Законы и традиции, которым следовали в османской империи. Начало нового века и новые беды. Государственный строй Османской империи в XV - XVII вв

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы,ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались- оно единственное было правильно, законно.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане,итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть. Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем - СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

§ 1. Образование и основные этапы развития Османской империи

В XI в. Сельджукский Румский Султанат потерпел поражение от тюрок и придвинулся к границам Византии, начался процесс тюркизации местного населения: греков, славян, грузин, персов. Правда, у этих народов сохранялись свои религии, в том числе и христианство. В XIII в. Румский султанат полностью распался. На рубеже XIII - XIV вв. бей Осман создал Османский султанат. Османы постепенно потеснили Византию на юго-востоке Малой Азии, затем захватили Балканы. В 1389 г. они разбили сербскую армию на Косовом поле, а в 1396 г. -объединенное ополчение крестоносцев почти всей Европы. В 1453 г. штурмом был взят Константинополь. В 1475 г. вассалом Турецкого султаната стало Крымское ханство, как осколок Золотой орды. В начале XVI в. османы завоевали Иран, Курдистан, Сирию, Аравию, затем Египет и практически всю Северную Африку. Власть потомков арабских халифов в Каире была упразднена, при этом Султан как бы стал преемником халифа в качестве религиозного вождя, хотя фактически османские султаны, не будучи потомками Мухаммада, не имели права считаться главами мусульманской церкви, но фактически они оказались во главе мусульманского мира. Почти все Средиземноморье, Ближний Восток и Закавказье оказались в составе Османской империи.

Государственный строй Османской империи в XV - XVII вв.

Османская империя - типично восточное государство. Для древневосточных государств-деспотий была характерна абсолютная всеохватывающая власть монарха. К. Маркс считал, что верховная собственность порождала верховную абсолютную власть монарха. Гегель из формы власти выводил форму собственности. Так что же первично, что вторично в древневосточных государствах - власть или собственность?

По нашему мнению, здесь нет абсолютного первенства. На Востоке бывает первичной собственность вторичной власть, и наоборот - первичной власть и вторичной собственность, но чаще всего они составляют единство: власть - собственность или собственность - власть, иначе говоря, власть над собственностью и одновременно собственность на власть. Это и есть альтернатива европейской модели соотношения собственности и власти. В целом европейская модель пригодна только для Европы. Большая часть человечества не жила по европейской модели. Европейская модель есть ответвление от общечеловеческой главной линии мирового развития государства. Попытка крестоносцев овладеть Востоком провалилась, в XVI - XVII вв. европейцы, опираясь на мощную судостроительную индустрию, огнестрельное оружие начали новую экспансию в мире. В XVIII - XIX вв. покорив почти весь нехристианский мир, европейцы навязали общественному сознанию и научным разработкам, что оптимальной и самой прогрессивной моделью развития цивилизаций является европейская модель, основанная на преимущественно частной собственности, где государственная власть является вторичной от производственных отношений.

Таким образом, считается, что деспотизм появляется там, где нет частной собственности. Первобытные общинные формы власти (потестас) постепенно перерастают в родоплеменные государственные органы власти. На Востоке вся полнота власти переходит к вождю; общинная демократия, с ее народными собраниями и советами старейшин остаются в нижнем ярусе властных органов, а верхний ярус занимают монархи и их администрация. Таким образом, военно-общинная демократия переросла в родоплеменное государство, которое тоже плавно переросло в абсолютно тоталитарное монархическое государство. В течение многих лет складывается мощная централизованная административная система. Власть-собственность в ней первоначальна. Рынок, частная собственность, социальные прослойки находятся в подчинении власти-собственности.

В Османской империи на основе родоплеменного государства формируется «теократическая военно-административная монархия», основанная на восточной модели владения землей, водой, рудниками и иной недвижимой собственностью. Первоначально по этой модели развивается родоплеменная система власти, постепенно она накладывается на территорию, экономику, охватывает политику, управление, администрацию, вооруженные силы, охрану порядка. Постепенно родовые и племенные органы срослись с военно-территориальными, военно-административными органами, они срастаются и с формами собственности, аренды, наделов за службу. По европейской терминологии и представлениям кажется, что здесь складывается военно-ленная система управления, но османская система владения и пользования землей, водой, иной собственностью, территориальное, военное, административное управление представляют собой совершенно иную систему.

Она устроена по родовому, военно-территориальному принципу. Территориальной единицей страны стал санджак («знамя») - боевое знамя рода, родового подразделения воинов во главе с главой рода санджак-беем. На территории санджака воины сипахи («кавалеристы») получали тимар - условное наследственное владение территорией с правом взимания строго определенной суммы налогов с населения. Тимар - сбор в пользу тимариота не должен превышать суммы, необходимой для содержания семьи, коня и военной экипировки воина. Государство строго следило за этим. Тимар не являлся ни поместьем, ни владением, тимариот не должен был превышать своих прав и полномочий и ущемлять государственных интересов.

В связи с крупными земельными завоеваниями появляются большие пожалования земли - зеаметы . Тимариоты и зеаметы составили основу османского войска. Впоследствии возникли хассы и арпалыки - территории с налоговым иммунитетом. Налог с них полностью поступал к владельцу, строго фиксировался финансовыми органами страны, но никогда не передавался по наследству, оставаясь строго в государственной собственности, и также не допускалось ущемление государственных интересов. Так складывается военно-административная монархия, в основе которой лежала формула власть-собственность. Вся земля принадлежала государству в лице султана, ею распоряжался государственный аппарат.

Вершину государственной пирамиды венчал Султан. Однако в империи не было закона о престолонаследии, все члены следующего поколения потенциально имели право на власть, трон, жестокие династические схватки были неизбежными и часто заканчивались кровавой резней. Учитывая многоженство и гарем, братьев могли быть десятки и все они в таком случае уничтожались, словом, кровь лилась рекой.

Султан был олицетворением всесильной власти над подданными, системы поголовного рабства. Каждый подданный мог в любой момент закончить жизнь на колу. Личность Султана не обожествлялась, но власть его являлась сакральной, жертвенной. При этом он не был представителем Аллаха на Земле, он считался его тенью. Вместе с тем от Султана не требовалось каких-либо выдающихся способностей или харизмы. Он и его личность должны были соответствовать ряду требований:

1.Принадлежность к суннитскому толку в исламе.

2.Только мужского пола, так как по шариату женщина не равна мужчине.


  1. Благообразная наружность без внешних дефектов.

  2. Быть совершеннолетним, не моложе 15 лет.

  3. Психическая и умственная полноценность.

  4. Свободный статус в прошлом и настоящем.

  5. Моральные качества восходят к традиционным нормам: осмотрительность, мудрость, справедливость, величие, ловкость. Но не требовалось, чтобы повелитель правоверных превосходил подданных в познаниях и деяниях.

  6. Облеченная высочайшей властью особа Султана священна и неприкосновенна.

  7. Вся полнота светской и духовной власти сосредоточивалась в руках Султана, правителя мусульман - суннитов.
Султан обладал широкими полномочиями и функциями религиозного и светского главы Османской империи:

1. Открытие общей молитвы в праздники и ежедневно.

2. Чеканка монеты.

3. Поддержание общего порядка в стране.

4. Контроль за исполнением священных законов.

5. Верховное главнокомандование.

6. Ему принадлежит высшая судебная власть.

7. Он обязан подавлять мятежи.

8. Издает законы, которые должны согласоваться с шариатом.

