Причины, симптомы и методы лечения синдрома аспергера. Комплексное расстройство развития сознания – как проявляется синдром Аспергера

Синдром Аспергера представляет собой пожизненное расстройство, которое характеризуется выраженными трудностями в социальном общении, восприятии окружающего мира и стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и занятий.

Синдром Аспергера относится к одним из общих нарушений развития. Благодаря статистическим данным установлено, что синдромом Аспергера гораздо чаще страдают мальчики (около 80% всех зарегистрированных случаев).

Некоторые ученые утверждают, что данный синдром доказывает наличие существенной разницы в функционировании головного мозга мужчин и женщин, и поэтому мужчины чаще бывают гениальными и талантливыми.

Установлено, что данное расстройство психики было отмечено у Эйнштейна, Ньютона и современного режиссера Стивена Спилберга.

Виды

Термин «синдром Аспергера» был предложен психиатром Лорной Уинг, которая назвала расстройства социального общения и адаптации в честь педиатра и психиатра Ганса Аспергера, занимавшегося детьми с перечисленными дисфункциями психики.

Сам Аспергер называл этот синдром аутистической психопатией

.До сих пор не существует единого мнения, как называть данный симптомокомплекс: расстройством или синдромом. Было предложено переименовать синдром Аспергера в болезнь аутистического спектра с подразделением ее на степени тяжести. Синдром Аспергера имеет много общего с аутизмом, но также в корне отличается от него.

Причины синдрома

Точные причины возникновения синдрома Аспергера не установлены, но предполагается, что он имеет те же корни происхождения, что и аутизм.

Основную роль в развитии данного расстройства отводят наследственности (генетическому фактору). Известно множество случаев, когда члены одной семьи имеют в той или иной степени выраженности синдром Аспергера.

Также считается, что на возникновение синдрома Аспергера влияют биологические и тератогенные (вредные) факторы, которые действовали на организм женщины в самом начале беременности (происходит нарушение формирования нейрофункциональных связей в головном мозге).

Кроме того, предполагается воздействие факторов окружающей среды после рождения, но эта теория не имеет научного подтверждения.

Проявления симптома Аспергера

Синдром Аспергера является «скрытым расстройством», а это свидетельствует о том, что невозможно по внешнему виду заподозрить у кого-либо данное заболевание. Синдром Аспергера характеризуется известной «триадой нарушений»:

  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение.

Понятно, что дети с синдромом Аспергера значительно отличаются от других детей. Более того, сам ребенок с данным синдромом рано или поздно замечает, что он не похож на остальных.

Социальное общение или коммуникация

В первую очередь это выражается в сложности понимания жестов, интонаций и выражении лица (то есть, трудности в вербальном общении).

Ребенок с синдромом Аспергера не вкладывает в свою речь различные оттенки тона в разговоре, и не понимает того же у других детей.

С виду больной ребенок кажется равнодушным и не способным к эмоциям. Это приводит к трудностям в общении и к неспособности завести друзей.

Такие дети не могут сообразить, как подобрать тему для разговора, а если он и состоялся, не могут понять, что пора его закончить или он неинтересен для собеседника.

Ребенок с синдромом Аспергера может использовать сложные слова и предложения, не в полной мере понимая их значение, но, тем не менее, ставят своими знаниями собеседника в тупик.

Также подобным детям характерно буквальное понимание той, или иной фразы, поэтому они не обладают чувством юмора, не понимают завуалированных оборотов речи (метафор, идиом), иронии и сарказма.

Люди с синдромом Аспергера не понимают неписаные социальные законы (например, нельзя нарушать жизненное пространство, то есть стоять слишком близко от собеседника) или могут завести диалог на неприятную тему для товарища. Окружающих их людей они воспринимают как непредсказуемых и способных ввести в замешательство.

Социальное взаимодействие или сотрудничество

Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

Социальное воображение

Люди с синдромом Аспергера нередко имеют богатую фантазию и воображение. Такие больные часто становятся известными учеными, писателями, музыкантами.

Единственное их отличие от здоровых людей состоит в том, что им трудно представить и предсказать другие варианты финала.

Им тяжело понимать точки зрения других людей, так как они отличаются от собственных.

Составляют определенную трудность и способность интерпретировать чувства, интонации и мысли других людей, так как они не воспринимают язык тела (жесты и мимику).

Люди с синдромом Аспергера не способны играть в творческие или ролевые игры, им трудно притворяться и изображать из себя кого-либо. Отдают предпочтение тем играм и занятиям, где требуется логика и последовательность действий (решение головоломок, математических задач, кроссвордов).

Другие признаки синдрома Аспергера

  • Любовь к порядку

Считая мир хаотичным и беспорядочным, люди с синдромом Аспергера стараются наладить в своем маленьком мирке строгий и определенный порядок. Они создают определенные жесткие ритуалы и правила, строго им соответствуя и заставляют подчиняться этому окружающих.

Например, маршрут в школу или на работу должен быть одним и тем же, безо всяких отклонений и опозданий. Любой сдвиг в созданных ими правилах может привести к выраженной тревоге, и даже депрессии (перестановка в расписании уроков, смена движения автобуса определенного маршрута).

  • Узкие и одержимые интересы

Индивидуумы с синдромом Аспергера склонны к чрезмерному сосредоточию и одержимости в коллекционировании, хобби и других увлечениях. Причем эти интересы бывают настолько узкими, что непонятны окружающим.

Например, они могут собирать коллекцию гимнов африканских племен, увлекаться и анализировать расписание поездов и прочее. Чаще всего интересы сводятся к средствам передвижения, компьютерам, математике, астрономии и динозавром. Знания в интересующей их теме настолько глубоки, что они без труда и с блеском работают в конкретной сфере.

