Гц – низкий звук
40 Гц – слышно, но очень тихо
50 Гц – слышат немногие люди, похоже на тихий гул
60 Гц – слышат многие люди, даже через плохие и дешевые наушники
100 Гц – граница низких частот, далее начинается диапазон прямой слышимости
200 Гц – средняя частота
500 Гц
1 кГц
2 кГц
5 кГц – с этой частоты начинаются высокие частоты
10 кГц – если вы этого не слышите, то у вас серьезные проблемы со слухом, обязательна консультация врача
12 кГц – если не слышно, то это начальная ступень тугоухости
15 кГц – эту частоту не слышит часть людей после 60 лет
16 кГц – эту частоту не слышат практически все после 60 лет
17 кГц – эту частоту не слышат многие люди среднего возраста
18 кГц – проблемы с данной частотой возникают при возрастных изменениях в ухе
19 кГц – предельная частота среднестатистического слуха
20 кГц – частота, которую слышат исключительно дети

Если в результате теста, при том что испытуемый - человек среднего возраста и здоровый, выяснится, что он не слышит звуки выше отметки в 15 кГц, значит, пришло время посетить врача, проблемы есть и их необходимо решать. Как правило, нарушение звуковосприятия происходит при тугоухости. Чтобы избежать недуг или как минимум отсрочить приближение ухудшения слуха, рекомендуется снизить продолжительность восприятия громких звуков. В свою очередь, ухудшение слуха может быть вызвано разрывом барабанной полости.

Тугоухоть может быть двух видов, в зависимости от того, какое ухо (внутреннее или наружное) имеет поражение. Для того чтобы это определить, следует сравнить пороги слышимости при воздушном и костном проведении звука. Вернемся к тесту.

Если тестируемый зрелого или даже пожилого возраста, эти показатели можно считать нормальными, связано это с тем, что в организме произошли возрастные изменения. Частоты ближе к 20 кГц, как правило, способны слышать только дети. Возрастной порог - 10 лет.

Стоит отметить, что существует такое понятие, как абсолютный слух. Это способность человека определять высоту и называть услышанные ноты без прослушивания звуков. Согласно статистике в мире на 1000 людей приходится один с абсолютным слухом.

Видео-тест на способность уловить частоту

Этот текст представляет собой тональную аудиометрию. Это не просто тест, а видео-тест, при помощи которого можно определить возможности каждого уха. С помощью теста отслеживается, каким образом меняется чувствительность каждого уха в отдельности с годами. Звуки проигрываются с различной частотой. После частоту необходимо повысить. Крайняя частота, которую уловит тестируемый, и будет являться показателем слухового возраста.

  • 12 кГц - возраст менее 50 лет;
  • 15 кГц - вы моложе 40 лет;
  • 16 кГц - слух человека, которому меньше 30 лет;
  • 17 -18 кГц - вы младше 24 лет;
  • 19 кГц - слух моложе 20 лет.

Для того чтобы результат был максимально достоверным, следует использовать качественные наушники и смотреть видео в максимальном разрешении. Тест можно проводить детям.

Видео тест на самый острый слух в мире

Приложения для мобильных телефонов

Обследовать слух сегодня можно при помощи гаджетов. Для этого необходимо лишь установить на телефон следующие приложения.

uHear

Приложение uHear позволит узнать чувствительность слуха и определить, как человек способен адаптироваться к шуму вокруг себя. Для этого понадобится пройти два теста, по времени это не займет более пяти минут. Обязательный атрибут - наушники, причем можно выбрать любые, главное указать их вид в тесте. Принцип тестирования крайне прост: воспроизводятся шумы различной частоты, таким образом определяется граница слуха.

Тестируемый давит на кнопку сразу, как услышит звук. Это не должно быть рефлексом, отвечать необходимо правдиво, не стоит нажимать кнопку для того, чтобы улучшить результат.

