Определение компетенций. Понятие компетенций и их виды, и уровни развития компетенций. Виды компетенций в педагогическом процессе. Виды компетенций в образовании

  • IV. Определение компенсирующего объёма реализации при изменении анализируемого фактора
  • А. Определение удельного электрического сопротивления максимально влажных пород мостовым способом переменного тока.
  • Автоматические регуляторы. Определение закона регулирования регулятора (на примере САР теплообменника). Классификация линейных регуляторов. Нелинейный регулятор (пример)
  • Стандарт ИСО 9000:2000 определяет компетентность как выраженную способность применять знания и умения.

    Определение уровня компетентности для результативного выполнения работы - важный инструмент для найма персонала, выявления возможностей для продвижения по службе, а также потребностей в подготовке кадров.

    Знание уровня компетентности персонала может помочь организации и в определении необходимой степени документирования системы менеджмента качества. Для этого важно не пройти мимо подсказки, которую дает МС ИСО 9001:2000, где в разделе 4.2.1 определено: «объем документации системы менеджмента качества одной организации может отличаться от объема другой в зависимости от размера организации и вида деятельности, сложности процессов и их взаимодействия между собой, а также компетентности персонала».

    Объемы компетентности должны быть установлены, начиная с персонала низшего уровня и до руководителей и инспекторов. При этом организации следует помнить, что объемы компетентности должны быть установлены для каждого конкретного рабочего места. Другое дело, что эти рабочие места могут быть одинаковы - как, например, у операторов одинаковых установок или у сотрудников, занимающих в подразделении одну и ту же должность. Поэтому, когда в подразделении работает несколько инженеров-проектировщиков, на них могут распространяться одни и те же требования к компетентности.

    В некоторых случаях организации уже имеют описания соответствующих уровней компетентности в должностных инструкциях. Но анализ показывает, что многие из этих инструкций грешат смешением ответственности, конкретных обязанностей и требований к компетентности. Это приводит к трудностям в вычленении требований именно к компетентности.

    При рассмотрении вопроса о компетентности важно разделять два ее типа: «мягкую» и «твердую». Для описания «мягкой» компетентности применяют, например, фразы: «несомненный лидер», «демонстрирует способность со всеми находить общий язык», «действует как учитель или наставник», «является активным слушателем».

    «Твердая» компетентность определяется по способности сотрудника осуществлять планирование, управление и контроль деятельности или процессов. К ней относится также способность устанавливать цели, разрабатывать процедуры, осуществлять менеджмент проектов, проводить обучение подчиненных, способность к самообразованию, изложению мыслей, математическим расчетам.



    Приведем фрагмент должностной инструкции одной из организаций по оказанию услуг. Вначале она содержала только перечень ответственности, затем руководство все же решило определить основные требования к компетентности лиц, занимающих данную должность:

    Основные требования к компетентности :

    · хорошо развитые навыки коммуникации и публичных выступлений;

    · знание политики, процедур и философии агентства;

    · навыки планирования и проведения обучения подчиненных, позволяющего им впоследствии выполнять работу так, чтобы удовлетворять потребности клиентов;

    · навыки пользования компьютерными программами и базами данных для регистрации контактов с потребителями.

    Ответственность:

    · продвижение, маркетинговые исследования и продажа программных продуктов для баз данных потребителя;

    · связь с филиалами фирмы;

    · консультирование фирмы и потребителей, связь с потребителями.

    Устанавливая основные требования к компетентности, руководство может измерять деятельность своих сотрудников, определять потребность в подготовке кадров и возможности для продвижения по службе.

    Мы представляем очередную статью для собственников и руководителей (не hr), раскрывающую еще один аспект оценки персонала. В ней мы остановимся:

    • на том, что такое компетенции;
    • видах компетенций;
    • на применении компетентностного подхода в ;
    • этапах внедрения компетенций;
    • преимуществах, которые получает компания, формулирующая компетенции.

    Что такое компетенция?

    Для внедрения системной оценки персонала необходимы четкие критерии. Большинство методов сводится к оценке эффективности (результатов труда) сотрудника и набору его личностных качеств. Одним из ведущих является компетентностый подход.

    Компетенция — интегральная характеристика/критерий, описывающий качество поведения человека в определенной деятельности. Как правило, эта некая идеальная модель поведенческих проявлений, позволяющих ему достигать результата, быть эффективным в этом виде деятельности.

    Понятно, что поведение человека в каждой ситуации определяется многими факторами: внутренними установками и мотивацией, навыками, пониманием технологии, знаниями. И даже генетической предрасположенностью.

    Например, менеджеру по продажам, работающему на рынке B2 B (крупные корпоративные продажи), важны развитые коммуникативные навыки для общения с различными специалистами и лицами, принимающими решения. И все это можно назвать «Ведение переговоров»:

    • гибкость поведения, умение осознанно подстраиваться под стиль собеседника;
    • вариативность в предложении альтернатив;
    • развитые навыки аргументации и т.д.

    Одновременно с этими качествами, «продавец» должен обладать настойчивостью в достижении цели, умением планировать и контролировать свою деятельность, возможностью работать под давлением. А это уже другая компетенция — «Ориентация на результат».

    И таким образом можно сказать, что каждую деятельность можно описать облаком критериев — моделью компетенций. Причем, для каждого бизнеса компетенции будут уникальными, отражающими его специфику. Вот почему мы рекомендуем разрабатывать собственные компетенции.


    Вам могут быть полезны наши услуги

    Поведенческие индикаторы компетенции

    Как уже раскрывалось выше в примере с «Ведением переговоров», компетенция состоит из простых составляющих — конкретных пунктов, содержащих описание действия. И эти составляющие называются поведенческими индикаторами. Именно на основании поведенческих индикаторов строится оценка персонала с применением или структурированного интервью.

    Но это еще не все, необходимы уровни проявления компетенций.