  • Сенсорные нарушения (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания)

Личности с синдромом Аспергера очень чувствительны и порой не переносят шум, яркий свет, резкие запахи и определенные виды пищи. Например, тиканье часов, которое нормальный человек не воспринимает уже через несколько минут, для них становится пыткой.

  • Физическая неуклюжесть

Дети с синдромом Аспергера отстают в развитии навыков, которые требуют ловкости, например, плавание, езда на велосипеде и сталкиваются с трудностями развития мелкой моторики (писать, вырезать ножницами и другое).

У них страдает координация движений, походка может быть шатающейся и неустойчивой. Такие индивидуумы не способны совершать определенную последовательность мелких движений (например, вязание спицами или крючком).

  • Проблемы со сном

Люди с синдромом Аспергера нередко испытывают трудности со сном (проблемы засыпания, ночные пробуждения и ранний утренний подъем).

Диагностика

Диагностируется синдром Аспергера в промежутке от 4 до 11 лет. Чем раньше установлен диагноз, тем менее он травматичен как для семьи, так и для самого ребенка.

Для постановки диагноза привлекается группа специалистов из различных областей (неврологическая, генетическая экспертизы, интеллектуальные тесты, психомоторные навыки, определение способности к самостоятельной жизни).

Кроме того, проводится обязательная беседа с родителями и с самим ребенком (в виде игр и общения).

Лечение синдрома Аспергера

Коррекцией и наблюдением людей с синдромом Аспергера занимается врач-психиатр. Он определяет тактику ведения и немедикаментозной терапии в каждом отдельном случае синдрома Аспергера. В лечении используются специальные тренинги и тесты по адаптации человека к общественной жизни, которые учат заводить друзей, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми.

Психотерапия носит педагогически-психологический характер, которая позволяет людям с синдромом Аспергера научиться жить со своим диагнозом, бороться с тревогой и страхом и даже завести семью.

Лекарственное лечение практически не используются в силу выраженных побочных эффектов, и назначается только в случае сопутствующих заболеваний (депрессия и тревожный невроз).

Прогноз

Прогноз при синдроме Аспергера относительно благоприятный, а в некоторых случаях благоприятный.

Зависит прогноз от своевременной постановки диагноза и проведения психотерапевтических мер. Около 20% людей, став взрослыми, лишаются «статуса» личности с синдромом Аспергера. Более того, науке известны случаи, что часть индивидуумов с синдромом Аспергера стали знаменитыми учеными, блестящими математиками, а некоторые даже получили Нобелевскую премию.

Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет. На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов. Диагностика патологии требует комплексного подхода.

Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям. При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму. Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

Причины возникновения недуга

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

Классификация и характерные признаки

Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

  1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
  2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
  3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

У детей

Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием. Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности. Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях. Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.


У взрослых

Некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. При этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия. Синдром Аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. Пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий. При наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. Взрослых с синдромом Аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков. При этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. Психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

Отличие детского аутизма от синдрома Аспергера

Данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. Они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. Обе патологии - проявление одного и того же дефекта. Однако в сравнении с аутизмом синдром Аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. При этом у последних отличается большая способность к социализации. В некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.


Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Лечение и прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких. Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии. Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий. Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

Опасность синдрома

Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии. При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями. В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя. Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.

Основные симптомы:

  • Концентрация на одном занятии
  • Монотонность речи
  • Нарушения сенсорики
  • Неумение подобрать нужную тему и слова
  • Отсутствие коммуникабельности
  • Повторение одних и тех же слов и фраз
  • Склонность к монологам
  • Склонность к упорядочиванию
  • Слабо выраженная жестикуляция и мимика

Пожалуй, многим доводилось смотреть фильм «Человек дождя». Именно этот фильм привлёк внимание общества к людям, страдающим аутизмом – заболеванием, которое характеризуется определёнными нарушениями развития головного мозга. Синдром Аспергера является разновидностью аутизма.

Этот синдром во многом влияет на восприятие человеком окружающего мира, информации, взаимодействие его с другими людьми. Увы, эта дисфункция является пожизненной, но если приложить определённые усилия, то можно в достаточной мере сделать пребывание в обществе приятным для человека.

Что может послужить причиной появления заболевания?

Синдром Аспергера – врождённое генетическое нарушение, потому развиться после рождения ребёнка под влиянием внешних факторов оно не может. Если же говорить о наследственности, то здесь тоже все не совсем ясно: современная медицина пока не пришла к единому мнению по поводу того, является ли синдром Аспергера наследственным заболеванием, или же это спонтанная мутация. Однако, как бы там ни было, никаких прямых зависимостей, которые позволили бы уменьшить риск возникновения данного заболевания, нет.

Как проявляет себя этот синдром

Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:

  • Ребёнку трудно наладить контакт с окружением. Несмотря на то что никаких задержек в плане речи у детей с синдромом Аспергера нет, им трудно заводить новые знакомства, всячески взаимодействовать в социуме. В особенности проявляется это при контакте со сверстниками: в садике, школе, во время игр на детской площадке и т. д. Таким детям сложно понять эмоции других детей, их интересы и те правила поведения, которые неизбежно возникают даже в такой маленькой ячейке социума.
  • В разговоре ребёнок то и дело повторяет одни и те же слова, фразы, притом монотонно, почти без интонаций, из-за чего его речь кажется неестественной, как бы механической. Характерны для такого заболевания и повторяющиеся движения, выполняемые будто бы неосознанно: стук пальцев по столу, наматывание на палец пряди волос. Если смотреть на фото с такими детьми, то отмечается некая неуклюжесть позы.
  • Неумение подобрать нужную тему и нужные слова. Часто из-за подобной манеры поведения таких людей считают грубыми и бестактными, но это далеко от истины: просто человек, родившийся с синдромом Аспергера не способен следить за реакцией собеседника и понимать, что тому нравится, а что нет. Также таким людям довольно сложно понимать намёки, шутки и прочее в таком духе: они все понимают в прямом смысле, и это нужно учитывать.
  • Склонность к монологам. В разговоре дети с подобным заболеванием редко следят за реакцией собеседника: ребёнок не смотрит в лицо слушателю, не делает пауз, ожидая отклика на свой рассказ. Они просто выдают скопившуюся информацию. Часто отсутствует зрительный контакт с собеседником, да и вообще какой бы то ни было контакт. Но тем не менее они полностью осознают, что ведут беседу с другим человеком, воспринимают ситуацию абсолютно адекватно.
  • Жестикуляция и мимика почти не выражены. Если со словарным запасом у ребёнка с подобным заболеванием все хорошо (в этом плане они часто даже опережают здоровых детей), то с невербальной частью общения все обстоит несколько иначе: нет размахивания руками, гримас и ужимок, которые обычно характерны для детей. Выражение лица обычно остаётся отстранённым, а взгляд направлен в никуда (это заметно даже на фото). Это делает речь ещё более неестественной, неловкой, будто говорит не человек, а робот.
  • Повторяющиеся действия, склонность к упорядочиванию. Часто у тех, кто родился с синдромом Аспергера, появляется тяга к перфекционизму, то есть к стремлению все упорядочивать. Игрушки выстраиваются по величине, книги складываются в ровную стопочку. Да, у детей старшего возраста подобное явление может свидетельствовать о куда более безобидной тяге к аккуратности, но для ребёнка 3–5 лет подобное стремление к порядку крайне нетипично. Довольно известным стало фото, где совсем ещё маленький ребёнок складывает кубики в идеально ровный столбик. К тому же детям с нарушениями психики свойственно выполнять определённые действия изо дня в день. Такие действия у ещё называют ритуалами.
  • Концентрация на каком-либо одном занятии. Многозадачность при синдроме Аспергера, увы, не характерна: напротив, для таких детей гораздо проще, к примеру, выбрать одну тему разговора и следовать ей. То же самое наблюдается и в отношении хобби, увлечений: человек может отлично разбираться, к примеру, в математике, но при этом не иметь ни малейшего понятия о деятелях изобразительного искусства, фото- и видеотехнике и т. д. Все свободное время, все силы посвящаются любимому занятию, будь-то собирание марок или конструирование моделей самолётов.

  • Нарушения в отношении сенсорики. Такие проявления заболевания не слишком часты, да и на фото их не обнаружить, но порой можно наблюдать обострённое восприятие слуха, зрения и других чувств. Шум, слишком яркий свет, слишком сильные запахи – все эти вещи, незаметные для обычного человека, становятся пыткой для людей с подобным синдромом.
  • Нарушения сна. Некоторые люди, страдающие данным заболеванием, отмечают, что их часто мучает бессонница, а сон нередко беспокойный, часто появляются кошмары.
  • Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.

    Диагностика – как распознать этот синдром

    Диагностировать синдром Аспергера – дело не из простых, ведь симптомы этого заболевания схожи с признаками других психических расстройств. Однако чем раньше болезнь будет обнаружена, тем безболезненнее будет проходить адаптация человека с синдромом Аспергера в обществе. Но, опять же, обнаружить заболевание не так-то просто, потому требуется проводить один тест за другим. Притом к делу должны быть привлечены генетики, специалисты в области неврологии. Необходимо будет пройти тест на интеллектуальное развитие, генетические исследования, тест на психомоторику и т. д. Бояться этого не стоит: каждый тест (за исключением генетических исследований, конечно) будет проводиться в форме беседы или игры.

    Непременно должна быть проведена дифференциальная диагностика. Как уже было сказано, часть симптоматики синдрома Аспергера характерна и для других заболеваний, потому важно отсеять все лишнее. В основном тест помогает исключить такие болезни:

    • обсессивно-компульсивное расстройство;
    • гиперактивность;
    • различные формы депрессивных состояний;
    • синдром дефицита внимания;
    • неврастения.

    Кроме того, все эти психические заболевания могут сочетаться с синдромом Аспергера, так что этот момент также необходимо прояснить. К тому же синдром Аспергера очень часто путают с синдромом Каннера, то есть классическим . Но различия между этими заболеваниями есть, и они будут приведены ниже.

    • Аутизм проявляется уже на первых годах жизни, в то время как синдром Аспергера до 3–4 лет диагностировать ни при личном контакте, ни по фото практически невозможно.
    • При классическом аутизме часто нарушена функция речи, в то время как при Аспергере словарный запас не только соответствует уровню здорового ребёнка аналогичного возраста, но и превосходит его. Более того, дети с синдромом Аспергера начинают говорить куда раньше, чем ходить. Дети с классическим аутизмом – наоборот.
    • Интеллект у аутистов значительно снижен, у половины же наблюдается умственная отсталость, притом выражена она довольно ярко. При Аспергере же умственные способности не отстают от нормальных, а иногда и превосходят.
    • Аутисты живут как бы в собственном мире и прогнозы относительно их адаптации в обществе зачастую весьма неутешительны. Многие из аутистов больны вдобавок шизоидной психопатией. Люди же с синдромом Аспергера, несмотря на некоторые особенности поведения, вполне способны вести нормальную жизнь. В особенности если с ребёнком работают специалисты и облегчают процесс налаживания контакта с окружающим миром.

    Как видно, синдром Аспергера не является, в отличие от классического аутизма, непреодолимым барьером к нормальной жизни. Потому важно вовремя обратить внимание на присущие синдрому Аспергера симптомы и посетить врача.

