Обзор игры Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege

Помните ли вы шутеры, которые были так популярны лет 10 назад? Конечно, тогда не было такого большого обилия игр и играть приходилось в то, что есть, наверно именно поэтому они и становились популярны среди миллионов геймеров. Однако прогресс в игровой индустрии движется с невероятно высокой скоростью и ежегодно на свет появляется все больше игр, которые не всегда успеваешь даже поиграть. Сегодня мы бы хотели представить вашему вниманию, как нам кажется, одним из лучших тактических шутеров от первого лица - Tom Clancy"s Rainbow Six: Siege. Давайте познакомимся с ней чуть ближе.

Tom Clancy"s Rainbow Six: Siege

Компания Ubisoft Montreal летом 2014-го года анонсировала свой новый проект, получивший название Tom Clancy"s Rainbow Six: Siege. Тогда еще и представить нельзя было о том, что игра получится столь масштабной и получит огромное количество интересных решений. Стоит наверно начать с того, что играть вам, в основном, придется с иностранными игроками и если вы не владеете английским языком, то голосовой чат игры можно просто отключить, ибо на игроки, на непонятном для вас языке, будут обсуждать различные тактики и вряд ли вы поймете, что именно они хотят от вас получить. Остается лишь бегать за основной толпой и пытаться хоть кого-нибудь да убить, что не всегда получается. Отсюда следует – тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь.

Само управление достаточно простое и удобное и что не мало важно – понятное. В Siege разработчики сделали основной упор на командную игру и разрушения, что говорит о том, что в Siege можно взорвать и проделать дыру практически во всем, где душа пожелает. Но вся фишка в том, что главное здесь – это команда. Слаженность действий и выбор правильной тактики. Все это говорит о том, что играть лучше вместе со своими друзьями и создавать эти же самые тактики в свободное время. Одна малейшая ошибка и вы уходите в «зал ожидания». В Siege есть несколько режимов игры:

  • Situation
Данный режим представляет собой некую обучающую кампанию из 10 частей, пройдя которые вы откроете для себя много нового и интересного. Другими словами, познакомитесь с основными тактическими приемами за того или иного персонажа.

Игровой режим Situation обучит вас: как правильно закладывать взрывчатку и тем самым создать в стене дыру для того, чтобы попасть внутрь здания; использовать снайперскую винтовку; обезвреживать бомбы и многое другое. Другими словами, данный режим лучше пройти сразу, ибо в противном случаи сразившись сразу же с реальными игроками, вряд ли от вас будет какой-то толк.

Отдельное внимание хочется уделить тому, что здесь 3 уровня сложности и даже если вы выберете самый простой, не надейтесь на то, что эти 10 миссий вы пройдете на одном дыхании. Приблизительно уже на 3 задании у многих игроков могут начаться трудности.

  • Multiplayer
Если вы успешно прошли выше указанный режим, то стоит проверить полученные знания на реальных игроках. Всего две команды: террористы и различные государственные службы (Спецназ, FBI и т.д.). В каждой команде по 5 игроков и перед тем как попасть в бой, вам дается сделать выбор, за кого вы будете играть. Начинать свое восхождение по карьерной лестнице вы начнете с обычного рекрута, который не получил под свое управление какие-то уникальные экипировки, однако уже вскоре вам будут доступны сразу четыре особых оперативника с каждой стороны (всего 5), которые обладают специальными приспособлениями, предназначенные для защиты или для нападения.

Перед тем, как приступить к операции, вам дается определенное количество времени, если вы атакующий, чтобы изучить местность и здание, если вы защищаете свою территорию, то пора начать устанавливать ловушки и строить баррикады.

  • Terrorist Hunt
Третий режим называется «Антитеррор». Здесь игрокам предоставляется выбор, испытать свои силу в одиночку или со своими друзьями в одной группе, которая может состоять до 5 человек. Задача достаточно простая, необходимо выполнить определенные задания. Если играя с друзьями, вы еще как-то сможете пройти все испытания, то в одиночку сделать это будет достаточно проблематично, ибо против вас будут играть боты и не просто боты, а с пометкой «Умные», которые действительно ведут себя просто шикарно и они не сдадутся без боя, а если вы выберете максимально сложный уровень, то держитесь и припаситесь таблетками успокоительного, ибо ботов будет куда больше, чем вас вместе всех взятых.

