Наступление крестоносцев на северо-востоке Европы. Александр Невский и его значение в русской истории. Наступление Крестоносцев на Русь. Борьба народов Руси и Прибалтики против шведских и немецких рыцарей. Александр Невский

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у . В качестве возна-граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото-рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате-лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф-ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро-левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри-ки были отправ-лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто-носцев испытывали постоян-ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон-чился. В 1187 году , султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189-1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса-лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан-ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво-вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три-поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне


Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век Wikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер-ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед-него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи-ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску-пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа-сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз-никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно-стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие-ры при-няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век Bibliothèque nationale de France

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад-шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо-гатств Востока. Современ-ные историки от-вергают эту теорию. Во-первых, сре-ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки-дали свои владе-ния на долгие годы. Во-вто-рых, участие в Крестовых похо-дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор-мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз-можность подработать в походе, а так-же на подаяния более обеспеченных кресто-носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра-тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто-рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол-жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон-ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари-ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший-ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы


Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну-лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен-ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про-визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим-ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид-ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру-гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489-1492 годы Участвовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

Да, хотя их количество сложно под-считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре-мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж-чин приходилось 42 женщины. Неко-торые женщины участвовали в Кре-стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно-сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа-сти душу, помолиться у Гроба Господ-ня, посмо-треть на мир, забыть о до-машних неурядицах, а также просла-виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни-цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто-носцы старались соблюдать целомуд-рие: внебрачные связи карались, а про-ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы


Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го-ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан-тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097-1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя-щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре-зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме-шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро-лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз-ре-шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона-шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь-ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи-тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали


Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV века The British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь-ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред-лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос-цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто-носцев не по-нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро-мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про-тив мусульман, но и против язычников, ерети-ков, православных и даже като-ликов. Например, так называемые Альби-гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек-ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто-носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като-лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо-дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным


Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век Biblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре-стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару-ше-ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид-рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза-мом. Но ко-гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру-салим. У му-сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска-лы» и ме-четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе-ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз-вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу-ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

Источники

  • Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья.
  • Лучицкая С. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов.
  • Филипс Дж. Четвертый крестовый поход.
  • Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи.
  • Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива.
  • Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю.

Особенности монархической власти в России.

К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства и установления самодержавного строя, т.к. самодержавие не есть абсолютизм.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX в. Это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Этот период в разных странах происходил в разные периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвлённого профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидации всех сословно-представительных органов и учреждений. Эти признаки присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои существенные особенности:

Абсолютная монархия в Европе складывались в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

Социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служивое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям.

Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения, принявшая наиболее жесткие формы в XVIII в. Усиление роли государства проявилось и в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоёв сложилось сословие дворянства.

Наступление крестоносцев на северо-востоке Европы. Александр Невский и его значение в русской истории.

