Какую роль сыграл в истории России Петр I и какой внес вклад в ее развитие? Социальное государство. XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или

АРЛ ВЕЛИКИЙ (лат. Carolus Magnus, фр. Charlemagne, нем. Karl der Große) (ок. 742-814), король франков и лангобардов, воссоздатель Римской империи на западе, один из величайших правителей в истории. К концу пребывания Карла на троне его власть распространялась на всю Центральную и Западную Европу - от Северного моря до Средиземного и от Атлантического океана до восточных берегов Адриатического моря. Карл заложил военизированные поселения в глубине мусульманской Испании и на территории славянской Восточной Европы, а на Балканах вошел в непосредственное соприкосновение с владениямиВизантийской империи. Но Карл Великий был не просто военачальником, но и блестящим администратором, с поразительной эффективностью правившим колоссальным и сложно устроенным королевством. Он провел многочисленные экономические и аграрные реформы, покровительствовал образованию, активно участвовал в решении сложных церковных вопросов. Карл Великий сосредоточил в своих руках власть над всеми сторонами жизни, как религиозной, так и светской. Карл Великий родился, по-видимому, в 742, днем его рождения традиционно считается 2 апреля. Сведения о месте, где он появился на свет, противоречивы: указываются замки Ингельхайм близ Майнца и Карлхайм под Мюнхеном, а также Ахен и Зальцбург. Карл был старшим сыном Пипина Короткого и внуком Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье (732). Его матерью была Берта, или Бертрада, дочь Калиберта, графа Ланского. Брачный союз между родителями был узаконен лишь в 749.Каролингская династия.Крупнейшим из германских королевств, возникших в Западной Европе после распада Римской империи, было франкское. Во главе франков на протяжении почти 300 лет стояли короли из династии Меровингов. К 7 в. Меровинги выродились в бездеятельных и ничтожных правителей. Вследствие хронической слабости монархов реальную политическую власть в королевстве осуществлял ближайший сподвижник короля, именовавшийся майордомом. В 751 Пипин Короткий, отпрыск древнего рода Каролингов, неизменно поставлявшего Меровингам майордомов, решил положить конец призрачной власти своих повелителей. При поддержке папы Римского он сместил последнего из Меровингов и возложил корону на себя. Первый каролингский король, он расширял и укреплял франкскую державу в тесном союзе с папами. При помазании Пипина на царство, которое совершил папа Стефан II в аббатстве Сен-Дени близ Парижа в 754, помазаны были также его сыновья Карл и Карломан. Когда 24 сентября 768 Пипин умер, королевство, согласно его воле, досталось двум сыновьям, Карлу и Карломану (теоретически оно оставалось неделимым, но фактически каждый из сыновей был самостоятельным правителем своей части). С самого начала это создало напряженность между братьями. Однако чреватая угрозой распада королевства ситуация завершилась, когда Карломан внезапно умер в декабре 771. Карл стремительно двинулся в область брата и добился от подданных Карломана присяги на верность, а жена Карломана с двумя сыновьями бежала и укрылась у короля лангобардов Дезидерия.

Во время правления царя Петра I реформы затронули все области жизни Российского государства. Они были предопределены предпосылками XVII века. Деятельность Петра, познакомившего страну с европейской культурой, экономикой, государственным устройством, технологиями производства, привела к болезненному слому существующих отношений, представлений и норм, существовавших в Московской Руси.

Благодаря реформа, роль Петра I в истории России становится просто огромной. Страна стала державой, которая играла важную роль в политической жизни Европы. Необходимость в проведении преобразований назрела буквально во всех сферах жизни.

Петр I хорошо осознавал, проведение реформ в какой-либо одной области не даст желаемого результата. Это показывал опыт предыдущих правителей. Непростые события внутри страны требовали новых форм правления государством. Продолжительная Северная война потребовала реформ не только армии и флота, но и промышленности, особенно металлургии. Что сделал Петр 1 для развития России?

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия в России носила название самодержавия. Прийти к этой форме правления государством пытались Иван III, Иван IV (Грозный), а также Алексей Михайлович. Отчасти это им удалось. Но главным препятствием на их пути был представительный орган – боярская дума. Устранить ее с политической арены они не смогли и вынуждены были считаться с обладателями крупных вотчин, которые пользовались влиянием в своих владениях. Это удалось только царю Петру I.

