Еврейская тора. Тора письменная и устная

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уссурийский государственный педагогический институт

Реферат по теории культуры

Священное писание тора как отражение мира

Выполнила

студентка 3 курса,

Степанова К.В.

Проверила

Цимерман М.М.

Введение............................................................................................... 3

Глава I. Сущность Торы, как достояния еврейского

народа..................................................................................... 4

Глава II. Тора – отражение мира........................................................ 7

Глава III. Значение Торы в жизни людей......................................... 11

Заключение......................................................................................... 13

Список использованной литературы............................................... 14

Введение

«Всевышний смотрит в Тору и строит мир»

Р. Лобачевский

В нашем миресуществует множество вещей, весь смысл существования которых состоит в достижении некой цели. Такие вещи не вечны и обречены на изменения по самой своей природе. Ведь, в конце концов, они представляют собой лишь средство достижения цели и полностью от нее зависят. И если в какой-то момент для достижения цели требуется изменить средства, то никакая причина не может этому воспрепятствовать. Ведь главным всегда остается не средство, а цель.

Тора же, как считают многие исследователи, наоборот, сама по себе является целью. Она существует не для мира и не для того, чтобы его улучшить. Она - некое совершенно самостоятельное существование, настолько же особое, насколько особо существование Творца, и так же как оно, существование Торы никак не обусловлено тем, что происходит в мире, Тора просто отражает все то, что происходит в этом мире и что имеет место быть. Таким образом, получается то, что это мир сотворен для Торы, а не Тора для мира. И потому порядок вещей оказывается обратным, влияние Торы на мир происходит за счет того, что мир строится по Торе и соответствует ей во всех деталях. Поэтому считается, что нарушение указаний Торы приводит к разрушению мироздания и отдельного человека, а соблюдение этих указаний исправляет и улучшает их обоих. Таким образом, изучение Торы представляет собой двусторонний процесс, при котором человек становится нравственно совершенным, чистым, а Тора – это то, благодаря чему человек видит свое нравственное совершенство.

Глава I. Сущность торы, как достояния

ЕВРЕЙСКГО НАРОДА

Слово Тора означает “наставление”. Сами евреи пользуются этим словом в нескольких смыслах. Иногда оно обозначает первые пять книг Библии, иногда – Библию в целом, т.е. всю письменную Тору. Слово Тора может также означать всю совокупность традиционного учения, которое истолковывает Библию и ориентирует евреев в повседневной жизни. Это учение передавалось устно из поколения в поколение и известно под названием устной Торы.

Письменная Тора состоит из трех частей:

Тора (Пятикнижие Моисеево) - Невиим (книги пророков) - Ктувим (священные писания)

Начальные буквы названий этих трех частей – Т.Н.К – составляют слово Танах. Так называется Библия у евреев. Танах написан преимущественно на иврите, есть в нем и небольшие фрагменты на арамейском – языке, родственном ивриту.

По Библии через семь недель после выхода из Египта евреи пришли к горе Синай. Там, под звуки грома, молний и устрашающих проявлений Божественного могущества, Моисей поднялся на гору и скрылся в густом облаке, закрывавшем вершину. Он вернулся через сорок дней, неся две каменные глыбы с высеченными на них надписями. Это были десять заповедей.

За время пребывания на вершине горы Моисей изучил остальные заповеди, которым он по воле Бога должен был научить народ Израиля, разъясняя их смысл. Вернувшись, он начал обучать народ. Всего есть 613 заповедей, включая те десять, что были высечены на каменных глыбах.

Евреи особо выделяют десять заповедей по двум причинам. Во-первых, они универсальны, т.е. должны выполняться каждым евреем – мужчиной и женщиной, молодым и старым, везде и во все времена. Во-вторых, они воспринимаются не только как отдельные заповеди, но и как рубрики, по которым распределяются остальные заповеди. Например, заповедь соблюдения Шаббата подразумевает выделение священного дня, это понятие лежит в основе всех заповедей о праздничном дне. Подобным же образом, запрет воровства подразумевает, что нельзя лишать человека его собственности. Эта мысль лежит в основе всех законов об ущербе и компенсации, ссудах и наследстве.

Десять заповедей, которые Бог поведал Моисею, изложены в книге Исход: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов сверх Меня. Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту. Помни день субботний, чтобы святить его; не делай никакой работы в этот день. Чти отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным. Не домогайся дома ближнего твоего, не домогайся жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:1-14).