1) В 1939 году началось вторжение на Русь Батый-хана. Но если бы только это!
Одновременно с нашествием восточных степняков на Русь обрушились завоеватели с запада - ливонские и тевтонские рыцари, обосновавшиеся в Прибалтике, на землях, отвоеванных у полоцких князей, и шведы. Русские князья, собиравшие раньше дань с прибалтийских племен, вынуждены были вступить в борьбу с новыми врагами.
В 1234 г. Ярослав, брат Юрия Всеволодовича, княживший в Новгороде, разгромил немецких рыцарей на реке Эмбахе, в районе Дерпта. Три года спустя тевтонцы потерпели поражение от Даниила Галицкого у Дорогочина, на реке Западный Буг, а также от литовских князей. Тогда же оба ордена, Ливонский и Тевтонский, объединились.
Прибыла помощь из Германии и других стран. При поддержке папы римского рыцари сочли весьма подходящим момент, в который началось нашествие на Русь татар, для нападения на владения Новгорода и Пскова. Немецкие и шведские политики, за спиной которых стоял Ватикан, готовили одновременный удар. Первыми начали шведы. Летом 1240 г. они на кораблях вошли в Неву. Они планировали овладеть землями по берегам Финского залива и закрыть русским выход на Балтику. Князь Александр, сын Ярослава Всеволодовича, правивший в Новгороде, немедленно выступил с дружиной к Ладоге. Там его дружину пополнило местное ополчение. Шведы по Неве подошли к устью реки Ижоры, впадавшей в нее с юга. За их продвижением наблюдала "морская стража" Пелгусия, старейшины Ижорской земли, и все эти сообщения направлялись Александру Ярославичу. Войско Александра подошло к Неве, и началось сражение. Русские воины громили шведов, которые не успели полностью сойти с кораблей, и на суше, и на воде. Шведы, поверженные на берегу, в панике бежали на суда, но и там их настигли русичи. Остатки разбитого войска ушли по Неве в море. Новгородского князя за эту блестящую победу прозвали "Невским".
Александр Невский вернулся в Новгород. Тем временем рыцари вошли в Псковскую землю, захватили Изборск, а затем и сам Псков. Отряды немцев появились верстах в 30-40 к западу от Новгорода. Новгородцы незадолго перед тем рассорились с Александром, и он уехал к отцу в Переяславль-Залесский. В свете последних событий бояре снова позвали князя Александра. Тот, появившись в городе в 1241 г., организовал поход новгородской дружины на Копорье, опорный пункт крестоносцев на южном берегу Финского залива. Крепость взял и разрушил, рыцарей привел в Новгород. Зимой следующего года Александр и его брат Андрей с новгородцами и владимиро-суздальскими полками быстрым ударом освободили Псков. А весной 1242 г. Александр Невский разгромил силы ордена на Чудском озере. Выстроив здесь свои дружины, Невский 5 апреля встретил удар немецкой "свиньи"- войска, построенного клином: в центре - пехота, в голове и на флангах - конница. Напав на русский центр, который состоял из одной пехоты, рыцари "пробились свиньей сквозь полк". Но торжествовали они рано - на них обрушились удары русской конницы с флангов, с фронта. Рыцарей окружили, и "была тут сеча великая". Лед на озере покрылся этот раз русичи положили конец агрессии крестоносцев. Орден отказался от претензий на земли Новгорода и Пскова. Однако в последующие годы Александру Невскому пришлось не раз отражать набеги шведов и литовцев.
2)Потрудился Александр Невский для русской земли, с невиданной самоотдачей, не жалея сил. Яростно боролся он с западными врагами, расчетливо выстраивал отношения с монголо-татарами, уберег Русь от их хищнических замыслов. Много серебра и золота отправлял великий князь в Орду, чтобы выкупить людей русских, ранее татарами в рабство обращенных. Его называли «ангелом-хранителем». Церковь причислила Невского к лику святых.

События того времени являются источником появления новых идей, формирования особого русского менталитета, «русского характера». И Александр Невский выступает подсобником новых идей. Что же он делал в этом смысле? Путешествовал, анализировал имел дело с большими массами населения, с желающими богатств ханами, с агрессивными западниками. Он видел дальше других и лучше других мог понять истинную суть событий для выработки плана достижения различных целей.

Договор с монголами. Как он повлиял на установление каких-то жизненных устоев и новых правил поведения? С одной стороны этот договор – союз, с другой стороны он привел к порабощению русской земли. С точки зрения Гумилева этот союз положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии. Называли же русские хана Батыя «добрым ханом», относились же к его представителям по-доброму, без агрессии и недовольств.

Цель союза – сохранение общего Отечества. Хан помогал Невскому защищать границы Руси от западников, Александр же помогал Батыю удержать свое положение в Орде.

Александр Невский – великий полководец, который смог объединить накопленный предыдущими поколениями военный опыт, добавить в него новое, вычерпнутое из крупнейших побед (Невская битва и Ледовое побоище), и создать русское военное искусство, прославившееся на всю Европу, и не только, показать, на что способен могучий русский дух.


Похожая информация.


Рыцарские Ордена. В 1202 году был создан Орден Меченосцев.Рыцари носили оджеду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации: «Кто не желает креститься, тот должен умереть» Ещё в 1021 году рыцари оснавали на месте латышского поселения город Ригу как опорный пункт для подчинения земель Прибалтики.

В 1219 они захватили часть побережья Прибалитики, основали Города Ревель(Таллин) и Юрьев(Тарту).

В 1226 прибыли рыцари Тевтонского ордена , основанного в 1198 году в Сирии во время крестовых походов. Члены данного ордена носили белые плащи с чёрным крестом на левом плече.

В 1237 меченосцы объединились с тевтонами, потерпев поражение от новгородско-суздальских войск, и образовали новое отделении Тевтонского Ордена –Ливонский Орден .(в честь территории ливов, которую захватили крестоносцы)

Невская битва

Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси в борьбе с монгольскими завоевателями.

В июле 1240 тяжёлым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы –шведский флот вошёл в устье Невы. Шведы хотели захватить г. Старую Ладогу,а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославович , которому было 20 лет, со своей дружиною бросился к месту высадки рыцарей. «Нас немного, но не в силе Бог, а в правде!» Скрыто подойдя к Лагерю противников Князь Александр ударил по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало им путь к отступлению на корабли. ЗА победу на Неве Александра прозвали Невским.

