Инфекции у детей (детские инфекции). Детские инфекционные болезни известны с древности Детские инфекционные заболевания заключение

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха , ветряная оспа , коклюш , дифтерия , корь , скарлатина , эпидемический паротит , полиомиелит , пневмококковая инфекция , гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция , инфекционный мононуклеоз , острые респираторные заболевания , острые кишечные инфекции , острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Заболевание Начало заразного периода Заразен ли ребенок во время болезни Заразен ли ребенок после исчезновения жалоб (выздоровления)
Период в котором можно заразить других (заразный период)
Краснуха за 3-4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Корь за 4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Ветрянка с первых симптомов болезни весь период сыпи + 5 дней
Скарлатина с первых симптомов болезни первые дни болезни не заразен
Коклюш за день до появления симптомов болезни 1 неделя болезни = 90-100% «заразности», 2 нед.=65%, 3 нед. = 35%,
4 нед. = 10%
более 4 недель
Дифтерия с началом болезни – первыми симптомами 2 недели более 4 недель, «носительство» более 6 месяцев
Эпидемический паротит (свинка) за 1 – 2 дня до первых симптомов до 9 дней болезни не заразен
Полиомиелит за 1-2 дня до первых жалоб 3-6 недель
Гепатит А с 3 – 23 дня весь период желтухи, 1 месяц месяцы
Дизентерия с первых симптомов болезни весь период болезни 1 – 4 недели, месяцы
Сальмонеллез с первых симптомов болезни весь период болезни 3 недели, далее более года у 1 – 5% пациентов

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения : воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Инкубационный период при детских инфекциях

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный , что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

Однако, одним из частых проявлений детских инфекций является сыпь (инфекционная экзантема) . Именно сыпь является «пугающей визитной карточкой» инфекций у детей и требует правильной расшифровки. Сыпь может возникать одномоментно или поэтапно.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).


Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Менингококковая инфекция (менингококцемия) характеризуется появлением геморрагической сыпи сначала мелкой, а затем сливного характера в виде «звезд». Сыпь чаще появляется на ягодицах, голенях, руках, веках.

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Врач инфекционист Быкова Н.И.

На чтение 7 мин. Просмотров 1.7k. Опубликовано 14.06.2018

Как бы родители ни старались уберечь малыша, различные детские болезни встречаются часто и преследуют почти всех детей. Ребенок может заболеть практически любой взрослой болезнью, некоторые патологии встречаются только у детей, существуют редкие или врожденные проблемы, но сегодня мы поговорим о наиболее распространенных детских заболеваниях.

Особенности развития иммунитета: почему он «пропускает» болезни

Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще внутриутробно, процесс продолжается до подросткового возраста. На разных этапах развития иммунной системы дети более подвержены определенным заболеваниям.

Периоды развития иммунной системы:

  1. С рождения до 28 дня жизни – организм малыша надежно защищен материнскими антителами. Но его иммунная система находится на начальном этапе формирования, поэтому еще в роддоме малыши часто подхватывают вирусные и бактериальные заболевания.
  2. 3-6 месяцев – материнские антитела постепенно разрушаются, преобладает первичный иммунитет. Частые простуды, респираторные заболевания, воспалительные процессы в органах дыхания, вирусные и кишечные инфекции – основная проблема этого периода, болезни часто протекают тяжело, могут повторяться многократно, поскольку иммунная память еще не сформирована. В этом возрасте начинают проявляться и первые аллергические реакции.
  3. 2-3 года – в организме по-прежнему преобладает первичный иммунитет, выработка антител находится в незрелом состоянии. На смену вирусным инфекциям приходят бактериальные заболевания, часто возникают и глистные инвазии.
  4. 6-7 лет – в памяти иммунной системы накапливается достаточное количество антител, грипп и простуда беспокоят ребенка реже. Но увеличивается риск развития аллергии, проблем с желудочно-кишечным трактом, могут появиться первые признаки ожирения.
  5. Пубертатный возраст – гормональная перестройка, активный рост, уменьшение лимфоидных органов приводит к частому обострению хронических патологий. Наиболее часто возникают проблемы с пищеварительной, сердечной системой, у многих подростков начинают формироваться вредные привычки, что негативно отражается на иммунитете.

Более крепкий иммунитет наблюдается у детей, которых приложили к груди сразу после рождения, искусственники всегда болеют чаще малышей на естественном вскармливании.

Инфекционные патологии

В возрасте 1-5 месяцев различные вирусные болезни диагностируют у деток редко, поскольку в этот период они, по сути, живут за счет иммунитета мамы. Но после полугода риск инфекционных болезней резко возрастает, усугубляет ситуацию прорезывание зубов.

Список наиболее частых бактериальных и вирусных инфекций:

  1. Ветрянка, корь, свинка, краснуха, скарлатина, дифтерия – мало кому удалось вырастить ребенка, и не столкнуться хотя бы с одной из этих патологий, поскольку эти вирусные заболевания передаются воздушно-капельным путем. Единственный плюс – этими болезнями дети болеют раз в жизни, повторное заражение бывает крайне редко, и уже у взрослых.
  2. Грипп, ОРВИ – эти болезни диагностируют у детей чаще всего, в среднем ребенок переносит их 4-8 раз за год. Основные возбудители – парагрипп, аденовирусы, энтеровирусы, они постоянно мутируют, организм не успевает вырабатывать стойкий иммунитет.
  3. Кишечные инфекции – среди детских болезней занимают второе место после простуды, вызывают их ротавирусы, энтеровирусы, сальмонеллы, кишечные и дизентерийные палочки, амебы.
  4. Коклюш – бактериальное заболевание, заражение происходит при тесном контакте с больным человеком. Заболевание встречается нечасто, поскольку детям делают прививку АКДС, но иммунитет после вакцинации действует только 5-10 лет.
  5. Скарлатина – стрептококковая бактериальная инфекция, сопровождается различными тяжелыми осложнениями, но после выздоровления формируется стойкий иммунитет.
  6. Менингококковая инфекция – возбудителями являются бактерии. Болезнь протекает тяжело, затрагивает органы дыхательной системы, головной мозг, сердце, суставы, глаза.
  7. Пневмококковая инфекция – может спровоцировать развитие простуды, сепсиса, менингита, пневмонии, синусита, отита, эндокардита. Эта проблема – одна из частых причин летальных исходов у детей младше 2 лет.
  8. Острый отит – чаще всего воспалительный процесс поражает среднее ухо, патология развивается из-за анатомических особенностей строения органа слуха у детей. Болезнь рецидивирующая, может стать причиной ухудшения слуха и речи.