Подразделения

Как мы уже и говорили, в игре всего 5 стран и у каждой из них по 4 подразделения. Но для того, чтобы все их открыть придется либо вложить свои кровно заработанные рубли, либо набивать игровую валюту, которая, не сказать, что идет быстро. Итак, давайте познакомимся с каждым подразделением чуть ближе.
  • Франция
Атака
Мы не будем рассказывать обо всем вооружении, которое имеется у каждого подразделения, а познакомимся лишь с преимуществом каждого. Здесь их всего два: Montagne и Twitch. Первый получил под свое управление мощный щит, который защищает его от выстрелов. Главное преимущество второго – это его дрон, который вооружился электрошокером, чтобы разрушать ловушки врагов, либо атаковать.
Защита
Doc и Rook. Наверняка все уже догадались, что Doc это медик, вооруженный пневматическим пистолетом-стимулятором, чтобы лечить своих раненных товарищей, а Rook обеспечивает своих союзников дополнительными боеприпасами.
  • Америка
Атака
Thermite – Если перед ним встает какое-либо препятствие, к примеру стена, то он разносит ее в дребезги благодаря своему термитному прорывному снаряду. Ash – эта девушка получила под свое управление гранатомет, который также способен взорвать практически любое препятствие.
Защита
Что касается класса защиты, это Castle и Pulse. Первый может защитить любую стену крепкой панелью и укрепить двери или окна, чтобы противник не смог без шумно пробраться на вашу территорию. Второй может обнаружить человека сквозь стены при помощи специального сканера.
  • Великобритания
Атака
Sledge и Thatcher могут стать отличным тандемом, ибо первый из них вооружился мощной кувалдой, чтобы ломать все, что он увидит на своем пути, второй может выводить из строя различную электронику противника.
Защита
В качестве защитников Великобритании выступают Mute и Smoke. Первый может «поломать» жизнь игроков, которые любят пользоваться дронами, второй получил в свое вооружение специальные гранаты с ядовитым газом.
  • Германия
Атака
IQ умеет обнаруживать различные электронные перемочки противников сквозь стены, тем самым предупредить своих союзников, а вот Blitz обзавелся щитом, который слепит противника мощными фонарями.
Защита
Jager, что переводится, как охотник, охотится на вражеские гранаты, точнее может их деактивировать при помощи специального приспособления, которое необходимо установить на определенную позицию. Bandit же может заставить проходы колючей проволокой, которая находится под напряжением, она не только наносит урон врагам, но и замедляет их.
  • Россия (спецназ)
Атака
Кажется русский спецназ уже присутствует во всех играх и Tom Clancy"s Rainbow Six: Siege не является исключением из правил. Fuze и Glaz являются атакующим классом. Первый умеет устанавливать специальное приспособление на двери, которые, в свою очередь, выстреливают кластерными гранатами. Glaz же является снайпером, получивший на свою винтовку специальный прицел.
Защита
Kaplan и Tachanka смогут сыграть решающую роль практически в любой битве, ибо их специализация действительно направлена на защиту. Капкан умеет ставить различные ловушки, а тачанка устанавливать пулемет, который будет работать в определенном направлении.
Подводя итоги по подразделениям, не следует забывать и про стандартное вооружение, это различные огнестрельные оружия, взрывчатки, кошки для того, чтобы подняться на стену и многое другое. Кстати, оружие можно улучшать в специальном магазине за игровую валюту и реальные деньги.

Игровой магазин

В Tom Clancy"s Rainbow Six: Siege есть отличный игровой магазин, где за реальные деньги можно купить практически все, что душа пожелает: различную амуницию, уникальное оружие, улучшения, специальные бонусы для заработка и многое другое. Однако когда начинаешь смотреть на цены, то желание покупать большинство вещей просто пропадает.

Графическая составляющая

Что касается графической составляющей игры, разработчики в серьез подошли к данному вопросу и в итоге получили отличную картинку и оптимизацию игры. Проблемы лишь могут возникнуть в том случаи, если ваш компьютер не достаточно подготовлен для таких игр, к примеру слабая видео карта и не «свежий» монитор. В игре также присутствуют невероятно хорошо прорисованные видео ролики, которые просто восхищают. Когда их начинаешь смотреть, всегда задаешься вопросом, а почему разработчики игр не создают несколько часовые фильмы по своим играм? Кажется у них получилось бы просто шикарно.

Звуковая составляющая игры

Игровой звук не может не порадовать и лучше убедить себя в том, что слушать музыку во время игры с реальными игроками не есть хорошо, ибо вы не услышите как к вам подкрадутся сзади или проберутся через окно на третьем этаже. Все игровые звуки проработаны на высоком уровне и так и тянет поставить высокие оценки. Другими словами, для комфортной игры вам понадобиться микрофон для голосового чата и хорошие динамики, чтобы полностью погрузиться в эту удивительную игру.