    Шкала развития компетенций

    Для того, чтобы описать качество действия сотрудника, задать эталонные значения и иметь возможность сравнивать с ним проявленное поведение, существует шкала развития компетенций. Это уровни, описывающие качество поведения. И шкала по уровням может быть разная. Например, 4 уровня (также возможны промежуточные значения — «половинки»):

    • 0 — компетенция не проявлена/отсутствует;
    • 1 — уровень базового развития;
    • 2 — уровень уверенного владения компетенцией в стандартных ситуациях;
    • 3 — уровень мастерства (эталон, возможность трансляции).

    Грубо говоря, шкалу развития компетенций можно представить в виде градусника «плохо-хорошо». В соответствии с этим «градусником», оценивается сотрудник.

    Существует несколько вариантов описания уровней компетенций. В приведенных ниже примерах видны различия. Можно предположить, что и создавались они для разных методов оценки.

    Пример описания компетенции: перечисление всех поведенческих индикаторов и уровни со значениями для деятельности сотрудника.

    Формулирует видение конечной цели. Организовывает окружающих/ формирует группу «последователей». Эффективно мотивирует людей в командной и индивидуальной работе. Поощряет коллег и подчиненных к выдвижению инициатив и самостоятельности. Делегирует полномочия и ответственность с учетом индивидуальных особенностей подчиненных и их карьерных устремлений. Уделяет внимание и время развитию подчиненных. Высказывает и отстаивает собственную позицию по решаемым вопросам. Предоставляет и запрашивает обратную связь.
    А Исключительно высокий уровень развития компетенции (2) Компетенция выражена ярко, сотрудник является эталоном применения данной компетенции.

    Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешать кризисы, быть транслятором собственного опыта.

    B Высокий уровень развития компетенции (1,5) Сильный уровень развития компетенции.

    Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в сложных, нестандартных ситуациях.

    C Стандартный уровень развития компетенции (1) Требуемый уровень развития компетенции.

    Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов во всех базовых рабочих ситуациях.

    D Уровень развития компетенции ниже стандартного (0,5) Компетенция проявляется частично.

    Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов только в хорошо знакомых рабочих ситуациях, действовать по существующим алгоритмам и инструкциям.

    E Низкий уровень развития компетенции/ компетенция не проявлена (0) Компетенция не проявляется.

    Уровень развития компетенции не позволяет сотруднику достигать результатов даже в хорошо знакомых рабочих ситуациях.

    Пример компетенции с расширенным описанием поведенческих индикаторов на каждом уровне.

    Балл Уровень Описание поведенческих индикаторов
    4 Стратегический В дополнение к уровню 3:

    — Устанавливает такие правила работы группы, при которых дает возможность каждому проявить себя, оставаясь при этом лидером

    — Обеспечивает принятие группового решения, которое ориентировано не только на «здесь и сейчас», но и на будущее

    3 Уровень мастерства В дополнение к уровню 2:

    — Мотивирует группу на выполнение цели, вдохновляет, влияет на настрой группы

    — Ориентирует других участников группы на активную работу в группе

    — Предлагает решение, которое принимает группа

    2 Базовый — Берет инициативу на себя

    — Взаимодействует с каждым членом команды, основываясь на индивидуальных особенностях личности

    — Нацеливает группу на достижение результата, возвращает группу к результату

    — Организует работу группы, предлагает приемы и процедуры работы группы

    — Берет ответственность за результат на себя

    — Способствует разрешению конфликта

    1 Ограниченный — Берет инициативу на себя по требованию других участников группы, по указанию наиболее активного члена группы

    — Проявляет инициативу, но не может добиться внимания участников

    — Организует работу отдельных участников группы

    — Затрудняется обосновать свое мнение при попытке организовать работу группы

    0 Уровень некомпетентности — Оказывает неконструктивное влияние на команду, перебивает, критикует, обесценивает позицию других

    — Проявляет безразличие к результатам групповой работы

    — Самоустраняется от организации групповой работы, действует только по указаниям

    — Не вступает во взаимодействие с участниками группы

    — Провоцирует конфликты в группе

    Принято еще применять термин «целевой показатель», которым задают значение проявления компетенции для данной целевой аудитории. Например, для руководителя топ-уровня компетенция «Стратегическое мышление» должно быть проявлено на уровне «2». Тогда как значение для руководителя подразделения целевой показатель составит «1,5».

    По полученной оценке можно судить о потенциале сотрудника, необходимости развития, пригодности к данной деятельности и т.д.

    Виды компетенций

    Надо сказать, что это условная классификация. Скорее, это разделение для обозначения «сферу применения» компетенций. Ведь в процессе своей деятельности человек использует множество интегративных качеств. Например, руководитель, проводящий совещание, «использует» одновременно несколько своих компетенций — разных видов.

    Но все же иногда можно встретить деление компетенций на кластеры:

    • управленческие
    • коммуникативные
    • корпоративные (ценностные)
    • профессиональные (технические)

    Управленческие компетенции

    Управленческие компетенции описывают действия руководителей в процессе принятия решений и общения с подчиненными. Также это компетенции, описывающие качество его поведения — часто «Лидерство».

    Примеры управленческих компетенций:

    • Стратегическое (или системное) мышление
    • Планирование (и организация или контроль)
    • Развитие подчиненных
    • Мотивация
    • Лидерство

    Коммуникативные компетенции

    Это описание качества поведения в процессе коммуникаций внутри компании и с внешними партнерами.

    Примеры названий коммуникативных компетенций:

    • Ведение переговоров
    • Межличностное понимание
    • Влияние

    В зависимости от акцентов, в описании компетенции можно увидеть специфику деятельности сотрудников и приветствуемые стили поведения (агрессивность, ассертивность или партнерская позиция).

    Корпоративные компетенции

    Важной частью модели компетенций являются ценностные компетенции. Они отражают корпоративную философию — Ценности и стандарты поведения, приветствующиеся в компании. Именно поэтому в некоторых компаниях отдельно формулируют корпоративные компетенции.

    Примеры корпоративных (ценностных) компетенций:

    • Ориентация на результат
    • Клиенториентированность (часто, даже, внутренняя)
    • Работа в команде

    Профессиональные (технические) компетенции

    Описывают знания, навыки и поведение какой-либо профессиональной группы должностей. Например, для направления IT или бухгалтеров.