Значение победы: остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому морю.(Пётр 1 подчёркивая право России на балтийское побережье,в новой столице на месте битвы основал Александро-Невский монастырь)

Ледовое побоище

Летом 1240 года ливонский Орден, а также германские и датские рыцари захватили русский город Изборг, вскоре был взят из-за предательства посадника Твердилы город Псков. Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог соседям, вскоре отдельные отряды крестоносцев оказались вблизи Новгорода. По требованию веча Александр Невский возвратился в Новгород (до этого он был изгнан из города из-за противоречий между князем и боярами) и внезапным ударом с помощью своей дружины освободил захваченные города. Узнав, что к нему идут основные силу противника, Александр разместил свои войска на льду Чудского озера. Он проявил себя как талантливый полководец – учитывая построение рыцарей в виде «свиньи»,он расположил свои войска треугольником,остриё которого упирается в берег.Часть воинов была снабжена крючьями,чтобы стаскивать рыцарей с коней.



5 апреля 1242 состоялось ледовое побоище . Русские войска взяли в клещи рыцарскую «свинью» -рыцари, не выдержав удара, бежали. Пот тяжеловооружёнными воинами проваливался лёд. Русские преследовали противника 7 вёрст. По данным Новгородской летописи погибло» немец 400 и 50 взято в плен».

Письмо в редакцию МНГ

Как указывают энциклопедические источники, «Ледовое побоище – сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года между русскими войсками во главе с Александром Невским и немецкими крестоносцами». Что нужно было им на псковщине, и как они там оказались?.. Слышал, что официальная историография якобы умалчивала и умалчивает тот факт, что немецкие рыцари шли не на Псков, а из Пскова после несения там караульной службы по охране этого города, осуществляемой в соответствии с договором между ними и псковским князем. Да и не было там никакой «армады». Будто бы нападение на них дружины Александра Невского было произведено с целью грабежа и пленения (для дальнейшего получения выкупа). Если возможно, прошу вас ответить – где здесь правда, а где вымысел?
Геннадий Гольдман, г. Красноярск

На это письмо мы попросили ответить проф. Аркадия Германа. Очерк получился объемным, поэтому мы его планируем публиковать с продолжением. Итак…

Крестовые походы
Главными направлениями проводившихся в XI–XIII веках католической церковью и западноевропейским рыцарством крестовые походы были Ближний Восток (Сирия, Палестина, Северная Африка). Они велись под знаменем освобождения от «неверных» (мусульман) Святой земли (Палестины) и Гроба господня. В то же время некоторая часть крестоносцев направлялась и в другие местности для обращения язычников в христианство. Одним из объектов повышенного внимания и экспансии католицизма с XII века стала Прибалтика и проживавшие здесь балтские и славянские племена.
Прибалтика была хорошо известна в Западной Европе. С местными племенами германские, датские, шведские и др. купцы вели активную торговлю. Может быть поэтому она и стала одним из важных объектов насильственного насаждения христианства.
Первый крупный крестовый поход в Прибалтику состоялся в 1147 году. Он был направлен против полабско-прибалтийских славян. В походе участвовали германские, бургундские, датские и другие рыцари, а также датский флот. Благодаря активному сопротивлению племен бодричей, руян, лютичей, поморян и др. поход фактически провалился.
В 1185 году в устье реки Даугавы прибыл мессионер Мейнард, проповедовавший христианство местным племенам ливов. В 1186 году он построил замок Икскуль и вскоре был назначен епископом. Несколько вооруженных столкновений с ливами и убийство в 1198 году преемника Мейнарда – епископа Бертольда послужили предлогом для начала крестовых походов в Прибалтику, способствовавших переселению в регион большого числа немцев, датчан и других западноевропейцев. Третий епископ Ливонии – Альберт Бекесховеде (Буксгевден) основал город Ригу (первое упоминание – 1198 г.) и провел несколько успешных завоевательных походов. В этих походах активную помощь ему оказывал Орден меченосцев.

