Консулы. Что такое консул в древнем Риме

в Древнем Риме должностное лицо, обладавшее высшей гражданской и военной властью. Избиралось два консула сроком на один год. В эпоху империи консулы теряют реальную власть, звание консула становится почетным титулом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСУЛ

Республиканскими заместителями царей, изгнанных в 510 г. до Р. X., были два консула (pari potentia), которые первоначально назывались praetores (praeire), но после законодательства децемвиров стало преобладать название consules. Избирали (сrеаrе) их на один год в центуриатских комициях и до 336 г. до Р. X. только из среды патрициев. По их именам, подобно тому как в Афинах по имени первого архонта (??????? ?????????), назывались годы (обыкновенно с пропуском союза et). С 154 г. до Р. X. они вступали в свою должность постоянно с 1 января. Им, как избранным блюстителям государства, tutores reipublicae, должны были повиноваться все магистраты, за исключением народных трибунов; во время же диктатуры прекращалась их должностная деятельность. На их решения можно было апеллировать к народу, по закону lex de provocatione (см. Provocatio, Воззвание). Впрочем, по сложении с них звания, их можно было привлекать к ответственности за их действия по должности. В городе они не имели Imperium; эта неограниченная верховная власть предоставлялась им только во время похода на основании особого решения куриатских комиций и заключала в себе ius vitae necisque. В Риме они имели право созывать сенат и народное собрание (comitia centuriata) и председательствовать на обоих собраниях (ius cum populo et patribus agendi). Созывать comita tributa, кажется, было также предоставлено и со времени lex Valeria Horatia, в 448 г. до Р. X. (Liv. 3, 71. 72), потому что вследствие этого закона и патриции были поставлены в необходимость защищать в этих собраниях свои интересы подачею голосов. Высшая судебная власть была снята с К. в 366 г. до Р. X. и передана в ведомство вновь учрежденной должности преторов, подобно тому как раньше уже, в 443 г. до Р. X., вследствие учреждения особой цензуры (см. Censor, Цензор) с них была сложена обязанность производить ценз и заведовать финансами. Чрезвычайные почетные дела, вроде освящения храма, провозглашения диктатора, часто возбуждали спор между обоими товарищами по должности; в таком случае, если соглашение не состоялось, обыкновенно дело решалось жребием. Во время внутренней или внешней опасности сенат «крайним постановлением» (senatus consultum extremum, Caes. b. c. 1, 5): videant consules ne quid respublica detrimenti capiat - поручал им назначить (dicere) диктатора; когда же должность диктатора вышла из употребления, тогда этим поручением консульская власть возвышалась фактически до диктаторской, причем К. получали также domi imperium atque iudicium summum (Sall. Cat. 29. Cic. Мil. 26). Впрочем, подобное полномочие не защитило, однако, Цицерона от привлечения к личной ответственности. Двойственное число (par potestas) считалось для консульства делом существенным; поэтому в случае смерти одного консула другой должен был тотчас же назначить выборы нового товарища (comitia ad subrogandum или sufficiendum consulem); вновь избранный назывался consul suffectus и пользовался равною властью с consul Ordinarius. Отсрочка и упущение этих выборов всегда сильно беспокоили народ, поэтому такие случаи встречались очень редко, хотя в самом начале Республики Публий Валерий управлял одно время sine collega. B 499 г. до Р. X. выборы не были произведены вследствие краткости времени, оставшегося до срока должности, а в 67 г. до Р. X. вследствие религиозного соображения, т. к. только что выбранный consul suffectus умер до вступления в должность. Совершенно незаконно оставался без товарища после Цинны в 83 г. до Р. X. Карбон; Помпея же назначили в 51 г. до Р. X. консулом sine collega только для того, чтобы избежать имени и безответственности диктатора. Во время похода каждый К. командовал двумя легионами и