Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь

Деятельность – это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объектив­ные) и внутренние психические (субъективные) компо­ненты. По своей сущности они представляются абсолют­но разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и меха­низм их связи.

Внешние и внутренние компоненты деяте­льности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов деятельности осуществля­ются реальные контакты человека с предметами и явлени­ями окружающего мира, их преобразование, воссоздание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деяте­льности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной дея­тельности соотношение внутренних и внешних компо­нентов может быть разным. В зависимости от этого выде­ляют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую).

Примером внешней деятель­ности может служить любой физический труд.

Учебная де­ятельность является примером внутренней деятельности.

Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существо­вание у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует. Деятельность человека обладает способностью к раз­витию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергети­ческие затраты, трансформируется структура, сокращает­ся количество ошибочных действий, изменяется их после­довательность и оптимальность. Одновременно происхо­дит изменение соотношения внешних и внутренних ком­понентов деятельности: внешние компоненты сокраща­ются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преоб­разование деятельности по форме. Из внешней, практиче­ской и развернутой во времени и пространстве, она стано­вится внутренней, психической и сокращенной (сверну­той). Этот процесс в психологии называется интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики – на основе преобразования деятельно­сти. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. По­этому она легко трансформируется и выражается во внеш­них компонентах. Переход внутренних компонентов дея­тельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой прак­тической деятельности. Например, мысль, как психиче­ское образование, может легко преобразоваться в практи­ческое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности лю­бые психические явления (процессы, свойства, состоя­ние): намерения, цели, мотивы, различные познаватель­ные процессы, способности, эмоциональные пережива­ния, черты характера, самооценку и т. д. Но для этого не­обходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией чело­века. Иначе говоря, он получает ее не по законам генети­ки как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуаци­ях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т. д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выпол­нении человек прямо или косвенно соотносится с дру­гими людьми, которые выступают как ее содеятели и со­участники. Особенно ярко и отчетливо это прослежива­ется в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда сопри­сутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

В экономической литературе выделяют два типа институтов:

1. Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

2. Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

5. Что такое трансакционные издержки? Какие трансакционные издержки существуют в вашей компании?

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30–е годы в его статье «Природа фирмы». Согласно Коузу, трансакционные издержки трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта»

В Новой институциональной экономической теории (НИЭТ) распространён следующий взгляд на природу трансакционных издержек: «Фундаментальная идея трансакционных издержек – в том, что они состоят из издержек составления и заключения контракта, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта. В значительной мере трансакционные издержки – это отношения между людьми, а издержки производства – это издержки отношения между людьми и предметами, но это следствие скорее их природы, чем определения»

Примеры трансакционных издержек на предприятии «ФГУП Почтп России»:

Издержки масштаба (Заключение трудовых договоров, заключение контрактов по поставкам продукции – для гарантии регулярности потока затрат;

Информационные издержки (стоимость передачи сигналов, издержки по обучению пользованию системой и т.д.);

Издержки ведения переговоров;

6. Как объясняют российские ученые особенности российской приватизации при помощи теоремы Коуза?

Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок.

Коуз предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние эффекты могут быть интернализированы с помощью обмена правами собственности на объекты, порождающие экстерналии при условии, что эти права четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны к эффективному соглашению, которое характеризуется равенством частных и социальных издержек.

Трудности при реализации положений данной теоремы заключаются:



1) в четком определении прав собственности;

2) в высоких трансакционных издержках.

Происходит активный обмен правомочиями собственности между экономическими субъектами, получившими их в ходе первоначальной спецификации («внутренними» акционерами, или insiders), и теми, кто был исключен из этого процесса («внешними» акционерами, или outsiders).

7. В чем заключается принцип методологического индивидуализма? Приведите пример его действия.

Принцип методологического социализма направлен против так

называемого «методологического индивидуализма».

То есть институционализированная совместная деятельность людей может быть выведена только из совместной деятельности людей. Выражение имеет смысл, когда речь идет об анализе процессов воспроизводства институтов или возникновении одного института из другого. Между «естественным» состоянием человека социальной системой лежит непреодолимая пропасть.