Нередко случалось так, что крупных и родовитых бояр поддерживали их сородичи помельче, образуя в Думе враждующие группы. Еще с раннего детства Петр испытал это на себе в результате интриг бояр Милославских, родичей первой жены Алексея Михайловича и Нарышкиных, родственников его матери, второй жены Алексея Михайловича. Именно государственные реформы Петра I смогли воплотить в жизнь многие преобразования.

В борьбе за централизованную власть его поддержали дворяне, сословие служилых людей, которые получали титул не по наследству, а за выслугу или рвение в работе. Именно эти люди были опорой Петра при проведении реформ. Для развития России боярские кланы и их распри служили тормозом.

Установление самодержавия было возможным при централизации государства, путем объединения всех земель, уменьшение влияния на царя старой аристократии, которое стало возможным путем ликвидации боярской думы и земских соборов. В итоге этой реформы Россия получила самодержавие (абсолютизм, неограниченную монархию). А Петр I вошел в историю как последний царь России и первый император государства Российского.


Дворянско-чиновничий аппарат

В допетровскую эпоху правящую группу составляли светские феодалы – бояре, наделенные вотчинами; дворяне, обладавшие поместьями. Граница между двумя сословиями неуклонно сокращалась. Нередко поместья по размерам превышали вотчины, количество дворян росло за счет дарования титулов служилым людям. Новым при Петре I стало создание дворянско-чиновничьего аппарата.

До Петра I главной отличительной чертой, разделяющих представителей этих сословий, было наследование земель, которая за боярами была закреплена навечно, а после смерти дворянина его родственники могли претендовать только на небольшое содержание. Что сделал Петр I? Он просто закрепил за дворянами землю при обязательной 25-летней государственной службе.

Именно дворяне стали опорой государей, в силу сложившихся традиций они вынуждены были служить на службе – как штатской, так и военной. Это сословие было заинтересованно в централизованной власти, в укреплении самодержавия. Смутное время (семибоярщина) показало ненадежность боярского сословия.

Оформление дворянского сословия

При проведении государственных реформ Петром I была сформированная новая иерархия служилых людей, которые стали называться чиновниками. Она была оформлена Табелью о рангах 1722 года, где все чины: военные, статские и придворные распределены на 14 классов. К первым относились генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. К последнему, 14-му, относились нижние чины – такие, как коллежские регистраторы, прапорщики, младшие аптекари, бухгалтеры, шкиперы 2-го ранга и другие.

В начале каждый чин соответствовал должности, занимаемой чиновником. Тайные советники служили в Тайной канцелярии, коллежские советники значились в коллегиях. В последующем чин не всегда соответствовал занимаемой должности. Например, после упразднения коллегий чин коллежского советника остался.


Преимущество военных чинов над гражданскими

Петр I армии уделял все внимание, как и флоту. Он хорошо понимал, что без нее страна не сможет отстаивать свои интересы. Поэтому интересы военных служащих превалировали над интересами государственных служащих. Так, например, дворянский титул гражданским давали с 8-го класса, военным - с 14-го. Чины в гвардии были на 2 класса выше, чем в армии.

Каждый дворянин обязан был нести государственную службу – гражданскую или военную. Сыновья дворян, достигшие 20 лет, обязаны были служить 25 лет на любой службе: военной, морской, гражданской. На военную службу отпрыски дворян поступали в 15 лет и служили на первых этапах солдатами. Сыновья высокопоставленных чиновников пребывали на солдатских должностях в гвардии.

Духовенство

В иерархии сословий России после дворянства шло духовенство. Православие было основной религией государства. Служители церкви имели большое количество привилегий, которые, в принципе, царь Петр I и оставил за ними. Священнослужители освобождались от различных податей и государственной службы. Государь сократил количество монахов, считая их тунеядцами, и определил, что монахом может стать человек зрелого возраста, который может жить без жены.

Недовольство, а порою противостояние Русской православной церкви всем реформам Петра I, ее несомненный авторитет среди народа, привели его к выводу провести упредительные реформы, которые, по его признанию, не дадут вырасти из ее рядов новому самозванцу. Для этого он провозглашает подчинение церкви монарху. В 1701 году был образован Монастырский приказ, в ведение которого вошли все монастыри с землями.