принадлежавшими к ним союзными войсками (exercitus consularis), в главном же начальстве они чередовались каждый день. Если они сражались в разных местах, то тогда разделяли между собою местность (provincia от provincere, быть первым, сильнейшим). Если один только из К. выступал в поход, то он назывался consul armatus, в противоположность оставшемуся в Риме товарищу своему (consul togatus). Во время пребывания их в городе знаки, присвоенные их званию, insignia, были: у каждого по 12 lictores, со связками прутьев (fasces; топоры присоединялись только во время похода); у заведующего делами консула (cuisus fasces erant, p?nes quem fasces erant; в заведовании делами они чередовались каждый месяц) 12 lictores шли длинным рядом впереди, у другого же они шли сзади, а в прежние времена последний имел только одного служителя, accensus (см. Accensi, Акцензы), который шел перед ним. Вопрос о том, кому получить какую провинцию, решался обоими консулами по взаимному соглашению (comparare, parare inter se provincias), в случае же несогласия решал жребий (sortiri provincias). Сенат, однако, неоднократно старался оставить право назначения за собой и распределять провинции extra sortem, extra ordinem. Жалобы консулов, считавших себя обиженными, возбуждались перед трибунами и народом и обыкновенно имели успех. С расширением территории Римского государства двух консулов оказалось недостаточно для ведения войн; поэтому было увеличено число преторов и провинции были разделены на prov. consulares и praetoriae: разделение же это зависело каждый раз от сената, а т. к. при этом назначении часто играли большую роль личные отношения, то законом К. Гракха lex Sempronia de provinciis consularibus в 122 г. до Р. X. было постановлено, чтобы определение о том, какие провинции будут назначены консульскими, происходило перед выборами самих К. В последнем столетии Республики Суллою были сделаны большие изменения в круге деятельности К. Они должны были оставаться весь год в Риме и, таким образом, лишились главного источника власти, военного Imperium. Прямым последствием такого ограничения консульской власти явилась невозможность для К. успешно защищать интересы государства от честолюбия отдельных личностей. Вследствие влияния отдельных выдающихся людей консульство во время междоусобных войн совершенно утратило свое значение. Сулла, будучи диктатором, сохранил, однако, консульство; но это была только тень прежней высшей власти. Цезарь управлял в качестве К. в 59 г. до Р. X., но не в силу значения этой должности, а благодаря главным образом могуществу триумвирата; товарищ его, Бибул, не имел никакого значения. Помпеи, не будучи К., на самом деле был гораздо могущественнее выборных К. Все консульства Цезаря во время его диктатуры были только простою формальностью, и мнимая республиканская добросовестность, выразившаяся в назначении выбора К. (consul suffectus) на полдня, служила только для обмана народа. Еще раз после смерти Цезаря в 43 г. до Р. X. в лице Гирция и Панзы возникло консульство как законная распорядительная власть в государстве, но новый триумвират снова лишил его значения. Консульство оставалось и во времена императоров, но мало-помалу превратилось в пустой титул и давалось лишь на несколько месяцев, чтобы иметь возможность награждать большее число приверженцев дарованием этой формально все еще высшей государственной должности; под конец начали давать только insignia consularia без должности; отсюда различие между consulatu functi и consulares honorarii. Действительную пользу бывшие К., viri consulares, извлекали еще из того, что две богатейшие сенатские провинции, Азия и Африка, обыкновенно каждый год отдавались в управление двум старшим consulares. Настоящим консулам оставалось теперь только отправление правосудия в известных пределах, заведование играми в цирке и празднествами, приготовляемыми для императора и, кроме того, председательство в сенате. ср. : Brambach, de consulatus mutata inde a Caesaris temporibus ratione (1864).