В основе работы тот же принцип, что и у Hörtest. Если человек слышит звук левым ухом, следует нажать кнопку Left, если правым - Right. Результат читается весьма просто: оценивается возраст человека, согласно чувствительности его слуха. Если он совпадает или граничит с реальным возрастом, значит, все хорошо. Если разница довольно большая - нужно принимать кардинальные меры.

Как еще можно проверить слух

Остроту слышимости в домашних условиях можно проверить при помощи исследования слуха живой речью. Для этого понадобится напарник. Испытуемый должен занять удобную сидячую позу и плотно прикрыть одно ухо рукой. Второй человек должен шепотом называть двузначные числа. Отойти необходимо минимум на шесть метров. При нормальном слухе человек разберет названные цифры с данной дистанции. Часто время приема пациента подобную проверку фонематического слуха проводит лор.

Можно пройти тимпанограмму. В ходе процедуры запрещается разговаривать, двигаться и сглатывать слюну. В ухо вводят зонд, а затем, используя специальный насос, нагнетают воздух, который тут же отсасывается обратно. Таким образом, перепонка приходит в движение и появляется возможность оценить полученное давление. Звуковой сигнал оценивает отражение звука от перепонки.

Для исследования уровня слуха также используют камертон с частотой колебания 2048 Гц. С помощью данного обследования можно определить состояние звукопроводящего и звуковоспринимающего аппарата. Камертон нужно максимально поднести к уху и придерживать пальцами. Результат оценивает специалист.

Для того чтобы проверить слух, совсем не обязательно сразу же идти на прием к врачу. Кроме прохождения вышеописанных тестов онлайн можно найти в интернете множество различных анкет-тестов, которые представляют собой ряд вопросов, по ответам на которые программа сделает свое заключение относительно качества слуха. Этот вариант подходит тем, у кого явной проблемы нет. В ином случае необходимо посетить врача.

При нарушениях слуховой функции для постановки диагноза и назначения адекватного и эффективного лечения пациентам показано комплексное аудиологическое обследование.

Различают субъективные и объективные методы исследования слуха . Исследования остроты слуха, основанные на ответных реакциях обследуемого, относят к субъективным. Результаты в этих случаях зависят от многих субъективных факторов - психоэмоционального состояния пациента, его образованности, возраста, настроя и др.

Как проверяют слух

Как правило, обследование начинают с исследования слуха шепотной и разговорной речью. Это исследование является наиболее адекватным для оценки слуха методом и выражается в расстоянии в метрах, с которого исследуемый слышит шепотную, разговорную речь или крик. Человек с нормальным слухом слышит шепотную речь с расстояния не менее 6 м, а разговорную - не менее 20 м. При патологии звукопроводящего аппарата в первую очередь нарушается разборчивость низкочастотных звуков, при нейросенсорной тугоухости страдает восприятие высокочастотного спектра, что приводит к снижению разборчивости слов, их содержащих.

Затем переходят к камертональному исследованию слуха, которое позволяет определить степень восприятия низких, средних и высоких частот каждым ухом по воздушному и костному проведению, а также установить преимущественное поражение звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов. При помощи камертонов можно определять восприятие звуков как по воздуху, так и по кости. Количественная оценка результатов исследования сводится к определению времени, в течение которого исследуемый слышит звук по воздуху или по кости. Результаты речевого и камертонального исследований регистрируются в слуховом паспорте. В конце слухового паспорта делается заключение, в котором отмечают, по какому типу имеется нарушение слуха у пациента.

Аудиометрия

Для определения порога слуха и оценки степени нарушения слуховой функции проводят исследование слуха с помощью аудиометра - аудиометрию . Различают тональную, речевую и шумовую аудиометрию.

Тональная аудиометрия

Тональная аудиометрия может быть пороговой и надпороговой.

При тональной пороговой аудиометрии исследование слуха каждого уха проводят отдельно для воздушной и костной проводимости посредством воздушного и костного телефонов, доставляющих звуки аудиометра через наружный слуховой проход или через кость соответственно. Исследование по воздуху проводится на частотах от 125 до 8000 Гц, костные пороги исследуются на частотах 250-6000 Гц. В норме пороги воздушного и костного звукопроведения совпадают, костно-воздушный интервал не должен превышать 10 дБ. Результаты исследования заносятся на специальный бланк - аудиограмму, которая является графическим изображением способности человека слышать звуки различной частоты.