    Тесты, помогающие обнаружить наличие синдрома

    В нынешнее время существует несколько тестов, которые в значительной мере облегчают диагностику синдрома Аспергера. Среди них:

    • Тест RME. Этот тест предполагает постановку диагноза, основываясь на взгляде пациента. Порой это делают даже по фото. Предназначен он в основном для маленьких детей. Однако результаты подобного тестирования могут быть не вполне точными.

    • Тест RAADS-R. Предназначен для подростков от 16 лет и взрослых. Позволяет выявить аутизм, синдром Аспергера и прочие подобные нарушения психики.
    • Тест EQ. Определяет уровень эмпатии человека, то есть его эмоционального развития. У людей с Аспергером эти показатели снижены.
    • Тест AQ. Выявляет наиболее характерные черты поведения людей с подобным заболеванием: наличие «ритуалов», зацикленность на каком-то одном деле или задаче и т. д.

    Перечисленные выше тесты облегчают диагностику заболевания, нельзя говорить о наличии синдрома Аспергера, основываясь только на результатах тестирования или фото. Необходим визит к психологу, психиатру, неврологу и прочим специалистам.

    Лечение заболевания

    Убрать синдром Аспергера как таковой нельзя, так как это генетическое заболевание, однако можно сгладить проявления этой болезни, которые мешают человеку прижиться в обществе. Конечно же, лечение это комплексное и напрямую зависит от симптомов конкретного человека. К примеру, может понадобиться помощь следующих специалистов:

    • . Да, словарный запас у детей с синдромом Аспергера достаточно велик, однако дело здесь больше не в том, что говорит ребёнок, а как он это делает. Логопед поможет малышу придать разговорам эмоциональную окраску, «живые» интонации, сделать речь ярче и насыщеннее. Будут подкорректированы и невербальные методы общения: ребёнок научится непринуждённо жестикулировать, позировать для фото и т. д.
    • . Собственно, именно психолог в большей мере ответственен за исход лечения. Этот врач поможет ребёнку взаимодействовать с социумом, ощущать настроение собеседника, воспринимать те скрытые посылы, которые люди часто адресуют друг другу при общении и т. д.
    • Педагог-дефектолог. Как и психолог, такой педагог способен помочь ребёнку ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, он сможет найти нужный подход в плане обучения.
    • Общая терапия: массаж, лечебная физкультура, физиопроцедуры. Все это поможет не только убрать некоторую неловкость движений, которая порой присуща людям с подобной болезнью, но и поспособствует релаксации, восстановлению всего организма.

    Многим подобное лечение кажется довольно трудоёмким, однако оно крайне необходимо для дальнейшей жизни детей с синдромом Аспергера, в особенности для её социальной стороны. И потому важно правильно подойти к вопросу реабилитации детей, страдающих от синдрома Аспергера.

    Прогнозы и профилактика

    У синдрома Аспергера, а, точнее, у людей с таким заболеванием есть все шансы стать нормальными членами общества, и прогнозы относительно такого исхода радуют. Да, некоторые особенности останутся с человеком на всю жизнь, но, в конце концов, каждый человек является личностью по-своему особенной. Очень часто люди, у которых диагностировали синдром Аспергера, находят себя в точных науках: математике, физике, сфере IT, искусству фото- и видеосъёмки и т. д. Более того, некоторые известные личности обладали таким синдромом. Среди них Эйнштейн, Ньютон и другие люди науки. И уж конечно, с тем, что они добились в жизни значительных успехов, спорить трудно.

    Что же касается профилактики (речь, конечно, здесь идёт о тех, кто задумывается о родительстве и хочет не допустить появления синдрома Аспергера у своих детей), то все, что здесь можно посоветовать – это следить за своим здоровьем и избегать вредных привычек. Есть ещё мнение, что на появление синдрома может влиять экологическое состояние окружающей среды. Ничего более конкретного в деле профилактики синдрома Аспергера современная медицина предложить, увы, не может.

    Синдром Аспергера представляет собой обособленную форму аутизма.

    Обычно признаки заболевания появляются у ребенка после 5 лет, однако несведущий человек может перепутать их с симптомами других расстройств.

    Важно понимать, что синдром Аспергера характеризуется ограничением взаимодействия с социумом и изменением поведенческих алгоритмов.

    При этом проблем с речью или отставания в интеллектуальном развитии не наблюдается. Если ребенок ведет себя странно, следует показать его педиатру. Синдром Аспергера у детей, симптомы которого описаны ниже, требует обязательного лечения.

    Все симптомы заболевания у детей можно разделить на три группы:

    • коммуникативно-социальные проблемы;
    • недостаточная эмоциональность, слабо развитое воображение и творческое мышление;
    • проблемы с пространственным и чувственным восприятием мира.

    Обнаружить симптомы синдрома можно даже у маленького ребенка. Главное — внимательно следить за его поведением.

    Если яркий свет, сильные запахи и громкие звуки пугают малыша, следует показать его педиатру. Повышенная чувствительность может свидетельствовать не только о синдроме Аспергера, но и о других неврологических расстройствах.

    С возрастом дети перестают бурно реагировать на раздражители, однако нестандартное восприятие окружающего мира остается. Вкусное блюдо ребенку с синдромом Аспергера может показаться дурно пахнущим, а гладкий на ощупь предмет — колючим и шершавым.

    Взрослых и детей, страдающих синдромом Аспергера, можно опознать по физической неловкости и неуклюжей походке.

    Данное заболевание характеризуется рассеянностью и погруженностью в себя. Из-за этого ребенок оступается на лестницах, роняет предметы, спотыкается о мебель и т. д. Тем не менее при необходимости он может сосредоточиться и вполне сносно управлять собственным телом.