Популярные методы диагностики – соскоб и анализ кала способны выявить незначительное количество видов глистов. Если вы подозреваете, что у ребенка гельминты, необходимо сделать ПЦР диагностику.

Болезни пищеварительной системы

Несоблюдение режима питания, увлечение вредной пищей, фастфудом, газированными напитками – все это приводит к тому, что заболевания ЖКТ стремительно молодеют, все чаще их диагностируют у детей.


Основные болезни ЖКТ у детей

  • Рефлюкс – воспаление пищевода проявляется частыми болями в животе, отрыжкой с неприятным запахом;
  • гастрит – болезнь практически всегда становится хронической, при отсутствии лечения развивается язва;
  • дискинезия желчевыводящих путей – часто становится причиной образования камней;
  • диарея, запор, метеоризм, вздутие – все эти проблемы могут быть признаками различных заболеваний органов пищеварительной системы, необходимо пройти тщательную диагностику.

На фоне неправильного питания возникает и ожирение, – проблема эта довольно опасная. Вы должны понимать, что каждый лишний килограмм увеличивает нагрузку на сердце, сосуды, органы опорно-двигательного аппарата, все это негативно сказывается на здоровье ребенка.

Если вам сложно самостоятельно скорректировать рацион, обратитесь к диетологу. Иногда лишний вес появляется на фоне неправильного обмена веществ, в таких случаях требуется консультация детского эндокринолога.

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Растяжения, ушибы, сколы, переломы – все эти проблемы у детей встречаются часто из-за невнимательности, повышенной активности и любознательности. Но лечение таких проблем простое и понятное, сложнее бороться с врожденными или тяжелыми патологиями.

Наиболее распространенные болезни

  1. Дисплазия тазобедренного сустава – болезнь диагностируют у каждого пятого новорожденного, развивается на фоне недоразвитости костной ткани. Основные симптомы – несимметричные складки на ножках, неполное разведение конечностей в тазобедренном суставе, характерный щелчок при разведении ног. На начальном этапе болезнь хорошо лечится массажем, физиотерапевтическими методами, при запущенных формах ребенку приходится несколько месяцев носить неудобные распорки, шины, лангеты, иногда требуется операция.
  2. Сколиоз – врожденное или приобретенное боковое искривление позвоночника, чаще всего возникает у младших школьников и подростков.
  3. Рахит – на фоне нарушения процессов обмена в организме возникает дефицит витамина D, что приводит к деформации конечностей, изменению формы черепа и грудной клетки, возникают проблемы с ростом зубов.
  4. Плоскостопие – диагностируют у 40% дошкольников. Болезнь развивается на фоне рахита, из-за повышенных нагрузок на позвоночник и ноги, при длительном ношении неправильной обуви.
  5. Кривошея – болезнь встречается у грудных детей, на фоне патологии происходят изменения в скелете, мышцах, нервах шейного отдела позвоночника, одна лопатка приподнимается, голова склоняется вбок.
  6. ДЦП – серьезное заболевание, развивается при нарушении внутриутробного развития плода, на фоне родовых травм, при повреждении головного мозга в возрасте до года.

Большинство проблем с опорно-двигательным аппаратом сложно поддаются лечению, чем позже начать терапию, тем дольше придется восстанавливать все функции.

Чтобы своевременно выявить патологию, посещайте детского ортопеда минимум трижды в течение первого года жизни, а затем – раз в полгода.

Другие болезни у детей

Всевозможные патологические процессы могут возникнуть в любом органе детского организма, только регулярный профилактический осмотр у специалистов поможет вовремя выявить нарушения.


Список детских болезней

  • заболевания органов мочевыводящей системы – цистит, пиелонефрит, уретрит;
  • болезни органов дыхательной системы – ларингит, трахеит, бронхит;
  • стоматологические проблемы – кариес, стоматит;
  • заболевания ЛОР органов – отит, тонзиллит, гайморит, синусит, аденоиды;
  • аллергия – у детей чаще всего развивается индивидуальная непереносимость некоторых продуктов питания, аллергия на пыльцу, животных, пыль, лекарства, сильные реакции могут возникнуть после укусов насекомых.

Большинство их этих проблем возникает из-за переохлаждения, ослабленного иммунитета, неправильного лечения простудных заболеваний.

Заключение

Все детки, к сожалению, болеют: кто-то реже, кто-то чаще. Основная опасность детских заболеваний – они часто переходят в хроническое состояние, протекают с осложнениями. Единственный способ снизить риск возникновения тяжелых болезней – регулярно укреплять иммунитет.

Детские болезни отнесены в отдельную группу заболеваний, впервые возникающих в возрасте от рождения до 14 лет. Лишь в исключительных случаях при отсутствии прививок ребенок может их избежать. Однако данный возрастной порог не является гарантией того, что эти инфекции не настигнут человека во взрослой жизни.

В данной статье рассмотрим пропедевтику детских болезней.