Моисей записал то, чему учил его Бог, в пяти книгах. Эти книги – Пятикнижие Моисеево – это первая часть Танаха. Они содержат заповеди и нравственные принципы еврейского народа, изложенные в рамках исторического повествования. Ниже приводятся названия и краткое содержание книг Пятикнижия Моисеева .

Бытие (Берешит)

В книге рассказывается о сотворении мира, о том, что люди творят зло и Бог уничтожает их, посылая на землю потоп; Ной и его семья оставлены в живых, чтобы дать начало новому человечеству; жизнь праотцов еврейского народа – Авраама, Исаака и Иакова; Сыновья Иакова поселяются в Египте. Эта книга еще и называется Сефер ѓа-яшар (буквально: «Книга праведности») - это еще одно название Книги Берешит, данное ей потому, что она рассказывает об Аврааме, Ицхаке и Иакове, которые названы «праведными».

Исход (Шмот) Египтяне порабощают потомков Иакова; Моисей выводит народ Израиля на свободу, они переходят через Красное море, совершают грех поклонения золотому тельцу; Бог прощает их, они получают Тору на горе Синай и строят переносной Храм – Скинию Завета.

Левит (Ваикра) Жертвоприношения в Скинии Завета; пища, разрешенная и не разрешенная евреям; даты основных праздников и особые заповеди, соблюдение которых связано с этими праздниками. Торат коганим - это второе название Книги Ваикра, данное ей потому, что в ней изложены многочисленные законы жертвоприношений и иных заповедей.

Числа (Бамидбар) Моисей пересчитывает народ Израиля; бунт против Моисея; враждебные народы пытаются победить евреев; Евреи завоевывают землю к востоку от реки Иордан; описание маршрута, пройденного ими от Египта до Земли Обетованной. Хомеш ѓа-пекудим («Книга чисел» или «Книга расчетов») - это второе название дано Книге Бемидбар, потому что в ней рассказывается о переписи колен Израиля, о делении народа на четыре лагеря, о переписи левитов в возрасте от пяти лет и - отдельно - в возрасте от тридцати до пятидесяти лет, о переписи первенцев Израиля, а затем и о новой переписи колен Израиля.

Второзаконие (Дварим) Эта книга также называется Мишней Тора, повторение Торы. Она имеет форму речей Моисея, произнесенных им на границе Обетованной Земли; она содержит множество законов и нравственных наставлений и заканчивается смертью Моисея. Мишне Тора («Второзаконие») - это название дано Книге Дварим, потому что в ней Моше повторно рассказал о многих заповедях и событиях, ранее изложенных в других книгах.

Евреи считают эти книги наиболее священной частью Танаха. Истории, рассказанные в Танахе – о праотцах и праматерях народа, о египетском рабстве и долгом пути к Земле Обетованной – говорят евреям о том, кто они такие; законы и нравственные наставления говорят о том, как жить и выполнять волю Бога .

Веками евреи переписывали слова Торы на свитки пергамента. Они читали Тору, изучали ее, размышляли над ней, мудрецы писали к ней комментарии, объясняя разными способами. Она была источником силы евреев и их вдохновения. Они жили по законам Торы, а в эпохи преследований – умирали за них.

На протяжении всей их долгой истории Тора была самым драгоценным достоянием евреев. Они принесли ее с собой во все страны рассеяния. Столетиями еврейские дети, едва начав читать, знакомились с Торой. Заветным желанием всех еврейских родителей было, чтобы их дети прожили свою жизнь по Торе.

Сегодня свитки Торы обычно находятся в синагоге, где их хранят в особом почетном месте. Дома же евреи читают Тору по книге, которую называют хумаш. Это сокращение словосочетания хамиша хумшей Тора – пять частей (буквально “пять пятых”) Торы .

Священные тексты, включающие в себя Танах, многочисленные труды его толкователей, такие, как Талмуд, Кабала и многие другие, играют в иудаизме своеобразную роль. Некоторые исследователи даже считают, что книги, почитаемые священными у других народов, воспринимаются как нечто, данное Небом, но лишь иудаизм основан на том, что Тора - это само Небо. Иными словами, еврейская Тора - это сама суть Божественного откровения, которая не только служит основой для религиозной, общественной и политической жизни, но и обладает высшей ценностью сама по себе.