Итоги

Компания Ubisoft Montreal сумела создать действительно мощный тактически шутер от первого лица, который вскоре должен получить широкую популярность среди геймеров. Отлично проработанный геймплей, качественная графическая составляющая, огромное количество возможностей и многое другое. Tom Clancy"s Rainbow Six: Siege достоин получить звание одной из лучших игр 2015-го года. Что самое главное, игра действительно затягивает и позволяет почувствовать себя реальным участником военного подразделения и поучаствовать хоть и в виртуальных, но приближенных к реальности военных операциях.
Tom Clancy"s Rainbow Six: Siege получает от нашего Интернет ресурса заслуженную награду «Золото..

“Эй очкарики! Идите получите снаряжение!” – сказал мой товарищ по команде. Он поставил на землю ящик и принялся танцевать возле него. Мне бы хотелось, чтобы он видел мою улыбку. Этот маленький беззаботный жест так поднял мне настроение, что прямо “спас” вечер, проведённый за Rainbow Six: Siege . Было множество глупых ошибок, замысловатых оскорблений, и даже контактов головы и клавиатуры. Потому что без командной игры Siege становится просто ещё одним deathmatch-шутером, где можно укреплять или разносить стены. Играя сплочённо, всё также можно и нужно устанавливать и разрушать укрепления, но добавляется социальный элемент взаимоотношений – именно он, в сочетании с потрясающей глубиной тактической составляющей, делает Siege одним из лучших соревновательных шутеров.

Основной режим в Rainbow Six: Siege – противостояние двух команд по пять человек, где каждая команда защищает или атакует определённый объект. Но не думайте, что вас высадят в зону действий, где нужно стрелять как попало и в кого попало. Каждый раунд начинается с фазы планирования, в нём команда защитников использует ресурсы и возможности своих персонажей (укрепления, колючую проволоку, ловушки, взрывчатку) для замедления, отвлечения и уничтожения вражеского отряда. Команда атакующих, в свою очередь, посылает крошечных дронов на дистанционном управлении для скрытного изучения обороны противников. Нажатие кнопки фиксирует последнее замеченное расположение врага, а остальные оборонительные сооружения обсуждаются посредством голосового чата. Во время фазы планирования каждая команда придумывает стратегию на бой.

Нам нужно поговорить

Планирование боя основывается на выбранных Операторах, их специальные умения дают команде разные инструменты. В атаке лучше всего устраивать шум, хаос и разрушения, поэтому стоит выбирать персонажей способных разнести укреплённые сооружения, применить кассетные заряды, бросить ослепляющую гранату. А можно пойти хирургическим путём, собрав команду, способную обнаруживать и уничтожать электронные устройства, носить большие щиты и точное вооружение.

Далее план строится на основе разведданных. После обследования местности дронами (в атаке) и стационарными камерами (в защите) мы определяем места из которых может появится враг. Потом строим стратегию, основанную на достоинствах и недостатках конкретной карты. Важно помнить, что доступ в помещения не ограничен дверными проёмами и окнами – препятствия всегда можно разрушить. Каждая карта – лабиринт этажей, комнат и переходов, заваленных всевозможным мусором. Слуховой пейзаж чуть посвободней, единственный компонент помимо природной среды (низкий гул холодильника, лай собак, звуки вечеринки в соседнем доме) это шаги игроков и звуки коротких вспышек насилия с предсмертными хрипами. Этот жуткий эффект мотивирует на тщательную и быструю подготовку. Всего на поиск цели и организацию обороны отводится меньше минуты, поэтому каждое решение имеет вес и последствия.

Установив пуленепробиваемые баррикады оператором Кастлом, я уже внутренне приготовился нажать кнопку F, как вдруг голос в задней части черепа сказал мне: “Тебе нужно забаррикадировать южную дверь, идиот!”. Играя Термитом, я установил взрывчатку на стену и поджёг запал. И тут же начал обдумывать, когда мне применить осколочную гранату. Внутреннее напряжение очень сильное, кажется что сердце может выскочить из груди ещё до начала перестрелки. Мне нравится такой вид (само) разрушительной напряжённости, хотя я не уверен, что она не приносит вреда моему здоровью. Вообще успех в шутерах часто основан на рефлексах, мои рефлексы никогда не были достаточно быстрыми для достижения успеха. Но Siege основан больше на психологии, чем на навыках судорожного дерганья мышкой.

В игре приходится постоянно думать – я поймал себя на мысли, что я больше думаю, чем играю. Этот мысленный водоворот сводит с ума. Приходится постоянно бороться против стереотипных привычек. Изначально, играя за обороняющуюся сторону, моя команда и я постоянно укреплялись в комнате с заложником, превращая эту комнату в крепость. Поначалу это срабатывало. Потом у нас появилась идея использовать комнату с заложником в качестве ловушки. Мы укрепили её как обычно, а сами засели по периметру вокруг. Дождавшись, пока противники проберутся в комнату, мы неожиданно нагрянули со всех сторон – через пол, стены и потолок. Окружённые таким образом враги были быстро уничтожены.

