Чем похожи и в чем различны настоящий и вымышленный папы римские. Биография антипапы Пия XIII (Монтана, США)

Сериал «Молодой Папа» был благосклонно принят широкой аудиторией. История американца Ленни Белардо, ставшего самым молодым Папой Римским - Пием XIII, не оставила равнодушной ни верующих, ни атеистов, ни католиков, ни православных. Его вера оказалась для папского престола слишком революционной, взгляды - слишком консервативными, а жизнь - слишком безупречной. Общество безоговорочно приняло тот неоднозначный, почти скандальный образ Церкви и священства, который представлен в этом сериале. И это тем более удивительно, если учесть, что сегодня любой информационный повод, связанный с Церковью, раскалывает общество на два непримиримых лагеря: сторонников и противников его «клерикализации». Попробуем разобраться, в чем тут дело.

Циник или юродивый?

С одной стороны, «Молодой Папа» - это кино типично развлекательное. Блистательный Джуд Лоу, исполняющий роль главного героя, умопомрачительно красивые съемки, тонкая ирония, остроумные диалоги в духе Хармса делают этот сериал великолепным фоном для интеллектуального отдыха. С другой стороны, в нем поднимаются сложные вопросы о природе веры и неверия, об отношении современности и традиции, о Церкви и священстве, Боге и человеке, о святости и грехе, которые требуют серьезного отношения, обдумывания и, в конце концов, ответа.

Кто же такой Папа Пий XIII? Прожженный циник, смеющийся над тайной исповеди, или святой, по чьей молитве Бог воскрешает умерших? С первых кадров сериала мы видим, что режиссер пытается нас шокировать двойственностью этого образа - образа человека, который идет по тонкой грани, отделяющий порок от благочестия, веру от неверия, цинизм от принципиальности. Чего стоят хотя бы две проповеди, произнесенные понтификом с балкона на площади святого Петра! Первая звучит в первые минуты первой серии и является настоящей апологией... греха. Новоиспеченный Папа призывает добрых католиков вспомнить о «простых радостях» жизни: блуде, чревоугодии и прочих мерзостях, которые стали «ценностями» современного толерантного миропорядка. Первая речь молодого Папы от начала до конца является злой пародией на политику «открытости миру».

Второй его речи позавидовал бы сам Савонарола (Джироламо Савонарола - итальянский монах, реформатор, проповедник XV века, резко бичевавший людские пороки, призывавший к покаянию и предвещавший Италии Божии кары за грехи народа. - Ред .). Она до того прекрасна и ужасна одновременно, что я позволю себе привести из нее довольно большой отрывок. «Что мы забыли? Мы забыли Бога! Вы забыли Бога. <...> И мы Ему не интересны - до тех пор, пока сами всецело Им не заинтересуемся, не посвятим себя Ему. Я слышу, что люди говорят: "Освободитесь от Бога!" Но боль от этого освобождения невыносима. И до того остра, что может убить». В этом пламенном обращении соединены в безумный клубок и горячая вера, и тоска богооставленности, и величайшая гордыня человека, взявшего на себя смелость говорить от имени Господа. Молодой Папа пытается заставить свою теплохладную паству вспомнить о всемогуществе Божием, сбросить иго равнодушия, вновь ощутить трепет перед Его величием. Но остывшей вере он противопоставляет не чудо Божиего присутствия, а нечто прямо противоположное - «чудо и авторитет» - соблазны Великого Инквизитора, о которых писал Ф. М. Достоевский.

Чудо и авторитет

Мир перестал уважать святыню. Церковь стала для него чем-то вроде клуба по интересам, а Папа, наместник Бога на земле, кем-то вроде известного политика, но не более. Авторитет Церкви нужно восстановить. Но как? Папа Пий XIII предлагает совершить «медийное самоубийство»: не заигрывать с миром, но придать его анафеме, не искать популярности у светских СМИ, но гордо отвернуться от них. Собрав первую и последнюю пресс-конференцию, Папа даже не удосужился пообщаться с журналистами лично, он передал им, что его совершенно не интересует их мнение о его персоне и его политике. Он увольняет штатного фотографа Ватикана, потому что у Папы Римского не должно быть никаких фотографий. Папа Римский - никто рядом с Господом Иисусом Христом. Но рядом с простыми католиками, такими несовершенными в вере, Папа Римский - кумир, идол, рок-звезда от католицизма, недоступная, таинственная, вызывающая слухи и кривотолки. И все это для того, чтобы человек, не способный поклониться чуду, поклонился хотя бы авторитету Римского Папы. В этом проявляется и традиционализм веры главного героя сериала, и его революционность.

Ленни хочет восстановить традицию в ее самом консервативном, самом суровом изводе. Он надевает роскошное облачение, папскую тиару... Понтифика несут на носилках двенадцать кардиналов, а потом каждый из кардиналов униженно лобызает его туфлю. Все это смотрится, по правде говоря, омерзительно. Перед нами не возрождение, а осмеяние традиции. И даже не потому, что облачение Ленни сопровождает фривольной песенкой вместо молитвы, а потому, что в той Церкви, которую мечтает возродить Пий XIII, есть страх, но нет благодати, есть тоска по Богу, но нет Его присутствия. Все герои сериала так или иначе страдают от религиозных сомнений. Особенно глубока и безысходна тоска священства. Нам много раз на протяжении всего сериала показывают иерархов Католической Церкви, охваченных страхом, унынием, сомнением, впавших в самые тяжелые грехи. Почему? Что же такого с ними случилось, что все они потеряли веру? Неужели Бог совсем не откликается на их молитвы? Откликается, да еще как! Пий XIII предстает в сериале настоящим чудотворцем. Но, даже творя чудеса, он признаётся в том, что... не верит в Бога.

Зачем курит Римский Папа?

Папа экстравагантен. Он курит во время молитвы, не уважает тайну исповеди, разводит кенгуру, носит белые тренировочные штаны и темные очки. А еще он молится на дне бассейна. Экстравагантность, странность, даже некоторая глуповатость - все это, с точки зрения создателей сериала, является неотъемлемыми чертами людей Церкви - маргиналов, смешных чудаков, старых и некрасивых, раздвоенных, сомневающихся, неверных. Несчастных. Напрасно мы станем искать в сюжете сериала ответ на вопрос о природе религиозного кризиса, поразившего всех его героев. Все дело в том, что, по мнению создателей сериала, только ущербному религиозному опыту готов сочувствовать современный зритель. Только такая Церковь его, зрителя, не оттолкнет и не испугает. Потому-то и не отталкивают грозные обличения экранного Римского Папы неверующую аудиторию, что обличения его - это всего лишь странные слова симпатичного чудика.