    Следует понимать целесообразность разработки профессиональных компетенций — достаточно ли представлена в компании эта группа людей, насколько часто происходят изменения в их деятельности и технологиях, применяемых ими.

    Применение компетенций — оценка персонала

    Наиболее часто применяемые методы, где используются компетенции:

    • ассессмент центр — наиболее эффективный способ в ходе специально разрабатываемой деловой игры;
    • оценка «180/360° обратная связь», где оценку сотруднику дают со всех сторон — подчиненные, руководители, коллеги, клиенты.

    Разработка компетенций

    С необходимостью разработки компетенций встречается каждая компания, которая регулярно проводит оценку персонала с помощью компетентностного подхода.

    Надо признать, создание модели компетенций — затратное по времени (и часто по бюджету) начинание. Как правило, внутренние специалисты, простите за каламбур, не обладают достаточной компетентностью для качественного описания компетенций. Основными ошибками можно назвать нечеткость формулировок, пересекающиеся поведенческие индикаторы (встречающиеся в разных компетенциях). И тратится на эту работу много времени.

    Конечно, можно использовать универсальные компетенции. Например, многие компании берут за основу труды компании «Ломингер» и немного их модифицируют под себя. Но, если стоит задача качественной передачи специфики бизнеса, без формулирования собственной модели не обойтись. И в этом случае лучше обратиться к провайдерам.

    Разработка модели компетенций. Основные этапы

    Основными этапами проекта разработки модели компетенций можно назвать:

    1. Определение цели и задач (для чего формулируем и как будем применять), методологии разработки.
    2. Формирование проектных(ой) групп(ы) с привлечением максимально возможного количества участников. Это позволит в дальнейшем снизить сопротивление сотрудников. Группы могут быть совершенно разными по направленности и времени существования.
    3. Непосредственно разработка компетенций.
    4. Тестирование с помощью фокус-групп и оценочных процедур.

    Формирование компетенций. Методы

    Наиболее известными методами разработки компетенций считаются:

    • Метод репертуарных решеток — анализируется поведение наиболее эффективных сотрудников, составляется список поведенческих индикаторов. Проводится чаще в виде интервью с руководителями, в результате которых формируется таблица (решетка) с фамилиями работников и их индикаторами.
    • Метод критических инцидентов строится на основе интервью с сотрудниками (и руководителями), в ходе которых они рассказывают о критических ситуациях, действиях, приведших к успеху или, наоборот, не позволившие разрешить ситуацию.
    • Метод прямых атрибутов — самый быстрый и простой, когда ключевым руководителям предъявляют карточки с описанием готовых компетенций. Руководителям предлагается выбрать из этого набора те, что являются наиболее значимыми для бизнеса.

    Внедрение модели компетенций

    Внедрение модели компетенций происходит по классике управления изменениями. Если упростить модель, то основными зонами внимания можно считать следующие:

    • Необходимо создать мотивацию к использованию компетенций. Показать сотрудникам, что это станет инструментом их обучения и возможностью развиваться в компании. А руководителям позволит более обоснованно принимать решения. И происходить это может в ходе проведения пилотных оценочных процедур на примере стандартных (неадаптированных под компанию) компетенций.

    Кстати, именно такой вариант мы предлагаем клиентам, когда в компании нет своей модели — с чего-то начать. Запустить процесс. Показать хотя бы на уровне одной группы или целевой аудитории, что оценка персонала по компетенциям это «не страшно, а полезно».

    В этом случае мы реализуем, например, Лайт-ассессмент, по результатам которого участники получают рекомендации по развитию.

    • Максимальное информирование сотрудников и вовлечение в процесс. И здесь, как уже говорилось чуть выше, необходимо работать, как до разработки, так и после формулирования компетенций.

    Это может происходить в форме рассылок с описанием задач внедрения модели, описанием всех этапов, просьбой предоставления обратной связи и т.д. Конечно, наиболее работающей формой можно считать очные рабочие группы, посвященные разработке и трансляции.

    Уже в ходе этого подготовительного периода (который может быть реализован даже после разработки модели) будет получена обратная связь, выявлены наиболее сопротивляющиеся сотрудники или те, на которых можно опираться во внедрении новшеств.

    • После разработки компетенций необходимо провести первый эпизод оценки с их использованием и показать эффективность внедрения. Этим самым решается задача «пропаганды» новшеств и снятие сопротивления у части сомневающихся (шестой этап модели изменений по Коттеру).
    • Внедрение изменений на регулярной основе, закрепление модели компетенций на уровне регулярного менеджмента.

    Например, одной из частей внедрения компетенций в «быт компании», может стать их использование руководителями во время регулярной обратной связи подчиненным. Оперирование терминологией компетентностного подхода, отсылка к поведенческим индикаторам корпоративной модели формирует понятийное поле, в котором живут сотрудники.

    И это не полный список зон внимания. Для каждой компании они свои. Но все они должны быть направлены на формирование положительной установки к оценке по компетенциям. Понятно, что формирование установки — долгий процесс. Что мы и подразумевали, говоря о возможной длительности проекта. Итак, основные зоны внимания — мотивация, информирование, вовлечение, пропаганда.

    Модель компетенций. Преимущества

    Основными преимуществами наличия корпоративной модели компетенций можно назвать:

    • критерии, применяемые к сотрудникам, отражают специфику бизнеса, деятельности сотрудников и корпоративной культуры компании;
    • компетенции становятся для сотрудников своеобразными маяками, на которые необходимо ориентироваться — задают стандарты поведения, позволяющего быть успешным в данной деятельности;
    • в компании формируется развивающая среда (конечно, при проведении регулярной оценки персонала по компетенциям);
    • упрощается процесс принятия решений (в области карьерного перемещения сотрудников);
    • значительно снижаются затраты на поиск, адаптацию и развитие персонала;
    • упрощается взаимодействие с провайдерами услуг в области оценки и развития персонала.

    «Иметь или не иметь?» — вот в чем вопрос. И его решает каждая компания. А мы, «Лаборатория Деловых Игр» всего лишь помогаем эффективно осуществить задуманное: разработать и внедрить корпоративную модель компетенций, оценить сотрудников и предложить программу их развития.