    Симптомы заболевания

    Обычно симптомы синдрома не проявляются, пока ребенку не исполнится пять-шесть лет.

    В первые годы своей жизни малыш развивается абсолютно нормально: он рано начинает говорить, с легкостью запоминает новые слова (в т. ч. иностранные), учится считать и писать.

    Однако когда наступает время отдавать ребенка в подготовительный класс или школу, появляются первые проблемы.

    Обычно признаки коммуникативной дисфункции замечает учитель или воспитатель, обязанность которого — наблюдать за детьми и обучать их.

    Признаки социальной неприспособленности проявляются следующим образом:

    • Ребенок стесняется своей неуклюжести и отказывается от активных игр с другими детьми.
    • Веселые мультики вызывают у малыша раздражение: громкие песни и непонятные для него шутки выводят его из себя.
    • Шумным компаниям ребенок предпочитает одиночество.
    • Малыш неохотно знакомится с незнакомыми людьми и может заплакать, увидев в доме постороннего человека.
    • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к родителям и месту, в котором они провели первые годы своей жизни. Необходимость сменить обстановку (например, переехать на другую квартиру) вселяет в ребенка самый настоящий ужас.
    • У малыша появляется спокойное хобби, которому он посвящает все свободное время.

    Также распознать синдром Аспергера можно по ряду других симптомов, в частности по:

    • отсутствию у ребенка друзей;
    • нежеланию общаться со взрослыми и сверстниками;
    • погруженности в свой внутренний мир;
    • длительному повторению одних и тех же действий;
    • эмоциональной холодности;
    • неумению понимать чувства людей и прогнозировать их поступки;
    • однотипности мышления;
    • хорошо развитой механической памяти («зубрить» у ребенка получается хорошо, а вот осмысливать информацию — не очень);
    • неумению разделять свои увлечения, интересы и достижения с окружающими людьми;
    • отсутствию способностей к абстрактному мышлению;
    • появлению психологических проблем, связанных с изменением режима или графика;
    • дословному пониманию любых идиоматических выражений;
    • плохой зрительной памяти;
    • ограниченности интересов;
    • привычке концентрироваться на незначительных вещах, мелочах;
    • неумению фантазировать и ярко выражать свои эмоции (исключение — гнев и озабоченность чем-либо);
    • частому повторению одних и тех же фраз или слов;
    • неуклюжести движений;
    • привычке заканчивать начатое во что бы то ни стало (вплоть до одержимости);
    • чтению без понимания значения слов (ребенок читает быстро, но испытывает сложности при пересказе текста);
    • мелкой дрожи (тремору) рук;
    • неспособности адекватно воспринимать потерю чего-либо (любимого хобби или игрушки) и критику.

    О методах лечения синдрома Туретта и диагностике осложнений вы найдете информацию .

    Диагностика и лечение

    На сегодняшний день не существует тестов, способных однозначно диагностировать синдром Аспергера. Поэтому при появлении любых подозрительных симптомов следует отвести ребенка к психиатру.

    Если малыш бурно реагирует на внешние раздражители, специалист понаблюдает за поведением пациента, проведет тест на звуковое восприятие и светочувствительность.

    Также диагностика синдрома предполагает проведение других нейропсихологических и медицинских тестов, позволяющих отличить заболевание от иных психических расстройств.

    В частности, детям предлагаются опросники, предназначенные для оценки уровня интеллекта, творческого воображения и сенсорной чувствительности.

    Что касается лечения синдрома, то тут тоже все не слишком благополучно: конкретной схемы лечения, способной привести к полному выздоровлению ребенка, не существует. Задача медиков заключается в том, чтобы улучшить социально-коммуникативные навыки ребенка, т. е. научить его общаться со взрослыми и остальными детьми.

    Достичь хороших результатов позволяют такие способы лечения, как медикаментозная терапия и психологическая коррекция поведения.

    Последняя особенно важна, так как она помогает ребенку стать полноценной частью общества и прививает ему необходимые для этого социальные навыки.

    Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится с помощью психотропных препаратов, стимуляторов, нейролептиков и других лекарственных средств. Самостоятельное применение таких медикаментов противопоказано! Решение о назначении препарата принимает психиатр, отталкиваясь от результатов проведенной диагностики.

    У многих детей с синдромом Аспергера наблюдается СДВ — синдром дефицита внимания. Данная патология характеризуется появлением страха, тревоги, депрессии и других проблем с психическим здоровьем. Такие дети особенно нуждаются в родительской ласке и любви. Чем внимательнее мама с папой относятся к ребенку, тем более защищенным он себя чувствует и тем скорее выздоравливает.

    При воспитании детей с болезнью Аспергера следует соблюдать несколько правил:

    • вести себя с ребенком, как с абсолютно здоровым и взрослым человеком (жалость, раздражительность и желание ускорить процесс выздоровления лишь усугубят ситуацию);
    • ограничивать одержимость ребенка его любимым хобби (малыш должен знать, какое время отведено для игр, и строго придерживаться заданного распорядка дня);
    • разговаривать простым и доступным языком, отказаться от использования сложных речевых оборотов;
    • во время общения использовать точные и понятные слова, избегать двусмысленных и неопределенных фраз;
    • хвалить и поощрять ребенка за достижения в любых сферах, будь то учеба, спорт или общение с другими людьми;
    • доходчиво объяснять малышу, как он должен вести себя в общественных местах и в гостях у других людей;
    • не угрожать наказанием и не давать обещаний, которые не можете выполнить (дети с синдромом Аспергера воспринимают все буквально).

    Успех лечения синдрома во многом зависит от поведения родителей. Если последние ведут себя спокойно и уверенно, их настроение передается ребенку, и процесс выздоровления идет быстрее. Некоторые родители впадают в отчаяние из-за того, что их чадо не похоже на остальных детей, и тем самым вредят своему отпрыску.