Кризис веры

Авторы сериала не смогли объяснить природу религиозного кризиса. По всей видимости, они и не ставили перед собой такой задачи. Они говорят со зрителем на языке современного кинематографа, для которого характерны неразрешимая двусмысленность, чисто механическое сочетание противоположных высказываний, метания героя между верой и неверием, холодностью и любовью, между молитвой и кощунством.

И все-таки в сериале мы можем найти не выдуманные, а подлинные признаки кризиса веры. И главный признак заключается в том, что мы не найдем здесь очень важных составляющих церковной жизни. На протяжении всего сериала мы практически не видим богослужения. Молитва здесь показана не как естественная, неотъемлемая часть жизни христианина, а как нечто экстраординарное, доступное только избранным, молитвенный же экстаз Ленни больше похож на цирковое представление. В жизни героев отсутствует исповедь как Таинство, а то, что в сериале называется исповедью, почти ничем не отличается от простой беседы по душам. И, может быть, самое главное: в сериале полностью отсутствует понятие греха. Грехом здесь считаются только самые грубые проявления плотских страстей, блуда. Да, эта страсть совершенно чужда Ленни, зато он полностью порабощен другим, не менее смертоносным пороком - гордыней, которая маскируется под смирение. Остается только удивляться глухоте создателей сериала, которые не слышат внутренней саморазоблачающей иронии в словах Ленни о том, что священника нельзя напугать грехом, как хирурга нельзя напугать видом крови, ведь он каждый день встречается с грехом в исповедальне. Правильнее было бы, конечно, сказать: встречается в глубине своего сердца...

Церковь изображена в сериале и пугающей, и влекущей, и возвышенной, и смешной. А главный герой показан одновременно и как «свой в доску парень», и как совершенно недоступный иерарх. Именно такой хочет видеть Церковь и ее служителей современный зритель. Он хочет, чтобы в ней были и чудесные исцеления, и играющие в футбол монашки. Чтобы в ней была тайна, чудо и авторитет, но чтобы эта тайна не пугала, а развлекала...

Режиссер и автор сценария сериала Паоло Соррентино нигде прямо не высказывался о вопросах веры и не обозначал свою религиозную принадлежность. И все же мне кажется, что этот сериал снят из глубины религиозного сознания, но снят так, чтобы «зацепить» в том числе и неверующих. И даже равнодушных к вере не оставить равнодушными.

Это история не молодого папы с детишками, а Папы Римского , что уже намного привлекательнее.
Папа Пий ХШ... Иду в Википедию - упс... такого папы не было в истории Ватикана. Был Пий ХП, поддерживавший фашистский режим - не то...


А Папа Пий ХIII , якобы выходец из американской католической церкви, - персонаж вымышленный. Живёт он в наше время, рядом - сегодняшняя жизнь с её проблемами и технологиями (гомосексуализм, аборты, макбуки, селфи, стихи Бродского и даже встреча с главой русской православной церкви - таким дедулей, немного напоминающим патриарха Кирилла, но менее симпатичным. О чём говорили, не рассказали, но ушёл наш патриарх от папы под "Калинку"...).
Да... и сигарета во рту или в руках - постоянно и везде (одна за другой).

Начала смотреть сериал - и не смогла оторваться, поняла, что это - моё! Захватила и история, и антураж, и конечно актёрская игра, характеры героев, прежде всего главного героя.
Наверное, женщине трудно пройти равнодушно мимо Джуда Лоу (Пий ХШ ), что и подтверждают рассказы о его жуткой популярности у женской аудитории Голливуда. Результат заметный: куча детей (пятеро!) от трёх женщин.

Ну да Бог с ними! Меня он покорил именно в этой роли: умный, тонкий, иронично-саркастичный, жесткий и мягкий, святой и дьявол, амбициозный и ранимый, дьявольски красивый, сильный и слабый одновременно, бесконечно одинокий... Как в этом человеке сочетаются злость, дерзость, жестокость, надменность, сострадание, любовь, святость!

Потрясающе сложный образ, харизматичный и жестокий, вызывающий и сочувствие, и отрицание. Он запросто рассуждает о сексе и половой принадлежности с коллегами, использует жаргонные словечки в общении с высокопоставленными людьми.

Папа святой, у него есть дар: когда он начинает истово разговаривать с Господом, случаются чудеса и странные вещи - люди излечиваются, бесплодные женщины рожают детей, а злодеи и корыстолюбцы получают по заслугам.
Своё первое чудо он совершил ещё в подростковом возрасте, когда его молитва, обращённая к небесам, подняла с постели умирающую мать своего приятеля.

Кроме того, папа ещё и ясновидящий. О своём окружении он знает всё: что-то утаить от него невозможно.

Очень интересно наблюдать за его постоянно меняющимся выражением лица, глаз (от строгих, порой даже злых до очаровательно-детского, озорного или лукавого выражения в них, сопровождаемого такой же невинной детской улыбкой). Эта его загадочная улыбка...

Кстати, как "скромненько" он говорит сам о себе (в сцене с премьером Италии):

"За несколько недель до выборов папа Пий ХШ впервые покажется народу. Весь мир будет взбудоражен: Пий ХШ появляется перед ними со своими прекрасными голубыми глазами и нежными губами. Поразительный образ - такой яркий, что буквально ослепляет людей".
Похоже...
Итак, однажды мальчик Ленни Белардо оказался в приюте сестры Мэри – неизвестно, почему мама и папа привели его к воротам приюта и оставили там. Больше они никогда не появились, но Ленни мечтает встретиться с ними. И время от времени (и в детстве, и уже будучи взрослым) они являются ему - то ли в снах, то ли в мечтах. Однако картина этих "встреч" по-прежнему остаётся грустной: родители молча удаляются, вновь и вновь оставляя его в одиночестве.

Вот так он и несёт по жизни свой груз сиротства, наверное пытаясь понять как, почему, зачем? Хотя сестра Мэри и друг Эндрю как-то по-своему скрашивают его жизнь, пытаясь помочь нести этот тяжёлый крест.

Мэри воспитала его и подготовила к карьере священника. Когда Ленни повзрослел, она передала его в руки влиятельного американского кардинала и теолога Майкла Спенсера, который как раз и был одним из вероятных кандидатов на должность папы. Но произошло нечто странное. Папой стал Ленни.

Как этот молодой (по меркам седых кардиналов) мужчина смог стать главой Ватикана? По определению самого Ленни на роль понтифика его избрал Святой Дух, которого он сам неистового молил об этом... Помогли господа кардиналы, рассудив, что молодой умеренный американец станет удобной марионеткой в их руках, будет выполнять их волю . Да не тут-то было.

Избранный папа Пий ХШ (такое имя получает Белардо после восхождения на престол) оказался жёстким человеком и едва ли не тираном. Он начинает "перестройку" - как внутри папского ведомства, так и в целом в политике католической церкви.