Список заболеваний, причины их возникновения

Принято классифицировать детские болезни на две категории. К первой группе относятся заболевания, преобладающие исключительно в детском возрасте:

  • корь;
  • ветрянка;
  • скарлатина;
  • полиомиелит;
  • коклюш;
  • краснуха.

Во вторую группу входят заболевания, встречающиеся и в старшем возрасте:

  • гепатит;
  • менингит;
  • кишечные инфекции;
  • мононуклеоз.

Заражение детской инфекцией происходит при контакте здорового человека с больным, при этом не важно, взрослый это или ребенок. К исключениям относят возраст до года (грудничковый), так как организм ребенка насыщен материнскими антителами, защищающими малыша от патогенных инфекций.

К причинам возникновения болезней относят такие факторы, как:

  1. Контакт здорового ребенка с больным. Довольно часто родители не подозревают о болезни своего ребенка и отправляют его в детский сад или школу. В результате может быть спровоцирована массовая эпидемия детской инфекции.
  2. Низкий уровень гигиены. После посещения улицы или общественных заведений ребенку необходимо с особой тщательностью мыть руки. Особенно это касается посещений детских площадок. Мыть руки также необходимо после контактов с животными и посещения туалета. Помимо этого, перед употреблением необходимо хорошо мыть овощи и фрукты.

Абсолютно каждому родителю необходимо знать, что собой представляют детские патологии, их симптоматику, продолжительность инкубационного периода, средства лечения той или иной болезни.

Рассмотрим симптомы детских болезней.

Краснуха

Распространяется недуг воздушно-капельным путем, через контакт с зараженным человеком.

Симптоматика проявляется в виде умеренной интоксикации. На теле ребенка появляется мелкая сыпь красноватого цвета. К слиянию сыпь не склонна. Происходит увеличение верхних лимфоузлов (в том числе затылочных).

Развитие заболевания: болезнь начинает развиваться, когда организм атакует вирус, содержащий РНК, неустойчивый к факторам внешней среды. Инфекция при попадании внутрь начинает поражать верхний отдел дыхательной системы. Далее происходит проникновение в кровь и поражение лимфатических узлов.

Уже с полугодовалого возраста дети подвержены заражению краснухой. Чаще всего от заболевания страдают дети в возрасте 3-8 лет.

Длительность данного инфекционного заболевания составляет 10-25 дней (чаще - 14-18 дней). В первую очередь появляется сыпь на лице пациента, после чего плавно распространяется на все тело. Затем начинается увеличение лимфатических узлов, температура тела высокая (38 градусов). Через несколько дней сыпь исчезает.

Возможные осложнения проявляются довольно редко, чаще всего провоцируют энцефалит или полиартрит.

В специфическом лечении краснухи нет необходимости. Все что требуется - регулярно давать заболевшему ребенку жаропонижающие средства при высокой температуре. При появлении осложнений требуется госпитализация ребенка. После перенесенной болезни у организма вырабатывается иммунитет, поэтому повторное заражение этой детской болезнью стремится к нулю.

Менингит

Распространяется заболевание при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптоматика проявляется воспалением слизистых оболочек носоглотки - возникает боль в горле, першение, насморк. Температура высокая (39-40 градусов). Через 2-3 дня после заражения на теле начинают появляться пятна геморрагического типа. Затем под кожными покровами начинают появляться небольшие, размером от 2 до 7 мм, кровоизлияния. Возникает кровотечение из носа, тахикардия, одышка. К последним симптомам относится снижение пульса, рвота, потеря сознания. Если заболевание находится в активной стадии, у ребенка есть не более 10-19 часов. При несвоевременной медицинской помощи не исключено наступление летального исхода.

Как развивается заболевание? В организм инфекция попадает через слизистую рта. Затем происходит проникновение в лимфатические узлы, далее - в кровеносную систему. Воздействию вируса подвергается полностью весь организм. Менингококки активно проникают в мозг, вследствие чего возникает его воспаление и развивается менингоэнцефалит.

Медицинская статистика отмечает, что в 87% случаев болезнь поражает детей в возрасте до 6 лет.

Период инкубации составляет 2-10 дней (чаще всего 3-4 дня). При неоказании медицинской помощи ребенку в первые 2-3 дня после появления симптомов, вероятность смертности заболевшего возрастает до 85%.

Менингит может вызвать такие осложнения, как воспаление головного мозга (менингит гнойного типа), смерть.

Терапия менингококковой инфекции производится исключительно в условиях стационара.

Профилактика заболевания предполагает проведение своевременной вакцинации от инфекции.

Какие еще детские болезни бывают?

Корь

Распространяется данное инфекционное заболевание при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптоматика заболевания следующая: у ребенка поднимается высокая температура (до 41 градуса Цельсия), развивается кашель, насморк и конъюнктивит. В первый же день заболевания во рту появляются язвочки, внешне похожие на стоматит. Далее происходит распространение язвочек на лицо в области рта, щек. Ребенок жалуется на болезненные ощущения в области живота, не исключено появление поноса. Снижается или полностью отсутствует аппетит. Это одна из самых частых детских болезней с высыпаниями.

Сыпь и язвочки постепенно распространяются на все тело.

Развивается болезнь следующим образом. В первую очередь корью поражаются слизистая оболочка рта и носа. Далее происходит переход в конъюнктиву глаз. Впоследствии вирус проникает в кровеносную систему, вызывая по всему телу специфическую сыпь.

Данному инфекционному заболеванию подвержены дети и подростки в возрасте от 3 месяцев до 18 лет. По статистике чаще всего болеют дети в возрасте 2-6 лет.

Период инкубации заболевания составляет 8-14, изредка до 18 дней. Первые три дня характеризуются появлением высокой температуры, симптомов простуды, конъюнктивита. Затем начинается высыпание в ротовой полости, в течение 14 часов сыпь распространяется на все лицо и тело. Температура нормализуется, а сыпь исчезает через 8 суток после заражения болезнью.