По мере разрастания Османской империи формировалась мощная централизованная система управления.

Султан перепоручал свою власть Везиру, который правил от его имени. Он возглавлял Великий Совет - правительство страны (Диван-и-хумайюн), состоящее из министров - везиров. Правительство в своей деятельности руководствовалось шариатом и Сводом законов Канун-наме.

Центральный аппарат управления состоял из трех основных ведомств (систем) управления: военно-административного, финансового и судебно-религиозного.

Военно-административное ведомство, который возглавлял сам Великий везир, был костяком всей управляющей структуры империи. Страна была разбита на 16 областей - эялетов во главе с бейлярбеями (губернаторами), подчиненными Великому везиру и обладавшими всеми видами власти на территории эялетов. Им подчинялись санджакбеи - военачальники - управители санджаков - уездов, которых было 250. Власть санджакбея была довольной сильной, сверху она контролировался бейлярбеем и регулировалась уездными законами и Канун-наме. Нижним звеном военно-административной власти в империи были тимариоты -держатели земли, отвечавшие за безопасность и экипировку воинов (сипахи), которых необходимо было представить от их тимаров. Тимариоты также наблюдали за порядком на территории тимара.

Финансовое ведомство во главе с везиром-дефтердаром имело специальных чиновников в эйялетах и санджаках. В функции центрального ведомства и его местных чиновников входили: учет ресурсов и доходов казны; определение размеров налогов, податей и других повинностей; контроль за доходами тимаров, хассов и арпалыков. Виды налогов: законные налоги - десятина с мусульман, «харадж» и подушная подать «джизья» с немусульман; закят - налог в пользу бедных со всех имущих. Существовали дополнительные повинности, чрезвычайные и местные.

Судебно-религиозное ведомство в самом общем смысле контролировало образ жизни и поведение населения и каждого мусульманина. Во главе ведомства стоял Шейх-уль-Ислам. В эйялетах (губерниях) это ведомство возглавляли два Кади - судьи. Кади обладали очень широкими судебными, религиозными, финансовыми и административными функциями. Они решали дела, касавшиеся мусульман, кроме того, были нотариусами, посредниками в сделках, разрешали торговые, финансовые и прочие споры, осуществляли контроль за сбором налогов, за ценами, за порядком; были духовниками и чиновниками. В немусульманских областях те же функции исполняли руководители общин.

Расцвет этой государственной системы пришелся на XVI в. в правление Сулеймана I Кануни (Законодателя) или Сулеймана Великолепного (1520 -1566 гг.).

§ 2. Развитие государственности Османской империи во второй половине XVI - начале XX вв. Основные государственные реформы

К середине XVI в. государственный строй и система управления Османской империи переживали определенный кризис. В первую очередь причины кризиса виделись в недостатках тимариотной системы. Тимариоты были составной частью военной, административной, налоговой и полицейской системы. Важными факторами, обусловившими ослабление империи, были раздача государственных земель, уменьшение военной добычи, прекращение приращения территорий.

Первые реформы в Османской империи были практически военными реформами. В XVI в. вместо воинов - сипахов был создан и многократно увеличен корпус янычар («ени чери» - новое войско), находившихся на государственной службе и получавших государственное жалование, что резко увеличило государственные расходы на армию. Кроме того, янычары, будучи султанской гвардией, часто вмешивались в политическую и дворцовую жизнь страны. После этой неудавшейся реформы в средине XVII в. новую реформу провел Великий везир Мехмед Кепрелю. Он вновь укрепил систему тимариотов, изъяв земли хассов и вакуфные земли.

Конец XVIII, XIX и начало XX вв. в Османской империи стали веками крупных государственных реформ.

Первые два тура реформ связаны с деятельностью Султана Селима III (1789 - 1807 гг.) и Махмуда II (1808 - 1839 гг.). Первый тур касался в основном реформы надельной тимарной системы, военной и частично религиозной сфер:


  1. Формирование новой армии по европейскому образцу, создание современной артиллерии, флота и инженерных войск.

  2. Ликвидация янычарского корпуса (1826 г.).

  3. Устранение суфийского ордена Бекташи из политической жизни империи (1826 г. и далее).

  4. Полное упразднение тимарной системы.
Второй тур реформ коснулся центральной администрации, налоговой системы и социальной сфер:

1.Реформа центрального управления по европейскому образцу, создание новых министерств и ведомств.

2. Налоговая реформа.

3. Реформа почты, больниц, системы образования.

Реформы второго тура быстро сошли на нет. Войны Мухаммеда Али Египетского ослабили империю. Среди великих держав Европы встал вопрос о разделе «больного человека» Европы - Османской империи. В 1839 г. Запад взял Османскую империю под «коллективное попечительство». Султан Абдул Меджадид принял его.

Следующий этап реформ 40 - 70 гг. получили название «танзимат» (преобразование, реформа) Более полное название реформ – «Танзимат-и-хайрие» - «благодетельная реформа».

3 ноября 1839 г. был подписан «Гюльханейский хатт-и-шериф» (рескрипт), иногда упрощенно называемый Гюльханейским актом. Хатт-и-шериф предписывал:


  1. Обеспечить всем подданным, представителям всех религий гарантии неприкосновенности жизни, чести и имущества.

  2. Отменить системы откупов и упорядочить налогообложение.

  3. Изменить порядок призыва на военную службу.
В 1856 г. принят еще один рескрипт «Хатт-и-хумайун». Он предусматривал создание в эйялетах и санджаках меджлисов - совещательных органов с участием немусульман; судебную реформу; принятие уголовного и коммерческого кодексов; создание системы светских школ. Реформа встретила жесткое сопротивление мусульманской знати, особенно против уравнения в правах мусульман и немусульман. Вскоре были приняты: Закон о земле; отменена цеховая система организации ремесленного производства в городах; судебная власть была отделена от административной: шаритские суды были потеснены светскими судебными учреждениями.

В 1865 г. в Османской империи возникло движение “новых османов”, которые выступили за создание конституционной монархии. Через девять-десять лет их деятельность принесла определенные плоды. В 1876 г. Султан Абдул-Хамид принял конституцию Османской империи. Она провозгласила права и свободы граждан империи, был создан двухпалатный парламент. Однако, уже в феврале 1878 г. Абдул-Хамид произвел государственный переворот, распустил уже избранный парламент и установил тиранию – «Зюлюм». При этом режиме были закрыты газеты, ужесточена цензура, были закрыты многие новые учебные заведения. Впервые была провозглашена доктрина “панисламизма”, целью которой было приспособления мира ислама к существованию в новых условиях; противопоставить мусульманское единство натиску европейского колониализма. Вместе с тем Абдул-Хамид видел в панисламизме инструмент для укрепления своей власти. Однако его честолюбивые планы вскоре провалились. Страна давно увязла в иностранных долгах и в 1879 г. была объявлена банкротом. Западные державы начали готовить инструментарий для установления над империей своего контроля. В первую очередь инструментом западного управления страной стал финансовый контроль. В 1881 г. было создано Управление Оттоманского долга, а затем и Оттоманский (Османский) банк, главным предназначением которого был контроль западных держав над Османским правительством, бюджетом страны, путем контроля или даже участия иностранных представителей в сборе налогов и расходовании бюджетных средств. Разумеется, как и в других случаях в Европе и в Азии западные правительства, банкиры и предприниматели стремились к разрушению оставшихся на земле империй, чтобы, развалив их, установить контроль и даже захватить отколовшиеся от империй части.

