Кто был главой ордена иезуитов. Иезуиты. Иезуиты в мировой литературе

Орден иезуитов, наиболее известным участником которого можно назвать , образовался в середине шестнадцатого века стараниями Игнатия Лойолы. Вот почему он имеет второе название – орден Святого Игнатия. Ну, а официальное его название – Общество Иисуса. Испанец по происхождению, Лойола немало путешествовал по свету, занимался наукой и даже подвергся преследованиям инквизиции, прежде чем поступил на церковную службу. Игнатий создал свой монашеский орден вместе с товарищами, дабы скрепить их дружбу и настии просвещение в массы. Несмотря на то, что в те времена монашеские ордена не жаловали, папа утвердил орден Игнатия на официальных основаниях.

В последующее столетие орден Иезуитов стремительно разрастался. Монахи-иезуиты отправлялись путешествовать во все стороны света, вели активную пропаганду христианского учения в Китае и Японии, среди африканских народов. Науке и образованию уделялось большое внимание. Иезуитов отличала строжайшая дисциплина и повиновение старшим. Глава ордена – генерал – избирался на пожизненный срок и имел безоговорочную власть. Подчинялся он только папе римскому. Однако орден иезуитов обладал довольно широким кругом привилегий. Так, например, иезуиты могли вольно трактовать христианское учение, исходя из собственной сообразности в тех или иных обстоятельствах. Также иезуит мог вести светскую жизнь, а принадлежность к ордену и вовсе скрывать, если это необходимо для большего успеха пропагандистской деятельности. Неудивительно, что, обладая такими возможностями, общество Иезуитов имело успех. Однако под давлением европейских правителей папе пришлось ликвидировать орден Иезуитов.

В начале девятнадцатого столетия орден вновь воспрянул духом, уже под руководством российского иезуита Фаддея Бжозовского. Развив бурную деятельность в Европе, иезуиты занялись изучением социальных аспектов человеческой жизни, в частности положением рабочих и крестьян. Не уменьшился и их интерес к различным наукам. Орден уделял большое внимание печатной продукции, выпускал журналы, научные издания. Во второй половине двадцатого века был провозглашен новый лозунг о борьбе за мировую справедливость.

Россия узнала об иезуитах в восемнадцатом веке. В общество вступали князья, писатели, печатники. Тем не менее, имели место и гонения иезуитов из-за угроз монархическому режиму. Светские богачи называли иезуитов тайными католическими агентами. Позже иезуитов обвиняли в антисемитизме, приводя в пример публикации в журналах. Хотя во времена Второй мировой войны иезуиты в Бельгии спасали множество еврейских детей, укрывая их в своих домах.

На сегодняшний день иезуитский орден насчитывает до двадцати тысяч последователей, больше половины которых являются священниками. Деятельность иезуитов охватывает огромное число стран. Орден по своей структуре разделен на провинции. Существуют также регионы, которые находятся в подчинении какой-либо провинции, и регионы независимые. Российский регион является независимым.

Иезуитский орден (официальное название Общество Иисуса), был основан в 1536 году, в Париже, испанским фанатиком Игнатием Лойолой, отдавшим, по словам Дидро, свою молодость военному ремеслу и любовным утехам. В 1540 году, орден узаконил папа Павел III.
Орден был создан по военному образцу. Его члены считали себя солдатами, христовым воинством, а свою организацию - войском. Железная дисциплина и абсолютное повиновение начальству считались высшей доблестью иезуитов. Цель оправдывает средства - таков был принцип, которому следовали члены Общества Иисуса. В отличие от других монашеских орденов, иезуит не был связан жесткими монастырскими уставами. Сыны Лойолы жили в миру, среди населения.


Общество Иисуса - наиболее тесно связанный с папским престолом орден, деятельность которого непосредственно контролируется и направляется папой римским. Формально от папского престола зависят и все другие монашеские ордены. Однако в прошлом, они больше тяготели к местной иерархии и местным правителям, чем к далекому от них главе католической церкви. Другое дело иезуиты, присягающие в верности папе римскому, его собственные солдаты, непосредственно и беспрекословно выполняющие его приказы.
Иезуиты освобождались от обременительных церковных служб, обязательного ношения монашеского одеяния. К тому же в отличие от членов других монашеских орденов, они не претендовали на высшие церковные должности. Только в исключительных случаях они назначались кардиналами, епископами, а путь к папской тиаре вообще им был заказан. Генерал иезуитского ордена не мог рассчитывать превратиться из черного попа в белого. Таким образом, иезуитам разрешалось все, за исключением непосредственного управления церковью. Они могли управлять только через других, могли быть только тайной пружиной, секретной властью за троном.