Орден меченосцев
Он был основан при содействии епископа Альберта на основании буллы Папы римского Иннокентия III в 1201 году. Его официальное название – «Братья Христова воинства». Традиционное название меченосцев произошло от изображения на их белых плащах красного меча с крестом. В основу устава меченосцев был положен устав тамплиеров (или храмовников – членов католического духовно-рыцарского ордена, организованного в Иерусалиме вскоре после первого крестового похода примерно в 1118 году французскими рыцарями для защиты паломников и упрочения государства крестоносцев в Палестине и Сирии). По договору между рижским епископом и гроссмейстером, две трети всей земли, которая будет покорена орденом, должна принадлежать церкви. Первым гроссмейстером или магистром Ордена (1202–1208 гг.) стал Вино фон Рорбах. Он основал крепость Венден (современный Цесис в Латвии), ставшей столицей Ордена. В период самых активных завоевательных походов (1208–1236 гг.) им руководил второй магистр Волквин. Первоначально Орден подчинялся епископу и действовал по его указаниям. До 1208 года меченосцы сражались исключительно вместе с войсками епископа, проводя военные операции только по согласованию с ним.
В 1205–1206 годах были подчинены жившие по нижнему течению Западной Двины ливы. В 1208-м приняли крещение летты, после чего крестоносцы вместе с ними начали наступление в северном направлении, против эстов. С этого момента действия Ордена меченосцев начинают носить во многом самостоятельный характер (особенно при проведении военных операций). В том же году рыцарям удалось сломить сопротивление полоцкого удельного князя из Кокнесе, а в следующем вассальную зависимость от рижского епископа признал другой полоцкий удельный князь – Всеволод Герцикский. Борьба с эстами носила долгий и упорный характер и не раз оборачивалась поражением рыцарей. Так, например, в результате всеобщего восстания эстов 1222–1223 годов им удалось на некоторое время освободиться от рыцарской опеки. Лишь в 1224-м крестоносцы окончательно подчинили эстов, живших на континенте, а в 1227-м тех, кто населял остров Эзель.
В покорении эстов участвовал также датский король Вальдемар П. В 1217 году он высадился на берегах Северной Эстляндии, покорил ее, а жителей обратил в христианство, основал крепость Ревель (современный Таллинн). По договору 1230 года часть захваченной территории Вальдемар уступил Ордену меченосцев.
В 1220-х годах Орденом были покорены семигалы и селы, а в конце 1220-х–начале 1230-х годов – курши. К 1236-му все перечисленные народы оказались в той или иной степени в подчинении западных пришельцев.

Причины успеха крестоносцев
В качестве основных причин успеха движения крестоносцев в Прибалтике можно назвать высокий духовный настрой его участников, считавших, что они выполняют в высшей степени богоугодную миссию, и представлявших себя орудием Бога. Свою роль сыграло военно-техническое превосходство крестоносцев над местными балтскими народами.
Кроме того, крестоносцы использовали помощь местной знати. Их союзником стала часть князей ливов и леттов, не пропускавшая почти ни одного военного предприятия рыцарей. С 1219 года в походах крестоносцев участвовали и отдельные эстонские старейшины. Выступая в помощь крестоносцам, местная знать получала долю из захваченной добычи и гарантии сохранения своего привилегированного социального положения.
В совместных походах отряды местных князей использовались крестоносцами по большой части для опустошения и грабежа вражеской территории, с чем они справлялись наилучшим образом. Или же эти отряды посылали в первых рядах на штурм языческих укреплений. В полевом же бою балтским отрядам отводилась вспомогательная роль. Да и особой стойкостью местные князья, за редкими исключениями, вроде ливского князя Каупо (последовательного и убежденного сторонника католиков) не отличались и если видели, что победа клонится на сторону врага, бежали с поля боя. Так, например, повели себя ливы в бою на Имере в 1210 году, ливы и летты в столкновении с русскими осенью 1218-го и эсты в Ледовом побоище 1242-го.

Рыцари не доверяли своим союзникам
По сообщению хроникера Генриха Латвийского, в 1206 году, во время обороны Гольма от русских дружин «тевтоны, …боясь измены со стороны ливов, (состоявших в гарнизоне крепости. – Прим. автора), денно и нощно оставались на валах в полном вооружении, охраняя замок и от друзей внутри, и от врагов извне». Когда в конце 1222-го–начале 1223-го эсты подняли общее восстание, им даже не пришлось брать рыцарские крепости штурмом: их соотечественники из гарнизонов просто вырезали крестоносцев и присоединились к восставшим. Подавив восстание, крестоносцы восстановили свои замки, но эстов больше в них не допускали.
В трагической для крестоносцев битве при Шауляе (1236 год) часть балтских воинов перебежала на сторону литовцев, что окончательно решило судьбу сражения.
Поддерживая крестоносцев, балты в значительной степени пытались решить собственные проблемы и использовать крестоносцев для собственной защиты. Летты опасались ливов и эстов, ливы – леттов и эстов, эсты и летты – русских. И все вместе – литовцев. Рыцари сражались с балтами бок о бок, вмешиваясь в их междоусобную борьбу. Вот только главной целью их было не помогать местным народам, а, используя их распри, подчинить их. В конечном итоге они сделали это в значительной степени руками самих же балтов, успешно применив политику, основанную на принципе «разделяй и властвуй», превратившись из союзников и защитников в господ.