Но теперь мы знаем, что в следующий раз враги будут готовы к такой тактике. Необходимо понять, какую тактику противодействия выберет противник, и заблаговременно продумать контрмеры. Siege – это психологическая гонка, где хитрость преобладает над простыми попытками перестрелять оппонентов.

Но гонка не простая. Не всегда легко найти группу случайных людей, готовых отбросить старые добрые привычки в стиле “перестреляй их всех” и разработать хороший план действий. Неугомонная нетерпеливость пропитала каждую команду. В игре даже начали появляться целые архетипы. Каждый раз когда “Одинокий Волк” каким-то образом убивал трёх врагов, когда “Неуклюжий Идиот” (я) перепутывал кнопку броска гранаты с кнопкой исцеления, или когда “Командир-Ламер” выкрикивал очередную бездарную команду, я испытывал приступы гнева, раздражения, веселья, разочарования – все особенности личности игроков проявлялись в их стиле игры. Siege – очень выразительная игра. Хотя я люблю придерживаться жёсткой тактики, это почти невозможно в игре, где собран такой пёстрый контингент.

Привет дорогие наши читатели! Представляем вашему вниманию обзор Tom Clancy"s Rainbow Six: Осада - нового кооперативного шутера от Компани Ubisoft. Последняя игра, которая мне запомнилась, из этой серии была Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas , которая вышла в 2008 году. После было еще несколько игр, но они оказались намного слабее. И вот спустя почти 7 лет к нам возвращается этот тактический шутер в новом обличие. Получилось ли у разработчиков монреальской студии сделать достойное продолжение, читайте в нашем обзоре.

Сегодня сделать эффектный шутер гораздо труднее, чем, скажем, десять лет назад, ведь конкуренция в этом сегменте настолько высока, что ее не выдерживают даже крупные и известные всем серии. И проблема даже не в самом процессе разработки очередного трипл-эй-шутера, а в идеях. Да, сейчас в жанре наблюдается острый кризис идей, и удержаться на плаву могут только мастодонты вроде Call of Duty , Counter-Strike: Global Offensive и Battlefield .


Серия Rainbow Six , возрожденная в этом году силами разработчиков монреальского подразделения Ubisoft, совершила, казалось бы, невозможное, вернувшись к нам в виде находчивого шутера о борьбе мирового терроризма с силами правопорядка. Вместо того, чтобы соперничать с популярными сериями на чужом поле, создатели игры попытались создать собственное.

Впрочем, основа тут вполне привычная и даже избитая: Siege является мультиплеерной забавой для десяти человек, по пять в каждой команде. Одна из них представляет террористов и имеет довольно тривиальный набор заданий. Что-нибудь взорвать, захватить или удержать заложников - это по их части. Вторая команда в лице одного из подразделений спецназа должна помешать осуществить коварный замысел.


А вот дальше начинаются “интересности”. Главная особенность новой Rainbow Six - это разрушаемость. Это киллер-фича и главный элемент дизайна игрового процесса, который строится с учетом того, что практически любые стены и объекты можно разрушить. Название “Siege” при этом лучше всего отражает происходящее во время очередного матча: каждая карта является своеобразной крепостью, которую одной команде придется защищать всеми доступными способами, а другой - осаждать.

С учетом этого строится и ролевая система игры. В ней представлено пять контр-террористических подразделений, в каждом из которых имеется четыре класса бойцов. Практически каждый имеет в своем арсенале какой-нибудь инструмент для взаимодействия с элементами карты. Например, один из них таскает с собой тяжеленный молот, который вскрывает стены как картонки. Другой, напротив, может возводить мобильные укрепления для защиты критически важных объектов. Есть даже экзотика вроде детектора сердцебиения, с помощью которого можно просвечивать стены на предмет противников. У террористов классы называются по-другому, но схема та же.


Если говорить об общих вещах, таких как механика стрельбы и количество контента, то тут тоже все в полном порядке. Перестрелки в игре очень скоротечные и чем-то напоминают смесь Counter-Strike и Call of Duty , но со своей спецификой. То есть механика стрельбы вполне типичная для шутеров, однако с учетом возможности продираться через все стены на карте она начинает играть новыми красками. В то время, как в старорежимных шутерах тактика победы кроется в грамотном понимании уровня и использовании его особенностей, игра от Ubisoft предлагает отказаться от статичности и дает возможность менять карту самому в зависимости от выбранной тактики.


К слову, компоновка карт радует разнообразием предлагаемых сценариев. Создатели игры прекрасно понимают, что разрушаемость к месту только тогда, когда есть, что разрушать, поэтому все уровни выполнены очень компактно, иногда даже слишком, если сравнивать с другими популярными шутерами.