    1

    Рассматриваются различные концепции сущности феномена «социальная компетентность», указываются методики и шкалы определения уровня сформированности социальной компетентности личности. Акцентируется внимание на различии социологического и психологического предмета исследования данного конструкта. Приводится авторская трактовка понятия «социальная компетентность» и ее структуры, где социальная компетентность рассматривается в свете социологического предмета исследования. Автор выявляет социальную сущность феномена «социальная компетентность» и «поле» ее проявления, определяет современные механизмы ее формирования. Социальное развитие в структуре личности автор соотносит с процессом построения значимых жизненных перспектив, социальной адаптацией в социуме, а также способностью оказывать на него преобразующее воздействие. В статье приводится авторская методика определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы, состоящая из анкет, шкал, «экспертной оценки», «оценки «ближнего другого»». Авторский инструментарий апробирован в ходе исследования уровня сформированности социальной компетентности обучающихся на примере вузов Тюменской области.

    структура социальной компетентности

    социальная компетентность

    1. Захарова И.Г. Формирование социальной компетенции будущих инженеров: Автореф. дис. канд. пед.наук. – Саратов, 2010. –22с.

    2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metod.dvpion.ru/asp/article/download.asp?id=3 (дата обращения 25.12.2014).

    3. Масягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов: Автореф. дис. канд.пед.наук. – Астрахань, 2008. –24с.

    4. Новикова А.А. Формирование социальной компетентности студентов в современных условиях: монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 120с.

    5. Новикова А.А. Гуманизация высшего образования как фактор формирования социальной компетентности студентов: Автореф. дис. канд. соц. наук. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 26 с.

    6. Пушкарева Т.Г. Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 13. – С.135-140.

    7. Rose-Krasnor L. // Social Development. – 1997. –V.6, №1. –Р.111-129.

    8. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. – N.Y.: Askad. Press, 1980.

    В свете происходящих в нашем обществе трансформационных процессов во всех сферах жизнедеятельности, в научном дискурсе все чаще активизируется признание актуальности феномена социальной компетентности. Потребность в адекватном социальном развитии личности диктует состояние современного социума, когда возникает необходимость успешного выстраивания взаимоотношений во всех системах интеракции, предполагающее наличие определенных компетенций и личностных характеристик индивида.

    Цель: На основании социологического предмета исследования дать трактовку и указать структуру социальной компетентности личности; рассмотреть методики определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы.

    Методы исследования : метод анкетирования, принципы системного подхода, основные общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, научное обобщение.

    Результаты исследования: авторское определение конструкта «социальная компетентность» и ее структуры. На основании применения авторского инструментария определен «средний» (на границе «нижний») уровень сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы Тюменского региона.

    На необходимость формирования социальных компетентностей на западе обратили внимание еще в 1970-80-хх гг., с целью научить обучающихся самовыражаться, думать, искать, анализировать, сотрудничать (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен).

    Как показывает анализ понятия «социальная компетентность» единого принятого определения социальной компетентности нет, поэтому часто выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта: способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается; эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением; умение достигать поставленных социальных целей в специфических условиях с использованием соответствующих средств; способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов; способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя других людей, и др..

    Среди отечественных авторов, внесших большой вклад в разработку проблем компетентности, необходимо назвать В.И. Байденко, Л.А. Петровскую, А.К. Маркову, И.А. Зимнюю и др. Социальный аспект ключевых компетенций исследуется в работах Л.П. Алексеевой, Э.Ф. Зеером, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской и др.

    В большинстве своем социальная компетентность рассматривается под призмой социально-психологического предмета исследования. Анализ источников позволяют сделать вывод, что психологические исследования нацелены на определение связи личностных характеристик с уровнем и адекватностью самооценки личности. Для сформированности высокого уровня социальной компетентности необходимо наличие следующих черт: уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, настойчивость, использование ресурсов, доверие. Социальная компетентность анализируется факторами: планомерность; целеустремленность и стремление к ее достижению; настойчивость (склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности); фиксация ранее запланированной структуры, привязанность к ней; самоорганизация, ориентация на настоящее и будущее. Разработаны различные методики и шкалы определения уровня социальной компетентности: методика личностного дифференциала (Д. А. Марьяненко); опросник самоорга-низации деятельности; методика определения уровня жизнестойкости; определение уровня социального интеллекта (А. Демчук), индекс толерантности; шкала Е. Долла, шкала А. Пригожина и т.д.

    Автор данной статьи рассматривает социальную компетентность в свете социологического предмета исследования, выявляя социальную сущность феномена «социальная компетентность» и «поле» ее проявления, определяет современные механизмы ее формирования. Социальное развитие в структуре личности автор соотносит с процессом построения значимых жизненных перспектив, социальной адаптацией в социуме, а также способностью оказывать на него преобразующее воздействие.

    На основании анализа источников, автор статьи определяет социальную компетентность как интегрированную категорию, качественное новообразование, свойство личности, включающую в себя совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также социально-значимых качеств и характеристик личности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности .

    Базируясь на теории компетентностного подхода, разработанной Г. Халаж, В.И. Байденко, А.А. Вербицким, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторским и др. автор считает, что социальная компетентность включает в себя политическую и социально-экономическую, поликультурную, социально-коммуникативную, индивидуально-личностную, информационно-инструментальную компетентности, т.е. компетентности, овладение которыми обеспечивают успешность жизнедеятельности личности в социуме - «ключевые социальные компетентности». Личностные же характеристики определяют успешность овладения личностью социальными компетентностями . Ценностные ориентации (ценности, установки, система диспозиций); когнитивные способности (индивидуальность мышления, социальные знания, умения); поведенческий и эмоционально-волевые подсистемы (опыт; навыки общения, саморегуляции; культура поведения) способствуют овладению личностью социальными компетенциями (рефлексии) и определяют успешность ее социального развития.