Самым крупным владением иезуитов в Испанской Америке были редукции в Парагвае. Иезуиты пришли в Парагвай в начале XVII века. В этом районе не было драгоценных камней, не было развитых индейских обществ, поэтому в период конкисты он не привлекал особого внимания испанцев. Но благоприятный климат, плодородная земля, позволяющие получать два урожая в год, большие массы индейского населения, главным образом миролюбивых племен гуарани, делали этот район весьма перспективным для развития сельского хозяйства, в особенности скотоводства. Иезуитов привлекало и то обстоятельство, что здесь, было мало испанских поселенцев и район находился в стороне от крупных колониальных центров. Ближайшие из них - Асунсьон и Буэнос-Айрес, являлись в начале XVII века всего лишь форпостами, охранявшими со стороны Атлантического океана подступы к богатствам Перу. К востоку от линии Асунсьон - Буэнос-Айрес лежали ничейные земли с неведомыми богатствами, тянувшимися вплоть до португальских владений, а точнее до Сан-Паулу. В этом огромном треугольнике - Асунсьон - Буэнос-Айрес - Сан-Паулу, в котором могли разместиться Испания, Португалия и Франция вместе взятые, раскинулись иезуитские владения, иезуитская республика или государство, как их часто называют в литературе.
Эти владения входили в юрисдикцию иезуитской Парагвайской провинции (Иезуитский орден подразделялся на провинции, в которые входили, как правило, несколько стран). Кроме Парагвайской, иезуиты имели в колониальной Америке еще Мексиканскую и Перуанскую провинции, с центром в Асунсьоне, влияние которой распространялось на нынешние Аргентину, Парагвай, Уругвай и примыкающие к ним пограничные зоны Нагорного Перу (Боливия) и южной Бразилии.

Первые свои поселения-редукции иезуиты создали в районе г. Гуайры на левом берегу р. Парагвай, но после успешных набегов бразильских бандейрантес - охотников за рабами из Сан-Паулу (их называли также мамелюками) - они были вынуждены покинуть Гуайру и переселиться вместе со своими подопечными индейцами на юг. В XVIII веке, парагвайские миссии иезуитов, имели 30 редукций в районе верхнего и среднего течений рек Парана и Парагвай, между 25-м и 32-м южными меридианами, на стыке нынешних республик Парагвай, Бразилия и Аргентина. 8 редукций находились в нынешнем Парагвае, 15 - в Аргентине, 7 - в Бразилии, на территории нынешнего штата Риу Гранди ду Сул. Самая большая редукция - Япею - насчитывала около 8 тыс. жителей, самая маленькая - 250, а в среднем в редукции проживало около 3 тыс. человек. В настоящее время эти районы называются в Парагвае: округ Мисионес, в Аргентине - национальная территория Мисионес, в Бразилии - Район миссий (Соmarca de missoes).
В октябре 1611 г. иезуиты получили от испанской короны монопольное право на учреждение миссий в Парагвае, причем обращенные ими в христианство индейцы освобождались на 10 лет от уплаты налогов короне. Испанские власти пошли на этот шаг по разным причинам: во-первых, район был труднодоступен и беден ценными ископаемыми; во-вторых, он был населен свободолюбивыми племенами, покорение которых потребовало бы больших средств и усилий со стороны колониальных властей; в-третьих, территория, на которой обосновались иезуиты, примыкала к Бразилии, которая в то время находилась (благодаря присоединению в 1580 году Португалии к Испании) как бы в орбите испанского влияния, поэтому португальцы не стали оказывать сопротивления продвижению иезуитов по направлению к их территории - Бразилии.

Иезуиты приспособили католическую религию к индейским верованиям, действуя через прирученных индейцев, выступавших в роли их агитаторов и пропагандистов, заручились поддержкой индейских вождей-касиков, через которых управляли редукциями. Касики получали свою долю от эксплуатации индейских тружеников, находившихся на положении крепостных. Продукт их труда на божьем поле (так называлась земля, принадлежавшая церкви) и в мастерских присваивался иезуитами, выступавшими в роли помещиков и предпринимателей. Их подопечные не пользовались свободой передвижения, не могли сменить работу, выбрать себе жену без предварительного согласия наставника-иезуита. За неповиновение, индейцы редукции подвергались телесным наказаниям.