Впрочем, от оригинальных игр серии тут практически ничего не осталось, упомянуть можно только фишку с планированием перед началом каждой миссии, но, как правило, сколько не планируй, все пойдет не так, как хотелось. Особенно если играть со случайно подобранными напарниками. Что-то более-менее осмысленное получается только во время игры с голосовой связью, так что играть советуем со своими друзьями.

Подводя итоги, можно сказать, что эксперимент под названием Rainbow Six: Siege удался. Конечно, есть шероховатости, например, в плане оптимизации, да и в целом графика звезд с неба не хватает, но на такие мелкие недостатки обращать внимание совсем не хочется благодаря затягивающему геймплею.

Успокаивающая мелодия, льющаяся из громкоговорителей в фойе театра, больше не казалось таковой после тройного размена со стороны обеих команд. Каждый удар по виртуальному пианино натягивал нервы, словно струну под его крышкой. Еще бы - Montagne и не думал отступать, привычно гремя своим щитом.

Таких ситуаций в R6: Siege - превеликое множество. В пример приведена самая простая, но лишь от вас зависит, получите ли вы от таких моментов удовольствие. Это было понятно еще по бета-тесту. Он же показал, что Siege станет приятной отдушиной для всех игроков, которые истосковались по свежим решениям в мире сетевых шутеров, и что Ubisoft готова идти на значительные изменения в механике и геймплее согласно пожеланиям игроков.

Проба пера

Основная причина беспокойства была в хитмарках, которые практически в любом шутере должны наглядно и быстро показывать, попал игрок по врагу или нет. В бета-версии Seige с этим были проблемы - странное алое марево после попадания, никакой индикации убийства на прицеле. В релизной версии «марево» заменили на вполне привычные эффекты, куда больше похожие на реальную кровь, а форму прицела заставили меняться после убийства. Это удобно, но кровь теперь льется просто литрами и от каждого попадания, забрызгивая стены - охотники из Bloodborne были бы рады.

За графическую основу вообще был взят не самый результативный движок, из-за чего (как и полагается у Ubisoft), игра имеет свойство унижать не самые мощные компьютеры. К тому же интерьеры хоть и выглядят симпатично, но освещение все же хромает, периодически демонстрируя не самые реалистичные картины. Да, на максимальных настройках все вполне красиво, но машина для этого потребуется очень и очень приличная (к счастью, на консолях все в порядке, графика хороша, FPS не проседает, играть комфортно).

Не считая этого, с внешней аутентичностью в Siege все в порядке. В игре 11 карт, но не одну нельзя назвать халтурной - если локация находится в Германии, то из радио будет идти эфир на немецком. Если в России - послушайте сводки на русском языке. В тренировочном центре будет полным полно манекенов для стрельбы и обучения, в ночном клубе будет играть рок, а у черного входа можно найти старый матрас, на котором, предположительно, ночуют бездомные. И так абсолютно с каждой картой. Все они полнятся деталями и элементами окружения, а добрая половина из них еще и имеет отношение к реальным боевым столкновениям.

Сетевые вольности

Говорить о балансе на каждой карте в Siege очень тяжело. Здесь такое огромное количество тактических возможностей, что абсолютно каждый матч зависит не от локации, а от команды и ее изощренности. В таком море разливном сложно уследить за микро-свойствами каждой конкретной комнаты и условиями прорыва со стороны атакующей команды. Возможно, что много позже, когда основная часть игроков переберется в Ranked (режим, где отсутствуют большинство геймплейных упрощений и можно выбирать место дислокации), игроки наконец-то найдут самые оптимальные решения для каждой ситуации, и тогда баланс карт предстанет в чистом виде и можно будет найти явные недостатки. Но пока все просто отлично.

С разнообразием, кстати, тоже. 11 карт на релизе, (еще 4 в течение года, бесплатно) и 20 оперативников (еще 8 в течение года, бесплатно). Да пусть, режимов всего три (обещают еще парочку, бесплатно), но не они делают здесь погоду, а те возможности, которые предоставила Ubisoft в своей игре. Перед началом раунда есть 40 секунд на разведку у атакующей стороны и укрепление позиций у защиты. Какие дверные проемы укрепить? Где поставить ловушки? Где разместить колючую проволоку? Может, просто выложить ею всю лестницу? Так, а если мы укрепим стену железной конструкцией, не увидят ли с другой стороны ее крепления? Мы же тем самым запросто выдаем свою позицию…

Это все - только начало. В каждом раунде необходимо тщательно продумать свои действия наперед. Это также касается и атакующей стороны, которая со своими разведывательными дронами должна обнаружить заложника/бомбу и определить оперативников врага. Ведь если у них есть устройство против гранат, то в главную комнату их бросать не стоит. Если есть «глушилки», то дроны будут вообще бесполезны. И не забыть взять оперативника Fuze - вряд ли они смогут укрепить абсолютно все стены, ведь ни на что другое не останется времени.