    Автором был разработан инструментарий определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе, состоящий из анкеты, шкалы оценки уровня социальной компетентности (см. таб.1,). Уровень сформированности социальной компетентности оценивался согласно результатам положительного выбора из предложенных вариантов ответа: «всегда», «иногда», «никогда».

    Таблица 1

    Оценка и определение уровня социальной компетентности (шкала)

    варианты

    количество

    избраний-баллы:

    оценка и уровень сформированности

    социальной компетентности:

    26-35 (включая 4

    вопрос № ответа-1)

    Социальная компетентность сформирована

    достаточно хорошо - «высокий» уровень

    Социальная компетентность сформирована средне - «средний»

    Социальная компетентность сформирована недостаточно - «низкий» уровень

    Анкета определения уровня сформированных социальных компетентностей студентов

    состоит из следующих вопросов:

    Варианты:

    1. Предлагаю собственные идеи в решении проблем

    2. Проявляю интерес к точке зрения членов команды

    3. Помогаю группе достичь результата

    4. Стремлюсь достичь консенсуса

    5. В случае возникновения конфликта стремлюсь его разрешать

    4. Поставьте галочку или обведите кружком тот вариант ответа, который соответствует вашему типу поведения в следующих ситуациях:

    Варианты ответов:

    В стрессовых ситуациях помогаю другим сохранять спокойствие, веру в успех. Мобилизую товарищей, организую к выполнению необходимой работы

    Реагирую спокойно на сложные ситуации. Эффективно работаю под давлением, сохраняя качество работы, спокойствие и объективизм

    Не контролирую эмоции, срываюсь, разговариваю на повышенных тонах, теряю объективность, самообладание в стрессовых ситуациях

    Избегаю людей или ситуации, которые провоцируют негативные эмоции,

    замыкаюсь в себе. Не могу выполнять какую -либо работу в напряжѐнной ситуации, требуется время, чтобы успокоиться

    6. В оценивании креативности укажите, пожалуйста:

    7. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    8. В оценке социальной активности, укажите следующие свои действия:

    9. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    Варианты ответов:

    1.Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: читаю спец.лит-ру, обсуждаю тематику с экспертами и т.д.

    2.Читаю интересующую меня литературу, стараюсь повысить свой культурный уровень, уровень энциклопедических знаний и т.д.

    3.Проявляю интерес к не профессиональным видам деятельности (спорт, вокал, шахматы и т.д.)

    10. В оценке информационной грамотности, укажите, пожалуйста:

    11. В оценке взаимодействия с представителями других культур, укажите:

    качество

    выражено достаточно высоко

    качество

    выражено средне

    качество

    выражено недостаточно

    1.Мотивация на успех

    2.Духовность, культура, гуманность

    3.Приверженность здорового обр.жизни

    4.Творческое воображение, креативность

    5.Самообладание,устойчивость,толерантность

    6.Образованность

    7.Работоспособность,трудолюбие,ответственность

    8.Доброжелательность

    К определению социально-коммуникативной компетентности относятся вопросы анкеты №№ 1,4,7. Социально-коммуникативную компетентность определяют компетенции, способствующие успешному взаимодействию в команде. Уровень самоконтроля, стрессоустойчивости, самообладания определяется вопросом № 4; уровень коммуникативности - вопросом № 7; индивидуально-личностную компетентность определяют вопросы №№ 2, 3, 5, 6, 9, 12 авторской анкеты; компетенцию: «Уверенность в себе, своих силах, своих действиях» можно оценить посредством ответов на вопрос № 3; Вопрос № 5 позволяет оценить компетенцию: «Умение принимать решения»; Вопрос № 6 - компетенцию: «Креативность, творческое воображение»; компетенцию: «Потребность личностного роста, самообразования, саморазвития» определяет вопрос № 9. Ответы на вопрос № 12 позволяют оценить личностные качества. Политическую и социально-экономическую компетентность определяет вопрос № 8 - «Социальная активность»; Поликультурную компетентность определяет вопрос № 11 - «Взаимодействие с представителями других культур». Информационно-инструментальную компетентность определяет вопрос № 10. Автором разработаны «вспомогательные шкалы» оценки уровня сформированности всех выше обозначенных компетенций .

    С целью определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе, автор данной статьи провел исследования среди студентов вузов Тюменского региона в возрасте 18-24 лет, применив разработанный инструментарий. В рамках авторского исследования применялись методы самооценки, оценки «другого» (представители «малой группы» и вторичных социальных групп - «работодатели»). В вопросах анкеты, разработанной с целью оценки социального развития «молодого профессионала», только что закончившего высшую школу автор, среди прочего, включил следующие вопросы, например: «Устаивают ли Вас социальные, личностные качества молодых специалистов, закончивших вузы нашего региона»? (умение работать в команде, адекватно реагировать на критику, умение принимать решение, ответственность, творческий подход и т.д.); «Оцените уровень сформированных социальных компетентностей работающих выпускников вузов региона» (название компетенций и уровни оценки); «Назовите профессиональные, социальные и личные качества специалиста, которые Выхотели бы видеть в своих сотрудниках и т.д.

    Авторское исследование выявило «средний», ближе к оценке «ниже среднего» уровень сформированных социальных компетентностей студентов. Показало недостаточную удовлетворенность экспертов (работодателей) уровнем профессиональной подготовки, социальными и личностными качествами молодых специалистов, закончивших вузы Тюменской области. Подавляющее большинство экспертов считают, что социально-политическая, экономическая и социально-коммуникативная компетентности сформированы у работающих выпускников в недостаточной степени. Поликультурная и инструментально-информационная компетентности сформированы в достаточной степени. Индивидуально- личностная компетентность сформирована «средне». Вместе с формированием профессионализма, эксперты акцентируют внимание на необходимости развития социальных, личностных качеств обучающихся - будущих выпускников вузов, включая образованность, культурность, трудолюбие, активность, творческое мышление и т.д.

    В заключение автор статьи акцентирует внимание на необходимости активизации плодотворных совместных психологических и социологических исследований, направленных как на дальнейшее изучение социального развития личности, так и на разработку адекватных методик, позволяющих определять не только уровень, но и проводить корреляцию с определяющими социальную компетентность факторами, условиями ее формирования.