Такой подход к Торе основан на том, что она, во всех своих разнообразных формах, концентрирует в себе многочисленные проявления Божественной мудрости. Иными словами. Тора, как мы ее понимаем, является воплощением определенной стороны Божественной сущности, точно так же, как весь мир есть особый способ проявления Божественного. При этом Тора - более ясное и совершенное проявление Всевышнего, чем мир .

Евреи, заимствуя обряды и традиции древнего Вавилона, создали иудаизм, который впоследствии распространился по всему миру. Религия стала главной базовой составляющей всей еврейской цивилизации, являясь противовесом процессу глобальной христианизации общества. Основные идеи иудаизма раскрываются в еврейской книге Торе, и включают в себя и исторические, и национальные элементы, однако главная составляющая религии заключается в союзе израильского народа с единым Богом.

Тринадцать основных постулатов религии говорят о том, что существует только один Бог, которым было создано все на земле. Пророки получили мудрость от Бога, мессией является Моисей, а также будет следующий приход спасителя, и последующее воскрешение мертвых. Большинство из этих пунктов совпадает с христианским учением, за исключение того факта, что евреи не признают мессией Христа.

Евреи считают себя народом, имеющим особую миссию, которая заключается в донесении до человечества истины. Для этого Бог передал иудеям особые заповеди, стали базисной основой еврейской библии Торы, читать и изучать которую обязан каждый еврей. Существует всего десять заповедей, из которых четыре раскрывают отношения Бога и человека, а остальные шесть отображают отношения только людей между собой. Нарушивший заповеди человек считается грешником, и несет наказание за свои неправильные действия и во время жизни, и после ее окончания.

Основные идеи иудаизма нашли свое отображение в Талмуде после государственного крушения Иерусалима. Причиной этому стало ожидание евреями другого мессии из-за несогласия с ролью Иисуса как спасителя. Талмуд содержит предписания по поводу того, как должен выглядеть верующий еврей. Так как Бог сотворил людей по своему образу, евреи должны ему соответствовать, иметь длинные волосы и бороду, а также пройти обрезание. Таким способом иудаизм распространят свое учение о веровании в единого Бога и о приближении человека к нему, о желании Бога всегда быть на стороне человека в его борьбе за победу добра.

Еврейская Тора на русском языке содержит вероучения иудаизма. Так как сама религия предполагает свободу вероисповедания, большая часть наставлений, содержащихся в книге, направлена на поведение человека. Евреи отвергают идею искупления грехов, выражая в молитвах свою веру и свои надежды. Вера в бессмертие человеческой души, и избранность и универсальность еврейского народа являются основными идеями этой религии. Поэтому иудаизм и является религией одного народа, а его критериями служат поддержание традиций и исполнение обрядов, а точнее строгое следование им.

Исходя из этого, каждый человек, родителями которого являются евреи, проповедует иудаизм как религию. Тора раскрывает основные идеи этой веры, например, что через возмещение ущерба, то есть покаяние, можно найти путь к прощению, что нужно оказывать помощь ближнему, что принципы человеколюбия и следование истине являются самыми важными для людей. Священной книгой иудаизма является Талмуд, в который входит Ветхий Завет, Тора и другие религиозные труды. Иудаизм не имеет храмов и религиозных организаций, поэтому на сегодняшний день его основой можно считать Талмуд. Ветхий завет имеет огромное значение для всей мировой истории, так как он является точкой соприкосновения двух самых влиятельных религий: христианства и иудаизма.

Не смотря на то, что официальный иудаизм до сих пор ждет пришествия мессии, так как он отрицает роль Христа, многие евреи меняют свою точку зрения на противоположную, и переосмысливают роль Иисуса в мировой истории и религии, принимая его как своего спасителя. Однако нельзя не упоминать важную роль, которую иудаизм сыграл для сплочения еврейского народа, сохранив его аутентичность.

Тора (или “Хумаш”, также “Пятикнижие Моисеево” в христианских переводах) – важнейшая книга для еврейской религии. Книги Пророков, Писаний и даже Мишна являются закономерным продолжением Торы и невозможны были бы без нее.

Как устроена Тора?