Пример из жизни - "ценовая война" между олигополистами может нанести всем им огромные убытки, однако было бы ошибкой сделать отсюда вывод, будто бы минимизация прибыли - цель деятельности группы предпринимателей-олигополистов. У групп нет целей. Просто таков результат взаимодействия этих предпринимателей, каждый из которых стремился вытеснить конкурентов с рынка либо не позволить им вытеснить себя. Желания и решения - только у стратегических игроков.

8. Что такое неполная рациональность? Приведите пример.

Из концепций неполной рациональности наиболее известна предложенная Г. Саймоном концепция ограниченной рациональности поведения, согласно которой наилучший выбор может быть недостижим ввиду недостаточного информационного обеспечения процесса выбора и ограниченных возможностей субъекта по переработке этой информации; в этом случае выбор ограничивается одним из «удовлетворительных», т.е. обеспечивающих достаточно высокий уровень полезности, вариантов.



Примерами иррационального могут служить понятия: добро, зло, красота. Мы не утверждаем, что такие понятия никак рационально не выражаются, важно, что они не исчерпываются никакими рациональными схемами и описаниями. Иррационально воспринимаются произведения искусства. В каждой душе они разворачиваются в собственные образы и вызывают у людей различный отклик, разное отношение к себе.

9. Какие виды контрактов существуют и какие наиболее часто встречаются в вашей фирме?

Контракт (договор) – соглашение об обмене правомочиями и их

защите, являющееся результатом свободного и осознанного выбора

индивидов в заданных институциональных рамках.

Различают:

Контракт о найме – соглашение между индивидом, нейтральным к риску, и противником риска, определяющее круг задач, которые могут быть реализованы в будущем по ходу выполнения контракта. При этом противник риска передает индивиду нейтральному к риску, право контроля над своими действиями.

Контракт о продаже - соглашение между индивидами, в одинаковой

степени нейтральными к риску, определяющее круг задач, которые будут реализованы в будущем по ходу выполнения контракта.

Классический контракт - все условия взаимодействия определены четко и исчерпывающе.

Имплицитный контракт - условия взаимодействия определены не четко, стороны рассчитывают на спецификацию в процессе выполнения контракта.

Неоклассический (гибридный, отношенческий) контракт неоклассическое право и доктрина «оправдания» позволяет сторонам не придерживаться буквы при непредвиденных обстоятельствах.

На предприятии «ФГУП Почта России» наиболее часто встречается договор о найме сотрудников и договор о продаже продукции.

10. Какие основные течение существуют в институциональной теории? Заполните таблицу

Теория Представители Объект анализа
Неоклассическая теория развития Р. Солоу, Р. Барро, Р. Лукас. делается акцент на таких факторах долгосрочного роста, как накопление капитала, изменение нормы сбережений,рост населения, накопление человеческого капитала и технический прогресс.
Неокейнсианская теория экономической динамики Р. Харрод, Э. Хансен. Предельная склонность к сбережению, размерах государственных расходов, величине предельной эффективности капитала в ее соотношении со ставкой процента.
Теория экономического развития Й. Шумпетер В центре которой находится фигура предпринимателя-инноватора как создателя новых комбинаций факторов производства, новых продуктов, новых рынков, новых технологий
Теория регуляции Р. Буайе «Стандартная экономическая теория явно относится к различным общественным институтам так же, как отнесся бы к ним ученый Косинус, вздумай он применить свой талант к реальной общественной жизни: все эти институты лишь отдаляют реальный мир от мира чистой теории»
Ортодоксальная теория Т. Хатчисон для того, чтобы исправить недостатки неоклассики, необходимо уменьшить уровень абстрагирования в следующих областях, а именно снизить абстрагирование от неопределенности, невежества и ошибочных ожиданий, а также от правовой и институциональной структуры
Экономическая теория А. Алчиян, Дж. Уоллис; О. Уильямсон, С. Пейович, Х. Демсец, Э. Фуруботн в центре оказались проблемы, оставшиеся за чертой анализа в неоклассической модели рынка. Это проблемы трансакционных издержек, прав собственности, контрактных отношений, оппортунистического поведения.
| следующая лекция ==>

Различают две формы деятельности : внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних). Долгое время психология занималась исключительно внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность лишь выражала внутреннюю (или «деятельность сознания»). Потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу о том, что обе эти формы деятельности представляют собой общность, через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют принципиально одинаковое строение, т. е. побуждаются и , сопровождаются переживаниями и направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а их образы. Кроме того, результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мысленной форме.

Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и экстериоризации.

Процесс интериоризации выражает способность оперировать образами предметов и явлений, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека. Такая способность появляется у человека благодаря его предыдущему опыту оперирования с предметами, познанию закономерностей взаимосвязей между предметами и явлениями реального мира. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек на практике осваивает опыт отношений с ними, или, иными словами, формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. В таких случаях говорят, что внешнее оперирование (или действие) интериоризируется, «вращивается» в психику человека, становится психическим (внутренним) действием. В психологической литературе имеется удачный пример интериоризации, связанный с обучением ребенка счету. Сначала он считает палочки (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность). Объектом оперирования становятся числа и слова (мысленные объекты).

Благодаря интериоризации человек может прогнозировать, предвидеть будущие явления и состояния объектов окружающего мира. Тонкий механизм интериоризации в психологии еще не изучен. Но ясно одно, что внутренняя есть результат интериоризации внешней физической деятельности.

Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) на основе преобразования сложившихся замечет интериоризации внутренних закономерностей, за счет сформированного ранее внутреннего идеального плана действий. Экстериоризация - это воплощение предшествующего опыта в физические внешние действия. Таким образом, интериоризация и экстериоризация деятельности человека - это «улица с двусторонним движением», где происходит его реальная жизнь.

* Психика человека зарождается и формируется в деятельности; * Психика развивается по мере развития деятельности. При этом ведущим звеном, которое прокладывает пути развития системы является деятельность; * Интериоризация является основным механизмом развития психики; * Деятельность является методом изучения психики; * Психика на высшей стадии своего развития сама может стать специфической формой деятельности.

Внешняя деятельность. Внутренняя деятельность.

Очень часто во время размышлений (умственной деятельности) человек воспроизводит (как бы проигрывает) в уме предстоящие действия.

Например, Н. Собирается повесить книжные полки и "прикидывает", где и как их расположить. Оценив один вариант, он от него отказывается, переходит к другому, третьему варианту, наконец, выбирает наиболее подходящее, на его взгляд, место. Причем за все время он ни разу "не шевельнул пальцем", т.е. не произвел ни одного практического действия.

"Проигрывание" действий в уме входит и в обдумывание поступков. Что человек делает, когда размышляет, как поступить? Представляет какое-то действие свершившимся и затем смотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который кажется ему наиболее подходящим.

Эти случаи внутренней работы имеют важную функцию. Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Наконец, они дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

В отношении этих чрезвычайно важных форм активности теория деятельности выдвигает два основных тезиса.

1) Подобная активность - деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от нее только формой протекания.

Внутренняя Д., как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

2) Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план.

Довольно очевидно, что для успешного воспроизведения какого-то действия "в уме" нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальны следствия.

С другой стороны, столь же очевидно, что при интериоризации внешняя Д., хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее и т. п.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); затем уровень действий, следующий - уровень операций, наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. Структура деятельности по А. Н. Леонтьеву: Действие - (основная единица анализа деятельности) - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - сознательный образ желаемого результата. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. Потребность - состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Опредмечивание - переход процесса деятельности в покоящиеся свойства предмета. Мотив - опредмеченная потребность.

Принципы теории деятельности

Основные объяснительные принципы теории деятельности.

1. принцип единства сознания и деятельности (действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели и одновременно действие выступает как акт поведения).

2. принцип единства строения внешней и внутренней деятельности.

3. принцип активности (деятельность - активный целенаправленный процесс. Активность - свойство самого субъекта, а реактивность - ответное действие на воздействие какого-либо стимула).

4. принцип интериоризации - экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта (действия человека предметны, цели носят социальный характер).