В результате перенесенной кори могут развиться такие осложнения, как энцефалит, круп, бронхит, пневмония, ларингит.

Лечение пациента проводится в домашних условиях. Необходимо принимать препараты, снижающие температуру, например, «Ибупрофен» или «Парацетамол». При возникновении осложнений пациенту показано лечение в условиях стационара.

К профилактическим мерам относится проведение двукратной вакцинации от кори в возрасте 1 года и 6 лет.

Еще какие детские болезни бывают? Эпидемический паротит (свинка)

Распространяется заболевание при контакте с зараженным человеком, воздушно-капельным путем.

К симптомам заболевания относится увеличенный размер околоушных слюнных желез, лимфоузлы также увеличиваются. Появляется краснота в горле, возникает боль при жевании, поднимается температура.

Заболевание начинает развиваться после попадания вируса на слизистую оболочку носоглотки и ротовой полости, затем инфекция проникает в кровь. Свинка вызывает поражение околоушных слюнных желез, поджелудочной железы, яичек.

Эпидемическому паротиту подвержены дети в возрасте от года до 15 лет. Чаще всего болезнь переносится в возрасте 3-7 лет.

Период инкубации данного заболевания составляет 11-23 дня.

Свинка может вызвать ряд осложнений, например, орхит, панкреатит, энцефалит, менингит.

Лечение осуществляется в домашних условиях. Больному необходимо лежать и принимать препараты для понижения температуры тела, обезболивающие. Также необходимо производить лекарственное орошение рта (например, препаратом «Тантум верде»). При возникновении осложнений ребенка следует перевести на стационарное лечение.

В результате болезни развивается устойчивый иммунитет, вероятность повторного инфицирования исключена.

В качестве профилактики показано вакцинирование в возрасте 12 месяцев и повторно в 6 лет.

Скарлатина

Распространяется эта болезнь детского возраста при контакте, воздушно-капельным путем.

Симптомами является появление сильной боли в горле, повышение температуры до 38-40 градусов, увеличение миндалин. Не исключено появление рвоты и мелкой сыпи по всему телу. Происходит побледнение носогубного треугольника.

Развитие заболевания происходит по следующей схеме - в первые дни происходит поражение верхних отделов дыхательной системы, затем инфекция проникает в кровь, в результате чего появляется общее недомогание и сыпь на теле, которая начинает пропадать через 5-7 дней.

Болеют скарлатиной чаще всего дети в возрасте 1-10 лет.

Период инкубации занимает 5-7 дней. Недуг начинается остро, симптоматически похоже на ангину.

Скарлатина может спровоцировать такие осложнения, как отит, пневмония, синусит, лимфаденит, миокардит, воспаление суставов.

Терапия заболевания проводится в домашних условиях и предполагает прием антибиотиков на основе цефтриаксона. Следует использовать обезболивающие и антибактериальные спреи, препараты, снижающие температуру. Детей грудного возраста, а также при возникновении осложнений больного необходимо перевести на стационарное лечение.

После заболевания организм приобретает устойчивый иммунитет к скарлатине.

Выводы сделаны на основании детских историй болезни.

Ветряная оспа

Распространяется заболевание в результате прямого контакта с заболевшим, воздушно-капельным путем.

Основными симптомами ветряной оспы являются: повышение температуры до 38 градусов, возникновение по всему телу пятен розового цвета. В течение 4-7 часов сыпь трансформируется в небольшие пузырьки, через одни-двое суток пузырьки покрываются корочкой. Характерен зуд пораженной поверхности кожи.

Развивается болезни в результате поражения верхних дыхательных путей вирусом герпеса. Затем вирус проникает в лимфатическую систему и в кровь. С течением времени возникает в виде сыпи на коже и слизистых. Повышение температуры происходит волнообразно.

Болеют ветрянкой чаще всего дети в возрасте 3-6 лет.

Период инкубации этой детской болезни (на коже после нее могут оставаться характерные ямочки-оспинки) составляет 11-27 дней, в основном - 13-21 день.

Среди осложнений данного заболевания могут наблюдаться стоматит, круп, менингит, энцефалит, пневмония.

Терапия предполагает проведение полосканий ротовой полости антисептиками, точечную обработку сыпи раствором бриллиантового зеленого, прием препаратов, понижающих температуру, применение противовирусных мазей.

Вследствие заболевания организм приобретает стойкий иммунитет, вероятность повторного заражения практически исключена.

В пропедевтике детских болезней представлена еще одна опасная патология.

Полиомиелит

Распространяется полиомиелит воздушно-капельно, а также фекально-орально.

Симптоматика заболевания проявляется в виде высокой температуры, признаков простуды, проблем со стулом, вялости, слабости, телесной раздражительности, мышечной слабости, потливости, сбивчивого дыхания, судорог.

При заражении инфекцией немедленно поражается нервная система, она проникает при этом в спинной мозг. В первые 3 дня держится высокая температура, до 40 градусов, появляются болезненные ощущения в суставах. Затем, через 2-4 дня, у ребенка наблюдаются выраженные проблемы с мимикой, нарушается речь. В период сильного обострения возможны случаи потери сознания. Вся симптоматика детской болезни постепенно утихает через 2 недели.

Полиомиелиту подвержены дети в возрасте 1-6 лет.

Период инкубационный полиомиелита - 1-3 недели.

Данное заболевание способно вызывать довольно серьезные осложнения: искривление суставов и костей, инвалидность, менингит.

Медицине лекарство от полиомиелита не известно, однако своевременная вакцинация способствует эффективному укреплению иммунитета. Период восстановления после перенесенной болезни включает в себя активное применение лечебной гимнастики. При возникновении первичных симптомов полиомиелита ребенка необходимо срочно госпитализировать.