Выполнение тональной пороговой аудиометрии не имеет сложностей при наличии одинакового слуха на оба уха обследуемого. При асимметричной тугоухости и при односторонней потере слуха возникает феномен переслушивания, что требует применения маскировки лучше слышащего уха.

Тональная пороговая аудиометрия позволяет определить локализацию патологии по отделам звукового анализатора лишь в самом общем виде, без более конкретной детализации. Уточнение расширенном диапазоне частот, речевой и шумовой аудиометрии и исследования слуха ультразвуком и низкочастотными тонами.

Анализ расширенного диапазона частот (до 20 000 Гц) позволяет выявить ранние изменения слуха, не регистрируемые другими методиками (поражения звуковоспринимающего отдела звукового анализатора).

Надпороговая тональная аудиометрия. При некоторых патологических изменениях в рецепторе больного уха, наряду с понижением остроты слуха развивается повышение чувствительности к громким звукам. Такое явление получило название феномена ускорения нарастания громкости (ФУНГ). Этот феномен появляется при поражении периферического отдела звуковоспринимающего аппарата. При этом усиление подаваемого звука выше порога ощущается больным также громко, как и при нормальном слухе, т.е. происходит ускорение нарастания громкости. При двусторонних поражениях для выявления этого феномена чаще всего используется SiSi - тест, определение порога дискомфорта и тест Люшера, (дифференциальный порог восприятия силы звука), при односторонней тугоухости используется тест выравнивания громкости по Фоулеру.

Учитывая, что надпороговая аудиометрия также является субъективной методикой, для выявления ФУНГ необходимо проводить два и более надпороговых тестов.

Речевая аудиометрия

Речевая аудиометрия является субъективным методом исследования слуха, В отличие от тональной аудиометрии, при речевой используются речевые стимулы. Речевая аудиометрия позволяет выявить социальную пригодность слуха у данного обследуемого. При речевой аудиометрии регистрируется порог слухового ощущения, который, как правило, достигается при интенсивности 5-!0 дБ над порогом слышимости тона 1000 Гц. Кривые разборчивости речи отличны при различных формах тугоухости, что имеет дифференциально-диагностическую ценность и помогает определить, на каком уровне идет нарушения слуха.

Шумовая аудиометрия

Шумовая аудиометрия проводится в целях определения характера и интенсивности субъективного ушного шума . Пациенту подается экспериментальный тон, который сравнивается с субъективным шумом пациента. Графическое изображение установленных порогов перекрытия субъективного шума в виде волнистых линий называется шумограммой перекрытия.

Все перечисленные выше методы исследования относятся к субъективным. Однако в ряде случаев возникает необходимость получения информации о состоянии слуховой функции человека без использования его субъективных показаний. В таких случаях применяются объективные методы оценки слуха. Эти методы основаны на регистрации безусловных рефлексов на звук, сосудистых реакций, а также изменений биопотенциалов нервных структур при стимуляции звуковыми сигналами. Они находят применение при обследовании больных с поражением центральных отделов слухового анализатора, при проведении трудовой и судебно-медицинской экспертизы, при исследовании слуха у детей. К ним относятся электрокохлеография, регистрация отоакустической эмиссии, которые проводятся в специализированных медицинских учреждениях и требуют применение специального оборудования.

Под аудиометрией понимается медицинская процедура измерения уровня человеческого слуха, который характеризуется полнотой биофункциональной восприимчивости анализатора слуха у человека и возникновением нарушений в анатомическом строении. Термин «аудиометрия» был образован путем слияния двух слов – латинского audio (слышать) и греческого metreo (измерять).

Для проверки слуха и проведения аудиометрии необходимо обращаться на консультацию к (лор-врачу), .