    Важно помнить о том, что синдром Аспергера — не приговор, и многие известные люди страдают данным заболеванием.

    «Необычные» дети обладают хорошо развитым логическим мышлением, способностью концентрироваться на поставленной цели и идти, что называется, до конца.

    Поэтому ребенок с синдромом Аспергера может добиться гораздо большего, чем его абсолютно здоровые сверстники.

    Важно понимать, что пускать на самотек заболевание нельзя. Отсутствие лечения в детском возрасте приводит к тому, что ребенок взрослеет, а вместе с ним «взрослеет» его болезнь.

    В этом случае человек может испытывать трудности с поиском своего места и предназначения в жизни, страдать от фобий, навязчивых состояний и сильнейших депрессий. Поэтому при появлении у ребенка любых необычных симптомов следует незамедлительно обращаться к врачу.

    Видео на тему

    Синдром Аспергера на сегодняшний день считается одним из интересных состояний развития и типов восприятия окружающей действительности. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли, что синдром Аспергера следует считать не заболеванием, а некоторой особенностью функционирования мозга.

    Нередко данный синдром путают с аутизмом, хотя при синдроме Аспергера нет задержки умственного развития, которая в трех случаях из четырех наблюдается при аутизме. Поэтому данное состояние еще называют высокофункциональным аутизмом. Встречается описываемая патология чаще у лиц мужского пола (до 80%). Известно множество людей, у которых имелся подобный синдром: Эйнштейн, Ньютон, Спилберг и даже Сократ.

    Историческая справка

    Свое название синдром получил от австрийского психиатра Аспергера, который наблюдал детей с подобными расстройствами психики. Сам врач называл данное состояние аутистической психопатией (1944 год). Термин «синдром Аспергера» был введен англичанкой Лорной Уинг (1981 год), работавшей психиатром.

    Суть синдрома Аспергера

    Данным синдромом называют общее расстройство развития, которое является врожденным и сопровождает человека всю жизнь. Но отличительной чертой служит достаточно высокая способность к социализации, поэтому синдром Аспи (так себя называют пациенты) считается одной из форм высокофункционального аутизма.

    Расстройство психики заключается в восприятии окружающего мира, обработке информации и отношении к другим людям. Так как аутизм представлен спектром расстройств, то и проявления синдрома Аспергера у пациентов различаются. Патология относится к «скрытым дисфункциям», потому что по внешнему виду кого-либо невозможно определить ее наличие.

    Характерная триада симптомов

    Данная патология характеризуется тройкой нарушений:

    Процесс коммуникации

    Человек с синдромом Аспи испытывает сложности в интерпретации выражения лица, интонаций голоса, жестов и мимики. Обычные люди достаточно просто отличают сердитый тон от ласкового голоса, правильно интерпретируют выражение лица (сдвинутые брови – гнев, злость, улыбка – добродушие и т.д.). Поэтому, скажем так, нормальные люди, правильно воспринимают окружающих и, соответственно, верно реагируют на их поведение.

    Люди с синдром Аспергера затрудняются интерпретировать внешние и голосовые проявления окружающих, что создает проблемы в общении и взаимодействии с другими людьми и нередко вызывает тревогу, растерянность и страх. Пациентам с Аспи сложно начать разговор, трудно его закончить, а также выбрать тему для беседы. Часто используют сложные фразы и слова, не понимая их значения. Также не понимают шуток и метафор.

    Процесс взаимодействия

    Большинство людей с данным синдромом испытывают трудности в создании и поддержании дружеских отношений. Такие люди характеризуются замкнутостью, отчуждением и безразличием. Поэтому такие пациенты, как правило, дети, нередко становятся изгоями в обществе.

    Люди с Аспи не понимают неписаные «социальные требования» (нельзя очень близко стоять к человеку или заводить разговор на неуместную тему). Часто пациенты считают окружающих людей непредсказуемыми, которые приводят их в замешательство. Поведение людей с Аспи со стороны нередко выглядит некорректным.

    Социальное воображение

    Пациенты с данным синдромом зачастую обладают богатым воображением, но в обычную деятельность они не способны его включать, так же, как и творческий аспект. Так как такие люди все подчиняют законам логики. Поэтому пациенты с Аспи не могут, а не хотят, понимать эмоции окружающих, испытывают трудности в интерпретации их мыслей, ощущений и действий. Как правило, упускают из виду послания, которые транслируются языком телодвижений и мимикой.

    Однако такие пациенты отличаются склонностью к логическим играм, а творческая деятельность довольно ограничена и характеризуется строгой последовательностью и повторениями. У детей с синдромом Аспи проблемы социального воображения явно проявляются в играх, где следует притворяться или изображать кого-то. Часто такие дети предпочитают занятия, в основе которых лежат системность и логика, например, математика. И, тем не менее, несмотря на сложности с социальным воображением люди с Аспи нередко становятся писателями и художниками (Кэрол Льюис, Ван Гог), музыкантами (Боб Дилан).

    Причины

    На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

    Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

    • генетически-наследственная предрасположенность;
    • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы;
    • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности.

    Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

    Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

    Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

    Вероятные факторы риска

    • внутриутробная инфекция или инфекция, перенесенная после рождения (краснуха и токсоплазмоз, цитомегалия и герпес);
    • генетически обусловленная предрасположенность;
    • токсическое действие опасных веществ в ранние сроки гестации.