Военная реформа

Основной заботой Петра I были армия и флот. Разогнав стрельцов, он практически оставил страну без армии, не было в ней и флота. Его мечтой был выход к Балтийскому морю. Мощным стимулом проведения военных реформ было Нарвское поражение, показавшее отсталость армии. Петр I понимал, что экономика России не могла дать качественного вооружения и оснащения. Не было достаточного количества заводов, фабрик. Не было технологий. Все приходилось начинать сначала.

Еще в 1694 году, проводя Кожуховские маневры, будущий император пришел к тому, что полки, устроенные по иноземному образцу, намного превосходят стрелецкие части. Поэтому через 4 года они были распущены. Вместо них армию составляли четыре полка, созданные по западному образцу: Семеновский, Лефортовский, Преображенский, Бутырский. Они послужили основой новой русской армии. В 1699 году по его приказу был объявлен рекрутский набор. Новобранцы проходили обучение. Вместе с этим в армию пришло большое количество офицеров-иностранцев.

Результатом реформ Петра I стала победа в Северной войне. Она показала боеспособность русской армии. Вместо ополчения были сформированы регулярные и хорошо обученные полки, которые полностью состояли на государственном обеспечении. Петр I оставил после себя боеспособную армию, которая была способна дать отпор любому неприятелю.


Создание военного флота Петром I

Первый русский флот, созданный Петром I, принял участие в Азовском походе. Он состоял из 2 линейных кораблей, 4 брандеров, 23 галерных судов и 1300 стругов. Все они были построены под руководством царя на реке Воронеж. Это была основа русского флота. После того как была захвачена крепость Азов, боярская дума утвердила решение Петра I строить корабли для Балтики.

Были возведены верфи на эстуариях рек Олонка, Луга и Сясь, где строились галеры. Для защиты побережья и атак на вражеские корабли были закуплены и построены парусники. Базировались они недалеко от Санкт-Петербурга, немного позже была построена база в Кронштадте. Следующими были базы в Выборге, Або, Ревеле и Гельсингфорсе. Управлялся флот Адмиралтейским приказом.

Реформа образования

Образование при Петре I сделало грандиозный скачок. Для армии, флота необходимы были образованные командиры. В вопросе просвещения Петр I занимал решительную позицию, понимая, что иностранные специалисты не смогут решить проблему нехватки квалифицированных кадров. Поэтому в Москве открывается школа навигационных и математических наук и еще ряд школ, таких как артиллерийская, медицинская, инженерная.

Образование при Петре I после армии имело приоритетное значение. В новой столице открыта Морская Академия. При Уральском и Олонецком заводах организованны горные школы, которые готовили инженеров. Был создан проект создания Академии наук, университета и гимназии.


Экономические преобразования

В экономике России новой стала переориентация с небольших промышленных предприятий на мануфактуры. Их общее количество составляло более двухсот. Самодержец их создание всячески поощрял. Следует сразу отметить, что российская мануфактура отличалась от европейской тем, что основной производительной силой на ней были крестьяне.

Мануфактуры были казенными, помещичьими и купеческими. Они производили порох, селитру, сукно, стекло, полотно, металл и изделия из него и многое другое. По производству металла Россия стала занимать первое место в мире.

Для поддержания российских производителей были введены высокие таможенные пошлины. Для ведения войны необходимы были деньги и людские ресурсы. Проводятся переписи населения. Подать теперь собиралась с мужского населения независимо от возраста. Ее размер составлял 70 копеек в год с души. Это позволило повысить сбор податей в четыре раза.

Дешевая рабочая сила делала товары конкурентоспособными на европейских рынках. Происходило накопление капитала, что давало возможность модернизировать предприятия. В России существовала многоотраслевая промышленность. Основные ее центры располагались в Москве, Петербурге, на Урале.


Последствия реформ

Ученые до сих пор спорят о роли Петра I в истории России. Его реформы носили стихийный характер, обозначенный в ходе длительной Северной войны, которая вскрыла отсталость России во многих сферах жизни. Экономическое и техническое отставание от развитых стран Европы было преодолено, выход в Балтику был открыт, что сделало торговлю с Европой более доступной и выгодной.

Роль Петра I в истории России многими историками воспринимается неоднозначно. Укрепление России как государства, усиление абсолютизма в виде самодержавия, экономический прорыв поставили Россию в один ряд со странами Европы. Но какими методами это было сделано! По мнению историка Ключевского, абсолютная монархия, желавшая затащить своих подданных в современность из Средневековья, заключала в себе коренное противоречие. Оно выразилось в серии дворцовых переворотов впоследствии.