Принцип и особенности процедуры

Человек со здоровым слухом отлично воспринимает как разговорную речь, так и речь, которую другие произносят шепотом. Но иногда подобная чувствительность может снижаться и более тихую речь либо шепот человек слышать перестает. Это происходит вследствие травм, врожденных дефектов, профессиональных видов деятельности, влияющих на слух, болезней. Для оценки восприимчивости различной тональности звуков в медицине и применяется аудиометрия слуха.

Методика аудиометрии слуха помогает распознать порог восприятия звуков у каждого конкретного пациента в определенный момент времени. Процедура очень проста и не требует для проведения наличия сложной аппаратуры. Вся техника, используемая в ходе аудиометрии, – это камертоны и аудиометры.

Главный критерий нормы слуха – это возможность распознавания шепота человека, который произносится на расстоянии шести метров от исследуемого уха. При использовании в ходе проверки аудиометра можно выявить как уровень чувствительности слуховосприятия, так и место поражения в организме, которое мешает нормальному функционированию слухового аппарата.

Аудиометрия проводится очень просто. В ту ушную раковину, которая в данный момент подлежит исследованию, подается звуковой сигнал необходимой доктору для определения состояния частоты и силы. Если пациент сигнал воспринимает (то есть слышит), он нажимает на кнопку, если не распознает – то не нажимает. Данный процесс отлично характеризует порог слышимости.

При проведении компьютерной аудиометрии пациент должен заснуть. Накануне на его голове фиксируются специальные датчики, которые воспринимают перемены в силе мозговых волн. Компьютер при помощи специальных электродов помогает самостоятельно проконтролировать все мозговые реакции пациента и выстроить на их основе диаграмму.

Показаниями для проведения процедуры по измерению уровня слуха являются:

  • хроническая либо острая глухота;
  • воспалительный процесс среднего уха – отит;
  • процесс подбора слухового аппарата для пациента;
  • проверка эффективности проводимой терапии.

Аудиометрия не имеет противопоказаний. Ее можно проводить в любое время, пациент при этом не испытывает никакого дискомфорта либо болезненных ощущений. По времени процесс длится около получаса.

Разновидностей современной аудиометрии очень много, она может быть:

  • тональной;
  • пороговой;
  • компьютерной;
  • речевой;
  • объективной;
  • игровой;
  • надпороговой;
  • скрининговой.

Проведение тональной аудиометрии

Чтобы точнее измерить предельный порог звукового восприятия пациента, специалист проводит тестирование слуха в диапазоне от 125 до 8000 герц. При тональной аудиометрии становится возможным определение минимального и максимального значений уровня звука, которые комфортны для исследуемого лица.

Используется в ходе данной процедуры аудиометр, где при помощи наушников, которые подключены к аппарату, в ушную раковину происходит подача сигнала определенной тональности. Если пациент сигнал услышал, он нажимает на специальную кнопку, а если этого не происходит, то тональность сигнала повышается. Это происходит вплоть до того момента, когда сигнал становится слышимым и кнопку пациент нажимает. Данный показатель является нижней границей уровня слуха больного. Максимальный уровень определяется точно по той же схеме.

Тональная аудиометрия может использоваться для любого возраста пациентов, однако для малышей больше подходит игровая форма. В результате исследования специалист получает точную и полную картину слуховых параметров больного.

Особенности пороговой методики

Пороговую аудиометрию производят при помощи аудиометра. Минимальная частота аппарата составляет 125 герц, а далее она будет порогово увеличиваться с разбегом в 67,5 герц до максимальной частоты, предусмотренной конкретной моделью аудиометра. Проводится подобная процедура в звукоизолированном кабинете. Если такие условия не созданы, то специалист обязан учесть воздействие внешних шумов на результаты тестирования. Чтобы сгладить подобное несовершенство проводимой процедуры часто применяются внутриушные наушники, которые способны повышать точность исследований по выявлению уровня слуха.