В основную фазу вообще происходит какая-то феерия. Кто-то вламывается в окно, кто-то координирует действия с напарником, пытаясь пробраться со щитом под дымовой завесой, а снайпер уже сделал себе аккуратную дырку в стене, через которую видно только ствол его СВД. И так далее и тому подобное. Просто безграничные возможности. Но все действуют слаженно. Иначе и нельзя.

Грязный прием или необходимость?

Ubisoft внимательно подошла к реализации своих идей и решилась на некоторые хитрости. Управление в Siege ужасно неотзывчивое, из-за чего быстрый стрейф из-за угла перестает быть результативным - больше выглядишь клоуном, чем оперативником. А вот высунуться из-за угла, наклонив торс, можно без проблем, чем игроки и занимаются (этому может помешать назначение кнопок, которое насквозь пропитано консольной многозадачностью - не очень удобно). Продолжается тема и далее, перерастая в особенности местной механики стрельбы. Забудьте о фразе «сел, зажал - скилл показал», в Siege это не работает.

Каждое решение об открытии огня приходится взвешивать особо тщательно, ведь однажды нажав кнопку атаки, в обычное состояние быстро перейти не получится. Мало того, что ствол уносит в заоблачные дали, но его еще нужно «вернуть на место», выровняв прицел. Пусть за вас это делает компьютер, но драгоценные доли секунды до того драгоценны в сетевых шутерах, что вынести всю команду противника за счет умения стрелять практически невозможно. Куда проще занять выгодную позицию, обойти с фланга или использовать укрытия, периодически выпуская меткие очереди (желательно в голову).

Денежный вопрос Ubisoft

Делать это придется при помощи не такого уж и разнообразного набора оружия, а каждый оперативник обладает только некоторыми из них. А мы вольны выбирать своих оперативников, которые стоят ощутимо по меркам местной валюты. Ее получение происходит довольно медленно, выбирать приходиться внимательно (и снова внимательность!), затем плавно переходя к различным обвесам и прицелам.

И тут приходит время рассказать о не самой приятной части Siege . Ubisoft не была бы Ubisoft, если бы не добавила микротранзакции даже в свой сетевой шутер. За реальные деньги тут можно ускорить прокачку (бонус к опыту суммируется в рамках команды) или приобрести скины для оружия. Проблема в том, что разработчики не понимают, зачем камуфляжи нужны в сетевых шутерах. Скины здесь должны являться признаком отличия, наградой за особо сложное достижения, чтобы все это видели и боялись. Должно быть: камуфляж с флагом - два раза «ку». А получилось так, что все дополнительные «шкурки» не имеют ровным счетом никакого значения.

Раз уж перешли к недостаткам, стоит придраться к балансу оперативников. Среди них есть экземпляры, которые обладают слишком эффективными способностями (Fuze уже многих достал своими гранатами через стену), а вражеская сторона не сможет предоставить им ничего, кроме грамотного избегания всяческих контактов с ним. К слову, все остальные оперативники имеют свои анти-классы, которыми можно обезопаситься, но некоторые являются и аутсайдерами. Например, русский спецназ получил пулеметчика Tachanka, проку от которого слишком мало.

Flawless victory

К звукам различных действий, голосам и музыке придраться практически нельзя. Мелодий хоть и немного, но они прекрасно подходят к общему настроению, подчеркивая напряженность происходящего, а превосходство систем 7.1 в Siege проявляется как нельзя лучше.

Так бы хотелось сказать про всю игру, что, мол, «нет недостатков». К сожалению, это не так. Микротранзакции упустили из виду основное назначение знаков отличия, одиночный режим не представляет из себя ничего интересного (набор операций да волны врагов), оптимизация подкачала, баланс операт… Но это не имеет совершенно никакого веса против прекрасной основной механики, делая Rainbow Six Siege лучшим сетевым шутером этого года (по скромным меркам автора).

Как бы скверно ни играли вы или ваши напарники, любая стычка в Rainbow Six: Siege похожа на сцену из фильма про SWAT. Вот пятеро отважных спецов крадутся по захваченному полицейскому участку. Замечают, что дверь в одну из комнат отгорожена раздвижной заслонкой, а из соседней стены торчат анкера — вот где укрепился противник. Один из атакующих лепит на стену термический заряд. Бронированный здоровяк прячется за щитом, остальные - за его спиной, за косяками и мебелью. Другой оперативник уже достал светошумовую. Кто-то жмет кнопку детонатора, заряд неспешно прожигает дыру в стене.