Провал реформ, установление иностранного контроля над страной, вызвали протест как в правящих кругах, так и среди чиновничества, военных и интеллигенции страны. Начали возникать секретные антиправительственные кружки и организации. На смену движению «новых османов» пришло движение «младотурок». В 1889 г. в Стамбуле среди курсантов военно-медицинского училища была создана подпольная ячейка, члены которой поставили цель избавить страну от деспотизма, восстановить конституцию. В Париже Риза-бей создал общество «Иттихад ве Терраки» («Единение и прогресс»). В его программу входили: борьба за свободу, справедливость и равенство всех подданных; сохранение империи на путях реформ; установление конституционного строя; невмешательств иностранцев дела империи.

В 1902 г. состоялся первый, очевидно, учредительный конгресс младотурок. В 1907 г. Второй конгресс младотурок принял Декларацию, призывающую к восстанию против Адул-Хамида. В 1908 г. произошло восстание турецких войск в Македонии. Султан принял их требования. Была создана Палата депутатов, треть мест в которой досталось младотуркам. В 1909 г. Абдул-Хамид попытался произвести контрпереворот, но младотурки своими войсками заняли столицу и, обладая реальной властью, возвели на престол нового султана Мехмеда V . Так совершилась младотурецкая революция.

Младотурки осуществили ряд реформ, сущностью которых было сохранение империи, провозглашена доктрина османизма - удержание нетурецких земель и народов в составе империи. С 1910 г. под лозунгами панисламизма и пантюркизма они начали гонения на неисламские народы.

В 1912 г. младотурок свергли исламские либералы «иттиляфисты» - члены ассоциации «Хюрриет ве иттиляф» («Свобода и согласие»), стоявшие за предоставление другим народам автономии. Используя неудачи Турции в Балканской войне 1912 г., младотурки свергли их. В 1914 г. к власти пришел младотурецкий триумвират: Энвер-паши, Талаат-паша и Джемаль-нами. Они и толкнули Османскую империю в мировую войну на стороне Германии и Тройственного союза. В результате поражения Германии пала и диктатура младотурок в Османской империи, младотурки бежали из страны. Империя агонизировала, окраины стремились отделиться, все более вызревала националистическая идея - сохранить в едином сильном государстве собственно турецкие земли в Малой Азии. Союзники решили, что могут продиктовать Османской империи свои условия мира.30 октября 1918 г. они подписали «Мудросское перемирие», которое предусматривало открытие поливов для иностранного, в том числе и военного, судоходства, демобилизацию армии, сдачу союзникам военных кораблей, установление контроля Антанты над железными дорогами страны, телеграфом и радио, оккупацию армянских эйялетов. Османская империя заканчивала свое многовековое существование.

История законодательства в Османской империи во всех ее деталях еще не исследована и не написана, хотя представляет большой интерес для исследователей мусульманского права. Мусульманское право возникло и развивалось в рамках Арабского халифата. Поскольку Османскую империю можно по праву считать преемницей Арабского халифата и одной из крупнейших мусульманских держав всех времен, то для более полного представления о развитии мусульманского права, необходимо рассмотреть его развитие в Османской империи.

В историографии считается, что в той или иной мере законодательная деятельность имела место при всех османских султанах. Она зафиксирована во множестве указов, постановлений и т.п., которые находились в не систематизированном состоянии до второй половины XV в. Первая кодификация относится к периоду правления султана Мехмеда II Фатиха. Составленный им свод законов содержит три части: 1) табель о рангах; 2) основы придворного церемониала и правила назначения сановников и их детей на государственные должности; 3) несколько статей о наказаниях за уголовные проступки, определение содержания сановным лицам и их титулатуру. Существовал и другой свод законов, составленный при этом же султане. Он значительно отличался от первого по содержанию, структуре и стилю, и состоял из следующих разделов: 1) о наказаниях за прелюбодеяние; 2) о наказаниях за драку и убийство; 3) о налогах и торговых пошлинах; 4) о кочевниках (юрюках); 5) о налогах и пошлинах с немусульман (кяфиров). Дальнейшее развитие правовых концепций в Османской империи связано именно с этими, еще достаточно примитивными положениями, изложенными во втором кодексе Мехмеда II.

Основные этапы в развитии османского законодательства после Мехмеда II историки Турции связывают с именами султанов Селима I (1512-1520 гг.), Сулеймана Кануни (1520-1566 гг.), Ахмеда I (1603-1617 гг.), деятельностью законоведов в XVI-XVII вв. и правовыми реформами периода танзимата.

В Османской империи на протяжении веков существовали две системы права - религиозные законы - шариат и светские, исходившие от имени султана - кануны.

Мусульманско-правовая доктрина допускала введение правовых изменений. Мусульманские юристы считали, что, так как правила поведения по тем вопросам, которые не урегулированы Кораном и сунной, сформулированы людьми и не гарантированы от ошибочных суждений, то они могут заменяться другими суждениями. В трудах средневековых мусульманских законоведов приводились мнения всех юристов, принадлежащих к одному мазхабу. Даже в том случае, если эти мнения были противоречивы, все они признавались действительными. Кадий мог выбирать при решении норму по своему усмотрению. Не практиковалась и прямая отмена устаревших, не соответствовавших потребностям норм. 1

Таким образом, традиционно для турецкого законотворчества было нехарактерно создание единых законодательных конструкций.

Религиозная система права в Османской империи была связана с общими принципами мусульманского права и соответствовала официально принятому в этой стране толкованию ханифитской правовой школы. Отличие этого мазхаба в том, что он более гибко применяется к местным обстоятельствам, стараясь приспособить жесткие рамки шариата к практическим потребностям жизни. При решении конкретных вопросов ханифиты оперировали тремя методами толкования: рай, кияс и истихсан (см. стр. пособия). В то же время это учение таило в себе опасность произвольных действий кадиев. По спорным вопросам издавались фетвы шейх-уль-исламов, которые становились правовым основанием для последующих судебных решений. Так как и фетвы, и действия кадиев должны были соответствовать ханифитскому толку, то в империи ханифитское право имело первенство и вторгалось в те области, где ранее господствовали другие школы суннитского ислама. Кадии и муфтии могли примыкать к любому из суннитских мазхабов, но судить и выносить заключения только согласно ханифитскому толку. 1

Другая система права в Османской империи - светские законы - кануны, исходящие от имени султана. Сосуществование канунов и шариата - специфическая особенность османского государства. Кануны, замысленные первоначально как неофициальные - только для сведения султана, позже стали обязательными при решении государственных проблем и в практике кадийских судов. Причем во многих случаях султанские постановления существенно отличались от шариатских догм.

Причины возникновения в Османской империи такой системы права как кануны следующие. Во-первых, к XV-XVI вв. османское государство в результате завоевательных походов достигло максимального расширения своих границ. Стала проявляться тенденция превращения османских султанов в абсолютных монархов, власть которых не была ограничена никакими корректирующими институтами. В своем стремлении расширить масштабы власти султаны стали опираться на тюрко-монгольскую и византийскую модели политической организации, исходившие из примата светского начала. Выражением этого и явилось издание при султане Мехмеде II первых канун-наме. Султан в своих действиях опирался на божественное предначертание, отраженное в нормах шариата и на свой государственный ум. Первое определяло порядок материального и духовного мира, а второе позволяло поддержать этот порядок. Султан посредством своей абсолютной власти должен был определить место каждого человека в обществе, обеспечивать социальный порядок, безопасность людей. Это достигалось с помощью канунов, которые в отличие от норм шариата, носили временный характер и действовали только в течение правления одного султана. Кроме того, шариат и канун, по мусульманским воззрениям, никогда не стояли на одном уровне. Предназначение шариата - вести верующих к совершенству при жизни, и счастью - после смерти. Канун имел более низкий статус, был направлен только на установление порядка в государстве и ограждение граждан от насилия. Кануны никогда не отменяли, а лишь дополняли религиозные законы.