Он не принимает ничьих советов (прежде всего госсекретаря - влиятельного кардинала Анджело Войелло , других кардиналов, даже сестры Мэри , которую он пригласил в Ватикан и сделал своим секретарём; он категорически отказывается выходить на публику, за пределами дворца никто и никогда не видел лица папы; не дает себя снимать и фотографировать, создавая образ таинственности и недостижимости; запрещает производство и продажу разной мелочёвки под его брендом (магнитиков, брелоков, ручек, тарелок, тетрадок и т.п.). Часто бывает резок и жесток, легко избавляется от идейных противников, например, ссылая служить на Аляску и сопровождая свой указ стихами Бродского.

Он не скрывает своих планов по реформе святого престола: как относиться к богу, церкви, отклонениям от заповедей в поведении представителей папского престола, геям-священникам, целибату, сиротам, абортам и родителям, бросающим своих детей, новым святым, религии...

Все священнослужители в шоке от Пия ХШ, и не только в Ватикане, церковь теряет прихожан - вокруг начинают роптать.
Но, как говорится, не на того напали...

Хороша сцена выступления Пия ХШ перед кардиналами в Сикстинской капелле, вот отрывки из его речи:

"Тук-тук, тук-тук...Нас нет дома. Братья-кардиналы, с этого дня нас нет дома, кто бы ни стучал в нашу дверь. Мы есть только для Господа. С этого дня всё, что было широко открыто,будет закрыто.
...Обращение в христианство - мы уже это сделали, экуминизм - было такое, проходили. Толерантность - она здесь больше не живёт - её выселили, она освободила дом для нового жильца, у которго совершенно иные вкусы для нового оформления.
...Мы много лет пытались достучаться до других. Пора прекратить. Мы никуда не пойдём. Мы здесь, потому что мы - что? - мы цемент и не движемся. Мы - фундамент, а фундамент никуда не движется.
...У нас нет окон, мы не смотрим на внешний мир... нам незачем смотреть на внешний мир. Смотрите туда... Что вы видите? Эта дверь - единственный вход - маленький и крайне неудобный, и каждый, кто хочет нас узнать, доложен понять, как войти в эту дверь.

...Братья-кардиналы, нам нужно снова стать недоступными, недосягаемыми и загадочными. Только так мы снова станем желанными, только так рождаются истории о великой любви. Церкви не нужны верующие выходного дня. Я хочу истории великой любви, я хочу видеть фанатиков, потому что фанатики есть любовь, всё остальное - исключительно суррогаты, им в церкви места нет (обалдевшие кардиналы)
...Мне нужна лишь абсолютная любовь и полная преданность Господу.
...наши площади забиты людьми, но в сердцах их нет Господа.
...грех больше не будут прощать по первому требованию...

Вы должны подчиняться Пию ХШ.. Нет больше в этой церкви места благодарности...от меня точно и от вас тоже. Вежливость и манеры людей меня не волнуют.
...Я жду, что вы сделаете то, что я сказал сделать - вы должны подчиняться Пию ХШ и ничего больше. За неподчинение вас ждёт ад. Ад, о котором вы может быть ничего не знаете. Зато знаю я. Потому что я сам его создал. Прямо за этой дверью.
...Последние несколько дней я создавал для вас ад, именно поэтому пришёл к вам с опозданием.

...Я знаю, что вы будете подчиняться, потому что вы уже поняли, что этот папа не боится потерять верующих, если они хотя бы чуточку неверующие.
А это значит, что папа не пойдёт на переговоры - ни на какие и ни с кем. И этого папу вы шантажировать не сможете. С этого самого дня слова "компромисс" нет в вашем словарном запасе. Я только что его удалил. Когда Иисус добровольно страдал на кресте, он не шёл на компромиссы. И я тоже не пойду".

После чего он выставил ногу (для поцелуя). Обалдевшие кардиналы потянулись к этой ноге. А когда госсекретарь (главный его оппонент и противник) замешкался (не мог заставить себя это сделать), вторая нога папы помогла ему пригнуться и поцеловать красивый башмак папы.

Сериал очень красив: интерьеры собора Святого Петра, покоев Папы и многочисленных двориков и садов Ватикана, яркие, красочные, шикарные костюмы и декорации, вычурные наряды священнослужителей, а вокруг - привычные нам мелочи – сигареты, телефон в руке, бильярдный кий...

А между тем сериал снимался во многих местах, но не в Ватикане!

Эх, жаль, быстро закончился сериал, причём закончился на драматической ноте: Пий ХШ приехал в Венецию (в надежде, что увидит своих родителей, которые, как он выяснил, здесь живут), впервые вышел к народу, произнёс очередную классную речь, увидел-таки мужчину и женщину, в которых будто бы признал родителей, и то, как они пытаются поскорее пройти через толпу прихожан и удалиться...(в очередной раз!) Папа падает то ли в обмороке, то ли от сердечного приступа. Лежит, напоминая Христа, только что снятого с креста.

В средние века происходила борьба за первенство между духовной властью и светской. Императоры активно участвовали в выборе. Столетняя война во Франции и церковный раскол ослабили влияние римского папы. Лишь в 1929 году папе вернули возможность управлять городом-государством Ватикан.

В современное время выбор папы происходит на собрании кардиналов. Камерленго, являющийся временным главой Коллегии кардиналов, объявляет о смерти предшественника. Созывается конклав и избирается новый папа. Пока понтифик не объявлен, управляет делами Коллегия. Избранный папа меняет свое имя и подбирает номер. Например, Юлий I.

Список последних римских пап, годы правления (начало)