Тора состоит из пяти книг, которые, в свою очередь, поделены на главы. Это деление в определенной степени условно. Оно сделано для того, чтобы “навигация” по книге была удобной и можно было легко отыскать нужное место.

Есть талмудическое правило: “Нет более раннего и более позднего в Торе”. Это означает, что в Торе порядок изложения событий не всегда совпадает с их последовательностью. Однако определенная последовательность, конечно же, есть:

Первая книга, “Берешит”, охватывает события от сотворения мира до ухода семьи праотца Яакова в Египет.

Вторая книга, “Шмот”, описывает пребывание евреев в египетском рабстве, рассказывает об Исходе из Египта, Синайском Откровении и эпизоде с созданием Золотого Тельца, а заканчивается описанием сооружения переносного Храма – Мишкана.

Третья книга, “Ваикра”, в основном посвящена законам жертвоприношений и обязанностям коэнов, а также законам ритуальной чистоты.

Четвертая книга, “Бемидбар”, содержит изложение множества важных законов, а также рассказывает о том, что происходило с еврейским народом в пустыне до перехода реки Иордан.

Пятая книга, “Дварим”, большей частью представляет собой обращение Моше к народу перед входом в Землю Израиля. Завершается книга описанием смерти Моше и перехода руководства народом к Йегошуа Бин-Нуну.

Как читать Тору?

Мудрецы талмудической эпохи и позднего времени, указывают на то, что лучше всего читать Тору на иврите, ибо любой перевод, по сути, является интерпретацией текста и не в состоянии передать всю полноту его смыслов. Однако все сходятся в том, что если человек не знает иврита, он должен изучать Тору на любом понятном ему языке. На нашем сайте мы предлагаем вам перевод, выполненный под ред. проф. Д.Йосифона.

Паршат-а-шавуа (Недельный раздел Торы)

Помимо деления на книги, о котором мы упоминали, Тора поделена на главы. Принято в течение года каждую неделю читать по главе (иногда две главы объединяют - это зависит от того, високосный год или нет). Такая глава называется “паршат-а-шавуа” - недельный раздел. Порядок чтения у евреев во всем мире общий: начинают цикл чтения в праздник “Симхат Тора” и читают каждую неделю по главе. В синагоге каждый понедельник и четверг читают по свитку Торы фрагменты из недельной главы, а в Шабат – всю главу целиком. Изучение “паршат а-шавуа” - важная часть еврейской интеллектуальной жизни. Многие еврейские газеты, журналы и интернет-издания обязательно публикуют обзоры недельной главы с комментариями ведущих раввинов или ученых. Вокруг недельной главы обычно строятся и проповеди раввинов во всех синагогах мира.

Внутри каждой главы есть еще деление на семь частей. – по числу дней недели и по числу вызываемых к Торе в Шабат людей (более подробно о процедуре чтения Торы в синагоге – см. ). Распространенный способ индивидуального изучения “паршат-а-шавуа” – изучать по одному такому отрывку каждый день в какое-то установленное для себя время.

Но, конечно, можно изучать Тору с любого места и в любом объеме – главное, делать это как можно чаще, учат наши мудрецы.

Самостоятельное изучение

Для тех, кто только приступает к изучению главной Книги иудаизма, начать стоит со знакомства с русским переводом. Очень важно для ваших будущих штудий знать все основные сюжеты и последовательность их расположения в Торе, ориентироваться в описываемых событиях и действующих лицах. Это окажет вам неоценимое подспорье при чтении любых еврейских книг.

Здесь мы предлагаем вам текст письменной Торы. Но существует еще и большое количество комментариев к Торе, созданных еврейскими мудрецами на протяжении многих веков еврейской истории. Они поясняют почти все “непонятности” текста – содержательные, лингвистические, исторические. На русский язык переведен классический комментарий РаШИ (рабейну Шломо Ицхаки), также есть очень хороший и адаптированный для современного читателя комментарий “Сончино”. Но, подчеркнем, самым эффективным способом изучения Торы во все времена оставался и остается классический Бейт-Мидраш: исконно еврейская интерактивная форма учебы во главе с педагогом и в группе дружных учеников. В уютной обстановке, имея возможность обменятся мнениями, задать самые сложные вопросы и вместе отыскать к ним ответы, вы сразу почувствуете значительный прогресс. В нашей синагоге есть различные занятия. С расписанием занятий Вы можете познакомиться .