Редукции в описании некоторых иезуитов выглядят не то детским садом, не то богадельней. Иезуиты, оказывается, только тем и занимались, что приумножали духовные и физические блага своих подопечных: учили их чтению и письму, музыке, ремеслам, военному искусству, заботились об их здоровье, отдыхе, душе. Однако при более пристальном рассмотрении системы, установленной иезуитами в редукциях, солнечная картина жизни гуарани тускнеет, на ней весьма отчетливо проявляются черные пятна. Все авторы, в том числе и иезуиты, сходятся на том, что жизнь индейцев в редукциях была до предела регламентирована, включая брачные отношения, которые совершались по сигналу колокола в 11 часов вечера; индейцы работали от зари до захода солнца, продукты их труда присваивались иезуитами. Гуарани жили в нищете, антисанитарии, скудно питались, ходили босиком, гибли от различных эпидемий. Иезуиты чинили над ними суд и расправу, наказывая плетьми за малейшее нарушение установленного порядка. Иезуиты жили в прекрасных зданиях; церкви, выстроенные индейцами, сверкали украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. Труд индейцев приносил огромную выгоду ордену. Иезуиты поставляли на международный рынок большие партии ерба-мате (парагвайский чай), хлопка, кож, дубильного экстракта, воска, табака, зерна и других продуктов, полученных в результате труда индейцев.
Доступ в редукции зависел от воли иезуитских властей, которые могли запретить въезд всем, за исключением высших духовных чинов и представителей колониальной администрации. Наконец, существенным отличием иезуитских владений в Парагвае от других миссий являлось наличие в редукциях войск индейцев-гуарани. Эти войска были созданы и вооружены с разрешения испанской короны после отделения Португалии от Испании в 1640 г. В их задачу входила охрана восточной границы от набегов бразильцев. Формально они находились в распоряжении колониальных властей, но на деле ими командовали отцы-иезуиты.

В 1740 году, иезуиты готовились отпраздновать свой юбилей - 200-летие существования ордена. В связи с этим, генерал ордена Ретц, направил всем провинциалам циркуляр с указанием не поднимать шума по поводу юбилея и отмечать его строго в семейном кругу, учитывая серьезность положения. Генерал был прав: над орденом повсюду сгущались тучи, его обвиняли в самых различных кознях, интригах, преступлениях. Теперь уже членов Общества Иисуса поносили не только в протестантских странах, но и в самых правоверных католических странах - Испании, Португалии и Франции, где образовались настоящие анти иезуитские партии, выступавшие за укрепление королевской власти, за просвещенное управление. Противники иезуитского ордена, требовали в первую очередь ограничить его политическое и экономическое влияние, запретить ему вмешиваться в государственные дела, изгнать его представителей из придворных кругов, лишить иезуитов монопольного права на влиятельную должность королевского исповедника.

Не ладились дела иезуитов и в Бразилии, которая была освоена португальцами значительно позже испанских владений. В Бразилию первые иезуиты прибыли в 1549 г. У них сразу начались раздоры с португальскими поселенцами из-за контроля над индейцами. Иезуиты требовали опеки над индейцами, поселенцы же стремились обратить индейцев в рабство. Индеец-раб обходился значительно дешевле африканского.
На этой почве происходили постоянные столкновения между обеими сторонами, что неоднократно заканчивалось изгнанием иезуитов. В 1640 г. их изгнали из района Сан-Паулу, а в 1669 г. - из северных провинций (Мараньон и Парана). Иезуиты в Бразилии, как, впрочем, и в других странах, не только не возражали против рабства негров и работорговли, но и сами в ней активно участвовали. Их стенания и протесты против попыток поселенцев поработить индейцев объясняются не моральными причинами, а желанием самим извлечь выгоду из монопольного контроля над аборигенами.

Но со временем, над орденом стали сгущаться тучи. В 1764 году, Франция запретила иезуитский орден. Этому решению предшествовало скандальное дело иезуитского аббата Лаваллета, обворовавшего своих компаньонов по торговле с Мартиникой. Парламент и особая королевская комиссия, обследовавшая деятельность ордена, пришли к выводу, что подчинение французских иезуитов иностранному генералу, проживающему в Риме, противоречит законам королевства и обязанностям его подданных. Король, не желая идти на крайнюю меру, предложил папскому престолу назначить из французских иезуитов викария - местного главу ордена, ответственного перед французскими законами. Папский престол отверг это предложение. Тогда 6 августа 1762 года, парламент Парижа, высшая судебная инстанция страны, постановил запретить иезуитский орден и изгнать из страны его членов, попутно обвинив их, согласно лучшим традициям инквизиции, в симпатиях к арианству, несторианству, лютеранству, кальвинизму и многим другим ересям, в распространении еретических скверн.
Это постановление было узаконено королем два года спустя, в 1764 году. Папа римский на тайной консистории отверг решение французского короля как незаконное, но публично заявить об этом не посмел. На этом позор иезуитов не кончился. Их штаб-квартирой в Париже - дворцом на улице По де Фор завладели франкмасоны, принявшие в свои ряды в 1778 г. в этой бывшей святая святых Общества Иисуса - Вольтера, в прошлом ученика отцов-иезуитов, а затем их самого беспощадного противника.
Запрет иезуитского ордена во Франции укрепил позиции его противников в Испании. Они стали выжидать удобного момента, чтобы последовать примеру Парижа и Лиссабона.