  1. Юлий II – 1503 г. Первый папа, которого бальзамировали.
  2. Лев X – 1513 г. На момент избрания не имел священного сана. Умер в возрасте 45 лет.
  3. Адриан VI – 1522 г. Боролся против Реформации.
  4. Климент VII – 1523 г. Понтификат имел много ошибок, неудач.
  5. Павел III – 1534 г. Поддерживал и развивал науки. Доверял астрологам и советовался с ними каждый раз, когда принимал важное решение.
  6. Юлий III – 1550 г. Возобновил праздники и карнавалы в Риме.
  7. Марцелл II – 1555 г. Владел латынью, греческим и итальянским языками. Очень был эрудированным. Знал математику, архитектуру, астрономию и многое другое.
  8. Павел IV – 1555 г. Самый пожилой папа на момент избрания.
  9. Пий IV – 1559 г. Доброжелательный и душевный. Основал первые духовные семинарии.
  10. Пий V – 1566 г. Суровая личность, ведущая аскетический образ жизни. Разрешал пытки и наказания.
  11. Григорий XIII – 1572 г. Последний папа, имеющий внебрачных детей. Ввел григорианский календарь.
  12. Сикст V - 1585 г. Боролся с бандитизмом, осушил болота, привел в порядок улицы и площади, построил фонтаны.
  13. Урбан VII – 1590 г. Боролся с курением, умер от малярии. Самый краткий срок (13 дней).
  14. Григорий XIV – 1590 г. Был тихим и болезненным.
  15. Иннокентий IX – 1591 г. Поддерживал политику испанского короля Филиппа II.
  16. Климент VIII – 1592 г. Мудрый государственный деятель. Благословил кофе и содействовал распространению напитка в Европе.
  17. Лев XI – 1605 г. Прозванный «папа-молния». Пробыл во главе церкви 28 дней.
  18. Павел V – 1605 г. Начинал карьерный путь юристом. Строгий и решительный, он защищал привилегии церкви, стремился сохранить единство структуры.
  19. Григорий XV – 1621 г. Издал буллу против магов и ведьм. Папские выборы проводились тайным голосованием.
  20. Урбан VIII - 1623 г. Элегантный и рассудительный, имел изысканный вкус. Покровительствовал поэтам, финансировал работы скульпторов и художников.
  21. Иннокентий X – 1644 г. Осудил янсенизм.
  22. Александр VII – 1655 г. Проявлял интерес к проектам архитектуры, которые впоследствии стали шедеврами эпохи барокко.
  23. Климент IX – 1667 г. Приветливо относился к людям, раздавал милостыню бедным. Посодействовал в постройке музыкального театра.
  24. Клименент X – 1670 г. Призывал любить друг друга, ежедневно доказывая преданность Всевышнему через доверие, щедрость и благоразумие.
  25. Иннокентий XI – 1676 г. Занимался благотворительной деятельностью, помогая населению во время наводнений и чумы. Запретил азартные игры. Жил скромно.
  26. Александр VIII – 1689 г. Вернул Авиньон.
  27. Иннокентий XII – 1691 г. Последний папа, который носил бороду. Уничтожил практику кумовства.
  28. Климент XI – 1700 г. Получил докторскую степень в области права (канонического и гражданского). Тонкий дипломат и миротворец. В годы правления появилась Академия живописи и скульптуры.
  29. Иннокентий XIII – 1721 г. Правление спокойное и процветающее.
  30. Бенедикт XIII – 1724 г. Аскет по жизни, он не умел управлять. Открыл Испанскую лестницу, был основателем Университета Камерино.
  31. Климент XII – 1730 г. 78-летний папа, слепой и больной, провел программы по реконструкции сооружений, построил порт и выступал за то, чтобы Римская и Православная церкви воссоединились.
  32. Бенедикт XIV – 1740 г. Покровительствовал ученым и деятелям искусства.
  33. Климент XIII – 1758 г. Противник эпохи Просвещения. Нерешительный и неуверенный.
  34. Климент XIV – 1769 г. Принял позицию примирения между светской и церковной властью. Ликвидировал орден иезуитов.
  35. Пий VI – 1775 г. Выступление против французской революции посодействовало утрате Авиньона и графства Венессен.
  36. Пий VII – 1800 г. Подписанный с Наполеоном договор предполагал возможность государства вмешиваться в деятельность церкви (финансы, земли).
  37. Лев XII – 1823 г. Благородный и скромный. Не смог оценить события своего времени.
  38. Пий VIII – 1829 г. Признавал смешанные браки (католики и протестанты). Был отравлен.
  39. Григорий XVI – 1831 г. Он был последним неепископом, которого избрали папой.
  40. Пий IX – 1846 г. Провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
  41. Лев XIII – 1878 г. Доктор богословия, опубликовавший 88 энциклик.
  42. Пий X – 1903 г. Издал указ, где говорилось о том, что дети допускаются к причастию в возрасте 7 лет (вместо 14).

Если проанализировать список, то можно увидеть небольшие сроки правления. Это объясняется болезненностью, пожилым возрастом. Некоторые из них, принимая почетную обязанность стоять во главе, иногда не понимали сути своей деятельности. Но мудрые, грамотные и дальновидные оставили заметный след в истории и религии. Честь и хвала тем, кто думал о развитии государства, проводив реформы и выпуская особые законы чести.

266-й папа римский – нестандартная личность. Он первым выбрал имя Франциск. Имеет диплом химика-технолога. К церкви пришел не сразу. Увлекаясь гуманитарными науками и получив ученую степень по философии, Хорхе преподавал в колледже. В свободное время посещал ночные клубы и следил за дисциплиной.

Не стесняясь работы лаборанта и уборщика, Хосе постепенно приближался к духовенству. Лидерские навыки помогли достичь поставленных целей. Живя скромно в маленькой квартире, будущий папа хотел добиться справедливости и равенства. Когда по статусу кардинала ему полагался персональный лимузин с шофером, выбор был однозначен – отказаться.

Созванный в 2013 году конклав, после отречения Бенедикта XVI, провозгласил имя следующего римского папы. Им оказался Хорхе Марио Бергольо. Решение большинства аргентинских епископов показало престиж претендента на международном уровне. Франциск явился первым папой из Нового Света.

Девизом для герба стала строчка из от Матфея, которая у семнадцатилетнего юноши побудила желание жить по заповедям Христа и вести за собой людей. В ней говорилось о простых истинах: быть полезным всем, терпеть обиды, избегать мелких почестей, не искать собственной выгоды и славы.

Папы римские, список и годы правления – многим эта информация покажется утомительной и неактуальной. Но проанализировать деятельность глав католической церкви и просто выявить особые черты ведущих личностей бывает иногда полезно и поучительно.

Всем привет!

Я пропала на некоторое время с lrecommend... Все просто - меня захватил сериал - "Молодой папа".!

Если вы, ориентируясь на название, подумали, как я сначала, что это семейная комедия, то увы, вы не угадали - это сериал совершенно о другом - о церкви, о любви, о сексе, о закулисных интригах, поиске Бога и таинствах католической церкви.

Главная сюжетная линия сериала.

Главной римской католической церкви становится молодой, амбициозный, 47летний священник из Нью-Йорка.

Кто поставил его на сей пьедестал? Совет кардиналов, святой дух или сеть заговоров?

Сюжет - утопия, фантазия на тему "что было бы", придя к власти своенравного, молодого Папы - революционера, который бы решил внести свои порядки в обыденный устой католической церкви и внесшего переполох в тихую молельную гавань.

Почему сериал "цепляет" сразу? Ты словно погружаешься в закулисные тайны, спрятанные от всего человечества в святая святых.

Режиссер захотел показать всю подноготную, все грязное белье, поднять острые вопросы, тем самым дать зрителю тему для рассуждения - "что такое хорошо и что такое плохо". Одни, даже логичные стороннему наблюдателю, поступки могут привести к непоправимым последствиям.