Русские и литовцы против Ордена меченосцев
Серьезными противниками меченосцев и ливонского епископа были русские и литовцы. И русским, и литовским князьям невыгодно было иметь на своих границах сильное, организованное и агрессивно настроенное государство, покорявшее территории на которых всегда можно были иметь хорошую добычу. Кроме того, они понимали, что и их земли вскоре могут стать объектом рыцарской экспансии. Поэтому при всяком удобном случае русские и литовцы постоянно совершали нападения на рыцарские земли, грабили рыцарские замки и города, захватывали некоторые территории Ордена. В этих акциях часто использовалась помощь местного, покоренного Орденом, населения.
Сами крестоносцы четко различали русских и литовцев. К русским, как христианам, хоть и восточным, отношение было намного лояльнее. По крайней мере, в официальных своих заявлениях и руководство Ордена, и рижский епископ не высказывали намерений покорять русские земли. Тем не менее, захват части полоцких земель и установление вассалитета над некоторыми полоцкими удельными князьями говорило об обратном.
К литовцам, как к язычникам, отношение было намного жестче. Тем не менее, до 1236 года рыцари, занятые покорением различных балтских племен, практически не трогали литовцев, в то время как те довольно часто нападали на владения Ордена.

Столкновения русских князей с рыцарями
Они начались с первых же лет существования Ордена. В 1216 году один из рыцарских начальников Бертольд Венденский разбил русский отряд, опустошавший земли леттов.
Следующий, 1217 год выдался для меченосцев, как и для всех ливонских рыцарей, крайне тяжелым. В феврале на территорию Эстляндии вторглось большое войско под командованием князя Владимира Псковского и новгородского посадника Твердислава. Кроме русских ратников, в него вошли отступившие от христианства эсты. Всего набралось около двадцати тысяч воинов. Соединенные силы подошли к крепости меченосцев Оденпе и осадили ее.
Оборонявший крепость гарнизон из епископских арбалетчиков и меченосцев оказался в отчаянном положении. На выручку осажденному Оденпе двинулось объединенное войско братьев-рыцарей, людей епископа и их балтских союзников. Однако же сил все равно недоставало – крестоносцам удалось собрать лишь три тысячи воинов. Пытаться деблокировать Оденпе при таком соотношении сил было бессмысленно, и крестоносцы стали прорываться в крепость, чтобы усилить ее гарнизон. Во время отчаянного боя пали многие братья-рыцари: хронист называет имена Константина, Илиаса Брунингузена, «отважного» Бертольда Венденского. Прорыв удалось осуществить, но держаться долее Оденпе все равно не мог из-за отсутствия продовольствия. Пришлось пойти на крайне тяжелый мир: крестоносцы были вынуждены оставить значительную часть Эстляндии. Вкупе со значительными людскими потерями, это нанесло серьезный удар по военной мощи Ордена. Тем не менее, уже через полгода она была практически восстановлена.
В 1218 году русское войско под командованием новгородского князя Святослава Мстиславича осадило крепость Венден. В это время основной части местных меченосцев в замке не было. Он защищался орденскими кнехтами и союзниками-балтами, которым удалось отразить первый приступ. А ночью, пройдя с боем через русский стан, в крепость прорвались подоспевшие рыцари. Утром князь Святослав, подсчитав потери, предложил меченосцам переговоры о мире, но те ответили градом арбалетных болтов. После этого русским ничего не оставалось, кроме как снять осаду и уйти домой. Оборона Вендена показала, что Орден, несмотря на понесенный им урон, хотя и не участвовал активно в наступательных операциях, сохранил свою боеспособность и был способен к эффективной обороне от более сильного противника.
Осенью 1219 года в земли подвластных Ордену леттов вновь вторглась русская рать из Пскова. В это время венденским комтуром был рыцарь Рудольф, заменивший погибшего Бертольда. Получив известие о нападении, он «послал ко всем леттам сказать, чтобы явились изгонять русских из страны». В короткий срок Рудольфу удалось собрать силы, достаточные для того, чтобы заставить противника отступить.
В 1221 году 12-титысячное русское войско вновь попыталось взять Венден, но, получив серьезный отпор от прибывшего из Риги войска магистра, отказалось от этого замысла. В 1234-м тяжелое поражение меченосцам нанес новгородский князь Ярослав Всеволодович близ города Юрьева у реки Эмайыги.