Преимуществами внутриушных наушников является возможность снижения стороннего шума, уменьшение потребности применения звуков маскировки из-за межушного расслабления, исключение коллапса наружных слуховых ходов. Особую важность данные преимущества играют в работе с новорожденными. Точность и регулярность повторения результатов говорит о том, что данная методика может считаться очень надежной. При этом, анализируя график индивидуальной воздушной проходимости, специалист имеет возможность делать выводы об уровне функционирования среднего уха и его состоянии.

При полной глухоте данная методика не позволяет сразу выявить участок поражения, для его определения нужно обязательно провести дополнительные надпороговые тесты. Среди подобных методик особой популярностью пользуются тесты Фоулера или Лангенбека, различные шумовые методики. Подобные виды анализов уточнят для специалистов, где именно располагается повреждение – в ушном лабиринте, в клетках преддверного либо слухового нерва.

Использование компьютерной и речевой аудиометрии

Компьютерная аудиометрия представляет собой самую точную методику определения остроты слуха. Компьютерное оборудование предоставляет пациенту полную свободу действий и движений, он может расслабиться и не сосредотачиваться на том, чтобы своевременно услышать те или иные звуки. Аппаратура сама способна определить все предельные значения, она воздействует абсолютно безболезненно и безопасно, поэтому подобный метод широко применяется для постановки точного диагноза даже у новорожденных.

При речевой аудиометрии, наоборот, все действия осуществляются исключительно пациентом и доктором без применения каких-либо технических средств и приспособлений. Это наиболее ранний метод определения слухового порога. Результат данной процедуры может во многом предопределяться не слухом, а интеллектом и словарным запасом больного человека. Подобная методика может давать разные результаты при произнесении аудиометристом отдельных слов либо их компоновки в предложения. Предложения всегда лучше воспринимаются пациентами и легче различаются.

Современная медицина практически не использует подобную методику. Применяется она сегодня исключительно в тех случаях, когда специалистам необходимо тестировать пациента для выбора ему подходящего слухового аппарата.

Особенности объективной аудиометрии

Объективная методика применяется у новорожденных и в судебно-медицинской отрасли. Она основана на аналитических особенностях условных и безусловных рефлексов организма человека, которые должны реагировать на аудиораздражители разной частоты. Реакции организма могут фиксироваться при данном способе по независящим от воли обследуемого организма причинам.

Среди безусловных рефлексов, которые рассматриваются при объективной аудиометрии, можно выделить расширяющиеся глазные зрачки или улитково-зрачковую реакцию, смыкающиеся веки при внезапных звуках или ауропальпебральный рефлекс, торможение сосания у новорожденного при различных звуках, сокращательную способность круговой глазной мышцы, кожно-гальванические изменения, реакции сосудистой системы.

Современная объективная аудиометрия подразделяется на акустическую импедансометрию, включающую в себя процесс регистрации рефлекса акустики, и тимпанометрию, электрокохлеографию, электроэнцефалоаудиометрию. При этом тимпанометрия помогает оценивать подвижность барабанных перепонок, цепочку костной части слухового аппарата пациента, а с помощью акустического рефлекса регистрируется сигнал, проходящий от внутриушных мышц, в качестве ответа на воздействие на барабанную перепонку пациента. Электрокохлеография позволяет электрически стимулировать слуховой нерв, а электроэнцефалоаудиометрия демонстрирует врачу потенциал мозговой слуховой зоны.

Игровая методика

Игровую аудиометрию в большей степени используют при работе с деткой категорией пациентов. Рефлекторно нажимать на безжизненные кнопки дети долго не могут, поэтому в методике применяется принцип использования игровых моментов. Например, при услышанном звуке и нажатой при этом кнопке маленький пациент сможет увидеть новую яркую картинку либо какой-то игровой предмет, что будет его стимулировать выполнять команды врача-сурдолога.