Картина поражает великолепием костюмов и интерьеров, интересная подача звукового сопровождения.

Любопытный факт - съемки проходили вне Ватикана.

Ни один из эпизодов не был снят в Ватикане. Все декорации, включая Сикстинскую капеллу и папскую библиотеку, были воссозданы на киностудии Чинечитта. По словам режиссера, Ватикан отказался от любого сотрудничества, поэтому создателям сериала пришлось воссоздавать декорации, снимая с разных точек и под разным углом.

Почему я указала категорию "18+" - сериал сложный и несмотря на казалось бы антирелигиозный контекст, заставляет вдумчивому зрителю рассмотреть зерно глубокой веры в человеке, который на первый взгляд не верит в Бога и наоборот порочность, алчность, гордыню и другие грехи в санах священнослужителей.

Обращаю внимание - сериале есть пикантные сцены!

Герои .

Я не буду писать подробно о том кто есть кто и кем приходится Папе Римскому, дабы сохранить интригу . Я хочу , что бы вы сами , как и задумано режиссером, постепенно вникли в сюжетные роли героев.

Сестра Мери - Дайан Китон.

Кто она? Темная лошадка? Сестра милосердия? Сподвижница и помощница во всех делах для Папы Римского? Есть ли у неё планы самой править католической церковью?

Сестра Мери, тебе придётся обмануть папу ! Но в чем? И в чьих интересах?

Кардинал Анджело Войелло - Сильвио Орландо

Консерватор и главный интриган всего Ватикана. Ты ждал, что молодым Папой легко будет управлять ? Сам захотел власти?

Заставит ли тебя Папа подчиниться и припасть к его ногам или все будет по твоему?

Кардинал Андрю Дюсоле - Скотт Шеперд.

Миссионер не без грехов. Все твои заслуги - знакомство с Папой?


Уместно ли продвигать по карьерной лестнице своих друзей, Папа?

Кардинал Бернардо Гутиеррез - Хавьер Камара.

Какие тайны скрывает, казалось бы простой и скромный священник? Ооох и удивил же ты меня в конце первого сезона!

Дон Томмасо (исповедник) - Марселло Ромоло.

Что тобой движет, Томмасо? Наивность, зависть или желание продвинуться "по карьерной лестнице"? Ты нарушил клятву о неразглашении исповеди , но ты же духовик, стыдись!

Эстер - Людивин Санье.

Коварная соблазнительница и роковая некрастока . Скольким ты изменила?

Увы, всегда за измену нужно платить! Шантаж - вот твоя расплата!

Кардинал Майкл Спенсер - Джеймс Кромвелл.

Один из конкурентов на место Папы Римского. Так почему же ты не во главе церкви?

Ты расставил сети, но попался в них сам! Кому же ты перешёл дорогу?

София - Сесиль де Франс.

Маркетолог всего Ватикана и пиарщик самого Папы. Сколько можно заработать на продаже зажигалок, тарелок, сувениров с фотографией Папы? Спросите у Софии- она может продать все! А способна ли ты продать душу Папы Римского?

Папа Римский Пий XIII/ в миру - Лени Белардо - Джуд Лоу.

Могу сказать одно - маркетолог и стратег ты не плохой!

Однако помни - гордыня - худший из пороков!

Количество серий.

На текущий момент в свободном доступе есть только первый сезон , состоящий всего из 10 серий.

Кому-то понадобится всего одна ночь для просмотра. Однако я смаковала картину - смотрела не более 2х серий за раз.

Сериал завораживает, смотрится на одном дыхании, хотя на мой вкус некоторые сцены слегка затянуты. После каждой серии есть над чем задуматься.

Пий, имя 9 пап

Пий I (между 140-155), родом из Аквилеи; ему приписывают некоторые постановления относительно празднования пасхи и о еретиках.

Пий II (1458-64), Эней-Сильвий Пикколомини родом из Сиены, где изучал право; позже, переселясь во Флоренцию, пользовался там руководством Поджио и Филельфо и приобрел громкую известность как гуманист и поэт. Состоя секретарем у разных епископов и кардиналов, жил в Базеле во время собора, участвовал в агитации против папы, путешествовал по Франции и Шотландии. После окончательного разрыва между собором и папою П. становится решительным защитником прав собора, занимает ряд должностей при нем, исполняет дипломатические миссии и делается секретарем выбранного собором антипапы Феликса, но затем, получив от императора Фридриха III коронование в поэты, занимает место при его дворе (1443). Между тем Евгений IV одержал победу над собором и другими противниками; тогда П. стал решительным сторонником папы и врагом соборной реформы и получил прощение от папы (1445). После смерти Евгения возвышение П., принявшего духовный сан, пошло быстро: Николай V сделал его епископом (1447), затем он был назначен нунцием Венгрии, Богемии, Моравии и Силезия (1462) и кардиналом (1456). Поселившись в Риме, П. был избран папою после смерти Каликста III и особой буллой торжественно отрекся от их прежних воззрений. Как папа, П. держался традиций своих предшественников: буллой Execrabilis (1460) он объявил апелляцию на папу к собору ересью, старался уничтожить всякую самостоятельность местных церквей во Франции и в Германии, вмешивался в итальянские дела для расширения церковной области и для доставления владений своим родственникам, боролся с мятежными движениями в Риме и в Романье. Главной его мечтой был крестовый поход против турок для возвращения Византии. Тотчас по вступлении на престол П. назначил для этой цели собор в Мантуе - первый светский конгресс под председательством папы - и, несмотря на отсутствие и противодействие представителей многих государей, объявил войну против турок, наложил для этой цели десятину на христиан и евреев и назначил главнокомандующим императора Фридриха III. Булла не имела успеха, но П. не оставил своей мысли: сначала он отправил длинное послание Магомету II, убеждая его креститься и обещая признать его тогда восточным императором, а затем сам выступил в поход против турок и умер в Анконе, в ожидании флота. Гораздо значительнее литературная деятельность П. как гуманиста. П. не был ученым: он не знал греч. языка и был мало знаком с греческой литературой; но, как разносторонний писатель, он чутко относился к действительности и отразил в своих произведениях все перемены своего "настроения". Так, в молодости он написал массу стихотворений преимущественно фривольного содержания (напр., обширная поэма "Nymphifexis"), в старости - религиозного (в честь Богородицы, блаженного Августина и др.). К числу его эротических произведений принадлежит также крайне непристойная комедия "Chrisis" и переведенная на многие языки новелла об Эвриале и Лукреции. Как оратор, П. оставил 36 речей, произнесенных при разных случаях, и теоретическое сочинение по риторике ("Artis rhetoricae praecepta"). Еще важнее его многочисленные диалоги и трактаты, из которых особенно замечательны: "О ереси гуситов", "Против турок в защиту католической веры", "Об авторитете Собора и Папы", где П. еще защищает собор, "Реntalogus" (предложение прекратить спор собора с Евгением IV посредством нового собора), "О бедствиях придворной жизни" ("De Curialium miseriis") - живая картина темных сторон двора Фридриха III, "О воспитании князей ", "О счастии", "Похвала Гомеру". Как историк, П. настроен критически, но не применяет систематически своих принципов, а в изображении современности не чужд партийности. Его извлечения из "Истории готов" Иорнанда и из "Декад" Биандо не имеют интереса; комментарии о базельском соборе ("Commentariorum de gestis Basiliensis concilii libri II", Базель, 1535), дошедшие до нас не в полном виде - партийные мемуары; "О знаменитых современниках" ("De viris aetate sua claris", Штутг., 1847) - живые характеристики по личным воспоминаниям; "История Фридриха III" (Historia rerum Frederici III imperatoris", Вена, 1762) - история Австрии с древнейших времен, где П. сначала пересказывает с критическими поправками хроники, а затем описывает события как очевидец или по рассказам современников; по такому же методу написана история Богемии до восшествия на престол Подибрада ("De ortu, regione et gestis Bohemorum", П., 1475); дополнением к истории Фридриха служит история регенсбургского рейхстага 1454 г. ("Historia de Ratisbonensis dieta", Лукка, 1759). Под конец жизни П. начал обширную всеобщую историю своего времени с присоединением географического описания стран и народов ("Historia rerum ubique gestarum locorumque descriptio") и окончил две первые ее части, "Europa" и "Asia" ("Opera", Базель, 1551); к этому же времени относится и его автобиография ("Commentarii rerum memorabilium", Франкфурт, 1614). Весьма важное дополнение к произведениям П. составляет его переписка ("Epistolae" Рим, 1473).См. G. Voigt, "Enea-Silvio Piccolomini, als Papst P. II, und sein Zeitalter" (Берл., 1859-63); Hagenbach, "Errinnerungen an Aeneas-Silvius Piccolomini" (Базель, 1840); Heinemann, "Aeneas-Silvius, als Kreuzzugsprediger" (Берн, 1855); Gengler, "Aeneas-Sylvius und seine Bedeutung für die deutsche Rechtsgeschichte" (Эрланген, 1860); Markgraf, "Ueber das Verhältniss des Königs Georg von Böhmen zu Papst P. II" (Бреславль, 1867); "Piccolomini Alcuni documenti inediti intorno a P. II e a P. III illustrati" (Сиена, 1871); Verdère, "Essai sur Aeneas-Sylvius Piccolomini" (П., 1843).

