О практике причащения у старообрядцев. Неофициальное информационное агентство рпсц

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 11.04.2016 15:09:32

Анастасия, г. Тюмень

Меня крестили в церкви староверов, а мужа в православной церкви. Где сейчас нам покрестить ребёнка?

отвечает Сергей Железняк, помощник благочинного по миссионерскому служению

Добрый день! Меня крестили в церкви староверов, а мужа — в православной церкви. Где сейчас нам покрестить ребёнка? Должна ли я отказаться от староверов, если хотим провести крещение сына в православной церкви? И в какую церковь мне потом можно будет водить сына, если я старовер, а он православный? По сути вера одна? Или мы будем считаться людьми разной веры? И либо мне, либо мужу надо будет перекреститься?

Здравствуйте, Анастасия. По всей видимости, Вам необходимо самой разобраться со своим мировоззрением, насколько Вы являетесь старовером. Если Вы строго придерживаетесь того уклада жизни, что свойственен настоящим староверам, тогда не понятно, почему Вы вышли замуж за такого человека, которого у вас называют «никонианином»? Насколько я знаю, настоящие староверы нас, что называется, обходят стороной. Если Вам, Вашему сердцу просто ближе старорусский уклад, то и придерживайтесь его. Православная Церковь сняла все свои претензии в адрес старообрядцев еще в 70-е годы. А значит, что Вы сами спокойно можете приходить в любой православный храм, молиться, исповедоваться, причащаться. И при этом Вам не нужно отказываться, отрекаться от своих старообрядческих привычек. Так что, окрестив сына в православном храме, Вам самой не нужно перекрещиваться.

Единственная сложность, и достаточно важная — наша Православная Церковь (Московский Патриархат) не признает старообрядческую иерархию и все таинства их, кроме самого первого — крещения. То есть с нашей стороны считается, что всякое старообрядческое богослужение не имеет силы, поскольку само их духовенство не имеет должной благодати от Бога.

От редакции:

«Призвать мирян причащаться не реже одного раза в год при соответствующей подготовке, после личной исповеди и благословения духовным отцом перед каждым причащением» (п. 2.2).

Смысл этой формулировки в том, что причащаться можно и чаще одного раза при регулярной исповеди, благословении духовного отца на каждое причащение и молитвенной подготовке к принятию Таинства. Да, действительно, священники причащаются на каждой службе. Действительно, нет правил, устанавливающих особые правила причащения священников и мирян. Но все же жизнь священника отличается от жизни мирянина, ему вверено совершение Литургии и других Таинств. И спрос с него также несоизмеримо больше, чем с простеца.

Духовное состояние современного человека таково, что порой мы не в состоянии даже 2-3 раза в году хорошо подготовиться к Причастию. Это большой труд, и, слава Богу, мы еще хорошо осознаем эту ответственность. Если понижать планку, тогда то, что вчера было нормой, станет вышеестественным подвигом. И в итоге произойдет то, что случилось с католиками: теперь в Великий пост они постятся один день, а перед причастием им надо не есть 3 часа.

Иерей Вадим Коровин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Саратове, Русская Православная старообрядческая Церковь

Несомненно, каждый христианин, не отлученный от святого причастия, может причащаться на каждой Литургии. Это установлено святыми правилами, которые отлучают от Церкви мирян, не причащавшихся без причины более 3 воскресных дней, а также и клириков, если они без греховной вины отлучают от причащения верных, желающих причаститься. Это подтвердил и Совет митрополии РПсЦ, приняв решение о том, что по совету с духовным отцом христианин может причащаться и вне постов. При этом он должен готовиться к причастию так же, как это делают пред Литургией епископы, священники и диаконы, то есть читая соответствующее Правило. С другой стороны, на Руси, вероятно, со времен ее крещения не прижился обычай частого причащения мирян. Древние святители уговаривали христиан хотя бы 1 раз в год приступать к Телу и Крови Христовым, и то не все это исполняли. Думаю, вопрос о частом причащении каждому нужно решать совместно с духовным отцом.

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика - в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки - в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину - женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки - простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами - троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины - сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви - поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства - Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение - ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных - это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви - вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви - это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Миф №1. Старообрядцы - это секта!
Действительно, бытует такое мнение среди малопросвещенных людей, что старообрядцы - это довольно закрытая организация, как правило, состоящая из живущих в глуши людей, которые придерживаются старых традиций и обрядов.
Отчасти с этим можно было согласиться лет 200 назад, но сейчас старообрядцы, несмотря на свою самобытность и верность традициям, - это вполне современные люди, живущие в разных частях нашей необъятной страны, в том числе в густонаселенных мегаполисах.
НО! Старообрядцы никогда не были сектой! Это глупое и ошибочное мнение, не имеющее под собой никакого основания! Русская Православная старообрядческая Церковь - это церковь, существующая с момента крещения Руси в 988 году. Чтобы не быть голословным, рекомендую для начала прочитать книги русского старообрядческого апологета Фёдора Михайловича Мельникова - "Краткая история Русской Православной Старообрядческой Церкви", "Что такое старообрядчество" и российского историка Зеньковского С.А. "Русское старообрядчество".