    Характеристика расстройства

    Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4 – 12 лет. Заподозрить признаки синдрома Аспергера весьма проблематично в более раннем возрасте. Например, яркий свет, неприятный аромат или резкий звук вызовет плач у ребенка. Но какой другой ребенок прореагируют на внезапное изменение ситуации спокойно? Или родителей может даже радовать, что малыш играет одними и теми же игрушками, не просит покупать новых, быстро обучается, рано начинает говорить, запоминает множество слов, в том числе и иностранных, умеет считать. Возникают предположения – а не гений ли растущий ребенок? Но ситуация начинает кардинально меняться с возрастом. Соответственно, имеются различия в симптоматике синдрома у детей и у взрослых.

    Симптомы расстройства у детей

    Классически синдром Аспергера у малыша раскрывается к 5 – 6 годам, когда круг его общения постепенно расширяется (школа или подготовительная группа). Ребенку трудно социализироваться в обществе и он часто становится объектом насмешек, издевательств и даже побоев (как со стороны сверстников, так и со стороны, к сожалению, родителей). Симптомы синдрома Аспергера у детей:

    • Хроническая неуклюжесть

    Вследствие повышенной сенсорной чувствительности (особое восприятие звуков, запахов и цвета) у ребенка ослабляется восприятие собственного тела, ему сложно перемещаться из помещения в помещение, он постоянно натыкается на препятствия, не может находиться от другого человека на соответствующем расстоянии (несколько поодаль), возникают проблемы с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Почерк у ребенка неровный и неаккуратный, за что получает замечания, походка неуклюжая и неустойчивая, часто нарушена осанка.

    • Не участвует в активных и групповых играх

    Из-за свое неуклюжести ребенку трудно играть в активные игры, где требуется быстрота, точность и ловкость движений.

    • Односторонние хобби

    Увлечение каким-либо предметом может достигать фанатичности. Занятия хобби увлекает ребенка на часы, он концентрируется и сосредотачивается на мелочах и деталях, интерес страстный, порой достигает фанатизма. За феноменальную память и расширенные энциклопедические знания таких детей нередко называют маленькими профессорами. Но в жизни, увы, применить своя познания удается не каждому ребенку с Аспи. Но такие дети часто добиваются успеха в области философии и географии, искусства и математики.

    • Не любит детские мультфильмы

    С одной стороны, малыша раздражает громкий звуковой ряд, а с другой стороны у него отсутствует или весьма ограничена эмпатия (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека). Эмоции и отношения между героями в мультфильме не воспринимаются ребенком.

    • Любовь к определенному порядку

    Например, если ребенок привык ходить одной и той же дорогой в школу, то он ни за что не изменит свой маршрут, а в случае необходимости перемены маршрута малыш будет чувствовать растерянность и тревогу. Или, если ребенком в определенные часы занимается мама, а в случае ее отсутствия приходит на смену отец (бабушка, дед, тетя и т. д.) это может привести к бурному протесту, слезам и истерике.

    • Отказ от общения с незнакомцами

    Незнакомые люди вызывают у ребенка протест или нежелание общаться (спрятаться за маму, заплакать).

    • Общение с другими детьми

    Как правило, такие дети предпочитают игры в одиночку, держатся в стороне от других детей или общаться с более младшими (иногда со взрослыми людьми).

    Симптомы расстройства у взрослых

    У взрослых с синдромом Аспи труднее диагностировать расстройство, в связи с их более-менее адекватностью оценки собственного состояния, сильных и слабых сторон. При синдроме Аспергера у взрослых ряд симптомов связан с трудностями в социальной адаптации:

    • Трудности в общении с другими людьми

    Таким людям сложно найти, да и вообще искать общие интересы с окружающими, они имеют проблемы с невербальной коммуникацией (не смотрят собеседнику в глаза, не понимают мимику и язык телодвижений, не могут понять, что человеку неинтересен разговор).

    • Трудности с поиском друзей и поддерживанием приятельских отношений

    Большинство пациентов с подобным расстройством желали бы иметь друзей, но из-за отсутствия эмпатии, интереса к увлечениям и опыту окружающих им трудно найти общие точки соприкосновения и установить дружеский контакт.

    • Незаинтересованность в противоположном поле

    Адаптированные взрослые с синдромом Аспи могут завести семью, иметь детей. Но чаще такие люди одиноки.

    Несмотря на средний, а нередко и высокий интеллект и высокий профессионализм такие люди редко работают в области управления. По большому счету они не стремятся «сделать карьеру», отдают предпочтение монотонной и однообразной работе (с цифрами, компьютерными программами).

    Из-за проблем с социальным воображением взрослым с данным синдромом присущи следующие признаки:

    • Не понимают метафор и образных выражений

    Как могут быть руки или голова золотыми? Вот же, не из золота, обычный человек. Или если «собака зарыта» - то где она зарыта, кто и зачем ее закопал?

    • Не понимают юмор
    • Не способны отлить ложь от правды.

    Кроме того, у взрослых с синдромом Аспи возникают и трудности с сенсорными ощущениями. Они не могут есть необычную пищу (слишком соленая, пряная или острая), она им кажется гадостью. Не могут пить чай или кофе – слишком горько, не пьют сок – слишком едко. Даже удобная одежда из натуральных материалов им доставляет неудобство и боль.

    Нередко люди с данным расстройством принимаются обществом как невежливые и невоспитанные, или даже грубые личности:

    • «человек Аспи» говорит то, что думает, то есть «режет правду – матку», не задумываясь об уместности своих высказываний;
    • нередко выдают замечания в тех случаях, когда по этикету положено не замечать нерасторопности собеседника (например, «как это вы умудрились просыпать соль на стол?»);
    • не могут поддерживать светский разговор;
    • не стараются, да и не желают произвести «хорошее впечатление»;
    • способны внезапно прервать разговор и уйти (потому как собственные переживания сильнее).