Король Испании, Карл III, вначале благоволил к иезуитам, но вскоре его отношение к ордену изменилось. Бывший король Неаполя, Карл III был большим поклонником епископа Палафокса, который некогда предсказал, что он займет испанский престол. Когда это предсказание сбылось, Карл III, желая посмертно отблагодарить вещего епископа, попросил папу римского возвести его в ранг блаженных. Папа римский категорически отказался. Палафокс, будучи епископом Пуэблы в Мексике, слыл непримиримым врагом иезуитов. Естественно, иезуиты, влияние которых при папском дворе было еще значительным, не могли допустить, чтобы их противник удостоился сана блаженного.
Интриги иезуитов и отказ папы удовлетворить его просьбу вызвали неудовольствие короля. Оно перешло в гнев, когда Карлу III сообщили, что иезуиты намереваются его свергнуть и посадить на трон брата Луиса, что они распространяют слухи - якобы отцом короля был кардинал Альберони, служивший советником при неаполитанском дворе.

23 марта 1766 года, в Мадриде вспыхнул мятеж, направленный против министра финансов неаполитанца Леопольдо де Грегорио, маркиза Скиллачи, запретившего испанцам носить широкополые шляпы и длинные плащи. Иезуиты принимали участие в беспорядках. Прокуратор ордена Исидоро Лопес и покровитель ордена, бывший министр Энсенада, призывали к свержению короля. Это переполнило чашу терпения Карла III, и он дал согласие на запрещение ордена. Был созван Чрезвычайный королевский совет, который рассмотрел доклад министров Рода и Кампоманеса о деятельности иезуитов в испанской империи.
Доклад был составлен на основе разоблачительных документов бывшего иезуита Бернардо Ибаньеса де Эчаварри. Ибаньес, находясь в 50-х годах в Буэнос-Айресе, во время пребывания там миссии Вальделириоса, встал на сторону последнего, за что был изгнан из ордена. Вернувшись в Испанию, Ибаньес написал ряд записок, в том числе сочинение Иезуитское королевство в Парагвае, разоблачающие подрывную деятельность иезуитов этой провинции. Материалы Ибаньеса после его смерти в 1762 году, были переданы правительству.

2 апреля 1767 года, королевский совет издал декрет – Прагматику, полное название документа - Прагматический приказ его величества о высылке, согласно закону, из этих королевств, членов Общества, конфискации их собственности, запрете восстановления когда-либо в будущем и с перечислением других мер.
Король, говорилось в Прагматике, принял решение о запрещении ордена Лойолы, об изгнании всех его членов из испанских владений и о конфискации их собственности, побуждаемый серьезнейшими причинами, относящимися к моим обязанностям обеспечивать подчинение, спокойствие и справедливость моих народов, и по другим неотложным, справедливым, необходимым и обязательным причинам, которые известны только одной моей королевской совести.
Изгонялись иезуиты всех рангов и степеней, в том числе послушники. Вся собственность ордена, будь то движимое или недвижимое имущество, конфисковывалась в пользу королевской казны. Учреждался Совет по управлению бывшей иезуитской собственностью (Хунта де темпораридадес), доходы от которой должны были идти на нужды просвещения и на уплату пенсий изгнанным членам ордена.
Высланные иезуиты, пожелавшие выйти из ордена и вернуться в светское состояние, могли просить короля разрешить им приехать в Испанию, дав под присягой клятвенное обещание председателю Королевского совета прекратить всякую связь с членами ордена или его генералом и не выступать в их защиту. Нарушение присяги приравнивалось к государственной измене. Бывшим иезуитам запрещалась церковная и преподавательская деятельность. Жителям Испании, и ее владений под страхом строгого наказания не дозволялась переписка с членами ордена.