    Рецензенты:

    Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор, профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

    Барбаков О.М., д.с.н., профессор, профессор кафедры Бизнес-информатики и математики, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

    Библиографическая ссылка

    Новикова А.А. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17693 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Очень часто в обычной жизни встречается множество слов, значения которых, казалось бы, понятны всем. Однако это не всегда так. Порой человек не может дать определение даже самому обычному понятию. Компетентность - это довольно простое слово, но многие ли смогут дать ему верное определение? Что в него входит и о чём вообще говорит наличие или отсутствие компетентности? Данная статья ответит на эти вопросы.

    Понятие компетентности

    На самом деле ответы на данные вопросы очень просты. Они не содержат каких-либо специфических объяснений. Компетентность - это знания, умения, навыки, которыми обладает человек в какой-либо конкретной сфере. Все эти знания нужны человеку, чтобы добиться успешных результатов в своей работе. Стоит понимать, что само наличие компетентности — это лишь одна из составляющих на пути к благополучной работе. Все эти знания и навыки необходимо не только иметь, но и поддерживать их на должном уровне или обновлять, совершенствовать.

    Безусловно, если человек некомпетентен в своей деятельности, то достичь высоких целей невозможно. Недостаток знаний скажется на всём процессе работы и, как следствие, на итоговом результате. Профессиональная компетентность достигается путём личностного изучения, познания и развития человека. И без собственного желания человек никогда не станет профессионалом в своём деле.

    Передача опыта

    Каким же образом можно судить о компетентности человека? Как понять, что он вообще компетентен в определённой сфере деятельности? Это довольно просто. Компетентность - определение, которое доказывается с помощью результатов, достигающихся человеком. К его мнению прислушиваются при решении важных вопросов, с ним советуются, у него учатся. Но достигались эти результаты не быстро, много времени уходит на данный процесс. И, как правило, любой человек сначала не силён в знаниях той или иной деятельности, но он приложил массу усилий, времени и сил для достижения своих целей.

    Не стоит пренебрегать рекомендациями такой личности, зачастую подобный способ помогает узнать и понять очень многое в работе. Это своеобразный процесс передачи опыта от одного лица к другому. Опять же, необходимо не только воспринимать чужие знания, но и самостоятельно изучать специфические особенности деятельности, в которой хочется добиться профессионализма.

    Конкуренция на рынке труда

    Профессиональная компетентность выражается в количестве всех тех теоретических и практических знаний, умений и опыта, которые нужны для успешного осуществления профессиональной деятельности. Любая фирма, компания или работодатель предъявляют ряд требований к потенциальному работнику, и наличие базового уровня компетентности играет огромную роль.

    Одно дело, когда на работу устраивается специалист, получивший специальное образование, но не имеющий опыта, и совсем другое - когда человек имеет огромный опыт в данной сфере. Да, наличие образования играет не последнюю роль в трудоустройстве, а где-то и вовсе невозможно трудоустройство без его наличия, но масса работодателей готовы пойти навстречу работнику, имеющему реальный опыт. И, конечно же, конкуренцию составит тот работник, у которого имеется и специальное образование, и практический опыт в нужной отрасли.

    Различия понятий

    Профессионализм и компетентность часто замещают друг друга, используются как синонимы. Но действительно ли верно такое замещение? Стоит понимать, что это немного разные по своему значению понятия. Под профессионализмом понимается не только наличие определённых знаний, но и само отношение к деятельности, специфике работы.

    Профессионал всячески развивает свои умения, способствует достижению определённых результатов и целей, дорожит своим делом и местом в нём. Такие люди, как правило, отдают долгие годы своей жизни одному делу. Компетентность - это наличие определённых знаний и способность применить их таким образом, чтобы добиться нужного решения поставленных задач. В реальной жизни профессионала видно сразу, а вот компетентность нужно будет ещё подтвердить. Хоть и кажется, что данные понятия взаимозаменяемы, это совсем не так.

    Поддержка уровня компетентности

    Каким же образом развивать компетентность? Как применять свои знания с учётом постоянных изменений в трудовой деятельности? Уровень компетентности поддерживается не только исходя из личностных качеств и стремлений работника, но и с помощью службы персонала. В нынешнее время всё больше фирм и компаний создают дополнительные службы для решения многих важных задач.

    Служба персонала, в свою очередь, не только раскрывает широкий спектр мотиваций, но и проводит различные бизнес-тренинги, информирует о нововведениях или изменениях в конкретной сфере деятельности. Естественно, что для каждого работника той или иной должности нужны индивидуальные подходы. Информация предоставляется и обсуждается отдельными блоками для определённой группы работников. Простой пример: бухгалтеру не станут рассказывать о том, как правильно отмыть территорию офиса, а уборщице не станут сообщать о том, как пользоваться программой 1С.

    Руководящий пост

    Необходимо понимать, что критерии компетентности разнятся для работников различных областей, но не столько в определениях, сколько в индивидуальной специфике профессии. Работник должен иметь знания техник и принципов, специфических стандартов, целей и задач, а также обладать знаниями по использованию конкретных методов воздействия на трудовой процесс. Если человек занимает руководящий пост, то его набор знаний и навыков должен быть намного обширнее, чем у его подчинённых.

    Если простой работник должен понимать свои обязанности и находить пути для их выполнения, то руководитель - выполнять обширный список задач. В его компетенции находится и подборка персонала, и умение поддерживать дисциплину в коллективе, и координацию рабочего процесса, отстаивать интересы компании и дела. На руководящих должностях уровень ответственности намного выше, поэтому огромную роль играют личностные качества человека, его уровень стрессоустойчивости и взаимодействие с другими людьми.

    Плюсы компетентности

    Компетентность работника играет огромную роль во многих смыслах. Конечно, компетентный сотрудник всегда ценится выше тех, кто не обладает такими навыками. Однако возможно получить не только признание и уважение к своей личности, но и финансовое вознаграждение, которое подчас становится прекрасным способом мотивации. В современном обществе трудно жить, имея небольшой доход, трудно позволить себе какие-то дорогие вещи или услуги. И наверняка никто не захочет отказываться от хорошей жизни, поэтому люди сознательно и добровольно стараются повышать уровень своих знаний и навыков.