Я – житель Москвы и, конечно, после того, как я узнал о старообрядчестве, решил посетить центральный кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище. Скажу честно, пошел я по наитию, форумы не читал, на официальный сайт митрополии не заходил.

Был субботний летний день, я подошел к вечерней службе. Вообще, Рогожский посёлок - это очень атмосферное и сильное место, находясь там, так и чувствуешь всю мощь и древность православной веры.
Я зашел в храм и первое, на что я обратил внимание, это то, что служба уже началась (надо сказать, что в новообрядческой церкви вечерняя служба начинается примерно в 16-30). А когда я зашел, было около 16-00. Не успел я пройти и двух шагов, как ко мне подошла местная бабушка и спросила в упор «Ты старообрядец?». На отрицательный ответ она лишь сказала, что не старообрядцам можно стоять только в притворе (начало храма до колонн), вглубь храма ходить не следует и что можно только смотреть на службу, то есть не участвовать в ней. Меня это сначала задело, я подумал «как это я такой весь православный и не имею права молиться и подходить к иконам», но за волной возмущения быстро последовало смирение, и я просто стал стоять и наблюдать.
Разве в секте будут относиться так строго к пришедшему человеку? Нет, наоборот, будут всячески зазывать и обещать горы золота и безграничное счастье, а тут ты пришел в храм божий, так что будь добр быть смиренным и трепещущим перед Богом.

Миф №2 – Старообрядцы неприветливые и злые.
Этот миф бродит на всех старообрядческих форумах, причем его распространяют люди, о которых нам неизвестно никакой информации. То есть, например, пишет какой-нибудь «Василий 2000» (никнейм), о том, что старообрядцы злые, любят ругаться, нет у них благодати и все в этом духе. Причем приводит примеры из жизни каких-то знакомых или даже свои собственные.
Конечно, с овациями вас никто встречать не будет. Не ждите, что вы придете, и вас примут с распростертыми объятьями. История старообрядчества тяжелая. Как сказал Александр Антонов, председатель общины старообрядческого храма Николы чудотворца (м. Белорусская) в Москве, - «Старообрядчество - это опыт трехсотлетнего выживания русского человека в экстремальных исторических условиях».

Вот и меня в тот день не особо жаловали местные бабушки гостеприимством, напротив, следили, не прохожу ли я вглубь храма, но сказать, что мне кто-то запрещал молиться, (тогда еще по-новообрядчески) я не могу. Я молился вместе со всеми, как мог и умел. Конечно, я тогда не знал всех исторических тонкостей вопроса о расколе 17 века, поэтому мне казалось, что меня ущемляют в правах, как верующего человека. Однако, несмотря на всю сложившуюся ситуацию, мне было комфортно, я почувствовал мощь, истинный дух православной веры. Это не описать словами, это надо прочувствовать! Позже к середине службы ко мне подошла та же самая бабушка и сказала, что сейчас будет петь хор, что такого в новообрядческой церкви я не слышал, и, надо сказать, она оказалась права! Когда поёт клирос, то в храме создается такая благодатная атмосфера, что, кажется, ты находишься перед вратами рая. Я не преувеличиваю! Просто это надо услышать самому! В целом люди в храме мне показались довольно миролюбивыми, а по отношению ко мне - нейтральными.
Для примера могу сказать, что в новообрядческой церкви действительно никто не запретит вам ходить по храму, креститься когда угодно и целовать иконы, но вместе с этим такое равнодушие царит там во всём. Я много раз подходил к монахам в монастырях или священникам, но не получал от них никакой отдачи, то есть духовного общения, они были вечно занятыми. Опять же хочу сделать оговорку, что это лично мой опыт, не исключаю, что у других могло быть иначе (да и в конце концов никто не был обязан со мной общаться). Тут же при всей внешней строгости и нейтральности я почувствовал неравнодушие ко мне тех же бабушек: они подходили, интересовались, почему я пришел, что меня побудило, понравилась ли мне служба, и это было как-то по-человечески приятно.