Как в Испании, так и в заморских владениях, за исключением Мексики, операция по аресту иезуитов и их высылке прошла без особых помех. Прибегая к хитростям и уловкам, местным властям удалось сконцентрировать выманенных из миссий иезуитов в намеченных местах и арестовать.
Это породило легенду о том, что корабль, который доставил в колонии королевскую Прагматику, якобы привез и тайное уведомление иезуитского генерала своим подопечным о предстоящей их высылке.
Предвидя, что иезуиты могут мобилизовать в свою защиту фанатически настроенных сторонников из местного населения, вице-король Мексики маркиз де Круа в обращении к жителям потребовал беспрекословного подчинения королевской Прагматике и строжайше запретил какое-либо ее обсуждение.
Это грозное обращение не возымело действия на сторонников иезуитов, поднявших мятежи в городах Сан Луис Потоси, Гуанахуато и Вальядолиде (ныне г. Морелия). Чтобы извлечь оттуда иезуитов, потребовалось войско в 5 тысяч солдат. На подавление мятежей ушло четыре месяца. Испанские власти беспощадно расправились со сторонниками иезуитов: 85 человек были повешены, 664 осуждены на каторжные работы, 110 высланы.

В районе Ла Платы, приказ об изгнании иезуитов смог быть выполнен только год спустя после его получения. Лишь 22 августа 1768 года, власти смогли сосредоточить всех (их было около 100) парагвайских иезуитов в Буэнос-Айресе, откуда они отплыли в Испанию 8 декабря того же года, прибыв в Кадис 7 апреля 1769 года. Всего же, из американских колоний было выслано 2260 иезуитов, в порт Санта Мария прибыло 2154, остальные умерли в дороге. Из Мексики было выслано 562 иезуита, из Парагвая - 437, из Перу - 413, из Чили - 315, из Кито - 226, из Новой Гранады - 201. Большинство высланных составляли испанцы, но было и несколько сотен креолов; 239 иезуитов являлись уроженцами Италии, Германии, Австрии и некоторых других европейских стран. Так закончилась история некогда одного из самых могущественных католических орденов Европы.

Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в . Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam », что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США , а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР , за исключением стран Балтии , относятся к Независимому Российскому Региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме , в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии , Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году . Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии , где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России , где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году . Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке . Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден .

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором : о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии .
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине .
  • Мансиу Ито ( -) - глава первого японского посольства в Европу .
  • Адам Коханский ( -) - учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон ( -) - французский учёный иезуит -миссионер в Китае .
  • Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела , где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт , Корнель , Мольер , Лопе де Вега , Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже - «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя »
  • отец д"Оржеваль - роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс - главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю - «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт , именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».

См. также

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007

Примечания

Ссылки

  • Иезуиты в России Официальный сайт

Никого из жителей этого красивого города не удивит находка в собственном огороде старинных монет или керамики. Когда-то Мстиславль был центром воеводства в составе Речи Посполитой. В 1640 году здесь были возведены иезуитский костел св. Михаила Архангела, монастырь и коллегиум иезуитов.

Благородное начало

Кто такие иезуиты? Как образовался этот орден, приверженцы которого живут по всему миру поныне? Его история началась с истории испанского идальго дона Игнацио Лопеса де Рекальдо Лойолы (впоследствии известного, как Игнатий Лойола), родившегося в 1491 году. Он был тринадцатым ребенком в семье знатных, но обедневших баскских дворян. Его мать умерла вскоре после родов, и воспитанием мальчика занялась родная тетка, бывшая до замужества придворной дамой королевы Изабеллы. В своей «Автобиографии» Игнатий писал, что «до 26 лет был человеком, предававшимся тщеславию света».

Игнатий избрал карьеру военного и стал блестящим офицером. Казалось, его жизненный путь предопределен, но судьба распорядилась иначе: тридцати лет от роду Лойола получил тяжелое ранение в сражении - один из пушечных снарядов раздробил ему обе ноги. Рана была очень серьезной, Игнатий оказался почти при смерти, и его даже соборовали. Но, на удивление всем, храбрый вояка выжил.

Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмышлять.

Вынужденный соблюдать постельный режим, он решил развлечь себя чтением. Но в замке не оказалось ни одного модного в то время рыцарского романа. Удалось найти две книги: «Жизнь Христа» Лудольфа Саксонского и «Жития святых» Иакова Ворагинского.

Тут Игнатий открыл для себя иной мир - мир святых Франциска, Доминика и многих других, где все любили, сражались, страдали и обретали славу, но во имя иного Господина и иной Любви.