Такая система носит название мазалим и принята сегодня во всех мусульманских государствах. Османская особенность состояла лишь в более полном включении кадия в систему управления и более частого использования канунов в государственном управлении. 1

Для того, чтобы иметь более полное представление о канунах XV-XVI вв., рассмотрим Книгу законов султана Селима I - один из авторитетных сборников законов этого периода.

Книга законов султана Селима I не разделена на какие-то структурные единицы, но определенная система есть. Первые положения закона содержат уголовно-правовые нормы. Их немного, говорится о наказаниях развратников и развратниц, о кровной мести, убийстве и воровстве. Большая часть закона посвящена налогообложению. Примечательно, что в уголовно-правовых нормах говорится о смертной казни только в случае злостного воровства, очень мало - о членовредительных наказаниях. За большую часть преступлений предусмотрен штраф, даже если это не соответствует установлениям шариата. Например, в случае совершения прелюбодеяния Коран говорит только об одном наказании – «битье сотней ударов» публично. В соответствии с установлениями адата в мусульманских государствах прелюбодеев традиционно били камнями. Книга законов султана Селима I предусматривала штраф, размер которого варьировал в зависимости от социального положения виновного. Богатый и женатый платил больше, чем бедный и холостой; раб за совершение любого преступления платил меньше свободного мусульманина, иноверец - больше. Наказанием за убийство являлась узаконенная кровная месть, если же мстить было некому или по какой-либо другой причине месть не свершилась, также выплачивался штраф. Смертная казнь упоминается в этом законе только один раз, она предусмотрена за совершение кражи с проникновением в дом или неоднократно: «Того, кто украл пленного, увел раба, рабыню или мальчика, кто проник в лавку, забрался в дом и неоднократно уличен в краже, - пусть повесят».

За малозначительные кражи также предусматривался штраф, несмотря на то, что Коран весьма строг по отношению к ворам и за любую кражу предписывает отрубать руки.

Отличительной чертой данного закона является его необыкновенная для мусульманского общества начала XVI в. гуманность. Однако, не стоит думать, что в этот период в Османской империи совершалось меньше казней, чем в какой-либо другой. Во-первых, кануны действовали только в период правления султана, который их принял, а значит этот закон просуществовал как действующий только 8 лет (годы правления Селима I: 1512-1520), и, во-вторых, шариат по отношению к кануну всегда имел главенствующее положение и решения принимались большей частью на его основе. А кануны лишь дополняли его. Кадии же могли принимать решения как на основе шариата, так и на основе канунов. Например, к иноверцам чаще применялись более светские положения канунов, нежели шариат. 1

В целом уголовные законы Османской империи были одной из отраслей права, наиболее свободных от норм шариата. Большая часть жизненно необходимых уголовно-правовых норм не была упомянута в Коране и сунне, поэтому недостающие разрабатывались законоведами с помощью толкования, в основном в султанских канунах.

Как отмечает У. Хейд большая работа в данном направлении была проделана в XVI в. при султане Сулеймане I. Свод уголовных законов был усовершенствован, систематизирован, пополнился новыми статьями, содержащими элементы правовой культуры покоренных народов. 1

На период правления этого султана пришелся пик активности издания канунов, по этой причине Сулеймана I и прозвали Кануни - Законодатель. При нем был составлен Общий Свод Законов Османской империи. В общих чертах этот законодательный свод представляет из себя следующее. Он состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя ряд разделов.

  • Анатолия (Малая Азия), где расположена Турция, в древности была колыбелью многих цивилизаций. Ко времени прихода предков современных турок здесь существовала Византийская империя - греко-православное государство со столицей в Константинополе (Стамбул). Воевавшие с византийцами арабские халифы приглашали на военную службу тюркские племена, которым выделяли для поселения пограничные и пустующие земли.
  • В возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье , которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии. Разрушено монголами.
  • В на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса . Опорой власти турецких султанов стали янычары .
  • В турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь (Эдирне). Европейские владения Турции получили название Румелия .
  • В турки взяли Константинополь (см. Падение Константинополя) и сделали его столицей империи.
  • При Селиме Грозном Турция завоевала Сирию , Аравию и Египет . Турецкий султан низложил последнего халифа в Каире и сам стал халифом.
  • В произошла Мохачская битва , в ходе которой турки разбили чешско-венгерское войско и оккупировали Венгрию и в подступили к стенам Вены . На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» ( -), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива , от Крыма до Марокко .
  • В турки захватили украинские территории к западу от Днепра .

Возникновение империи

Османы вступили в столкновение с сербскими владетелями и одержали победы при Черномене () и при Савре ().

Битва на Косовом поле

Начало XV века

Сильным противником его явился воспитанный при османском дворе и бывший любимцем Мурада албанский заложник Искандер-бег (или Скандербег), принявший ислам и содействовавший его распространению в Албании. Затем он хотел сделать новое нападение на Константинополь, не опасный для него в военном отношении, но очень ценный по своему географическому положению. Смерть помешала ему исполнить этот план, осуществлённый его сыном Мехмедом II (1451-81).

Взятие Константинополя

Предлогом для войны послужило то, что Константин Палеолог , император византийский, не пожелал выдать Мехмеду его родственника Орхана (сына Сулеймана, внука Баязета), которого приберегал для возбуждения смут, как возможного претендента на османский престол. Во власти византийского императора была только небольшая полоса земли по берегу Босфора ; численность войска его не превышала 6000, а характер управления империей делал её ещё слабее. В самом городе жило уже немало турок; византийскому правительству начиная ещё с г. приходилось разрешать постройку мусульманских мечетей рядом с православными храмами. Только чрезвычайно удобное географическое положение Константинополя и сильные укрепления давали возможность сопротивляться.

Мехмед II направил против города армию в 150 000 чел. и флот в 420 небольших парусных судов, блокировавших вход в Золотой Рог . Вооружение греков и военное их искусство было несколько выше турецкого, но и османцы успели довольно хорошо вооружиться. Ещё Мурад II устроил несколько заводов для отливки пушек и выделки пороха , которыми заведовали венгерские и иные христианские инженеры, принявшие ислам ради выгод ренегатства. Многие из турецких пушек производили много шума, но не наносили настоящего вреда неприятелю; некоторые из них разорвались и перебили значительное количество турецких солдат. Мехмед начал предварительные осадные работы осенью 1452 г., а в апреле 1453 г. приступил к правильной осаде. Византийское правительство обращалось за помощью к христианским державам; папа поспешил ответить обещанием проповеди крестового похода против турок, если только Византия согласится на соединение церквей; византийское правительство с негодованием отвергло это предложение. Из других держав одна Генуя прислала небольшую эскадру с 6000 чел. под начальством Джустиниани . Эскадра храбро прорвала турецкую блокаду и высадила на берег Константинополя десант, который удвоил силы осаждаемых. В течение двух месяцев продолжалась осада. Значительная часть населения потеряла голову и вместо того, чтобы стать в ряды бойцов, молилась по церквам; армия, как греческая, так и генуэзская, сопротивлялась чрезвычайно мужественно. Во главе её стоял император Константин Палеолог , который дрался с мужеством отчаяния и погиб в стычке. 29 мая османцы открыли город.