Столкновения литовцев
Не менее агрессивны по отношению к Ордену меченосцев были и литовцы. Так, например, в 1212 году литовцы вторглись во владения епископского вассала Даниила из Леневардена. Литовцы беспрепятственно хозяйничали на епископских землях, пока орденское войско во главе с магистром не уничтожило почти весь литовский отряд, включая и его предводителя.
Зимой 1212-го–1213-го состоялся еще один серьезный литовский набег на владения Ордена меченосцев. Отбить его удалось с большим трудом. В последующие десятилетия набеги литовцев на Орден периодически повторялись.

В следующий номер

В 1236 году Орден меченосцев, покорив практически все балтские племена, перешел к новому этапу своей деятельности – обратил свои взоры на юг, на Литву, спланировал и организовал поход на литовцев. В дошедшей до нас через века «Рифмованной хронике» сообщается о планировании военной операции против литовцев на военном совете, который проводил магистр. На совете присутствовали рыцари-пилигримы, только что прибывшие в Ливонию из Западной Европы. Они приняли участие в походе на Литву, который оказался для Ордена роковым. Вблизи современного Шяуляя войска Ордена были атакованы и наголову разгромлены объединенными силами литовцев и земгалов. Это поражение привело к фактическому краху Ордена меченосцев как государственного образования. По предложению магистра Волквина в 1237 году он был преобразован в Ливонский орден, который потерял самостоятельность и стал ответвлением более мощного Тевтонского ордена. Управлялся Орден местными магистрами: ланд- или гермейстерами, из которых первым (1237–1243 гг.) был Герман Балк.

Тевтонский (или Немецкий) орден
Он возник в Палестине во время Крестовых походов на базе госпиталя (Дома св. Марии), созданного в 1190 году бременскими и любекскими купцами. Отсюда и полное название ордена – Орден дома св. Марии в Иерусалиме. В качестве духовно-рыцарского ордена был утвержден в 1198 году Папой римским Иннокентием III. Одеяние рыцарей Тевтонского ордена – белый плащ с черным крестом. В 1228 году польский князь Конрад Мазовецкий по договору с магистром Тевтонского ордена Германом фон Зальца отдал во временное владение ордену Хелминьскую землю, надеясь с его помощью подчинить соседних пруссов. В том же году император Священной Римской империи германской нации Фридрих П издал особую грамоту, в которой отдавал Ордену все будущие завоевания в землях пруссов. Завладев Хелминьской землей, Тевтонский орден с 1230 года начал насильственную христианизацию пруссов, ятвягов, куршей, западных литовцев и других народов Прибалтики. Поскольку пруссы и другие балтские народы отчаянно сопротивлялись, христианизация проводилась огнем и мечом, непокорные – истреблялись. Присоединив к себе в 1237 году остатки Ордена меченосцев и создав на его основе свое ответвление – Ливонский орден, Тевтонский орден расширил свою экспансию на восток. Наряду с балтскими племенами, объектами агрессии со стороны Тевтонского ордена стали литовцы и поляки. Тевтонский орден вынашивал и планы захвата русских земель.