Пий III (1503) - Франческо Пикколомини, племянник П. II; при Павле II был легатом в Германии. Выбранный после Александра VI, П., дряхлый и болезненный, удачно, однако, боролся с Борджиа и имел в виду созвать собор для реформы церкви, но умер через месяц после избрания.

Пий IV (1559-1565) - Джованни-Анджело Медичи, родом из Милана, незнатного происхождения; обязан возвышением брату, смелому авантюристу, завоевавшему Сиену и получившему титул маркиза Мариньяно. П. пользовался известностью, как юрист; приняв духовный сан, был назначен при Павле III кардиналом. Павел IV не любил П., который должен был оставить Рим. Выбранный в папы после его смерти, П. казнил его племянника, герцога Караффу, и держался противоположной политики: не любил инквизицию и отличался миролюбием. Вынужденный необходимостью, он возобновил заседания тридентского собора (1562), который имел теперь целью не соглашение с протестантами, а реформу католической церкви. Прелаты различных национальностей, опираясь на своих государей, расходились по самым существенным пунктам; раздавались жалобы на подчинение папы собору, происходили схватки на улицах. Тогда П. вступил в соглашение с католическими державами, и настроение собора резко изменилось: все вопросы были решены в духе и в интересах папства. П. не был свободен от непотизма, но самый влиятельный его родственник, Карло Борромео, был бескорыстным слугою церкви. См. Voss, "Die Verhandlungen Р. IV mit den katholischen Mächten" (Лпц., 1887).

Пий V (1566-1572) - Микеле Гизлиери, родом из Боско около Александрии, незнатного происхождения, одна из самых мрачных фигур на папском престоле. Рано вступив в доминиканский монастырь, П. весь проникся аскетизмом и фанатическою ненавистью к еретикам. Назначенный инквизитором в Комо и Бергамо, он действовал с такой жестокостью, что население едва не побило его камнями. Узнав о его усердии, Павел IV вызвал его в Рим, сделал членом римской инквизиции, епископом и кардиналом. Аскетом и инквизитором остался П. и на папском престоле. В Риме запрещены были праздничные увеселения; за нарушение этого предписания знатные платили штраф, а незнатные в первый раз подвергались церковному покаянию, во второй - публичному бичеванию, в третий - ссылке на галеры. В монастырях была заведена такая дисциплина, что монахи и монахини с отчаянием разбегались. Инквизиция карала преступления, совершенные 20 лет назад, причем папа никогда не смягчал приговоров, а наоборот, делал выговоры судьям за нерадение, если казней было мало. Как правитель, П. отличался неутомимой деятельностью, был свободен от непотизма и под страхом отлучения запретил на будущее время отчуждение церковных владений. Он пытался запретить государям налагать новые подати без согласия папы. Битва при Лепанто была отчасти следствием его стараний. Он грозил Максимилиану II низвержением, если будет дана свобода протестантам, побуждал Карла IX к кровавым насилиям против гугенотов, послал Альбе, свирепствовавшему в Нидерландах, освященную шпагу и шляпу, отлучил от церкви Елизавету Английскую. Климент XI канонизировал П. Его письма, проникнутые изуверством, изданы в XVII ст. ("Epistolae", Антверпен, 1640). См. Falloux, "Histoire de P. V" (Пар., 1844); Mendham, "Life and Pontificate of P. V" (Л., 1835).