Расцвет османского могущества (1453-1614)

Завоевание Греции привело турок к столкновению с Венецией, вступившей в коалицию с Неаполем, папой и Караманом (самостоятельным мусульманским ханством в Малой Азии, в котором правил хан Узун Хасан).

Война длилась 16 лет в Морее, на Архипелаге и в Малой Азии одновременно (1463-79) и окончилась победой Османского государства. Венеция по Константинопольскому миру 1479 г. уступила Османам несколько городов в Морее, остров Лемнос и другие острова Архипелага (Негропонт был захвачен турками ещё в г.); Караманское ханство признало власть султана. После смерти Скандербега () турки захватили Албанию, потом Герцеговину. В г. они вели войну с крымским ханом Менгли Гиреем и принудили его признать себя зависимым от султана. Победа эта имела для турок большое военное значение, так как крымские татары доставляли им вспомогательное войско, по временам в 100 тыс. чел.; но впоследствии она сделалась роковой для турок, так как столкнула их с Россией и Польшей. В 1476 г. османцы опустошили Молдавию и поставили её в вассальную зависимость.

Этим на некоторое время закончился период завоеваний. Османам принадлежал весь Балканский полуостров до Дуная и Савы, почти все острова Архипелага и Малая Азия до Трапезунда и почти до Евфрата, за Дунаем Валахия и Молдавия находились от них тоже в сильнейшей зависимости. Везде управляли или непосредственно османские чиновники, или местные правители, утверждавшиеся Портой и находившиеся у неё в полном подчинении.

Правление Баязета II

Ни один из предшествовавших султанов не сделал столько для расширения пределов Османской империи, как Мехмед II, оставшийся в истории с прозвищем «Завоеватель». Ему наследовал сын его Баязет II (1481-1512) посреди смут. Младший брат Джем, опираясь на великого визиря Могамета-Карамание и пользуясь отсутствием Баязета из Константинополя в момент смерти отца, провозгласил себя султаном.

Баязет собрал оставшиеся верными войска; враждебные армии встретились при Ангоре. Победа осталась за старшим братом; Джем бежал на Родос , оттуда в Европу и после долгих странствований очутился в руках папы Александра VI , который предложил Баязету отравить его брата за 300 000 дукатов. Баязет принял предложение, уплатил деньги, и Джем был отравлен (). Царствование Баязета отмечено ещё несколькими восстаниями его сыновей, окончившимися (кроме последнего) благополучно для отца; Баязет брал восставших и подвергал казни. Тем не менее, турецкие историки характеризуют Баязета как миролюбивого и кроткого человека, покровителя искусства и литературы.

Действительно, в османских завоеваниях наступила некоторая остановка, но скорее вследствие неудач, чем миролюбия правительства. Боснийский и сербский паши многократно делали набеги на Далмацию , Штирию , Каринтию и Крайну и подвергали их жестокому опустошению; несколько раз делались попытки взять Белград, но безуспешно. Смерть Матвея Корвина (), вызвала анархию в Венгрии и, казалось, благоприятствовала замыслам османцев против этого государства.

Продолжительная война, ведущаяся с некоторыми перерывами, окончилась, однако, не особенно благоприятно для турок. По миру, заключённому в г., Венгрия отстояла все свои владения и хотя должна была признать право Османской империи на дань с Молдавии и Валахии , но не отказалась от верховных прав на эти два государства (скорее в теории, чем в действительности). В Греции были завоёваны Наварин (Пилос), Модон и Корон ().

Ко времени Баязета II относятся первые отношения государства Османов с Россией: в г. в Константинополе появились послы великого князя Ивана III , чтобы обеспечить русским купцам беспрепятственную торговлю в Османской империи. С Баязетом вступали в дружеские отношения и другие европейские державы, в особенности Неаполь, Венеция, Флоренция, Милан и папа, ища его дружбы; Баязет искусно балансировал между всеми.

Главное его внимание было обращено на Восток. Он начал войну с Персией, но не успел её окончить; в г. против него восстал во главе янычар его младший сын Селим, разбил его и сверг с престола. Вскоре Баязет умер, по всей вероятности, от отравы; истреблены были и другие родственники Селима.

Правление Селима I

Война в Азии продолжалась при Селиме I (1512-20). Кроме обычного стремления османцев к завоеваниям, у этой войны была и религиозная причина: турки были суннитами , Селим, как крайний ревнитель суннизма, страстно ненавидел персов-шиитов , по его приказу было уничтожено до 40 000 шиитов, живших на османской территории. Война велась с переменным успехом, но окончательная победа, хотя и далеко не полная, была на стороне турок. По миру г. Персия уступила Османской империи области Диярбакыр и Мосул , лежащие по верхнему течению Тигра.

Египетский султан Кансу-Гаври отправил к Селиму посольство с предложением мира. Селим велел перебить всех членов посольства. Кансу выступил ему навстречу; битва произошла в долине Дольбек. Благодаря своей артиллерии Селим одержал полную победу; мамелюки бежали, Кансу погиб во время побега. Дамаск открыл ворота победителю; вслед за ним подчинилась султану вся Сирия, а Мекка и Медина отдались под его покровительство (). Новый египетский султан Туман Бей после нескольких поражений должен был уступить Каир турецкому авангарду; но ночью он проник в город и истребил турок. Селим, не будучи в состоянии взять Каир без упорной борьбы, предложил его жителям сдаться на капитуляцию с обещанием своих милостей; жители сдались - и Селим произвёл в городе страшную резню. Обезглавлен был и Туман Бей, когда во время отступления он был разбит и взят в плен ().

Селим попрекал его за то, что он не желал подчиниться ему, повелителю правоверных, и развил смелую в устах мусульманина теорию, по которой он, как властитель Константинополя, есть наследник Восточной Римской империи и, следовательно, имеет право на все земли, когда-либо входившие в её состав.

Понимая невозможность управлять Египтом исключительно через посредство своих пашей, которые в конце концов неизбежно должны были бы сделаться независимыми, Селим сохранил рядом с ними 24 вождей мамелюков, которые считались подчинёнными паше, но пользовались известной самостоятельностью и могли жаловаться на пашу в Константинополь. Селим был один из самых жестоких османских султанов; кроме своего отца и братьев, кроме бесчисленного множества пленников, он в течение восьми лет своего царствования казнил семь своих великих визирей. Вместе с тем он покровительствовал литературе и сам оставил значительное число турецких и арабских стихотворений. В памяти турок он остался с прозвищем Явуз (непреклонный, суровый).

Правление Сулеймана I

Союз с Францией

Ближайшим соседом Османского государства и самым опасным врагом её была Австрия, и вступить с ней в серьёзную борьбу, не заручившись чьей-либо поддержкой, было рискованно. Естественным союзником османцев в этой борьбе была Франция. Первые сношения между Османской империей и Францией начались ещё в г.; с тех пор оба государства несколько раз обменивались посольствами, но это не приводило к практическим результатами В 1517 г. король французский Франциск I предлагал императору германскому и Фердинанду Католическому союз против турок с целью изгнания их из Европы и дележа их владений, но союз этот не состоялся: интересы названных европейских держав были слишком противоположны друг другу. Напротив, Франция и Османская империя нигде не соприкасались друг с другом и ближайших поводов для вражды у них не было. Поэтому Франция, которая когда-то принимала столь горячее участие в крестовых походах , решилась на смелый шаг: на настоящий военный союз с мусульманской державой против державы христианской. Последний толчок дала несчастная для французов битва при Павии , во время которой король попал в плен. Регентша Луиза Савойская отправила в феврале 1525 г. посольство в Константинополь, но оно было избито турками в Боснии, несомненно вопреки желанию султана. Не смущаясь этим событием, Франциск I из плена отправил султану посланца с предложением союза; султан должен был напасть на Венгрию, а Франциск обещал войну с Испанией. Одновременно и Карл V делал подобные же предложения османскому султану, но султан предпочёл союз с Францией.