После болезни иммунитет устойчивый. Вероятность повторного заражения исключена. Вакцинация работает эффективно, исключая заражение на 99%.

Продолжаем рассматривать детские инфекционные болезни.

Коклюш

Коклюш распространяется при тесном контакте с зараженным человеком, тип передачи - воздушно-капельный.

При заражении возникают следующие симптомы: ребенка в течение 1-2 недель беспокоит невысокая температура и обычный кашель, который со временем становится приступообразным. Во время приступа кашля ребенок может начинать синеть, в глазах лопаются капилляры.

Болезнь развивается при проникновении инфекции в верхний отдел дыхательной системы. Вирус присутствует там довольно долгий срок - до 1-2 месяцев. Практически сразу провоцируются рецепторы в кашлевой зоне, развивается непрекращающийся кашель, иногда вызывающий рвотные рефлексы. Кашель может сохраняться до 3 месяцев после излечения заболевания.

Коклюшу подвержены дети в возрасте от полугода до 14 лет.

Период инкубации длится от 3 до 15 дней. Болезнь остается опасной для окружающих целый месяц после заражения.

В качестве осложнения может возникнуть пневмония.

Терапия проводится в домашних условиях, необходимо использовать средства против кашля, иногда - антибиотики.

Профилактика коклюша предполагает проведение вакцинации детей до полугода.

Дифтерия

Путь распространения этой детской инфекционной болезни воздушно-капельный и контактно-бытовой.

Среди симптомов - повышенная до 38 градусов Цельсия температура, отечность носоглотки, боль в горле, покраснение миндалин. На следующий день в горле образуется налет, возникает пленка на миндалинах, развивается отечность подкожной клетчатки на шее.

Возбудителем заболевания является бактерия дифтерии, проникающая в верхний отдел дыхательных путей и поражающая горло и лимфатические узлы. Отличительной особенностью дифтерии является появление во рту дифтерийной пленки. На спад болезнь идет через 6-10 дней после заражения. Острая форма заболевания провоцирует возникновение во рту у ребенка множества пленок, сильно отекает горло. Не исключен летальный исход, если не оказана своевременная помощь.

Заболеванию подвержены дети в возрасте 1-13 лет.

Период инкубации составляет 2-11 дней, в большинстве случаев - 3-5 дней.

Среди осложнений - вероятность развития инфекционно-токсического шока, круп.

Терапия предполагает срочную госпитализацию, самолечение в домашних условиях исключено.

Хирургия

Также очень много болезней в детской хирургии.

Все патологии можно разделить на несколько групп:

  • врожденные болезни, то есть это недуги внутренних органов, возникшие из-за сбоев во внутриутробном развитии;
  • родовые травмы;
  • гнойно-воспалительные недуги;
  • ортопедические болезни.

Приведем несколько патологий, которые можно встретить наиболее часто:

  • Врожденная кишечная непроходимость.
  • Острый гематогенный остеомиелит.
  • Водянка половых органов.
  • Пилоростеноз.
  • Эмбриональная грыжа.

Какие еще болезни в детской хирургии встречаются?

  • Врожденный вывих бедра.
  • Флегмона новорожденных — это гнойное воспаление кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей первых недель жизни.

Люди часто интересуются, что такое детская болезнь левизны в коммунизме? Об этом расскажем в конце статьи.

Кишечные инфекции

Довольно часто дети страдают от кишечных инфекций, возникающих в основном в возрасте 1-16 лет. Наиболее распространенными являются:

  1. Дизентерия, характеризующаяся общей интоксикацией и острым поносом. Симптоматика заболевания классическая: рвота, понос, кал со слизью, боли в животе. Лечение проводится противомикробными средствами.
  2. Ротавирусная инфекция. Развивается при нарушении правил гигиены. Спектр ротавирусных инфекций обширен. Симптоматика включает в себя понос, тошноту, боли в области живота, рвоту, высокую температуру. Лечение домашнее или стационарное.

Что делать, чтобы ребенок в детском саду болезни не подхватывал?

Профилактика

Профилактика детских заболеваний предполагает ряд следующих мер:

  1. Изоляция от зараженных детей.
  2. Закаливание ребенка.
  3. Ежедневное проветривание помещений.
  4. Тщательное соблюдение гигиены.
  5. Обеспечение ребенку личных средств гигиены, посуды, постельного белья.
  6. Употребление исключительно кипяченой воды.
  7. Тщательное мытье фруктов, ягод, овощей, предлагаемых в пищу ребенку.
  8. Использование одноразовых носовых платков.
  9. Проведение регулярной влажной уборки в помещении, где проживает ребенок.
  10. Своевременная вакцинация.

Болезнь «левизны»

«Детская болезнь "левизны" в коммунизме» — труд В. И. Ленина, в котором содержится резкая критика тех, кто выступал против большевизма. К болезням детей это не имеет никакого отношения.

Детские инфекционные заболевания всегда возникают неожиданно. Самое важное в таких случаях - правильно диагностировать болезнь и своевременно оказать ребенку медицинскую помощь. Большинство детских инфекций провоцируют серьезные осложнения, именно поэтому терапию необходимо осуществлять под руководством специалиста. Большинства заболеваний можно избежать, если вовремя сделать необходимые прививки.

Детские инфекции не случайно выделены в особую группу – во-первых, этими инфекционными заболеваниями болеют, как правило дети раннего и дошкольного возраста, во-вторых, все они являются чрезвычайно заразными, поэтому заболевают практически все проконтактировавшие с больным ребенком, а в-третьих, почти всегда после перенесенной детской инфекции формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Бытует мнение, что всем детям необходимо переболеть этими заболеваниями для того, чтобы не заболеть в более старшем возрасте. Так ли это? В группу детских инфекций входят такие заболевания как корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит (свинка), скарлатина. Как правило, дети первого года жизни детскими инфекциями не болеют. Происходит это по той причине, что во время беременности мать (в том случае, если она перенесла эти инфекции в течение своей жизни) передает антитела к возбудителям через плаценту. Эти антитела несут информацию о микроорганизме, вызвавшем инфекционный процесс у матери.