Ледовое побоище
В 1240 году датские и немецкие рыцари, вторгнувшись в Новгородскую землю, захватили Изборск. Выступившее против них псковское ополчение было разбито. Крестоносцы подошли к Пскову и захватили его, во многом благодаря переходу на их сторону части бояр во главе с посадником Твердилой Иванковичем. Захватив Капорский погост, они построили там крепость. Далее в 1241 году крестоносцы взяли под свой контроль прилегавшие к Финскому заливу земли води, неоднократно нападали на селения по реке Луга и приблизились к Новгороду на расстояние дневного перехода.
Новгородцы начали готовиться к отпору. По просьбе вече в Новгород прибыл изгнанный оттуда несколько ранее князь Александр Ярославич, после победы над шведами на Неве получивший прозвище Невский. Собрав войско из новгородцев, ладожан, ижорцев и карелов он выбил в том же году тевтонских рыцарей из Копорья, разрушил крепость и «отбил земли води».
Новгородское войско, к которому присоединились владимирские и суздальские полки, вступило на землю эстов, но затем, неожиданно повернув на восток, Александр Невский выбил рыцарей из Пскова. После этого военные действия были перенесены во владения Ливонского ордена – на территорию Эстляндии, куда были посланы отряды в набег на неприятельские опорные пункты.
В начале апреля отряд новгородца Домаша Твердиславича и тверского воеводы Кербета был разбит у селения Мост (современный Моосте) рыцарями, выступившими из Дерпта (Юрьева) по направлению к Пскову.
Получив известие о движении основных сил крестоносцев на Новгород, Александр отвел свое войско на лед Чудского озера – к острову Вороний Камень и расположился в узком месте (на «узмени»), на перекрестке дорог на Псков (по льду) и Новгород. Александра Невского поддерживал его брат Андрей Ярославич с владимирским войском.
Утром 5 апреля 1242 года орденское войско (численностью около 1 тысячи человек) вступило на лед Чудского озера. Увидев перед собой у его восточного берега русские дружины, крестоносцы выстроились в боевой порядок – «свинью» (по летописной терминологии), в голове которой и по периметру располагались конные рыцари, а внутри – пешие воины (кнехты). Битва началась атакой крестоносцев, пробивших построение русских. Уткнувшись в берег, ливонцы замедлили движение. В это время во фланги им ударили русские конные дружины, окружили орденское войско и начали его уничтожение.
Вырвавшись из окружения, остатки рыцарей бежали, преследуемые русскими, более 7 км к западному берегу озера. Ливонцы, попадавшие на тонкий лед («сиговицу») проваливались и тонули. Войско Ливонского ордена потерпело полное поражение, потеряв убитыми, ранеными и плененными около двух третей своего состава.
Победа русских в Ледовом побоище обезопасила западные границы Новгородской республики от вторжений крестоносцев. В 1242 году был заключен мирный договор Новгорода с Ливонским орденом, по которому орден отказывался от притязаний на Псков, Лугу, водскую землю и другие территории.
Известия о Ледовом побоище, в отличие от Невской битвы, сохранились во многих источниках – как русских, так и немецких. К наиболее ранним русским свидетельствам относится почти современная событию запись в «Новгородской первой летописи старшего извода». Подробное описание сражения содержится в «Житии» Александра Невского, составленном в 1280-х годах. Сообщение о помощи князя Андрея Ярославича своему брату Александру помещено в Лаврентьевской летописи. В Новгородско-Софийском своде 1430-х годов соединены летописная и житейская версии. Псковская летопись повествует о торжественной встрече победителей в Пскове. «Старшая Ливонская рифмованная хроника» конца XIII века (на латинском языке) привела подробности о подготовке сражения, а также о потерях рыцарей. К ней восходят сообщения немецких хроник XIV–XVI веков.
По своим масштабам битва на Чудском озере, как и Невская битва, не были для своего времени какими-то особенными. Таких битв в ходе столкновения русских и крестоносцев было немало, были битвы и значительно масштабнее – например, битва под Раковором между русскими и тевтонцами в 1268 году или штурм шведской крепости Ландскроны в 1301–1302 годах.
Причины известности Невской битвы и Ледового побоища следует, видимо, искать в области идеологии. Невольно напрашивается сравнение «Жития Александра Невского» со «Словом о полку Игореве», когда в целях единения Руси перед половецкой опасностью автор воспевал даже совсем небольшой и к тому же бесславно закончившийся поход малоизвестного князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Победы же, одержанные молодым Александром Ярославичем на реке Неве, а позднее на Чудском озере, имели куда большее значение для Руси, позволив, пусть и в рамках навязанного ей сюзеренитета Золотой Орды, сохранить свою государственность и веру.
Александр Невский был канонизирован православной церковью в качестве святого благоверного князя. Именно к нему как к покровителю российского воинства в трудные для Отечества минуты обращались все российские государи. Неудивительно, что образ Александра, защитника своей земли, приобрел, по выражению российского философа Павла Флоренского, самостоятельное значение в русской истории, не исчерпывающееся только биографическими реалиями. Потому-то и оставила столь глубокий след в общественном сознании победа, одержанная князем Александром на реке Неве, так же как и более поздняя победа на Чудском озере.

Почти одновременно с нашествием Батыя разворачивались драматические события на северо-западных рубежах удельной Руси. В XII – начале XIII в. Прибалтика стала местом столкновения интересов нескольких государств и народов. Жившие здесь финно-угорские (эсты) и балтские племена (пруссы, ливы, земгалы, ятвяги и др.) переживали период разложения родового строя и образования первых государственных образований. Естественный процесс осложнялся вмешательством внешних сил, стремившихся подчинить местное население. В подобной роли не раз выступали древнерусские князья.

Большой интерес проявляли к южному побережью Балтики шведские и датские феодалы. Но особенно активно с конца XII в. стали вести себя немецкие рыцари, объединенные в духовно-рыцарские ордена. Здесь для них открывалось широкое поле деятельности – распространение католицизма среди языческих племен. Историческая обстановка благоприятствовала рыцарским орденам: ослабление Древней Руси позволило им закрепиться в регионе.

Католические миссионеры появились в нижнем течении Двины еще во второй половине XII в. Поскольку обитавшие здесь племена ливов платили дань полоцким князьям, первоначально, чтобы обосноваться в этом месте, миссионеры вынуждены были обратиться к ним за разрешением. Католическая христианизация, сопровождавшаяся ломкой жизненного уклада, вызвала сопротивление племен. Миссионеры гибли или уходили. Тогда папа римский призвал в 1198 г. к крестовому походу: пропаганда католичества словом была подкреплена аргументами более вескими – огнем и мечом.