Вскоре после того Франциск отправил в Константинополь просьбу разрешить в Иерусалиме восстановление хотя бы одной католической церкви, но получил от султана решительный отказ во имя принципов ислама вместе с обещанием всяческого покровительства христианам и охраны их безопасности ().

Военные успехи

Правление Махмуда I

При Махмуде I (1730-54), составлявшем своей мягкостью и гуманностью исключение в ряду османских султанов (он не убил свергнутого султана и его сыновей и вообще избегал казней), продолжалась война с Персией, не имевшая определённых результатов. Война с Австрией окончилась Белградским миром (1739), по которому турки получили Сербию с Белградом и Орсовой. Успешнее действовала против османцев Россия, но заключение австрийцами мира заставило и русских пойти на уступки; из своих завоеваний Россия сохранила только Азов, но с обязательством срыть укрепления.

В царствование Махмуда Ибрагимом Басмаджи была основана первая турецкая типография . Муфтий после некоторых колебаний дал фетву, которой во имя интересов просвещения благословлял начинание, а султан гатти-шерифом разрешил его. Было запрещено только печатать Коран и священные книги. В первый период существования типографии в ней было напечатано 15 сочинений (словари арабский и персидский, несколько книг по истории государства Османов и всеобщей географии, военное искусство, политическая экономия и т. д.). После смерти Ибрагима Басмаджи типография закрылась, новая возникла только в г.

Махмуду I, умершему естественной смертью, наследовал его брат Осман III (1754-57), царствование которого протекло мирно и который умер так же, как и его брат.

Попытки реформ (1757-1839)

Правление Абдул-Хамида I

Империя в это время чуть не повсеместно находилась в состоянии брожения. Греки, возбуждённые Орловым, волновались, но, оставленные русскими без помощи, они скоро и легко были усмирены и жестоко наказаны. Ахмед-паша Багдадский объявил себя независимым; Тахер, поддерживаемый арабскими кочевниками, принял звание шейха Галилеи и Акры ; Египет под властью Мухаммеда Али и не думал уплачивать дани; Северная Албания , которой управлял Махмуд, паша Скутарийский, находилась в состоянии полного восстания; Али, паша Янинский, явно стремился к основанию самостоятельного царства.

Всё царствование Адбул-Хамида было занято усмирением этих восстаний, которое не могло быть достигнуто вследствие отсутствия у османского правительства денег и дисциплинированного войска. К этому присоединилась новая война с Россией и Австрией (1787-91), опять неудачная для османцев. Она окончилась Ясским миром с Россией (1792) , по которому Россия окончательно приобрела Крым и пространство между Бугом и Днестром, и Систовским миром с Австрией (1791). Последний был сравнительно благоприятен для Османской империи, так как её главный враг, Иосиф II , умер, а Леопольд II направлял всё своё внимание на Францию. Австрия возвратила Османам большую часть сделанных ею в эту войну приобретений. Мир был заключён уже при племяннике Абдул Хамида, Селиме III (1789-1807). Кроме территориальных потерь, война внесла в жизнь Османского государства одно существенное изменение: перед её началом (1785) империя заключила свой первый государственный долг, сперва внутренний, гарантированный некоторыми государственными доходами.

Правление Селима III

Кучук-Гуссейн двинулся против Пасван-Оглу и вёл с ним настоящую войну, не имевшую определённого результата. Правительство вступило наконец в переговоры с мятежным наместником и признало его пожизненные права на управление Виддинским пашалыком, в действительности на началах почти полной независимости.

Едва окончилась война с французами (1801), как началось восстание янычар в Белграде, недовольных реформами в армии. Притеснения с их стороны вызвали народное движение в Сербии () под начальством Карагеоргия . Правительство сперва поддерживало движение, но скоро оно вылилось в форму настоящего народного восстания, и Османской империи пришлось начать военные действия. Дело осложнилось войной , начатой Россией (1806-1812). Реформы пришлось вновь отложить: великий визирь и другие высшие чиновники и военные находились на театре военных действий.

Попытка переворота

В Константинополе оставался лишь каймакам (помощник великого визиря) и заместители министров. Шейх-уль-ислам воспользовался этим моментом для заговора против султана. В заговоре приняли участие улемы и янычары, среди которых распространялись слухи о намерении султана раскассировать их по полкам постоянной армии. К заговору примкнул и каймакам. В назначенный день отряд янычар неожиданно напал на гарнизон постоянного войска, стоявший в Константинополе, и произвёл среди него резню. Другая часть янычар окружила дворец Селима и требовала от него казни ненавистных им лиц. Селим имел мужество отказаться. Он был арестован и посажен под стражу. Султаном был провозглашён сын Абдул-Хамида, Мустафа IV (1807-08). Резня в городе продолжалась два дня. От имени бессильного Мустафы управляли шейх-уль-ислам и каймакам. Но у Селима были свои приверженцы.

Даже на оставшейся у империи территории правительство не чувствовало уверенности. В Сербии в г. началось восстание, окончившееся лишь после признания Сербии по Адрианопольскому миру г. отдельным вассальным государством, с собственным князем во главе. В г. началось восстание Али-паши Янинского . Вследствие измены его собственных сыновей он был разбит, взят в плен и казнён; но значительная часть его армии образовала кадры греческих повстанцев. В г. восстание, переросшее в войну за независимость , началось в Греции. После вмешательства России, Франции и Англии и несчастной для Османской империи Наваринской (морской) битвы (), в которой погиб турецкий и египетский флот, османцы потеряли Грецию.

Реформа армии

В самый разгар этих восстаний Махмуд решился на смелое реформирование армии янычар. Корпус янычар пополнялся ежегодными наборами христианских детей по 1000 ежегодно (кроме того, служба в войске янычар переходила по наследству, ибо янычары имели семьи), но вместе с тем сокращался вследствие постоянных войн и мятежей. При Сулеймане янычар было 40 000, при Мехмеде III - 1 016 000. Во время царствования Мехмеда IV была сделана попытка ограничить численность янычар 55-ю тысячами, но она не удалась вследствие их бунта, и к концу царствования их число поднялось до 200 тысяч. При Махмуде II оно было, вероятно, ещё больше (жалованье выдавалось более чем на 400 000 чел.), но точно определить его совершенно невозможно именно вследствие полной недисциплинированности янычар.

Число орт или од (отрядов) равнялось 229, из коих 77 стояли в Константинополе; но сами аги (офицеры) не знали истинного состава своих од и старались преувеличивать его, так как сообразно с ним получали жалованье для янычар, частью остававшееся в их карманах. Иногда целыми годами жалованье, особенно в провинции, не уплачивалось вовсе, и тогда исчезал даже этот стимул к собиранию статистических данных. Когда прошёл слух о проекте реформ, вожди янычар на собрании решили потребовать от султана казни его авторов; но предвидевший это султан двинул на них постоянную армию, раздал оружие населению столицы и провозгласил религиозную войну против янычар.