После рождения ребенок начинает получать материнское молозиво, которое также содержит иммуноглобулины (антитела) ко всем инфекциям, с которыми «познакомилась» мама до наступления беременности. Таким образом, ребенок получает своеобразную прививку от многих заразных заболеваний. А в том случае, если грудное вскармливание продолжается на протяжении всего первого года жизни ребенка, иммунитет к детским инфекциям сохраняется более продолжительно. Однако из этого правила существуют исключения. К сожалению, отмечаются случаи (весьма редкие), когда находящийся на естественном вскармливании ребенок оказывается восприимчив к микроорганизмам, вызывающим ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит или корь даже в том случае, когда его мама имеет иммунитет к ним. Когда заканчивается период грудного вскармливания, ребенок вступает в период раннего детства. Вслед за этим расширяется круг его общения. Вполне закономерно, что одновременно резко возрастает риск возникновения любых инфекционных заболеваний, в том числе и детских инфекций.

Симптомы и лечение кори у детей

Корь – вирусная инфекция, для которой характерна очень высокая восприимчивость. Если человек не болел корью или не был привит от этой инфекции, то после контакта с больным заражение происходит практически в 100% случаев. Вирус кори отличается очень высокой летучестью. Вирус может распространяться по вентиляционным трубам и шахтам лифтов – одновременно заболевают дети, проживающие на разных этажах дома. После контакта с больным корью и появлением первых признаков болезни проходит от 7 до 14 дней.

Заболевание начинается с выраженной головной боли, слабости, повышения температуры до 40 градусов С. Чуть позднее к этим симптомам присоединяются насморк, кашель и практически полное отсутствие аппетита. Очень характерно для кори появление конъюнктивита – воспаление слизистой оболочки глаз, которое проявляется светобоязнью, слезотечением, резким покраснением глаз, в последующем – появлением гнойного отделяемого. Эти симптомы продолжаются от 2 до 4 дней.

На 4 день заболевания появляться сыпь, которая выглядит, как мелкие красные пятнышки различных размеров (от 1 до 3 мм в диаметре), с тенденцией к слиянию. Сыпь возникает на лице и голове (особенно характерно появление ее за ушами) и распространяется по всему телу на протяжении 3 - 4 дней. Для кори очень характерно то, что сыпь оставляет после себя пигментацию (темные пятнышки, сохраняющиеся нескольких дней), которая исчезает в той же последовательности, как появляется сыпь. Корь, несмотря на довольно яркую клинику, достаточно легко переносится детьми, но при неблагоприятных условиях чревата серьезными осложнениями. В их число входят воспаление легких (пневмония), воспаление среднего уха (отит). Такое грозное осложнение как энцефалит (воспаление мозга), к счастью, происходит достаточно редко. Лечение кори направлено на облегчение основных симптомов кори и поддержание иммунитета. Необходимо помнить о том, что после перенесенной кори на протяжении достаточно продолжительного периода времени (до 2-х месяцев) отмечается угнетение иммунитета, поэтому ребенок может заболеть каким-либо простудным или вирусным заболеванием, поэтому нужно оберегать его от чрезмерных нагрузок, по возможности – от контакта с больными детьми. После кори развивается стойкий пожизненный иммунитет. Все переболевшие корью становятся невосприимчивы к этой инфекции.

Признаки краснухи у ребенка

Краснуха – это также вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем. Контагиозность краснухи меньше, чем кори и ветряной оспы. Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в в одном помещении с ребенком, являющимся источником инфекции Краснуха по своим проявлениям очень похожа на корь, но протекает значительно легче. Инкубационный период (период от контакта до появления первых признаков болезни) длится от 14 до 21 дня. Начинается краснуха с увеличения затылочных лимфоузлов и () повышения температуры тела до 38градусовС. Чуть позже присоединяется насморк, иногда и кашель. Через 2 – 3 дня после начала заболевания появляется сыпь.

Для краснухи характерна сыпь мелкоточечная розовая, которая начинается с высыпаний на лице и распространяется по всему телу. Сыпь при краснухе, в отличии от кори, никогда не сливается, может наблюдаться небольшой зуд. Период высыпаний может быть от нескольких часов, в течение которых от сыпи не остается и следа, до 2 дней. В связи с этим может быть затруднена диагностика – если период высыпаний пришелся на ночные часы, и остался незамеченным родителями, краснуха может быть расценена как обычная вирусная инфекция. Лечение краснухи заключается в облегчении основных симптомов – борьбу с лихорадкой, если она есть, лечение насморка, отхаркивающие средства. Осложнения после кори бывают редко. После перенесенной краснухи также развивается иммунитет, повторное инфицирование происходит крайне редко.

Что такое эпидемический паротит у детей

Эпидемический паротит (свинка) – детская вирусная инфекция, характеризующаяся острым воспалением в слюнных железах. Инфицирование происходит воздушно-капельным путем. Восприимчивость к этому заболеванию составляет около 50-60% (то есть 50 – 60 % бывших в контакте и не болевших и не привитых заболевает). Свинка начинается с повышения температуры тела до до 39 градусов С и выраженной боли в области уха или под ним, усиливающейся при глотании или жевании. Одновременно усиливается слюноотделение. Достаточно быстро нарастает отек в области верхней части шеи и щеки, прикосновение к этому месту вызывает у ребенка выраженную боль.