ὕπᾰτος - «высочайший, властелин» [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] ) - высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме .

Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. В античности его переводили как «заботящиеся» о родине, гражданах, государстве или «опрашивающие» народ и сенат, а в новое время различные историки античности переводили по-разному: Бартольд Нибур - «вместе находящиеся», Теодор Моммзен - «вместе танцующие», Эрнст Херцог - «вместе идущие», Вильгельм Зольтау - «вместе заседающие», то есть товарищи (collegae ).

Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях . Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого .

Согласно римской традиционной истории, консулы сначала выбирались только из патрициев , но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов стал Луций Секстий). Однако современные историки ставят это под сомнение, указывая, что около 30 % консулов, правивших до Луция, носили не патрицианские, а плебейские имена.

С 222 по 153 до н. э. консулы вступали в должность в мартовские иды, то есть 15 марта. Позднее консульский год стал начинаться с 1 января.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции , председательствовали в них, назначали диктаторов , производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - преторам .

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis ), инкрустированное слоновой костью , и сопровождение 12 ликторов с фасциями , в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул , а из выборной должность превратилась в назначаемую.

См. также

Напишите отзыв о статье "Консул (Древний Рим)"

Литература

  • Консулы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

(consules или сокращенно coss.) - так назывались у римлян два должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей (509 г. до Р. Х.). Первоначальное их название praetores (предводители) указывает на военную, a judices (судьи) - на судебную деятельность этих магистратов. Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. Древние переводили его "заботящиеся" о родине, гражданах, государстве или "опрашивающие" народ и сенат, а в новое время Нибур - "вместе находящиеся", Моммзен - "вместе танцующие", Герцог - "вместе идущие", Зольтау - "вместе заседающие", т. е. товарищи (collegae). Консулы избирались сначала исключительно из патрициев ; с 366 г. (после Лициниева закона) один из консулов мог быть и плебей , но только в 342 г. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. оба консула были из плебейских родов. Выбор консулов производился в центуриатных комициях, под председательством консулов или диктатора, а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex. Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. - 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената . Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами imperium и potestas. Военная власть консулов заключала в себе следующие права: 1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum), перешедшее позже к комициям, и центурионов. 2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после Суллы консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула. Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право: 1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение; 2) созывал народ в комиции по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi). Власть консулов была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула: 1) провокацией к народу, 2) учреждением квесторов (509), контролировавших расходы госуд. казначейства; 3) учреждением народных трибунов (494), имевших право интерцессии; 4) цензурой (443), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312) - и право составления списка сенаторов; 5) претурой (367), к которой перешла гражданская юрисдикция; 6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis). Co времени Гракхов , при особенно критических положениях государства, консулы получали от сената особой формулой (так наз. "Senatusconsultum ultimum": videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat, т. е. консулы должны заботиться, чтобы государство не потерпело какого-либо ущерба) полномочие, дававшее им почти диктаторские права и не допускавшее ни провокации, ни интерцессии. Знаками отличия консулов были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta), курульное кресло и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул, старший годами. В древнейшие времена у консула, стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консулов. Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias) или соглашение (comparare inter se provincias). В случае увольнения или смерти одного консула, другой выбирал нового коллегу (consul suffectus). Лица, бывшие консулами, назывались consulares; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год. Уже в последние времена республики пало значение и власть консулов. В императорское время, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой - на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке - до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus). О временных магистратах, заменявших консулов в 451-449 и 444-366 гг., см.

В современной политике консулом называется должностное лицо, которое является представителем своего государства в другом регионе. выполняет ряд функций по защите политических, экономических и юридических интересов своей страны. В этой публикации мы расскажем подробно о том, что такое консул на примере Древнего Рима.

Власть в Древнем Риме

Для того чтобы понять, что такое консул в Древнем Риме, необходимо рассмотреть систему управления государством. Республиканский период характеризовался сочетанием аристократических и демократических черт.

Главными органами власти в это время были народные собрания (которые созывались лишь по приказу высших должностных лиц), сенат и магистратуры. Значительную роль в жизни государства играл сенат. Этот орган по своему характеру был совещательным. Кроме того, он имел внешнеполитические полномочия и выполнял контролирующую функцию. Также в его распоряжении находилась казна Рима.

Римские магистратуры - это государственные должности. Они избирались народным собранием (исключением являлись диктаторы). Должность консула являлась одно из таких магистратур. Это лицо, наравне с диктатором и преторами, имело так называемую высшую власть. Консул обладал «большим имперуимом». Это имело право устанавливать смертные приговоры. В республиканском Риме было 2 консула. Каждый из них выполнял одинаковые функции.

Итак, рассмотрим что такое консул подробнее.

Власть консула в Древнем Риме

В Древнем Риме периода республики консул выполнял следующие функции:

  • Вынесение смертного приговора. Это решение консула могло быть обжаловано народным собранием лишь в одном случае. Смертный приговор возможно было отменить, если он был вынесен за пределами Рима.
  • Консулы возглавляли всю римскую систему магистратур.
  • Имели военные полномочия. Консулы руководили армией, избирали военачальников и распределяли добычу.
  • Обладали высшей гражданской властью.
  • Во время военных действий сенат мог предоставить им неограниченные полномочия.