Произошла битва на улицах Константинополя и в казармах; сторонники правительства врывались в жилища и истребляли янычар с жёнами и детьми; застигнутые врасплох янычары почти не сопротивлялись. Не менее 10 000, а по более верным сведениям - до 20 000 янычар было истреблено; трупы брошены в Босфор. Остальные разбежались по стране и примкнули к разбойничьим шайкам. В провинции были произведены в широких размерах аресты и казни офицеров, масса же янычар сдалась и была раскассирована по полкам.

Вслед за янычарами на основании фетвы муфтия были отчасти казнены, отчасти изгнаны дервиши -бекташи , всегда служившие верными сподвижниками янычар.

Военные потери

Избавление от янычар и дервишей () не спасли турок от поражения как в войне с сербами, так и в войне с греками. За этими двумя войнами и в связи с ними последовала война с Россией (1828-29), окончившаяся Адрианопольским миром 1829 г. Османская империя потеряла Сербию, Молдавию, Валахию, Грецию, восточное побережье Чёрного моря.

Вслед за тем от Османской империи отложился Мухаммед Али , хедив Египта (1831-1833 и 1839). В борьбе с последним империя понесла такие удары, которыми было поставлено на карту самое её существование; но её дважды (1833 и 1839) спасло неожиданное заступничество России, вызванное опасением европейской войны, которая, вероятно, была бы вызвана распадом Османского государства. Впрочем, это заступничество принесло России и реальные выгоды: по миру в Гункьяр Скелесси () Османская империя предоставила русским судам проход через Дарданеллы, закрыв его для Англии. Одновременно французы решили отнять у османцев Алжир (с г.), и ранее, впрочем, бывший лишь в номинальной зависимости от империи.

Гражданские реформы

Войны не остановили реформаторских замыслов Махмуда; частные преобразования в армии продолжались во все время его царствования. Он заботился также о поднятии уровня образования в народе; при нём () стала выходить на французском языке первая в Османской империи газета , имевшая официальный характер («Moniteur ottoman»), потом () первая османская тоже официальная газета «Таквим-и-векаи» - «Дневник происшествий».

Подобно Петру Великому, быть может, даже сознательно подражая ему, Махмуд стремился ввести европейские нравы в народе; он сам носил европейский костюм и поощрял к тому своих чиновников, запрещал ношение тюрбана , устраивал празднества в Константинополе и в других городах с фейерверками , с европейской музыкой и вообще по европейскому образцу. До важнейших реформ гражданского строя, задуманных им, он не дожил; они были уже делом его наследника. Но и то немногое, что он сделал, шло вразрез с религиозными чувствами мусульманского населения. Он стал чеканить монету со своим изображением, что прямо запрещено в Коране (известия о том, будто и предыдущие султаны снимали с себя портреты, подлежит большому сомнению).

В течение всего его царствования в разных частях государства, особенно в Константинополе, беспрестанно происходили бунты мусульман, вызванные религиозными чувствами; правительство расправлялось с ними крайне жестоко: иногда в несколько дней в Босфор бросалось по 4000 трупов. При этом Махмуд не стеснялся подвергать казни даже улемов и дервишей , которые вообще были его ожесточёнными врагами.

В царствование Махмуда было особенно много пожаров в Константинополе, частью происходивших от поджогов ; народ объяснял их Божиим наказанием за грехи султана.

Итоги правления

Истребление янычар, сначала повредившее Османской империи, лишив её хотя и плохого, но все-таки не бесполезного войска, по прошествии нескольких лет оказалось в высшей степени благодетельным: османская армия стала на высоту армий европейских, что было наглядно доказано в Крымскую кампанию и ещё более в войну 1877-78 г и в греческую войну г. Территориальное сокращение, в особенности потеря Греции, оказалось для империи тоже скорее выгодным, чем вредным.

Османцы никогда не допускали военной службы христиан; области с сплошным христианским населением (Греция и Сербия), не увеличивая турецкой армии, в то же время требовали от неё значительных военных гарнизонов, которые не могли быть пущены в ход в минуту нужды. В особенности это применимо к Греции, которая ввиду растянутой морской границы не представляла даже стратегических выгод для Османской империи, более сильной на суше, чем на море. Потеря территорий сократила государственные доходы империи, но в царствование Махмуда несколько оживилась торговля Османской империи с европейскими государствами, несколько поднялась производительность страны (хлеб , табак , виноград , розовое масло и др.).

Таким образом, несмотря на все внешние поражения, несмотря даже на страшную битву при Низибе, в которой Мухаммед Али уничтожил значительную османскую армию и за которой последовала потеря целого флота, Махмуд оставил Абдул-Меджиду государство скорее усиленное, чем ослабленное. Усилено оно было ещё и тем, что отныне интерес европейских держав был теснее связан с сохранением Османского государства. Необычайно поднялось значение Босфора и Дарданелл; европейские державы чувствовали, что захват Константинополя одной из них нанесёт непоправимый удар остальным, и поэтому сохранение слабой Османской империи считали для себя более выгодным.

В общем империя всё-таки разлагалась, и Николай I справедливо называл её больным человеком; но гибель Османского государства была отсрочена на неопределённое время. Начиная с Крымской войны, империя начала усиленно делать заграничные займы, а это приобрело для неё влиятельную поддержку её многочисленных кредиторов, то есть преимущественно финансистов Англии. С другой стороны, внутренние реформы, которые могли бы поднять государство и спасти его от гибели, становились в XIX в. всё затруднительнее. Россия боялась этих реформ, так как они могли бы усилить Османскую империю, и путём своего влияния при дворе султана старалась сделать их невозможными; так, в 1876-77 г она погубила Мидхада пашу, который оказывался способным произвести серьёзные реформы, не уступавшие по значению реформам султана Махмуда.

Царствование Абдул-Меджида (1839-1861)

Махмуду наследовал его 16-летний сын Абдул-Меджид , не отличавшийся его энергией и непреклонностью, но зато бывший гораздо более культурным и мягким по своему характеру человеком.

Несмотря на всё, сделанное Махмудом, битва при Низибе могла бы окончательно погубить Османскую империю, если бы Россия, Англия, Австрия и Пруссия не заключили союза для охраны целости Порты (); они составили трактат, в силу которого египетский вице-король сохранял на наследственном начале Египет, но обязывался немедленно очистить Сирию, а в случае отказа должен был лишиться всех своих владений. Союз этот вызвал негодование во Франции, поддерживавшей Мухаммеда Али, и Тьер сделал даже приготовления к войне; однако Луи-Филипп на неё не решился. Несмотря на неравенство сил, Мухаммед Али готов был сопротивляться; но английская эскадра бомбардировала Бейрут , сожгла египетский флот и высадила в Сирию корпус в 9000 чел., который при помощи маронитов нанёс несколько поражений египтянам. Мухаммед Али уступил; Османская империя была спасена, и Абдул-Меджид, поддерживаемый Хозревом-пашой, Решидом-пашой и другими сподвижниками отца, приступил к реформам.

Гюльханейский хатт-шериф

  • обеспечение всем подданным совершенной безопасности относительно их жизни, чести и имущества;
  • правильный способ распределения и взимания налогов;
  • столь же правильный способ набора солдат.