Сама по себе эта болезнь не опасна. Неприятные симптомы проходят в течение трех-четырех дней: снижается температура тела, уменьшается отек, проходит боль. Однако достаточно часто эпидемический паротит заканчивается воспалением в железистых органах, таких как поджелудочная железа (панкреатит), половые железы. Перенесенный панкреатит в некоторых случаях приводит к сахарному диабету. Воспаление половых желез (яичек) чаще случается у мальчиков. Это существенно осложняет течение заболевания, а в некоторых случаях может закончиться бесплодием.

В особенно тяжелых случаях свинка может осложниться вирусным менингитом (воспалением мозговой оболочки), который протекает тяжело, но не приводит летальному исходу. После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет. Повторное инфицирование практически исключено.

Лечение и симптомы ветряной оспы у детей

Ветряная оспа (ветрянка) – типичная детская инфекция. Болеют в основном дети раннего возраста или дошкольники. Восприимчивость к возбудителю ветряной оспы (вирус, вызывающий ветряную оспу относится к герпес-вирусам) тоже достаточно высока, хотя и не столь высока, как к вирусу кори. Около 80% контактных лиц, не болевших ранее, заболевают ветрянкой.

Этот вирус тоже обладает высокой степенью летучести, заразиться ребенок может в том случае, если он не находился в непосредственной близости от больного. Инкубационный период составляет от 14 до 21 дня. Заболевание начинается с появления сыпи. Обычно это одно или два красноватых пятнышка, похожих на укус комара. Располагаться эти элементы сыпи могут на любой части тела, но чаще всего впервые они появляются на животе или лице. Обычно сыпь распространяется очень быстро – новые элементы появляются каждые несколько минут или часов. Красноватые пятнышки, которые вначале выглядят как комариные укусы, на следующий день приобретают вид пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. Пузырьки эти очень сильно зудят. Сыпь распространяется по всему телу, на конечности, на волосистую часть головы. В тяжелых случаях элементы сыпи есть и на слизистых оболочках – во рту, носу, на конъюнктиве склер, половых органах, кишечнике. К концу первого дня заболевания ухудшается общее самочувствие, повышается температура тела (до 40 градусов С и выше). Тяжесть состояния зависит от количества высыпаний: при скудных высыпаниях заболевание протекает легко, чем больше высыпаний, тем тяжелее состояние ребенка.

Для ветряной оспы не характерны насморк и кашель, но если элементы сыпи есть на слизистых оболочках глотки, носа и на конъюнктиве склер, то развивается фарингит, ринит и конъюнктивит вследствие присоединения бактериальной инфекции. Пузырьки через день-два вскрываются с образованием язвочек, которые покрываются корочками. Головная боль, плохое самочувствие, повышенная температура сохраняются до тех пор, пока появляются новые высыпания. Обычно это происходит от 3 до 5 дней (в зависимости от тяжести течения заболевания). В течение 5-7 дней после последних подсыпаний сыпь проходит Лечение ветрянки заключается в уменьшении зуда, интоксикации и профилактике бактериальных осложнений. Элементы сыпи необходимо смазывать антисептическими растворами (как правило это водный раствор зеленкиили марганца). Обработка красящими антисептиками препятствует бактериальному инфицированию высыпаний, позволяет отследить динамику появления высыпаний.

Необходимо следить за гигиеной полости рта и носа, глаз – можно полоскать рот раствором календулы, слизистые носа и рта также нужно обрабатывать растворами антисептиков.

Для того, чтобы не было вторичного воспаления, нужно полоскать полость рта после каждого приема пищи. Ребенка, больного ветряной оспой, надо кормить теплой полужидкой пищей, обильно поить (впрочем, это относится ко всем детским инфекциям). Важно следить за тем, чтобы у малыша были коротко подстрижены ногти на руках (чтобы он не мог расчесывать кожу – расчесы предрасполагают к бактериальному инфицированию). Для профилактики инфицирования высыпаний следует ежедневно менять постельное белье и одежду больного ребенка. Помещение, в котором находится ребенок, необходимо регулярно проветривать, следя за тем, чтобы в комнате не было слишком жарко. Это общие правила К осложнениям ветряной оспы относятся миокардит – воспаление сердечной мышцы, менингит и менингоэнцефалит (воспаление мозговых оболочек, вещества мозга, воспаление почек (нефрит). К счастью, осложнения эти достаточно редки. После ветряной оспы, также как и после всех детский инфекций, развивается иммунитет. Повторное заражение бывает, но очень редко.

Что такое скарлатина у детей и как ее лечить

Скарлатина – единственная из детских инфекций, вызываемая не вирусами, а бактериями (стрептококком группы А). Это острое заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Также возможно заражение через предметы обихода (игрушки, посуду). Болеют дети раннего и дошкольного возраста. Наиболее опасны в отношении инфицирования больные в первые два – три дня заболевания.

Скарлатина начинается очень остро с повышения температуры тела до 39 градусов С, рвоты. Сразу же отмечается выраженная интоксикация, головная боль. Наиболее характерным симптомом скарлатины является ангина, при которой слизистая зева имеет ярко-красный цвет, выражена отечность. Больной отмечает резкую боль при глотании. Может быть беловатый налет на языке и миндалинах. Язык впоследствие приобретает очень характерный вид («малиновый») - ярко розовый и крупно зернистый.

К концу первого-началу второго дня болезни появляется второй характерный симптом скарлатины – сыпь. Она появляется сразу на нескольких участках тела, наиболее густо локализуясь в складках (локтевых, паховых). Ее отличительной особенностью является то, что ярко-красная мелкоточечная скарлатинозная сыпь расположена на красном фоне, что создает впечатление общей сливной красноты. При надавливании на кожу остается белая полоска. Сыпь может быть распространена по всему телу, но всегда остается чистым (белым) участок кожи между верхней губой и носом а также подбородок. Зуд гораздо менее выражен, чем при ветряной оспе. Сыпь держится до 2 до 5 дней. Несколько дольше сохраняются проявления ангины (до 7 – 9 дней).