    Оценка компетентности работника определяется с помощью разнообразных методов и осуществляется либо HR-специалистом, либо руководителем определённого подразделения. Компетентность работника зачастую заметна даже без специального тестирования или мониторинга. Опытный представитель службы подбора кадров способен довольно легко определить необходимые задатки человека ещё на первичных этапах устройства работника.

    Знание дела

    Существует немало видов деятельности, в которых некомпетентный сотрудник может избежать ответственности или не нанести особого вреда компании. Но некоторые сферы деятельности требуют абсолютного знания дела и его специфики. Компетентность специалистов в таких учреждениях, фирмах, предприятиях играет огромную роль как для самого предприятия, так и для людей, пользующихся его услугами.

    Примечательно то, что специалист не должен полагаться только на наличие профессиональных знаний, навыков и опытов, он должен также уметь самостоятельно анализировать свою деятельность и видеть её итоги. Личностные и профессиональные качества должны сочетаться в общую структуру, которая приведёт к положительным результатам, а не навредит. Умение правильно спрогнозировать итоги, разработать конкретный план по их достижению - главнейшая задача в любой деятельности.

    Отсутствие компетентности

    Компетентность - это важнейшее требование к деятельности педагогов. Данная профессия не допускает отсутствия этого компонента, оно невозможно. К работникам сферы образования выдвигаются конкретные и важные требования, в силу того, что они не только контролируют процесс получения новых знаний учениками, но и являются примером поведения и взаимодействия.

    Некомпетентный педагог может обеспечить школьнику очень серьёзные проблемы: уничтожить тягу к знаниям и образованию, навредить качеству получения этих знаний, расстроить психическое здоровье ученика. На самом деле негативных последствий, которые могут образоваться из-за отсутствия компетентности педагога, гораздо больше. Для системы образования подобные итоги абсолютно недопустимы. Поэтому компетентность педагога в данной деятельности играет огромную роль.

    Компетентность в образовании

    Как и любая другая сфера деятельности, образование претерпевает постоянные изменения. Это связывается с тем, что ежегодно общество требует новых специалистов, расширяет возможности. Государство контролирует процесс обучения и тоже влияет на его структуру. В связи с этим педагоги должны подстраиваться под нововведения или коррекции в образовании.

    Компетентность педагога в такой ситуации принесёт успех. Умение подстраиваться под изменения, разрабатывать план обучения и достигать с его помощью нужных результатов - бесспорный признак компетентности. Конечно, существует и ряд мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов: курсы повышения квалификации, аттестации, педсоветы, семинары, конференции, а также личное саморазвитие. Благодаря всем этим составляющим ученики могут рассчитывать на получение качественного образования и успешное становление личности.

    Профессионал своего дела

    Всякий ученик может назвать педагога, который запомнился ему. Кого-то он опишет как профессионала своего дела, кем-то будет недоволен. От чего это может зависеть? Компетентность педагога ученики рассматривают со своей точки зрения и каждый даст своё объяснение данному термину. Однако конечным итогом являются именно знания, полученные в ходе обучения, и воспитательный процесс, его результаты.

    Очень часто встречаются дети, которые изначально не понимали или не принимали какой-либо учебный предмет, но со временем усвоили его и стали хорошо в нём разбираться. В этом случае стоит сказать об индивидуальном подходе учителя. Значит, он смог создать ту атмосферу и тот план обучения, который дал такой результат. Это огромный труд, требующий как профессиональных навыков, так и времени, и личного упорства педагога. Несомненно, такого учителя можно назвать профессионалом своего дела.

    Во благо обществу

    Исходя из всех перечисленных ситуаций, можно сделать вывод: компетентность - это важнейший фактор, влияющий на качество работы и её результаты. Во всех сферах деятельности всегда будут ценны сотрудники, обладающие данным качеством. Их будут ставить в пример, учиться у них, прислушиваться к их советам и рекомендациям. Многие профессионалы своего дела годами трудились для этого, тратили огромное количество времени и собственных сил.

    Такие люди быстро принимают решения, находят выход из любых ситуаций, решают сложнейшие задачи, которыми перед ними ставятся. Для достижения такой высокой планки потребуется также немало терпения и выдержки. Общество всегда будет нуждаться в подобных рабочих кадрах и именно поэтому будет создавать новые учреждения для их получения. Самое главное - пусть это будет во благо обществу, во благо стране.

    Можно услышать такие слова, как «компетентность» и «компетенция». Отличия между их смыслом большинству рядовых граждан непонятны. В рамках данной статьи будут разобраны эти понятия, чтобы в будущем они не вызывали вопросов. Для примера также будет рассмотрена сфера образования.

    Общая информация

    Проблема дефиниций заключается в их множестве и общепринятого толкования терминов. Поэтому в рамках статьи будут рассмотрены различные формулировки, которые были высказаны многочисленными научными кадрами. Причем можно выделить два основных подхода: отожествления и дифференциации. Всё это имеет свои особенности, которые мы с вами в дальнейшем и рассмотрим.

    О терминах

    Так что такое компетентность и компетенция? Отличия между ними понять поможет приведение нескольких определений. Итак, :

    1. Качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным.
    2. Способность к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт.
    3. Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.
    4. Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.

    А что же собой представляет компетенция? Под нею понимают:

    1. Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.
    2. Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.
    3. Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.

    Вот чем являются компетентность и компетенция. Различия между ними не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют.

    Использование терминов

    Их можно встретить, как правило, при совершении психолого-педагогической деятельности, или в литературе, которая описывает эту деятельность. Говоря про то, чем являются компетенция и компетентность, отличия в образовании данных понятий отыскивая, невозможно не упомянуть и то, что даже среди ученых нет единства относительно этого вопроса. И разбор этих понятий и ситуаций использования подкрепляется весьма существенным количеством исследований, которые были проведены разными людьми. Так, для решения возникших противоречий предлагалось введение единственного правильного термина, чтобы избежать негативных эффектов, но пока консенсуса достичь не удалось.