Самодержавие жестоко эксплуатировало крестьян, превратив их практически в рабов. Свыше 40 тысяч крестьян, оторванных от дома и семьи, работали на строительстве Петербурга. У бежавших с этой каторги под стражу брались семьи до их отыскания. Крестьяне строили заводы, мосты, мануфактуры, дороги. Условия их содержания были ужасными. Рекрутские наборы проводились из крестьян, повинности их периодически увеличивались. Вся тяжесть реформ легла на плечи народа.

Юрий Андропов 15 лет возглавлял КГБ и 15 месяцев был Генеральным секретарем СССР. За время его короткого правления страной были сменены 18 министров, «переизбрано» 37 первых секретарей обкомов КПСС.

Усиление КГБ

С 1967 по 1982 годы Юрий Андропов занимал должность председателя КГБ СССР. Это было время напряженного противостояния МВД и КГБ. Когда к власти пришел Брежнев, ему необходим был мощный противовес армии и КГБ, им стало Министерство внутренних дел, во главе которого встал близкий Брежневу Николай Щелоков.

Высшие должности в Политическом управлении Внутренних войск МВД занял зять Леонида Брежнева Юрий Чурбанов (про него в народе ходила поговорка «Не имей сто баранов, а женись, как Чурбанов»).

Когда главой КГБ стал Андропов, Комитет ещё не был той всевластной организацией, которой он стал позже. КГБ набрало силу на фоне противостояния с МВД. Андропову удалось создать хорошо функционирующую сеть райотделов КГБ, штат которых курировал все организации и предприятия. Хотя КГБ формально не вмешивался в кадровую политику, ни одно важное назначение не могло состояться без вмешательства Комитета.
Хотя взяточничество и коррупцию в своем ведомстве Андропов пресекал на корню, сотрудники КГБ, благодаря всеобъемности своего влияния, пользовались солидными привилегиями. Повысились при Андропове оклады и премии сотрудников Комитета.

Разведчик Михаил Светлов писал: «Андропов внедрил чекистов во все звенья государственной машины. Заместители руководителей от «органов» сидели на радио и телевидении, в министерстве культуры».
Для того, чтобы доказать степень важности своей структуры, Андропов вел активную борьбу с «диссидентством», а затем и с «агентами влияния» (термин, введенный Андроповым в 1972 году).
Усилить КГБ у Андропова получилось. Доказательством этому служит большое количество бывших «комитетчиков» в кабинетах власти в крупном бизнесе.

Борьба с коррупцией

Андропов вел борьбу с коррупцией еще когда занимал должность председателя КГБ. Специальными следственными бригадами КГБ в Азербайджанской ССР и Грузии были проведены проверки, в ходе которых были разоблачены коррупционные схемы, арестованы сотни партийных функционеров, чиновников и даже несколько районных прокуроров.

КГБ проводил проверки и в столичных кабинетах, но пока у власти был «дорогой Леонид Ильич» хода громким делам не давали.

Когда Андропов стал генсеком борьба с коррупцией приобрела союзные масштабы. Андропов начал настоящее наступление на «торговую мафию». Одним из первых был арестован директор Елисеевского магазина Юрий Соколов, пойманный с поличным во время получения очередной взятки. Его приговорили к высшей мере наказания.
Дальше - больше. За короткое время в одной только Москве к ответственности были привлечены больше 15 000 работников торговли. В числе прочих были арестованы директор гастронома «Новоарбатский» Филиппов, начальник Мосплодоовощепрома Уральцев, директор Куйбышевского райпищепрома Бегальман.

Также Андропов проводил чистки среди партийных верхов. В Москве было сменено более 30% партийных руководителей, на Украине - 34, в Казахстане - 32%.

Борьба с коррупцией давала свои плоды. По официальным данным, темпы роста экономики СССР в 1983 году составили 4,2% (против 3,1 - в 1982-м); национальный доход вырос на 3,1; промышленное производство - на 4; производство сельскохозяйственной продукции - на 6%.

Начал смену элит

Кадровая политика Юрия Андропова отличалась решительностью. Ещё в семидесятые годы он создавал «внутреннюю партию» своих приверженцев в элитных кругах СССР. При этом он сводил их в «пятерки», причем каждая пятерка знала только друг друга - но не ведала об иных.

Этот принцип Андропов, возможно, унаследовал от своего учителя Отто Куусинена, который состоял в масонской ложе.