Пий VI (1775-1799) - родом из Чезены в Романье, из фамилии графов Браски. Склонный к иезуитам, он играл важную роль при Клименте ХIII, исполняя должность министра его двора, но при Клименте XIV утратил всякое влияние, хотя и был назначен кардиналом. Избранный в папы партией непримиримых (zelanti), П. держался средневековых воззрений, но считал необходимым делать уступки действительности, вследствие чего ограничивался бесполезными полумерами. Желая улучшить материальное положение населения, он уничтожил внутренние таможни в Церковной Области, но завел соблазнительные для бедняков лотереи в пользу казны, торговал должностями и истощил казначейство попыткою осушить Понтийские болота. Население не любило П.; против него составлялись заговоры. Еще печальнее для П. были его полумеры в общей церковной политике. Не решаясь восстановить иезуитский орден и даже выпустить из заключения его вождей, П. разрешил его существование и деятельность в Пруссии и в России, что раздражило противников иезуитов и не удовлетворило их сторонников. Иосиф II сокращением монастырей и другими реформами взял в свои руки внешнее управление церковью. Чтобы отклонить императора от этой политики, П. отправился в Вену; Иосиф II торжественно принял папу, отдал ему визит в Рим, но продолжал свои реформы и даже закрыл тот монастырь, где был устроен прием П. Такие же реформы были проведены Леопольдом в Тоскане. Неаполь отверг ленную зависимость от папы. В Германии владетельные духовные князья на Рейне объявили, что признают папский примат только в тех пределах, какие он имел в первые столетия нашей эры (так назыв. эмсские пункты - Emser Punktation). Когда началась французская революция, П. отверг гражданское устройство духовенства и отлучил от церкви принявших новую присягу духовных лиц; это не помешало французскому правительству конфисковать церковные имущества и отнять у папы Авиньон и Венессэн. Во время походов 1796-97 г. Церковная Область сильно пострадала, и П. по миру в Толентино (1797) потерял Болонью и Феррару. При первых признаках революционного движения в Риме директория объявила папское правительство упраздненным, Церковную Область - республикою; 80-летний П. был ограблен, заключен под стражу и перевезен во Францию, где и умер в крепости Валанс.См. Bourgoing. "Mémoires historiques et philosophiques sur P. VI et son pontificat" (П., 1799); Tavanti, "Fasti del S. P. Pio VI" (Флоренция, 1804); Wolf, "Geschichte der römisch-katholischen Kirche unter P. VI" (Цюрих- Лпц., 1793-1806); Artaud de Montor, "Histoire de P. VI" (Пар., 1847).

Пий VII (1800-1823) - граф Кьярамонти (Chiaramont), родом из Чезены, родственник и преемник П. VI. 16-ти лет вступил в бенедиктинский орден, был учителем и настоятелем монастыря св. Каликста. П. VI назначил его епископом и кардиналом. Выбранный в папы кардиналами, собравшимися в Венеции, П. вернулся в Рим, занятый неаполитанскими войсками. Руководимый своим государственным секретарем Консальви (см.), П. заключил с Наполеоном конкордат (1801), которым восстановлялась католическая церковь во Франции, но должен был признать секуляризацию церковных имуществ, назначение правительством епископов и, так называемую, декларацию 1682 г. (см. Галликанизм). Аналогичные конкордаты заключил П. с итальянскими республиками и признал секуляризацию духовных владений в Германии. Пользуясь временным спокойствием, он восстановил орден иезуитов в Сицилии (1804). Надеясь добиться новых уступок от Наполеона (главным образом, отмены декларации 1682 г. и допущения во Францию монашеских орденов), П. согласился приехать в Париж и короновать там Наполеона императором. Монахов Наполеон допустил, но других уступок папе не было сделано. Есть известие, что Наполеон предложил папе навсегда остаться во Франции, но П. отклонил предложение и вернулся в Рим. Когда Наполеон назначил неаполитанским королем своего брата Иосифа и потребовал от папы присоединения к континентальной системе, П. протестовал против обеих мер; Рим был занят французскими войсками (1808), и вскоре после того Церковная Область была присоединена к Франции. П., отлучивший Наполеона от церкви, был арестован и отвезен сначала в Гренобль, потом в Савону, наконец - в Фонтенбло. Сначала папа держался твердо и не признавал епископов, назначенных Наполеоном; но арест становился все суровей, и отрезанный от мира П. согласился утвердить епископов, признать все распоряжения Наполеона и остаться на житье во Франции; в этом смысле был заключен новый конкордат (1813). Когда империя стала близиться к падению, П. отрекся от всех своих уступок и под покровительством союзников вернулся в Рим (1814), получив обратно прежние владения, кроме Авиньона. Победители стали смотреть на Папу как на одну из важнейших опор легитимизма, и П. искусно воспользовался новым направлением. В 1814 г. папа восстановил орден иезуитов (булла Solicitude omnium); Консальви заключил выгодные для церкви конкордаты с Францией, Баварией и Неаполем и соглашение с Пруссией. Самой крупной неудачей П. в это время был его бесплодный протест против венского конгресса, не восстановившего духовных владений в Германии. П. VII основал художественный музей Кьярамонти.См. Artaud de Monfoi, "Histoirie de la vie et du pontifical de P. Vif" (Лиль,1840); Gaudet, "Esquisses historiques et politiques sur le pape P. VII" (Пар., 1824); Giucci, "Storia della vita e del pontificato di P. VII" (Рим, 1857); Henke, "Papst P. VII" (Штутгарт, 1862); Holzwarth, "Napoleon I und P. VII" (Майнц, 1872); Jager, "Lebensbeschreibungen des Papstes P. VII" (Франкфурт, 1824); Pacca, "Compendio storico su P. VII" (Милан, 1824): Simon, "Vie politique et privée de P. VII" (Париж, 1823).

Пий VIII (1829-30) - граф Кастилоне, родом из Чинголи; рано вступил в монастырь, изучал каноническое право в Болонье. П.VII назначил его епископом. За резкую защиту папы против Наполеона и за отказ присягнуть последнему, как итальянскому королю, П. был сослан на Ю Франции. После падения Наполеона получил сан кардинала. Выбранный в папы после смерти Льва XII, П., уже дряхлый старик, вел упорную борьбу против либеральных течений, против библейских и тайных обществ. Вследствие революционных вспышек в Романье и в самом Риме П. облегчил некоторые тягости населения, но в общем держался реакционного направления. Самым крупным делом его внешней политики было заключение конкордата с Голландией. См. Аrtaud de Montor, "Histoire du pape P. VIII" (П. 1844); Rudoni, "Leone XII e P. VIII" (Милан, 1829).