При игровой аудиометрии часто используется тональный аудиометр, который предложил когда-то специалист Ян Лесак. Аудиометр представляет собой игрушечный дом с человечками, животными, транспортными средствами. Маленькому пациенту выдается пульт в виде грибка, которым он сможет выполнять определенные действия при правильных условиях. Например, чтобы освободить из плена человечка, маленький пациент должен дождаться, когда его об этом попросят и нажать соответствующую кнопочку на грибке. Так аудиометрист понимает, что его подаваемый сигнал был услышан ребенком. Похожая методика предлагается и врачом Косачевым, существуют также методики определения слуха у маленьких пациентов, тестированные другими специалистами в данной отрасли.

Важность аудиометрии у детей выражается в том, что при плохом уровне слуха, у малышей присутствует задержка и в речевом развитии.

Методика надпороговой аудиометрии

Надпороговая методика проверки остроты слуха была предложена и апробирована Люшером. Благодаря данному методу специалисты имеют сегодня возможность оценивать дифференциальный порог звуковой силы – индекс малых приростов интенсивности. Данное исследование наиболее часто проводится, если существует риск возникновения увеличения объема лимфы в полости внутреннего уха (болезнь Меньера), слуховой невриномы (доброкачественное новообразование, источником которого является слуховой нерв). Применяется методика надпороговой аудиометрии при односторонней тугоухости, однако может использоваться и при двусторонней аномалии слухового аппарата. При этом в каждое ухо будет подаваться определенный звуковой сигнал, который должен соответствовать пороговой норме конкретного слухового аппарата. К примеру, если на одном ухе пороговое значение должно быть равно 5 децибелам, то на втором – допустимое значение может быть равным 40. При этом, тот сигнал, который поступает на больное ухо, постепенно увеличивают на 10 децибел, а граничное звуковое значение, подаваемое на здоровое ухо, приводят в такое соответствие, чтобы пациенту казалось, что в оба уха подан сигнал единой интенсивности. Так производится выравнивание тональности с постепенной градацией в один порог, равный 10 децибелам.

Применение скрининговой аудиометрии

Медицинский аудиометр сегодня может быть представлен тремя разновидностями аппаратов – поликлиническим, скрининговым или клиническим. Простейшим устройством является скрининговый аудиометр, который предоставляет специалисту гораздо более широкое поле возможностей в ходе проведения процедуры, чем тот же поликлинический аппарат.

Тональная диагностика слышимости производится в данном случае по показателям звукопроводности воздушных масс. Скрининговый аудиометр является мобильным устройством, его функциональные возможности позволят специалисту индивидуально подбирать частоты и тональность производимых звуков. Тестировать пациента при этом возможно как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В ходе тестирования параллельно подключенный отоскопический аппарат поможет оценить уровни слышимости и комфортного для пациента звучания. При помощи подключенного микрофона врач имеет возможность связаться с пациентом, а с помощью принтера есть шанс получить аудиограмму в печатной форме.

Кабинет и результаты процедуры

Чтобы результаты аудиометрии были объективными, процедуру следует проводить в хорошо изолированной комнате, где минимизировано параллельное влияние сторонних шумов на ход процесса. Также пространство, где проходит обследование, должно защищаться от электрических и магнитных волн.

В помещении должно быть свободно, особенно при речевом методе, а расстояние от пациента до врача должно составлять не менее 6 метров. Лучшим местом проведения данной диагностики является специализированная камера акустики, которая приспособлена под аудиометрию.

После процедуры специалист получает несколько специальных графиков на двухосевых плоскостях. На горизонтальной оси стоят деления, выраженные в герцах, и характеризуют они частоты тонов. Вертикальная ось демонстрирует интенсивность звука в децибелах. Звуковосприятие правого уха показано на кривой красного цвета, на которой есть кружки, а левого – на синей кривой с крестиками.

Тедеева Мадина Елкановна

Специальность: терапевт, врач-рентгенолог .

Общий стаж: 20 лет .

Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп .

Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия .

Повышение квалификации:

1. В 2016 году в Российской медицинской академией последипломного образования прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Терапия» и была допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности терапия.

2. В 2017 году решением экзаменационной комиссии при частном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации медицинских кадров» допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности рентгенология.

Опыт работы: терапевт – 18 лет, врач-рентгенолог – 2 года.