Миф №3. Cтарообрядцы - это фарисеи, им главное обряд!
Это главный миф, которым прикрываются новообрядческие миссионеры, ссылаясь на то, что старообрядцы сами подтверждают это мнение, называя себя староОБРЯДцами.
Очень часто приходится слышать, что старообрядцы – законники, что у них нет благодати в отличие от новообрядцев, у которых, по их же мнению, царит полнейшая любовь и понимание. Мой опыт говорит о том, что это лукавство чистой воды. Под благодатью многие новообрядцы понимают распущенность и только. Да, вот так просто! Можно нарушить пост или прийти в церковь в неподобающем виде. При этом они еще говорят, что Исус нас этому учил и начинают приводить отрывки из Евангелия. Я лично не думаю, что Исус нас учил вседозволенности. Да, церковь – для человека, но это не значит, что можно специально делать себе послабления, ссылаясь на благодать.
Старообрядчество - это как форма, так и содержание, эти два понятия неразделимы. На этом основана русская православная старообрядческая церковь.
Могу привести такой пример, что у каждого прихожанина новообрядческой церкви (ну или почти у каждого) возникало какое-то ощущение двойного стандарта. Некоторые новообрядческие батюшки говорят о сребролюбии, стяжательстве, а сами носят дорогие часы, ездят на шикарных машинах. Да и примеров много, я не хочу кого-то осуждать, упаси Бог! Но чувство неискренности и какой-то фальшивости имеет место быть (кстати, атеисты и ненавистники православия очень любят приводить такие примеры, о которых я написал выше, и им трудно что-либо возразить)! Там, по моему мнению, форма, бывает, отличается от содержания.

Старообрядцы - это, прежде всего молитвенники. Если вы будете на службе в старообрядческом храме, то без труда заметите, что все прихожане носят с собой лестовки (это четки, только исконно русские). Конечно, это не значит, что все старообрядцы поголовно молятся день и ночь, но четкое понимание того, что надо молиться дома, а не только в храме, у старообрядцев есть.
Возвращаясь к своей истории, я хочу сказать, что все-таки не все так идеально, как может показаться с первого взгляда в моём повествовании. Старообрядцы зачастую бывают очень строги к вновь пришедшим, чуть помягче к оглашенным. Это, конечно, факт, который имеет место быть. Ведь все мы люди, все мы грешные, но надо человеку помогать, а иногда получается так, что не особо умелый подход бабушек к гостям отвращает людей от церкви, и это очень печально. Я, например, человек верующий и знающий, что такое смирение, погасил в себе возмущение, но люди же все разные, бывают вспыльчивые или обидчивые: человек промолчит, но глубоко обидится. Вот над этим, я считаю, надо работать нашим прихожанам.
Тем временем, я начал ходить каждую неделю в храм, меня уже стали узнавать, кивать головой (форма приветствия в храме), а я продолжал стоять в притворе и наблюдать, молясь про себя. Есть такой момент на воскресной службе, когда начинается литургия, и оглашенным надо выйти из храма. В этот момент, как я понял, многие обижаются, а некоторые начинают спорить, вплоть до ругани. В первый раз меня никто не выгнал, та же самая бабушка подошла ко мне и сказала, как обстоят дела с оглашенными, но разрешила мне остаться. В тот раз я остался, но внутри мне стало как-то стыдно, все-таки есть правила, которые не стоит нарушать, и в дальнейшем я не стал злоупотреблять благосклонностью ко мне бабушек. Я сам выходил, когда нужно и сколько нужно стоял за стеклянными дверьми (за которыми все прекрасно видно и слышно!). Надо сказать, что практика вывода за стеклянные двери - новая, в старину притвор считался до колонн, это заповедовал митрополит Алимпий и так установлено и на последнем Совете Митрополии. Были случаи, когда меня пускали вглубь храма послушать проповедь нашего владыки митрополита Корнилия. Я очень полюбил его и его проповеди, это действительно искренний человек, пропускающий через себя все, что говорит, каждое слово в его устах наполнено чувствами и глубочайшим смыслом. Бывало, пару раз меня пускали вглубь храма на молебен (после службы). После того, как я точно для себя решил, что перейду, я попросил ту самую бабушку о том, чтобы она сказала священнику, что с ним хочет поговорить человек по поводу перевода. Сразу же после службы она обратилась к священнику, и он без промедления подошел ко мне, пообщался со мной, и мы даже вместе сходили в церковную лавку, где он посоветовал купить нужную литературу. После чего батюшка проводил меня до остановки, в общем, впечатления у меня остались очень и очень хорошими!
Так что, как видите на моём примере, старообрядцы - это не законники, просто ведите себя по-человечески сами.

Заключение
В итоге после полугода раздумий и пары месяцев посещения храма я перешел в Русскую Православную старообрядческую Церковь! Вместе с переходом я обрел благодать и духовное спокойствие, которого у меня не было раньше. Сейчас я стараюсь ходить в храм на каждую воскресную службу, на праздники, да и вообще просто, когда есть возможность! Я чувствую себя поистине частью Христовой церкви. От всей души желаю этого и вам!
Слава Богу за всё!

Больше статей и информации вы сможете найти в группе -