После непродолжительной, но кровопролитной войны с местными племенами немецкие крестоносцы и купцы в 1201 г. основали в устье Двины крепость Ригу. На следующий год здесь был учрежден Орден рыцарей-меченосцев. Они защищали завоевания крестоносцев и контролировали морскую торговлю в Прибалтике. Ливы и латыши выплачивали Ордену дань и участвовали в военных походах рыцарей.

Несколько позднее в устье Вислы появился Тевтонский орден, которому папа римский и германский император пожаловали все прибалтийские земли, которые будут отвоеваны у язычников.

Давление, которое оказывал Орден на литовские племена, ускорило процесс становления государственности. В борьбе за самобытное существование формировалось сильное в военном отношении Литовское государство. В 1236 г. крестоносцы потерпели сокрушительное поражение под Шауляем в битве с войском великого литовского князя Миндовга. Чтобы не потерять захваченные в Прибалтике земли, Орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом. После этого влияние Ливонского ордена (как его стали называть) возросло.

Продвижение Ордена на восток привело к столкновениям с новгородцами. К концу 30-х годов XIII в. немецким рыцарям удалось полностью подчинить народы, жившие в районе Западной Двины, и закрепиться на границе русских земель. Вслед за этим началось наступление на земли эстов и латгалов, подвластные Новгороду. Эстония была полностью захвачена Орденом.

Русские князья не желали мириться с потерей прибалтийских территорий. Князь Ярослав Всеволодович, бывший тогда новгородским князем, организовал несколько походов на Ригу. В 1228 г. псковичи отказались поддержать новгородского князя, сославшись на то, что все прежние походы заканчивались ответными ударами крестоносцев по Пскову и прилегавшим к нему землям. Стремясь обезопасить свои владения, Псков заключил договор о взаимопомощи с Ригой. Орден брал Псков под свою защиту, а псковичи теперь должны были участвовать в походах крестоносцев на прибалтийские племена. Кроме того, крестоносцы попытались учредить католическое епископство с центром в Пскове. Положение псковичей было крайне трудным. По сути они оказались между двух огней. Будучи в составе Новгородской феодальной республики, Псков далеко не всегда получал своевременную помощь. Отсюда осторожная и даже двойственная политика, особенно осложнившаяся после захвата рыцарями псковского пригорода Изборска.

Все это заставило новгородцев с оружием в руках встать на защиту своих интересов. Тем более что в борьбу вмешались шведские и датские рыцари, систематически совершавшие набеги на южное побережье Прибалтики.

Защитником новгородских земель стал князь Александр Ярославич, позже получивший прозвище Невский. Основанием для прозвища послужила победа молодого князя над шведским отрядом, появившимся в 1240 г. на берегу Невы, у устья Ижоры.

Однако подлинную славу Александру принесла победа, одержанная над ливонскими рыцарями в сражении на Чудском озере. Весной 1242 г. Александр изгнал двух немецких фогтов (судей), сидевших в Пскове. Затем он освободил ряд приграничных русских крепостей, захваченных крестоносцами, и вторгся в земли эстов, плативших дань Риге. Рыцари разбили передовой отряд Александра и оттеснили князя к Чудскому озеру. Здесь 5 апреля разыгралось одно из крупнейших сражений в борьбе за земли Восточной Прибалтики. Полководческий талант Александра позволил ему одержать победу над крестоносцами. Победа в Ледовом побоище укрепила безопасность северо-западных рубежей русской земли.

Однако соседи Новгорода и Пскова не отказались от планов взять реванш за поражение. Борьба возобновилась и шла с переменным успехом. В 1268 г. новгородцы вместе с полочанами и смолянами предприняли большой поход на датских феодалов, обосновавшихся в Эстонии. Возглавил поход переяславский князь Дмитрий Александрович. Походу предшествовало соглашение новгородского правительства с Орденом, обещавшим не помогать датчанам. Однако крестоносцы нарушили соглашение и напали на русских. У Раковора 18 февраля «бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди». Обе стороны понесли большие потери. На следующий день битва возобновилась и русские войска разбили врага. Почти одновременно отряд псковичей под началом князя Довмонта совершил опустошительный набег на немецкие владения.

Итогом Раковорской битвы стало заключение договора 1270 г. между Новгородом и Ливонией, положившего конец крестовым войнам против Северо-Западной Руси. Военные столкновения на русско-ливонской границе продолжались и после этого, но крестоносцы уже не ставили задачи учреждения католических епархий на Руси.