Андропову мы «благодарны» за то, что он ввел в Политбюро и «продвинул» Михаила Горбачева. Также Андропов способствовал продвижению по властной лестнице Эдуарда Шеварднадзе, Александра Яковлева, Николая Рыжкова и Егора Лигачева, которые заменили брежневские кадры.

Приоткрыл «железный занавес»

Несмотря на репутацию жесткого борца с инакомыслящими, Андропов проявлял искренний интерес к жизни интеллигенции и даже приобрел славу либерального генсека в отношении к творческим людям.

Знавшие Андропова лично, свидетельствуют, что интеллектуально он выделялся на общем сером фоне Политбюро застойных лет, читал литературные журналы, с интересом следил за жизнью искусства.

Андропов хорошо относился к абстракционистам и даже покупал их картины.

На его рабочем столе лежали книги Гегеля и Декарта. Когда члены Политбюро спрашивали Андропова, зачем ему эти книги, то Юрий Владимирович отвечал: «Чтобы было, о чём с вами разговаривать».

В кругу доверенных людей Андропов мог позволить себе сравнительно либеральные рассуждения. Что показательно, при Андропове начался массовый выпуск лицензионных грампластинок популярных западных исполнителей тех жанров (рок, диско, синти-поп), которые раньше считались идеологически неприемлемыми - это должно было подорвать экономическую базу спекуляции грампластинками и магнитными записями. Так потихоньку приоткрывался идеологический «железный занавес».

Не допустил появления ракет в Европе

В вопросах международной политики Андропов придерживался принципиальной, жесткой позиции. В июле 1983-го Андропов принимал в Кремле канцлера ФРГ Гельмута Коля и министра иностранных дел Ганса Геншера. На встрече стоял вопрос о размещении американских «Першингов» в Европе. Андропов был твёрд: «Пускай Запад не сомневается. Появление «Першингов» в Европе означает, что мы примем ответные меры». Решительность своих намерений Андропов проявил 1 сентября 1983 года, когда в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747».

«Андроповка»

Не каждый глава государства удостаивался «чести» остаться в истории благодаря народному прозванию одного из самых «народных» продуктов. Андропову это удалось.

Поступившая в продажу 1 сентября 1983 года водка сначала была названа «школьницей» или «первокласницей».

Поллитровка экономкласса в последние годы правления Брежнева стоила 5.30 и неизменно дорожала, новая водка стоила 4.70 рублей. Советские граждане её оценили и назвали «Андроповкой». Наименование же самого напитка одно время даже расшифровывали как «Вот Он Добрый Какой Андропов». Ставшая легендарной «Андроповка» прожила недолго и через два-три года во времена Горбачева тихо сошла на нет, хотя и оставалась советским водочным хитом сезона 1983-1984 годов.

XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или "государству - ночному сторожу". Апологеты доктрины либерализма, виднейшими сторонниками которой были А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие, воспевали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось слишком узко, лишь как: защита общества от угроз извне, защита "граждан от сограждан", выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная поддержка государством отдельных граждан рассматривалась как недопустимая по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к "снижению качества" генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие "священной и неприкосновенной" частной собственности.

С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества; и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.

Термин "социальное государство" достаточно широко употреблялся уже в трудах дореволюционных российских теоретиков права, причем существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин "социальное государство".



Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная и для социального, и для социалистического государства. В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства истинно правовыми.

В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Выдвинутый и имеющей значение элемента государственной идеологии лозунг "Жить по средствам", по сути, означает признание неспособности государственной власти разработать глобальную доктрину социальной политики и вместе с тем обеспечить эту политику экономическими механизмами.

Вместе с тем долю оптимизма внушает сама попытка конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

1. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред.
М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. – 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 c.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред.
М.М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

Шадье Аблякимовa

Шефика АБДУРАМАНОВА, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

Музей не пишет историю. Музей ее собирает.

Фонды Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия насчитывают более десяти тысяч единиц хранения. Это не только обозначенная цифрами статистика. Каждый документ, старинная вещица, каждая, на первый взгляд, малозначительная деталь – это подтверждение нашего бытия на этой земле. Перейдя из замкнутого круга семейной реликвии в разряд единицы музейного хранения, переданные музею предметы обретают новую жизнь. Переплетаясь в различные тематические комбинации, они каждый раз по-новому, как затейливые вариации калейдоскопа, складываются в неповторимые тематические орнаменты музейных экспозиций.