Выздоровев, Игнатий исповедовался. Выходя из храма, он увидел нищего, просящего милостыню, отдал ему свою богатую одежду, надев на себя его рубище. Всю следующую ночь он провел на коленях в молитве, решив стать рыцарем Господа и Святой Девы.

Долгий путь

Игнатий начал проповедовать. Но его речи были настолько сумбурны и нескладны, что местные священники, посмеявшись над ним, дали совет - «прежде изучи богословие»!

И уже немолодой Игнатий сел за парту. Не зная даже латыни, он начал учебу в школе, где учились мальчики из богатых семей. Лойола был настолько жаден до знаний, что учителя не смели брать с него плату за обучение.

Чтобы получить образование богослова, Лойола учился 10 долгих лет. В 1532 году он получил звание бакалавра, а через год - магистра богословия. Он ощутил свое предназначение - защищать католическую веру и распространять ее до краев земли. То было время географических открытий. Игнатий решил во что бы то ни стало принести свет веры на вновь открытые земли.

В 1534 году Лойола и шесть его близких друзей собрались вместе, чтобы создать дружину духовных рыцарей. Они принесли обеты бедности и милосердия. Их клятва заканчивалась словами: «Omnia ad maiorem Dei gloriam» - «Все ради вящей славы Божией!» Считается, что именно тогда был основан орден иезуитов или «Общество Иисуса».

С генералом во главе

В 1540 году Папа римский Павел III подтвердил основание нового ордена, и Игнатий Лойола стал его первым генералом. Обратите внимание, именно генералом, как в армии! Все члены ордена были обязаны беспрекословно ему подчиняться.

Главными добродетелями иезуитов считались безусловное повиновение старшим (младший уподоблялся посоху в руках старшего) и полное отречение от собственной воли. Орден отличали жесткая иерархия и почти военная дисциплина. Он был чем-то средним между армией и тайным обществом, поскольку часто цели его содержались в строжайшем секрете.

Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди здоровые, с хорошими умственными способностями, по возможности хорошего происхождения. Женщины в орден не допускались.

Тайные агенты средневековья

Почему Папа сразу дал новому ордену чрезвычайные привилегии? Почему во главе монахов поставили генерала? За какие заслуги через шестьдесят лет после кончины Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь подходит к вынесению подобных решений взвешенно и осторожно.

Здесь кроется одна из главных тайн «Общества Иисуса». Немало исследователей склоняется к мнению, что, разработав проект нового монашеского ордена, де Рекальдо Лойола предложил Папе создать... католическую политическую разведку! Лойола был убежден, что инквизиторы не могли эффективно выполнять свои функции - они были просто грубыми мясниками.

Вот как выглядела структура ордена с точки зрения современных спецслужб. Будучи военной организацией, орден подразделялся на разряды. Первый составляли новиции (послушники). В течение двух лет они проходили суровую школу дисциплины, не допускавшую ни сомнений, ни малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника.

Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. В течение пяти лет они изучали общие науки и богословие. Причем далеко не все послушники, а лишь самые способные становились схоластиками и получали весьма хорошее по тем временам образование.

Новиции и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли свободно жить в миру.

Третий разряд составляли коадъюторы, которые принимали монашеские обеты и вели соответствующий образ жизни. В свою очередь, они делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. По линии тайной деятельности в их обязанности входило выведывание всевозможных тайн и распространение нужных иезуитам сведений и слухов.

Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и пр. На первый взгляд кажется странным, что люди, получившие практически университетское образование, столь редкое в Европе в то время, шли в услужение. Но все это объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться тем и другим.

Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, принимавшие, кроме трех обычных монашеских обетов, еще и четвертый - обет безусловного повиновения Папе. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какой-то стране, то есть профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в ней, а то и в целом регионе.

Коллегиумы: лучшее образование века

С самого начала огромное внимание иезуиты уделяли просвещению. Причем образование, которое они предлагали, было бесплатным для всех желающих.

Вскоре орден превратился в фактического монополиста в области просвещения в католических странах. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов.

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. Иезуитский костел св. Михаила Архангела, коллегиум и монастырь иезуитов был построен в Мстиславле в 1640 году. Это типичные памятники архитектуры барокко. Костел с мощной 3-нефной каменной базиликой и 2-башенным главным фасадом, разделенным на два яруса узким карнизом.