    Помимо прочего, такие взрослые отличаются любовью к строго заведенному порядку (полотенца в ванной должны висеть на одном уровне, чашки в шкафу повернуты ручкой в одну сторону). Им трудно перестраивать, если это необходимо (авралы, срочная работа) свой рабочий график. Не любят, когда пользуются их вещами – это нарушение границ жизненного пространства человека с Аспи. Также такие пациенты крайне мнительны и подозрительны. Придя на прием к врачу он несколько раз спросит, мыл ли доктор руки перед осмотром и стерильные ли у него инструменты.

    В чем опасность синдрома Аспи

    Безусловно, данное расстройство не представляет прямой угрозы жизни и здоровью пациента. Большинство людей, которые прошли социальную адаптацию еще в детстве, нашли свое предназначение в жизни, успешную работу и создали семью. Тем не менее, люди с синдромом Аспи, не прошедшие необходимую коррекцию расстройства, подвержены следующим рискам:

    • отсутствие своего места в жизни, попадание в асоциальные слои;
    • одиночество, депрессия и тревога, которые требуют серьезного медикаментозного лечения;
    • нередко развиваются навязчивые и фобические состояния, которые с трудом корригируются.

    Запущенные случаи сопутствующих расстройств часто служат причиной суицида. Люди с синдромом Аспи, как раньше было принято считать, не маньяки, склонные к насилию и агрессии, а скорее жертвы. Ведь даже став взрослым, в «нормальном и воспитанном» обществе такой человек в лучшем случае становится белой вороной, в худшем случае изгоем.

    Сильные и слабые стороны

    Безусловно, все люди разные, и, конечно, сильно различаются и люди с синдромом Аспи. Тот или иной признак («плохой» или «хороший») может быть у одного пациента проявляться сильнее, а у другого, напротив, отсутствовать. Например, пациентам с данным расстройством нередко присуща неуклюжесть, но некоторые из них становятся прекрасными танцорами.

    Сильные стороны

    1. Уровень ума и памяти, специальный интерес
      • хорошо развитый интеллект, часто достаточно высокий;
      • развитая разговорная речь, широкий словарный запас;
      • умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений);
      • умение мыслить визуальными картинками;
      • независимо и самостоятельно обучаются;
      • мышление нешаблонное, отличается нестандартными подходами.
    2. СосредоточенностьН
      • умеют и предпочитают заниматься делами в одиночестве;
      • особый интерес в малоисследованных областях науки;
      • умение длительно сосредотачиваться на чтении, писании, проведении опытов;
      • не расходуют время на те виды деятельности, которыми интересуются нейротипичные (обычные – так их называют пациенты) люди.
    3. Внимательны в деталях
      • замечают мелкие, и, казалось бы, несущественные детали в идеях и теориях, книгах и фильмах;
      • отлично выполняют однотипные задачи, где необходимо соблюдать точность, правильность и порядок выполнения;
      • серьезно относятся к работе, стремятся к качественному выполнению.
    4. Своеобразный юмор
      • любовь к игре слов, каламбурам;
      • предпочтение к сарказму и сатире.
    5. Прямота
      • говорят только правду, не умеют лгать, даже если это вредит личным интересам или невежливо;
      • нуждаются в правилах, точно их соблюдают.
    6. Желание общаться
      • отдают много сил для приобретения социальных навыков;
      • не отступают перед непониманием и неудачами;
      • вера (вплоть до наивности) в светлое в людях;
      • спокойно воспринимают причуды и недостатки других людей, верны и искренни в дружбе и любви.
    7. Честность, справедливость
      • достаточно терпимы, не признают условностей;
      • на несправедливость реагируют резко и порой бурно;
      • заботятся о других, хотя и нетипичными способами;
      • защищают изгоев, угнетенных и прочих «белых ворон»;
      • любят и защищают животных.

    Слабые стороны

    • трудности в понимании «общей» картины;
    • отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу интереса;
    • не воспринимают чужие эмоции;
    • не признают «неписаные» социальные правила, поэтому выглядят бестактными и грубыми;
    • трудности в обработке визуальной и слуховой информации;
    • проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе;
    • чрезмерная честность, даже во вред себе;
    • уязвимы в стрессе, что ведет к эмоциональным и психологическим проблемам;
    • с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих;
    • проблемы со сном;
    • проблемы с обобщением концепций, навыков;
    • отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом;
    • трудности с фильтрацией внешних стимулов, например, шумы на заднем фоне (тиканье часов, дождь за окном и прочее.

    Диагностика на основе тестов

    Диагноз данного синдрома ставится в возрасте 4 – 12 лет на основании продолжительного наблюдения за пациентом, рассказов родителей и самого больного. Обязательно при подозрении на синдром Аспергера проводятся различные тесты, которые также используются и для диагностики аутизма:

    Название теста Назначение
    Тест ASSQ Проводится у шестилетних и старше детей. Основан на восприятии разных картинок ребенком и их описания.
    Тест RAADS-R Проводится у взрослых и определяет различные психические расстройства (боязнь общения, тревожность, депрессию). Вопрос подразумевает подобрать подходящий вариант поступка в той или иной жизненной ситуации.
    Опросник Aspie Quiz Тест включает сто вопросов, ответы на которые расшифровывают аутические черты синдрома Аспи у взрослых и их вероятные причины.
    Торонтская шкала Выявляет нестандартные сенсорные ощущения (звук, цвет, кожные ощущения).Также помогает определить отсутствие способности интерпретировать символы и метафоры.
    TAS-20 Выявляет дефицит эмоций (просмотр картинок и фотографий).

    Вопрос – ответ

    Вопрос:
    Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?

    Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.

    Вопрос:
    Можно ли избавиться от данного расстройства?

    Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.

    Вопрос:
    Как жить с «человеком – аспергером»?

    Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» - ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.

    Вопрос:
    Передается ли заболевание по наследству?

    Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.