Лечение скарлатины обычно проводят с применением антибиотиков, так как возбудитель скарлатины – микроб, который можно удалить с помощью антибиотиков. Также очень важно местное лечение ангины и проведение дезинтоксикации (выведения из организма токсинов, которые образуются в процессе жизнедеятельности микроорганизмов – для этого дают обильное питье). Показаны витамины, жаропонижающие средства.Скарлатина также имеет достаточно серьезные осложнения. До применения антибиотиков скарлатина часто заканчивалась развитием ревматизма (инфекционно-аллергическое заболевание, основу которого составляет поражение системы соединительной ткани). с формированием приобретенных пороков сердца. В настоящее время, при условии грамотно назначенного лечения и тщательного соблюдения рекомендаций, такие осложнения практически не встречаются. Скарлатиной болеют практически исключительно дети потому, что с возрастом человек приобретает устойчивость к стрептококкам. Переболевшие также приобретают стойкий иммунитет.

Инфекционная эритема у ребенка

Это инфекционное заболевание, которое также вызывается вирусами, передается воздушно-капельным путем. Болеют дети от 2 до 12 лет во время эпидемий в яслях или в школе. Инкубационный период бывает разным (4-14 дней). Протекает заболевание легко. Появляется легкое общее недомогание, выделения из носа, иногда головная боль, возможно небольшое повышение температуры. Сыпь начинается на скулах в виде небольших красных, чуть рельефных точек, которые по мере увеличения сливаются, образуя на щеках красные блестящие и симметричные пятна. Затем в течение двух дней сыпь покрывает все тело, образуя слегка припухшие красные пятна, бледноватые в центре. Объединяясь, они образуют сыпь в виде гирлянд или географической карты. Сыпь исчезает примерно через неделю, на протяжении последующих недель могут появляться преходяшие высыпания, особенно при волнении, физической нагрузке, пребывании на солнце, купании, изменении окружающей температуры.

Эта болезнь не опасна во всех случаях. Диагноз основывается на клинической картине. Дифференциальный диагноз чаще проводят с краснухой и корью. Лечение симптоматическое. Прогноз благоприятный.

Профилактика инфекционных болезней у детей

Безусловно, переболеть детскими инфекциями лучше в раннем возрасте, потому что подростки и люди старшего возраста болеют намного тяжелее с гораздо более частыми осложнениями. Однако осложнения отмечаются и у малышей раннего возраста. И все эти осложнения достаточно тяжелые. До введения вакцинации летальность (смертность) при этих инфекциях была около 5-10%. Общей чертой всех детских инфекций является то, что после заболевания развивается стойкий иммунитет. На этом свойстве основана их профилактика – разработаны вакцины, которые позволяют сформировать иммунологическую память, обуславливающую невосприимчивость к возбудителям этих инфекций. Вакцинацию проводят в возрасте 12 месяцев однократно. Разработаны вакцины от кори, краснухи и эпидемического паротита. В российском варианте все эти вакцины вводят раздельно (корь-краснуха и паротит). Как альтернатива возможна вакцинация импортной вакциной, содержащей все три компонента. Эта вакцинация переносится достаточно хорошо, осложнения и нежелательные последствия бывают крайне редко. Сравнительная характеристика детских инфекций

Корь Краснуха Эпид. паротит Ветряная оспа Скарлатина Инфекционная эритема
Путь инфицирования воздушно-капельный воздушно-капельный воздушно-капельный воздушно-капельный воздушно-капельный воздушно-капельный
Возбудитель вирус кори вирус краснухи вирус вирус герпеса стрептококк вирус
Инкубационный период (от момента заражения до появления симптомов) от 7 до 14 дней от 14 до 21 дня от 12 до 21 дня от 14 до 21 дня от нескольких часов до 7 дней 7-14 дней
карантин 10 дней 14 дней 21 день 21 день 7 дней 14 дней
Интоксикация (головная боль, ломота в теле, плохое самочувствие, капризы) выраженная умеренная от умеренной до выраженной от умеренной до выраженной выраженная умеренная
Повышение температуры до 40 градусов С и выше до 38 градусов С до 38,5 градусов С до 40 градусов С и выше до 39 градусов С До 38 градусов С
Характер сыпи плоские красноватые пятна различного размера на бледном фоне (100%) плоские мелкие розовые пятна на бледном фоне (в 70%) сыпи нет красные зудящие пятна, которые превращаются в пузырьки с прозрачным содержимым, впоследствие вскрывающиеся и покрывающеся корочками (100%) ярко-красные мелкоточечные пятна на красном фоне, сливаются в сплошное покраснение (100%) На щеках сначала красные точки, затем пятна. Затем припухшие красные пятна, бледноватые в центре на теле
Распространенность сыпи на лице и за ушами, распространяется на тело и руки на лице, распространяется на тело сыпи нет на лице и теле, распространяется на конечности, слизистые оболочки по всему телу, наиболее ярко - в складках; сыпь отсутствует на участке кожи между носом и верхней губой Сначала на щеках, затем по всему телу
Катаральные явления кашель, насморк, конъюнктивит предшествуют появлению сыпи насморк, кашель - иногда не характерны не характерны ангина насморк
Осложнения пневмония, отит, в редких случаях - энцефалит редко – энцефалит менингит, панкреатит, воспаление половых желез, пиелонефрит энцефалит, менингоэнцефалит, миокардит, нефрит ревматизм, миокардит, энцефалит, отит, нефрит Редко - артрит
Период заразности с момента появления первых симптомов и до 4-го дня после появления первых высыпаний за 7 дней до и 4 дня после появления сыпи с последних дней инкубационного периода и до 10 дня после появления симптомов с последних дней инкубационного периода и до 4-го дня после появления последних высыпаний с последних дней инкубационного периода и до конца периода высыпаний В период катаральных явлений

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.