Интерьер этой постройки и ныне впечатляет размахом, массивностью опор, лепкой барочного характера. Известно, что в стенах коллегиума преподавал Винцентий Бучинский, белорусский философ, теолог и критик. Этот человек создал первый в Беларуси литературно-научный журнал «Полоцкий ежемесячник». И оставил богатое рукописное наследие, которое включает труды по истории философии, истории Польши, Беларуси, православия в России.

Шантаж, убийства, отравления...

Как же получилось, что орден, который основали благороднейшие люди, превратился в организацию, которая восстановила против себя все народы, а слово «иезуит» стало означать хитроумного, коварного лжеца, клятвопреступника в черной сутане?

Оказалось, что люди, поставившие перед собой цель покорить мир для Христа, решили, что благая цель оправдывает средства. Известно знаменитое высказывание Игнатия, включенное в составленный им свод правил ордена: «Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым, является черным, если так говорит Церковь».

Иезуиты всеми способами пытались вернуть Европу под власть церкви. Они устраивали перевороты, свергали неугодных правителей, шли на любые преступления, чтобы распространить свое влияние, и при этом всегда оставались в тени. Они становились исповедниками королей и их первыми советниками - манипулируя монархами, по существу, правили странами.

Нечестие, обман и хитрость иезуитов настолько дискредитировали орден, что его адептов изгнали из всех стран, а люди вспоминали лишь их черные дела.

И это несмотря на то, что в их истории были светлые страницы. Орден посылал миссионеров по всему миру. Страны Африки, Китай, Япония, испанские колонии Южной Америки, индейские племена впервые слышали весть Евангелия из уст иезуитов. Те не гнушались тяжкой работы, шли в непроходимые джунгли, неся местным племенам не только весть Евангелия, но и достижения цивилизации.

Любимцы Екатерины

К 1616 году орден насчитывал уже более восемнадцати тысяч членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира.

Грязные интриги, шпионаж, подкупы, отравления и прочие неблаговидные дела иезуитов вызвали возмущение во многих странах. В 1759 году орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. Наконец, под давлением большинства монархов, Папа Климент XIV буллой от 21 июня 1773 года объявил орден ликвидированным повсеместно.

Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы, тайно симпатизируя иезуитам.

В XIX веке орден вновь оказался под ударом - на этот раз из-за волны либеральных и социалистических революций, прокатившейся по Европе. Время от времени их изгоняли то из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии.

Деятельность иезуитов перешла не «нелегальное положение». Впрочем, золотые времена для «Общества Иисуса» уже миновали.

Сегодня

Этот самый большой орден католической церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах. Согласно данным 2006 года, они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1 536 приходах.

Что же стало с иезуитским костелом св. Михаила Архангела, монастырем и коллегиумом в Мстиславле?

Костел был перестроен в 1730-38 годах, 1842-м приспособлен под Николаевский собор, монастырь под Свято-Никольский монастырь.

В здании коллегиума монастыря ныне расположена школа-­интернат.

Сегодня у многих на слуху слово «иезуит», значение его давно успело обрести дополнительные грани, обозначая не только принадлежность к одному из самых известных и по-прежнему влиятельных орденов католической церкви, но и человека лукавого и изворотливого, которому нельзя верить. Впрочем, эти «псы Господни» сами к тому и побудили, создав уникальную, по сути, систему, до крайности простую в своей основе, но приобретшую весьма хитроумную и интересную форму.

Иезуит, кто это? Немного истории

Как и многие имеет своего основателя, который причислен в данное время к лику святых. История иезуитов насчитывает уже не одно столетие, отсчет которых начался с первой половины XV века, когда испанский рыцарь-мечтатель Игнатий Лойола принял решение кардинально изменить свою жизнь и посвятить оставшиеся годы вопросам церкви, религии, веры, создать своеобразное войско рыцарей духовных. И если вначале пути практически никто не знал, что собой представляет каждый иезуит, кто это, и каковы цели всего ордена, то теперь их след в истории всех последующих эпох не заметить невозможно, причем не то что профессиональному историку либо церковнику, но и дилетанту-любителю.

Истоки ордена

Имеется у «псов Господних» и своя история. зародился в 1534 году, когда его основатель Лойола вместе со своими верными друзьями и духовными рыцарями дали обеты нищеты, целомудрия и служения во славу Церкви, а еще спустя три года приняли сан и стали проповедниками, твердо решив следовать по пути обращения неверных и опекания их верующими. К 1539 году священники этого ордена (будущего) уже были в Риме, где и привлекли всеобщее внимание своими идеями и верой в них, что было уникально во время упадка монастырей и самой католической церкви в целом. Возможно, именно не самое выгодное положение последней и побудило папу Павла III достаточно быстро дать добро на официальное создание ордена, а в дальнейшем и всячески покровительствовать тем, кто назвали себя Обществом Иисуса, а в реальности стали воинами Христовыми во всех смыслах.