Признавалось необходимым изменить распределение податей в смысле их уравнительности и отказаться от системы сдачи их на откуп, определить расходы на сухопутные и морские силы; установлялась публичность судопроизводства . Все эти льготы распространялись на всех подданных султана без различия вероисповеданий. Сам султан принёс присягу на верность хатти-шерифу. Оставалось осуществить обещание на самом деле.

Танзимат

Реформа, произведённая в царствование Абдул-Меджида и отчасти его преемника Абдул-Азиза , известна под именем танзимата (от араб. танзим - порядок, устройство; иногда прибавляется эпитет хайрийе - благодетельный). В танзимат входит целый ряд мероприятий: продолжение реформы армии, новое разделение империи на вилайеты , управляемые по одному общему образцу, учреждение государственного совета, установление провинциальных советов (меджлисов), первые попытки передачи народного образования из рук духовенства в руки светских властей, уголовный кодекс 1840 г., торговое уложение, установление министерств юстиции и народного просвещения (), устав торгового судопроизводства (1860).

В 1858 г. запрещена торговля рабами в пределах Османской империи, хотя само рабство не запрещено (формально рабство было отменено только с объявлением Турецкой республики в XX веке).

Гумайюн

Был осаждён повстанцами. Из Черногории и Сербии на помощь повстанцам двинулись отряды добровольцев. Движение вызвало большой интерес за границей, особенно в России и в Австрии ; последняя обратилась к Порте с требованием религиозной равноправности, понижения налогов, пересмотра законов о недвижимой собственности и проч. Султан немедленно обещал всё это исполнить (февраль 1876), но повстанцы не соглашались положить оружие, пока не будут выведены османские войска из Герцеговины. Брожение перешло и на Болгарию, где османцы в виде ответа произвели страшную резню (см. Болгария), вызвавшую негодование во всей Европе (брошюра Гладстона о зверствах в Болгарии), были поголовно вырезаны целые селения, до грудных детей включительно. Болгарское восстание было потоплено в крови, но герцеговинское и боснийское продолжалось и в 1876 г. и вызвало наконец вмешательство Сербии и Черногории (1876-77 г; см.

Почему началось падение могущества Блистательной Порты? Невозможно назвать единственную причину. Обычно указывают на последствия открытие Америки, когда сменились направления крупнейших торговых коммуникаций, а приток испано-американского золота привел к девальвации турецкой валюты и высокому уровню инфляции.

Иван Айвазовский Синопский бой (дневной вариант, 1853)

Возможно, причины упадка накапливались постепенно в многомерном коммуникационном пространстве империи. В пространстве престолонаследия - это переход трона от Сулеймана Великолепного к Селиму II, известному как «горький пьяница» (восхождению к власти своего сына способствовала наложница Сулеймана украинка Роксолана). В геополитическом пространстве - это последнее великое морское сражение гребных флотов в 1571 году у берегов Греции, закончившееся поражением османов и освобождением христианского мира от заблуждения - веры в непобедимость турок. Погубила Османскую империю и коррупция, особо усилившаяся, когда султан стал получать свою долю от продажи собственных льгот (преференций). Эту идею султану подсказал фаворит, выходец из сельджукских правителей, рассматривающих османов как кровных врагов. Когда многочисленные причины и последствия упадка в каждом из геострат (геополитическом, геоэкономическом, конфессиональном, социокультурном и социопсихологическом) стратифицировались (наложились друг на друга) в многомерном коммуникационном пространстве, образовалась рубежная энергетика с разрушительным зарядом.

Иван Айвазовский Синопский бой 18 ноября 1853 г. (ночь после боя, 1853)

Иван Айвазовский Смотр российского Черноморского флота в 1849 году

Литература

Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм {XV-XVIII вв.), том 3. - М.: Прогресс, 1992.
Дергачев В.А. – В кн. Цивилизационая геополитика (Геофилософия). – Киев: ВИРА-Р, 2004.
Кинросс Лорд Расцвет и упадок Османской империи/Перевод с английского М.Пальникова. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке. - Иностранная литература, 1999, № 3.

«Геополитика сверхдержав»

Осман I Гази (1258-1326) правил с 1281 г., основатель Османской империи в 1299 г.

Первый турецкий султан Осман I в 23 года унаследовал от своего отца князя Эртогрула обширные территории во Фригии. Он объединил разрозненные турецкие племена с бежавшими от монголов мусульманами, позднее их всех стали называть османами, и завоевал значительную часть Византийского государства, получив выход к Черному и Мраморному морям. В 1299 году он основал империю, названную его именем. Захватив в 1301 году византийский город Енишехир, Осман сделал его столицей своей империи. В 1326 году он штурмом овладел городом Бурса, который уже при его сыне Орхане стал второй столицей империи.

Территория в Малой Азии, на которой расположена сегодня Турция, в глубокой древности называлась Анатолией и являлась колыбелью многих цивилизаций. Среди них одной из наиболее развитых была Византийская империя — греко-римское православное государство со столицей в Константинополе. Созданная в 1299 году султаном Османом, Османская империя активно расширяла свои границы и захватывала соседние земли. Постепенно под его властью оказались многие провинции ослабевавшей Византии.

Причины побед султана Османа крылись, прежде всего в его идеологии, он объявил войну христианам и намеревался захватывать их земли и обогащать своих подданных. Под его знамена стекались многие мусульмане, в том числе тюркские кочевники и ремесленники, бежавшие от нашествия монголов, были и не мусульмане. Султан принимал всех. У него впервые образовалось войско янычар — будущая регулярная турецкая пехота, созданная из христиан, рабов и заключенных, в дальнейшем она пополнялась детьми христиан, воспитанных в исламских традициях.

Авторитет Османа был настолько высок, что в его честь при жизни стали складывать поэмы и песни. Многие ученые того времени — дервиши — указывали на пророческий смысл его имени, которое, по одним данным, означало «бьющий кости», то есть воин, не знающий преград и валящий противника с ног, по другим — «ястреб-стервятник», который питается падалью убитого. Но на западе христиане называли его не Осман, а Оттоман (отсюда произошло слово оттоманка — мягкое турецкое сиденье без спинки), что означало просто «турок-осман».

Широкое наступление Османа, его хорошо вооруженной армии приводило к тому, что византийцы-крестьяне, которых никто не защищал, вынуждены были бежать, бросая свои хорошо возделанные сельскохозяйственные районы. И туркам доставались пастбища, виноградники, сады. Трагедия Византии заключалась в том, что ее столица Константинополь в 1204 году захватили рыцари-крестоносцы, совершавшие Четвертый крестовый поход. Полностью разграбленный город стал столицей Латинской империи, которая распалась к 1261 году Тогда же была снова создана Византия, но уже ослабленная и не способная сопротивляться внешнему нашествию.

Византийцы сосредоточили свои усилия на создании флота, они хотели остановить турок у моря, не дать им продвинуться в глубь материка. Но Османа уже ничто не могло остановить. В 1301 году его армия нанесла сокрушительное поражение объединенным византийским войскам возле Никеи (теперь турецкий город Изник). В 1304 году султан захватил город Эфес на Эгейском море — центр раннего христианства, в котором, по легенде, жил апостол Павел, писал Евангелие Иоанн. Турки стремились к Константинополю, к проливу Босфор.

Последним завоеванием Османа стал византийский город Бурса. Эта победа была очень важна — она открывала дорогу на Константинополь. Находившийся при смерти султан повелел своим подданным превратить Бурсу в столицу Османской империи. До падения Константинополя Осман не дожил. Но его дело продолжили другие султаны и создали великую Османскую империю, которая просуществовала до 1922 года.