Пий IX (1846-1878) - граф Джованни-Маpиa Мастаи-Феретти, родственник П. VII, родился в Синигалье в 1792 г.; получил образование в коллегии пиаристов; намеревался вступить в папскую гвардию, но вследствие эпилептических припадков избрал духовную карьеру, изучил богословие в Collegium Romanum, вступил в орден миноритов, сделался священником, некоторое время проповедовал в родном городе, затем отправился миссионером в Чили, где пробыл 2 года (1823-25). Лев XII назначил его архиепископом, Григорий ХVI - кардиналом. После смерти Григория XVI обе партии кардиналов - ретрограды, сторонники умершего папы, и либералы, считавшие необходимыми уступки духу времени, - легко сошлись на мягком и уступчивом П., который казался доступным обоим направлениям. Действительно, П. считал возможным примирить средневековое воззрение на папскую власть с новыми потребностями и, оставаясь реакционером в церковной сфере, начал свое правление в духе политического либерализма. Население требовало от папы, во-первых, амнистии политических ссыльных и заключенных, которых при его вступлении на престол было ок. 2000, и удаления главных сотрудников его предшественника; во-вторых, политических реформ в либеральном духе, светского министерства, конституции; в третьих, участия и даже руководства папы в борьбе против австрийского господства в Италии и за ее объединение. П. пошел на уступки по всем этим требованиям: дал амнистию, хотя и неполную, назначил государственным секретарем либерала (кардинала Джицци), сократил придворные расходы и пенсии, учредил комиссии для выработки новых реформ, обложил небольшим налогом монастыри и духовенство, разрешил промышленные ассоциации, научные съезды, школы для рабочих, библиотеки для чтения, постройку железных дорог. Джицци нашел эти уступки чрезмерными, вышел в отставку и был заменен кардиналом Феррети, по совету которого П. дал Риму новую муниципальную конституцию, учредил государственный совет (consulta), составленный преимущественно из светских людей, но имевший только совещательное значение, и согласился даже учредить национальную гвардию. Реакционные кардиналы устроили заговор против П., австрийцы захватили Феррару; но заговор не удался. Феррара была возвращена, и реформы продолжались, хотя совет предъявлял слишком большие, по мнению папы, требования, и Феррети, а вскоре и его преемник Бонфонти, вышли в отставку. Февральская революция сделала П. еще уступчивее: он назначил новое министерство из 6 светских и 3 духовных лиц с кардиналом Антонелли во главе и дал новую конституцию, учреждавшую две палаты: в одну из них члены назначались папой пожизненно, в другую избирались народом на основании ценза. Законы, принятые палатами, утверждались тайным советом кардиналов и затем папой, так что верховная власть по-прежнему оставалась в руках духовенства, что не могло удовлетворить население. Еще более недовольства вызывала внешняя политика П. Когда Карл-Альберт вооружился против Австрии, П. двинул войско на По, но отказался дать благословение римским добровольцам и противился соединению своих войск с пиемонтскими. В Риме началось волнение, и П. вынужден был составить новое министерство (сначала Мамиани, потом Фабри); министры настаивали на войне с Австрией, против которой П., наконец, решительно высказался в консистории кардиналов (28 апреля 1848 г.). Движение получило мало-помалу революционный характер: новый министр П., Росси, был убит при входе в парламент (5 ноября); папа тайком убежал в Гаэту (25 ноября), и в Риме провозглашена была республика. Из Гаэты П. обратился за помощью к католическим державам; австрийцы захватили Анкону и Болонью, французы - Рим (июль 1849 г.). Папа отправил в Рим комиссию из 3 кардиналов, приступившую к террористической реакции. Это вызвало протест со стороны Людовика-Наполеона; П. издал прокламацию с обещанием либеральных реформ и, вернувшись в Рим (апр. 1850г.), восстановил муниципальные советы и допустил в состав правительства светских лиц. Но это были только наружные уступки; реакция продолжалась, и П. со своим государственным секретарем Антонелли, опираясь на французов, не обращал внимания на нужды населения. Заключены были выгодные для церкви конкордаты с Испанией (1851) и Австрией (1855), восстановлена католическая иерархия в Англии (1850) и в Голландии (1853), учреждено несколько епископских кафедр в Сев. Америке, Африке и Азии. Без участия собора П. провозгласил новый догмат о беспорочном зачатии (Immaculata conceptio) Девы Марии (1854). Внутреннее состояние церковной области приходило, однако, все в больший упадок, а идея объединения Италии делала все большие успели. В 1859 г. Австрия вследствие начавшейся войны с Пиемонтом отозвала свои войска из Романьи; Болонья тотчас восстала и присоединилась к монархии Виктора-Эммануила; затем восстали Умбрия и Марки; папские волонтеры потерпели поражение при Кастельфидардо, и восставшие провинции последовали примеру Болоньи (1860), так что папа потерял 2/3 своих владений, удержавшись в остальных только с помощью французского гарнизона. По договору, заключенному в 1864 г. с Виктором-Эммануилом, Наполеон III обязался через 2 года удалить свои войска из Рима. П. грозила опасность утратить все свои владения, но он не шел на уступки, отлучил от церкви "узурпаторов", осуждал всякие новшества. Он торжественно канонизировал 23 японских мучеников (1862), пострадавших еще в 1597 г., а также немецкого иезуита Петра Канизия (1864), отпраздновал 1800-летний юбилей апостолов Петра и Павла (1867) и 50-летний своего священства (1868). В этот же период (1864) он издал знаменитую энциклику и силлабус (Syllabus errorum), где осуждал все враждебные средневековому католицизму направления в жизни государства и общества, в философии и в науке. В 1867 г. он предложил на предварительное обсуждение кардиналов новое учение о папской непогрешимости. Несмотря на сильную и почти повсеместную оппозицию против нового притязания, П. в 1869 г. открыл ватиканский собор (см.), возведший в догмат папскую непогрешимость (1870). Еще до открытия собора гарибальдийцы попытались захватить Рим (1867), но были отбиты вновь прибывшими франц. войсками, которые остались в папских владениях до франко-прусской войны и были отозваны только в августе 1870 г. В сентябре войска Виктора-Эммануила заняли при сочувствии населения папские владения и после незначительного боя вступили в Рим, объявленный столицей итальянского королевства. Светская власть папы была уничтожена. В 1871 г. итальянский парламент принял закон о гарантиях, по которому папа был признан государем, но его владения ограничены Ватиканом; в духовной сфере за ним признана полная самостоятельность. П. протестовал против занятия Рима, отказался признать новое правительство и принять короля, объявил себя "ватиканским пленником" и старался вызвать в Европе движение для восстановления папства в его прежнем виде. Сочувствие к П. не пошло, однако, дальше паломничеств в Рим с подарками папе и многочисленных депутаций по случаю 25-летнего юбилея его понтификата. Последние годы правления П. нанесли ряд ударов и его церковному влиянию постепенным ослаблением и даже окончательным устранением опеки духовенства над школой и печатью в Италии и за Альпами и так наз. " культурной борьбой" в Германии. См. Clave, "La vie et le pontificat de P. IX" (П., 1848); Balmes, "P. IX" (П., 1848); Clerc, "P. IX, Rome et l"Italie" (П., 1849); Pougeois, "Histoire de P. IX, sou pontificat et son siècle" (П., 1886); Villefranche, "P. IX, sa vie, son histoire, son siècle" (Лион, 1889); С. Haltaus, "Papst P. IX und seine Reformen im Kirchenstaate" (Лпц., 1847); Pfleiderer, "P. IX" (Гейльбр. 1878); Marocco, "Storia di P. IX" (Typ., 1856).