    О компетенции и компетентности в общих чертах

    Если данных ранее понятий мало, то может быть рассмотрена более детально компетентность и компетенция. Отличия в педагогике заключаются в следующем:

    1. К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем. При этом действия осуществляются с оглядкой на определённые морально-этические установки и качества личности. В чем же тогда на практике заключается отличие компетенции от компетентности? Давайте разберём и это.
    2. Под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. При этом это базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека. В основе компетентности положена интегрированная модель, которая включает четыре уровня развития: знания (и их организация); умения (и их использование); интеллектуально-творческий потенциал человека; эмоционально-нравственные отношения с миром. Последнее часто вызывает споры, поэтому информацию необходимо дополнить. Так, под этим понимают ещё и эмоциональный интеллект - то есть, способность самостоятельно дисциплинироваться и самомотивироваться. Кроме этого, в это понятие включена и устойчивость к разочарованиям. Неотъемлемой частью здесь является контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствия. Полезными также являются навыки регулирования настроения.

    Про компетенцию

    Под этим термином понимают готовность личности к определённой деятельности. Причем это базируется на существующих знаниях и опыте. Они же приобретаются благодаря обучению. Следует учитывать, что эти качества личности являются взаимосвязанными. Это позволяет нам говорить о том, что компетенция - готовность человека мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях. То есть, это всё имеется в «готовом виде» и необходимо просто собрать причудливый механизм знаний и умений в момент реализации чего-то.

    Про компетентность

    Под этим понимают способность, которая постепенно возникает, когда личность осваивает социальный опыт. Причем включает компетентность в себя не только лишь знания и операционно-технологическую составляющую, но и социальную, мотивационную, эстетическую и поведенческую.

    Подметил, что статья пишется похожими словами? Не волнуйся, читатель! Как уже ранее писалось, такая особенность данной статьи, в которой рассматриваются компетенция и компетентность. Отличия разных авторов хотя и существуют, но они незначительные. Каждое отдельное суждение предоставляет свой интерес. А чтобы оно не терялось, приходится приводить информацию полностью.

    Итак, возвращаемся к теме статьи. Компетентность является результатом образования. Также она предусматривает наличие определённого набора компетенций. В это понятие входит и личностное отношение человека к предмету своей деятельности. Следует напомнить, что исследованием этих терминов занимались многие ученые Привести все их наработки в рамках данной статьи не представляется возможным. Но несколько наиболее интересных моментов, толкований всё же следует выделить.

    Толкование А.В. Хуторского

    Итак, продолжаем знакомиться со значениями таких терминов, как компетентность и компетенция. Отличия, согласно А.В. Хуторскому, здесь такие:

    1. Под компетенцией понимают определённый круг вопросов, в которых индивид обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт. Это совокупность взаимосвязанных качеств, которыми обладает личность по отношению к определённым предметам и процессам. Ими могут выступать знания, умения, навыки, способы деятельности. При соблюдении всех условий является возможной качественная работа.
    2. Компетентность - это когда человек обладает необходимой компетенцией, что включается в себя также и его личное отношение к предмету деятельности.

    Толкование В.Д. Шадрикова

    Немного другое видение предлагает этот ученый:

    1. Так, В.Д. Шадриков утверждает, что под компетенцией необходимо понимать круг вопросов, где человек хорошо осведомлен. Особенностью этого понятия является то, что оно относится не к определённому субъекту деятельности, а к вопросам, что её сопровождают. Иными словами, под компетенцией необходимо понимать функциональные задачи, которые можно успешно решить. Если говорить про образовательный процесс, то тут можно наблюдать, что формируется определенная диалектика.
    2. Компетентность - это особенность субъекта деятельности. Благодаря ней личность может решать определённый спектр задач.

    Об образовательной сфере замолвим слово

    Вот нами и было рассмотрено с общетеоретической точки зрения, чем отличается компетентность от компетенции. Теперь давайте уделим внимание образовательной сфере. Перед нами есть «сферический» педагог, которые занимается тем, что излагает правоведение. Итак, если у него есть знания о предмете, навыки применения законодательства в правоохранительных органах, умение защищать свои права (проводить поиск необходимой для этого информации) и сила духа, которая поможет пережить сложные моменты - значить компетенция у человека есть.

    Можно сказать, что если человек ещё и заинтересован в том, чем он занимается, совершенствует свои навыки общения и изложения материала, то он ещё и компетентен. Конечно, это всё немного утрировано, но, тем не менее, этот небольшой пример позволит понять нам, что собой представляет предмет статьи в реальности.

    Нами была рассмотрена разница между компетенцией и компетентностью, больше по этому аспекту вопросов быть не должно. Но чтобы окончательно закрепить материал, давайте рассмотрим ещё и ситуацию с другими сферами человеческой деятельности.

    Иные области

    Итак, допустим, у нас есть инженер. Его задача - создавать новые машины, которые будут обладать всем необходимым функциональным спектром. Различается ли здесь компетентность и компетенция? Отличия между ними есть, но в целом схема выглядит как представленная раньше. То есть, если у него есть необходимые для работы знания, умения, навыки - то человек обладает компетенцией. А если есть ещё и желание выходить за рамки достигнутого, работать из интереса и во благо, когда существует заинтересованность в результате и человек работать хочет сам, то это значит, что у него есть компетентность.

    Заключение

    Нельзя не отметить тот факт, что и само общество, и каждый конкретный индивид заинтересованы в том, чтобы каждый человек обладал максимально возможной компетентностью при решении определённых вопросов. В таком случае можно было бы говорить о том, что общество трудится максимально эффективно и целесообразно.

    Возможно ли это? Да. Но прежде чем говорить обо всех, необходимо начать с отдельного человека. Чтобы изменить мир к лучшему - достаточно начать с себя. Причем можно работать не только над качеством навыков, но и над культурой, отношениями. В качестве отправной точки можно взять свой внешний вид. Затем следует начать следить за своим домом, чтобы было чисто и уютно. Когда человек ценит сам себя, то он внимательней относится и к окружающей среде, и к людям, и к тому, что он делает.