Дым, щепки, какие-то клочья в воздухе. В дырищу летит граната, но ее сбивает дрон. Под ноги щитоносцу катится газовый распылитель, нападающие торопливо отступают, стремясь выбраться из едкого желтого дыма. Выстрелы не смолкают, почти все пули летят наугад. Пятый оперативник атакующих спускается на тросе снаружи и заглядывает в окно. Враги приветствуют его свинцом и бранью. Из-за наспех выстроенных баррикад выглядывают стволы винтовок и дробовиков.

И тут нападающие начинают умирать один за другим, потому что сзади на них накинулся «рэмбо». Он чихал на тактику, на приемы и на ловушки. У него скилл, и он решает. Четыре фрага ему в таблицу, а «медвежатник» за окном с горя падает вниз и сворачивает себе шею.

В этой миниатюре - иллюстрация лучших и худших моментов «Осады».

Почему здесь нет дыры в стене?

Если отбросить подробности, правила Siege примерно такие же, как где-нибудь в Counter-Strike . Одна команда удерживает позицию, охраняя заложника, бомбу или контейнер с химикатами, и ощетинивается стволами, другая старается одолеть первую лихим наскоком.

Но едва ли операция будет похожа на классическую перестрелку. Прежде всего, ни на одной локации нет хоть сколь-нибудь открытого пространства. Штурмовая группа начинает на улице, но почти все стычки происходят внутри зданий: если кто-то из обороняющейся команды выйдет на улицу, его позицию через несколько секунд засветит зависший над объектом вертолет.

Так что пятеро условных преступников (именно условных, поскольку на самом деле это тоже оперативники) окапываются внутри, а где - еще предстоит выяснить. С разведки дронами начинается каждый раунд, и пренебрегать ею нельзя, иначе команда соберет на себя все мины, обмотается колючей проволокой, нафаршируется пулями и в таком занимательном виде отправится в следующий тур.

Лучше ставить ловушку в проходах с обычной баррикадой, которая ломается ударами приклада. Потому что укрепленную будут взрывать, и ловушке не поздоровится.

Поиск злодейского «гнезда» - та еще задачка. Каждая локация - это путаница коридоров, нагромождение помещений и очень неудобно расположенные окна. Даже в самолете легко заблудиться - и это, кстати, верный способ уберечься от пули, если ваша команда слегла на первом же кордоне.

Блуждания по коридорам - не единственная сложность в механике, ведь многие стены в этом коридоре можно подорвать, а другие - проломить или прострелить. Знаете, проковырять дырочку размером с бильярдную лузу и выпустить туда целую обойму, злорадно посмеиваясь. Только не ругайтесь, поймав «маслину» в ответ, - у всякого отверстия две стороны.

Эти отверстия и есть камень преткновения Rainbow Six: Siege . Защитники предотвращают их появление, нападающие, напротив, организуют. Одни закрывают стены раздвижными непробиваемыми щитами, запирают дверные проходы, ставят ловушки, закладывают взрывчатку, протягивают «колючку», создают ложные укрытия, на взлом которых уйдут ценные ресурсы.

А нападающие всеми средствами ломают, взрывают, режут, залетают, вбегают и даже проваливаются. Какой-нибудь байкерский загородный клуб - это не просто декорация, а целый тактический театр, слоеный пирог, где каждый слой нужный.

Важно не давать противнику сделать ни одного выстрела по открытой цели. Короткая очередь запросто уложит и двоих, и троих.

Правильная радуга

Разномастные спецназовцы и их умения - это еще и одна из основ тактики защиты, проникновения и унижения противника. Кое-какие способности доступны любому и без ограничений: например, настенные щиты есть у всех защитников, равно как и взрывпакеты - у нападающих.

Но львиная доля тактических штучек индивидуальна. Pulse, американский оперативник, использует для поиска врагов датчик сердцебиения. При этом пистолет он уже одновременно держать не может, так что этот герой строго для командной игры. Как и французский Montagne с огромным щитом и толстой броней - не столько «танк», сколько передвижной бруствер для своих товарищей.

Есть суровый химик, прожигающий преграды особыми зарядами, есть обыкновенный снайпер, есть мастер ловушек, подрывающий врага прямо на пороге, есть враг радиотехники, глушащий камеры и детонаторы. Здесь двадцать классов, и почти все из них нужны в той или иной ситуации.

Тут нет случаев, когда один оперативник «контрит» другого (разве что отчасти), и беспроигрышной синергии (хотя сочетать доктора и бронежилеты Rook - хорошая идея), однако пасьянс складывается любопытный. Координация действий и сложное, точное устное планирование - не ключ к победе, а залог выживания в ходе миссии.