Что важно помнить, изучая Тору?

  • В иудаизме принято и с Торой, и с другими важными книгами обращаться бережно и уважительно. На т.н. “сифрей кодеш” - “святые книги” - не кладут другие книги, их не используют в качестве подставки под другие предметы. Если книги (и даже компьютерные распечатки) текстов Торы приходят в негодность, их не выкидывают, а сдают в генизу.
  • В Мишне “Авот” сказано: “Сделай Тору уделом своим”. Это, в частности, означает, что надо постараться сделать изучение Торы максимально регулярным процессом. Еврейские источники в один голос говорят о важности принципа “пусть по чуть-чуть, но часто” в отношении изучения Торы.
  • Помните: учеба – процесс многосторонний. В одиночку учиться тоже хорошо, но лучше, если вы будете привлекать к этому процессу своих родных и друзей.
  • Ваш возраст, образование и род занятий, а также “отсутствие способностей” ни в коей мере не могут быть препятствием к успешному изучению Торы!

В общих чертах для многих очевидно, что такое Тора. Общепринятым считается, что это Пятикнижие Моисеево, включающее известные нам Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие (на еврейском названия происходят от первого слова книги, например "Бытие" - "В начале", "Исход" - "Имена" и так далее). Но для евреев это намного более широкое и емкое понятие, определяющее избранность нации.

По всему миру разбросаны синагоги, где правоверные евреи поклоняются Богу, общаются, учат своих детей. В еврейской синагоге существует особое священное место арон-кодеш - ковчег, в котором хранится священная книга. Тора? Это Писание, оформленное в особый свиток от руки написанного текста. Свиток сделан из специально обработанного пергамента, окончания которого закреплены на двух украшенных резьбой деревянных основах. Каждую субботу в синагоге читается глава из Пятикнижия. Таким образом, за год перечитывается весь текст.

Происхождение Торы также является спорным вопросом. Некоторые исследователи считают, что эти книги были написаны постепенно в течение нескольких сотен лет на основе устной традиции. Но любой настоящий иудей скажет вам с уверенностью, что Тора была дана на самим Богом Моисею после выхода народа из Египта, тогда же был заключен завет между Всевышним и его народом.

В этих священных книгах описывается а также ее начальная история до и после потопа. Завет Авраама с Богом дал основания для появления народа, в котором должны получить благословение все народы земли. Особое внимание отводится нравственному закону - декалогу или, проще, 10 заповедям, а также церемониальному закону, описывающему стандарты служения в святилище. Пятикнижие, Моисеев закон, четко показывает причинно-следственные связи между жизнью народа и его благосостоянием. Так, рассеяние иудеев по земле - следствие непослушания, а восстановление государства - знак милости вследствие покаяния.

Тексты Торы заучиваются еврейскими детьми, особенно мальчиками, наизусть. Каждый подросток, проходящий через посвящение (бар-мицву), впервые выходит в синагоге прочитать главу из этой книги. Также традиция предписывает каждому мужчине-еврею написать свой собственный список, что выполнить довольно сложно. Дело в том, что необходимо четко следовать существующим канонам написания, число символов подсчитывается, чтобы не закралась ошибка, писать список нужно специальным шрифтом, каллиграфическим почерком на иврите. Некоторые заказывают создание собственного списка у специалистов - каллиграфов, но это очень дорого. Как бывало часто, евреи выполняют это повеление, но не совсем так, как требуется. Например, один список можно заказать группой, и, таким образом, как бы каждый является владельцем Книги.

Что такое Тора для иудея? Это в первую очередь его связь с народом богоизбранным, особенно благословенным. Это правила, согласно которым нужно строить свою жизнь и обещанные привилегии за это. И самое главное, это средство сохранить себя в чистоте и познать волю Всевышнего.

Можно встретить много негативной информации о Торе, скорее, это связано с негативом по отношению к ее интерпретации самими евреями. Но нельзя не согласиться, что Пятикнижие сыграло огромную роль для многих культур, легло в основу (христианства и иудаизма), заповеди десятисловия - основа морали любого общества, основа уголовного и гражданского права. Таким образом, несмотря на разные ответы на вопрос о том, что такое Тора, следует признать огромное ее влияние на развитие всей человеческой истории.