Источники пополнения фондов музея различны, но основным неизменно остаются наши соотечественники, неравнодушные к истории своего народа. Значительная часть музейной коллекции собрана благодаря дарителям – людям, принимающим безвозмездное участие в комплектовании наших фондов. Передав музею сохранившиеся от старших поколений предметы, наши дарители вписывают себя в хронику судьбы народа, оставляя потомкам уникальную информацию в восстановлении прерванной связи времен.

Каждый экспонат, кроме номинативного содержания, непосредственно связанного с его предназначением, неразрывно связан с судьбой человека или семьи, которой он принадлежал. А судьба каждого нашего соотечественника неразрывно переплетена с судьбой всего народа.

В течение последнего года наши фонды пополнились рядом ценных экспонатов, среди них и дар жительницы села Бурульча (Цветочное) Белогорского района Шадье Аблякимовой. Шадье-ханум передала в фонды музея ценные семейные реликвии, переходившие в их роду из поколения в поколение на протяжении полутора веков - марама (головное покрывало) и Коран.

Старинная орнаментальная марама, сотканная из тонкого шелковистого льна – уходящая в глубь веков традиция крымскотатарского узорного ткачества. Судя по состоянию и технике исполнения, она выработана в середине XIX века, ей более полутора веков. Матери Шадье-ханум она была подарена бабушкой на никях – обряд бракосочетания.

Свою необычную историю хранит и пожелтевший от времени старинный Коран. В трагическую майскую ночь 1944 года многие наши женщины вышли в неизвестность, прижимая к груди священную книгу. Символ веры Коран стал стержнем, сохранившим наш народ на чужбине.

У старинных марама и Корана много общего. Разделив судьбу вместе с людьми, которым принадлежали, они вместе с ними покинули Крым, находились рядом с их детьми на чужбине и вместе с последующим поколением внуков, уже в статусе семейных реликвий, вернулись на родину.

Оба эти экспоната уже участвовали в выставке «Уцелевшие сокровища», проходившей в начале этого года. Экспозиция этой представительной выставки состояла из предметов, вышедших из Крыма как первая необходимость в 1944 году и возвратившихся через полвека и более вместе с детьми или внуками своих изначальных владельцев уже ценными семейными реликвиями.

Родители Шадье-ханум - Хатидже и Мамут Мамутовы – уроженцы села Корбек (Изобильное) Алуштинского района. Отца на фронт не взяли – на момент призыва он попал на операционный стол, к тому же, у него было 8 детей. В войну их семья помогала партизанам, пекла хлеб. Выслали Мамутовых с восемью детьми. В первые годы на чужбине от голода и болезней умерли три дочери – Фатма, Айше, Тевиде и самый младшенький братик Амет, ему было только 8 месяцев.

Сама Шадье-ханум родилась в местах спецпоселений в 1947 году, в хлопководческом совхозе имени Мичурина Букинского района в Узбекистане. В Крым уже в составе своей семьи с четырьмя детьми она вернулась в 1977 году. С трудом поселились в селе Бурульча (Цветочное) возле Карасубазара (Белогорский район). Испытали все тяготы, выпавшие на долю первых вернувшихся на родину ласточек: нет прописки, нет работы, беспрестанные предупреждения о нарушении паспортного режима, выселение за пределы Крыма. Здесь, в Крыму, на так тяжело доставшейся земле предков, в 1978 г. в их семье родился пятый ребенок. Родители выбрали ему самое дорогое для них имя – Крымдар. Но в бюро загса регистрировать ребенка с этим именем отказались. Пришлось зарегистрировать его под другим именем. Но оно осталось только в документах. Для всех этот долгожданный, родившейся на земле своих предков сын – Крымдар!

Так причудливо судьбы людские переплетаются с историей окружающих их предметов. Предметы, в свой черед, музейными экспонатами свидетельствуют о жизни людей.

Сотрудники ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» - хранители прошлого для будущих поколений – выражают бесконечные слова благодарности Шадье-ханум Аблякимовой и всем дарителям Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия, вместе с которыми мы сбережем нашу историю для будущих потомков.

Не забывайте своего рода, своего прошлого, узнавайте и записывайте все о прошлом рода, семьи, дома, вещей, книг, собирайте портреты, письма… Вместе мы сбережем наше прошлое для будущих поколений.