Это касается и защитников, которым важно укрепить одни стены, оставить другие, не запереть случайно друг друга и не дублировать средства обороны (например, не ставить на один дверной косяк и заряд С4, и ловушку спецназовца Капкана), и атакующих, кому важно ворваться внезапно, слаженно и желательно со всех сторон.

У каждого оперативника есть ролик типа «Знакомьтесь с...» и непростое прошлое. Из этого можно было бы вытянуть неплохую историю.

До обезвреживания бомбы дело доходит редко. Обычно раньше умирают либо ее хозяева, либо - те, другие.

Пять халявных фрагов

В любой командной игре единоличники не в фаворе (даже в футболе). В «Осаде» - в особенности, в том числе потому, что пара шальных пуль в лучшем случае положит оперативника на пол, чтобы тот кривясь зажимал рану, а в худшем - убьет сразу. Это ли не повод работать сообща и держать стволы по ветру?

В среднестатистической партии с незнакомыми людьми, пожалуй, лучший старт для атакующих - когда вся толпа дружно семенит за лидером. Стадо баранов? Верно. Но стадо живет дольше и насыщеннее, чем пять одиноких баранов. К несчастью, среди баранов, или просто средних игроков, или трусов, или прирожденных исполнителей обязательно окажется хотя бы один БАТЯ, который все знает и умеет без всякой подтанцовки.

Он срывается с места и исчезает в логове врага. Ловким выстрелом сквозь перегородку отнимает пару жизней, потом садится и через два-три дверных проема снимает случайную жертву, которая и подумать не могла о таком исходе. Потом на бегу убивает еще пару человек - помните? Достаточно одного выстрела.

И вот, пока вы честно разбираете колючую проволоку и вчетвером вляпываетесь в неприятности, этот чудо-человек лихо собирает урожай фрагов и скромно пишет в чат: gg.

Заложник - удобный и компактный, даже на тросе с ним можно подниматься. Только зачем это человеку, который из стрейфа валит всю команду похитителей?

Хорошенькая опечатка. Спорим, что не случайная?

Если защитники все-таки возьмутся за ум и организуют толковую оборону, шансы у «рэмбо» резко упадут. Если же такой герой затесался в ряды обороняющихся - все немного печальнее. Что еще хуже, не наделенные подобными талантами игроки тоже могут плюнуть на командные усилия и разбежаться, не перекинувшись и словечком. Вы увидели, как в чате кто-то советует взорвать потолок и закинуть пару гранат? Радуйтесь, у кого-то проснулась сознательность! А голосовой чат, как ни парадоксально, почти все время молчит.

Толковой системы индикации и целеуказания - кроме желтого маркера, который как хочешь, так и понимай, - в Siege тоже нет. Вот и выходит, что от того, насколько вам повезло с командой, качество партии зависит особенно сильно. Обычно если большая часть отряда не проявит силу воли и не сконтачится по-человечески, никакого взаимодействия не будет, а знатная механика Siege не заработает вовсе.

Похожие претензии мы адресовали Evolve . Но «Осаду» спасает то, что она куда реже повторяется и не исчерпывает себя так быстро. Благодаря ломким стенам, крюкам-кошкам, пробивным зарядам и прочим радостям спецназовца на одной и той же карте вы вряд ли увидите две одинаковые сцены. И как бы печален ни был расклад в партии, она завершится быстро и решительно, не успеет никого утомить и позволит без сожалений перейти к следующей.

Уровень в университете - единственный, где толком показывают «Белых масок» и их темные дела. В самом деле темные - поди разгляди что-нибудь в этой едкой мгле.

В битве с ботами важно не допускать их до заложника, его могут подстрелить. Пусть и не насмерть.

* * *

Еще в «Осаде» есть сражения против ИИ, однако какую бы сложность вы ни выставили, как бы слаженно ни отыграли матч, накал все равно не тот. В одиночных «ситуациях» и вовсе наворотили глупостей: карты те же, рассчитанные на пятерых, а выпускают вас в одиночестве и пытаются чему-то обучать. В этих же «ситуациях» остался и зародыш кампании - два роскошных CG-ролика про нападение на университет и героическое его освобождение. По крайней мере, та кампания могла бы оказаться зрелищной.

В мультиплеере же, который суть локомотив Siege и причина в него играть, все работает по изумительным правилам, пусть даже играющие зачастую на них чихали. Если у вас есть команда, в которой вы уверены, «Осада» восхитительна...

И тогда ее подводит только сетевой код. Не слишком часто, но все же. Бывает, пинг взлетит до небес, бывает, просто резко оборвется связь. Бывает, аккуратно вползаешь в комнату под прикрытием комода и умираешь от пули в черепушку, а потом видишь в повторе, как твой оперативник спокойно заходит в ту же комнату даже не пригнувшись. И ты уверен, что все было совсем не так, но сервер решил иначе.