Кадровая подготовка

Однако попасть в ряды иезуитов просто было, пожалуй, лишь в самом начале. Прозорливые церковники быстро поняли, что миром правит информация, и не жалели времени на обучение своих адептов. Именно поэтому учили не менее 12 лет: сначала минимум два года новициата или послушания. Затем следовало принятие стандартных монашеских обетов: послушания, нищенства и целибата, еще два года учили языки - латынь, древнегреческий (с обязательным чтением античных авторов - разумеется, в подлиннике), год - науки точные (математика, физика). Далее шла философия, и лишь затем еще 4 года послушники учили историю церкви, теологию, право, становясь коадъюторами (духовные лица, имеющие право вернуться к светской жизни). Только проявленное на протяжении всех этапов рвение к учебе, старание, природные способности и успешные выпускные экзамены позволяли гордо заявить о том, что вчерашний ученик коллегии теперь - священник-иезуит, со всеми правами и обязанностями.

Последний обет

Теперь можно было принять четвертый и последний обет, от которого уже невозможно было отказаться до конца дней своих, - обет беспрекословного подчинения папе и только ему. Иезуиты по мелочам не разменивались и подчинялись исключительно уставу ордена либо непосредственно понтифику. Другой власти над собой они не признавали.

Распространенность и упразднение

Ордену хватило чуть больше столетия на то, чтобы сплести свои сети как в европейских государствах того времени, так и в Китае, Японии, Индии, Парагвае, на Филиппинах, не забыли обосноваться и в императорской России, что оказалось весьма дальновидным. Когда в 1773 году папа Климент XIV все же был вынужден принять волевое решение и повсеместно запретить «Общество Иисуса» буллой Dominus ac Redemptor Noster, только Екатерина II не пожелала слушаться и позволила иезуитам продолжать свою деятельность на подвластной императрице территории. Само упразднение ордена длилось четыре десятилетия, в ходе которых они были причислены к приходскому клиру. Но уже в 1814-м иезуиты вернули себе свои права и регалии.

Устав и дисциплина

Устав иезуитов состоял из 9 пунктов, суть которых сводилась к тому, что его участники, кроме обязательных монашеских клятв, принимали еще и обет беспрекословного послушания настоятелю общества, а также главе католической церкви. Причем путей к отступлению фактически не было - становясь иезуитом, человек терял право самостоятельно распоряжаться собой и был одним из звеньев великой системы, впрочем, работавшей безукоризненно.

Орден также отличался очень жесткой дисциплиной и строжайшей централизацией, в рамках которой верховная власть была в руках у генерала (от «генеральный наставник», не путать с военными), который еще негласно считался «черным папой» и избирался пожизненно.

Роль в образовательном процессе

Одной из главных задач, которую ставили перед собой иезуиты и успешно реализовывали, были многочисленные учебные заведения, созданные практически во всех миссиях. Так, именно коллегиум иезуитов готовил для себя образованных и отлично подготовленных послушников, которых многолетняя "муштра" превращала в послушных кукол в руках руководства. Кстати, к концу XVIII века под их неусыпным контролем находилась большая часть высших и средних учебных заведений в Европе.

Как выйти сухим из воды - учимся у иезуитов

Но иезуиты запомнились не только благими намерениями и просветительской деятельностью, но и оригинальной теорией, позволяющей «оправдываться» при совершении любых поступков, даже весьма и весьма греховных, достаточно лишь считать, что это делалось во имя другой, благой цели. А еще можно было использовать «мысленную оговорку» и давать ложные обещания. Потому и не мудрено, что на вопрос: «Иезуит - кто это?» - можно было услышать в ответ, что это лжец, плетущий сеть интриг.

День сегодняшний в жизни ордена

Прошли века, Игнатия Лойолу давно канонизировали и причислили к лику святых, а нынешний Франциск (Хорхе Марио Бергольо) как раз является представителем этого ордена. Кроме того, в мире насчитывается порядка 17,7 тысяч иезуитов, которые по-прежнему подчиняются жесткой дисциплине и иерархии. Готовят сотрудников католической церкви в специальных коллегиях, подконтрольных «Обществу Иисуса». Впрочем, меняется лишь время, люди-то остаются прежними. И теперь вопрос о том, иезуит - кто это, практически никто уже не задает, так как ответ всем известен.