В Древнем Риме консулы избирались на один год, т. е. их должность была ординарной. К этим лицам прикреплялись специальные помощники - квесторы.

Консулы в современной политике

В современной политике консул - это лицо, стоящее на дипломатической службе. Он представляет интересы своего государства в другой стране или городе. Так, например, консул США в России отстаивает политические и Америки. В его функции входит содействие установлению связей между государствами, выдача виз и паспортов гражданам той страны, чьи интересы он представляет.

Консульство - это специальное учреждение, расположенное на территории другого государства (с его согласия), для выполнения определенных функций.

Обязанности и полномочия царя в основном перешли к вновь созданному институту консулов . Это была высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме. Первоначальное их название (praetores — предводители) указывало на военную, a judices (судьи) - на судебную деятельность этих магистратов. В 305 г. до н. э. наименование должности изменилось на консул ; в латинском языке consulere означает «советоваться». Титул перешел к совершенно иной должности.

Считалось, что институт консулов берет свое начало от традиционной даты установления Республики в 509 г. до н. э., но в V веке до н. э. последовательность консулов не была непрерывной. В мирное время консулы имели широкие полномочия (административные, законодательные и судейские), а во время войны часто возглавляли армию. Дополнительные религиозные обязанности включали некоторые полномочия, которые через свою официальную важность, могли выполняться только высшими должностными лицами государства.

Консул

509 г. до н. э. – 705 г.

Консулы (consules или сокращенно coss.) - так назывались у римлян два должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей в 509 г. до н. э. Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. Древние переводили его «заботящиеся» о родине, гражданах, государстве или «опрашивающие» народ и сенат, а в новое время Нибур - «вместе находящиеся», Моммзен - «вместе танцующие», Герцог - «вместе идущие», Зольтау - «вместе заседающие», т. е. товарищи (collegae).

Двое консулов избирались ежегодно, служили вместе, каждый имел право вето на действия своего коллеги. Считается, что сначала право стать консулом имели только патриции. С 366 г. до н. э. (после Лициниева закона ) один из консулов мог быть и плебей, но только в 342 г. до н. э. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. до н. э. оба консула были из плебейских родов.

Консулов избирали центуриатные комиции (в которой преобладала аристократия) под председательством консула или диктатора , а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex .

Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны с 222 г. до н. э. консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. до н. э. — 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената.

Однако, формально получали власть только после ратификации их кандидатур в , которая предоставляла консулам соответствии с законом .

Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами и potestas .

Военная власть консулов заключала в себе следующие права:

1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum ), перешедшее позже к комициям, и центурионов.

2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула.

Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право:

1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi ). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение;

2) созывал народ в по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi ).

Власть консула была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула :

1) провокацией к народу,

2) учреждением квесторов (509 г. до н. э.), контролировавших расходы государственного казначейства;

3) учреждением народных трибунов (494 г. до н. э.), имевших право интерцессии;

4) цензурой (443 г. до н. э.), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312 гг. до н. э.) - и право составления списка сенаторов;

5) претурой (367 г. до н. э.), к которой перешла гражданская юрисдикция;

6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis ).

В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 г. до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - . Помощниками консулов были квесторы .

Co времени Гракхов , при особенно критических положениях государства, консулы получали от сената особой формулой (так называемый «Senatusconsultum ultimum» : videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat , т. е. консулы должны заботиться, чтобы государство не потерпело какого-либо ущерба) полномочие, дававшее им почти диктаторские права и не допускавшее ни провокации, ни интерцессии.

Знаками отличия консула были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta ), курульное кресло, инкрустированное слоновой костью, и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces ). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул , старший годами. В древнейшие времена у консула , стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консула . Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias ) или соглашение (comparare inter se provincias ). В случае увольнения или смерти одного консула , другой выбирал нового коллегу (consul suffectus ).

Лица, бывшие консулами , назывались consulares ; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г. до н. э.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год.

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет, а Октавиан в 19 лет.

В последние времена республики пало значение и власть консулов . В эпоху империи, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой - на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке - до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus ). Временные магистраты, заменявших консулов в 451 — 449 и 444 — 366 гг. — децемвиры (decemviri legibus scribundis ) и трибуны (tribuni militares consulari potestate ).